Михаил Бакунин
Михаил Бакунин | |
---|---|
Рожденный | Михаил Александрович Бакунин 30 мая 1814 г. ( NS ) Pryamukhino , Tver Governorate , Russian Empire (present-day Kuvshinovsky District , Tver Oblast , Russia ) |
Умер | 1 июля 1876 г. | ( 62 года
Семья | Бакунин |
Эра | Философия 19 века |
Область | |
Школа |
|
Подпись | |
Часть серии о |
Анархизм |
---|
Михаил Александрович Бакунин [а] ( / bə ˈ k uː n ɪ n / bə- КОО 's ; [4] 30 мая 1814 — 1 июля 1876) — русский революционный анархист . Он входит в число наиболее влиятельных фигур анархизма и крупную фигуру революционного социалистического , социального анархического , [5] и коллективистские анархистские традиции. Престиж Бакунина как революционера также сделал его одним из самых известных идеологов в Европе, получившим значительное влияние среди радикалов по всей России и Европе.
Бакунин вырос в Прямухино родовом имении в Тверской губернии . С 1840 учился в Москве , затем в Берлине в надежде поступить в академию. Позже в Париже он познакомился с Карлом Марксом и Пьером-Жозефом Прудоном , которые оказали на него глубокое влияние. Растущий радикализм Бакунина положил конец надеждам на профессорскую карьеру. Он был выслан из Франции за противодействие империей Российской оккупации Польши . После участия в восстаниях в Праге 1848 года и Дрездене 1849 года Бакунин был заключен в тюрьму, предан суду, приговорен к смертной казни и неоднократно экстрадирован. Наконец, сосланный в Сибирь в 1857 году, он бежал через Японию в США, а затем в Лондон , где работал с Александром Герценом над журналом Колокол « » . В 1863 году Бакунин уехал, чтобы присоединиться к восстанию в Польше , но не смог туда добраться и вместо этого провел время в Швейцарии и Италии.
В 1868 году Бакунин вступил в Международную ассоциацию рабочих , что привело к быстрому росту влияния анархистской фракции. 1872 года На Гаагском конгрессе доминировала борьба между Бакуниным и Марксом, который был ключевой фигурой в Генеральном совете Интернационала и выступал за использование государства для построения социализма. Напротив, Бакунин и анархистская фракция выступали за замену государства федерациями самоуправляющихся предприятий и коммун. Бакунин не смог добраться до Нидерландов, и анархистская фракция проиграла дебаты в его отсутствие. Бакунин был исключен из Интернационала за поддержание, по мнению Маркса, секретной организации внутри Интернационала, и в 1872 году основал Антиавторитарный Интернационал. С 1870 года до своей смерти в 1876 году Бакунин писал свои более длинные работы, такие как «Этатизм», «Анархия и Бог». и Государство , но продолжал непосредственно участвовать в европейских рабочих и крестьянских движениях. В 1870 году он участвовал в восстании в Лион , Франция. Бакунин стремился принять участие в анархистском восстании в Болонье , Италия, но его ухудшающееся здоровье вынудило его тайно вернуться в Швейцарию.
Бакунина помнят как крупную фигуру в истории анархизма, противника марксизма , особенно диктатуры пролетариата ; и за его предсказания о том, что марксистские режимы будут однопартийными диктатурами, правящими над пролетариатом, а не правлением пролетариата. Его книга «Бог и государство» была широко переведена и до сих пор издается. Бакунин оказал значительное влияние на таких мыслителей, как Питер Кропоткин , Эррико Малатеста , Герберт Маркузе , Е.П. Томпсон , Нил Постман и А.С. Нил, а также на синдикалистские организации, такие как IWW , анархистов Гражданской войны в Испании и современных анархистов, участвовавших в современное антиглобалистское движение . [6]
Жизнь
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]30 мая [ OS родился Михаил Александрович Бакунин 18 мая] 1814 года в семье русского дворянина . [7] В имении его семьи Прямухино в Тверской области к северо-западу от Москвы проживало более 500 крепостных. [8] Его отец, Александр Михайлович Бакунин , был российским дипломатом, служившим в Италии. Вернувшись в Прямухино и женившись на гораздо более молодой Варваре Александровне Муравьевой, Бакунин-старший воспитал своих десяти детей в педагогической модели Руссо . [7] Михаил Бакунин, их третий ребенок и старший сын, [9] читал языки, литературу и философию того периода и описывал свою юность как идиллическую, защищенную от реалий русской жизни. Еще подростком он начал подготовку к военной карьере в Санкт-Петербургском артиллерийском училище, но отказался. [7] Став офицером в 1833 году, он воспользовался свободой участия в общественной жизни города, но не реализовал ее. За неуспеваемость в учебе, в начале 1834 года его отправили в качестве наказания в Белоруссию и Литву, где он читал академическую теорию и философию. Он покинул школу в 1835 году и избежал ареста только благодаря семейному влиянию. [9] В конце года его демобилизовали, и, несмотря на протесты отца, он уехал в Москву, чтобы продолжить карьеру учителя математики. [10]
Бакунин вел богемную, интеллектуальную жизнь в Москве, где немецкая романтическая литература и идеалистическая философия . в 1830-е годы влиятельными были [7] В интеллектуальном кругу Николая Станкевича Бакунин читал немецкую философию, от Канта до Фихте и Гегеля , [9] и опубликовали русские переводы своих произведений. [11] Бакунин сделал первый русский перевод Гегеля и к 1837 году был ведущим российским знатоком Гегеля. [12] Бакунин подружился с русскими интеллектуалами, в том числе с литературным критиком Виссарионом Белинским , поэтом Николаем Огаревым , писателем Иваном Тургеневым и писателем Александром Герценом в юности до своей карьеры. [11] Герцен профинансировал обучение Бакунина в Берлинском университете в 1840 году. От планов Бакунина вернуться в Москву в качестве профессора вскоре отказались. [13]
В Берлине Бакунин тяготел к младогегельянцам , интеллектуальной группе с радикальными интерпретациями философии Гегеля. [11] и кто привлек Бакунина к политическим темам. [13] В начале 1842 года он уехал из Берлина в Дрезден и встретил гегельянца Арнольда Руге . [13] опубликовавший первую оригинальную публикацию Бакунина. Немецкий : Die Reaktion in Deutschland («Реакция в Германии») предлагает продолжение Французской революции остальной Европе и России. [11] Хотя эта книга написана на гегелевском жаргоне и опубликована под псевдонимом, она ознаменовала переход Бакунина от философии к революционной риторике. [13]
Революционная деятельность и тюремное заключение
[ редактировать ]На протяжении 1840-х годов Бакунин перерос в революционную агитацию. [11] Когда его кадры вызвали интерес со стороны российских секретных агентов, Бакунин в начале 1843 года уехал в Цюрих . Он встретил протокоммуниста Вильгельма Вейтлинга , арест которого привел к тому, Берна перестало доверять Бакунину. что российское посольство [13] Вопреки приказу России вернуться, российский Сенат лишил его дворянских прав и заочно приговорил его к каторжным работам в Сибири. [14] Не имея стабильной финансовой поддержки, Бакунин стал странствовать, путешествуя по Европе и встречаясь с людьми, оказавшими на него влияние. [11] Он посетил Брюссель и Париж , где присоединился к международным эмигрантам и социалистам, подружился с анархистом Пьером-Жозефом Прудоном и встретил философа Карла Маркса , с которым позже вступил в борьбу. [13] Бакунин стал лично активно участвовать в политической агитации только в 1847 году, когда польские эмигранты в Париже пригласили его выступить в память о польском восстании 1830 года . с речью [13] Его призыв к полякам свергнуть царизм в союзе с российскими демократами сделал Бакунина известным во всей Европе и побудил российского посла успешно потребовать депортации Бакунина. [15]
Когда французский король Луи-Филипп I отрекся от престола во время Февральской революции 1848 года , Бакунин вернулся в Париж и наслаждался революционной средой. [11] При поддержке французского правительства он направился в Прусскую Польшу, чтобы агитировать за восстание против России, но так и не прибыл. [16] Он присутствовал на Пражском славянском конгрессе 1848 года , чтобы защитить права славян от немецкого и венгерского национализма, и участвовал в его импровизированном восстании против австрийских Габсбургов . он написал Aufruf an die Славен Не попав в плен, в конце года («Обращение к славянам»), выступая за создание славянской федерации и восстание против правительств Австрии, Пруссии, Турции и России. Его широко читали и переводили. [17]
После участия как в Пражском восстании, так и в Дрезденском восстании 1849 года Бакунин был заключен в тюрьму, предан суду, приговорен к смертной казни, неоднократно экстрадирован и в конечном итоге помещен в одиночную камеру в Петропавловской крепости Санкт -Петербурга, Россия , в 1851 году. годы спустя он перевелся в Шлиссельбургскую крепость под Санкт-Петербургом еще на три года. Тюрьма выдержала, но не сломила Бакунина, который сохранил свой революционный рвение даже после выхода на свободу. Однако он написал автобиографическую «Исповедь» , преклоняющую колени перед российским императором, которая оказалась спорным документом после ее публичного открытия примерно 70 лет спустя. Письмо не улучшило условия его содержания в тюрьме. В 1857 году Бакунину разрешили перевестись в постоянную ссылку в Сибирь. Там он женился на Антонии Квятковской. [17] прежде чем бежать в 1861 году сначала в Японию, затем в Сан-Франциско, через всю страну в Нью-Йорк и к концу года прибыл в Лондон. [18] Бакунин прибыл в Америку как раз в Гражданской войны разгар . Беседуя со сторонниками обеих сторон, Бакунин заявил, что его симпатии были на стороне Севера, хотя он заявил о лицемерии заявленной ими цели освобождения рабов, а также принуждения Юга остаться в Союзе. [19]
Вернувшись в Европу
[ редактировать ]В Лондоне Бакунин воссоединился с Герценом и Огаревым. Бакунин сотрудничал с ними в их русскоязычной газете, но его революционный пыл превосходил их умеренную программу реформ. Брошюра Бакунина 1862 года « Народное дело : Романов, Пугачев или Пестель?» критиковал русского царя за то, что он не использовал свое положение для содействия бескровной революции и предотвращения нового восстания Пугачева . В начале августа 1862 года он ненадолго побывал в Париже. [20] В это время в Париже известный фотограф Надар сделал три его знаменитые фотографии 7 августа 1862 года. После того, как его сфотографировали, он также подписал « Золотую книгу Надара» (альбом для автографов), написал (лист 161): «Берегитесь свободы не придет к вам с севера». [21] [22] В 1863 году Бакунин присоединился к безуспешной попытке снабдить вооруженными людьми Январское польское восстание против России. Бакунин, воссоединившийся с женой, в следующем году переехал в Италию, где они пробыли три года. [18]
Бакунин, когда ему было чуть за 50, свои основные анархистские мысли развил в Италии. Он продолжал совершенствовать эти идеи в оставшиеся 12 лет. Среди этой идеологии было первое из многих заговорщических революционных обществ, хотя ни одно из них не участвовало в революционных действиях, главным образом в революционном свержении государства, которое должно было быть заменено свободной федерацией между добровольно связанными экономическими производителями. [18]
В 1867 году он переехал в Швейцарию, более благоприятную среду для революционной литературы. Анархистские сочинения Бакунина были фрагментарными и плодовитыми. [18] После краха Франции во франко-прусской войне 1870 года Бакунин отправился в Лион и принял участие в бесплодной Лионской коммуне , в которой граждане ненадолго оккупировали мэрию. Бакунин отступил в Швейцарию. [23]
В Швейцарии русский революционер Сергей Нечаев обратился к Бакунину с просьбой о сотрудничестве. Не зная о прошлых предательствах Нечаева, Бакунин проникся революционным рвением Нечаева, и они вместе создали « Катехизис революционера» 1869 года , трактат, который одобрял аскетический образ жизни для революционеров, не имеющих социальных или моральных связей. Связь Бакунина с Нечаевым нанесла ущерб репутации первого. Однако более поздние исследования оспаривают авторство катехизиса, считая Нечаева основным или единственным автором. Бакунин в конечном итоге отрекся от их связи. [24]
Первый Интернационал
[ редактировать ]Хотя Бакунин встретил Карла Маркса в Париже (1844 г.) и Лондоне (1864 г.), он познакомился с ним через Первый Интернационал (Международное объединение рабочих), который Маркс и Фридрих Энгельс сформировали в 1860-х годах. Отношения Бакунина с Марксом в начале 1870-х годов стали напряженными как из-за межличностных, так и из-за идеологических разногласий. Бакунин уважал эрудицию Маркса и его страсть к социализму, но находил его личность авторитарной и высокомерной. В свою очередь, Маркс скептически относился к русскому реакционизму и неуправляемости Бакунина. [24] Развивая в этот период свои анархистские идеи, Бакунин стал рассматривать федеративную социальную организацию, возглавляемую крестьянством и беднейшими рабочими, как главную послереволюционную цель, в то время как Маркс верил в диктатуру пролетариата , возглавляемую организованными рабочими в промышленно развитых странах. развитые страны, в которых рабочие используют государственную инфраструктуру до тех пор, пока государство не отомрёт . Бакунисты ненавидели политическую организацию, которую защищал Маркс. [25]
Первого Интернационала Маркс добился исключения Бакунина и анархистов-бакунистов с Гаагского конгресса в 1872 году . Этот переломный момент отделил марксистское социалистическое движение от анархистского движения и привел к уничтожению Интернационала. Идеи Бакунина, тем не менее, продолжали распространяться среди рабочего движения Испании и часовщиков Швейцарской федерации Юра . [26]
Бакунин написал свою последнюю крупную работу «Этатизм и анархия» (1873) анонимно на русском языке, чтобы спровоцировать подпольную революцию в России. Он вновь заявляет о его анархистской позиции, утверждает Германскую империю как самое централизованное государство, противостоящее европейскому анархизму, сравнивает Маркса с немецким авторитаризмом и предупреждает о диктатуре Маркса, когда автократы возглавляют пролетариат ради собственной выгоды от имени пролетариата. Это предчувствие усугубило пропасть между марксистами и анархистами-бакунистами. [26]
Одним из последних революционных актов Бакунин вместе со своими итальянскими последователями спланировал неудачное Болонское восстание 1874 года . Его провал стал серьезным ударом по итальянскому анархистскому движению . Бакунин отступил в Швейцарию. [27] откуда он вышел в отставку и умер в Берне 1 июля 1876 года. [28]
Мысль
[ редактировать ]«Страсть к разрушению — это еще и творческая страсть». [11]
Большая часть работ Бакунина об анархизме отражает антипатию к государству и «самой политической организации как источнику угнетения и эксплуатации». Его революционные решения сосредоточены на отмене государства и иерархических религиозных, социальных и экономических институтов, которые должны быть заменены системой свободно федеративных коммун, организованных «снизу вверх» с добровольными ассоциациями экономических производителей, начинающихся на местном уровне, но якобы организующихся на международном уровне. Эти мысли были впервые опубликованы в его незаконченной книге « Кнуто-германская империя и социальная революция» 1871 года , расширены второй частью, опубликованной в его «Трудах» 1908 года , и снова развиты фрагментом, найденным и опубликованным посмертно под названием « Бог и государство » (1882). Последняя была его самой известной работой, широко переводившейся. [18] и пробный камень анархистской литературы. [29] Он призывает отказаться и от государства, и от религии, чтобы реализовать врожденную свободу человека. [18]
Основная политическая мысль Бакунина была обращена к освободительным сообществам, члены которых свободно развивают свои способности и способности, не подавляя друг друга. [30] Участие в жизни сообщества было его личной заботой, и его видение роли сообщества в создании свободных и счастливых людей проистекало из его близких отношений между братьями и сестрами. Бакунин безуспешно искал общности в религии и философии через влияние Арнольда Руге (левое гегельянство), Людвига Фейербаха (философский гуманизм), Вильгельма Вейтлинга (протокоммунизм) и Пьера-Жозефа Прудона (ранний анархизм). Бакунин обратился от метафизики и теории к практике создания сообществ свободных, независимых людей. [31] Его первые попытки сделать это с польскими эмигрантами и Пражским славянским конгрессом в 1840-х годах были сосредоточены на национальном освобождении, но после неудачной польской военно-морской экспедиции 1863 года он обратился к освободительному сообществу. [31] Для Бакунина свобода требовала общности (так что человечество могло бы быть свободным только в том случае, если бы все были свободны) и равенства (чтобы все люди имели одинаковую исходную основу), включая равенство в правах и социальных функциях для женщин. [32]
Он предвидел международную революцию пробудившихся масс, которая приведет к появлению новых форм социальной организации (с помощью комитетов делегатов и независимых муниципалитетов) в крупномасштабной федерации, упраздняющей всю государственную структуру и социальное принуждение. В этом эмансипированном сообществе каждый взрослый будет иметь право на свободу, руководствоваться своей совестью и разумом в соответствии со своей волей, неся ответственность прежде всего перед самим собой, а затем перед своим сообществом. Он не верил, что реформированное буржуазное или революционное государство сможет эмансипироваться, как такое сообщество, которое он описал, поэтому его видение революции означало не захват власти, а обеспечение того, чтобы никакая новая власть не заняла место старой. [33]
Бакунин не был систематическим мыслителем и не разрабатывал грандиозные системы или теоретические конструкции. [32] Его сочинения были плодовитыми и фрагментарными. Он был склонен к большим отступлениям и редко завершал то, о чем намеревался рассказать. В результате многие из его работ об анархизме не имеют единой последовательности и были опубликованы только посмертно. [18] Бакунин действительно развил свою теоретическую точку зрения через проекты программ. [33] Бакунин впервые назвал себя анархистом в 1867 году. [32]
Власть
[ редактировать ]Бакунин считал, что институты церкви и государства противоречат целям освободительного сообщества, а именно, что они навязывают мудрость и справедливость сверху под предлогом, что массы не могут полностью самоуправляться. Он писал, что «эксплуатировать и управлять — одно и то же». [32] Бакунин рассматривал государство как регулируемую систему господства и эксплуатации привилегированного правящего класса. [32] Это относилось к государствам как историческим, так и современным, включая современные монархии и республики, каждая из которых использовала военную и бюрократическую централизацию. Он рассматривал представительные демократии как парадоксальную абстракцию социальной реальности. Хотя народный законодательный орган призван представлять волю народа, на практике он редко функционирует как таковой. Вместо этого избранные политики представляли собой абстракции. Бакунин считал, что влиятельные институты по своей сути сильнее индивидуальной воли и неспособны к внутренним реформам из-за непреодолимых амбиций и искушений, которые развращают власть имущих. Для Бакунина анархисты по праву были «врагами всякой власти, зная, что власть развращает тех, кто ею наделен, так же, как и тех, кто вынужден подчиняться ей». [34]
Бакунин вступил в конфликт с Марксом по поводу рабочего управления и революционных перемен. Бакунин утверждал, что даже лучший революционер, взошедший на российский престол, станет хуже царя Александра. Бакунин писал, что социалистические рабочие, находящиеся у власти, станут бывшими рабочими, которые будут управлять своими собственными претензиями, а не представлять народ. [35] Бакунин не верил в то, что переходная диктатура служит какой-либо цели, кроме как увековечить себя, заявив, что «свобода без социализма — это привилегия и несправедливость, а социализм без свободы — это рабство и жестокость». [36] Бакунин не соглашался с Марксом в том, что государство отомрет под властью рабочих и что рабочие завоевания и изменения в условиях производства по своей сути убьют государство. [36] Бакунин поощрял стихийные действия рабочих против предложенной Марксом организации партии рабочего класса. [35]
Хотя Бакунин верил, что наука и специалисты могут быть полезны в просвещении общества, он не верил в правительство экспертов или в то, чтобы позволить какому-либо привилегированному меньшинству править над большинством или какой-либо предполагаемой разведке править предполагаемой глупостью. Бакунин писал о том, что он ссылался на «авторитет сапожника» по сапогам и на ученых по их специальностям и свободно выслушивал их с уважением к их знаниям, но не позволял сапожнику или ученому навязывать этот авторитет и не позволял им выходить за рамки упрек критики или порицания. Бакунин считал, что власть должна находиться в постоянном добровольном обмене, а не в постоянном подчинении. Он считал, что интеллект имеет внутренние преимущества и не требует дополнительных привилегий. [37]
Революционные общества
[ редактировать ]Ближе к концу своей жизни, начиная с 1864 года в Италии с Международным братством, Бакунин попытался объединить свою международную сеть в рамках тайных революционных обществ, что противоречило его выраженной осторожности против автократических тенденций революционной элиты. [38] Эти неформальные группы, состоящие из окружения Бакунина, существовали в основном на бумаге и, таким образом, не участвовали в революционных действиях и не соединяли революционную теорию с практикой, как предполагал Бакунин. [39] Группы действовали со значительной автономией, расходясь с Бакуниным по множеству спорных вопросов. Несмотря на то, что на Гаагском конгрессе они были представлены как находящиеся под суровой властью Бакунина, они были организованы на основе личных отношений, а не на основе вертикальной иерархии и членских рангов, которые можно найти в записях Бакунина. [40] Его письменные программы играли большую роль в его политике, чем эти проекты тайных обществ. [33]
Идея «невидимой диктатуры» была центральной в политике Бакунина. В сочетании с оппозицией Бакунина парламентской политике историк Питер Маршалл писал, что такая тайная партия — о ее существовании неизвестно и ее политика никому не подчиняется — имеет потенциал для большей тирании, чем бланкистская или марксистская партия, и ее трудно представить как предвещающую открытую политику. , демократическое общество. [41]
Личная жизнь
[ редактировать ]Бакунин женился на Антонии Квятковской, родом из Польши, во время ссылки в Сибири. Квятковская была намного моложе Бакунина (разница в 26 лет; ей было 18) и мало интересовалась политикой. Их разногласия и скудное внимание Бакунина к романтике заставили биографов размышлять о возможных психосексуальных причинах личной жизни Бакунина и степени его преданности революционным действиям. Хотя она оставалась замужем за Бакуниным до его смерти в 1876 году, у Квятковской было трое детей от другого мужчины, пока Бакунин был еще жив - его итальянского ученика, который женился на ней после смерти Бакунина. [42]
Наследие
[ редактировать ]Бакунин был ведущим революционером-анархистом XIX века, действовавшим с 1840-х по 1870-е годы. [7] Его основополагающие анархистские сочинения помогли движению противостоять капитализму и марксизму и стали более популярными после его смерти, а некоторые из его наиболее уважаемых работ были опубликованы посмертно и в новых изданиях. Его «Этатизм и анархия» повлияли на растущее русское народническое движение крестьянского социализма, а его анархизм повлиял на идеологию как русской революции , так и гражданской войны в Испании . 1960-х годов Новые левые возродили интерес к его работам и идеям добровольного объединения и оппозиции авторитарному социализму, опубликовав новые издания и переводы. [28]
Наследие Бакунина отражает парадокс и двойственность, в которой он жил. Как выразился историк Пауль Аврич , Бакунин был «дворянином, жаждавшим крестьянского восстания, либертарианцем с стремлением доминировать над другими, интеллектуалом с сильным антиинтеллектуальным уклоном», который заявлял о поддержке неограниченной свободы, требуя при этом безоговорочного повиновения от его последователи. Многие из его действий приближали его к более поздним авторитарным движениям, даже если его слова были антиавторитарными. [43]
В частности, антисемитские отрывки в произведениях Бакунина были предметом широкого интереса, так что биограф Бакунина Марк Лейер сказал, что этот вопрос поднимается каждый раз, когда он говорит о Бакунине. И Лейер, и исследователь антисемитизма Эйрик Эйглад отметили, что антисемитизм не был существенным для мысли Бакунина, и его мысли не ценились из-за его антисемитизма. [44] Социолог Марсель Штетцлер утверждал обратное, заявляя, что антисемитский образ еврейского мирового господства находился в центре политической мысли Бакунина. [45] Антиеврейское и антинемецкое недовольство Бакунина наиболее заметно в контексте его нападок на Маркса, но его антисемитизм возник еще до этих отрывков. [46] [47] Ученый Маршалл Шац отметил, что существует разрыв между эгалитарными принципами Бакунина и его этническими предрассудками, даже если этот антисемитизм и стереотипы были распространены среди французских радикалов той эпохи. [46] и разделяемый самим Марксом. [48]
Ноам Хомский назвал предсказание Бакунина о том, что марксистские режимы станут диктатурами, «одним из немногих предсказаний социальных наук, которые действительно сбылись». [49]
Архивы Бакунина хранятся в нескольких местах: Пушкинском доме , Государственном архиве Российской Федерации , Российской государственной библиотеке , Российском государственном архиве литературы и искусства , Российской национальной библиотеке , Международном институте социальной истории . [28]
Работает
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]Брошюры
[ редактировать ]- Безгосударственный социализм: анархизм (1953)
- Марксизм, свобода и государство , [50] (перевод Кеннета Кенафика в 1950 году)
- Парижская Коммуна и идея государства (1871 г.)
- Безнравственность государства (1953)
- Этатизм и анархия (1990), издательство Кембриджского университета, ISBN 0521361826
- Революционный катехизис (1866 г.)
- Коммуна, церковь и государство (1947)
- Основание Первого Интернационала (1953 г.)
- О Руссо (1972)
- Нет богов, нет мастеров (1998) Даниэля Герена , Эдинбург: AK Press, ISBN 1873176643
Статьи
[ редактировать ]- «Власть развращает лучших» (1867)
- «Классовая война» (1870)
- «Что такое авторитет?» (1870)
- «Воспоминания о Марксе и Энгельсе» (1869 г.)
- «Красная ассоциация» (1870)
- «Солидарность в свободе» (1867 г.)
- «Немецкий кризис» (1870 г.)
- «Бог или труд» (1947)
- «Где я стою» (1947)
- «Обращение к моим русским братьям» (1896)
- «Социальный переворот» (1947)
- «Интегральное образование, часть I» (1869 г.)
- «Интегральное образование, часть II» (1869 г.)
- «Организация Интернационала» (1869 г.)
- «Польская декларация» (1896 г.)
- «Политика и государство» (1871)
- «Рабочие и Сфинкс» (1867)
- «Политика Совета» (1869 г.)
- «Два лагеря» (1869)
Коллекции
[ редактировать ]- Бакунин об анархизме (1971). Отредактировано, переведено и с предисловием Сэма Долгоффа . Предисловие Пола Аврича . Нью-Йорк: Кнопф. Первоначально опубликованный как «Бакунин об анархии» , он включает в себя книгу Джеймса Гийома « Бакунин: биографический очерк» . ISBN 0043210120 .
- Михаил Бакунин: Избранные сочинения (1974). А. Ленинг (ред.). Нью-Йорк: Гроув Пресс. ISBN 0802100201 .
- Анархизм: Документальная история либертарианских идей , Том 1: От анархии к анархизму (300 г. н.э. – 1939 г.) (2005). Роберт Грэм (ред.). Монреаль и Нью-Йорк: Книги Черной Розы. ISBN 1551642514 .
- Политическая философия Бакунина (1953). Г. П. Максимов (ред.). В него входит «Михаил Бакунин: Биографический очерк » Макса Неттлау.
- Основной Бакунин: Сочинения 1869–1871 (1992). Роберт М. Катлер (ред.). Нью-Йорк: Книги Прометея, 1992. ISBN 0879757450 .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Russian: Михаил Александрович Бакунин , IPA: [mʲɪxɐˈil ɐlʲɪkˈsandrəvʲɪdʑ bɐˈkunʲɪn] .
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Петров, Кристиан (2019). « 'Ударь, направо и налево!': концептуально-исторический анализ русского нигилизма 1860-х годов и его понятия отрицания» . Стад Восток Eur Мысль . 71 (2): 73–97. дои : 10.1007/s11212-019-09319-4 . S2CID 150893870 .
- ^ Сканлан, Джеймс П. (1998). «Русский материализм: '1860-е годы' ». Философская энциклопедия Рутледжа . Тейлор и Фрэнсис. дои : 10.4324/9780415249126-E050-1 . ISBN 978-0415250696 .
- ^ Эди, Джеймс М.; Сканлан, Джеймс; Зельдин, Мэри-Барбара (1994). Русская философия, том II: нигилисты, народники, критики религии и культуры . Университет Теннесси Пресс. п. 3.
Сам Бакунин был западником
- ^ "Бакунин" . Словарь колледжа Random House Кернермана Вебстера . 2010.
- ^ Мастерс, Энтони (1974), Бакунин, отец анархизма , Saturday Review Press, ISBN 0841502951
- ↑ Сейл, Киркпатрик (06.11.2006). Враг государства. Архивировано 4 июня 2011 года в Wayback Machine , The American Conservative.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шац 2003 , с. 35.
- ^ Экхардт 2022 , с. 308.
- ^ Перейти обратно: а б с Экхардт 2022 , с. 309.
- ^ Шац 2003 , с. 35; Экхардт 2022 , с. 309.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Шац 2003 , с. 36.
- ^ Экхардт 2022 , стр. 309–310.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Экхардт 2022 , с. 310.
- ^ Шац 2003 , с. 36; Экхардт 2022 , с. 310.
- ^ Экхардт 2022 , стр. 310–311.
- ^ Шац 2003 , стр. 36–37.
- ^ Перейти обратно: а б Шац 2003 , с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Шац 2003 , с. 38.
- ^ Аврич, Пол. «Бакунин в Америке» (PDF) .
- ^ Кавелин, Константин (1894). Драгоманов, Михаил (ред.). Общественно-политическая переписка Константина Кавелина и Ивана Тургенева с Александром Ив. Червы: С дополнениями и пояснениями . Библиотека русских памятных вещей; 4 тома (на немецком языке). Штутгарт: Издательство преемника книжного магазина JG Cotta. стр. 64–66.
- ^ Бегли, Адам (5 июля 2017 г.). «Золотая книга Надара» . Парижское обозрение . Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ «Альбом автографов Надара» . Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ Шац 2003 , стр. 38–39.
- ^ Перейти обратно: а б Шац 2003 , с. 39.
- ^ Шац 2003 , стр. 39–40.
- ^ Перейти обратно: а б Шац 2003 , с. 40.
- ^ Дрейк 2009 , стр. 35–36.
- ^ Перейти обратно: а б с Шац 2003 , с. 41.
- ^ Экхардт 2022 , с. 313.
- ^ Экхардт 2022 , стр. 315–316.
- ^ Перейти обратно: а б Экхардт 2022 , с. 316.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Экхардт 2022 , с. 318.
- ^ Перейти обратно: а б с Экхардт 2022 , с. 317.
- ^ Экхардт 2022 , с. 319.
- ^ Перейти обратно: а б Экхардт 2022 , с. 321.
- ^ Перейти обратно: а б Экхардт 2022 , с. 322.
- ^ Экхардт 2022 , с. 320.
- ^ Шац 2003 , с. 38; Экхардт 2022 , с. 323.
- ^ Экхардт, 2022 , стр. 317, 323–324; Шац 2003 , с. 38.
- ^ Экхардт 2022 , стр. 317, 324.
- ^ Маршалл 1992 , с. 287.
- ^ Шац 2003 , стр. 37–38.
- ^ Аврич 1988 , с. 14.
- ^ Эйглад 2015 , стр. 235–236 .
- ^ Штетцлер 2014 , стр. 139–140.
- ^ Перейти обратно: а б Шац 1990 , с. ххх .
- ^ Чейнс, Джером А. (2004). Антисемитизм: Справочник . Академик Блумсбери. п. 151. ИСБН 9781576072097 .
- ^ Лейер 2009 , стр. 276 .
- ^ Ноам Хомский - Ленин, СССР и предсказания Бакунина , получено 8 июля 2023 г.
- ^ Ходжес, Дональд Кларк. «Взлет и падение воинствующего профсоюзного движения». Американский журнал экономики и социологии , том. 20, нет. 5, 1961, стр. 483–96. JSTOR , JSTOR 3484301 . По состоянию на 9 марта 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Аврич, Пол (1988). Анархистские портреты . Принстон: Издательство Принстонского университета . стр. 5–52 . дои : 10.2307/j.ctv173f13b . ISBN 978-0691047539 . JSTOR j.ctv173f13b . OCLC 17727270 . S2CID 241705620 .
- Дрейк, Ричард (2009). «Карло Кафьеро». Апостолы и агитаторы: марксистская революционная традиция Италии . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-03432-7 .
- Экхардт, Вольфганг (2022). «Михаил Бакунин и социальный анархизм» . Ван дер Линден, Марсель (ред.). Кембриджская история социализма . Том. 1. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 308–330. ISBN 978-1-108-48134-2 .
- Эйглад, Эйрик (2015). «Антисионизм и анархическая традиция». В Розенфельде, Элвин Х. (ред.). Расшифровка нового антисемитизма . Исследования антисемитизма. Издательство Университета Индианы. стр. 206–241. ISBN 978-0-253-01869-4 .
- Лейер, Марк (2009) [2006]. Бакунин: Творческая страсть . Нью-Йорк : Seven Stories Press . ISBN 978-1583228944 . OCLC 1090891844 .
- Маршалл, Питер (1992). «Майкл Бакунин: Фанатик свободы». Требуя невозможного: история анархизма . Лондон: ХарперКоллинз. стр. 263–308. ISBN 978-0-00-217855-6 .
- Шац, Маршалл (1990). "Введение". Бакунин: Этатизм и анархия . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-36973-2 .
- Шац, Маршалл С. (2003). «Михаил Александрович Бакунин» . В Гиллеспи, Алисса Динега (ред.). Русская литература в эпоху реализма . Словарь литературной биографии . Том. 277. Детройт, Мичиган: Гейл. стр. 34–41. ISBN 9780787660215 . Гейл OOJNKW999627593 .
- Штетцлер, Марсель (2014). Антисемитизм и конституция социологии . Издательство Университета Небраски. ISBN 978-0-8032-4864-9 .
- Вудкок, Джордж (1986). «Разрушительный призыв». Анархизм: история либертарианских идей и движений (2-е изд.). Хармондсворт: Книги Пингвинов. стр. 121–152. ISBN 978-0-14-022697-3 . OCLC 489971695 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Олдред, Гай (1940). Бакунин . Глазго : Стрикленд Пресс . OCLC 915244740 .
- Анго, Жан-Кристоф. «Революция и славянский вопрос: 1848 год и Михаил Бакунин» в книге Дугласа Моггача и Гарета Стедмана Джонса (ред.) Революции 1848 года и европейская политическая мысль. Издательство Кембриджского университета, 2018.
- Букчин, Мюррей (1998). Испанские анархисты: героические годы, 1868–1936 . Канада: АК Пресс . ISBN 187317604X . OCLC 1112575991 .
- Карр, Э.Х. (1975) [1937]. Михаил Бакунин . Лондон : Макмиллан Пресс . дои : 10.1007/978-1-349-02632-6 . ISBN 978-1349026326 . OCLC 1004387682 . СБН 333 18425 4 .
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 231.
- Кокрейн, Стивен (1977). Сотрудничество Нечаева, Огарева и Бакунина в 1869 году . Восточноевропейские исследования в университетах земли Гессен. Том 18. Гиссен : В. Шмитц. ISSN 0474-8328 . OCLC 462089331 .
- Давид, Зденек В. «Фрич, Герцен и Бакунин: столкновение двух политических культур». Восточноевропейская политика и общества 12.1 (1997): 1–30.
- Экхардт, Вольфганг (2016). Первый социалистический раскол: Бакунин против Маркса в Международном товариществе рабочих . Окленд, Калифорния : PM Press . ISBN 978-1629630427 . LCCN 2014908069 . OCLC 1242987176 .
- Гудвин, Джеймс (2007). «Русский анархизм и большевизация Бакунина в ранний советский период». Критика . 8 (3): 533–560. дои : 10.1353/kri.2007.0035 . ISSN 1538-5000 . S2CID 154662742 .
- Герен, Даниэль . Анархизм: от теории к практике . Нью-Йорк: Monthly Review Press, 1970 (мягкая обложка, ISBN 0853451753 ).
- Гийом, Джеймс (1972) [1907]. «Михаил Бакунин: Биографический очерк» . В Долгоффе, Сэм (ред.). Бакунин об анархии . Винтажные книги. стр. 22–52. ISBN 039471783X . OCLC 5928655 .
- Иудаика (1950), Historia judaica, тома 12–14 , опубликовано преемником Юлиуса Киттля.
- Келли, Эйлин (1982). Михаил Бакунин: Исследование психологии и политики утопизма . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-827244-8 . LCCN 82-6287 .
- Мастерс, Энтони (1974). Бакунин: отец анархизма . Лондон : Сиджвик и Джексон. ISBN 0283979569 . OCLC 907511050 .
- Маклафлин, Пол (2002). Михаил Бакунин: Философские основы его анархизма . Нью-Йорк : Издательство Алгора. ISBN 1892941848 . LCCN 2002-001934 . OCLC 612054885 .
- Мендель, Артур (1981). Михаил Бакунин: Корни апокалипсиса . Нью-Йорк : Прегер . ISBN 0-03-059218-6 . LCCN 81-5168 .
- Моррис, Брайан (1993). Михаил Бакунин: Философия свободы . Нью-Йорк : Книги Черной Розы . ISBN 1895431662 . OCLC 678812569 .
- Неттлау, Макс (1964) [1953]. «Михаил Бакунин – биографический очерк». В Максимофф, Грегори (ред.). Политическая философия Бакунина . Нью-Йорк : Свободная пресса . стр. 29–48. OCLC 463186694 .
- Кочевник, Макс (1961) [1939]. «Еретик: Михаил Бакунин, апостол разрушения» . Апостолы революции . Нью-Йорк : Collier Books . стр. 151–213. LCCN 61018566 . OCLC 984463383 .
- Равиндранатан, TR (1988). Бакунин и итальянцы . Монреаль и Кингстон : издательство McGill – Queen's University Press . ISBN 0773506462 . OCLC 848525194 .
- Солтман, Ричард (1983). Социально-политическая мысль Михаила Бакунина . Вестпорт, Коннектикут : Greenwood Press . ISBN 0313233780 . OCLC 461887077 .
- Стоппард, Том . Берег Утопии . Нью-Йорк: Grove Press, 2002 (мягкая обложка, ISBN 080214005X ).
- Уин, Фрэнсис (1999), Карл Маркс , Четвертая власть, ISBN 1857026373
- Ярмолинский, Авраам (2014) [1957]. Дорога к революции: век русского радикализма . Принстон, Нью-Джерси : Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0691610412 . OCLC 890439998 .
- Янг, Марк (2017). Размышления о пророчестве: критическая оценка мысли Михаила Бакунина . Статьи Калезиуса по политической философии. Калезиус CB
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Архив Бакунина в RevoltLib
- Архив Бакунина в Anarchy Archives
- Архив документов Михаила Александровича Бакунина в Международном институте социальной истории
- Сочинения Бакунина в марксистском Интернет-архиве
- Работы Михаила Александровича Бакунина в Project Gutenberg
- Работы Михаила Бакунина или о нем в Internet Archive
- Работы Михаила Бакунина в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Михаил Бакунин
- 1814 рождений
- 1876 смертей
- Атеисты XIX века
- Философы XIX века из Российской империи
- Писатели XIX века из Российской империи.
- Анархистские теоретики
- Писатели-анархисты
- Антисемитизм в Российской империи
- Афористы
- Атеисты из Российской Империи
- Философы-атеисты
- Коллективистские анархисты
- Критики масонства
- Критики иудаизма
- Критики марксизма
- Критики религий
- Критики труда и трудовой этики
- Беглецы из российского заключения
- Бывшие русские православные христиане
- Либертарианские социалисты
- Материалисты
- Члены Международной ассоциации рабочих
- Участники Славянского конгресса в Праге 1848 г.
- Жители Кувшиновского района.
- Люди из Лугано
- Жители Новоторжского уезда.
- Люди революции 1848 года.
- Философы культуры
- Философы экономики
- Философы истории
- Философы нигилизма
- Философы религии
- Писатели-философы
- Узники Шлиссельбургской крепости
- Узники Петропавловской крепости
- Теоретики революции
- русские анархисты
- русские антикапиталисты
- русские атеисты
- Российские активисты атеизма
- Русские писатели об атеизме
- Русские дуэлянты
- Русские беглецы
- русские нигилисты
- Российские писатели-мужчины публицистики.
- русские политические философы
- русские политические писатели
- русские революционеры
- русские социалисты
- Русское безымянное дворянство
- Экономисты-социалисты
- Социальные философы
- Теоретики западной цивилизации