Jump to content

Монгольский шаманизм

(Перенаправлено с «Монгольского шаманизма »)
Храм Сюлде Тнгри в городе Усин Баннер во Внутренней Монголии , Китай , в пустыне Ордос . [ примечание 1 ]

Монгольский шаманизм ( монгольский : Бөө мөргөл , Бёо мёргёл ), в более широком смысле называемый монгольской народной религией , [ 1 ] или изредка Тенгеризм , [ 2 ] [ примечание 2 ] относится к анимистической и шаманской этнической религии , которая практиковалась в Монголии и прилегающих к ней районах (включая Бурятию и Внутреннюю Монголию ), по крайней мере, с начала письменной истории . На самых ранних известных этапах оно было неразрывно связано со всеми другими аспектами общественной жизни и с родоплеменной организацией монгольского общества. По пути он попал под влияние буддизма и смешался с ним . В социалистические годы двадцатого века оно подвергалось жестоким репрессиям, но с тех пор возобновилось.

Желтый шаманизм определяет особую форму шаманизма, практикуемую в Монголии и Сибири. Термин «желтый» в «Желтом шаманизме» происходит от слова «желтый буддист»; более известный как тибетский буддизм , этот стиль шаманизма объединяет элементы ритуальной практики и традиционных буддийских обычаев. [ 6 ] Школа буддизма Гелукпа (или Гелук ), также известная как «Желтая шляпа», является одной из четырех основных школ (Ньингма, Кагью, Сакья), основанных в начале 1400-х годов в тибетском буддизме. Подобно другим буддийским школам, Гелук объединила философию и космологию буддизма Махаяны и включила в себя отличительные качества учений Ваджраяны для развития и культивирования своих собственных традиций. Термин Гелук на тибетском языке означает «Орден совершенства» или «Добродетельный орден», что отражает веру в институт Тулку (воплощенного ламы), уникальный только для тибетского буддизма. Кроме того, желтый цвет является важным цветом в тибетском буддизме, поскольку он представляет собой цвет, наиболее близкий к дневному свету, и символизирует смирение, проявленное Гаутамой Буддой при выборе цвета, который раньше носили преступники. [ 7 ] Еще одной отличительной особенностью тибетского буддизма являются желтые шляпы пандитов, которые обычно носят монахи. [ 8 ] [ 9 ] Термин «желтый шаманизм» также служит для отличия его от формы шаманизма, не подверженной влиянию буддизма (по мнению его приверженцев), называемой черным шаманизмом . [ 10 ]

Монгольский шаманизм вращается вокруг поклонения « Тнгри » (духам предков) и преданности «Отцу-небу», также известному на монгольском языке как « Тенгер » или « Кормуста Тенгри ». В монгольской народной религии Чингисхан считается одним из воплощений, если не главным воплощением духа Тенгера. [ 11 ] Мавзолей Чингисхана в городе Ордос во Внутренней Монголии является важным центром этой традиции поклонения.

Монгольский шаманизм — это всеобъемлющая система верований, включающая медицину, религию, почитание природы и поклонение предкам. Центральное место в системе занимает деятельность мужчин и женщин-посредников между миром людей и миром духов, шаманов ( бёо ) и шаманок ( удган ). Они не единственные, кто общается с духовным миром: знать и вожди кланов также выполняют духовные функции, как и простолюдины, хотя иерархия монгольского кланового общества отражается и на манере поклонения. [ 12 ]

Божества и их классовые подразделения

[ редактировать ]

Клаус Гессе описал сложную духовную иерархию в клановом монгольском обществе на основе источников, восходящих к 13 веку. Высшая группа пантеона состоит из 99 тнгри (55 из них доброжелательных или «белых» и 44 ужасающих или «черных»), 77 натигаев или «матерей-земли», помимо прочих. Тнгри . призываются только лидерами и великими шаманами, и они являются общими для всех кланов После них доминируют три группы духов предков. «Владыки-Духи» — это души лидеров кланов, к которым любой член рода может обратиться за физической или духовной помощью. К «Духам-покровителям» относятся души великих шаманов ( икигари ) и шаманок ( абийя ). «Духи-хранители» состоят из душ меньших шаманов ( бёо ) и шаманок ( удуган ) и связаны с определенной местностью (включая горы, реки и т. д.) на территории клана. [ 13 ]

Различие между большими, белыми и малыми, черными (у шаманов, тнгри и т. д.) имело определяющее значение и при классовом разделении еще трех групп духов, составленных из «духов, не введенных шаманскими обрядами в общение родовых духов». «духи», но к которым, тем не менее, можно было призвать помощь – их называли «трое, принимающее мольбы» ( джалбарил-ун гурбан )». Белые принадлежали к знати клана, черные — к простолюдинам, а третья категория состояла из «злых духов рабов и нечеловеческих гоблинов». Белые шаманы могли поклоняться только белым духам (и если они призывали черных духов, они «теряли право поклоняться и призывать белых духов»), черные шаманы — только черным духам (и были бы слишком напуганы, чтобы призывать белых духов, поскольку черные духи накажет их). Черный или белый цвет присваивался духам в соответствии с социальным статусом, а шаманам - «в соответствии со способностями и назначением духа их предка или духа нисходящей линии шамана». [ 8 ] [ 14 ]

Почитание Чингисхана

[ редактировать ]
Главный зал храма Господа Чингисхана в городе Ордос , Китай.

Общенациональное почитание Чингисхана существовало до 1930-х годов и было сосредоточено на святыне, хранившей мистические реликвии Чингисхана, расположенной в петле Ордоса в районе Внутренней Монголии в Китае. [ 15 ] Японцы во время оккупации Китая пытались завладеть реликвиями, чтобы стимулировать прояпонский монгольский национализм, но им это не удалось. [ 15 ]

В Монгольской Народной Республике (1924–92) местная религия Монголии была подавлена, а святыни Чингиса разрушены. [ 15 ] Во Внутренней Монголии, напротив, сохранялось поклонение культурному герою; там сохранились потомственные хранители святынь, сохранившие древние рукописи ритуальных текстов, написанных частично на непонятном языке, называемом «языком богов». [ 15 ]

С созданием Китайской Народной Республики китайцы объединили монгольский национализм в новое государство и построили Храм Чингисхана (или Храм Господа, как его называют на монгольском языке). [ 16 ] ) в городе Ордос, где они собрали старые палатки-святилища, утвердили стражей групп в должности и субсидировали ежегодные жертвоприношения. [ 15 ]

С тех пор святыня в Ордосе стала центром возрождения почитания Чингисхана во всей Внутренней Монголии. Китайцы хань , основная этническая группа во Внутренней Монголии, отдают ему дань уважения как духовной основе династии Юань . [ 16 ] Различные другие храмы Чингисхана или филиалы святыни в Ордосе были основаны во Внутренней Монголии и северном Китае. [ 17 ] [ 18 ]

Овоос или аобаэс ( монгольский : овоо , традиционный монгольский : ᠥᠪᠥᠭᠭᠠ ) — жертвенные алтари в форме курганов , которые традиционно используются для богослужений в коренной религии монголов и родственных им этносов. [ 19 ] Каждое овоо считается изображением бога. Есть овоо, посвященные небесным богам, горным богам, другим богам природы, а также богам человеческих родов и скоплений.

Во Внутренней Монголии аобаэ для поклонения богам-предкам могут быть частными святынями большой семьи или родственников (людей с одной и той же фамилией) или общинными деревенскими храмами (посвященными божеству деревни), знаменами или лигами . Жертвоприношения аобаэ включают животных, благовония и возлияния . [ 19 ]

Монголия

[ редактировать ]
Фотография была сделана незадолго до начала ритуала.
Монгольские шаманы перед ритуалом. 3 марта 2019 года. Озеро Ховсгул, Монголия.
Бурятский мальчик в шаманском ритуале.

Различные аспекты шаманизма, в том числе тнгри и их главное божество Кормусата Тнгри тринадцатого века , описаны в «Тайной истории монголов» , самом раннем историческом источнике на монгольском языке. [ 20 ] Однако источники того периода времени не представляют полной и последовательной системы верований и традиций. Начиная с семнадцатого века, можно найти гораздо более богатый набор источников; они представляют собой «желтый» шаманизм под влиянием буддизма, но, по мнению многих ученых, они указывают на продолжающуюся традицию более древнего шаманизма. [ 21 ] По крайней мере, начиная с Чингисхана, [ нужна ссылка ] Бурхан-Халдун считался священной горой . [ 22 ]

Буддизм впервые проник в Монголию во времена династии Юань (тринадцатый-четырнадцатый века) и на короткое время утвердился в качестве государственной религии. В буддийскую практику был включен и культ Чингисхана, который был принят в тнгри — высший пантеон духов монгольского шаманизма. Сама Монголия находилась в политическом застое и застое в развитии до шестнадцатого века, когда после обращения Алтан-хана буддизм восстановился. [ 23 ] В 1691 году, после того как Внешняя Монголия была аннексирована династией Цин , буддизм стал доминирующей религией всей территории, и шаманизм начал включать в себя буддийские элементы. Яростное сопротивление в восемнадцатом веке охотничьих племен Северной Монголии против (буддийской) правящей группы халка-монголов привело к основанию черного шаманизма . [ 9 ]

Во время советского господства в Монгольской Народной Республике все разновидности шаманизма подвергались репрессиям; после 1991 года, когда эпоха советского влияния закончилась, религия (включая буддизм и шаманизм) вернулась. [ 9 ] Недавние исследования антропологов показали, что шаманизм продолжает оставаться частью духовной жизни Монголии; Агнес Бирталан [ ху ] , например, записала серию обращений и песнопений к важному божеству Даяну Диру в 2005 году в провинции Ховсгул . [ 24 ]

В июне 2017 года профессора психологии Ричард Нолл и Леонард Джордж провели полевые исследования среди монгольских шаманов и разместили на YouTube семь коротких видеороликов «огненного ритуала» ночного летнего солнцестояния (Улан-Тергель), проводимого около полуночи примерно в 20 км (12 милях) от Улан-Батора. Мероприятие было организовано главой Корпоративного союза монгольских шаманов Жаргалсайханом и было закрыто для туристов. [ 25 ]

Бурятский шаман совершает возлияние .

Территория бурятов , живущих вокруг озера Байкал , была захвачена Российской империей в семнадцатом веке, а в восемнадцатом веке они приняли буддизм, одновременно признавая себя монголами; Насколько бурятский шаманизм смешался с буддизмом, является предметом споров среди ученых. Разделение девятнадцатого века на черный и белый шаманизм, где черный шаманизм призывал злых божеств приносить людям несчастья, в то время как белый шаманизм призывал добрых божеств для счастья и процветания, полностью изменилось к двадцатому веку.

Сегодня черный шаманизм взывает к традиционным шаманским божествам, тогда как белый шаманизм взывает к буддийским божествам и читает буддийские заклинания, но носит черное шаманское снаряжение. Белые шаманы поклоняются Сагаану Убгену и Бурхану Гарбалу («Будде предков»). [ 9 ] Распространение бурятских шаманов в период с 1990 по 2001 годы анализируется как аспект историко-генетического «поиска корней» среди маргинализированных бурятских народов Монголии, России и Китая Иппей Симамура . [ 26 ]

Атрибуты шаманов

[ редактировать ]

Важный атрибут монгольских шаманов, общий со всеми другими шаманами Внутренней Азии: бубен. шамана Монгольские шаманские барабаны могут включать в себя онгон или дух предков, как в барабане, описанном Кэрол Пегг, где ручка барабана представляет этот онгон. Кожа бубна часто делалась из лошадиной шкуры, а сам барабан обозначал «седлое животное, на котором ездит шаман, или скаковое животное, которое несет шаману призванный дух». [ 27 ]

Список движений

[ редактировать ]
  • Небесный кинжал
  • Ассоциация монгольских шаманов (Голомт Тув)
    • Круг Тенгеризма (Монгольское шаманское объединение Америки)
    • Голомтовский центр шаманских исследований
  • Центр Самгалдай ( монгольский : Ханант Тенгриин Самгалдай )

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Белый Сульде — один из двух духов Чингисхана (второй — Черный Сульде), представленный либо в виде его белого или желтого коня, либо в виде свирепого воина, едущего на этом коне. Внутри храма находится статуя Чингисхана (в центре) и четырех его людей с каждой стороны (всего девять, символическое число в монгольской культуре). Есть жертвенник, на котором приносятся жертвы благочестивым людям, и три белых сульдея, сделанных из белого конского волоса. От центрального сульде идут веревочки, на которых связаны голубые куски ткани и несколько белых. Стена исписана именами всех монгольских родов. Внутри храма запрещено фотографировать.
  2. ^ Тенгризм - более широкий термин для обозначения коренной религии Центральной Азии: «Джули Стюарт, она же Сарангэрэл Одигон (1963–2006), женщина с монгольской (бурятской) матерью и немецким отцом, родившаяся в Соединенных Штатах, начала практиковать шаманизм (или то, что она называла «тенгэризмом»), будучи взрослой, она затем переехала в Монголию, где стремилась восстановить и реконструировать «древнее и оригинальное»; Среди ее главных шагов было основание Ассоциации монгольских шаманов (Голомт Тув), которая дала монгольским шаманам общую платформу и позволила им связаться с шаманами в других частях мира с перспективой создания религии монголов. Всемирная шаманская организация. Через свои книги Сарангэрэл также распространила свое монгольское послание среди западной аудитории. Она много путешествовала, читая лекции и проводя семинары по монгольскому шаманизму. шаманское объединение Америки (Круг Тенгеризма)». [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
  1. ^ Хейссиг 1980 , с. 46; Гессен, 1987 , стр. 403–13.
  2. ^ Бира 2011 ; Тернер 2016 , гл. 9.3 Морская наука.
  3. ^ Шлехе 2004 , стр. 283–96.
  4. ^ Стаусберг, Майкл (2010). Религия и туризм: перекрестки, направления и встречи . Рутледж. ISBN   0415549329 . п. 162.
  5. ^ Стюарт 1997 .
  6. ^ Симамура 2004 , стр. 649–650.
  7. ^ Кумар 2004 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Гессен, 1986 год .
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Симамура 2004 , стр. 649–51.
  10. ^ Пегг 2001 , с. 141.
  11. ^ Человек 2004 , стр. 402–404.
  12. ^ Гессен 1986 , с. 19.
  13. ^ Гессен 1987 , с. 405.
  14. ^ Гессен 1987 , стр. 405–406.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и Боуден 2013 , с. [ нужна страница ]
  16. ^ Перейти обратно: а б Человек 2004 , стр. 22–23.
  17. ^ Призыв Чингисхана .
  18. ^ Храм Чингисхана .
  19. ^ Перейти обратно: а б Ли 2006 , стр. 58–59.
  20. ^ Пегг 2001 , с. 116.
  21. ^ Гессен 1986 , с. 18.
  22. ^ Чуа, Эми (2007). День Империи: как сверхдержавы достигают глобального доминирования и почему они падают (1-е изд.). Нью-Йорк: Даблдей . п. 95. ИСБН  978-0-385-51284-8 . OCLC   123079516 .
  23. ^ Гессен 1987 , с. 409.
  24. ^ Одержимый 2005 .
  25. ^ Нолл, Ричард (2 июля 2017 г.). «Огненный ритуал летнего солнцестояния монгольских шаманов» . Ютуб . Проверено 4 июля 2017 г.
  26. ^ Симамура 2014 .
  27. ^ Пегг 2001 , стр. 127–28.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a883a4c821c366962550d5dd5564e260__1722779820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a8/60/a883a4c821c366962550d5dd5564e260.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mongolian shamanism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)