Jump to content

Аналитическая философия

(Перенаправлено из «Аналитической философии »)

Аналитическая философия — это широкое современное движение или традиция в западной философии , особенно в англоязычной философии, ориентированная на анализ . [а] [б] Аналитической философии свойственна ясность прозы ; строгость в аргументах; и использование формальной логики и математики и, в меньшей степени, естественных наук . [3] [4] [с] [д] [и] Далее он характеризуется интересом к языку и значению, известным как лингвистический поворот . [8] [ф] [г] [час] Он разработал несколько новых разделов философии и логики, в частности философию языка , философию математики , философию науки , современную логику предикатов и математическую логику . [12]

Распространение анализа в философии началось примерно на рубеже 20-го века и доминирует со второй половины 20-го века. [13] [14] [15] [я] Центральными фигурами в ее историческом развитии являются Готтлоб Фреге , Бертран Рассел , Г. Е. Мур и Людвиг Витгенштейн . Другие важные фигуры в его истории включают Франца Брентано , логических позитивистов (особенно Рудольфа Карнапа ), философов обыденного языка , УВО Куайна и Карла Поппера . После упадка логического позитивизма Сол Крипке , Дэвид Льюис и другие возглавили возрождение метафизики .

Analytic philosophy is often contrasted with continental philosophy,[j] which was coined as a catch-all term for other methods that were prominent in continental Europe,[k] most notably existentialism, phenomenology, and Hegelianism.[l][m][n] There is widespread influence and debate between the analytic and continental traditions; some philosophers see the differences between the two traditions as being based on institutions, relationships, and ideology, rather than anything of significant philosophical substance.[22][23] The distinction has also been drawn between "analytic" being academic or technical philosophy and "continental" being literary philosophy.[o][p]

History of analytic philosophy

[edit]

Austrian realism

[edit]
Franz Brentano gave to philosophy the problem of intentionality.

Analytic philosophy was deeply influenced by what is called Austrian realism in the former state of Austria-Hungary, so much so that Michael Dummett has remarked that analytic philosophy is better characterized as Anglo-Austrian rather than the usual Anglo-American.[28]

Brentano

[edit]

University of Vienna philosopher and psychologist Franz Brentano—in Psychology from an Empirical Standpoint (1874) and through the subsequent influence of the School of Brentano and its members, such as Edmund Husserl and Alexius Meinong—gave to analytic philosophy the problem of intentionality or of aboutness.[29] For Brentano, all mental events have a real, non-mental intentional object, which the thinking is directed at or "about".

Meinong

[edit]

Meinong is known for his unique ontology of real nonexistent objects as a solution to the problem of empty names.[30] The Graz School followed Meinong.

Lwów–Warsaw

[edit]

The Polish Lwów–Warsaw school, founded by Kazimierz Twardowski in 1895, grew as an offshoot of the Graz School. It was closely associated with the Warsaw School of Mathematics.

Frege

[edit]
Gottlob Frege, the father of analytic philosophy.

Gottlob Frege (1848–1925) was a German geometry professor at the University of Jena who is understood as the father of analytic philosophy. Frege proved influential as a philosopher of mathematics in Germany at the beginning of the 20th century. He advocated logicism, the project of reducing arithmetic to pure logic.

Logic

[edit]

As a result of his logicist project, Frege developed predicate logic in his book Begriffsschrift (English: Concept-script, 1879), which allowed for a much greater range of sentences to be parsed into logical form than was possible using the ancient Aristotelian logic.[q] An example of this is the problem of multiple generality.

Number

[edit]

Neo-Kantianism dominated the late 19th century in German philosophy. Edmund Husserl's 1891 book Philosophie der Arithmetik argued that the concept of the cardinal number derived from psychical acts of grouping objects and counting them.[32]

In contrast to this "psychologism", Frege in The Foundations of Arithmetic (1884) and The Basic Laws of Arithmetic (German: Grundgesetze der Arithmetik, 1893–1903), argued similarly to Plato or Bolzano that mathematics and logic have their own public objects, independent of the private judgments or mental states of individual mathematicians and logicians. Following Frege, the logicists tended to advocate a kind of mathematical Platonism.

Language

[edit]

Frege also proved influential in the philosophy of language and analytic philosophy's interest in meaning.[33] Michael Dummett traces the linguistic turn to Frege's Foundations of Arithmetic and his context principle.[34]

Frege's paper "On Sense and Reference" (1892) is seminal, containing Frege's puzzles and providing a mediated reference theory. His paper "The Thought: A Logical Inquiry" (1918) reflects both his anti-idealism or anti-psychologism and his interest in language. In the paper, he argues for a Platonist account of propositions or thoughts.

Russell

[edit]
Russell in 1907.

British philosophy in the 19th century had seen a revival of logic started by Richard Whately, in reaction to the anti-logical tradition of British empiricism. The major figure of this period is English mathematician George Boole. Other figures include William Hamilton, Augustus de Morgan, William Stanley Jevons, Alice's Adventures in Wonderland author Lewis Carroll,[r] Hugh MacColl, and American pragmatist Charles Sanders Peirce.[35]

British philosophy in the late 19th century was dominated by British idealism, a neo-Hegelian movement, as taught by philosophers such as F. H. Bradley (1846–1924) and T. H. Green (1836–1882).

Analytic philosophy in the narrower sense of 20th and 21st century anglophone philosophy is usually thought to begin with Cambridge philosophers Bertrand Russell and G. E. Moore's rejection of Hegelianism for being obscure; or the "revolt against idealism"—see for example Moore's "A Defence of Common Sense".[36][s]

Paradox

[edit]

Bertrand Russell, during his early career, was much influenced by Frege. Russell famously discovered the paradox in Basic Law V which undermined Frege's logicist project. However, like Frege, Russell argued that mathematics is reducible to logical fundamentals, in The Principles of Mathematics (1903). He also argued for Meinongianism.[38]

On Denoting

[edit]

Russell sought to resolve various philosophical problems by applying Frege's new logical apparatus, most famously in his theory of definite descriptions in "On Denoting", published in Mind in 1905.[39] Russell here argues against Meinongianism. He argues all names (aside from demonstratives like "this" or "that") are disguised definite descriptions, using this to solve ascriptions of nonexistence. This position came to be called descriptivism.

Principia Mathematica

[edit]

Later, his book written with Alfred North Whitehead, Principia Mathematica (1910–1913), the seminal text of classical logic and of the logicist project, encouraged many philosophers to renew their interest in the development of symbolic logic. It used a notation from Italian logician Giuseppe Peano, and it uses a theory of types to avoid the pitfalls of Russell's paradox. Whitehead developed process metaphysics in Process and Reality.[40]

Ideal language

[edit]

Additionally, Russell adopted Frege's predicate logic as his primary philosophical method, a method Russell thought could expose the underlying structure of philosophical problems. Logical form would be made clear by syntax. For example, the English word "is" has three distinct meanings, which predicate logic can express as follows:

  • For the sentence 'the cat is asleep', the is of predication means that "x is P" (denoted as P(x)).
  • For the sentence 'there is a cat', the is of existence means that "there is an x" (∃x).
  • For the sentence 'three is half of six', the is of identity means that "x is the same as y" (x=y).

From about 1910 to 1930, analytic philosophers like Frege, Russell, Moore, and Russell's student Ludwig Wittgenstein emphasized creating an ideal language for philosophical analysis, which would be free from the ambiguities of ordinary language that, in their opinion, often made philosophy invalid. During this phase, they sought to understand language (and hence philosophical problems) by using logic to formalize how philosophical statements are made.

Logical atomism

[edit]
Ludwig Wittgenstein

An important aspect of Hegelianism and British idealism was logical holism—the opinion that there are aspects of the world that can be known only by knowing the whole world. This is closely related to the doctrine of internal relations, the opinion that relations between items are internal relations, that is, essential properties of the nature of those items.

Russell and Moore in response promulgated logical atomism and the doctrine of external relations—the belief that the world consists of independent facts.[41][t] Inspired by developments in modern formal logic, the early Russell claimed that the problems of philosophy can be solved by showing the simple constituents of complex notions.[4]

Early Wittgenstein
[edit]

Wittgenstein developed a comprehensive system of logical atomism with a picture theory of meaning in his Tractatus Logico-Philosophicus (German: Logisch-Philosophische Abhandlung, 1921) sometimes known as simply the Tractatus. He claimed the universe is the totality of actual states of affairs and that these states of affairs can be expressed and mirrored by the language of first-order predicate logic. Thus a picture of the universe can be constructed by expressing facts in the form of atomic propositions and linking them using logical operators.

Wittgenstein thought he had solved all the problems of philosophy with the Tractatus. The work further ultimately concludes that all of its propositions are meaningless, illustrated with a ladder one must toss away after climbing up it.

Logical positivism

[edit]
(1)
(2)
(3)
Members of the Vienna Circle (clockwise):
(1) Moritz Schlick
(2) Otto Neurath;
(3) Hans Hahn

During the late 1920s to 1940s, a group of philosophers known as the Vienna Circle, and another one known as the Berlin Circle, developed Russell and Wittgenstein's philosophy into a doctrine known as "logical positivism" (or logical empiricism). The Vienna Circle was led by Moritz Schlick and included Rudolf Carnap and Otto Neurath.[43] The Berlin Circle was led by Hans Reichenbach and included Carl Hempel and mathematician David Hilbert.

Logical positivists used formal logical methods to develop an empiricist account of knowledge.[44] They adopted the verification principle, according to which every meaningful statement is either analytic or synthetic. The truths of logic and mathematics were tautologies, and those of science were verifiable empirical claims. These two constituted the entire universe of meaningful judgments; anything else was nonsense.

This led the logical positivists to reject many traditional problems of philosophy, especially those of metaphysics, as meaningless. It had the additional effect of making (ethical and aesthetic) value judgments (as well as religious statements and beliefs) meaningless.

Logical positivists therefore typically considered philosophy as having a minimal function. For them, philosophy concerned the clarification of thoughts, rather than having a distinct subject matter of its own.

Several logical positivists were Jewish, such as Neurath, Hans Hahn, Philipp Frank, Friedrich Waissmann, and Reichenbach. Others, like Carnap, were gentiles but socialists or pacifists. With the coming to power of Adolf Hitler and Nazism in 1933, many members of the Vienna and Berlin Circles fled to Britain and the United States, which helped to reinforce the dominance of logical positivism and analytic philosophy in anglophone countries.

In 1936, Schlick was murdered in Vienna by his former student Hans Nelböck. The same year, A. J. Ayer's work Language Truth and Logic introduced the English speaking world to logical positivism.[u]

The logical positivists saw their rejection of metaphysics in some ways as a recapitulation of a quote by David Hume:

If we take in our hand any volume; of divinity or school metaphysics, for instance; let us ask, Does it contain any abstract reasoning concerning quantity or number? No. Does it contain any experimental reasoning concerning matter of fact and existence? No. Commit it then to the flames: for it can contain nothing but sophistry and illusion.[45]

Ordinary language

[edit]

After World War II, from the late 1940s to the 1950s, analytic philosophy became involved with ordinary-language analysis. This resulted in two main trends.

Later Wittgenstein

[edit]

One strain of language analysis continued Wittgenstein's later philosophy, from the Philosophical Investigations (1953), which differed dramatically from his early work of the Tractatus.[v] The criticisms of Frank P. Ramsey on color and logical form in the Tractatus led to some of Wittgenstein's first doubts with regard to his early philosophy. Philosophers refer to them like two different philosophers: "early Wittgenstein" and "later Wittgenstein". In his later philosophy, Wittgenstein develops the concept of a "language-game" and, rather than his prior picture theory of meaning, advocates a theory of meaning as use. It also contains the private language argument and the notion of family resemblance.

Oxford philosophy

[edit]

The other trend was known as "Oxford philosophy", in contrast to earlier analytic Cambridge philosophers (including the early Wittgenstein) who thought philosophers should avoid the deceptive trappings of natural language by constructing ideal languages. Influenced by Moore's Common Sense and what they perceived as the later Wittgenstein's quietism, the Oxford philosophers claimed that ordinary language already represents many subtle distinctions not recognized in the formulation of traditional philosophical theories or problems.

Portrait of Gilbert Ryle

While schools such as logical positivism emphasize logical terms, which are supposed to be universal and separate from contingent factors (such as culture, language, historical conditions), ordinary-language philosophy emphasizes the use of language by ordinary people. The most prominent ordinary-language philosophers during the 1950s were P. F. Strawson, J. L. Austin, and Gilbert Ryle.[47]

Ordinary-language philosophers often sought to resolve philosophical problems by showing them to be the result of misunderstanding ordinary language. Ryle, in The Concept of Mind (1949), criticized Cartesian dualism, arguing in favor of disposing of "Descartes' myth" via recognizing "category errors".

Strawson first became well known with his article "On Referring" (1950), a criticism of Russell's theory of descriptions explained in the latter's famous "On Denoting" article. In his book Individuals (1959), Strawson examines our conceptions of basic particulars. Austin, in the posthumously published How to Do Things with Words (1962), emphasized the theory of speech acts and the ability of words to do things (e. g. "I promise") and not just say things. This influenced several fields to undertake what is called a performative turn. In Sense and Sensibilia (1962), Austin criticized sense-data theories.

Spread of Analytic philosophy

[edit]

Australia and New Zealand

[edit]

The school known as Australian realism began when John Anderson accepted the Challis Chair of Philosophy at the University of Sydney in 1927. His elder brother was William Anderson, Professor of Philosophy at Auckland University College from 1921 to his death in 1955, who was described as "the most dominant figure in New Zealand philosophy."[48] J. N. Findlay was a student of Ernst Mally of the Austrian realists and taught at the University of Otago.

Finland

[edit]

The Finnish Georg Henrik von Wright succeeded Wittgenstein at Cambridge in 1948.[49]

Contemporary analytic philosophy

[edit]

Metaphysics

[edit]

One striking difference with respect to early analytic philosophy was the revival of metaphysical theorizing during the second half of the 20th century, and metaphysics remains a fertile topic of research. Although many discussions are continuations of old ones from previous decades and centuries, the debates remains active.[50]

Decline of logical positivism

[edit]

The rise of metaphysics mirrored the decline of logical positivism, first challenged by the later Wittgenstein.

Sellars
[edit]

Wilfred Sellars's criticism of the "Myth of the Given", in Empiricism and the Philosophy of Mind (1956), challenged logical positivism by arguing against sense-data theories. In his "Philosophy and the Scientific Image of Man" (1962), Sellars distinguishes between the "manifest image" and the "scientific image" of the world. Sellars's goal of a synoptic philosophy that unites the everyday and scientific views of reality is the foundation and archetype of what is sometimes called the Pittsburgh School, whose members include Robert Brandom, John McDowell, and John Haugeland.

Quine
[edit]
W. V. O. Quine helped to undermine logical positivism.

Also among the developments that resulted in the decline of logical positivism and the revival of metaphysical theorizing was Harvard philosopher W. V. O. Quine's attack on the analytic–synthetic distinction in "Two Dogmas of Empiricism", published in 1951 in The Philosophical Review and republished in Quine's book From A Logical Point of View (1953), a paper "sometimes regarded as the most important in all of twentieth-century philosophy".[51][52][53]

From a Logical Point of View also contains Quine's essay On What There Is (1948) which elucidates Russell's theory of descriptions and contains Quine's famous dictum of ontological commitment, "To be is to be the value of a variable". He also dubbed the problem of nonexistence Plato's beard.

Quine sought to naturalize philosophy and saw philosophy as continuous with science, but instead of logical positivism advocated a kind of semantic holism and ontological relativity, which explained that every term in any statement has its meaning contingent on a vast network of knowledge and belief, the speaker's conception of the entire world. In his magnum opus Word and Object (1960), Quine introduces the idea of radical translation, an introduction to his theory of the indeterminacy of translation, and specifically to prove the inscrutability of reference.

Kripke
[edit]
Saul Kripke helped to revive interest in metaphysics among analytic philosophers.

Important also for the revival of metaphysics was the further development of modal logic, first introduced by pragmatist C. I. Lewis, especially the work of Saul Kripke and his Naming and Necessity (1980).[w]

According to one author, Naming and Necessity "played a large role in the implicit, but widespread, rejection of the view—so popular among ordinary language philosophers—that philosophy is nothing more than the analysis of language."[54]

Kripke argued influentially that flaws in common theories of descriptions and proper names are indicative of larger misunderstandings of the metaphysics of necessity and possibility. Kripke also argued necessity is a metaphysical notion distinct from the epistemic notion of a priori, and that there are necessary truths that are known a posteriori, such as that water is H2O.[55]

Kripke is widely regarded as reviving theories of essence and identity as respectable topics of philosophical discussion.[55] Kripke and Hilary Putnam argued for realism about natural kinds. Kripke holds that it is essential that water is H2O, or for gold to be atomic number 79. Putnam's Twin Earth thought experiment can be used to illustrate the same point with water.[56]

David Lewis
[edit]

American philosopher David Lewis defended a number of elaborate metaphysical theories. In works like On the Plurality of Worlds (1986) and Counterfactuals (1973) he argued for modal realism and counterpart theory – the belief in real, concrete possible worlds. According to Lewis, "actual" is merely an indexical label we give a world when we are in it. Lewis also defended what he called Humean supervenience, a counterfactual theory of causation,[57] and contributed to abstract object theory.[58] He became closely associated with Australia, whose philosophical community he visited almost annually for more than 30 years.

Universals

[edit]

In response to the problem of universals, Australian David Malet Armstrong defended a kind of moderate realism.[59][60] Quine and Lewis defended nominalism.[58]

Mereology

[edit]

Polish philosopher Stanisław Leśniewski coined the term mereology meaning the formal study of parts and wholes, a subject which arguably goes back to the time of the pre-Socratics.[61] David Lewis believed in perdurantism and introduced the term gunk. Peter Van Inwagen believes in mereological nihilism except for living beings, a view called organicism.

Free will and determinism

[edit]

Peter van Inwagen's 1983 monograph An Essay on Free Will[62] played an important role in rehabilitating libertarianism with respect to free will in mainstream analytical philosophy.[63] In the book, he introduces the consequence argument and the term incompatibilism about free will and determinism, to stand in contrast to compatibilism—the view that free will is compatible with determinism. Charlie Broad had previously made similar arguments.

Personal identity

[edit]

Since John Locke philosophers have been concerned with the issue of personal identity. Derek Parfit in Reasons and Persons (1984) defends a kind of bundle theory, while David Lewis again defends perdurantism. Bernard Williams in The Self and the Future (1970) argues personal identity is bodily identity rather than mental continuity.[64]

Principle of sufficient reason

[edit]

Since Leibniz philosophers have discussed the principle of sufficient reason or PSR. Van Inwagen criticizes the PSR.[62] Alexander Pruss defends it.[65]

Philosophy of time

[edit]

Analytic philosophy of time traces its roots to the British idealist J. M. E. McTaggart's article "The Unreality of Time" (1908). In it, McTaggart distinguishes between the dynamic, A theory of time or tensed theory of time (past, present, future) in which time flows; and the static or tenseless B theory of time (earlier than, simultaneous with, later than). Eternalism holds that past, present, and future are equally real while according to presentists, only entities in the present exist.[66]

The theory of special relativity seems to advocate a B theory of time. David Lewis's perdurantism or four-dimensionalism requires a B theory of time.[67] A. N. Prior, who invented tense logic, advocated the A-theory of time.

Logical pluralism

[edit]

Many valued and nonclassical logics have been popular since Polish logician Jan Lukasiewicz. Graham Priest is a dialetheist, seeing it as the most natural solution to problems like the liar paradox. JC Beall, together with Greg Restall, is a pioneer of a widely discussed version of logical pluralism.[68]

Epistemology

[edit]

Justification

[edit]
Gettier
[edit]
Edmund Gettier helped to revitalize analytic epistemology.

Owing largely to Edmund Gettier's 1963 paper "Is Justified True Belief Knowledge?",[69] and so called Gettier problem, epistemology resurged as a topic of analytic philosophy during the last 50 years. A large portion of current epistemological research is intended to resolve the problems that Gettier's examples presented to the traditional "justified true belief" model of knowledge found as early as Plato's dialogue Theaetetus. These include developing theories of justification to deal with Gettier's examples, or giving alternatives to the justified true belief model.

Theories
[edit]

Chisholm defended foundationalism. Quine defended coherentism, a "web of belief."[70] Quine proposed naturalized epistemology.

Internalism and externalism
[edit]

The debate between internalism and externalism still exists in analytic philosophy.[71] Alvin Goldman is an externalist known for developing a popular form of externalism called reliabilism. Most externalists reject the KK thesis, which has been disputed since the introduction of the epistemic logic by Jaakko Hintikka in 1962.[72]

Problem of the Criterion

[edit]

While a problem since antiquity, American philosopher Roderick Chisholm in his Theory of Knowledge details the problem of the criterion with two sets of questions:

  1. What do we know? or What is the extent of our knowledge?
  2. How do we know? or What is the criterion for deciding whether we have knowledge in any particular case?

An answer to either set of questions will allow us to devise a means of answering the other. Answering the former question set first is called particularism, whereas answering the latter set first is called methodism. A third solution is skepticism, or doubting there is such a thing as knowledge.

Truth

[edit]
Alfred Tarski has an influential theory of truth.

Frege questioned standard theories of truth, and sometimes advocated a redundancy theory of truth. Frank Ramsey also advocated a redundancy theory. Alfred Tarski put forward a semantic theory of truth.[73][74]

In Truth-Makers (1984), Kevin Mulligan, Peter Simons and Barry Smith introduced the truth-maker idea as a contribution to the correspondence theory of truth.[75] A truth-maker is contrasted with a truth-bearer.

Closure

[edit]
"Here is one hand"

Epistemic closure is the claim knowledge is closed under entailment; in other words epistemic closure is a property or the principle that if a subject knows , and knows that entails , then can thereby come to know .[76] Most epistemological theories involve a closure principle and many skeptical arguments assume a closure principle. G. E. Moore's famous anti-skeptical "Here is one hand" in "Proof of An External World" argument uses closure. Shortly before his death, Wittgenstein wrote On Certainty in response to Moore.

While the principle of epistemic closure is generally regarded as intuitive,[77] philosophers such as Fred Dretske and Robert Nozick in Philosophical Explanations have argued against it.

Induction

[edit]
All emeralds are "grue"

In his book Fact, Fiction, and Forecast, Nelson Goodman introduced the "new riddle of induction", so-called by analogy with Hume's classical problem of induction. Goodman's famous example was to introduce the predicates grue and bleen. "Grue" applies to all things before a certain time t just in case they are green, but also just in case they are blue after time t; and "bleen" applies before a certain time t just in the case they are blue, but also just in they are green after time t.

Other topics

[edit]

Other and related topics of contemporary research include debates between basic knowledge, the nature of evidence, the value of knowledge, epistemic luck, virtue epistemology, the role of intuitions in justification, and treating knowledge as a primitive concept.

Ethics

[edit]

Due to the commitments to empiricism and symbolic logic in the early analytic period, early analytic philosophers often thought that inquiry in the ethical domain could not be made rigorous enough to merit any attention.[78] It was only with the emergence of ordinary language philosophers that ethics started to become an acceptable area of inquiry for analytic philosophers.[78] Philosophers working with the analytic tradition have gradually come to distinguish three major types of moral philosophy.

  • Meta-ethics which investigates moral terms and concepts;[79]
  • Normative ethics which examines and produces normative ethical judgments;
  • Applied ethics, which investigates how existing normative principles should be applied to difficult or borderline cases, often cases created by new technology or new scientific knowledge.

Meta-ethics

[edit]

As well as Hume's famous is/ought distinction, twentieth-century meta-ethics has two original strains.

Principia Ethica
[edit]
G. E. Moore was an ethical non-naturalist.

The first is G.E. Moore's investigation into the nature of ethical terms (e.g., good) in his Principia Ethica (1903), which advances a kind of moral realism called ethical non-naturalism and is known for the open question argument and identifying the naturalistic fallacy, a major topic of investigation for analytical philosophers. According to G. E. Moore, "Goodness is a simple, undefinable, non-natural property."

Contemporary philosophers like Russ Shafer-Landau in Moral Realism: A Defence defend ethical non-naturalism.

Emotivism
[edit]

The second is founded in logical positivism and its attitude that unverifiable statements are meaningless. As a result, they avoided normative ethics and instead began meta-ethical investigations into the nature of moral terms, statements, and judgments.

The logical positivists opined that statements about value—including all ethical and aesthetic judgments—are non-cognitive; that is, they cannot be objectively verified or falsified. Instead, the logical positivists adopted an emotivist theory, which was that value judgments expressed the attitude of the speaker. It is also known as the boo/hurrah theory. For example, in this view, saying, "Murder is wrong", is equivalent to saying, "Boo to murder", or saying the word "murder" with a particular tone of disapproval.

В то время как аналитические философы в целом принимали нон-когнитивизм, у эмотивизма было много недостатков. Он развился в более сложные некогнитивистские теории, такие как экспрессивизм Чарльза Стивенсона и прескриптивизм универсальный Р. М. Хэйра Дж. Л. Остина , который был основан на философии речевых актов .

Когда некогнитивизм, различие между тем и другим и натуралистическая ошибка были поставлены под сомнение, философы-аналитики проявили новый интерес к традиционным вопросам моральной философии.

Филиппа Фут защищала натуралистический моральный реализм и написала несколько эссе, критикующих другие теории. [х] знаменитую « проблему троллейбуса ». Фут ввел в этический дискурс [80]

Пожалуй, самым влиятельным критиком была Элизабет Анскомб , чью монографию « Намерение» назвал Дональд Дэвидсон «самой важной трактовкой действия со времен Аристотеля». [81] Любимая ученица и подруга Людвига Витгенштейна в своей статье 1958 года « Современная моральная философия » объявила тупиковую ситуацию «должно быть» непродуктивной. Дж. О. Урмсона Статья «О классификации» также поставила под вопрос различие «должно/должно».

Австралиец Дж. Л. Маки в книге «Этика: изобретение правильного и неправильного» защищал антиреалистическую теорию ошибок . Бернард Уильямс также повлиял на этику, пропагандируя своего рода моральный релятивизм, отвергая все другие теории. [82]

Нормативная этика

[ редактировать ]

Первая половина 20-го века была отмечена скептицизмом и пренебрежением нормативной этикой. Однако сегодня в современной нормативной этике доминируют три школы: консеквенциализм , этика добродетели и деонтология . [и]

Консеквенциализм
[ редактировать ]
Утилитаризм
[ редактировать ]

В начале 20 века утилитаризм был единственным нескептическим типом этики, который оставался популярным среди философов-аналитиков. Однако, когда в середине века влияние логического позитивизма снизилось, у философов-аналитиков возобновился интерес к этике. Книга «Утилитаризм: за и против» была написана с участием JJC Smart, выступающего за, и Бернарда Уильямса, выступающего против.

Этика добродетели
[ редактировать ]

Анскомба, Фута и Аласдера Макинтайра Работа «После добродетели» положила начало возрождению подхода Аристотеля к добродетели этического . Этот возросший интерес к этике добродетели получил название « ареатического поворота », имитирующего лингвистический поворот.

Деонтология
[ редактировать ]

Книга Джона Ролза 1971 года «Теория справедливости» возродила интерес к кантовской этической философии.

Прикладная этика

[ редактировать ]

Важной особенностью аналитической философии примерно с 1970 года стало появление прикладной этики — интереса к применению моральных принципов к конкретным практическим вопросам. Философы, придерживающиеся этой ориентации, рассматривают этику как включающую гуманистические ценности, которые подразумевают практические последствия и применения в том, как люди взаимодействуют и ведут свою жизнь в обществе. [83]

Темы, представляющие особый интерес для прикладной этики, включают экологическую этику , права животных и многочисленные проблемы, создаваемые развитием медицинской науки . [84] [85] [86] В сфере образования прикладная этика затрагивала такие темы, как наказание в школах, равенство образовательных возможностей и демократическое образование. [87]

Политическая философия

[ редактировать ]

Либерализм

[ редактировать ]
Джон Роулз

Исайя Берлин оказал длительное влияние как на аналитическую политическую философию, так и на либерализм своей лекцией « Две концепции свободы ». [ нужна ссылка ] Берлин определил «негативную свободу» как отсутствие принуждения или вмешательства в частные действия. «Позитивную свободу», как утверждал Берлин, можно рассматривать как самообладание, которое спрашивает не о том, от чего мы свободны, а о том, что мы свободны делать.

Современная аналитическая политическая философия во многом обязана Джону Ролзу , который в серии статей, начиная с 1950-х годов (особенно «Две концепции правил» и «Справедливость как честность»), а также в своей книге 1971 года «Теория справедливости » представил сложную защиту теории справедливости. в целом либеральная эгалитарная концепция справедливого распределения. Ролз ввел термин « завеса невежества» .

Вскоре за этим последовала коллеги Ролза Роберта Нозика книга «Анархия, государство и утопия» , защищающая свободного рынка либертарианство . Консеквенциалистский либертарианство также происходит из аналитической традиции. [ нужна ссылка ] .

В течение последних десятилетий было также несколько критиков либерализма, в том числе феминистская критика Кэтрин Маккиннон и Андреа Дворкин , мультикультуралистская критика Эми Гутманн и Чарльза Тейлора , а также коммунитарная критика Майкла Сэндела и Аласдера Макинтайра (хотя ни один из них не поддерживает срок).

Аналитический марксизм

[ редактировать ]

Другим развитием политической философии стало возникновение школы аналитического марксизма . Члены этой школы стремятся применять методы аналитической философии и современной социальной науки для разъяснения теорий Карла Маркса и его последователей. Самым известным представителем этой школы является Г.А. Коэн , чья работа 1978 года «Теория истории: защита » Карла Маркса обычно считается источником возникновения этой школы. В этой книге Коэн использовал логический и лингвистический анализ, чтобы прояснить и защитить материалистическую концепцию истории Маркса. Среди других выдающихся марксистов-аналитиков — экономист Джон Ремер , социолог Джон Элстер и социолог Эрик Олин Райт . Работы этих более поздних философов продвинули работу Коэна, применив современные методы социальных наук, такие как теория рационального выбора , в дополнение к использованию Коэном аналитических философских методов в интерпретации марксистской теории.

Сам Коэн позже будет напрямую заниматься политической философией Ролза, чтобы продвигать социалистическую теорию справедливости, которая контрастирует как с традиционным марксизмом, так и с теориями, выдвинутыми Ролзом и Нозиком. В частности, он указывает на принцип Маркса: от каждого по способностям, каждому по потребностям .

и не является философом-аналитиком, Хотя Юрген Хабермас он является еще одним влиятельным, хотя и противоречивым, автором современной аналитической политической философии, чья социальная теория представляет собой смесь социальных наук, марксизма, неокантианства и американского прагматизма . [ нужна ссылка ]

Коммунитаризм

[ редактировать ]
Аласдер Макинтайр

Коммунитаристы, такие как Аласдер Макинтайр , Чарльз Тейлор , Майкл Уолцер и Майкл Сэндел, выдвигают критику либерализма, которая использует аналитические методы для выделения основных предположений либеральных индивидуалистов, таких как Ролз, а затем бросает вызов этим предположениям. В частности, коммунитаристы бросают вызов либеральному предположению, что человека можно считать полностью независимым от сообщества, в котором он живет и воспитывается. Вместо этого они выступают за концепцию личности, которая подчеркивает роль, которую сообщество играет в формировании его или ее ценностей, мыслительных процессов и мнений. Находясь в аналитической традиции, ее основные представители часто также подробно общаются с фигурами, которые обычно считаются континентальными, особенно с Г.В.Ф. Гегелем и Фридрихом Ницше .

Эстетика

[ редактировать ]

В результате логического позитивизма, а также того, что казалось отказом от традиционных эстетических представлений о красоте и величии со стороны постмодернистских мыслителей, философы-аналитики не спешили рассматривать искусство и эстетические суждения. Сюзанна Лангер [88] и Нельсон Гудман [89] рассматривал эти проблемы в аналитическом стиле в 1950-х и 1960-х годах. Со времен Гудмана эстетика как дисциплина для философов-аналитиков процветала. [90]

Артур Данто приводил доводы в пользу «институционального определения искусства» в эссе 1964 года «Мир искусства», в котором Данто ввёл термин «мир искусства» (в отличие от существующего « мира искусства », хотя они означают одно и то же), под которым он имел в виду культурный контекст или «атмосфера теории искусства », [91]

Серьезные усилия по анализу традиционных эстетических концепций были предприняты Гаем Сирселло в 1970-х и 1980-х годах, что привело к появлению новых аналитических теорий любви, [92] возвышенность, [93] и красота. [94] По мнению Владислава Татаркевича , существует шесть условий презентации искусства: красота, форма, репрезентация, воспроизведение реальности, художественное выражение и новаторство. Однако невозможно уловить эти качества в произведении искусства. [95]

Джордж Дики был влиятельным философом искусства. Ученик Дикки Ноэль Кэрролл — ведущий философ искусства.

Философия языка

[ редактировать ]

Учитывая лингвистический поворот, может быть трудно разделить логику, метафизику и философию языка в аналитической философии. Философия языка — это тема, активность которой снизилась за последние четыре десятилетия, о чем свидетельствует тот факт, что немногие крупные философы сегодня рассматривают ее как основную тему исследований. Хотя дебаты остаются ожесточенными, они по-прежнему находятся под сильным влиянием авторов первой половины века, например, Фреге, Рассела, Витгенштейна, Остина, Тарского и Куайна.

Семантика

[ редактировать ]

Крипке предложил семантику модальной логики. В Саула Крипке публикации «Именование и необходимость » Крипке бросает вызов дескриптивистской теории, выдвигая каузальную теорию референции . В нем он ввел термин «жесткий указатель» . По словам одного автора: «В философии языка « Именование и необходимость » является одной из самых важных работ за всю историю». [54] Рут Баркан Маркус также бросила вызов дескриптивизму. То же самое сделал и Кит Доннеллан . [96]

Хилари Патнэм использовала мысленный эксперимент «Земля-Двойник», чтобы аргументировать семантический экстернализм , или точку зрения, согласно которой значения слов не являются психологическими. Дональд Дэвидсон использует мысленный эксперимент Болотного человека для защиты семантического экстернализма.

Крипке в «Витгенштейне о правилах и частном языке» описывает парадокс следования правилам, который подрывает возможность постоянного следования правилам в использовании языка и, таким образом, ставит под сомнение идею значения. Крипке пишет, что этот парадокс является «самой радикальной и оригинальной скептической проблемой, которую философия видела на сегодняшний день». Чемодан . «Крипкенштейн» был придуман как термин для обозначения вымышленного человека, который придерживается взглядов, выраженных в прочтении Витгенштейна Крипке

Другой влиятельный философ, Павел Тихий , инициировал «Прозрачную интенсиональную логику», оригинальную теорию логического анализа естественных языков . значит предложение.

Прагматика

[ редактировать ]

Пол Грайс и его максимы и теория импликатуры основали дисциплину прагматики.

Философия разума и когнитивная наука

[ редактировать ]
Джон Сирл

Джон Сирл предполагает, что одержимость философией языка в 20-м веке была заменена акцентом на философии сознания . [97]

Физикализм

[ редактировать ]

мотивированный интересом логических позитивистов к верификационизму, Логический бихевиоризм, был самой известной теорией разума в аналитической философии первой половины 20 века. [98] Позже бихевиоризм стал гораздо менее популярным, в пользу либо физикализма , либо функционализма . В этот период темы философии сознания часто были тесно связаны с темами когнитивной науки, такими как модульность или врожденность .

Бихевиоризм
[ редактировать ]

Бихевиористы, такие как Б. Ф. Скиннер, были склонны полагать, что либо утверждения о разуме эквивалентны утверждениям о поведении и склонностях вести себя определенным образом, либо что ментальные состояния напрямую эквивалентны поведению и склонностям к поведению.

Хилари Патнэм

Хилари Патнэм раскритиковала бихевиоризм, утверждая, что он путает симптомы психических состояний с самими психическими состояниями, постулируя «суперспартанцев», которые никогда не проявляют признаков боли. [99] См. Также: Вербальное поведение § Обзор и ответы Хомского.

Тип Идентификация
[ редактировать ]

Типовой физикализм или теория типовой идентичности отождествляли психические состояния с состояниями мозга. Бывшие студенты Райла в Университете Аделаиды Дж. Дж. Смарт и Уллин Плейс выступали за типовой физикализм.

Функционализм
[ редактировать ]

Функционализм остается доминирующей теорией. Типовая идентичность подверглась критике за использование множественной реализуемости .

Аргумент Сирла о китайской комнате критиковал функционализм и утверждал, что, хотя компьютер и может понимать синтаксис, он никогда не сможет понять семантику.

Элиминативизм
[ редактировать ]

Взгляд на элиминативный материализм наиболее тесно связан с Полом и Патрисией Черчленд , которые отрицают существование пропозициональных установок, и с Дэниелом Деннетом , которого обычно считают элиминативистом в отношении квалиа и феноменальных аспектов сознания.

Дэвид Чалмерс

Наконец, в аналитической философии появилось определенное количество философов- дуалистов , а в последнее время формы дуализма свойств возродились; наиболее яркий представитель — Дэвид Чалмерс . [100] У Крипке также есть заметные аргументы в пользу дуализма. [101]

Книга Томаса Нагеля « Каково быть летучей мышью ?» бросил вызов физикалистскому объяснению разума. То же самое относится и Фрэнка Джексона « к аргументу Знание» , который приводит доводы в пользу квалиа .

Теории сознания

[ редактировать ]

В последние годы центральным направлением исследований в области философии разума были сознание и философия восприятия . Хотя существует общий консенсус в отношении модели глобального нейронного рабочего пространства сознания, [102] относительно конкретики существует множество мнений. Сирла Наиболее известными теориями являются наивный реализм , Фреда Дрецке и Майкла Тая репрезентативизм . , Дэниела Деннета и гетерофеноменология теории теории высшего порядка высшего порядка либо Дэвида М. Розенталя , который защищает модель мышления высшего порядка (HOT), либо Дэвид Армстронг и Уильям Лайкан — сторонники модели восприятия высшего порядка (HOP). Альтернативная теория высшего порядка, модель глобальных состояний высшего порядка (HOGS), предложена Робертом ван Гуликом . [103]

Философия математики

[ редактировать ]
Курт Гёдель

С самого начала аналитическая философия интересовалась философией математики . Курт Гёдель , ученик Ганса Хана из Венского кружка, выдвинул свои теоремы о неполноте, показывающие, что Principia Mathematica также не смогла свести арифметику к логике. Гёдель входит в число четырех величайших логиков всех времен наряду с Аристотелем , Фреге и Тарским. [104] Эрнст Цермело и Авраам Френкель основали теорию множеств Цермело Френкеля . Куайн разработал свою собственную систему, получившую название « Новые основы» .

физика Юджина Вигнера В своей основополагающей статье «Необоснованная эффективность математики в естественных науках» ставится вопрос, почему такое формальное занятие, как математика, может иметь реальную полезность. [105] Хосе Бенардете доказывал реальность бесконечности . [106]

Сродни средневековому спору об универсалиях между реалистами, идеалистами и номиналистами; В философии математики ведутся дебаты между логиками или платонистами, концептуалистами или интуиционистами и формалистами . [107]

Платонизм

[ редактировать ]

Гёдель был платоником, постулировавшим особый вид математической интуиции, позволяющей нам непосредственно воспринимать математические объекты. Куайн и Патнэм выступали в защиту платонизма с помощью аргумента незаменимости . Криспин Райт вместе с Бобом Хейлом возглавил возрождение нео-фреджа своей работой «Концепция чисел как объектов Фреге». [108]

Поль Бенасерраф выдвигает эпистемологическое возражение против математического платонизма. Бенасерраф — структуралист .

Интуиционизм

[ редактировать ]

Интуиционистов возглавлял Л. Дж. Брауэр , конструктивистская математическая школа, которая утверждает, что математика – это когнитивная конструкция , а не тип объективной истины .

Формализм

[ редактировать ]

Лучше всего формалисты были представлены Дэвидом Гильбертом и считали математику просто исследованием формальных систем аксиом . Хартри Филд защищал математический фикционализм .

Философия религии

[ редактировать ]

В «Аналитической философии религии » Джеймс Франклин Харрис отметил, что

аналитическая философия была очень разнородным «движением»… некоторые формы аналитической философии оказались очень симпатизирующими философии религии и предоставили философский механизм для реагирования на другие, более радикальные и враждебные формы аналитической философии. [109] : 3 

Как и в случае с изучением этики, ранняя аналитическая философия имела тенденцию избегать изучения философии религии , в значительной степени отвергая (по мнению логических позитивистов) этот предмет как часть метафизики и, следовательно, бессмысленную. [С] Упадок логического позитивизма возобновил интерес к философии религии, побудив философов не только поставить новые проблемы, но и заново изучить классические темы, такие как существование Бога , природа чудес , проблема зла , рациональность веры в Бог, представления о природе Бога и ряд других. [110] Общество христианских философов было основано в 1978 году.

Реформированная эпистемология

[ редактировать ]

Аналитическая философия легла в основу некоторых сложных христианских аргументов, например, аргументов реформированных эпистемологов, таких как Элвин Плантинга , Уильям Олстон и Николас Вольтерсторф .

Элвин Плантинга

Плантинга был удостоен премии Темплтона в 2017 году и однажды был назван журналом Time Америки ». «ведущим ортодоксальным протестантским философом [111] В его основополагающей работе «Бог и другие разумы » (1967) утверждается, что вера в Бога является собственно базовой верой, родственной вере в другие разумы . Плантинга также разработал модальный онтологический аргумент в книге «Природа необходимости» (1974).

Плантинга, Дж. Л. Маки и Энтони Флю обсуждали использование защиты свободы воли как способа решения проблемы зла. [112] Эволюционный аргумент Плантинги против натурализма оспаривает скептическую проблему утверждения как эволюции, так и натурализма. Плантинга далее выпустил трилогию по эпистемологии и особенно обоснованию: «Гарантия: текущие дебаты» , «Гарантия и правильная функция» и «Гарантированная христианская вера» .

Олстон защищал теорию божественного повеления и применил аналитическую философию языка к религиозному языку. Роберт Меррихью Адамс также защищал теорию божественного повеления и работал над соотношением веры и морали. [113] Уильям Лейн Крейг защищает космологический аргумент Калама в книге одноименной .

Аналитический томизм

[ редактировать ]

Католические философы аналитической традиции, такие как Элизабет Анскомб, Питер Гич , Энтони Кенни , Аласдер Макинтайр, Джон Холдейн , Элеонора Стамп и другие, разработали аналитический подход к томизму .

православный

[ редактировать ]

Ричард Суинберн написал трилогию книг, в которых доказывается существование Бога: «Последовательность теизма» , «Существование Бога » и «Вера и разум» .

Витгенштейн и религия

[ редактировать ]

Аналитическая философия религии была озабочена Витгенштейном, а также его интерпретацией Сёрена Кьеркегора . философии религии [114] Витгенштейн сражался на стороне австрийской армии в Первой мировой войне и наткнулся на « Льва Толстого Краткое Евангелие» . В это время он претерпел своего рода религиозное обращение. [115]

Используя замечания из первых рук (которые позже были опубликованы в «Философских исследованиях» , «Культуре и ценностях» и других работах), такие философы, как Питер Винч и Норман Малкольм, разработали то, что стало известно как созерцательная философия , витгенштейновская школа мысли, уходящая корнями в « Школа Суонси », в которую, среди прочих, входят витгенштейновцы, такие как Раш Рис , Питер Винч и Д. З. Филлипс .

Название «созерцательная философия» было придумано Д. З. Филлипсом в «Прохладном месте философии» , которое основано на интерпретации отрывка из « Культуры и ценностей» Витгенштейна . [116] Эту интерпретацию впервые назвал «витгенштейновским фидеизмом » Кай Нильсен , но те, кто считает себя членами школы Суонси, неустанно и неоднократно отвергали эту интерпретацию как карикатуру на позицию Витгенштейна; особенно это касается ДЗ Филлипс. [117] Отвечая на эту интерпретацию, Кай Нильсен и Д. З. Филлипс стали двумя наиболее выдающимися философами философии религии Витгенштейна. [118]

Философия науки

[ редактировать ]

Наука и философия науки также играют все более важную роль в аналитической метафизике. Специальная теория относительности оказала глубокое влияние на философию времени, а квантовая физика регулярно обсуждается в дебатах о свободе воли. [50] Вес, придаваемый научным доказательствам, во многом обусловлен приверженностью философов научному реализму и натурализму . Другие увидят приверженность использованию науки в философии как сциентизм .

Теория подтверждения

[ редактировать ]

Карл Гемпель защищал теорию подтверждения или байесовскую эпистемологию . Он представил знаменитый парадокс ворона . [119]

Фальсификация

[ редактировать ]
Карл Поппер

В ответ на то, что он считал крайностями логического позитивизма, Карл Поппер в «Логике научных открытий» настаивал на роли фальсификации в философии науки, используя ее для решения проблемы демаркации . [120]

Холизм подтверждения

[ редактировать ]

Тезис Дюэма-Куайна или проблема недоопределенности утверждает, что ни одна научная гипотеза не может быть понята изолированно, эта точка зрения называется холизмом подтверждения . [51]

Конструктивизм

[ редактировать ]

В ответ как на логических позитивистов, так и на Поппера, в дискуссиях по философии науки в течение последних 40 лет доминировали социальные конструктивистские и когнитивно-релятивистские теории науки. Вслед за Куайном и Дюэмом последующие теории подчеркивали теоретическую нагрузку . Томас Сэмюэл Кун с его формулировкой смены парадигм и Пол Фейерабенд с его эпистемологическим анархизмом имеют важное значение для этих дискуссий. [121]

Биология

[ редактировать ]

Философия биологии также претерпела значительный рост, особенно из-за серьезных дебатов в последние годы о природе эволюции , особенно естественного отбора . [122] Дэниел Деннетт и его книга «Опасная идея Дарвина» 1995 года , защищающая неодарвинизм , стоят на переднем плане этих дебатов. [123] Джерри Фодор критикует естественный отбор.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ А. П. Мартинич проводит аналогию между аналитической философией и аналитической химией, целью которой является определение химического состава. [1]
  2. ^ «На лучших факультетах философии в Соединенных Штатах без исключения доминирует аналитическая философия, и среди ведущих философов в Соединенных Штатах все, за исключением небольшой горстки, можно отнести к аналитическим философам. Практикующие те типы философствования, которые не входят в число аналитическая традиция — такая как феноменология, классический прагматизм, экзистенциализм или марксизм — чувствуют необходимость определить свою позицию по отношению к аналитической философии». [2]
  3. ^ Цитата по определению: «Аналитическая» философия сегодня называет стиль философской деятельности, а не философскую программу или набор основных взглядов. Аналитические философы, грубо говоря, стремятся к ясности и точности аргументации; свободно используют инструменты логики. и часто профессионально и интеллектуально отождествляют себя более тесно с науками и математикой, чем с гуманитарными науками». [5]
  4. ^ «аналитическая философия [является] слишком узким ярлыком, поскольку [она] обычно не сводится к тому, чтобы взять слово или концепцию и проанализировать их (какими бы именно они ни были). [...] Эта традиция подчеркивает ясность, строгость, аргумент, теория, истина. Это не традиция, которая направлена ​​в первую очередь на вдохновение, утешение или идеологию. Она также не занимается особенно «философией жизни», хотя некоторые ее части больше похожи на науку, чем на религию. больше похоже на математику, чем на поэзию, хотя это не наука и не математика». [6]
  5. По словам Скотта Сомса , «неявная приверженность — хотя и колеблющаяся и несовершенная — идеалам ясности, строгости и аргументации», и она «нацелена на истину и знание, а не на моральное или духовное улучшение [...] цель в Аналитическая философия заключается в том, чтобы открыть то, что истинно, а не дать полезный рецепт для того, чтобы прожить свою жизнь». Сомс также утверждает, что аналитическая философия характеризуется «более фрагментарным подходом». , систематические вопросы отложены». [7]
  6. ^ «[Мне] трудно дать точное определение« аналитической философии », поскольку это не столько конкретная доктрина, сколько свободное сочетание подходов к проблемам». [9]
  7. ^ «Я думаю, что Слуга прав, говоря: «Попытка определить сущность аналитической философии может оказаться безнадежной». Почти каждое предложенное определение было оспорено некоторыми учеными [...] [Мы] имеем дело с концепцией семейного сходства». [10]
  8. ^ «Тогда ответ на главный вопрос заключается в том, что аналитическая философия - это традиция, скрепленная как узами взаимного влияния , так и семейными сходствами». [11]
  9. В 1950-е годы пришлось столкнуться с трудностями во многом, что считалось само собой разумеющимся, и примерно к 1960 году англоязычная философия начала включать в себя более широкий спектр интересов, мнений и методов. [16] Несмотря на это, большинство философов Британии и Америки по-прежнему считают себя «философами-аналитиками». [5] Они сделали это в основном за счет расширения понятия «аналитической философии» от конкретных программ, которые доминировали в англоязычной философии до 1960 года, до гораздо более общего понятия «аналитического» стиля. [5] [16] характеризуется математической точностью и тщательностью в отношении конкретной темы, а также сопротивлением «неточным или бесцеремонным обсуждениям широких тем». [16]
  10. ^ «Большинство неаналитических философов двадцатого века не принадлежат к континентальной философии». [17]
  11. ^ Различие основано на смешении географических и методологических терминов, как если бы автомобили делили на переднеприводные и японские. [...] различие между аналитической и континентальной философией основано на запутанном сравнении методологических и географических категорий. [18]
  12. ^ «Аналитическая философия в основном связана с современным англоязычным миром, но это ни в коем случае не единственная важная философская традиция. В этом томе представлены две другие чрезвычайно богатые и важные традиции: индийская философия и философская мысль в Европе из время Гегеля». [19]
  13. ^ «Итак, несмотря на несколько совпадений, аналитическую философию нетрудно отличить в широком смысле [...] от других современных движений, таких как, скажем, феноменология или экзистенциализм, или от большого количества философствований, которые также имеют место в настоящее время. века в рамках идей других влиятельных мыслителей, таких как Фома Аквинский, Гегель или Маркс». [20]
  14. ^ Стивен Д. Хейлз описал аналитическую философию как один из трех типов философских методов, практикуемых на Западе: «[в] примерно обратном порядке по количеству сторонников это феноменология, идеологическая философия и аналитическая философия». [21]
  15. ^ «Различие, которое Рассел устанавливает между «технической» философией и «литературной» философией, имело множество воплощений, начиная с «древней ссоры между поэзией и философией» Платона...» [24]
  16. ^ Традицию также критиковали за чрезмерный формализм, антиисторизм и отстраненность по отношению к альтернативным дисциплинам и аутсайдерам. [25] [26] [27] Некоторые пытались разработать постаналитической философии .
  17. ^ Недавно утверждалось, что Фреге заимствовал стоическую логику . [31]
  18. Статья Кэрролла « Что черепаха сказала Ахиллесу » с юмором показывает парадокс бесконечного регресса, лежащий в основе логики.
  19. ^ «Аналитическая философия с самого начала выступала против английского неогегельянства типа Брэдли и ему подобных. Она критиковала не только отрицание последним существования внешнего мира (во всяком случае несправедливая критика), но и напыщенный, неясный стиль Сочинения Гегеля». [37]
  20. Рассел однажды объяснил: «Гегель утверждал, что всякая обособленность иллюзорна и что Вселенная больше похожа на горшок с патокой, чем на кучу дроби . Поэтому я сказал: «Вселенная в точности похожа на кучу дроби». [42]
  21. ^ Вайсмана . Названо в честь логики, языка и философии
  22. ^ Опрос среди американских преподавателей университетов и колледжей назвал « Расследования» самой важной философской книгой 20-го века . [46]
  23. ^ Карнапа Названо в связи со значением и необходимостью .
  24. Фут была внучкой бывшего президента США Гровера Кливленда .
  25. ^ термин « консеквенциализм ». Анскомб ввел в философский лексикон
  26. ^ Заметным исключением является серия статей Майкла Б. Фостера « 1934–36 годов, Разум» посвященных христианской доктрине творения и развитию современной науки.
  1. ^ Мартинич, АП ; Соса, Дэвид , ред. (2001). Компаньон аналитической философии . Блэквеллские товарищи по философии. Blackwell Publishers Ltd. doi : 10.1002/9780470998656 .
  2. ^ Джон Сирл (2003), Современная философия в Соединенных Штатах в Н. Баннине и EP Цуй-Джеймсе (ред.), The Blackwell Companion to Philosophy , 2-е изд., (Blackwell, 2003), стр. 1.
  3. ^ Глок, HJ (2004). «Был ли Витгенштейн аналитическим философом?». Метафилософия . 35 (4): 419–444. дои : 10.1111/j.1467-9973.2004.00329.x .
  4. ^ Jump up to: а б Маутнер, Томас (редактор) (2005) Философский словарь Penguin , статья «Аналитическая философия», стр. 22–23.
  5. ^ Jump up to: а б с Брайан Лейтер (2006) веб-страница «Аналитическая» и «континентальная» философия
  6. ^ Колин Макгинн, Становление философа: мое путешествие по философии двадцатого века (HarperCollins, 2002), с. xi.
  7. ^ Сомс, Скотт (2003). Рассвет анализа (2-е издание, 1-е издание. Печатное изд.). Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Нажимать. стр. xiii–xvii. ISBN  978-0-691-11573-3 .
  8. ^ Даммит 1993 , с. 4, 22
  9. ^ См., например, Аврум Стролл, Аналитическая философия двадцатого века (Columbia University Press, 2000), с. 5
  10. ^ см. Стролл (2000), стр. 7
  11. ^ См . Ганс-Иоганн Глок , Что такое аналитическая философия? (Издательство Кембриджского университета, 2008), с. 205
  12. ^ Купман, Колин. «Бернард Уильямс о потребности философии в истории» (PDF) . Pages.uoregon.edu . Проверено 1 марта 2022 г.
  13. ^ Вена, JM (1997). Аналитическая философия и история философии: материалы конференции (Нантский университет, 1991) . Проблемы и противоречия (на французском языке). Дж. Врин. п. 140. ИСБН  978-2-7116-1312-0 . Проверено 28 августа 2023 г.
  14. ^ Воздух, С. (2019). Преподавание философии: книга по дидактике философского университета (на немецком языке). Феликс Майнер Верлаг. п. 258. ИСБН  978-3-7873-3766-8 . Проверено 28 августа 2023 г.
  15. ^ Глок, HJ (2008). Что такое аналитическая философия? . Издательство Кембриджского университета. п. 1. ISBN  978-0-521-87267-6 . Проверено 28 августа 2023 г.
  16. ^ Jump up to: а б с «Аналитическая философия Интернет-энциклопедия философии» . Iep.utm.edu. Архивировано из оригинала 3 июля 2009 года . Проверено 13 апреля 2018 г.
  17. ^ Х.-Дж. Глок, Что такое аналитическая философия? (Издательство Кембриджского университета, 2008), с. 86
  18. ^ Кричли, Саймон (2001). Континентальная философия – очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. OCLC   1200924441 .
  19. ^ AC Grayling (редактор), Философия 2: Дальше по предмету (Oxford University Press, 1998), стр. 2
  20. ^ Л. Дж. Коэн, Диалог разума: анализ аналитической философии (Oxford University Press, 1986), с. 5:
  21. ^ Хейлз, Стивен Д. (2002). Аналитическая философия: классические чтения . Бельмонт, Калифорния: Уодсворт/Thomson Learning. стр. 1–10. ISBN  978-0-534-51277-4 .
  22. ^ Ринофнер-Крейдл, С.; Вильтше, ХА (2016). Аналитическая и континентальная философия: методы и перспективы. Материалы 37-го Международного симпозиума Витгенштейна . Публикации Австрийского общества Людвига Витгенштейна – Новая серия. Де Грютер. ISBN  978-3-11-044887-0 . Проверено 28 августа 2023 г.
  23. ^ Глок, HJ (2008). Что такое аналитическая философия? . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-87267-6 . Проверено 28 августа 2023 г.
  24. ^ Лухте, Джеймс (3 ноября 2011 г.). Ницше «Так говорил Заратустра: Перед восходом солнца» . Издательство Блумсбери. ISBN  978-1-4411-1845-5 .
  25. ^ Глок, HJ (2008). Что такое аналитическая философия? . Издательство Кембриджского университета. п. 231. ИСБН  978-0-521-87267-6 . Проверено 28 августа 2023 г.
  26. ^ Акехерст, Томас Л. (1 марта 2009 г.). «Написание истории для неисторического: аналитическая философия и ее прошлое» . История европейских идей . 35 (1): 116–121. doi : 10.1016/j.histeuroideas.2008.09.002 . ISSN   0191-6599 . S2CID   143566283 .
  27. ^ Бини, Майкл (20 июня 2013 г.). Бини, Майкл (ред.). «Историография аналитической философии» . Оксфордский справочник по истории аналитической философии . doi : 10.1093/oxfordhb/9780199238842.001.0001 . ISBN  978-0-19-923884-2 . Проверено 18 февраля 2022 г.
  28. ^ Даммит 1993 , с. 2
  29. ^ Даммит 1993 , с. 28
  30. ^ Эверетт, Энтони и Томас Хофвебер (ред.) (2000), Пустые имена, художественная литература и загадки несуществования.
  31. ^ Бобзиен, Сюзанна (2021). «Фреге заимствовал стоиков». В Фионе Ли (ред.), Темы Платона, Аристотеля и эллинистической философии , Лекции Килинга 2011–2018 гг., ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП. Издательство Чикагского университета. стр. 149–206.
  32. ^ Уиллард, Даллас (1980). «Гуссерль о неудавшейся логике». Философский обзор . 89 (1): 52–53. дои : 10.2307/2184863 . JSTOR   2184863 .
  33. ^ Джефф Спикс, «Теория референции Фреге» (2011)
  34. ^ Даммит 1993 , с. 5
  35. ^ «История логики», Артур Прайор, Кембриджская энциклопедия философии (1961), стр. 541
  36. ^ Майкл Бини (редактор), Оксфордский справочник по истории аналитической философии , Oxford University Press, 2013, стр. 383.
  37. ^ Джонкерс, Питер (2003). «Перспективы философии двадцатого века: ответ Тому Рокмору» . Ars Disputandi . 3 . дои : 10.1080/15665399.2003.10819802 . ISSN   1566-5399 . S2CID   70060684 .
  38. ^ с. 449
  39. ^ Рассел, Бертран (1905). «Об обозначении» . Разум . 14 : 473–493. Архивировано из оригинала 31 марта 2006 года.
  40. ^
  41. ^ Бэйли, Джеймс, «Введение в Бертрана Рассела» в современной аналитической философии, второе издание (Prentice Hall, 1997), стр. 25.
  42. ^ Райан, Алан. Бертран Рассел: Политическая жизнь. США, Фаррар, Штраус и Жиру, 1981. с. 23
  43. ^ «Учёные отказываются от метафизической философии» . Балтимор Сан . 31 декабря 1935 года.
  44. ^ Карнап, Р. (1928). Логическая структура мира . Феликс Майнер Верлаг. ISBN  978-0-8126-9523-6 . LCCN   66013604 .
  45. ^ Исследование о человеческом понимании (1748 г.), разд. 12, пт. 3
  46. ^ Лакей, Дуглас П. (1999). «Что такое современная классика? Опрос Баруха о великой философии двадцатого века». Философский форум . 30 (4): 329–346. дои : 10.1111/0031-806X.00022 . ISSN   1467-9191 .
  47. ^ Лонгворт, Гай (2017), «Джон Лэнгшоу Остин» , в Залте, Эдвард Н. (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весной 2020 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 21 июля 2020 г.
  48. ^ Веблин, Марк « Идеализм в Австралии и Новой Зеландии » The Northern Line № 3, май 2007 г., стр. 6. Проверено 17 января 2011 г.
  49. ^ Хакер, PMS (4 июля 2003 г.). «Некролог: Георг Хенрик фон Райт» . Хранитель . Проверено 5 июля 2020 г.
  50. ^ Jump up to: а б Ван Инваген, Питер и Дин Циммерман (ред.) (1998), Метафизика: большие вопросы.
  51. ^ Jump up to: а б Куайн, Западная Вирджиния (1951). «Два догмы эмпиризма» . Философское обозрение . 60 (1): 20–43. дои : 10.2307/2181906 . JSTOR   2181906 . Перепечатано в его книге «С логической точки зрения» 1953 года . Издательство Гарвардского университета.
  52. ^ С. Ябло и А. Галлуа, Основана ли онтология на ошибке? , Труды Аристотелевского общества, Дополнительные тома, Vol. 72, (1998), стр. 229–261, 263–283, первая часть. Архивировано 12 сентября 2011 г. в Wayback Machine.
  53. ^ Питер Годфри-Смит , Теория и реальность , 2003, Чикагский университет , ISBN   0-226-30062-5 , страницы 30–33 (раздел 2.4 «Проблемы и изменения»)
  54. ^ Jump up to: а б Сомс, Скотт. 2005. Философский анализ в двадцатом веке: Том 2: Эпоха смысла . Издательство Принстонского университета . Цитируется у Бирна, Алекса и Холла, Неда. 2004. «Необходимые истины». Boston Review, октябрь/ноябрь 2004 г.
  55. ^ Jump up to: а б Циммерман, Дин В. , «Пролог» в оксфордских исследованиях по метафизике, том 1 (Oxford University Press, 2004), стр. XIX.
  56. ^ Птица, Александр; Тобин, Эмма (2024), «Естественные виды» , в Залте, Эдвард Н.; Нодельман, Ури (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весной 2024 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 22 апреля 2024 г.
  57. ^ Хичкок, Кристофер (6 марта 2015 г.), «Льюис о причинно-следственной связи», компаньон Дэвида Льюиса , Оксфорд, Великобритания: John Wiley & Sons, Ltd, стр. 295–311, doi : 10.1002/9781118398593.ch19 , ISBN  978-1-118-39859-3
  58. ^ Jump up to: а б Льюис, Дэвид (март 1986 г.). «Против структурных универсалий». Австралазийский философский журнал . 64 (1): 25–46. дои : 10.1080/00048408612342211 . ISSN   0004-8402 .
  59. ^ Джексон, Фрэнк (2016), «Армстронг, Дэвид Мэлет (1926–2014)» , Энциклопедия философии Routledge (1-е изд.), Лондон: Routledge, doi : 10.4324/9780415249126-v035-1 , ISBN  978-0-415-25069-6 , получено 21 июля 2020 г.
  60. ^ Армстронг, Дэвид Малет (1995). Универсалии и научный реализм . Кембриджский университет. Нажимать. ISBN  0-521-28033-8 . OCLC   174240749 .
  61. ^ Котнуар, А.Дж., и Варци, Ахилл К.. Мереология. Великобритания, ОУП Оксфорд, 2021. с. 2
  62. ^ Jump up to: а б ван Инваген, 1983 год .
  63. ^ Кейн 2005 , с. 23.
  64. ^ идентичность и Я. Идентичность, личностная п. 103.
  65. ^ Прусс, "Космологические аргументы Лейбница"
  66. ^ Loux & Crisp 2017 , стр. 206, 214–215.
  67. ^ Личность и воскресение
  68. ^ «Логический плюрализм» . global.oup.com . Проверено 5 февраля 2017 г.
  69. ^ Геттиер, Эдмунд (15 июля 2020 г.), «Является ли обоснованное истинное убеждение знанием?» (PDF) , Рассуждая о знаниях , Routledge, стр. 14–15, doi : 10.4324/9781003061038-5 , ISBN  978-1-003-06103-8 , S2CID   243290967
  70. ^ Сеть веры
  71. ^ Бонжур, Лоуренс, «Недавняя работа по противоречию между интернализмом и экстернализмом» в Дэнси, Сосе и Штеупе (ред.), «Спутник эпистемологии», второе издание (Wiley-Blackwell, 2010), стр. 33.
  72. ^ Рахман, Шахид; Саймонс, Джон; Габбай, Дов М.; Бендегем, Жан Поль Ван (2009). Логика, эпистемология и единство науки . Дордрехт: Springer Science & Business Media. п. 92. ИСБН  978-1-4020-2807-6 .
  73. ^ Воот, Роберт Л. (декабрь 1986 г.). «Работа Альфреда Тарского по теории моделей». Журнал символической логики . 51 (4). ASL: 869–882. дои : 10.2307/2273900 . JSTOR   2273900 .
  74. ^ Феферман и Феферман , с. 1
  75. ^ Маллиган, Кевин; Саймонс, Питер; Смит, Барри (1984). «Создатели истины» . Философия и феноменологические исследования . 44 (3): 287–321. дои : 10.2307/2107686 . JSTOR   2107686 .
  76. ^ Лупер, Стивен (31 декабря 2001 г.). «Эпистемическое закрытие» . Принцип эпистемической замкнутости . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
  77. ^ Брэди, Майкл; Причард, Дункан (2005). «Эпистемологический контекстуализм: проблемы и перспективы». Философский ежеквартальный журнал . 55 (219): 161–171. дои : 10.1111/j.0031-8094.2005.00393.x .
  78. ^ Jump up to: а б Шварц, Стивен П. (2012). Краткая история аналитической философии: от Рассела до Ролза . Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-1-118-27172-8 .
  79. ^ Куусела, Оскари (2011). Ключевые термины этики . Лондон: Международная издательская группа Continuum. п. 61. ИСБН  978-1-4411-6610-4 .
  80. ^ Филиппа Фут, Проблема абортов и доктрина двойного эффекта. Архивировано 24 августа 2019 года в Wayback Machine in Virtues and Vices (Оксфорд: Бэзил Блэквелл, 1978) (первоначально в Oxford Review , № 5, 1967).
  81. С обложки издания « Намерение» издательства Гарвардского университета за 2000 год .
  82. ^ Этика и пределы философии
  83. ^ Икуенобе, Поликарп (2006). Философские взгляды на коммунализм и мораль в африканских традициях . Оксфорд: Лексингтон Букс. п. 104. ИСБН  978-0-7391-1131-4 .
  84. ^ Бреннан, Эндрю и Юк-Сзе Ло (2002). «Экологическая этика» §2. Архивировано 1 августа 2013 года в Wayback Machine , в Стэнфордской энциклопедии философии .
  85. ^ Грюн, Лори (2003). « Моральный статус животных » в Стэнфордской энциклопедии философии .
  86. ^ См. Херстхаус, Розалинда (2003). «Этика добродетели» §3 , в Стэнфордской энциклопедии философии и Дончин, Энн (2004). « Феминистская биоэтика » в Стэнфордской энциклопедии философии .
  87. ^ Хейтинг, Фрида; Ленцен, Дитер; Уайт, Джон (2002). Методы философии образования . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 18 . ISBN  978-0-415-24260-8 .
  88. ^ Сюзанна Лангер , Чувство и форма: теория искусства (1953)
  89. ^ Нельсон Гудман , Языки искусства: подход к теории символов . Индианаполис: Боббс-Меррилл, 1968. 2-е изд. Индианаполис: Хакетт, 1976. На основе его лекций Джона Локка 1960–61 годов.
  90. ^ Киви, Питер, «Введение: эстетика сегодня» в «Руководстве Блэквелла по эстетике» (Blackwell Publishing, 2004), стр. 4.
  91. ^ Ададжян, Томас. «Определение искусства» , Стэнфордская энциклопедия философии , Лондон, 23 октября 2007 г.
  92. ^ Гай Сирчелло , Любовь и красота. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1989.
  93. ^ Гай Сирчелло «Как возможна теория возвышенного?» Журнал эстетики и художественной критики , Vol. 51, № 4 (осень 1993 г.), стр. 541–550.
  94. ^ Гай Сирчелло , Новая теория красоты. Принстонские очерки об искусстве, 1. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1975.
  95. ^ Татаркевич, Владислав (1980). История шести идей: очерк эстетики . PWN/Польское научное издательство. ISBN  978-8301008246 .
  96. ^ Кейт Доннеллан, «Справочник и точные описания»,
  97. Пострел и Фезер, февраль 2000 г., Принципы реальности: интервью с Джоном Р. Сирлом на сайте «Принципы реальности: интервью с Джоном Р. Сирлом» . Февраль 2000 г. Архивировано из оригинала 29 сентября 2008 г. Проверено 23 сентября 2008 г.
  98. ^ Грэм, Джордж, «Бехевиоризм», Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск осенью 2010 г.), Эдвард Н. Залта (ред.). [1]
  99. ^ Мозг и поведение, Хилари Патнэм.
  100. ^ Залта, Эдвард Н. (ред.). «Дуализм» . Стэнфордская энциклопедия философии .
  101. ^ «Крипке об отличии разума от тела» . www3.nd.edu . Проверено 22 апреля 2024 г.
  102. ^ Деннетт, Д. (2001). «Мы уже объясняем сознание?». Познание . 79 (1–2): 221–237. дои : 10.1016/S0010-0277(00)00130-X . ПМИД   11164029 . S2CID   2235514 .
  103. ^ Резюме и некоторую критику различных теорий высшего порядка см. Ван Гулик, Роберт (2006) «Зеркало, зеркало – это все?» В Кригеле и Уиллифорде (ред.), Саморепрезентативные подходы к сознанию . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. Окончательный вариант также доступен здесь «Зеркало Зеркало – и это все?» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 октября 2008 года . Проверено 23 сентября 2008 г. . Точку зрения Ван Гулика см. в Van Gulick, Robert. «Глобальные состояния высшего порядка HOGS: альтернативная модель сознания высшего порядка». В Дженнаро, Р.Дж. (ред.) Теории сознания высшего порядка: Антология. Амстердам и Филадельфия: Джон Бенджаминс.
  104. ^ Рестолл, Грег (2002–2006). «Великие моменты в логике» . Архивировано из оригинала 6 декабря 2008 года . Проверено 3 января 2009 г.
  105. ^ Вигнер, EP (1960). «Необоснованная эффективность математики в естественных науках. Лекция Рихарда Куранта по математическим наукам, прочитанная в Нью-Йоркском университете, 11 мая 1959 года» . Сообщения по чистой и прикладной математике . 13 (1): 1–14. Бибкод : 1960CPAM...13....1W . дои : 10.1002/cpa.3160130102 . S2CID   6112252 . Архивировано из оригинала 12 февраля 2021 года.
  106. ^ Бесконечность: Очерк метафизики
  107. ^ Куайн, О том, что есть
  108. ^ Правильное исследование разума: очерки неофреганской философии математики
  109. ^ Харрис, Джеймс Франклин (2002). Аналитическая философия религии . Дордрехт: Клювер. ISBN  978-1-4020-0530-5 . (432 страницы) (том 3 «Справочника по современной философии религии», ISSN   1568-1556 )
  110. ^ Петерсон, Майкл и др. (2003). Разум и религиозные убеждения
  111. ^ «Emeritae and Emeriti // Философский факультет // Университет Нотр-Дам» . Архивировано из оригинала 31 августа 2013 года.
  112. ^ Маки, Джон Л. (1982). Чудо теизма: аргументы за и против существования Бога
  113. ^ Адамс, Роберт М. (1987). Достоинство веры и другие очерки философского богословия
  114. ^ Криган, Чарльз. (1989). Витгенштейн и Кьеркегор: религия, индивидуальность и философский метод
  115. ^ «Витгенштейн Толстой и Евангелие вкратце (2001)» . Проверено 11 апреля 2024 г.
  116. ^ Филлипс, ДЗ (1999). Крутое место философии. Издательство Корнельского университета. Цитата из книги Витгенштейна «Культура и ценности» (2e): «Мой идеал — определенная прохлада. Храм, дающий место страстям, не вмешивающийся в них.
  117. ^ Залта, Эдвард Н. (ред.). «Фидеизм» . Стэнфордская энциклопедия философии .
  118. ^ Нильсен, Кай и Д.З. Филлипс. (2005). Витгенштейновский фидеизм?
  119. ^ Фительсон, Бранден; Хоторн, Джеймс (2010). «Как байесовская теория подтверждения справляется с парадоксом воронов» . Место вероятности в науке . Бостонские исследования в области философии науки. Том. 284. Спрингер. стр. 247–275. дои : 10.1007/978-90-481-3615-5_11 . ISBN  978-90-481-3614-8 .
  120. ^ Поппер, Карл Р. (2002). Логика научного открытия . Рутледж. ISBN  978-0-415-27844-7 .
  121. ^ Глок 2008, с. 47.
  122. ^ Халл, Дэвид Л. и Руз, Майкл , «Предисловие» в «Кембриджском справочнике по философии биологии» (Cambridge University Press, 2007), стр. xix, xx.
  123. ^ Леннокс, Джеймс Г., «Дарвинизм и неодарвинизм» в Сакаре и Плутинском (ред.), « Спутник философии биологии» (Blackwell Publishing, 2008), стр. 89.

Книги и статьи

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0e8aa51bbb22f98f70659674a7d2fa6c__1722893160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0e/6c/0e8aa51bbb22f98f70659674a7d2fa6c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Analytic philosophy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)