Jump to content

Бхакти

(Перенаправлено с Бхакти )

Бхакти ( санскрит : भक्ति ; пали : бхатти ) — это термин, распространенный в индийских религиях , который означает привязанность, привязанность, преданность, доверие, почтение, поклонение, благочестие, веру или любовь. [ 1 ] В индийских религиях это может относиться к любящей преданности личному Богу (например, Кришне или Деви ), бесформенной высшей реальности (например, Ниргуна Брахман или сикхский Бог ) или просветленному существу (например, Будде , бодхисаттве или гуру) . ). [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Бхакти часто представляет собой глубоко эмоциональную преданность, основанную на отношениях между преданным и объектом преданности. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]

Одно из самых ранних упоминаний этого термина встречается в ранней буддийской Тхерагатхе ( «Стихи старейшин »). [ 11 ] В древних текстах, таких как « Шветашватара-упанишада» , этот термин просто означает участие, преданность и любовь к любому начинанию, тогда как в « Бхагавад-гите » он обозначает один из возможных путей духовности и к мокше , как в бхакти-марге . [ 12 ]

Идеи бхакти вдохновили многие популярные тексты и поэтов-святых в Индии. текст , Например, «Бхагавата-пурана» — это связанный с Кришной и связанный с движением бхакти в индуизме. [ 13 ] Бхакти встречается и в других религиях, исповедуемых в Индии. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] и это повлияло на взаимодействие между христианством и индуизмом в современную эпоху. [ 17 ] [ 18 ] Ниргуни-бхакти (преданность божественному без атрибутов) встречается в сикхизме , а также в индуизме. [ 19 ] [ 7 ] За пределами Индии эмоциональная преданность встречается в некоторых Юго-Восточной и Восточной Азии . буддийских традициях [ 4 ] [ 5 ] [ 20 ]

Этот термин также относится к движению , инициированному тамильскими альварами и наянарами , которое развилось вокруг богов Вишну ( вайшнавизм ), Шивы ( шиваизм ) и Деви ( шактизм ) во второй половине I тысячелетия нашей эры. [ 2 ] [ 3 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]

Элементы преданности, подобные бхакти, были частью различных мировых религий на протяжении всей истории человечества. [ 25 ] Практики поклонения встречаются в христианстве, [ 25 ] [ 26 ] Ислам, [ 27 ] [ 28 ] буддизм [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] и иудаизм. [ 25 ] [ 32 ]

Терминология

[ редактировать ]

Санскритское слово «бхакти» происходит от глагольного корня «бхадж-» , что означает «поклоняться, обращаться, прибегать к чему-то», или «бхандж-», что означает «ломать». [ 13 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] Это слово также означает «привязанность, преданность, привязанность, почтение, вера или любовь, поклонение, благочестие к чему-либо как к духовному, религиозному принципу или средству спасения». [ 1 ] [ 36 ]

Значение термина Бхакти аналогично Каме, но отличается от него . Кама означает эмоциональную связь, иногда с чувственной преданностью и эротической любовью. Бхакти, напротив, духовно, это любовь и преданность религиозным концепциям или принципам, которая задействует как эмоции, так и интеллект. [ 37 ] Карен Печелис утверждает, что слово «бхакти» следует понимать не как некритическую эмоцию, а как преданное участие. [ 37 ] Она добавляет, что в концепции бхакти в индуизме участие включает в себя одновременное напряжение между эмоциями и мышлением, «эмоции для подтверждения социального контекста и временной свободы, интеллект для обоснования опыта в вдумчивом, сознательном подходе». [ 37 ] Того, кто практикует бхакти, называют бхактой . [ 38 ]

Термин бхакти в ведической санскритской литературе имеет общее значение «взаимной привязанности, преданности, нежности, преданности», например, в человеческих отношениях, чаще всего между возлюбленным-возлюбленным, другом-другом, царем-подданным, родителем-ребенком. . [ 13 ] Преданность духовному учителю ( Гуру ) может называться гуру-бхакти . [ 39 ] [ 40 ] или личному Богу, [ 13 ] [ 41 ] или для духовности без формы ( ниргуна ). [ 42 ]

По словам шри-ланкийского буддийского ученого Санатха Нанаяккары, в английском языке нет ни одного термина, который бы адекватно переводил или представлял концепцию бхакти в индийских религиях. [ 43 ] Такие термины, как «преданность, вера, преданная вера» отражают определенные аспекты бхакти , но они означают гораздо больше. Это понятие включает в себя чувство глубокой привязанности, привязанности, но не желание, потому что «желание эгоистично, привязанность бескорыстна». Некоторые ученые, утверждает Нанаяккара, связывают это с саддхой (санскрит: Шраддха ), что означает «вера, доверие или уверенность». Однако бхакти может означать самоцель или путь к духовной мудрости. [ 43 ]

Термин Бхакти относится к одному из нескольких альтернативных духовных путей к мокше (духовной свободе, освобождению, спасению) в индуизме. [ 44 ] и это называется бхакти маргой или бхакти йогой . [ 45 ] [ 46 ] Другие пути — это Джняна марга (путь знания), Карма марга (путь дел), Раджа марга (путь созерцания и медитации). [ 44 ] [ 47 ]

литературе термин бхакти обычно переводят как «преданность» В востоковедной . [ 48 ] Авторы колониальной эпохи по-разному описывали бхакти как форму мистицизма или «примитивной» религиозной преданности мирян с монотеистическими параллелями. [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] Однако современные ученые утверждают, что «преданность» — это вводящий в заблуждение и неполный перевод слова «бхакти » . [ 52 ] [ 53 ]

Многие современные ученые подвергают сомнению эту терминологию, и большинство из них теперь рассматривают термин бхакти как одну из нескольких духовных точек зрения, возникших в результате размышлений о ведическом контексте и индуистском образе жизни. Бхакти в индийских религиях — это не ритуальная преданность Богу или религии, а участие в пути, включающем поведение, этику, нравы и духовность. [ 52 ] Это включает в себя, среди прочего, очищение своего ума, познание Бога, участие в Боге и усвоение Бога. [ 52 ] Все чаще в научной литературе вместо «преданности» появляется термин «участие» как толкование термина «бхакти» . [ 52 ] [ 53 ]

Бхакти — важный термин в сикхизме и индуизме. [ 19 ] концепции и основные духовные идеи, но бхакти ниргуни Они оба разделяют многочисленные (преданность божественному без атрибутов) особенно важна в сикхизме. [ 19 ] [ 7 ] [ 54 ] В индуизме продолжают существовать разнообразные идеи, где как сагуни , так и ниргуни- бхакти (преданность божественному с атрибутами или без них) или альтернативные пути к духовности входят в число вариантов, оставленных на выбор индуиста. [ 19 ] [ 44 ]

История индуистского бхакти

[ редактировать ]

Упанишады

[ редактировать ]

В последнем из трех эпилогических стихов Шветашватара -упанишады (6.23), датируемом 1-м тысячелетием до нашей эры, слово Бхакти используется следующим образом: [ 55 ] [ 56 ]

йасья деве пара бхактих йатха деве татха гурау.
тасйайте катхита хйартхах пракашанте махатманах [ 57 ]

Тот, кто имеет высшую бхакти Дэвы ( Бога ), как и его Дэва , так и для своего Гуру (учителя),
Тому, кто обладает возвышенным духом, эти учения будут просветляющими.

Этот стих является одним из самых ранних случаев использования слова Бхакти в древнеиндийской литературе и был переведен как «любовь к Богу». [ 49 ] [ 58 ] Ученые [ 59 ] [ 60 ] спорили, является ли эта фраза подлинной или она была добавлена ​​​​в Упанишады позже, и означают ли термины «Бхакти» и «Дева» в этом древнем тексте то же самое, что и в современную эпоху. Макс Мюллер утверждает, что слово Бхакти появляется в этой Упанишаде только один раз, и это тоже в одном последнем стихе эпилога могло быть более поздним дополнением и не могло быть теистическим, поскольку это слово позже использовалось в гораздо более поздних Сандилья-сутрах . [ 61 ] Грирсон и Карус отмечают, что первый стих эпилога 6.21 Шветашватара-упанишады также примечателен использованием слова Дева Прасад (देवप्रसाद, милость или дар Бога), но добавляют, что Дева в эпилоге Шветашватара-упанишады относится к «пантеистический Брахман » и заключительная заслуга мудрец Шветашватара в стихе 6.21 может означать «дар или милость его Души». [ 49 ]

Постведическое движение

[ редактировать ]

По мнению ученых, бхакти - это постведическое движение, которое развилось в основном в эпоху индуистских эпосов и пуран в индийской истории (конец первого тысячелетия до нашей эры - начало первого тысячелетия нашей эры). [ 62 ] [ 63 ]

Бхагавад -гита — первый текст, в котором слово «бхакти» явно используется для обозначения религиозного пути, используя его как термин для обозначения одного из трех возможных религиозных подходов или йог (т. е. бхакти-йоги ). [ 64 ]

« Бхагавата -пурана» (сосредотачивающаяся на бхакти Кришны ) развивает эту идею более подробно: [ 13 ] В то время как Шветашватара Упанишада представляет свидетельства гуру-бхакти (преданности своему духовному учителю). [ 45 ] [ 65 ]

Движение Бхакти

[ редактировать ]
Наммалвар , считающийся самым выдающимся из двенадцати альваров ( святых тамильских поэтов ок. 5-9 веков н.э.), чьи гимны собраны в Налайира Дивья Прабандхам.
Бенгальская иллюстрация Кришна-бхакты Чайтаньи Махапрабху XV века, исполняющего киртан , молитвенное пение и танцы на улицах Навадвипа , Бенгалия.

Движение бхакти представляло собой быстрый рост бхакти, впервые начавшийся во второй половине I тысячелетия нашей эры из Тамилнада на юге Индии с Шайва- наянарами. [ 23 ] и вайшнавы Альвары . Их идеи и практики вдохновляли поэзию и преданность бхакти по всей Индии в XII-XVIII веках нашей эры. [ 22 ] [ 23 ] Альвары («погруженные в Бога») были святыми-вайшнавами, которые бродили от храма к храму, воспевая хвалу Вишну. Они прославляли божественные обители Вишну и обратили многих людей в вайшнавизм . [ 23 ]

Мира (Мирабай) (около 1498-1546) была одним из самых значительных поэтов-святых в движении вайшнавского бхакти. [ 66 ]

Как и Альвары, поэты Шайва Наянар были влиятельными. « Тирумурай» , сборник гимнов шестидесяти трех поэтов-наянаров, до сих пор имеет большое значение в Южной Индии. Гимны трех самых выдающихся поэтов, Аппара (7 век н.э.), Кампантара (7 век) и Сундарара (9 век), были собраны в Теварам , первые тома Тирумурая . Странствующий образ жизни поэтов помог создать храмы и места паломничества и распространить преданность Шиве. [ 67 ] Ранние тамильско-шиваитские поэты-бхакти цитировали Кришну Яджурведу . [ 68 ] Альвары и Наянары сыграли важную роль в распространении традиции бхакти. Ссылки в « Бхагавата -пуране » на южноиндийских святых Альваров, наряду с акцентом на бхакти , побудили многих ученых приписать ему южноиндийское происхождение, хотя некоторые ученые сомневаются, исключают ли эти доказательства возможность того, что движение бхакти имело параллельное развитие в других частях. Индии. [ 69 ] [ 70 ]

Ученые утверждают, что движение бхакти , сосредоточенное на Вишну, Шиве, Шакти и других божествах, которое развилось и распространилось в Индии, возникло в ответ на приход ислама в Индию примерно в 8 веке нашей эры. [ 71 ] и последующее религиозное насилие . [ 2 ] [ 3 ] [ 72 ] Эта точка зрения оспаривается другими учеными. [ 72 ]

Движение бхакти охватило восточную и северную Индию, начиная с пятнадцатого века, достигнув своего зенита между 15 и 17 веками нашей эры. [ 73 ] По словам Паттона Берчетта, четырьмя ключевыми особенностями этого раннего современного движения бхакти на севере Индии были:

Прежде всего, эти сообщества были объединены отличительной ориентацией на личную преданность Божественному, в отличие от других традиционных столпов индийской религиозности, таких как знания , ритуалы или практика йоги или аскетизма . Эта преданность имела место в контексте интимных, любовных отношений с Божественным, в которых обычно считалось, что каста, класс или пол не имеют места. Это было бхакти, которое нашло свое наиболее характерное выражение в (а) контексте духовного общения ( сатсанг ) с другими преданными (бхактами), (б) пении, (в) идиоме страстной любви (шрингара/мадхурья). или болезненное разлука (вираха), и (г) воспоминание – в медитации, декламации, пении и песне – о имя (имена) Бога. Во-вторых, эти новые религиозные общины Индии Великих Моголов были одинаковыми в создании и исполнении религиозных произведений, написанных на местных языках, помнящих деяния Бога (особенно Кришны и Рама ) и образцовых бхакт. В-третьих, важным во всех этих общинах было исполнение и сборник песен, приписываемых известным поэтам-бхакти, таким как Кабир, Райдас и Сурдас. Наконец, несмотря на многочисленные различия, подавляющее большинство авторов-бхакти и сектантских общин в Северной Индии раннего Нового времени объединились, чтобы сформулировать религиозную чувствительность, отличную от определенных (и часто явно противостоящих им) Тантрические парадигмы религиозности. [ 74 ]

Поэзия и идеи бхакти повлияли на многие аспекты индуистской культуры, религиозной и светской, и стали неотъемлемой частью индийского общества. [ 23 ] Оно распространило свое влияние на суфизм . [ 75 ] Христианство , [ 15 ] и джайнизм . [ 16 ] Сикхизм был основан Гуру Нанаком в 15 веке, в период движения бхакти, и ученые называют его сектой бхакти индийских традиций. [ 76 ]

Такие святые, как Мирабай , Сурдас , Нарсинх Мехта, составили несколько бхаджанов, которые стали для многих путем к бхакти и которые повсеместно поются даже сегодня. Святой современного века Шри Девендра Гия (Кака) сочинил около 10 000 гимнов. Эти гимны связаны с бхакти, знанием, преданностью, верой, самоанализом и честностью. [ 77 ]

Это движение традиционно считалось влиятельной социальной реформой в индуизме и обеспечивало альтернативный путь к духовности, ориентированный на человека, независимо от касты рождения или пола. [ 73 ] Ученые- постмодернисты подвергают сомнению эту традиционную точку зрения и вопрос о том, было ли когда-либо движение Бхакти социальной реформой или каким-либо восстанием. [ 78 ] Они предполагают, что движение Бхакти было возрождением, переработкой и реконтекстуализацией древних ведических традиций. [ 79 ]

Виды и классификации

[ редактировать ]

Бхакти Йога

[ редактировать ]

Бхагавад -гита представляет бхакти-йогу в сочетании с карма-йогой и гьяна-йогой . [ 80 ] [ 81 ] в то время как Бхагавата Пурана расширяет бхакти-йогу, предлагая девять конкретных видов деятельности для бхакти-йога. [ 82 ] Бхакти в Бхагавад-гите предлагала альтернативу двум доминирующим в то время религиозным практикам: изоляции саньясина и практике религиозных ритуалов. [ 83 ] Бхакти-йога описывается Свами Вивеканандой как «путь систематизированной преданности для достижения единения с Абсолютом». [ 84 ] В различных главах, включая двенадцатую главу « Бхагавад-гиты» , Кришна описывает бхакти-йогу как один из путей к высшим духовным достижениям. [ 85 ] Например, в шестой главе Гиты о бхакти-йоге говорится следующее:

Йог, который, утвердившись в единстве, почитает Меня как пребывающего во всех существах,
Как бы он ни поступал, Пребывает во Мне.

Тот, кто видит равенство во всем, По образу своего собственного Я, Арджуна,
Будь то удовольствие или боль, Его считают высшим йогом.

Из всех йогов Тот, кто слил свое внутреннее Я со Мной,
Почитает меня, полный веры, Считается самым преданным Мне. [ 86 ]

Шандилья Бхакти Сутра и Нарада Бхакти Сутра определяют преданность, подчеркивают ее важность и превосходство и классифицируют ее формы. [ 87 ] [ 88 ] [ 89 ]

По словам Раманы Махариши , бхакти — это «предательство сердца божественному». Ее можно практиковать как дополнение к самоисследованию одним из четырех способов: [ 90 ]

  1. Атма-бхакти: преданность своей атме (Высшему Я)
  2. Ишвара-Бхакти: преданность бесформенному существу (Богу, Космическому Господу)
  3. Ишта Девата-Бхакти: преданность личному Богу или богине.
  4. Гуру-Бхакти: преданность Гуру

Девять форм бхакти

[ редактировать ]

« Бхагавата-пурана» (стих 7.5.23) учит девяти формам бхакти:

  1. шравана (слушание древних текстов)
  2. киртан (молитва)
  3. смарана (вспоминание учений древних текстов)
  4. пада-севана (служение стопам)
  5. арчана (поклонение)
  6. намаскар или вандана (поклон божественному)
  7. дасья (служение божественному)
  8. сакхьятва (дружба с божественным)
  9. атма-ниведана (самопредание божественному)

« Бхагавата-пурана» описывает множество примеров бхакти, например, тех, которые проявляли Прахлада и гопи . Поведение гопи в « Бхагавата-пуране» иллюстрирует суть бхакти. Разлучившись с Кришной, гопи практиковали преданность, слушая его рассказы ( шравана ), восхваляя его славные деяния ( киртана ) и совершая другие действия, чтобы держать его в своих мыслях. [ 91 ] [ 92 ]

भावास

[ редактировать ]

Традиционный индуизм говорит о пяти различных бхавах или « аффективных сущностях». [ 93 ] В этом смысле бхавы — это различные позиции, которые преданный принимает в соответствии со своим индивидуальным темпераментом, чтобы в той или иной форме выразить свою преданность Богу. [ 94 ] Различные бхавы :

  1. шанта , спокойная любовь к Богу;
  2. дасья , отношение слуги;
  3. сакхья , отношение друга;
  4. ватсалья , отношение матери к своему ребенку;
  5. мадхурья , отношение женщины к своему возлюбленному. [ 94 ]

Известно, что несколько святых практиковали эти бхавы . Говорят , что мистик девятнадцатого века Рамакришна практиковал эти пять бхав . [ 95 ] Отношение Ханумана к богу Раме считается дасья бхавой . [ 96 ] Сближение Арджуны и мальчиков-пастушков Вриндавана с богом Кришной считается сакхья-бхавой . [ 95 ] [ 97 ] Радхи Любовь к Кришне – это мадхурья-бхава . [ 95 ] приемной матери Кришны Яшоды Отношение к нему является примером ватсалья-бхавы . [ 98 ] В «Чайтанья-чаритамрите» упоминается, что Чайтанья пришел распространять четыре духовных чувства Враджа-локи: дасья, сакхья, ватсалья и шрингара . Шрингара – это отношения интимной любви.

В поклонении бхакти ритуалы в первую очередь направлены на физические образы. Термины « мурти » и « виграхам » обычно используются в индуизме для описания этих изображений. Мурти обозначает объект особой формы, который символизирует форму или проявление определенного божества, бога или богини. Ритуал, называемый пранапратишта, выполняется перед поклонением мурти, внося прану (жизненную силу) в изображение и приглашая бога или богиню поселиться в мурти. [ 99 ]

В других религиях

[ редактировать ]
Дерево Бодхи , под которым Гаутама Будда достиг Просветления, было основным местом буддийского бхакти с самого раннего периода буддизма.
Рельеф на северных воротах ступы Санчи номер 1, изображающий преданных и музыкантов, поклоняющихся ступе , в которой находились реликвии Будды. [ 100 ]

Бхакти ( бхатти на пали ) всегда было распространенным аспектом буддизма совершались подношения, простирания, песнопения, а также индивидуальные или групповые молитвы , где Будде и бодхисаттвам . [ 4 ] [ 101 ] или другим буддийским божествам . [ 102 ] По словам Карела Вернера, буддийское бхакти «зародилось в самые ранние времена». [ 5 ] Возможно, самое раннее упоминание термина бхатти во всей индийской литературе встречается в ранней буддийской Тхерагатхе ( «Стихи старейшин »). [ 11 ] Таким образом, Хар Даял пишет, что бхакти «было неотъемлемой частью буддийского идеала с древнейших времен». [ 11 ] Джон С. Стронг пишет, что центральным значением индийского буддийского бхакти было «воспоминание о Будде» (санскрит: буддханусмрити ). [ 6 ]

Одной из самых ранних форм буддийской религиозной практики была ранняя буддийская традиция поклонения Будде посредством ступ и телесных реликвий ( шарира ). [ 103 ] Позже (примерно после третьего века нашей эры) преданность с использованием изображений Будды также стала очень популярной формой бхакти Будды. [ 104 ]

Шриланкийский ученый Индумати Карунаратна отмечает, что значение бхатти менялось на протяжении всей истории буддизма. [ 105 ] В ранних буддийских источниках, таких как « Тхерагата» , [ 106 ] бхатти означало «верную приверженность [буддийской] религии» и сопровождалось знанием. Однако позже этот термин приобрел значение развитой формы эмоциональной преданности. Таким образом, это чувство преданности отличалось от раннего буддийского взгляда на веру . [ 107 ]

Согласно Санатху Нанаяккаре, раннее буддийское прибежище и преданность означали принятие Будды как идеал, которым нужно жить, а не более позднее чувство самоотдачи. Но уже в комментарии к Абхидхаммы тексту «Пуггалапанньятти» упоминается, что буддийский преданный должен развивать свою саддху до тех пор, пока она не станет бхадди , чувством, не упомянутым в более ранних текстах и, вероятно, находящимся под влиянием индуистской идеи бхакти . Есть случаи, когда комментатор Буддхагхоша упоминает о принятии прибежища в Будде в смысле простого поклонения, что указывает на исторический сдвиг в значении. Будды Аналогичные изменения в буддийской преданности произошли в отношении поклонения реликвиям и изображениям Будды . [ 108 ]

В более поздней литературе, ориентированной на веру, такой как Аваданы , вере отводится важная роль в буддийской доктрине. Тем не менее, вера ( шраддха ) обсуждается в других контекстах, чем преданность ( бхакти ). Бхакти часто пренебрежительно используется для описания актов поклонения божествам, которые часто считаются неэффективными и неподходящими для буддиста. Также бхакти явно связано с человеком как объектом, тогда как шраддха меньше связана с человеком, а больше связана с правдивостью и истиной. Шраддха фокусируется на таких идеях, как действие кармы и передача заслуг . [ 109 ] Одним из источников индийской буддийской преданности является Дивьявадана , в которой основное внимание уделяется огромному количеству заслуг ( пунья ), получаемых от подношений Буддам, ступам и другим буддийским святым местам . [ 110 ]

Этот текст противопоставляет веру в Будду бхакти мирским божествам (таким как индуистские боги), и в данном случае он рассматривает бхакти как нечто для тех, кто менее развит духовно. [ 111 ] Однако в других отрывках этот термин используется положительно, и в одной истории мудрец Упагупта говорит демону Маре :

Даже очень небольшая часть бхакти [к Будде] в результате предлагает мудрым нирвану. Короче говоря, те злые дела, которые ты [Мара] совершил здесь с Мудрецом, когда твой ум был слеп от заблуждения, все это было смыто обильными водами шраддхи , вошедшими в твое сердце. - Дивьявадана 360.1–4 [ Ашокавадана 22.7–9] [ 112 ] [ 111 ]

В XI веке бенгальский буддийский ученый Раманчандра Кавибхарати написал труд о буддийском бхакти, названный « Бхакти Шатака». [ 113 ]

Сегодня аффективная преданность остается важной частью буддийской практики, даже в буддизме Тхеравады. По словам Уинстона Кинга, исследователя Тхеравады в Мьянме , «теплое, индивидуальное, эмоциональное» бхакти было частью бирманской буддийской традиции, за исключением монашествующих и мирских интеллектуалов. [ 114 ] [ 115 ] Будда Иисуса ценится обычными набожными буддистами так же, как католики ценят . Ортодоксальные учителя склонны сдерживать преданность Будде, но для набожного буддийского населения «качество очень глубокой преданности» было и остается частью реальной практики. Это можно наблюдать, утверждает Кинг, в «множествах пагод, поклоняющихся изображениям Будды» и в подношениях, которые они делают перед изображением и нигде больше. [ 114 ]

В буддизме Махаяны

[ редактировать ]
Тибет: Пожилая тибетская женщина держит молитвенное колесо на Лхасе паломническом маршруте Баркхор в . Баркхор, четырехугольник улиц, окружающих храм Джоканг , является одновременно духовным сердцем священного города и главным торговым районом для тибетцев.
Бхакти ( пали : бхатти) [ 20 ] ) в буддийском храме, Тибет.
Преданные поют перед изображением Гуаньинь (женской формы Авалокитешвары ) в храме Луншань , Тайбэй , Тайвань .
Непальские буддисты участвуют в процессии Гунла Баджан (разновидность непальской буддийской религиозной песни) в Катманду , Непал .

Богатый религиозный подход развился в индийском буддизме Махаяны , и его можно найти в почитании трансцендентного Будды Амитабхи из буддизма Чистой Земли и бодхисаттв, таких как Манджушри , Авалокитешвара (известный как Гуаньинь в Восточной Азии и Ченрезиг в Тибете) и богиня Тара . [ 116 ] [ 105 ] [ 117 ] [ 118 ] Источники Махаяны, такие как Лотосовая сутра, описывают Будду как любящего отца всех существ и призывают всех буддистов поклоняться ему. [ 119 ]

Махаянское бхакти также привело к появлению храмов, в которых размещалось центральное изображение Будды, что стало нормой в период Гуптов . [ 120 ] Индийский буддизм Махаяны эпохи Гупта подчеркивал бхакти по отношению к Будде как главную добродетель и широко использовал изображения Будды, которые часто сопровождаются сопровождающими его бодхисаттвами. [ 120 ]

На эти новые разработки в буддийском бхакти, возможно, повлияло паниндийское движение бхакти , и действительно, многие монархи Гуптов, которые были преданы религии вайшнавов- бхагават , также поддерживали буддийские храмы и основывали монастыри (в том числе такие великие, как Наланда ). [ 121 ] Буддисты конкурировали с индуистскими религиями того времени, такими как Бхагаваты и Шайвы, и они разработали буддийское бхакти, ориентированное на будд и бодхисаттв в этой религиозной среде. [ 122 ]

Махаяна интерпретирует состояние будды как трансцендентное и вечное состояние (как описано в Лотосовой суте ), а также приравнивает его к высшей реальности ( Дхармакае ). [ 108 ] Бодхисаттвы также считались чрезвычайно могущественными божествами, которые могли даровать блага и спасать людей от опасности. [ 118 ] Этот сдвиг в сторону преданности трансцендентному существу в позднем буддизме рассматривается как аналог теистических форм индуистского бхакти. [ 123 ] [ 124 ] Буддийское бхакти Махаяны также иногда было направлено на сутры Махаяны , такие как Сутра Праджняпарамиты и Сутра Лотоса . [ 125 ] [ 126 ]

Некоторые источники, такие как « Сукхавативьюхасутра» , даже утверждают, что благодаря преданности Будде Амитабхе можно достичь перерождения в его Чистой Земле , и здесь можно очиститься от всей негативной кармы и в конечном итоге достичь состояния будды. По существу, они делают бхакти Будды центральным элементом своей сотериологии . Бхакти в этих сутрах заменяет создание хорошей кармы и развитие пути в пользу преданности Будде Амитабхе, который может привести человека к освобождению в Чистой Земле. [ 108 ] В конечном итоге это стало рассматриваться как отдельный путь к освобождению, собственная марга , часто называемая «легким путем». Текст, приписываемый Нагарджуне , * Dasabhumikavibhāsā (кит.: Shí zhù pípóshā lùn 十住毘婆沙論, T.1521) учит «легкой практике», которая заключается в постоянном памятовании о Буддах. [ 127 ]

Все эти идеи стали основой для дальнейшего развития восточноазиатского буддизма Чистой Земли .

Махаянское буддийское бхакти основано на махаянских идеалах бодхисаттвы , бодхичитты ( ума, направленного на пробуждение на благо всех существ) и искусных средств ( упайи ). [ 118 ] Практики бхакти Махаяны включают различные формы ритуальных пудж и молитв. Махаянская форма практики Буддханусмрити (памятования о Будде) могла включать в себя практики визуализации, а повторение имен Будды или бодхисаттвы (как в нианфо ) также было распространенным методом религиозной практики, которому учат во многих индийских источниках. [ 124 ]

Одним из распространенных форматов пуджи и молитв в индийской Махаяне было «семичастное поклонение» ( саптангапуджа или саптавидха ануттарапуджа ). [ 128 ] Это часто включало в себя различные подношения цветов, еды, ароматов и музыки. [ 129 ] Эта ритуальная форма видна в произведениях Шантидевы (8 век) и включает: [ 130 ]

  • Вандана (поклонение, поклон)
  • Пуджа (ритуальное поклонение с подношениями и т. д.)
  • Сарана-гамана (обращаясь к прибежищу )
  • Пападесана (исповедание плохих поступков)
  • Пуньянумодана (радование заслугам себя и других)
  • Адхьесана (молитва, мольба) и ячана (мольба) – просьба к буддам и бодхисаттвам продолжать проповедовать Дхарму.
  • Атмабхавади-паритьягах (предание) и паринамана (передача своих заслуг на благо других)

Преданность буддам и бодхисаттвам продолжала оставаться основной частью более поздних Ваджраяны . буддийских традиций тантры [ 118 ] Буддизм Ваджраяны также добавил к своему учению еще одну форму бхакти: гуру-бхакти (т.е. гуру-йога ), преданность тантрическому гуру . В Индии практиковались различные формы преданности, в том числе тантрические песни реализации, называемые Чарьагитис . Впервые они возникли в так называемых Чарьяпадах средневекового бенгальского сахаджийя буддизма . [ 131 ]

Таким образом, как в тибетском буддизме , так и в восточноазиатском буддизме сохраняется сильная традиция преданного почитания различных будд и бодхисаттв (что включает в себя совершение подношений и пение их имен или мантр ), и это одна из самых популярных форм мирского буддизма. упражняться. [ 102 ]

Джайнизм

[ редактировать ]

Бхакти была распространенной древней практикой в ​​различных джайнских сектах, где учёному Тиртханкару ( Джине ) и человеческим гуру почитались подношениями, песнями и молитвами Арати . [ 132 ]

Джайнизм участвовал в школе бхакти средневековой Индии и имеет богатую традицию литературы бхакти ( ставан ), хотя они менее изучены, чем традиции индуистской традиции. [ 133 ] джайнов Сутра Авасьяка включает в себя среди этических обязанностей преданного чтение «гимнов хвалы Тиртханкарам» в качестве второго Обязательного действия. Он объясняет это бхакти как одно из средств разрушения негативной кармы. По словам Пола Дандаса , такие текстовые ссылки на религиозную деятельность предполагают, что бхакти было необходимой частью джайнизма с раннего периода. [ 134 ]

По словам Джеффри Д. Лонга , наряду с сильным акцентом на этике и аскетических практиках, религиозность джайнизма имеет сильную традицию бхакти или преданности, как и их индуистские аналоги. Сообщество джайнов строило богато украшенные храмы и гордилось общественной преданностью своим мастерам, святым и учителям. Абхисекха , праздничные молитвы, общественные концерты и Мурти-пуджа (ритуалы перед изображением) являются примерами интегрированного бхакти в джайнской практике. Однако некоторые джайнские монахи отвергают бхакти. [ 135 ] [ 136 ] [ 137 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б См. Монье-Вильямс , Санскритский словарь , 1899 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Бхакти , Британская энциклопедия (2009)
  3. ^ Перейти обратно: а б с Карен Печелис (2011), «Традиции бхакти», в The Continuum Companion to Hindu Studies (редакторы: Джессика Фрейзер, Гэвин Флад), Bloomsbury, ISBN   978-0826499660 , стр. 107–121
  4. ^ Перейти обратно: а б с Дональд Свирер (2003), Буддизм в современном мире: адаптация древней традиции (редакторы: Гейне и Пребиш), Oxford University Press, ISBN   978-0195146981 , страницы 9–25.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Карел Вернер (1995), Божественная любовь: исследования бхакти и религиозного мистицизма, Routledge, ISBN   978-0700702350 , страницы 45-46.
  6. ^ Перейти обратно: а б Стронг, Джон С. (2017). Легенда и культ Упагупты: санскритский буддизм в Северной Индии и Юго-Восточной Азии, с. 117. Издательство Принстонского университета.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Хардип Сьян (2014), в Оксфордском справочнике по сикхским исследованиям (редакторы: Пашаура Сингх, Луи Э. Фенек), Oxford University Press, ISBN   978-0199699308 , стр. 178.
  8. ^ Ганс Г. Киппенберг; Им Б. Койпер; Энди Ф. Сандерс (1990). Концепции личности в религии и мысли . Вальтер де Грюйтер. п. 295. ИСБН  978-3-11-087437-2 . , Цитата: "Основы эмоционального преданности (бхакти) были заложены на юге Индии во второй половине первого тысячелетия нашей эры (...)".
  9. ^ Индира Вишванатан Петерсон (2014). Стихи Шиве: Гимны тамильских святых . Издательство Принстонского университета. стр. 4, сноска 4. ISBN  978-1-4008-6006-7 .
  10. ^ ДеНаполи, Антуанетта (2018). «Обретение Бога через «банкноту в сто рупий»: Ниргуна-бхакти и религиозный опыт среди индуистских отрекшихся в Северной Индии» . Религии . 9 (12): 408. дои : 10.3390/rel9120408 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с Даял, Дар (1970). Доктрина бодхисаттвы в буддийской санскритской литературе, с. 32. Мотилал Банарсидасс.
  12. ^ Джон Лохтефельд (2014), Иллюстрированная энциклопедия индуизма , Rosen Publishing (Нью-Йорк), ISBN   978-0823922871 , стр. 100-1. 98–100. См. также статьи о бхактимарге и гьянамарге.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и Катлер, Норман (1987). Песни опыта . Издательство Университета Индианы. п. 1. ISBN  978-0-253-35334-4 .
  14. ^ Флуд, Гэвин Д. (2003). Блэквеллский спутник индуизма . Уайли-Блэквелл. п. 185. ИСБН  978-0-631-21535-6 .
  15. ^ Перейти обратно: а б Нил, Стивен (2002). История христианства в Индии, 1707–1858 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 412. ИСБН  978-0-521-89332-9 .
  16. ^ Перейти обратно: а б Келтинг, Мэри Уитни (2001). Пение джинам: джайнские мирянки, пение Мандаха и переговоры о джайнской преданности . Издательство Оксфордского университета. п. 87. ИСБН  978-0-19-514011-8 .
  17. ^ А. Фрэнк Томпсон (1993), Индо-христианский диалог: перспективы и встречи (редактор: Гарольд Кауард), Motilal Banarsidass Publishers, ISBN   978-8120811584 , стр. 176–186
  18. ^ Карен Печелис (2014), Воплощение бхакти , Oxford University Press, ISBN   978-0195351903 , см. главу «Введение».
  19. ^ Перейти обратно: а б с д Лоренцен 1995 , стр. 1–2.
  20. ^ Перейти обратно: а б Карунаратна, Индумати (2000). "Преданность" . В Маласекере, Гунапала Пиясена (ред.). Энциклопедия буддизма . Том. IV. Правительство Цейлона. п. 435.
  21. ^ Райнхарт, Робин (2004). Современный индуизм: ритуал, культура и практика . АВС-КЛИО. п. 45. ИСБН  978-1-57607-905-8 .
  22. ^ Перейти обратно: а б Флуд, Гэвин (1996). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета . стр. 131 . ISBN  978-0-521-43878-0 .
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и Эмбри, Эйнсли Томас ; Стивен Н. Хэй; Уильям Теодор Де Бари (1988). Источники индийской традиции . Издательство Колумбийского университета. п. 342. ИСБН  978-0-231-06651-8 .
  24. ^ Джерри Бентли, Встречи в Старом Свете: межкультурные контакты и обмены в досовременные времена (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1993), стр. 120.
  25. ^ Перейти обратно: а б с Майкл Паскье (2011), Энциклопедия христианской цивилизации, Уайли-Блэквелл, ISBN   978-1405157629 , см. статью о преданности и религиозной литературе , два : 10.1002/9780470670606.wbecc0417
  26. ^ Л. Д. Нельсон и Рассел Р. Дайнс (1976), Влияние преданности и посещаемости на оказание помощи в обычных и экстренных случаях , Журнал научного изучения религии, Vol. 15, № 1, стр. 47-59
  27. ^ Г. Дж. Ларсон, Агония Индии по поводу религии: противостояние разнообразию в педагогическом образовании, SUNY Press, ISBN   978-0-7914-2411-7 , стр. 116
  28. ^ Роксана Лесли Юбен и Мухаммад Касим Заман (2009), Принстонские чтения по исламистской мысли, Princeton University Press, ISBN   978-0691135885 , страницы 21–23.
  29. ^ Минору Киёта (1985), Мысль Татхагатагарбхи: основа буддийской преданности в Восточной Азии , Японский журнал религиоведения, Том. 12, № 2/3, стр. 207-231
  30. ^ Пори Парк (2012), Возвращенная преданность: новое отображение сакральной географии в современном корейском буддизме , Журнал корейских религий, Vol. 3, № 2, стр. 153-171
  31. ^ Аллан Эндрюс (1993), Миряне и монашеские формы преданности чистой земле: типология и история , Numen, Vol. 40, № 1, стр. 16-37
  32. ^ Энтони М. Стивенс-Арройо (1998), Эволюция марианской преданности в христианстве и иберо-средиземноморском государстве , Журнал научного изучения религии, Том. 37, № 1, стр. 50-73
  33. ^ Печилис Прентисс, Карен (1999). Воплощение Бхакти . США: Издательство Оксфордского университета. п. 24. ISBN  978-0-19-512813-0 .
  34. ^ Вернер, Карел (1993). Любовь Божественная: исследования бхакти и религиозного мистицизма . Рутледж. п. 168. ИСБН  978-0-7007-0235-0 .
  35. ^ Джон Боукер «Бхакти». Краткий Оксфордский словарь мировых религий. Энциклопедия.com. 16 октября 2020 г. https://www.encyclepedia.com .
  36. ^ Бхакти -санскритский словарь английского языка, Кельнский университет, Германия
  37. ^ Перейти обратно: а б с Карен Печелис (2014), Воплощение бхакти, Oxford University Press, ISBN   978-0195351903 , страницы 19–21.
  38. ^ Карен Печелис (2014), Воплощение бхакти, Oxford University Press, ISBN   978-0195351903 , стр. 3
  39. ^ Шивананда, Свами (2004). Гуру Бхакти Йога . Общество Божественной Жизни. ISBN  978-81-7052-168-6 .
  40. ^ Вивекананда, Свами (1970). Полное собрание сочинений Свами Вивекананды . Адвайта Ашрам. п. 62.
  41. ^ Нойснер, Джейкоб (2003). Мировые религии в Америке: введение . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 128. ИСБН  978-0-664-22475-2 .
  42. ^ Карен Печилис Прентисс (2014), Воплощение бхакти, Oxford University Press, ISBN   978-0195351903 , стр. 21.
  43. ^ Перейти обратно: а б Нанаяккара 1966 , стр. 678–80.
  44. ^ Перейти обратно: а б с Джон Мартин Сахаджананда (2014), Полностью человек, полностью божественный, Куропатка Индия, ISBN   978-1482819557 , стр. 60.
  45. ^ Перейти обратно: а б Клостермайер, Клаус (1989). Обзор индуизма . СУНИ Пресс. стр. 210–212. ISBN  978-0-88706-807-2 .
  46. ^ Карен Печелис (2014), Воплощение бхакти, Oxford University Press, ISBN   978-0195351903 , страницы 14–15, 37–38.
  47. ^ К.Н. Тивари (2009), Сравнительное религиоведение, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120802933 , стр. 31.
  48. ^ Карен Печилис Прентисс (2014), Воплощение бхакти, Oxford University Press, ISBN   978-0195351903 , страницы 15–24.
  49. ^ Перейти обратно: а б с Пол Карус, Монист в Google Книгах , страницы 514–515.
  50. ^ Д. Г. Мандельбаум (1966), Трансцендентальные и прагматические аспекты религии, американский антрополог, 68 (5), страницы 1174–1191.
  51. ^ DC Скотт (1980), Индуистское и христианское бхакти: общий человеческий ответ на священное, Indian Journal of Theology, 29 (1), страницы 12-32
  52. ^ Перейти обратно: а б с д Карен Печилис Прентисс (2014), Воплощение бхакти, Oxford University Press, ISBN   978-0195351903 , страницы 23–24.
  53. ^ Перейти обратно: а б Линдси Джонс, изд. (2005). Гейл Энциклопедия религии . Том. 2. Томсон Гейл. стр. 856–857. ISBN  978-0-02-865735-6 .
  54. ^ Мандаир (2011), Время и создание религии в современном сикхизме, во Времени, истории и религиозном воображении в Южной Азии (редактор: Энн Мерфи), Routledge, ISBN   978-0415595971 , страницы 188-190.
  55. ^ Пол Деуссен, Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120814684 , стр. 326.
  56. ^ Макс Мюллер, Шветашватара Упанишад , Упанишады, Часть II, Oxford University Press, стр. 267
  57. Шветашватара Упанишада 6.23 Wikisource
  58. ^ WN Brown (1970), Человек во Вселенной: некоторые преемственности в индийской мысли, University of California Press, ISBN   978-0520017498 , страницы 38-39.
  59. ^ Пол Деуссен, Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120814684 , страницы 301-304.
  60. ^ Макс Мюллер, Шветашватара Упанишада , Oxford University Press, страницы xxxii – xlii
  61. ^ Макс Мюллер, Шветашватара Упанишада , Oxford University Press, страницы xxxiv и xxxvii.
  62. ^ «Сегодняшний научный консенсус склонен рассматривать бхакти как постведическое развитие, которое произошло в основном в переломные годы эпосов и Пуран». Карен Печилис Прентисс (2014), Воплощение бхакти, Oxford University Press, ISBN   978-0195351903 , стр. 17.
  63. ^ Монье Монье-Вильямс ; Эрнст Леуманн (1899). Санскритско-английский словарь, составленный этимологически и филологически: с особым упором на родственные индоевропейские языки (новое изд.). Оксфорд: Кларендон. OCLC   152275976 .
  64. ^ Карен Печилис Прентисс (2014), Воплощение бхакти, Oxford University Press, ISBN   978-0195351903 , стр. 5
  65. ^ Сингх, Р. Радж (2006). Бхакти и философия . Лексингтонские книги. п. 28. ISBN  978-0-7391-1424-7 .
  66. ^ С.М. Пандей (1965), Мирабаи и ее вклад в движение бхакти , История религий, Том. 5, № 1, стр. 54-73
  67. ^ Олсон, Карл (2007). Многоцветие индуизма: тематико-историческое введение . Издательство Университета Рутгерса . п. 231. ИСБН  978-0-8135-4068-9 .
  68. ^ Карен Печилис Прентисс (2014), Воплощение бхакти, Oxford University Press, ISBN   978-0195351903 , страницы 17–18.
  69. ^ Шеридан, Дэниел (1986). Адвайтический теизм Бхагавата-пураны . Колумбия, Миссури: Книги Южной Азии. ISBN  978-81-208-0179-0 .
  70. ^ ван Буйтенен, JA B (1996). «Архаизм Бхагавата Пураны» . В СС Шаши (ред.). Энциклопедия Индика . Публикации Anmol PVT. ООО. стр. 28–45. ISBN  978-81-7041-859-7 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  71. ^ Примечание: самые ранние даты прибытия оспариваются учеными. Они варьируются от 7-го по 9-й век, от мусульманских торговцев, поселившихся в прибрежных районах Индийского полуострова, до мусульман, ищущих убежища в Тамил Наду, до набегов Мухаммеда бин Касима на северо-запад Индии . См.: Аннемари Шиммель (1997), Ислам на Индийском субконтиненте, Brill Academic, ISBN   978-9004061170 , страницы 3–7; Андре Винк (2004), Аль-Хинд: создание индо-исламского мира, издательство Brill Academic Publishers, ISBN   90-04-09249-8
  72. ^ Перейти обратно: а б Джон Стрэттон Хоули (2015), Буря песен: Индия и идея движения бхакти, издательство Гарвардского университета, ISBN   978-0674187467 , страницы 39–61.
  73. ^ Перейти обратно: а б Карин Шомер и У.Х. Маклеод (1987), Святые: исследования религиозной традиции Индии, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120802773 , страницы 1–2.
  74. ^ Берчетт, Паттон (2019) Генеалогия преданности - бхакти, тантра, йога и суфизм в Северной Индии , стр. 2-3. Издательство Колумбийского университета.
  75. ^ Флуд, Гэвин Д. (2003). Блэквеллский компаньон индуизма . Уайли-Блэквелл . п. 185. ИСБН  978-0-631-21535-6 .
  76. ^ У. Оуэн Коул и Пиара Сингх Самбхи (1997), Популярный словарь сикхизма: сикхская религия и философия, Routledge, ISBN   978-0700710485 , стр. 22.
  77. ^ «БХААВ САМАДХИ ВИЧААР САМАДХИ – КАКА БХАДЖАНЫ» . Какабхаджанс.орг . Проверено 11 июня 2022 г.
  78. ^ Карен Печилис Прентисс (2014), Воплощение бхакти, Oxford University Press, ISBN   978-0195351903 , страницы 10–16.
  79. ^ Карен Печилис Прентисс (2014), Воплощение бхакти, Oxford University Press, ISBN   978-0195351903 , страницы 15–16.
  80. ^ Минор, Роберт Нил (1986). Современные индийские толкователи Бхагавадгиты . СУНИ Пресс. п. 3. ISBN  978-0-88706-297-1 .
  81. ^ Глюклих, Ариэль (2008). Шаги Вишну . Издательство Оксфордского университета. п. 104. ИСБН  978-0-19-531405-2 .
  82. ^ Брайант, Эдвин Ф. (11 июля 2017 г.). Бхакти-йога: сказки и учения из Бхагавата-пураны . Фаррар, Штраус и Жиру. п. 9. ISBN  978-0-374-71439-0 .
  83. ^ Прентисс, Карен Печилис (6 января 2000 г.). Воплощение Бхакти . Издательство Оксфордского университета. п. 19. ISBN  978-0-19-535190-3 .
  84. ^ Сундарараджан, КР; Битика Мукерджи (2003). Индуистская духовность . Мотилал Банарсидасс. п. 306. ИСБН  978-81-208-1937-5 .
  85. ^ Якобсен, Кнут А., изд. (2005). Теория и практика йоги: очерки в честь Джеральда Джеймса Ларсона . Академическое издательство «Брилл». п. 351. ИСБН  978-90-04-14757-7 .
  86. ^ Кристофер Ки Чаппл (редактор) и Уинтроп Сарджант (переводчик), Бхагавад-гита: издание к двадцатипятилетию, State University of New York Press, ISBN   978-1438428420 , страницы 302-303, 318.
  87. ^ Джордж Фейерштейн ; Кен Уилбер (2002). Традиция йоги . Мотилал Банарсидасс. п. 55. ИСБН  978-81-208-1923-8 .
  88. ^ Свами Вивекананда (2006). «Бхакти-йога ». В армии П. Сена (ред.). Незаменимый Вивекананда . с восточными неграми. п. 212. ИСБН  978-81-7824-130-2 .
  89. ^ Бэри, Уильям Теодор Де; Стивен Н. Хэй (1988). «Индуизм» . Источники индийской традиции . Мотилал Банарсидасс. п. 330. ИСБН  978-81-208-0467-8 .
  90. ^ Фроули 2000 , с. 133.
  91. ^ Хаберман, Дэвид Л. (2001). Действование как путь спасения . Мотилал Банарсидасс. стр. 133–134. ISBN  978-81-208-1794-4 .
  92. ^ Бхагавата Пурана , 7.5.23-24.
  93. ^ Спивак, Гаятри Чакраворти (28 декабря 2007 г.). Другие Азии . Уайли-Блэквелл. п. 197.
  94. ^ Перейти обратно: а б Олпорт, Гордон В.; Свами Акхилананда (1999). «Ее значение для Запада». Индуистская психология . Рутледж. п. 180 .
  95. ^ Перейти обратно: а б с Ишервуд, Кристофер (1980). Рамакришна и его ученики . Веданта Пресс. стр. 111–112 . ISBN  978-0-87481-037-0 .
  96. ^ Сарма, Субрахманья (1971). Сущность индуизма . Бхаратия Видья Бхаван. п. 68.
  97. ^ Шарма, Хари Датт (1999). Слава Духовной Индии . Дорогая библиотека. стр. 95–96 . ISBN  978-81-223-0439-8 .
  98. ^ Девананд, Г.К. Учение йоги . Издательство АПХ. п. 74 .
  99. ^ Флюкигер, Джойс Буркхальтер (2015). Повседневный индуизм . Чичестер, Западный Суссекс: Уайли Блэквелл. стр. 77–86. ISBN  978-1-4051-6021-6 .
  100. ^ «Музыканты, которых обычно называют «греками» из восточных ворот Санчи» в Стоунман, Ричард (2019). Греческий опыт Индии: от Александра до индо-греков . Издательство Принстонского университета. стр. 441–444, рис. 15.6. ISBN  9780691185385 .
  101. ^ Карен Печелис (2011), «Спутник Блумсбери по индуистским исследованиям» (редактор: Джессика Фрейзер), Bloomsbury, ISBN   978-1472511515 , страницы 109-112.
  102. ^ Перейти обратно: а б Луиза Чайлд (2016). Тантрический буддизм и измененные состояния сознания: Дюркгейм, Эмоциональная энергия и видения супруги . Рутледж. стр. 138–139. ISBN  978-1-317-04677-6 .
  103. ^ Сукумар Датт (1988). Буддийские монахи и монастыри Индии: их история и вклад в индийскую культуру, с. 184. Издательство Мотилал Банарсидасс.
  104. ^ Сукумар Датт (1988). Буддийские монахи и монастыри Индии: их история и вклад в индийскую культуру, с. 191. Издательство Мотилал Банарсидасс.
  105. ^ Перейти обратно: а б Карунаратна, Индумати (2000). "Преданность" . В Маласекере, Гунапала Пиясена (ред.). Энциклопедия буддизма . Том. IV. Правительство Цейлона. стр. 435–7. [ постоянная мертвая ссылка ]
  106. ^ Нанаяккара 1966 , с. 678.
  107. ^ Нанаяккара 1966 , с. 679.
  108. ^ Перейти обратно: а б с Гокхале, Прадип. «Место бхакти в буддизме», в книге « Освещение Дхармы: буддийские исследования в честь достопочтенного профессора К.Л. Дхаммаджоти », под редакцией Тошиити Эндо, Центр буддийских исследований, Университет Гонконга, 2021 г.
  109. ^ Ротман, Энди (2008). «Получить и отдать» . Так я видел: визуализация веры в раннем индийском буддизме . Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-0-19-045117-2 .
  110. ^ Басвелл-младший, Роберт ; Лопес-младший, Дональд С. (2013). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета . п. 262. ИСБН  9781400848058 .
  111. ^ Перейти обратно: а б Ротман, Энди (2008). Так я видел: Визуализация веры в раннем индийском буддизме, с. 245. Издательство Оксфордского университета, США.
  112. ^ Санскрит: свалпапи хй атра бхактир бхавати матиматам нирванапхалада самкшепад йат критам. те вриджинам иха мунер мохандхаманаса сарвам пракшалитам тат тава хрдайе гатаих шраддхамбувисараих
  113. ^ Кеуне, Джон (2021). Общая преданность, общая еда: равенство и вопрос касты бхакти в Западной Индии, с. 49. Издательство Оксфордского университета.
  114. ^ Перейти обратно: а б Уинстон Ли Кинг (1964). Тысяча жизней далеко: буддизм в современной Бирме . Издательство Гарвардского университета. стр. 173–176. ISBN  9780674887107 .
  115. ^ Гохале, Балкришна Говинд (1981). «Бхакти в раннем буддизме» . В Леле, Дж (ред.). Традиции и современность в движениях Бхакти . Том. 31. Архив Брилла . ISBN  978-9004063709 .
  116. ^ Даял, Дар (1970). Доктрина бодхисаттвы в буддийской санскритской литературе, с. 36. Мотилал Банарсидасс.
  117. ^ Джаятиллеке, КН (1963). Ранняя буддийская теория познания (PDF) . Джордж Аллен и Анвин . п. 384. ИСБН  978-1-134-54287-1 . Архивировано из оригинала (PDF) 11 сентября 2015 года.
  118. ^ Перейти обратно: а б с д Льюис, Тодд Т. (2000). Популярные буддийские тексты из Непала: повествования и ритуалы неварского буддизма, с. 9. СУНИ Пресс.
  119. ^ Даял, Дар (1970). Доктрина бодхисаттвы в буддийской санскритской литературе, с. 34. Мотилал Банарсидасс.
  120. ^ Перейти обратно: а б Сукумар Датт (1988). Буддийские монахи и монастыри Индии: их история и вклад в индийскую культуру, стр. 193-94. Издательство Мотилал Банарсидасс.
  121. ^ Сукумар Датт (1988). Буддийские монахи и монастыри Индии: их история и вклад в индийскую культуру, с. 180, 197. Издательство Мотилал Банарсидасс.
  122. ^ Даял, Дар (1970). Доктрина бодхисаттвы в буддийской санскритской литературе, с. 38. Мотилал Банарсидасс.
  123. ^ Нанаяккара 1966 , стр. 679–81.
  124. ^ Перейти обратно: а б Норио Секидо, Преданность и Шраддха Журнал индийских и буддийских исследований Vol. 41, нет. 1 декабря
  125. ^ Эппл, Джеймс Б. «Праджняпарамита», в Энциклопедии индийских религий, изд. Арвинд Шарма (2019). Спрингер.
  126. ^ Уильямс, Пол (2009). Буддизм Махаяны: Основы доктрины, 2-е издание, с. 145. Рутледж.
  127. ^ Уильямс, Пол (2008). Буддизм Махаяны: Основы доктрины, 2-е издание, стр. 244. Рутледж.
  128. ^ Даял, Дар (1970). Доктрина бодхисаттвы в буддийской санскритской литературе, с. 54. Мотилал Банарсидасс.
  129. ^ Сукумар Датт (1988). Буддийские монахи и монастыри Индии: их история и вклад в индийскую культуру, с. 196. Издательство Мотилал Банарсидасс.
  130. ^ Даял, Дар (1970). Доктрина бодхисаттвы в буддийской санскритской литературе, стр. 54-57. Мотилал Банарсидасс Publ.
  131. ^ Баруа, доктор. Раджен. «Буддизм и Бхакти» . www.biology.com . Проверено 5 декабря 2023 г.
  132. ^ Джон Корт, Джайны в мире: религиозные ценности и идеология в Индии, Oxford University Press, ISBN, страницы 64-68, 86-90, 100-112
  133. ^ М. Уитни Келтинг (2001). Пение джинам: джайнские мирянки, мандаловое пение и переговоры о джайнской преданности . Издательство Оксфордского университета. стр. 87–88. ISBN  978-0-19-803211-3 .
  134. ^ Пол Дандас (2003). Джайны . Рутледж. стр. 170–171. ISBN  978-0-415-26605-5 .
  135. ^ Джеффри Д. Лонг (2013). Джайнизм: Введение . ИБТаурис. стр. 111–114. ISBN  978-0-85771-392-6 .
  136. ^ Шерри Фор (2015). Джайнизм: Путеводитель для растерянных . Издательство Блумсбери. стр. 91–102. ISBN  978-1-4742-2755-1 .
  137. ^ Лиза Оуэн (2012). Вырезание преданности в джайнских пещерах в Эллоре . БРИЛЛ Академик. стр. XII, 2, 12–13, 117–126. ISBN  978-90-04-20629-8 .

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 40f75d01ee7674824da1f040f8b68274__1709097780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/40/74/40f75d01ee7674824da1f040f8b68274.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bhakti - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)