Уся
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2013 г. ) |
Часть серии о |
Китайские боевые искусства (ушу) |
---|
![]() |
Уся | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | боевые искусства | ||
Упрощенный китайский | боевые искусства | ||
|
Уся ( 武俠 [ù.ɕjǎ] , буквально «боевые искусства и рыцарство») — жанр китайской художественной литературы, повествующий о приключениях мастеров боевых искусств в древнем Китае. Хотя уся традиционно является формой исторической фэнтезийной литературы, ее популярность привела к тому, что ее стали адаптировать для таких разнообразных форм искусства, как китайская опера , маньхуа , телевизионные драмы, фильмы и видеоигры. Он является частью популярной культуры во многих китайскоязычных сообществах по всему миру. По словам гонконгского кинорежиссера, продюсера и сценариста Ронни Ю , фильмы об уся не следует путать с фильмами о боевых искусствах . [ 1 ]
Слово « wǔxiá » представляет собой сложное слово, состоящее из элементов wǔ ( 武 , буквально «боевой», «военный» или «вооруженный») и xiá ( 俠 , буквально «рыцарский», « линчеватель » или «герой»). Мастера боевых искусств, который следует кодексу ся, часто называют сяке ( 俠客 , буквально «последователь ся ») или юусиа ( 遊俠 , буквально «странствующий ся »). В некоторых переводах мастера боевых искусств называют цзянся ( 劍俠 ) или цзянкэ ( 劍客 ), оба из которых можно интерпретировать как «фехтовальщика» или «фехтовальщика», даже если они не обязательно владеют мечом.
Герои художественной литературы уся обычно не служат лорду, не обладают военной силой и не принадлежат к аристократическому классу. Они часто происходят из низших социальных классов древнего китайского общества. кодекс Рыцарский обычно требует, чтобы герои уся исправляли и исправляли ошибки, боролись за праведность, устраняли угнетателей и приносили возмездие за прошлые проступки. Китайские традиции ся можно сравнить с боевыми кодексами других культур, такими как японский самурай бусидо .
История
[ редактировать ]Более ранние прецеденты
[ редактировать ]Несмотря на то, что термин «уся» как название жанра появился недавно, истории о ся датируются более чем 2000 лет назад. Истории уся берут свое начало в некоторых ранних сказках о юся , датируемых 300–200 гг. до н.э. Философ легалист - Хань Фэй пренебрежительно отзывался о юся в своей книге « Хан Фэйцзы» в главе «О пяти классах «личинок»» о пяти социальных классах в период весны и осени . [ 2 ] Некоторые известные истории включают Чжуань Чжу убийство короля Ву Ляо и, в первую очередь, покушение Цзин Кэ на жизнь короля Цинь (который позже стал Цинь Шихуанди ). В 86-м томе « Записок великого историка» ( Ши Цзи ) Сыма Цянь упомянул пять выдающихся убийц – Цао Мо , Чжуань Чжу , Ю Ран , Не Чжэн и Цзин Кэ – в период Воюющих царств , которые брали на себя задачи по проведению политических убийств аристократы и дворяне. [ 3 ] : 17–19 [ 4 ] Эти убийцы были известны как cike (刺客; буквально «нанесение ножевых ранений гостям»). Обычно они оказывали свою лояльность и услуги феодалам и дворянам в обмен на такие награды, как богатство и женщины. В 124 томе « Ши Цзи» Сыма Цянь подробно описал некоторые эмбриональные особенности культуры ся своего периода. Эти популярные явления также были задокументированы в других исторических записях, таких как « Книга Хань» и «Книга Поздней Хань» .
Истории Сяке стали поворотным моментом в династии Тан (618–907) и вернулись в форме чуаньци (傳奇; буквально «легендарные сказки»). Истории той эпохи, такие как Не Иньнян (聶隱娘), [ 5 ] Раб Куньлунь , Тринадцатая госпожа Цзин ( Цзин Шисаннян ), [ 6 ] Красная Нить [ 7 ] и Бородатый воин (虬髯客), [ 8 ] послужили прообразами современных рассказов об уся. [ 9 ] В них фигурировали фантазии и отдельные герои – обычно одиночки – совершившие смелые героические поступки. Во времена династии Сун (960–1279) подобные истории распространялись в « хуабэнях» , коротких произведениях, которые, как когда-то считалось, служили подсказками для шуочана (традиционного китайского повествования). [ 3 ] : 19–20 [ 10 ] : 47–48
Жанр военного или военного романа также развивался во времена династии Тан. Во времена династии Мин (1368-1644) Ло Гуаньчжун и Ши Найань написали «Роман о трёх королевствах» и «Водный берег» соответственно, которые входят в число великих классических романов китайской литературы. Первый представляет собой романтизированный исторический пересказ событий поздней династии Восточная Хань и периода Троецарствия , а второй критикует плачевное социально-экономическое положение поздней династии Северная Сун. «Водная окраина» часто рассматривается как первый полнометражный роман об уся: изображение 108 героев , их кодекс чести и готовность стать преступниками, а не служить коррумпированному правительству, сыграли влиятельную роль в развитии цзянху (Цзянху — это обстановка, в которой обитают истории уся, буквально означающая «реки и озера», обстановка Цзянху представляет собой вымышленные версии Китая, в которых основное внимание уделяется социальным преступным мирам и маргинализированным личностям, населяющим их». [ 11 ] ) культура в последующие века. «Роман о трех королевствах» также рассматривается как возможный ранний предшественник и содержит классические описания ближнего боя, которые позже были подражаны писателям уся в своих произведениях. [ 3 ] : 20 [ 12 ] : 17, 263
При династии Цин (1644-1911) дальнейшим развитием стали гунъань (公案; буквально «общественное дело») и связанные с ним детективные романы, в которых Ся и другие герои в сотрудничестве с судьей или мировым судьей раскрывали преступления и боролись с несправедливостью. . Истории о судье Бао из Санься Уи (三俠五義; позже расширены и переименованы в Цися Уи ) и Сяовуи (小五義) включают в себя большую часть тем социальной справедливости из более поздних историй уся. Истории о рыцарских романах Сяи, в которых часто фигурировали женщины-герои со сверхъестественными боевыми способностями, также появились во времена династии Цин. Такие романы, как Ши Гунъань Цивэнь (施公案奇聞) и Эрню Инсюн Чжуань (兒女英雄傳), были названы самыми яркими зарождающимися романами уся. [ 3 ] : 20–21 [ 12 ] : 19
Термин «уся» как жанровый ярлык сам по себе впервые появился в конце династии Цин и стал калькой японского « букё », жанра приключенческой фантастики, часто милитаристской и вдохновленной бусидо . Этот термин был привезен в Китай такими писателями, как Лян Цичао , и студентами, которые надеялись, что Китай модернизирует свою армию и сделает акцент на боевых качествах, и он быстро закрепился как термин, используемый для обозначения сяи и других предшественников собственно уся. Однако в Японии термин «букё» канул в безвестность. [ 3 ] : 2–3 [ 12 ] : 11, 262
Многие произведения уся, созданные во времена династий Мин и Цин, были утеряны из-за репрессий правительства и запрета таких произведений. [ 13 ] Такие работы Уся, как Water Margin, считались ответственными за разжигание антиправительственных настроений, которые в те времена приводили к восстаниям. [ 14 ] Отход от основной литературы также означал, что покровительство этому жанру ограничивалось массами, а не литераторами, что привело к удушению развития жанра уся. Тем не менее, жанр уся оставался чрезвычайно популярным среди простых людей. [ 10 ] : 49–50
20 век
[ редактировать ]Современный жанр уся приобрел известность в начале 20-го века после Движения четвертого мая 1919 года. Появилась новая литература, призывающая к разрыву с конфуцианскими ценностями, и ся стал символом личной свободы, неповиновения конфуцианским традициям и отказ от китайской семейной системы. [ 13 ]
Сян Кайрань (псевдоним Пинцзян Бусяошэн ) стал первым известным писателем уся, его дебютным романом стал «Странствующие рыцари Цзянху» (江湖奇俠傳). [ 15 ] [ 16 ] Он выпускался по сериалам с 1921 по 1928 год и был адаптирован для первого фильма уся « Сожжение храма Красного Лотоса» (1928). [ 17 ] Чжао Хуаньтин (趙煥亭), написавший «Хроники верных странствующих рыцарей» (奇俠精忠傳, сериализовано в 1923–27), был еще одним известным писателем уся, жившим в Шанхае . [ 18 ] Начиная с 1930-х годов, произведения уся получили широкое распространение, и их центр переместился в Пекин и Тяньцзинь на севере Китая. Наиболее плодовитых писателей там называли пятью великими мастерами Северной школы : Хуаньчжулоужжу , написавший «Мечников с гор Шу ; » Байюй , написавший «Двенадцать монетных дротиков »; Ван Дулу , написавший «Пенталогию Журавля-Железа » ( Чжэн Чжэнъинь, написавший «Короля орлиных когтей» ; Чжу Чжэньму , написавший «Стелу семи убийств» ). [ 19 ]
Художественная литература об уся была запрещена в разное время в республиканскую эпоху , и эти ограничения сдерживали рост этого жанра. [ 13 ] В 1949 году Китай также запретил романы о боевых искусствах как вульгарное чтение. На Тайване в 1959 году запретили несколько произведений уся. [ 20 ] Несмотря на это, уся преобладала и в других китайскоязычных регионах. В Гонконге между 1960-ми и 1980-ми годами жанр вступил в золотой век . [ 21 ] Такие писатели, как Лян Юшэн и Луи Ча ( Цзинь Юн ), возглавили создание «новой школы» жанра уся, которая во многом отличалась от своих предшественников. Они писали сериалы для газет и журналов. Они также включили несколько вымышленных тем, таких как тайна и романтика других культур. На Тайване Волонг Шэн , Сыма Лин , Чжугэ Цинюнь (諸葛青雲), Шяо И (萧逸) и Гу Лун самыми известными писателями уся в регионе стали такие писатели, как Вун Сви Оан и Хуан И. . После них в более поздний период известность приобрели Чэнь Юй-хуэй — современная писательница уся, дебютировавшая в романе «Герои дуэта Тянь-Гуань» (天觀雙俠). [ 22 ]
Были также работы, созданные после 1980-х годов и пытающиеся создать жанр пост-уся. Ю Хуа , один из наиболее известных писателей того периода, опубликовал рассказ в противоположном жанре под названием « Кровь и цветение сливы» , в котором главный герой отправляется на поиски мести за своего убитого отца.
Темы, сюжеты и декорации
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2017 г. ) |

Современные истории уся в основном происходят в древнем или досовременном Китае . Историческая обстановка может варьироваться от весьма конкретной и важной для истории до расплывчатой, анахроничной или, главным образом, используемой в качестве фона. Элементы фэнтези, такие как использование магических сил и появление сверхъестественных существ, распространены в некоторых историях об уся, но не являются обязательным условием жанра уся. Однако элемент боевых искусств является определенной частью сказки об уся, поскольку персонажи должны владеть той или иной формой боевых искусств. Романтические темы также широко представлены в некоторых сказках уся.
Типичная история уся рассказывает о молодом главном герое-мужчине, который переживает трагедию – например, потерю своих близких – и продолжает преодолевать несколько испытаний и невзгод, чтобы изучить несколько форм боевых искусств у разных бойцов. В конце истории он предстает могущественным бойцом, с которым мало кто может сравниться. Он использует свои способности, чтобы следовать кодексу ся и лечит недуги цзянху . Например, первые главы некоторых произведений Цзинь Юна следуют определенной схеме: происходит трагическое событие, обычно такое, которое стоит жизни вновь представленным персонажам, а затем оно приводит в движение события, кульминацией которых становится основное действие главного героя. история. [ 23 ]
В других историях используются другие структуры. Например, главному герою отказывают в приеме в школу боевых искусств. Он испытывает трудности, тайно тренируется и ждет, пока у него появится возможность продемонстрировать свои навыки и удивить тех, кто изначально смотрел на него свысока. В некоторых историях зрелый герой, обладающий мощными способностями к боевым искусствам, противостоит столь же могущественному антагонисту, что и его заклятый враг. Сюжет постепенно переходит в финальную драматическую схватку между главным героем и его заклятым врагом. Подобные истории были распространены в эпоху антицинских революционеров . [ 24 ]
Некоторые истории имеют уникальные сюжеты, например, Гу Луна и Хуан И. Произведения Гу Луна имеют элемент мистики и написаны как детективные рассказы. Главный герой, обычно выдающийся мастер боевых искусств и умный специалист по решению проблем, отправляется на поиски решения такой тайны, как дело об убийстве. Рассказы Хуан И смешаны с научной фантастикой.
Несмотря на эти элементы смешения жанров, уся — это прежде всего исторический жанр художественной литературы. Несмотря на это, писатели уся открыто признают, что они не могут охватить всю историю хода событий и вместо этого предпочитают структурировать свои истории по образцу развития главного героя от детства к взрослой жизни. [ 25 ] Развитие может быть скорее символическим, чем буквальным, как это наблюдается в «Улыбающемся, гордом страннике» Цзинь Юна , где Линху Чонг переходит от детских забот и увлечений к гораздо более взрослым, поскольку его непоколебимая преданность неоднократно бросает его в скалы предательства со стороны рук его бесчеловечный хозяин. [ 23 ]
Кодекс ся
[ редактировать ]Восемь общих качеств ся перечислены как доброжелательность, справедливость, индивидуализм, лояльность, смелость, правдивость, пренебрежение богатством и стремление к славе. Помимо индивидуализма, эти характеристики схожи с конфуцианскими ценностями, такими как жэнь (仁; «доброжелательность», «доброта»), чжун (忠; «верность»), юн (勇; «мужество», «отвага») и и (義; «праведность»). [ 13 ] Кодекс ся также подчеркивает важность отплаты благотворителям после получения дел Эн (恩; «милость», «благосклонность») от других, а также стремления к чжоу (仇; «месть», «месть»), чтобы привлечь злодеев. к правосудию. Однако важность мести вызывает споры, поскольку в ряде произведений уся подчеркиваются буддийские идеалы, которые включают прощение, сострадание и запрет на убийство. Заимствуя идеи из более известных конфуцианских ценностей, корень Ся произошел из менее известного моизма , в котором в период Воюющих царств несколько мохистов встали на защиту королевств, подвергшихся нападению со стороны других королевств.
В Цзянху от мастеров боевых искусств ожидается верность своему хозяину ( Шифу ). Это приводит к формированию нескольких сложных деревьев отношений мастера и ученика, а также различных школ, таких как Шаолинь и Удан . Если между бойцами возникнут споры, они выберут честный путь решения своих вопросов через поединки. [ 26 ]
Навыки и способности
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2016 г. ) |
Боевые искусства в историях об уся основаны на техниках ушу и других реальных китайских боевых искусствах . Однако в сказках уся владение такими навыками сильно преувеличено до сверхчеловеческого уровня достижений и мастерства.
Ниже приводится список навыков и способностей, которыми обладает типичный боец в истории уся:
- Боевые искусства (武功): боевые приемы в кодифицированной последовательности, называемой чжаоши (招式), основанные на реальных китайских боевых искусствах.
- Оружие и предметы: Бойцы используют в бою широкий спектр оружия. Наиболее часто используемые из них — дао (палаш или сабля), цзянь (меч), ружье (посох) и цян (копье). предметы повседневного обихода, такие как абаки , скамейки, веера, кисти для чернил, курительные трубки, швейные иглы или различные музыкальные инструменты. В качестве оружия также используются
- Цингун (光公): форма настоящих китайских боевых искусств. [ 27 ] Однако в художественной литературе уся его использование преувеличено до такой степени, что персонажи могут преодолевать гравитацию, чтобы летать, преодолевать огромные расстояния одним шагом, бегать по поверхности воды, взбираться на деревья, перепрыгивать или взбираться на высокие стены.
- Нэйли (内力; букв. «внутренняя сила» или «внутренняя сила»)/ Нэйгун (內功; буквально «внутренний навык» или «внутренняя функция»): способность накапливать и развивать внутреннюю энергию, известную как ци , и использовать ее для нападения или оборонительные цели. Персонажи используют эту энергию для приобретения таких навыков, как сверхчеловеческая сила, скорость, выносливость, выносливость и исцеление, а также способность излучать энергетические лучи и силы стихий из своих тел.
- Дяньсюэ (點穴; буквально «прикосновение к акупунктурным точкам »): персонажи используют различные техники иглоукалывания , чтобы убивать, парализовать, обездвиживать или даже манипулировать противниками, атакуя их акупунктурные точки голыми руками или оружием. Такие методы также можно использовать в лечебных целях, например, для остановки чрезмерного кровотечения. Реальные мастера боевых искусств используют такие приемы, чтобы парализовать или оглушить своих противников. Однако в историях об уся их эффективность сильно преувеличена.
В историях уся персонажи приобретают вышеуказанные навыки и способности, посвятив себя годам усердного обучения и упражнений, но также могут получить такую силу от мастера, который передает им свою энергию. Инструкции по овладению этими навыками посредством тренировок можно найти в секретных руководствах, известных как мидзи (秘笈). В некоторых историях определенные навыки можно освоить, проведя несколько лет в уединении с мастером или тренируясь с группой бойцов.
Менпай (боевые искусства)
[ редактировать ]Менпай часто переводится как секта, школа, общество, церковь, дом или культ. Члены одного и того же менпай следуют указаниям и тренируются под руководством одного и того же лидера. Если члены менпаи состоят в родстве, то это можно перевести как клан. Поскольку некоторые из менпаев исповедуют религиозную принадлежность, слово «секта» стало распространенным переводом для несемейных менпаев. Однако было бы неточно использовать секту для обозначения менпаев, не связанных с религией. [ 28 ]
Литература
[ редактировать ]Среди известных современных писателей уся:
Имя | Псевдоним | Активные годы | Некоторые работы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
Луи Ча Люн Юнг Чжа Лянъюн Ча Лянъён |
Джин Ён Джин Ён |
1955–72 | Книга и меч , Трилогия о Кондоре , Полубоги и полудьяволы , Улыбающийся, Гордый странник , Олень и котел | Самый популярный и, по мнению некоторых, самый опытный писатель на сегодняшний день. Его произведения неоднократно экранизировались в фильмах и телесериалах. |
Чэнь Вэньтун Чэнь Вэньтун |
Лян Юшэн Лян Юшэн |
1954–83 | Цицзянь Ся Тяньшань , Датан Юся Чжуань , Байфа Моню Чжуань , Сайвай Цися Чжуань , Юньхай Югун Юань , Сягу Даньсинь | Пионер жанра уся «новой школы». Некоторые из его работ были экранизированы в фильмах и телесериалах. |
Сюн Яохуа Сюн Яохуа |
Гу Лун древний дракон |
1960–85 | Чу Люсян Серия , Джуэдай Шуанцзяо , Сяо Шии Лан , Серия Сяоли Фейдао , Лу Сяофэн Серия | Писатель, сочетающий в своих произведениях элементы мистики. Он пишет короткими абзацами и находится под стилистическим влиянием западных и японских писателей. Некоторые из его работ были экранизированы в фильмах и телесериалах. |
Вун Лян Геок Вэнь Лянъюй Вэнь Лянъюй |
Вун Суи Оан Вэнь Жуйань Вэнь Жуян |
1973 – настоящее время | Си Да Мин Бу , Буи Шэньсян , Цзинъянь И Цян | Его произведения были адаптированы в телесериалах «Четвёрка» и «Лицом к судьбе» , а также в фильме «Чётвёрка» . |
Хуан Цзуцян Хуан Цзуцян |
Хуан И Хуан И |
1987–2017 | Сюньцинь Цзи , Фую Фаньюнь , Датан Шуанлун Чжуань | Сочетает в своих произведениях уся с научной фантастикой. Его произведения были адаптированы в телесериалах « Шаг в прошлое» , «Смертельное оружие любви и страсти» и «Братья-близнецы» . |
Лау Вай Мин Лю Вэймин |
Джозеф Кто Ясуо Цяо |
1996 – настоящее время | Кровь и сталь | Переосмысление художественной литературы Уся с традиционного акцента на кодексе рыцарства и китайской культуре. |
Комиксы
[ редактировать ]В наше время количество новых и оригинальных сочинений уся значительно сократилось. [ 29 ] особенно потому, что покровительство и читательская аудитория этого жанра сократились из-за легкодоступных альтернатив развлечений, таких как DVD, игровые консоли и другие новые формы развлечений. [ 30 ] Тем не менее, этот жанр сохранился в форме маньхуа (китайских комиксов) в таких местах, как Гонконг и Тайвань, при этом основные основы жанра уся сохранились в еженедельных выпусках, эквивалентных японской манге . [ 31 ] Некоторые известные художники-комиксы перечислены следующим образом:
Имя | Псевдоним | Активные годы | Некоторые работы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
Ма Вин-шин Ма Жунчэн Майонгченг |
Ма Вин-шин Ма Жунчэн Ма Жунчэн |
1980-е – настоящее время | Фунг Ван , Китайский герой , Черный леопард | Некоторые из его работ были адаптированы в фильмах и телесериалах, таких как «Наездники бури» , «Ветер и облака» , «Кровавый меч » и «Человек по имени герой» . |
Вонг Джан-лунг Хуан Чжэньлун Хуан Чжэньлун |
Вонг Юк-лонг Хуан Юланг Хуан Юланг |
1980-е – настоящее время | Восточные герои , Оружие богов , Легенда об императорах , Ладонь Будды | Некоторые из его работ были адаптированы в фильмах и телесериалах, таких как «Врата дракона и тигра» , «Кунг-фу против акробатики » и «Пальма буддизма наносит ответный удар» . |
Ху Фук-лунг Цю Фулун Цю Фулун |
1990-е – настоящее время | Святой , Солнечный Лорд |
Кино и телевидение
[ редактировать ]Самые ранние фильмы об уся датируются 1920-ми годами. Сохранившиеся ранние фильмы уся, снятые в Китае, включают «Красную героиню» (1929), [ 32 ] Женщина-воин Белая роза (1929), [ 33 ] и Женщина-воин дикой реки 6: Грохот в овраге Дирхорн (1930), [ 34 ] шестой фильм из серии. Хуа Му Лан (1939), еще один сохранившийся фильм, [ 35 ] считается представителем второй волны фильмов об уся во время антияпонской войны. [ 36 ] В фильмах, снятых Кингом Ху и произведенных студией братьев Шоу, использовалась сложная хореография действий с использованием акробатики на проволоке и батуте в сочетании с приемами ускоренной камеры. [ 37 ] Сюжетные линии ранних фильмов были во многом адаптированы из существующей литературы. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]
Чэн Пэй-пей , Джимми Ван и Конни Чан — одни из наиболее известных кинозвезд уся 1960–70-х годов, когда наибольшую известность имели фильмы, снятые королем Ху и студией братьев Шоу. Среди последних актеров и актрис кино уся - Джет Ли , Бриджит Линь , Мишель Йео , Донни Йен , Тони Люн и Чжан Цзыи . Юэнь Ву-пин — хореограф, прославившийся созданием сцен в фильмах об уся.
Уся был представлен голливудским студиям в 2000 году в фильме Энга Ли « Крадущийся тигр, затаившийся дракон» , хотя влияние этого жанра ранее наблюдалось в США в телесериале 1970-х годов « Кунг-фу» . Следуя по стопам Ли, Чжан Имоу снял фильмы «Герой» , ориентированный на международный рынок в 2002 году, «Дом летающих кинжалов» в 2004 году, «Проклятие золотого цветка» в 2006 году и «Тень» в 2018 году. Западная аудитория также познакомилась с уся через более крупные азиатские телеканалы. города, в которых были представлены такие мини-сериалы, как «Воины клана Ян» и «Рай» , часто с английскими субтитрами.
«Ясень чистейший белый» (китайский: 江湖儿女; «Сыновья и дочери Цзянху»), китайская драма 2018 года режиссера Цзя Чжанке, представляет собой современный фильм, в котором говорится о интерпретации цзянху преступного мира. Он был выбран для борьбы за Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля 2018 года. История во многом основана на лидере банды из детства Цзя Чжанке, которым он восхищался как образцом для подражания. Как и остальные фильмы Цзя, он получил широкое признание.
Были западные попытки создания этого жанра, такие как фильм 2008 года «Запретное королевство » с Джеки Чаном , Джетом Ли и Майклом Ангарано в главных ролях ; Другие фильмы, включая элементы уся, являются первыми тремя в «Матрица» серии фильмов (1999–2003, четвертый фильм 2021 года был поставлен хореографом Джошуа Гротом). [ 41 ] ) и «Убить Билла» фильмы 2003–2004 годов, все из которых были поставлены Юэнь Ву-пином . Возможно, самым успешным примером была DreamWorks Animation медиа-франшиза «Кунг-фу Панда» . Созданный как серьезное, хотя и юмористическое, подражание продюсерам, которые были знающими поклонниками жанра, сериал был особенно оценен в Китае как отличный вклад в эту форму. [ 42 ] [ 43 ] В 1990–2000-х годах гонконгские звезды Дэниел Ву и Стивен Фунг работали с AMC Networks, чтобы донести уся до американской телеаудитории в сериале «В бесплодные земли» , премьера которого состоялась в 2015 году и длилась три сезона. [ 44 ] [ 45 ]
В 2013 году Киану Ривз снялся и сыграл главного антагониста в фильме «Человек тайцзи» с Тайгером Ченом в роли мастера боевых искусств, посещающего подпольные бои. Ремейк «Мулан» 2020 года стал попыткой Диснея создать фильм об уся. [ 46 ] В 2021 году Marvel « Шан-Чи» открывается сценой уся и включает в себя последовательности действий, вдохновленные Джеки Чаном. [ 47 ] [ 48 ]
Видеоигры
[ редактировать ]Некоторые известные видеоигры уся жанра ролевых боевиков включают The Legend of Sword and Fairy , Xuan-Yuan Sword , Jade Empire и Kingdom of Paradise , каждая из которых сочетает в себе уся с элементами китайской мифологии и фэнтези. The Legend of Sword and Fairy , в частности, расширилась до франшизы из восьми видеоигр, две из которых были адаптированы в телесериалы «Китайский паладин» (2005) и «Китайский паладин 3» (2009). Еще есть MMORPG , например JX Online 3 , [ нужна ссылка ] Герои кунг-фу [ 49 ] и Возраст Вулина , [ 50 ] и взломанные игры, такие как Bujingai [ 51 ] и Небесный Меч . [ 52 ]
Игры, адаптированные по произведениям писателей уся, включают Heroes of Jin Yong , ролевую игру, основанную на персонажах романов Цзинь Юна ; Dragon Oath Цзинь Юна , MMORPG, вдохновленная «Полубогами и полудьяволами» ; и Martial Kingdoms , стратегическая игра с участием нескольких школ боевых искусств, которые обычно появляются в художественной литературе уся.
Жанр уся по-прежнему считается источником вдохновения или исходным материалом для китайских студий видеоигр. В июне 2022 года студия Tencent Lightspeed выпустила демо-трейлер Code: To Jin Yong . [ 53 ] В следующем месяце студия Everstone представила «Where Winds Meet» , игру, которую сравнивают с Ghost of Tsushima и Assassin’s Creed . [ 54 ] В ноябре 2023 года была выпущена « Hero's Adventure: Road to Passion », ролевая игра с открытым миром, вдохновленная уся.
См. также
[ редактировать ]- Список организаций в художественной литературе уся
- Фильм о боевых искусствах
- Меч и волшебство - аналогичный жанр западного фэнтези.
- Сянься - поджанр романа об уся.
- Чжоу Тун (лучник)
- Гучжуан - древний костюм в китайском стиле, обычно используемый в Сянься и Уся.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ https://chud.com/7686/exclusive-interview-ronny-yu-fearless/
- ^ Хан, Фей . «Глава 49: Пять «личинок»]» Хан Фейцзы [Хан Фейцзы] (на китайском языке) ([Воспроизведено в китайском Wikisource] ред.) . Проверено 25 декабря 2014 г.
... Рыцарский человек применил силу. нарушил запрет, но мастер тоже отнесся к нему вежливо. От этого и хаос. Отклоняющиеся от закона виновны, но господа используют для ее получения литературу; нарушителей запрета наказывают, а герои используют для поддержки их частные мечи.
- ^ Jump up to: а б с д и Тео, Стивен (2009). Китайское кино о боевых искусствах: традиция Уся . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748632862 .
- ^ Сыма, Цянь . «Том 86: Биографии убийц]» Записи великого историка] ) ([Воспроизведено в китайском Wikisource] ред.) . (на китайском языке Ши Цзи [
- ^ «Легенды династии Тан - Не Иньнян [Легенды династии Тан - Не Иньнян]» . 中华国武文化网 [Китайский Уся [так в оригинале] Странствующий рыцарь] (на китайском языке, Комиссия по делам зарубежного Китая, Тайвань, Китайская Республика). Архивировано из оригинала . 15 октября 2015 г. Проверено 25 декабря 2014 г.
- ^ Сунь, Гуансян . «Глава 8». Бэймэн Суоян [Воспроизведено в китайском Wikisource] ред.) Цзиньши ) ( ( на китайском языке
Чжао Чжунсиньцзя жил в Вэньчжоу и был героическим героем. Прибытие в Сучжоу и остановка в монастыре Чжишань Дзен. В доме монаха была женщина Шан Цзин Шисаннян... Когда пришло время, семья Цзин использовала сумку, чтобы купить проституток, и родители проституток вернулись к Ли. Позже он и Чжао Цзиньши вошли в центр Чжэцзяна, но не знали, где остановиться.
- ^ Юань, Цзяо Гань Цзэ Яо] (на китайском языке) ([Воспроизведено в китайском Wikisource] ред.) Line Red [ .
, семья Лучжоу Цзедуши Сюэ Сун, хорошо играет Руань Сянь и знакома С классикой и историей Сон отправил ответственному записку под названием «Внутренняя комната записей». ... После песни Сун очень расстроился и заплакал. Он покинул банкет, потому что притворился пьяным и умер на месте.
- ^ Ду, Гуантин . Цю Ран Кэ Чжуань (на китайском языке) ([Воспроизведено в китайском Wikisource] ред.).
- ^ Лян, Юшэн (февраль 2008 г.). Би Хуа Лю Чжао [Би Хуа Лю Чжао] (на китайском языке) (переработанная редакция). Китай: Издательство Гуансиского педагогического университета.
Среди знаменитых романов о боевых искусствах династии Тан - «Легенда о красном». Линия» и «Бородатый гость Цю», «Биография», «Биография Лю Ушуана», «Биография Куньлунь Ну», «Биография Не Иньняна» и т. д. (Кун Конгэр и Цзинцзин’эр прилагаются к «Биографии Не Иньнян»).
- ^ Jump up to: а б Лю, Дам; Слева — Шинг-Хон; Леонг, Мо Линг (1996). Исследование гонконгского фильма о фехтовании (1945–1980) . Гонконг: Городской совет Гонконга. ISBN 9627040517 .
- ^ «Цзянху и национальная идентичность в кино Гонконга - Уся и Цзянху» .
- ^ Jump up to: а б с Хэмм, Джон Кристофер (2006). Бумажные мечники: Цзинь Юн и роман о современных китайских боевых искусствах (изд. в мягкой обложке). Гонолулу: Издательство Гавайского университета. ISBN 082482895X .
- ^ Jump up to: а б с д «Введение в жанр уся» . Heroic-cinema.com . Проверено 28 декабря 2013 г.
- ^ Чэнь Вэйсин «Исследование о запрете и разрушении «Водной окраины» во времена династий Мин и Цин - Сеть китайских исследований» (на китайском языке (Китай)) . Проверено 1 марта 2023 г. .
- ^ Долежелова-Велингерова, Милена (1988). Выборочный путеводитель по китайской литературе 1900–1949: Роман . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 176–177. ISBN 9004078800 .
- ^ Лю, Джеймс JY (1976). Китайский странствующий рыцарь . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. стр. 135–136. ISBN 9781032257792 .
- ^ Сюй, Япин (9 ноября 2011 г.). «Жизнь Пинцзян Бусяошэна (Часть 2)» (на китайском языке): Hunan .confucianism.com.cn Daily. Архивировано из оригинала 14 мая 2015 г. Проверено 25 декабря 2014 г.
- ^ «Чжао Севера: Чжао Хуаньтин» . 中华国武文化网 [Китайский Уся [так в оригинале] Странствующий рыцарь] (на китайском языке). Комиссия по делам зарубежного Китая, Тайвань, Китайская Республика. Архивировано из оригинала 16 октября 2013 года. Дата обращения 25. Декабрь 2014 года .
- ^ «Писатели уся старой школы ранней республиканской эпохи» . Китайский Уся [так в оригинале] Странствующий рыцарь] (на китайском языке). Тайвань, Китайская Республика , дата обращения 25 декабря 2014 г.
- ^ «От запрещенной до самой продаваемой литературы Цзинь Юна необычайное влияние на Тайване» BBC News 中文 (на традиционном китайском языке) Проверено 29 июля 2023 г. .
- ^ Цинь, Эми (2 ноября 2018 г.). «Умер Цзинь Юн, 94 года, прославленный автор китайских эпосов о боевых искусствах» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 1 марта 2023 г.
- ^ Ли, Цзюньцзе (29 августа 2007 г.). «Тайваньская «Женщина Джин Юн» написала свой шедевр в период после беременности» . World News Journal (на китайском языке) . Проверено 25 декабря 2014 г. .
- ^ Jump up to: а б Макнил, Саймон. «Анатомия романа Уся » Журнал Кунг-фу . Получено 25 декабря.
- ^ «Китай — реформистские и революционные движения в конце династии» . Британская энциклопедия . Проверено 3 января 2022 г.
- ^ Нг, Жаннетт (29 июня 2021 г.). «История и политика Уся» . Тор.com . Проверено 1 марта 2023 г.
- ^ Чанг, Барри К. (11 июля 2022 г.). «Вопрос стиля» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 28 ноября 2021 г.
- ^ Элизабет Ренингер. «Цингун» . О сайте.com . Архивировано из оригинала 7 сентября 2015 года . Проверено 11 сентября 2015 г.
- ^ Бай, Джереми; Бай, Джереми. (стр. 22). Kindle Edition., Джереми (2020). Понимание жанров китайского фэнтези: введение в уся, сянься и сюаньхуань . Независимо опубликовано. стр. 22–27. ISBN 979-8577559489 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Гао Чэнтянь (19 сентября 2021 г.). «Когда дело доходит до боевых искусств, это должен быть Цзинь Юн», который делал дорогу романов о боевых искусствах все уже и уже, до сих пор нет пути, по которому можно идти » . The News Lens критично Сеть комментариев (на китайском языке) . Проверено 1 марта 2023 г.
- ^ У Шансюань (13 октября 2019 г.). Куда идут читатели? После обрушения арендного книжного магазина «Старший брат вошел в библиотеку, рыцарь бросил меч и вернулся в лес» - Feng Media» . « .mg (на китайском (Тайвань)) . Проверено 1 марта 2023 г. .
- ^ Вэй Эрлян (28 октября 2021 г.) «Телохранитель|На странице ярко отображен хардкорный китайский комикс о боевых искусствах мирового уровня, изображающий запустение и холод западных регионов в конце династии . » Суй Китайский (Гонконг)) . Проверено 1 марта 2023 г.
- ^ «Красная героиня 紅俠 (1929)» . Классика китайского кино . 24 февраля 1929 года . Проверено 24 февраля 2022 г.
- ^ «Женщина-воин, Белая роза (1929)» . Классика китайского кино , дата обращения 24 февраля 2022 г.
- ^ «Женщина-воин дикой реки 6 黄江女奇, эпизод 6 (1930)» . Классика китайского кино , 13 июля 1930 г. , дата обращения 24 февраля 2022 г.
- ^ «Хуа Му Лан Мулан идет в армию (1939)» . Классика китайского кино , 17 февраля 1939 г. , дата обращения 24 февраля 2022 г.
- ^ Ри, Кристофер Г.; Профессор UBC (июнь 2021 г.). «9». Классика китайского кино 1922-1949 гг . Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231188135 . Проверено 24 февраля 2022 г.
Содержание
Глава 9 - ^ Уолтерс, Марк (15 августа 2007 г.). Гонконгские фильмы новой волны Уся Пиан и их вклад в Национальное агентство Гонконга в 1980-х и начале 1990-х годов (диссертация). Обернский университет.
- ^ Чжоусян, Лу; Чжан, Ци; Хун, Фан (11 февраля 2014 г.). «Проектирование «китайскости»: фильмы о национализме, идентичности и китайских боевых искусствах» (PDF) . Международный журнал истории спорта . 31 (3): 320–335. дои : 10.1080/09523367.2013.866093 . ISSN 0952-3367 . S2CID 154825458 .
- ^ Колсти, Хьюго (31 августа 2018 г.). Исправление ошибок: исследование некоторых социально-правовых явлений в фильмах Уся (магистерская диссертация). Лейденский университет – Исследования Восточной Азии. hdl : 1887/64383 .
- ^ Ли, Цзин-Лан (7 ноября 2008 г.). «Фильм Уся: качественный взгляд на китайское правосознание» . Вашингтонского университета Исследовательская работа . hdl : 1773/4589 . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ «Джошуа Гроте» . IMDb. 2022 . Проверено 10 июля 2022 г.
- ^ Барбоза, Дэвид (30 июня 2008 г.). « Кунг-фу Панда» имеет успех в прокате в Китае» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . Проверено 9 июля 2017 года .
- ^ Ли, Мин (3 июля 2008 г.). « Кунг-фу Панда» достиг рубежа кассовых сборов в Китае» . США сегодня . Проверено 28 декабря 2013 г.
- ^ Ян, Джефф (23 ноября 2015 г.). «Дэниел Ву из фильма «В бесплодные земли» — американский герой боевиков азиатского происхождения, которым должен был быть Брюс Ли» . Сланец . Проверено 9 июля 2017 года .
- ^ Тирни, Шон (18 мая 2017 г.). « В бесплодные земли — интервью с Дэниелом Ву» . JetLi.com . Проверено 9 июля 2017 года .
- ^ Франциско, Эрик (8 июля 2019 г.). «Диснеевский игровой боевик «Мулан»: почему Мушу отсутствует, введение в фильмы Уся» . Инверсия . Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ Чан, Элиза (11 ноября 2021 г.). «Шанг-Чи: любовное письмо диаспоры азиатскому кино» . Тор.com . Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ Суонн, Эрик (4 сентября 2021 г.). «Сыму Лю рассказывает о трибьюте Джеки Чану, который он устроил в «Шанг-Чи»» . СИНЕМАБЛЕНД . Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ «Герои кунг-фу, бесплатная браузерная игра, онлайн-игра, ролевая игра, флэш-игра» . Архивировано из оригинала 15 января 2011 года . Проверено 14 ноября 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Действие игры Age of Wulin – Legend of the Nine Scrolls происходит в средневековом Китае и основано на знаниях о боевых искусствах . Wulin.gpotato.eu. Архивировано из оригинала 13 ноября 2013 года . Проверено 28 декабря 2013 г.
- ^ «Будзингай: Заброшенный город» . ВидеоигрыGeek . Проверено 1 марта 2023 г.
- ^ Перчезе, Роберт (19 ноября 2009 г.). «Интервью порабощенного еврогеймера» . Еврогеймер . Проверено 15 марта 2015 г.
- ^ Говорит, 0kensai0 (27 июня 2022 г.). «Игра о боевых искусствах Уся выглядит чертовски гладко» . Котаку Австралия . Проверено 22 февраля 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Ким, Мэтт (23 августа 2022 г.). «Там, где встречаются ветры, похоже на призрак Цусимы в средневековом Китае — вечер открытия Gamescom в прямом эфире» . ИГН . Проверено 22 февраля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дженнер, WJF. «Крутые парни, товарищество и честь: еще одна китайская традиция» . История Восточной Азии 12 (1996): 1–34.
- Лю, Петрус. Субъекты без гражданства: китайская художественная литература о боевых искусствах и постколониальная история . Итака: Серия Корнельского университета по Восточной Азии. ( ISBN 978-1933947624 )
- МакКлауд, Аарон Мэтью Гордон (2010). Papercuts: литературное и военное в жанре художественной литературы уся . Диссертация (бакалавр). Ридский колледж. OCLC 643126927 .
- Ван, Юнхао (1994): «История странствующего китайского рыцаря Шанхай: Шанхай Вэньхуа Чубанше». OCLC 726816835 . (на китайском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ранний немой фильм уся с английскими субтитрами: Женщина-воин Белая роза (1929).
- Ранний немой фильм уся с английскими субтитрами: Красная героиня (1929).
- Ранний немой фильм уся с английскими субтитрами: Женщина-воин дикой реки 6: Грохот в овраге Дирхорн (1930)
- Ранний музыкальный фильм уся с английскими субтитрами: Хуа Му Лан (1939)
- «HK Martial Arts Cinema» Дэвида Бордвелла — статья о фильмах уся.
- Уся, кинжалы и великая любовь. О фильме «Дом летающих кинжалов». Архивировано 25 февраля 2014 года в Wayback Machine (на польском языке).
- Информация о жанре уся с веб-сайта актрисы Чжан Цзыи. Архивировано 20 августа 2014 г. в Wayback Machine.