Шаманизм
Часть серии на |
Антропология религии |
---|
Социальная и культурная антропология |
Эта статья является частью серии на |
Альтернативная медицина |
---|
![]() |
Шаманизм или саманизм - это религиозная практика, в которой участвуют практикующий ( Шаман или Саман ), взаимодействующий с духовным миром через измененные состояния сознания , такие как транс . [ 1 ] [ 2 ] Цель этого, как правило, состоит в том, чтобы направить духов или духовных энергий в физический мир с целью исцеления, гадания или помощи людям каким -либо другим способом. [ 1 ]
Верования и практики, классифицированные как «шаманские», привлекли интерес ученых из различных дисциплин, включая антропологов, археологов, историков, ученых по религиозным исследованиям, философы и психологов. Были произведены сотни книг и академических работ по этому вопросу, а рецензированный академический журнал посвящен изучению шаманизма.
В 20-м веке некоренные жители Запада, участвующие в контркультурных движениях, таких как хиппи и новую эру , создали современные магических религиозных практик, под влиянием их представлений о различных религиях коренных народов , создавая то, что называлось неошаманизм или неошаманское движение. [ 3 ] Это повлияло на разработку многих неопаганских практик, а также столкнулся с негативной реакцией и обвинениями в культурном присвоении , [ 4 ] Эксплуатация и искажение, когда внешние наблюдатели пытались практиковать церемонии или представлять многовековых культур, к которым они не принадлежат. [ 5 ]
Терминология
[ редактировать ]Этимология
[ редактировать ]Современное английское слово шаманизм вытекает из русского слова «аамана» , Шаман , которое само походит из слова Самана из тунгусского языка [ 7 ] - Возможно, с юго -западного диалекта venki, на котором говорится о народах Сим Эгдки, [ 8 ] или с маньчжурского языка . [ 9 ] Этимология Слова иногда связана с корнем тунгуса , что означает «знать». [ 10 ] [ 11 ] Тем не менее, финский этнолингвист Джуха Джанхунен ставит под сомнение эту связь по лингвистическим соображениям: «Возможность не может быть полностью отвергнута, но она также не должна быть принята без оговорки, поскольку предполагаемая деривационная связь не является фонологически нерегулярной (обратите внимание на количество гласных)». [ 12 ]
Mircea Eliade отметил, что санскритское слово श्रमण , шрамана , обозначающее странствующую монашескую или святую фигуру, распространилось на многие языки центральной азиатской азиаты наряду с буддизмом и может быть окончательным происхождением слова шамана. [ 13 ] Слово было сообщено в Гандхари как Шамана , в тохарском языке как ṣāmaṃ , в тохарском B как и на китайском языке как Шамен , ṣamāne . [ 14 ]
Термин был принят русскими, взаимодействующими с коренными народами в Сибири . Это найдено в мемуарах изгнанного русского церковника Аввакума . [ 15 ] Это было доставлено в Западную Европу двадцать лет спустя голландским путешественником Николасом Виттсеном , который сообщил о своем пребывании и путешествиях среди и Самои в коренных народов Сибири, разбирающихся Тунгусике (1692). [ 16 ] Адам Брэнд , торговец из Любека , опубликован в 1698 году свой рассказ о российском посольстве в Китай; В переводе его книги, опубликованной в том же году, представил слово «шаман» для носителей английского языка. [ 17 ]
Антрополог и археолог Сильвия Томаскова утверждала, что к середине 1600-х годов многие европейцы применили арабский термин Шайтана (то есть «дьявол») к нехристианским практикам и убеждениям коренных народов за пределами Уральских гор . [ 18 ] Она предполагает, что Шаман , возможно, вступил в различные диалекты Тунгуса в качестве коррупции этого термина, а затем ему сказали христианским миссионерам , исследованиям, солдатам и колониальным администраторам, с которыми народ был все больше контактов.
Иногда самка шамана называют Шаманка , которая не является фактическим термином Тунгуса, а просто шаман плюс русский суффикс -KA (для женских существительных). [ 19 ]
Определения
[ редактировать ]
Нет единого согласованного определения слова «шаманизм» среди антропологов. Томас Даунсон предлагает три общих элемента шаманизма: практикующие постоянно меняют сознание, сообщество рассматривает сознание как важную ритуальную практику, и знание о практике контролируется.
Английский историк Рональд Хаттон отметил, что к рассвету 21 -го века было четыре отдельных определения термина, которые, по -видимому, использовались:
- Первый из них использует термин для обозначения «любого, кто связывается с духовным миром, находясь в измененном состоянии сознания».
- Второе определение ограничивает термин ссылкой на тех, кто связывается с духовным миром, в то время как в измененном состоянии сознания по указанию других.
- Третье определение пытается отличить шаманов от других специалистов-религиозных магических религиозных, которые, как полагают, связываются с духами, такими как « среды », « врачи-ведьм », «духовные целители» или «пророки», утверждая, что шаманы проводят какую-то конкретную технику не используются другими. (Проблемы, ученые, защищающие третью точку зрения, не смогли договориться о том, какой должна быть определяющая техника.)
- Четвертое определение, определенное Хаттоном, использует «шаманизм» для обозначения религий коренных народов Сибири и соседних частей Азии. [ 21 ] Согласно Центру Goolomt по шаманским исследованиям, монгольской организации шаманов, ровное слово Shaman будет более точно переведено как «священник». [ 22 ]
Согласно Оксфордскому словару английского языка , шаман ( / ˈ ː ː M ə n / shah -men , / ˈ æ æ m ə n / или / ˈ ʃ eɪ m ə n / ) [ 23 ] это тот, кто считается, что имеет доступ к миру доброжелательного и злобного духа и влияет на мир , который обычно входит в транс -состояние во время ритуала и практикует гадание и исцеление . [ 1 ] [ 23 ] Слово «Шаман», вероятно, происходит из Тунгусского Языка Эвейки в Северной Азии . Согласно Джухе Джанхунен, «Слово подтверждается во всех тунгутовых идиомах, таких как Негидал , Ламут , Удехе / Орочи , Нанай , Ильча, Орок , Маньчжу и Ульча , и« Ничто не противоречит предположению, что значение «Также происходит от прото-тунгусика » и могут иметь корни, которые простираются в прошлое как минимум на два тысячелетия. [ 24 ] Термин был введен на Запад после того, как российские войска завоевали шаманистический ханат Казанский в 1552 году.
Термин «шаманизм» был впервые применен западными антропологами в качестве внешних наблюдателей древней религии турок и монголов , а также у соседних народов, говорящих на Тунгуси и Самуиеди . Наблюдая за более религиозными традициями по всему миру, некоторые западные антропологи стали также использовать этот термин в очень широком смысле. Термин использовался для описания не связанных с ними магических практик, найденных в этнических религиях других частей Азии, Африки, Австралии и даже совершенно не связанных частей Америки, поскольку они считали, что эти практики похожи друг на друга. [ 25 ] Хотя этот термин был неправильно применен культурными посторонними ко многим коренным духовным практикам, слова «шаман» и «шаманизм» не точно описывают разнообразие и сложность, которые являются духовностью коренных народов. Каждая нация и племя имеют свой собственный образ жизни и используют термины на своих языках. [ 26 ]
Mircea Eliade пишет: «Первое определение этого сложного явления и, возможно, наименее опасное, будет: Shamanism =« Техника религиозного экстаза »». [ 27 ] Шаманизм охватывает предпосылку, что шаманы являются посредниками или посланниками между человеческим миром и духовными мирами. Говорят, что шаманы относятся к болезни и болезням, исправляя душу. Считается, что облегчение травм, затрагивающих душу или духа, восстанавливает физическое тело человека, чтобы сбалансировать и целостность. Шаманы также утверждают, что вводят сверхъестественные сферы или аспекты , чтобы получить решения проблем, поражающих сообщество. Шаманы утверждают, что посещают другие миры или измерения, чтобы обеспечить руководство в заблуждение души и улучшать заболевания человеческой души, вызванные иностранными элементами. Шаманы работают в основном в духовном мире, который, как они считают, в свою очередь влияют на человеческий мир. Говорят, что восстановление баланса приводит к устранению заболевания. [ 27 ]
Критика термина
[ редактировать ]
Антрополог Алиса Кехо критикует термин «шаман» в своей книге « Шаманы и религию: антропологическое исследование в критическом мышлении» . Часть этой критики включает в себя понятие культурного присвоения . [ 4 ] Это включает в себя критику Нью Эйдж и современных западных форм шаманизма, которые, по словам Кехо, искажают или разбавляют практики коренных народов. Кехо также считает, что этот термин усиливает расистские идеи, такие как Noble Savage .
Кехо очень критично относится к работе Мирчи Элиаде по шаманизму как изобретение, синтезированное из различных источников, не поддерживаемых более прямыми исследованиями. Кехо, ссылаясь на такие практики барабаны , пение , энтеогенов и галлюциногено использование , как транс , Пример повторить в Авраамических религиях . Она утверждает, что эти выражения являются уникальными для каждой культуры, которая использует их, и что такие практики не могут быть легко, точно, точно или пользуются глобальной религией шаманизма. Из -за этого Кехо также очень критично относится к гипотезе о том, что шаманизм является древней, неизменной и выживающей религией из палеолитического периода. [ 4 ]
Термин подвергся критике [ кем? ] за его воспринимаемые колониальные корни и в качестве инструмента для увековечения воспринимаемого современного лингвистического колониализма. Западными учеными термин «шаманизм» используется для обозначения различных культур и практик по всему миру, которые могут резко различаться и не могут быть точно представлены одной концепцией. Билли-Рэй Белкорт, автор и отмеченный наградами ученый из нации Cree Driftpile Cree в Канаде, утверждает, что использование языка с намерением упростить культуру, такую как шаманизм, поскольку он распространен в общинах по всему миру и производится Вверх по многим сложным компонентам работаю, чтобы скрыть сложности социального и политического насилия, которые общины коренных народов испытали от рук поселенцев. [ 28 ] Белкорт утверждает, что язык, используемый для подразумевания «простоты» в отношении культуры коренных народов, является инструментом, используемым для смягчения культур коренных народов, поскольку он рассматривает общины коренных народов исключительно в результате истории, втянутой в насилие, которая оставляет коренные общины только способные к простоте и простота.
Антрополог Михали Хоппал также обсуждает, является ли термин «шаманизм» уместным. Он отмечает, что для многих читателей «-изм» подразумевает определенную догму, такую как буддизм, католицизм или иудаизм. Он рекомендует использовать термин «шаманство» [ 29 ] или «шаманство» [ 30 ] (термин, используемый в старых русских и немецких этнографических отчетах в начале 20 -го века) для подчеркивания разнообразия и специфических особенностей обсуждаемых культур. Он считает, что это уделяет больше стресса на местные вариации [ 10 ] и подчеркивает, что шаманизм не является религией священных догм , но связанным с повседневной жизнью на практике. [ 31 ] Следуя подобным мыслям, он также предполагает современный сдвиг парадигмы. [ 29 ] Piers Vitebsky также упоминает, что, несмотря на действительно удивительное сходство, в шаманизме нет единства. Различные, фрагментированные шаманские практики и убеждения сосуществуют с другими убеждениями повсюду. Нет записей о чистых шаманских обществах (хотя их существование не невозможно). [ 32 ] Норвежский социальный антрополог Хакан Райдвинг также выступал за отказ от терминов «шаман» и «шаманизм» как «научные иллюзии». [ 33 ]
Дулам Бумочир подтвердил вышеупомянутую критику «шаманизма» как западной конструкции, созданной для сравнительных целей, и, в обширной статье, задокументировала роль самих монголов, особенно «партнерство ученых и шаманов в реконструкции шаманизма» в пост в пост в пост в пост в пост. -1990/посткоммунистическая Монголия. [ 34 ] Этот процесс также был задокументирован швейцарским антропологом Джудит Ангартнер в ее знаменитом исследовании Дархад -шаманов в Монголии. [ 35 ] Историк Карена Коллмар-Поленц утверждает, что социальное строительство и оформление шаманизма как религиозного «другого» фактически начались с писаний 18-го века тибетских буддийских монахов в Монголии, а затем «вероятно, повлияли на формирование европейского дискурса по шаманизму». [ 36 ]
История
[ редактировать ]Шаманизм - это система религиозной практики. [ 37 ] Исторически это часто ассоциируется с коренными и племенными обществами и предполагает веру в то, что шаманы, связанные с связью с потусторонним миром , имеют силу исцелить больных, общаться с духами и сопровождать души мертвых к последующей жизни . Происхождение шаманизма проистекает из коренных народов из Северной Европы и Сибири. [ 38 ]
Несмотря на структурные последствия колониализма и империализма, которые ограничивали способность коренных народов практиковать традиционные духовности, многие общины подвергаются возрождению посредством самоопределения [ 39 ] и мелиорация динамических традиций. [ 40 ] Другие группы смогли избежать некоторых из этих структурных препятствий в силу их изоляции, таких как кочевой Туван (с предполагаемой популяцией 3000 человек, выживших из этого племени). [ 41 ] Тува является одним из самых изолированных азиатских племен в России, где искусство шаманизма сохранилось до сегодняшнего дня из -за его изолированного существования, что позволяет ему быть свободным от влияний других основных религий. [ 42 ]
Убеждения
[ редактировать ]Часть серии на |
Колдовство |
---|
Есть много вариаций шаманизма во всем мире, но несколько общих убеждений разделяются всеми формами шаманизма. Общие убеждения, выявленные Элиаде (1972) [ 27 ] следующие:
- Существуют духи, и они играют важную роль как в индивидуальной жизни, так и в человеческом обществе
- Шаман может общаться с духовным миром
- Духи могут быть доброжелательными или злобными
- Шаман может лечить болезнь, вызванную злыми духами
- Шаман может использовать методы, вызвавшие трансляции , чтобы подстрекать дальновидные экстази и выполнять квесты видения
- Дух шамана может оставить тело, чтобы войти в сверхъестественное мир для поиска ответов
- Шаман вызывает образы животных как духовные гиды , предзнаменования и носители сообщений
- Шаман может выполнять другие разнообразные формы гадания , Scry , бросить кости, а иногда и предвидеть будущие события
Как Алиса Кехо [ 4 ] Примечания, концептуализация Элиаде шаманов создает универсалистский образ культур коренных народов, который увековечивает представления о мертвых (или умирающих) индийских [ 43 ] а также благородный дикарь. [ 44 ]
Шаманизм основан на предпосылке, что видимый мир проникает невидимыми силами или духами, которые влияют на жизнь жизни. [ 45 ] Хотя причины болезни лежат в духовном сфере, вдохновленных злонамеренными духами, для исцеления используются как духовные, так и физические методы. Обычно шаман «попадает в тело» пациента, чтобы противостоять духовной немощности и исцеляется, изгнав инфекционный дух.
Многие шаманы обладают экспертными знаниями о лекарственных растениях, родных в их районе, и часто назначается травяная обработка. Во многих местах шаманы учатся непосредственно из растений, используя их последствия и целительные свойства, после получения разрешения от постоянного или покровительского духа. В перуанском бассейне Амазонки шаманы и курандер используют медицины, называемые Icaros, чтобы вызвать духи. Прежде чем дух может быть вызван, он должен научить шамана своей песне. [ 45 ] Использование тотемических предметов, таких как камни с особыми способностями и анимирующим духом, является распространенным явлением.
Такие практики предположительно очень древние. Платон писал в своем Федрусе , что «первыми пророчествами были слова дуба», и что те, кто жил в то время, считают его достаточно полезным, чтобы «слушать дуб или камень, если он говорил правду».
Вера в колдовство и колдовство, известное как Бруджерия в Латинской Америке, существует во многих обществах. Другие общества утверждают, что все шаманы имеют силу как для лечения, так и убивать. Те, кто обладает шаманскими знаниями, обычно пользуются большой силой и престижем в обществе, но их также можно считать подозрительно или страшными как потенциально вредными для других. [ 46 ]
Участвуя в своей работе, шаман подвергается воздействию значительного личного риска, поскольку шаманские растительные материалы могут быть токсичными или смертельными, если он используется неправильно. Заклинания обычно используются в попытке защитить от этих опасностей, и использование более опасных растений часто очень сильно ритуально.
Концепции души и духа
[ редактировать ]- Душа
- Душа , как правило, может объяснить больше, казалось бы, неосведомленные явления в шаманизме: [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ]
- Выздоровление
- Исцеление может быть тесно основано на концепциях души системы убеждений людей, обслуживаемых шаманом. [ 50 ] Это может состоять из предполагаемого извлечения потерянной души больного человека. [ 51 ]
- Нехватка охоты
- Нехватка игры охоты может быть решена путем «выпуска» душ животных из их скрытых обителей. Кроме того, многие табу могут назначить поведение людей к игре, чтобы души животных не чувствовали себя злыми или обиженными, или довольная душа уже убитой добычи могла сказать другому, все еще живым животным, что они могут разрешить сами, чтобы быть пойманными и убиты. [ 52 ] [ 53 ]
- Духи
- Духи - это невидимые объекты, которые могут видеть только шаманы. Они рассматриваются как люди, которые могут взять на себя тело человека или животного. [ 54 ] Некоторые животные в их физических формах также рассматриваются как духи, такие как случай орла , змеи , ягуара и крысы . [ 54 ] Убеждения, связанные с духами, могут объяснить много разных явлений. [ 55 ] Например, важность рассказывания историй или действующего в качестве певца можно понять лучше, если вся система убеждений будет рассмотрена. Человек, который может запомнить длинные тексты или песни и играть на инструменте, может рассматриваться как бенефициар контакта с духами (например, Ханти ). народ [ 56 ]
Упражняться
[ редактировать ]Как правило, шаманы пересекают ось мунди и входят в «духовный мир», влияя на переход сознания, вступая в экстатический транс, либо аутогипнотически , либо благодаря использованию энтеогенов или ритуальных характеристик. [ 57 ] [ 58 ] Используемые методы разнообразны и часто используются вместе.
Музыка и песни
[ редактировать ]Так же, как сам шаманизм, [ 10 ] Музыка и песни, связанные с ним в различных культурах, разнообразны. В нескольких случаях песни, связанные с шаманизмом, предназначены для имитации естественных звуков через Tonomatopoeia . [ 59 ]
Звуковые мимезии в различных культурах могут служить другим функциям, не обязательно связанным с шаманизмом: практические цели, такие как игра заманивания в охоте; [ 60 ] или развлечение ( инуитское горловое пение ). [ 60 ] [ 61 ]
Посвящение и обучение
[ редактировать ]Шаманы часто утверждают, что были вызваны через мечты или знаки. Тем не менее, некоторые говорят, что их способности наследуют. В традиционных обществах шаманские тренировки варьируются в длину, но обычно занимают годы.
Тернер и коллеги [ 62 ] Упомяните явление, называемое «шаманским инициационным кризисом», обрядом для будущих шаманов, обычно связанных с физическим заболеванием или психологическим кризисом. Значительная роль инициационных заболеваний в призывах шамана может быть найдена в истории случаев Чуононсуана , который был одним из последних шаманов среди народов Тунгуса на северо -востоке Китая . [ 63 ]
- Ранененный целитель архетип для шаманского испытания и путешествия. Этот процесс важен для молодых шаманов. Они подвергаются болезни, которая подталкивает их к грани смерти. Говорят, что это происходит по двум причинам:
- Шаман переходит в подземный мир. Это происходит так, чтобы шаман мог отправиться в свои глубины, чтобы вернуть жизненно важную информацию для больных и племени.
- Шаман должен заболеть, чтобы понять болезнь. Когда шаман преодолевает свою собственную болезнь, они считают, что они будут удерживать лекарство от исцеления всего, что страдает. [ 64 ]
Другие практики
[ редактировать ]Предметы, используемые в духовной практике
[ редактировать ]Шаманы могут использовать различные материалы в духовной практике в разных культурах.

- Барабаны - барабан используется шаманами нескольких народов в Сибири. [ 65 ] [ 66 ] Избиение барабана позволяет шаману достичь измененного состояния сознания или путешествовать по путешествию между физическим и духовным миром. Большое увлечение окружает роль, которую играет акустика барабана для шамана. Шаманские барабаны, как правило, построены из кожи животных, растянутой на согнутом деревянном обруче, с ручкой через обруч.
Роли
[ редактировать ]

Шаманы были концептуализированы как те, кто способен получить знания и силу для исцеления в духовном мире или измерении. У большинства шаманов есть мечты или видения , которые передают определенные сообщения. Шаманы могут утверждать, что они приобрели много духовных гидов , которые, по их мнению, направляют и направляют их в их путешествие в духовном мире. Считается, что эти духовные гиды присутствуют в шамане, хотя, как говорят, другие сталкиваются с ними только тогда, когда шаман находится в трансе . Дух направляет заряда шаманов, позволяя им войти в духовное измерение. Шаманы утверждают, что исцеляются в общинах и духовном измерении, возвращая потерянные части человеческой души, откуда они уходили. Шаманы также утверждают, что очищают лишние негативные энергии, которые, как говорят, запутают или загрязняют душу. Шаманы действуют как посредники в своих культурах. [ 68 ] [ 69 ] Шаманы утверждают, что общаются с духами от имени сообщества, включая духи умершего. Шаманы считают, что они могут общаться как с живыми, так и мертвыми, чтобы облегчить беспорядки, нерешенные проблемы и доставлять подарки духам.
Шаманы выполняют различные функции в зависимости от их соответствующих культур; [ 70 ] выздоровление, [ 50 ] [ 71 ] Ведущий жертву , [ 72 ] Сохранение традиций по рассказывание историй и песен, [ 73 ] Удача , [ 74 ] и действует как психопоп («путеводитель по душам»). [ 75 ] Один шаман может выполнить несколько из этих функций. [ 70 ]
Обязанности шамана могут включать в себя либо руководство их правильной обителью «Души мертвых» (которые могут руководствоваться либо по одному, либо в группе, в зависимости от культуры) и лечение болезней. Болезни могут быть либо чисто физическими страданиями, такими как болезнь, которые, как утверждается, вылечиваются даром, лестными, угрожающими или борющимися с духом болезней (иногда пробуя все это, последовательно), и которые могут быть завершены, демонстрируя предположительно Извлеченный токен душита заболевания (показывая это, даже если «мошеннический», предполагается, впечатляет дух заболевания, который оно было или находится в процессе того, чтобы быть побежденным, чтобы он отступил и оставался вне пациента тело), или же умственные (включая психосоматические) страдания, такие как постоянный террор, который также считается вылеченным аналогичными методами. В большинстве языков другой термин, отличный от того, что переведенный «шаман» обычно применяется к религиозным официальным ведущим жертвам обряда («священник») или к raconteur («мудрецу») традиционных знаний; Однако может быть больше совпадения в функциях (с шаманом), однако, в случае интерпретатора предзнаменования или снов.
Существуют отдельные типы шаманов, которые выполняют более специализированные функции. Например, среди нанаи народ , отчетливый вид шамана, действует как психопоп. [ 76 ] Другие специализированные шаманы могут различать в соответствии с типом духов или сферы духовного мира, с которыми чаще всего взаимодействует шаман. Эти роли различаются среди Nenets , Enets и Selkup Shamans. [ 77 ] [ 78 ]
Помощник Oroqen Shaman (называемый Jardalanin или «второй дух») знает много вещей о связанных убеждениях. Он или она сопровождает ритуалы и интерпретирует поведение шамана. [ 79 ] Несмотря на эти функции, Jardalanin не шаман. Для этого помощника толкования было бы нежелательно попасть в транс. [ 80 ]
Экологический аспект
[ редактировать ]Будучи учителем основной племенной символики, шаман может играть ведущую роль в этом экологическом управлении, активно ограничивая охоту и рыбалку. Среди людей Тукано существует сложная система для управления экологическими ресурсами и избежать истощения ресурсов за счет перерыва. Эта система концептуализируется мифологически и символически верой в то, что нарушение ограничений на охоту может вызвать болезнь. [ Цитация необходима ] Шаман способен «выпустить» игровых животных или своих душ, из их скрытых обителей. [ 81 ] [ 82 ] У людей Пиароа есть экологические проблемы, связанные с шаманизмом. [ 83 ] Среди инуитов Ангаккук , (Шаманы) извлекает души игры из отдаленных мест [ 84 ] [ 85 ] Или душевное путешествие , чтобы попросить игры у мифологических существ, таких как морская женщина . [ 86 ]
Экономика
[ редактировать ]То, как шаманы получают существование и участие в повседневной жизни, зависит от культур. Во многих группах инуитов они предоставляют услуги для сообщества и получают «должный платеж», [ ВОЗ? ] И поверьте, платеж предоставляется вспомогательным спиртам. [ 87 ] В счете говорится, что дары и платежи, которые получает шаман, дают духом его партнера. Поскольку он обязывает шамана использовать свой дар и регулярно работать в этом качестве, дух вознаграждает его товаром, которые он получает. [ 88 ] Эти товары, однако, являются только «приветственной добавлением». Их недостаточно, чтобы обеспечить полный рабочий день шамана. Шаманы живут как любой другой член группы, как охотник или домохозяйка. Благодаря популярности туризма аяхуаски в Южной Америке, в районах, посещаемых туристами, есть практикующие, которые посещают туристы, которые зарабатывают на жизнь ведущими церемониями. [ 89 ] [ 87 ]
Кроме того, из -за преобладающего числа женских шаманов над мужчинами шаманизм был и продолжает оставаться неотъемлемой частью экономического освобождения женщин. [ Цитация необходима ] Шаманизм часто служит экономическим ресурсом из -за требования оплаты за обслуживание. Этот экономический доход был жизненно важным для женщин -шаманов, особенно для тех, кто живет во время династии Чосун в Корее (1392–1910 гг. В культуре, которая не одобряла женскую экономическую автономию, практика шаманизма позволила женщинам продвигать себя финансово и независимо, таким образом, что это было невозможно для них раньше. [ 90 ]
Академическое обучение
[ редактировать ]
Когнитивные и эволюционные подходы
[ редактировать ]Есть две основные основы среди когнитивных и эволюционных ученых для объяснения шаманизма. Первый, предложенный антропологом Майклом Винкельманом, известен как «нейротеологическая теория». [ 91 ] [ 92 ] По словам Винкельмана, шаманизм надежно развивается в человеческих обществах, потому что он обеспечивает ценные преимущества для практикующих, их группы и отдельных клиентов. В частности, предположительно, что состояния транса, вызванные танцами, галлюциногенами и другими триггерами, оказывают «интегративное» воздействие на познание, позволяя общаться между умственными системами, которые специализируются на теории ума , социального интеллекта и естественной истории. [ 93 ] С этой когнитивной интеграцией шаман может лучше предсказать движение животных, разрешать групповые конфликты, миграции планирования и предоставлять другие полезные услуги.
Часть серии на |
Магия |
---|
![]() |
Нейротеологическая теория контрастирует с «побочным продуктом» или «субъективной» моделью шаманизма, разработанной Гарвардским антропологом Манвиром Сингхом. [ 1 ] [ 94 ] [ 95 ] По словам Сингха, шаманизм - это культурная технология, которая адаптируется (или взломает) наши психологические предубеждения, чтобы убедить нас в том, что специалист может повлиять на важные, но неконтролируемые результаты. [ 96 ] Ссылаясь на работу по психологии магии и суеверия , Сингх утверждает, что люди ищут способы влияния неопределенных событий, таких как исцеляющие заболевания, контроль дождя или привлечение животных. Поскольку специалисты конкурируют, чтобы помочь своим клиентам контролировать эти результаты, они стимулируют эволюцию психологически убедительной магии, создавая традиции, адаптированные к когнитивным предубеждениям людей. Шаманизм, утверждает Сингх, является кульминацией этого культурного эволюционного процесса - психологически привлекательного метода для контроля неопределенности. Например, некоторые шаманические практики используют наши интуиции о человечестве: практикующие используют транс и драматические инициации, чтобы, по -видимому, стать сущностями, отличными от нормальных людей и, следовательно, более явно способных взаимодействовать с невидимыми силами, которые, как полагают, следят за важными результатами. Влиятельные когнитивные и антропологические ученые, такие как Паскаль Бойер и Николас Хамфри , одобрили подход Сингха, [ 97 ] [ 98 ] Хотя другие исследователи подвергли критике увольнение Сингха о преимуществах индивидуальных и групповых уровней. [ 99 ]
Экологические подходы и теория систем
[ редактировать ]Герардо Рейхель-Долматофф связывает эти концепции с разработками так, как современная наука (теория систем, экология, новые подходы в антропологии и археологии) относится к причинности менее линейным образом. [ 81 ] Он также предлагает сотрудничество современной науки и коренных знаний. [ 100 ]
Историческое происхождение
[ редактировать ]Шаманские практики могут происходить уже в палеолите , предшествующая всем организованным религиям, [ 101 ] [ 102 ] И, конечно, уже в неолитическом периоде. [ 102 ] Самое раннее известное бесспорное захоронение шамана (и, по расширению, самые ранние бесспорные доказательства шаманов и шаманских практик) восходит к ранней эпоху верхней палеолита (ок. 30 000 п.н.) в том, что сейчас является Чешской Республикой. [ 103 ]
Санскритский ученый и сравнительный мифолог Майкл Витцель предполагает, что все мифологии мира, а также концепции и практики шаманов могут быть прослежены до миграции двух доисторических популяций: тип « Гондвана » (около 65 000 лет назад) и "" Лаурсианский тип (около 40000 лет назад). [ 104 ]
В ноябре 2008 года исследователи из Еврейского университета Иерусалима объявили об обнаружении 12 000-летнего места в Израиле , который воспринимается как одно из самых ранних известных шаманских погребений. Пожилая женщина была расположена на бок, с ее ногами и сложена внутрь на колене. Десять больших камней были помещены на голову, таз и руки. Среди ее необычных могильных товаров были 50 полных черепаховых раковинов, человеческая нога и некоторые части тела от животных, таких как коровье и орлиные крылья. Другие останки животных пришли от кабана, леопарда и двух мартенс. «Кажется, что женщина… была воспринята как в тесных отношениях с этими духами животных», - отметили исследователи. Могила была одной из 28 могил на площадке, расположенной в пещере в Нижнем Галилею и принадлежащей к натуфийской культуре , но, как говорят, не похожа ни на одну другой среди эпипалеолитических натофийцев или в палеолитический период. [ 105 ]
Семиотические и герменевтические подходы
[ редактировать ]Обсуждаемая этимология слова «шаман» - это «тот, кто знает», [ 11 ] [ 106 ] Подразумевая, среди прочего, что шаман является экспертом в сохранении множества кодексов общества, и что для того, чтобы быть эффективным, шаманы должны сохранить всеобъемлющее мнение в своем уме, что дает им уверенность в знаниях . [ 10 ] Согласно этой точке зрения, шаман использует (и аудиторию понимает) несколько кодов, выражая значения во многих отношениях: устно, музыкально, художественно и в танцах. Значения могут проявляться в таких объектах, как амулеты . [ 106 ] Если шаман хорошо знает культуру своего сообщества, [ 69 ] [ 107 ] [ 108 ] И действует соответственно, их аудитория будет знать использованные символы и значения и, следовательно, доверять шаманскому работнику. [ 108 ] [ 109 ]
Есть также семиотические теоретические подходы к шаманизму, [ 110 ] [ 111 ] [ 112 ] и примеры «взаимно противоположных символов» в академических исследованиях сибирских знаний, отличая «белого» шамана, который связывается с Sky Spirits для добрых целей днем, от «черного» шамана, который связывает злые духи для плохих целей ночью. [ 113 ] (Серия таких противоположных символов относится к мировоззрению, стоящему за ними. Аналогично тому, как грамматика располагает словами для выражения значений и передачи мира, а также сформировала когнитивную карту). [ 10 ] [ 114 ] Знания Шамана коренится в фольклоре сообщества, который обеспечивает «мифологическую ментальную карту». [ 115 ] [ 116 ] Juha Pentikäinen использует концепцию «грамматика разума». [ 116 ] [ 117 ]
Армин Герц придумал и представил герменевтику , [ 118 ] или "этноэрмиевтика", [ 114 ] интерпретация. Хоппал расширил термин, чтобы включить не только интерпретацию устных и письменных текстов, но и «визуальные тексты (включая движения, жесты и более сложные ритуалы, а также церемонии, например, шаманы)». [ 119 ] Раскрытие анимистических взглядов в шаманизм, но также и их отношение к современному миру, где экологические проблемы подтвердили парадигмы баланса и защиты. [ 116 ]
Медицинская антропология подходов
[ редактировать ]Во многих обществах, где практикуется шаманизм, понимание и обращение с болезнями тесно связаны с социальными и культурными процессами. Болезнь часто рассматривается не только как биологическое состояние, но и как нарушение баланса духовных и социальных отношений. Концепция тела в этих контекстах является многогранным, охватывающим физические, социальные и культурные аспекты. [ 120 ] Антропологи Нэнси Шепер-Хьюз и Маргарет Блокировка расширяют это, внедрив идею «Три тела»: «индивидуальное тело», связанное с личным опытом здоровья; «социальное тело», соединение здоровья с социальными и культурными ценностями; и «политическое тело», отражающее влияние силовых структур на результаты здоровья. [ 121 ]
По словам антрополога Дональда Джоралеммона, практика медицины по своей сути является социальным процессом, как в шаманских обществах, так и в современной биомедицине. [ 120 ] Joralemon утверждает, что целительные ритуалы, диагнозы и лечение глубоко встроены в культурные нормы и социальные ожидания сообщества. Это особенно очевидно в шаманизме, где шаман рассматривает не только физические симптомы, но и духовные и общинные аспекты болезни. Роль Шамана заключается в восстановлении гармонии внутри человека и сообщества, усиливая социальные связи, которые, как полагают, влияют на здоровье. Joralemon подчеркивает, что как в традиционных, так и в современных медицинских практиках болезнь - это не просто биологический факт, а социальное явление, сформированное культурными и социальными контекстами, в котором он происходит. [ 120 ]
Если в сообществе присутствует шаман - группа определяет, является ли человек настоящим шаманом или нет. Группа также определяет, заболел ли человек и обречен колдовством, [ 122 ] Именно здесь шаман дается роль развеять болезнь. [ 123 ] Шаман не становится великим шаманом, потому что они вылегают человека, это потому, что они известны группе как великие шаманы. [ 124 ] Члены сообщества, известные как мечтатели, также слушают частные разговоры, чтобы передать известную болезнь человека. [ 125 ]
Снижение, оживление и сохраняющие традиции движения
[ редактировать ]Считается, что традиционный, коренной шаманизм снижается во всем мире. Китовы, которые часто взаимодействуют с группами инуитов, являются одним из источников этого снижения в этом регионе. [ 126 ]

Во многих областях бывшие шаманы перестали выполнять функции в сообществе, к которым они привыкли, поскольку они чувствовали насмешливо их собственное сообщество, [ 129 ] или считал свое собственное прошлое как устаревшее и не желая говорить об этом с этнографами. [ 130 ]
Помимо личных сообщений бывших шаманов, фольклорные тексты могут рассказывать непосредственно о процессе ухудшения. Например, эпический текст Buryat подробно описывает замечательные поступки древнего "первого шамана" Кара-Гургана: [ 131 ] Он мог даже соревноваться с Богом, создать жизнь, украсть душу больных из Бога без Его согласия. Последующий текст сетряет, что шаманы старых времен были сильнее, обладая такими возможностями, как Omnividence, [ 132 ] Фортуна даже в течение десятилетий в будущем, двигаясь так же быстро, как пуля. [ 133 ]
В большинстве пострадавших районов шаманские практики прекратили существовать, а подлинные шаманы умирали, а их личный опыт умирал с ними. Потеря воспоминаний не всегда уменьшается из-за того, что шаман не всегда является единственным человеком в сообществе, который знает убеждения и мотивы, связанные с местным шаман-капюшоном. [ 79 ] [ 80 ] Хотя шаман часто верит и доверяют именно потому, что они «приспосабливаются» к убеждениям сообщества, [ 108 ] Несколько частей знаний, связанных с местным шаманством, состоят из личного опыта шамана или корня в их семейной жизни, [ 134 ] Таким образом, они потеряны с их смертью. Кроме того, во многих культурах вся традиционная система убеждений стала опасной (часто вместе с частичным или общим языковым сдвигом ), а другие люди сообщества помнят связанные с ними убеждения и практики (или язык вообще), старые или старые Умер, много фольклорных воспоминаний, песен и текстов были забыты, что может угрожать даже таким народам, которые могли бы сохранить свою изоляцию до середины 20 -го века, как и Нгасан . [ 135 ]
Некоторые районы могут пользоваться длительным сопротивлением из -за их отдаленности.
- Варианты шаманизма среди инуитов когда -то были широко распространенным (и очень разнообразным) феноменом, но сегодня практикуется редко, а также уже находилось в снижении многих групп, даже несмотря на то, что проводились первые крупные этнологические исследования, проводились, было проведено, было проведено первые крупные этнологические исследования, проводились, и были проведены первые крупные этнологические исследования, и были проведены первые крупные этнологические исследования, и уже были в снижении, даже несмотря на то, что было проведено первые крупные этнологические исследования, а также уже находились в снижении среди многих групп, даже несмотря на то, что были проведены первые крупные этнологические исследования, а также уже находились в снижении среди многих групп, даже несмотря на то, что первые крупные этнологические исследования [ 136 ] Например, среди инуитов, в конце 19 -го века, Sagloq, последний ангаккук , который, как полагали, мог путешествовать на небо и под морем, и многие другие бывшие шаманские способности были потеряны и в то время, как вентриловизм и ловкость рук. [ 137 ]
- Изолированное расположение народа нганасана позволило шаманизм быть живым явлением среди них даже в начале 20 -го века, [ 138 ] Последние заметные церемонии Nganasan Shaman были записаны на пленке в 1970 -х годах. [ 139 ]
После иллюстрации общего снижения даже в самых отдаленных районах, в качестве ответа предпринимаются оживления или сохраняющие традиции. Помимо сбора воспоминаний, [ 140 ] Есть также традиционные [ 141 ] и даже усилия по оживлению, [ 142 ] во главе с подлинными бывшими шаманами (например, среди народа саха [ 143 ] и Туваны). [ 128 ]
Коренные американцы в Соединенных Штатах не называют свои традиционные духовные способы «шаманизм». Однако, по словам Ричарда Л. Аллена, аналитика по исследованиям и политике Cherokee Nation , они регулярно перегружены запросами и о мошеннических шаманах (он же «Люди пластической медицины»). [ 144 ] Он добавляет: «Можно предположить, что любой, кто утверждает, что является чероки« шаман, духовный целитель или трубопровод », эквивалентен современной медицине шоу и продавцу змеиного масла». [ 145 ]
Существуют также неошаманистические движения, которые обычно отличаются от традиционной шаманистической практики и убеждений значительно, и часто имеют больше связи с сообществами Нью Эйдж, чем традиционными культурами. [ 146 ]
Региональные вариации
[ редактировать ]Смотрите также
[ редактировать ]- Божественное безумие
- Ведьма доктор
- Язычество
- Ограбление
- Люди исцеляются
- Белая магия
- бегство
- Я смотрю
- Охота
- Мы (Шаман)
- Нейроантропология
- ПАПАНГ
- Пластиковый шаман
- Доисторическая медицина
- Реинкарнация (Ho-chunk)
- Смол
- Церемония встряхивания палатки
- Шаман Кинг
- Душевный ловчик
- Душевный полет
- Дух супруга
- Бак
- Рамки
- Здухак
- Дух (сверхъестественное сущность)
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Сингх, Манвир (2018). «Культурная эволюция шаманизма» . Поведенческие и мозговые науки . 41 : E66: 1–61. doi : 10.1017/s0140525x17001893 . PMID 28679454 . S2CID 206264885 .
- ^ Mircea eliade; Vilmos Diószegi (12 мая 2020 г.). «Шаманизм» . Encyclopædia Britannica . Получено 20 мая 2020 года .
Шаманизм, религиозное явление, сосредоточенное на шамане, человека, который, как считается, достигает различных способностей с помощью транса или экстатического религиозного опыта. Хотя репертуары шаманов варьируются от одной культуры к другой, они, как правило, считают способность исцелять больных, общаться с потусторонним миром и часто сопровождать души мертвых в этот потусторонний мир.
- ^ Gredig, Florian (2009). Поиск новых космологий . Берлин: Lit Verlag Dr. W. Hopf.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Кехо, Алиса Бек (2000). Шаманы и религия: антропологическое исследование в критическом мышлении . Prospect Heights, Ill.: Waveland Press. ISBN 978-1-57766-162-7 .
- ^ Верницниг, Дагмар, индейцы Европы, индейцы в Европе: европейские восприятия и ассигнования культур коренных американцев от Покахонтас до настоящего времени . Университетское издательство Америки, 2007: с.132. «То, что происходит дальше в [вымышленной] истории пластикового шамана , сильно раздражает с точки зрения культурной гегемонии. Индикатор настолько хорош, как и индийский, как и в отношении индийской духовности В то время как мелодраматически распределяясь от своего духовного ответвления - которые призывают пластиковый шаман поделиться своим даром с остальным миром. Теперь имейте полное право распространять свою мудрость, и если они делают (довольно больше, чем) с собой доллар, то пусть будет.-Неколониальная идеология, прикрепленная к этому сценарию
- ^ Хаттон 2001 . п. 32
- ^ Хаттон, Рональд (2001). Шаманы: сибирская духовность и западное воображение . TPB. OCLC 940167815 .
- ^ Juha Janhunan, Сибирская шаманистическая терминология, Мемуары Société Finno-ugrienne 1986, 194: 97.
- ^ Crossley, Pamela Kyle (1996). Маньч . Blackwell Publishers. ISBN 978-1-55786-560-1 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Хоппал 2005: 15
- ^ Jump up to: а беременный Diószegi 1962: 13
- ^ Januhnan, 1986: 98.
- ^ Элиаде, Мирчи (1989). Шаманизм . Аркана книги. п. 495.
- ^ https://gandhari.org/1ṣamana [ Постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Написано до 1676 года, впервые напечатано в 1861 году; См. Hutton 2001 . п. VII.
- ^ Хаттон 2001 , с. 32
- ^ Адам Бренд, Driejaarige Reize Naar China , Амстердам 1698; перевод Журнал Амбуса , Лондон 1698; Лауфер Б., «Происхождение слова Шаман», Американский антрополог, 19 (1917): 361–71 и Бреммер Дж. См . из загробной жизни, Лондон: Routledge, 2002, с. 7–40. ( PDF Archived 2013-12-02 на машине Wayback )
- ^ Tomaskova, 2013, 76–78, 104–105.
- ^ Чедвик, Гектор Мунро; Чедвик, Нора Кершоу (1968). Рост литературы . Университетская пресса. п. 13.
Термины Шамана и русский женская форма Шаманка , «Шаманесс», « Померена », в целом используются для обозначения любых лиц местного профессионального класса среди языческих сибирцев и татаров , и не могут быть никаких сомнений в том, что они имеют Примите участие в большом количестве различных классов людей.
- ^ Хоппал, Михали (2005). Шаманы в Евразии (в венгерском). Будапешт: издательство Akadémiai. ISBN 978-963-05-8295-7 Полем с. 77, 287; Znamensky, Andrei A. (2005). «Красота древнего: турецкие шаманы Алтай в сибирском региональном мышлении (1860-1920)». В Молнаре, Адам (ред.). Чудо -олень. Предыстория, религия и народная традиция. Vol . Будапешт: издательство Молнар. стр. 117-34. ISBN 978-963-218-200-1 Полем , с. 128
- ^ Хаттон 2001 . п VIII - VIII.
- ^ «Круг тенгеризма» . Архивировано с оригинала 26 января 2013 года.
- ^ Jump up to: а беременный «Определение шамана оксфордскими словарями» . Архивировано из оригинала 2 апреля 2017 года.
- ^ Juha Janhunen, Сибирская шаманистическая терминология, Редактирование Финского Общества/ Mémoires de la Société finno-ougrienne, 1986, 194: 97-98
- ^ Альбертс, Томас (2015). Шаманизм, дискурс, современность . Фарнхэм: Эшгейт. С. 73–79. ISBN 978-1-4724-3986-4 .
- ^ «Роковые ритуалы именования» . Хазлитт . 19 июля 2018 года . Получено 5 марта 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Mircea Eliade, Shamanism, архаичные методы экстази , серия Bollingen Lxxvi, Princeton University Press 1972, с. 3–7.
- ^ Белкорт, хулиган (19 июля 2018 г.). "Роковые ритуалы намики " Хазлитт марта 3 ,
- ^ Jump up to: а беременный ISSR, 2001 Лето , Аннотация онлайн во второй половине второго абзаца
- ^ Hoppál & Szathmári & Takács 2006: 14
- ^ Хоппал 1998: 40
- ^ Vitebsky 1996: 11
- ^ Rydving, Hakan (2011). «Шаманизм сегодня: конструкции и деконструкции научной иллюзии» . Монгольские и сибирские, центральные и тибетские исследования . 42 (42). Doi : 10.4000/emscat.1815 .
- ^ Бумочир, Дулам (2014). «Институционализация монгольского шаманизма: от примитивизма до цивилизации». Азиатская этническая принадлежность . 15 (4): 473–491. doi : 10.1080/14631369.2014.939331 . S2CID 145329835 .
- ^ Hangartner, Джудит (2011). Конституция и оспаривание власти Дархада Шамана в современной Монголии . Лейден: Global Oriental. ISBN 978-1-906876-11-1 .
- ^ Коллмар-Пауленц, Каресна (2012). «Изобретение« шаманизма »в монгольском элитном дискурсе 18 -го века». Rocznik Orientalistyczny . LXV (1): 90–106.
- ^ «Шаманизм | Религия» . Encyclopædia Britannica . Получено 7 сентября 2018 года .
- ^ «Определение шаманизма» . Merriam-Webster.com . Получено 7 сентября 2018 года .
- ^ «Использование декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов в судебном процессе», размышления о декларации ООН о правах коренных народов , Hart Publishing, 2011, DOI : 10.5040/9781472565358.CH-005 , ISBN 978-1-84113-878-7
- ^ Оостен, Джарих; Laugrand, Frédéric; Реми, Корнелиус (лето 2006). «Восприятие упадка: шаманизм инуита в канадской Арктике». Эногистория . 53 (3): 445–447. doi : 10.1215/00141801-2006-001 .
- ^ «Потерянные секреты Монголии на картинках: последний Туван -шаман» . Одинокая планета . 21 августа 2014 года . Получено 19 октября 2018 года .
- ^ Джардин, Брэдли; Купфер, Мэтью. «Добро пожаловать в Тува -Республику» . Дипломат . Получено 19 октября 2018 года .
- ^ Король, Томас. (2018). Неудобный индийский: любопытный отчет о коренных жителях в Северной Америке . Univ of Minnesota Press. ISBN 978-1-5179-0446-3 Полем OCLC 1007305354 .
- ^ Эллингсон, Тер (16 января 2001 г.), «Экологически благородная дикажа», миф о благородном дикаже , Университет Калифорнийской Прессы, стр. 342–358, doi : 10.1525/california/9780520222687.003.0023 , ISBN 978-0-520-22268-7
- ^ Jump up to: а беременный Салак, Кира. «Ад и обратно» . National Geographic Adventure.
- ^ Уилберт, Йоханнес; Видал, Сильвия М. (2004). Уайтхед, Нил Л.; Райт, Робин (ред.). В тьме и секретности: антропология штурмового колдовства и колдовства в Амазонии . Дарем, Северная Каролина: издательство Duke University Press. doi : 10.1215/9780822385837 . ISBN 978-0-8223-3333-3 Полем S2CID 146752685 .
- ^ Меркурий 1985 : 4
- ^ Vitebsky 1996 : 11–14, 107
- ^ Хоппал 2005 : 27, 30, 36
- ^ Jump up to: а беременный SEM, Татьяна. «Шаманские лечебные ритуалы» . Русский музей этнографии.
- ^ Хоппал 2005: 27
- ^ Kleivan & Sonne 1985: 7, 19–21
- ^ ГАБУС, Джин: Карибу Эсккимок. Gondolat Kiadó, Budapest, 1970. (Венгерский перевод оригинала: Vie et coutumes des esquimaux cariborus, Libraire Payot Lausanne, 1944.) Он описывает жизнь эскимовых групп Caribou.
- ^ Jump up to: а беременный Сванкутт, Кэтрин; Mazard, Mireille (2018). Анимизм за душой: онтология, рефлексивность и создание антропологических знаний . Нью -Йорк: Berghahn Books. п. 102. ISBN 978-1-78533-865-6 .
- ^ Hoppál 2007c : 18
- ^ Хоппал 2005: 99
- ^ McCoy, VR (30 марта 2018 г.). Шаман-народ рассвета . Книббабия. ISBN 978-1-7321874-0-5 . [ Постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Буэнафлор, Эрика (28 мая 2019 г.). Поиск души Curanderismo: древняя шаманская мудрость, чтобы восстановить священную энергию души . Саймон и Шустер. ISBN 978-1-59143-341-5 .
- ^ "HealthCheck" (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 апреля 2015 года . Получено 6 июня 2015 года .
- ^ Jump up to: а беременный Наттиз: 5
- ^ «Инуитские грибы» . Получено 6 июня 2015 года .
- ^ Turner et al., P. 440
- ^ Noll & Shi 2004 (доступ. Онлайн: копия интернет -архива )
- ^ Галифакс, Джоан (1982). ШАМАН: Раненный целитель . Лондон: Темза и Хадсон . ISBN 978-0-500-81029-3 Полем OCLC 8800269 .
- ^ Barüske 1969: 24, 50–51
- ^ Kleivan & Sonne 1985: 25
- ^ Fay-Cooper Cole & Albert Gale (1922). «Тингуан; социальная, религиозная и экономическая жизнь филиппинского племени» . Полевой музей естественной истории: антропологический сериал . 14 (2): 235–493 .
- ^ Хоппал 2005: 45
- ^ Jump up to: а беременный Boglár 2001: 24
- ^ Jump up to: а беременный Хоппал 2005: 25
- ^ Хоппал 2005: 27-28
- ^ Хоппал 2005: 28-33
- ^ Хоппал 2005: 37
- ^ Hoppál 2005: 34-35
- ^ Хоппал 2005: 36
- ^ Хоппал 2005: 61-64
- ^ Hoppál 2005: 87-95
- ^ «Шаманизм в Сибири: Часть III. Религия: Глава IX. Типы шаманов» . Получено 6 июня 2015 года .
- ^ Jump up to: а беременный Noll & Shi 2004 : 10, сноска 10 (см. Онлайн: копия интернет -архива )
- ^ Jump up to: а беременный Noll & Shi 2004 : 8–9 (см. Онлайн: копия интернет -архива )
- ^ Jump up to: а беременный Рейхель-Долматофф 1997
- ^ Vitebsky 1996: 107
- ^ Богулар 2001: 26
- ^ Меркурий 1985: 5
- ^ Vitebsky 1996: 108
- ^ Kleivan & Sonne: 27–28
- ^ Oelschlaegel, Anett C. (2016). Всемирное толкование множественного числа . БЕРЛИН: Lit Verlag Münster. п. 206. ISBN 978-3-643-90788-2 .
- ^ Kleivan & Sonne 1985: 24
- ^ Ли, Jonghyun (май 2009 г.). «Шаманизм и его эмансипативная сила для корейских женщин» . Аффилии . 24 (2): 186–198. doi : 10.1177/0886109909331756 . ISSN 0886-1099 . S2CID 144331213 .
- ^ Винкельман, Майкл (2000). Шаманизм: нейронная экология сознания и исцеления . Бергин и Гарви. ISBN 978-0-89789-704-4 Полем OCLC 1026223037 .
- ^ Винкельман, Майкл. «Шаманизм и когнитивная эволюция». Кембриджский археологический журнал . 12 (1): 71–101. doi : 10.1017/s0959774302000045 . S2CID 162355879 .
- ^ Винкельман, Майкл (1986). «Состояния транса: теоретическая модель и межкультурный анализ». Идеал 14 (2): 174–203. doi : 10.1525/eth.1986.14.2.02a00040 .
- ^ Reuell, Peter (2018). «Тайна медицины» . Гарвардская газета .
- ^ Сингх, Манвир (2018). «Почему шаманизм? Развитие культурной эволюционной теории и рассмотрение альтернативных счетов» . Поведенческие и мозговые науки . 41 : E92. doi : 10.1017/s0140525x17002230 . PMID 31064458 . S2CID 147706275 .
- ^ Сингх, Манвир (2 мая 2019 г.). «Современные шаманы: финансовые менеджеры, политические эксперты и другие, которые помогают приручить неопределенность жизни» . Разговор . Получено 2 мая 2019 года .
- ^ Бойер, Паскаль (2018). «Пропавшие связи: психология и эпидемиология шаманистических убеждений». Поведенческие и мозговые науки . 41 : E71. doi : 10.1017/s0140525x17002023 . PMID 31064451 . S2CID 147706563 .
- ^ Хамфри, Николас (2018). «Шаманы как целители: когда магическая структура становится практической функцией». Поведенческие и мозговые науки . 41 : E77. doi : 10.1017/s0140525x17002084 . PMID 31064454 . S2CID 147706046 .
- ^ Уотсон-Джонс, Рэйчел Э.; Легаре (2018). «Социальные функции шаманизма» . Поведенческие и мозговые науки . 41 : E88. doi : 10.1017/s0140525x17002199 . PMC 10401513 . PMID 31064460 . S2CID 147706978 .
- ^ Герардо Рейхель-Долматофф : вид от верховьев . Эколог, вып. 29 № 4, июль 1999.
- ^ Джин Клотты. «Шаманизм в предыстории» . Фонд Брэдшоу . Архивировано с оригинала 30 апреля 2008 года . Получено 11 марта 2008 года .
- ^ Jump up to: а беременный Карл Дж. Нар. «Доисторическая религия» . Британская онлайн -энциклопедия 2008 . Архивировано с оригинала 9 апреля 2008 года . Получено 28 марта 2008 г.
- ^ Тедлок, Барбара. 2005. Женщина в теле шамана: восстановление женского в религии и медицине. Нью -Йорк: Бантам
- ^ Витцель, 2011.
- ^ «Самый ранний известный могильный сайт Shaman обнаружил: исследование», сообщается Reuters через Yahoo! Новости , 4 ноября 2008 г., архивировано. См. Материалы Национальной академии наук .
- ^ Jump up to: а беременный Хоппал 2005: 14
- ^ Pentikäinen 1995 : 270
- ^ Jump up to: а беременный в Хоппал 2005: 25-26.43
- ^ Хоппал 2004: 14
- ^ Хоппал 2005: 13-15, 58, 197
- ^ Хоппал 2006a: 11
- ^ Хоппал 2006b: 175
- ^ Hoppál 2007c : 24-25
- ^ Jump up to: а беременный Хоппал, Михали: поклонение природе в сибирском шаманизме
- ^ Hoppál 2007b : 12-13
- ^ Jump up to: а беременный в Hoppál 2007c : 25
- ^ Pentikäinen 1995 : 270–71
- ^ Merkur 1985: v
- ^ Хоппал 2007b : 13
- ^ Jump up to: а беременный в Joralemon, Дональд (16 марта 2017 г.). Изучение медицинской антропологии (4 изд.). Routledge. doi : 10.4324/9781315470610 . ISBN 978-1-315-47061-0 .
- ^ Scheper -Hughes, Нэнси; Лок, Маргарет М. (1987). «Осознательное тело: пролегомен для будущей работы в области медицинской антропологии» . Медицинская антропология ежеквартально . 1 (1): 6–41. doi : 10.1525/maq.1987.1.1.02a00020 . ISSN 0745-5194 .
- ^ Леви-Страсс, C., 2016. Волшебник и его магия. В понимании и применении медицинской антропологии (стр. 197-203). Routledge.
- ^ Леви-Страсс, C., 2016. Волшебник и его магия. В понимании и применении медицинской антропологии (стр. 197-203). Routledge.
- ^ Леви-Страсс, C., 2016. Волшебник и его магия. В понимании и применении медицинской антропологии (стр. 197-203). Routledge.
- ^ Леви-Страсс, C., 2016. Волшебник и его магия. В понимании и применении медицинской антропологии (стр. 197-203). Routledge.
- ^ Оостен, Джарих; Laugrand, Frederic; Реми, Корнелиус (2006). «Восприятие упадка: шаманизм инуита в канадской Арктике». Эногистория . 53 (3): 445–77. doi : 10.1215/00141801-2006-001 .
- ^ Хоппал 2005: 117
- ^ Jump up to: а беременный Хоппал 2005: 259
- ^ Богулар 2001: 19-20
- ^ Diószegi 1960: 37-39
- ^ Eliade 2001 : 76 (HPT 3 о получении шаманских возможностей)
- ^ Omnividence: слово, созданное Эдвином А. Эбботтом в его книге под названием Flatland
- ^ Diószegi 1960: 88-89
- ^ Хоппал 2005: 224
- ^ Великий 1998: 232
- ^ Меркурий 1985: 132
- ^ Меркурий 1985: 134
- ^ Хоппал 2005: 92
- ^ Хоппал 1994: 62
- ^ Хоппал 2005: 88
- ^ Хоппал 2005: 93
- ^ Hoppál 2005: 111, 117-19, 128, 132, 133-34, 252-63
- ^ Hoppál 2005: 257-58
- ^ Хаган, Хелен Э. «Пластиковая медицина окружает люди». Архивировано 2013-03-05 в The Wayback Machine Sonoma Free County Press. Доступ 31 января 2013 года.
- ^ «Псевдо шамансское заявление чероки» . Получено 23 июня 2008 года .
- ^ Vitebsky 1996: 150–53
Источники
[ редактировать ]- Barüske, Heinz (1969). Эскимовые сказки . Сказки мировой литературы (на немецком языке). Дюссельдорф • Кельн: Евген Дидерихс Верлаг. Название означает: «Эскимовые сказки», сериал означает: «Сказки мировой литературы».
- Boglár, Lajos (2001). Лица культуры. Мозаика из кругов культурной антропологии . CO -Science (у венгерского). Будапешт: издатель Napvilág. ISBN 978-963-9082-94-6 Полем Название означает «лица культуры. Мозаика из области культурной антропологии».
- Czaplicka, MA (1914). «Типы шамана» . Шаманизм в Сибири. Аборигены Сибири. Исследование по социальной антропологии . ПРЕДИСЛОВИЕ МАРЕТТА, RR SOMERVILLE COLLEGE, Оксфордский университет; Кларендон Пресс. ISBN 978-1-60506-060-6 .
- Deschênes, Bruno (2002). «Инуитские грибы» . Музыкальные традиции . Журнал для традиционной музыки по всему миру.
- Diószegi, Vilmos (1968). Отслеживание шаманов в Сибири. История этнографической экспедиции . Перевод Аниты Раджки Баб (из венгерского). Oosterhout: антропологические публикации.
- Diószegi, Vilmos (1962). Саманизм . Библиотека жизни и науки (в венгерском). Будапешт: мысль. ISBN 978-963-9147-13-3 Полем Название означает: «шаманизм».
- Diószegi, Vilmos (1998) [1958]. Воспоминания о веры шамана в венгерской народной грамотности (в венгерском) (1 -й перепечаток изд.). Будапешт: издательство Akadémiai. ISBN 978-963-05-7542-3 Полем Название означает: «Остатки шаманистических убеждений в венгерском фольклоре».
- Fienup-Riordan, Ann (1994). Границы и отрывки: правило и ритуал в устной традиции эскимо . Норман, Оклахома: Университет Оклахома Пресс. ISBN 978-0-585-12190-1 .
- Фок, Нильс (1963). Waiwai. Религия и общество амазонского племени . Писания Национального музея, Ethnographic Row (этнографический сериал), VIII. Копенгаген: Национальный музей Дании.
- Фрейден, Питер (1961). Книга эскимосов . Кливленд • Нью -Йорк: Мировая издательская компания. ISBN 978-0-449-30802-8 .
- Хаджду, Питер (1975). «Лингвистический фон родства». В Хаджду, Питер (ред.). Уральные народы. Культура и традиции наших языковых родственников (у венгерских). Будапешт: издатель Corvina. ISBN 978-963-13-0900-3 Полем Название означает: «Уральские народы. Культура и традиции наших лингвистических родственников»; Глава означает «лингвистический фон отношений».
- Хоппал, Михали (1994). Шаманы, души и символы (на венгерском). Будапешт: издатель Helikon. ISBN 978-963-208-298-1 Полем Название означает «шаманы, души и символы».
- Хоппал, Михали (1998). «Вера завоевателей и венгерский саманизм». Фольклор и община (на венгерском). Будапешт: мастерская книги Széphalom. стр. 40-45. ISBN 978-963-9028-14-2 Полем Название означает «Система убеждений венгров, когда они вошли в бассейн Паннонина и их шаманизм».
- Хоппал, Михали (2005). Шаманы в Евразии (в венгерском). Будапешт: издательство Akadémiai. ISBN 978-963-05-8295-7 Полем Название означает «шаманы в Евразии», книга опубликована также на немецком, эстонском и финском. Сайт издателя с кратким описанием книги (в венгерском) архивировании 2010-01-02 на The Wayback Machine .
- Хоппал, Михали (2006a). «Шаманы, культуры и исследователи на рубеже тысячелетия». В Хоппале, Михали; Szathmári, Botond; Takács, András (Eds.). Шаманы и культуры . Будапешт: мысль. стр. 9-25. ISBN 978-963-9450-28-8 Полем Название главы означает «Шаманы, культуры и исследователи в тысячелетнем», название книги означает «шаманы и культуры».
- Хоппал, Михали (2007b). «Шаманизм - народная религия?». Шаманы и традиции (том 13) . Bibliotheca Shamanistica. Будапешт: издательство Akadémiai. стр. 11-16. ISBN 978-963-05-8521-7 .
- Хоппал, Михали (2007c). «Эко-анимизм сибирского шаманства». Шаманы и традиции (том 13) . Bibliotheca Shamanistica. Будапешт: издательство Akadémiai. стр. 17-26. ISBN 978-963-05-8521-7 .
- Джанхунен, Джуха. Сибирская шаманская терминология. В Мемуре, Société-это Finno-ougrienne, 1986, 194: 97–1
- Хью-Джонс, Кристина (1980). Из реки Молота: пространственные и временные процессы на северо -западной Амазонии . Кембриджские исследования по социальной и культурной антропологии. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-22544-1 .
- Хью-Джонс, Стивен (1980). Ладонь и плеяды. Посвящение и космология на северо -западной Амазонии . Кембриджские исследования по социальной и культурной антропологии. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-21952-5 .
- Клейва, Энге; Б. Сонн (1985). Эскимосы: Гренландия и Канада Совместный, «Арктические народы», Fastcle 2. Ледена, Нидерланды: Институт религиозной экономики • Государственный университет Гронинген. EJ Brill. ISBN 978-90-04-07160-5 .
- Меновшцин, GA (= g. a. Menowshovow) (1968). «Популярные концепции, религиозные убеждения и обряды азиатских эскимосов». В Диосзеги, Вильмос (ред.). Популярные мнения и фольклорные традиции в Сибири . Будапешт: издательство Akadémiai.
- Nagy, Beáta Boglárka (1998). «Северные самуи». В CSEPREGI, Márta (ed.). FINNO -GRID GUIDE . Панорама (в венгерском). Будапешт: Medicina Publisher. стр. 221-34. ISBN 978-963-243-813-9 Полем Глава означает «северные самуальные народы», название означает Finno-ugric Guide .
- Наттиз, Джин Жак . Игра и инуиты и песни / песнопения и jeux des inuit . Musiques & Musiciens du Monde / Musics & Musicians of the World. Монреаль: исследовательская группа по музыкальной семиотике , факультет музыки, Университет Монреаля. Полем Песни доступны в Интернете , на веб -сайте этнопоэтики куратор Джерома Ротенберга .
- Нолл, Ричард ; Ши, Кун (2004). Джин Фу), последний шаман орокена северо -восточного Китая» PDF ) ( «Кунонсуан ( Мек Тол. 6. Seoul KR: 西江大夭校 宗教硏究所 (Sŏgang Taehakkokkokoko chonggyo yŏn'guso). Стр. 135–6 Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта , Получено мая , 28 Полем Он описывает жизнь Чуононсуана, последнего шамана Орокена северо -восточного Китая.
- Рейнхард, Йохан (1976) «Шаманизм и владение духом: проблема определения». В духе владения в Непале Гималаи , Дж. Хичкок и Р. Джонс (ред.), Нью -Дели: издательство Викас, с. 12–20.
- Шимамура, Иппеи, искатели корней: шаманизм и этническая принадлежность среди монгольских бурьятов. Йокохама, Япония: Шумпуша, 2014.
- Сингх, Манвир (2018). «Культурная эволюция шаманизма» . Поведенческие и мозговые науки . 41 : E66, 1–61. doi : 10.1017/s0140525x17001893 . PMID 28679454 . S2CID 206264885 . Резюме культурной эволюционной и когнитивной основы шаманизма; Опубликовано с комментариями 25 ученых (включая антропологов, философов и психологов).
- Тернер, Роберт П.; Лукофф, Дэвид; Barnhouse, Ruth Tiffany & Lu, Francis G. (1995) Религиозная или духовная проблема. Культурно чувствительная диагностическая категория в DSM-IV . Журнал нервных и психических заболеваний, том 183, № 7, с. 435–44
- Voigt, Miklós (2000). «Шаман - слово и значение». С начала мира. Исторические фольклористские исследования (на венгерском). Будапешт: издательство Universitas. стр. 41-45. ISBN 978-963-9104-39-6 Полем В главе обсуждается этимология и значение слова «шаман».
- Винкельман, Майкл (2000). Шаманизм: нейронная экология сознания и исцеления . Westport, CT: Bergen & Dedy. ISBN 978-963-9104-39-6 Полем Основная работа по эволюционному и психологическому происхождению шаманизма.
- Витцель, Майкл (2011). «Шаманизм в северной и южной Евразии: их отличительные методы и изменение сознания» (PDF) . Информация о социальных науках . 50 (1): 39–61. doi : 10.1177/0539018410391044 . S2CID 144745844 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джозеф Кэмпбелл , Маски Божьи: примитивная мифология. 1959; Перепечатка, Нью -Йорк и Лондон: книги «Пингвин», 1976. ISBN 978-0-14-019443-2
- Харнер, Майкл, «Путь Шамана: Руководство по власти и исцелению», Harper & Row Publishers, NY 1980
- Ричард де Милле, изд. Документы Дона Хуана: дальнейшие противоречия Кастанеды. Санта-Барбара, Калифорния: Росс-Эриксон, 1980.
- Джордж Деверо, «Шаманы как нейротики» , американский антрополог , New Series, Vol. 63, № 5, часть 1. (октябрь 1961 г.), с. 1088–90.
- Джей Кортни Фикс, Карлос Кастанеда: академический оппортунизм и психоделические шестидесятые , Millennia Press, Канада, 1993 ISBN 978-0-9696960-0
- Åke Hultkrantz (почетный редактор): Шаман . Журнал Международного общества шаманских исследований
- Филипп Дженкинс, ловцы мечты: как мейнстрима Америки обнаружила родную духовность. Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета, 2004. ISBN 978-0-19-516115-1
- Алиса Кехо, шаманы и религия: антропологическое исследование в критическом мышлении. 2000. Лондон: Waveland Press. ISBN 978-1-57766-162-7
- Дэвид Чарльз Маннерс , в тени ворон . (Содержит из первых рук отчеты о непальской традиции джанкри) Оксфорд: Signal Books, 2011. ISBN 978-1-904955-92-4 .
- Джордан Д. Бумага, духи пьяны: сравнительные подходы к китайской религии , Олбани, Нью -Йорк: Государственный университет Нью -Йорк Пресс, 1995. ISBN 978-0-7914-2315-8 .
- Смит, Фредерик М. (2006). Самостоятельно одержима: божество и дух владение в южноазиатской литературе . Издательство Колумбийского университета, ISBN 978-0-231-13748-5 . Стр. 195-202.
- Барбара Тедлок, Time и Highland Maya , U. New Mexico Press, 1992. ISBN 978-0-8263-1358-4
- Сильвия Томашашкова, Взэдрад Шаманы: предварительный хвост идеи , Калифорнийская издательство, 2013. ISBN 978-0-520-27532-4
- Мишель Вебер , « Шаманизм и прото-заботеваность », в Рене Лебрун, Жюльен де Вос и дю. Van Quickelberghe (Eds), Deus Unicus . Труды конференции «на происхождении монотеизма и религиозного скептицизма», организованного в Лувейн-Ла-Нейве 7 и 8 июня 2013 года Центром истории кардинальных религий, Жюльен Рис [Кардиналис Жюльен Рис и Пьер Бордрейл в память],] Turnhout, Brepols, Coll. Homo Regirecus Series II, 14, 2015, стр. 247–60.
- Андрей Знаменски, Шаманизм в Сибири: российские записи сибирского духовности. Дордрех и Бостон: Kluwer/Springer, 2003. ISBN 978-1-4020-1740-7
- Андрей Знаменски, красота примитивного: шаманизм и западное воображение. Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета, 2007. ISBN 978-0-1951-7231-7
- Чонхо Ким (18 января 2018 г.), корейский шаманизм , doi : 10.4324/9781315198156 , Wikidata Q116984658
- Ким, Эндрю Енги. (2000). «Христианство, шаманизм и модернизация в Южной Корее». Перекрестная тока . 50 (1/2): 112–119. ISSN 0011-1953 . JSTOR 24461237 . Wikidata Q116984667 .
- Лорел Кендалл (сентябрь 1996 г.). «Корейские шаманы и духи капитализма». Американский антрополог . 98 (3): 512–527. doi : 10.1525/aa.1996.98.3.02a00060 . ISSN 0002-7294 . Wikidata Q116984704 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]


- Эффективность благотворительной организации, защищающей традиционные культуры в северном Таиланде
- Chuonnasuan (Meng Jin Fu), последний шаман орокена северо -восточного Китая, Ричард Нолл и Кун Ши ( копия интернет -архива из
- Мошенничество в Нью -Эйдре и пластиковые шаманы , организация, посвященная предупреждению искателей о мошеннических учителях, и помогает им избежать эксплуатации или участия в эксплуатации
- Шаманские исцеляющие ритуалы Татьяны СЭМ, Русский музей этнографии
- Шаманизм и образ тевтонского божества, А. Асбджорн Джона
- Шаманизм в Сибири - фотографии Стандарки Крупар
- Исследования на сибирском шаманизме и религиях финно -гарских народов Aado Lintrop, Народная вера и медиа-группа Эстонского литературного музея
- Взгляд из верховьев Герардо Рейхель-Долматофф Амазонская коренные народы и экология
- Samgaldai NGO -благотворительная некоммерческая неправительственная организация для сохранения традиционных монгольских традиционных шаманских практик и ритуалов, действующих в Монголии.