Jump to content

Мэн-цзы

(Перенаправлено с Мэн Кэ )
Мэн-цзы
Как изображено в альбоме « великих мудрецов и добродетельных людей древности », Полупортреты хранящемся в Национальном дворцовом музее в Тайбэе.
Рожденный
Мэн Кэ

в. 371 г. до н.э.
Цзоу , династия Чжоу (современный Цзоучэн , Шаньдун)
Умер в. 289 г. до н.э.
Цзоу, династия Чжоу
Эра Древняя философия
Область Китайская философия
Школа Конфуцианство
Основные интересы
Этика , социальная философия , политическая философия
Известные идеи
Китайское имя
китайский Мэн-цзы
Буквальный смысл «Мастер Мэн»
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinMèngzǐ
Bopomofoㄇㄥˋ ㄗˇ
Wade–GilesMeng4-tzu3
Tongyong PinyinMèng-zǐh
Yale RomanizationMèngdž
IPA[mə̂ŋ.tsɹ̩̀]
Wu
RomanizationMan-tsy
Yue: Cantonese
Yale RomanizationMaahngjí
JyutpingMaang6 zi2
IPA[maŋ˨ tsi˧˥]
Southern Min
Hokkien POJBēng-chú
Tâi-lôBīng-tsú
Middle Chinese
Middle ChineseMæ̀ng-tzí
Old Chinese
Baxter–Sagart (2014)*mˤraŋ-s tsəʔ
Имя при рождении
китайский Мэн Кэ
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinMèng Kē

Мэн-цзы [ а ] ( MEN -shee-əs ; ок. 371 – ок. 289 до н.э. ) был китайским философом- конфуцианцем , которого часто называли Вторым мудрецом ( 亞聖 ), чтобы отразить его традиционное уважение по отношению к самому Конфуцию . Он был частью четвертого поколения учеников Конфуция, унаследовав его идеологию и развив ее дальше. [ 1 ] [ 2 ] в период Воюющих царств Говорят, что он жил и большую часть своей жизни путешествовал по штатам, давая советы различным правителям. Беседы с этими правителями легли в основу « Мэн-цзы» , который позже был канонизирован как конфуцианская классика .

Одним из основных принципов его работы является то, что человеческая природа праведна и гуманна. Реакция граждан на политику правителей воплощает этот принцип, и государство с праведной и гуманной политикой будет процветать по своей природе. Граждане, свободные от хорошего правления, будут тогда уделять время заботе о своих женах, братьях, старейшинах и детях, получать образование с помощью обрядов и, естественно, станут лучшими гражданами. Это поставило его в противоречие со своим ближайшим современником Сюньцзы , который считал, что человеческая природа зла от рождения. [ 3 ]

Мэн-цзы родился Мэн Кэ в государстве Цзоу , на территории современного Цзоучэна , Шаньдун. Он был странствующим философом и мудрецом, а также одним из главных интерпретаторов конфуцианства . Предположительно он был учеником внука Конфуция Зиси ( ок. 481 – ок. 402 до н. э. ). Как и Конфуций, согласно легенде, он сорок лет путешествовал по Китаю, давая правителям советы по проведению реформ. [ 4 ] В период Воюющих царств ( ок. 475–221 до н. э.) Мэн-цзы служил чиновником и ученым в Академии Цзися в штате Ци с 319 по 312 до н. э. Он выразил свою сыновнюю почтительность , когда взял трехлетний отпуск от своих официальных обязанностей перед Ци, чтобы оплакать смерть его матери. Разочарованный своей неспособностью добиться изменений в современном мире, он ушел из общественной жизни. [ 5 ]

Мэн-цзы был похоронен на кладбище Мэн-цзы ( 孟子林 ; Мэнцзы линь ), расположенном в 12 км (7,5 миль) к северо-востоку от центрального городского района Цзоучэна. стела , которую несет гигантская каменная черепаха и увенчана драконами. Перед его могилой стоит [ 6 ]

Мать Мэн-цзы часто считают образцовой женской фигурой в китайской культуре. Один из самых известных традиционных чэнъюй 孟母三遷 ( mèngmǔ sānqiān ; «мать Мэн-цзы движется три раза»)); это высказывание относится к легенде о том, что мать Мэн-цзы трижды переезжала из дома, прежде чем нашла место, которое, по ее мнению, подходило для воспитания ребенка. В выражении эта идиома указывает на важность поиска подходящей среды для воспитания детей.

Отец Мэн-цзы, Мэн Цзи ( 孟激 ), умер, когда Мэн-цзы был очень молод. Его мать Мэн Му ( 孟母; букв. «Мать Мэн» ), урожденная Чжан ( ), воспитывала сына одна. Они были очень бедны. Сначала они жили возле кладбища, где мать обнаружила, что ее сын подражает платным плакальщикам в похоронных процессиях. Поэтому мать решила переехать. Следующий дом находился недалеко от городского рынка. Там мальчик стал имитировать крики мясников. Поэтому мать переехала в дом рядом со школой. Вдохновленный учеными и студентами, Мэн-цзы начал учиться. Его мать решила остаться, и Мэн-цзы стал учёным.

Другая история еще раз иллюстрирует то внимание, которое мать Мэн-цзы уделяла образованию своего сына. История гласит, что когда-то, когда Мэн-цзы был молод, он прогуливал занятия. Его мать отреагировала на его очевидное пренебрежение к его образованию, взяв ножницы и разрезав ткань, которую она ткала перед ним. Это было призвано продемонстрировать, что нельзя остановить задачу на полпути, и ее пример вдохновил Мэн-цзы прилежно учиться.

Существует еще одна легенда о его матери и его жене, рассказывающая о времени, когда его жена была дома одна и Мэн-цзы обнаружил, что она сидит неправильно. Мэн-цзы посчитал, что его жена нарушила обряд, и потребовал развода. написано Его мать утверждала, что в «Книге обрядов» , что прежде чем человек войдет в комнату, он должен громко объявить о своем скором присутствии, чтобы другие могли подготовиться к его приходу; поскольку в данном случае он этого не сделал, нарушителем обряда был сам Мэн-цзы. В конце концов Мэн-цзы признал свою вину.

Она одна из 125 женщин, чьи биографии были включены в «Биографии образцовых женщин» , написанные Лю Сян .

Ключевые идеи

[ редактировать ]
Мэн-цзы из «Мифов и легенд Китая» (1922) И.Т.К. Вернера

Человеческая природа

[ редактировать ]

Мэн-цзы излагает концепцию, согласно которой человек по своей природе праведный и гуманный. Именно влияние общества вызывает плохой моральный облик . Мэн-цзы описывает это в контексте просвещения правителей и граждан о природе человека. «Тот, кто напрягает свой ум до предела, знает свою природу» [ 7 ] и «способ обучения – это не что иное, как поиск потерянного разума». [ 8 ]

Четыре начала

[ редактировать ]

Чтобы показать врожденную доброту, Мэн-цзы использовал пример ребенка, упавшего в колодец.

Свидетели этого события сразу чувствуют тревогу и горе не для того, чтобы завоевать дружбу с родителями ребенка, не для того, чтобы добиться похвалы от соседей и друзей, не потому, что им не нравится репутация [нечеловечности, если они не спасли ребенка]. ..

Чувство сострадания определенно является началом человечности; чувство стыда и нелюбви есть начало праведности; чувство почтения и уступчивости — начало приличия; и ощущение правильного или неправильного – это начало мудрости.

У людей есть эти Четыре Начала, точно так же, как у них есть четыре конечности. Иметь эти Четыре Начала, но говорить, что они не могут их развить, значит разрушить себя. [ 9 ]

Человеческая природа имеет врожденную склонность к добру, но моральную правильность невозможно объяснить до мельчайших деталей. Вот почему простой внешний контроль всегда не способствует улучшению общества. Настоящее улучшение является результатом образовательного развития в благоприятных условиях. Аналогично, плохая окружающая среда имеет тенденцию развращать человеческую волю. Однако это не является доказательством врожденного зла, поскольку ясно мыслящий человек избегает причинения вреда другим. Эта позиция Мэн-цзы ставит его между конфуцианцами, такими как Сюнь-цзы , которые считали, что люди от природы плохие, и даосами, которые считали, что людям не нужно совершенствование, им просто нужно принять свою врожденную, естественную и не требующую усилий доброту. Четыре начала/ростка могут расти и развиваться, а могут и потерпеть неудачу. Таким образом Мэн-цзы синтезировал неотъемлемые части даосизма в конфуцианство. Чтобы совершенствовать себя, требовались индивидуальные усилия, но естественные склонности человека были хороши с самого начала. Цель воспитания — воспитание доброжелательности ( рен ). [ нужна ссылка ]

Образование

[ редактировать ]
Картина Мэн-цзы Кано Сансецу (1632 г.)

По мнению Мэн-цзы, образование должно пробудить врожденные способности человеческого разума. Он осуждал заучивание и выступал за активное изучение текста, говоря: «Тому, кто считает, что вся книга будет лучше без книг» ( 盡信書,則不如無書 , от 孟子.盡心下 ). Следует проверять внутреннюю непротиворечивость, сравнивая разделы, и обсуждать вероятность фактических версий, сравнивая их с опытом. [ нужна ссылка ]

Мэн-цзы также верил в силу судьбы в формировании роли человека в обществе. То, что предначертано, невозможно придумать или предвидеть человеческим разумом. Судьба показывается, когда возникает путь одновременно непредвиденный и созидательный. Судьбу не следует путать с Судьбой. Мэн-цзы отрицал, что Небеса защитят человека независимо от его действий, говоря: «Тот, кто понимает Судьбу, не устоит под рушащейся стеной». Правильный путь — это естественный и непринужденный путь. Эту тропу также необходимо поддерживать, поскольку «неиспользуемые тропы покрыты сорняками». Тот, кто следует Судьбе, проживет долгую и успешную жизнь. Тот, кто восстает против Судьбы, умрет раньше времени. [ нужна ссылка ]

Политика и экономика

[ редактировать ]

Мэн-цзы подчеркивал значение простых граждан в государстве. Хотя конфуцианство в целом высоко ценит правителей, он утверждал, что подданные могут свергнуть или даже убить правителя, который игнорирует потребности людей и жестко правит. Это потому, что правитель, который правит несправедливо, больше не является истинным правителем. Говоря о свержении злого короля Чжоу из Шаня , Мэн-цзы сказал: «Я просто слышал об убийстве злодея Чжоу, но я не слышал об убийстве [его как] правителя». [ 10 ]

Это изречение следует воспринимать не как подстрекательство к насилию против властей, а как применение конфуцианской философии к обществу. Конфуцианство требует разъяснения того, чего можно разумно ожидать в любых данных отношениях. Все отношения должны приносить пользу, но у каждого есть свой принцип или внутренняя логика. Правитель должен оправдать свою позицию, действуя доброжелательно, прежде чем он сможет ожидать взаимности от народа. С этой точки зрения король подобен управляющему. Хотя Конфуций восхищался великими царями, Мэн-цзы разъясняет правильную иерархию человеческого общества. Хотя король предположительно имеет более высокий статус, чем простолюдин, на самом деле он подчиняется массам людей и ресурсам общества. В противном случае будет подразумеваться игнорирование потенциала человеческого общества, движущегося в будущее. Человек важен только тем, что он дает, а не тем, что он берет. [ нужна ссылка ]

Мэн-цзы проводил различие между высшими людьми, которые признают и следуют добродетелям праведности и доброжелательности, и низшими людьми, которые этого не делают. Он предположил, что высшие люди думают только о праведности, а не о выгодах. Это предполагает «постоянную собственность» для поддержания общей морали. [ 11 ] Чтобы обеспечить льготы для обездоленных и пожилых людей, он выступал за свободную торговлю , низкие налоговые ставки и более равное распределение налогового бремени . [ 12 ]

Что касается конфуцианского взгляда на рынок, то о мыслях Конфуция можно узнать больше от Мэн-цзы, чем от самого философа. Правительству следует придерживаться принципа невмешательства в отношении рынка. [ 13 ] Частично это было сделано для предотвращения государственных монополий, однако на государство также возлагалась ответственность за защиту от будущих монополий, которые могли возникнуть. Мэн-цзы также выступал за отмену налогов на импорт; рынок должен был обменивать на то, чего вам не хватало, поэтому налогообложение торговцев, импортирующих товары, в конечном итоге нанесло бы ущерб сельским жителям. Идея, лежащая в основе этого, заключается в том, что люди по своей природе добрые и рациональные, и им можно доверять в саморегулировании, поэтому взвинчивание цен или обман не будут проблемой. Налоги на собственность были приемлемыми и были единственным средством, с помощью которого герцоги и штаты могли собирать деньги. Им не нужно было собирать много, поскольку налоги предназначались только для дополнительных фондов. [ 13 ] Эти налоги также были прогрессивными, то есть семьи, владевшие более крупными и плодородными участками земли, платили больше, чем семьи с одинаковыми земельными наделами. Дефицит является проблемой на любом рынке; однако Мэн-цзы подчеркивает переосмысление идеи дефицитного ресурса. [ 14 ] Ресурсы следует рассматривать не как скудные, а как изобильные. Ресурсы добываются благодаря трудовой этике, а не какими-либо другими способами, поэтому не возникает недобросовестной конкуренции или выгод. Чтобы сохранить эти природные ресурсы, их необходимо было использовать или собирать в соответствии с циклами их роста или пополнения. Во многих случаях потомство имеет приоритет над прибылью. [ 15 ]

Черепаха династии Юань . со стелой в честь Мэн-цзы

Интерпретация конфуцианства Мэн-цзы обычно считалась ортодоксальной версией последующими китайскими философами, особенно неоконфуцианцами династии Сун . Среди учеников Мэн-цзы было большое количество феодалов, и говорят, что он был более влиятельным, чем Конфуций. [ 16 ]

« Мэн -цзы» — одна из четырех книг , которые Чжу Си (1130–1200) назвал ядром ортодоксальной неоконфуцианской мысли. В отличие от высказываний Конфуция, которые кратки и самостоятельны, Мэн-цзы состоит из длинных диалогов, включающих аргументы, с обширной прозой. которые первыми перевели конфуцианский канон на латынь и другие европейские языки, обычно игнорировали его Миссионеры-иезуиты, , поскольку они считали, что неоконфуцианская школа в значительной степени состоит из буддийского и даосского загрязнения конфуцианства. Маттео Риччи также особенно не нравилось то, что они считали осуждением безбрачия как несыновнего, что, скорее, является неправильным переводом аналогичного слова, относящегося больше к аспектам личности. [ нужна ссылка ] Франсуа Ноэль , который считал, что идеи Чжу представляют собой естественное и естественное развитие мысли Конфуция, был первым, кто опубликовал полное издание « Мэн-цзы» в Праге в 1711 году. [ 17 ] поскольку спор о китайских обрядах недавно был решен против иезуитов ; однако его издание не имело большого влияния за пределами Центральной и Восточной Европы.

В книге 1978 года, в которой были оценены сто самых влиятельных людей в истории на тот момент, Мэн-цзы занял 92-е место. [ 18 ]

Институт Мэн-цзы

[ редактировать ]

Первый Институт Мэн-цзы был основан в Сюйчжоу , Китай, в 2008 году в рамках сотрудничества между Педагогическим университетом Цзянсу , Китайским бюро туризма по наследию Цзоучэн и Сетью дружбы клана Сюйчжоу Мэнши. [ 19 ]

Первый институт Мэн-цзы за пределами Китая расположен в Университета Тунку Абдул Рахмана (UTAR) кампусе в Кампаре, Малайзия , в 2016 году. [ 19 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Альтернативно Мэнцзы , урожденный Мэн Кэ .
  1. ^ Мэй, И Пао (1985). «Мэн-цзы», Новая Британская энциклопедия , т. 8, с. 3.
  2. ^ Шун, Квонг Лой. «Мэн-цзы» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 18 ноября 2017 г.
  3. ^ Голдин, Пол Р. (2018), «Сюньцзы» , в Залте, Эдвард Н. (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2018 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 15 мая 2022 г.
  4. ^ Чан 1963: 49.
  5. ^ Ярослав Прушек и Збигнев Слупский, ред., Словарь восточной литературы: Восточная Азия (Чарльз Таттл, 1978): 115-116.
  6. ^ Мэн-цзы. Архивировано 5 августа 2012 г. на archive.today (Кладбище Мэн-цзы).
  7. Mencius 7:A1 в Chan 1963: 78.
  8. ^ Мэнций 6: A11 в Чане 1963 : 58.
  9. ^ Mencius 2A :6 в Chan 1963: 65. Форматирование было применено для облегчения чтения.
  10. ^ Мэн -цзы 1B: 8 в Chan 1963: 62.
  11. ^ Яги, Киитиро (2008). «Китай, экономика внутри», Новый экономический словарь Пэлгрейва , т. 1, стр. 778. Аннотация.
  12. ^ Харт, Майкл Х. (1978), 100: рейтинг самых влиятельных людей в истории , с. 480.
  13. ^ Jump up to: а б Чен, Хуаньчжан (1911). Экономические принципы Конфуция и его школы . Колумбийский университет, Longmans, Green & Co., агенты; [и т. д. и т. п.] OCLC   492146426 .
  14. ^ Поместье, Артур Уэйли (12 ноября 2012 г.). Аналекты Конфуция . дои : 10.4324/9780203715246 . ISBN  9780203715246 .
  15. ^ Мартин, Майкл Р. (1 февраля 1990 г.). «Дэвид Л. Холл и Роджер Т. Эймс, думая о Конфуции, State University of New York Press, 19137» . Журнал китайской философии . 17 (4): 495–503. дои : 10.1163/15406253-01704005 . ISSN   0301-8121 .
  16. ^ Чарльз О. Хакер, Китай до 1850 года: краткая история , Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 1978, стр. 45
  17. ^ Рождество (1711 г.) .
  18. ^ Харт, Майкл Х. (1978), 100: рейтинг самых влиятельных людей в истории , с. 7, обсуждается на стр. 479–81.
  19. ^ Jump up to: а б «Гордое пополнение университета» . Звезда .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ba4d4594b1c38ea96a0edde7d3aecc6c__1722835200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ba/6c/ba4d4594b1c38ea96a0edde7d3aecc6c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mencius - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)