Гора Кайлас
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Гора Кайлас | |
---|---|
Самая высокая точка | |
Высота | 6638 м (21778 футов) [ 1 ] [ 2 ] |
Координаты | 31 ° 4'0 ″ с.ш. 81 ° 18'45 ″ в.д. / 31,06667 ° с.ш. 81,31250 ° в.д. |
Мы | |
Родное имя |
|
География | |
Страна | Китай |
Родительский диапазон | Гангдис Диапазон |
Восхождение | |
Первое восхождение | Непройденный (запрещено) |
Гора Кайлас (также Кайласа ; Кангринбоке или Ган Ринпоче ; стандартный тибетский : གངས་རིན་པོ་ཆེ ; упрощенный китайский : 冈仁波齐峰 ; традиционный китайский : 岡仁波齊峰 ; пиньинь : нгренбоки Фэн ; санскрит : कैलास , IAST; : Kailāsa ) — гора в префектуре Нгари Тибетского автономного района Китая. Он расположен в хребте Кайлаш (горы Гангдисе) Трансгималаев , в западной части Тибетского нагорья . Пик горы Кайлас расположен на высоте 6638 м (21778 футов), недалеко от пересечения границ Китая , Индии и Непала .
Гора Кайлас расположена недалеко от Манасаровар и Ракшастал озер истоки четырех рек: Инд , Сатледж , Брахмапутра и Карнали . В окрестностях региона лежат . Гора Кайлас священна в индуизме , буддизме , джайнизме и религии Бон . совершают жители Индии, Китая, Непала и других стран региона Паломничество к горе . Паломничество обычно включает в себя переход к озеру Мансаровар и обход горы Кайлас.
Хотя в прошлом гору обследовали альпинисты, успешных восхождений на гору зарегистрировано не было. Восхождение на гору запрещено правительством Китая из-за ее религиозного значения.
Этимология
Гора известна как Кайласа ( कैलास ; вар. Кайлаша कैलाश ) на санскрите. [ 3 ] [ 4 ] Название могло произойти от слова « келаса » ( केलास ), что означает «кристалл». [ 5 ] [ 6 ]
В своем тибетско - английском словаре Сарат Чандра Дас утверждает, что «кай ла ка» ( Wylie : kai la ca ) от санскрита Кайласа используется для обозначения горы. [ 7 ] Гору также называют Ганг Ринпоче ( тибетский : གངས་ རིན་པོ་ཆེ་; упрощенный китайский : гора Кайлас ; традиционный китайский : гора Кайлас ) или Ганг Тисе на местном уровне. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Ганг Ринпоче означает «гора снежных драгоценностей», причем Канг (или Ганг ) — тибетское слово, означающее белую гору (снежную вершину), а Ринпоче — почетное слово, означающее «драгоценный». [ 8 ] [ 10 ] [ 11 ] Ганг Тисе означает «ледяная или прохладная гора». [ 8 ]
«Тибетские буддисты называют ее Кангри Ринпоче; «Драгоценная снежная гора». В бонских текстах много названий: «Цветок воды», «Гора морской воды», «Гора девяти сложенных свастик». Для индуистов это дом индуистского бога Шивы ... для джайнов. здесь просветился их первый лидер; для буддистов — пуп вселенной, а для приверженцев Бона — обитель богини неба Сипаймен».
- Алиса Альбиния перечисляет некоторые названия горы и ее религиозное значение для различных конфессий. [ 12 ]
География и топография
Гора Кайлас расположена в префектуре Нгари Тибетского автономного района Китая. [ 8 ] [ 9 ] Он расположен в горах Гангдисе (также называемых Кайласским хребтом) Трансгималаев , в западной части Тибетского нагорья . Пик горы Кайлас находится на высоте 6638 м (21778 футов). [ 13 ] [ 14 ] Регион расположен к северу от западной точки пересечения границы между Китаем , Индией и Непалом . [ 15 ]
Крупнейшие реки, берущие начало с западных гор Гангдисе, — Ярлунг Цангпо (становящаяся Брахмапутрой ), Инд , Сатледж и Карнали , приток Ганга . Все эти речные системы берут начало на участке протяженностью 60 км (37 миль) в регионе. [ 13 ] [ 16 ] [ 17 ] Гора Кайлас расположена на берегу озер Манасаровар и Ракшастал . Раскинулся на площади 320 км. 2 Манасаровар (120 квадратных миль) — самое высокое пресноводное озеро в мире. [ 16 ] [ 18 ] [ 19 ]
Геология
Регион вокруг горы Кайлас представляет собой остатки крупных ледниковых щитов, покрывавших этот регион в четвертичный период, последний из которых отступил около 10 000 лет назад. Гора могла представлять собой большую метаосадочную подвесную крышу, основанием поддерживаемую гранитным . Для района верховьев Инда характерны широкомасштабные разломы метаморфизованных кайнозойских позднего мела и среднего кайнозоя осадочных пород с вкраплениями магматических пород гранитных . Кайнозойские породы представляют собой прибрежные морские известняки , отложившиеся до субдукции океанической Тетис коры . Эти отложения отложились на южной окраине Азиатского блока во время субдукции океанической коры Тетис перед столкновением Индийского и Азиатского континентов . Он также состоит из песчаных дюн, покрывающих позднеэоценовые вулканические формы с вкраплениями меловых и эоценовых отложений. [ 20 ] [ 21 ]
Кайлаша Зона флиша простирается примерно на 20 км (12 миль) от горы и отмечает северную оконечность Гималаев и начало Трансгималаев. Трансгималайский хребет образовался в результате субдукции отложений в результате столкновения Индийской и Евразийской плит. [ 22 ] Флишевая зона состоит из чередующихся участков перидотитов , песчаных сланцев и доломитов , покрытых гравийными террасами. Сама гора состоит из толстых конгломератов скал, сидящих на граните . Видимая часть конгломератов простирается от 4700 м (15 400 футов) до вершины, а основание расположено глубже в горе. [ 23 ]
Климат
С апреля по июнь погода довольно сухая: дневная температура от 5 до 17 ° C (от 41 до 63 ° F), а ночная от 0 до 6 ° C (от 32 до 43 ° F). Температура начинает снижаться в октябре, а зимой дневные температуры намного ниже: от -4 до 0 ° C (от 25 до 32 ° F), а ночью еще ниже, достигая -20 ° C (-4 ° F). Январь самый холодный. [ 24 ] Муссоны приносят дожди с конца июня по август с холодными ветрами. [ 25 ]
Согласно описаниям, глобальное потепление происходит на Тибетском нагорье в три раза быстрее (примерно на 0,3°C за десятилетие), чем где-либо еще в мире, где выпадает меньше снега . зимой [ 26 ] [ 27 ] По словам местных жителей, земля вокруг горы Кайлас в последние годы стала теплее, а зимы уже не такие холодные, как раньше. [ 28 ] Отступление ледников и таяние вечной мерзлоты в Тибетском регионе могут привести к неопределенным последствиям для водных ресурсов региона. Эти последствия, наряду с демографическим взрывом и туризмом, оказали серьезную нагрузку на хрупкую экосистему вокруг горы Кайлас. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]
Межправительственная организация Международный центр комплексного развития гор (ICIMOD) участвует в трансграничном проекте под названием «Инициатива по сохранению и развитию священного ландшафта Кайласа» в регионе вокруг горы Кайлас. [ 32 ] [ 33 ] Организация участвует в постоянной работе по сбору климатических данных и разработке устойчивого образа жизни для жителей региона. [ 34 ] [ 35 ]
Альпинизм
В 1926 году Хью Раттледж , заместитель комиссара Альморы , посетил этот район, чтобы встретиться с Гарпоном (местным тибетским лидером) Нгари. Пока Гарпон был в отъезде, он обошел вокруг горы Кайлас, изучая ее. [ 36 ] По словам Раттледжа, гора была около 6000 м (20 000 футов) в высоту и на нее совершенно невозможно подняться. [ 37 ] Он думал о восхождении по северо-восточному гребню и исследовал местность вместе с полковником Р. К. Уилсоном, который находился на другой стороне горы вместе с шерпом по имени Цетен. По словам Уилсона, Цетен сказал ему, что юго-восточный гребень представляет собой возможный путь к вершине. Уилсон объяснил, что, хотя они и попытались подняться на гору, они столкнулись с сильным снегопадом, что сделало восхождение невозможным. [ 38 ] [ 39 ]
Герберт Тичи посетил этот район в 1936 году, пытаясь подняться на гору. [ 40 ] Когда он спросил местных жителей, можно ли подняться на Кайлас, Гарпон ответил: «Только человек, полностью свободный от греха, может подняться на Кайлас. превратиться в птицу и полететь на вершину». [ 41 ] Итальянскому альпинисту Райнхольду Месснеру предоставило возможность правительство Китая подняться на гору в середине 1980-х годов. Но, как сообщается, он отказался, сказав: «Если мы покорим эту гору, то мы покорим что-то в душах людей. Я бы предложил им пойти и подняться на что-нибудь посложнее». [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] В 2001 году испанской команде было отказано в разрешении на восхождение на вершину. [ 45 ] Китайские власти пообещали, что любые восхождения на гору Кайлас строго запрещены. [ 42 ] [ 46 ] По состоянию на 2023 год [update], успешных восхождений на гору не было. [ 43 ] [ 45 ]
Религиозное значение
Гора Кайлас считается священной в индуизме , буддизме , джайнизме и Бон . религиях [ 12 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ]
индуизм
В индуистском искусстве и литературе гора описывается как обитель Шивы , который изображен проживающим там вместе со своей супругой Парвати и их детьми, Ганешей и Картикеей . [ 50 ] [ 51 ] В ранних индуистских изображениях Кайлас описывался как одна из гор в Гималаях. [ 52 ] В индуистской мифологии гора Меру считается лестницей в небеса , где дэвы проживают , а Вишну-пурана (2 век до н. э.) утверждает, что она находится в центре мира, окруженная шестью горными хребтами, похожими на лотос , один из которых это Гималаи. [ 53 ] [ 54 ] В позднейшей индуистской теологии Кайлас стал отождествляться с Меру. [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] Кайлас и Мансаровар упоминаются в индуистских эпосах «Рамаяна» и «Махабхарата» . [ 58 ] Согласно индуистским писаниям и скульптурным изображениям, царь демонов Равана потряс гору после того, как ему было отказано во въезде на Кайлас. Это привело в ярость Шиву, который надавил ногой на гору, заперев Равану между ними. Равана пел гимны, восхваляющие Шиву, в течение тысячи лет, прежде чем его освободили. [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] Это изображение Шивы также называют Раванануграха (что означает «форма, проявляющая благосклонность к Раване»). [ 63 ] Шива описывается сидящим в позе лотоса и медитирующим внутри горы. [ 64 ] [ 65 ]
Джайнизм
Согласно джайнским писаниям, Ришабханатха , основатель джайнизма, достиг мокши (освобождения) на горе Кайлас. [ 12 ] [ 66 ] [ 67 ] Джайны полагают, что после того, как Ришабханатха достиг нирваны, его сын император Бхарата построил три ступы и двадцать четыре святилища из 24 тиртханкар в регионе с их идолами, усыпанными драгоценными камнями, и назвал его Синхнишдха . [ 68 ] Он также совершил двухнедельное поклонение Махамаге и достиг мокши от Кайласа. [ 69 ] Позже вокруг горы были вырыты большие ямы, и через нее протекла река Ганг. [ 68 ] Согласно джайнским традициям, 24-й и последний Тиртханкара, Махавира , был взят на вершину Меру Индрой вскоре после его рождения, после того как его мать погрузилась в глубокий сон. Там он был помазан драгоценными помазаниями. [ 70 ] [ 71 ]
Буддизм и Бон
Согласно буддийским текстам, гора Кайлас (Кайласа) известна как мифологическая гора Меру . [ 56 ] [ 72 ] Кайлас занимает центральное место в его космологии и является основным местом паломничества некоторых буддийских традиций. [ 73 ] В буддизме Кайлас олицетворяет отца мира, а озеро Мансаровар символизирует мать. [ 16 ] Многочисленные места в регионе связаны с Падмасамбхавой , которому приписывают основание тантрического буддизма в Тибете в 8 веке нашей эры. [ 74 ] [ 75 ] [ 76 ] Буддисты ваджраяны верят, что святой Миларепа ( ок. 1052 – ок. 1135 ) вступил в конфликт с Наро Бончамом, последователем религии бон в Тибете. [ 77 ] Эти двое вступили в битву умов, но ни один из них не смог получить решающего преимущества. Наконец, было решено, что тот, кто первым достигнет вершины Кайласа, станет победителем. Пока Наро сидел на своем волшебном барабане , чтобы подняться на склон, Миларепа достиг вершины, оседлав лучи Солнца , и таким образом выиграл состязание. Он также подарил соседнюю гору, известную с тех пор как Бонри, завещав ее Бону. [ 78 ] [ 79 ] [ 80 ]
Для народа Бон гора является обителью богини неба Сипаймен и центром древней империи Бон Шанг Шунг . [ 12 ] [ 81 ] [ 82 ] Согласно тибетским верованиям, гора была центром вселенной Мандалы и источником мифических рек Льва, Лошади, Павлина и Слона, которые текли в четырех основных направлениях. [ 83 ]
Паломничество
Из-за того, что эта гора считается священной для различных религий, люди совершают паломничество под названием ятра . к горе [ 84 ] Хотя неизвестно, когда началось первое паломничество, это один из старейших маршрутов паломничества, существующий уже много лет. [ 16 ] [ 65 ]
Паломничество к горе увеличилось в 1930-х годах, но позже оно пострадало из-за того, что Китай и Британская империя претендовали на этот регион. [ 85 ] Религиозные паломничества к горе Кайлас и Манасаровар были разрешены Китаем после оккупации Тибета в 1950-51 годах. Хотя паломничество из Индии было гарантировано Китайско-индийским соглашением 1954 года , доступ был ограничен после последующего тибетского восстания 1959 года , а границы были закрыты после китайско-индийской войны в 1962 году. [ 9 ] [ 86 ] Спустя почти два десятилетия паломничество из Индии было разрешено в 1981 году после соглашения между правительствами Индии и Китая. [ 84 ] [ 86 ] Паломничество было приостановлено на три года с 2020 года из-за пандемии COVID-19 . [ 87 ] Маршрут был вновь открыт в 2023 году с новыми правилами. [ 88 ] [ 89 ]
С момента открытия маршрута паломничества из Индии в 1981 году число паломников, отправляющихся на ежегодную ятру, значительно выросло. [ 90 ] До закрытия в 2020 году в это паломничество ежегодно собирались несколько тысяч паломников из Индии. [ 91 ] С 2015 года начинающие паломники из Индии должны были заранее подать заявление в Министерство иностранных дел , и определенное количество пропусков выдавалось паломникам путем компьютеризированного случайного отбора, при этом предпочтение отдавалось тем, кто приезжает впервые. [ 92 ] [ 93 ] В Индии паломничество организовано правительством Индии и разрешено с июня по сентябрь. [ 84 ] Паломники из Индии путешествуют по двум маршрутам, открытым для этой цели: пограничные переходы на перевале Липу Лекх в Уттаракханде и перевале Натху Ла в Сиккиме . [ 94 ] С 2020 года автомобильная дорога доступна до тех пор, пока Липу Лех не пройдет через индийскую сторону долины Махакали, а затем перейдет в Китай. [ 95 ] Маршрут Нату Ла был открыт в 2015 году и предполагает поездку в Гангток перед пересечением перевала Нату Ла в Китай. [ 96 ]
С 2015 года паломничество из Непала обычно осуществляется из близлежащего района Хумла на северо-западе Непала. [ 97 ] Землетрясение в Непале в апреле 2015 года привело к закрытию пограничного перехода Татопани - Зангму . [ 98 ] Паломники также молятся горе Кайлас из Непала, где ее видно с перевала Лапча Ла над долиной Лими . в ясный день [ 99 ] Другой маршрут существует через переход Расува - Гиронг . [ 100 ] Паломники могли добраться до Лхасы по воздуху перед поездкой к озеру Манасаровар или Дарчен. [ 88 ]
Паломничество включает в себя переход к озеру Мансаровар и обход горы Кайлас. Длина пути вокруг горы Кайлас составляет 53 км (33 мили). [ 84 ] Индуисты, буддисты и джайны совершают обход по часовой стрелке, а бонпо обходят гору против часовой стрелки. Обход обычно начинается и заканчивается в Дарчене , небольшом заставе, расположенном на высоте 4670 м (15 320 футов), с самой высокой точкой на перевале Дрёльма, расположенной на высоте 5650 м (18 540 футов). [ 25 ] [ 97 ] [ 101 ] [ 102 ] Поход вокруг горы можно совершить пешком с поддержкой пони или домашнего яка . Обход занимает в среднем три дня: в первый день переход от Дарчена до гомпы Дирапук длиной около 14 км (8,7 миль), за которым следует путешествие из Дирпаука в Зутулпхук через перевал Дролма длиной 19 км (12 миль) на второй день и последний путь обратно в Дарчен в последний день. [ 25 ] [ 101 ] Самый экстремальный метод обхода (так называемый Кора ) в тибетском буддизме заключается в выполнении простираний во всю длину тела на всем протяжении вокруг горы. [ 103 ] Паломница наклоняется, становится на колени, простирается во весь рост, делает отметку пальцами, поднимается на колени, молится, а затем ползет вперед на четвереньках к отметке, оставленной пальцами, прежде чем повторить процесс. При использовании этого метода паломничество занимает в среднем три недели. [ 97 ]
Паломники верят, что обход горы Кайлас – это духовно полезная практика, которая может принести различные положительные эффекты, например, очищение от грехов. [ 104 ] [ 103 ] Считается, что каждый обход завершает цикл жизни и смерти. множество ступ , флагштоков, буддийских монастырей и молитвенных станций. На маршруте [ 103 ] [ 105 ] Многие культурные артефакты на маршруте были уничтожены во время Культурной революции в Китае с 1966 по 1976 год. Индусы принимают ритуальное омовение в Манасароваре перед тем, как совершить обход. [ 103 ] В индуистском тексте Сканда Пурана говорится: «Нет таких гор, как Гималаи, ибо в них находятся Кайлас и Мансаровар. Как роса высыхает под утренним солнцем, так и грехи человечества высыхают при виде Гималаев». [ 84 ] [ 106 ]
Тибетские буддийские паломники часто поют ом мани падме хум (драгоценность в лотосе) и поют песни ньелу , пересекая перевал Долма Ла, которые, как полагают, провозглашают братство среди всех паломников, которые пересекаются во время паломничества на Кайлас. [ 103 ] [ 107 ] Поскольку гора расположена в отдаленном районе Гималаев, существует очень мало возможностей для оказания помощи во время паломничества. [ 108 ] По разным причинам представители разных вероисповеданий, почитающих гору, ступать на склоны горы или пытаться подняться на нее запрещено законом. [ 109 ]
См. также
|
Ссылки
- ^ «Снежные горы Китая: топографическая карта Кангрин-Бокэ» . 1997. Архивировано из оригинала 13 ноября 2023 года . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ «Открытая топографическая карта» . Архивировано из оригинала 23 июня 2016 года . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ «Санскритский словарь» . Монье-Вильямс . п. 311. Архивировано из оригинала 3 декабря 2018 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ «Вступление в КАСКО» . Apte Санскритско-английский словарь. Архивировано из оригинала 8 июля 2012 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Джонс и Райан 2006 , с. 220.
- ^ Уильямс, Монье. «Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса» . Архивировано из оригинала 31 августа 2018 года . Проверено 10 октября 2017 г.
келаса м. кристалл W
- ^ Jump up to: а б 1902 год , с. 32.
- ^ Jump up to: а б с д Самкар 2020 , стр. 3.
- ^ Jump up to: а б с «Гора Кайлас» . Британника . Архивировано из оригинала 1 июня 2023 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Шакспо, Наванг Церинг (1999). «Роль воплощенных лам в буддийской традиции: краткий обзор предыдущих воплощений Бакулы Ринпоче» . Тибетский журнал . 24 (3): 38–47. ISSN 0970-5368 . JSTOR 43300761 .
- ^ «Кангла Импхала и кангла Ладакха - постулирование пояса культуры кан» . э-пао . Проверено 1 июня 2024 г.
Канг — это омоним с множеством значений, например, «Белая гора»...
- ^ Jump up to: а б с д Альбиния 2008 , с. 288.
- ^ Jump up to: а б Фриман Эттвуд (2003). «Горы Гангдисе» (PDF) . Альпийский журнал . 4 : 103–109. Архивировано (PDF) из оригинала 13 ноября 2022 года . Проверено 17 марта 2024 г.
- ^ «Гора Калиаш, Китай» . Peakbagger.com . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Клод Арпи (23 февраля 2024 г.). «Китай играет в новые пограничные игры недалеко от горы Кайлас» . Деканская хроника . Архивировано из оригинала 28 февраля 2024 года . Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Брокман 2011 , с. 356.
- ^ «Озеро Мапам» . Британника . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Лайкенс 2009 , с. 505.
- ^ Лайкенс 2010 , с. 294.
- ^ Пит Винн. «Геология и география района горы Кайлас и истоков реки Инд на юго-западе Тибета» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2014 года . Проверено 1 января 2014 г.
- ^ «Геология и география района горы Кайлас и истоков реки Инд на юго-западе Тибета» . Министерство геологии и минеральных ресурсов Китая . Архивировано из оригинала 15 января 2014 года . Проверено 1 января 2014 г.
- ^ Франсуа Дебон (1986). «Четыре плутонических пояса Трансгималаев-Гималаев: химический, минералогический, изотопный и хронологический синтез на участке Тибет-Непал» . Журнал петрологии . 27 (1): 219–250. CiteSeerX 10.1.1.1018.511 . дои : 10.1093/petrology/27.1.219 . Проверено 22 июня 2022 г.
- ^ Август Ганссер-Бьяджи (1964). Геология Гималаев Уайли . п. 141-1 ISBN 978-0-47029-055-2 .
- ^ «Погода Тибета» . Тур по Тибету . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Кайлаш Ятра (PDF) (Отчет). Правительство Индии . 12 мая 2006 г. с. 60 . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Цю, Джейн (1 июля 2008 г.). «Китай: Третий полюс» . Природа . 454 (7203): 393–396. Бибкод : 2008Natur.454..393Q . дои : 10.1038/454393а . ISSN 1476-4687 . ПМИД 18650887 .
- ^ «У мира есть третий полюс – и он быстро тает» . Хранитель . 15 сентября 2019 года . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ «Игнорирование изменения климата в Гималаях» . Третий полюс. 9 января 2019 года. Архивировано из оригинала 6 августа 2022 года . Проверено 6 августа 2022 г.
- ^ Тангуан Гао (23 апреля 2021 г.). «Ускорение разрушения вечной мерзлоты на восточном Тибетском нагорье» . Письма об экологических исследованиях . 16 (5). Бибкод : 2021ERL....16e4023G . дои : 10.1088/1748-9326/abf7f0 .
- ^ Инициатива по сохранению священного ландшафта Кайласа: Отчет об оценке осуществимости (Отчет). Катманду: ICIMOD . 22 июня 2009 г. с. 4 . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Лето и Оли 2011 , с. 39-40.
- ^ «О КСЛДИ» . ИКИМОД . 16 декабря 2019 года. Архивировано из оригинала 7 августа 2022 года . Проверено 7 августа 2022 г.
- ^ «Компоненты KSLCDI» . ИКИМОД . 16 декабря 2019 года. Архивировано из оригинала 7 августа 2022 года . Проверено 7 августа 2022 г.
- ^ «ICIMOD сотрудничает с НАСА для мониторинга качества воздуха в Гималаях Гиндукуша» . Декан Вестник . 27 мая 2024 г. Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ «Эксперименты Хара с гималайской крапивой приносят признание» . Приземленный . 16 мая 2017 года . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Самкар 2020 , стр. 95.
- ^ Хью Раттледж (1928). «Записки о поездке в Западный Тибет в 1926 году» . Географический журнал . 71 (5). Королевское географическое общество : 431–438. Бибкод : 1928GeogJ..71..431R . дои : 10.2307/1783276 . JSTOR 1783276 . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Р. К. Уилсон (1928). «Горы Кайлас» (PDF) . Альпийский журнал . 40 :23-37 . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Снеллинг 1983 , с. 15–39.
- ^ Бернбаум 2022 , с. 29.
- ^ Самкар 2020 , стр. 95-96.
- ^ Jump up to: а б Самкар 2020 , стр. 96.
- ^ Jump up to: а б Брит Джонс (3 ноября 2023 г.). «Гора, значительно меньшая, чем Эверест, никогда не поднималась человеком» . Унилад . Архивировано из оригинала 7 ноября 2023 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ «Кайлас: гора, которая зовёт» . Суунто . Архивировано из оригинала 11 августа 2022 года . Проверено 6 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Есть ли еще горы, которые не удалось покорить?» . Зритель . 23 января 2021 г. Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ «Китай запретит экспедиции на гору Кайлас» . tew.org . 7 июня 2001 г. Архивировано из оригинала 18 июля 2011 г. Проверено 16 сентября 2016 г.
- ^ Идзу, Кенро (2013). «Проход на Кайлас». Мировая литература сегодня . 87 (2): 68. doi : 10.7588/worllitetoda.87.2.0068 . S2CID 163370522 .
- ^ «Кайлаш Манасаровар Ятра» . Министерство иностранных дел , Правительство Индии . Архивировано из оригинала 17 июня 2022 года . Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ Карен Свенсон (16 марта 2003 г.). «Священный круг в Тибете» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 30 июля 2022 года . Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ Арчер 1973 , с. 365.
- ^ Наводнение 1996 , с. 151.
- ^ Маккей 2015 , с. 74.
- ^ Комната 1946 , с. 68.
- ^ Аллен 1982 , стр. 4.
- ^ Аллен 1982 , стр. 8.
- ^ Jump up to: а б Маккей 2015 , с. 13.
- ^ Туброн 2011 , с. 5.
- ^ Аллен 1982 , стр. 3.
- ^ Рангасвами 1990 , с. 527.
- ^ Хонор и Флеминг 2005 , с. 443.
- ^ Генри 2022 , с. 46.
- ^ ДиБиасио 2013 , с. 33.
- ^ Даллапиккола 2003 .
- ^ Вулперт 1994 , с. 74.
- ^ Jump up to: а б Туброн 2011 , с. 6.
- ^ Рай 1929 , с. 178.
- ^ «Ришабханатха» . Британника . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Джайн 2009 , с. 273.
- ^ Рай 1929 , с. 179-180.
- ^ Уэлч 1985 , с. 71.
- ^ «Литературный центр джайнизма – Ритуалы» . Архивировано из оригинала 16 августа 2019 года . Проверено 3 декабря 2018 г.
- ^ Говинда 1966 , с. 198
- ^ Басвелл 2004 , с. 407-408.
- ^ Маккей 2015 , с. 84.
- ^ «Падмасамбхава» . Британника . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Хеллер, Орофино и Рамбл 2003 , с. 187.
- ^ Гьяцо 2022 , с. 395.
- ^ Самкар 2020 , стр. 21.
- ^ Бэтчелор 1987 , с. 367.
- ^ Виндинг 1998 , стр. 413.
- ^ Аллен 2013 , с. 266-267.
- ^ Чамария 1996 , с. 19.
- ^ Говинда 1966 , с. 199-200.
- ^ Jump up to: а б с д и «Кайлаш Мансаровар Ятра» . Правительство Уттаракханда . Архивировано из оригинала 8 декабря 2023 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Маккей 2015 , с. 217.
- ^ Jump up to: а б Туброн 2011 , с. 7.
- ^ «Кайлаш-Мансаровар ятра вряд ли возобновится в этом году, говорят чиновники» . Индус . 7 апреля 2022 г. Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Паломники на Кайлас обескуражены новыми китайскими правилами» . Катманду Пост . 8 мая 2023 г. Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ «Кайлаш Масаровар Ятра преодолевает препятствия перед открытием в следующем месяце» . Индийский экспресс . 19 мая 2023 г. Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Лето и Оли 2011 , с. 10.
- ^ «Кайлаш Манасаровар Ятра, вероятно, увидит рекордное количество» . Катманду Пост . Архивировано из оригинала 4 августа 2022 года . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ «Паломники, приезжающие впервые, отдают предпочтение Мансаровар-ятре» . Индус . 16 мая 2019 года . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ «Мансаровар Ятра: Паломники, приехавшие впервые, получают преимущество при компьютерной жеребьевке» . Экономические времена . Архивировано из оригинала 4 августа 2022 года . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ «Кайлаш Манасаровар Ятра» . Правительство Индии . Архивировано из оригинала 17 июня 2022 года . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ «Новая дорога в Кайлаш-Мансаровар через перевал Липулех и почему Непал против этого возражает» . Печать . 11 мая 2020 года. Архивировано из оригинала 6 августа 2022 года . Проверено 6 августа 2022 г.
- ^ «Альтернативный маршрут Кайлаш-Мансаровар Ятра начнет действовать в следующем месяце: премьер-министр Моди» . НДТВ . 15 мая 2015 г. Архивировано из оригинала 17 марта 2024 г. Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Бубриски и Пандей 2018 , с. 163-165.
- ^ Раджан и Тхакур, 2024 , с. 86.
- ^ «Лими-Лапча может стать альтернативным маршрутом к Кайлашу Манасаровару» . Гималайские Таймс . 13 марта 2021 года. Архивировано из оригинала 28 мая 2022 года . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ «Личный отчет о пересечении границы раскрывает глубокие связи между Непалом и Китаем» . Проволока . Архивировано из оригинала 4 августа 2021 года . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Макфарлейн 2012 , с. 259-288.
- ^ Говинда 1966 , с. 202.
- ^ Jump up to: а б с д и Брокман 2011 , с. 357.
- ^ Турман и Уайз 1999 , стр. 32.
- ^ Хубер и Ригзин 1999 , с. 130.
- ^ Берреман 1972 , с. 15.
- ^ Панди, Абхиманью (20 апреля 2023 г.). «Древние узы: Присоединение к Кайлаш-Мансаровар-ятре» . Индус . Архивировано из оригинала 21 апреля 2023 года . Проверено 21 апреля 2023 г.
- ^ Макнили 2018 , с. 282.
- ^ Снеллинг 1983 , с. 15-39.
Библиография
- Альбиния, Алиса (2008). Империи Инда: История реки . Джон Мюррей . ISBN 978-0-71956-003-3 .
- Аллен, Чарльз (2013). Гора в Тибете: поиски горы Кайлас и истоков великих рек Азии . Абак . ISBN 978-1-40552-497-1 .
- Арчер, WG (1973). Индийские картины с холмов Пенджаба: обзор и история миниатюрной живописи Пахари . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-85667-002-2 .
- Бэтчелор, Стивен (1987). Путеводитель по Тибету . Публикации мудрости . ISBN 978-0-86171-046-1 .
- Бернбаум, Эдвин (2022). Священные горы мира . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-10883-474-2 .
- Берреман, Джеральд Дуэйн (1972). Индусы Гималаев: этнография и перемены . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-52001-423-7 .
- Брокман, Норберт (2011). Энциклопедия священных мест, Том 1 . АВС-Клио . ISBN 978-1-59884-654-6 .
- Бубриски, Кевин ; Пандей, Абхиманью (2018). Кайлаш-ятра: долгая прогулка к горе Кайлас через Хумлу (PDF) . Случайный дом пингвинов . ISBN 978-0-67009-111-9 .
- Басвелл, Роберт (2004). Энциклопедия буддизма: АЛ . Издательство Макмиллан . ISBN 978-0-02865-719-6 .
- Чамария, Прадип (1996). Кайлас Манасаровара на тернистой дороге к Откровению . Публикации Абхинава. ISBN 978-8-17017-336-6 .
- Даллапиккола, Анна Л. (2003). «Раванануграхамурти» . Словарь индуистских преданий и легенд . Темза и Гудзон . ISBN 978-0-50051-088-9 .
- Дас, Сарат Чандра (1902). Тибетско-английский словарь с санскритскими синонимами . Книжный склад Бенгальского секретариата.
- ДиБиасио, Джейм (2013). История Ангкора . Книги шелкопряда. ISBN 978-1-63102-259-3 .
- Флуд, Гэвин (1996). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-52143-878-0 .
- Говинда, Лама Анагарика (1966). Путь белых облаков: буддийский паломник в Тибете . Публикации Шамбалы . ISBN 978-0-87773-007-1 .
- Гьяцо, Тенцинг (2022). Этапы пути Четырнадцатого Далай-ламы, Том 1 . Публикации мудрости . ISBN 978-1-61429-793-2 .
- Хеллер, Эми; Орофино, Джакомелла; Рамбл, Чарльз (2003). Открытия в Западном Тибете и Западных Гималаях . Издательство «Брилл» . ISBN 978-9-00415-520-6 .
- Генри, Джастин В. (2022). Королевство Раваны: Рамаяна и история Шри-Ланки снизу . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19763-630-5 .
- Честь, Хью ; Флеминг, Джон (2005). Всемирная история искусства . Лоуренс Кинг . ISBN 978-1-85669-451-3 .
- Хубер, Тони; Ригзин, Цепак (1999). «Тибетский путеводитель по паломничеству в Ти-се и МЦшо Ма-пхам». Священные места и мощные места в тибетской культуре: сборник очерков (PDF) . Библиотека тибетских произведений и архивов . ISBN 978-8-18647-022-0 .
- Джайн, Арун Кумар (2009). Вера и философия джайнизма . Публикации Калпаза. ISBN 978-8-17835-723-2 .
- Джонсон, Рассел; Керри Моран (1989). Священная гора Тибета: паломничество на Кайлас . Парк Стрит Пресс . ISBN 978-0-89281-325-4 .
- Джонс, Констанс; Райан, Джеймс (2006). Энциклопедия индуизма . Факты в файле . ISBN 978-0-81607-564-5 .
- Лайкенс, Джин (2009). Энциклопедия внутренних вод . Эльзевир Наука . ISBN 978-0-12370-626-3 .
- Лайкенс, Джин (2010). Экология экосистемы озера: глобальная перспектива . Эльзевир Наука . ISBN 978-0-12382-003-7 .
- Макфарлейн, Роберт (2012). Старые пути: пешее путешествие . Книги о пингвинах . ISBN 978-0-241-14553-1 .
- Маккей, Алекс (2015). Истории Кайласа: отказ от традиций и построение сакральной географии Гималаев . Издательство «Брилл» . ISBN 978-9-00430-618-9 .
- Макнили, Скотт (2018). Лучшая книга приключений: изменяющие жизнь экскурсии и впечатления по всему миру . Книги летописи . ISBN 978-1-45216-425-0 .
- Рай, Чампат (1929). Ришабха Дева, основатель джайнизма . Индийская пресса.
- Раджан, КВ; Такуир, Атул (2024). Хроники Катманду: восстановление отношений между Индией и Непалом . Случайный дом пингвинов . ISBN 978-9-35708-708-7 .
- Рангасвами, М.А. Дораи (1990) [1958]. Религия и философия Теварама (PDF) . Университет Мадраса . Проверено 1 июня 2024 г.
- Самкар, Ньима (2020). Гора Кайлас: Белое зеркало . Библиотека тибетских произведений и архивов . ISBN 978-9-38702-385-7 .
- Снеллинг, Джон (1983). Священная гора: Путешественники и паломники на горе Кайлас в Западном Тибете и Великий универсальный символ горы . Издательство Восток-Запад. ISBN 978-0-85692-111-7 .
- Туброн, Колин (2011). К горе в Тибете . Чатто и Виндус . ISBN 978-0-70118-380-6 .
- Турман, Роберт ; Мудрый, Тэд (1999). Вокруг Священной горы: духовное приключение через Гималаи . Бантамские книги . ISBN 978-0-55337-850-4 .
- Виндинг, Майкл (1998). Тхакали: гималайская этнография . Публикации Сериндии . ISBN 978-0-90602-650-2 .
- Уэлч, Стюарт Кэри (1985). Индия: Искусство и культура, 1300-1900 гг . Метрополитен-музей . ISBN 978-0-03006-114-1 .
- Вулперт, Стэнли (1994). Знакомство с Индией . Книги о пингвинах . ISBN 978-0-14016-870-9 .
- Циммер, Генрих (1946). Мифы и символы в индийском искусстве и цивилизации . Книги Пантеона . ISBN 978-0-69101-778-5 .
- Зомер, Роберт; Оли, Кришна Прасад (2011). Инициатива по сохранению священного ландшафта Кайласа: Технико-экономическое обоснование (PDF) . Международный центр комплексного развития гор .