Пантеон (религия)
Мифология |
---|
Пантеон — это особый набор всех богов любой отдельной политеистической религии , мифологии или традиции. [ 1 ]
Этимология
[ редактировать ]Слово пантеон происходит от греческого πάνθεον pantheon , буквально «(храм) всех богов », «всех богов или общего для всех», от πᾶν pan- «все» и θεός theos «бог».
Примеры
[ редактировать ]Некоторые известные исторические политеистические пантеоны включают шумерских богов и египетских богов, а также пантеон, засвидетельствованный классикой, который включает древнегреческую религию и римскую религию . [ нужна ссылка ] Постклассические политеистические религии включают норвежских асов и ванов, йоруба- ориша, ацтекских богов и многих других.
Интерпретации
[ редактировать ]Пантеон богов — распространенный элемент политеистических обществ. Пантеон общества можно считать стремящимся к саморефлексии этого общества:
Пантеон представляет собой обзор богов и богинь данной культуры и отражает не только ценности общества, но и его самоощущение. Пантеон, которым руководит автократ, владеющий молниями, может свидетельствовать о патриархате и ценности воинских навыков. Пантеон, возглавляемый великой богиней-матерью, мог бы означать деревенское сельскохозяйственное общество. Противостоять пантеону египтян — значит противостоять мировоззрению, отмеченному ощущением смерти и воскресения, а также сельскохозяйственной важностью природных циклов. Греческий пантеон — это метафора прагматичного взгляда на жизнь, который ценит искусство, красоту и силу личности и несколько скептически относится к человеческой природе. [ 2 ]
На современном просторечии большинство исторических политеистических религий называют « мифологией ». [ 3 ]
Эволюция пантеонов
[ редактировать ]Такие ученые, как Яан Пухвел , Дж. П. Мэллори и Дуглас К. Адамс, реконструировали аспекты древней протоиндоевропейской религии , из которой произошли религии различных индоевропейских народов , и что эта религия была по существу натуралистической нуменистической религией. . [ нужна ссылка ] Примером религиозного понятия из этого общего прошлого является концепция *dyēus , которая засвидетельствована в нескольких различных религиозных системах. [ нужна ссылка ]
Во многих цивилизациях пантеоны имели тенденцию со временем расти. [ нужна ссылка ] Божества, которым сначала поклонялись как покровителям городов или мест, стали собираться вместе по мере того, как империи распространялись на большие территории. Завоевания могли привести к подчинению пантеона старой культуры более новому, как в греческой Титаномахии и, возможно, также в случае асов и ванов в скандинавских мифах . [ нужна ссылка ] Культурный обмен может привести к тому, что «одно и то же» божество будет известно в двух местах под разными именами, как это было у греков, этрусков и римлян, а также к культурной передаче элементов посторонней религии в местный культ, как в случае с поклонением. древнеегипетского Древней божества Осириса , которому позже последовали в Греции . В опусе Макса Вебера 1922 года « Экономика и общество» обсуждается тенденция древнегреческих философов интерпретировать богов, которым поклоняются в пантеонах других культур, как «эквивалентных и тождественных божествам умеренно организованного греческого пантеона». [ 4 ]
Однако в других случаях национальные пантеоны были объединены или упрощены до меньшего числа богов или до единого бога, обладавшего властью над всеми областями, первоначально отнесенными к пантеону. [ нужна ссылка ] Например, на древнем Ближнем Востоке в первом тысячелетии до нашей эры сирийские и палестинские племена поклонялись гораздо меньшим пантеонам, чем те, которые были развиты в Египте и Месопотамии. [ 5 ] Вебер также определил связь между пантеоном богов и развитием монотеизма , предположив, что доминирование в пантеоне конкретного бога внутри этого пантеона было шагом к тому, чтобы последователи пантеона рассматривали этого бога как «международное или универсальное божество, транснациональный бог всего мира». [ 4 ] Первый известный случай объединения пантеона в единого бога или отказа от него в пользу одного бога произошел с развитием недолговечной практики атенизма в Древнем Египте, когда эта роль отводилась богу Солнца. [ 6 ] Считается, что аналогичный процесс произошел в отношении израильского божества Яхве , которое, «как типичное западно-семитское божество... имело при себе четыре или пять богов-соотечественников, когда он становился национальным верховным богом». [ 5 ]
Концепция пантеона богов широко копировалась в фэнтезийной литературе двадцатого века и ролевых играх, таких как Dungeons & Dragons . Такое использование, как правило, во многом заимствовано из исторических закономерностей. В этих контекстах для писателя считается важным построить пантеон богов, соответствующий жанру, в котором характеристики богов находятся в равновесии, чтобы ни один из них не мог подавить историю, и чтобы действия богов были сбалансированы. персонажи не охвачены происками богов. [ 7 ]
Распространение концепции на структуры и знаменитостей
[ редактировать ]Чтобы избежать трудностей с составлением исчерпывающего списка божеств при посвящении храма или священного здания, структура, явно посвященная «всем божествам», также стала называться «Пантеоном». [ 8 ] Самым известным из таких сооружений является Пантеон Римский Марсовом , впервые построенный Марком Агриппой как часть комплекса, созданного им на собственной территории на поле в 29–19 гг. до н.э. [ 9 ] Здание, стоящее сегодня, было построено на том же месте около 126 года нашей эры. Он был посвящен «всем богам» как жест, охватывающий религиозный синкретизм во все более мультикультурной Римской империи , где подданные поклонялись богам из многих культур и традиций. Здание было позже отремонтировано для использования в качестве христианской церкви в 609 году при Папе Бонифацие IV . [ 10 ]
[T] Связь между зданием и основной точкой отсчета термина «пантеон», пантеоном богов, всегда была предметом величайшей неопределенности. К XVI веку эти два аспекта — построение и группировка богов — слились воедино до такой степени, что здание в Риме стало основной моделью для последующих «пантеонов». [ 8 ]
С 16 века слово «пантеон» также использовалось в светском смысле для обозначения множества возвышенных людей общества, первоначально включая героических фигур, а затем распространившееся и на знаменитостей в целом. [ 11 ] Лорд Байрон установил эту связь после просмотра бюстов известных исторических деятелей в римском Пантеоне, написав в « Паломничестве Чайльд-Гарольда» о том, как он хотел быть в центре английского Пантеона и тем самым ассоциироваться с божественностью. [ 12 ] Пантеон «таким образом наполняет современность аурой божественного» и «моделирует взаимодействие древних и современных форм славы». [ 12 ] Эта тенденция продолжилась и в наше время, когда слово «пантеон» «богов или для богов» нашло отражение в журналистском меме, в котором финансовые титаны называются «повелителями Вселенной». Например: Фрэнсиса Форда Копполу описывают как члена «того почитаемого пантеона независимых кинорежиссеров, который сломал стандартный стереотип голливудских студий к концу 1960-х годов». [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «пантеон» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ Кристофер Р. Фи , Боги, герои и короли: Битва за мифическую Британию (2004), с. 13.
- ^ Юджини К. Скотт, Эволюция против. Креационизм: Введение (2009), с. 58.
- ^ Перейти обратно: а б Макс Вебер , Социология религии (1922), с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Роберт Карл Гнусе, «Нет других богов: возникающий монотеизм в Израиле» (1997), стр. 200.
- ^ Роберт Карл Гнусе, Других богов нет: возникающий монотеизм в Израиле (1997), стр. 167.
- ^ Уильям Симс Бейнбридж, eGods: Вера против фантазии в компьютерных играх (2013), стр. 57.
- ^ Перейти обратно: а б Эдмунд Томас, «От пантеона богов к Пантеону Рима», в изд. Мэтью Краска, « Пантеоны: трансформации монументальной идеи» (2004), стр. 11.
- ^ Дион, Кассий. «Римская история» . п. 53.23.3.
- ^ Иоанн Диакон, Monumenta Germaniae Historia (1848) 7.8.20, цитируется в Макдональд, Уильям Л. (1976). Пантеон: замысел, значение и потомство . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 139 . ISBN 0674010191 .
- ^ Мэтью Краск и Ричард Ригли, «Введение», в издании Мэтью Краска, «Пантеоны: трансформации монументальной идеи» (2004), стр. 1–2.
- ^ Перейти обратно: а б Клара Туите, Лорд Байрон и скандальная знаменитость (2015), стр. 140–141.
- ^ Саймон Уорнер, Текст и наркотики и рок-н-ролл: биты и рок-культура (2013), стр. 452.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бауэрс, Эвелин Г. (2012), Общественные пантеоны в революционной Европе. Сравнение культур памяти, c. 1790–1840 . ПэлгрейвМакмиллан, ISBN 978-0230294714 .
- Ригли, Ричард и Краск, Мэтью (2004), Пантеоны: трансформации монументальной идеи . Ашгейт Паблишинг, ООО, ISBN 0754608085 .