Jump to content

История католической церкви (1962 – настоящее время)

История Католической церкви после II Ватиканского собора — это новейшая история Католической церкви со времен Второго Ватиканского собора (1962–1965).

После Второй мировой войны религиозное существование подверглось критике со стороны коммунистических правительств Восточной Европы и Китая . [ 1 ] Хотя с тех пор некоторые священники были уличены в пособничестве, [ 2 ] [ 3 ] Как официальному сопротивлению Церкви, так и руководству Папы Иоанна Павла II приписывают помощь в падении коммунистических правительств по всей Европе в 1991 году. [ 1 ] [ 4 ]

Политика Церкви после Второй мировой войны под руководством Папы Пия XII была сосредоточена на материальной помощи раздираемой войной Европе, внутренней интернационализации Римско-католической церкви и развитии ее международных дипломатических отношений. Его энциклики Evangelii praecones и Fidei donum , выпущенные 2 июня 1951 года и 21 апреля 1957 года соответственно, расширили возможности католических миссий по принятию решений на местном уровне, многие из которых стали независимыми епархиями. Пий XII требовал признания местных культур полностью равными европейской культуре. [ 5 ] [ 6 ] В 1957 году Китайская патриотически-католическая ассоциация была создана .

Пий XII сослался на ex cathedra непогрешимость папы , определив догмат Успения Марии , провозглашенный в Апостольской конституции Munificentissimus Deus . Его сорок одна энциклика включает Mystici corporis , о Церкви как Теле Христовом ; Медиатор Деи по реформе литургии; Humani Generis о позиции Церкви в отношении теологии и эволюции . он устранил итальянское большинство в Коллегии кардиналов На консистории 1946 года .

На смену Пию XII пришел Иоанн XXIII .

Ватикан II

[ редактировать ]

Две тысячи девятьсот восемь (2908) мужчин (называемых отцами совета) имели право на места в совете. В их число входили все епископы со всего мира, а также многие настоятели мужских религиозных институтов . В первом заседании приняли участие 2540 человек, что сделало его крупнейшим собранием любого совета в истории церкви. (Это для сравнения с I Ватиканским собором, где присутствовало 737 человек, в основном из Европы.) [ 7 ] На более поздних сессиях посещаемость варьировалась от 2100 до более 2300 человек. Кроме того, для богословских консультаций было доступно различное количество перити (по латыни «эксперты») - группа, которая, как оказалось, имела большое влияние по мере продвижения совета. Семнадцать православных церквей и протестантских конфессий прислали наблюдателей. [ 8 ] На открытии Собора присутствовало более трёх десятков представителей других христианских общин, а к концу 4-го заседания Собора их число выросло почти до 100.

Католическая церковь приступила к комплексному процессу реформ после Второго Ватиканского собора (1962–65). [ 9 ] Задуманный как продолжение I Ватиканского собора, при Папе Иоанне XXIII собор превратился в двигатель модернизации. [ 9 ] Ему было поручено прояснить историческое учение Церкви для современного мира, и он делал заявления по таким темам, как природа церкви, миссия мирян и религиозная свобода. [ 9 ] Собор потребовал пересмотра литургии и разрешил в латинских литургических обрядах использовать народные языки, а также латынь во время месс и других таинств. [ 10 ] Усилия Церкви по укреплению христианского единства стали приоритетом. [ 11 ] Помимо поиска точек соприкосновения по некоторым вопросам с протестантскими церквями, Католическая церковь обсуждала возможность единства с Восточной Православной Церковью. [ 12 ]

История после II Ватиканского собора

[ редактировать ]

Литургические реформы

[ редактировать ]

Изменения в старых обрядах, церемониях и церковной архитектуре после Второго Ватиканского собора ошеломили многих католиков, которые называли это разрушением . Некоторые перестали ходить в церковь, а другие пытались сохранить старую литургию с помощью сочувствующих священников. [ 13 ] Последние сформировали основу сегодняшних католических групп-традиционалистов, которые считают, что реформы II Ватиканского собора зашли слишком далеко в отходе от традиционных церковных норм, особенно в отношении изменений, внесенных в мессу. либеральные Еще одну несогласную группу составляют католики.

Либеральные католики обычно менее буквально смотрят на Библию и божественное откровение и иногда не согласны с официальными взглядами Церкви на социальные и политические вопросы. Самым известным либеральным богословом последнего времени был Ганс Кюнг , чьи неортодоксальные взгляды на воплощение и его отрицание непогрешимости привели к тому, что Церковь отозвала у него разрешение преподавать как католику в 1979 году. [ 14 ] В своей книге «Краткая история католической церкви » профессор Томас Боккенкоттер прокомментировал ситуацию, заявив: «Однако большинство католиков приняли изменения более или менее изящно, но без особого энтузиазма, и научились спокойно относиться к продолжающейся серии изменений, которые изменили не только мессу, но и другие таинства». [ 13 ] В 2007 году своим апостольским письмом Summorum Pontificum Бенедикт XVI восстановил Тридентскую мессу в качестве опции, которая может совершаться по просьбе верующих. [ 15 ]

В 2021 году Папа Франциск опубликовал «Хранителей традиций» , введя ограничения на Тридентскую мессу.

Теология освобождения

[ редактировать ]

В 1960-х годах растущее общественное сознание и политизация в Латиноамериканской церкви породили теологию освобождения . Оно радикально переосмыслило Евангелие, что по-новому определило миссию Церкви. Перуанский священник Густаво Гутьеррес стал одним из наиболее известных ученых движения. [ 16 ] Встреча латиноамериканских епископов в 1968 году, на которой было поручено осуществление II Ватиканского собора, привела к тому, что новое движение стало все более влиятельным. В 1979 году последующая конференция епископов в Мексике официально объявила Латиноамериканскую церковь «предпочтительным вариантом для бедных». [ 17 ] Сальвадорский архиепископ Оскар Ромеро стал самым известным современным мучеником региона в 1980 году, когда он был убит во время мессы силами, союзными правительству. [ 18 ] Папа Иоанн Павел II и Папа Бенедикт XVI назвали это движение опасным и «фундаментальной угрозой вере церкви». [ 19 ] потому что, как объясняет Эдвард Норман , Церковь считает это попыткой создать христианское общество «посредством принудительного механизма политического управления». [ 20 ] Бразильскому богослову Леонардо Боффу дважды было приказано прекратить публикацию и преподавание. [ 21 ] Хотя Папу Иоанна Павла II критиковали за строгость в обращении со сторонниками движения, он утверждал, что Церковь в своих усилиях по защите бедных не должна делать это, прибегая к насилию или партийной политике. [ 16 ] Движение все еще живо в Латинской Америке и сегодня, хотя сейчас Церковь сталкивается с проблемой возрождения пятидесятничества в большей части региона. [ 22 ]

Человеческая жизнь

[ редактировать ]

Сексуальная революция 1960-х годов поставила перед Церковью сложные проблемы. Папы Павла VI 1968 года Энциклика Humanae Vitae подтвердила святость жизни от зачатия до естественной смерти и отвергла использование противозачаточных средств ; и аборт , и эвтаназия считались убийством. [ 23 ] [ 24 ] Отказ Церкви от использования презервативов вызвал критику, особенно в отношении стран, где СПИД и ВИЧ достигли масштабов эпидемии. Церковь утверждает, что такие страны, как Кения, где одобряются изменения в поведении вместо использования презервативов, добились большего прогресса в борьбе с болезнью, чем страны, пропагандирующие исключительно презервативы. [ 25 ]

Роль женщин

[ редактировать ]

Усилия в поддержку католического рукоположения женщин привели к постановлению против него в 1976 году Священной Конгрегацией доктрины веры ( Декларация по вопросу о допуске женщин к служебному священству ). Позже Папа Иоанн Павел II издал два документа, разъясняющие учение Церкви. Mulieris Dignitatem роль женщин был издан в 1988 году с целью разъяснить столь же важную и дополняющую в работе Церкви. [ 26 ] [ 27 ] Затем, в 1994 году, Ordinatio Sacerdotalis объяснила, что Церковь распространяет рукоположение на мужчин только для того, чтобы последовать примеру Иисуса, который выбирал только мужчин для этой конкретной обязанности. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] Группа римско-католических женщин-священников начала проводить церемонии рукоположения женщин в 2002 году, действительности которых не существует, поскольку Церковь издала приказы об отлучении всех участников от церкви, аннулируя любые Таинства совершенные ими .

Смертная казнь

[ редактировать ]

Затем Иоанн Павел II настроил Церковь против смертной казни , когда в 1995 году издал Evangelium Vitae. Объясняя, что казнь уместна, когда это единственный способ защитить общество, Папа отметил, что современная пенитенциарная система сделала этот вариант редким или вообще несуществующим. [ 31 ]

2 августа 2018 года было объявлено, что Катехизис Католической церкви будет пересмотрен и в нем будет указано, что Церковь учит, что «смертная казнь недопустима, поскольку она представляет собой посягательство на неприкосновенность и достоинство личности». [ 32 ] [ 33 ] В полном письме епископам относительно изменения говорилось, что оно соответствует предыдущим учениям Католической церкви о достоинстве человеческой жизни и отражает то, как современное общество улучшило тюремные системы с целью реабилитации преступников , которые сделали смерть наказание не является необходимым для защиты невиновных людей. [ 34 ] В течение двух недель 45 католических ученых и священнослужителей подписали обращение к кардиналам Католической церкви, призывая их посоветовать Папе Франциску отказаться от недавней поправки, внесенной в Катехизис. [ 35 ] на том основании, что его внешний вид противоречит Священному Писанию и традиционному учению, что вызывает скандал.

Дела о сексуальном насилии в США

[ редактировать ]

В основном в Соединенных Штатах в 2001 году было возбуждено несколько крупных исков, в которых утверждалось, что священники подвергали сексуальному насилию несовершеннолетних . [ 36 ] Некоторые священники подали в отставку, другие были лишены сана и заключены в тюрьму. [ 37 ] и финансовые расчеты были согласованы со многими жертвами. [ 36 ] В США, где произошло подавляющее большинство случаев сексуального насилия, Конференция католических епископов США заказала комплексное исследование, которое показало, что четыре процента всех священников, служивших в США с 1950 по 2002 год, подвергались тем или иным обвинениям на сексуальной почве. [ 38 ] Кроме того, Церковь подверглась широкой критике, когда выяснилось, что некоторые епископы знали об обвинениях в злоупотреблениях, и переназначили многих обвиняемых после того, как сначала отправили их на психиатрическую консультацию, вместо того, чтобы отстранить их. [ 36 ] [ 39 ] [ 40 ] Некоторые епископы и психиатры утверждали, что преобладающая психология того времени предполагала, что людей можно вылечить от такого поведения с помощью консультирования. [ 39 ] [ 41 ] Папа Иоанн Павел II в ответ заявил, что «в священстве и религиозной жизни нет места тем, кто причиняет вред молодежи». [ 42 ] Церковь США провела реформы для предотвращения злоупотреблений в будущем, потребовав проверки биографических данных церковных служащих; [ 43 ] и, поскольку подавляющее большинство жертв были мальчиками-подростками, Всемирная Церковь также запретила рукоположение мужчин с «глубоко укоренившимися гомосексуальными наклонностями». [ 41 ] [ 44 ] Теперь епархии, столкнувшиеся с обвинениями, требуют предупредить власти, провести расследование и отстранить обвиняемых от службы. [ 43 ] [ 45 ] В 2008 году кардинал Клаудио Хуммес, глава Конгрегации духовенства Ватикана, подтвердил, что скандал был «исключительно серьезной» проблемой, но подсчитал, что он «вероятно вызван «не более чем 1 процентом»» из более чем 400 000 человек. Католические священники по всему миру. [ 38 ] Некоторые комментаторы, такие как журналист Джон Догерти, утверждают, что освещение этой проблемы в средствах массовой информации было чрезмерным, учитывая, что те же проблемы гораздо чаще беспокоят другие учреждения, такие как система государственных школ США. [ 46 ]

Бенедикт XVI

[ редактировать ]

В 2007 году Бенедикт XVI отменил решение своего предшественника относительно проведения папских выборов, изменив §75 Universi Dominici gregis . [ 47 ] В том же году он утвердил беатификацию 498 испанских мучеников . В его первой энциклике Deus caritas est обсуждалась природа любви и то, как она влияет на участие человека в справедливом обществе. [ 48 ] Выступая в Регенсбургском университете (Германия), [ 49 ] Бенедикт утверждал, что в западном мире в значительной степени только позитивистский разум и философия действительны . Однако глубоко религиозные культуры мира рассматривают это исключение божественного как атаку на их самые глубокие убеждения. По мнению Бенедикта, концепция разума , исключающая божественное, неспособна вступить в диалог культур. [ 50 ] После того, как Папа объяснил свою цитату, [ 51 ] диалог продолжился сердечными встречами представителей ислама в Турции и послов мусульманских стран в 2007 году. В декларации, согласованной между Бенедиктом и мусульманами в мае 2008 года под руководством Махди Мостафави, подчеркивалось, что религия по своей сути ненасильственна и что насилие может не оправдываться ни разумом, ни верой. [ 52 ] Он решительно выступил против торговцев наркотиками в Латинской Америке. [ 53 ] и католические политики, поддерживающие законы об абортах. [ 54 ]

Этические постановления

[ редактировать ]

В 2007 году Конгрегация доктрины веры разъяснила позицию католической церкви по отношению к другим христианским общинам. Цитируя заявление Папы Павла VI : «Тому, чему Церковь учила на протяжении веков, мы также учим: что есть только одна Церковь», Ватикан настаивал на том, что, хотя общины, отделенные от Католической Церкви, могут быть инструментами спасения, только те, кто с апостольской преемственностью можно правильно назвать «церквями». [ 55 ] Некоторые протестантские представители не были удивлены; другие заявили, что их оскорбил документ, в котором также подчеркивалась приверженность Церкви экуменическому диалогу. Представитель церкви сообщил радио Ватикана, что любой диалог облегчается, когда стороны четко заявляют о своей идентичности. [ 56 ] Важные этические решения во время понтификата Бенедикта XVI включали постоянное питание и питье для людей, находящихся в вегетативном состоянии. Сделав множество исключений, Церковь постановила, что «обеспечение водой и пищей, даже искусственными средствами, всегда представляет собой естественный способ сохранения жизни». [ 57 ]

Папа Франциск

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Папа пресек коммунизм на родине – и победил» . Новости ЦБК . Апрель 2005 года . Проверено 31 января 2008 г.
  2. ^ Смит, Крейг С. (6 января 2007 г.). «Связи с коммунистической тайной полицией заманивают в ловушку польского епископа» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 мая 2008 г.
  3. ^ «Словацкая церковь планирует подвести итоги своей деятельности за 50 лет» . Нью-Йорк Таймс . 14 февраля 2007 г. Проверено 24 мая 2008 г.
  4. ^ Смит, Крейг (10 января 2007 г.). «В Польше новая волна обвинений против священнослужителей» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 мая 2008 г.
  5. ^ Аудиенция для руководителей миссионерской деятельности в 1944 г. AAS, 1944, с. 208.
  6. ^ Вестники Евангелия п. 56.
  7. ^ Салливан 2002, стр.21
  8. ^ «Ватиканский собор II», Новая католическая энциклопедия , том. XIV, с. 563
  9. ^ Перейти обратно: а б с Даффи, Святые и грешники (1997), с. 270–6
  10. ^ Павел VI, Папа (4 декабря 1963 г.). «Консилиум Сакросанктум» . Ватикан. Архивировано из оригинала 21 февраля 2008 г. Проверено 9 февраля 2008 г.
  11. ^ Даффи, Святые и грешники (1987), с. 274
  12. ^ «Римско-католический и восточно-православный диалог» . Служба общественного вещания. 14 июля 2000 г. Архивировано из оригинала 10 марта 2013 г. Проверено 16 февраля 2008 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б Бокенкоттер, Краткая история католической церкви (2004), с. 410
  14. ^ Бокэм, Ричард, в Новом богословском словаре , под ред. Фергюсон, (1988), с. 373
  15. Апостольское письмо «Motu Proprio data» Summorum Pontificum об использовании римской литургии до реформы 1970 г. (7 июля 2007 г.)
  16. ^ Перейти обратно: а б «Теология освобождения» . Би-би-си. 2005 . Проверено 2 июня 2008 г.
  17. ^ Агилар, Марио (2007). История и политика латиноамериканского богословия, Том 1 . Лондон: СКМ Пресс. п. 31. ISBN  978-0-334-04023-1 .
  18. Дополнительную информацию о Ромеро от бывшего коллеги см. Собрино, Джон (1990). Архиепископ Ромеро: воспоминания и размышления . Мэрикнолл, Нью-Йорк: Орбис. ISBN  978-0-88344-667-6 .
  19. ^ Ротер, Ларри (07 мая 2007 г.). «Пока Папа Римский направляется в Бразилию, конкурирующая теология сохраняется» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 февраля 2008 г. Основное участие Бенедикта в теологии освобождения произошло, когда он был еще кардиналом Ратцингером.
  20. ^ Норман, Римско-католическая церковь: иллюстрированная история (2007), стр. 176–7.
  21. ^ Агилар, Марио (2007). История и политика латиноамериканского богословия, Том 1 . Лондон: СКМ Пресс. п. 121. ИСБН  978-0-334-04023-1 .
  22. ^ О стойкости теологии освобождения см. Ротер, Ларри (07 мая 2007 г.). «Пока Папа Римский направляется в Бразилию, конкурирующая теология сохраняется» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 июня 2008 г. Об угрозе пятидесятничества см. Столл, Дэвид (1690). Становится ли Латинская Америка протестантской?: Политика евангелического роста . Беркли: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN  978-0-520-06499-7 .
  23. ^ Павел VI, Папа (1968). «Человеческая жизнь» . Ватикан. Архивировано из оригинала 3 марта 2011 г. Проверено 2 февраля 2008 г.
  24. ^ Норман, Римско-католическая церковь: иллюстрированная история (2007), с. 184
  25. ^ Даггер, Кэрол (18 мая 2006 г.). «Почему уровень заболеваемости СПИДом в Кении резко падает?» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . Проверено 21 февраля 2008 г.
  26. ^ Иоанн Павел II, Папа (1988). «Мулиерис Дигнитатем» . Ватикан. Архивировано из оригинала 7 января 2007 г. Проверено 21 февраля 2008 г.
  27. ^ Бокенкоттер, Краткая история католической церкви (2004), с. 467
  28. ^ Папа Бенедикт XVI, Иисус из Назарета (2008), стр. 180–1, цитата: «Разница между ученичеством Двенадцати и ученичеством женщин очевидна; задачи, поставленные перед каждой группой, совершенно разные. Однако Лука ясно дает понять — и другие Евангелия также показывают это разными способами, — что «многие» женщины принадлежали к более тесному сообществу верующих и что их наполненное верой следование Иисусу было существенным элементом этого сообщества, что было бы ярко показано изображен у подножия Креста и Воскресения».
  29. ^ Иоанн Павел II, Папа (22 мая 1994 г.). «Апостольское письмо епископам Католической Церкви о сохранении священнического рукоположения только за мужчинами» . Ватикан. Архивировано из оригинала 18 января 2012 г. Проверено 2 февраля 2008 г.
  30. ^ Коуэлл, Алан (31 мая 1994 г.). «Папа Римский исключает дискуссию о назначении женщин-священников» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 февраля 2008 г.
  31. ^ «Смертная казнь за и против: заявление Папы» . ПБС . Проверено 12 июня 2008 г.
  32. ^ «Новая редакция № 2267 Катехизиса Католической Церкви о смертной казни – Rescriptum 'ex Audentia SS.mi' » . Краткое содержание бюллетеня . Пресс-служба Святого Престола. 2 августа 2018 года . Проверено 3 августа 2018 г.
  33. ^ Уинфилд, Николь (2 августа 2018 г.). «Папа Франциск меняет католическое учение о смертной казни, которая теперь «недопустима» при любых обстоятельствах» . Чикаго Трибьюн . Проверено 2 августа 2018 г.
  34. ^ «Письмо епископам по поводу новой редакции № 2267 Катехизиса Католической Церкви о смертной казни от Конгрегации доктрины веры» . Краткое содержание бюллетеня . Пресс-служба Святого Престола. 2 августа 2018 года . Проверено 3 августа 2018 г.
  35. ^ Разное (15 августа 2018 г.). «Обращение к кардиналам католической церкви» . Первые вещи .
  36. ^ Перейти обратно: а б с Бруни, Евангелие стыда (2002), с. 336
  37. ^ Ньюман, Энди (31 августа 2006 г.). «Выбор священников Нью-Йорка в случаях злоупотреблений» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 марта 2008 г.
  38. ^ Перейти обратно: а б Оуэн, Ричард (7 января 2008 г.). «Папа призывает к постоянной молитве, чтобы избавить духовенство от педофилии» . Британское издание Times Online . Таймс Газетс Лтд . Проверено 31 марта 2008 г.
  39. ^ Перейти обратно: а б Стейнфельс, Люди, плывущие по течению (2003). стр. 40–6
  40. ^ Фроули-Одеа, Извращение власти: сексуальное насилие в католической церкви (2007), стр. 2007. 4
  41. ^ Перейти обратно: а б Филто, Джерри (2004). «В отчете говорится, что сексуальное насилие со стороны духовенства принесло в церковь «дым сатаны»» . Католическая служба новостей. Архивировано из оригинала 26 июня 2004 г. Проверено 10 марта 2008 г.
  42. ^ Уолш, Иоанн Павел II: Свет миру (2003), с. 62
  43. ^ Перейти обратно: а б Конференция католических епископов США (2005 г.). «Хартия защиты детей и молодежи» . Конференция католических епископов США . Проверено 8 октября 2007 г.
  44. ^ Папа Бенедикт XVI (2005 г.). «Инструкция о критериях определения призваний лиц с гомосексуальными наклонностями при приеме их в семинарию и в священный сан» . Ватикан. Архивировано из оригинала 25 февраля 2008 г. Проверено 9 марта 2008 г.
  45. ^ «Скандалы в церкви: Архиерейские решения; Архиерейская грамота о защите детей и молодежи» . Нью-Йорк Таймс . 15 июня 2002 г. Проверено 12 февраля 2008 г.
  46. ^ Шейкшафт, Чарол (2004). «Сексуальные проступки педагога» (PDF) . Министерство образования США . Проверено 12 апреля 2008 г.
  47. Moto Proprio, Некоторые изменения , 11 июня 2007 г.
  48. ^ Бог есть благотворительность
  49. Цитируется по Бенедикту XVI, Встреча с представителями науки в Аула Магна Регенсбургского университета (12 сентября 2006 г.), Ватикан, 2006 г. Источник: «Встреча с представителями науки в Регенсбургском университете» . Архивировано из оригинала 22 июня 2012 г. Проверено 23 июля 2012 г.
  50. Бенедикт XVI, Встреча с представителями науки в Aula Magna Регенсбургского университета (12 сентября 2006 г.)
  51. ^ «Текст заявления Папы Римского» . Би-би-си. 17 сентября 2006 г. Проверено 24 июня 2008 г.
  52. ^ Кляйбер, Рейнхард (2008). «Иран и Папа Римский смягчают отношения» . Квантара. Архивировано из оригинала 31 декабря 2010 года . Проверено 24 июня 2008 г.
  53. ^ «Папа Бенедикт XVI: Бог накажет торговцев наркотиками» . Фокс Ньюс. 12 мая 2007 г. Проверено 24 июня 2008 г.
  54. ^ Пулелла, Филип (9 мая 2007 г.). «Папа предупреждает католических политиков, которые поддерживают аборты» . Рейтер. Архивировано из оригинала 12 мая 2007 года . Проверено 24 июня 2008 г.
  55. ^ «Ответы на вопросы, касающиеся аспектов учения Церкви» . Ватикан. 10 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 4 апреля 2008 г. Проверено 28 июня 2008 г.
  56. ^ Ди Кадоре, Лоренаго (10 июля 2007 г.). «Папа: Другие конфессии не являются истинными церквями» . Новости Эн-Би-Си . Проверено 24 июня 2008 г.
  57. ^ Конференция католических епископов США ... Ответы на некоторые вопросы, касающиеся искусственного питания и гидратации, Конгрегация доктрины ... www.usccb.org/prolife/issues/euthanas/index.shtml

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9d324bced8d7a31577c1dc00ed11c0c8__1722698220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/c8/9d324bced8d7a31577c1dc00ed11c0c8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Catholic Church (1962–present) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)