Шаманизм в Сибири


Большое меньшинство людей в Северной Азии , особенно в Сибири , следуют религиозно-культурной практике шаманизма . Некоторые исследователи считают Сибири как сердце шаманизма. [ 1 ] [ 2 ]
Народ Сибири состоит из различных этнических групп, многие из которых продолжают наблюдать за шаманистическими практиками в наше время. Многие классические этнографы записали источники идеи «шаманизма» среди сибирских народов. [ 3 ]
Терминология на сибирских языках
[ редактировать ]- «Шаман»: Саман (Нинегал, Мать, Улча, Орок), как (Манчу). Вариант / šaman / (т. Е. Проиграил «Шаман») - это равномерное.
- «Шаман»: немецкий, существо, Вольмен [ 4 ] (Юкагир)
- «Шаман»: [QAM] (Татар, Шор, Ойрат), [XAM] (TUVA, TOFALAR)
- Слово Buryat for Shaman - Bөө ( Böö ) [Bøː] , от раннего монгольского Böge . [ 5 ] Сама позаимствован из прото-туркического *bögü ("sage, wizard")
- «Шаман»: ńajt (Ханти, Манси), от прото-ура *nojta (cf sámi noaidi )
- 'Shamaness': [Iduɣan] (Mongol), [udaɣan] (yakut), Udagan (buryat), Udugan (venki, lamut), Odogan (Nedigal). Связанные формы, найденные на различных сибирских языках, включают Утаган , Убакан , Утиган , Утугун , Идуан или Дуана . Все это связано с монгольским именем Этугена, Богини Херта и Этуген Эке «Мать Земля». Мария Чоплика указывает, что сибирские языки используют слова для мужских шаманов из разных корней, но слова для женского шамана почти все из одного и того же корня. Она связывает это с теорией, что женская практика шаманизма была установлена раньше, чем мужская, что «шаманы были изначально женщины». [ 6 ]
Дух-Джурни
[ редактировать ]Сибирские шаманы-духовые-грунты [ 7 ] (Воспроизведение их мечты, в которых они спасли душу клиента) были проведены в, например, Oroch, Altai и Nganasan Healing Séances.
Песни, музыка
[ редактировать ]Шаманская практика показывает большое разнообразие, [ 3 ] Даже если ограничить Сибири. В некоторых культурах музыка или песня, связанная с шаманской практикой, могут имитировать естественные звуки , иногда с помощью ономатопеи . [ 8 ]
Это справедливо для практики Noaidi среди саамских групп. Хотя саами народ живет за пределами Сибири, многие из их шаманистических убеждений и практики поделились важными особенностями некоторых сибирских культур. [ 9 ] Жики сами пели на шаманских обрядах. [ 10 ] Недавно Joiks поют в двух разных стилях: один из них спеется только молодыми людьми; Традиционным может быть другой, «бормочий» стиль, который напоминает магические заклинания. [ 11 ] Несколько удивительных характеристик Joiks можно объяснить, сравнивая музыкальные идеалы , как это наблюдалось в Joiks и контрастирует с музыкальными идеалами других культур. Некоторые JOIKS намерены имитировать естественные звуки. Это может быть контрастировано с Bel Canto , который намеревается использовать органы человеческих речи на самом высоком уровне, чтобы достичь почти «сверхчеловеческого» звука. [ 12 ]
Намерение имитировать естественные звуки также присутствует и в некоторых сибирских культурах: пение обертонов , а также шаманские песни некоторых культур могут быть примерами.
- В шаманской песне соевых звуков птицы и волка подражают, чтобы представлять помощь духам шамана. [ 13 ]
- Сеансы Nganasan Shamans сопровождались женщинами, имитирующими звуки теленка северного оленя (считается, что они обеспечивают фертильность для этих женщин). [ 14 ] В 1931 году А. Попов заметил, что Шаман -Шаман -Дихад Костеркин, подражающий звуку белого медведя: считалось, что шаман превратился в белого медведя. [ 15 ]
Звук Mimesis не ограничивается сибирскими культурами и не обязательно связан с шаманистическими убеждениями или практикой. См., Например, пение в горле инуитов , игра, которую играют женщины, пример музыки инуитов , в которой используется пение овертон , и, в некоторых случаях, имитация естественных звуков (в основном животных, например, гусей). [ 16 ] [ 17 ] Имитация звуков животных также может служить таким практическим причинам, как заманивание игры в охоте. [ 16 ]
Сгруппировано лингвистическим родственником
[ редактировать ]

Уральный
[ редактировать ]уральные языки Доказано, что образуют генеалогическую единицу, языковую семью. Не все носители этих языков живут в Сибири или имеют шаманистические религии. Крупнейшее население, венгры и финны , живут за пределами Сибири и в основном христианские. Люди саами долгое время поддерживали шаманские практики. Они живут в Европе, но практиковали шаманизм до 18 -го века. [ 19 ] Большинство других (например , венгерские , финские , мари ) имеют только остальные элементы шаманизма. [ 19 ] Большинство живет за пределами Сибири. Некоторые из них жили в Сибири, но с тех пор мигрировали в свои нынешние места. первоначальное местоположение прото-уразных Обсуждается народов (и их протокола). Комбинированные фитогеографические и лингвистические соображения (распределение различных видов деревьев и присутствие их названий на различных уральских языках) предполагают, что эта область была где -то между реками Кама и Вятки на западной стороне гор Уральских гор. [ 20 ]
Самоил
[ редактировать ]Среди нескольких самойских народов шаманизм был живой традицией также в наше время, особенно в группах, живущих в изоляции до недавнего времени ( Nganasans ). [ 21 ] Было различено несколько типов шаманов среди Nenets , [ 22 ] Enets , [ 23 ] и Селькуп [ 24 ] люди. (Согласно ситуации, Шаман Nganasan использовал три разных короны: одна для верхнего мира, одна для поднимирования слова, одна для случая родов.) [ 25 ]
Люди NENETS , люди, люди , люди, говорят на северном самои. Они живут в Северной Сибири (Nenets живут также в европейских частях), они дают классические примеры. Селкупс - единственные, кто в настоящее время говорит на южных самуических языках. Они живут на юге, шаманизм был в упадке также в начале 20 -го века, хотя фольклорные воспоминания могли быть записаны даже в 1960 -х годах. [ 24 ] , говорилось о других южных амояльных языках У некоторых народов, живущих в горах Саян , но языковое сдвиг , что вымерло вымерло все эти языки. произошло [ 26 ] [ 27 ]
Ненетс
[ редактировать ]Было несколько типов шаманов, отличающихся, связывающихся с Верхним Миром, которые связывались с миром, которые связывались с мертвыми. [ 22 ]
Nganas
[ редактировать ]Изолированное расположение народа Nganasan позволило, чтобы шаманизм был живым явлением среди них даже в начале 20 -го века, [ 14 ] Последний заметный сеанс Нгаганасана Шамана мог быть записан в фильме в 1970 -х годах. [ 14 ] [ 28 ]
Одним из случаев, когда шаман -участок был чистым обрядом палатки , который проводился после полярной ночи , который включал жертвы . [ 21 ] [ 29 ]
САЙАН САМОЙДИК
[ редактировать ]Некоторые народы гор Саяна говорили когда -то южные самуиские языки. Большинство из них прошли языковой сдвиг в начале и середине 19 -го века, заимствуя язык соседних туркских народов. Камассийский язык выжил дольше: 14 стариков говорили на нем в 1914 году. В конце 20 -го века некоторые старики имели пассивное или неопределенное знание языка, но сбор надежных научных данных больше невозможно. [ 26 ] [ 27 ] Сегодня Камассиан считается вымершим.
Шаманизм самойэдов народов в горах Саяна выжил дольше (если мы рассматриваем Караги как самуидический народ, [ 26 ] [ 27 ] [ 30 ] Хотя такие подходы были уточнены: проблема их происхождения может быть более сложной [ 31 ] ) Diószegi Vilmos мог бы записать не только фольклорные воспоминания в конце 1950 -х годов, но ему также удалось лично поговорить (больше не практикующих) шаманы, записать свои личные воспоминания, песни, некоторые из их атрибутов. [ 32 ]
Является ли этот шаманизм полностью у соседних тюркских народов, или есть ли у него некоторые этнические особенности, возможно, остатки самоиседжного происхождения, не разрешено. Сравнительные соображения предполагают, что
- Карагас на шаманизм подвержен влиянию Абакан-Туркча и Бурьята . [ 33 ] Среди различных культур соевых групп, центральные сосовые группы, удерживая крупный рогатый скот и лошади, показывают халхи в их шаманизм, в своем шаманизме, явления [ 34 ] Шаманизм западных соевых, живущих на степи, похож на шахты туркских народов. [ 35 ] Шаманская история рассказывает о контактах между соетами и туркскими народами абакана в мифической форме. [ 36 ]
- Караги и восточные (оленьи, разоблачивающие, горные) сои. иметь много сходства в своей культуре [ 37 ] и шаманизм. [ 38 ] Именно эти две культуры представили некоторые этнические особенности, явления, не имеющие явлений, не имеющих среди соседних туркских народов. Например, структура их шаманского барабана показала такую особенность: у нее было два транса. [ 39 ] Именно эти две культуры показали некоторые черты, которые могли бы быть, возможно, самои -происхождения: головной убор шамана, платья и ботинки, имеют чучели, символизирующие человеческие органы, в основном кости; [ 40 ] В случае головного ухода, представление человеческого лица. [ 41 ] Также в платье, инициирующей песню Карагас Шаман Кокуевой, содержалась выражение «Мое шаманское платье с семью позвонками». [ 42 ] Хоппал интерпретирует скелетное наложение карагасского шаманского платья как символ шаманского возрождения, [ 43 ] Подобное замечание относится к скелетоподобному железному орнаменту (не самойского, но генеалогически неклассифицированного, палеосибирского ) кета -шамана, платья [ 44 ] Хотя это может символизировать также кости луна ( помощник животного шамана). [ 45 ] (Теория Ket Origin of Karagas уже упоминалась выше. [ 31 ] ), Похожее на скелет, символизировал шаманское возрождение также среди некоторых других сибирских культур. [ 46 ]
венгерский
[ редактировать ]Начиная с конца 9-го века и далее, предки венгерского народа мигрировали со своей протоарорской родины в Сибири в паннонский бассейн , область, в которую входят современная Венгрия. Сегодня шаманизм больше не практикуется венгры, но в их фольклоре элементы шаманизма сохранились. Сравнительные методы показывают, что некоторые мотивы, используемые в народных скачках, фрагментах песен и народных рифм сохраняют аспекты древней системы убеждений. Стремясь доказать, что шаманистические остатки существовали в венгерском фольклорном этнограде, Диосесеги Вильмос , сравнили этнографические записи венгерских и соседних народов и работают о различных шаманских традициях некоторых сибибирских народов. [ 47 ] Михали Хоппал продолжил работу Диосзеги Вильмоса [ 48 ] Сравнение шаманских убеждений носителей уральских языков [ 49 ] с теми, кто из нескольких неоролительных сибирских народов. [ 50 ] [ 51 ]
Хотя угрский фольклор сохраняет много следов шаманизма, сам шаманизм был умирающей практикой среди ханти и народа манси к 1930 -м годам. Шаманизм до сих пор практикуется многими коренными народами, [ 52 ] Но среди современных угрианцев шаманизм в значительной степени практикуется Ханти. [ 53 ]
Является
[ редактировать ]
Традиционная культура кет -народа была исследована Матиасом Кастреном , Василием Иванович Анучин, Кай Доннер , Ханс Финдеизен , Евгения Алексеевна Алексеенко. [ 54 ] Шаманизм был живой практикой в 1930 -х годах, но к 1960 -м годам почти не было найдено ни одного подлинного шамана. Кет -шаманизм поделился чертами с чертами тюркских и монголических народов. [ 55 ] Кроме того, было несколько типов шаманов, [ 56 ] [ 57 ] различающиеся по функции (сакральные обряды, отверждение), власть и связанное с ними животные (олень, медведь). [ 57 ] Также среди KET (как у нескольких других сибирских народов, например, Караги [ 40 ] [ 42 ] [ 43 ] ), есть примеры использования скелетных символиков, [ 55 ] Хоппал интерпретирует его как символ шаманского перерождения, [ 44 ] Хотя это может символизировать также кости луна ( помощник животного шамана, присоединяющийся к воздуху и подводному миру, как и шаман, который также путешествовал как в небо, так и в подземный мир). [ 45 ] Скелетное наложение представляло собой шаманское возрождение также среди некоторых других сибирских культур. [ 46 ]
Туркский
[ редактировать ]
Туркские народы распространяются по большим территориям и находятся далеко не так. В некоторых случаях шаманизм широко объединен с исламом , в других с буддизмом есть , но среди сибирских татаров сохранились традиции , [ 58 ] Туваны и тофалар
Алтайские турки могут быть связаны с соседними угрскими , самотами , кетом или монголами . [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ] Могут также быть этнографические следы такого прошлого в настоящее время, говорящие на туркско-говорящих народа, из Алтай. Например, некоторые из них имеют фалли-эротические обряды фертильности , и это можно сравнить с аналогичными обрядами угрианцев . [ 60 ] [ 61 ]
Тунгусич
[ редактировать ]
Среди Тунгусских народов Сибири шаманизм также широко распространен.
Сказка о Нисан -Шамане , известном кусочке фольклора, в котором описывается воскресение сына богатого землевладельца со стороны женского шамана, известна среди различных народов Тунгуси, включая манча , ровной и нанаи . [ 62 ] [ 63 ]
Коряк и Чукчи
[ редактировать ]Лингвистически, коряк и чукчи являются близкими врождениями yup'il. Коряк шаманизм известен. [ 64 ]
Соты
[ редактировать ]
Группы Yup'ik включают в себя огромную область, простирающуюся от Восточной Сибири до Аляски и Северной Канады (включая полуостров Лабрадор ) до Гренландии . Шаманская практика и убеждения были зарегистрированы в нескольких частях этой обширной области, перекрывающие континентальные границы. [ 65 ] [ 66 ] [ 67 ]
Как и сами культуры Yup'ik, шаманистические практики раскрывают разнообразие. Некоторые мозаичные примеры из различных культур: концепции души различных культур также были разнообразными, некоторые группы полагали, что маленького ребенка нужно было воспринимать от имен-опекунов, унаследованных от недавно умершего родственника. Среди некоторых групп это убеждение составило своего рода реинкарнацию. Также шаманизм может включать в себя убеждения в дуализме души , где свободная душа шамана может лететь в небесные или поднимия сферы, связавшись с мифологическими существами, ведя переговоры с ними, чтобы прекратить бедствия или добиться успеха в охоте. Если их гнев был вызван табу -нарушениями, шаман попросил признания членов сообщества.
В большинстве культур кандидат может отказаться от шаманизма: призыв можно было ощутить видениями, но, как правило, становятся шаманом, последовавшим за сознательными соображениями.


Нивх
[ редактировать ]Шаманизм был центральной частью религиозных и духовных традиций нивха , которые являются коренными в бассейне реки Амур и прилегающем Сахалин . острове [ 69 ] [ 70 ] [ 71 ] Шаманы ( Чам ) традиционно диагностировали и вылечили болезнь. Редкие шаманы, как правило, носили сложные пальто с ремнями, часто из металла. [ 72 ] Среды, состоящие из растений, а иногда и животных, использовались для лечения болезни. Талисманы были использованы или предложены пациентам для предотвращения болезни. [ 72 ] Шаманы дополнительно функционировали как проводник для борьбы с злыми духами, которые вызывают смерть. Услуги шамана обычно получали компенсацию товарами, кварталами и продуктами питания. [ 72 ] Chiyo Nakamura , сахалин -нивх -шаман, отвечал за запись, сохранение и пожертвование артефактов, связанных с шаманизмом Nivkh, как это было отказано. [ 73 ] [ 74 ]
Демография
[ редактировать ]Перепись 2002 года Российской федерации сообщает 123 423 (0,23% населения) людей этнических групп, которые преимущественно придерживаются «традиционных убеждений»
Этническая группа | Население (2002) |
---|---|
Evels | 35,527 |
В розыске | 12,160 |
Конвенция | 19,071 |
Чукчи | 15,767 |
Манси | 11,432 |
Корикс | 8,743 |
Нивхс | 5,162 |
Итэльмени | 3,180 |
Ульч | 2,913 |
Юп'ик | 1,750 |
Противоположный | 1,657 |
Является | 1,494 |
Чуваны | 1,087 |
Тофалар | 837 |
Nganasans | 834 |
Ороха | 686 |
Альб | 540 |
Ороки | 346 |
Анетс | 237 |
Общий | 123,423 |
Смотрите также
[ редактировать ]- Коренные народы русского севера
- Шаманизм в династии Цин
- Шаманизм в России
- Китайский шаманизм
- Корейский шаманизм
- Манчжура шаманизма
- Монгольский шаманизм
- Якут шаманизм
- Оленя в сибирском шаманизме
- Айну религия
Сибирский портал
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хоппал 2005: 13
- ^
Сравнивать: Винкельман, Майкл (2010). Шаманизм: биопсихосоциальная парадигма сознания и исцеления . ABC-Clio. п. 60. ISBN 9780313381812 Полем Получено 4 октября 2015 года .
Часть аргументов Бэна и других основана на произвольном подходе к концептуализации шаманизма. Например, Бан характеризует Сибири как «сердце истинного шаманизма» (59), прибегая к идее, что слово должно быть ограничено культурной областью его происхождения.
- ^ Jump up to: а беременный Хоппал 2005: 15
- ^ "Архививая копия" . Архивировано из оригинала 12 января 2001 года . Получено 17 июля 2009 года .
{{cite web}}
: CS1 Maint: архивная копия как заголовок ( ссылка ) - ^ Лессинг, Фердинанд Д., изд. (1960). Монгольский английский словарь . Беркли: Университет Калифорнийской прессы. п. 123 .
- ^ Czaplicka, Maria (1914). «XII. Шаманизм и секс» . Аборигены Сибири . Оксфорд: Clarendon Press . Получено 7 марта 2015 года .
- ^ « Сибирский шаманизм » .
- ^ Hoppál 2006: 143 Архивировано 2 апреля 2015 года на машине Wayback
- ^ Voigt 1966: 296
- ^ Thirsty-Schiffer 1996: 56, 76
- ^ Thirsty-Schiffer 1996: 64
- ^ Thirsty-Schiffer 1996: 74
- ^ Diószegi 1960: 203
- ^ Jump up to: а беременный в Хоппал 2005: 92
- ^ Линтроп, Аарно. "Чистый обряд палатки" . Исследования на сибирском шаманизме и религиях уральных народов .
- ^ Jump up to: а беременный Наттиз: 5
- ^ Deschênes 2002
- ^ Ваба, Лембит. "Юкагиры" . Красная книга народов русской империи . НПО Красная книга.
- ^ Jump up to: а беременный Хоппал 2005: 84
- ^ Jaakko häkkinen http://www.sgr.fi/susa/92/hakkinen.pdf
- ^ Jump up to: а беременный Хоппал 2005: 92-93
- ^ Jump up to: а беременный Хоппал 2005: 88
- ^ Хоппал 2005: 89
- ^ Jump up to: а беременный Хоппал 2005: 94
- ^ Hoppál 2005: 207-208
- ^ Jump up to: а беременный в Хаджду 1975: 12
- ^ Jump up to: а беременный в Хаджду 1982: 10
- ^ Хоппал 1994: 62
- ^ Чистый обряд палатки
- ^ Diószegi 1960: 102,154,243
- ^ Jump up to: а беременный Viikberg, Jüri (2001). Тофалары НПО Красная книга. ISBN 9985-9369-2-2 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помощь ) - ^ Diószegi 1960
- ^ Diószegi 1960: 243
- ^ Diószegi 1960: 226
- ^ Diószegi 1960: 238
- ^ Diószegi 1960: 62-63
- ^ Diószegi 1960: 242
- ^ Diószegi 1960: 164
- ^ Diószegi 1960: 198,243
- ^ Jump up to: а беременный Diószegi 1960: 128,188 243
- ^ Diószegi 1960: 110,113
- ^ Jump up to: а беременный Diószegi 1960: 130
- ^ Jump up to: а беременный Хоппал 1994: 75
- ^ Jump up to: а беременный Хоппал 1994: 65
- ^ Jump up to: а беременный Хоппал 2005: 198
- ^ Jump up to: а беременный Хоппал 2005: 199
- ^ Diószegi 1998
- ^ Хоппал 1998
- ^ Хоппал 1975
- ^ Хоппал 2005
- ^ Хоппал 1994
- ^ Хоппал 2005: 96
- ^ « Угричкие люди » .
- ^ Хоппал 2005: 170-171
- ^ Jump up to: а беременный Хоппал 2005: 172
- ^ Alekseyenko 1978
- ^ Jump up to: а беременный Хоппал 2005: 171
- ^ Селезнев, Александр. «Самый северный форпост исламской цивилизации» . Международный институт изучения ислама в современном мире . Получено 8 апреля 2022 года .
- ^ "S" . Красная книга народов русской империи. [ Постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а беременный Ваджда, Эдвард Дж. «Алтайские турки» . Архивировано из оригинала 6 мая 2017 года.
- ^ Jump up to: а беременный Хоппал 2005: 106
- ^ Ричфельд 1989 , с. 200
- ^ Heissig 1997 , p. 200
- ^ «Когар мировоззрение» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2009 года . Получено 16 августа 2008 года .
- ^ Kleivan & Sonne 1985
- ^ Меркурий 1985
- ^ Корк 1970
- ^ Hoppál 2005: 77 287
- ^ Рейд, Анна (2003). Шаманский пальто: родная история Сибири . Нью -Йорк, Нью -Йорк: Walker & Company . С. 156–157. ISBN 0-8027-1399-8 .
- ^ Фридрих и Даймонд (1994). Энциклопедия мировой культуры: Россия и Евразия-Китай, вып. 6 Бостон, Массачусетс: GK Hall and Company. п. 285. ISBN 0-8161-1810-8 .
- ^ Шинтерберг, Лев Яковлевич ; Брюс Грант (1999). Социальная организация Гиляка . Сиэтл: Университет Вашингтона Пресс . С. 155–58. HDL : 2246/281 . ISBN 0-295-97799-X .
- ^ Jump up to: а беременный в Фридрих и Даймонд, с.283
- ^ Chuner Taksami (2004). Siro Sasaki (ed.). "Культурное наследие нивхов : Этнографические коллекции нивхов в музеях Японии" [Cultural heritage of the Nivkhs: Ethnographic collections of the Nivkhs in museums in Japan] (PDF) . 国立民族学博物館調査報告(SER) [SENRI Ethnological Reports] (in Russian) (52). 国立民族学博物館 [ National Museum of Ethnology (Japan) ]: 37–38, 41, 45–46, 64 . Retrieved 20 April 2024 .
- ^ «Запись людей, связанных с Народным музеем Хойя» [Справочник людей, связанных с Народным музеем Хойя] PDF) (в японском языке). ( Получено 22 февраля 2024 года .
Ссылки
[ редактировать ]- Балзер, Марджори Мандельштам, изд. (2015) [1990]. Шаманизм: советские исследования традиционной религии в Сибири и Центральной Азии . Лондон/Нью -Йорк: Routledge. ISBN 9781138179295 .
- Deschênes, Bruno (2002). «Инуитские грибы» . Музыкальные традиции . Журнал для традиционной музыки по всему миру.
- Diószegi, Vilmos (1960). По стопам шаманов на земле Сибири. История этнографической исследовательской поездки . Therebess Asia E-Library (у венгерской). Будапешт: издательство Magvető. Книга была переведена на английский: Diószegi, Vilmos (1968). Отслеживание шаманов в Сибири. История этнографической экспедиции . Перевод с Венгрии Анитой Раджкай Бабо. Oosterhout: антропологические публикации.
- Diószegi, Vilmos (1998) [1958]. Воспоминания о благословении шамана в венгерской народной грамотности [ остатки шаманистических убеждений в венгерском фольклоре ] (в венгерском) (1 переиздание изд.). Будапешт: издательство Akadémiai. ISBN 963-05-7542-6 .
- Габус, Джин (1970). Карибские эскимосы [ Vie et coutumes des esquimaux caribous ] (у венгерских). Будапешт: Гондолат -издатель.
- Хаджду, Питер (1975). фон отношений » ] . « Лингвистический 963-13-0900-2 .
- Hajdú, Péter (1982) [1968]. Chrestomathia samoiedica (в венгерском) (второе изд.). Будапешт: издатель учебников. ISBN 963-17-6601-2 .
- Хейссиг, Уолтер (1997). Два варианта venkisch-daghurian повествования манча "Нисан Саман-и Битхе" . С. ISBN 978-3-447-09025-4 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помощь ) - Хоппал, Михали (1975). «Убеждения уральских народов и системы убеждений уральских народов и шаманизма». В Хаджду, Питер (ред.). Уральные народы. Культура и традиции наших языковых родственников [ у венгерских ) (у венгерских). Будапешт: издатель Corvina. стр. 211-233. ISBN 963-13-0900-2 .
- Хоппал, Михали (1994). Шаманы, души и символы [ шаманы, души и символы ] (у венгерских). Будапешт: издатель Helikon. ISBN 963-208-298-2 .
- Хоппал, Михали (2005). Шаманы в Евразии [ Шаманы в Евразии ] (на венгерском). Будапешт: издательство Akadémiai. ISBN 963-05-8295-3 Полем , также на немецком, эстонском и финском. Сайт издателя с кратким описанием книги (в венгерской) архивировал 2 января 2010 года на машине Wayback .
- Хоппал, Михали (2006c). «Музыка шаманского исцеления» (PDF) . В Герхарде Килгер (ред.). Делает музыку. Музыка как счастье и преимущества для жизни . Кельн: Виканд Верлаг. ISBN 3-87909-865-4 . [ Постоянная мертвая ссылка ]
- Клейван, я.; Б. Сонн (1985). Эскимосы: Гренландия и Канада . Иконография религий, Раздел VIII, «Арктические народы», фирмик 2. Лейден, Нидерланды: Институт религиозной иконографии • Государственный университет Гронинген. EJ Brill. ISBN 90-04-07160-1 .
- Меркур, Даниэль (1985). Становясь наполовину скрытым: шаманизм и посвящение среди инуитов Acta Universities Stockholmiensis / Stockholm Исследования в сравнительной религии. Стокгольм: Almqvist & Wiksell.
- Наттиз, Джин Жак . «Игра и песни инуиты • Песные и Jeux des Inuit». Musiques & Musiciens du Monde • Musics & Musicians of the World. Монреаль: исследовательская группа по музыкальной семиотике , факультет музыки, Университет Монреаля.
{{cite journal}}
: CITE Journal требует|journal=
( помощь ) . Песни доступны онлайн на веб -сайте Ethnopoetics , куратор, от Джерома Ротенберга . - Ричфельд, Бруно (1989). «Повествование о манчах" Нисан Саман-и Битхе "в Хезе". Мюнхенский вклад в этнологию . 2 : 117–155.
- Rubcova, ES (1954). Материалы на языке и фольклоре эскимосов (том I, Чаплинно диалект) (на русском языке). Москва • Ленинград: Академия наук СССР. Исходные данные: Рубтсова, Э. Сб. (1954). Материалы на языке и фольклоре эскимосова (чаплин диалект) . Москва • Ленинград: Академия наук СССР.
- Shimamura, Ippei. Конечные искатели: шамамисн и этническая принадлежность среди монгольских бурьятов. Йокохама, Япония: Шумпуша, 2014. ISBN 978-4-86110-397-1
- Thirsty-Schiffer, György (1996). Певая традиция лапп -шаманов • Петь традиция лапп -шаманов (на венгерском и английском языке). Будапешт: издательство Akadémiai. ISBN 963-05-6940-x .
- Vitebsky, Piers (2001). Шаман: путешествия души - транс, экстаз и исцеление от Сибири в Амазонку . Дункан Бэйрд. ISBN 1-903296-18-8 .
- Vitebsky, Piers (1996). Шаман (в венгерском). Будапешт: Венгерский книжный клуб • Хеликон издатель. Перевод оригинала: Vitebsky, Piers (1995). Шаман (живая мудрость) . Дункан Бэйрд.
- Voigt, Vilmos (1966). Волшебный барабан и женщины. Народные сказки Лаппа [ Волшебный барабан и ясновидные женщины. Сами -народные сказки ]. Рассказы о народах [рассказы о людях] (на венгерском). Будапешт: издатель Европы.
- Andrei Znamenski, ed. (2003c). Шаманизм в Сибири: российские записи о духовности коренных народов . Германия: Springer Verlag. ISBN 978-1-4020-1740-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Станислав Крупар Фотографии домашней страницы сибирских шаманов | url = http://www.krupar.com/index.php?file=www/en/gallery/gallery.html&cat=5
- Линтроп, Аадо. «Исследования на сибирском шаманизме и религии финноогрианских народов» .
- «Шаманские и повествовательные песни Сибирской Арктики» (музыка) . Musique du Monde.
- Czapliczka, MA (1914). Шаманизм в Сибири: выдержки из аборигенов Сибири .
- Ваджда, Эдвард Дж. «Алтайские турки» . Архивировано из оригинала 6 мая 2017 года . Получено 10 сентября 2007 года .
- Нолл, Ричард ; Ши, Кун (2004). «Чунонсуань (Мэн Джин Фу). Последний шаман Орокена северо -восточного Китая» (PDF) . Журнал корейских религий (6): 135–162. Он описывает жизнь Чуононсуана, последнего шамана Орокена северо -восточного Китая.
- Шаман - трейлер. Племя Nganasan (потоковое) . YouTube. Архивировано из оригинала 18 декабря 2021 года.
- Эрих Кастен; Майкл Дюрр. "Сибирские исследования домашней страницы" .
- Поселок Унгазик (Чаплино) [Ungazik settlement] (in Russian). Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук. Archived from the original on 28 February 2009. Rendering in English: Ungazik settlement , Kunstkamera , Russian Academy of Sciences . Old photos about former life of a Siberian Yupik settlement, including those of a shaman, performing his séance.
- Хелимски, Юджин. «Шаманистическая традиция Nganasan: наблюдение и гипотезы» . Шаманство: исчезающий язык ритуала, конференция в Центре передового исследования, 19–23 июня 1999 г., Осло . Архивировано из оригинала 19 декабря 2008 года.