Деметра
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2023 г. ) |
Деметра | |
---|---|
Богиня урожая, земледелия, плодородия и священного закона. | |
Член двенадцати олимпийцев | |
Обитель | Гора Олимп |
Животные | Свинья, змея, геккон, горлица, журавль, визговая сова |
Символ | Рог изобилия , пшеница , факел , мак , хлеб |
Фестивали | Фесмофория , Элевсинские мистерии. |
Генеалогия | |
Родители | Кронос и Рея |
Братья и сестры | Гестия , Гера , Аид , Посейдон , Зевс |
Супруга | Зевс , Посейдон , Иасион , Карманор , Мекон |
Дети | Персефона , Деспойна , Евбулей , Арион , Плутус , Филомел , Якх , Ахерон , Геката (орфическая) |
Эквиваленты | |
Римский эквивалент | Церера |
Египетский эквивалент | Исида |
Часть серии о |
Древнегреческая религия |
---|
В древнегреческой религии и мифологии ; Деметра ( / d ɪ ˈ m iː t ər / . Чердак : Δημήτηρ Dēmḗtēr [dɛːmɛ́ːtɛːr] ; дорический : Δαμάτηρ Dāmātēr ) — олимпийская богиня урожая и земледелия , контролирующий урожай , зерно , пищу и плодородие земли. Хотя Деметра в основном известна как богиня зерна, она также выступала как богиня здоровья, рождения и брака и имела связи с Подземным миром . [ 1 ] Ее еще называют Део ( Δηώ Dēṓ ). [ 2 ] В греческой традиции Деметра — второй ребенок титанов Реи и Кроноса и сестра Гестии , Геры , Аида , Посейдона и Зевса . Как и другие ее братья и сестры, за исключением Зевса, в младенчестве она была проглочена отцом и спасена Зевсом.
Через своего брата Зевса она стала матерью Персефоны , богини плодородия и божества воскрешения . [ 3 ] [ 4 ] Один из самых известных гомеровских гимнов , « Гомеровский гимн Деметре », рассказывает историю похищения Персефоны Аидом и поисков ее Деметрой. Когда Аид, царь подземного мира, пожелал сделать Персефону своей женой, он с разрешения Зевса похитил ее в поле, когда она собирала цветы. Деметра безуспешно искала свою пропавшую дочь повсюду, пока ей не сообщили, что Аид забрал ее в Подземный мир. В ответ Деметра пренебрегла своими обязанностями богини земледелия, погрузив землю в смертельный голод, при котором ничего не росло, в результате чего смертные умирали. Зевс приказал Аиду вернуть Персефону ее матери, чтобы предотвратить катастрофу. Однако, поскольку Персефона ела пищу из Подземного мира, она не могла оставаться с Деметрой навсегда, и ей пришлось разделить год между матерью и мужем, объясняя сезонный цикл тем, что Деметра не позволяет растениям расти, пока Персефона отсутствует.
Ее культовые титулы включают Сито ( Σιτώ ), «она из зерна», [ 5 ] как дающий пищу или зерно, [ 6 ] и Фесмофор ( θεσμός , thesmos : божественный порядок, неписаный закон; φόρος , phoros : несущий, носитель), «податель обычаев» или «законодатель», в связи с тайным женским праздником, называемым Фесмофорией. [ 7 ] Хотя Деметру часто называют просто богиней урожая, она также руководила священным законом и циклом жизни и смерти. Она и ее дочь Персефона были центральными фигурами Элевсинских мистерий , религиозной традиции, которая предшествовала олимпийскому пантеону и могла иметь свои корни в микенском периоде ок. 1400–1200 гг. до н.э. [ 8 ]
Деметру часто считали той же фигурой, что и анатолийская богиня Кибела , и ее отождествляли с римской богиней Церерой .
Этимология
[ редактировать ]Деметра может появиться в линейном письме А как да-ма-те в трех документах ( AR Zf 1 и 2 и KY Za 2), все три посвящены религиозным ситуациям и все три носят только имя ( i-da-ma-te на АР Зф 1 и 2). [ 9 ] Маловероятно, что Деметра появляется как da-ma-te в надписи на линейном письме B ( микенский греческий язык ) ( PY En 609); слово 𐀅𐀔𐀳 , да-ма-те , вероятно, относится к «домохозяйствам». [ 10 ] [ 11 ] С другой стороны, 𐀯𐀵𐀡𐀴𐀛𐀊 , си-то-по-ти-ни-джа , « Потния зерна», считается отсылкой к ее предшественнице бронзового века или к одному из ее эпитетов . [ 12 ]
Характер Деметры как богини-матери определен во втором элементе ее имени метр ( μήτηρ ), происходящем от протоиндоевропейского (PIE) *méh₂tēr (мать). [ 13 ] В древности уже предлагались разные объяснения первому элементу ее имени. Возможно, что Da ( Δᾶ ), [ 14 ] слово, которое соответствует Gē ( Γῆ ) на Аттике, является дорической формой De ( Δῆ ), «земля», древнего имени хтонической богини земли, и что Деметра — «Мать-Земля». [ 15 ] Лидделл и Скотт находят это «невероятным», а Бикс пишет: «Нет никаких указаний на то, что [ da ] означает «земля», хотя это также предполагалось в имени Посейдона, обнаруженном в надписи линейного письма B E-ne-si-da. -о-не , «землетрясатель». [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Джон Чедвик также утверждает, что элемент да в имени Деметры не так просто приравнивается к «земле». [ 19 ]
М. Л. Уэст предположил, что слово Деметра, первоначально Даматер , могло быть заимствованием от иллирийского божества, засвидетельствованного в мессапской богине Даматуре , с формой dā- («земля», от PIE *dʰǵʰ(e)m- ), прикрепленной к - matura («мать»), родственная иллирийскому богу Деи-патуросу ( dei- , «небо», присоединено к – paturos, «отец»). Лесбийская форма Dō- может просто отражать другое разговорное произношение негреческого имени. [ 20 ]
Другая теория предполагает, что элемент Де- может быть связан с Део , эпитетом Деметры. [ 21 ] и оно могло произойти от критского слова dea ( δηά ), ионического zeia ( ζειά ), которое современные ученые по-разному отождествляют с эммерой , полбой , рожью или другими зернами, так что она вообще является матерью и дающей пищу. [ 22 ] [ 23 ] Эту точку зрения разделяет британский ученый Джейн Эллен Харрисон , которая предполагает, что имя Деметры означает «Мать-Зерно» , а не «Мать-Земля» . [ 24 ]
Альтернативная протоиндоевропейская этимология происходит через Potnia и Despoina , где Des- представляет собой производное от PIE *dem (дом, купол), а Деметра — «мать дома» (от PIE *dems-méh₂tēr ). [ 25 ] RSP Beekes отвергает греческую интерпретацию, но не обязательно индоевропейскую. [ 17 ]
Иконография
[ редактировать ]Деметра часто ассоциировалась с изображениями урожая, включая цветы, фрукты и зерно. Ее также иногда изображали с дочерью Персефоной. Однако Деметра обычно не изображается ни с одним из своих супругов; Исключение составляет Иасион , критский юноша, который лежал с ней на трижды вспаханном поле и был впоследствии убит ревнивым Зевсом молнией .
Деметре присвоено зодиакальное созвездие Девы Марком Манилием в его римском труде I века «Астрономикон». В искусстве созвездие Девы держит в руке Спику, сноп пшеницы, и сидит рядом с созвездием Льва. [ 26 ]
В Аркадии она была известна как «Чёрная Деметра». Говорят, что она приняла облик кобылы, чтобы избежать преследования своего младшего брата Посейдона, и, будучи изнасилованной им, несмотря на ее маскировку, оделась во все черное и ушла в пещеру, чтобы оплакать и очиститься. Следовательно, в этом регионе ее изображали с головой лошади. [ 27 ]
Скульптура Черной Деметры была изготовлена Онатасом . [ 28 ]
Описание
[ редактировать ]В самых ранних представлениях о Деметре она — богиня зерна и молотьбы, однако ее функции распространялись за пределы полей, и ее часто отождествляли с богиней земли ( Геей ). Некоторые эпитеты Геи и Деметры схожи, показывая тождественность их природы. В большинстве своих мифов и культов Деметра является «Матерью Зерна» или «Матерью-Землей». В древних хтонических культах богиня земли была связана с Подземным миром, а в тайных обрядах (мистериях) Деметра и Персефона выполняли двойную функцию смерти и плодородия. Деметра — создательница тайных обрядов и законов земледелия. Иногда ее отождествляли с Великой Матерью Реей — Кибелой , которой поклонялись на Крите и в Малой Азии с помощью музыки цимбал и жестоких обрядов. Похоже, маки были связаны с культом Великой Матери.
Как богиня земледелия
[ редактировать ]В эпической поэзии и «Теогонии » Гесиода Деметра — Мать зерна, богиня злаков, дающая зерно для хлеба и благословляющая его жнецов. В » Гомера « Илиаде белокурая Деметра с помощью ветра отделяет зерна от плевел. [ 29 ] Гомер упоминает Талисию , греческий праздник урожая первых плодов в честь Деметры. [ 30 ] У Гесиода молитвы Зевсу-Хтонию (хтоническому Зевсу ) и Деметре помогают посевам вырасти полными и сильными. [ 31 ] Это была ее основная функция в Элевсине , и она стала всегреческой. На Кипре «сбор зерна» был damatrizein . Деметра была zeidoros arοura , гомеровской «Матерью-Землей arοura », дарившей в дар зерновые ( zeai или deai ). [ 32 ] [ 33 ]
Большинство эпитетов Деметры описывают ее как богиню зерна. Ее имя Део в литературе [ 34 ] вероятно, связывает ее с deai, критским словом, обозначающим злаки. В Аттике ее называли Халоас (гумно) согласно самому раннему представлению о Деметре как Матери Зерна. Иногда ее называли Хлоей (спелое зерно или свежезеленое), а иногда Иуло (ioulos: сноп зерна). Хлоя была богиней молодой кукурузы и молодой растительности, а «Иулои» были песнями урожая в честь богини. Жнецов звали Деметра Амаллофор (приносящая снопы) и Амайя (жнец). Богиня давала изобилие пищи и была известна как Сито (зерна) и Гималис (изобилия). [ 35 ] Хлеб из первых плодов-плодов назывался талисийским хлебом ( Талисия ) в честь Деметры. [ 36 ] Жертвенные лепешки, сжигаемые на алтаре, назывались «омпниай», а в Аттике богиня была известна как Омпния (связанная с мозолями). Эти лепешки подносились всем богам.
На некоторых праздниках большие караваи ( artoi богине предлагались ), а в Беотии она была известна как Мегалартос (большого хлеба) и Мегаломазос (большой массы или большой каши). Ее функция распространялась на растительность в целом и на все фрукты, и она имела эпитеты эукарпос (хороший урожай), карпофорос (приносящая плоды), малофорос (несущий яблоки) и иногда Ория (все плоды сезона). Эти эпитеты показывают тождество природы с богиней земли. [ 37 ] [ 38 ] [ 35 ] [ 39 ]
Центральной темой Элевсинских мистерий было воссоединение Персефоны с ее матерью Деметрой, когда новые посевы воссоединились со старым семенем, что стало формой вечности.
По мнению афинского ритора Исократа , величайшими дарами Деметры человечеству были сельское хозяйство, давшее людям цивилизованный образ жизни, и мистерии, дающие посвященным большие надежды в этой жизни и в загробной жизни. [ 40 ]
Эти два дара были тесно связаны в мифах и мистических культах Деметры. Деметра — подательница мистических обрядов и подательница цивилизованного образа жизни (обучение законам земледелия). Ее эпитет Элевсиния связывает ее с Элевсинскими мистериями, однако в Спарте Элевсиния использовалась раньше, и, вероятно, это было имя, а не эпитет. [ 41 ] Деметра Фесмофор (законодательница) тесно связана с законами зернового земледелия. Фестиваль Тесмофория отмечался по всей Греции и был связан с формой аграрной магии. [ 42 ] Рядом с Фенеем в Аркадии она была известна как Деметра- Тесмия (законная) и получала обряды по местной версии. [ 43 ]
Эмблемой Деметры является мак, ярко-красный цветок, растущий среди ячменя.
Как богиня земли и подземного мира
[ редактировать ]Помимо ее роли богини земледелия, Деметре часто поклонялись в более широком смысле как богине земли, из которой вырастает урожай. Ее индивидуальность коренилась в менее развитой личности Геи (Земли). В Аркадии Деметра Мелаина (черная Деметра) изображалась со змеиными волосами, с головой лошади, держащей голубя и дельфина, возможно, чтобы символизировать ее власть над подземным миром, воздухом и водой. [ 44 ] [ 45 ] Культ Деметры в этом регионе был связан с Деспойной , очень древним хтоническим божеством. Деметра разделяет двойную функцию смерти и плодородия со своей дочерью Персефоной. Деметру и Персефону называли Деспойнаи (владычицы) и Деметры . Эта двойственность также использовалась в классический период ( Thesmophoroi , Богини с двойным именем ) и, в частности, в клятве: «Двумя богинями». [ 46 ]
В культе Флии ей поклонялись как Анесидоре , посылающей дары из подземного мира. [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ]
В Спарте она была известна как Деметра- Хтония (хтоническая Деметра). После каждой смерти траур должен заканчиваться жертвоприношением богине. Павсаний считает, что ее культ был привнесен от Гермионы , где Деметра была связана с Аидом . В местной легенде углубление в земле было входом в подземный мир, через который души могли легко пройти. [ 50 ] В Элиде ее звали Деметра- Хамина (богиня земли). [ 35 ] в древнем хтоническом культе, связанном с сошествием в Аид. В Левадии богиня была известна как Деметра- Европа и ассоциировалась с Трофонием , древним божеством подземного мира. Оракул Трофония был известен в древности. [ 51 ]
Пиндар использует редкий эпитет Халкокротос (бронзовое звучание). Медные музыкальные инструменты использовались в мистериях Деметры и Великой Матери Реи , Кибеле также поклонялись под музыку цимбал. [ 52 ]
В центральной Греции Деметра была известна как Амфиктионис (жительница округа) в культе богини в Антеле недалеко от Фермопил (горячих ворот). Она была богиней-покровительницей древней Амфиктионии . Фермопилы — место горячих источников, которые считаются входами в Аид , поскольку Деметра была хтонической богиней в древних местных культах. [ 53 ]
Афиняне называли умерших «Деметриями», [ 24 ] и это может отражать связь между Деметрой и древним культом мертвых, связанным с аграрной верой в то, что новая жизнь прорастет из мертвого тела, как новое растение возникает из захороненного семени. Скорее всего, это было убеждение, разделяемое посвященными в мистерии Деметры, как интерпретировал Пиндар : «Благословен тот, кто видел, прежде чем уйти под землю; ибо он знает конец жизни, а также знает ее божественное начало». [ 54 ]
В Аркадии Деметра имела эпитеты Эринис (ярость) и Мелаина (черная), которые связаны с мифом об изнасиловании Деметры Посейдоном. Эпитеты подчеркивают темную сторону ее характера и ее связь с темным подземным миром в старом хтоническом культе, связанном с деревянными постройками (хоана). [ 39 ] [ 35 ] Эринис выполняла аналогичную функцию с мстительной Дике (Справедливость). [ 55 ] В мистериях Фенея богиня была известна как Кидария . [ 56 ] Ее жрец надевал маску Деметры, которая держалась в секрете. Культ мог быть связан как с Подземным миром, так и с формой аграрной магии. [ 57 ]
Как богиня мака
[ редактировать ]Феокрит описал одну из ранних ролей Деметры как роль богини маков:
Для греков Деметра все еще была богиней мака.
Несёт в обеих руках снопы и маки.- Идиллия VII.157
Карл Кереньи утверждал, что маки были связаны с критским культом, который в конечном итоге был перенесен в Элевсинские мистерии в классической Греции . В глиняной статуэтке из Гази, [ 58 ] Минойская богиня мака носит в своей диадеме семенные коробочки, источники питания и наркоза. По словам Кереньи, «кажется вероятным, что Великая Богиня-Мать , носившая имена Рея и Деметра, принесла с собой мак из своего критского культа в Элевсин, и почти наверняка в сфере критского культа опиум готовился из маков». [ 59 ]
Поклонение
[ редактировать ]На Крите
[ редактировать ]В древней традиции Крита культ растительности был связан с пещерным божеством. [ 60 ] В эпоху бронзы богиня природы доминировала как в минойском, так и в микенском культах. В надписях линейного письма B по-ти-ни-джа (потния) относится к богине природы, которая занималась рождением и растительностью и имела определенные хтонические аспекты. Некоторые ученые полагают, что она была универсальной богиней-матерью. [ 61 ] Надпись линейным письмом B в Кноссе упоминает потнию лабиринта да-пу-ри-то-дзё по-ти-ни-джа . Посейдону часто давали титул ва-на-ка ( ванакс ) в надписях линейного письма Б в роли короля подземного мира, а его титул Э-не-си-да-о-не указывает на его хтоническую природу. Он был спутником-мужчиной (паредрос) богини в минойском и, возможно, микенском культе. [ 61 ] В пещере Амнисос , Энесидаон связан с культом Эйлейфии богини деторождения, которая участвовала в ежегодном рождении божественного ребенка. [ 62 ] Элементы этой ранней формы поклонения сохранились в Элевсинском культе, где произносились следующие слова: «могучая Потния родила сильного сына».
На материковой Греции
[ редактировать ]Таблички из Пилоса ок. 1400 – ок. В 1200 г. до н. э. зафиксированы жертвенные товары, предназначенные «Двум царицам и Посейдону» («Двум царицам и царю»: ва-на-ссой , ва-на-ка-тэ ). «Две царицы» могут быть связаны с Деметрой и Персефоной или их предшественницами, богинями, которые в более поздние периоды больше не ассоциировались с Посейдоном. [ 63 ] В Пилосе потния (госпожа) является главной богиней города, а «ванакс» на табличках имеет сходную природу со своим супругом-мужчиной в минойском культе. [ 61 ] Потния сохранила некоторые хтонические культы, в народной религии они были связаны с богиней Деметрой. В греческой религии потнии (любовницы) появляются во множественном числе (как Эринии) и тесно связаны с Элевсинской Деметрой. [ 64 ]
Основные культы Деметры известны в Элевсине в Аттике, Гермионе (на Крите), Мегаре , Целее, Лерне , Эгиле , Мунихии , Коринфе , Делосе , Приене , Акрагасе , Иасе , Пергаме , Селине , Тегее , Торике , Дионе (в Македонии). [ 65 ] Ликосура , Месембрия , Энна и Самофракия .
Вероятно, самая ранняя амфиктиония, сосредоточенная на культе Деметры в Антеле (Ἀνθήλη), находилась на побережье Малиса к югу от Фессалии, недалеко от Фермопил. [ 66 ] [ 67 ]
Мизийская Деметра проводила семидневный фестиваль в Пеллене в Аркадии. Географ Павсаний передал святилище Мисийской Деметре по дороге из Микен в Аргос и сообщает, что, согласно аргивской традиции, святилище было основано аргивянином по имени Мисий, почитавшим Деметру. [ 68 ]
«Святая Деметра»
[ редактировать ]Даже после того, как I издал Фессалоникский эдикт и запретил язычество на всей территории Римской империи , люди по всей Греции продолжали молиться Деметре как «Святой Деметре», покровительнице земледелия Феодосий . [ 69 ] Около 1765–1766 годов антиквар Ричард Чендлер вместе с архитектором Николасом Реветтом и художником Уильямом Парсом посетил Элевсин и упомянул статую кариатиды , а также фольклор , который ее окружал. Они заявили, что местные жители считали ее священной, потому что это защитило их посевы. Они назвали статую «Святой Деметрой», святой, история которой имела много общего с мифом о Деметре и Персефоне, за исключением того, что ее дочь была похищена турками , а не Аидом . [ 70 ] Местные жители покрыли статую цветами, чтобы обеспечить плодородие своих полей. [ 71 ] Эта традиция продолжалась до 19 века. [ 69 ] когда статуя была насильно удалена Эдвардом Дэниелом Кларком , который подарил ее Кембриджскому университету . [ 70 ] [ 71 ]
Фестивали
[ редактировать ]Два главных праздника Деметры были священными мистериями . Ее фестиваль Фесмофория (11–13 октября) был предназначен только для женщин. [ 72 ] Ее Элевсинские мистерии были открыты для посвященных любого пола и социального класса. В основе обоих праздников лежали мифы о Деметре как матери и Персефоне как ее дочери.
Слияние с другими богинями
[ редактировать ]В римский период Деметру стали отождествлять с римской богиней земледелия Церерой посредством интерпретации romana . [ 73 ] Поклонение Деметре формально слилось с поклонением Церере около 205 г. до н.э., наряду с ritus graecia cereris , вдохновленной греками формой культа, как часть общей религиозной вербовки божеств Римом в качестве союзников против Карфагена, к концу Второй мировой войны. Пуническая война . Культ зародился на юге Италии (часть Великой Греции ) и, вероятно, был основан на Тесмофории, мистическом культе, посвященном Деметре и Персефоне как «Матери и Деве». Оно прибыло вместе со своими греческими жрицами, которым было предоставлено римское гражданство , чтобы они могли молиться богам «с иностранным и внешним знанием, но с внутренним и гражданским намерением». [ 74 ] Новый культ был установлен в уже древнем храме Цереры, Либера и Либеры , римских авентинских покровительниц плебса ; с конца III века до нашей эры храм Деметры в Энне на Сицилии был признан старейшим и наиболее авторитетным культовым центром Цереры, а Либера была признана Прозерпиной, римским эквивалентом Персефоны. [ 75 ] Их совместный культ напоминает поиски Деметрой Персефоны после похищения последней в Подземный мир Аидом . На Авентине новый культ занял свое место рядом со старым. Это не относилось к Либеру, чей открытый и гендерно-смешанный культ играл центральную роль в плебейской культуре как покровитель и защитник плебейских прав, свобод и ценностей. Ожидалось , что исключительно женщины-посвященные и жрицы мистерий Цереры и Прозерпины нового « греческого стиля Рима, в которой доминируют патриции » будут поддерживать традиционную социальную иерархию , и традиционную мораль . Незамужние девушки должны подражать целомудрию девушки Прозерпины; замужние женщины должны стремиться подражать Церере, преданной и плодотворной матери. Их обряды были призваны обеспечить хороший урожай и повысить плодовитость тех, кто участвовал в мистериях. [ 76 ]
Начиная с V века до нашей эры в Малой Азии , Деметра также считалась эквивалентом фригийской богини Кибелы . [ 77 ] Праздник Фесмофории Деметры был популярен во всей Малой Азии, а миф о Персефоне и Адонисе во многом зеркально отражает миф о Кибеле и Аттисе . [ 78 ]
Некоторые позднеантичные источники объединяют несколько фигур «великой богини» в одно божество. Например, платоник философ- Апулей , писавший в конце II века, отождествил Цереру (Деметру) с Исидой, заявив:
Я, мать вселенной, повелительница всех элементов, первенец веков, высшая из богов, королева теней, первая из тех, кто обитает на небесах, представляющая в одном облике всех богов и богинь. Моя воля управляет сияющими высотами небес, целебными морскими ветрами и скорбной тишиной ада; весь мир поклоняется моему единому божеству в тысячах образов, с различными обрядами и под разными именами. Фригийцы, первенцы человечества, называют меня Пессинунтийской Матерью богов; ... древние элевсинцы Актея Церера; ... и египтяне, преуспевающие в древних знаниях, почтили меня поклонением, которое действительно принадлежит мне, и назвали меня моим настоящим именем: царица Исида.
- -- Апулей , перевод Э. Дж. Кенни. Золотая задница [ 79 ]
Мифология
[ редактировать ]Родословная, супруги и потомство
[ редактировать ][ 80 ] Как и остальные ее братья и сестры, за исключением ее младшего брата Зевса, она была проглочена отцом в новорожденном возрасте из-за его страха быть свергнутым одним из своих детей; Позже она была освобождена, когда Зевс заставил Кроноса извергнуть всех своих детей, дав ему особое зелье. [ 81 ]
Деметра известна как мать Персефоны, описанная как Гесиодом, так и в гомеровском гимне Деметре как результат союза с ее младшим братом Зевсом. [ 82 ] Альтернативное изложение этого вопроса появляется во фрагменте утерянной орфической теогонии, в котором сохранилась часть мифа о спаривании Зевса со своей матерью Реей в образе змеи, что объясняет происхождение символа на посохе Гермеса . Говорят, что их дочерью является Персефона, с которой Зевс, в свою очередь, спаривается, чтобы зачать Диониса . Согласно орфическим фрагментам, «став матерью Зевса, та, что прежде была Реей, стала Деметрой». [ 83 ] [ 84 ]
Есть некоторые свидетельства того, что фигуры царицы подземного мира и дочери Деметры изначально считались отдельными богинями. [ 85 ] Однако ко времени Гесиода в VII веке до нашей эры они, должно быть, слились воедино. [ 78 ] Деметре и Персефоне часто поклонялись вместе, и их часто называли совместными культовыми титулами. В их культе в Элевсине их называли просто «богинями», обычно различая «старших» и «младших»; на Родосе и в Спарте им поклонялись как «Деметрам»; в Фесмофориях они были известны как «фесмофоры» («законодатели»). [ 86 ] В Аркадии они были известны как «Великие Богини» и «Владычицы». [ 87 ] В микенском Пилосе Деметру и Персефону, вероятно, называли «царицами» (ва-на-ссой). [ 63 ]
И Гомер , и Гесиод, писавшие ок. 700 г. до н. э. описывает Деметру, занимающуюся любовью с земледельческим героем Иасионом на вспаханном поле во время свадьбы Кадма и Гармонии . [ 88 ] По мнению Гесиода, этот союз привел к рождению Плута .
Согласно Диодору Сицилийскому , в его «Исторической библиотеке», написанной в I веке до нашей эры, Деметра и Зевс также были родителями Диониса. Диодор описал миф о двойном рождении Диониса (один раз из земли, т. е. Деметры, когда растение прорастает) и один раз из виноградной лозы (когда плод прорастает из растения). Диодор также привел версию мифа об уничтожении Диониса титанами («сыновьями Геи »), которые его сварили, и о том, как Деметра собрала его останки, чтобы он мог родиться в третий раз (Диод. III.62). . Диодор утверждает, что рождение Диониса от Зевса и его старшей сестры Деметры было своего рода верованием меньшинства, возможно, из-за слияния Деметры с ее дочерью, поскольку большинство источников утверждают, что родителями Диониса были Зевс и Персефона, а позже Зевс и Семела. [ 89 ]
Гесиода Теогония (ок. 700 г. до н. э.) описывает Деметру как вторую дочь Кроноса и Реи и сестру Гестии , Геры , Аида , Посейдона и Зевса .
В Аркадии считалось, что главное аркадское божество, известное как Деспойна («Хозяйка»), было дочерью Деметры и Посейдона. По словам Павсания, тельпусианская традиция гласит, что во время поисков Деметрой Персефоны Посейдон преследовал ее. Деметра превратилась в лошадь, чтобы избежать ухаживаний младшего брата. Однако он превратился в жеребца и спарился с богиней, в результате чего родился бог-конь Арион и дочь, «имя которой не принято разглашать непосвященным». [ 90 ] В другом месте он говорит, что фигалийцы утверждают, что отпрыском Посейдона и Деметры была не лошадь, а Деспойна, «как ее называют аркадцы». [ 91 ]
В орфической литературе Деметра представляется матерью богини колдовства Гекаты . [ 92 ]
Богиня взяла в любовники Мекона , молодого афинянина; в какой-то момент он превратился в цветок мака. [ 93 ]
Потомство | Отец |
---|---|
Персефона , Дионис (верование меньшинства) [ 94 ] | Зевс |
Арион , Деспойна | Посейдон |
CorybasКорибас [ 95 ] Скорее , [ 96 ] Филомел [ 97 ] | Ясион |
Евбулей , [ 98 ] | Карманор |
Ахерон [ 99 ] | Гелиос |
Геката | неизвестный |
Похищение Персефоны
[ редактировать ]Дочь Деметры Персефона была похищена в подземный мир Аидом, который получил разрешение от ее отца Зевса взять ее в качестве своей невесты. Деметра беспрестанно искала ее девять дней, поглощенная ее горем. Затем Геката подошла к ней и сказала, что хотя она и не видела, что случилось с Персефоной, она слышала ее крики. Вместе две богини отправились к Гелиосу , богу Солнца , который благодаря своему высокому положению был свидетелем всего, что происходило на земле. Затем Гелиос рассказал Деметре, что Аид похитил кричащую Персефону, чтобы сделать ее своей женой с разрешения Зевса, отца девушки. Деметра тогда наполнилась гневом. Времена года остановились; живые существа прекратили свой рост и начали умирать. [ 100 ] Столкнувшись с исчезновением всего живого на земле, Зевс отправил своего посланника Гермеса в Подземный мир, чтобы вернуть Персефону. Аид согласился отпустить ее, если она ничего не ела, пока была в его царстве, но Персефона съела небольшое количество граната зерен . Это привязывало ее к Аиду и Подземному миру в течение определенных месяцев каждого года, скорее всего, засушливого средиземноморского лета, когда растительной жизни угрожает засуха. [ 101 ] несмотря на распространенное мнение, что сейчас осень или зима. [ 102 ] Есть несколько вариаций основного мифа; Самый ранний рассказ, « Гомеровский гимн Деметре» , повествует, что Аид тайно подсунул Персефоне зерно граната. [ 103 ] и в версии Овидия, [ 104 ] Персефона охотно и тайно ест зерна граната, думая обмануть Аида, но ее обнаруживают и заставляют остаться. Вопреки распространенному мнению, время пребывания Персефоны в Подземном мире не соответствует бесплодным временам года древнегреческого календаря , а также ее возвращению в верхний мир с весной. [ 105 ] Спуск Деметры за Персефоной из подземного мира связан с Элевсинскими мистериями . [ 106 ]
Миф о пленении Персефоны, по-видимому, является догреческим. В греческой версии Плутос (πλούτος, богатство) представляет собой богатство кукурузы, хранившейся в подземных силосах или керамических кувшинах ( питхой ). Подобные подземные пифои использовались в древности для погребальных обрядов. В начале осени, когда кукуруза старого урожая укладывается на поля, она поднимается и воссоединяется со своей матерью Деметрой, ибо в это время старый урожай и новый встречаются друг с другом. [ 107 ]
В орфической традиции , пока она искала свою дочь, смертная женщина по имени Баубо приняла Деметру в качестве гостя и предложила ей еду и вино. Деметра отказала им обоим, потому что оплакивала потерю Персефоны . Затем Баубо, думая, что она вызвала недовольство богини, подняла юбку и показала богине свои гениталии, одновременно показывая Иакха , сына Деметры. Деметра была очень довольна этим зрелищем и рада, что приняла еду и вино. [ 108 ] [ 109 ] Эта история сохранилась в рассказе Климента Александрийского , раннехристианского писателя , писавшего о языческих обычаях и мифологии. несколько фигурок Баубо (фигурки женщин, раскрывающих вульвы Было обнаружено ), подтверждающие эту историю.
Деметра в Элевсине
[ редактировать ]Поиски дочери Персефоны привели Деметру во дворец Келея , царя Элевсина в Аттике. Она приняла облик старухи и попросила у него приюта. Он взял ее к себе, чтобы выкормить Демофонта и Триптолема , своих сыновей от Метаниры . Чтобы вознаградить его за доброту, она планировала сделать Демофонта бессмертным; она тайно помазала мальчика амброзией и положила его в пламя очага, чтобы постепенно сжечь его смертное «я». Но Метанира вошла, увидела в огне своего сына и испуганно закричала. Деметра отказалась от попытки. Вместо этого она научила Триптолема секретам земледелия, а он, в свою очередь, обучал им всех, кто желал их изучить. Таким образом, человечество научилось сажать, выращивать и собирать зерно. У мифа есть несколько версий; некоторые связаны с такими фигурами, как Элевсин , Рарус и Трохил . Элемент Демофонта может быть основан на более ранней народной сказке. [ 110 ]
Деметра и Иасион
[ редактировать ]Гомера «Одиссея» (ок. конец 8 века до н. э.), возможно, содержит самые ранние прямые ссылки на миф о Деметре и ее супруге Иасионе , самофракийском герое, чье имя может относиться к вьюнку , маленькому белому цветку, который часто растет на пшеничных полях. В «Одиссее » Калипсо описывает, как Деметра «без маскировки» занималась любовью с Иасионом. «Так было, когда Деметра с заплетенными косами последовала своему сердцу и влюбилась в Иасиона в поле с тремя бороздами; Зевс довольно скоро осознал это, метнул яркую молнию и убил его». [ 111 ] Однако Овидий утверждает, что Иасьон дожил до старости как муж Деметры. [ 112 ] В древнегреческой культуре начало каждого сельскохозяйственного года включало в себя прорезание трех борозд на поле, чтобы обеспечить его плодородие. [ 113 ]
Гесиод подробно остановился на основах этого мифа. По его словам, связь Деметры и Иасиона произошла на свадьбе Кадма и Гармонии на Крите. В этой версии Деметра увела Иасиона от других гуляк. Гесиод говорит, что Деметра впоследствии родила Плута . [ 114 ]
Деметра и Посейдон
[ редактировать ]В Аркадии, расположенной на территории нынешней южной Греции, главную богиню Деспойну считали дочерью Деметры и Посейдона Гиппий (« Конь-Посейдон »). В связанных мифах Посейдон представляет собой речного духа Подземного мира и появляется в образе лошади, как это часто бывает в североевропейском фольклоре. В мифе описывается, как он преследовал свою старшую сестру Деметру, которая скрылась от него среди коней царя Онкиоса , но даже в образе кобылы она не смогла скрыть свою божественность. Посейдон поймал и изнасиловал свою старшую сестру в образе жеребца. Деметра была в ярости из-за нападения Посейдона; в этой яростной форме она стала известна как Деметра Эринис . Ее гнев на Посейдона заставил ее одеться во все черное и уйти в пещеру, чтобы очиститься, что стало причиной всеобщего голода. Отсутствие Деметры привело к гибели посевов, домашнего скота и, в конечном итоге, к гибели людей, которые от них зависели (более поздняя аркадская традиция считала, что голод вызвала как ее ярость на Посейдона, так и потеря дочери, объединяя эти два мифа). [ 27 ] Деметра смыла свой гнев в реке Ладон , став Деметрой Лусией , «купающейся Деметрой». [ 115 ]
«В своем союзе с Посейдоном», — отметил Кереньи, — [ 116 ] «Она была Землей , на которой растут растения и животные, и поэтому могла принимать форму колоса или кобылы». Более того, она родила дочь Деспойну ( Δέσποινα : «Хозяйка»), имя которой не следует произносить за пределами Аркадских мистерий. [ 117 ] и лошадь по имени Арион с черной гривой и хвостом.
В Фигалее ксоанон . (резная деревянная статуя) Деметры была установлена в пещере, которая, согласно традиции, была пещерой, в которую укрывалась Черная Деметра Статуя изображала фигуру, похожую на Медузу , с лошадиной головой и змеиными волосами, держащую голубя и дельфина, что, вероятно, олицетворяло ее власть над воздухом и водой: [ 118 ]
Вторая гора, гора Елай, находится примерно в тридцати стадиях от Фигалии, и имеет пещеру, посвященную Деметре, прозванную Черной... Фигалийцы говорят, что они заключили, что эта пещера посвящена Деметре, и установили в ней деревянное изображение. Образ, говорят, был сделан на такой манер. Он сидел на камне, как женщина во всех отношениях, кроме головы. У нее была голова и волосы лошади, а из головы ее росли образы змей и других зверей. Ее туника доходила ей до самых ног; на одной руке у нее был дельфин, на другой голубь. Теперь, почему они сделали изображение таким образом, ясно любому разумному человеку, сведущему в традициях. Говорят, что назвали ее Черной, потому что у богини было черное одеяние. Они не могут рассказать ни о том, кто сделал это деревянное изображение, ни о том, как оно загорелось. Но старый образ был уничтожен, и фигалийцы не дали богине свежего образа, при этом пренебрегая по большей части ее праздниками и жертвоприношениями, пока бесплодие не обрушилось на землю.
Деметра и Эрисихтон
[ редактировать ]Другой миф, связанный с яростью Деметры, приведшей к голоду, — это миф об Эрисихтоне , царе Фессалии . [ 27 ] Миф рассказывает о том, как Эрисихтон приказал срубить все деревья в одной из священных рощ Деметры, так как он хотел построить пристройку своего дворца и проводить там пиры. Одно дерево, огромный дуб, было покрыто венками по обету, символами молитв, дарованных Деметрой, поэтому люди Эрисихтона отказались его срубить. Король срубил его топором, убив нимфу-дриаду при этом . Предсмертные слова нимфы были проклятием для Эрисихтона. Деметра наказала царя, призвав Лимоса , духа безжалостного и ненасытного голода, вселиться в его желудок. Чем больше король ел, тем голоднее он становился. Эрисихтон продал все свое имущество, чтобы купить еду, но все еще оставался голодным. Наконец, он продал свою дочь Местру в рабство. Местра была освобождена из рабства своим бывшим возлюбленным Посейдоном , который дал ей дар превращаться в любое существо, чтобы избежать ее оков. Эрисихтон использовал свою способность изменять форму, чтобы продать ее много раз, чтобы заработать больше денег, чтобы прокормить себя, но никакого количества еды было недостаточно. В конце концов, Эрисихтон съел себя . [ 119 ]
В другом варианте Эрисихтон разрушил храм Деметры, желая построить крышу для своего дома; она наказала его таким же образом, а ближе к концу его жизни наслала на него змею. После этого Деметра поместила его среди звезд (созвездие Змееносца ), как и змею, чтобы и дальше подвергать Эрисихтона ее наказанию. [ 120 ]
В Пергамском алтаре , на котором изображена битва богов против гигантов ( Гигантомахия ), сохранились останки того, что, по-видимому, было Деметрой, сражающейся с гигантом по имени «Эрисихтон». [ 121 ] Деметра также изображена сражающейся против Гигантов рядом с Гермесом в вазе Suessula Gigantomachy , которая сейчас находится в Лувре . [ 122 ] Обычно древние изображения Гигантомахии исключают Деметру из-за ее невоенного характера. [ 123 ]
Мифы о гневе
[ редактировать ]Путешествуя повсюду в поисках дочери, Деметра в изнеможении прибыла в Аттику . Женщина по имени Мисме взяла ее к себе и предложила чашку воды с мятой и ячменной крупой, потому что день был жаркий. Деметра, испытывая жажду, неуклюже проглотила напиток. Увидев это, сын Мисме Аскалаб засмеялся, издевался над ней и спросил, не хочет ли она глубокую банку этого напитка. [ 124 ] Затем Деметра облила его своим напитком и превратила в геккона , которого ненавидели и люди, и боги. Говорили, что Деметра проявила свою благосклонность к тем, кто убивал гекконов. [ 125 ]
Прежде чем Аид похитил ее дочь, он держал нимфу Минту своей любовницей. Но после того, как он женился на Персефоне, он отстранил Минту. Минта часто хвасталась, что она красивее Персефоны, и говорила, что Аид скоро вернется к ней и выгонит Персефону из своих залов. Деметра, услышав это, рассердилась и растоптала Минту; Тогда из земли выросла приятно пахнущая трава, названная в честь нимфы. [ 126 ] В других версиях сама Персефона убивает и превращает Минту в растение для сна с Аидом. [ 127 ] [ 128 ] [ 129 ]
В аргивском мифе, когда Деметра прибыла в Арголиду , человек по имени Колонтас отказался принять ее в своем доме, тогда как его дочь Хтония не одобряла его действий. Колонтас был наказан сожжением вместе со своим домом, а Деметра отвезла Хтонию к Гермионе , где она построила святилище для богини. [ 130 ]
Деметра прижала Аскалафа к камню за то, что он в качестве единственного свидетеля сообщил Аиду , что Персефона съела несколько зерен граната . [ 131 ] Позже, после того как Геракл отвалил камень от Аскалафа, Деметра вместо этого превратила его в ушастую сову. [ 132 ]
Деметра также превратила Сирен в монстров-полуптиц за то, что они не помогли своей дочери Персефоне, когда ее похитил Аид . [ 133 ]
Однажды колхидская царевна Медея положила конец голоду, поразившему Коринф, принеся жертвы Деметре и нимфам. [ 134 ]
Отдавайте предпочтение мифам
[ редактировать ]Деметра дала Триптолему свою колесницу, запряженную змеями (одной из змей, тянувших эту колесницу, был Кикреид ) и семена и велела разбросать их по земле (научить человечество знаниям земледелия). Триптолем проехал через Европу и Азию , пока не прибыл в землю Линка , скифского царя. Линк сделал вид, что предлагает ему привычное гостеприимство, но как только Триптолем заснул, он напал на него с кинжалом, желая присвоить себе заслугу за свою работу. Затем Деметра спасла Триптолема, превратив Линка в рысь , и приказала Триптолему вернуться домой в воздухе. [ 135 ] Гигин записывает очень похожий миф, в котором Деметра спасает Триптолема от злого короля по имени Карнабон , который дополнительно захватил колесницу Триптолема и убил одного из драконов, чтобы он не мог сбежать; Деметра вернула колесницу Триптолему, заменила мертвого дракона другим и наказала Карнабона, поместив его среди звезд, держащего дракона, как будто собираясь убить его. [ 136 ]
Во время своих странствий Деметра наткнулась на город Феней ; Фенеатам, радушно принявшим ее и предоставившим приют, она давала все виды пульса, кроме бобов, считая их нечистыми. [ 137 ] Два фенеата, Трисавл и Дамифал, построили для нее храм Деметры. [ 138 ] Деметра также подарила фиговое дерево Фиталу , элевсинцу , за то, что тот приветствовал ее в своем доме. [ 139 ]
В сказке об Эроте и Психее Деметра вместе со своей сестрой Герой посетила Афродиту , неистовствуя от ярости на девушку, вышедшую замуж за ее сына. Афродита просит двоих найти ее; эти двое пытаются вразумить ее, утверждая, что ее сын не маленький мальчик, хотя он может выглядеть таковым, и нет ничего плохого в том, что он влюбится в Психею. Афродита обиделась на их слова. [ 140 ] Некоторое время спустя Психея в своих странствиях наткнулась на заброшенное святилище Деметры и разобрала найденные там заброшенные серпы и орудия сбора урожая. Пока она это делала, ей явилась Деметра и позвала издалека; она предупредила девушку о великом гневе Афродиты и о своем плане отомстить ей. Тогда Психея умоляла богиню помочь ей, но Деметра ответила, что не может вмешаться и навлечь на себя гнев Афродиты, и по этой причине Психея должна была покинуть святилище или же оставаться у нее в плену. [ 141 ]
Когда ее сын Филомел изобрел плуг и использовал его для обработки полей, Деметра была настолько впечатлена его хорошей работой, что увековечила его на небе, превратив созвездие Волопаса в . [ 142 ]
Гиеракс , человек справедливости и благородства, устроил Деметре святилища и получил от нее взамен обильный урожай. Когда племя пренебрегло благосклонностью Посейдона к Деметре, морской бог уничтожил весь ее урожай, поэтому Гиеракс послал им вместо него свою еду и был превращен Посейдоном в ястреба. [ 143 ]
Деметра не только дарила подарки тем, кто ее приветствовал, но и была богиней, вскармливавшей детей; все дети Племея, рожденные его первой женой, умерли в колыбели; Деметра пожалела его и вырастила себе сына Ортополиса . [ 144 ] Племей построил ей храм в знак благодарности. [ 145 ] Деметра также воспитала Трофония , пророческого сына Аполлона или Эргина . [ 146 ]
Другие аккаунты
[ редактировать ]Деметра, похоже, сопровождала Диониса, когда он спустился в Подземный мир, чтобы забрать свою мать Семелу , чтобы навестить ее теперь уже замужнюю дочь и, возможно, привести ее обратно в страну живых на оставшуюся часть года. [ 147 ] [ 148 ] На многих вазах из Афин Дионис изображен в компании матери и дочери. [ 149 ]
Однажды Тантал , сын Зевса , пригласил богов на ужин. Тантал, желая испытать их, зарезал своего сына Пелопса , приготовил его и предложил им в пищу. Все они раскусили преступление Тантала, кроме Деметры, которая съела плечо Пелопса, прежде чем боги вернули его к жизни. [ 150 ]
Генеалогия
[ редактировать ]Генеалогическое древо Деметры [ 151 ] |
---|
См. также
[ редактировать ]- Генеалогическое древо греческих богов
- 1 Церера , первый обнаруженный астероид и карликовая планета , названная в честь римского эквивалента Деметры и называемая Деметрой по-гречески.
- 1108 Деметра — главного пояса астероид диаметром 26 км, открытый в 1929 году Карлом Вильгельмом Рейнмутом в Гейдельберге .
- Греческая мифология в популярной культуре
- Исида и Осирис
- Закон Деметры — руководство по проектированию программного обеспечения, названное в честь Деметры.
- Демофонт Элевсинский
Примечания
[ редактировать ]- ^ Литературная энциклопедия Мерриам-Вебстера . Мерриам-Вебстер. 1995. с. 314 . ISBN 9780877790426 .
- ^ См.
- ^ Лорена Лаура Стуки, Тематический путеводитель по мировой мифологии , с. 99.
- ^ Ли В. Бейли, «Умирающие и восходящие боги» в: Дэвид А. Лиминг, Кэтрин Мэдден и Стэнтон Марлан (ред.) Энциклопедия психологии и религии (2009) ISBN 038771801X Спрингер, страницы 266–267.
- ^ Σιτώ . См. σῖτος . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей» .
- ↑ Евстафий Фессалоникийский , схолия по Гомеру , 265.
- ^ Антология социальной и политической мысли Broadview: Том 2: Двадцатый век и далее . Бродвью Пресс. п. 643.
- ^ Джон Чедвик , Микенский мир . Издательство Кембриджского университета, 1976.
- ^ Ю. Дюу, «LA > B da-ma-te=Demeter? На языке линейного A», Минос 29/30 (1994–1995): 289–294.
- ^ Ю. Дюу и А. Морпурго-Дэвис, Компаньон к линейному письму B, том. 2 (2011), с. 26. Но см. Вентрис/Чедвик, Документы на микенском греческом языке , стр. 242: Б. Дитрих (2004): Истоки греческой религии Bristol Phoenix Press. стр.172
- ^ «да-ма-те» . Мертвоеземье. Минойское линейное письмо А и микенское линейное письмо Б. Архивировано из оригинала 18 марта 2016 года . Проверено 13 марта 2014 г. «PY 609 Один (1)» . ДАМОС: База данных микенцев в Осло . Университет Осло .
- ^ Надпись MY Oi 701. "си-то-по-ти-ни-джа " Мертвоеземье. Минойское линейное письмо A и микенское линейное письмо B из оригинала 20 марта. Архивировано Получено 13 марта. «Слово линейного письма Б си-то» . Палеолексикон. Инструмент для изучения слов древних языков. «МОЙ 701 Ой (63)» . ДАМОС: База данных микенцев в Осло . Университет Осло . См. σῖτος, Σιτώ .
- ^ «мать | Происхождение и значение слова мать по Интернет-этимологическому словарю» . etymonline.com .
- ^ Δᾶ у Лидделла и Скотта .
- ^ «Деметра | Происхождение и значение имени Деметра по Интернет-этимологическому словарю» . etymonline.com .
- ^ Δημήτηρ . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Промежуточный греко-английский лексикон в проекте «Персей» .
- ^ Перейти обратно: а б РСП Бикс . Этимологический словарь греческого языка , Брилл, 2009, с. 324.
- ^ Адамс, Джон Пол, Микенские божества - Список раздаточных материалов для Классики Калифорнийского государственного университета 315. Проверено 7 марта 2011 г.
- ^ Чедвик, Микенский мир , издательство Кембриджского университета, 1976, стр. 87) «Каждый грек знал о материнских функциях Деметры; если бы ее имя имело хоть малейшее сходство с греческим словом «мать», оно неизбежно было бы искажено, чтобы подчеркнуть это сходство. [...] Как оно ускользнуло преобразование в *Gāmātēr , имя, понятное любому говорящему на греческом языке?" Сравните латинское преобразование Iuppiter и Diespiter по отношению к *Deus pater .
- ^ Запад 2007, с. 176 : «Однако ∆α- не может быть объяснена из греческого. Но существует мессапическая Даматура или Даматира, и ее не следует отбрасывать как заимствование из греческого; она соответствует иллирийскому Деипатуру как по агглютинации, так и по переносу на тематическое склонение (-os, -a). (Примечательно, что единичны примеры тематического склонения). ∆ημήτρα встречаются в надписях.) Таким образом, Даматер/Деметра могли быть заимствованы из иллирийского. Иллирийское Dā- может происходить от *Dʰϵʰ(e)m- ".
- ^ Орфический гимн 40 Деметре (перевод Томаса Тейлора: «О вселенская мать Део, знаменитая, август, источник богатства и различных имен»).
- ^ Сравните санср. yava, букв. yavai, Δά, вероятно, происходит от δέFα: Мартин Нильссон, История греческой религии , том. I (издательство CHBeck), стр. 461–462.
- ^ Харрисон, Джейн Эллен (5 сентября 1908 г.). «Пролегомены к изучению греческой религии» . Кембридж [англ.]: Университетская пресса – через Интернет-архив.
- ^ Перейти обратно: а б «Мифы Греции и Рима: Деметра и Персефона (Церера и Прозерпина)» . Sacred-texts.com .
- ^ Фриск, Греческий этимологический словарь . Запись 1271
- ^ Стотт, Кэрол (1 августа 2019 г.). Planisphere и Starfinder, стр. 69 . Дорлинг Киндерсли Лимитед. ISBN 978-0-241-42169-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с Саймон Хорнблауэр, Энтони Спофорт, Эстер Эйдиноу, ред. Оксфордский спутник классической цивилизации . ОУП Оксфорд, 2014 г.; Павсаний , 8.42.1–4 .
- ^ Паусаиний , 8.42.7 .
- ^ «Гомер, Илиада, Книга 5, строка 493» . www.perseus.tufts.edu .
- ^ Илиада 9.534
- ^ Гесиода Работы и дни , 465 г.
- ^ Нильссон, (1967), История, том I, 461–466.
- ^ «Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон, ζείδωρος» . www.perseus.tufts.edu .
- ^ «Софокл, Антигона, строка 1115» . www.perseus.tufts.edu .
- ^ Перейти обратно: а б с д Сталмит в GRBS48 (2008), 116–117.
- ^ Нильссон, (1967), История, том I, 468.
- ^ Фарнелл, Льюис Ричард (20 мая 1907 г.). «Культы греческих государств, том 3» - из Интернет-архива.
- ^ Нильссон (1967) История, том I, 412, 467–478
- ^ Перейти обратно: а б Коул (1994) в книге «Размещение богов» 201–202.
- ^ Исократ , Панегирик 4.28 : «Когда Деметра пришла в нашу землю во время своих странствий после изнасилования Коры и, побуждаемая к доброте к нашим предкам служением, о котором можно рассказать только ее посвященным, дала эти два дара, величайшие в мире – плоды земли, позволившие нам подняться над жизнью зверей, и священный обряд, вселяющий в тех, кто его принимает, более сладкие надежды относительно того и другого. конец жизни и вся вечность».
- ^ Робертсон в GRBS37 (1996), стр. 351, 377–378.
- ^ Буркерт (1985), 244
- ^ Сталмит в GRBS48 (2008), 127
- ^ Джеффри (1976), 23
- ^ Павсаний | 8.42.1–4
- ^ Сталмит в GRBS48 (2008) 118–119.
- ^ Анесидора: надпись на фоне ее фигуры на с белым фоном килике в Британском музее, BM 1881,0528.1, из Нолы, картина художника Тарквинии, около 470–460 гг. до н. э. ( запись в онлайн-каталоге Британского музея )
- ^ Исихий Александрийский св.
- ^ Схолиаст , О Феокрите II. 12.
- ^ Фарнелл Культс III, 48–49 Фарнелл III, 48
- ^ Культы Фарнелла III, 30-31 Фарнелл III, 30
- ^ Раубичек-Джейн Бирс, в MVSE vol. 31–32 (1997–1998), 53. МВСЕ (1997–1998), 53.
- ^ Джеффри (1976), Города-государства, 72-73.
- ^ Джон Эрнест Леонард Оултон (1954). Александрийское христианство Библиотека христианской классики; Том II . Вестминстер Пресс. п. 48:
А Пиндар говорит об Элевсинских мистериях так: «Благословен тот, кто видел прежде, чем он сойдет под землю; ибо он знает конец жизни, но знает также и ее божественное начало».
- ^ CM Bowra (1957), 87, 169
- ^ Павсаний 8.15.3
- ^ Нильссон, История, том I, стр. 477-478
- ^ Музей Ираклиона, Кереньи, 1976, рис. 15.
- ^ Кереньи 1976, стр. 25.
- ^ Дитрих с. 169 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дитрих, стр. 181–185 .
- ^ Дитрих, с. 141 .
- ^ Перейти обратно: а б «Ва-на-ссой, ва-на-ка-те (двум королевам и королю). Ванакс лучше всего подходит Посейдону, особому божеству Пилоса. Личность двух божеств, называемых ванассой, неизвестна. «: Джордж Милонас (1966) Микены и микенская эпоха», стр. 159: Princeton University Press.
- ^ Дитрих, стр. 189-190 .
- ^ Коэн, А. Искусство в эпоху Александра Великого: парадигмы мужественности и их культурные традиции, Cambridge University Press, 2010, стр. 213. Предварительный просмотр книги Google
- ^ Л. Х. Джеффри (1976) Архаическая Греция: Города-государства ок. 700–500 гг . до н.э. Ernest Benn Ltd., Лондон и Тонбридж, стр. 72, 73, 78. ISBN 0-510-03271-0
- ^ Паросский мрамор. Запись № 5: «Когда Амфиктион, сын Эллена, стал царем Фермопил, собрал вместе живущих вокруг храма и назвал их Амфиктионами ; [1]
- ^ Павсаний , 7.27.9 .
- ^ Перейти обратно: а б Келлер, Мара Линн (1988). «Элевсинские мистерии Деметры и Персефоны: плодородие, сексуальность и возрождение» . Журнал феминистских исследований религии . 4 (1): 27–54. ISSN 8755-4178 . JSTOR 25002068 .
- ^ Перейти обратно: а б Космопулос, Майкл Б. (2015). Элевсин бронзового века и происхождение Элевсинских мистерий . Издательство Кембриджского университета. п. 35. ISBN 978-1-316-36823-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Шарма, Арвинд (2005). Богини и женщины в индийской религиозной традиции . БРИЛЛ. п. 47. ИСБН 978-90-04-12466-0 .
- ^ Бенко, Стивен, Богиня-девственница: исследования языческих и христианских корней мариологии, BRILL, 2004, примечание 111, стр. 63–4 и стр. 175.
- ^ Справочная энциклопедия Larousse Desk , The Book People , Haydock, 1995, стр. 215.
- ^ Спет, Барбетта Стэнли , Римская богиня Церера , University of Texas Press, 1996, стр. 4, 6–13, цитируя Арнобиуса , который ошибочно принимает это за первый римский культ Цереры. Его вера может отражать ее высокий авторитет и повсеместное распространение в поздний имперский период и, возможно, угасание старых, отчетливо авентинских форм ее культа.
- ^ Шейд, Джон , «Греко Риту: типично римский способ почитания богов», Гарвардские исследования классической филологии , 97, Греция в Риме: влияние, интеграция, сопротивление, 1995, стр.23.
- ^ Спет, Барбетта Стэнли, Римская богиня Церера , Техасский университет Press, 1996, стр. 13, 15, 60, 94–97.
- ^ Eur.Hel.1301–45 и Melanippid.764PMG.
- ^ Перейти обратно: а б Кора/Персефона . Энциклопедия эллинского мира: Малая Азия. http://asiaminor.ehw.gr/Forms/fLemmaBody.aspx?lemmaId=10541#noteendNote_11
- ^ Апулей (1998). Золотой осел . Классика пингвинов.
- ^ Гесиод , Теогония 453–455 ; Жесткий, с. 67 .
- ^ Grimal, s.v. Cronus .
- ^ Гесиод , Теогония 912 ; Гомеровский гимн Деметре (2) .
- ^ Прокл , Комментарий к «Кратилу» Платона 403 e (90, 28 Паскв.) [= Орфический фр. 145 Керн ]; Вест 1983, с. 217.
- ^ Кереньи 1976, с. 112.
- ^ Цунц, Г., Персефона. Три эссе по религии и мысли в Magna Graecia (Оксфорд, 1971), с. 75-83.
- ^ Мартин Нильссон (1967) История греческой религии, стр. 463, 477.
- ^ Мартин Нильссон (1967) История греческой религии, стр. 463–465.
- ^ Гомер , Одиссея 5.125 ; Гесиод , Теогония 969–974 .
- ^ Диодор Сицилийский , Книга III .
- ^ Павсаний , 8.28.5–7 .
- ^ Павсаний , 8.42.1 .
- ^ Орфический фр. 400 I (I стр. 334) [= фр. 41 Керн = Схолия на Аполлония Родосского , 3.467], 400 II (I стр. 334) Бернабе [= фр. 42 Керн = Схолия на Феокрита , 2.12].
- ^ Смит, Сент- Мекон ; Сервий о Вергилия » « Георгике 1.212
- ^ Схолиаст о Пиндаре , Пифийские оды 3.177; Исихий
- ^ Сицилийский , 5.48.2 Диодор
- ^ Гесиод , Теогония 969-974 ; Морфорд, с. 339.
- ^ Гигин , Де Астрономика 2.4.7 .
- ^ Диодор Сицилийский , 5.76.3 ; Павсаний , 2.30.3
- ^ Наталис приходит , Мифология 3.1; Смит Сент- Ашерон
- ^ Кереньи 1951, стр. 232–241 и примечания 784–798.
- ^ Как и в Буркерте, Греческая религия (Гарвард, 1985), с. 160.
- ^ «Мартин Нильссон, Греческая народная религия , Религия Элевсина, стр. 51–54» . Sacred-texts.com.
- ^ «ГОМЕРОВ ГИМН ДЕМЕТРЕ» . www.uh.edu .
- ^ Овидий, Метаморфозы ( книга V , ln. 533–571 )
- ^ Граф, «Деметра» в «Новом Поли» Брилла.
- ^ «Элевсинские мистерии: Обряды Деметры» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 27 апреля 2019 г.
- ^ Мартин Нильссон, Греческая народная религия . стр. 48–50
- ^ Климент Александрийский , Обращение к грекам 2.11 ; Грималь, св. Баубо.
- ^ Грейвс, с. 92.
- ^ Нильссон (1940), с. 50: «История Демофонта в Элевсине основана на мотиве более древней народной сказки, не имеющей ничего общего с Элевсинским культом. Она введена для того, чтобы позволить Деметре раскрыть себя в своем божественном облике».
- ^ Гомер , Одиссея 5.125 и далее (пер. Шеринг)
- ^ Смит, св Ясион ; Овидий , Метаморфозы 9.421
- ^ «ИАСИОН — греческий полубог Самофракийских мистерий» . www.theoi.com .
- ^ Гесиод , Теогония 969—974 ; Ганц, с. 64; Трипп, св. Ясион; Оксфордский классический словарь , св. Иасион.
- ^ Другими богинями, совершавшими ритуальные омовения, были аргивская Гера и Кибела ; Афродита обновила свои силы, купаясь в море.
- ^ Кереньи 1951, с. 185.
- ^ «В Аркадии она также была второй богиней в Мистериях своей дочери, безымянной, которую называли только как «Деспойна», «Хозяйка»» (Керений 1967, стр. 31 и далее, цитируя Павсания, 8.37.9) . .
- ^ Л. Х. Джеффри (1976). Архаическая Греция: греческие города-государства ок. 800-500 до н.э. (Эрнест Бенн Лимитед), стр. 23 ISBN 0-510-03271-0
- ^ Овидий , Метаморфозы 8.738–878 ; Каллимах , Гимн VI Деметре 34 и далее. .
- ^ Гигин , De Astronomica 2.14.4
- ^ Маккей, с. 93
- ^ «Лувр S 1677 (Ваза)» . www.perseus.tufts.edu . Университет Тафтса . Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ Смит и Плантзос 2018 , с. 409 .
- ^ Овидий , Метаморфозы 5.446-461 ; Антонин Либералис , Метаморфозы 24 ; Трипп, св. Аскалаб.
- ^ Антонин , Метаморфозы 24 Либералис
- ^ Оппиан , Halieutica 3.485 и далее
- ^ Страбон , География 8.3.14.
- ^ Схолия и Никандри Алексифармака 375
- ^ Овидий , Метаморфозы 10.728
- ^ Павсаний , Описание Греции 2.35.4
- ^ Аполлодор , 1.5.3 .
- ^ Аполлодор , 2.5.12 .
- ^ Гигин , Басни 141
- ↑ Схолия об Пиндара олимпийских одах 13.74
- ^ Овидий , Метаморфозы 5.642-678.
- ^ Гигин , Де Астрономика 2.14.2 .
- ^ Павсаний , 8.15.3 .
- ^ Павсаний , 8.15.4 .
- ^ Pausanias , 1.37.2 ; Grimal, s.v. Phytalus, p. 373.
- ^ Апулей , Золотой осел 5.28-31
- ^ Апулей , Золотой осел 6.1-4
- ^ Гигин , Де Астрономика 2.4.7 ; Грималь, Св. Филомел, с. 366
- ^ Антонин Либералис , Сборник преобразований 3
- ^ Павсаний , 2.5.8 .
- ^ Павсаний , 2.11.2 .
- ^ Павсаний , 9.39.5 ; Грималь, св Трофоний, стр. 459–460.
- ^ Кереньи 1967 , стр. 42-43 .
- ^ Музей Дж. Пола Гетти 1983 , с. 31, особенно обратите внимание на 58 .
- ^ Музей Дж. Пола Гетти 1983 , с. 30 .
- ^ Ликофрон , Александра 152-155 ; Гигин , Басни 83 ; Грималь, Святой Пелопс.
- ^ Эта таблица основана на Гесиода » «Теогонии , если не указано иное.
- ^ Согласно Гомеру , Илиада 1.570–579 , 14.338 , Одиссея 8.312 , Гефест, очевидно, был сыном Геры и Зевса, см. Ганц, с. 74.
- ^ Согласно Гесиоду, Теогония 927–929 , Гефест был произведен одной Герой, без отца, см. Ганц, с. 74.
- ^ Согласно Гесиоду, Теогония 886–890 , из детей Зевса от его семи жен Афина была зачата первой, но родилась последней; Зевс оплодотворил Метиду, затем проглотил ее, позже сам Зевс родил Афину «из своей головы», см. Ганц, стр. 51–52, 83–84.
- ^ Согласно Гесиоду, Теогония 183–200 , Афродита родилась из отрубленных гениталий Урана, см. Ганц, стр. 99–100.
- ^ Согласно Гомеру , Афродита была дочерью Зевса ( Илиада 3.374 , 20.105 ; Одиссея 8.308 , 320 ) и Дионы ( Илиада 5.370–71 ), см. Ганц, стр. 99–100.
Ссылки
[ редактировать ]- Антонин Либералис , Метаморфозы Антонина Либералиса в переводе Фрэнсиса Селории (Routledge 1992). Онлайн-версия в текстовом проекте Topos.
- Аполлодор , Аполлодор, Библиотека, с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Апулей « Золотой осел, или Метаморфозы». Э. Дж. Кенни. 2004. Лондон: Penguin Books.
- Бернабе, Альберто (1996). Бернабе, Альберто (ред.). Греческие эпические поэты: свидетельства и фрагменты, часть I Библиотека Тойбнериана Штутгарт и Лейпциг: Тойбнер. дои : 10.1515/9783110936995 . ISBN 978-3-815-41706-5 .
- Буркерт, Уолтер , греческая религия , издательство Гарвардского университета , 1985. ISBN 0-674-36281-0 .
- Каллимах , Каллимах и Ликофрон с английским переводом А.В. Майра; Аратус, с английским переводом Г. Р. Майра , Лондон: В. Хайнеманн, Нью-Йорк: Г. П. Патнэм, 1921. Интернет-архив .
- Коул С.Г., Деметра в древнегреческом городе и сельской местности под редакцией С. Алкока, Р. Осборна. Размещение богов. Святилища и тайные места в Древней Греции (Оксфорд, 1994), стр. 199-216
- Диодор Сицилийский , Историческая библиотека, том III: Книги 4.59-8 , перевод CH Oldfather , Классическая библиотека Леба № 340. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 1939. ISBN 978-0-674-99375-4 . Онлайн-версия в Интернет-архиве . Интернет-версия Билла Тэйера .
- Фарнелл Льюис Ричард , Культы греческих городов-государств, Том III , Оксфорд, Clarendon Press. 1907 год
- Ганц, Тимоти , Ранний греческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам , издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, два тома: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Том 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Том 2).
- Граф, Фриц. «Деметра», «Новый Поли» Брилла, изд. Хуберт Канчик и др. Справочник по Бриллу в Интернете. Веб. 27 сентября 2017 г.
- Грейвс, Роберт ; Греческие мифы , Moyer Bell Ltd; Полное издание (декабрь 1988 г.), ISBN 0-918825-80-6 .
- Грималь, Пьер, Словарь классической мифологии , Уайли-Блэквелл, 1996. ISBN 978-0-631-20102-1 .
- Halieutica у Оппиана , Коллута , Трифиодора . Оппиан, Коллут и Трифиодор. Перевод А.В. Майра. Классическая библиотека Леба 219. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1928. Интернет-версия с текстом топоса .
- Хард, Робин, Справочник Рутледжа по греческой мифологии: на основе «Справочника по греческой мифологии» Г. Дж. Роуза , Psychology Press, 2004, ISBN 9780415186360 . Гугл Книги .
- Харрисон, Джейн Эллен (1908), Пролегомены к изучению греческой религии , второе издание, Кембридж: Издательство Кембриджского университета , 1908. Интернет-архив .
- Харрисон, Джейн Эллен (1928), Мифы Греции и Рима , Гарден-Сити, Нью-Йорк, Doubleday, Doran & Company, Inc., 1928. Интернет-версия в Интернет-архиве священных текстов .
- Гесиод , Теогония , в «Гомеровских гимнах» и «Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гесиод , «Труды и дни» , в «Гомеровских гимнах и Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гомер , «Илиада» с английским переводом А. Т. Мюррея, доктора философии. в двух томах . Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1924. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гомер , «Одиссея» с английским переводом А.Т. Мюррея, доктора философии. в двух томах . Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1919. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гомеровский гимн 2 Деметре , в «Гомеровских гимнах» и «Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гигин, Гай Юлий , Фабулы , в «Мифах о Гигине» , отредактированный и переведенный Мэри А. Грант, Лоуренс: University of Kansas Press, 1960. Онлайн-версия на ToposText .
- Гигин, Гай Юлий , Astronomica из «Мифов о Гигине», переведенный и отредактированный Мэри Грант. Публикации Канзасского университета по гуманистическим исследованиям. Онлайн-версия в текстовом проекте Topos.
- Кереньи, Карл (1951), Боги греков , Темза и Гудзон, Лондон, 1951.
- Кереньи, Карл (1967), Элевсин: архетипический образ матери и дочери , Princeton University Press , 1991. ISBN 9780691019154 .
- Кереньи, Карл (1976), Дионис: архетипический образ нерушимой жизни , Princeton University Press , 1996. ISBN 9780691029153 .
- Керн, Отто . Orphicorum Fragmenta , Берлин, 1922. Интернет-архив .
- Ликофрон , Александра в Каллимахе и Ликофроне с английским переводом А.В. Майра; Аратус, с английским переводом Г. Р. Майра , Лондон: В. Хайнеманн, Нью-Йорк: Г. П. Патнэм, 1921. Интернет-архив .
- Маккей, Кеннет Джон, Эрисихтон , Архив Брилла, 1962.
- Морфорд, Марк ПО, Роберт Дж. Ленардон, Классическая мифология , восьмое издание, Oxford University Press, 2007. ISBN 978-0-19-530805-1 .
- Мартин П. Нильссон, Греческая народная религия , 1940. Sacred-texts.com
- Нильссон Мартин П. История греческой религии, том I, CH Beck's Verlag, Мюнхен, 1967.
- Овидий . Метаморфозы , Том I: Книги 1–8 . Перевод Фрэнка Джастуса Миллера. Отредактировано ГП Гулдом. Классическая библиотека Леба № 42. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1977, впервые опубликовано в 1916 году. ISBN 978-0-674-99046-3 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Оксфордский классический словарь , второе издание, Хаммонд, НГЛ и Говард Хейс Скаллард (редакторы), Oxford University Press , 1992. ISBN 0-19-869117-3 .
- Павсаний , Павсаний Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Смит, Тайлер Джо ; Планцос, Димитрис (18 июня 2018 г.). Спутник греческого искусства . Уайли Блэквелл . ISBN 978-1-4051-8604-9 .
- Робертсон Н.Д., Новый свет в тайнах Деметры. Фестиваль Петросия в GRBS37 (1996) с. 319-379
- Смит, Уильям , Словарь греческой и римской биографии и мифологии , Лондон (1873 г.), онлайн-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Сталмит А.Б., Имя Деметры Фесмофора в GRBS48 (2008), с. 115-131
- Страбон , География Страбона. Издание Х.Л. Джонса. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Лондон: William Heinemann, Ltd., 1924. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Трипп, Эдвард, Справочник Кроуэлла по классической мифологии , Thomas Y. Crowell Co; Первое издание (июнь 1970 г.). ISBN 069022608X .
- Уэст, ML (1983), Орфические стихи , Clarendon Press Oxford, 1983. ISBN 978-0-19-814854-8 .
- Уэст, ML (2007), Индоевропейская поэзия и миф , OUP Oxford, 2007. ISBN 978-0-19-928075-9 . Гугл Книги .
- Далби, Эндрю (2005), История Вакха , Лондон: British Museum Press, ISBN 0-7141-2255-6
- Кереньи, Карл (1967). Элевсин: архетипический образ Матери и Дочери . Перевод Ральфа Манхейма. Нью-Йорк , Нью-Йорк : Книги Пантеона.
- Музей Дж. Пола Гетти (1983). Греческие вазы в музее Дж. Пола Гетти . Том. 1. Малибу, Калифорния: Публикации Гетти . ISBN 0-89236-058-5 . Архивировано из оригинала 8 февраля 2023 года . Проверено 8 февраля 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гимн Деметре, древнегреческий и английский текст, подстрочный перевод, отредактированный и адаптированный на основе прозаического перевода 1914 года Хью Г. Эвелин-Уайта, с греко-английским глоссарием, примечаниями и иллюстрациями.
- Фоли П. Хелен, Гомеровский гимн Деметре: перевод, комментарии и интерпретационные эссе , Princeton Univers. Press, 1994. С древнегреческим текстом и английским переводом.
- Текст гомеровского гимна Деметре
- Интернет-книга Мартина П. Нильссона «Греческая народная религия»
- «Политическая космология гомеровского гимна Деметре»
- «Софийская молитва Деметре»
- Иконографическая база данных Института Варбурга (изображения Деметры)
- Деметра
- Богини изобилия
- Сельскохозяйственные богини
- Дети Кроноса
- Хтонические существа
- Божества в «Илиаде»
- Божественные женщины Зевса
- Богини земли
- Богини плодородия
- Богини еды
- Греческие богини
- Греческий преступный мир
- Лошадиные божества
- Богини справедливости
- Куротрофои
- Метаморфозы персонажей
- Матери-богини
- Мифологические жертвы изнасилования
- Богини природы
- Первобытные учителя
- Похищение Персефоны
- Времена года
- Оборотни в греческой мифологии
- Весенние божества
- Двенадцать олимпийцев
- Богини подземного мира
- Женщины Гелиоса
- Женщины Посейдона