Шриватса
Шриватса « ( санскрит : Шриватса ; IAST: Шриватса, букв. Возлюбленный Шри » ) [ 1 ] — древний символ, считающийся благоприятным в индуизме и других индийских религиозных традициях. Говорят, что символ Шриватса появляется на груди аватара Вишну, когда его выбирают воплощением Вишну. [ 2 ]
индуизм
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Шриватса означает «Возлюбленный Шри », эпитет Вишну и ссылка на его супругу, богиню Лакшми , также называемую Шри. [ 3 ] Это знак на груди Вишну , где, по описаниям, проживает его супруга.
Бхагавата Пурана объясняет происхождение этого знака. История гласит, что однажды несколько махариши собрались на берегу реки Сарасвати, чтобы совершить ягью . Среди этих мудрецов возник спор относительно превосходства членов Тримурти : Брахмы , Вишну или Шивы . Мудрецу Бхригу было поручено раскрыть истину в этом вопросе, и он выполнил эту задачу, отправившись в обители этих божеств. Он почувствовал неуважение со стороны Брахмы, когда последний обиделся на то, что он сел на табурет, который ему не был предложен. Он забеспокоился, когда Шива поднялся, чтобы обнять его, что также нанесло оскорбление божеству. Затем Бхригу отправился в обитель Вишну: [ 4 ]
Затем Бхригу направился к Вайкунтхе, обители Махавишну. Там он увидел Махавишну в глубоком сне. Увидев, что Махавишну, чьей задачей является сохранение мира, спит, как безответственный человек, Бхригу пнул его ногой в грудь. Вишну, который внезапно вскочил, увидел стоящего перед ним Бхригу. Он попросил прощения у мудреца. Он заявил, что навсегда будет носить след Бхригу на своей груди в знак своего раскаяния в проявлении неуважения к Махарши. Этот след до сих пор остается на груди Вишну и известен под именем «Шриватса». Таким образом, Муни пришли к выводу, что Махавишну — благороднейший из Тримурти.
В легенде о Тирумале супруга Вишну, Лакшми, оскорблена тем, что мудрец пнул ее возлюбленного, а также оскорбила область ее мужа, с которой она связана больше всего. Она в ярости спускается на землю, где Вишну находит ее как Падмавати и снова женится на ней в своем аватаре Шринивасе .
Говорят, что десятый аватар Вишну, Калки , будет носить на груди знак Шриватса.
Он — грудь Шриватсы, одежда Шриваставы, мужа Шриматы, самой молодой из богинь. |
|
—Шриватса — одно из имён Вишну в « Вишну Сахасранамам» . [ 5 ] |
Этот символ дает божеству еще один эпитет, Шриватсаланччана , что переводится как «Тот, у кого на груди есть знак или шрам Шриватсы». [ 6 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Шриватса — популярное имя в Андхра-Прадеше, Телангане, Тамил Наду и Карнатаке.
Историческая символика
[ редактировать ]В Южной Индии в бронзовых скульптурах, изготовленных примерно после X века, символ Шриватсы изображен в виде перевернутого треугольника на правой груди Вишну и различных его воплощений . [ 7 ]
буддизм
[ редактировать ]
В буддизме Шриватса считается атрибутом божества- покровителя ( тибетского : йидам ) Манджушри Юного (санскр. Манджушрикумарабхута ). [ 8 ]
В тибетском буддизме Шриватса (тиб. དཔལ་བེའུ་, Wyl: dpal be'u ) изображается как треугольный вихрь или бесконечный узел . [ 3 ] В традиции китайской буддийские четки часто привязывают к кистям такой формы.
В некоторых списках 80 второстепенных характеристик говорится, что сердце Будды украшено шриватсой. [ 9 ]
Джайнизм
[ редактировать ]
В джайнской иконографии Шриватса часто отмечает грудь изображения Тиртханкары . [ 10 ] Это один из Аштамангала (восьми благоприятных символов), встречающихся в джайнизме. В канонических текстах, таких как Хемчандры » «Тришаштишалакапурушачаритра и Махапурана, он упоминается как один из Аштамангалов. [ 11 ] Ачарья Динакара объясняет в своем средневековом труде, что высшее знание возникло из сердца Тиртханкара в форме Шриватсы, поэтому они отмечены как таковые. [ 12 ] В североиндийских джайнских скульптурах первых веков он отмечен в центре груди. [ 7 ]
Другое использование
[ редактировать ]
Шриватса является символом штата Ракхайн и народа ракхайн в Бирме .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хиннеллс, Джон Р. (25 марта 2010 г.). Справочник Penguin по живым религиям мира . Пингвин Великобритания. п. 284. ИСБН 978-0-14-195504-9 .
- ^ Сарат Чандра Дас (1902). Тибетско-английский словарь с санскритскими синонимами . Калькутта, Индия: Книжный склад Секретариата Бенгалии, с. 69
- ^ Jump up to: а б Справочник тибетских буддийских символов , с. PA11, в Google Книгах
- ^ www.wisdomlib.org (28 января 2019 г.). «История Бхригу» . www.wisdomlib.org . Проверено 8 августа 2022 г.
- ^ «Шри вишНу сахасранамам - Шлокам 64 - Часть 1. (Ramanuja.org/Bhakti List Archives)» . ramanuja.org . Проверено 25 января 2024 г.
- ^ www.wisdomlib.org (28 января 2019 г.). «История Вишну» . www.wisdomlib.org . Проверено 8 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Страница 51 - ИКОНОГРАФИЯ ДЖАЙНСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОМ МУЗЕЕ ЧЕННАИ» . Архивировано из оригинала 15 сентября 2017 года . Проверено 15 сентября 2017 г.
- ^ Алекс Уэйман, «Воспевание имен Манджушри» 1985, стр. 94
- ^ Группа переводов Падмакара (переводчик)) (2018). «Трансцендентное совершенство мудрости в десяти тысячах строк» . 84000: Перевод слов Будды . Проверено 25 декабря 2019 г.
{{cite web}}
:|last1=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Фигура тиртханкары из красного песчаника.
- ^ Джайн и Фишер 1978 , с. 15, 31.
- ^ Рай Говинд Чандра (1 декабря 1996 г.). Индийская символика: символы как источники наших обычаев и верований . Издательство Мунширам Манохарлал. п. 37. ИСБН 978-81-215-0081-4 .
Ссылки
[ редактировать ]- Джайн, Джьотиндра; Фишер, Эберхард (1978), Джайнская иконография, Часть 12 - Иконография религий: индийские религии , BRILL, ISBN 978-9004052598
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Саттон, Николас (2000). Религиозные доктрины в Махабхарате Мотилал Банарсидасс. п. 153. ИСБН 9788120817005 .