История католической церкви (1962 – настоящее время)
История Католической церкви после II Ватиканского собора — это новейшая история Католической церкви со времен Второго Ватиканского собора (1962–1965).
Фон
[ редактировать ]После Второй мировой войны религиозное существование подверглось критике со стороны коммунистических правительств Восточной Европы и Китая . [ 1 ] Хотя с тех пор некоторые священники были уличены в пособничестве, [ 2 ] [ 3 ] Как официальному сопротивлению Церкви, так и руководству Папы Иоанна Павла II приписывают помощь в падении коммунистических правительств по всей Европе в 1991 году. [ 1 ] [ 4 ]
Политика Церкви после Второй мировой войны под руководством Папы Пия XII была сосредоточена на материальной помощи раздираемой войной Европе, внутренней интернационализации Римско-католической церкви и развитии ее международных дипломатических отношений. Его энциклики Evangelii praecones и Fidei donum , выпущенные 2 июня 1951 года и 21 апреля 1957 года соответственно, расширили возможности католических миссий по принятию решений на местном уровне, многие из которых стали независимыми епархиями. Пий XII требовал признания местных культур полностью равными европейской культуре. [ 5 ] [ 6 ] В 1957 году Китайская патриотически-католическая ассоциация была создана .
Пий XII сослался на ex cathedra непогрешимость папы , определив догмат Успения Марии , провозглашенный в Апостольской конституции Munificentissimus Deus . Его сорок одна энциклика включает Mystici corporis , о Церкви как Теле Христовом ; Медиатор Деи по реформе литургии; Humani Generis о позиции Церкви в отношении теологии и эволюции . он устранил итальянское большинство в Коллегии кардиналов На консистории 1946 года .
На смену Пию XII пришел Иоанн XXIII .
Ватикан II
[ редактировать ]Сессии
[ редактировать ]![]() |
Часть серии о |
Вселенские соборы католической церкви |
---|
![]() |
IV – V вв. |
VI–IX вв. |
12–14 вв. |
15–16 вв. |
19–20 вв. |
![]() |
Две тысячи девятьсот восемь (2908) мужчин (называемых отцами совета) имели право на места в совете. В их число входили все епископы со всего мира, а также многие настоятели мужских религиозных институтов . В первом заседании приняли участие 2540 человек, что сделало его крупнейшим собранием любого совета в истории церкви. (Это для сравнения с I Ватиканским собором, где присутствовало 737 человек, в основном из Европы.) [ 7 ] На более поздних сессиях посещаемость варьировалась от 2100 до более 2300 человек. Кроме того, для богословских консультаций было доступно различное количество перити (по латыни «эксперты») - группа, которая, как оказалось, имела большое влияние по мере продвижения совета. Семнадцать православных церквей и протестантских конфессий прислали наблюдателей. [ 8 ] На открытии Собора присутствовало более трёх десятков представителей других христианских общин, а к концу 4-го заседания Собора их число выросло почти до 100.
Католическая церковь приступила к комплексному процессу реформ после Второго Ватиканского собора (1962–65). [ 9 ] Задуманный как продолжение I Ватиканского собора, при Папе Иоанне XXIII собор превратился в двигатель модернизации. [ 9 ] Ему было поручено прояснить историческое учение Церкви для современного мира, и он делал заявления по таким темам, как природа церкви, миссия мирян и религиозная свобода. [ 9 ] Собор потребовал пересмотра литургии и разрешил в латинских литургических обрядах использовать народные языки, а также латынь во время месс и других таинств. [ 10 ] Усилия Церкви по укреплению христианского единства стали приоритетом. [ 11 ] Помимо поиска точек соприкосновения по некоторым вопросам с протестантскими церквями, Католическая церковь обсуждала возможность единства с Восточной Православной Церковью. [ 12 ]
История после II Ватиканского собора
[ редактировать ]Литургические реформы
[ редактировать ]Изменения в старых обрядах, церемониях и церковной архитектуре после Второго Ватиканского собора ошеломили многих католиков, которые называли это разрушением . Некоторые перестали ходить в церковь, а другие пытались сохранить старую литургию с помощью сочувствующих священников. [ 13 ] Последние сформировали основу сегодняшних католических групп-традиционалистов, которые считают, что реформы II Ватиканского собора зашли слишком далеко в отходе от традиционных церковных норм, особенно в отношении изменений, внесенных в мессу. либеральные Еще одну несогласную группу составляют католики.
Либеральные католики обычно менее буквально смотрят на Библию и божественное откровение и иногда не согласны с официальными взглядами Церкви на социальные и политические вопросы. Самым известным либеральным богословом последнего времени был Ганс Кюнг , чьи неортодоксальные взгляды на воплощение и его отрицание непогрешимости привели к тому, что Церковь отозвала у него разрешение преподавать как католику в 1979 году. [ 14 ] В своей книге «Краткая история католической церкви » профессор Томас Боккенкоттер прокомментировал ситуацию, заявив: «Однако большинство католиков приняли изменения более или менее изящно, но без особого энтузиазма, и научились спокойно относиться к продолжающейся серии изменений, которые изменили не только мессу, но и другие таинства». [ 13 ] В 2007 году своим апостольским письмом Summorum Pontificum Бенедикт XVI восстановил Тридентскую мессу в качестве опции, которая может совершаться по просьбе верующих. [ 15 ]
В 2021 году Папа Франциск опубликовал «Хранителей традиций» , введя ограничения на Тридентскую мессу.
Теология освобождения
[ редактировать ]В 1960-х годах растущее общественное сознание и политизация в Латиноамериканской церкви породили теологию освобождения . Оно радикально переосмыслило Евангелие, что по-новому определило миссию Церкви. Перуанский священник Густаво Гутьеррес стал одним из наиболее известных ученых движения. [ 16 ] Встреча латиноамериканских епископов в 1968 году, на которой было поручено осуществление II Ватиканского собора, привела к тому, что новое движение стало все более влиятельным. В 1979 году последующая конференция епископов в Мексике официально объявила Латиноамериканскую церковь «предпочтительным вариантом для бедных». [ 17 ] Сальвадорский архиепископ Оскар Ромеро стал самым известным современным мучеником региона в 1980 году, когда он был убит во время мессы силами, союзными правительству. [ 18 ] Папа Иоанн Павел II и Папа Бенедикт XVI назвали это движение опасным и «фундаментальной угрозой вере церкви». [ 19 ] потому что, как объясняет Эдвард Норман , Церковь считает это попыткой создать христианское общество «посредством принудительного механизма политического управления». [ 20 ] Бразильскому богослову Леонардо Боффу дважды было приказано прекратить публикацию и преподавание. [ 21 ] Хотя Папу Иоанна Павла II критиковали за строгость в обращении со сторонниками движения, он утверждал, что Церковь в своих усилиях по защите бедных не должна делать это, прибегая к насилию или партийной политике. [ 16 ] Движение все еще живо в Латинской Америке и сегодня, хотя сейчас Церковь сталкивается с проблемой возрождения пятидесятничества в большей части региона. [ 22 ]
Человеческая жизнь
[ редактировать ]Сексуальная революция 1960-х годов поставила перед Церковью сложные проблемы. Папы Павла VI 1968 года Энциклика Humanae Vitae подтвердила святость жизни от зачатия до естественной смерти и отвергла использование противозачаточных средств ; и аборт , и эвтаназия считались убийством. [ 23 ] [ 24 ] Отказ Церкви от использования презервативов вызвал критику, особенно в отношении стран, где СПИД и ВИЧ достигли масштабов эпидемии. Церковь утверждает, что такие страны, как Кения, где одобряются изменения в поведении вместо использования презервативов, добились большего прогресса в борьбе с болезнью, чем страны, пропагандирующие исключительно презервативы. [ 25 ]
Роль женщин
[ редактировать ]Усилия в поддержку католического рукоположения женщин привели к постановлению против него в 1976 году Священной Конгрегацией доктрины веры ( Декларация по вопросу о допуске женщин к служебному священству ). Позже Папа Иоанн Павел II издал два документа, разъясняющие учение Церкви. Mulieris Dignitatem роль женщин был издан в 1988 году с целью разъяснить столь же важную и дополняющую в работе Церкви. [ 26 ] [ 27 ] Затем, в 1994 году, Ordinatio Sacerdotalis объяснила, что Церковь распространяет рукоположение на мужчин только для того, чтобы последовать примеру Иисуса, который выбирал только мужчин для этой конкретной обязанности. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] Группа римско-католических женщин-священников начала проводить церемонии рукоположения женщин в 2002 году, действительности которых не существует, поскольку Церковь издала приказы об отлучении всех участников от церкви, аннулируя любые Таинства совершенные ими .
Смертная казнь
[ редактировать ]Затем Иоанн Павел II настроил Церковь против смертной казни , когда в 1995 году издал Evangelium Vitae. Объясняя, что казнь уместна, когда это единственный способ защитить общество, Папа отметил, что современная пенитенциарная система сделала этот вариант редким или вообще несуществующим. [ 31 ]
2 августа 2018 года было объявлено, что Катехизис Католической церкви будет пересмотрен и в нем будет указано, что Церковь учит, что «смертная казнь недопустима, поскольку она представляет собой посягательство на неприкосновенность и достоинство личности». [ 32 ] [ 33 ] В полном письме епископам относительно изменения говорилось, что оно соответствует предыдущим учениям Католической церкви о достоинстве человеческой жизни и отражает то, как современное общество улучшило тюремные системы с целью реабилитации преступников , которые сделали смерть наказание не является необходимым для защиты невиновных людей. [ 34 ] В течение двух недель 45 католических ученых и священнослужителей подписали обращение к кардиналам Католической церкви, призывая их посоветовать Папе Франциску отказаться от недавней поправки, внесенной в Катехизис. [ 35 ] на том основании, что его внешний вид противоречит Священному Писанию и традиционному учению, что вызывает скандал.
Дела о сексуальном насилии в США
[ редактировать ]В основном в Соединенных Штатах в 2001 году было возбуждено несколько крупных исков, в которых утверждалось, что священники подвергали сексуальному насилию несовершеннолетних . [ 36 ] Некоторые священники подали в отставку, другие были лишены сана и заключены в тюрьму. [ 37 ] и финансовые расчеты были согласованы со многими жертвами. [ 36 ] В США, где произошло подавляющее большинство случаев сексуального насилия, Конференция католических епископов США заказала комплексное исследование, которое показало, что четыре процента всех священников, служивших в США с 1950 по 2002 год, подвергались тем или иным обвинениям на сексуальной почве. [ 38 ] Кроме того, Церковь подверглась широкой критике, когда выяснилось, что некоторые епископы знали об обвинениях в злоупотреблениях, и переназначили многих обвиняемых после того, как сначала отправили их на психиатрическую консультацию, вместо того, чтобы отстранить их. [ 36 ] [ 39 ] [ 40 ] Некоторые епископы и психиатры утверждали, что преобладающая психология того времени предполагала, что людей можно вылечить от такого поведения с помощью консультирования. [ 39 ] [ 41 ] Папа Иоанн Павел II в ответ заявил, что «в священстве и религиозной жизни нет места тем, кто причиняет вред молодежи». [ 42 ] Церковь США провела реформы для предотвращения злоупотреблений в будущем, потребовав проверки биографических данных церковных служащих; [ 43 ] и, поскольку подавляющее большинство жертв были мальчиками-подростками, Всемирная Церковь также запретила рукоположение мужчин с «глубоко укоренившимися гомосексуальными наклонностями». [ 41 ] [ 44 ] Теперь епархии, столкнувшиеся с обвинениями, требуют предупредить власти, провести расследование и отстранить обвиняемых от службы. [ 43 ] [ 45 ] В 2008 году кардинал Клаудио Хуммес, глава Конгрегации духовенства Ватикана, подтвердил, что скандал был «исключительно серьезной» проблемой, но подсчитал, что он «вероятно вызван «не более чем 1 процентом»» из более чем 400 000 человек. Католические священники по всему миру. [ 38 ] Некоторые комментаторы, такие как журналист Джон Догерти, утверждают, что освещение этой проблемы в средствах массовой информации было чрезмерным, учитывая, что те же проблемы гораздо чаще беспокоят другие учреждения, такие как система государственных школ США. [ 46 ]
Бенедикт XVI
[ редактировать ]В 2007 году Бенедикт XVI отменил решение своего предшественника относительно проведения папских выборов, изменив §75 Universi Dominici gregis . [ 47 ] В том же году он утвердил беатификацию 498 испанских мучеников . В его первой энциклике Deus caritas est обсуждалась природа любви и то, как она влияет на участие человека в справедливом обществе. [ 48 ] Выступая в Регенсбургском университете (Германия), [ 49 ] Бенедикт утверждал, что в западном мире в значительной степени только позитивистский разум и философия действительны . Однако глубоко религиозные культуры мира рассматривают это исключение божественного как атаку на их самые глубокие убеждения. По мнению Бенедикта, концепция разума , исключающая божественное, неспособна вступить в диалог культур. [ 50 ] После того, как Папа объяснил свою цитату, [ 51 ] диалог продолжился сердечными встречами представителей ислама в Турции и послов мусульманских стран в 2007 году. В декларации, согласованной между Бенедиктом и мусульманами в мае 2008 года под руководством Махди Мостафави, подчеркивалось, что религия по своей сути ненасильственна и что насилие может не оправдываться ни разумом, ни верой. [ 52 ] Он решительно выступил против торговцев наркотиками в Латинской Америке. [ 53 ] и католические политики, поддерживающие законы об абортах. [ 54 ]
Этические постановления
[ редактировать ]В 2007 году Конгрегация доктрины веры разъяснила позицию католической церкви по отношению к другим христианским общинам. Цитируя заявление Папы Павла VI : «Тому, чему Церковь учила на протяжении веков, мы также учим: что есть только одна Церковь», Ватикан настаивал на том, что, хотя общины, отделенные от Католической Церкви, могут быть инструментами спасения, только те, кто с апостольской преемственностью можно правильно назвать «церквями». [ 55 ] Некоторые протестантские представители не были удивлены; другие заявили, что их оскорбил документ, в котором также подчеркивалась приверженность Церкви экуменическому диалогу. Представитель церкви сообщил радио Ватикана, что любой диалог облегчается, когда стороны четко заявляют о своей идентичности. [ 56 ] Важные этические решения во время понтификата Бенедикта XVI включали постоянное питание и питье для людей, находящихся в вегетативном состоянии. Сделав множество исключений, Церковь постановила, что «обеспечение водой и пищей, даже искусственными средствами, всегда представляет собой естественный способ сохранения жизни». [ 57 ]
Папа Франциск
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( февраль 2021 г. ) |
См. также
[ редактировать ]- Критика католической церкви
- Глоссарий католической церкви
- История христианства
- История папства
- История западной цивилизации
- Указатель статей католической церкви
- Указатель статей, связанных с Ватиканом
- Иоанн Павел II
- Очерк католицизма
- Роль католической церкви в цивилизации
- Второй Ватиканский Собор
- Хронология католической церкви
Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Папа пресек коммунизм на родине – и победил» . Новости ЦБК . Апрель 2005 года . Проверено 31 января 2008 г.
- ^ Смит, Крейг С. (6 января 2007 г.). «Связи с коммунистической тайной полицией заманивают в ловушку польского епископа» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 мая 2008 г.
- ^ «Словацкая церковь планирует подвести итоги своей деятельности за 50 лет» . Нью-Йорк Таймс . 14 февраля 2007 г. Проверено 24 мая 2008 г.
- ^ Смит, Крейг (10 января 2007 г.). «В Польше новая волна обвинений против священнослужителей» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 мая 2008 г.
- ^ Аудиенция для руководителей миссионерской деятельности в 1944 г. AAS, 1944, с. 208.
- ^ Вестники Евангелия п. 56.
- ^ Салливан 2002, стр.21
- ^ «Ватиканский собор II», Новая католическая энциклопедия , том. XIV, с. 563
- ^ Перейти обратно: а б с Даффи, Святые и грешники (1997), с. 270–6
- ^ Павел VI, Папа (4 декабря 1963 г.). «Консилиум Сакросанктум» . Ватикан. Архивировано из оригинала 21 февраля 2008 г. Проверено 9 февраля 2008 г.
- ^ Даффи, Святые и грешники (1987), с. 274
- ^ «Римско-католический и восточно-православный диалог» . Служба общественного вещания. 14 июля 2000 г. Архивировано из оригинала 10 марта 2013 г. Проверено 16 февраля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бокенкоттер, Краткая история католической церкви (2004), с. 410
- ^ Бокэм, Ричард, в Новом богословском словаре , под ред. Фергюсон, (1988), с. 373
- ↑ Апостольское письмо «Motu Proprio data» Summorum Pontificum об использовании римской литургии до реформы 1970 г. (7 июля 2007 г.)
- ^ Перейти обратно: а б «Теология освобождения» . Би-би-си. 2005 . Проверено 2 июня 2008 г.
- ^ Агилар, Марио (2007). История и политика латиноамериканского богословия, Том 1 . Лондон: СКМ Пресс. п. 31. ISBN 978-0-334-04023-1 .
- ↑ Дополнительную информацию о Ромеро от бывшего коллеги см. Собрино, Джон (1990). Архиепископ Ромеро: воспоминания и размышления . Мэрикнолл, Нью-Йорк: Орбис. ISBN 978-0-88344-667-6 .
- ^ Ротер, Ларри (07 мая 2007 г.). «Пока Папа Римский направляется в Бразилию, конкурирующая теология сохраняется» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 февраля 2008 г. Основное участие Бенедикта в теологии освобождения произошло, когда он был еще кардиналом Ратцингером.
- ^ Норман, Римско-католическая церковь: иллюстрированная история (2007), стр. 176–7.
- ^ Агилар, Марио (2007). История и политика латиноамериканского богословия, Том 1 . Лондон: СКМ Пресс. п. 121. ИСБН 978-0-334-04023-1 .
- ^ О стойкости теологии освобождения см. Ротер, Ларри (07 мая 2007 г.). «Пока Папа Римский направляется в Бразилию, конкурирующая теология сохраняется» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 июня 2008 г. Об угрозе пятидесятничества см. Столл, Дэвид (1690). Становится ли Латинская Америка протестантской?: Политика евангелического роста . Беркли: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 978-0-520-06499-7 .
- ^ Павел VI, Папа (1968). «Человеческая жизнь» . Ватикан. Архивировано из оригинала 3 марта 2011 г. Проверено 2 февраля 2008 г.
- ^ Норман, Римско-католическая церковь: иллюстрированная история (2007), с. 184
- ^ Даггер, Кэрол (18 мая 2006 г.). «Почему уровень заболеваемости СПИДом в Кении резко падает?» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . Проверено 21 февраля 2008 г.
- ^ Иоанн Павел II, Папа (1988). «Мулиерис Дигнитатем» . Ватикан. Архивировано из оригинала 7 января 2007 г. Проверено 21 февраля 2008 г.
- ^ Бокенкоттер, Краткая история католической церкви (2004), с. 467
- ^ Папа Бенедикт XVI, Иисус из Назарета (2008), стр. 180–1, цитата: «Разница между ученичеством Двенадцати и ученичеством женщин очевидна; задачи, поставленные перед каждой группой, совершенно разные. Однако Лука ясно дает понять — и другие Евангелия также показывают это разными способами, — что «многие» женщины принадлежали к более тесному сообществу верующих и что их наполненное верой следование Иисусу было существенным элементом этого сообщества, что было бы ярко показано изображен у подножия Креста и Воскресения».
- ^ Иоанн Павел II, Папа (22 мая 1994 г.). «Апостольское письмо епископам Католической Церкви о сохранении священнического рукоположения только за мужчинами» . Ватикан. Архивировано из оригинала 18 января 2012 г. Проверено 2 февраля 2008 г.
- ^ Коуэлл, Алан (31 мая 1994 г.). «Папа Римский исключает дискуссию о назначении женщин-священников» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 февраля 2008 г.
- ^ «Смертная казнь за и против: заявление Папы» . ПБС . Проверено 12 июня 2008 г.
- ^ «Новая редакция № 2267 Катехизиса Католической Церкви о смертной казни – Rescriptum 'ex Audentia SS.mi' » . Краткое содержание бюллетеня . Пресс-служба Святого Престола. 2 августа 2018 года . Проверено 3 августа 2018 г.
- ^ Уинфилд, Николь (2 августа 2018 г.). «Папа Франциск меняет католическое учение о смертной казни, которая теперь «недопустима» при любых обстоятельствах» . Чикаго Трибьюн . Проверено 2 августа 2018 г.
- ^ «Письмо епископам по поводу новой редакции № 2267 Катехизиса Католической Церкви о смертной казни от Конгрегации доктрины веры» . Краткое содержание бюллетеня . Пресс-служба Святого Престола. 2 августа 2018 года . Проверено 3 августа 2018 г.
- ^ Разное (15 августа 2018 г.). «Обращение к кардиналам католической церкви» . Первые вещи .
- ^ Перейти обратно: а б с Бруни, Евангелие стыда (2002), с. 336
- ^ Ньюман, Энди (31 августа 2006 г.). «Выбор священников Нью-Йорка в случаях злоупотреблений» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 марта 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Оуэн, Ричард (7 января 2008 г.). «Папа призывает к постоянной молитве, чтобы избавить духовенство от педофилии» . Британское издание Times Online . Таймс Газетс Лтд . Проверено 31 марта 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стейнфельс, Люди, плывущие по течению (2003). стр. 40–6
- ^ Фроули-Одеа, Извращение власти: сексуальное насилие в католической церкви (2007), стр. 2007. 4
- ^ Перейти обратно: а б Филто, Джерри (2004). «В отчете говорится, что сексуальное насилие со стороны духовенства принесло в церковь «дым сатаны»» . Католическая служба новостей. Архивировано из оригинала 26 июня 2004 г. Проверено 10 марта 2008 г.
- ^ Уолш, Иоанн Павел II: Свет миру (2003), с. 62
- ^ Перейти обратно: а б Конференция католических епископов США (2005 г.). «Хартия защиты детей и молодежи» . Конференция католических епископов США . Проверено 8 октября 2007 г.
- ^ Папа Бенедикт XVI (2005 г.). «Инструкция о критериях определения призваний лиц с гомосексуальными наклонностями при приеме их в семинарию и в священный сан» . Ватикан. Архивировано из оригинала 25 февраля 2008 г. Проверено 9 марта 2008 г.
- ^ «Скандалы в церкви: Архиерейские решения; Архиерейская грамота о защите детей и молодежи» . Нью-Йорк Таймс . 15 июня 2002 г. Проверено 12 февраля 2008 г.
- ^ Шейкшафт, Чарол (2004). «Сексуальные проступки педагога» (PDF) . Министерство образования США . Проверено 12 апреля 2008 г.
- ↑ Moto Proprio, Некоторые изменения , 11 июня 2007 г.
- ^ Бог есть благотворительность
- ↑ Цитируется по Бенедикту XVI, Встреча с представителями науки в Аула Магна Регенсбургского университета (12 сентября 2006 г.), Ватикан, 2006 г. Источник: «Встреча с представителями науки в Регенсбургском университете» . Архивировано из оригинала 22 июня 2012 г. Проверено 23 июля 2012 г.
- ↑ Бенедикт XVI, Встреча с представителями науки в Aula Magna Регенсбургского университета (12 сентября 2006 г.)
- ^ «Текст заявления Папы Римского» . Би-би-си. 17 сентября 2006 г. Проверено 24 июня 2008 г.
- ^ Кляйбер, Рейнхард (2008). «Иран и Папа Римский смягчают отношения» . Квантара. Архивировано из оригинала 31 декабря 2010 года . Проверено 24 июня 2008 г.
- ^ «Папа Бенедикт XVI: Бог накажет торговцев наркотиками» . Фокс Ньюс. 12 мая 2007 г. Проверено 24 июня 2008 г.
- ^ Пулелла, Филип (9 мая 2007 г.). «Папа предупреждает католических политиков, которые поддерживают аборты» . Рейтер. Архивировано из оригинала 12 мая 2007 года . Проверено 24 июня 2008 г.
- ^ «Ответы на вопросы, касающиеся аспектов учения Церкви» . Ватикан. 10 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 4 апреля 2008 г. Проверено 28 июня 2008 г.
- ^ Ди Кадоре, Лоренаго (10 июля 2007 г.). «Папа: Другие конфессии не являются истинными церквями» . Новости Эн-Би-Си . Проверено 24 июня 2008 г.
- ^ Конференция католических епископов США ... Ответы на некоторые вопросы, касающиеся искусственного питания и гидратации, Конгрегация доктрины ... www.usccb.org/prolife/issues/euthanas/index.shtml
Источники
[ редактировать ]- Даффи, Имон (1997). Святые и грешники, История Пап . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-07332-4 .
- Уолш, Мэри Энн; Тэвис, Джон (2003). Иоанн Павел II: Свет миру, очерки и размышления о папстве . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-58051-142-1 .
- Норман, Эдвард (2007). Римско-католическая церковь, Иллюстрированная история . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-25251-6 .
- Стейнфельс, Питер (2003). Люди дрейфуют: кризис Римско-католической церкви в Америке . Саймон и Шустер. ISBN 978-0-684-83663-8 .
- Бокенкоттер, Томас (2004). Краткая история католической церкви . Даблдэй. ISBN 978-0-385-50584-0 .
- Бруни, Фрэнк ; Беркетт, Элинор (2002). Евангелие стыда: дети, сексуальное насилие и католическая церковь . Многолетник Харпер. п. 336. ИСБН 978-0-06-052232-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Агилар, Марио (2007). История и политика латиноамериканского богословия, Том 1 . Лондон: СКМ Пресс. ISBN 978-0-334-04023-1 .
- Дюссель, Энрике (1981). История Церкви в Латинской Америке . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2131-7 .
- Хичкок, Сьюзан Тайлер; Джон Эспозито (2004). География религии . Национальное географическое общество. ISBN 978-0-7922-7313-4 .
- Кошорке, Клаус; Людвиг, Фридер; Дельгадо, Мариано (2007). История христианства в Азии, Африке и Латинской Америке, 1450–1990 гг . Wm B Eerdmans Publishing Co. ISBN 978-0-8028-2889-7 .
- Ланган, Томас (1998). Католическая традиция . Университет Миссури Пресс. ISBN 978-0-8262-6096-3 .
- Лейт, Джон (1963). Символы веры церквей . Aldine Publishing Co. ISBN издательства 978-0-664-24057-8 .
- Макманнерс, Джон (1990). Оксфордская иллюстрированная история христианства . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-822928-5 .
- Орландис, Хосе (1993). Краткая история католической церкви . Издательство «Скипетр». ISBN 978-1-85182-125-9 .
- Фам, Джон Питер (2006). Наследники Рыбака: за кулисами папской смерти и преемственности . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-517834-0 .
- Самора, Джулиан; Саймон, Патрисия Вандель; Люстра Корделия; Полировка, Альберт Л. (1993). История мексиканско-американского народа . Издательство Университета Нотр-Дам. ISBN 978-0-268-01097-3 .
- Шама, Саймон (2003) [2000]. «Жгучие убеждения» . История Британии 1: На краю света? . Лондон: BBC Worldwide . стр. 309–11 . ISBN 0-563-48714-3 .
- Скрутон, Роджер (1996). Словарь политической мысли . Макмиллан. ISBN 978-0-330-28099-0 .
- Троуэр, Филип. Суматоха и правда: исторические корни современного кризиса в католической церкви Ignatius Press, 2003.
- Видмар, Джон (2005). Католическая церковь сквозь века . Паулист Пресс. ISBN 978-0-8091-4234-7 .