Мэн-цзы
Мэн-цзы | |||
---|---|---|---|
![]() Как изображено в альбоме « великих мудрецов и добродетельных людей древности », Полупортреты хранящемся в Национальном дворцовом музее в Тайбэе. | |||
Рожденный | Мэн Кэ в. 371 г. до н.э. | ||
Умер | в. 289 г. до н.э. Цзоу, династия Чжоу | ||
Эра | Древняя философия | ||
Область | Китайская философия | ||
Школа | Конфуцианство | ||
Основные интересы | Этика , социальная философия , политическая философия | ||
Известные идеи |
| ||
Китайское имя | |||
китайский | Мэн-цзы | ||
Буквальный смысл | «Мастер Мэн» | ||
| |||
Имя при рождении | |||
китайский | Мэн Кэ | ||
|
Часть серии о |
Конфуцианство |
---|
![]() |
Мэн-цзы [ а ] ( MEN -shee-əs ; ок. 371 – ок. 289 до н.э. ) был китайским философом- конфуцианцем , которого часто называли Вторым мудрецом ( 亞聖 ), чтобы отразить его традиционное уважение по отношению к самому Конфуцию . Он был частью четвертого поколения учеников Конфуция, унаследовав его идеологию и развив ее дальше. [ 1 ] [ 2 ] в период Воюющих царств Говорят, что он жил и большую часть своей жизни путешествовал по штатам, давая советы различным правителям. Беседы с этими правителями легли в основу « Мэн-цзы» , который позже был канонизирован как конфуцианская классика .
Одним из основных принципов его работы является то, что человеческая природа праведна и гуманна. Реакция граждан на политику правителей воплощает этот принцип, и государство с праведной и гуманной политикой будет процветать по своей природе. Граждане, свободные от хорошего правления, будут тогда уделять время заботе о своих женах, братьях, старейшинах и детях, получать образование с помощью обрядов и, естественно, станут лучшими гражданами. Это поставило его в противоречие со своим ближайшим современником Сюньцзы , который считал, что человеческая природа зла от рождения. [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Мэн-цзы родился Мэн Кэ в государстве Цзоу , на территории современного Цзоучэна , Шаньдун. Он был странствующим философом и мудрецом, а также одним из главных интерпретаторов конфуцианства . Предположительно он был учеником внука Конфуция Зиси ( ок. 481 – ок. 402 до н. э. ). Как и Конфуций, согласно легенде, он сорок лет путешествовал по Китаю, давая правителям советы по проведению реформ. [ 4 ] В период Воюющих царств ( ок. 475–221 до н. э.) Мэн-цзы служил чиновником и ученым в Академии Цзися в штате Ци с 319 по 312 до н. э. Он выразил свою сыновнюю почтительность , когда взял трехлетний отпуск от своих официальных обязанностей перед Ци, чтобы оплакать смерть его матери. Разочарованный своей неспособностью добиться изменений в современном мире, он ушел из общественной жизни. [ 5 ]
Мэн-цзы был похоронен на кладбище Мэн-цзы ( 孟子林 ; Мэнцзы линь ), расположенном в 12 км (7,5 миль) к северо-востоку от центрального городского района Цзоучэна. стела , которую несет гигантская каменная черепаха и увенчана драконами. Перед его могилой стоит [ 6 ]
Мать
[ редактировать ]Мать Мэн-цзы часто считают образцовой женской фигурой в китайской культуре. Один из самых известных традиционных чэнъюй — 孟母三遷 ( mèngmǔ sānqiān ; «мать Мэн-цзы движется три раза»)); это высказывание относится к легенде о том, что мать Мэн-цзы трижды переезжала из дома, прежде чем нашла место, которое, по ее мнению, подходило для воспитания ребенка. В выражении эта идиома указывает на важность поиска подходящей среды для воспитания детей.
Отец Мэн-цзы, Мэн Цзи ( 孟激 ), умер, когда Мэн-цзы был очень молод. Его мать Мэн Му ( 孟母; букв. «Мать Мэн» ), урожденная Чжан ( 仉 ), воспитывала сына одна. Они были очень бедны. Сначала они жили возле кладбища, где мать обнаружила, что ее сын подражает платным плакальщикам в похоронных процессиях. Поэтому мать решила переехать. Следующий дом находился недалеко от городского рынка. Там мальчик стал имитировать крики мясников. Поэтому мать переехала в дом рядом со школой. Вдохновленный учеными и студентами, Мэн-цзы начал учиться. Его мать решила остаться, и Мэн-цзы стал учёным.
Другая история еще раз иллюстрирует то внимание, которое мать Мэн-цзы уделяла образованию своего сына. История гласит, что когда-то, когда Мэн-цзы был молод, он прогуливал занятия. Его мать отреагировала на его очевидное пренебрежение к его образованию, взяв ножницы и разрезав ткань, которую она ткала перед ним. Это было призвано продемонстрировать, что нельзя остановить задачу на полпути, и ее пример вдохновил Мэн-цзы прилежно учиться.
Существует еще одна легенда о его матери и его жене, рассказывающая о времени, когда его жена была дома одна и Мэн-цзы обнаружил, что она сидит неправильно. Мэн-цзы посчитал, что его жена нарушила обряд, и потребовал развода. написано Его мать утверждала, что в «Книге обрядов» , что прежде чем человек войдет в комнату, он должен громко объявить о своем скором присутствии, чтобы другие могли подготовиться к его приходу; поскольку в данном случае он этого не сделал, нарушителем обряда был сам Мэн-цзы. В конце концов Мэн-цзы признал свою вину.
Она одна из 125 женщин, чьи биографии были включены в «Биографии образцовых женщин» , написанные Лю Сян .
Ключевые идеи
[ редактировать ]
Человеческая природа
[ редактировать ]Мэн-цзы излагает концепцию, согласно которой человек по своей природе праведный и гуманный. Именно влияние общества вызывает плохой моральный облик . Мэн-цзы описывает это в контексте просвещения правителей и граждан о природе человека. «Тот, кто напрягает свой ум до предела, знает свою природу» [ 7 ] и «способ обучения – это не что иное, как поиск потерянного разума». [ 8 ]
Четыре начала
[ редактировать ]Чтобы показать врожденную доброту, Мэн-цзы использовал пример ребенка, упавшего в колодец.
Свидетели этого события сразу чувствуют тревогу и горе не для того, чтобы завоевать дружбу с родителями ребенка, не для того, чтобы добиться похвалы от соседей и друзей, не потому, что им не нравится репутация [нечеловечности, если они не спасли ребенка]. ..
Чувство сострадания определенно является началом человечности; чувство стыда и нелюбви есть начало праведности; чувство почтения и уступчивости — начало приличия; и ощущение правильного или неправильного – это начало мудрости.
У людей есть эти Четыре Начала, точно так же, как у них есть четыре конечности. Иметь эти Четыре Начала, но говорить, что они не могут их развить, значит разрушить себя. [ 9 ]
Человеческая природа имеет врожденную склонность к добру, но моральную правильность невозможно объяснить до мельчайших деталей. Вот почему простой внешний контроль всегда не способствует улучшению общества. Настоящее улучшение является результатом образовательного развития в благоприятных условиях. Аналогично, плохая окружающая среда имеет тенденцию развращать человеческую волю. Однако это не является доказательством врожденного зла, поскольку ясно мыслящий человек избегает причинения вреда другим. Эта позиция Мэн-цзы ставит его между конфуцианцами, такими как Сюнь-цзы , которые считали, что люди от природы плохие, и даосами, которые считали, что людям не нужно совершенствование, им просто нужно принять свою врожденную, естественную и не требующую усилий доброту. Четыре начала/ростка могут расти и развиваться, а могут и потерпеть неудачу. Таким образом Мэн-цзы синтезировал неотъемлемые части даосизма в конфуцианство. Чтобы совершенствовать себя, требовались индивидуальные усилия, но естественные склонности человека были хороши с самого начала. Цель воспитания — воспитание доброжелательности ( рен ). [ нужна ссылка ]
Образование
[ редактировать ]
По мнению Мэн-цзы, образование должно пробудить врожденные способности человеческого разума. Он осуждал заучивание и выступал за активное изучение текста, говоря: «Тому, кто считает, что вся книга будет лучше без книг» ( 盡信書,則不如無書 , от 孟子.盡心下 ). Следует проверять внутреннюю непротиворечивость, сравнивая разделы, и обсуждать вероятность фактических версий, сравнивая их с опытом. [ нужна ссылка ]
Судьба
[ редактировать ]Мэн-цзы также верил в силу судьбы в формировании роли человека в обществе. То, что предначертано, невозможно придумать или предвидеть человеческим разумом. Судьба показывается, когда возникает путь одновременно непредвиденный и созидательный. Судьбу не следует путать с Судьбой. Мэн-цзы отрицал, что Небеса защитят человека независимо от его действий, говоря: «Тот, кто понимает Судьбу, не устоит под рушащейся стеной». Правильный путь — это естественный и непринужденный путь. Эту тропу также необходимо поддерживать, поскольку «неиспользуемые тропы покрыты сорняками». Тот, кто следует Судьбе, проживет долгую и успешную жизнь. Тот, кто восстает против Судьбы, умрет раньше времени. [ нужна ссылка ]
Политика и экономика
[ редактировать ]Мэн-цзы подчеркивал значение простых граждан в государстве. Хотя конфуцианство в целом высоко ценит правителей, он утверждал, что подданные могут свергнуть или даже убить правителя, который игнорирует потребности людей и жестко правит. Это потому, что правитель, который правит несправедливо, больше не является истинным правителем. Говоря о свержении злого короля Чжоу из Шаня , Мэн-цзы сказал: «Я просто слышал об убийстве злодея Чжоу, но я не слышал об убийстве [его как] правителя». [ 10 ]
Это изречение следует воспринимать не как подстрекательство к насилию против властей, а как применение конфуцианской философии к обществу. Конфуцианство требует разъяснения того, чего можно разумно ожидать в любых данных отношениях. Все отношения должны приносить пользу, но у каждого есть свой принцип или внутренняя логика. Правитель должен оправдать свою позицию, действуя доброжелательно, прежде чем он сможет ожидать взаимности от народа. С этой точки зрения король подобен управляющему. Хотя Конфуций восхищался великими царями, Мэн-цзы разъясняет правильную иерархию человеческого общества. Хотя король предположительно имеет более высокий статус, чем простолюдин, на самом деле он подчиняется массам людей и ресурсам общества. В противном случае будет подразумеваться игнорирование потенциала человеческого общества, движущегося в будущее. Человек важен только тем, что он дает, а не тем, что он берет. [ нужна ссылка ]
Мэн-цзы проводил различие между высшими людьми, которые признают и следуют добродетелям праведности и доброжелательности, и низшими людьми, которые этого не делают. Он предположил, что высшие люди думают только о праведности, а не о выгодах. Это предполагает «постоянную собственность» для поддержания общей морали. [ 11 ] Чтобы обеспечить льготы для обездоленных и пожилых людей, он выступал за свободную торговлю , низкие налоговые ставки и более равное распределение налогового бремени . [ 12 ]
Что касается конфуцианского взгляда на рынок, то о мыслях Конфуция можно узнать больше от Мэн-цзы, чем от самого философа. Правительству следует придерживаться принципа невмешательства в отношении рынка. [ 13 ] Частично это было сделано для предотвращения государственных монополий, однако на государство также возлагалась ответственность за защиту от будущих монополий, которые могли возникнуть. Мэн-цзы также выступал за отмену налогов на импорт; рынок должен был обменивать на то, чего вам не хватало, поэтому налогообложение торговцев, импортирующих товары, в конечном итоге нанесло бы ущерб сельским жителям. Идея, лежащая в основе этого, заключается в том, что люди по своей природе добрые и рациональные, и им можно доверять в саморегулировании, поэтому взвинчивание цен или обман не будут проблемой. Налоги на собственность были приемлемыми и были единственным средством, с помощью которого герцоги и штаты могли собирать деньги. Им не нужно было собирать много, поскольку налоги предназначались только для дополнительных фондов. [ 13 ] Эти налоги также были прогрессивными, то есть семьи, владевшие более крупными и плодородными участками земли, платили больше, чем семьи с одинаковыми земельными наделами. Дефицит является проблемой на любом рынке; однако Мэн-цзы подчеркивает переосмысление идеи дефицитного ресурса. [ 14 ] Ресурсы следует рассматривать не как скудные, а как изобильные. Ресурсы добываются благодаря трудовой этике, а не какими-либо другими способами, поэтому не возникает недобросовестной конкуренции или выгод. Чтобы сохранить эти природные ресурсы, их необходимо было использовать или собирать в соответствии с циклами их роста или пополнения. Во многих случаях потомство имеет приоритет над прибылью. [ 15 ]
Влияние
[ редактировать ]Интерпретация конфуцианства Мэн-цзы обычно считалась ортодоксальной версией последующими китайскими философами, особенно неоконфуцианцами династии Сун . Среди учеников Мэн-цзы было большое количество феодалов, и говорят, что он был более влиятельным, чем Конфуций. [ 16 ]
« Мэн -цзы» — одна из четырех книг , которые Чжу Си (1130–1200) назвал ядром ортодоксальной неоконфуцианской мысли. В отличие от высказываний Конфуция, которые кратки и самостоятельны, Мэн-цзы состоит из длинных диалогов, включающих аргументы, с обширной прозой. которые первыми перевели конфуцианский канон на латынь и другие европейские языки, обычно игнорировали его Миссионеры-иезуиты, , поскольку они считали, что неоконфуцианская школа в значительной степени состоит из буддийского и даосского загрязнения конфуцианства. Маттео Риччи также особенно не нравилось то, что они считали осуждением безбрачия как несыновнего, что, скорее, является неправильным переводом аналогичного слова, относящегося больше к аспектам личности. [ нужна ссылка ] Франсуа Ноэль , который считал, что идеи Чжу представляют собой естественное и естественное развитие мысли Конфуция, был первым, кто опубликовал полное издание « Мэн-цзы» в Праге в 1711 году. [ 17 ] поскольку спор о китайских обрядах недавно был решен против иезуитов ; однако его издание не имело большого влияния за пределами Центральной и Восточной Европы.
В книге 1978 года, в которой были оценены сто самых влиятельных людей в истории на тот момент, Мэн-цзы занял 92-е место. [ 18 ]
Институт Мэн-цзы
[ редактировать ]Первый Институт Мэн-цзы был основан в Сюйчжоу , Китай, в 2008 году в рамках сотрудничества между Педагогическим университетом Цзянсу , Китайским бюро туризма по наследию Цзоучэн и Сетью дружбы клана Сюйчжоу Мэнши. [ 19 ]
Первый институт Мэн-цзы за пределами Китая расположен в Университета Тунку Абдул Рахмана (UTAR) кампусе в Кампаре, Малайзия , в 2016 году. [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Альтернативно Мэнцзы , урожденный Мэн Кэ .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Мэй, И Пао (1985). «Мэн-цзы», Новая Британская энциклопедия , т. 8, с. 3.
- ^ Шун, Квонг Лой. «Мэн-цзы» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 18 ноября 2017 г.
- ^ Голдин, Пол Р. (2018), «Сюньцзы» , в Залте, Эдвард Н. (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2018 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 15 мая 2022 г.
- ^ Чан 1963: 49.
- ^ Ярослав Прушек и Збигнев Слупский, ред., Словарь восточной литературы: Восточная Азия (Чарльз Таттл, 1978): 115-116.
- ^ Мэн-цзы. Архивировано 5 августа 2012 г. на archive.today (Кладбище Мэн-цзы).
- ↑ Mencius 7:A1 в Chan 1963: 78.
- ^ Мэнций 6: A11 в Чане 1963 : 58.
- ^ Mencius 2A :6 в Chan 1963: 65. Форматирование было применено для облегчения чтения.
- ^ Мэн -цзы 1B: 8 в Chan 1963: 62.
- ^ Яги, Киитиро (2008). «Китай, экономика внутри», Новый экономический словарь Пэлгрейва , т. 1, стр. 778. Аннотация.
- ^ Харт, Майкл Х. (1978), 100: рейтинг самых влиятельных людей в истории , с. 480.
- ^ Jump up to: а б Чен, Хуаньчжан (1911). Экономические принципы Конфуция и его школы . Колумбийский университет, Longmans, Green & Co., агенты; [и т. д. и т. п.] OCLC 492146426 .
- ^ Поместье, Артур Уэйли (12 ноября 2012 г.). Аналекты Конфуция . дои : 10.4324/9780203715246 . ISBN 9780203715246 .
- ^ Мартин, Майкл Р. (1 февраля 1990 г.). «Дэвид Л. Холл и Роджер Т. Эймс, думая о Конфуции, State University of New York Press, 19137» . Журнал китайской философии . 17 (4): 495–503. дои : 10.1163/15406253-01704005 . ISSN 0301-8121 .
- ^ Чарльз О. Хакер, Китай до 1850 года: краткая история , Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 1978, стр. 45
- ^ Рождество (1711 г.) .
- ^ Харт, Майкл Х. (1978), 100: рейтинг самых влиятельных людей в истории , с. 7, обсуждается на стр. 479–81.
- ^ Jump up to: а б «Гордое пополнение университета» . Звезда .
Библиография
[ редактировать ]- Чан, Алан К.Л. (редактор), 2002, Мэнций: контексты и интерпретации , Гонолулу: Издательство Гавайского университета.
- Чан, Винг-цит (пер.), 1963, Справочник по китайской философии , Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
- Грэм, AC, 1993, Спорщики о Дао: философский аргумент в Древнем Китае , Чикаго: Open Court Press. ISBN 0-8126-9087-7
- Минъюань Ху (пер.), 2023, Политика добродетели: Мэн-цзы о королевском правлении , Лондон: Hermits United.
- Айвенго, Филип Дж. , 2002, Этика в конфуцианской традиции: мысли Мэн-цзы и Ван Янмина , 2-е издание, Индианаполис: Hackett Publishing.
- Лищак, Владимир (2015), «Франсуа Ноэль и его латинские переводы конфуцианских классических книг, изданных в Праге в 1711 году» , Anthropologia Integra , vol. 6, стр. 45–52 .
- Лю Сюшэн; и др., ред. (2002), Очерки моральной философии Мэнцзы , Индианаполис: Hackett Publishing .
- Ноэль, Франсуа , изд. (1711), «Sinensis Imperii Liber Quartus Classicus Dictus Memcius, Sinicè Mem Tsu [Четвертая классическая книга Китайской империи, называемая Мэн-цзы или, по-китайски, Мэнцзы]» , Sinensis Imperii Libri Classici Sex [ Шесть классических книг Китайская Империя ] , Прага: Издательство Университета Чарльза-Фердинанда, стр. 199–472 . (на латыни)
- Нивисон, Дэвид С. , 1996, Пути конфуцианства: исследования китайской философии , Ла Саль, Иллинойс: Открытый суд. (Включает ряд основополагающих эссе о Мэн-цзы, в том числе «Мотивация и моральные действия в Мэн-цзы», «Два корня или один?» и «О переводе Мэн-цзы».)
- Шун, Квонг-лой, 1997, Мэн-цзы и ранняя китайская мысль , Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.
- Ван Норден, Брайан В. (пер.), 2008, Менгзи: С отрывками из традиционных комментариев , Индианаполис: Hackett Publishing.
- Ван Норден, Брайан В. , 2007, Этика добродетели и консеквенциализм в ранней китайской философии , Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. (Глава 4 посвящена Мэн-цзы.)
- Ван, Робин Р. (редактор), 2003, Образы женщин в китайской мысли и культуре: сочинения от периода до Цинь до династии Сун , Индианаполис: Hackett Publishing. (См. перевод рассказов о матери Мэн-цзы на стр. 150–155.)
- Йерли, Ли Х., 1990, Мэн-цзы и Фома Аквинский: теории добродетели и концепции мужества , Олбани: Издательство государственного университета Нью-Йорка.
Внешние ссылки
[ редактировать ]


- Запись в Интернет-энциклопедии философии
- Статья в Стэнфордской энциклопедии философии
- Мэнцзы : текст на китайском языке с английским переводом и ссылками на Чжуси . комментарии
- Английский перевод А. Чарльза Мюллера. Аннотированный научный перевод с китайским текстом.
- Статья, в которой обсуждаются взгляды на этику Мэн-цзы из журнала «Философ».
- Легг, Джеймс (1911). Британская энциклопедия . Том. 18 (11-е изд.). стр. 112–115. .
- Работы Мэн-цзы в Project Gutenberg
- Работы Мэн-цзы или о нем в Интернет-архиве
- 372 г. до н.э. рождения
- 289 г. до н.э. смертей
- Китайцы IV века до н.э.
- Китайские философы IV века до н.э.
- Китайцы III века до н.э.
- Китайские философы III века до н.э.
- Китайские конфуцианцы
- Эпистемологи
- Гуманисты
- Онтологи
- Люди из Цзинина
- Философы из Лу (штат)
- Философы культуры
- Философы образования
- Философы языка
- Философы права
- Философы разума
- Китайские политические философы
- Клан Синчан Маенг
- Социальные философы
- Эссеисты династии Чжоу
- Философы династии Чжоу
- Конфуцианцы IV века до н.э.
- Конфуцианцы III века до н.э.