Jump to content

Саматха-випассана

(Перенаправлено из медитации Випассана )
Translations of
Vipassanā
Englishinsight, clear-seeing, special seeing, distinct seeing
Sanskritविपश्यना
(IAST: vipaśyanā)
Paliविपस्सना
(vipassanā)
Burmeseဝိပဿနာ (WiPakThaNar)
Chinese
(Pinyin: guān)
Khmerវិបស្សនា
(UNGEGN: vĭbâssânéa)
Sinhalaවිපස්සනා
(vipassana)
Tibetanལྷག་མཐོང་
(Wylie: lhag mthong; THL: lhak-thong)
Thaiสมถะวิปัสสนา
Vietnamesequán
Glossary of Buddhism

Саматха ( санскрит : शमठा; китайский : ; пиньинь : чжу) . [ примечание 1 ] ), "спокойствие," [ 1 ] "умиротворенность," [ 2 ] «спокойствие осознания», [ сеть 1 ] и випассана ( пали ; санскрит : विपश्यना; сингальский : विदर्शना ), буквально «особенный, супер ( ви- ), видящий ( -пассана )», [ 3 ] — это два качества ума, развивающиеся в буддийской практике в тандеме.

В Палийском Каноне и Агаме эти качества не являются конкретными практиками, а элементами «единого пути» и «реализуются» с развитием ( бхавана ) внимательности ( сати ) и медитации ( джхана / дхьяна ) и других путей. факторы . [ 4 ] [ 5 ] В то время как джхана / дхьяна играет центральную роль на буддийском пути, випассана редко упоминается отдельно, а обычно описывается вместе с саматхой . [ 4 ] [ 5 ]

The Abhidhamma Pitaka and the commentaries describe samatha and vipassanā as two separate techniques, taking samatha to mean concentration-meditation, and vipassanā as a practice to gain insight. In the Theravāda tradition, vipassanā is a practice that seeks "insight into the true nature of reality", which is defined as anicca ("impermanence"), dukkha ("suffering, unsatisfactoriness"), and anattā ("non-self"): the three marks of existence.[6][7] В Махаяны традициях випассана определяется как понимание шуньяты («пустоты») и природы будды .

In modern Theravāda, the relation between samatha and vipassanā is a matter of dispute. Meditation-practice was reinvented in the Theravāda tradition in the 18th–20th centuries, based on contemporary readings of the Satipaṭṭhāna sutta, the Visuddhimagga, and other texts, centering on vipassanā and "dry insight" and downplaying samatha.[8] Vipassanā became of central importance in the 20th century Vipassanā movement[9] which favors vipassanā over samatha.

Some critics[like whom?] point out that both are necessary elements of the Buddhist training, while other critics[like whom?] argue that dhyāna is not a single-pointed concentration exercise.

Terminology

[edit]

Samatha

[edit]

The Sanskrit word śamatha can be translated as "tranquility";[6][1] "tranquility of the mind";[1] "tranquillity of awareness";[web 1] "serenity";[2] "calm";[1] "meditative calm";[1] or "quietude of the heart."[1]

The Tibetan term for samatha is ཞི་གནས་ (shyiné; Wylie: zhi-gnas).[10] The semantic field of Sanskrit shama and Tibetan shi is "pacification", "the slowing or cooling down", "rest."[10] The semantic field of Tibetan is "to abide or remain" and this is cognate or equivalent with the final syllable of the Sanskrit, thā.[11] According to Jamgon Kongtrul, the terms refer to "peace" and "pacification" of the mind and the thoughts.[10]

Vipassanā

[edit]

Vipassanā is a Pali word derived from the prefix "vi-" and the verbal root "-passanā":[3]

vi-
"special," "super";[3] "in a special way," "into, through";[7] "clear."[12]
-passanā
"seeing";[3] "seeing," "perceiving";[7] "free from preconception."[12]

The literal meaning is "super-seeing,"[3] but is often translated as "insight" or "clear-seeing."[citation needed] Henepola Gunaratana defines vipassanā as "[l]ooking into something with clarity and precision, seeing each component as distinct and separate, and piercing all the way through so as to perceive the most fundamental reality of that thing."[7] According to Mitchell Ginsberg, vipassanā is "[i]nsight into how things are, not how we thought them to be."[12]

A synonym for vipassanā is paccakkha "perceptible to the senses" (Pāli; Sanskrit: pratyakṣa), literally "before the eyes", which refers to direct experiential perception. Thus, the type of seeing denoted by vipassanā is that of direct perception, as opposed to knowledge derived from reasoning or argument.[citation needed]

In Tibetan, vipassanā is lhaktong (Wylie: lhag mthong). Lhak means "higher", "superior", "greater"; tong is "view, to see". So together, lhaktong may be rendered into English as "superior seeing", "great vision", or "supreme wisdom". This may be interpreted as a "superior manner of seeing", and also as "seeing that which is the essential nature". Its nature is a lucidity—a clarity of mind.[13]

Origins and development

[edit]

Early Buddhism

[edit]

According to Thanissaro Bhikkhu, "samatha, jhāna, and vipassanā were all part of a single path."[4] According to Keren Arbel, samatha and vipassanā are not specific practices, but qualities of the mind that a practitioner fulfills as they develop the factors of the Noble Eightfold Path, including sati ("mindfulness") and jhāna/dhyāna ("meditation").[5] In the Sutta Piṭaka the term "vipassanā" is hardly mentioned, while those texts frequently mention jhāna as the meditative practice to be undertaken. As Thanissaro Bhikkhu writes,

When [the Pāli suttas] depict the Buddha telling his disciples to go meditate, they never quote him as saying "go do vipassanā," but always "go do jhāna." And they never equate the word "vipassanā" with any mindfulness techniques. In the few instances where they do mention vipassanā, they almost always pair it with samatha — not as two alternative methods, but as two qualities of mind that a person may "gain" or "be endowed with," and that should be developed together.[web 2]

According to Vetter and Bronkhorst, dhyāna constituted the original "liberating practice" of the Buddha.[14][15][16] Vetter further argues that the Noble Eightfold Path constitutes a body of practices that prepare one, and lead up to, the practice of dhyāna.[17] Vetter and Bronkhorst further note that dhyāna is not limited to single-pointed concentration, which seems to be described in the first jhāna, but develops into equanimity and mindfulness,[18][19][note 2] "born from samādhi."[20] Wynne notes that one is then no longer absorbed in concentration, but is mindfully aware of objects while being indifferent to them,[21] "directing states of meditative absorption towards the mindful awareness of objects."[22]

A number of suttas mention samatha and vipassanā as mental qualities that are to be developed in tandem.[note 3] In SN 43.2, the Buddha states: "And what, bhikkhus, is the path leading to the unconditioned? Serenity and insight..."[23] In SN 35.245, the Kimsuka Tree Sutta, the Buddha provides an elaborate metaphor in which serenity and insight are "the swift pair of messengers" who deliver the message of nibbāna (Pāli; Skt.: nirvāṇa) via the noble eightfold path:[note 4]

These two qualities have a share in clear knowing. Which two? Tranquility (samatha) & insight (vipassanā).

When tranquility is developed, what purpose does it serve? The mind is developed. And when the mind is developed, what purpose does it serve? Passion is abandoned.
When insight is developed, what purpose does it serve? Discernment is developed. And when discernment is developed, what purpose does it serve? Ignorance is abandoned.

Defiled by passion, the mind is not released. Defiled by ignorance, discernment does not develop. Thus from the fading of passion is there awareness-release. From the fading of ignorance is there discernment-release.[web 3]

Ven. Ānanda reports that people attain arahantship in one of four ways:

Friends, whoever — monk or nun — declares the attainment of arahantship in my presence, they all do it by means of one or another of four paths. Which four?
There is the case where a monk has developed insight preceded by tranquility. [...]
Then there is the case where a monk has developed tranquillity preceded by insight. [...]
Then there is the case where a monk has developed tranquillity in tandem with insight. [...]
Then there is the case where a monk's mind has its restlessness concerning the Dhamma [Comm: the corruptions of insight] well under control.

— AN 4.170, the Four Ways to Arahantship Sutta[note 5]

Disjunction of samatha and vipassanā

[edit]

Buddhaghosa, in his influential Theravāda scholastic treatise Visuddhimagga, states that jhāna is induced by samatha, and then jhāna is reflected upon with mindfulness, becoming the object of vipassanā, with the reflector realizing that jhāna is marked by the three characteristics.[24] One who uses this method is referred to as a "tranquility worker" (Pāḷi: samatha yānika).[8] However modern Buddhist teachers such as Henepola Gunaratana state that there is virtually no evidence of this method in the Pāḷi suttas.[25] A few suttas describe a method of "bare insight", or "dry insight" where only vipassanā is practiced, examining ordinary physical and mental phenomena to discern the three marks.[8] Gombrich and Brooks argue that the distinction as two separate paths originates in the earliest interpretations of the Sutta Pitaka,[26] not in the suttas themselves.[note 6]

According to Richard Gombrich, a development took place in early Buddhism resulting in a change in doctrine that considered prajñā to be an alternative means to awakening, alongside the practice of dhyāna.[27] The suttas contain traces of ancient debates between Mahāyāna and Theravāda schools concerning the interpretation of the teachings and the development of insight. Out of these debates developed the idea that bare insight suffices to reach liberation, by discerning the three marks (qualities) of (human) existence (tilakkhaṇa), namely dukkha (suffering), anattā (non-self), and anicca (impermanence).[28] Thanissaro Bikkhu also argues that samatha and vipassanā have a "unified role," whereas "[t]he Abhidhamma and the Commentaries, by contrast, state that samatha and vipassanā are two distinct meditation paths."[note 7]

Gunaratana notes that "[t]he classical source for the distinction between the two vehicles of serenity and insight is the Visuddhimagga."[29] Ajahn Brahm (who, like Bhikkhu Thanissaro, is of the Thai Forest Tradition) writes that

Some traditions speak of two types of meditation, insight meditation (vipassanā) and calm meditation (samatha). In fact the two are indivisible facets of the same process. Calm is the peaceful happiness born of meditation; insight is the clear understanding born of the same meditation. Calm leads to insight and insight leads to calm."[30]

Theravāda and the vipassanā movement

[edit]

By the tenth century meditation was no longer practiced in the Theravada tradition, due to the belief that Buddhism had degenerated, and that liberation was no longer attainable until the coming of the future Buddha, Maitreya.[6][note 8] It was reinvented in Myanmar (Burma) in the 18th century by Medawi (1728–1816), leading to the rise of the Vipassanā movement in the 20th century, reinventing vipassanā meditation, developing simplified meditation techniques (based on the Satipatthana sutta, the Ānāpānasati Sutta, the Visuddhimagga, and other texts), and emphasizing satipaṭṭhāna and bare insight.[31][32] In this approach, samatha is regarded as a preparation for vipassanā, pacifying the mind and strengthening concentration, so that insight into impermanence can arise, which leads to liberation. Ultimately, these techniques aim at stream entry, which safeguards future development towards full awakening, despite the degenerated age we live in.[note 9]

Samatha

[edit]

According to the Theravāda tradition, samatha refers to techniques that help to calm the mind. Samatha is thought to be developed by samādhi, interpreted by the Theravāda commentatorial tradition as concentration-meditation, the ability to rest the attention on a single object of perception. One of the principal techniques for this purpose is mindfulness of breathing (Pāḷi: ānāpānasati).[citation needed] Samatha is commonly practiced as a prelude to and in conjunction with wisdom practices.[citation needed]

Objects of samatha-meditation

[edit]

Some meditation practices, such as contemplation of a kasiṇa object, favor the development of samatha; others, such as contemplation of the aggregates, are conducive to the development of vipassanā; while others, such as mindfulness of breathing, are classically used for developing both mental qualities.[33]

The Visuddhimagga (5th century CE) mentions forty objects of meditation. Mindfulness (sati) of breathing (ānāpāna: ānāpānasati; S. ānāpānasmṛti) is the most common samatha practice (though this term is also used for vipassanā meditation). Samatha can include other samādhi practices as well.

Signs and stages of joy in samatha-meditation

[edit]

Theravāda Buddhism describes the development of samatha in terms of three successive mental images or 'signs' (nimitta)[note 10] and five stages of joy (Pīti).[note 11] According to the Theravāda-tradition, pīti, a feeling of joy, gladness or rapture, arises from the abandonment of the five hindrances in favor of concentration on a single object.[35] These stages are outlined by the Theravāda exegete Buddhaghosa in his Visuddhimagga (also in Atthasālinī) and the earlier Upatissa (author of the Vimuttimagga). Following the establishment of access concentration (upacāra-samādhi), one can enter the four jhānas, powerful states of joyful absorption in which the entire body is pervaded with pīti.

Variations in samatha

[edit]

In the Theravāda tradition various understandings of samatha exist:[note 12]

  • In Sri Lanka samatha includes all those meditations that are directed at static objects.[36]
  • In Burma, samatha comprises all concentration practices aimed at calming the mind.
  • The Thai Forest tradition deriving from Ajahn Mun and popularized by Ajahn Chah stresses the inseparability of samatha and vipassanā, and the essential necessity of both practices.

Vipassanā

[edit]

In modern Theravāda, liberation is thought to be attained by insight into the transitory nature of phenomena. This is accomplished by establishing sati (mindfulness) and samatha through the practice of ānāpānasati (mindfulness of breathing), using mindfulness for observing the impermanence in the bodily and mental changes, to gain insight (P: vipassanā, S: vipaśyanā; P: paññā, S: prajñā) into the true nature of phenomena.[37][38]

Vipassanā movement

[edit]

The term vipassanā is often conflated with the Vipassanā Movement, which popularised new vipassanā teachings and practice. It started in the 1950s in Burma, but has gained wide renown mainly through American Buddhist teachers such as Joseph Goldstein, Tara Brach, Gil Fronsdal, Sharon Salzberg, and Jack Kornfield. The movement has a wide appeal due to being inclusive of different Buddhist and non-buddhist wisdom, poetry as well as science. It has together with the modern American Zen tradition served as one of the main inspirations for the "mindfulness movement" as developed by Jon Kabat-Zinn and others. The Vipassanā Movement, also known as the Insight Meditation Movement, is rooted in Theravāda Buddhism and the revival of meditation techniques, especially the "New Burmese Method", the Thai Forest Tradition, and modern influences[9] on the traditions of Sri Lanka, Burma, Laos, and Thailand.

In the Vipassanā Movement, the emphasis is on the Satipatthana Sutta and the use of mindfulness to gain insight into the impermanence of the self. It argues that the development of strong samatha can be disadvantageous,[39] a stance for which the Vipassana Movement has been criticised, especially in Sri Lanka.[40][41] The "New Burmese Method" was developed by U Nārada (1868–1955), and popularised by Mahasi Sayadaw (1904–1982) and Nyanaponika Thera (1901–1994). Other influential Burmese proponents include Ledi Sayadaw and Mogok Sayadaw as well as Mother Sayamagyi and S. N. Goenka, who were both students of Sayagyi U Ba Khin.[42] Influential Thai teachers include Ajahn Chah and Buddhadasa. A well-known Indian teacher is Dipa Ma.

Stages of practice

[edit]

Practice begins with the preparatory stage, the practice of śīla (virtue): giving up worldly thoughts and desires.[43][44] Jeff Wilson notes that morality is a quintessential element of Buddhist practice, and is also emphasized by the first generation of post-war western teachers. However, in the contemporary mindfulness movement, morality as an element of practice has been mostly discarded, "mystifying" the origins of mindfulness.[43]

The practitioner then engages in ānāpānasati (mindfulness of breathing), which is described in the Satipatthana Sutta as going into the forest and sitting beneath a tree to simply watch the breath: If the breath is long, to notice that the breath is long, if the breath is short, to notice that the breath is short.[45][46] In the "New Burmese Method", the practitioner attends to any arising mental or physical phenomenon, engaging in vitarka, noting or naming physical and mental phenomena (e.g. "breathing, breathing"), without engaging the phenomenon with further conceptual thinking.[44][47] By noticing the arising of physical and mental phenomena, the meditator becomes aware how sense impressions arise from the contact between the senses and physical and mental phenomena,[44] as described in the five skandhas and paṭiccasamuppāda. According to Sayadaw U Pandita, one's awareness and observation of these sensations is de-coupled from any kind of physical response, which reconditions one's impulsive responses to stimuli, such that one is less likely to physically or emotionally overreact to the happenings of the world.[48]

Практикующий также начинает осознавать непрерывные изменения, связанные с дыханием, а также возникновение и исчезновение осознанности. [ 49 ] Это замечание сопровождается размышлениями о причинно-следственной связи и других буддийских учениях, ведущих к пониманию дуккхи , анатты и аниччи . [ 44 ] [ 49 ] Когда эти три характеристики поняты, размышление подчиняет себе [ нужны разъяснения ] , и процесс замечания ускоряется, отмечая явления в целом, не обязательно называя их. [ 44 ] [ 37 ] [ 38 ]

По словам тайского мастера медитации Аджана Ли , совместная практика саматхи и випассаны позволяет достичь различных умственных способностей и гнозиса (пани: абхиннья ), включая достижение нирваны , тогда как практика випассаны сама по себе позволяет достичь нирваны . но никаких других умственных способностей или гнозиса. [ 50 ]

Випассана джханы

[ редактировать ]

Випассана-джханы — это этапы, описывающие развитие саматхи в випассаны, практике медитации как это описано в современной бирманской медитации Випассана . [ 51 ] Махаси Саядо Ученик Саядо У Пандит описал четыре джханы випассаны следующим образом: [ 52 ]

  1. Медитатор сначала исследует связь тела и ума как единую недвойственность, обнаруживая три характеристики. Первая джхана состоит в видении этих точек и присутствии витарки и вичары . Феномены проявляют себя как возникающие и исчезающие.
  2. Во второй джхане практика кажется легкой. Витарка и вичара исчезают.
  3. В третьей джхане , пити радость, тоже исчезает: остается только счастье ( сукха ) и сосредоточение.
  4. Возникает четвертая джхана , характеризующаяся чистотой осознанности вследствие невозмутимости. Практика приводит к непосредственному знанию. Комфорт исчезает, потому что растворение всех явлений очевидно. Практика показывает каждое явление как нестабильное, преходящее, разочаровывающее. Желание свободы имеет место быть.

Саматха -медитация и джхана ( дхьяна часто считаются синонимами ) в современной Тхераваде , но четыре джханы подразумевают повышенное осознание, а не сужение ума. [ нужна ссылка ]

Веттер отмечает, что самадхи может относиться к четырем стадиям медитации дхьяны , но только первая стадия относится к сильной концентрации, из которой возникают другие стадии, включающие осознанность. [ примечание 13 ]

Согласно Ричарду Гомбричу, последовательность четырех рупа-джхан описывает два разных когнитивных состояния. [ 19 ] [ примечание 14 ] [ примечание 15 ] Гомбрич и Винн отмечают, что, хотя вторая джхана обозначает состояние погруженности, в третьей и четвертой джхане человек выходит из этой погруженности, осознанно осознавая объекты, оставаясь при этом безразличным к ним. [ 21 ] По словам Гомбриха, «более поздняя традиция фальсифицировала джханы , классифицируя их как квинтэссенцию концентрированного, успокаивающего вида медитации, игнорируя другой - и действительно более высокий - элемент». [ 19 ] Александр Винн далее объясняет, что схема дхьяны плохо изучена. [ 53 ] По мнению Винна, слова, выражающие привитие осознанности, такие как сати , сампаджано и упеккха , неправильно переводятся или понимаются как особые факторы медитативных состояний. [ 53 ] тогда как они относятся к определенному способу восприятия объектов чувств. [ примечание 16 ]

Северная традиция

[ редактировать ]

Северо-индийские буддийские традиции, такие как Сарвастивада и Саутрантика, практиковали медитацию, как описано в таких текстах, как и Йогачарабхуми Абхидхармакошакарика Васубандху - шастра . Абхидхармакошакарика випашьяна утверждает, что практикуется , как только человек достигает самадхи («погруженность»), путем развития четырех основ осознанности ( смритюпастхана ). [ 54 ] Это достигается, по мнению Васубандху ,

[b]y рассматривают уникальные характеристики ( свалакшана ) и общие характеристики ( саманьялакшана ) тела, ощущений, ума и дхарм.

«Уникальные характеристики» означают его собственную природу ( свабхава ).

«Общие характеристики» означают тот факт, что «Все обусловленные вещи непостоянны; все нечистые дхармы страдают; и что все дхармы пусты ( шунья ) и безличны ( анатмака ). [ 54 ]

Асанги В « Абхидхарма-самуччая» говорится, что практика шаматха-випашьяны является частью начала пути Бодхисаттвы, первого «пути подготовки» ( самбхарамарга ). [ 55 ]

Стхавира -никая , одна из ранних буддийских школ , из которой зародилась традиция Тхеравады , подчеркивала внезапное прозрение: «В Стхавираваде [...] прогресс в понимании приходит сразу, «прозрение» ( абхисамайя ) не приходит «постепенно». (последовательно — анапурва )». [ 56 ]

Махасангхика « , еще одна из ранних буддийских школ, имела доктрину экакшаначитты , согласно которой Будда знает все в одно мгновение мысли». [ 57 ] Однако этот процесс должен был применяться только к Будде и пачекабуддам . Мирянам, возможно, придется испытать различные уровни прозрения, чтобы стать полностью просветленными.

Более поздняя индийская схоластическая традиция Махаяны, примером которой является Шантидевы » «Бодхисаттвачарьяаватара , рассматривала шаматху как необходимую предпосылку випашьяны . Таким образом, нужно было сначала начать со спокойной пребывающей медитации, а затем переходить к прозрению. [ нужна ссылка ] В комментарии Панджики к Праджнякарамати ( Уайли : shes rab 'byung gnas blo gros ) к Бодхисаттвачарьяаватаре , випашьяна определяется просто как «мудрость ( праджня ), имеющая природу глубокого знания реальности такой, какая она есть. [ 58 ]

Ряд сутр Махаяны обращается к шаматхе , обычно в сочетании с випашьяной . Одна из наиболее выдающихся, Сутра Облака Драгоценностей ( Арья Ратнамега Сутра , тиб. phags-pa dkon-mchog sprin-gyi mdo , китайский 寶雲經 T658, 大乘寶雲經 T659) делит все формы медитации на шаматху или випашьяну , определяя шаматху как «однонаправленное сознание», а випашьяну как «видение природы вещей». [ 59 ]

Сутра , раскрывающая тайны ( Самдхинирмочана Сутра ), йогачара- сутра , также часто используется в качестве источника учений по шаматхе . Самадхираджа Сутра часто упоминается как важный источник наставлений по шаматхе в традиции Кагью , особенно через комментарий Гампопы . [ 60 ] хотя ученый Эндрю Скилтон, который тщательно изучил Самадхираджа-сутру , сообщает, что сама сутра «не содержит существенного описания ни медитативных практик, ни состояний ума». [ 61 ]

Випассана — Праджня и Шуньята.

[ редактировать ]

Традиция Махаяны делает упор на праджню , понимание шуньяты , дхарматы , доктрины двух истин , ясности и пустоты или блаженства и пустоты: [ 62 ]

[Т] само название большого корпуса ранней литературы Махаяны, Праджняпарамита , показывает, что в некоторой степени историк может экстраполировать тенденцию превозносить проницательность, праджню , за счет бесстрастия, вираги , контроля над эмоциями. [ 38 ]

В Махаяне Акшаямати-нирдеша говорится о випашьяне как о видении явлений такими, какие они есть на самом деле, то есть пустыми, без «я», не возникшими и не цепляющимися. в Сутра Праджняпарамиты 8000 строк утверждает , что практика прозрения — это неприсвоение каких-либо дхарм , включая пять совокупностей :

Точно так же и Бодхисаттва, пребывающий в парамите мудрости и развивающийся как таковой, не имеет и даже не может стоять в форме, чувстве, восприятии, импульсе и сознании... Это сосредоточенное прозрение Бодхисаттвы называется «неприсвоением всех дхарм ». ". [ 63 ]

Хотя Тхераваду и Махаяну обычно понимают как разные направления буддизма, их акцент на прозрении является общим знаменателем: «В практике и понимании дзэн на самом деле очень близок к Тхеравады, лесной традиции хотя его язык и учения находятся под сильным влиянием даосизма и конфуцианства. ." [ 64 ] [ примечание 17 ]

Восточноазиатская Махаяна

[ редактировать ]

Китайский буддизм

[ редактировать ]

В китайском буддизме работы Тяньтай мастера Чжии (такие как Мохэ Чжигуань , «Великая шаматха-випашьяна ») являются одними из наиболее влиятельных текстов, в которых обсуждается медитация випашьяна с точки зрения Махаяны. Чжии учит созерцанию скандх , аятан , дхату , клеш , ложных воззрений и некоторых других элементов. [ 65 ] Аналогичным образом, во влиятельном тексте под названием « Пробуждение веры в Махаяне» есть раздел, посвященный медитации спокойствия и прозрения. В нем говорится:

Тот, кто практикует «ясное наблюдение», должен заметить, что все обусловленные явления в мире нестационарны и подвержены мгновенному преобразованию и разрушению; что вся деятельность ума возникает и угасает в тот или иной момент; и что, следовательно, все это вызывает страдание. Он должен заметить, что все, что было задумано в прошлом, было туманно, как сон, что все, что задумано в будущем, будет подобно облакам, внезапно поднявшимся. Ему также следует заметить, что физическое существование всех живых существ в мире нечисто и что среди этих различных грязных вещей нет ни одной, которую можно было бы искать с радостью. [ 66 ]

Чан/Дзен

[ редактировать ]

Традиция дзэн выступает за одновременную практику шаматхи и випашьяны , и это называется практикой безмолвного просветления . [ 67 ] Классический текст Чань, известный как « Сутра платформы», гласит:

Успокоение – это суть мудрости. А мудрость — это естественная функция успокоения [т. е. праджня и самадхи ]. Во время праджни в этом самадхи существует . Во время самадхи в этом пребывает праджня . Как получается, что самадхи и праджня эквивалентны? Это похоже на свет лампы. Когда существует лампа, есть свет. Когда нет лампы, есть тьма. Лампа – это сущность света. Свет – естественная функция лампы. Хотя названия у них разные, по сути они принципиально идентичны. Учение самадхи и праджни именно такое. [ 67 ]

Чань-буддизм делает упор на внезапное прозрение ( субитизм ), [ 56 ] хотя в традиции Чань за этим пониманием следует постепенное совершенствование. Это «постепенное обучение» выражается в учениях, таких как « Пять рангов просветления», иллюстрации «Десять быков» , подробно описывающие шаги на пути, «три таинственных врата» Линджи и «четыре пути познания» Хакуина Экаку .

Индо-тибетская традиция

[ редактировать ]

В тибетском буддизме практика шаматхи и випашьяны находится под сильным влиянием текста Махаяны, называемого Бхаванакрама индийского мастера Камалашилы . Камалашила определяет випашьяну как «распознавание реальности» ( бхута-пратьявекша ) и «точное осознание истинной природы дхарм ». [ 68 ]

Согласно Трангу Ринпоче , когда шаматха и випашьяна объединяются (как в основном Мадхьямаки подходе Шантидевы и Камалашилы ), посредством шаматхи оставляются беспокоящие эмоции, что, таким образом, облегчает випашьяну , «ясное видение». Випашьяна культивируется посредством рассуждений, логики и анализа в сочетании с шаматхой .

Напротив, в традиции сиддхов прямого подхода Махамудры и Дзогчена випашьяна устанавливается непосредственно через взгляд в собственный ум. После этого первоначального признания випашьяны устойчивость шаматхи внутри этого осознания развивается . По словам Трангу Ринпоче, при прямом подходе также часто необходимо сначала развить достаточно шаматхи для служения випашьяне . [ 69 ] Дзогчен Понлоп Ринпоче описывает взаимосвязь развития практик шаматхи и випашьяны так :

Практика этих двух аспектов медитации заключается в том, что человек начинает с практики шаматхи ; на основе этого становится возможным практиковать випашьяну или лхагтонг . Благодаря тому, что практика випашьяны и продолжается в ее ходе основана на шаматхе , в конечном итоге человек заканчивает тем, что практиковал объединение [ юганаддха ] шаматхи и випашьяны . Объединение приводит к очень ясному и непосредственному переживанию природы всех вещей. Это очень приближает человека к тому, что называется абсолютной истиной. [ 70 ]

Они не заканчивают

[ редактировать ]

Тибетские писатели обычно определяют практику саматхи как сосредоточение ума на одном объекте и неподвижность. Дакпо Таши Намгьял , например, определяет саматху как:

фиксируя ум на каком-либо объекте, чтобы удерживать его, не отвлекаясь... фокусируя ум на объекте и удерживая его в этом состоянии, пока, наконец, он не будет направлен в один поток внимания и равномерности. [ 71 ]

Согласно геше Лхундуп Сопе , шаматха – это:

просто однонаправленность ума ( читтаикаграта ) на медитативном объекте ( аламбана ). Каким бы ни был объект... если ум может оставаться на своем объекте однонаправленно, спонтанно и без усилий ( набхисамскара ) и в течение такого длительного периода времени, как нравится медитирующему, он приближается к достижению медитативной стабилизации (набхисамскара) шаматха ). [ 71 ]

Шаматха способствует правильному аспекту концентрации благородного восьмеричного пути . Успешный результат шаматхи иногда характеризуют как медитативное погружение ( самадхи , тинг нге 'дзин ) и медитативное равновесие ( самахита , мньям-бжаг ), а также свободу от пяти препятствий ( аварана , сгриб-па ). Это также может привести к сиддхам ясновидения ( абхиджня , мгон шес ) и магической эманации ( нирмана , спрул па ). [ 72 ]

По словам Куладаса [ нужны разъяснения ] « Саматха имеет пять характеристик: без усилий устойчивое внимание ( самадхи ), мощная внимательность ( сати ), радость ( пити ), спокойствие ( пассаддхи ) и невозмутимость ( упеккха ). Полное состояние саматхи является результатом работы со стабильным вниманием ( самадхи ). и осознанность ( сати ) до тех пор, пока не появится радость, затем постепенно перерастает в спокойствие, и из этого возникает невозмутимость. Ум в саматхе — идеальный инструмент для достижения Прозрения и Пробуждения». [ 73 ]

Девять стадий спокойствия

[ редактировать ]

Эта формулировка встречается в различных источниках йогичары, таких как Абхидхармасамуччая и Шравакабхуми глава Йогачарабхуми-шастры . [ 74 ] Его также можно найти в Махаянасутраланкаре , которая демонстрирует значительное сходство по расположению и содержанию с Бодхисаттва-бхуми . [ примечание 18 ] В этой схеме говорится, что практика шаматхи проходит через девять «умственных пребываний» или «девять стадий тренировки ума» (санскр. navākārā cittasthiti , тиб. sems gnas dgu ), приводящих к собственно шаматхе (эквиваленту «концентрации доступа»). в системе Тхеравады), а оттуда к состоянию медитативной концентрации, называемому первой дхьяной (палийское: jhāna ; тиб. bsam gtan ), которое часто называют состоянием спокойствия или блаженства. [ 75 ] [ 76 ]

«Девять умственных пребываний», описанных Камалашилой , таковы: [ 77 ] [ 75 ]

  1. Размещение ума (санскр. cittasthāpana , тиб. འཇོག་པ sems 'jog-pa ) возникает, когда практикующий может сосредоточить свое внимание на объекте медитации, но не может удерживать это внимание очень долго. Отвлечения, притупленность ума и другие помехи являются обычным явлением.
  2. Непрерывное размещение (санскр. самстхапана , тиб. རྒྱུན་དུ་འཇོག་པ rgyun-du 'jog-pa ) возникает, когда практикующий испытывает моменты постоянного внимания на объекте, прежде чем отвлечься. По мнению Б. Алана Уоллеса , это когда медитирующий может удерживать внимание на объекте медитации около минуты. [ 78 ]
  3. Повторное размещение (санскр. avasthāpana , тиб. བླན་ཏེ་འཇོག་པ – slan-te 'jog-pa ) — это когда внимание практикующего фиксируется на объекте большую часть практики; и, кроме того, он или она способны как сразу осознать, что его или ее умственное удерживание объекта потеряно, так и быстро восстановить это внимание. Сакьонг Мипхам Ринпоче предполагает, что способность удерживать внимание в течение 108 дыханий является хорошим показателем достижения этой стадии. [ 79 ]
  4. Близкое размещение (санскр. upasthāpana , тиб. ཉེ་བར་འཇོག་པ – nye-bar 'jog-pa ) происходит, когда практикующий способен удерживать внимание на протяжении всего сеанса медитации (час и более), не теряя при этом ментального захвата. на объекте медитации вообще. На этом этапе практикующий достигает силы осознанности. Тем не менее, на этой стадии все еще присутствуют тонкие формы возбуждения, вялости или вялости. [ 80 ]
  5. Укрощение (санскр. damana , тиб. དུལ་བར་བྱེད་པ – дул-бар байед-па ) — это уровень, на котором практикующий достигает глубокого спокойствия ума, но все равно должен следить за тонкими формами расслабленности или тупости — мирных состояний. ума, что может быть ошибочно истолковано как желаемое пребывание в спокойствии. Сосредоточившись на будущих преимуществах обретения шаматхи, практикующий может «возвысить» (тиб. gzengs-bstod ) свой ум и стать более сосредоточенным и ясным. [ 81 ]
  6. Умиротворение (санскр. śamana , тиб. ཞི་བར་བྱེད་པ་ – zhi-bar byed-pa ) — стадия, во время которой тонкая умственная тупость или вялость уже не представляют большой трудности, но практикующий все еще склонен к тонким возбуждениям. которые возникают на периферии медитативного внимания. Б. Алан Уоллес утверждает, что эта стадия достигается только после тысяч часов строгих тренировок. [ 82 ]
  7. Полностью умиротворяющее (санскр. вьюпашамана , тиб. རྣམ་པར་ཞི་བར་བྱེད་པ་ – нье-бар жи-бар байд-па ) – это уточнение предыдущего состояния; хотя практикующий все еще может испытывать легкое возбуждение или притупленность, они редки, и практикующий может легко их распознать и успокоить.
  8. Однонаправление (санскр. ekotīkarana , тиб. རྩེ་གཅིག་ཏུ་བྱེད་པ་ – rtse-gcig-tu byed-pa ) — предпоследнее «постоянное»; это этап практики, на котором практикующий может достичь высокого уровня концентрации лишь с небольшим усилием, и его не прерывает даже легкая расслабленность или возбуждение в течение всего сеанса медитации.
  9. Сбалансированное размещение (санскр. samādhāna , тиб. མཉམ་པར་འཇོག་པ་བྱེད་པ་ – mnyam-par 'jog-pa ) является заключительной стадией практики шаматхи в этой модели, и подразумевает, что медитирующий теперь может без усилий достичь погруженной концентрации (санскр. самадхи , тиб. ting-nge-'dzin ) и поддерживать ее в течение примерно четырех часов без каких-либо перерывов. [ 82 ]
  10. Шаматха (тиб. ཞི་གནས་ – шийне ) как кульминация этой практики иногда причисляется к десятой стадии.

Випассана

[ редактировать ]

Индийский буддизм Махаяны использовал как дедуктивное исследование (применение идей к опыту), так и индуктивное исследование (делание выводов на основе непосредственного опыта) в практике випашьяны . (Они соответствуют соответственно «созерцательным формам» и «эмпирическим формам» в школе Тхеравады , описанным выше.) [ примечание 19 ] По словам Лии Залер, только традиция дедуктивного анализа випашьяны была передана в Тибет в контексте сутраяны . [ 84 ] [ примечание 20 ] Один ученый описывает свой подход так: «Общая картина, нарисованная Камалашилой, представляет собой своего рода последовательное чередование наблюдения и анализа, которое происходит полностью в сфере медитативной концентрации», в которой аналитическая часть состоит из Мадхьямаки рассуждений . В Тибете прямое изучение текущего опыта как средства достижения прозрения стало ассоциироваться исключительно с ваджраяной . [ примечание 21 ] [ примечание 22 ]

Махамудра и Дзогчен

[ редактировать ]

к саматхе подходят несколько иначе В традиции махамудры , как это практикуется в линии Кагью. Как Тралег Кьябгон Ринпоче объясняет :

В практике медитации спокойствия Махамудры [...] мы относимся ко всем мыслям как к одному, чтобы достичь достаточного расстояния и отстраненности от нашего текущего психического состояния, что позволит нам естественным образом перейти в состояние спокойствия без усилий или ухищрений [ ...] Чтобы разум успокоился, нам нужно приостановить оценочные суждения, которые мы навязываем нашей умственной деятельности [...] важно, чтобы мы не пытались создать состояние спокойствия, а позволили уму войти в спокойствие естественным путем. Это важное понятие в традиции Махамудры — недеяние. Мы не занимаемся медитацией успокоения, мы позволяем спокойствию возникнуть само по себе, и оно произойдет только в том случае, если мы перестанем думать о медитативном состоянии как о чем-то, что нам нужно делать активно [...] Так сказать Поймать себя в момент отвлечения — это настоящее испытание медитации успокоения, поскольку значение имеет не способность предотвращать возникновение мыслей или эмоций, а способность поймать себя в определенном умственном или эмоциональном состоянии. Это сама суть медитации успокоения [в контексте Махамудры] [...] Стиль медитации Махамудры не побуждает нас к различным уровням медитативной концентрации, традиционно описанным в руководствах по экзотерической медитации [...] Из С точки зрения Махамудры, мы не должны желать медитативного равновесия или иметь отвращение к дискурсивным мыслям и противоречивым эмоциям, но рассматривать оба этих состояния невозмутимо. Опять же, важным моментом является не то, присутствует ли медитативное равновесие, а то, способны ли мы сохранять осознанность своих психических состояний. Если тревожные мысли действительно возникают, а они, безусловно, будут, нам следует просто признать эти мысли и эмоции как преходящие явления. [ 87 ]

Для Кагьюпы в контексте махамудры шаматха посредством осознанности дыхания считается идеальным способом для медитирующего перейти к принятию самого ума в качестве объекта медитации и генерированию випашьяны на этой основе. [ 88 ]

Совершенно схожий подход к шаматхе можно найти в дзогчен семде (санскрит: махасандхи читтаварга ). В семде системе шаматха — первая из четырех йог (тиб. naljor , Wylie : rnal-'byor ), [ 89 ] остальные — это випашьяна ( Уайли : lhag-mthong ), недвойственность ( advaya , тиб. nyime , Wylie : gnyis-med ), [ 90 ] и спонтанное присутствие ( анабога или нирабога , тиб. lhundrub , Wylie : lhun-grub ). [ 91 ] Они параллельны четырем йогам махамудры .

Аджан Амаро, давний ученик тайской лесной традиции Тхеравадина Аджана Ча , также обучался подходу дзогчен семде шаматха под руководством Цокни Ринпоче . Он нашел сходство в подходах двух традиций к шаматхе . [ 92 ]

Махамудра и Дзогчен широко используют випашьяну . Сюда входят некоторые методы других традиций, а также их собственные специфические подходы. Они уделяют больше внимания медитации на символических образах. Кроме того, на пути Ваджраяны ( тантрического истинную природу ума ) гуру указывает на , и это служит прямой формой прозрения. [ примечание 23 ]

Подобные практики в других религиях

[ редактировать ]

Медитации из других религиозных традиций также могут быть признаны медитацией саматхи , которые различаются фокусом концентрации. В этом смысле саматха не является строго буддийской медитацией. Саматха в своей однонаправленной фокусировке и концентрации ума родственна шестой «ветви» аштанга-йоги , раджа-йоге , которая есть концентрация ( дхарана ). Для дальнейшего обсуждения см. «Йога-сутры» Патанджали .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Также латинизировано как саматха ; Тибетский : ཞི་གནས་ , Уайли : zhi gnas , THL : shyiné ; Английский: «спокойный» или «спокойствие».
  2. ^ Оригинальная публикация: Гомбрич, Ричард (2007), Религиозный опыт раннего буддизма , Библиотека OCHS
  3. ^ См. Татиясамадхисутта («Сутта четырех типов личностей»), AN 4.94.
  4. ^ Бодхи (2000), стр. 1251–53. См. также «Кимсука Сутта: Дерево-загадка» . Перевод Таниссаро Бхикку. 1998. Архивировано из оригинала 1 сентября 2019 г. (где эта сутта обозначена как SN 35.204)
  5. ^ Бодхи (2005), стр. 268, 439 nn . 7, 9, 10. См. также «Юганаддха Сутта: В тандеме» . АН 4170. Перевод Таниссаро Бхиккху. 1998ф. Архивировано из оригинала 1 июня 2013 г.
  6. ^ ( Brooks 2006 ): «Хотя многие комментарии и переводы «Беседей Будды» утверждают, что Будда учил двум путям практики, один назывался « шамата », а другой назывался « випассана нет места », на самом деле в суттах , где можно было бы окончательно утверждайте это».
  7. ^ Таниссаро Бхиккху: Это описание единой роли саматхи и випассаны основано на учениях Будды о медитации, представленных в суттах (см. «Один инструмент среди многих» Таниссаро Бхиккху). Абхидхамма и Комментарии, напротив, утверждают, что саматха и випассана — это два разных пути медитации (см., например, «Джханы в буддийской медитации Тхеравады» Х. Гунаратаны, глава 5). [ сеть 4 ]
  8. ^ ( Шарф 1995 , стр. 241): «На самом деле, вопреки образу, пропагандируемому апологетами двадцатого века, реальная практика того, что мы бы назвали медитацией, редко играла важную роль в буддийской монашеской жизни. Повсеместное понятие маппо или «последний век упадка дхармы » укрепил представление о том, что «просветление» на самом деле не было реальной целью для монахов, живущих в неблагоприятных условиях. раз».
  9. ^ ( Fronsdal 1998 , стр. 2): «Основная цель, ради которой Махаси предложил свою форму практики випассаны , — это достижение первого из четырех традиционных уровней святости Тхеравады (то есть вхождения в поток; сотапатти ) посредством реализации ниббана , или просветление».
    ( Шарф 1995 , стр. 256) «Первоначальный «вкус» ниббаны сигнализирует о достижении сотапатти — первого из четырех уровней просветления, — которое делает медитирующего «благородным человеком» ( ария-пуггала ), предназначенным для освобождения от колеса. существования ( сансары ) в относительно короткие сроки».
  10. ^ Три нимитты — это подготовительный знак, приобретенный знак и знак-двойник. Это мысленные образы объекта медитации, но их также понимают как восприятия или ощущения, возникающие в ходе практики. Они указывают на уровень утонченности состояния медитативного осознания.
  11. ^ Пять стадий радости: [ 34 ]
    1. Легкая радость ( худдака пити ) — волосы на теле поднимаются дыбом.
    2. Мгновенная радость ( ханика пити ) – возникает на мгновение, как повторяющиеся вспышки молнии.
    3. Проливная радость ( оккантика пити ) — омывает тело, как волны, снова и снова, а затем утихает.
    4. Возвышающаяся радость ( уббега пити ) — Ощущение подъема тела в воздух.
    5. Всепоглощающая радость ( пхарана пити ) – пронизывает все тело, касаясь каждой его части – сигнализирует о «доступе к концентрации».
  12. ^ ( Шанкман 2008 ) сравнивает отношение к саматхе в суттах , в комментаторской традиции Висуддхимагги и среди ряда выдающихся современных учителей Тхеравады различных направлений.
  13. ^ ( Vetter 1988 , стр. xxvi, примечание 9; стр. 13): «... точнее говоря, первая дхьяна , кажется, через некоторое время обеспечивает состояние сильной концентрации, из которого происходят другие стадии. четвертая стадия называется самадхиджа [...] рожденная из самадхи »;
  14. ^ Оригинальная публикация: Гомбрич, Ричард (2007), Религиозный опыт в раннем буддизме (аудиолекция) , Библиотека OCHS, заархивировано из оригинала 4 февраля 2019 г.
  15. ^ Гомбрич: «Я знаю, что это спорно, но мне кажется, что третья и четвертая джханы совершенно не похожи на вторую».
  16. ^ ( Wynne 2007 , стр. 106–107): «Таким образом, выражение sato sampajano в третьей джхане должно обозначать состояние осознания, отличное от медитативного погружения во вторую джхану ( cetaso ekodibhāva ). Оно предполагает, что субъект что-то делает. отличается от пребывания в медитативном состоянии, т. е. от того, что он вышел из своей погруженности и теперь снова осознает объекты. То же самое верно и в отношении слова upek(k)hā : оно не обозначает абстрактную «невозмутимость». но] это значит осознавать что-то и быть безразличным к этому [...] Третья и четвертая джханы , как мне кажется, описывают процесс направления состояний медитативного погружения в сторону осознанного осознания объектов».
  17. ^ ( Хантипало 1984 , стр. 71, Хантипало рекомендует использовать подобный коану вопрос «Кто?», чтобы проникнуть в «эту несамостоятельную природу пяти совокупностей»: «В дзэн-буддизме эта техника была сформулирована в нескольких коанах , например: «Кто таскает этот труп?»)
  18. ^ Пия Тан дает полное описание этих этапов; см. Пия Тан (2004), «Укрощение быка». Тренировка ума и формирование буддийских традиций , dharmafarer.org
  19. ^ Лия Захлер: «Традиция практики, предложенная Сокровищницей [ Абхидхарма-коша ] ... - а также « Основаниями слушателей» Асанги - это традиция, в которой осознанность дыхания становится основой для индуктивных рассуждений по таким темам, как пять совокупностей; В результате таких индуктивных рассуждений медитирующий продвигается по пути подготовки, видения и медитации Слушателя. Кажется, по крайней мере, возможным, что и Васубандху, и Асанга представили свои соответствующие версии такого метода, аналогичные современному Тхеравады, пониманию но отличающиеся от него. медитации, и что ученые школы Гелукпа не смогли реконструировать ее в отсутствие традиции практики из-за большой разницы между этим типом индуктивного медитативного рассуждения, основанного на наблюдении, и типами медитативного рассуждения с использованием последствий ( тал'гьюр , прасанга ) или силлогизмов. ( сбйор ба , прайога ), с которыми были знакомы представители школы гелук. Таким образом, хотя ученые гелукпа дают подробные интерпретации систем медитации на дыхании, изложенных в текстах Васубанду и Асанги, они не могут полностью объяснить высшие стадии медитации на дыхании, изложенные в этих текстах. тексты [...] кажется, что ни авторы учебников школы Гелукпа, ни современные учёные, такие как Лати Ринпоче и Гендун Лодро, не были в состоянии прийти к выводу, что первый момент пятой стадии системы медитации на дыхании Васубандху совпадает с достижением особого прозрение и что, следовательно, первые четыре стадии должны быть методом развития особого прозрения [хотя это, очевидно, так и есть]. [ 83 ]
  20. ^ Эта традиция изложена Камалашилой в его трех текстах Бхаванакрамы (особенно во втором), следуя, в свою очередь, подходу, описанному в Ланкаватара-сутре . [ 84 ]
  21. ^ По мнению современного тибетского ученого Трангу Ринпоче, Ваджраяна развивает прямой опыт. «Подход в сутрах [...] заключается в развитии концептуального понимания пустоты и постепенном уточнении этого понимания посредством медитации, которая в конечном итоге приводит к прямому переживанию пустоты [...] мы исходим из концептуального понимания, полученного в результате анализа. и логический вывод в непосредственный опыт [...] это занимает много времени [...] мы, по сути, принимаем умозаключение как наш метод или путь. Существует альтернатива [...], которую предложил Будда. преподается в тантрах [...] основное различие между подходом сутры и подходом Ваджраяны (тайной мантры или тантры ) заключается в том, что в подходе сутры мы принимаем логические рассуждения в качестве своего пути, а в подходе Ваджраяны мы принимаем прямые рассуждения. опыт как наш путь В Ваджраяне мы развиваем простой, непосредственный опыт или «смотрение». Мы делаем это, прежде всего, просто глядя прямо на свой разум». [ 85 ]
  22. ^ Кхенчен Трангу Ринпоче также объясняет: «В целом существует два вида медитации: медитация пандита , который является ученым, и неаналитическая медитация, или прямая медитация кусулу , или простого йога... происходит аналитическая медитация пандита. когда кто-то тщательно изучает и анализирует что-то, пока не разовьется очень ясное понимание этого... Прямая, неаналитическая медитация на санскрите называется кусулу- медитацией. На тибетский это переводится как «треме» , что означает «без осложнений» или «очень просто». анализ и обучение великого учёного. Вместо этого ум расслаблен и не применяет анализ, поэтому он просто покоится в своей природе. В традиции сутр есть некоторые неаналитические медитации, но в основном эта традиция использует аналитическую медитацию». [ 86 ]
  23. ^ Трангу Ринпоче описывает подход с помощью гуру:
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хиппапаньо (2020) .
  2. ^ Перейти обратно: а б Гунаратана (2009) , с. 200.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Пердью (2014) .
  4. ^ Перейти обратно: а б с Таниссаро Бхиккху 1997 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Арбель 2016 , с. 183
  6. ^ Перейти обратно: а б с Басуэлл (2004) , с. 889.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Гунаратана 2011 , с. 21.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Басуэлл 2004 , стр. 889–890.
  9. ^ Перейти обратно: а б МакМахон 2008 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с Рэй (2004) , с. 69.
  11. ^ Рэй (2004) , с. 70.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Гинзберг (1996) , с. 96.
  13. ^ Рэй (2004) , с. 74.
  14. ^ Веттер 1988 , стр. XXII-XXII.
  15. ^ Бронхорст 1993 .
  16. ^ Казинс 1996 , с. 58.
  17. ^ Веттер 1988 , с. ххх.
  18. ^ Веттер 1988 , с. 13.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Винн 2007 , с. 140, примечание 58.
  20. ^ Веттер 1988 , с. XXVI, примечание 9.
  21. ^ Перейти обратно: а б Wynne 2007 , стр. 106–107, 140, примечание 58.
  22. ^ Винн 2007 , стр. 106–107.
  23. ^ Бодхи (2000), Связанные беседы Будды , стр. 1372–73.
  24. ^ Гуранатана, Герберт (1995). « Джханы в Тхеравады буддийской медитации » . После выхода из джханы медитирующий приступает к исследованию джханического сознания и распознаванию того, как оно воплощает три универсальных признака.
  25. ^ Гунаратана, Бхиккху (4 января 2008 г.). «Должны ли мы выйти из джханы, чтобы практиковать Випассану?» . Budsas.net . Проверено 1 ноября 2022 г.
  26. ^ Гомбрич 1997 , стр. 96–144.
  27. ^ Гомбрич 1997 , стр. 131.
  28. ^ Гомбрич 1997 , стр. 96-144.
  29. ^ Хенепола Гунаратана (1995). «Джаны в буддийской медитации Тхеравады» . Accesstoinsight.org. Архивировано из оригинала 9 июля 2018 г. Проверено 30 мая 2013 г.
  30. ^ Брам (2006). Осознанность, блаженство и многое другое . Wisdom Publications, Inc. с. 25 . ISBN  0-86171-275-7 . , Ссылаясь на МН 151, ст. 13–19 и AN IV, 125–27.
  31. ^ Басвелл (2004) , с. 890.
  32. ^ МакМахан 2008 , с. 189.
  33. ^ Биккху Бодхи (1999). «Благородный восьмеричный путь: путь к прекращению страданий» . Архивировано из оригинала 14 февраля 2010 г.
    • Ньянапоника (1996), с. 108.
  34. ^ Гетин, Основы буддизма, 1998, стр. 182-83.
  35. ^ Хенепола Гунаратана. «Джханы в буддийской медитации Тхеравады» . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 25 марта 2023 г.
  36. ^ Шуман 1997 .
  37. ^ Перейти обратно: а б Ньянапоника 1998 .
  38. ^ Перейти обратно: а б с Гомбрич 1997 , стр. 133.
  39. ^ Бонд 1992 , с. 167.
  40. ^ Бонд 1992 , стр. 162–171.
  41. ^ Роберт Х. Шарф. «Осознанность или бездумность: традиционная и современная буддийская критика «голого осознания» . Университет Макгилла. Архивировано из оригинала 06 октября 2014 г. Проверено 25 мая 2014 г.
  42. ^ Стюарт 2020 .
  43. ^ Перейти обратно: а б Уилсон 2014 , с. 54–55.
  44. ^ Перейти обратно: а б с д и Махаси Саядо (2016). «5: Практические инструкции» (PDF) . Руководство по прозрению . Фонд Випассана Метта. ISBN  9781614292777 .
  45. ^ «Анапанасати Сутта: Осознанность дыхания» . Маджхима Никайя . Том. 118. Перевод Таниссаро Бхикку. 2006. 2.
  46. ^ «Сатипаттхана сутта: установление дискурса осознанности» . Маджхима Никайя . Том. 10.
  47. ^ Бханте Бодхидхамма (12 сентября 2013 г.). « Випассана, как учит Махаси Саядо из Бирмы» . Буддизм сейчас . Архивировано из оригинала 24 марта 2019 г.
  48. ^ Саядо У Пандита (май 2004 г.). «Как практиковать Випассана медитацию прозрения » . Шамбала Солнце . Архивировано из оригинала 27 августа 2014 г.
  49. ^ Перейти обратно: а б Гоенка, С.Н. «Искусство жизни: медитация Випассана» . Дхамма.орг. Архивировано из оригинала 25 мая 2013 г. Проверено 30 мая 2013 г.
  50. ^ Дхаммадхаро, Аджаан Ли (1982). Ремесло сердца (PDF ) Тавеекий Пресс. стр. 100-1 93–95. Архивировано (PDF) из оригинала 0 июля 2021 г. Получено 0 июля 2021 г.
  51. ^ Ингрэм, Дэниел М. (2018). «34. Випассана Джханы». Освоение основных учений Будды . Эон. стр. 278–293. ISBN  9781911597100 .
  52. ^ Саядо У Пандита (1993). «5. Випассана-джханы». В этой самой жизни: Учение Будды об освобождении (2-е изд.). Бостон: Публикации мудрости.
  53. ^ Перейти обратно: а б Винн 2007 , с. 106.
  54. ^ Перейти обратно: а б Де Ла Валле Пуссен (пер.); Пруден, Лео М. (пер.) Абхидхармакосабхасьям Васубандху Том. III стр. 925
  55. ^ Асанга (2001). Абхидхармасамуккая: Сборник высшего учения . Перевод Рахулы, Уолполы; Бойн-Уэбб, Сара. Азиатская гуманитарная пресса. п. XXIII.
  56. ^ Перейти обратно: а б Уордер 2000 , с. 284.
  57. ^ Гомес 1991 , с. 69.
  58. ^ Шантидева (1997). Руководство по образу жизни бодхисаттвы . Шамбала. п. 90. ИСБН  978-1-55939-802-2 . Архивировано из оригинала 06 мая 2022 г. Проверено 28 января 2019 г.
  59. ^ «Как практиковать спокойную медитацию», Dharma Fellowship. Архивировано 14 февраля 2009 г. в Wayback Machine .
  60. ^ Чогьям Трунгпа (2003). Гимиан, Кэролайн Роуз (ред.). Собрание сочинений . Том. II. Публикации Шамбалы. п. 19.
  61. ^ Скилтон, Эндрю (2002). «Состояние или утверждение?: Самадхи в некоторых ранних сутрах Махаяны». Восточный буддист . 34 (2): 57.
  62. ^ Определено Реджинальдом А. Рэем. « Випашьяна», Реджинальд А. Рэй. Буддхадхарма: Ежеквартальный журнал практикующего , лето 2004 г.» . Архив.thebuddhadharma.com. Архивировано из оригинала 2 января 2014 г. Проверено 30 мая 2013 г.
  63. ^ «1. Практика познания всех модусов». Праджня Парамита Сутра о создании Буддой-Матерью трех сокровищ Дхармы, изреченная Буддой . Трипитака. Том. 0227. Перевод Бэбкока Коппера, Ричарда; Данапала. Архивировано из оригинала 15 ноября 2017 г.
  64. ^ «Зазеркалье: суть буддизма » . Bhikkhucintita.wordpress.com. Архивировано из оригинала 4 января 2014 г. Проверено 30 мая 2013 г.
  65. ^ Фа Цин (30 августа 2013 г.). « Шаматха и Випашьяна в Тянь Тай» (PDF) . Симпозиум По Минг Цзе 2013: Один мастер, три медитативные традиции . Сингапур: 30–47. Архивировано из оригинала (PDF) 24 мая 2015 г.
  66. ^ Ашвагоша (1967). «Пробуждение веры в Махаяну» (PDF) . Перевод Хакедаса, издательство Ёсито С. Колумбийского университета. п. 33. Архивировано из оригинала (PDF) 2 июля 2015 г. Проверено 25 марта 2023 г.
  67. ^ Перейти обратно: а б Го Гу, Бесшумное освещение Го Гу. Архивировано 22 августа 2017 г. в Wayback Machine , Insight Journal.
  68. ^ Адам, Мартин Т. «Две концепции медитации и три вида мудрости в Бхаванакрамах Камалашилы: проблема перевода» (PDF) . Обзор буддийских исследований . 23 (1): 78–79.
  69. ^ Трангу Ринпоче (2014). Основы махамудры : прямой взгляд на ум . Публикации мудрости.
  70. ^ Рэй (2004) , с. 76.
  71. ^ Перейти обратно: а б Пауэрс, Джон (2007). «Медитация» . Введение в тибетский буддизм (переработанное издание). Итака, Нью-Йорк: Снежный лев. п. 86.
  72. ^ Лати Ринпоче; Денма Лочо Ринпоче (1996). Медитативные состояния в тибетском буддизме . Перевод Лии Залер; Джеффри Хопкинс. Публикации мудрости. стр. 53–85. ISBN  0-86171-119-Х .
  73. ^ Куладаса Йейтс, Джон; Иммергут, Мэтью; Грейвс, Джереми (6 октября 2015 г.). Просветленный разум: полное руководство по медитации, объединяющее буддийскую мудрость и науку о мозге . Пресса Сокровищ Дхармы. п. xxxiv. ISBN  9781501156984 . Проверено 11 сентября 2017 г.
  74. ^ См . Абхидхармасамуккая , архивировано 14 октября 2014 г. в Wayback Machine.
  75. ^ Перейти обратно: а б Уоллес, А.: «Революция внимания», Wisdom Publications, первое издание, 2006 г., стр.6 [1]. Архивировано 28 июля 2014 г. в Wayback Machine.
  76. ^ Практика спокойствия и прозрения: Руководство по тибетской буддийской медитации Трангу Ринпоче. Публикации Снежного Льва; 2 издание. 1998 год ISBN   1-55939-106-5 стр. 19
  77. ^ Медитативные состояния в тибетском буддизме Лати Ринпоче, Денма Лочо Ринпоче, Лия Залер, Публикации мудрости Джеффри Хопкинса: 25 декабря 1996 г. ISBN   0-86171-119-X стр. 53–85
  78. ^ «Уоллес, А.: «Революция внимания», Wisdom Publications, первое издание, 2006, стр.30» . Архивировано из оригинала 12 марта 2007 г. Проверено 25 февраля 2007 г.
  79. ^ «Девять стадий тренировки ума» . Архивировано из оригинала 15 октября 2012 г. Проверено 9 ноября 2012 г.
  80. ^ «Уоллес, А.: «Революция внимания», Wisdom Publications, первое издание, 2006, стр. 62» . Архивировано из оригинала 12 марта 2007 г. Проверено 25 февраля 2007 г.
  81. ^ « Достижение шаматхи доктора Александра Берзина на сайте StudyBuddhism.com» . Архивировано из оригинала 8 августа 2016 г. Проверено 20 июня 2016 г.
  82. ^ Перейти обратно: а б «Уоллес, А.: «Революция внимания», Wisdom Publications, первое издание, 2006, стр. 99» . Архивировано из оригинала 12 марта 2007 г. Проверено 25 февраля 2007 г.
  83. ^ Залер 108, 113
  84. ^ Перейти обратно: а б Адам, Мартин (2008). «Некоторые заметки о понимании Камалашилой прозрения, рассматриваемого как распознавание реальности (бхута-пратьавекша)» . Обзор буддийских исследований . 25 (2): 3. дои : 10.1558/bsrv.v25i2.194 .
  85. ^ Трангу Ринпоче (2003). Указание на Дхармакаю . Снежный лев. п. 56. ИСБН  1-55939-203-7 .
  86. ^ Кхенчен Трангу Ринпоче (1994). Практика спокойствия и прозрения: Руководство по тибетской буддийской медитации . Публикации Шамбалы. стр. 91–93. ISBN  0-87773-943-9 .
  87. ^ Тралег Кьябгон (2004). Ум свободен: самоосвобождение посредством медитации Махамудры . Публикации Шамбалы. стр. 149–152, 157. ISBN.  9781590301562 .
  88. ^ Указывая на великий путь: этапы медитации в традиции Махамудры Дэна Брауна. Публикации мудрости: 2006 г., стр. 221–34.
  89. ^ «Колледж Дхармакирти: учебная программа» . Архивировано из оригинала 3 октября 2009 г. Проверено 29 сентября 2009 г.
  90. ^ Кляйн и Вангьял (2006) , с. 349.
  91. ^ Кляйн и Вангьял (2006) , с. =357, 359.
  92. ^ Аджан Амаро (2001). «Взгляд Аджана Ча на «вид» ». Широкий взгляд, безграничное сердце (PDF) . Долина Редвуд, Калифорния: Буддийский монастырь Абхаягири. Архивировано из оригинала (PDF) 2 декабря 2010 г. Проверено 25 марта 2023 г.

Источники

[ редактировать ]
Печатные источники
Веб-источники
  1. ^ Перейти обратно: а б Ангуттара Никая 4.94: Татиясамадхисутта , перевод Таниссаро Биккху
  2. ^ Таниссаро Бхикку (2010). «Один инструмент среди многих: место випассаны в буддийской практике» . Архивировано из оригинала 12 апреля 2010 г. Проверено 24 января 2010 г.
  3. ^ «Виджа-бхагия сутта: доля ясного знания» . АН 2.30. Перевод Таниссаро Бхиккху. 1998. Архивировано из оригинала 19 июня 2013 г. Проверено 25 марта 2023 г.
  4. ^ «Что такое буддизм Тхеравады?» . Доступ к Инсайту . 2005. Архивировано из оригинала 21 августа 2013 года . Проверено 17 августа 2013 г.
[ редактировать ]
История Випассаны
Фон
Упражняться
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f7bc2d54c7db108396c7da13007e91d5__1720970640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/d5/f7bc2d54c7db108396c7da13007e91d5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Samatha-vipassana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)