Якша
Искусство Матхуры , Музей Матхуры
Якши ) — ( санскрит : यक्ष , IAST : Yaksha , Пали : Yakkha широкий класс духов природы , обычно доброжелательных, но иногда озорных или капризных, связанных с водой, плодородием, деревьями, лесом, сокровищами и дикой природой. [ 4 ] [ 5 ] Они появляются в индуистских , джайнских и буддийских текстах , а также в древних и средневековых храмах Южной и Юго-Восточной Азии как божества-хранители. [ 5 ] [ 6 ] Женская форма этого слова — IAST : Якши. [ 7 ] или Якшини ( санскрит : यक्षिणि , IAST : Якшини ; Пали : Якхини ). [ 8 ]
В индуистских, джайнских и буддийских текстах якши имеют двойственную личность. С одной стороны, якша может быть безобидной феей природы , связанной с лесами и горами; но существует также более темная версия якши , которая представляет собой разновидность ( бхута ), которая бродит по пустыне, подстерегает и пожирает путников, подобно ракшасам .
Ранние якши
[ редактировать ]Якши появляются в индуистских , джайнских и буддийских текстах. [ 5 ] [ 9 ] Несколько монументальных якш известны со времен империи Маурьев . Они датируются по-разному: от III века до нашей эры до I века до нашей эры. Эти статуи монументальны (обычно около 2 метров в высоту) и часто имеют надписи, связанные с их идентификацией как якш. Они считаются первыми известными монументальными каменными скульптурами в Индии. Два таких монументальных якши известны из Патны , один из Видиши и один из Паркхама , а также один якшини из Видиши. Якши , возможно, изначально были божествами-покровителями города, района, озера или колодца. Их поклонение, вместе с популярной верой в нагов (змеиных божеств), женских божеств плодородия и богинь-матерей, возможно, возникло среди раннего индуистского народа Индии. Поклонение якше сосуществовало с жертвоприношениями, проводимыми священниками в ведический период. [ 10 ] Позже их считали божествами-управителями земли и погребенных под ней богатств. [ 11 ]
В раннем индийском искусстве мужчины -якши изображаются либо грозными воинами , либо дородными, толстыми и похожими на карликов . Якшини изображаются красивыми молодыми женщинами со счастливыми круглыми лицами, полной грудью и бедрами. [ нужна ссылка ]
Потому что
[ редактировать ]
В индуистской, буддийской и джайнской религиях Кубера , богатство и процветание, считается царем якш и защитником мира ( Локапала ).
Его многочисленные эпитеты превозносят его как повелителя многочисленных полубожественных видов и владельца сокровищ мира. Кубера часто изображается с пухлым телом, украшенным драгоценностями, с денежным горшком и дубинкой. Его вахана (транспортное средство) — мангуст . Его часто видят с Лакшми , индуистской богиней богатства, удачи и процветания.
В буддизме его приравнивают к Вайшраване .
В буддизме
[ редактировать ]Переводы Якша | |
---|---|
санскрит | Якша ( ИАСТ : якша ) |
Есть | यक्खा |
бирманский | Тканый б ( МЛЦТС : только ) |
китайский | Якша ( Пиньинь : йеча ) |
японский | Якша ( Ромаджи : Яша ) |
кхмерский | Гигант ( УНГН : нет ) |
корейский | Яша ( RR : стоп ) |
сингальский | дьявол ( якша ) |
тибетский | монстр ( грейс-сбын ) |
тамильский | Директор ( якка ) |
Тагальский | Да |
тайский | гигант ( RTGS : yak ) |
вьетнамский | якша |
Глоссарий буддизма |


В буддийской литературе якши — слуги Вайшраваны , хранителя северной четверти, благодетельного бога , защищающего праведников. Этот термин также относится к Двенадцати Небесным Генералам , которые охраняют Бхайшаджьягуру , Будду Медицины. Якши во многих буддийских историях — это уродливые людоеды, переродившиеся в этой форме из-за грехов, совершенных в их прошлых жизнях в качестве людей. [ 12 ]
Один из таких злобных якшей, Силесалома, появляется в Джатаке палийского рассказах о буддийского канона. В рассказе «Князь Пяти Оружий и Липковолосый Демон» [ 13 ] Силесалома описывается как существо высотой с пальму, с острыми зубами, двумя желтыми бивнями и толстым спутанным мехом. Бодхисаттва по имени Принц Панчаюдха (Пять Оружий) попытался убить Силесалому, но все его атаки, как оружием , так и голыми руками, были сорваны липкими волосами Силесаломы. В конце концов, принц Панчаюдха поразил Силесалому своей храбростью, и якша решил отпустить его. Панчаюдха объяснил, что чудовищное состояние Силесаломы было вызвано злыми поступками из его прошлых жизней, и он научил якшу пяти заповедям , после чего Силесалома отказался от насилия и превратился в дружелюбного лесного духа. [ 12 ]
Махамаюривидьяраджни Сутра, текст , датируемый четвертым веком или раньше (переведенный с санскрита Кумарадживой ), дает большой список якш , проживающих в классических городах древней Индии. [ 14 ] кого призывают искать защиты Дхармы Будды:
«Божество Кракуччанда обитает в Паталипутре .
Апараджита проживает в Стуно.
Великий якша Бхадра обитает в Сайле.
Великое божество Манава обитает в Уттаре.
Великий мудрец Ваджрапани живет в Раджагрихе.
Часто обитает на горе Грдхракута .
Божество Гаруда обитает на горе Випула.
Читрагупта проживает в Читемукхе.
Якша Вакула проживает в Раджагрихе.
...
Царь якшей Махагири проживает в Гиринагаре.
Якша Васава проживает в Вайдисе .
Якша Карттикея проживает в Рохитаки .
Этот якша Кумара известен в большом городе.
...
Вайшравана, проживающий в городе Алакавати,
Расположен вдоль украшенной драгоценностями лестницы нисхождения Будды.
Окружен миллиардами богов и богинь.
Такие якши командуют огромными и мощными отрядами войск.
Чтобы покорить противников и врагов,
Побеждая всех.
Они известны во всех направлениях.
Проникнутый великим достоинством и добродетелью,
Они приходят на помощь
В битвах между небесами и асурами.
Эти божества добродетелей и великие полководцы якш находятся повсюду в Джамбудвипе . Они поддерживают и защищают Дхарму Будды, порождая сострадание».
[ 15 ]
В джайнизме
[ редактировать ]
Джайны сохраняют культовые изображения Арихантов в основном и Тиртханкаров , победивших внутренние страсти и достигших мокши. Якши и якшини парно встречаются вокруг культовых изображений Джинов, служащих божествами-хранителями. Якша якшини обычно находится с правой стороны изображения Джины, а - с левой. В основном их считают приверженцами Джины и обладают сверхъестественными способностями. Они также блуждают по циклам рождений и смертей, как и мирские души, но обладают сверхъестественными способностями. [ 16 ]
Харивамсапурана (783 г. н.э.) называет их Шасандеватами. Первоначально среди якшей были популярны якши Манибхадра и Пурнабадра и Бахупутрика якшини. Якше Манибхадре поклоняются джайны, связанные с Тапа Гаччха. В десятом и тринадцатом веках якша Саарванубхути, или Сарвахна, и якшини Чакрешвари , Амбика , Падмавати и Джваламалини стали настолько популярными, что были построены посвященные им независимые храмы.
Якши и якшини распространены среди джайнов Муртипуджака Шветамбара и Биспанти Дигамбара . Движение Дигамбара Терапант выступает против их поклонения. [ 17 ] [ 18 ] Среди Муртипуджака Шветамбара секта Тристутик Гачча (как историческая, основанная Силаганой и Девабхадрой, так и современная секта, организованная Раджендрасури ) возражает против поклонения шрута-деватам. [ 19 ]
Шасанские божества в джайнизме
[ редактировать ]В джайнизме есть двадцать четыре якши и двадцать четыре якши , которые служат шасанадеватами для двадцати четырех тиртханкар: [ 20 ] Эти якши следующие:
- Гомукха
- Махаякша
- Тримукха
- Якшешвара или Якшанаяка
- Убей их
- Кусума
- Варананди или Матанга
- Виджая или Шьяма
- Аджита
- Брахма или Брахмешвара
- Ишвара или Яксет
- Кумара
- Дандапани
- Заплати это
- шапочка
- Кимпуруша или Гаруда
- Гандхарва
- Kendra or Yakshendra
- Потому что
- Варуна
- भ्रिकुति
- Гомедха или Сарвана
- Дхаранендра или Паршваякша
- добрый
В стихах
[ редактировать ]в Калидаса поэме «Мегхадута» Например, рассказчик -якша — романтическая фигура, томящаяся любовью к своей пропавшей возлюбленной. Напротив, в дидактическом индуистском диалоге Якшапрашны « Вопросы Якши » это дух-покровитель озера, бросающий вызов Юдхиштхире .
В поэме Шри-Ланки Махавамса местное население названо яккхами. Принц Виджая встретил королевскую особу царицы яккхов Кувени в ее столице Ланки Пура и завоевал их.
В Таиланде
[ редактировать ]
Якши ( тайский : Як , RTGS : Як ) являются важным элементом тайского храмового искусства и архитектуры . [ 21 ] Они широко распространены в качестве стражей ворот буддийских храмов по всей стране, по крайней мере, с 14 века. Керамические скульптуры якш-хранителей производились в Таиланде в периоды Сукхотай и Аюттхая , между 14 и 16 веками, на нескольких печных комплексах на севере Таиланда . Чаще всего они изображаются с характерным лицом, большими круглыми глазами навыкате и выступающими клыками , а также с зеленым цветом лица. Якши и их коллеги-женщины распространены в буддийской литературе Таиланда , например, в «Двенадцати сестрах» и «Пхра Афай Мани» . Как огры , великаны и людоедки, якши также присутствуют в тайском фольклоре .
« ย ยักษ์ » ( йо як ) также используется в качестве иллюстрации для обозначения буквы ย, 34-й согласной тайского алфавита , в соответствии с традиционными буквенными символами, которые тайские дети используют для запоминания алфавита. [ 22 ]
В Шри-Ланке
[ редактировать ]Якши считаются одним из древних кланов Шри-Ланки . Слово «Ягаша» было найдено в пещерной надписи в Тамкетии в Наилгале, Калтота, написанной ранним шрифтом Брахми . Профессор Радж Сомадева переводит это слово как «принадлежность». Якшам» или «Написавшие эту надпись — Якши». [ 23 ] На сингальском Демоны также известны как якшайо (единственное число: Якшая ).
Галерея
[ редактировать ]-
Пара якшей стоит на листьях лотоса, мужчина (так в оригинале) держит бутон лотоса и позирует в шалабханджике.
-
Дварапала Якша из базальта. Статуя найдена в буддийской пещере ( Питалхора ) и датируется II веком нашей эры. Экспонируется в Музее принца Уэльского .
-
Мудгарпани Якша , II век до н.э., Бхарнакалан, Музей Матхуры.
-
Видиша Якша, II век до н.э., Музей Видиша.
-
Гомед и Амбика в музее Махараджи Чхатрасала , 11 век.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Датировано 100 г. до н.э. Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н.э. – 100 г. н.э. БРИЛЛ. п. 368, рис. 88. ИСБН 9789004155374 .
- ^ Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н.э. – 100 г. н.э. БРИЛЛ. п. 365, рис. 85. ИСБН 9789004155374 .
- ^ Далал, Рошен (2010). Религии Индии: краткое руководство по девяти основным конфессиям . Книги Пингвинов Индия. п. 398. ИСБН 978-0-14-341517-6 .
- ^ Сингх (2008). История древней и раннесредневековой Индии . Нью-Дели: Pearson Education. п. 430. ИСБН 978-81-317-1120-0 .
- ^ Jump up to: а б с Стефон, Мэтт. «Якша | Индуистская мифология» . Британская энциклопедия . Проверено 15 июля 2007 г.
- ^ Ричард Джон Ричардс (1995). Керамика Юго-Восточной Азии: тайская, вьетнамская и кхмерская: из коллекции Художественной галереи Южной Австралии . Издательство Оксфордского университета. стр. 27, 67. ISBN. 978-967-65-3075-2 .
- ^ О якши как женском роде слова «якша» см. В.С. Апте, Практический санскритско-английский словарь , стр. 776.
- ^ О якшини ( यक्षिणी ) как обычном санскритском термине для обозначения женщины-якши и о якшани как буддийском варианте см. Франклин Эдгертон , Буддийская гибридная санскритская грамматика и словарь , Vol. 2, Мотилал Банарсидасс, первое изд., 1953, с. 442.
- ^ Ричард Джон Ричардс (1995). Керамика Юго-Восточной Азии: тайская, вьетнамская и кхмерская: из коллекции Художественной галереи Южной Австралии . Издательство Оксфордского университета. стр. 27, 67. ISBN. 978-967-65-3075-2 .
- ^ «якша | Индуистская мифология | Британика» . www.britanica.com . Проверено 9 апреля 2022 г.
- ^ ДеКароли, Роберт (2004). Призраки Будды: популярные религии Индии и формирование буддизма . Издательство Оксфордского университета , США. ISBN 978-0-19-516838-9 .
- ^ Jump up to: а б Бхайрав, Дж. Фурцифер; Ханна, Ракеш (2020). Призраки, монстры и демоны Индии . Индия: Blaft Publications Pvt Ltd., стр. 417–418. ISBN 9789380636474 .
- ^ «Принц Пяти Оружий и Липких Волос» . Буддийские исследования: Ассоциация образования Дхармы Будды и BuddhaNet .
- ^ [В.С. Агравала, «Географическое содержание Махамаюри ЮФХС», том XV, часть ii, 1942, стр. 28]
- ^ «Сутра Махамаюри Видьяраджни Будды Матери Великого Павлина Мингванга» июня 2012 , дата обращения 10 г. .
- ^ Прамодабен Читрабхану, джайнские символы, церемонии и практики.
- ^ Флюгель, Питер, изд. (2006). Исследования по истории и культуре джайнов: споры и диалоги . Рутледж. п. 352.
- ^ «Индийский антиквар» . Популярный Пракашан. 31 декабря 1903 года . Проверено 31 декабря 2019 г. - через Google Книги.
- ^ Джайн, Шалин (2012). «Разделенные идентичности: джайнские секты в средневековой Индии» . Труды Индийского исторического конгресса . 73 : 450–460. JSTOR 44156237 – через JSTOR.
- ^ «Двадцать четыре Тиртханкары с первого взгляда» . jaindharmonline.com . Архивировано из оригинала 12 июля 2006 года . Проверено 27 апреля 2021 г.
- ^ "Храмы Тайланда - страница 2/7" . www.thaiworldview.com . Проверено 31 декабря 2019 г.
- ^ «Тайский алфавит в буквах» . www.thailandbuddy.com . Проверено 31 декабря 2019 г.
- ^ «Исследования археологии Шри-Ланки с Раджем Сомадевой. ЧАСТЬ 1» .
Источники
[ редактировать ]- Словарь индуистских преданий и легенд ( ISBN 0-500-51088-1 ) Анны Дхаллапикколы
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Якшей, на Викискладе?
- Концепция Якши (архивировано 21 июля 2011 г.)
- Якши
- Персонажи Махабхараты
- Сельскохозяйственные божества
- Индуистские божества
- Индийские слова и фразы
- Духи природы
- Нечеловеческие расы в индуистской мифологии
- Божества-покровители
- Якша Королевство
- Джайнские второстепенные божества
- Индуистские легендарные существа
- Индийский фольклор
- Мифологические гематофаги
- Лесные духи