Jump to content

Шаманизм в Сибири

(Перенаправлено из алтайского шаманизма )

Мальчик Buyaat находится в ритуале акции
Туван Шаман Таш-Лолл Бууэвич Кунга Консу и Овоо .

Большое меньшинство людей в Северной Азии , особенно в Сибири , следуют религиозно-культурной практике шаманизма . Некоторые исследователи считают Сибири как сердце шаманизма. [ 1 ] [ 2 ]

Народ Сибири состоит из различных этнических групп, многие из которых продолжают наблюдать за шаманистическими практиками в наше время. Многие классические этнографы записали источники идеи «шаманизма» среди сибирских народов. [ 3 ]

Терминология на сибирских языках

[ редактировать ]
  • «Шаман»: Саман (Нинегал, Мать, Улча, Орок), как (Манчу). Вариант / šaman / (т. Е. Проиграил «Шаман») - это равномерное.
  • «Шаман»: немецкий, существо, Вольмен [ 4 ] (Юкагир)
  • «Шаман»: [QAM] (Татар, Шор, Ойрат), [XAM] (TUVA, TOFALAR)
  • Слово Buryat for Shaman - Bөө ( Böö ) [Bøː] , от раннего монгольского Böge . [ 5 ] Сама позаимствован из прото-туркического *bögü ("sage, wizard")
  • «Шаман»: ńajt (Ханти, Манси), от прото-ура *nojta (cf sámi noaidi )
  • 'Shamaness': [Iduɣan] (Mongol), [udaɣan] (yakut), Udagan (buryat), Udugan (venki, lamut), Odogan (Nedigal). Связанные формы, найденные на различных сибирских языках, включают Утаган , Убакан , Утиган , Утугун , Идуан или Дуана . Все это связано с монгольским именем Этугена, Богини Херта и Этуген Эке «Мать Земля». Мария Чоплика указывает, что сибирские языки используют слова для мужских шаманов из разных корней, но слова для женского шамана почти все из одного и того же корня. Она связывает это с теорией, что женская практика шаманизма была установлена ​​раньше, чем мужская, что «шаманы были изначально женщины». [ 6 ]

Дух-Джурни

[ редактировать ]

Сибирские шаманы-духовые-грунты [ 7 ] (Воспроизведение их мечты, в которых они спасли душу клиента) были проведены в, например, Oroch, Altai и Nganasan Healing Séances.

Песни, музыка

[ редактировать ]
Бурьят Шаман выполняет возмещение .

Шаманская практика показывает большое разнообразие, [ 3 ] Даже если ограничить Сибири. В некоторых культурах музыка или песня, связанная с шаманской практикой, могут имитировать естественные звуки , иногда с помощью ономатопеи . [ 8 ]

Это справедливо для практики Noaidi среди саамских групп. Хотя саами народ живет за пределами Сибири, многие из их шаманистических убеждений и практики поделились важными особенностями некоторых сибирских культур. [ 9 ] Жики сами пели на шаманских обрядах. [ 10 ] Недавно Joiks поют в двух разных стилях: один из них спеется только молодыми людьми; Традиционным может быть другой, «бормочий» стиль, который напоминает магические заклинания. [ 11 ] Несколько удивительных характеристик Joiks можно объяснить, сравнивая музыкальные идеалы , как это наблюдалось в Joiks и контрастирует с музыкальными идеалами других культур. Некоторые JOIKS намерены имитировать естественные звуки. Это может быть контрастировано с Bel Canto , который намеревается использовать органы человеческих речи на самом высоком уровне, чтобы достичь почти «сверхчеловеческого» звука. [ 12 ]

Намерение имитировать естественные звуки также присутствует и в некоторых сибирских культурах: пение обертонов , а также шаманские песни некоторых культур могут быть примерами.

  • В шаманской песне соевых звуков птицы и волка подражают, чтобы представлять помощь духам шамана. [ 13 ]
  • Сеансы Nganasan Shamans сопровождались женщинами, имитирующими звуки теленка северного оленя (считается, что они обеспечивают фертильность для этих женщин). [ 14 ] В 1931 году А. Попов заметил, что Шаман -Шаман -Дихад Костеркин, подражающий звуку белого медведя: считалось, что шаман превратился в белого медведя. [ 15 ]

Звук Mimesis не ограничивается сибирскими культурами и не обязательно связан с шаманистическими убеждениями или практикой. См., Например, пение в горле инуитов , игра, которую играют женщины, пример музыки инуитов , в которой используется пение овертон , и, в некоторых случаях, имитация естественных звуков (в основном животных, например, гусей). [ 16 ] [ 17 ] Имитация звуков животных также может служить таким практическим причинам, как заманивание игры в охоте. [ 16 ]

Сгруппировано лингвистическим родственником

[ редактировать ]
Уральные языки. Язык изолят Юкагир предполагается некоторыми, связанными с уральским языком [ 18 ]
Туркские языки , в том числе также северные сибирские якуты (но дольганы опущены), Южные Сибирские районы, а также Центральную Азию
Язык эскимоснов

Уральный

[ редактировать ]

уральные языки Доказано, что образуют генеалогическую единицу, языковую семью. Не все носители этих языков живут в Сибири или имеют шаманистические религии. Крупнейшее население, венгры и финны , живут за пределами Сибири и в основном христианские. Люди саами долгое время поддерживали шаманские практики. Они живут в Европе, но практиковали шаманизм до 18 -го века. [ 19 ] Большинство других (например , венгерские , финские , мари ) имеют только остальные элементы шаманизма. [ 19 ] Большинство живет за пределами Сибири. Некоторые из них жили в Сибири, но с тех пор мигрировали в свои нынешние места. первоначальное местоположение прото-уразных Обсуждается народов (и их протокола). Комбинированные фитогеографические и лингвистические соображения (распределение различных видов деревьев и присутствие их названий на различных уральских языках) предполагают, что эта область была где -то между реками Кама и Вятки на западной стороне гор Уральских гор. [ 20 ]

Среди нескольких самойских народов шаманизм был живой традицией также в наше время, особенно в группах, живущих в изоляции до недавнего времени ( Nganasans ). [ 21 ] Было различено несколько типов шаманов среди Nenets , [ 22 ] Enets , [ 23 ] и Селькуп [ 24 ] люди. (Согласно ситуации, Шаман Nganasan использовал три разных короны: одна для верхнего мира, одна для поднимирования слова, одна для случая родов.) [ 25 ]

Люди NENETS , люди, люди , люди, говорят на северном самои. Они живут в Северной Сибири (Nenets живут также в европейских частях), они дают классические примеры. Селкупс - единственные, кто в настоящее время говорит на южных самуических языках. Они живут на юге, шаманизм был в упадке также в начале 20 -го века, хотя фольклорные воспоминания могли быть записаны даже в 1960 -х годах. [ 24 ] , говорилось о других южных амояльных языках У некоторых народов, живущих в горах Саян , но языковое сдвиг , что вымерло вымерло все эти языки. произошло [ 26 ] [ 27 ]

Было несколько типов шаманов, отличающихся, связывающихся с Верхним Миром, которые связывались с миром, которые связывались с мертвыми. [ 22 ]

Изолированное расположение народа Nganasan позволило, чтобы шаманизм был живым явлением среди них даже в начале 20 -го века, [ 14 ] Последний заметный сеанс Нгаганасана Шамана мог быть записан в фильме в 1970 -х годах. [ 14 ] [ 28 ]

Одним из случаев, когда шаман -участок был чистым обрядом палатки , который проводился после полярной ночи , который включал жертвы . [ 21 ] [ 29 ]

САЙАН САМОЙДИК

[ редактировать ]

Некоторые народы гор Саяна говорили когда -то южные самуиские языки. Большинство из них прошли языковой сдвиг в начале и середине 19 -го века, заимствуя язык соседних туркских народов. Камассийский язык выжил дольше: 14 стариков говорили на нем в 1914 году. В конце 20 -го века некоторые старики имели пассивное или неопределенное знание языка, но сбор надежных научных данных больше невозможно. [ 26 ] [ 27 ] Сегодня Камассиан считается вымершим.

Шаманизм самойэдов народов в горах Саяна выжил дольше (если мы рассматриваем Караги как самуидический народ, [ 26 ] [ 27 ] [ 30 ] Хотя такие подходы были уточнены: проблема их происхождения может быть более сложной [ 31 ] ) Diószegi Vilmos мог бы записать не только фольклорные воспоминания в конце 1950 -х годов, но ему также удалось лично поговорить (больше не практикующих) шаманы, записать свои личные воспоминания, песни, некоторые из их атрибутов. [ 32 ]

Является ли этот шаманизм полностью у соседних тюркских народов, или есть ли у него некоторые этнические особенности, возможно, остатки самоиседжного происхождения, не разрешено. Сравнительные соображения предполагают, что

  • Карагас на шаманизм подвержен влиянию Абакан-Туркча и Бурьята . [ 33 ] Среди различных культур соевых групп, центральные сосовые группы, удерживая крупный рогатый скот и лошади, показывают халхи в их шаманизм, в своем шаманизме, явления [ 34 ] Шаманизм западных соевых, живущих на степи, похож на шахты туркских народов. [ 35 ] Шаманская история рассказывает о контактах между соетами и туркскими народами абакана в мифической форме. [ 36 ]
  • Караги и восточные (оленьи, разоблачивающие, горные) сои. иметь много сходства в своей культуре [ 37 ] и шаманизм. [ 38 ] Именно эти две культуры представили некоторые этнические особенности, явления, не имеющие явлений, не имеющих среди соседних туркских народов. Например, структура их шаманского барабана показала такую ​​особенность: у нее было два транса. [ 39 ] Именно эти две культуры показали некоторые черты, которые могли бы быть, возможно, самои -происхождения: головной убор шамана, платья и ботинки, имеют чучели, символизирующие человеческие органы, в основном кости; [ 40 ] В случае головного ухода, представление человеческого лица. [ 41 ] Также в платье, инициирующей песню Карагас Шаман Кокуевой, содержалась выражение «Мое шаманское платье с семью позвонками». [ 42 ] Хоппал интерпретирует скелетное наложение карагасского шаманского платья как символ шаманского возрождения, [ 43 ] Подобное замечание относится к скелетоподобному железному орнаменту (не самойского, но генеалогически неклассифицированного, палеосибирского ) кета -шамана, платья [ 44 ] Хотя это может символизировать также кости луна ( помощник животного шамана). [ 45 ] (Теория Ket Origin of Karagas уже упоминалась выше. [ 31 ] ), Похожее на скелет, символизировал шаманское возрождение также среди некоторых других сибирских культур. [ 46 ]

венгерский

[ редактировать ]

Начиная с конца 9-го века и далее, предки венгерского народа мигрировали со своей протоарорской родины в Сибири в паннонский бассейн , область, в которую входят современная Венгрия. Сегодня шаманизм больше не практикуется венгры, но в их фольклоре элементы шаманизма сохранились. Сравнительные методы показывают, что некоторые мотивы, используемые в народных скачках, фрагментах песен и народных рифм сохраняют аспекты древней системы убеждений. Стремясь доказать, что шаманистические остатки существовали в венгерском фольклорном этнограде, Диосесеги Вильмос , сравнили этнографические записи венгерских и соседних народов и работают о различных шаманских традициях некоторых сибибирских народов. [ 47 ] Михали Хоппал продолжил работу Диосзеги Вильмоса [ 48 ] Сравнение шаманских убеждений носителей уральских языков [ 49 ] с теми, кто из нескольких неоролительных сибирских народов. [ 50 ] [ 51 ]

Хотя угрский фольклор сохраняет много следов шаманизма, сам шаманизм был умирающей практикой среди ханти и народа манси к 1930 -м годам. Шаманизм до сих пор практикуется многими коренными народами, [ 52 ] Но среди современных угрианцев шаманизм в значительной степени практикуется Ханти. [ 53 ]

Является

[ редактировать ]
Кет Шаман, 1914.

Традиционная культура кет -народа была исследована Матиасом Кастреном , Василием Иванович Анучин, Кай Доннер , Ханс Финдеизен , Евгения Алексеевна Алексеенко. [ 54 ] Шаманизм был живой практикой в ​​1930 -х годах, но к 1960 -м годам почти не было найдено ни одного подлинного шамана. Кет -шаманизм поделился чертами с чертами тюркских и монголических народов. [ 55 ] Кроме того, было несколько типов шаманов, [ 56 ] [ 57 ] различающиеся по функции (сакральные обряды, отверждение), власть и связанное с ними животные (олень, медведь). [ 57 ] Также среди KET (как у нескольких других сибирских народов, например, Караги [ 40 ] [ 42 ] [ 43 ] ), есть примеры использования скелетных символиков, [ 55 ] Хоппал интерпретирует его как символ шаманского перерождения, [ 44 ] Хотя это может символизировать также кости луна ( помощник животного шамана, присоединяющийся к воздуху и подводному миру, как и шаман, который также путешествовал как в небо, так и в подземный мир). [ 45 ] Скелетное наложение представляло собой шаманское возрождение также среди некоторых других сибирских культур. [ 46 ]

Туркский

[ редактировать ]
Шаман -доктор Кизила , Тува .

Туркские народы распространяются по большим территориям и находятся далеко не так. В некоторых случаях шаманизм широко объединен с исламом , в других с буддизмом есть , но среди сибирских татаров сохранились традиции , [ 58 ] Туваны и тофалар

Алтайские турки могут быть связаны с соседними угрскими , самотами , кетом или монголами . [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ] Могут также быть этнографические следы такого прошлого в настоящее время, говорящие на туркско-говорящих народа, из Алтай. Например, некоторые из них имеют фалли-эротические обряды фертильности , и это можно сравнить с аналогичными обрядами угрианцев . [ 60 ] [ 61 ]

Тунгусич

[ редактировать ]
Chuonnasuan (1927–2000), последний шаман народа Орокена , фотография Ричарда Нолла в июле 1994 года в Маньчжурии недалеко от границы между Китаем и Россией. Орокен шаманизм сейчас вымер.

Среди Тунгусских народов Сибири шаманизм также широко распространен.

Сказка о Нисан -Шамане , известном кусочке фольклора, в котором описывается воскресение сына богатого землевладельца со стороны женского шамана, известна среди различных народов Тунгуси, включая манча , ровной и нанаи . [ 62 ] [ 63 ]

Коряк и Чукчи

[ редактировать ]

Лингвистически, коряк и чукчи являются близкими врождениями yup'il. Коряк шаманизм известен. [ 64 ]

Yup'ik Shaman, изгнанный злые духи от больного мальчика, Нушагак , Аляска , 1890 -е годы

Группы Yup'ik включают в себя огромную область, простирающуюся от Восточной Сибири до Аляски и Северной Канады (включая полуостров Лабрадор ) до Гренландии . Шаманская практика и убеждения были зарегистрированы в нескольких частях этой обширной области, перекрывающие континентальные границы. [ 65 ] [ 66 ] [ 67 ]

Как и сами культуры Yup'ik, шаманистические практики раскрывают разнообразие. Некоторые мозаичные примеры из различных культур: концепции души различных культур также были разнообразными, некоторые группы полагали, что маленького ребенка нужно было воспринимать от имен-опекунов, унаследованных от недавно умершего родственника. Среди некоторых групп это убеждение составило своего рода реинкарнацию. Также шаманизм может включать в себя убеждения в дуализме души , где свободная душа шамана может лететь в небесные или поднимия сферы, связавшись с мифологическими существами, ведя переговоры с ними, чтобы прекратить бедствия или добиться успеха в охоте. Если их гнев был вызван табу -нарушениями, шаман попросил признания членов сообщества.

В большинстве культур кандидат может отказаться от шаманизма: призыв можно было ощутить видениями, но, как правило, становятся шаманом, последовавшим за сознательными соображениями.

Алтай -кижа или хакас -шаманская женщина - ее точное происхождение не может быть установлено только из изображения. Начало 20 -го века. [ 68 ]
Шаман держит сеанс от огня. Урегулирование Кизил , регион Тува , Россия

Шаманизм был центральной частью религиозных и духовных традиций нивха , которые являются коренными в бассейне реки Амур и прилегающем Сахалин . острове [ 69 ] [ 70 ] [ 71 ] Шаманы ( Чам ) традиционно диагностировали и вылечили болезнь. Редкие шаманы, как правило, носили сложные пальто с ремнями, часто из металла. [ 72 ] Среды, состоящие из растений, а иногда и животных, использовались для лечения болезни. Талисманы были использованы или предложены пациентам для предотвращения болезни. [ 72 ] Шаманы дополнительно функционировали как проводник для борьбы с злыми духами, которые вызывают смерть. Услуги шамана обычно получали компенсацию товарами, кварталами и продуктами питания. [ 72 ] Chiyo Nakamura , сахалин -нивх -шаман, отвечал за запись, сохранение и пожертвование артефактов, связанных с шаманизмом Nivkh, как это было отказано. [ 73 ] [ 74 ]

Демография

[ редактировать ]

Перепись 2002 года Российской федерации сообщает 123 423 (0,23% населения) людей этнических групп, которые преимущественно придерживаются «традиционных убеждений»

Традиционные убеждения в России, основанная на русской переписи и этнической группе 2002 года.
Этническая группа Население (2002)
Evels 35,527
В розыске 12,160
Конвенция 19,071
Чукчи 15,767
Манси 11,432
Корикс 8,743
Нивхс 5,162
Итэльмени 3,180
Ульч 2,913
Юп'ик 1,750
Противоположный 1,657
Является 1,494
Чуваны 1,087
Тофалар 837
Nganasans 834
Ороха 686
Альб 540
Ороки 346
Анетс 237
Общий 123,423

Смотрите также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Хоппал 2005: 13
  2. ^ Сравнивать: Винкельман, Майкл (2010). Шаманизм: биопсихосоциальная парадигма сознания и исцеления . ABC-Clio. п. 60. ISBN  9780313381812 Полем Получено 4 октября 2015 года . Часть аргументов Бэна и других основана на произвольном подходе к концептуализации шаманизма. Например, Бан характеризует Сибири как «сердце истинного шаманизма» (59), прибегая к идее, что слово должно быть ограничено культурной областью его происхождения.
  3. ^ Jump up to: а беременный Хоппал 2005: 15
  4. ^ "Архививая копия" . Архивировано из оригинала 12 января 2001 года . Получено 17 июля 2009 года . {{cite web}}: CS1 Maint: архивная копия как заголовок ( ссылка )
  5. ^ Лессинг, Фердинанд Д., изд. (1960). Монгольский английский словарь . Беркли: Университет Калифорнийской прессы. п. 123 .
  6. ^ Czaplicka, Maria (1914). «XII. Шаманизм и секс» . Аборигены Сибири . Оксфорд: Clarendon Press . Получено 7 марта 2015 года .
  7. ^ « Сибирский шаманизм » .
  8. ^ Hoppál 2006: 143 Архивировано 2 апреля 2015 года на машине Wayback
  9. ^ Voigt 1966: 296
  10. ^ Thirsty-Schiffer 1996: 56, 76
  11. ^ Thirsty-Schiffer 1996: 64
  12. ^ Thirsty-Schiffer 1996: 74
  13. ^ Diószegi 1960: 203
  14. ^ Jump up to: а беременный в Хоппал 2005: 92
  15. ^ Линтроп, Аарно. "Чистый обряд палатки" . Исследования на сибирском шаманизме и религиях уральных народов .
  16. ^ Jump up to: а беременный Наттиз: 5
  17. ^ Deschênes 2002
  18. ^ Ваба, Лембит. "Юкагиры" . Красная книга народов русской империи . НПО Красная книга.
  19. ^ Jump up to: а беременный Хоппал 2005: 84
  20. ^ Jaakko häkkinen http://www.sgr.fi/susa/92/hakkinen.pdf
  21. ^ Jump up to: а беременный Хоппал 2005: 92-93
  22. ^ Jump up to: а беременный Хоппал 2005: 88
  23. ^ Хоппал 2005: 89
  24. ^ Jump up to: а беременный Хоппал 2005: 94
  25. ^ Hoppál 2005: 207-208
  26. ^ Jump up to: а беременный в Хаджду 1975: 12
  27. ^ Jump up to: а беременный в Хаджду 1982: 10
  28. ^ Хоппал 1994: 62
  29. ^ Чистый обряд палатки
  30. ^ Diószegi 1960: 102,154,243
  31. ^ Jump up to: а беременный Viikberg, Jüri (2001). Тофалары ​НПО Красная книга. ISBN  9985-9369-2-2 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помощь )
  32. ^ Diószegi 1960
  33. ^ Diószegi 1960: 243
  34. ^ Diószegi 1960: 226
  35. ^ Diószegi 1960: 238
  36. ^ Diószegi 1960: 62-63
  37. ^ Diószegi 1960: 242
  38. ^ Diószegi 1960: 164
  39. ^ Diószegi 1960: 198,243
  40. ^ Jump up to: а беременный Diószegi 1960: 128,188 243
  41. ^ Diószegi 1960: 110,113
  42. ^ Jump up to: а беременный Diószegi 1960: 130
  43. ^ Jump up to: а беременный Хоппал 1994: 75
  44. ^ Jump up to: а беременный Хоппал 1994: 65
  45. ^ Jump up to: а беременный Хоппал 2005: 198
  46. ^ Jump up to: а беременный Хоппал 2005: 199
  47. ^ Diószegi 1998
  48. ^ Хоппал 1998
  49. ^ Хоппал 1975
  50. ^ Хоппал 2005
  51. ^ Хоппал 1994
  52. ^ Хоппал 2005: 96
  53. ^ « Угричкие люди » .
  54. ^ Хоппал 2005: 170-171
  55. ^ Jump up to: а беременный Хоппал 2005: 172
  56. ^ Alekseyenko 1978
  57. ^ Jump up to: а беременный Хоппал 2005: 171
  58. ^ Селезнев, Александр. «Самый северный форпост исламской цивилизации» . Международный институт изучения ислама в современном мире . Получено 8 апреля 2022 года .
  59. ^ "S" . Красная книга народов русской империи. [ Постоянная мертвая ссылка ]
  60. ^ Jump up to: а беременный Ваджда, Эдвард Дж. «Алтайские турки» . Архивировано из оригинала 6 мая 2017 года.
  61. ^ Jump up to: а беременный Хоппал 2005: 106
  62. ^ Ричфельд 1989 , с. 200
  63. ^ Heissig 1997 , p. 200
  64. ^ «Когар мировоззрение» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2009 года . Получено 16 августа 2008 года .
  65. ^ Kleivan & Sonne 1985
  66. ^ Меркурий 1985
  67. ^ Корк 1970
  68. ^ Hoppál 2005: 77 287
  69. ^ Рейд, Анна (2003). Шаманский пальто: родная история Сибири . Нью -Йорк, Нью -Йорк: Walker & Company . С. 156–157. ISBN  0-8027-1399-8 .
  70. ^ Фридрих и Даймонд (1994). Энциклопедия мировой культуры: Россия и Евразия-Китай, вып. 6 ​Бостон, Массачусетс: GK Hall and Company. п. 285. ISBN  0-8161-1810-8 .
  71. ^ Шинтерберг, Лев Яковлевич ; Брюс Грант (1999). Социальная организация Гиляка . Сиэтл: Университет Вашингтона Пресс . С. 155–58. HDL : 2246/281 . ISBN  0-295-97799-X .
  72. ^ Jump up to: а беременный в Фридрих и Даймонд, с.283
  73. ^ Chuner Taksami (2004). Siro Sasaki (ed.). "Культурное наследие нивхов : Этнографические коллекции нивхов в музеях Японии" [Cultural heritage of the Nivkhs: Ethnographic collections of the Nivkhs in museums in Japan] (PDF) . 国立民族学博物館調査報告(SER) [SENRI Ethnological Reports] (in Russian) (52). 国立民族学博物館 [ National Museum of Ethnology (Japan) ]: 37–38, 41, 45–46, 64 . Retrieved 20 April 2024 .
  74. ^ «Запись людей, связанных с Народным музеем Хойя» [Справочник людей, связанных с Народным музеем Хойя] PDF) (в японском языке). ( Получено 22 февраля 2024 года .
  • Балзер, Марджори Мандельштам, изд. (2015) [1990]. Шаманизм: советские исследования традиционной религии в Сибири и Центральной Азии . Лондон/Нью -Йорк: Routledge. ISBN  9781138179295 .
  • Deschênes, Bruno (2002). «Инуитские грибы» . Музыкальные традиции . Журнал для традиционной музыки по всему миру.
  • Diószegi, Vilmos (1960). По стопам шаманов на земле Сибири. История этнографической исследовательской поездки . Therebess Asia E-Library (у венгерской). Будапешт: издательство Magvető. Книга была переведена на английский: Diószegi, Vilmos (1968). Отслеживание шаманов в Сибири. История этнографической экспедиции . Перевод с Венгрии Анитой Раджкай Бабо. Oosterhout: антропологические публикации.
  • Diószegi, Vilmos (1998) [1958]. Воспоминания о благословении шамана в венгерской народной грамотности [ остатки шаманистических убеждений в венгерском фольклоре ] (в венгерском) (1 переиздание изд.). Будапешт: издательство Akadémiai. ISBN  963-05-7542-6 .
  • Габус, Джин (1970). Карибские эскимосы [ Vie et coutumes des esquimaux caribous ] (у венгерских). Будапешт: Гондолат -издатель.
  • Хаджду, Питер (1975). фон отношений » ] . « Лингвистический  963-13-0900-2 .
  • Hajdú, Péter (1982) [1968]. Chrestomathia samoiedica (в венгерском) (второе изд.). Будапешт: издатель учебников. ISBN  963-17-6601-2 .
  • Хейссиг, Уолтер (1997). Два варианта venkisch-daghurian повествования манча "Нисан Саман-и Битхе" . С. ISBN  978-3-447-09025-4 . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помощь )
  • Хоппал, Михали (1975). «Убеждения уральских народов и системы убеждений уральских народов и шаманизма». В Хаджду, Питер (ред.). Уральные народы. Культура и традиции наших языковых родственников [ у венгерских ) (у венгерских). Будапешт: издатель Corvina. стр. 211-233. ISBN  963-13-0900-2 .
  • Хоппал, Михали (1994). Шаманы, души и символы [ шаманы, души и символы ] (у венгерских). Будапешт: издатель Helikon. ISBN  963-208-298-2 .
  • Хоппал, Михали (2005). Шаманы в Евразии [ Шаманы в Евразии ] (на венгерском). Будапешт: издательство Akadémiai. ISBN  963-05-8295-3 Полем , также на немецком, эстонском и финском. Сайт издателя с кратким описанием книги (в венгерской) архивировал 2 января 2010 года на машине Wayback .
  • Хоппал, Михали (2006c). «Музыка шаманского исцеления» (PDF) . В Герхарде Килгер (ред.). Делает музыку. Музыка как счастье и преимущества для жизни . Кельн: Виканд Верлаг. ISBN  3-87909-865-4 . [ Постоянная мертвая ссылка ]
  • Клейван, я.; Б. Сонн (1985). Эскимосы: Гренландия и Канада . Иконография религий, Раздел VIII, «Арктические народы», фирмик 2. Лейден, Нидерланды: Институт религиозной иконографии • Государственный университет Гронинген. EJ Brill. ISBN  90-04-07160-1 .
  • Меркур, Даниэль (1985). Становясь наполовину скрытым: шаманизм и посвящение среди инуитов Acta Universities Stockholmiensis / Stockholm Исследования в сравнительной религии. Стокгольм: Almqvist & Wiksell.
  • Наттиз, Джин Жак . «Игра и песни инуиты • Песные и Jeux des Inuit». Musiques & Musiciens du Monde • Musics & Musicians of the World. Монреаль: исследовательская группа по музыкальной семиотике , факультет музыки, Университет Монреаля. {{cite journal}}: CITE Journal требует |journal= ( помощь ) . Песни доступны онлайн на веб -сайте Ethnopoetics , куратор, от Джерома Ротенберга .
  • Ричфельд, Бруно (1989). «Повествование о манчах" Нисан Саман-и Битхе "в Хезе". Мюнхенский вклад в этнологию . 2 : 117–155.
  • Rubcova, ES (1954). Материалы на языке и фольклоре эскимосов (том I, Чаплинно диалект) (на русском языке). Москва • Ленинград: Академия наук СССР. Исходные данные: Рубтсова, Э. Сб. (1954). Материалы на языке и фольклоре эскимосова (чаплин диалект) . Москва • Ленинград: Академия наук СССР.
  • Shimamura, Ippei. Конечные искатели: шамамисн и этническая принадлежность среди монгольских бурьятов. Йокохама, Япония: Шумпуша, 2014. ISBN   978-4-86110-397-1
  • Thirsty-Schiffer, György (1996). Певая традиция лапп -шаманов • Петь традиция лапп -шаманов (на венгерском и английском языке). Будапешт: издательство Akadémiai. ISBN  963-05-6940-x .
  • Vitebsky, Piers (2001). Шаман: путешествия души - транс, экстаз и исцеление от Сибири в Амазонку . Дункан Бэйрд. ISBN  1-903296-18-8 .
  • Vitebsky, Piers (1996). Шаман (в венгерском). Будапешт: Венгерский книжный клуб • Хеликон издатель. Перевод оригинала: Vitebsky, Piers (1995). Шаман (живая мудрость) . Дункан Бэйрд.
  • Voigt, Vilmos (1966). Волшебный барабан и женщины. Народные сказки Лаппа [ Волшебный барабан и ясновидные женщины. Сами -народные сказки ]. Рассказы о народах [рассказы о людях] (на венгерском). Будапешт: издатель Европы.
  • Andrei Znamenski, ed. (2003c). Шаманизм в Сибири: российские записи о духовности коренных народов . Германия: Springer Verlag. ISBN  978-1-4020-1740-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0d697af8b3001171622e7a9c115a93a4__1723487880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0d/a4/0d697af8b3001171622e7a9c115a93a4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shamanism in Siberia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)