Насир Хусрау
Насир Хусрау | |
---|---|
![]() Воображаемое изображение Насира Хусроу на почтовой марке, выпущенной Таджикистаном в 2003 году | |
Заголовок | Доказательство ( ḥujja ) из Хурасана |
Личный | |
Рожденный | 1004 |
Умер | 1072–1088 |
Место отдыха | Гробница Насира Хусрау Балки, Балх , Афганистан |
Религия | Ши ' -ислам Исмы |
Примечательная работа (ы) | Путешествие Диван |
Старшие публикации | |
Учитель | Аль-Муайяд Фи'Л-дин аль-Ширази |
Под влиянием | |
Под влиянием |
Часть серии об исламе Исмаализм |
---|
![]() |
![]() |
Насир Хусрау ( персидский : ناصرخسرو ; 1004 - между 1072–1088) был поэтом Ишмаили , философа, путешественника и миссионера ( да'и ) для Исмаили Фатимид .
Несмотря на то, что он является одним из самых выдающихся философов Ислаили и богословов Фатимидов и автора многих философских работ, предназначенных только для внутреннего круга общины Исмаили, Насир наиболее известен широкой публике как поэт и писатель Скуренно поддержал свой родной персидский язык как художественный и научный язык. Все философские работы Насира в персидском языке находятся на персидском языке, редкость в литературе фатамидов Исмаили, в которой в основном использовались арабский язык .
Насир был ключевой фигурой в распространении Исмаилизма в Центральной Азии . Он с большим почтением под названием «Пир» или «Шах Сайид Насир» общины Исмаили из Бадахшана (разделение между Афганистаном и Таджикистаном ) и их ветвями в северном Пакистане , которые считают его его основателем.
Имя
[ редактировать ]Полное имя Насира Хусрау было Абу Му'ин Хамид аль-Дин Насир ибн Хусрау ибн Харит аль-Кубадияни аль-Марвази, о котором он обычно ссылается в своих прозаических философских работах. [ 1 ] В своей книге «Саварнама » он в основном называет себя «Насиром», и в своей поэзии он в основном использует имени ручки «Худжат», название, означающее «доказательство», которое он получил Миссионерской организацией Исмаили в Каире . [ 2 ] [ 3 ] В своей поэзии он также иногда использует имена «Насир» и «Хусрау», последнее - персидское имя, которое, по словам историка доктора С. Алисы Хансбергер », безусловно, станет точкой гордости этим защитнику персидской культуры и язык. " [ 2 ] Его имя также транслитерируется как Насир-и Хусроу [ 3 ] и-сэм Хосров. [ 4 ]
Жизнь
[ редактировать ]Насир является предметом многих рассказов, в том числе поддельной автобиографии, которая носит его имя и передавалась между Исмаилисом и неисмайлисом на протяжении многих веков. Писания Насира, которые все еще существуют, предлагают проницательную информацию о его жизни и философии. Тем не менее, кажется, что большинство этих рукописей были подвергнуты цензуре, чтобы удалить любые ссылки на исмаилизм антагонистическими суннитскими писцами. Родной персидский, [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Насир был из семьи государственных бюрократов и землевладельцев. [ 8 ] [ 9 ] Скорее всего, он придерживался двенадцатилетней формы ислама до своего обращения в Исмаилизм. [ 3 ] Он родился в 1004 году в Кубадияне , районе города Балх , который был частью провинции Марв в регионе Хурасан . [ 8 ] Затем область контролировалась газнавидами , культурно персимизированной династией тюркского рабского происхождения. [ 10 ] [ 11 ]
Насир предположительно начал свою карьеру в качестве писца, прежде чем переехать в город Марв, чтобы работать финансовым администратором. Ему разрешили въезжать в суд в Балхе до 1040 года, когда Хурасан был завоеван сельджуками . [ 8 ] Он сохранил свой офис под сельджуками, [ 8 ] чей соучредитель Чагри Бег правил Хурасан. [ 12 ] Примерно в возрасте 41 года Насир претерпел огромные и внезапные изменения в своей духовности, что резко изменило направление его жизни. По словам Насира, инцидент имел характеристики мечты. [ 8 ] Впоследствии он ушел из своего офиса и обратился в Исмаилизм. [ 3 ]
В декабре 1045 года Насир принял решение отправиться в длительное путешествие с конечной целью совершения паломничества в Мекку . В марте 1046 года вместе со своим братом Абу Саидом и индийским сопровождающим он начал свое путешествие, которое впервые закончится через почти семь лет. [ 8 ] Из Хурасана он путешествовал на запад, проходя через северный и западный Иран, Армения и Малую Азию . Затем он спустился в Сирию , Палестину , а затем Аравию , где совершил свое паломничество. [ 8 ] [ 13 ] В августе 1047 года он отправился в Каир в Египте , [ 8 ] который послужил столицей Халифата Ишмаили Фатимида . [ 3 ]
Халифат Фатимида был первым и последним значительным синионом шиитов до появления династии Сефавидов Ирана в 1501 году, которая объявила двенадцать шиитов своей официальной религией. [ 14 ] Большинство других правительственных баз власти были в подавляющем большинстве суннитов, включая правителей газнавида и сельджука, которые продемонстрировали свою поддержку Аббасид Халиф в Багдаде, приложив решительные усилия, чтобы положить конец деятельности Исмаили, особенно миссионеров Ишмаили, действующих Под фатимидским халифом. [ 15 ] В Каире Насир учили учениям, закону и администрации Исмаили. [ 14 ] Он встретил Аль-Муайяд Фи'л-Дин Аль-Ширази (умер в 1087 году), ученого из Исмаили из Шираз на юго-западе Ирана, который также недавно прибыл в Каир. [ 3 ] [ 16 ] Он стал учителем Насира, инструктируя его в загадочных концепциях и философии Исмаили. [ 3 ]
Насир был поднят на должность Дейи «миссионера» и назначен Худжатом -и-Хорасаном , хотя враждебность, с которой он столкнулся в распространении этих новых религиозных идей после его возвращения в Большой Хорасан в 1052 году и фанатизм Саннита принудил его к Последний, чтобы бежать. После того, как он бродил с места на место, он нашел убежище в Ямгане (около 1060 г. н.э.) в горах Бадахшан , где он провел в качестве отшельника в последние десятилетия своей жизни, собирая значительное количество преданных приверженцев, которые передали его учения для последующих поколений. [ 17 ]
Насир-и Хусрау объяснил, что благодаря откровению ( Танзил ) интеллектуальные вопросы были преобразованы в состояние, которое могло понимать человечеством. Эзотерическая интерпретация ( Ta'wil ) необходима, чтобы вернуть их в их первоначальное интеллектуальное состояние. Он также сказал, что не следует удовлетворить экзотерическую форму, но ищите человека, который может объяснить им первоначальный эзотерический смысл. Сказав это, он намекал на имам того времени . [ 18 ]
Он умер в Ямагане в современном северном Афганистане. [ 19 ] Он был похоронен в небольшом мавзолее на небольшом холме в современной деревне Хадрат-и Сайид (также называемый Хадрат-и-Саид), на восточной стороне долины Кокша в современном Афганистане . [ 20 ] [ 21 ] Согласно гравированной надписи на структуре, она была отремонтирована в 1697 году. [ 20 ]
Работа
[ редактировать ]- Саварнама ( Персидский : путешествие )
Саварнама (Книга путешествий) - его самая известная работа. Он посетил десятки городов примерно за семь лет (6 марта 1046 г. - 23 октября 1052 г.) и написал о них всесторонне, в том числе подробности о колледжах, каравансейсе, мечетях, ученых, королях, общественности, населении, области городов. и, конечно, его интересные воспоминания. Через 1000 лет его Саварнама все еще читается для персидских людей.
- Диван ( персидский : диван )
Среди других его работ большинство лирических стихов в его Диване были составлены в его отставке, и их главные темы-это восторженная похвала Али , его потомков и аль-Мустансанса, в частности, наряду со страстными ростами против Хорасана и его правителей, который изгнал его из дома. Это также исследует его огромное удовлетворение тихой одиночеством Ямгана, и его полное уныние снова увидев себя, презираемого его бывшими сотрудниками и исключенным из участия в славном соревнованиях жизни. Разбросанный по всем этим чередующимся вспышкам надежды и отчаяния, есть уроки морали и торжественные предупреждения против трюков и перспектив мира, тщеславие всего земного великолепия и величия, глупости и несправедливости людей, а также лицемерия, легкомыслие и порочность модного общества и в частности княжеских судов. [ 17 ]
- Gushayish Va Rahayish ( Персидский : открытие и выпуск )
Другая работа Насира Хусрау - персидская философская работа «Гушайиш ва -Рахайиш», которая была переведена на английский язык Ф.М. Хунзай под названием: «Знание и освобождение». В работе обсуждаются создание, вопросы, связанные с душой, эпистемологией и исламскими учениями Исмаили. С лингвистической точки зрения, работа является примером раннего философского письма на новом персидском языке.
Это тот же напряжение, которое проходит, хотя и в несколько более низком ключе, через его два больших маснависа , Rawshana-i-nama ( персидский : روشنایینامه ) (или книга просветления, также известная как Шиш Фасл ) и саадатнама (Книга Фелисити). Первый делится на два раздела: первый, метафизический характер , содержит своего рода практическую космографию , в основном основанную на теориях Авиценны , но часто смешивается как с более свободными спекуляциями об хорошо известном философском братстве , Басры , Ихван аль-Сафа , и чисто шиитские или Исмаили Идеи; Вторая, или этическая часть стихотворения, изобилует моральными максимами и гениальными мыслями о хороших и плохих качествах человека, о необходимости избежать компании дураков и друзей с двойным лицом, на обманчивых смещениях мира и тайных заканчиваниях амбициозных людей, жаждущих звания и богатства. Это заканчивается воображаемым видением прекрасного произведения духов, которые лишены краев земных забот и печали и наслаждаются чистым светом божественной мудрости и любви. [ 17 ]
Если мы сравним это с аналогичной аллегорией Насира в Диване , которая завершается похвалой Мустансанса, мы достаточно имеем право рассматривать его как скрытое намек на выдающихся людей, которые раскрыли поэту в Каире Секреты Исмаили Вера и показал ему то, что он считал небесной лестницей для превосходного знания и духовного блаженства. [ 17 ]
Подобная серия превосходных учений о практической мудрости и благословения добродетельной жизни, только более сурового и бескомпромиссного характера, содержится в Саадатнаме ; И, судя по крайней горечке тона, проявляемой в упреках королей и эмиров, мы должны быть склонны считать это протестом против мерзких претензий, выброшенных на моральное и религиозное отношение Насира во время тех преследований, которые в конце концов привели его к Юмгану. [ 17 ]
Из всех других произведений автора, Заад-Аль-Мусафирин (или путешествия паломников) и вадж-и-дин (или лицо религии) являются теоретическими описаниями его религиозных и философских принципов; Остальные из них могут быть отклонены как, вероятно, столь же апокрифическая , как знаменитая автобиография Насира (найденная в нескольких персидских тадхкирах или биографиях поэтов), просто подделка наиболее экстравагантного описания, которое в основном отвечает за путаницу в именах и датах в Старые отчеты нашего автора. [ 17 ]
- Wajh-i Din ( персидская : религия )
Насир Хусрау объясняет духовную интерпретацию традиции шестидневного творения физической вселенной. Он пишет о том, как история творения является символическим объяснением того, что произошло, когда Бог создал вселенную. В буквальном интерпретации это то, что люди делают на основе пределов их интеллектов. В Священных Писаниях, когда в нем говорится, что Бог начал работу по созданию мира в воскресенье, завершил его в пятницу, а затем отдыхал в субботу, это не буквальный рассказ, скорее символический. [ 22 ]
Когда пророки поделились историей о шестидневном создании физической вселенной, люди предназначались для того, чтобы люди поняли, что Бог говорил, что шесть пророков придут в этот мир и приказали людям работать. Когда наступил седьмой день, Бог не будет командовать таким образом, а скорее вознаградит их за их тяжелую работу. [ 22 ]
- Книга по математике ( Персидский : Виноград быстрого аккаунта и аккаунта )
Насир Хусрау написал книгу по математике, которая теперь потеряна. В своей другой работе он заявляет, что он может: не найти одного ученого во всех всех странах Хорасана и Восточных, таких как я [кто] мог бороться с решением этих проблем . Но он почувствовал, что его ответственность взять на себя задачу для читателей, он никогда не увидит: «Те, кто еще впереди, еще предстоящее время»
- Jamiʿ al hikmatayn ( персидский : всеобъемлющий аль -хакимин )
Наследие и оценка
[ редактировать ]Несмотря на то, что он является одним из самых выдающихся философов Ислаили и богословов эпохи Фатимида и писателя многих философских работ, предназначенных только для внутреннего круга общины Исмаили, Насир наиболее известен широкой публике как поэт и писатель который горячо поддерживал персидский язык как художественный и научный язык. Все философские работы Насира в персидском языке находятся на персидском языке, редкость в литературе фатамидов Исмаили, в которой в основном использовались арабский язык. [ 3 ]
Насир был ключевой фигурой в распространении Исмаилизма в Центральной Азии . Он с большим почтением под названием «Пир» или «Шах Сайид Насир» общины Исмаили из Бадахшана (разделение между Афганистаном и Таджикистаном ) и их ветвями в северном Пакистане , которые считают его его основателем. [ 23 ] Преданные, которые посещают мавзолей Насира Хусрау, также называют его другими именами, кроме «Насир Хусрау», таких как Шах (Кинг), Шах-и Бузузургвар (великий царь), Мавл (Страж), Шид-Я Юмган (Солнце Ямгана), и и и Уваб-и Ямган (Орел Ямган). Последний относится к одному из стихов Насира Хусрау, написанного для предложения морального совета; Повествование, основанное на древней басне, описывает орла, кругущего в небе, «полной эгоистичной гордости», прежде чем его принес на землю стрел с орлиными перьями, сшитыми в его флетт. Последние строки стихотворения передают урок, который стал известным высказыванием среди носителей персидского языка; AZ MAST KI BAR MAST («То, что исходит от нас, возвращается к нам»), что означает, что люди обладают самой характерной, которая будет определять как их успех, так и неудачу. [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Hunsberger 2003 , с. 3–4.
- ^ Jump up to: а беременный Hunsberger 2003 , p. 4
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Де Смет 2021 .
- ^ Пассажир 2021 , с. 167
- ^ Nanji, Azim (2012-04-24), "Nāṣir-i k̲husraw" , Энциклопедия Ислама, второе издание , Брилл , извлеченным 2023-09-03 ,
Нашир-и-Кесхусрау, чье полное имя было Абу Мусин Нашр Б. K̲h̲usraw б. Ḥārit̲h̲ al-ḳubād̲h̲iyānī, персидский поэт и писатель-проза, известный путешественник, а также философ и даиги имаили [QV].
- ^ "Нашир-и Хусрау" . Цифровой пуль . 2020-01-25 . Получено 2023-09-03 .
Нашир-и Хусрау был персидским ученым, поэтом, путешественником и миссионером для движения Имаили Шиши, которому широко приписывают создание общины Исмаили в Бадахшане.
- ^ «Насир Хусрау, Рубин Бадахшан: портрет персидского поэта, путешественника и философа | Колумбийская ассоциация выпускников» . www.alumni.columbia.edu . Получено 2023-09-03 .
Насир Хусрау, Рубин Бадахшан: портрет персидского поэта, путешественника и философа
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Регистр 2007 , с. 205.
- ^ Hunsberger 2003 , p. 3
- ^ Bosworth 1988 , с. 587–596.
- ^ Bosworth 2001 , с. 578–583.
- ^ Босворт 1990 , с. 617–618.
- ^ Дабаши 2012 , с. 122
- ^ Jump up to: а беременный Hunsberger 2003 , p. 6
- ^ Hunsberger 2003 , p. 7
- ^ Кутбуддин 2020 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон общественном доступе : Эте, Карл Германн (1911). " Насир Хосрау ". В Чисхолме, Хью (ред.). Encyclopædia Britannica . Тол. 19 (11 -е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 248 Одно или несколько предыдущих предложений включает текст из публикации, который сейчас в
- ^ Вирани, Шафик (2019). «Иерогистория в основе символической интерпретации Каги л-нун (Асас аль-Тайвил): Рождение Иисуса» . Исследования в области исламской историографии : 147–169. doi : 10.1163/97890044415294_007 . ISBN 9789004415294 Полем S2CID 214047322 .
- ^ Ludwig W. Adamec (2009), Исторический словарь Ислама , с.237. Пресс чучела. ISBN 0810861615 .
- ^ Jump up to: а беременный Регистр 2007 , с. 207
- ^ Schadl 2009 , p. 64
- ^ Jump up to: а беременный Вирани, Шафик (январь 2005 г.). «Дни творения в мысли о Насире Хусрау» . Насир Хусрау: Вчера, сегодня, завтра .
- ^ Ссылки 2017 , с. 122
- ^ Schadl 2009 , p. 77
Источники
[ редактировать ]- Bosworth, CE (1988). «Balḵ II. От арабского завоевания до монголов». Полем В Яршатере, Эсан (ред.). Энциклопдийская Ираника, том III/6: Башитиари Племя II - Банана . Лондон и Нью -Йорк: Routledge & Kegan Paul. С. 587–596. ISBN 978-0-71009-118-5 .
- Bosworth, CE (1990). "Чишри, просив давуд " В Яршатере, Эсан (ред.). Энциклопдия Ираника, том IV/6: Похороны II -календары II Лондон и Нью -Йорк: Routledge & Kegan Paul. Стр. 617–6 ISBN 978-0-71009-129-1 .
- Bosworth, CE (2001). "Газнавиды " В Яршатере, Эсан (ред.). Encyclopædia Iranica, том X/6: Германия VI -Ginrosros . Лондон и Нью -Йорк: Routledge & Kegan Paul. Стр. 578–5 ISBN 978-0-933273-55-9 .
- Дабаши, Хамид (2012). Шиизм: религия протеста . Гарвардский университет издательство. ISBN 978-0674049451 .
- Daftary, Farhad (2004). Исмайлиская литература: библиография источников и исследований . Лондон и Нью -Йорк: IB Tauris. ISBN 978-0-8577-1386-5 .
- Дафтари, Фархад (2007). Ismāʿı̄lı̄s: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Дафтари, Фархад (2017). История Исмаили и интеллектуальные традиции . Routledge. ISBN 978-1-138-28810-2 .
- Гулд, Ребекка Рут (2022). Персидское тюремное стихотворение . Эдинбургский университет издательство. ISBN 978-1474484015 .
- Хунсбергер, доктор С. Алиса (2003). «Насир Хусрау: портрет персидского поэта, путешественника и философа» (PDF) . Институт исследований Исмаилина : 1–14.
- Mahamid, H. (2017). «Преступления против миссионеров Ишмаили в Центральной Азии: случай Назера Хосров». Журнал персидских исследований . 10 (1). Брилл : 57–72. doi : 10.1163/18747167-12341307 .
- Кутбуддин, Татер (2020). «Аль-Мухахаяд аль-Ширир» . Во флоте, Кейт; Крамер, Гудрурон ; Матринге, Денис; За исключением Джона; Роусон, Эверетт (ред.). Ислам . Брилл онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Шадл, Маркус (2009). «Храм Насир Хусро: заключен в тюрьму глубоко в долине Ямган». Мукарнас онлайн . 26 (1). Брилл : 63–93. doi : 10.1163/22118993_02601004 .
- де Смет, Даниэль (2021). "Нашари-и Хусрау " Во флоте, Кейт; Крамер, Гудрурон ; Матринге, Денис; За исключением Джона; Роусон, Эверетт (ред.). Ислам . Брилл онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Утас, Бо (2021). Персидская проза: история персидской литературы, том v . Ib tauris. ISBN 978-1845119065 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Peacock, ACS (2015). Великая Империя Сельджук . Эдинбургский университет издательство. ISBN 978-0-7486-3826-0 .
- 11-го века персидских поэтов
- Иранские философы 11-го века
- Исламские философы
- Трансанские исламские ученые
- Люди 11-го века из халифата Фатимида
- 1004 Рождения
- 1088 Смерть
- Люди из региона Хатлона
- Иранские исмаилиты
- Путешествия Средневекового Исламского мира
- 11-го века персидж-писатели
- Исмайлиская литература
- Иранские ученые 11-го века
- География Палестины (регион)
- Священные путешественники
- Иранские географы 11-го века
- Ученые персидской литературы
- Исследователи 11-го века
- Средневековые географы