Jump to content

Якша

(Перенаправлено с Якшаса )

Якша
Остатки колоссальных статуй Пархама Якши (150 г. до н. э.) и Мудгарпани Держателя булавы ») Якши (100 г. до н. э.), Матхура . Эти колоссальные статуи имеют высоту около двух метров. [ 1 ] Мудгарпани Якша держит в правой руке мудгаровую булаву, а в левой руке он поддерживает маленького стоящего преданного или ребенка, взявшегося за руки в молитве. [ 2 ] [ 3 ]
Искусство Матхуры , Музей Матхуры

Якши ) — ( санскрит : यक्ष , IAST : Yaksha , Пали : Yakkha широкий класс духов природы , обычно доброжелательных, но иногда озорных или капризных, связанных с водой, плодородием, деревьями, лесом, сокровищами и дикой природой. [ 4 ] [ 5 ] Они появляются в индуистских , джайнских и буддийских текстах , а также в древних и средневековых храмах Южной и Юго-Восточной Азии как божества-хранители. [ 5 ] [ 6 ] Женская форма этого слова — IAST : Якши. [ 7 ] или Якшини ( санскрит : यक्षिणि , IAST : Якшини ; Пали : Якхини ). [ 8 ]

В индуистских, джайнских и буддийских текстах якши имеют двойственную личность. С одной стороны, якша может быть безобидной феей природы , связанной с лесами и горами; но существует также более темная версия якши , которая представляет собой разновидность ( бхута ), которая бродит по пустыне, подстерегает и пожирает путников, подобно ракшасам .

Ранние якши

[ редактировать ]
Якши это духи природы, доброжелательные, иногда озорные или капризные. Слева: Якси из Бхархута ; справа: Якша из Питалхоры , ок. 2 век нашей эры.

Якши появляются в индуистских , джайнских и буддийских текстах. [ 5 ] [ 9 ] Несколько монументальных якш известны со времен империи Маурьев . Они датируются по-разному: от III века до нашей эры до I века до нашей эры. Эти статуи монументальны (обычно около 2 метров в высоту) и часто имеют надписи, связанные с их идентификацией как якш. Они считаются первыми известными монументальными каменными скульптурами в Индии. Два таких монументальных якши известны из Патны , один из Видиши и один из Паркхама , а также один якшини из Видиши. Якши , возможно, изначально были божествами-покровителями города, района, озера или колодца. Их поклонение, вместе с популярной верой в нагов (змеиных божеств), женских божеств плодородия и богинь-матерей, возможно, возникло среди раннего индуистского народа Индии. Поклонение якше сосуществовало с жертвоприношениями, проводимыми священниками в ведический период. [ 10 ] Позже их считали божествами-управителями земли и погребенных под ней богатств. [ 11 ]

В раннем индийском искусстве мужчины -якши изображаются либо грозными воинами , либо дородными, толстыми и похожими на карликов . Якшини изображаются красивыми молодыми женщинами со счастливыми круглыми лицами, полной грудью и бедрами. [ нужна ссылка ]

Потому что

[ редактировать ]
Кубера, Бог Богатства, LACMA

В индуистской, буддийской и джайнской религиях Кубера , богатство и процветание, считается царем якш и защитником мира ( Локапала ).

Его многочисленные эпитеты превозносят его как повелителя многочисленных полубожественных видов и владельца сокровищ мира. Кубера часто изображается с пухлым телом, украшенным драгоценностями, с денежным горшком и дубинкой. Его вахана (транспортное средство) — мангуст . Его часто видят с Лакшми , индуистской богиней богатства, удачи и процветания.

В буддизме его приравнивают к Вайшраване .

В буддизме

[ редактировать ]
Переводы
Якша
санскрит Якша
( ИАСТ : якша )
Есть यक्खा
бирманский Тканый б
( МЛЦТС : только )
китайский Якша
( Пиньинь : йеча )
японский Якша Яша
( Ромаджи : Яша )
кхмерский Гигант
( УНГН : нет )
корейский Яша
( RR : стоп )
сингальский дьявол
( якша )
тибетский монстр
( грейс-сбын )
тамильский Директор
( якка )
Тагальский Да
тайский гигант
( RTGS : yak )
вьетнамский якша
Глоссарий буддизма
Картина Атаваки , якши, бросившей вызов Будде.
Иллюстрация из японской книги 1866 года. Якша, воплощение Бодхисаттвы Каннона , читает проповедь людям.

В буддийской литературе якши — слуги Вайшраваны , хранителя северной четверти, благодетельного бога , защищающего праведников. Этот термин также относится к Двенадцати Небесным Генералам , которые охраняют Бхайшаджьягуру , Будду Медицины. Якши во многих буддийских историях — это уродливые людоеды, переродившиеся в этой форме из-за грехов, совершенных в их прошлых жизнях в качестве людей. [ 12 ]

Один из таких злобных якшей, Силесалома, появляется в Джатаке палийского рассказах о буддийского канона. В рассказе «Князь Пяти Оружий и Липковолосый Демон» [ 13 ] Силесалома описывается как существо высотой с пальму, с острыми зубами, двумя желтыми бивнями и толстым спутанным мехом. Бодхисаттва по имени Принц Панчаюдха (Пять Оружий) попытался убить Силесалому, но все его атаки, как оружием , так и голыми руками, были сорваны липкими волосами Силесаломы. В конце концов, принц Панчаюдха поразил Силесалому своей храбростью, и якша решил отпустить его. Панчаюдха объяснил, что чудовищное состояние Силесаломы было вызвано злыми поступками из его прошлых жизней, и он научил якшу пяти заповедям , после чего Силесалома отказался от насилия и превратился в дружелюбного лесного духа. [ 12 ]

Махамаюривидьяраджни Сутра, текст , датируемый четвертым веком или раньше (переведенный с санскрита Кумарадживой ), дает большой список якш , проживающих в классических городах древней Индии. [ 14 ] кого призывают искать защиты Дхармы Будды:

«Божество Кракуччанда обитает в Паталипутре .
Апараджита проживает в Стуно.
Великий якша Бхадра обитает в Сайле.
Великое божество Манава обитает в Уттаре.
Великий мудрец Ваджрапани живет в Раджагрихе.
Часто обитает на горе Грдхракута .
Божество Гаруда обитает на горе Випула.
Читрагупта проживает в Читемукхе.
Якша Вакула проживает в Раджагрихе.
...
Царь якшей Махагири проживает в Гиринагаре.
Якша Васава проживает в Вайдисе .
Якша Карттикея проживает в Рохитаки .
Этот якша Кумара известен в большом городе.
...
Вайшравана, проживающий в городе Алакавати,
Расположен вдоль украшенной драгоценностями лестницы нисхождения Будды.
Окружен миллиардами богов и богинь.
Такие якши командуют огромными и мощными отрядами войск.
Чтобы покорить противников и врагов,
Побеждая всех.
Они известны во всех направлениях.
Проникнутый великим достоинством и добродетелью,
Они приходят на помощь
В битвах между небесами и асурами.

Эти божества добродетелей и великие полководцы якш находятся повсюду в Джамбудвипе . Они поддерживают и защищают Дхарму Будды, порождая сострадание».
[ 15 ]

В джайнизме

[ редактировать ]
Якша как страж ворот ( дварапала ) в Плаосан в Индонезии. храме
Пара якши и якшини Сарванубхути и Кушмандини с Тиртханкарами

Джайны сохраняют культовые изображения Арихантов в основном и Тиртханкаров , победивших внутренние страсти и достигших мокши. Якши и якшини парно встречаются вокруг культовых изображений Джинов, служащих божествами-хранителями. Якша якшини обычно находится с правой стороны изображения Джины, а - с левой. В основном их считают приверженцами Джины и обладают сверхъестественными способностями. Они также блуждают по циклам рождений и смертей, как и мирские души, но обладают сверхъестественными способностями. [ 16 ]

«Иллюстрированный Якша Сарвана», Музей Нортона Саймона , ок. 900 г. н.э.

Харивамсапурана (783 г. н.э.) называет их Шасандеватами. Первоначально среди якшей были популярны якши Манибхадра и Пурнабадра и Бахупутрика якшини. Якше Манибхадре поклоняются джайны, связанные с Тапа Гаччха. В десятом и тринадцатом веках якша Саарванубхути, или Сарвахна, и якшини Чакрешвари , Амбика , Падмавати и Джваламалини стали настолько популярными, что были построены посвященные им независимые храмы.

Якши и якшини распространены среди джайнов Муртипуджака Шветамбара и Биспанти Дигамбара . Движение Дигамбара Терапант выступает против их поклонения. [ 17 ] [ 18 ] Среди Муртипуджака Шветамбара секта Тристутик Гачча (как историческая, основанная Силаганой и Девабхадрой, так и современная секта, организованная Раджендрасури ) возражает против поклонения шрута-деватам. [ 19 ]

Шасанские божества в джайнизме

[ редактировать ]

В джайнизме есть двадцать четыре якши и двадцать четыре якши , которые служат шасанадеватами для двадцати четырех тиртханкар: [ 20 ] Эти якши следующие:

  • Гомукха
  • Махаякша
  • Тримукха
  • Якшешвара или Якшанаяка
  • Убей их
  • Кусума
  • Варананди или Матанга
  • Виджая или Шьяма
  • Аджита
  • Брахма или Брахмешвара
  • Ишвара или Яксет
  • Кумара
  • Дандапани
  • Заплати это
  • шапочка
  • Кимпуруша или Гаруда
  • Гандхарва
  • Kendra or Yakshendra
  • Потому что
  • Варуна
  • भ्रिकुति
  • Гомедха или Сарвана
  • Дхаранендра или Паршваякша
  • добрый

В стихах

[ редактировать ]

в Калидаса поэме «Мегхадута» Например, рассказчик -якша — романтическая фигура, томящаяся любовью к своей пропавшей возлюбленной. Напротив, в дидактическом индуистском диалоге Якшапрашны « Вопросы Якши » это дух-покровитель озера, бросающий вызов Юдхиштхире .

В поэме Шри-Ланки Махавамса местное население названо яккхами. Принц Виджая встретил королевскую особу царицы яккхов Кувени в ее столице Ланки Пура и завоевал их.

В Таиланде

[ редактировать ]
Лицо якши Тотсахиритона (Тотсакиритона) в Ват Пхра Кео , Бангкок

Якши ( тайский : Як , RTGS : Як ) являются важным элементом тайского храмового искусства и архитектуры . [ 21 ] Они широко распространены в качестве стражей ворот буддийских храмов по всей стране, по крайней мере, с 14 века. Керамические скульптуры якш-хранителей производились в Таиланде в периоды Сукхотай и Аюттхая , между 14 и 16 веками, на нескольких печных комплексах на севере Таиланда . Чаще всего они изображаются с характерным лицом, большими круглыми глазами навыкате и выступающими клыками , а также с зеленым цветом лица. Якши и их коллеги-женщины распространены в буддийской литературе Таиланда , например, в «Двенадцати сестрах» и «Пхра Афай Мани» . Как огры , великаны и людоедки, якши также присутствуют в тайском фольклоре .

« ย ยักษ์ » ( йо як ) также используется в качестве иллюстрации для обозначения буквы ย, 34-й согласной тайского алфавита , в соответствии с традиционными буквенными символами, которые тайские дети используют для запоминания алфавита. [ 22 ]

В Шри-Ланке

[ редактировать ]

Якши считаются одним из древних кланов Шри-Ланки . Слово «Ягаша» было найдено в пещерной надписи в Тамкетии в Наилгале, Калтота, написанной ранним шрифтом Брахми . Профессор Радж Сомадева переводит это слово как «принадлежность». Якшам» или «Написавшие эту надпись — Якши». [ 23 ] На сингальском Демоны также известны как якшайо (единственное число: Якшая ).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Датировано 100 г. до н.э. Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н.э. – 100 г. н.э. БРИЛЛ. п. 368, рис. 88. ИСБН  9789004155374 .
  2. ^ Кинтанилья, Соня Ри (2007). История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н.э. – 100 г. н.э. БРИЛЛ. п. 365, рис. 85. ИСБН  9789004155374 .
  3. ^ Далал, Рошен (2010). Религии Индии: краткое руководство по девяти основным конфессиям . Книги Пингвинов Индия. п. 398. ИСБН  978-0-14-341517-6 .
  4. ^ Сингх (2008). История древней и раннесредневековой Индии . Нью-Дели: Pearson Education. п. 430. ИСБН  978-81-317-1120-0 .
  5. ^ Jump up to: а б с Стефон, Мэтт. «Якша | Индуистская мифология» . Британская энциклопедия . Проверено 15 июля 2007 г.
  6. ^ Ричард Джон Ричардс (1995). Керамика Юго-Восточной Азии: тайская, вьетнамская и кхмерская: из коллекции Художественной галереи Южной Австралии . Издательство Оксфордского университета. стр. 27, 67. ISBN.  978-967-65-3075-2 .
  7. ^ О якши как женском роде слова «якша» см. В.С. Апте, Практический санскритско-английский словарь , стр. 776.
  8. ^ О якшини ( यक्षिणी ) как обычном санскритском термине для обозначения женщины-якши и о якшани как буддийском варианте см. Франклин Эдгертон , Буддийская гибридная санскритская грамматика и словарь , Vol. 2, Мотилал Банарсидасс, первое изд., 1953, с. 442.
  9. ^ Ричард Джон Ричардс (1995). Керамика Юго-Восточной Азии: тайская, вьетнамская и кхмерская: из коллекции Художественной галереи Южной Австралии . Издательство Оксфордского университета. стр. 27, 67. ISBN.  978-967-65-3075-2 .
  10. ^ «якша | Индуистская мифология | Британика» . www.britanica.com . Проверено 9 апреля 2022 г.
  11. ^ ДеКароли, Роберт (2004). Призраки Будды: популярные религии Индии и формирование буддизма . Издательство Оксфордского университета , США. ISBN  978-0-19-516838-9 .
  12. ^ Jump up to: а б Бхайрав, Дж. Фурцифер; Ханна, Ракеш (2020). Призраки, монстры и демоны Индии . Индия: Blaft Publications Pvt Ltd., стр. 417–418. ISBN  9789380636474 .
  13. ^ «Принц Пяти Оружий и Липких Волос» . Буддийские исследования: Ассоциация образования Дхармы Будды и BuddhaNet .
  14. ^ [В.С. Агравала, «Географическое содержание Махамаюри ЮФХС», том XV, часть ii, 1942, стр. 28]
  15. ^ «Сутра Махамаюри Видьяраджни Будды Матери Великого Павлина Мингванга» июня 2012 , дата обращения 10 г. .
  16. ^ Прамодабен Читрабхану, джайнские символы, церемонии и практики.
  17. ^ Флюгель, Питер, изд. (2006). Исследования по истории и культуре джайнов: споры и диалоги . Рутледж. п. 352.
  18. ^ «Индийский антиквар» . Популярный Пракашан. 31 декабря 1903 года . Проверено 31 декабря 2019 г. - через Google Книги.
  19. ^ Джайн, Шалин (2012). «Разделенные идентичности: джайнские секты в средневековой Индии» . Труды Индийского исторического конгресса . 73 : 450–460. JSTOR   44156237 – через JSTOR.
  20. ^ «Двадцать четыре Тиртханкары с первого взгляда» . jaindharmonline.com . Архивировано из оригинала 12 июля 2006 года . Проверено 27 апреля 2021 г.
  21. ^ "Храмы Тайланда - страница 2/7" . www.thaiworldview.com . Проверено 31 декабря 2019 г.
  22. ^ «Тайский алфавит в буквах» . www.thailandbuddy.com . Проверено 31 декабря 2019 г.
  23. ^ «Исследования археологии Шри-Ланки с Раджем Сомадевой. ЧАСТЬ 1» .

Источники

[ редактировать ]
  • Словарь индуистских преданий и легенд ( ISBN   0-500-51088-1 ) Анны Дхаллапикколы
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1c1c7a4885d3bb3b651a74a0be6b98a4__1724660880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/a4/1c1c7a4885d3bb3b651a74a0be6b98a4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yaksha - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)