Бхагаван
![]() | Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( июнь 2019 г. ) |
Слово Бхагаван ( санскрит : भगवान् , латинизированное : Бхагаван ; пали : Бхагава ), также пишется как Бхагван (иногда переводится на английский как « Господь », « Бог »), эпитет в индийских религиях , используемый для обозначения деятелей религиозного поклонения. В индуизме он используется для обозначения божества или аватара , особенно для Рамы Кришны , Вишну в вайшнавизме , Шивы в шиваизме и Дурги или Ади Шакти в шактизме . [1] [2] В джайнизме этот термин относится к Тиртханкарам , а в буддизме к Будде . [3]
Во многих частях Индии и Южной Азии Бхагаван представляет концепцию универсального Бога или Божественного для индуистов , которые являются духовными и религиозными, но не поклоняются конкретному божеству. [1]
В литературе школы бхакти этот термин обычно используется для обозначения любого божества, которому молитвы возносятся . Конкретное божество часто является единственным и неповторимым Бхагаваном преданного. [2] Женский эквивалент Бхагавана — Бхагавати . [4] [5] Для некоторых индуистов слово Бхагаван — это абстрактное, бесполое понятие Бога.
буддизма В палийских и санскритских писаниях этот термин используется для обозначения Гаутамы Будды, называя его Бхагавой или Бхагаваном (переводится фразой «Господь» или «Благословенный»). [6] [7] Термин Бхагаван также встречается в буддийских текстах Тхеравады , Махаяны и Тантры . [8] [9]
Этимология и значение
[ редактировать ]Бхагаван , именительный падеж единственного числа от прилагательного Бхагават , буквально означает «удачливый», «благословенный» (от существительного bhaga , означающего «удача», «богатство») и, следовательно, «прославленный», «божественный», «почтенный», «святой». ", и т. д. [10] Бхагаван связан с корнем Бхадж (भज्, «почитать», «поклоняться») и подразумевает кого-то «славного», «прославленного», «почитаемого», «почтенного», «божественного», «святого» (примененный эпитет). богам, святым или уважаемым личностям). [11] Корень Бхадж также означает «делить», «принимать участие», «разделять». [12] [13] Клуни и Стюарт заявляют, что этот корень в вайшнавских традициях подразумевает Бхагавана как одного совершенного творца, от которого преданный стремится разделить свое место, живя в Боге, на пути Бога, причем любящее участие между ними двумя является его целью. собственная награда. [14]
Вишну -пурана определяет Бхагавана следующим образом:
Происхождение и уничтожение существ, их появление и исчезновение.
Тот, кто знает знание и невежество, будет называться Верховным Господом.
Того, кто понимает создание и исчезновение, появление и исчезновение существ, мудрость и невежество, следует называть Бхагаваном .- Вишну Пурана, VI.5.78. [15]
В том же тексте дано определение Бхаги и приведены этимологические корни в переводе Уилсона: [16]
Знание бывает двух видов: то, что получено из Священных Писаний , и то, что получено из размышлений. Брахма — это слово, составленное из писаний; Высший Брахма создан в результате размышления. Неведение — это полная тьма, в которой знание, полученное посредством любого чувства (например, слуха), сияет, как светильник; но знание, полученное в результате размышления, разбивается о тьму, как солнце. (...) То, что неощутимо, нетленно, непостижимо, нерождено, неисчерпаемо, неописуемо; у которого нет ни формы, ни рук, ни ног; который всемогущ, вездесущ, вечен; причина всех вещей и без причины; пронизывающий все, сам непроницаемый и из которого происходят все вещи; это объект, который созерцают мудрецы, это Брахма, это высшее состояние, это предмет созерцания тех, кто желает освобождения, это то, о чем говорят Веды, бесконечно тонкое, высшее состояние Вишну .
Эта сущность высшего определяется термином Бхагават. Слово Бхагават — это наименование этого первобытного и вечного Бога: и тот, кто полностью понимает значение этого выражения, обладает святой мудростью, суммой и сущностью Вед. Слово Бхагават — удобная форма для поклонения этому высшему существу, к которому не применим ни один термин; и поэтому Бхагават выражает тот высший дух, который индивидуален, всемогущ и является причиной причин всех вещей. Буква Бх означает хранителя и сторонника вселенной. Под га понимается лидер, двигатель или творец. Двусложная Бхага указывает на шесть свойств: власть, могущество, славу, великолепие, мудрость и бесстрастие. Смысл буквы ва — это тот элементарный дух, в котором существуют все существа и который существует во всех существах. Таким образом, это великое слово Бхагаван — это имя Васудевы, который един с верховным Брахмой, и ни с кем другим. Следовательно, это слово, которое является общим обозначением обожаемого объекта, употребляется по отношению к высшему не в общем, а в особом значении. Применительно к любому другому (вещи или человеку) оно используется в его обычном или общем значении. В последнем случае это может подразумевать того, кто знает происхождение, конец и обращение существ, и что такое мудрость, а что невежество. В первом случае оно означает мудрость, энергию, силу, господство, могущество, славу без конца и без недостатков.
- Вишну Пурана, VI.5. [16]
Будда упоминается как Бхагаван в древних и средневековых буддийских текстах Тхеравады , Махаяны и Тантры, где оно означает «Господь», «Благословенный», «Счастливчик». [9] [17] [18]
индуизм
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]Ведические тексты не упоминают и не дают основы для объяснения происхождения концепции Бхагавана. [19]
- Упанишады
Корень слова «Бхагаван», «Бхага», упоминается в Мундака-упанишаде , но он не означает и не подразумевает «Бхагаван»:
Шаунака, великий мудрец, подошел к Ангире в соответствии с предписанными ритуалами и спросил его.
если постичь Верховную Личность Бога Как можно понять все это, ? 3 ॥
Шаунака спросил: Может ли знание реальности мира быть настолько полным, чтобы в нем можно было понять все многие вещи, которые мы видим?
Можно ли найти что-то настолько совершенное, превосходное, что, зная это, можно знать все?
Затем Мундака Упанишада отвечает на этот вопрос в двух частях, в стихах с 1.1.4 по 3.2.11. [22] Эти стихи делят знание на две части: низшее знание и высшее знание. Низшие знания включают Веды, фонетику, грамматику, этимологию, размер, астрономию и церемониальные ритуалы. [23] Высшее знание, как утверждает Упанишада, — это Самопознание и осознание своего единства с Брахманом — то, что невозможно ни увидеть, ни уловить, у которого нет ни происхождения, ни качеств, ни бедер, ни ушей, ни рук, ни ног. тот, который является вечным, всепроникающим, бесконечно малым, нетленным. [ нужна ссылка ] Слово Бхагаван не встречается в Мундака Упанишаде и других ранних или средних Упанишадах. [2]
Термин Бхагаван появляется в стихе 5.4 Шветашватара Упанишады:
Он светит косо во все стороны, вверх и вниз, как светит в лесу.
Таким образом Верховная Личность Бога, будучи трансцендентным, проявляет Себя как Верховную Личность Бога.
Как сияет тягловой бык, освещая все четверти, вверху, внизу и поперек, так этот Бог, благословенный и обожаемый, один властвует над чревами и внутренними естествами.
- Шветашватара Упанишад, 5.4. [24]
Упанишады более позднего и средневекового периода упоминают Бхагавана. Например, в самом первом стихе Кали-Сантарана-упанишад этот термин используется следующим образом: [25]
В конце Двапара Нарада подошел к Брахме и сказал: «Как, о Господь, я смогу пересечь Кали, путешествуя вокруг коровы?»
В начале Двапара [юги] Нарада подошел к Брахме и спросил: «О Господь, как мне, скитаясь по земле, преодолеть последствия Кали [юги]?»
- Кали-Сантарана Упанишад , 1.1. [25]
Кали-Сантарана, малая Упанишада, затем раскрывает, среди прочего, два имени Бхагавана в мантре Харе Кришна во втором стихе. [26] Этот стих поют преданные Международного общества сознания Кришны (ИСККОН) . [25]
- Пурана
В «Бхагавата-дхарме» -формации Нараяны Васудевы оно обозначает четыре вьюхи . Ишвару , или Бога, называют Бхагаваном, а человека, посвятившего себя Бхагавану, называют Бхагаватой . «Бхагавата -пурана» (I.iii.28) идентифицирует Кришну как Нараяну , Васудеву , Вишну и Хари — Бхагавана, присутствующего в человеческой форме. [27] Бхагаван — это полное откровение Божественного; Брахман , безличный Абсолют, не имеет качеств и поэтому никогда не выражается. Параматман — это Бхагаван по отношению к Пракрити и Дживе . [28] Йога преданности подразумевает, что если Бхагавата, преданный Бхагавана, ищет и жаждет Бхагавана, то и Бхагаван в равной мере ищет своего преданного. [29]
- Бхагавад Гита
Термин «Бхагаван» широко встречается в « Бхагавад-гите» , когда Кришна дает совет Арджуне. [2] Например,
Шри Бхагаван Вач. Откуда у вас такая беда в этой неровной ситуации? Оно полно неблагородства, нерайского и не приносит никакой славы, о Арджуна. 2-2॥
Шри Бхагаван сказал: «Откуда возникла эта слабость в это неудобное время?
Это неблагородно, не приведет тебя на небеса и не принесет тебе доблести, о Арджуна.
Вайшнавизм
[ редактировать ]Часть серии о |
Вайшнавизм |
---|
![]() |
Индуистская Бхагаваты традиция взывает к Бхагавану в Бхагавад-гите и к Бхишма Парве в Махабхарате . Преданность Вишну (идентифицированному как Васудева в Махабхарате) подразумевает десять воплощений божества. Эта традиция представила концепцию чатурвьюхи и сделала упор на поклонение пяти воинам Вришни , которое достигло пика своей популярности в период Гуптов. [31]
Значение
[ редактировать ]В индуизме слово Бхагаван указывает на Высшее Существо или Абсолютную Истину, понимаемую как Личностный Бог . [32] Эта личная особенность, обозначаемая словом Бхагаван, отличает его использование от других подобных терминов. [33] такие как Брахман, «Высший Дух» или «дух», и, таким образом, в этом использовании Бхагаван аналогичен христианской концепции Бога-Отца . В вайшнавизме преданного Бхагвана Кришны называют Бхагаватой.
В «Бхагавата-пуране» (1.2.11) говорится, что слово «Бхагаван» означает высшее существо:
Учёные, знающие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом , Параматмой или Бхагаваном . [а]
Бхагаван, используемый как титул почитания часто напрямую используется как Господь, как в Бхагаване Раме , Бхагаване Кришне, Бхагаване Шиве и т. д. В буддизме и джайнизме , Гаутама Будда , Махавира и другие Тиртханкары , будды и бодхисаттвы этим титулом также почитаются . Женский род Бхагавата — Бхагавати, эпитет Дурги и других богинь . Этот титул также используется рядом современных духовных учителей Индии, которые заявляют, что они Бхагаваны или осознали безличный Брахман. [ нужна ссылка ]
Бхакти (преданность Богу) состоит из действий, совершаемых с посвящением Параматману , индивидуальному существованию со свободной волей и тому, кто является конечной причиной мира; Ведические , где Бог проявил Свою личность риши описывают цели, исходящие от Бога, как Бхагаван, а аспект Бога Ананды , называется Бхагаваном, когда сознание (чистое самосознание) выравнивается с этими целями, вызывая единое существование и начало работ. [34]
буддизм
[ редактировать ]Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
Литература
[ редактировать ]Бхагаван в буддийских текстах
[ редактировать ]В палийской литературе
[ редактировать ]Бхагава — это палийское слово, обозначающее Бхагавана. В некоторых буддийских текстах, таких как палийские сутты , для обозначения Будды используется слово Бхагава, что означает «удачливый». [35] Термин Бхагава использовался в Палийском Анусати. [ нужна ссылка ] или воспоминания [ нужны разъяснения ] как один из терминов, описывающих « Татхагату » как человека, полного хороших качеств, как араханта , самма-самбуддхо и сугато (Дигха Никайя II.93). [36]
Бхагаван — одно из девяти качеств Будды. У Будды Ануссати Бхагаван определяется следующим образом:
- Ити пи со Бхагава Арахам Самма-самбуддхо Видджа-чарана сампанно Сугато Локавиду Ануттаро пуриса-дамма-саратхи Саттха дева-манусанам Буддхо Бхагава ти
- Так Будда, заслуживающий почтения, совершенно пробужденный, совершенный в истинном знании и поведении, успешно достигший Ниббаны , знающий миры, несравненный лидер (буквально возничий) людей, которых нужно приручить, учитель богов и людей, пробужденный и Благословенный. [ нужна ссылка ] [ нужен неосновной источник ]
В санскритской литературе
[ редактировать ]В нескольких текстах тибетской буддийской тантры используется слово Бхагаван. Например, в рукописи Гухьясамаджа-тантры -Самдхивьякарана Прадиподдйотаны используется слово Бхагаван, которое Алекс Уэйман переводит как «Господь». [18] В другом месте текст относится к «Бхагавану Сарвататхагатакаявакчиттадипатих», что Джон Кэмпбелл переводит как «Господь, Мастер Ваджр Тела, Речи и Ума всех Будд». [37] В другом месте говорится: [8]
После этого, сделав подношения и поклонившись Бхагавану ,
Господь тела, речи и ума всех Татхагат,
Все Бхагаваны Татхагаты говорили так:
Славный, моли объяснить суть,
Непревзойденная Бодхичитта ,
Тайна всех Татхагат,
Высшее из Тела, Речи и Разума.— Прадиподдйотана, II. 1 [8]
Ланкаватара-сутра , сутра буддизма Махаяны, например, использует слово Бхагаван более трехсот раз. [ нужна ссылка ] , который либо остался непереведенным учеными [ нужна ссылка ] или переводится как «Господь или Благословенный». [38] В религиозном тексте для медитации «Сукхавати Вьюхопадеша» в Васубандху своих обращениях используется термин «Бхагаван». [39]
Варианты
[ редактировать ]Другие варианты термина Бхагаван, такие как Бхагавант и Бхагавата, также можно найти в буддийских текстах. Например, он используется в начальном пении, которое читается почти перед каждым пением сутты:
НамоТасса Бхагавато Арахато Самма-самбуддхасса
Я чту этого Бхагавана, который является Архатом и полностью просветленным Буддой.
Значение
[ редактировать ]Термин Бхагаван встречается в литургических практиках буддизма Тхеравады, где он используется как эпитет, означающий «Благословенный». Примеры такого использования можно найти в Бодхи-пудже Шри-Ланки (или Пудже Атависи Будды , «Поклонение двадцати восьми буддам»). [40]
Слово Бхагаван является наиболее распространенным словом в буддийских текстах, относящимся к Будде. Например, почти каждая сутра в буддийских канонических и комментаторских текстах начинается со строки типа
Эвам ме суттам – экам самайам бхагава саваттхийам вихарати джетаване анатапиндикасса араме. (Есть)
эвам майя шрутам | экасмин самайе бхагаван шравастйам вихарати сма джетаване'натхапиндадасьяраме. (Санскрит)
Так я слышал: Однажды Бхагаван жил в Саваттхи, в монастыре Анатпиндака в Джетаване. (Английский перевод)
Надписи
[ редактировать ]
Греческий
[ редактировать ]Слово, происходящее от Бхагавана, эпиграфически задокументировано примерно в 100 г. до н.э., например, в надписях на столбе Гелиодора ; в котором Гелиодор, индо-греческий посол из Таксилы при дворе царя Шунга , называет себя Бхагватеной ( преданным) Вишну . («Гелиодорена Бхагавата», Археологическая служба Индии, Годовой отчет (1908-1909)): [42]
Эту Гаруду -штандарт Васудевы (Вишну), Бога Богов, воздвиг здесь Бхагаватена (преданный) Гелиодор, сын Диона, человек из Таксилы , посланный великим греческим ( Йоной ) царем Антиалкидом , в качестве посла к царю Касипутра Бхагабхадра, сын-спаситель принцессы из Бенареса , на четырнадцатом году своего правления». [б]
Буддийская ваза
[ редактировать ]Сакамуниса бхагавато записано в хароштхи посвящении вазы, помещенной в буддийскую ступу греческим меридархом (гражданским губернатором провинции) по имени Теодор : [43]
- «Теудорена меридаркхена пратитхавида время шарира сакамуниша бхагавато баху-джана-ститье» :
- «Меридарх Теодор хранил мощи Господа Шакьямуни для блага народных масс»
- - (Сватская надпись на реликтовой вазе Меридарха Теодора [44] )
Медные колонны и ступы
[ редактировать ]Джеймс Принсеп обнаружил несколько гравюр и надписей на древних буддийских артефактах, которые включают слово «Бхагаван» и связанные с ним слова. Например, [45]
- Бхагавана-шарирахи Шри Табачитрас Кхамаспада путраса дана.
- «(Шкатулка), содержащая реликвии Бхагвана, дар Шри Табачитры, сына Кхамаспады.
- – Вершина Маникьялы [45]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ ваданти тат таттва-видас / таттвам йадж джнанам адваям / брахмети параматмети / бхагаван ити сабдйате
- ^ Оригинальная надпись:
Девадеваса [суде]васа Гарудадхваджо аям
Карито и[а] Гелиодорена бхага-
ватена Дияса путрена Тахасилакена
Джонатан Агатена Махарадж
Амталикитаса упа[м]та самкасам-рано
Касипут[р]аса [Бх]агабхадраса ратараса
васена [чату]дасена раджена вадхаманаса»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Джеймс Лохтефельд (2000), «Бхагаван», Иллюстрированная энциклопедия индуизма, Том. 1: AM, Rosen Publishing. ISBN 978-0823931798 , стр. 94.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фридхельм Харди (1990), Религии мира: Религии Азии, Рутледж, ISBN 978-0415058155 , страницы 79–83.
- ^ Басвелл, Роберт Э.; Лопес, Дональд С. (2014). Принстонский словарь буддизма . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 108.
- ^ Фридхельм Харди (1990), Религии мира: Религии Азии, Routledge, ISBN 978-0415058155 , стр. 84.
- ^ Сара Колдуэлл (1998), Бхагавати, в Деви: Богини Индии (редакторы: Джон Страттон Хоули, Донна Мари Вульф), Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120814912 , страницы 195-198.
- ↑ Последний термин предпочитает Бхиккху Бодхи в своих английских переводах Палийского канона.
- ^ Джу-Хён Ри (1994), От бодхисаттвы к Будде: начало знакового изображения в буддийском искусстве , Artibus Asiae, Vol. 54, № 3/4, стр. 207-225
- ^ Перейти обратно: а б с Джон Кэмпбелл (2009), Ваджрная герменевтика: исследование схоластики Ваджраяны в «Прадиподдйотане» , докторская диссертация, принятая Колумбийским университетом (руководитель: Роберт Турман), стр. 355
Кристиан К. Ведемейер, Лампа Арьядевы, объединяющая практики (Caryamelapakapradlpa): Постепенный путь буддизма Ваджрайаны согласно благородной традиции эзотерического сообщества, изд. Роберт А.Ф. Турман, серия «Сокровищница буддийских наук» (Нью-Йорк: Американский институт буддийских исследований при Колумбийском университете, 2007 г.), ISBN 978-0975373453 - ^ Перейти обратно: а б Питер Харви, буддизм, Академик Блумсбери, ISBN 978-0826453501 , стр. 4
- ^ Санскритско-английский словарь Макдонелла
- ^ В.С.Апте (1957). Практический санскритско-английский словарь . Цифровые словари Южной Азии. п. 118. Архивировано из оригинала 16 июня 2022 года . Проверено 10 декабря 2014 г.
- ^ бхадж , Санскритско-английский словарь, Кёльн
- ^ Фрэнсис Клуни и Тони Стюарт, в С. Миттале и Г. Р. Терсби (редакторы): Индуистский мир, Routledge, ISBN 0-415215277 , страницы 163-178.
- ^ Клуни, Фрэнсис; Стюарт, Тони (2007). «Глава восьмая: Вайшнав». В Миттале, Сушил (ред.). Индуистский мир . Рутледжские миры. Нью-Йорк: Рутледж. п. 163. ИСБН 978-0-415-77227-3 .
- ^ Ален Даниэлу , Мифы и боги Индии, Принстон / Боллинген в мягкой обложке, ISBN 978-0892813544 , стр. 36.
- ^ Перейти обратно: а б Вишну Пурана Х. Х. Уилсон (переводчик)
- ^ Д. Киоун (2008), Словарь буддизма, Oxford University Press, ISBN 978-0192800626 , стр. 31.
- ^ Перейти обратно: а б Алекс Уэйман (1974), Две традиции Индии: философия истины и молчания Востока и Запада, Том. 24, № 4 (октябрь 1974 г.), страницы 389–403, оригинальный стих см. в сноске 13 на странице 402, перевод Уэймана см. на странице 391.
- ^ Религии мира . Рутледж. 14 января 2004 г. с. 611. ИСБН 9781136851858 .
- ^ Р.Д.Ранаде (1926). Конструктивный обзор философии Упанишад . Бхаратия Видья Бхаван. п. 45.
- ^ Ананда Вуд (1996), Интерпретация Упанишад, страницы 31-32.
- ^ Макс Мюллер , Упанишады, Часть 2, Мундака Упанишада , Oxford University Press
- ^ Ведическое, Наследие. «История Упанишад» . Наследие Упанишад . Архивировано из оригинала 20 июня 2018 года . Проверено 26 апреля 2021 г.
- ^ Оливель, Патрик, изд. (1998). Ранние Упанишады: аннотированный текст и перевод . Исследования Южной Азии (на английском и санскрите). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 426–427. ISBN 978-0-19-512435-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с Санскрит: Кали-Сантаран Упанишад ; Wikisource
Английский перевод: К. Н. Айяр, Тридцать малых упанишад, Мадрас (1914), перепечатано в 1980 году как ISBN 978-0935548006 - ^ Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе
Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе - ^ Деннис Хадсон (25 сентября 2008 г.). Тело Бога . Издательство Оксфордского университета. стр. 578, 33, 34. ISBN. 9780199709021 .
- ^ Дэвид Р. Кинсли (1995). Меч и Флейта-Кали и Кришна . Мотилал Банарсидасс. п. 69. ИСБН 9788120813151 .
- ^ Шри Ауробиндо (1992). Синтез йоги . Лотос Пресс. п. 32. ISBN 9780941524667 .
- ^ Г.К. Марбалли (2013), Путешествие по Бхагавад-Гите, ISBN 978-1304558480 , стр. 26.
- ^ Факультативная история Индии – Древняя Индия . Публикации Упкара. п. 65.
- ^ Кто такой Кришна? «Бог-человек, или Бхагаван»
- ^ Bhag-P 1.2.11. Архивировано 26 сентября 2007 г. в Wayback Machine. «Ученые трансценденталисты, знающие Абсолютную Истину, называют это недвойственным «Брахманом», «Параматманом» или «Бхагаваном».
- ^ Ашиш Далела (декабрь 2008 г.). Ведический креационизм . iUniverse. п. 337. ИСБН 9780595525737 .
- ^ Дэвид Дж. Калупахана (1992). История буддийской философии . Издательство Гавайского университета. п. 111. ИСБН 9780824814021 .
- ^ Энциклопедия буддизма . Рутледж. 16 декабря 2013 г. с. 94. ИСБН 9781136985881 .
- ^ Джон Кэмпбелл (2009), Ваджрная герменевтика: исследование схоластики Ваджраяны в «Прадиподдйотане» , докторская диссертация, принятая Колумбийским университетом (консультант: Роберт Турман), стр. 210
- ^ Английский перевод : Daisetz Teitaro Suzuki, Махаяна Ланкаватара Сутра. Архивировано 14 февраля 2015 года в Wayback Machine ; Университете штата Огайо
Санскрит : Ланкаватара Сутра. Оригинал хранится в буддийской библиотеке в России. - ^ Минору Киёта (2009), Буддийская медитация Махаяны: теория и практика, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120807600 , страницы 274-275.
- ^ Фрэнк Рейнольдс и Джейсон А. Карбайн (2000), Жизнь буддизма, University of California Press, ISBN 978-0520223370 , страницы 179-187.
- ↑ П. П. Бехера, Столпы почтения Господу Джаганнатхе. Архивировано 9 июня 2015 г. в Wayback Machine Orissa Review, июнь 2004 г., стр. 65.
- ^ Джон Ирвин (1973-1975), Столпы Ашокана: переоценка доказательств, Журнал Burlington. т. 115, стр. 706-720; т. 116, стр. 712–727 ; т. 117, стр. 631–643; т. 118, стр. 734–753; ОСЛК 83369960
- ^ Греки в Бактрии и Индии , WW Tarn , Cambridge University Press, стр. 391
- ^ Проект ранних буддийских рукописей. Архивировано 12 февраля 2009 г. в Wayback Machine. Вашингтонском университете
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс Принсеп и Генри Тоби Принсеп, «Очерки индийских древностей» , стр. 107, в Google Книгах , том 1, страница 107.
Источники
[ редактировать ]- Томас Маквилли (2002). Форма древней мысли: сравнительные исследования греческой и индийской философии . Skyhorse Publishing Inc. ISBN 978-1-58115-203-6 .
- Байдж Натх Пури (1987). Буддизм в Средней Азии . Паб Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0372-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ричард Гомбрич, « Новая теравадинская литургия , заархивированная 7 ноября 2021 года в Wayback Machine », Журнал Палийского текстового общества, 9 (1981), страницы 47–73.