Хуррамиты

Хуррамиты Динан ( персидский : Хуррам - , [ а ] что означает «приверженцы радостной религии») были иранцами . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Религиозно-политическое движение, уходящее корнями в зороастрийское движение маздакизм . [ 3 ] Альтернативное название движения - Мухаммира ( араб . محمرة , «Одевшие красное»; на персидском: سرخجامگان Сурх-Джамаган ), отсылка к их символическому красному платью. [ нужна ссылка ]
Кызылбаши , ( «Красные головы» ) XVI века – религиозное и политическое движение в Иранском Азербайджане которое помогло основать династию Сефевидов – были описаны как «духовные потомки Хуррамитов». [ 4 ]
История
[ редактировать ]Секта была основана в 8 веке нашей эры персидским священнослужителем Сунпадом как возрождение более ранней секты, смешавшей шиитский ислам. [ нужна ссылка ] и зороастризм . Однако его истинная претензия на известность заключалась в том, что Бабак Хоррамдин принял его в качестве основы для восстания против Аббасидского халифата .
Секта возникла в ответ на казнь Абу Муслима Аббасидами и заявление о том, что он умер, но вернется как Мессия . Это послание было дополнительно подкреплено появлением аль-Муканны , «Скрытого» пророка, который утверждал, что дух Божий существовал в Мухаммеде , Али и Абу Муслиме.
По словам ат-Табари , это имя впервые появилось в 736 году, когда миссионер Кедас, хасемит , принял « Дин аль-Хоррамия ». После Хасемитской революции хуррамиты сражались как повстанцы под командованием Сунпада, Муканны, Бабака и других лидеров в различных городах и регионах. [ 5 ]
Хуррамиты в Азербайджане были связаны с Джавидханом , землевладельцем, возглавлявшим одно из двух хуррамитских движений в Азербайджане (с 807–808 по 816–817 годы), штаб-квартирой которого был форт Бадд , недалеко от реки Аракс . Лидером другого движения хуррамитов был Абу Имран, который часто конфликтовал с Джавидханом. Во время одного из столкновений, вероятно, в 816 году, Абу Имран потерпел поражение и был убит, а Джавидхан был ранен и умер через три дня. Джавидхану наследовал его наследник Бабак Хоррамдин , который женился на вдове Джавидхана. [ 6 ] [ 7 ]
Участие Бабака в движении Хоррами резюмировал Вакед:
Два богатых человека по имени Джавидхан б. Шахрак (или Шахрак) и Абу Эмран тогда жили в горной местности вокруг горы Бадд и боролись за лидерство среди жителей горной местности Хоррами. Джавидхану, застрявшему в снегу на обратном пути из Зенджана в Бадд, пришлось искать убежища в Балалабаде, и он случайно зашел в дом матери Бабака. Будучи бедной, она могла только разжечь для него огонь, а Бабак присматривал за слугами и лошадьми гостя и приносил им воду. Затем Джавидхан послал Бабака купить еды, вина и фуража. Когда Бабак вернулся и поговорил с Джавидханом, он произвел на Джавидхана впечатление своей проницательностью, несмотря на отсутствие беглости речи. Поэтому Джавидхан попросил у женщины разрешения забрать ее сына, чтобы он управлял его фермами и имуществом, и предложил отправлять ей пятьдесят дирхамов в месяц из зарплаты Бабака. Женщина согласилась и отпустила Бабака. [ 6 ]
Под руководством Бабака хуррамиты провозгласили раздел и перераспределение крупных владений и конец деспотического иностранного правления. Воспользовавшись беспорядками, вызванными гражданской войной Аббасидов , они начали совершать нападения на мусульманские силы в 816 году в Иране и Ираке.
Ат-Табари записал, что Бабак начал свое восстание в 816–817 годах. Поначалу халиф аль-Мамун мало обращал внимания на восстание из-за трудности вмешательства из далекого Хорасана, назначения своего преемника и действий аль-Фадла ибн Саля . Эти обстоятельства проложили путь Бабаку и его сторонникам. Халиф послал генерала Яхью ибн Муаза сражаться с Бабаком в 819–820 годах, но Бабак несколько раз оставался непобежденным. Два года спустя Бабак одолел силы Исы ибн Мухаммада ибн Аби Халида.
В 824–825 годах халиф послал генералов Ахмада ибн аль-Джунайда и Зурайка ибн Али ибн Садаку, чтобы подавить восстание Бабака, но Бабак победил их и захватил Джунайда. В 827–828 годах Мухаммад ибн Хумайд был послан одолеть Бабака и одержал несколько побед, но в последней битве при Хаштадсаре в 829 году его войска были разбиты Бабаком.
Когда аль-Мамун умер в 833 году, он потерпел поражение в битве с Бабаком, чьи победы над арабскими генералами были связаны с удержанием форта Бадд и неприступной горной крепости, по мнению арабских историков. Они упомянули, что его влияние также распространялось на территорию нынешнего Азербайджана «на юг до Ардебиля и Маранда, на восток до Каспийского моря , Шамахи и Шервана, на север до Муканской (Моханской) степи и берега реки Аракс, на запад до районов Джульфы, Нахджавана и Маранда». [ 8 ] [ 9 ] [ 5 ] [ 10 ]
В 833 году многие мужчины из Джебала, Хамадана и Исфахана присоединились к движению Хуррами и поселились недалеко от Хамадана. Новый халиф аль-Мутасим послал войска под командованием Исхака ибн Ибрагима ибн Мусаба. Хуррамиты потерпели поражение в битве под Хамаданом. По данным ат-Табари и Али ибн аль-Асира , было убито 60 000 хуррамитов. [ 6 ]
В 835 году аль-Мутасим послал Хайдхара ибн Кавуса аль-Афшина , старшего генерала и сына вассального принца Осрушаны , чтобы победить Бабака. Аль-Мутасим установил необычно высокие цены и надбавки за Афшин. По словам Саида Нафиси, Афшину удалось привлечь на свою сторону шпионов Бабака, заплатив гораздо больше, чем Бабаку. Когда Афшин узнал, что Бабак знал, что Афшин отправил Буге аль-Кабиру большую сумму денег и готовился напасть на Бугу, он использовал эту информацию, чтобы заставить Бабака полностью сотрудничать, сумел убить товарищей Бабака и пусть Бабак бежит в Бадд. [ 6 ] [ 7 ] [ 11 ]
Перед отъездом Афшина халиф послал группу под командованием Абу Саида Мухаммада для восстановления фортов, разрушенных Бабаком, между Зенджаном и Ардебилем . Хуррамиты во главе с Муавией предприняли неудачную атаку на арабов, которую ат-Табари записал как первое поражение Бабака. [ 6 ]
Последняя битва между халифатом Аббасидов и хуррамитами произошла в форте Бадд в 837 году. Хуррамиты были разбиты, и Афшин достиг форта Бадд. Захватив форт Бадд, Бабак направился к реке Араз. Его целью было присоединиться к византийскому императору, собрать новые силы и продолжить борьбу. Так, было объявлено, что аль-Мутасим выплатит награду в два миллиона дирхамов тому, кто передаст Бабака живым. Бывший союзник Бабака Сахл ибн Сумбат выдал Бабака Аббасидам, и 14 марта 838 года Бабак был казнен в городе Самира. [ 6 ] [ 12 ] [ 13 ]
Подавление восстания Аббасидами привело к бегству многих тысяч хуррамитов в Византию , где их приветствовал император Феофил , и они присоединились к византийской армии под командованием своего иранского лидера Теофоба . [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Убеждения
[ редактировать ]Часть серии о |
Зороастризм |
---|
![]() |
![]() |
Аль-Макдиси приводит несколько фактов. Он отмечает, что «основанием их учения является вера в свет и тьму »; более конкретно, «принципом вселенной является Свет, часть которого стерлась и превратилась во Тьму». Они «тщательно избегают пролития крови, за исключением тех случаев, когда поднимают знамя восстания». Они «чрезвычайно озабочены чистотой и очищением, а также относятся к людям с добротой и милосердием». Некоторые из них «верили в свободный секс при условии согласия на него женщины, а также в свободу наслаждения всеми удовольствиями и удовлетворения своих наклонностей, пока это не влечет за собой никакого вреда другим». [ 17 ] (их название чаще всего происходит от персидского слова хуррам «счастливый, веселый»). [ 18 ] ).
Что касается разнообразия вероисповеданий, то хуррамиты считают, что «пророки, несмотря на различие их законов и религий, представляют собой не что иное, как единый дух». [ 17 ] Наубахти заявляет, что они также верят в реинкарнацию ( метемпсихоз ) как единственный существующий вид загробной жизни и возмездия, а также в отмену всех религиозных предписаний и обязательств. Они очень почитают Абу Муслима и своих имамов. В своих довольно простых ритуалах они «стремятся к наибольшему сакраментальному эффекту от вина и напитков». В целом Аль-Макдиси оценивал их как «маздайцев... прикрывающихся маздой ислама».
Наследие
[ редактировать ]По мнению турецкого ученого Абдулбаки Гёлпинарлы, ( кызылбаши « Красные головы» ) XVI века – религиозное и политическое движение в Азербайджане, которое помогло основать династию Сефевидов – были «духовными потомками хуррамитов». [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Современное иранско-персидское чтение: Хоррам-Динан . Они также известны как Хоррамис или Хоррамдини .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Артур Гольдшмидт, Лоуренс Дэвидсон, «Краткая история Ближнего Востока», Westview Press; Издание восьмое (21 июля 2005 г.). п. 81: «...перс по имени Бабак, восстание которого длилось двадцать лет. Эти восстания были вдохновлены доисламскими религиями Персии, такими как зороастризм (вера правителя Сасанидов) и крестьянское движение под названием маздакизм».
- ^ Уиттоу (1996), «Создание православной Византии, 600–1025». Новые исследования по средневековой истории , Лондон: Macmillan, стр. 195, 203 и 215. Азербайджан был ареной частых антихалифских и антиарабских восстаний в течение восьмого и девятого веков, и византийские источники говорят о персидских воинах, искавших убежища в 830-х годах от армий халифа, приняв службу под началом византийского императора Теофила. [...] Азербайджан имел персидское население и был традиционным центром зороастрийской религии. [...] Хуррамиты были [...] персидской сектой, находившейся под влиянием шиитских доктрин, но уходящей своими корнями в доисламское персидское религиозное движение.
- ^ Jump up to: а б В. Маделунг, «Хурраммия» в Энциклопедии ислама . Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянки, CE Босворт, Э. ван Донзель и WP Heinrichs. Брилл, 2009. Брилл Онлайн. Отрывок: «Хурраммия или Хуррамдинийя в исламских источниках относится к религиозному движению, основанному Маздаком в конце V века нашей эры, и к различным антиарабским сектам, которые развились из него под воздействием некоторых экстремистских шиитских доктрин».
- ^ Jump up to: а б Роджер М. Савори (ссылка: Абдулбаки Гёльпинарли), Энциклопедия ислама , «Кизил-Баш», онлайн-издание, 2005 г.
- ^ Jump up to: а б «ḴОРРАМИС - Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «БАБАК ХОРРАМИ - Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Кроун, Патрисия (2012). Нативистские пророки раннего исламского Ирана: сельское восстание и местный зороастризм . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139510769 .
- ^ Нафиси, Саид. Бабак-э Хоррамдин . 1963 год.
- ^ «АЗЕРБАЙДЖАН iv. Исламская история до 1941 года - Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ Морис, Ломбард (2003). Золотой век ислама . п. 152. ИСБН 9781558763227 .
- ^ Хан Наджибабади, Акбар Шах (2001). История ислама . Том. 2. Иерусалим. ISBN 9789960892887 .
- ^ Бахрамян, Али; Хиртенштейн, Стивен; Голами, Рахим (4 декабря 2013 г.). «Бабак Хуррам-Дин» . Исламская энциклопедия .
- ^ Калделлис, Энтони (2019). Романландия: Этническая принадлежность и империя в Византии . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674986510 .
- ^ «ХОРРАМИС В ВИЗАНТИИ - Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ Т. Тредголд, Уоррен (1995). Византия и ее армия, 284–1081 гг . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804731638 .
- ^ Сигнес Коданьер, Хуан (23 марта 2016 г.). Император Феофил и Восток, 829–842: Двор и граница в Византии во время последней фазы иконоборчества . Рутледж. ISBN 9781317034278 .
- ^ Jump up to: а б Яршатер, Эхсан. 1983. Кембриджская история Ирана , том 2. с. 1008
- ^ Яршатер, Эхсан. Кембриджская история Ирана , том 2. с. 1005