Jump to content

Один

(Перенаправлено из Джуле )

Один
Перевозка журнала Yule в 1832 году
Также называется Yuletide, Yulefest
Наблюдается Различные северные европейцы , германские народы , язычники , виканы , атеистические сатанисты
Тип Культурный, германский языческий , современный язычник
Значение Зимний фестиваль
Дата См . § Дата соблюдения
Частота Ежегодный
Связан с Средний зимний , рождественский , Рождество

Йоль (также называемый Юл , Йоль или Жулу ) - это зимний фестиваль, исторически наблюдаемый германскими народами , который был включен в Рождество во время христианизации германских народов . В настоящее время приверженцы некоторых новых религиозных движений (таких как современное германское язычество ) празднуют Йоле независимо от христианского фестиваля. Ученые соединили первоначальные празднования Йоля с дикой охотой , Богом Одином и языческим англосаксонским модранихт («Ночь матери»). Термин Yule и Conalates по -прежнему используются на английском языке и на скандинавских языках, а также на финском и эстонском, чтобы описать Рождество и другие фестивалы, проходящие во время зимнего сезона . Кроме того, некоторые современные рождественские обычаи и традиции, такие как Yule Log , козья Yule , кабан Yule, пение Yule и другие, могут иметь связь с более старыми языческими традициями Yule.

Этимология

[ редактировать ]

Современное английское существительное спускается с старого английского ġēol , более раннего гео (H) OL , GEH (H) OL и Geóla , иногда множественного числа. [ 1 ] Старый английский ġēol или ġēohol и ġēola или ġēoli указывает на 12-дневный фестиваль «Yule» (позже: « Рождество »), последний указывает на месяц «Yule», в котором ǣrra ġēola ссылается на период перед фестивалем Yule ( Декабрь) и Эфтера ġēola сослался на период после Йоля (январь). Оба слова родственные с готикой 𐌾𐌹𐌿𐌻𐌴𐌹𐍃 ( jiuleis ); Старый норвежский, исландский , фаруэзевый и норвежский Нинорск Йол , Джол , ýlir ; Датский , шведский и норвежский бокмол Юл , и считаются полученными из протогерманской * jehwlą- . [ 2 ] [ 3 ] Был ли термин существовать наружу на германских языках, остается неопределенным, хотя были предприняты многочисленные спекулятивные попытки найти индоевропейские родственники за пределами германской группы. [ А ] Составной существительный Yuletide («Yule-Time») впервые засвидетельствовано примерно с 1475 года. [ 4 ]

Слово предполагается в явном дохристианском контексте, прежде всего, в старом скандинавском, где оно связано со старыми норвежскими божествами. Среди многих других (см. Список имен Одина ), длиннодочный бог Один носит имя Йольнир («Yule One»). В Агрипе , составленном в 12 -м веке, Йол интерпретируется как исходящее от одного из имен Одина, Йольнир , тесно связанный со старым норвежским Йольнаром , поэтическим именем для богов. В старой норвежской поэзии слово найдено как термин для «праздника», например, Худжнса Йоля (→ «Праздник ворона»). [ 5 ]

Считалось, что старый французский Джолиф (→ Французский Джоли ), который был заимствован на английском языке в 14 -м веке как «веселый», сам по себе заимствован у старого норвежского Йоля (со старым -если ; суффиксом французским ", Современный французский фестиф = праздник " + -if ), согласно краткому Оксфордскому словарю английской этимологии [ 6 ] и несколько других французских словарей этимологии. [ 7 ] [ 8 ] Но Оксфордский английский словарь рассматривает это объяснение Джолиф как маловероятное. [ 9 ] Французское слово впервые засвидетельствовано в англо-норманском эсторальном языке , или «История английского народа», написанная Джеффри Гаймаром в период с 1136 по 1140 гг. [ 8 ]

Германское язычество

[ редактировать ]

Сертификат

[ редактировать ]

Месяцы, имя и доктрина

[ редактировать ]
Иллюстрация древнего северного фестиваля Yule ( Die Gartenlaube , 1880)

Йул засвидетельствован в начале истории германских народов; В готического языка го века н.э. в названии месяца Fruma Jiuleis м веке английский историк Беде писал, англосаксонский календар 5–6 - , и в 8 - календаре что или декабрь и январь. [ 10 ]

В то время как старое норссское имя месяца ýlir также засвидетельствовано, старый норвежский корпус также содержит многочисленные ссылки на событие старой норвежской формы имени, Йоль . В главе 55 прозы Эдда Книги Skáldskaparmál разные имена для богов даны ; Одним из них является "Yule-Beings" ( старый норвеж : Йольнар ). Работа Скальда Эйвиндра Скалдаспиллира , которая использует этот термин, цитируется: «Опять же, мы продлили праздник Йоле-Беинг [Mead of Poetry], воспользование наших правителей, как мост масонства». [ 11 ] Кроме того, одним из многочисленных названий Одина является Йольнир , ссылаясь на событие. [ 12 ]

И Helgakviða Hjörvarðssonar и Hervarar Saga Ok Heiðreks предоставляют отчеты о обычаи HeitStrenging . В этих источниках традиция проводится на йле, и состоит из людей, которые ставят свои руки на свинью, называемую Sonargöltr, прежде чем подать клятву торжественные клятвы. В последнем тексте некоторые рукописи явно называют свинью святой, что она была посвящена Фрейру и что после того, как клятва была принесена в жертву . [ 13 ]

История Хакона

[ редактировать ]

Сага Хакона король Доброго, , Король Хаакон I из Норвегии, который правил с 934 по 961 год с , а христианизацией Норвегии также перенесена Йоле, чтобы совпадать с христианскими праздниками, проведенными в то время. Сага говорит, что когда Хаакон прибыл в Норвегию, он был подтвержденным христианином, но, поскольку земля все еще была в целом язычника, а люди сохраняли свои языческие практики, Хаакон скрыл свое христианство, чтобы получить помощь «великих вождей». Со временем Хаакон принял закон, устанавливающий, что празднования Йоля должны были состояться в то же время, что и христиане праздновали Рождество », и в то время у всех должен был быть эль для празднования с мерой зерна, или иначе платить штрафы, и должен был сохранить праздник, пока прошел эль ». [ 14 ]

Хаакон планировал, что, когда он твердо зарекомендовал себя и держал власть над всей страной, он тогда «проповедовал Евангелие». Согласно саге, в результате его популярность заставила многих креститься, и некоторые люди перестали приносить жертвы. Хаакон провел большую часть этого времени в Тронхейме . Когда Хаакон полагал, что он обладал достаточно властью, он попросил епископа и других священников из Англии, и они приехали в Норвегию. По прибытии «Хаакон сообщил, что он проповедовал Евангелие во всей стране». Сага продолжается, описывая различные реакции различных региональных вещей . [ 14 ]

Описание практики язычника приведено (примечания являются собственными Голландером):

Старый норвежский текст [ 15 ] Перевод голландера [ 16 ]
Это был древний обычай, когда это был взрыв, что все крестьяне должны приехать туда как храм и нести своих заключенных, которые они должны иметь, во время банкета. Чтобы украсить, что все мужчины должны иметь пиво; Были также всевозможные пастухи и поэтому лошади; Но кровь, что все, что исходило от него, была вызвана, и шарики крови, в которой она стояла, и сарай, это было сделано как сингл; Таким образом, стебли должны быть связаны вместе, а стены храма снаружи и внутри, а затем посыпать на мужчин; Но бойня должна быть вареной для человеческого праздника. Пожары должны быть на среднем этаже храма и там котлы; и должно быть полным огня. Но тот, кто сделал партию, и вождь был, тогда он должен подписать полным и вздремнуть. Это был древний обычай, что когда нужно было принести жертву, все фермеры должны были приехать в языковый храм и взять с собой ту еду, в которой они нуждались, пока пир продолжался. На этом празднике все должны были принять участие в выпивке эля. Также в связи с ним были убиты все виды домашнего скота, лошадей также; и всю кровь от них называлась Hlaut [жертвенной кровь], и Hlautbolli , сосуд, держащий кровь; и hlautteinar , жертвенные веточки [ aspergills ]. Они были созданы как разбрызгиватели, и вместе с ними должны были быть размазаны кровью, пьедесталы идолов, а также стены храма внутри и снаружи; А также присутствующие мужчины должны были быть посыпаны кровью. Но мясо животных должно было закипать и подавать в качестве пищи на банкете. Пожары должны были быть зажжены посреди храмового пола, а чайники висели над пожарами. Жертвный стакан должен был нести вокруг огня, и тот, кто сделал праздник и был вождем, должен был благословить как стакан, а также все жертвенное мясо.

Повествование продолжает, что тосты должны были быть пьяны. Первый тост должен был быть пьян, чтобы Один «за победу и силу королю», второе место богам Ньёрдр и Фрейр «за хорошие урожаи и за мир», и в -третьих, стакан должен был быть пьян самому королю. Кроме того, тосты были пьяны в память о покойных родственниках. Они назывались Минни . [ 16 ]

Академический прием

[ редактировать ]

Значение и связь с другими событиями

[ редактировать ]

Ученый Рудольф Симек говорит, что у языческого пистогодного праздника «имел ярко выраженный религиозный характер» и что «неясно, был ли германский праздник Yule по-прежнему функционировать в культе мертвых и в почитании предков, функция, которую средняя Зимняя жертва, безусловно, удерживалась за западный европейский каменный и бронзовый возраст ". Традиции Yule Log , козла Yule , кабана Yule ( Sonargöltr , все еще отраженные в рождественской ветчине ), пение Yule , и другие, возможно, имеют связи с дохристианскими обычаями Yule, что, как говорит Симек, «указывает на значение праздника -Кристианские времена ". [ 17 ]

Ученые соединили месяц события и периода Yule с дикой охотой (призрачная процессия на зимнем небе), бог Один (который засвидетельствован в германских районах, ведущих дикую охоту и носит имя Йольнир ) и повышенная сверхъестественная активность, такие как дикая охота и повышенная деятельность Драугара - Undad существа, которые ходят по земле. [ 18 ]

Mōdraniht , событие, ориентированное на коллективные женские существа, засвидеемые Беде, произошедшие среди языческих англосаксов , когда христиане праздновали канун Рождества, считалось еще одним доказательством события фертильности в течение периода Юле. [ 19 ]

Дата соблюдения

[ редактировать ]

Точные датировки празднования дохристианского Йоля неясны и обсуждаются среди ученых. Снорри в Hákonar Saga Góða описывает, как начался трехдневный праздник в «Ночи в середине зимы», однако это отличается от зимнего солнцестояния , которое происходит примерно через месяц спустя. Андреас Нордберг предполагает, что Йоль был отмечен на полнолуние второго месяца Йоле в раннем германском календаре (месяц, который начался в первом новолуние после зимнего солнцестояния), который может варьироваться с 5 января по 2 февраля в григорианском календаре Полем Нордберг позиционирует ночи в середине зимы с 19 по 21 января в григорианском календаре, примерно падая в середине ассортимента дат Йоле в Нордберге. В дополнение к аккаунту Снорри, знакомства Нордберга также согласуются с рассказом о великом Блоте в Лежре Титмаром Мерсебурга . [ 20 ]

Современные традиции

[ редактировать ]

Отношения с Рождеством в Северной Европе

[ редактировать ]

В современных германских языковых районах и в некоторых других северных европейских странах Йоль и его родственные лица обозначают сезон рождественских праздников. В дополнение к Yule и Yuletide на английском языке, [ 21 ] Примеры включают Джул в Швеции , Дании и Норвегии , Йол в Исландии и Фарерских островах , Джулу в Финляндии, Джолфест во Фрисланде, Джоэлэст в Нидерландах и Йолуд в Эстонии. [ Цитация необходима ]

Современное язычество

[ редактировать ]

Поскольку современные языческие религии различаются как по происхождению, так и по практике, эти представления Yule могут значительно различаться, несмотря на общее имя. Например, некоторые язычники празднуют как можно ближе к тому, как они считают, что древние германские язычники наблюдали за традицией, в то время как другие наблюдают за праздником с ритуалами, «собранными из разных источников». [ 22 ] Празднование язычника Йоле также может включать в себя обмен едой и подарком. [ Цитация необходима ]

В большинстве форм Викки этот праздник отмечается в зимнем солнцестоянии как возрождение великого рогатого Охотника Бога , [ 23 ] который рассматривается как солнце для новорожденного солнцестояния. Метод сбора для этого суббота варьируется в зависимости от практикующих. У некоторых есть частные церемонии дома, [ 24 ] в то время как другие делают это со своими коренами :

Как правило, встречаясь в Covens, которые разжигают своих собственных священников и жриц, викканские скандируют и бросают круги, чтобы вызвать их божества, главным образом во время фестивалей, таких как Самхейн и Йол, которые совпадают с Хэллоуином и Рождеством, и когда луна полна. [ 25 ]

Лавейский сатанизм

[ редактировать ]

Некоторые члены Церкви сатаны и других сатанистских групп Лавияна празднуют Йул одновременно с христианским праздником в светском манере. [ 26 ]

Смотрите также

[ редактировать ]
  • Dísablót , событие, подтвержденное из старых норвежских источников, произошло среди языческих норвежских
  • Julebord , современный скандинавский рождественский праздник
  • Колиада , славянский зимний фестиваль
  • Лори , зимнего солнцестояния в пенджаби фестиваль
  • Сатурналия , древнеримский зимний фестиваль в честь божества Сатурна
  • Ялда вечером , иранский фестиваль, отмеченный в «самой длинной и темной ночи года».
  • Нардокан , рождение Солнца, является древним тюркским фестивалем, который празднует зимнее солнцестояние.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Для краткого обзора предлагаемых этимологий см. Orel (2003 : 205).
  1. ^ Возраст онлайн (2022) .
  2. ^ Bosworth & Toller (1898 : 424); Хоад (1996 : 550); Orel (2003 : 205).
  3. ^ "Джол" . Bokmålsordboka | Nynorskordboka . Архивировано с оригинала 12 марта 2017 года . Получено 11 марта 2017 года .
  4. ^ Барнхарт (1995 : 896).
  5. ^ Вигфуссон (1874 : 326).
  6. ^ Hoad (1993)
  7. ^ Исторический словарь французского языка (под руководством Ален Рей ), Le Robert Edition, t. 2, 2012, с. 1805ab
  8. ^ Jump up to: а беременный «Джоли: этимология де Джоли» . www.cnrtl.fr . Архивировано из оригинала 24 августа 2022 года . Получено 24 августа 2022 года .
  9. ^ " Jolly, Adj. и Adv. Archived 16 октября 2023 года в The Wayback Machine " Oed Online , издательство Оксфордского университета, декабрь 2019 года. Доступ 9 декабря 2019 года.
  10. ^ Симк (2007 : 379).
  11. ^ Фолкс (1995 : 133).
  12. ^ Симк (2007 : 180–181).
  13. ^ Kovářová (2011 : 195–196).
  14. ^ Jump up to: а беременный Холландер (2007 : 106).
  15. ^ "Сага Хаконар Годы - Хеймскрингла. Нет " Heimskringla.no Архивировано из оригинала 16 октября Получено 26 марта
  16. ^ Jump up to: а беременный Холландер (2007 : 107).
  17. ^ Симк (2007 : 379–380).
  18. ^ Simek (2007 : 180–181, 379–380) и Orchard (1997 : 187).
  19. ^ Orchard (1997 : 187).
  20. ^ Нордберг, Андреас (2006). «Джул, отталкивая Ох Фёркирклиг Тидерцнинг» . Академия Акта Королевского Густава Адольф . 91 : 155-156. Архивировано из оригинала 14 марта 2023 года . Получено 26 марта 2023 года .
  21. ^ Возраст онлайн (2022) .
  22. ^ Хаттон (2008) .
  23. ^ Купить (2007) .
  24. ^ Kandel (1997) .
  25. ^ La Ferla (2000) .
  26. ^ Escobedo (2015) .

Работы цитируются

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  • Цитаты, связанные с Йоле в Wikiquote
  • СМИ, связанные с Йоле в Wikimedia Commons
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d9172ca388d4a121d18a1e8364b09111__1714693560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d9/11/d9172ca388d4a121d18a1e8364b09111.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yule - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)