Jump to content

тот

(Перенаправлено с Святочного бала )

тот
Перетаскивание рождественского бревна в 1832 году.
Также называется Святки, Юлефест
Наблюдается Различные северные европейцы , германские народы , язычники , виккане , атеисты-сатанисты.
Тип Культурный, германский языческий , современный языческий
Значение Зимний фестиваль
Дата См. § Дата соблюдения.
Частота Ежегодный
Связано с Середина зимы , Святки , Рождество

Йоль (также называемый июль , йол или йоулу ) — зимний праздник, исторически отмечаемый германскими народами , который был включен в Рождество во время христианизации германских народов . В настоящее время приверженцы некоторых новых религиозных движений (например, современного германского язычества ) празднуют Йоль независимо от христианского праздника. Ученые связали первоначальные празднования Йоля с Дикой Охотой , богом Одином и языческим англосаксонским Модранихтом («Ночью Матери»). Термин Yule и его родственные слова до сих пор используются в английском и скандинавских языках, а также в финском и эстонском языках для описания Рождества и других праздников, происходящих во время зимних праздников . Кроме того, некоторые современные рождественские обычаи и традиции, такие как Святочное полено , Святочный козел , Святочный кабан, Святочное пение и другие, могут иметь связи с более старыми языческими Святочными традициями.

Этимология

[ редактировать ]

Современное английское существительное Yule происходит от древнеанглийского ġēol , более раннего geoh(h)ol , geh(h)ol и geóla , иногда во множественном числе. [ 1 ] Древнеанглийские ġēol или ġēohol и ġēola или ġēoli обозначают 12-дневный праздник «Йоль» (позже: « Святки »), последний указывает на месяц «Йоль», при этом ? рра джола относится к периоду перед праздником Йоля ( декабрь) и æftera ġēola относятся к периоду после Йоля (январь). Оба слова родственны готскому 𐌾𐌹𐌿𐌻𐌴𐌹𐍃 ( jiuleis ); Древнескандинавский, исландский , фарерский и норвежский нюнорск jól , jol , ýlir ; Датский , шведский и норвежский букмол jul , считается производным от протогерманского * jehwlą- . [ 2 ] [ 3 ] Существовал ли этот термин за пределами германских языков, остается неясным, хотя были предприняты многочисленные спекулятивные попытки найти индоевропейские родственники и за пределами германской группы. [ а ] Составное существительное Yuletide («Святочное время») впервые упоминается примерно в 1475 году. [ 4 ]

Это слово предполагается в явно дохристианском контексте, прежде всего в древнескандинавском языке, где оно связано с древнескандинавскими божествами. Среди многих других (см. Список имен Одина ) длиннобородый бог Один носит имя Йольнир («Святочный»). В «Агрипе» , написанном в XII веке, слово jól интерпретируется как происходящее от одного из имен Одина, Jólnir , тесно связанного с древнескандинавским jólnar , поэтическим именем богов. В древнескандинавской поэзии это слово встречается как термин, обозначающий «пир», например, « hugins jól» (→ «пир ворона»). [ 5 ]

Считалось, что древнефранцузское jolif (→ французское joli ), которое было заимствовано в английский язык в 14 веке как «веселой», само по себе заимствовано из древнескандинавского jól (со старофранцузским суффиксом -if ; сравните старофранцузское aisif «легко ", современный французский festif = fest "праздник" + -if ), согласно Краткому Оксфордскому словарю английской этимологии [ 6 ] и несколько других французских этимологических словарей. [ 7 ] [ 8 ] Но Оксфордский словарь английского языка считает такое объяснение джолифа маловероятным. [ 9 ] Французское слово впервые встречается в англо-нормандской «Estoire des Engleis» , или «Истории английского народа», написанной Джеффри Геймаром между 1136 и 1140 годами. [ 8 ]

Германское язычество

[ редактировать ]

Сертификаты

[ редактировать ]

Месяцы, название теории

[ редактировать ]
Иллюстрация древнего скандинавского праздника Йоля ( Die Gartenlaube , 1880 г.)

Йоль засвидетельствован в начале истории германских народов; в календаре на готском языке 5–6 веков н.э. он появляется в названии месяца fruma jiuleis , а в 8 веке английский историк Беда писал, что англосаксонский календарь включал месяцы geola или giuli, соответствующие современному декабрю. или декабрь и январь. [ 10 ]

Хотя древнескандинавское название месяца ýlir также засвидетельствовано, древнескандинавский корпус также содержит многочисленные ссылки на событие в древнескандинавской форме названия jól . В главе 55 «Прозаическая Эдда» книги Skáldskaparmál разные имена богам ; даны один из них — «Святочные существа» ( древнескандинавский : jólnar ). Затем цитируется работа скальда Эйвиндра скальдаспиллира , в которой используется этот термин: «Мы снова создали праздник Йоля [поэзный мед], восхваление наших правителей, как каменный мост». [ 11 ] Кроме того, одно из многочисленных имен Одина Йолнир , относящееся к событию. [ 12 ]

Тепловой стресс

[ редактировать ]

И Helgakviða Hjörvarðssonar , и Hervarar saga ok Heiðreks содержат рассказы об обычае хейтстренинга . В этих источниках традиция происходит в Святочный вечер и состоит из того, что люди кладут руки на свинью, называемую сонаргельтр, перед тем, как принести торжественные клятвы. В последнем тексте в некоторых рукописях свинья прямо упоминается как священная, что она была посвящена Фрейру и что после принесения клятвы ее принесли в жертву . [ 13 ]

История Хакона Доброго

[ редактировать ]

В « Саге о Хаконе Добром» говорится, что король Норвегии Хокон I , правивший с 934 по 961 год, совершил христианизацию Норвегии , а также перенес Йоль так, чтобы он совпадал с христианскими праздниками, проводившимися в то время. В саге говорится, что, когда Хокон прибыл в Норвегию, он был убежденным христианином, но, поскольку земля все еще была языческой, а люди сохранили свои языческие обычаи, Хокон скрыл свое христианство, чтобы получить помощь «великих вождей». Со временем Хокон издал закон, устанавливавший, что празднование Йоля должно проводиться в то же время, когда христиане празднуют Рождество, «и в это время каждый должен был выпить для празднования эля с мерой зерна или же заплатить штрафы». и должен был соблюдать праздник, пока сохранялся эль». [ 14 ]

Хокон планировал, что, когда он прочно укрепится и получит власть над всей страной, он «проповедует Евангелие». Согласно саге, в результате его популярность заставила многих позволить себе креститься, а некоторые перестали приносить жертвы. Большую часть этого времени Хокон провел в Тронхейме . Когда Хокон поверил, что обладает достаточной властью, он попросил епископа и других священников из Англии, и они приехали в Норвегию. По их прибытии «Хакон объявил, что будет проповедовать Евангелие по всей стране». Сага продолжается, описывая различные реакции на различные региональные события . [ 14 ]

Приведено описание языческих обычаев Йоля (примечания принадлежат Холландеру):

Древнескандинавский текст [ 15 ] голландский перевод [ 16 ]
Был древний обычай, когда была клятва, что все крестьяне должны прийти туда как в храм и привести своих пленников, которые у них должны были быть, пока идет пир. На этом празднике все люди должны пить; там же были убиты всякого рода пастухи и лошади; но вся кровь, которая там выходила, называлась хлаут, и хлаутболлар та, в которой стояла кровь, и хлаутеин, она делалась как столб; при этом пьедесталы должны быть очищены все вместе, и так стены храма снаружи и внутри, и так прыгать на людей; но резня должна кипеть на человеческом празднике. Огни должны быть посередине пола в храме и котлы там; и должен быть полон огня. А вот тот, кто устроил пир и был правителем, тогда он должен подписать всю клятву. Древний обычай заключался в том, что перед принесением жертвы все земледельцы должны были прийти в языческий храм и принести с собой еду, необходимую на время пира. На этом пиру все должны были выпить пива. Также в связи с этим были убиты все виды домашнего скота, в том числе и лошади ; и вся кровь из них называлась хлаут [жертвенная кровь] и хлаутболли , сосуд, содержащий кровь; и хлауттейнар , жертвенные ветки [ аспергиллы ]. Они были сделаны в виде разбрызгивателей, и с их помощью кровью нужно было мазать пьедесталы идолов, а также стены храма внутри и снаружи; и также присутствовавшие мужчины должны были быть окроплены кровью. А вот мясо животных нужно было сварить и подать в пищу на банкете. Огни должны были быть зажжены посередине пола храма, а над ними висели котлы. Жертвенный кубок нужно было носить вокруг костра, и тот, кто устраивал пир и был вождем, должен был благословить кубок, а также все жертвенное мясо.

Продолжается повествование тем, что нужно было выпить тосты. Первый тост нужно было выпить за Одина «за победу и власть короля», второй — за богов Ньёрда и Фрейра «за хороший урожай и мир», а в-третьих, кубок нужно было выпить за самого короля. Кроме того, были произнесены тосты в память об ушедших родных. Их называли минни . [ 16 ]

Академический прием

[ редактировать ]

Значение и связь с другими событиями

[ редактировать ]

Ученый Рудольф Симек говорит, что языческий Святочный праздник «имел ярко выраженный религиозный характер» и что «неясно, имел ли германский Святочный праздник еще какую-то функцию в культе мертвых и почитании предков, функцию, которую в середине 1990-х гг. зимнее жертвоприношение, безусловно, проводилось для западноевропейского каменного и бронзового веков ». Традиции Святочного полена , Святочного козла , Святочного кабана ( Sonargöltr , до сих пор отраженные в рождественской ветчине ), Святочного пения и других, возможно, имеют связи с дохристианскими Святочными обычаями, что, по словам Симека, «указывает на значение праздника в дохристианские Святочные обычаи, которые, по словам Симека, «указывают на значение праздника в дохристианские Святочные обычаи». -Христианские времена». [ 17 ]

Ученые связали событие месяца и период Йоля с Дикой Охотой (призрачное шествие в зимнем небе), богом Одином (который в германских регионах считается руководителем Дикой Охоты и носит имя Йолнир ) и возросшей сверхъестественной активностью. такие как Дикая Охота и возросшая активность драугаров — нежити, бродящей по земле. [ 18 ]

Модранихт , событие, посвященное коллективным существам женского пола, которое, по свидетельству Беды, произошло среди язычников-англосаксов , когда христиане праздновали сочельник, рассматривалось как еще одно свидетельство события плодородия в период Йоля. [ 19 ]

Дата проведения

[ редактировать ]

Точная датировка дохристианских празднований Йоля неясна и обсуждается среди ученых. Снорри в «Саге о Хаконаре» описывает, как трехдневный праздник начался в «Зимнюю ночь», однако это отличается от зимнего солнцестояния , происходящего примерно на месяц позже. Андреас Нордберг предполагает, что Йоль отмечался в полнолуние второго месяца Йоля по раннегерманскому календарю (месяц, который начинался в первое новолуние после зимнего солнцестояния), которое могло варьироваться с 5 января по 2 февраля по григорианскому календарю. . Нордберг позиционирует Ночи середины зимы с 19 по 21 января по григорианскому календарю, что соответствует примерно середине диапазона дат Йоля, предложенного Нордбергом. В дополнение к рассказу Снорри, датировка Нордберга также согласуется с рассказом Титмара Мерзебургского о великом Лейре пятне в . [ 20 ]

Современные традиции

[ редактировать ]

Связь с Рождеством в Северной Европе

[ редактировать ]

В современных германоязычных регионах и некоторых других странах Северной Европы юл и его родственные слова обозначают сезон рождественских каникул. Помимо Yule и Yuletide на английском языке, [ 21 ] примеры включают jul в Швеции , Дании и Норвегии , jól в Исландии и на Фарерских островах , joulu в Финляндии, Joelfest во Фрисландии, Joelfeest в Нидерландах и jõulud в Эстонии. [ нужна ссылка ]

Современное язычество

[ редактировать ]

Поскольку современные языческие религии различаются как по происхождению, так и по практике, эти представления Йоля могут значительно различаться, несмотря на общее название. Некоторые язычники , например, отмечают праздник максимально близко к тому, как, по их мнению, соблюдали эту традицию древние германские язычники , в то время как другие отмечают праздник с помощью ритуалов, «собранных из разных источников». [ 22 ] Языческие празднования Йоля также могут включать в себя совместную трапезу и раздачу подарков. [ нужна ссылка ]

В большинстве форм Викки этот праздник отмечается в день зимнего солнцестояния как возрождение Великого рогатого бога-охотника . [ 23 ] которого считают новорожденным солнцем солнцестояния. Метод сбора на этот шабаш варьируется в зависимости от практикующего. Некоторые проводят частные церемонии дома, [ 24 ] в то время как другие делают это со своими ковенами :

Обычно собираясь в шабашах, которые помазывают своих жрецов и жриц, виккане поют, рисуют или рисуют круги, призывая своих божеств, в основном во время таких фестивалей, как Самайн и Йоль, которые совпадают с Хэллоуином и Рождеством, а также в полнолуние. [ 25 ]

ЛаВейский сатанизм

[ редактировать ]

Некоторые члены Церкви Сатаны и других сатанистских групп ЛаВея празднуют Йоль одновременно с христианским праздником в светской манере. [ 26 ]

См. также

[ редактировать ]
  • Disablot — событие, произошедшее, согласно древнескандинавским источникам, среди норвежских язычников.
  • Джулеборд — современный скандинавский рождественский праздник.
  • Koliada , a Slavic winter festival
  • Лори зимнего солнцестояния в Пенджабе. праздник
  • Сатурналии — древнеримский зимний праздник в честь божества Сатурна.
  • Ночь Ялды — иранский фестиваль, отмечаемый в «самую длинную и темную ночь в году».
  • Нардокан , рождение солнца, — древнетюркский праздник, посвященный зимнему солнцестоянию.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Краткий обзор предлагаемых этимологий см. в Орел (2003 : 205).
  1. ^ OED Online (2022) .
  2. ^ Босворт и Толлер (1898 : 424); Хоад (1996 :550); Орел (2003 :205).
  3. ^ "Джол" . Бокмолсордбока | Нюнорскордбока . Архивировано из оригинала 12 марта 2017 года . Проверено 11 марта 2017 г.
  4. ^ Барнхарт (1995 :896).
  5. ^ Вигфюссон (1874 :326).
  6. ^ Хоад (1993)
  7. ^ Исторический словарь французского языка (под руководством Алена Рея ), издание Le Robert, т. 1, с. 2, 2012, с. 1805аб
  8. ^ Перейти обратно: а б «JOLI: Этимология JOLI» . www.cnrtl.fr . Архивировано из оригинала 24 августа 2022 года . Проверено 24 августа 2022 г.
  9. ^ « Веселый, прил. и реклама. Архивировано 16 октября 2023 г. в Wayback Machine » , OED Online , Oxford University Press, декабрь 2019 г. По состоянию на 9 декабря 2019 г.
  10. ^ Симек (2007 : 379).
  11. ^ Фолкс (1995 : 133).
  12. ^ Симек (2007 : 180–181).
  13. ^ Коваржова (2011 : 195–196).
  14. ^ Перейти обратно: а б Холландер (2007 : 106).
  15. ^ «Хорошая сага о Хаконаре – heimskringla.no » heimskringla.no . Архивировано 16 октября. из оригинала Получено 26 марта.
  16. ^ Перейти обратно: а б Холландер (2007 : 107).
  17. ^ Симек (2007 : 379–380).
  18. ^ Симек (2007 : 180–181, 379–380) и Орчард (1997 : 187).
  19. ^ Фруктовый сад (1997 :187).
  20. ^ Нордберг, Андреас (2006). «Июль, disting och förkyrklig tideräkning» . Труды Королевской академии Густава Адольфа 91 : 155–156. Архивировано из оригинала 14 марта 2023 года . Проверено 26 марта 2023 г.
  21. ^ OED Online (2022) .
  22. ^ Хаттон (2008) .
  23. ^ Бюшер (2007) .
  24. ^ Фенхель (1997) .
  25. ^ Ла Ферла (2000) .
  26. ^ Эскобедо (2015) .

Цитируемые работы

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  • Цитаты, связанные с Йолем, в Wikiquote
  • СМИ, связанные с Йолем, на Викискладе?
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3079ba0bf8cb09315802bb5b351d12e3__1714693560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/e3/3079ba0bf8cb09315802bb5b351d12e3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yule - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)