Философия социальных наук
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Философия в этом смысле означает, как социальные науки интегрируются с другими смежными научными дисциплинами, что подразумевает строгие, систематические усилия по созданию и организации знаний, имеющих отношение к взаимодействию между отдельными людьми и их более широкой социальной вовлеченности.
Научный рационализм пытался отделить логические операции от эмоциональной мотивации к их осуществлению, при этом стратегические и тактические цели работают вместе как эвристические стратегии , некоторые из которых рассматриваются ниже. [1]
Огюст Конт и позитивизм
[ редактировать ]Конт впервые описал эпистемологическую перспективу позитивизма в «Курсе позитивной философии» , серии текстов, опубликованных между 1830 и 1842 годами. За этими текстами последовала работа 1848 года « Общий взгляд на позитивизм» (опубликованная на английском языке в 1865 году). Первые три тома Курса посвящены в основном уже существовавшим естественным наукам ( геонаукам , астрономии , физике , химии , биологии ), тогда как последние два подчеркивали неизбежное появление социальных наук . Наблюдая круговую зависимость теории и наблюдения в науке и классифицируя науки таким образом, Конта можно считать первым философом науки в современном смысле этого слова. [2] По его мнению, физические науки обязательно должны были появиться первыми, прежде чем человечество сможет адекватно направить свои усилия на самую сложную и сложную «королевскую науку» самого человеческого общества. Поэтому его взгляд на позитивизм был направлен на более детальное определение эмпирических целей социологического метода.
Конт предложил объяснение социальной эволюции , предполагая, что общество проходит три фазы в поисках истины в соответствии с общим «законом трех стадий». Эта идея имеет некоторое сходство с точкой зрения Маркса о том, что человеческое общество будет прогрессировать к коммунистическому пику. Возможно, это неудивительно, поскольку оба находились под глубоким влиянием раннего утописта социалиста - Анри де Сен-Симона , который одно время был учителем и наставником Конта. И Конт, и Маркс намеревались разработать с научной точки зрения новую светскую идеологию после европейской секуляризации .
Ранняя социология Герберта Спенсера возникла в целом как реакция на Конта. Написав после различных событий в эволюционной биологии, Спенсер попытался (тщетно) переформулировать эту дисциплину в том, что мы могли бы сейчас назвать социально-дарвинистскими терминами (хотя Спенсер был сторонником ламаркизма, а не дарвинизма).
Современная академическая дисциплина социология началась с работ Эмиля Дюркгейма (1858–1917). Хотя Дюркгейм отверг многие детали философии Конта, он сохранил и усовершенствовал ее метод, утверждая, что социальные науки являются логическим продолжением естественных наук в сфере человеческой деятельности, и настаивая на том, что они могут сохранить ту же объективность, рационализм, и подход к причинности. [3] Дюркгейм основал первый европейский факультет социологии в Университете Бордо в 1895 году. В том же году он утверждал в «Правилах социологического метода» (1895): [4] «Наша главная цель — распространить научный рационализм на человеческое поведение… То, что называется нашим позитивизмом, является лишь следствием этого рационализма». [5] В основополагающей монографии Дюркгейма «Самоубийство» (1897 г.), представляющей собой тематическое исследование уровня самоубийств среди католического и протестантского населения, социологический анализ отличается от психологии или философии.
Однако позитивистская точка зрения ассоциировалась с « сциентизмом »; мнение, что методы естественных наук могут быть применены ко всем областям исследования, будь то философские, социальные научные или другие. Среди большинства социологов и историков ортодоксальный позитивизм уже давно вышел из моды. Сегодня практики как социальных, так и физических наук признают искажающее влияние предвзятости наблюдателя и структурных ограничений. Этому скептицизму способствовало общее ослабление дедуктивистских взглядов на науку со стороны таких философов, как Томас Кун , а также новых философских движений, таких как критический реализм и неопрагматизм . Позитивизм также поддерживают « технократы », которые верят в неизбежность социального прогресса посредством науки и техники. [6] Философ-социолог Юрген Хабермас подверг критике чистую инструментальную рациональность как означающую, что научное мышление становится чем-то вроде самой идеологии . [7]
Дюркгейма , Маркса и Вебера чаще всего называют отцами современной социальной науки. В психологии позитивистский подход исторически отдавал предпочтение бихевиоризму .
Эпистемология
[ редактировать ]В любой дисциплине в проектах ученых всегда будет ряд философских предрасположенностей. Некоторые из этих предрасположенностей связаны с природой самого социального знания, природой социальной реальности и локусом человеческого контроля в действии. [8] Интеллектуалы разошлись во мнениях относительно того, в какой степени социальные науки должны имитировать методы, используемые в естественных науках. Основатели позитивистов социальных наук утверждали, что социальные явления можно и нужно изучать с помощью традиционных научных методов . Эта позиция тесно связана с сциентизмом , натурализмом и физикализмом ; учение о том, что все явления в конечном итоге сводятся к физическим объектам и физическим законам. Противники натурализма, в том числе сторонники метода Верстеена , утверждали, что существует необходимость в интерпретативном подходе к изучению человеческой деятельности, методе, радикально отличающемся от естествознания. [9] Таким образом, фундаментальная задача философии социальной науки заключалась в том, чтобы поставить под вопрос, в какой степени позитивизм можно охарактеризовать как «научный» по отношению к фундаментальным эпистемологическим основаниям. Эти дебаты также бушуют в современных социальных науках относительно субъективности , объективности , интерсубъективности и практичности в проведении теории и исследований. Философы социальных наук исследуют дальнейшие эпистемологии и методологии, включая реализм , критический реализм , инструментализм , функционализм , структурализм , интерпретативизм , феноменологию и постструктурализм .
Хотя практически все крупные ученые-социологи с конца XIX века признали, что эта дисциплина сталкивается с проблемами, отличными от проблем естественных наук , способность определять причинно-следственные связи вызывает те же дискуссии, которые проводятся в научной метатеории . Позитивизм иногда встречался с карикатурой как разновидностью наивного эмпиризма, однако это слово имеет богатую историю применения, простирающуюся от Конта до работ Венского кружка и за его пределами. По той же причине, если позитивизм способен идентифицировать причинность, то он открыт для того же критического рационалистического нон- джастификационизма, представленного Карлом Поппером , который сам по себе может быть оспорен через Томаса Куна концепцию эпистемического сдвига парадигмы .
Ранние немецкие герменевтики, такие как Вильгельм Дильтей, впервые провели различие между естественными и социальными науками (« Geisteswissenschaft »). Эта традиция во многом повлияла на Макса Вебера и Георга Зиммеля и антипозитивизм продолжилась критической теорией . [10] С 1960-х годов общее ослабление дедуктивистских взглядов на науку росло параллельно с критикой « сциентизма », или «науки как идеологии» . [11] Юрген Хабермас в своей книге «О логике социальных наук» (1967) утверждает, что «позитивистский тезис о единой науке, который уподобляет все науки естественно-научной модели, терпит неудачу из-за тесной связи между социальными науками и историей». и тот факт, что они основаны на специфичном для конкретной ситуации понимании значения, которое может быть эксплицировано только герменевтически… доступ к символически заранее структурированной реальности не может быть получен посредством одного только наблюдения». [10] Социальная теория Verstehende была предметом исследования феноменологических работ, таких как Альфреда Шютца «Феноменология социального мира» (1932) и Ганса-Георга Гадамера ( «Истина и метод» 1960). [12] Позже феноменология оказала влияние на субъектно-центрированную теорию постструктуралистов .
середины 20-го века Лингвистический поворот привел к подъему глубоко философской социологии, а также так называемых « постмодернистских » взглядов на социальное приобретение знаний. [13] Одна примечательная критика социальных наук содержится в Питера Винча витгенштейновском тексте «Идея социальных наук и ее связь с философией» (1958). Мишель Фуко дает мощную критику в своей археологии гуманитарных наук , хотя Хабермас и Ричард Рорти утверждают, что Фуко просто заменяет одну такую систему мышления другой. [14] [15]
Одна из основных проблем социального психолога заключается в том, могут ли или должны ли исследования в конечном итоге пониматься с точки зрения смысла и сознания, стоящих за социальными действиями, как в случае с народной психологией более объективным, естественным, материалистическим и поведенческим фактам. , или же следует уделять исключительное внимание . Эта проблема особенно важна для тех представителей социальных наук, которые изучают качественные психические явления, такие как сознание , ассоциативные значения и ментальные репрезентации , поскольку отказ от изучения значений привел бы к реклассификации таких исследований как ненаучных. Влиятельные традиции, такие как психодинамическая теория и символический интеракционизм, могут стать первыми жертвами такого сдвига парадигмы. Философские проблемы, стоящие за этими различными позициями, привели к приверженности определенным видам методологии, которые иногда граничили с фанатизмом. Тем не менее, многие исследователи указывают на недостаток терпения к чрезмерно догматичным сторонникам того или иного метода. [16]
Социальные исследования остаются чрезвычайно распространенными и эффективными на практике в отношении политических институтов и бизнеса. Майкл Буравой отметил разницу между публичной социологией , которая твердо ориентирована на практические приложения, и академической или профессиональной социологией, которая предполагает диалог между другими учеными-социологами и философами.
Онтология
[ редактировать ]Структура и агентность вызывают постоянные дебаты в социальной теории: «Определяют ли социальные структуры поведение человека или человеческая активность?» В этом контексте « агентство » относится к способности людей действовать независимо и делать свободный выбор, тогда как « структура » относится к факторам, которые ограничивают или влияют на выбор и действия людей (такие как социальный класс, религия, пол, этническая принадлежность и скоро). Дискуссии о примате структуры или действия относятся к самой сути социальной онтологии («Из чего состоит социальный мир?», «Что является причиной в социальном мире и что является следствием?»). Одной из попыток примирить постмодернистскую критику с всеобъемлющим проектом социальных наук было развитие, особенно в Великобритании, критического реализма . По мнению критических реалистов, таких как Рой Бхаскар , традиционный позитивизм совершает «эпистемическую ошибку», не обращая внимания на онтологические условия, которые делают науку возможной: то есть структуру и деятельность как таковую.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ https://www.cambridge.org/core/journals/philosophy-of-science/article/abs/scientific-rationality-and-human-reasoning/60CE3B35001928F7088A3588A14202C7 Издательство Кембриджского университета: 1 апреля 2022 г.: Научная рациональность и человеческое мышление]
- ^ http://plato.stanford.edu/entries/comte/ Стэнфордская энциклопедия: Огюст Конт
- ^ Ваквант, Лоик. 1992. «Позитивизм». В Боттоморе, Том и Уильям Аутуэйт, изд., Словарь социальной мысли Блэквелла двадцатого века.
- ^ Джанфранко Поджи (2000). Дюркгейм. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Дюркгейм, Эмиль. 1895. Правила социологического метода . Цитируется по Wacquant (1992).
- ^ Шунк, Теории обучения: образовательная перспектива, 5 , 315.
- ^ Аутуэйт, Уильям, 1988 Хабермас: Ключевые современные мыслители , Polity Press (второе издание, 2009 г.), ISBN 978-0-7456-4328-1 стр.68
- ^ Кот, Джеймс Э. и Левин, Чарльз Г. (2002). Формирование идентичности, агентность и культура , Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
- ^ Роберт Ауди, изд. (1999). Кембриджский философский словарь (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 704 . ISBN 0-521-63722-8 .
- ^ Jump up to: а б Аутуэйт, Уильям, 1988 Хабермас: Ключевые современные мыслители , Polity Press (второе издание, 2009 г.), ISBN 978-0-7456-4328-1 стр.22
- ^ Аутуэйт, Уильям, 1988 Хабермас: Ключевые современные мыслители , Polity Press (второе издание, 2009 г.), ISBN 978-0-7456-4328-1 стр.19
- ^ Аутуэйт, Уильям, 1988 Хабермас: Ключевые современные мыслители , Polity Press (второе издание, 2009 г.), ISBN 978-0-7456-4328-1 стр.23
- ^ Гидденс, А. (2006). Социология . Оксфорд, Великобритания: Политика. стр. 714 . ISBN 0-7456-3379-Х .
- ^ Юрген Хабермас. Прицеливаясь к сердцу настоящего в Хой, Д. (ред.) «Фуко: критический читатель» Бэзил Блэквелл. Оксфорд, 1986.
- ^ Ричард Рорти. Фуко и эпистемология в книге Hoy, D (ред.) «Фуко: критический читатель» Бэзил Блэквелл. Оксфорд, 1986.
- ^ Слайф, Б.Д. и Гантт, Э.Э. (1999)Методологический плюрализм: основа психотерапевтических исследований. Журнал клинической психологии, 55 (12), стр. 1453–1465.
Библиография
[ редактировать ]- Брейбрук, Дэвид (1986). Философия социальных наук . Прентис Холл. ISBN 0-13-663394-3 .
- Бунге, Марио. 1996. В поисках философии в социальных науках. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
- Холлис, Мартин (1994). Философия социальных наук: Введение . Кембридж. ISBN 0-521-44780-1 .
- Литтл, Дэниел (1991). Разновидности социальных объяснений: введение в философию социальных наук . Вествью Пресс. ISBN 0-8133-0566-7 .
- Розенберг, Александр (1995). Философия социальных наук . Вествью Харпер Коллинз.
- Калдис, Байрон (редактор) (2013) Энциклопедия философии и социальных наук , Sage
Журналы
[ редактировать ]Конференции
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Энциклопедия философии и социальных наук, Байрон Калдис, SAGE, 2013 г.
- Философия социальных наук Александра Розенберга
- Философия социальных наук: введение Мартина Холлиса
- Современная философия социальных наук: мультикультурный подход Брайан Фэй
- Философия социальных наук: методы, идеалы и политика социальных исследований Майкла Рута
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Философия социальных наук» . Интернет-энциклопедия философии .
- Философия социальных наук Роберта Ауди (из Кембриджской энциклопедии философии )
- Философия социальных наук (Онлайн-энциклопедия философии Routledge)