Jump to content

Пантеон (религия)

(Перенаправлено из Пантеон (мифология) )
Пантеон индуистских божеств , которым поклоняются во время праздника Дурга Пуджа в Калькутте , Индия.

Пантеон это особый набор всех богов любой отдельной политеистической религии , мифологии или традиции. [ 1 ]

Этимология

[ редактировать ]

Слово пантеон происходит от греческого πάνθεον pantheon , буквально «(храм) всех богов », «всех богов или общего для всех», от πᾶν pan- «все» и θεός theos «бог».

Некоторые известные исторические политеистические пантеоны включают шумерских богов и египетских богов, а также пантеон, засвидетельствованный классикой, который включает древнегреческую религию и римскую религию . [ нужна ссылка ] Постклассические политеистические религии включают норвежских асов и ванов, йоруба- ориша, ацтекских богов и многих других.

Интерпретации

[ редактировать ]
Картина китайского даосского пантеона.

Пантеон богов — распространенный элемент политеистических обществ. Пантеон общества можно считать стремящимся к саморефлексии этого общества:

Пантеон представляет собой обзор богов и богинь данной культуры и отражает не только ценности общества, но и его самоощущение. Пантеон, которым руководит автократ, владеющий молниями, может свидетельствовать о патриархате и ценности воинских навыков. Пантеон, возглавляемый великой богиней-матерью, мог бы означать деревенское сельскохозяйственное общество. Противостоять пантеону египтян — значит противостоять мировоззрению, отмеченному ощущением смерти и воскресения, а также сельскохозяйственной важностью природных циклов. Греческий пантеон — это метафора прагматичного взгляда на жизнь, который ценит искусство, красоту и силу личности и несколько скептически относится к человеческой природе. [ 2 ]

На современном просторечии большинство исторических политеистических религий называют « мифологией ». [ 3 ]

Эволюция пантеонов

[ редактировать ]

Такие ученые, как Яан Пухвел , Дж. П. Мэллори и Дуглас К. Адамс, реконструировали аспекты древней протоиндоевропейской религии , из которой произошли религии различных индоевропейских народов , и что эта религия была по существу натуралистической нуменистической религией. . [ нужна ссылка ] Примером религиозного понятия из этого общего прошлого является концепция *dyēus , которая засвидетельствована в нескольких различных религиозных системах. [ нужна ссылка ]

Во многих цивилизациях пантеоны имели тенденцию со временем расти. [ нужна ссылка ] Божества, которым сначала поклонялись как покровителям городов или мест, стали собираться вместе по мере того, как империи распространялись на большие территории. Завоевания могли привести к подчинению пантеона старой культуры более новому, как в греческой Титаномахии и, возможно, также в случае асов и ванов в скандинавских мифах . [ нужна ссылка ] Культурный обмен может привести к тому, что «одно и то же» божество будет известно в двух местах под разными именами, как это было у греков, этрусков и римлян, а также к культурной передаче элементов посторонней религии в местный культ, как в случае с поклонением. древнеегипетского Древней божества Осириса , которому позже последовали в Греции . В опусе Макса Вебера 1922 года « Экономика и общество» обсуждается тенденция древнегреческих философов интерпретировать богов, которым поклоняются в пантеонах других культур, как «эквивалентных и тождественных божествам умеренно организованного греческого пантеона». [ 4 ]

Однако в других случаях национальные пантеоны были объединены или упрощены до меньшего числа богов или до единого бога, обладавшего властью над всеми областями, первоначально отнесенными к пантеону. [ нужна ссылка ] Например, на древнем Ближнем Востоке в первом тысячелетии до нашей эры сирийские и палестинские племена поклонялись гораздо меньшим пантеонам, чем те, которые были развиты в Египте и Месопотамии. [ 5 ] Вебер также определил связь между пантеоном богов и развитием монотеизма , предположив, что доминирование в пантеоне конкретного бога внутри этого пантеона было шагом к тому, чтобы последователи пантеона рассматривали этого бога как «международное или универсальное божество, транснациональный бог всего мира». [ 4 ] Первый известный случай объединения пантеона в единого бога или отказа от него в пользу одного бога произошел с развитием недолговечной практики атенизма в Древнем Египте, когда эта роль отводилась богу Солнца. [ 6 ] Считается, что аналогичный процесс произошел в отношении израильского божества Яхве , которое, «как типичное западно-семитское божество... имело при себе четыре или пять богов-соотечественников, когда он становился национальным верховным богом». [ 5 ]

Концепция пантеона богов широко копировалась в фэнтезийной литературе двадцатого века и ролевых играх, таких как Dungeons & Dragons . Такое использование, как правило, во многом заимствовано из исторических закономерностей. В этих контекстах для писателя считается важным построить пантеон богов, соответствующий жанру, в котором характеристики богов находятся в равновесии, чтобы ни один из них не мог подавить историю, и чтобы действия богов были сбалансированы. персонажи не охвачены происками богов. [ 7 ]

Распространение концепции на структуры и знаменитостей

[ редактировать ]
древний храм с восемью огромными колоннами
Пантеон в смысле «храма», построенный в Риме 2-го века.

Чтобы избежать трудностей с составлением исчерпывающего списка божеств при посвящении храма или священного здания, структура, явно посвященная «всем божествам», также стала называться «Пантеоном». [ 8 ] Самым известным из таких сооружений является Пантеон Римский Марсовом , впервые построенный Марком Агриппой как часть комплекса, созданного им на собственной территории на поле в 29–19 гг. до н.э. [ 9 ] Здание, стоящее сегодня, было построено на том же месте около 126 года нашей эры. Он был посвящен «всем богам» как жест, охватывающий религиозный синкретизм во все более мультикультурной Римской империи , где подданные поклонялись богам из многих культур и традиций. Здание было позже отремонтировано для использования в качестве христианской церкви в 609 году при Папе Бонифацие IV . [ 10 ]

[T] Связь между зданием и основной точкой отсчета термина «пантеон», пантеоном богов, всегда была предметом величайшей неопределенности. К XVI веку эти два аспекта — построение и группировка богов — слились воедино до такой степени, что здание в Риме стало основной моделью для последующих «пантеонов». [ 8 ]

С 16 века слово «пантеон» также использовалось в светском смысле для обозначения множества возвышенных людей общества, первоначально включая героических фигур, а затем распространившееся и на знаменитостей в целом. [ 11 ] Лорд Байрон установил эту связь после просмотра бюстов известных исторических деятелей в римском Пантеоне, написав в « Паломничестве Чайльд-Гарольда» о том, как он хотел быть в центре английского Пантеона и тем самым ассоциироваться с божественностью. [ 12 ] Пантеон «таким образом наполняет современность аурой божественного» и «моделирует взаимодействие древних и современных форм славы». [ 12 ] Эта тенденция продолжилась и в наше время, когда слово «пантеон» «богов или для богов» нашло отражение в журналистском меме, в котором финансовые титаны называются «повелителями Вселенной». Например: Фрэнсиса Форда Копполу описывают как члена «того почитаемого пантеона независимых кинорежиссеров, который сломал стандартный стереотип голливудских студий к концу 1960-х годов». [ 13 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «пантеон» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
  2. ^ Кристофер Р. Фи , Боги, герои и короли: Битва за мифическую Британию (2004), с. 13.
  3. ^ Юджини К. Скотт, Эволюция против. Креационизм: Введение (2009), с. 58.
  4. ^ Перейти обратно: а б Макс Вебер , Социология религии (1922), с. 23.
  5. ^ Перейти обратно: а б Роберт Карл Гнусе, «Нет других богов: возникающий монотеизм в Израиле» (1997), стр. 200.
  6. ^ Роберт Карл Гнусе, Других богов нет: возникающий монотеизм в Израиле (1997), стр. 167.
  7. ^ Уильям Симс Бейнбридж, eGods: Вера против фантазии в компьютерных играх (2013), стр. 57.
  8. ^ Перейти обратно: а б Эдмунд Томас, «От пантеона богов к Пантеону Рима», в изд. Мэтью Краска, « Пантеоны: трансформации монументальной идеи» (2004), стр. 11.
  9. ^ Дион, Кассий. «Римская история» . п. 53.23.3.
  10. ^ Иоанн Диакон, Monumenta Germaniae Historia (1848) 7.8.20, цитируется в Макдональд, Уильям Л. (1976). Пантеон: замысел, значение и потомство . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 139 . ISBN  0674010191 .
  11. ^ Мэтью Краск и Ричард Ригли, «Введение», в издании Мэтью Краска, «Пантеоны: трансформации монументальной идеи» (2004), стр. 1–2.
  12. ^ Перейти обратно: а б Клара Туите, Лорд Байрон и скандальная знаменитость (2015), стр. 140–141.
  13. ^ Саймон Уорнер, Текст и наркотики и рок-н-ролл: биты и рок-культура (2013), стр. 452.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бауэрс, Эвелин Г. (2012), Общественные пантеоны в революционной Европе. Сравнение культур памяти, c. 1790–1840 . ПэлгрейвМакмиллан, ISBN   978-0230294714 .
  • Ригли, Ричард и Краск, Мэтью (2004), Пантеоны: трансформации монументальной идеи . Ашгейт Паблишинг, ООО, ISBN   0754608085 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 74fb3a0fe8071ff96ee82ef4599cf476__1723237020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/74/76/74fb3a0fe8071ff96ee82ef4599cf476.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pantheon (religion) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)