Jump to content

Юрген Хабермас

(Перенаправлено с Дж. Хабермаса )

Юрген Хабермас
Хабермас в 2014 году
Рожденный
Юрген Хабермас

( 1929-06-18 ) 18 июня 1929 г. (95 лет)
Дюссельдорф , Рейнская провинция, Пруссия , Германия
Образование Боннский университет (доктор философии)
Марбургский университет ( доктор фил. хаб. )
Высота 1,98 м (6 футов 6 дюймов)
Супруг
Выход из Вессельхофта
( м. 1955)
Дети
  • Тильманн (р. 1956)
  • Ребекка (1959–2023)
  • Джудит (р. 1967)
Эра Современная философия
Область Западная философия
Школа
Основные интересы
Известные идеи
Подпись

Юрген Хабермас (англ. Великобритания : / ˈ h ɑː b er m æ s / , США : /- m ɑː s / ; [3] Немецкий: [ˈjʏʁɡn̩ ˈhaːbɐmaːs] ; [4] [5] родился 18 июня 1929) — немецкий философ и социальный теоретик, придерживающийся традиции критической теории и прагматизма . Его работа посвящена коммуникативной рациональности и публичной сфере .

Работа Хабермаса, связанная с Франкфуртской школой , сосредоточена на основах эпистемологии и социальной теории , анализе развитого капитализма и демократии, верховенстве закона в критическом социально-эволюционном контексте , хотя и в рамках традиции естественного права . [6] и современная политика, особенно немецкая политика . Теоретическая система Хабермаса посвящена раскрытию возможности разума , эмансипации и рационально-критической коммуникации, скрытых в современных институтах и ​​в человеческой способности обдумывать и преследовать рациональные интересы. Хабермас известен своей работой над концепцией современности , особенно в отношении дискуссий о рационализации, первоначально изложенных Максом Вебером . Он находился под влиянием американского прагматизма , теории действия и постструктурализма .

Биография

[ редактировать ]

Хабермас родился в Дюссельдорфе , Рейнская провинция , в 1929 году. [7] Он родился с расщелиной неба и в детстве дважды перенес корректирующую операцию. [8] Хабермас утверждает, что нарушение речи заставило его по-другому взглянуть на важность глубокой зависимости и общения. [9] Он вырос в Гуммерсбахе .

Будучи подростком, на него сильно повлияла Вторая мировая война . До окончания гимназии Хабермас жил в Гуммерсбахе , недалеко от Кёльна . Его отец, Эрнст Хабермас, был исполнительным директором Кельнской торгово-промышленной палаты и был описан Хабермасом как сторонник нацистов, а с 1933 года — член нацистской партии НСДАП . Сам Хабермас был юнгфолькфюрером , лидером немецкого Юнгфолька , который был частью Гитлерюгенда . Он вырос в стойко протестантской среде , его дед был директором семинарии в Гуммерсбахе. Он учился в университетах Геттингена (1949/50), Цюриха (1950/51) и Бонна (1951–54) и получил докторскую степень по философии в Бонне в 1954 году, написав диссертацию о конфликте между «Абсолютным» и История в Шеллинга мысли , озаглавленная «Das Absolute und die Geschichte». Von der Zwiespältigkeit в книге Шеллингса Денкена («Абсолют и история: о расколе в мысли Шеллинга»). [10] В его диссертационный комитет входили Эрих Ротакер и Оскар Беккер . [10]

С 1956 года он изучал философию и социологию под руководством критических теоретиков Макса Хоркхаймера и Теодора В. Адорно в университета имени Гете Франкфуртского Институте социальных исследований , но из-за разногласий между ними по поводу его диссертации Хоркхаймер выдвинул неприемлемые требования к пересмотр, а также его собственная вера в то, что Франкфуртская школа была парализована политическим скептицизмом и пренебрежением к современной культуре , [11] он получил степень магистра политических наук в Марбургском университете под руководством марксиста Вольфганга Абендрота . Его абилитационная работа называлась Strukturwandel der Öffentlichkeit. Untersuchungen zu einer Kategorie der bürgerlichen Gesellschaft (опубликовано в английском переводе в 1989 году под названием « Структурная трансформация публичной сферы : исследование категории буржуазного общества »). Это подробная социальная история развития буржуазной публичной сферы от ее зарождения в салонах XVIII века до ее трансформации под влиянием капиталистических средств массовой информации . В 1961 году он стал приват-доцентом в Марбурге, и — что было весьма необычно для немецкой академической сцены того времени — ему предложили должность «экстраординарного профессора» (профессора без кафедры) философии в Гейдельбергском университете ( по инициативе Ханса-Георга Гадамера и Карла Лёвита ) в 1962 году, что он принял. В том же году он впервые получил серьезное внимание общественности в Германии, опубликовав свою докторскую степень. В 1964 году при решительной поддержке Адорно Хабермас вернулся во Франкфурт, чтобы занять кафедру философии и социологии Хоркхаймера. Философ Альбрехт Веллмер был его помощником во Франкфурте с 1966 по 1970 год.

He accepted the position of Director of the Max Planck Institute for the Study of the Scientific-Technical World in Starnberg (near Munich) in 1971, and worked there until 1983, two years after the publication of his magnum opus, The Theory of Communicative Action. He was elected a Foreign Honorary Member of the American Academy of Arts and Sciences in 1984.[12]

Habermas then returned to his chair at Frankfurt and the directorship of the Institute for Social Research. Since retiring from Frankfurt in 1993, Habermas has continued to publish extensively. In 1986, he received the Gottfried Wilhelm Leibniz Prize of the Deutsche Forschungsgemeinschaft, which is the highest honour awarded in German research. He also holds the position of "permanent visiting" professor at Northwestern University in Evanston, Illinois, and "Theodor Heuss Professor" at The New School, New York.

Habermas was awarded the Prince of Asturias Award in Social Sciences of 2003. Habermas was also the 2004 Kyoto Laureate[13] in the Arts and Philosophy section. He traveled to San Diego and on 5 March 2005, as part of the University of San Diego's Kyoto Symposium, gave a speech entitled The Public Role of Religion in Secular Context, regarding the evolution of separation of church and state from neutrality to intense secularism. He received the 2005 Holberg International Memorial Prize (about €520,000). In 2007, Habermas was listed as the seventh most-cited author in the humanities (including the social sciences) by The Times Higher Education Guide, ahead of Max Weber and behind Erving Goffman.[14] Bibliometric studies demonstrate his continuing influence and increasing relevance.[15]

Jürgen Habermas was the father of Rebekka Habermas (1959–2023), historian of German social and cultural history and professor of modern history at the University of Göttingen.

Teacher and mentor

[edit]

Habermas was a famed teacher and mentor. Among his most prominent students were the pragmatic philosopher Herbert Schnädelbach (theorist of discourse distinction and rationality), the political sociologist Claus Offe (professor at the Hertie School of Governance in Berlin), the social philosopher Johann Arnason (professor at La Trobe University and chief editor of the journal Thesis Eleven), the social philosopher Hans-Herbert Kögler (Chair of Philosophy at the University of North Florida), the sociological theorist Hans Joas (professor at the University of Erfurt and at the University of Chicago), the theorist of societal evolution Klaus Eder, the social philosopher Axel Honneth, the political theorist David Rasmussen (professor at Boston College and chief editor of the journal Philosophy & Social Criticism), the environmental ethicist Konrad Ott, the anarcho-capitalist philosopher Hans-Hermann Hoppe (who came to reject much of Habermas's thought),[16] the American philosopher Thomas McCarthy, the co-creator of mindful inquiry in social research Jeremy J. Shapiro, the political philosopher Cristina Lafont (Harold H. and Virginia Anderson Professor of Philosophy at Northwestern University), and the assassinated Serbian prime minister Zoran Đinđić.

Philosophy and social theory

[edit]

Habermas has constructed a comprehensive framework of philosophy and social theory drawing on a number of intellectual traditions:[17]

Jürgen Habermas considers his major contribution to be the development of the concept and theory of communicative reason or communicative rationality, which distinguishes itself from the rationalist tradition, by locating rationality in structures of interpersonal linguistic communication rather than in the structure of the cosmos. This social theory advances the goals of human emancipation, while maintaining an inclusive universalist moral framework. This framework rests on the argument called universal pragmatics—that all speech acts have an inherent telos (the Greek word for "purpose")—the goal of mutual understanding, and that human beings possess the communicative competence to bring about such understanding. Habermas built the framework out of the speech-act philosophy of Ludwig Wittgenstein, J. L. Austin and John Searle, the sociological theory of the interactional constitution of mind and self of George Herbert Mead, the theories of moral development of Jean Piaget and Lawrence Kohlberg, and the discourse ethics of his Frankfurt colleague and fellow student Karl-Otto Apel.

Habermas's works resonate within the traditions of Kant and the Enlightenment and of democratic socialism through his emphasis on the potential for transforming the world and arriving at a more humane, just, and egalitarian society through the realization of the human potential for reason, in part through discourse ethics. While Habermas has stated that the Enlightenment is an "unfinished project," he argues it should be corrected and complemented, not discarded.[19] In this he distances himself from the Frankfurt School, criticizing it, as well as much of postmodernist thought, for excessive pessimism, radicalism, and exaggerations.[19]

В рамках социологии основным вкладом Хабермаса стала разработка комплексной теории социальной эволюции и модернизации, в которой основное внимание уделялось разнице между коммуникативной рациональностью и рационализацией, с одной стороны, и стратегической/ инструментальной рациональностью и рационализацией, с другой. Сюда входит критика с коммуникативной точки зрения теории социальных систем , основанной на дифференциации, разработанной Никласом Луманом , учеником Талкотта Парсонса .

Его защита современности и гражданского общества была источником вдохновения для других и считается основной философской альтернативой разновидностям постструктурализма. Он также предложил влиятельный анализ позднего капитализма .

Хабермас воспринимает рационализацию, гуманизацию и демократизацию общества с точки зрения институционализации потенциала рациональности, присущего коммуникативной компетентности , уникальной для человеческого вида . Хабермас утверждает, что коммуникативная компетентность развивалась в ходе эволюции, но в современном обществе она часто подавляется или ослабляется тем, как основные сферы социальной жизни, такие как рынок , государство и организации , были переданы в управление. или захвачена стратегической/инструментальной рациональностью, так что логика системы вытесняет логику жизненного мира .

Реконструктивная наука

[ редактировать ]

Хабермас вводит понятие «реконструктивной науки» с двойной целью: поместить «общую теорию общества» между философией и социальной наукой и восстановить разрыв между «великим теоретизированием» и «эмпирическим исследованием».Модель « рациональных реконструкций » представляет собой основную нить исследований «структур» мира жизни («культуры», «общества» и «личности») и их соответствующих «функций» (культурное воспроизводство, социальные интеграции и социализация). С этой целью диалектика «символического изображения» «структур, подчиненных всем мирамПриходится учитывать жизнь» («внутренние отношения») и «материальное воспроизводство» социальных систем в их комплексе («внешние отношения» между социальными системами и средой обитания).

Эта модель находит применение, прежде всего, в «теории социальной эволюции», начиная от реконструкции необходимых условий филогенеза социокультурных форм жизни («гоминизация») и заканчивая анализом развития «социальные формации», которые Хабермас подразделяет на примитивные, традиционные, современные и новейшие формации.«Настоящая статья представляет собой попытку, прежде всего, формализовать резюмированную Хабермасом модель «реконструкции логики развития» «социальных формаций» через дифференциацию жизненного мира и социальных систем (а внутри них — через «рационализацию» мира жизни" и "рост сложности социальных систем"). Во-вторых, он пытается предложить некоторые методологические разъяснения по поводу "объяснения динамики" "исторических процессов" и, в частности, по поводу "теоретических «смысл» положений эволюционной теории. Даже если немецкий социолог считает, что «рациональные реконструкции ex-post» и «модели система/окружающая среда» не могут иметь полного «историографического применения», они, безусловно, выступают в качестве общей предпосылки в аргументативной теории. структура «исторического объяснения». [20]

Публичная сфера

[ редактировать ]

В «Структурной трансформации публичной сферы » Хабермас утверждает, что до XVIII века в европейской культуре доминировала «репрезентативная» культура, где одна партия стремилась «представить» себя перед своей аудиторией, подавляя своих подданных. [21] В качестве примера «репрезентативной» культуры Хабермас утверждал, что Людовика XIV был Версальский дворец призван продемонстрировать величие французского государства и его короля, подавляя чувства посетителей дворца. [21] Хабермас определяет «представительную» культуру как соответствующую феодальной стадии развития согласно марксистской теории, утверждая, что наступление капиталистической стадии развития ознаменовало появление Öffentlichkeit (публичной сферы). [22] В культуре, характеризующейся Öffentlichkeit , возникло публичное пространство, находящееся вне контроля государства, где люди обменивались взглядами и знаниями. [23]

По мнению Хабермаса, рост газет , журналов , клубов чтения, масонских лож и кофеен в Европе XVIII века, по-разному, ознаменовал постепенную замену «репрезентативной» культуры культурой Öffentlichkeit . [23] Хабермас утверждал, что важнейшей характеристикой культуры Öffentlichkeit был ее «критический» характер. [23] В отличие от «репрезентативной» культуры, где только одна сторона была активной, а другая пассивной, культура Öffentlichkeit характеризовалась диалогом, когда люди либо встречались в беседе, либо обменивались мнениями через печатные СМИ. [23] Хабермас утверждает, что, поскольку Британия была самой либеральной страной в Европе, культура публичной сферы впервые возникла там около 1700 года, а рост Öffentlichkeit культуры происходил на протяжении большей части XVIII века в континентальной Европе. [23] По его мнению, Французская революция была во многом вызвана крахом «репрезентативной» культуры и ее заменой культурой Öffentlichkeit . [23] Хотя главной заботой Хабермаса в «Структурной трансформации публичной сферы» было разоблачение того, что он считал обманчивой природой свободных институтов на Западе, его книга оказала большое влияние на историографию Французской революции. [22]

По мнению Хабермаса, к окончательному упадку публичной сферы привели различные факторы, в том числе рост коммерческих средств массовой информации , которые превратили критичную публику в пассивную потребительскую публику; и государство всеобщего благосостояния, которое настолько глубоко слило государство с обществом, что публичная сфера была вытеснена. Это также превратило «публичную сферу» в площадку корыстной борьбы за ресурсы государства, а не в пространство для развития общественного, рационального консенсуса .

Его самая известная на сегодняшний день работа — « Теория коммуникативного действия» (1981) — основана на адаптации парадигмы AGIL Талкотта Парсонса . В этой работе Хабермас высказал критику процесса модернизации, который он рассматривал как негибкое направление, продиктованное экономической и административной рационализацией. [24] Хабермас описал, как формальные системы пронизывают нашу повседневную жизнь параллельно развитию государства всеобщего благосостояния , корпоративного капитализма и массового потребления . [24] Эти усиливающиеся тенденции рационализируют общественную жизнь. [24] Лишение избирательных прав граждан происходит по мере того, как политические партии и группы интересов становятся рационализированными, а представительная демократия заменяет демократию участия . [24] В результате границы между общественным и частным, личностью и обществом, системой и жизненным миром стираются. [24] Демократическая общественная жизнь не может развиваться там, где вопросы общественной важности не обсуждаются гражданами. [25] « Идеальная речевая ситуация » [26] требует от участников одинаковых способностей к дискурсу, социального равенства и того, чтобы их слова не были спутаны идеологией или другими ошибками. [25] В этой версии консенсусной теории истины Хабермас утверждает, что истина — это то, о чем можно было бы договориться в идеальной речевой ситуации.

Хабермас выразил оптимизм по поводу возможности возрождения публичной сферы. [27] Он видит надежду на будущее, в котором представительное национальное государство , опирающееся на демократию, будет заменено совещательным, опирающимся на демократию политическим организмом, основанным на равных правах и обязанностях граждан. [27] В такой системе, основанной на прямой демократии, активная публичная сфера необходима для дебатов по вопросам общественной важности, а также для механизма, позволяющего этому обсуждению влиять на процесс принятия решений .

Хабермас против постмодернистов

[ редактировать ]

Хабермас высказал некоторые ранние критические замечания в эссе «Модерн против постмодерна» (1981). [28] который получил широкое признание. В этом эссе Хабермас поднимает вопрос о том, следует ли нам, в свете неудач двадцатого века, «стараться придерживаться намерений Просвещения , какими бы слабыми они ни были, или же нам следует объявить весь проект современности безнадежное дело?" [29] Хабермас отказывается отказываться от возможности рационального, «научного» понимания жизненного мира.

У Хабермаса есть несколько основных критических замечаний в адрес постмодернизма :

  1. Постмодернисты неоднозначно относятся к тому, создают ли они серьезную теорию или литературу;
  2. Постмодернисты воодушевлены нормативными настроениями, но природа этих чувств остается скрытой от читателя;
  3. Постмодернизм имеет тотализирующую перспективу, которая не позволяет «дифференцировать явления и практики, происходящие в современном обществе»; [29]
  4. Постмодернисты игнорируют повседневную жизнь и ее практики, которые Хабермас считает абсолютно центральными.

Ключевые диалоги и взаимодействие с политикой

[ редактировать ]

Спор о позитивизме

[ редактировать ]

Спор о позитивизме — политико-философский спор между критическими рационалистами ( Карл Поппер , Ганс Альберт ) и Франкфуртской школой ( Теодор Адорно , Юрген Хабермас) в 1961 году о методологии социальных наук. Это переросло в широкую дискуссию в немецкой социологии с 1961 по 1969 год.

Хабермас и Гадамер

[ редактировать ]

идет полемика Между Хабермасом и Гансом-Георгом Гадамером по поводу пределов герменевтики . Гадамер завершил свой выдающийся труд « Истина и метод » в 1960 году и принял участие в дебатах с Хабермасом о возможности выхода за пределы истории и культуры, чтобы найти действительно объективную позицию для критики общества.

В 1960-е годы Гадамер поддерживал Хабермаса и выступал за то, чтобы ему предложили работу в Гейдельберге до того, как он завершит хабилитацию, несмотря на возражения Макса Хоркхаймера. Хотя они оба критиковали позитивизм, в 1970-х годах между ними возникли философские разногласия. Это разногласие расширило сферу философского влияния Гадамера. Несмотря на фундаментальные соглашения между ними, такие как начало от герменевтической традиции и возвращение к греческой практической философии, Хабермас утверждал, что акцент Гадамера на традиции и предрассудках ослепил его по отношению к идеологическому действию власти. Хабермас считал, что подход Гадамера не позволил критически осмыслить источники идеологии в обществе. Он обвинил Гадамера в том, что он придерживается догматической позиции по отношению к традиции, что затрудняет выявление искажений в понимании. Гадамер возразил, что отказ от универсального характера герменевтики является более догматической позицией, поскольку подтверждает обман, заключающийся в том, что субъект может освободиться от прошлого. [30]

Хабермас и Фуко

[ редактировать ]

Существует спор относительно того, обеспечивают ли Мишеля Фуко идеи «аналитики власти» и « генеалогии » или идеи Юргена Хабермаса « коммуникативной рациональности » и « дискурсивной этики » лучшую критику природы власти в обществе. В ходе дебатов сравниваются и оцениваются центральные идеи Хабермаса и Фуко, касающиеся вопросов власти , разума , этики , современности , демократии , гражданского общества и социальных действий .

Хабермас и Луман

[ редактировать ]

Никлас Луман предположил, что общество можно успешно анализировать с помощью теории систем . Существует конфликт между теорией коммуникативного действия Юргена Хабермаса и теорией систем Лумана.

Хабермас и Апель

[ редактировать ]

Хабермас и Карл-Отто Апель поддерживают постметафизическую универсальную моральную теорию, но расходятся во мнениях относительно природы и обоснования этого принципа. Хабермас не согласен с точкой зрения Апеля о том, что принцип является трансцендентальным условием человеческой деятельности, тогда как Апель утверждает, что это так. Каждый из них критикует позицию другого. Хабермас утверждает, что Апель слишком озабочен трансцендентальными условиями, в то время как Апель утверждает, что Хабермас недостаточно ценит критический дискурс. [31]

Хабермас и Ролз

[ редактировать ]

Идет дискуссия между Хабермасом и Джоном Ролзом . Дебаты сосредоточены вокруг вопроса о том, как заниматься политической философией в условиях культурного плюрализма, если целью политической философии является раскрытие нормативного фундамента современной либеральной демократии. Хабермас считает, что точка зрения Ролза несовместима с идеей народного суверенитета, в то время как Ролз утверждает, что политическая легитимность является исключительно вопросом здравого морального рассуждения или что формирование демократической воли было неоправданно принижено в его теории. [32] [33]

Historikerstreit (Ссора историков)

[ редактировать ]

Хабермас известен как общественный интеллектуал , а также ученый; в частности, в 1980-х годах он использовал популярную прессу для нападок на немецких историков Эрнста Нольте , Михаэля Штюрмера , Клауса Хильдебранда и Андреаса Хиллгрубера . Хабермас впервые выразил свои взгляды на вышеупомянутых историков в газете Die Zeit 11 июля 1986 года в фельетоне (разновидность эссе о культуре и искусстве в немецких газетах) под названием «Вид урегулирования ущерба». Хабермас раскритиковал Нольте, Хильдебранда, Штюрмера и Хиллгрубера за «апологетическое» историописание в отношении нацистской эпохи и за стремление «закрыть открытие Германии для Запада», которое, по мнению Хабермаса, существовало с 1945 года. [34]

Хабермас утверждал, что Нольте, Штюрмер, Хильдебранд и Хиллгрубер пытались отделить нацистское правление и Холокост от основного направления немецкой истории , объяснить нацизм как реакцию на большевизм и частично реабилитировать репутацию Вермахта (немецкой армии) во время мировой войны. II . Хабермас писал, что Штюрмер пытался создать в немецкой истории «замещающую религию», которая вместе с работами Хиллгрубера, прославляющими последние дни немецкой армии на Восточном фронте, должна была служить «своего рода окрашенной философией НАТО». с немецким национализмом». [35] По поводу заявления Хиллгрубера о том, что Адольф Гитлер хотел истребить евреев, «потому что только такая «расовая революция» могла бы обеспечить устойчивость статуса мировой державы его Рейха », Хабермас писал: «Поскольку Хиллгрубер не использует этот глагол в сослагательном наклонении, один не знает, принял ли историк и на этот раз точку зрения частностей». [36]

Хабермас писал: «Безусловное открытие Федеративной Республики для политической культуры Запада является величайшим интеллектуальным достижением нашего послевоенного периода; мое поколение должно особенно гордиться этим. Это событие не может и не должно быть стабилизировано своего рода НАТО». философия, окрашенная немецким национализмом. Открытие Федеративной Республики было достигнуто именно путем преодоления идеологии Центральной Европы, которую наши ревизионисты пытаются разогреть для нас своей геополитической барабанной дробью о «старом географическом центральном положении немцев в Европе». (Штюрмер) и «восстановление разрушенного европейского центра» (Хиллгрубер). Единственный патриотизм, который не отдалит нас от Запада, — это конституционный патриотизм». [34]

Так называемый Historikerstreit («Ссора историков») вовсе не был односторонним, поскольку Хабермас сам подвергался нападкам со стороны таких ученых, как Иоахим Фест , [37] [38] Хаген Шульце , [39] Хорст Мёллер, [40] Иммануэль Гейсс [41] и Клаус Хильдебранд. [42] В свою очередь, Хабермаса поддержали такие историки, как Мартин Бросза , [43] Эберхард Йекель , [44] Ганс Моммзен , [45] и Ганс-Ульрих Велер . [46]

Хабермас и Деррида

[ редактировать ]

Хабермас и Жак Деррида вступили в серию споров, начавшихся в 1980-х годах и завершившихся взаимопониманием и дружбой в конце 1990-х, которые продолжались до смерти Деррида в 2004 году. [47] Первоначально они вступили в контакт, когда Хабермас пригласил Дерриду выступить во Франкфуртском университете в 1984 году. В следующем году Хабермас опубликовал в «Философском дискурсе современности» статью «За пределами темпоральной философии происхождения: Деррида» , в которой он описал метод Дерриды как неспособный обеспечить основу для социальной критики. [48] Деррида, приводя в пример Хабермаса, заметил, что «те, кто обвиняли меня в сведении философии к литературе или логики к риторике… явно и тщательно избегали меня читать». [49] После окончательного опровержения Деррида в 1989 году два философа не продолжили, но, как описал это Деррида, группы в академии «вели своего рода «войну», в которой мы сами никогда не принимали участия ни лично, ни напрямую». [47]

В конце 1990-х Хабермас подошел к Дерриде на вечеринке в американском университете, где оба читали лекции. Затем они встретились в Париже за ужином, а затем приняли участие во многих совместных проектах. В 2000 году они провели совместный семинар по проблемам философии, права, этики и политики во Франкфуртском университете. [47] В декабре 2000 года в Париже Хабермас прочитал лекцию «Как ответить на этический вопрос?» у иудеев. Вопросы для конференции Жака Деррида, организованной Джозефом Коэном и Рафаэлем Загури-Орли. После лекции Хабермаса оба мыслителя вступили в очень жаркую дискуссию о Хайдеггере и возможности этики. Том конференции был опубликован в издательстве Editions Galilée (Париж) в 2002 году, а затем на английском языке в издательстве Fordham University Press (2007).

После терактов 11 сентября Деррида и Хабермас изложили свои индивидуальные мнения о событиях 11 сентября и войне с террором в книге Джованна Боррадори « Философия во время террора: диалоги с Юргеном Хабермасом и Жаком Дерридой» . В начале 2003 года и Хабермас, и Деррида очень активно выступали против предстоящей войны в Ираке ; в манифесте, который позже стал книгой « Старая Европа, Новая Европа, Ядро Европы» , они призвали к более тесному объединению государств Европейского Союза , чтобы создать державу, способную противостоять американской внешней политике . Деррида написал предисловие, в котором выразил свою безоговорочную поддержку декларации Хабермаса от февраля 2003 года («15 февраля, или Что связывает европейцев вместе: призыв к общей внешней политике, начиная с центральной Европы») в книге, которая была реакцией на Буша . требования администрации к европейским странам о поддержке в предстоящей войне в Ираке. [50]

Религиозный диалог

[ редактировать ]

Отношение Хабермаса к религии с течением времени менялось. Аналитик Филипп Портье выделяет три этапа в отношении Хабермаса к этой социальной сфере: первый, в десятилетии 1980-х, когда Юрген-младший, в духе Маркса, выступал против религии, рассматривая ее как «отчуждающую реальность» и «инструмент контроля». ; второй этап, с середины 1980-х до начала XXI века, когда он перестал обсуждать эту тему и, как светский комментатор, отнес ее к вопросам частной жизни; и третий, с тех пор и до сих пор, когда Хабермас увидел положительную социальную роль религии. [51]

В интервью 1999 года Хабермас заявил:

Для нормативного самопонимания современности христианство выступало не просто предшественником или катализатором. Универсалистический эгалитаризм , из которого возникли идеалы свободы и коллективной жизни в солидарности, автономного образа жизни и эмансипации, индивидуальной морали совести, прав человека и демократии, является прямым наследием иудейской этики справедливости и христианской этики. любви. Это наследие, практически не изменившееся, было объектом постоянного критического переосмысления и переосмысления. Альтернативы ему до сих пор нет. И в свете нынешних проблем постнациональной констелляции мы должны черпать средства к существованию сейчас, как и в прошлом, из этого вещества. Все остальное — пустые постмодернистские разговоры. [52] [53] [54]

Оригинал оспариваемой цитаты на немецком языке (с сайта Хабермас-форума):

Христианство было не просто предшественником или катализатором нормативного образа современности. Эгалитарный универсализм, из которого возникли идеи свободы и солидарности, автономной жизни и эмансипации, индивидуальной морали совести, прав человека и демократии, является прямым наследием еврейской этики справедливости и христианской любви. Не изменившееся по сути, это наследие подвергалось критике и переосмысливалось снова и снова. Альтернативы этому сегодня по-прежнему нет. Даже принимая во внимание нынешние проблемы постнациональной констелляции, мы продолжаем опираться на эту суть. Все остальное — постмодернистские разговоры.

- Юрген Хабермас, Время переходов (2001), с. 174ф.

Это утверждение неверно цитируется в ряде статей и книг, где вместо этого цитируются слова Хабермаса:

Христианство, и ничто иное, является окончательной основой свободы, совести, прав человека и демократии, эталонов западной цивилизации. На сегодняшний день у нас нет других вариантов. Мы продолжаем питаться из этого источника. Все остальное — постмодернистская болтовня. [55] [56]

В своей книге Zwischen Naturalismus und Religion (Между натурализмом и религией, 2005) Хабермас заявил, что силы религиозной силы в результате мультикультурализма и иммиграции стали сильнее, чем в предыдущие десятилетия, и, следовательно, существует потребность в толерантности. которую следует понимать как улицу с двусторонним движением: светские люди должны терпеть роль религиозных людей на общественной площади и наоборот. [57] [58]

В начале 2007 года издание Ignatius Press опубликовало диалог между Хабермасом и тогдашним префектом Конгрегации доктрины веры Священной канцелярии Йозефом Ратцингером (избранным Папой Бенедиктом XVI в 2005 году) под названием «Диалектика секуляризации» . Диалог состоялся 14 января 2004 г. по приглашению обоих мыслителей Католической академии Баварии в Мюнхене. [59] В нем рассматривались такие современные вопросы, как:

В этих дебатах стал очевиден сдвиг Хабермаса, в частности, его переосмысление общественной роли религии. Хабермас заявил, что он писал как «методологический атеист», а это означает, что, занимаясь философией или общественными науками, он ничего не предполагал относительно конкретных религиозных убеждений. Тем не менее, пока он писал с этой точки зрения, его меняющаяся позиция в отношении роли религии в обществе привела его к некоторым сложным вопросам и, как следствие, к уступке некоторых позиций в его диалоге с будущим Папой, что, казалось бы, имело последствия, которые еще больше усложнили его позицию. говорит о коммуникативно-рациональном решении проблем современности. Хабермас считает, что даже для самоидентифицированных либеральных мыслителей «исключать религиозные голоса из общественной жизни является в высшей степени нелиберальным ».

Кроме того, Хабермас популяризировал концепцию « постсекулярного » общества, имея в виду нынешние времена, когда идея современности воспринимается как неудачная, а порой и морально несостоятельная, так что вместо расслоения или разделения возникает новое Для взаимного обучения необходимо стремиться к мирному диалогу и сосуществованию между верой и разумом. [60]

Социалистический диалог

[ редактировать ]

Хабермас встал на сторону других комментаторов Маркса 20-го века, таких как Ханна Арендт , которые выразили обеспокоенность ограничениями тоталитарных взглядов, часто связанных с переоценкой Марксом освободительного потенциала производительных сил. Арендт представила это в своей книге «Истоки тоталитаризма» , а Хабермас расширяет эту критику в своих трудах о функциональном редукционизме в жизненном мире в своей книге « Жизненный мир и система: критика функционалистского разума» . Как утверждает Хабермас:

…традиционный марксистский анализ… сегодня, когда мы пользуемся средствами критики политической экономии… больше не может делать четких предсказаний: для этого все равно пришлось бы предполагать автономию самовоспроизводящейся экономической системы. Я не верю в такую ​​автономию. Именно по этой причине законы, управляющие экономической системой, уже не идентичны тем, которые анализировал Маркс. Конечно, это не означает, что было бы неправильно анализировать механизм, управляющий экономической системой; но для того, чтобы ортодоксальная версия такого анализа была обоснованной, необходимо игнорировать влияние политической системы. [17]

Хабермас подтвердил позицию, согласно которой Маркса и его теорию классовой борьбы опровергло «умиротворение классового конфликта» государством всеобщего благосостояния , которое развилось на Западе «с 1945 года» благодаря «реформисту, опирающемуся на инструменты кейнсианской экономической теории». ". [61] [62] Итальянский философ и историк Доменико Лосурдо раскритиковал основную мысль этих утверждений как «отмеченную отсутствием вопроса, который должен был быть очевидным: было ли появление государства всеобщего благосостояния неизбежным результатом тенденции, присущей капитализму ? Или это было результатом политической и социальной мобилизации подчиненных классов — в конечном счете классовой борьбы. Если бы немецкий философ поставил этот вопрос, возможно, он бы избежал предположения о постоянстве государства всеобщего благосостояния, неустойчивость и прогрессивный демонтаж которого теперь очевидны? каждый". [62]

Споры о войнах

[ редактировать ]

В 1999 году Хабермас обратился к войне в Косово . Хабермас защищал вмешательство НАТО в статье в Die Zeit , которая вызвала споры. [63]

В 2001 году Хабермас утверждал, что Соединенным Штатам не следует начинать войну в Ираке . [64]

13 ноября 2023 года Хабермас выступил с заявлением в поддержку Израиля военного ответа на нападение ХАМАС на Израиль , отвергнув термин «геноцид» в отношении его действий в секторе Газа . [65]

Евросоюз

[ редактировать ]

Во время европейского долгового кризиса Хабермас раскритиковал Ангелы Меркель руководство в Европе. В 2013 году Хабермас вступил в конфликт с Вольфгангом Штриком , который утверждал, что тот тип европейского федерализма, который поддерживает Хабермас, является корнем кризиса на континенте. [66]

Основные работы

[ редактировать ]
  • Структурная трансформация публичной сферы (1962) ISBN   0-262-58108-6
  • Теория и практика (1963)
  • О логике социальных наук (1967)
  • На пути к рациональному обществу (1968)
  • Технологии и наука как идеология (1968)
  • Знания и человеческие интересы (1971, немецкий 1968)
  • Кризис легитимации (1975)
  • Коммуникация и эволюция общества (1976)
  • О прагматике социального взаимодействия (1976)
  • Теория коммуникативного действия (1981)
  • Моральное сознание и коммуникативные действия (1983)
  • Философско-политические профили (1983)
  • Философский дискурс современности (1985)
  • Новый консерватизм (1985)
  • Новая безвестность: кризис государства всеобщего благосостояния (1986)
  • Постметафизическое мышление (1988)
  • Обоснование и применение (1991)
  • Между фактами и нормами: вклад в дискурсивную теорию права и демократии (1992)
  • О прагматике общения (1992)
  • Включение другого (1996)
  • Берлинская республика (1997, сборник интервью с Хабермасом)
  • Постнациональное созвездие (1998)
  • Религия и рациональность: очерки разума, Бога и современности (1998)
  • Правда и оправдание (1998)
  • Будущее человеческой природы (2003) ISBN   0-7456-2986-5
  • Старая Европа, Новая Европа, Центральная Европа (2005) ISBN   1-84467-018-X
  • Разделенный Запад (2006)
  • Диалектика секуляризации (2007, с Йозефом Ратцингером )
  • Между натурализмом и религией: философские очерки (2008)
  • Европа. Неудачный проект (2009)
  • Кризис Европейского Союза (2012)
  • Это тоже история философии (2019)
  • Новая структурная трансформация публичной сферы и совещательной политики (2023 г.)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Прагматизм» . iep.utm.edu . Интернет-энциклопедия философии.
  2. ^ Бордум, Андерс (2005). «Иммануил Кант, Юрген Хабермас и категорический императив». Философия и социальная критика . 31 (7): 851–874. дои : 10.1177/0191453705057307 .
  3. ^ "Хабермас" . Словарь английского языка Коллинза .
  4. ^ Редакция Макса Мангольда и Дудена: словарь произношения Дудена. В: Дуден в двенадцати томах. Том 6, 6-е издание, Dudenverlag, Мангейм/Лейпциг/Вена/Цюрих, 2005 г. ISBN   978-3-411-04066-7 , «Юрген», с. 446 и «Хабермас» с. 383.
  5. ^ Креч, Ева-Мария; Сток, Эберхард; Хиршфельд, Урсула; Андерс, Лутц Кристиан (2009). Словарь немецкого произношения [ Словарь немецкого произношения ] (на немецком языке). Берлин: Вальтер де Грюйтер . стр. 561 , 629. ISBN.  978-3-11-018202-6 .
  6. ^ См. Томас Купка, Теоретико-дискурсивная переформулировка классического закона разума Юргеном Хабермасом , Critical Justice 27 (1994), стр. 461–469. Преемственность традиции естественного права в то время вызывала споры, см. ответ аспиранта Хабермаса Клауса Гюнтера , Теория дискурса права или либеральное естественное право в дискурсивно-теоретическом обличии?, Critical Justice 27 (1994), стр. 470– 487.
  7. ^ «Философ, отказавшийся от премии в размере 225 000 евро от ОАЭ – DW – 03.05.2021» . dw.com . Проверено 28 марта 2024 г.
  8. ^ Симпликан, Клиффорд; Стейси (28 октября 2017 г.). «Отключение демократии: как инвалидность меняет совещательные демократические нормы». ССНН   1451092 .
  9. ^ Хабермас, Юрген (2008). "Первый". Между натурализмом и религией: философские очерки .
  10. ^ Jump up to: а б Хабермас, Юрген (1954). «Абсолют и история » Университетская библиотека Гейдельберга (на немецком языке). дои : 10.11588/DIGLIT.41402 . Проверено 3 декабря 2022 г.
  11. ^ Калхун, Крейг Дж. (2002). Современная социологическая теория . Уайли-Блэквелл . п. 352. ИСБН  0-631-21350-3 .
  12. ^ f «Книга участников, 1780–2010: Глава H» . Американская академия искусств и наук . Проверено 19 апреля 2011 г. {{cite web}}: Проверять |url= ценность ( помощь )
  13. ^ Юрген Хабермас (2004) Публичное пространство и политическая публичная сфера – биографические корни двух мотивов моей мысли. (Памятная лекция, Киото). Архивировано 4 февраля 2012 г. в Wayback Machine (стр. 2–4).
  14. ^ «Самые цитируемые авторы книг по гуманитарным наукам» . Timeshighereducation.co.uk. 26 марта 2009 года . Проверено 16 ноября 2009 г.
  15. ^ Буманн, Александр; Ихлен, Эйвинд; Аэн-Стокдейл, Крейг (4 ноября 2019 г.). «Соединяя точки: библиометрический обзор теории Хабермаса в исследованиях связей с общественностью» . Журнал коммуникационного менеджмента . 23 (4): 444–467. doi : 10.1108/JCOM-12-2018-0127 . hdl : 10852/74987 . ISSN   1363-254X . S2CID   210568613 .
  16. ^ Лью Роквелл Хоппе , введение к «Краткой истории человека» (2015), Оберн, Миссисипи: Институт Мизеса, стр. 9.
  17. ^ Jump up to: а б с Хабермас, Юрген (1981). Маленькие политические сочинения I-IV (на немецком языке). п. 500.
  18. ^ Мюллер-Дум, Стефан (2008). Юрген Хабермас . Основная биография Зуркампа. Том 38. Франкфурт: Зуркамп.
  19. ^ Jump up to: а б Кэлхун 2002 , с. 351
  20. ^ Корчиа, Лука (1 сентября 2008 г.). «Объяснительные модели сложности. Реконструкции социальной эволюции по Юргену Хабермасу» . В Бальби, С; Скепи, Г; Руссолильо, Дж; и др. (ред.). Книга кратких рефератов . Том. 7-я Международная конференция по методологии социальных наук – RC33 – Логика и методология в социологии. Неаполь, IT: Jovene Editore.
  21. ^ Jump up to: а б Бланнинг, TCW (1998) [1987]. Классовая война во Французской революции или столкновение культур? (2-е изд.). Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. п. 26.
  22. ^ Jump up to: а б Бланнинг, 1998 , стр. 26–27.
  23. ^ Jump up to: а б с д и ж Бланнинг 1998 , с. 27
  24. ^ Jump up to: а б с д и Кэлхун 2002 , с. 353
  25. ^ Jump up to: а б Кэлхун 2002 , с. 354
  26. ^ Пэйроу Шабани, Омид А. (2003). Демократия, власть и легитимность: критическая теория Юргена Хабермаса . Университет Торонто Пресс. п. 49. ИСБН  978-0-8020-8761-4 .
  27. ^ Jump up to: а б Кэлхун 2002 , с. 355
  28. ^ Хабермас, Юрген; Бен-Хабиб, Сейла (1981). «Модерн против Постмодерна». Новая немецкая критика (22): 3–14. дои : 10.2307/487859 . ISSN   0094-033X . JSTOR   487859 .
  29. ^ Jump up to: а б Ритцер, Джордж (2008). «Социологическая теория». От современной к постмодернистской социальной теории (и за ее пределами) . Нью-Йорк, Нью-Йорк: МакГроу-Хилл . стр. 567–568.
  30. ^ Бартольд, Лорен Суэйн. «Ханс-Георг Гадамер (1900—2002)» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 22 февраля 2023 г.
  31. ^ Гамвелл, Франклин И. (1997). «Хабермас и Апель о коммуникативной этике: их различие и разница, которую оно создает» . Философия и социальная критика . 23 (2): 21–45. дои : 10.1177/019145379702300202 . S2CID   144776550 .
  32. ^ Хабермас, Юрген (1995). «Примирение посредством публичного использования разума: замечания о политическом либерализме Джона Ролза». Журнал философии . 92 (3): 109–131.
  33. ^ Ролз, Джон (1995). «Политический либерализм: ответ Хабермасу». Журнал философии . 92 (3): 132–180.
  34. ^ Jump up to: а б Хабермас, Юрген (1993). «Разновидность возмещения ущерба, причиненного апологетическим тенденциям в немецкой истории». В Пайпер, Эрнст (ред.). Навсегда в тени Гитлера? . Атлантик-Хайлендс: Гуманитарная пресса . С. 34–44 [43].
  35. ^ Хабермас, Юрген (1993). «Разновидность возмещения ущерба, причиненного апологетическим тенденциям в немецкой истории». В Пайпер, Эрнст (ред.). Навсегда в тени Гитлера? . Атлантик-Хайлендс: Гуманитарная пресса . стр. 34–44 [42–43].
  36. ^ Хабермас, Юрген (1993). «Разновидность возмещения ущерба, причиненного апологетическим тенденциям в немецкой истории». В Пайпер, Эрнст (ред.). Навсегда в тени Гитлера? . Атлантик-Хайлендс: Гуманитарная пресса . стр. 34–44 [37–38].
  37. ^ Фест, Иоахим (1993). «Обремененная память: спор о несравнимости национал-социалистических массовых преступлений». В Пайпер, Эрнст (ред.). Навсегда в тени Гитлера? . Атлантик-Хайлендс: Гуманитарная пресса . стр. 63–71 [64–65].
  38. ^ Фест, Иоахим (1993). «Постскриптум, 21 апреля 1987 г.». В Пайпер, Эрнст (ред.). Навсегда в тени Гитлера? . Атлантик-Хайлендс: Гуманитарная пресса . стр. 264–265.
  39. ^ Шульце, Хаген (1993). «Вопросы, с которыми нам придется столкнуться: нет исторической позиции без национальной идентичности». В Пайпер, Эрнст (ред.). Навсегда в тени Гитлера? . Атлантик-Хайлендс: Гуманитарная пресса . С. 93–97 [94].
  40. ^ Мёллер, Хорст (1993). «То, чего не может быть, не может быть: призыв к тому, чтобы сделать споры о недавней истории фактами». В Пайпер, Эрнст (ред.). Навсегда в тени Гитлера? . Атлантик-Хайлендс: Гуманитарная пресса . стр. 216–221 [216–218].
  41. ^ Гейсс, Имануэль (1993). «На Историкерштрейт ». В Пайпер, Эрнст (ред.). Навсегда в тени Гитлера? . Атлантик-Хайлендс: Гуманитарная пресса . С. 254–258 [256].
  42. ^ Хильдебранд, Клаус, «Эпоха тиранов: история и политика. Администраторы Просвещения, риск учености и сохранение мировоззрения. Ответ Юргену Хабермасу», стр. 50–55, и «Тот, кто хочет сбежать». «Бездна будет звучать очень точно: является ли новый немецкий исторический ревизионист?» стр. 188–195 из книги «Навсегда в тени Гитлера»? ред. Пайпер (1993).
  43. ^ Бросзат, Мартин, «Там, где дороги расходятся: история не является подходящей заменой религии национализма», стр. 123–129, Навсегда в тени Гитлера? ред. Пайпер (1993), с. 127.
  44. ^ Якель, Эберхард, «Обедненная практика инсинуации: нельзя отрицать особенный аспект национал-социалистических преступлений», стр. 74–78 из книги « Навсегда в тени Гитлера»? ред. Пайпер (1993), стр. 74–75.
  45. ^ Моммзен, Ганс, «Новое историческое сознание и релятивизация национал-социализма», стр. 114–124 из книги « Навсегда в тени Гитлера»? ред. Пайпер (1993), стр. 114–115.
  46. ^ Эванс, Ричард, В тени Гитлера , Нью-Йорк: Pantheon Books, 1989, стр. 159–160.
  47. ^ Jump up to: а б с Деррида, Дж. (2006), Лассе Томассен (ред.), «Честность мысли», Читатель Деррида-Хабермаса , Чикаго III: The University of Chicago Press , стр. 302, ISBN  978-0-226-79683-3
  48. ^ Томассен, Л. «Введение: между деконструкцией и рациональной реконструкцией» в «Читатель Деррида-Хабермаса» , изд. Томассен (2006), стр. 1–7. П.2.
  49. ^ Деррида, Дж., «Существует ли философский язык?» в «Читателе Деррида-Хабермаса» под ред. Томассен (2006), стр. 35–45. стр.37.
  50. ^ Хабермас, Дж. и Деррида, Дж. «15 февраля, или Что связывает европейцев вместе: призыв к общей внешней политике, начиная с ядра Европы» в «Читатель Деррида-Хабермаса» , изд. Томассен (2006), стр. 270–277. С. 302.
  51. ^ Санчес, Розалия. 2011. 'Святой' Юрген Хабермас . Мир . Дата доступа: 10 января 2015 г.
  52. ^ Хабермас, Юрген, Религия и рациональность: Очерки разума, Бога и современности , изд. Эдуардо Мендьета, MIT Press, 2002, стр. 149. И Хабермас, Юрген, Время переходов , Polity Press, 2006, стр. 150–151.
  53. Журнал «Первые принципы» – Восстановление западной души , Уилфред М. Макклей (из IR 42:1, весна 2007 г.) – 01.01.09. Доступ: 2 декабря 2012 г.
  54. ^ Секуляризация и культурная критика: религия, нация и современность , Винсент П. Пекора. .
  55. ^ «Ошибочная цитата о Хабермасе и христианстве» . habermas-rawls.blogspot.fi . 8 июня 2009 года . Проверено 28 октября 2017 г.
  56. ^ Амвросий Их-Рен Монг. Диалог сорван: война Йозефа Ратцингера против плюралистической теологии . Wipf и Stock Publishers. п. 279
  57. ^ «Постсекулярное» общество – что это значит? Архивировано 29 марта 2009 года в Wayback Machine Юргеном Хабермасом, июнь 2008 года.
  58. ^ Эспиноза, Хавьер. «Религия в публичной сфере. Хабермас, Толанд и Спиноза» (PDF) . Университет Кастильи-Ла-Манчи. Архивировано из оригинала (PDF) 8 января 2016 года.
  59. ^ (Папст), Бенедикт XVI; Хабермас, Юрген (28 октября 2017 г.). Диалектика секуляризации: о разуме и религии . Игнатиус Пресс. ISBN  978-1-58617-166-7 . Проверено 28 октября 2017 г. - через Google Книги.
  60. ^ Бустон, Фернандо дель. 2014. Государство должно защищать религию . Коммерция. Дата доступа 10 января 2015: «Юрген Хабермас ввел термин постсекулярность. Центральная идея современности о том, что религия должна была исчезнуть, считается провалившейся и между разумом и религией устанавливаются новые отношения. Хабермас предполагает, что необходимо предпринять взаимное обучение между современными обществами и верованиями или между светским разумом и верой. Начинается новая эра взаимной терпимости. Разум не может отбросить потенциальное значение религий, и они должны рационально интерпретировать их содержание».
  61. ^ Хабермас, Юрген (1987). Теория коммуникативного действия . Том. 2. Перевод Томаса Маккарти. Маяк Пресс . п. 348.
  62. ^ Jump up to: а б Лосурдо, Доменико (2016). Классовая борьба . Пэлгрейв Макмиллан . п. 3. дои : 10.1057/978-1-349-70660-0 . ISBN  978-1-137-52387-7 . LCCN   2016940579 . S2CID   265035687 .
  63. ^ Юрген Хабермас, «Зверолюбие и человечность: война на границе между законом и моралью», Die Zeit , 29 апреля 1999 г.; на английском языке как «Зверолюдство и человечность: война на границе между законом и моралью», в книге Уильяма Бакли (редактор), Косово: противоборствующие голоса по поводу балканского вмешательства (2000).
  64. Юрген Хабермас, «Письмо в Америку», The Nation , 16 декабря 2002 г.
  65. ^ «Вы осуждаете Жижека?» . Аль Джазира . 17 декабря 2023 г.
  66. Филип Ольтерманн, «Меркель проиграла репутацию Германии по сравнению с Грецией, говорит Хабермас», The Guardian (16 июля 2015 г.)
  67. ^ «ПРЕМИЯ ВИКТОРА ФРАНКЛА» . 19 июня 2017 года. Архивировано из оригинала 19 июня 2017 года.
  68. ^ «Георг-Август-Цинн-Прейс – СПД Гессен в Интернете» . Архивировано из оригинала 24 октября 2012 года . Проверено 17 сентября 2012 г.
  69. ^ «Будущее демократии с Юргеном Хабермасом» . ЗНАЮ . Проверено 6 ноября 2013 г.
  70. ^ «Немецкий философ Хабермас отвергает книжную премию Заида ОАЭ» . АП НОВОСТИ . 2 мая 2021 г. Проверено 2 мая 2021 г.
  71. ^ ШПИГЕЛЬ, Дитмар Пипер, DER (2 мая 2021 г.). «Юрген Хабермас и пропаганда Эмиратов: можно ли поймать звездного философа?» . Зеркало (на немецком языке) . Проверено 2 мая 2021 г. {{cite news}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  72. ^ «Юрген Хабермас отклоняет награду ОАЭ из-за проблем с правами человека» . ДВ . 2 мая 2021 г.
  73. ^ «Юрген Хабермас награжден первой диалектической медалью» https://www.dialecticinstitute.org/medal/habermas.htm
  74. ^ «Хабермас» . ОРДЕН POUR LE MÉRITE (на немецком языке) . Проверено 11 июня 2023 г.
  75. ^ «Премия Скайтте отцу совещательной демократии Юргену Хабермасу» . Фонд Скайтт . Проверено 22 июля 2024 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Грегг Дэниел Миллер, Мимесис и разум: политическая философия Хабермаса . СУНИ Пресс, 2011.
Недавний анализ, подчеркивающий эстетическую силу интерсубъективной коммуникации в теории коммуникативного действия Хабермаса.
  • Юрген Хабермас: философско-политический профиль Марвина Ринтала, «Перспективы политической науки», 1 января 2002 г.
  • Юрген Хабермас , Мартин Матуштик (2001) ISBN   0-7425-0796-3
  • Постнациональная идентичность: критическая теория и экзистенциальная философия у Хабермаса, Кьеркегора и Гавела Мартина Матуштика (1993) ISBN   0-89862-420-7
  • Томас Маккарти , Критическая теория Юргена Хабермаса , MIT Press, 1978.
Высоко оцененная интерпретация на английском языке более ранних работ Хабермаса, написанная как раз в тот момент, когда Хабермас разрабатывал свою полноценную теорию коммуникации.
  • Раймонд Гойсс , Идея критической теории , издательство Кембриджского университета, 1981.
Четкое изложение ранних философских взглядов Хабермаса.
  • Дж. Г. Финлейсон, Хабермас: очень краткое введение , Oxford University Press, 2004.
Недавнее краткое введение в Хабермаса, посвященное его коммуникативной теории общества.
Обсуждение философии права Хабермаса в оригинальном немецком издании книги « Между фактами и нормами» 1992 года .
  • Андреас Доршель: «Типы действий и критерии. Хабермаса О теории коммуникативного действия , в: Journal for Philosophical Research 44 (1990), вып. 2, стр. 220–252. Критическое обсуждение типов действия у Хабермаса. На немецком языке.
  • Эрик Оддвар Эриксен и Ярл Вейгард, Понимание Хабермаса: коммуникативное действие и совещательная демократия , Continuum International Publishing, 2004 ( ISBN   0-8264-7179-X ).
Недавнее и всестороннее введение в зрелую теорию Хабермаса и ее политические последствия, как национальные, так и глобальные.
  • Александр Гильерм и В. Джон Морган, «Хабермас (1929–)-диалог как коммуникативная рациональность», глава 9 в книге «Философия, диалог и образование: девять современных европейских философов» , Рутледж, Лондон и Нью-Йорк, стр. 140–154. ISBN   978-1-138-83149-0 .
  • Детлеф Хорстер. Хабермас: Введение . Пеннбридж, 1992 ( ISBN   1-880055-01-5 )
  • Мартин Джей , Марксизм и тотальность: приключения концепции от Лукача до Хабермаса (глава 9), University of California Press, 1986. ( ISBN   0-520-05742-2 )
  • Эрнст Пайпер (редактор) «Historikerstreit»: Документирование разногласий вокруг уникальности национал-социалистического истребления евреев , Мюнхен: Пайпер, 1987, переведено на английский Джеймсом Ноултоном и Труэттом Кейтсом как « Навсегда в тени Гитлера»?: Оригинал Документы историков, Споры относительно необычности Холокоста , Атлантик-Хайлендс, Нью-Джерси: Humanities Press, 1993 ( ISBN   0-391-03784-6 ) Содержит эссе Хабермаса из Historikerstreit и реакцию различных ученых на его заявления.
  • Эдгар, Эндрю. Философия Хабермаса . Монреаль, McGill-Queen's UP, 2005.
  • Адамс, Николас. Хабермас и теология . Кембридж, Издательство Кембриджского университета, 2006.
  • Майк Сандбот , Хабермас, прагматизм и средства массовой информации , Интернет-публикация: sandbothe.net, 2008; Немецкий оригинал: О Хабермасе. Беседы с современниками, под ред. Майкла Функена, Дармштадт: Primus, 2008.
  • Мюллер-Дум, Стефан. Юрген Хабермас . Франкфурт, Зуркамп, 2008 г. (Основная биография Зуркампа, 38).
  • Современная религия? Теологические и религиозно-философские реакции на Юргена Хабермаса . Под редакцией Кнут Венцель и Томас М. Шмидт. Фрайбург, Гердер, 2009.
  • Лука Корчиа, Юрген Хабермас. Библиография: работы и исследования (1952–2013): С введением Стефана Мюллера-Дума , Арнус Эдизиони – Il Campano, Пиза, 2013.
  • Корчиа, Лука (апрель 2018 г.). Юрген Хабермас. Библиография. 1. Работы Юргена Хабермаса (1952–2018) . Кафедра политологии Пизанского университета (Италия), 156 стр .
  • Корчиа, Лука (февраль 2016 г.). Юрген Хабермас. Библиография. 2. Исследования Юргена Хабермаса (1962–2015) . Кафедра политологии Пизанского университета (Италия), 468 стр .
  • Питер Коллер, Кристиан Хибаум, Юрген Хабермас: фактичность и обоснованность , Вальтер де Грюйтер , 2016.
[ редактировать ]
Награды
Предшественник Премия Теодора В. Адорно
1980
Преемник
Предшественник Премия сына
1987
Преемник
Предшественник Премия принцессы Астурийской
по общественным наукам

2003
Преемник
Предшественник Киотская премия в области искусства и философии
2004
Преемник
Предшественник Премия Хольберга
2005
Преемник
Предшественник Премия Эразма
2013
Преемник
Предшественник Премия Клюге
2015
С: Чарльзом Тейлором
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 62856b977c4bfe16e9f8becd4b13dbfe__1722580200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/62/fe/62856b977c4bfe16e9f8becd4b13dbfe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jürgen Habermas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)