Jump to content

Хаос (космогония)

(Перенаправлен из изначального хаоса )

Хаос ( древнегреческий : χάος , романизированный : хаос ) - мифологическое пустое государство, предшествующее созданию вселенной (космос) в древней ближневосточной космологии и ранней греческой космологии . Это также может относиться к раннему состоянию космоса, составляемого только недифференцированным и неразличимым вопросом . [ 1 ]

Этимология

[ редактировать ]

Греческий хаос ( χάος ) означает « пустота , обширная пустота, пропасть , пропасть », [ А ] Связано с глаголами хаски ( χάσκω ) и khaínō ( χαίνω будьте широко открыты ) ' gape , [ 2 ] Познакомимся со старым английским Geanian , «Gape», откуда английский зевок . [ 3 ]

Это также может означать пространство, пространство воздуха, нижняя пропасть или бесконечная темнота . [ 4 ] Ферециды Syros (Fl. 6 -го века до нашей эры) интерпретируют хаос как воду, как нечто бесформенное, которое можно дифференцировать. [ 5 ]

Хаос сражается

[ редактировать ]
Изображение христианского хаоскампа : статуя архангела Майкла, убивающего дракона. Надпись на щите гласит: Quis ut deus?

Хаос сражается ( Немецкий: [ˈkaːɔsˌkampf] ; зажженная « Битва против хаоса » ), [ 6 ] Также описывается как «боевой миф», обычно используется для обозначения широко распространенного мифологического мотива, включающего битву между божественным героем культуры с монстром хаоса, часто в форме морского змея или дракона . Термин был впервые использован в отношении разрушения The Chaos Dragon Tiamat в Enūma elius , хотя было замечено, что первобытное государство является одним из мирного существования между Abzu и Tiamat и хаосом только возникает, когда Тиамат вступает в бой с Marduk . [ 6 ]

Сегодня концепция Chaoskampf страдает от отсутствия последовательного определения и использования термина во многих исследованиях. [ 1 ] Николас Уайетт определяет категорию Хаоскампфа следующим образом: [ 7 ]

Миф о Хаоскампфе представляет собой категорию божественных боевых повествований с космогоническими обертонами, хотя иногда и вторично обращались к другим целям, в которых Бог -герой побеждает силу или силы, противостоящие ему, которые обычно живут или отождествляются с морем, и представлены как хаотичные, расторженные силы.

Он также может быть использован для обозначения дуалистической битвы между двумя богами, хотя в этом контексте альтернативный термин, который был предложен, - это «Богорода», тогда как « хаоскумпф » может быть ограничен для обозначения космических битв в контексте создания. Например, в «Энума Элиш» можно найти хаоскампф (единственный древний ближневосточный текст, чтобы внести космическую битву в контексте повествования о творении), но не в цикле Баала или Псалом 74 происходит болото , где между Баалом / Яхве и морской змей Ям / Левиафан, не сопровождаемый творением. [ 8 ] Понятие Хаоскампфа может быть дополнительно отличается от божественной битвы между Богом и врагом его народа. [ 9 ]

Параллельные концепции появляются на Ближнем Востоке и Северной Африке, такие как абстрактный конфликт идей в египетской двойственности Маата и Исфета или Битва при Горусе и Сет , [ 10 ] или более конкретная параллель битвы при РА хаоса с апофисом .

Греко-римская традиция

[ редактировать ]
Джордж Фредерик Уоттс - хаос

Гесиод и досократики используют греческий термин в контексте космогонии . Хаос Гесиода был истолкован как «зияющая пустота над землей, созданную, когда земля и небо отделены от их изначального единства», либо «зияющее пространство под землей, на которой находится Земля». [ 11 ] Гесиода Отрывки в теогонии предполагают, что Хаос был расположен ниже Земли, но над Тартарусом . [ 12 ] [ 13 ] Иногда считалось, что Primal Chaos является истинной основой реальности, особенно философами, такими как Goraclitus .

Космология в ранней Греции

[ редактировать ]

В Гесиода Хаос был первым , теогонии что существует: «Сначала Хаос стал» (или был), [ 14 ] Но затем (возможно, из хаоса) появились Гайя , Тартарус и Эрос (в другом месте название Эрос используется для сына Афродиты ). [ B ] Однозначно «родившимися» из хаоса были Эребус и Никс . [ 15 ] [ 16 ] Для Гесиода хаос, такой как Тартар, хотя и олицетворяемый для рождаемых детей, был также местом, далеко, под землей и «мрачным», за пределами которых жили Титаны ; [ 17 ] И, как и земля, океан и верхний воздух, он также был способен быть затронутым грохотов Зевса. [ 18 ]

Понятие временной бесконечности было знакомо греческому разуму от отдаленной древности в религиозной концепции бессмертия . [ 19 ] Основным объектом первых усилий по объяснению мира оставалось описание его роста с начала. Они верили, что мир возник из первичного единства, и что это вещество было постоянным основанием всего его существа. Анаксимандр утверждает, что происхождение является апейрон (неограниченное количество), божественное и вечное вещество, менее определенное, чем общие элементы ( вода , воздух , огонь и земля ), как они были поняты ранним греческим философам. Все генерируется от Apeiron , и должно вернуться туда в соответствии с необходимостью. [ 20 ] Концепция природы мира заключалась в том, что земля под ее поверхностью простирается на неопределенный срок и имеет свои корни на тартарусе или выше , нижней части подземного мира. [ 21 ] В фразе ксенофана «верхний предел земли граничит с воздухом, около наших ног. Нижний предел достигает« обезьяны »(т.е. неограниченное количество)». [ 21 ] Источники и пределы земли, моря, неба, тартаруса и все вещи расположены в большом ветром, который кажется бесконечным, и является более поздней спецификацией «хаоса». [ 21 ] [ 22 ]

Классическая Греция

[ редактировать ]

В Аристофана комедийных птицах сначала были хаос, ночь, Эребус и Тартар, с ночи, Эрос, и из Эроса и хаоса появились гонка птиц.

Вначале был только хаос, ночь, темный Эребус и глубокий тартар. Земля, воздух и небеса не имели. Во -первых, ночью чернокожих откладывали яйцо без зародыше в груди бесконечных глубин Эребуса, и, после революции долгого возраста, возникла изящные эроса своими блестящими золотыми крыльями, быстро, как вихрь бурты. Он спал в глубоком тартаре с темным хаосом, крылатым, как он сам, и, таким образом, вылупил нашу расу, которая была первой, кто увидел свет. То, что из бессмертных не существовало, пока Эрос не собрал все ингредиенты мира, а также из их неба брака, океана, земли и неувазимой расы благословений богов. Таким образом, наше происхождение намного старше, чем у жителей Олимпа. Мы [птицы] - потомство Эроса; Есть тысяча доказательств, чтобы показать это. У нас есть крылья, и мы оказываем помощь любовникам. Сколько красивых молодых людей, которые поклялись оставаться нечувствительными, открыли свои бедра из -за нашей власти и уступили своим любовникам, когда почти в конце их юности уведо гусь или член. [ 23 ]

В Платона Timaeus чора , основной работе платонической космологии, концепция хаоса находит его эквивалент в греческой выражении Чоры , который интерпретируется, например, как бесформенное пространство ( ) , в котором материальные прослеживания ( iChnê ) элементов являются В неупорядоченном движении (Timaeus 53a - b). Тем не менее, Платоническая Чара не является вариацией атомистической интерпретации происхождения мира, как это ясно показало утверждение Платона о том, что наиболее подходящим определением Чоры является «сосуд всех становления - его стервей, как это было», как это было », как это было», как это было », как это было». (Timaeus 49a), Notabene-сосуд для творческого акта Demiurge, мира. [ 24 ]

Аристотель , в контексте своего исследования концепции пространства в физике, «проблематизирует интерпретацию хаоса Гесиода как« пустота »или« места без чего -либо в нем ». [ 25 ] Аристотель понимает хаос как нечто, которое существует независимо от тел, и без которых не могут существовать заметные тела. Таким образом, «хаос» вводится в рамках явного физического исследования. В настоящее время он в значительной степени перерос мифологическое понимание и, в работе Аристотеля, служит прежде всего, чтобы бросить вызов атомистам, которые утверждают о существовании пустого пространства ». [ 24 ]

Римская традиция

[ редактировать ]

Для Овидида (43 г. до н.э. - 17/18 г. н.э.), в его метаморфозах хаос был не сформированной массой, где все элементы были перемешаны вместе в «бесформенной куче». [ 26 ]

Перед появлением океана и земли - до того, как небо пережили их все -
Лицо природы в обширном пространстве не было ничем, но хаос равномерно отходы.
Это была грубая и неразвитая масса, что ничего не сделано, кроме тяжелого веса;
и все противоречивые элементы смущены, были ли перегружены в бесформенную кучу. [ 27 ]

Согласно Hyginus : «Из тумана ( Калиго ) появился хаос. Из хаоса и тумана пришла ночь ( Nox ), Day ( Dies ), тьма ( Erebus ) и эфир ». [ 28 ] [ C ] Орфическая традиция, по -видимому, имела хаос как сын Хронуса и Ананке . [ 29 ]

Библейская традиция

[ редактировать ]
Хаос от WENCESLAUS HOLLAR (1607–1677).

С тех пор Германн Гункель . 1895 , года как Повествование о создании Бытия . [ 30 ] [ 31 ] Помимо Genesis, другие книги Ветхого Завета, особенно ряд псалмов , некоторые отрывки в Исаии и Иеремии и Книга Иова - актуальны. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]

Один локус фокуса был в отношении термина Бездны / Tohu Wa-Bohu в Бытии 1: 2 . Термин может относиться к состоянию не взволнованного до создания [ 35 ] [ 36 ] или в бесформенное состояние. В книге Бытия Дух Божий движется на лицо водах, вытесняя более раннее состояние вселенной, которое сравнивается с «водянистым хаосом», на котором есть Чошик (что переводится с иврита - тьма/путаница ) [ 19 ] [ 37 ] Некоторые ученые, однако, отвергают связь между библейским творением и представлениями о хаосе от вавилонского и других (таких как китайские) мифы. Основа заключается в том, что сами термины в Бытии 1: 2 не семантически связаны с хаосом, и что весь космос существует в состоянии хаоса в вавилонском, китайском и других мифах, тогда как больше всего этого можно сказать о Земле в Бытие. [ 38 ] Присутствие хаоскампфа в библейской традиции сейчас спорно. [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ]

Septuagint , «расщелину, ущелье не использует χάος в контексте творения, вместо этого используя термин для גיא , пропасть», в Мика 1: 6 и Захарии 14: 4. [ 42 ] Вульгат в , однако, делает χάσμα μέγα или «великий залив» между небесами и адом Хаос Луки 16:26 как Магнум .

Эта модель изначального состояния материи была против отцов церкви со второго века, которые создали творение бывшего Нихило всемогущим Богом . [ 43 ]

Гавайская традиция

[ редактировать ]

В гавайском фольклоре , триада божеств, известных как «ку-кауа-кахи» (он же «фундаментальное высшее единство»), как говорили, существовали до и во время хаоса с тех пор или поставить в гавайских терминах, Май ка-по-май , то есть «со времен ночи, тьмы, хаоса». В конце концов они сломали окружающий По («Ночь»), и свет вошел во вселенную. Затем группа создала три небеса для жилых районов вместе с землей, солнцем, луной, звезд и помощника. [ 44 ]

Гностицизм

[ редактировать ]

Согласно гностику о происхождении мира , Хаос не был первым, что существует. природа бессмертных эйонов Когда была завершена , София желала чего -то вроде света, который впервые существовал, чтобы возникнуть. Ее желание появляется как сходство с непостижимым величием, которое охватывает небесную вселенную, уменьшая его внутреннюю тьму, в то время как тень появляется снаружи, что вызывает сформированный хаос. Из хаоса все божество, включая Демиурге, рождается. [ 45 ]

Алхимия и герметизм

[ редактировать ]
Магнум Хаос , Деревянный Внедорог Джована Франческо Капоферри в базилике Санта-Мария Маггиоре в Бергамо , основанный на дизайне Лоренцо Лото лото

Греко-римская традиция Prima Materia космогонию 5-го и 6-го века , в частности, включала орфическую , была объединена с библейскими представлениями ( Tehom ) в христианстве и унаследована магией алхимией и эпохи Возрождения . [ Цитация необходима ]

Космическое яйцо орфизма было принято в качестве сырья для алхимического магнитного опуса в ранней греческой алхимии. Первый этап процесса производства философского камня , т.е., Нигредо , был идентифицирован с хаосом. Из -за связи с повествованием о создании Бытия «Дух Божий двинулся на лицо вода» (Быт. 1: 2), Хаос был дополнительно идентифицирован с классическим элементом воды , где .

Рамон Ллулл (1232–1315) написал либеровский хаос , в котором он идентифицирует хаос как первичную форму или материю, созданную Богом. Швейцарский алхимик Paracelsus (1493–1541) использует хаос синонимически с «классическим элементом» (потому что первобытный хаос представляется как бесформенное заток всех элементов). Таким образом, Paracelsus идентифицирует Землю как «хаос гноми » , то есть элемент гномов , через которые эти духи движутся необоснованными, как и рыба через воду, или птиц через воздух. [ 46 ] Алхимический трактат Генриха Хунрата , напечатанный во Франкфурте в 1708 году, был назван хаосом . [ 47 ] Вступление 1708 года гласит, что трактат был написан в 1597 году в Магдебурге, на 23 -м году практики алхимии автора. [ 48 ] Трактат направлен на то, чтобы процитировать Парацельс на тот момент, когда «свет души, по воле Триединого Бога, заставил все земные вещи появляться из первичного хаоса». [ 49 ] Мартин Руланд младший , в своем лексиконе 1612 года «Алхимия» , говорится, что «грубая смесь материи или другое название для Материи Прима - это хаос , как в начале».

Термин «газ в химии» был придуман голландским химиком Яном баптистом Ван Хельмонтом в 17 веке непосредственно на основе парацельсийского понятия хаоса. G происходит из в газе -за голландского произношения этого письма в качестве спиратора , также используемого для произношения греческого χ . [ 50 ]

Современное использование

[ редактировать ]

Термин «хаос» был принят в современных сравнительных мифологии и религиозных исследованиях как ссылка на изначальное государство перед созданием, строго сочетая два отдельных представления о изначальных водах или изначальной темноте, из которой возникает новый порядок и изначальное состояние как объединение противополом, такие как небеса и земля, которые должны быть разделены божеством Создателя в акте космогонии . [ 51 ] В обоих случаях хаос, относящийся к понятию изначального состояния, содержит космос в потенции, но должен быть сформирован демиргом, прежде чем мир сможет начать свое существование.

Использование хаоса в полученном смысле «полного расстройства или путаницы» впервые появляется в элизабетском раннем современном английском , изначально подразумевая сатирическое преувеличение. [ 52 ] « Хаос » в четко определенном смысле хаотической сложной системы , в свою очередь, получен из этого использования.

Смотрите также

[ редактировать ]
  • Абзу - первобытное море в мезопотамской мифологии
  • Ginnungagap - изначальная пустота, упомянутая в Gylfaginning
  • Греческие изначальные божества - первое поколение божеств в греческой мифологии
  • Hundun - изначальный и центральный хаос в китайской космогонии
  • NU - древняя египетская персонификация изначальной водянистой пропасти
  • Шиня и Шинята в индуистских и буддийских религиях
  • Тиамат - изначальная богиня древней вавилонской религии
  • Tohu Va Bohu - в повествовании о создании Genesis, состояние Земли непосредственно перед
  • Пустота - философская концепция небытия и пустоты

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Запад 1966 , с. 192 Строка 116, χάος , «Лучше всего переведена пропасть»; Английская пропасть -это кредит от греческого χάσμα , который распознается корнем с χάος. Большинство 2006 , с. 13, переводит χάος как «пропасть», и примечания: (n. 7): «обычно переводится как« хаос »; но это предполагает нам, вводящая в заблуждение, беспорядочный беспорядок, тогда как термин Гесиода указывает вместо этого разрыв или открытие» Полем
  2. ^ Согласно Gantz 1996 , с. 4–5: «Что касается всех трех из этих цифр - Gaia, Tartaros и Eros - мы должны отметить, что Гесиод не говорит, что они возникли из (в отличие от после ) хаоса, хотя это часто предполагается ». Например, Morford & Lenardon 2007 , p. 57, заставляет этих трех потомков хаоса, говоря, что они «предположительно вышли из хаоса, так же, как Гесиод на самом деле утверждает, что« из хаоса »появился Эребус и Темная ночь». Tripp 1970 , p. 159, просто говорит, что Гайя, Тартар и Эрос вышли из хаоса или вместе с ним » . Caldwell 1987 , с. 33, н. 116–122, однако, интерпретирует Гесиод, говоря, что хаос, Гайя, Тартарус и Эрос, все «спонтанно генерируются без источника или причины». Более поздние писатели обычно делают Эроса сыном Афродиты и Ареса , хотя также даются несколько других патронов.
  3. ^ Bremmer 2008 , p. п. 5 переводит Калиго как «тьму»; По его словам:
    «Гигин ... начал свою мубулу со странной мешанины греческих и римских космогов и ранних генеалогий. Это начинается следующим образом:
    Из хаоса тумана. Хаос и темный вечер, Эребус Эфир . - (Предисловие 1)
    Его генеалогия выглядит как происхождение от Гесиода, но она начинается с неидиодического и не-римского калиго , «тьмы». Темнота, вероятно, произошла в космогонической стихотворениях Алкмана, но кажется справедливым, что это не было заметным в греческих космогонах ».
  1. ^ Jump up to: а беременный Tsumura 2022 , с.
  2. ^ Rsp beekes , этимологический словарь греческого , Brill, 2009, с. 1614 и 1616–7.
  3. ^ "Хаос" . Онлайн этимологический словарь .
  4. ^ Лиделл-Скотт, грек-английский хаос
  5. ^ Kirk, Raven & Schofield 2003 , p. 57
  6. ^ Jump up to: а беременный Tsumura 2022 , с.
  7. ^ Wyatt 2022 , с. 244
  8. ^ Tsumura 2022 , с.
  9. ^ Цумура 2022 , с.
  10. ^ Уайетт, Николас (2001-12-01). Пространство и время в религиозной жизни Ближнего Востока . A & C Black. С. 210–211. ISBN  978-0-567-04942-1 .
  11. ^ Мортон, Ричард Ф. младший (2001). «Гесиод в качестве предшественника прекратических философов: виглинский взгляд» . Университет штата Луизиана. Архивировано из оригинала 2008-12-11 . Получено 2008-12-04 .
  12. ^ К 1996 , с. 3
  13. ^ Гесиод . Теогония . 813–814 , 700 , 740 - через Персей, Университет Тафтса .
  14. ^ Ганц 1996 , с. 3 говорит: «Греческий позволит оба».
  15. ^ FAT 1996 , с. 4-5.
  16. ^ Гесиод . Теогония . 123 - Через Ювенал, Университет Тафтса .
  17. ^ Гесиод . Теогония . 814 - Через Персий, Университет Тафтса . И кроме того, вдали от всех богов, живит титанов, за пределами мрачного хаоса
  18. ^ Гесиод . Теогония . 740 - через Персей, Университет Тафтса .
  19. ^ Jump up to: а беременный Гатри, WKC (2000). История греческой философии: том 1, более ранние прекратики и пифагорейцы . Издательство Кембриджского университета. с. 59, 60, 83. ISBN  978-0-521-29420-1 Полем Архивировано из оригинала 2014-01-03.
  20. ^ Nilsson, Vol.i, p.743 [ Полная цитата необходима ] ; Гатри 1952 , с. 87
  21. ^ Jump up to: а беременный в Kirk, Raven & Schofield 2003 , с. 9, 10, 20.
  22. ^ Гесиод . Теогония . 740–765 - через Персей, Университет Тафтса .
  23. ^ Aristophanes 1938 , 693–699 ; Morford & Lenardon 2007 , с. 57–58. Caldwell 1987 , p. 2, описывает эту декорированную птичьей теогонию как «комедийную пародию».
  24. ^ Jump up to: а беременный Лобенхофер 2020 .
  25. ^ Аристотель . Физика . IV 1 208B27–209A2 [...]
  26. ^ Овидий . Метаморфозы . 1,5 фр. - через Персей, Университет Тафтса .
  27. ^ Ovid & больше 1922 , 1.5ff .
  28. ^ Юлиус Хиджинус . Легенды . Перевод Смита; Трзаскама. Предисловие .
  29. ^ Ogden 2013 , с. 36–37.
  30. ^ Tsumura 2022 , с.
  31. ^ H. Gunkel, Genesis , Hkat I.1, Göttingen,
  32. ^ Микаэла Баукс, Хаос / Чаоскампф , Вибилекс - Библуксикон (2006).
  33. ^ Микаэла Баукс, мир в начале. Об отношениях между миром и мировым развитием в генерале 1 и в древней восточной литературе (Wmant 74), Neukirchen-Vluyn, 1997.
  34. ^ Микаэла Баукс, « Хаос » как метафора для угрозы мирового порядка », в: В: Б. Джановски / Б. Эго, библейский мировоззрение и его старый восточный контекст (Fat 32), Tübingen, 2001, 431– 464.
  35. ^ Цумура Д., Создание и разрушение. Переоценка теории Хаоскампфа в Ветхом Завете , Winona Lake/In, 1989, 2 -е изд. 2005, ISBN   978-1-57506-106-1 .
  36. ^ C. Westermann, Genesis, глава 1–11 , (Bkat I/1), Neukirchen-Vluyn, 1974, 3-е изд.
  37. ^ Бытие 1: 2, английский перевод ( новая международная версия ) (2011): Biblegateway.com Biblica Incorporation
  38. ^ Цумура 2022 , с.
  39. ^ Уотсон 2005 .
  40. ^ Tsumura 2020 .
  41. ^ Tsumura 2022 .
  42. ^ «Лексикон :: Стронг H1516 - Гей » . www.blueletterbible.org .
  43. ^ Герхард может, творение из ничего. Создание преподавания Creatio ex nihilo , AKG 48, Berlin / New York, 1978, 151f.
  44. ^ Трам, Томас (1907). Гавайские народные сказки . AC McClurg . п. 15
  45. ^ Марвин Мейер ; Уиллис Барнстоун (2009). «О происхождении мира». Гностическая Библия . Шамбала . Получено 2021-10-14 .
  46. ^ Нимфы и т. Д. WKS. 1658 2. 391 [ Полная цитата необходима ]
  47. ^ Хунрат, Генрих (1708). Из Hyleal, то есть католического или общего природного хаоса природных химических алхимистов и алхимистов: Confessio .
  48. ^ Szulakowska 2000 , p. 79
  49. ^ Хаб 2000 Porps 2000 с. 91, 17 Рупе 170 , 68
  50. ^ «Сердечный его газ, который я призвал, недалеко от хаоса ранней конфиденциальности». Sunrise Medicine Ed. 1652, с. 59a, цитируется после Оксфордского английского словаря .
  51. ^ Mircea Eliade , статья «Хаос» в религии в истории и настоящем , 3 -е изд. 1, Тюбинген, 1957, 1640f.
  52. ^ Стивен Госсон , насилие, содержит Plesaunt Inuectiue против поэтов, пайперс, плайеры, iesters и подобных Caterpillers of the Commonwelth (1579), с. 53 (цитируется после Оэда ): «Они делают свои объемы не лучше, чем [...] огромный хаос расстройства Фуля».

Работы цитируются

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Аристофан (1907). Холл, FW; Geldart, Wm (Eds.). Аристофан Comoediae (по -гречески). Тол. 2. Oxford: Clarendon Press - Via Perseus Digital Library.
  • Клиффорд, Ричард Дж. (Апрель 2007 г.). «Обзор книги: создание и разрушение: переоценка теории Хаоскампфа в Ветхом Завете». Католический библейский квартал . 69 (2). JSTOR   43725990 .
  • День, Джон (1985). Божий конфликт с драконом и морем: эхо мифа ханаанита в Ветхом Завете . Кембриджские восточные публикации. ISBN  978-0-521-25600-1 .
  • Гесиод (1914). "Теогония". Гомеровские гимны и гомерика (на английском и греческом). Перевод Evelyn-White, Hugh G. Cambridge, MA: издательство Гарвардского университета-через цифровую библиотеку Perseus. Греческий текст доступен с того же сайта .
  • Hyginus . Грант, Мэри (ред.). Fabulae из мифов Гигина . Перевод Гранта, Мэри. Университет Канзасского университета в области гуманистических исследований - через Topos Text Project.
  • Jaeger, Werner (1952). Богословие ранних греческих философов: лекции Гиффорда 1936 года . Оксфорд: Clarendon Press. OCLC   891905501 .
  • Миллер, Роберт Д. (2014). «Отслеживание дракона через древний Ближний Восток». Archiv Orientální . 82 : 225–45.
  • Publius Ovidius Naso (1892). Магнус, Хьюго (ред.). Метаморфозы (на латыни). Гота, Германия: Фридр. Андр. Perthes - через цифровую библиотеку Персея.
  • Смит, Уильям (1873). "Хаос" . Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Лондон - через цифровую библиотеку Персей. {{cite book}}: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка )
  • Уайетт, Ник (2005) [1998]. «Оружие и король: самые ранние намеки на мотив Хаоскампфа и их последствия для интерпретации угаритовых и библейских традиций». Там такая божественность, что заканчивается королем: избранные очерки Николаса Уайетта по королевской идеологии в угаритной и Ветхой литературе . Общество для изучения Ветхого Завета Монографии, Ashgate Publishing. С. 151–190. ISBN  978-0-7546-5330-1 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0c255b9bc75a5ccefc41a82bd17dc9cc__1726634880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0c/cc/0c255b9bc75a5ccefc41a82bd17dc9cc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chaos (cosmogony) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)