Jump to content

Михаил Бакунин

(Перенаправлено от Михаила Бакунина )

Михаил Бакунин
Бакунин гр. 1860 г.
Рожденный
Михаил Александрович Бакунин

( 1814-05-30 ) 30 мая 1814 г. ( NS )
Умер 1 июля 1876 г. ) ( 1876-07-01 ) ( 62 года
Семья Бакунин
Эра Философия 19 века
Область
Школа
Подпись

Михаил Александрович Бакунин [а] ( / ˈ k n ɪ n / bə- КОО 's ; [4] 30 мая 1814 — 1 июля 1876) — русский революционный анархист . Он входит в число самых влиятельных фигур анархизма и крупную фигуру революционного социалистического , социального анархического , [5] и коллективистские анархистские традиции. Престиж Бакунина как революционера также сделал его одним из самых известных идеологов в Европе, получившим значительное влияние среди радикалов по всей России и Европе.

Бакунин вырос в Прямухино родовом имении в Тверской губернии . С 1840 учился в Москве , затем в Берлине в надежде поступить в академию. Позже в Париже он познакомился с Карлом Марксом и Пьером-Жозефом Прудоном , которые оказали на него глубокое влияние. Растущий радикализм Бакунина положил конец надеждам на профессорскую карьеру. Он был выслан из Франции за противодействие империей Российской оккупации Польши . После участия в восстаниях в Праге 1848 года и Дрездене 1849 года Бакунин был заключен в тюрьму, предан суду, приговорен к смертной казни и неоднократно экстрадирован. Наконец, сосланный в Сибирь в 1857 году, он бежал через Японию в США, а затем в Лондон , где работал с Александром Герценом над журналом Колокол « » . В 1863 году Бакунин уехал, чтобы присоединиться к восстанию в Польше , но не смог туда добраться и вместо этого провел время в Швейцарии и Италии.

В 1868 году Бакунин вступил в Международную ассоциацию рабочих , что привело к быстрому росту влияния анархистской фракции. 1872 года На Гаагском конгрессе доминировала борьба между Бакуниным и Марксом, который был ключевой фигурой в Генеральном совете Интернационала и выступал за использование государства для построения социализма. Напротив, Бакунин и анархистская фракция выступали за замену государства федерациями самоуправляющихся предприятий и коммун. Бакунин не смог добраться до Нидерландов, и анархистская фракция проиграла дебаты в его отсутствие. Бакунин был исключен из Интернационала за поддержание, по мнению Маркса, секретной организации внутри Интернационала, и в 1872 году основал Антиавторитарный Интернационал. С 1870 года до своей смерти в 1876 году Бакунин писал свои более длинные работы, такие как «Этатизм», «Анархия и Бог». и Государство , но продолжал непосредственно участвовать в европейских рабочих и крестьянских движениях. В 1870 году он участвовал в восстании в Лион , Франция. Бакунин стремился принять участие в анархистском восстании в Болонье , Италия, но его ухудшающееся здоровье вынудило его тайно вернуться в Швейцарию.

Бакунина помнят как крупную фигуру в истории анархизма, противника марксизма , особенно диктатуры пролетариата ; и за его предсказания о том, что марксистские режимы будут однопартийными диктатурами, правящими над пролетариатом, а не правлением пролетариата. Его книга «Бог и государство» была широко переведена и до сих пор издается. Бакунин оказал значительное влияние на таких мыслителей, как Питер Кропоткин , Эррико Малатеста , Герберт Маркузе , Е.П. Томпсон , Нил Постман и А.С. Нил, а также на синдикалистские организации, такие как IWW , анархистов Гражданской войны в Испании и современных анархистов, участвовавших в современное антиглобалистское движение . [6]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

30 мая [ OS родился Михаил Александрович Бакунин 18 мая] 1814 года в семье русского дворянина . [7] В имении его семьи Прямухино в Тверской области к северо-западу от Москвы проживало более 500 крепостных. [8] Его отец, Александр Михайлович Бакунин , был российским дипломатом, служившим в Италии. Вернувшись в Прямухино и женившись на гораздо более молодой Варваре Александровне Муравьевой, Бакунин-старший воспитал своих десяти детей в педагогической модели Руссо . [7] Михаил Бакунин, их третий ребенок и старший сын, [9] читал языки, литературу и философию того периода и описывал свою юность как идиллическую, защищенную от реалий русской жизни. Еще подростком он начал подготовку к военной карьере в Санкт-Петербургском артиллерийском училище, но отказался. [7] Став офицером в 1833 году, он воспользовался свободой участия в общественной жизни города, но не реализовал ее. За неуспеваемость в учебе, в начале 1834 года его отправили в качестве наказания в Белоруссию и Литву, где он читал академическую теорию и философию. Он покинул школу в 1835 году и избежал ареста только благодаря семейному влиянию. [9] В конце года его демобилизовали, и, несмотря на протесты отца, он уехал в Москву, чтобы продолжить карьеру учителя математики. [10]

Бакунин вел богемную, интеллектуальную жизнь в Москве, где немецкая романтическая литература и идеалистическая философия . в 1830-е годы влиятельными были [7] В интеллектуальном кругу Николая Станкевича Бакунин читал немецкую философию, от Канта до Фихте и Гегеля , [9] и опубликовали русские переводы своих произведений. [11] Бакунин сделал первый русский перевод Гегеля и к 1837 году был ведущим российским знатоком Гегеля. [12] Бакунин подружился с русскими интеллектуалами, в том числе с литературным критиком Виссарионом Белинским , поэтом Николаем Огаревым , писателем Иваном Тургеневым и писателем Александром Герценом в юности до своей карьеры. [11] Герцен профинансировал обучение Бакунина в Берлинском университете в 1840 году. От планов Бакунина вернуться в Москву в качестве профессора вскоре отказались. [13]

В Берлине Бакунин тяготел к младогегельянцам , интеллектуальной группе с радикальными интерпретациями философии Гегеля. [11] и кто привлек Бакунина к политическим темам. [13] В начале 1842 года он уехал из Берлина в Дрезден и встретил гегельянца Арнольда Руге . [13] опубликовавший первую оригинальную публикацию Бакунина. Немецкий : Die Reaktion in Deutschland («Реакция в Германии») предлагает продолжение Французской революции остальной Европе и России. [11] Хотя эта книга написана на гегелевском жаргоне и опубликована под псевдонимом, она ознаменовала переход Бакунина от философии к революционной риторике. [13]

Революционная деятельность и тюремное заключение

[ редактировать ]
Бакунин, 1843 г.

На протяжении 1840-х годов Бакунин перерос в революционную агитацию. [11] Когда его кадры вызвали интерес со стороны российских секретных агентов, Бакунин в начале 1843 года уехал в Цюрих . Он встретил протокоммуниста Вильгельма Вейтлинга , арест которого привел к тому, Берна перестало доверять Бакунину. что российское посольство [13] Вопреки приказу России вернуться, российский Сенат лишил его дворянских прав и заочно приговорил его к каторжным работам в Сибири. [14] Не имея стабильной финансовой поддержки, Бакунин стал странствовать, путешествуя по Европе и встречаясь с людьми, оказавшими на него влияние. [11] Он посетил Брюссель и Париж , где присоединился к международным эмигрантам и социалистам, подружился с анархистом Пьером-Жозефом Прудоном и встретил философа Карла Маркса , с которым позже вступил в борьбу. [13] Бакунин стал лично активно участвовать в политической агитации только в 1847 году, когда польские эмигранты в Париже пригласили его выступить в память о польском восстании 1830 года . с речью [13] Его призыв к полякам свергнуть царизм в союзе с российскими демократами сделал Бакунина известным во всей Европе и побудил российского посла успешно потребовать депортации Бакунина. [15]

Когда французский король Луи-Филипп I отрекся от престола во время Февральской революции 1848 года , Бакунин вернулся в Париж и наслаждался революционной средой. [11] При поддержке французского правительства он направился в Прусскую Польшу, чтобы агитировать за восстание против России, но так и не прибыл. [16] Он присутствовал на Пражском славянском конгрессе 1848 года , чтобы защитить права славян от немецкого и венгерского национализма, и участвовал в его импровизированном восстании против австрийских Габсбургов . он написал Aufruf an die Славен Не попав в плен, в конце года («Обращение к славянам»), выступая за создание славянской федерации и восстание против правительств Австрии, Пруссии, Турции и России. Его широко читали и переводили. [17]

После участия как в Пражском восстании, так и в Дрезденском восстании 1849 года Бакунин был заключен в тюрьму, предан суду, приговорен к смертной казни, неоднократно экстрадирован и в конечном итоге помещен в одиночную камеру в Петропавловской крепости Санкт -Петербурга, Россия , в 1851 году. годы спустя он перевелся в Шлиссельбургскую крепость под Санкт-Петербургом еще на три года. Тюрьма выдержала, но не сломила Бакунина, который сохранил свой революционный рвение даже после выхода на свободу. Однако он написал автобиографическую «Исповедь» , преклоняющую колени перед российским императором, которая оказалась спорным документом после ее публичного открытия примерно 70 лет спустя. Письмо не улучшило условия его содержания в тюрьме. В 1857 году Бакунину разрешили перевестись в постоянную ссылку в Сибирь. Там он женился на Антонии Квятковской. [17] прежде чем бежать в 1861 году сначала в Японию, затем в Сан-Франциско, через всю страну в Нью-Йорк и к концу года прибыл в Лондон. [18] Бакунин прибыл в Америку как раз в Гражданской войны разгар . Беседуя со сторонниками обеих сторон, Бакунин заявил, что его симпатии были на стороне Севера, хотя он заявил о лицемерии заявленной ими цели освобождения рабов, а также принуждения Юга остаться в Союзе. [19]

Вернувшись в Европу

[ редактировать ]

В Лондоне Бакунин воссоединился с Герценом и Огаревым. Бакунин сотрудничал с ними в их русскоязычной газете, но его революционный пыл превосходил их умеренную программу реформ. Брошюра Бакунина 1862 года « Народное дело : Романов, Пугачев или Пестель?» критиковал русского царя за то, что он не использовал свое положение для содействия бескровной революции и предотвращения нового восстания Пугачева . В начале августа 1862 года он ненадолго побывал в Париже. [20] В это время в Париже известный фотограф Надар сделал три его знаменитые фотографии 7 августа 1862 года. После того, как его сфотографировали, он также подписал « Золотую книгу Надара» (альбом для автографов), написал (лист 161): «Берегитесь свободы не придет к вам с севера». [21] [22] В 1863 году Бакунин присоединился к безуспешной попытке снабдить вооруженными людьми Январское польское восстание против России. Бакунин, воссоединившийся с женой, в следующем году переехал в Италию, где они пробыли три года. [18]

Бакунин, когда ему было чуть за 50, развил свои основные анархистские мысли в Италии. Он продолжал совершенствовать эти идеи в оставшиеся 12 лет. Среди этой идеологии было первое из многих заговорщических революционных обществ, хотя ни одно из них не участвовало в революционных действиях, главным образом в революционном свержении государства, которое должно было быть заменено свободной федерацией между добровольно связанными экономическими производителями. [18]

В 1867 году он переехал в Швейцарию, более благоприятную среду для революционной литературы. Анархистские сочинения Бакунина были фрагментарными и плодовитыми. [18] После краха Франции во франко-прусской войне 1870 года Бакунин отправился в Лион и принял участие в бесплодной Лионской коммуне , в которой граждане ненадолго оккупировали мэрию. Бакунин отступил в Швейцарию. [23]

В Швейцарии русский революционер Сергей Нечаев обратился к Бакунину с просьбой о сотрудничестве. Не зная о прошлых предательствах Нечаева, Бакунин проникся революционным рвением Нечаева, и они вместе создали « Катехизис революционера» 1869 года , трактат, в котором одобрялся аскетический образ жизни революционеров, не имеющих социальных или моральных связей. Связь Бакунина с Нечаевым нанесла ущерб репутации первого. Однако более поздние исследования оспаривают авторство катехизиса, считая Нечаева основным или единственным автором. Бакунин в конечном итоге отрекся от их связи. [24]

Первый Интернационал

[ редактировать ]
Видео могилы Бакунина

Хотя Бакунин встретился с Карлом Марксом в Париже (1844 г.) и Лондоне (1864 г.), он познакомился с ним через Первый Интернационал (Международное объединение рабочих), который Маркс и Фридрих Энгельс сформировали в 1860-х годах. Отношения Бакунина с Марксом в начале 1870-х годов стали напряженными как из-за межличностных, так и из-за идеологических разногласий. Бакунин уважал эрудицию Маркса и его страсть к социализму, но находил его личность авторитарной и высокомерной. В свою очередь, Маркс скептически относился к русскому реакционизму и неуправляемости Бакунина. [24] Развивая в этот период свои анархистские идеи, Бакунин стал рассматривать федеративную социальную организацию, возглавляемую крестьянством и беднейшими рабочими, как главную послереволюционную цель, в то время как Маркс верил в диктатуру пролетариата , возглавляемую организованными рабочими в промышленном масштабе. развитые страны, в которых рабочие используют государственную инфраструктуру до тех пор, пока государство не отомрёт . Бакунисты ненавидели политическую организацию, которую защищал Маркс. [25]

Первого Интернационала Маркс добился исключения Бакунина и анархистов-бакунистов с Гаагского конгресса в 1872 году . Этот переломный момент отделил марксистское социалистическое движение от анархистского движения и привел к уничтожению Интернационала. Идеи Бакунина, тем не менее, продолжали распространяться среди рабочего движения Испании и часовщиков Швейцарской федерации Юра . [26]

Бакунин написал свою последнюю крупную работу «Этатизм и анархия» (1873) анонимно на русском языке, чтобы спровоцировать подпольную революцию в России. Он вновь заявляет о его анархистской позиции, утверждает Германскую империю как самое централизованное государство, противостоящее европейскому анархизму, сравнивает Маркса с немецким авторитаризмом и предупреждает о диктатуре Маркса, когда автократы возглавляют пролетариат ради собственной выгоды от имени пролетариата. Это предчувствие усугубило пропасть между марксистами и анархистами-бакунистами. [26]

Одним из последних революционных актов Бакунин вместе со своими итальянскими последователями спланировал неудачное Болонское восстание 1874 года . Его провал стал серьезным ударом по итальянскому анархистскому движению . Бакунин отступил в Швейцарию. [27] откуда он вышел в отставку и умер в Берне 1 июля 1876 года. [28]

«Страсть к разрушению — это еще и творческая страсть». [11]

Большая часть работ Бакунина об анархизме сосредоточена на антипатии к государству и «самой политической организации как источнику угнетения и эксплуатации». Его революционные решения сосредоточены на отмене государства и иерархических религиозных, социальных и экономических институтов, которые должны быть заменены системой свободно федеративных коммун, организованных «снизу вверх» с добровольными ассоциациями экономических производителей, начинающихся на местном уровне, но якобы организующихся на международном уровне. Эти мысли были впервые опубликованы в его незаконченной книге « Кнуто-германская империя и социальная революция» 1871 года , расширены второй частью, опубликованной в его «Трудах» 1908 года , и снова развиты фрагментом, найденным и опубликованным посмертно под названием « Бог и государство » (1882). Последнее было его самым известным произведением, широко переводимым. Он призывает отказаться и от государства, и от религии, чтобы реализовать врожденную свободу человека. [18]

Как писатель Бакунин был плодовитым, но разрозненным. Он был склонен к большим отступлениям и редко завершал то, о чем намеревался рассказать. В результате многие из его работ об анархизме не имеют единой последовательности и были опубликованы только посмертно. Писал он преимущественно по-французски. [18]

Политические убеждения Бакунина отвергали этатистские и иерархические системы власти во всех названиях и формах, начиная с идеи Бога и ниже, и любую форму иерархической власти, исходящую ли от воли суверена или даже от государства, допускающего всеобщее избирательное право . » он писал В книге «Бог и государство , что «свобода человека состоит исключительно в том, что он подчиняется законам природы потому, что он сам признал их таковыми, а не потому, что они были навязаны ему извне каким-либо иностранным государством». воля какая бы то ни было, человеческая или божественная, коллективная или индивидуальная». [29]

Бакунин аналогичным образом отвергал идею какого-либо привилегированного положения или класса, поскольку социальное и экономическое неравенство, подразумеваемое классовыми системами, было несовместимо со свободой личности. В то время как либерализм настаивал на том, что свободный рынок и конституционное правительство обеспечивают свободу личности, Бакунин настаивал на том, что и капитализм, и государство в любой форме несовместимы с индивидуальной свободой рабочего класса и крестьянства, заявляя, что «это особенность привилегий и каждой привилегированной личности». Привилегированный человек, независимо от того, привилегирован ли он политически или экономически, — это человек, испорченный интеллектом и сердцем». Политические убеждения Бакунина основывались на нескольких взаимосвязанных концепциях: (1) свобода; (2) социализм; (3) федерализм; (4) антитеизм ; и (5) материализм . Он также развил критику марксизма, предсказав, что, если марксистам удастся захватить власть, они создадут партийную диктатуру, «тем более опасную, потому что она выглядит как фиктивное выражение воли народа», добавив, что «[когда] когда людей бьют палкой, они не намного счастливее, если это называется « Народная палка ». [30]

Авторитет и свободомыслие

[ редактировать ]

В своем эссе 1870 года «Что такое власть?» Бакунин писал:

Следует ли из этого, что я отвергаю всякую власть? Далека от меня такая мысль. Что касается сапог, я имею в виду авторитет сапожника; относительно домов, каналов или железных дорог я консультируюсь с архитектором или инженером. За теми или иными специальными знаниями я обращаюсь к такому-то учёному. Но я не позволяю ни сапожнику, ни архитектору, ни ученому навязывать мне свою власть. Я слушаю их свободно и со всем уважением, которого заслуживают их ум, их характер, их знания, всегда оставляя за собой неоспоримое право критики и порицания. Я не довольствуюсь консультациями одного авторитетного специалиста в какой-либо специальной отрасли; Я консультируюсь с несколькими; Я сравниваю их мнения и выбираю то, что кажется мне наиболее обоснованным. Но я не признаю непогрешимого авторитета даже в частных вопросах; следовательно, как бы я ни уважал честность и искренность того или иного человека, я не испытываю абсолютной веры ни к одному человеку. [31]

По словам Бакунина:

Поэтому нет твердой и постоянной власти, а есть постоянный обмен взаимной, временной и, прежде всего, добровольной властью и подчинением. Та же самая причина запрещает мне признавать фиксированный, постоянный и всеобщий авторитет, потому что не существует универсального человека, ни одного человека, способного уловить во всем том богатстве подробностей, без чего невозможно применение науки к жизни, все науки, все отрасли общественной жизни». [31]

Антитеологизм

[ редактировать ]

По мнению политического философа Карла Шмитта , видного члена нацистской партии , «по сравнению с более поздними анархистами, Прудон был моралистом-мелким буржуа, который продолжал придерживаться авторитета отца и принципа моногамной семьи. Бакунин был первым придать борьбе против теологии полную последовательность абсолютного натурализма [...] Для него, следовательно, не было ничего отрицательного и злого, кроме богословского учения о Боге и грехе, которое клеймит человека как злодея, чтобы обеспечить предлог для господства и жажды власти». [32]

Бакунин считал, что религия возникла из способности человека к абстрактному мышлению и фантазии. [33] [34] По мнению Бакунина, религия поддерживается идеологической обработкой и конформизмом . Другими факторами выживания религии являются бедность, страдания и эксплуатация, от которых религия обещает спасение в загробной жизни. Угнетатели пользуются религией, потому что многие религиозные люди примиряются с несправедливостью на земле, обещая счастье на небесах. [29]

Бакунин утверждал, что угнетатели получают власть от религии. Религиозные люди во многих случаях послушны священникам , поскольку верят, что утверждения священников основаны на прямом божественном откровении или Священном Писании . Послушание божественному откровению или Священному Писанию считается этическим критерием многими религиозными людьми, поскольку Бог считается всеведущим , всемогущим и всеблагом существом . Следовательно, каждое утверждение, считающееся полученным от непогрешимого Бога, не может подвергаться критике со стороны людей. Согласно этому религиозному образу мышления, люди не могут сами знать, что справедливо, но только Бог решает, что добро, а что зло. Людям, не подчинившимся «посланникам Божиим», грозит наказание в аду. [29] По мнению Бакунина, альтернативой монополии религиозной власти является признание того, что все люди в равной степени вдохновлены Богом, но это означает, что непогрешимому Богу приписывают множество противоречивых учений, что логически невозможно. Поэтому Бакунин считает религию обязательно авторитарной. [29]

Бакунин утверждал в своей книге «Бог и государство» , что «идея Бога подразумевает отречение от человеческого разума и справедливости; это самое решительное отрицание человеческой свободы, которое обязательно заканчивается порабощением человечества в теории и на практике». Следовательно, Бакунин перевернул знаменитый афоризм Вольтера о том, что, если бы Бога не существовало, его необходимо было бы изобрести, написав вместо этого, что «если бы Бог действительно существовал, его необходимо было бы упразднить». [29] Политическая теология — это раздел политической философии и теологии , который исследует способы, которыми богословские концепции или образы мышления лежат в основе политических, социальных, экономических и культурных дискурсов. Бакунин был одним из первых сторонников термина «политическая теология» в своем тексте 1871 года «Политическая теология Мадзини и Интернационала». [35] Шмитта на что откликнулась одноименная книга . [36] [37]

Стратегия классовой борьбы для социальной революции

[ редактировать ]

Методы Бакунина в реализации своей революционной программы соответствовали его принципам. Рабочий класс и крестьянство должны были организоваться снизу через местные структуры, объединенные друг с другом, «создавая не только идеи, но и сами факты будущего». [38] Их движения станут прообразом будущего в своих идеях и практиках, создавая строительные блоки нового общества. Примером этого подхода был синдикализм , анархистская стратегия, которую отстаивал Бакунин, согласно которой профсоюзы должны были обеспечить как средства для защиты и улучшения условий, прав и доходов рабочих в настоящее время, так и основу для социальной революции, основанной на занятости на рабочих местах. . Синдикалистские профсоюзы будут организовывать оккупации, а также обеспечивать радикально демократические структуры, посредством которых рабочие места будут самоуправляться, а экономика в целом будет координироваться. Таким образом, по мнению Бакунина, рабочие союзы «завладеют всеми орудиями производства, а также зданиями и капиталом». [39]

Тем не менее, Бакунин не сводил революцию к синдикалистским профсоюзам, подчеркивая необходимость организации рабочих кварталов, а также безработных. При этом крестьяне должны были «взять землю и выгнать тех помещиков, которые живут чужим трудом». [40] Бакунин не увольнял квалифицированных рабочих, как иногда утверждают. [ кем? ] и часовщики региона Юра сыграли центральную роль в St. Imier International создании и деятельности . Однако в то время, когда профсоюзы в значительной степени игнорировали неквалифицированных работников, Бакунин уделял большое внимание необходимости организовать среди «черни» и «больших масс бедных и эксплуатируемых, так называемый «люмпенпролетариат»», чтобы «открыть и привести к победе Социальную Революцию». [41]

Коллективистский анархизм

[ редактировать ]

Социализм Бакунина был известен как « коллективистский анархизм », где «в социальном плане: он ищет подтверждения политического равенства экономическим равенством. Это не устранение естественных индивидуальных различий, а равенство в социальных правах каждого человека от рождения; в частности, равные средства существования, поддержки, образования и возможности для каждого ребенка, мальчика или девочки, до зрелого возраста, а также равные ресурсы и возможности во взрослой жизни для создания собственного благополучия своим трудом». [42]

Коллективистский анархизм выступает за отмену как государственной , так и частной собственности на средства производства . Вместо этого он предполагает, что средства производства находятся в коллективной собственности, контролируются и управляются самими производителями. Первоначально предполагалось, что при коллективизации средств производства рабочие восстанут и насильственно коллективизируют средства производства. [43] Как только произойдет коллективизация, деньги будут отменены и заменены трудовыми квитанциями , а заработная плата рабочих будет определяться в демократических организациях на основе сложности работы и количества времени, которое они вкладывают в производство. Эти зарплаты будут использоваться для покупки товаров на коммунальном рынке. [44]

Критика марксизма

[ редактировать ]

Спор между Бакуниным и Карлом Марксом высветил различия между анархизмом и марксизмом . Он решительно отверг концепцию Маркса о « диктатуре пролетариата », при которой новое государство не имело бы сопротивления и теоретически представляло бы рабочих. [45] Он утверждал, что государство должно быть немедленно упразднено, поскольку все формы правления в конечном итоге приводят к угнетению. [45] Он также яростно выступал против авангардизма , при котором политическая элита революционеров руководит рабочими. Бакунин настаивал на том, что революциями должен руководить непосредственно народ, в то время как любая «просвещенная элита» должна оказывать влияние, только оставаясь «невидимой [...] не навязанной никому [...] [и] лишенной всех официальных прав и значения». . [46] Бакунин утверждал, что марксисты «утверждают, что только диктатура — их диктатура, конечно, — может создавать волю народа, тогда как наш ответ на это таков: ни одна диктатура не может иметь никакой другой цели, кроме цели самовоспроизведения, и она может порождать только рабство в терпящем его народе; свобода может быть создана только свободой, т. е. всеобщим восстанием народа и свободной организацией трудящихся масс снизу вверх». [47] Бакунин далее заявил, что «мы убеждены, что свобода без социализма — это привилегии и несправедливость; а социализм без свободы — это рабство и жестокость». [48]

Хотя и анархисты, и марксисты преследуют одну и ту же конечную цель — создание свободного, эгалитарного общества без социальных классов и репрессивного/бюрократического правительства, они категорически расходятся во мнениях относительно того, как достичь этой цели. Анархисты верят, что бесклассовое, безгосударственное общество должно быть создано прямым действием масс, кульминацией которого станет социальная революция , и отказываются от любой промежуточной стадии, такой как диктатура пролетариата, на том основании, что такая диктатура станет самовоспроизводящейся основой. Для Бакунина основное противоречие состоит в том, что для марксистов «анархизм или свобода являются целью, тогда как государство и диктатура являются средствами, и поэтому, чтобы освободить массы, их нужно сначала поработить». [46] Однако Бакунин также писал о встрече с Марксом в 1844 году: «Что касается учености, Маркс был и остается несравненно более продвинутым, чем я. Я ничего не знал в то время о политической экономии, я еще не избавился от своей метафизические наблюдения. [...] Он назвал меня сентиментальным идеалистом, и он был прав; я назвал его тщеславным человеком, вероломным и лукавым, и я тоже был прав». [49] Бакунин нашел экономический анализ Маркса очень полезным и начал работу над переводом «Капитала» на русский язык. В свою очередь, Маркс писал о мятежниках, участвовавших в дрезденском восстании 1848 года, что «они нашли способного и хладнокровного лидера» в лице «русского беженца Михаила Бакунина». [50] Маркс писал Энгельсу о встрече с Бакуниным в 1864 году после его побега в Сибирь, заявляя: «В целом он один из немногих людей, которые, как я считаю, не отступили назад после 16 лет, а развились дальше». [51]

Бакунина иногда называют первым теоретиком « нового класса », то есть класса интеллектуалов и бюрократов, управляющих государством от имени народа или пролетариата, но на самом деле исключительно в своих собственных интересах. Бакунин утверждал, что «[т] государство всегда было вотчиной какого-то привилегированного класса: класса жрецов, класса аристократов, класса буржуазии. И, наконец, когда все остальные классы исчерпали себя, государство становится вотчиной бюрократический класс затем падает — или, если хотите, поднимается — до положения машины». [41]

Федерализм

[ редактировать ]

Под федерализмом Бакунин подразумевал организацию общества «от основания до вершины — от периферии к центру — согласно принципам свободной ассоциации и федерации ». [42] Следовательно, общество будет организовано «на основе абсолютной свободы личности, производственных объединений и коммун», при этом «каждый человек, каждая ассоциация, каждая коммуна, каждый регион, каждая нация» будет иметь «абсолютное право на самоопределение, объединяться или не объединяться, вступать в союз с кем пожелают». [42]

Под свободой Бакунин имел в виду не абстрактный идеал, а конкретную реальность, основанную на равной свободе других. В положительном смысле свобода состоит из «наиболее полного развития всех способностей и сил каждого человека посредством образования, научной подготовки и материального благополучия». Такая концепция свободы «в высшей степени социальна, потому что она может быть реализована только в обществе», а не изолированно. В негативном смысле свобода — это «восстание личности против всей божественной, коллективной и индивидуальной власти». [52]

Материализм

[ редактировать ]

Бакунин отрицал сверхъестественное и выступал за материалистическое объяснение явлений природы, ибо «проявления органической жизни, химические свойства и реакции, электричество, свет, теплота и естественное притяжение физических тел составляют, на наш взгляд, столь много различных, но не менее близких взаимозависимые варианты той совокупности реальных существ, которую мы называем материей». Для Бакунина «задача науки состоит в том, чтобы путем наблюдения общих отношений преходящих и реальных фактов установить общие закономерности, присущие развитию явлений физического и социального мира». [52]

Пролетариат, люмпенпролетариат и крестьянство

[ редактировать ]

Бакунин расходился с мнением Маркса по поводу революционного потенциала люмпен-пролетариата и пролетариата , поскольку «оба согласились, что пролетариат будет играть ключевую роль, но для Маркса пролетариат был исключительным, ведущим революционным агентом, в то время как Бакунин допускал возможность того, что крестьяне и даже люмпенпролетариат (безработные, уголовники и т. д.) могли бы оказаться на высоте». [53] По словам Николаса Тобурна, «Бакунин считает интеграцию рабочих в капитал разрушительной для более первичных революционных сил. Для Бакунина революционный архетип обнаруживается в крестьянской среде (которая представлена ​​как имеющая давние повстанческие традиции, а также коммунистический архетип в его нынешняя социальная форма — крестьянская община), а среди образованной безработной молодежи — маргиналы всех классов, разбойники, грабители, обедневшие массы, а также те, кто находится на обочине общества, которые сбежали, были исключены из него или еще не включены в него. дисциплина зарождающегося промышленного труда — короче говоря, всех тех, кого Маркс стремился включить в категорию люмпенпролетариата». [54]

Революционные общества

[ редактировать ]

Начав в Италии с «Международного братства», Бакунин к концу своей жизни пытался создать тайные революционные общества, что противоречило его выраженной осторожности против автократических тенденций революционной элиты. Эти организации не участвовали в революционных действиях. [18]

Идея «невидимой диктатуры» была центральной в политике Бакунина. В сочетании с оппозицией Бакунина парламентской политике историк Питер Маршалл писал, что такая тайная партия, существование которой неизвестно, а ее политика никому не подчиняется, имеет потенциал для большей тирании, чем партия бланкистов или марксистская партия, и ее трудно представить как предвещающую открытую политику. , демократическое общество. [55]

Личная жизнь

[ редактировать ]
Антония и Михаил Бакунины, ок. 1861 г.

Бакунин женился на Антонии Квятковской, родом из Польши, во время ссылки в Сибири. Квятковская была намного моложе Бакунина (разница в 26 лет; ей было 18) и мало интересовалась политикой. Их разногласия и скудное внимание Бакунина к романтике заставили биографов размышлять о возможных психосексуальных причинах личной жизни Бакунина и степени его преданности революционным действиям. Хотя она оставалась замужем за Бакуниным до его смерти в 1876 году, при жизни Бакунина у Квятковской было трое детей от другого мужчины - его итальянского ученика, который женился на ней после смерти Бакунина. [56]

Наследие

[ редактировать ]

Бакунин был ведущим революционером-анархистом XIX века, действовавшим с 1840-х по 1870-е годы. [7] Его основополагающие анархистские сочинения помогли движению противостоять капитализму и марксизму и стали более популярными после его смерти, а некоторые из его наиболее уважаемых работ были опубликованы посмертно и в новых изданиях. Его «Этатизм и анархия» повлияли на растущее русское народническое движение крестьянского социализма, а его анархизм повлиял на идеологию как русской революции , так и гражданской войны в Испании . 1960-х годов Новые левые возродили интерес к его работам и идеям добровольного объединения и оппозиции авторитарному социализму, опубликовав новые издания и переводы. [28]

Наследие Бакунина отражает парадокс и двойственность, в которой он жил. Как выразился историк Пауль Аврич , Бакунин был «дворянином, жаждавшим крестьянского восстания, либертарианцем с стремлением доминировать над другими, интеллектуалом с сильным антиинтеллектуальным уклоном», который заявлял о поддержке неограниченной свободы, требуя при этом безоговорочного повиновения от его последователи. Многие из его действий приближали его к более поздним авторитарным движениям, даже если его слова были антиавторитарными. [57]

В частности, антисемитские отрывки в произведениях Бакунина были предметом широкого интереса, так что биограф Бакунина Марк Лейер сказал, что этот вопрос поднимается каждый раз, когда он говорит о Бакунине. И Лейер, и исследователь антисемитизма Эйрик Эйглад отметили, что антисемитизм не был существенным для мысли Бакунина, и его мысли не ценились из-за его антисемитизма. [58] Социолог Марсель Штетцлер утверждал обратное, заявляя, что антисемитский образ еврейского мирового господства находился в центре политической мысли Бакунина. [59] Антиеврейское и антинемецкое недовольство Бакунина наиболее заметно в контексте его нападок на Маркса, но его антисемитизм возник еще до этих отрывков. [60] [61] Ученый Маршалл Шац отметил, что существует разрыв между эгалитарными принципами Бакунина и его этническими предрассудками, даже если этот антисемитизм и стереотипы были распространены среди французских радикалов той эпохи. [60] и разделяемый самим Марксом. [62]

Ноам Хомский назвал предсказание Бакунина о том, что марксистские режимы станут диктатурами, «одним из немногих предсказаний социальных наук, которые действительно сбылись». [63]

Архивы Бакунина хранятся в нескольких местах: Пушкинском доме , Государственном архиве Российской Федерации , Российской государственной библиотеке , Российском государственном архиве литературы и искусства , Российской национальной библиотеке , Международном институте социальной истории . [28]

Работает

[ редактировать ]
  • Бог и государство , ISBN   048622483X

Коллекции

[ редактировать ]
  • Бакунин об анархизме (1971). Отредактировано, переведено и с предисловием Сэма Долгоффа . Предисловие Пола Аврича . Нью-Йорк: Кнопф. Первоначально опубликованный как «Бакунин об анархии» , он включает в себя книгу Джеймса Гийома « Бакунин: биографический очерк» . ISBN   0043210120 .
  • Михаил Бакунин: Избранные сочинения (1974). А. Ленинг (ред.). Нью-Йорк: Гроув Пресс. ISBN   0802100201 .
  • Анархизм: Документальная история либертарианских идей , Том 1: От анархии к анархизму (300 г. н.э. – 1939 г.) (2005). Роберт Грэм (ред.). Монреаль и Нью-Йорк: Книги Черной Розы. ISBN   1551642514 .
  • Политическая философия Бакунина (1953). Г. П. Максимов (ред.). В него входит «Михаил Бакунин: Биографический очерк » Макса Неттлау.
  • Основной Бакунин: Сочинения 1869–1871 (1992). Роберт М. Катлер (ред.). Нью-Йорк: Книги Прометея, 1992. ISBN   0879757450 .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Russian: Михаил Александрович Бакунин , IPA: [mʲɪxɐˈil ɐlʲɪkˈsandrəvʲɪdʑ bɐˈkunʲɪn] .
  1. ^ Петров, Кристиан (2019). « 'Ударь, направо и налево!': концептуально-исторический анализ русского нигилизма 1860-х годов и его понятия отрицания» . Стад Восток Eur Мысль . 71 (2): 73–97. дои : 10.1007/s11212-019-09319-4 . S2CID   150893870 .
  2. ^ Сканлан, Джеймс П. (1998). «Русский материализм: '1860-е годы' ». Философская энциклопедия Рутледжа . Тейлор и Фрэнсис. дои : 10.4324/9780415249126-E050-1 . ISBN  978-0415250696 .
  3. ^ Эди, Джеймс М.; Сканлан, Джеймс; Зельдин, Мэри-Барбара (1994). Русская философия, том II: нигилисты, народники, критики религии и культуры . Университет Теннесси Пресс. п. 3. Сам Бакунин был западником
  4. ^ "Бакунин" . Словарь колледжа Random House Кернермана Вебстера . 2010.
  5. ^ Мастерс, Энтони (1974), Бакунин, отец анархизма , Saturday Review Press, ISBN  0841502951
  6. Сэйл, Киркпатрик (6 ноября 2006 г.), Враг государства . Архивировано 4 июня 2011 г. в Wayback Machine , The American Conservative.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и Шац 2003 , с. 35.
  8. ^ Экхардт 2022 , с. 308.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Экхардт 2022 , с. 309.
  10. ^ Шац 2003 , с. 35; Экхардт 2022 , с. 309.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Шац 2003 , с. 36.
  12. ^ Экхардт 2022 , стр. 309–310.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Экхардт 2022 , с. 310.
  14. ^ Шац 2003 , с. 36; Экхардт 2022 , с. 310.
  15. ^ Экхардт 2022 , стр. 310–311.
  16. ^ Шац 2003 , стр. 36–37.
  17. ^ Перейти обратно: а б Шац 2003 , с. 37.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Шац 2003 , с. 38.
  19. ^ Аврич, Пол. «Бакунин в Америке» (PDF) .
  20. ^ Кавелин, Константин (1894). Драгоманов, Михаил (ред.). Общественно-политическая переписка Константина Кавелина и Ивана Тургенева с Александром Ив. Червы: С дополнениями и пояснениями . Библиотека русских памятных вещей; 4 тома (на немецком языке). Штутгарт: Издательство преемника книжного магазина JG Cotta. стр. 64–66.
  21. ^ Бегли, Адам (5 июля 2017 г.). «Золотая книга Надара» . Парижское обозрение . Проверено 23 ноября 2023 г.
  22. ^ «Альбом автографов Надара» . Проверено 23 ноября 2023 г.
  23. ^ Шац 2003 , стр. 38–39.
  24. ^ Перейти обратно: а б Шац 2003 , с. 39.
  25. ^ Шац 2003 , стр. 39–40.
  26. ^ Перейти обратно: а б Шац 2003 , с. 40.
  27. ^ Дрейк 2009 , стр. 35–36.
  28. ^ Перейти обратно: а б с Шац 2003 , с. 41.
  29. ^ Перейти обратно: а б с д и Бог и государство , Михаил Бакунин, 1882 г.
  30. ^ Михаил Бакунин: Избранные сочинения , изд. А. Ленинг (Нью-Йорк: Grove Press, 1974), с. 268.
  31. ^ Перейти обратно: а б «Что такое авторитет?» . www.marxists.org .
  32. ^ Карл Шмитт (2005). Политическая теология . Издательство Чикагского университета. стр. 64
  33. Парижская Коммуна и идея государства , Михаил Бакунин, 1871 г.
  34. ^ «Михаил Бакунин: Политическая теология Мадзинни; (1871); из книги: Михаил Бакунин: Избранные сочинения, изданные в 1973 году» (PDF) .
  35. ^ Маршалл 1992 , стр. 300–301.
  36. ^ Майер, Генрих (1995). Карл Шмитт и Лео Штраус: Скрытый диалог . Издательство Чикагского университета. стр. 75–76. ISBN  0226518884 .
  37. ^ Шмитт, Карл (1922). Политическая теология . Издательство Чикагского университета. стр. 64–66 . ISBN  0226738892 .
  38. ^ Михаил Бакунин, Работы Михаила Бакунина 1871 г. , Marxists.org , получено 8 сентября 2009 г.
  39. ^ Михаил Бакунин, Работы Михаила Бакунина 1870 г. , Marxists.org , получено 8 сентября 2009 г.
  40. Письма французу о современном кризисе , Михаил Бакунин, 1870 г.
  41. ^ Перейти обратно: а б О Интернациональном рабочем объединении и Карле Марксе , Михаил Бакунин, 1872 г.
  42. ^ Перейти обратно: а б с Революционный катехизис , Михаил Бакунин, 1866 г.
  43. ^ Патсурас, Луи. 2005. Маркс в контексте. iUniverse. п. 54
  44. ^ Бакунин Михаил. Бакунин об анархизме. Книги Черной розы. 1980. с. 369
  45. ^ Перейти обратно: а б Вудкок, Джордж (1962, 1975). Анархизм , 158. Хармондсворт, Англия: Penguin Books. ISBN   0140206221 .
  46. ^ Перейти обратно: а б Михаил Бакунин, Работы Михаила Бакунина 1873 г. , Marxists.org , получено 8 сентября 2009 г.
  47. ^ Часто задаваемые вопросы по анархистской теории, версия 5.2 , Gmu.edu , получено 8 сентября 2009 г.
  48. ^ Михаил Бакунин (1867). «Федерализм, социализм, антитеологизм» . Марксисты.орг.
  49. ^ Цитируется Брайаном Моррисом, Бакунин: Философия свободы, 1993, стр. 14.
  50. New York Daily Tribune (2 октября 1852 г.) о «Революции и контрреволюции в Германии»
  51. ^ Цитируется Брайаном Моррисом, Бакунин: Философия свободы, 1993, стр. 29.
  52. ^ Перейти обратно: а б Бакунин Михаил. Избранные сочинения . п. 219.
  53. ^ «Марксизм и анархизм: философские корни конфликта Маркса и Бакунина - Часть вторая» Энн Робертсон.
  54. ^ «3. Люмпенпролетариат и пролетарий безымянный» . libcom.org .
  55. ^ Маршалл 1992 , с. 287.
  56. ^ Шац 2003 , стр. 37–38.
  57. ^ Аврич 1988 , с. 14.
  58. ^ Эйглад 2015 , стр. 235–236 .
  59. ^ Штетцлер 2014 , стр. 139–140.
  60. ^ Перейти обратно: а б Шац 1990 , с. ххх .
  61. ^ Чейнс, Джером А. (2004). Антисемитизм: Справочник . Академик Блумсбери. п. 151. ИСБН  9781576072097 .
  62. ^ Лейер 2009 , стр. 276 .
  63. ^ Ноам Хомский - Ленин, СССР и предсказания Бакунина , получено 8 июля 2023 г.
  64. ^ Ходжес, Дональд Кларк. «Взлет и падение воинствующего профсоюзного движения». Американский журнал экономики и социологии , том. 20, нет. 5, 1961, стр. 483–96. JSTOR , JSTOR   3484301 . По состоянию на 9 марта 2023 г.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7d26e4d6d26c3fc12265b1f13eb545bc__1720660080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/bc/7d26e4d6d26c3fc12265b1f13eb545bc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mikhail Bakunin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)