Jump to content

Неверие

(Перенаправлено с «Иррелигионист» )

Безбожие – это отсутствие или неприятие религиозных верований или практик. Он охватывает широкий спектр точек зрения, взятых из различных философских и интеллектуальных точек зрения, включая атеизм , агностицизм , скептицизм , рационализм и секуляризм . Эти точки зрения могут различаться: люди, считающие себя нерелигиозными, придерживаются самых разных конкретных убеждений о религии или ее роли в их жизни. [ 1 ]

Согласно глобальному исследованию 230 стран и территорий, проведенному исследовательским центром Pew в 2012 году, 16% населения мира не отождествляют себя ни с какой религией. [ 2 ] за 2017 год В отчете Worldwide Independent Network/Gallup International Association об опросе, проведенном в 57 странах, сообщается, что 25% заявили, что не являются религиозными людьми, а 9% ответили как «убежденные атеисты». [ 3 ]

Численность религиозно неаффилированных людей, иногда называемых «нонами», за последние годы значительно выросла. [ 4 ] Измерение нерелигиозности требует большой культурной чувствительности, особенно за пределами Запада, где понятия «религия» или « светское » не всегда укоренены в местной культуре. [ 5 ] Те, кто не принадлежат к какой-либо религии, разнообразны. Глобальное исследование Pew Research Center, проведенное в 2012 году, отметило, что многие из нерелигиозных мер совпадают с некоторыми религиозными мерами. [ 6 ] [ 7 ]

Этимология

[ редактировать ]

Термин «иррелигия» представляет собой комбинацию существительного « религия» и « формы префикса ин- », означающего «не» (аналогично « нерелевантному »). Впервые оно было засвидетельствовано на французском языке как «irréligion» в 1527 году, затем на английском языке как «irréligion» в 1598 году. Оно было заимствовано голландским языком как «irréligion» в 17 веке, хотя неясно, из какого языка. [ 8 ]

Определение

[ редактировать ]

Безверие определяется как отказ от религии , но вопрос о том, отличается ли оно от отсутствия религии, является спорным. Энциклопедия религии и общества определяет это как «неприятие религии вообще или любой из ее более конкретных организованных форм, в отличие от отсутствия религии»; [ 9 ] в то время как Оксфордский словарь английского языка определяет это как отсутствие религии; враждебность или пренебрежение религиозными принципами; нерелигиозное поведение; [ 10 ] Словарь Мерриам Вебстер определяет это как «качество или состояние нерелигиозности», а «нерелигиозный» определяет как «пренебрежение религией: отсутствие религиозных эмоций, доктрин или практик». [ 11 ]

  • Агностический атеизм — философская позиция, охватывающая как атеизм , так и агностицизм . Атеисты-агностики являются атеистами, потому что они не верят в существование какого-либо божества, и агностиками, потому что они утверждают, что существование божества либо непознаваемо в принципе, либо неизвестно фактически.
  • Агностицизм – это точка зрения, согласно которой существование Бога , божественного или сверхъестественного неизвестно или непознаваемо .
  • Алатризм или алатрия ( греч . от привата - + λατρεία (latreia) = поклонение) — признание существования одного или нескольких богов, но с намеренным отсутствием поклонения какому-либо божеству. Как правило, оно включает веру в то, что религиозные ритуалы не имеют сверхъестественного значения и что боги игнорируют все молитвы и богослужения.
  • Антиклерикализм — это оппозиция религиозной власти, обычно в социальных или политических вопросах.
  • Антирелигия – это оппозиция или неприятие религии любого рода.
  • Апатизм – это отношение апатии или безразличия к существованию или несуществованию бога/бога(ов).
  • Атеизм – это отсутствие веры в существование каких-либо божеств или, в более узком смысле, позитивный атеизм – это конкретно позиция, согласно которой божеств нет. Есть диапазоны от отрицательного и положительного атеизма .
  • Антитеизм – это оппозиция теизму . Этот термин имел ряд применений. Обычно это относится к прямому противостоянию вере в какое-либо божество .
  • Деизм — это философская позиция и рационалистическая теология, которая отвергает откровение как источник божественного знания и утверждает, что эмпирический разум и наблюдение за миром природы исключительно логичны, надежны и достаточны для определения существования Высшего Существа как создателя мира. вселенная .
  • Свободомыслие считает, что позиции относительно истины должны формироваться на основе логики, разума и эмпиризма, а не авторитета, традиции, откровения или других догм.
  • Игностицизм , также известный как итеизм , — это идея о том, что вопрос о существовании Бога бессмысленен, поскольку слово «Бог» не имеет связного и однозначного определения.
  • Иецизм – это неопределенная вера в неопределенную трансцендентную реальность.
  • Натурализм — это идея или вера в то, что во Вселенной действуют только естественные (в отличие от сверхъестественных или духовных) законы и силы.
  • Новый атеизм — это позиции некоторых учёных-атеистов, писателей, учёных и философов 20-го и 21-го веков.
  • Светская этика — это отрасль моральной философии, в которой этика основана исключительно на человеческих способностях, таких как логика, сочувствие, разум или моральная интуиция, а не на вере в сверхъестественное откровение или руководство — источник этики во многих религиях.
  • Светский гуманизм — это система мышления, которая отдает приоритет человеческим, а не божественным вопросам.
  • Светский либерализм — это форма либерализма , в которой особое внимание уделяется секуляристским принципам и ценностям, а иногда и нерелигиозной этике.
  • Светское язычество — это мировоззрение, поддерживающее добродетели и принципы, связанные с язычеством , при сохранении светского мировоззрения.
  • Посттеизм — это вариант нетеизма , который предполагает, что разделение теизма и атеизма устарело, что Бог принадлежит уже прошедшей стадии человеческого развития. В рамках нетеизма посттеизм можно противопоставить антитеизму .
  • Религиозный скептицизм — это разновидность скептицизма, относящегося к религии.
  • Секуляризм в подавляющем большинстве случаев используется для описания политических убеждений в пользу минимизации религии в общественной сфере, которые можно отстаивать независимо от личной религиозности . Однако иногда, особенно в Соединенных Штатах, это также синоним натурализма или атеизма. [ 12 ]
  • « Духовный, но не религиозный » (SBNR) — это определение, придуманное Робертом К. Фуллером для людей, которые отвергают традиционную или организованную религию, но имеют сильные метафизические убеждения. SBNR может быть включен в определение нерелигии. [ 13 ] но иногда классифицируются как совершенно отдельная группа. [ 14 ]
  • Теологический нокогнитивизм – это аргумент, согласно которому религиозный язык – в частности, такие слова, как Бог – не имеют когнитивного значения. Иногда его считают синонимом игностицизма .
  • Транстеизм относится к системе мысли или религиозной философии , которая не является ни теистической , ни атеистической , но находится за их пределами.

Права человека

[ редактировать ]

В 1993 году комитет ООН по правам человека заявил, что статья 18 Международного пакта о гражданских и политических правах «защищает теистические, нетеистические и атеистические убеждения, а также право не исповедовать какую-либо религию или убеждения». [ 15 ] Комитет далее заявил, что «свобода иметь или принимать религию или убеждения обязательно влечет за собой свободу выбора религии или убеждений, включая право заменить свою нынешнюю религию или убеждения другой или принять атеистические взгляды». Подписавшим конвенцию запрещено «использовать угрозу физической силы или уголовные санкции с целью заставить верующих или неверующих» отречься от своих убеждений или перейти в другую веру. [ 16 ] [ 17 ]

Большинство демократических стран защищают свободу религии , и в соответствующих правовых системах в значительной степени подразумевается, что тем, кто не верит и не соблюдает какую-либо религию, предоставляется свобода мысли .

Заметным исключением из двусмысленности, прямо допускающим отказ от религии, является статья 36 Конституции Китайской Народной Республики (принятой в 1982 году), которая гласит, что «Ни один государственный орган, общественная организация или частное лицо не может принуждать граждан верить в или неверовать в какую-либо религию; они также не могут дискриминировать граждан, которые верят или не верят в какую-либо религию». [ 18 ] Статья 46 Конституции Китая 1978 года была еще более четкой: «Граждане пользуются свободой верить в религию и свободой не верить в религию и пропагандировать атеизм». [ 19 ]

Демография

[ редактировать ]
Нерелигиозное население по странам , 2010 г. [ 20 ]

По оценкам Всемирной базы данных религий, в 2020 году странами с самым высоким процентом атеистов были Северная Корея и Швеция. [ 21 ]

Хотя в 11 странах, перечисленных ниже, большинство населения нерелигиозное, это не обязательно связано с неидентификацией. Например, 58% населения Швеции идентифицируют себя с лютеранской церковью . [ 22 ] Кроме того, хотя скандинавские страны имеют один из самых высоких показателей нерелигиозности и даже атеизма в Европе, 47% атеистов, живущих в этих странах, по-прежнему формально являются членами национальных церквей. [ 23 ]

Определение объективного безрелигиозности как части социального или индивидуального уровня светскости и религиозности требует культурной чувствительности от исследователей . Это особенно справедливо за пределами Запада , где западнохристианские концепции «религиозного» и «светского» не укоренены в местной цивилизации. Многие жители Восточной Азии идентифицируют себя как «без религии» ( у цзунцзяо по-китайски, му сюкё по-японски, му чжон-гё по- корейски ), но «религия» в этом контексте относится только к буддизму или христианству. Большинство людей «без религии» исповедуют синтоизм и другие народные религии . В мусульманском мире те, кто утверждает, что они «нерелигиозны», в основном подразумевают не строгое соблюдение ислама, а в Израиле быть « светским » означает не строго соблюдать ортодоксальный иудаизм . И наоборот, многие американские евреи разделяют мировоззрение нерелигиозных людей, хотя и принадлежат к еврейской конфессии, а в России растущая идентификация с восточным православием в основном мотивирована культурными и националистическими соображениями, без особой конкретной веры. [ 24 ]

Глобальное прогнозное исследование религии и нерелигии, проведенное Pew в 2015 году, прогнозирует, что в период с 2010 по 2050 год произойдет некоторый первоначальный рост числа неаффилированных, а затем спад к 2050 году из-за более низких глобальных показателей рождаемости среди этой группы населения. [ 25 ] Глобальные исследования атеизма, проведенные социологом Филом Цукерманом, показали, что глобальный атеизм может прийти в упадок из-за того, что в нерелигиозных странах самый низкий уровень рождаемости в мире, а в религиозных странах уровень рождаемости в целом выше. [ 26 ] Поскольку религия и рождаемость положительно связаны, и наоборот, ожидается, что доля нерелигиозной идентичности в мировом населении в течение 21 века снизится. [ 27 ] К 2060 году, по прогнозам, число беспартийных увеличится более чем на 35 миллионов, но процент снизится до 13%, поскольку общая численность населения будет расти быстрее. [ 28 ] [ 29 ]

Согласно глобальному исследованию 230 стран и территорий, проведенному Pew Research Center в 2012 году, 16% населения мира не исповедуют какую-либо религию, а 84% исповедуют ее. [ 2 ] за 2012 год В отчете Всемирной независимой сети и Международной ассоциации Gallup об опросе, проведенном в 57 странах, сообщается, что 59% населения мира идентифицируют себя как религиозные люди, 23% как нерелигиозные люди, 13% как «убежденные атеисты», а также 9 % снижение идентификации как «религиозного» по сравнению со средним показателем за 2005 год в 39 странах. [ 30 ] Их последующий отчет, основанный на опросе 2015 года, показал, что 63% жителей земного шара идентифицируют себя как религиозные люди, 22% как нерелигиозные люди и 11% как «убежденные атеисты». [ 31 ] Их отчет за 2017 год показал, что 62% жителей земного шара идентифицируют себя как религиозные люди, 25% как нерелигиозные люди и 9% как «убежденные атеисты». [ 32 ] Тем не менее, некоторые исследователи советуют с осторожностью относиться к данным WIN/Gallup International, поскольку другие исследования постоянно приходили к более низким цифрам числа атеистов во всем мире. [ 33 ]

Быть нерелигиозным не обязательно означает быть атеистом или агностиком. Глобальное исследование Pew Research Center, проведенное в 2012 году, показало, что многие из нерелигиозных людей на самом деле имеют некоторые религиозные убеждения. Например, они заметили, что «веру в Бога или высшую силу разделяют 7% неаффилированных взрослых китайцев, 30% неаффилированных взрослых французов и 68% неаффилированных взрослых американцев». [ 6 ] Быть не связанным с какой-либо религией в опросах не означает автоматически объективно нерелигиозность, поскольку, например, есть не связанные с религией люди, подпадающие под религиозные меры, точно так же, как некоторые неверующие все еще могут посещать церковь или другое место отправления культа. [ 7 ] Из мирового нерелигиозного населения 76% проживают в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а остальные проживают в Европе (12%), Северной Америке (5%), Латинской Америке и странах Карибского бассейна (4%), странах Африки к югу от Сахары (2%). %) и Ближнего Востока и Северной Африки (менее 1%). [ 6 ]

Термин « ноны » иногда используется в США для обозначения тех, кто не принадлежит к какой-либо организованной религии. Такое использование происходит на основе опросов религиозной принадлежности, в которых «Нет» (или «Ничего из вышеперечисленного») обычно является последним выбором. Поскольку этот статус относится к отсутствию организационной принадлежности, а не к отсутствию личных убеждений, это более конкретное понятие, чем нерелигиозность. 2015 года Опрос Gallup пришел к выводу, что в США «никто» — единственная «религиозная» группа, доля населения которой растет. [ 34 ]

По населению

[ редактировать ]

Исследовательский центр Pew в таблице ниже отражает «религиозно не связанных» людей, к которым «включают атеистов, агностиков и людей, которые не идентифицируют себя с какой-либо конкретной религией в опросах».

Данные Цукермана в таблице ниже отражают только количество людей, у которых отсутствует вера только в божество (атеисты, агностики). Сюда не входит более широкое число людей, которые не идентифицируют себя с определенной религией, например деисты, пантеисты и духовные, но не религиозные люди.

Страна Пью (2012) [ 35 ] Цукерман (2004) [ 36 ] [ 37 ]
 Китай 700,680,000 103,907,840 – 181,838,720
 Индия 102,870,000
 Япония 72,120,000 81,493,120 – 82,766,450
 Вьетнам 26,040,000 66,978,900
 Россия 23,180,000 34,507,680 – 69,015,360
 Германия 20,350,000 33,794,250 – 40,388,250
 Франция 17,580,000 25,982,320 – 32,628,960
 Великобритания 18,684,010 – 26,519,240
 Южная Корея 22,350,000 14,579,400 – 25,270,960
 Украина 9,546,400
 Соединенные Штаты 50,980,000 8,790,840 – 26,822,520
 Нидерланды 6,364,020 – 7,179,920
 Канада 6,176,520 – 9,752,400
 Испания 6,042,150 – 9,667,440
 Тайвань 5,460,000
 Гонконг 5,240,000
 Чешская Республика 5,328,940 – 6,250,121
 Австралия 4,779,120 – 4,978,250
 Бельгия 4,346,160 – 4,449,640
 Швеция 4,133,560 – 7,638,100
 Италия 3,483,420 – 8,708,550
 Северная Корея 17,350,000 3,404,700
 Венгрия 3,210,240 – 4,614,720
 Болгария 2,556,120 – 3,007,200
 Дания 2,327,590 – 4,330,400
 Турция 1,956,990 - 6,320,550
 Беларусь 1,752,870
 Греция 1,703,680
 Казахстан 1,665,840 – 1,817,280
 Аргентина 1,565,800 – 3,131,600
 Австрия 1,471,500 – 2,125,500
 Финляндия 1,460,200 – 3,129,000
 Норвегия 1,418,250 – 3,294,000
  Швейцария 1,266,670 – 2,011,770
 Израиль 929,850 – 2,293,630
 Новая Зеландия 798,800 – 878,680
 Куба 791,630
 Словения 703,850 – 764,180
 Эстония 657,580
 Доминиканская Республика 618,380
 Сингапур 566,020
 Словакия 542,400 – 1,518,720
 Литва 469,040
 Латвия 461,200 – 668,740
 Португалия 420,960 – 947,160
 Армения 118,740
 Уругвай 407,880
 Кыргызстан 355,670
 Хорватия 314,790
 Албания 283,600
 Монголия 247,590
 Исландия 47,040 – 67,620
 Бразилия 15,410,000
[ редактировать ]

По словам политического и социолога Рональда Ф. Инглхарта , «влиятельные мыслители от Карла Маркса до Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма предсказывали, что распространение научных знаний рассеет религию во всем мире», но религия продолжала процветать в большинстве мест в 19-м и 19-м веках. 20 века. [ 38 ] Инглхарт и Пиппа Норрис утверждают, что вера «более эмоциональна, чем когнитивна», и выдвигают альтернативный тезис, называемый «экзистенциальной безопасностью». Они постулируют, что религиозность определяется не знанием или незнанием научных знаний, а слабостью или уязвимостью общества. Они утверждают, что рост бедности и хаоса делает религиозные ценности более важными для общества, в то время как богатство и безопасность уменьшают их роль. По мере того как потребность в религиозной поддержке уменьшается, снижается готовность «принять ее ограничения, в том числе держать женщин на кухне, а геев - в чулане». [ 39 ]

До 1980-х годов

[ редактировать ]

Доля людей, считающих себя нерелигиозными, начала расти в большинстве обществ, по крайней мере, на рубеже 20-го века. [ 40 ] В 1968 году социолог Гленн М. Вернон писал, что респонденты переписи населения США , которые идентифицировали себя как «неверующие», были недостаточно определены, потому что они были определены с точки зрения негатива . Он противопоставил этот ярлык термину «независимый» для обозначения политической принадлежности, которая по-прежнему включает в себя людей, участвующих в гражданской деятельности . Он предположил, что эта трудность в определении частично связана с дилеммой определения религиозной деятельности, выходящей за рамки членства, посещения или другой идентификации с формальной религиозной группой. [ 40 ] В 1970-е годы социологи все еще были склонны описывать безверие с точки зрения, согласно которой религия считалась нормативной для человека. Безверие описывалось как враждебность, реактивность или безразличие к религии и/или как развитие радикального богословия. [ 41 ]

Изучая религиозные тенденции в 49 странах с 1981 по 2019 год, Инглхарт и Норрис обнаружили общий рост религиозности с 1981 по 2007 год. Респонденты в 33 из 49 стран оценили себя выше по шкале от одного до десяти, когда их спросили, насколько важен Бог. в их жизни. Этот рост произошел в большинстве бывших коммунистических и развивающихся стран, а также в некоторых странах с высоким уровнем дохода. Резкий разворот глобальной тенденции произошел в период с 2007 по 2019 год, когда 43 из 49 изученных стран стали менее религиозными. Этот разворот произошел в большей части мира. [ 38 ] Соединенные Штаты стали ярким примером снижения религиозности: средний рейтинг важности религии упал с 8,2 до 4,6, тогда как Индия стала серьезным исключением. Исследование 1989 года зафиксировало различия в религиозной приверженности между различными религиозными группами: люди, исповедующие христианские и племенные традиции, покидали религию чаще, чем представители мусульманских, индуистских или буддийских конфессий. [ 42 ]

Инглхарт и Норрис предполагают, что снижение религиозности происходит из-за снижения социальной потребности в традиционных гендерных и сексуальных нормах («практически все мировые религии привили» нормы, способствующие рождаемости, такие как «рождение как можно большего количества детей, и не поощряли разводы, аборты». , гомосексуальность, контрацепция и любое сексуальное поведение, не связанное с воспроизводством» у их приверженцев на протяжении веков), поскольку продолжительность жизни росла, а детская смертность снижалась. Они также утверждают, что идея о том, что религия необходима для предотвращения краха социальной сплоченности и общественной морали, опровергается более низким уровнем коррупции и убийств в менее религиозных странах. Они утверждают, что обе эти тенденции основаны на теории, согласно которой по мере развития общества выживание становится более безопасным: голод, который когда-то был повсеместным, становится редкостью; увеличивается продолжительность жизни; количество убийств и других форм насилия уменьшается. По мере повышения этого уровня безопасности снижается социальная/экономическая потребность в высокой рождаемости, которую поощряет религия, и снижается эмоциональная потребность в комфорте религиозных убеждений. [ 38 ] Изменения в принятии «разводов, абортов и гомосексуализма» были измерены Всемирным исследованием ценностей и показали, что они выросли во всем мире, за исключением стран с мусульманским большинством. [ 38 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Элдридж, Стивен. «Иррелигия | Определение, обзор и примеры | Британника» . Британская энциклопедия . Проверено 14 апреля 2024 г.
  2. ^ Jump up to: а б Форум Pew по религии и общественной жизни (18 декабря 2012 г.). «Глобальный религиозный ландшафт» . Проверено 18 декабря 2012 г.
  3. ^ «Религия преобладает в мире» (PDF) . WIN/Gallup International. 14 ноября 2017 г. Архивировано из оригинала (PDF) 14 ноября 2017 г. . Проверено 27 февраля 2018 г.
  4. ^ Липка, Михаил (2 апреля 2015 г.). «7 ключевых изменений в глобальном религиозном ландшафте» . Исследовательский центр Пью .
  5. ^ Цукерман, Фил; Гален, Люк В.; Паскуале, Фрэнк Л. (2016). «Секулярность во всем мире». В: Нерелигиозные: понимание светских людей и обществ . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 6–8, 13–15, 32–34.
  6. ^ Jump up to: а б с «Религиозно беспристрастный» . Глобальный религиозный ландшафт . Исследовательский центр Пью : Религия и общественная жизнь. 18 декабря 2012 г.
  7. ^ Jump up to: а б Джонсон, Тодд; Зурло, Джина (2016). «Неаффилированный, но религиозный: методологический и демографический анализ». В Чиприани, Роберто; Гарелли, Франко (ред.). Ежегодный обзор социологии религии: Том 7: Социология атеизма . Лейден: Брилл. С. 56Пересечение религий среди мировых объединений –60. ISBN  9789004317536 .
  8. ^ «Иррелигия» . Институт голландской лексикологии . Институт голландского языка . 2007 . Проверено 29 января 2019 г.
  9. ^ Кэмпбелл, Колин (1998). «Иррелигия» . В Сватосе Уильям Х. младший. (ред.). Энциклопедия религии и общества . Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира Пресс. п. 239. ИСБН  0-7619-8956-0 . ОСЛК   37361790 .
  10. ^ «безбожие» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
  11. ^ Мерриам Вебстер, нерелигиозный
  12. ^ Жак Берлинерблау , Как быть светским: практическое руководство для умеренных религиозных людей, атеистов и агностиков (2012, Houghton-Mifflin Harcourt). п. 53.
  13. ^ Цукерман, Гален и др., с. 119.
  14. ^ Цукерман, Шук (в библиографии), с. 575.
  15. ^ «Комментарий общего порядка CCPR 22: 30/07/93 по статье 18 МПГПП» . Группа по правам меньшинств . Архивировано из оригинала 16 января 2015 года.
  16. ^ «Дискриминация религиозных меньшинств в Иране» (PDF) . Международная федерация по правам человека. 1 августа 2003 года . Проверено 3 марта 2009 г.
  17. ^ Дэвис, Дерек Х. «Эволюция религиозной свободы как всеобщего права человека: изучение роли Декларации Организации Объединенных Наций 1981 года о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений» (PDF) . Обзор закона BYU . Архивировано из оригинала (PDF) 23 июля 2011 года . Проверено 3 марта 2009 г.
  18. ^ «Глава вторая – Основные права и обязанности граждан» . Конституция Китайской Народной Республики . Гонконгский наблюдатель за соблюдением прав человека. Архивировано из оригинала 23 марта 2018 года . Проверено 9 июня 2013 г.
  19. ^ Конституция Китайской Народной Республики (1978 г.) [ Конституция Китайской Народной Республики 1978 года ] (на китайском языке). 1978 год . Проверено 24 мая 2021 г. - из Wikisource.
  20. ^ «Религиозный состав по странам, 2010–2050 гг.» . Проект «Религия и общественная жизнь» исследовательского центра Pew . 2 апреля 2015 года . Проверено 27 апреля 2020 г.
  21. ^ «Мировой рейтинг атеистов» . АРДА . 19 апреля 2022 г. Проверено 28 октября 2022 г.
  22. ^ «Статистика» . www.svenskakyrkan.se . 15 ноября 2023 г.
  23. ^ Цукерман, Фил, изд. (2010). «Гл. 9 Атеизм и светскость: скандинавский парадокс». Атеизм и светскость Том 2 . Прегер. ISBN  978-0313351815 .
  24. ^ Цукерман, Гален и др., «Светскость во всем мире». стр. 30–32, 37–40, 44, 50–51.
  25. ^ «Будущее мировых религий: прогнозы роста населения, 2010–2050 годы» . Исследовательский центр Пью. 5 апреля 2012 г.
  26. ^ Цукерман, Фил (2007). Мартин, Майкл (ред.). Кембриджский спутник атеизма . Кембриджский университет. Нажимать. п. 59 . ISBN  978-0521603676 .
  27. ^ Эллис, Ли; Хоскин, Энтони В.; Даттон, Эдвард; Нюборг, Хельмут (8 марта 2017 г.). «Будущее секуляризма: биологически обоснованная теория, дополненная межкультурными данными». Эволюционная психологическая наука . 3 (3): 224–43. дои : 10.1007/s40806-017-0090-z . S2CID   88509159 .
  28. ^ «Почему доля людей без религии, по прогнозам, сократится в мировом населении» . Исследовательский центр Пью. 7 апреля 2017 г.
  29. ^ «Изменение глобального религиозного ландшафта: число детей, рожденных у мусульман, к 2035 году начнет превосходить число детей, рожденных у христиан; люди, не исповедующие религии, сталкиваются с проблемой рождаемости» . Исследовательский центр Пью . 5 апреля 2017 г.
  30. ^ «Глобальный индекс религии и атеизма» (PDF) . WIN/Gallup International. Архивировано из оригинала (PDF) 16 октября 2012 года . Проверено 13 января 2015 г.
  31. ^ «Теряем религию? Две трети людей все еще заявляют, что они религиозны» (PDF) . WIN/Gallup International. 13 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала (PDF) 30 апреля 2015 г.
  32. ^ «Религия преобладает в мире» (PDF) . WIN/Gallup International. 14 ноября 2017 г. Архивировано из оригинала (PDF) 14 ноября 2017 г. . Проверено 27 февраля 2018 г.
  33. ^ Кейсар, Ариэла; Наварро-Ривера, Юхем (2017). «36. Мир атеизма: глобальная демография». В Булливанте, Стивен; Русе, Майкл (ред.). Оксфордский справочник по атеизму . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0199644650 .
  34. ^ Ньюпорт, Фрэнк (24 декабря 2015 г.). «Процент христиан в США снижается, но все еще высок» . Гэллап . Архивировано из оригинала 6 января 2024 года.
  35. ^ «Религиозно беспристрастный» . Глобальный религиозный ландшафт . Исследовательский центр Пью. 18 декабря 2012 г. Архивировано из оригинала 7 ноября 2021 г.
  36. ^ «Кембриджский спутник атеизма» . PDF-диск .
  37. ^ "81-F77-Aeb-A404-447-C-8-B95-Dd57-Adc11-E98" .
  38. ^ Jump up to: а б с д Инглхарт, Рональд Ф. (сентябрь – октябрь 2020 г.). «Отказ от Бога: глобальный упадок религии» . Иностранные дела (сентябрь/октябрь 2020 г.) . Проверено 20 сентября 2020 г.
  39. ^ Икенберри, Дж. Джон (ноябрь – декабрь 2004 г.). «Рецензия на книгу. Священное и светское: религия и политика во всем мире» . Иностранные дела (ноябрь/декабрь 2004 г.). дои : 10.2307/20034150 . JSTOR   20034150 . Проверено 20 сентября 2020 г.
  40. ^ Jump up to: а б Вернон, Гленн М. (1968). «Религиозные «ноны»: забытая категория». Журнал научного изучения религии . 7 (2): 219–229. дои : 10.2307/1384629 . JSTOR   1384629 .
  41. ^ Шумейкер, Джон Ф. (1992). Религия и психическое здоровье . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 54. ИСБН  0-19-506985-4 .
  42. ^ Дьюк, Джеймс Т.; Джонсон, Барри Л. (1989). «Этапы религиозной трансформации: исследование 200 стран». Обзор религиозных исследований . 30 (3): 209–224. дои : 10.2307/3511506 . JSTOR   3511506 .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fd6a1435a8aa3b0c0753dafee4763ecb__1723596120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fd/cb/fd6a1435a8aa3b0c0753dafee4763ecb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Irreligion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)