Китайская народная религия в Юго-Восточной Азии


Китайская народная религия играет динамичную роль в жизни китайцев , живущих за рубежом , поселившихся в странах этого географического региона, особенно бирманских китайцев , сингапурских китайцев , малазийских китайцев , тайских китайцев , индонезийских китайцев и китайцев Хоа . Некоторые китайские филиппинцы также до сих пор исповедуют некоторые традиционные китайские религии, помимо христианства либо римского католицизма , либо протестантизма , с которым некоторые также по-разному синкретизируют традиционные китайские религиозные практики. Китайская народная религия , этническая религия ханьцев , «шенизм» был специально придуман со ссылкой на его выражение в Юго-Восточной Азии; Другое название религии в Юго-Восточной Азии - санскритское выражение Сатья Дхарма (буквально «Закон истины»).
Китайская народная религия Юго-Восточной Азии характеризуется взаимодействием с малайскими местными религиями ( малазийскими и индонезийскими народными религиями ), принятием богов индуистского происхождения, таких как Брахма , Ганеша и Хануман , а также синкретизмом с христианством на Филиппинах . Философским формам конфуцианства и даосизма следуют, а организованные формы китайской народной веры, такие как Церковь добродетели , Игуандао и Чжэньконгизм , прочно утвердились среди китайцев Юго-Восточной Азии.
В Сингапуре около 11% всего населения являются даосами, в том числе 14,4% китайских сингапурцев, идентифицирующих себя как даосы. [ 1 ] В Малайзии около 10% китайских малазийцев исповедуют китайские народные религии, что соответствует примерно 1% населения страны. [ 2 ] Однако эти цифры могут быть значительно больше, поскольку многие народные религиозные китайцы регистрируются как «буддисты» для целей переписи населения. В Индонезии Таосу Агунг Кусумо, лидер Маджелис Агама Тао Индонезия, утверждает, что по состоянию на 2009 год в стране насчитывается 5 миллионов последователей даосизма. [ 3 ]
По стране
[ редактировать ]Индонезия
[ редактировать ]
Китайская народная религия китайских индонезийцев называется «Конфуцианство» или «Сатья Дхарма», а китайские храмы называются клетенг или вихара на индонезийском языке . Она официально признана правительством как Агама Хонгхуку или Религия Конфуция , которая была выбрана из-за политической ситуации в Индонезии до окончания правления Сухарто в 1998 году , запретившего все формы китайских религий; Индонезийские китайцы могли исповедовать только пять официально признанных религий, и многие из них в конечном итоге обратились в буддизм или христианство. Культура и религиозные права китайских индонезийцев были восстановлены только после того, как четвертый президент Индонезии Абдуррахман Вахид издал постановление, признающее «конфуцианство» среди законных религий страны. Он сказал, что:
Все религии настаивают на мире. Исходя из этого, мы могли бы подумать, что религиозная борьба за мир проста... но это не так. Глубокая проблема заключается в том, что люди неправильно используют религию в стремлении к победе и триумфу. Этот печальный факт затем приводит к конфликту с людьми других убеждений. [ 4 ]
Первая заповедь Панчасила (Пять основных принципов индонезийского государства) предусматривает веру в единого и неповторимого Бога . Конфуцианская философия способна осуществить это, поскольку Конфуций в своем учении упоминал только одного Бога — Небеса или Шанди . Небеса обладают характеристиками Юань Хэн Ли Чжэня , или Вездесущего , Всемогущего , Всеблагого , Справедливого . [ 5 ]
Учитель сказал: «Воистину велик был Яо как правитель! Насколько он был величественен! Только Небеса велики, и только Яо соответствовал им. Как велика была его добродетель! Люди не могли найти для нее названия. Как величественно Как был он славен в делах, которые он совершил! Как славен был он в изящных правилах, которые он установил!» (VIII, XIX, тр. Легге 1893:214)
Другое движение в Индонезии - Тридхарма ( санскрит : «закон трех»), синкретизирующее элементы различных религий, в том числе трех китайских учений . [ 6 ] После падения правления Сухарто здесь происходит процесс систематизации доктрин и ритуалов. [ 6 ] Храмы Тридхармы всегда состоят из трёх основных комнат: передней для Тянь или Бога , средней для главного божества храма и задней комнаты для Основателей трёх религий и их пантеона: Конфуция , Лао-цзы и Будды . В нескольких крупных городах с китайским населением, таких как Медан , Батам , Багансиапиапи и Сингкаванг, проживает значительное количество последователей китайской народной религии. В Индонезии также существует множество даосских ассоциаций.
Некоторые местные божества, неизвестные за пределами Индонезии, включают Тан Ху Син Цзинь из Баньюванги - Бали , Тан Тик Сиу из Тулунгагунга , Тан Оэй Джи Сиан Сенг или Ги Ён Конг из Рембанг -Ласема и Тей Хай Син Цзинь, которому поклоняются в прибрежных районах. города Восточной и Средней Явы.
Малайзия
[ редактировать ]

В Малайзии малазийские китайцы составляют значительную часть населения, в основном приверженцы буддизма Махаяны . Китайская традиционная религия имеет относительно значительное количество зарегистрированных последователей в штатах Саравак (6%) и Пенанг (5%). Многие другие народные религиозные китайцы регистрируются как «буддисты» в государственных опросах. называются токонг Китайские храмы на малайзийском языке .
Китайская народная религия была принесена в Малайзию китайскими эмигрантами в 15 веке с небольшими поселениями и храмом , основанными в Малакке торговцами из Хоккиена , но только в 19 веке произошла массовая миграция китайцев. Они построили храмы, посвященные своим Божествам , школы и кладбища для умерших. Китайская миграция во времена добычи олова и золота, которая была результатом высокого спроса на эти продукты, вызвала потребность в храмах для практик и религиозных ритуалов. [ 7 ]
Клановые организации в китайском иммигрантском обществе играли важную роль, где имели значение фамилии, диалект, местность и торговля. Кантонцы хоккиен , , соответственно , , теочью и хакка сформировали ассоциации линий передачи и конгси , такие как Кху Конгси и Энг Чуан Тонг Тан Конгси , которые являются массовыми сторонниками китайских зарубежных общин.
Известным культом является культ Туа Пек Конг ( 大伯公 Дабо Гонг ), который включает в себя культ На Тук Конг ( 拿督公 Наду Гонг ) и Датук Керамат местного малайского происхождения. В пантеон были включены и другие местные и тайские божества.
Таиланд
[ редактировать ]В Таиланде проживает большое количество тайских китайцев , людей китайского или частично китайского происхождения (до 14% населения страны). Большинство тех, кто следует буддизму, были интегрированы в буддийскую традицию Тхеравады в стране, и лишь незначительное меньшинство все еще исповедует китайский буддизм . Однако многие другие сохранили китайские народные религии и даосизм. [ 8 ] Несмотря на большое количество последователей и храмов, а также хотя они исповедуются свободно, эти религии не имеют государственного признания, их храмы не считаются местами поклонения, а их последователи причисляются к «буддистам Тхеравады» среди официально выпущенных религиозных деятелей. [ 8 ] В Таиланде китайские храмы называются санчао ( тайский : храм ). [ 8 ]
Как и в других странах Юго-Восточной Азии, китайская народная религия Таиланда имеет местные особенности, в том числе поклонение местным богам. [ 8 ] Крупные китайские фестивали, такие как Нянь , Чжунцю и Цинмин, широко отмечаются, особенно в Бангкоке , Пхукете и других частях Таиланда, где проживает большое количество китайцев. [ 9 ]
Китайцы в городе Пхукет известны своим девятидневным вегетарианским фестивалем с сентября по октябрь. Во время праздничного сезона верующие воздерживаются от мяса, также часто можно увидеть умерщвление плоти , китайскими медиумами а также обряды, посвященные поклонению Туа Пек Конгу . Такие традиции были развиты в 19 веке на Пхукете местными китайцами под влиянием тайской культуры. [ 10 ]
Сингапур
[ редактировать ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2022 г. ) |
Значительное количество китайских сингапурцев исповедуют даосизм , который в городе-государстве используется как синекдоха для более широкой китайской народной религии. Даосы в Сингапуре поклоняются многим Божествам, которые часто воплощаются историческими предками и подлежат сложной даосской иерархии почитания. Они также поклоняются некоторым божествам общего происхождения, в частности Нефритовому императору , Сюань Тянь Шан Ди , лорду Гуаню и Тянь Шан Шэн Му . Другие божества, которые почитаются и часто хранятся дома как благоприятные изображения, включают Фу, Лу и Шоу . Кайшен также широко почитается многими китайскими бизнесменами. Однако определенным божествам поклоняются определенные диалектные группы, и они могут не разделять общую преданность с другими китайскими диалектными группами. Одним из интересных примеров является Цин Шуй Чжу Ши (祖師公); этому конкретному божеству в основном поклоняются хоккиены, особенно из округа Аньси . буддийским бодхисаттвам, таким как Гуаньинь или Ди Занг Ван В Сингапуре широко поклоняются . Божества других национальностей, такие как Пхра Пхром , На Тук Конг (Датук Конг) или Датук Керамат Также почитаются .
Приверженцы даосизма или китайской народной религии обычно размещают свои главные алтари/святыни внутри своей гостиной. Это чаще наблюдается среди китайских семей, а не отдельных лиц. Главные Боги/Божества закреплены в центре верхнего алтаря, а табличка, посвященная Хранителям Земли/ Дичжушен (地主神), помещена в нижний алтарь. Таблички предков обычно размещаются рядом со статуями/изображениями главных богов/божеств на верхнем алтаре. Часто курильница для сжигания ароматических палочек помещается перед богами/божествами, а отдельная курильница меньшего размера помещается перед табличкой предков. Масляные лампы также можно размещать на алтарях, а подношения фруктов или цветов также размещать перед богами / Божествами в качестве подношений. также может быть алтарь, посвященный Кухонному Богу В некоторых семьях внутри кухни (灶君).
Приверженцы обычно устанавливают возле дома небольшой алтарь/святыню, выкрашенную в красный и золотой цвета, с надписью «Небесный чиновник дарует благословения» (天官赐福) или просто небольшую курильницу, наполненную пеплом, куда кладут ароматические палочки. . Он посвящен Тянь Гуну (天公)/ Нефритовому императору (玉皇大帝) и является первым алтарем, которому они будут поклоняться. После того, как они поклонились Небесам, представляющим Тянь Гун/Нефритового Императора, они перейдут к поклонению у главного алтаря Богам/Божествам, затем табличкам предков и, в конечном итоге, Стражам Земли/Дижушен. Дым, исходящий от горящих ароматических палочек, символизирует их преданность и молитву, а иногда и просьбы к богам/божествам.
Филиппины
[ редактировать ]Небольшое количество китайских филиппинцев (2%) продолжают исповедовать исключительно традиционные китайские религии . [ 11 ] Буддизм Махаяны , особенно китайский буддизм Чистой Земли , [ 12 ] даосизм , [ 13 ] и поклонение предкам (включая конфуцианство ) [ 14 ] – это традиционные китайские верования, которые по-прежнему имеют приверженцев среди китайских филиппинцев .
Буддийские и даосские храмы можно найти там, где живут китайские филиппинцы, особенно в городских районах, таких как Метро Манила . [ н 1 ] Почитание Гуаньинь ( 觀音) или Мазу (媽祖), известных на местном языке в Хоккиене как Куан-им ( хоккиен китайский : 觀音 ; Pe̍h-ōe-jī : Коан-им ) и Ма-чо ( хоккиен китайский : 媽祖 ; Pe̍h-ōe -jī : Ма-чо ) соответственно, либо в чистом виде, либо как изображение Богородицы Марии , практикуется многими китайскими филиппинцами. Например, Мазу/Ма-чо иногда называют или идентифицируют как « Богоматерь Кайсасайская » , что также является эманацией Пресвятой Девы Марии . Оба считаются эманациями друг друга, а изображения Богоматери Антиполо и Богоматери Покинутых являются дополнительными эманациями, поскольку все четыре связаны с водой и/или путешествием. [ 15 ] Кроме того, Гуань Юй также иногда известен среди китайских филиппинцев как « Санто Сантьяго » ( Сент-Джеймс ) или на хоккиенском языке как « Те Я Конг» ( хоккиенский китайский : 帝爺公 ; Pe̍h-ōe-jī : Tè-iâ-kong ). или « Куан Конг» ( хоккиен китайский : 關公 ; Pe̍h-ōe-jī : Коан-конг ). [ 16 ] Китайские филиппинцы также основали местные религиозные конфессии, такие как Церковь Белла (钟教), которая является синкретической религией с экуменической и межконфессиональной ориентацией. [ 17 ] Есть несколько выдающихся китайских храмов, таких как храм Сен Гуан (буддийский) в Маниле , храм Ма-Чо ( поклонение Мазу ) в Сан-Фернандо, Ла-Юнион , даосский храм Себу в городе Себу , буддийский храм Лон Ва в городе Давао и многие другие. вокруг страны.
Около половины (40%) всех филиппинских китайцев, независимо от религии, по-прежнему утверждают, что практикуют поклонение предкам . Китайские филиппинцы, особенно старшее поколение, имеют тенденцию отдавать дань уважения своим умершим предкам хотя бы раз в год, посещая храм, местное китайское кладбище или традиционные места захоронений, такие как Китайское кладбище Манилы для жителей метро Манилы. , часто зажигали свечи , благовония и бумажные деньги с благовониями подношения, такие как определенные фрукты или тетрапакеты фруктовых соков , преподносили умершим , и украшали надгробия, мавзолеи и таблички предков с помощью бумаги с благовониями . В китайских филиппинских мавзолеях или могильниках часто есть алтари Хоуту (后土) , где зажигаются свечи и благовония.

Поскольку большинство китайских филиппинцев исповедуют христианство , такое как католицизм или протестантизм , существует также уникальный религиозный синкретизм , который можно найти во многих китайских филиппинских домах. У филиппинцев-католиков в некоторых домах есть алтари с католическими изображениями, такими как Санто-Ниньо ( Младенец Иисус ), а также статуи Будды и даосских богов или других божеств, таких как Три Божества , часто украшенные Сампагита гирляндами . Нередко поклоняются Пресвятой Деве Марии, используя благовония (даосские и буддийские ароматические палочки) и другие традиционные подношения, так же, как это делается в честь Гуань Инь или Мацзу . [ 18 ] В целом, как для католиков, так и для протестантов-христиан-китайцев-филиппинцев во многих семьях нормально иметь традиционные китайские статуи и фигурки, такие как Толстый Будда , Три Божества , Кот Счастливого Фу (福) , Денежная лягушка , китайские куплеты или другие. такие традиционные китайские принадлежности для привлечения удачи, удачи и процветания, в то же время молясь Богу . и проводя изучение Библии в одном доме или комнате и имея христианские символы , библейские стихи и другие подобные католические или протестантские христианские атрибуты принадлежности, расставленные по всему дому.
Вьетнам
[ редактировать ]Многие вьетнамцы и народность хоа (ханьцы Вьетнама) исповедуют китайскую народную религию, буддизм и вьетнамскую народную религию синкретично. [ нужна ссылка ]
Функции
[ редактировать ]Организованные традиции
[ редактировать ]
Некоторые организованные секты, возникшие на основе китайской практики, действовали среди китайцев Юго-Восточной Азии. К ним относятся, в частности, Дэ Цзяо («религия добродетели »), [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] Чжэнкун цзяо («Учение истинной пустоты») [ 22 ] и Игуандао («Последовательный путь»). [ 22 ]
Китайский пантеон Юго-Восточной Азии
[ редактировать ]Имена богов написаны на китайском языке или на некоторых китайских диалектах, на которых говорит китайское население Юго-Восточной Азии:
- Тонкий Конг (天公) «Повелитель Небес», также известный как Нефритовый император.
- Сюань Тянь Шан Ди (Бог Сюаньтянь) или Сыонг Дэ Гун (神公), могущественное божество, известное как божество-покровитель династии Мин.
- Хоу Ту (后土) или Ди Му Нианг Нианг (地 Мать-Императрица), известная как Богиня-Королева Земли.
- Си Ван Му (Западная королева-мать), древнее божество, пользовавшееся большим уважением.
- Доу Му Юань Цзюнь (斗母元君), Богиня-Мать Большой Медведицы или Леди-Мать Колесницы
- Кью Онг Ях (九皇爷), Девять богов-императоров, которые символизировали девять звезд Большой Медведицы, были известны на малайском языке как «Пераян Дева Сембилан Махараджа».
- Гуань Дэ Гун (Гуань Ди Гун) или Гуань Шэн Ди Цзюнь (Гуань Шэндицзюнь) или «Господин Гуань» - Бог военного дела, Символ праведности и справедливости, Божество-покровитель полиции, бизнесменов и тайных обществ.
- Куан Йим Пу Чор (Индия), также известная как Авалокитешвара - богиня милосердия или бодхисаттва сострадания.
- Цзю Тянь Сюань Ню (九天玄女) Леди Девяти Небес, древнее Божество, которому также поклоняются как Богине Войны.
- Ма Цзу (媽祖) или Тянь Шан Шэн Му (天上圣母), богиня моря, божество-покровитель рыбаков, моряков и любых занятий, связанных с морем / океаном, также считается божеством-покровителем клана Лим (林).
- Онг Ях Гонг (王Вера господина), Божественные посланники (Дайтяньсюньсин), которые путешествуют по миру живых от имени Нефритового императора, изгоняя болезни и зло.
- Цин Шуй Чжу Ши (清水 патриарх) или Чо Су Гун (предковый хозяин), божество-покровитель округа Аньси в Цюаньчжоу
- Бао Шэн Да Ди (保生大帝), божество-покровитель района Тунъань в Сямыне, также почитается как лечебное божество.
- Гуан Цзэ Цзунь Ван (廣澤尊王), почетный король великого сострадания, божество-покровитель города Наньань в Цюаньчжоу
- Кай Чжан Шэн Ван (凯泳圣王), божество-покровитель Чжанчжоу
- Туа Пек Конг (大波公) или Фу Дэ Чжэн Шен (福正神)
- Хуа То (華佗) в китайской истории считался «божественным врачом», и ему поклонялись как Лекарственному Божеству.
- Ци Тянь Да Шэн (大神) или Дай Сенг Я (大圣野), популярный и могущественный Бог Обезьян.
- Сенг Онг Я (китаец), божество-покровитель города или городской бог
- Чой Сун Йе (财神 «Бог богатства»)
- Вэнь Чан Ди Цзюнь (文长帝君), бог культуры и литературы, божество-покровитель ученых и студентов
- Чжу Шэн Ньянг Ньянг (обратите внимание на Шэн Ньянг Ньянг), богиня плодородия и детей.
- Юэ Ся Лао Жэнь (月下老老), Божество-покровитель брака и любви
- Хэ-Хе Эр Сянь (和合二仙), Бессмертные Гармонии и Союза, связанные со счастливыми браками.
- Хуа Гун Хуа По (花公花女) Божества-покровители и защитники детей.
- Тай Ян Син Цзюнь Бог Солнца
- Тай Инь Ньянг Ньянг (Тайинь Ньянг Нианг) или Чанг Эр (嫦娥), богиня Луны, которой поклоняются женщины-преданные во время Фестиваля середины осени.
- Тай Суй (太歲) 60 небесных чиновников, которые будут отвечать за каждый год в течение шестидесятилетнего китайского цикла.
- Фу, Лу и Шоу (福祿壽), три божества звезд, символизирующие благоприятную, хорошую жизнь и долголетие.
- У Ин Цзян Цзюнь (Небесные генералы пяти направлений)
- Тех Чу Конг «Повелитель Земли» или Ди Чжу Шен «Бог очищенного места»
- Хо Ях Гонг (虎爺公) «Тигровое божество», охраняющее храмы, которому поклонялись как защиту от невезения, опасностей и врагов.
- Цзао Цзюнь (灶君), Бог кухни, также известный как Бог печей.
- Мэн Шен (門神), Божественные хранители дверей и ворот.
- Туа Ли Ях Пек (大二爺伯), божества подземного мира, отвечающие за сопровождение или арест духов мертвых, также высоко ценились за свой дух братства.
- Гу Тао Бэй Бин (牛头马面), Стражи подземного мира
- Цзинь Цянь Бо (金錢伯), широко известный на английском языке как дядя Денежные мешки, который наблюдает за передачей денег с благовоний из мира живых в царство мертвых (Другой мир).
- Ше Миан Шен (四面神), также известный как Четырехликое Божество, также известный как Брахма.
- На Тук Конг (拿督公), также как Дато Гонг или Датук Гонг , связанный с Датук Керамат в малазийской народной религии.
Места поклонения и практики
[ редактировать ]храмы Кекетенг , Клентенг , Токонг или Пеконг местных языках . малайских Индонезии и Малайзии называются на Китайские в В Таиланде их зовут санчао ( тайский : ศาลเจ้า ). Предметы для китайских религиозных обрядов в Юго-Восточной Азии поставляются в Шэнь Ляо Шандянь (Китайский дом «Магазины товаров для богов»).
См. также
[ редактировать ]
- Китайская народная религия
- Тайваньские народные поверья
- Концепции китайского духовного мира
- Фестиваль девяти императорских богов
- День рождения Обезьяньего Бога
- Поклонение предкам ( Залы предков и Табличка предков )
- Список храмов Мазу ( паломничество Байшатун Мазу и храмы Тин Хау в Гонконге )
- Храмы Кван Тай в Гонконге и храмы Хип Тин в Гонконге
- Список храмов городского бога в Китае
- Китайские храмы в Калькутте
- Колокольная церковь и Колокольная церковь (храм)
- Чоу Ям-Нам (Король Белого Дракона)
- Религия вьетнамского народа
- Малазийская народная религия
- Бирманская народная религия
- Религия народа Тай
- сказочный
Примечания
[ редактировать ]- ^ прежде всего буддийский храм Сен Гуан в Тондо, Манила.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Департамент статистики Сингапура (12 января 2011 г.). «Перепись населения 2010 года: Статистический выпуск 1 по демографическим характеристикам, образованию, языку и религии» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2011 года . Проверено 16 января 2011 г.
- ^ «Перепись населения и жилищного фонда Малайзии 2010 года» (PDF) . Департамент статистики, Малайзия. Архивировано из оригинала (PDF) 13 ноября 2013 года . Проверено 17 июня 2012 г. п. 13
- ^ «Дао, религия даосизм» . Indonesiamatters.com . Проверено 20 ноября 2011 г.
- ^ Послы Федерации за всеобщий мир . Reverendsunmyungmoon.org.
- ^ PTITD/Центральный отдел исследований и разработок Java Matrisia. 2007. Общие знания о Три Дхарме , первое издание (июль 2007 г.). Издатель: Bersemi Seeds, Семаранг, Индонезия .
- ^ Jump up to: а б Цуда Кодзи. «Китайская религия» в современной Индонезии: акцент на тенденции к систематизации в эпоху пост-Сухарто . Токийский университет иностранных языков.
- ^ Камаль Хасан; Газали бин Басри (ред.). Религии и верования . Энциклопедия Малайзии. Том. 10. ISBN 981-3018-51-8 .
- ^ Jump up to: а б с д Тацуки Катаока. Религия как нерелигия: место китайских храмов на Пхукете, Южный Таиланд . В исследованиях Юго-Восточной Азии , Vol. 1, № 3, декабрь 2012 г., стр. 461–485. Центр исследований Юго-Восточной Азии Киотского университета.
- ^ Тонг Чи Кионг; Чан Квок Бун (2001). «Переосмысление ассимиляции и этнической принадлежности: китайцы Таиланда». В Тонг Чи Кионг; Чан Квок Бун (ред.). Альтернативные идентичности: китайцы современного Таиланда . стр. 30–34. ISBN 978-98-12-10142-6 .
- ^ Джин Элизабет ДеБернарди (2006). Путь, который живет в сердце: китайская популярная религия и духовные среды на Пенанге, Малайзия . Издательство Стэнфордского университета . стр. 25–30. ISBN 0-8047-5292-3 .
- ^ Уаян, Жан (июнь 2004 г.). «Чап Чай Ло Ми: Распутывание китайско-филиппинского мировоззрения» (PDF) . Журнал Азиатской миссии . 2. 6 (6): 183–194. Архивировано из оригинала (PDF) 17 июня 2006 года . Проверено 7 мая 2012 г.
- ^ Мабухай на Филиппинах» . fgsphilippines.org «Храм Фо Гуан Шань
- ↑ Даосизм и научная цивилизация. Архивировано 22 августа 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ «Неоконфуцианская философия – Интернет-энциклопедия философии» . www.iep.utm.edu .
- ^ Тан, Чи-Бенг, изд. (2014). Китайское зарубежье: религии, идентичность и транснациональные сети . [Sl]: World Scientific. ISBN 978-9814583909 . Проверено 30 января 2016 г.
- ^ Чу, Ричард Т. (2012). Китайцы и китайские метисы Манилы: семья, идентичность и культура, 1860-1930-е годы . БРИЛЛ. п. 191. ИСБН 9789047426851 .
- ^ Маланес, Морис (13 октября 2010 г.). «Хранитель китайской традиции» . Филиппинский Daily Inquirer . Проверено 28 ноября 2020 г.
- ^ «Праздник Ма-чо» . alineang.blogspot.com . 28 сентября 2006 г.
- ^ Бернар Формозо. Де Цзяо - Религиозное движение в современном Китае и за рубежом: Пурпурная Ци с Востока . Национальный университет Сингапура, 2010 г. ISBN 978-9971-69-492-0
- ^ Ёшихара, Кадзуо (26 августа 1988 г.). «Дэцзяо: китайская религия в Юго-Восточной Азии». Японский журнал религиоведения . 15 (2/3): 199–221. JSTOR 30233386 .
- ^ Чи Бенг Тан. Развитие и распространение ассоциаций Дэцзяо в Малайзии и Сингапуре, исследование религиозной организации . Институт исследований Юго-Восточной Азии, Периодическая статья n. 79. Сингапур: Институт исследований Юго-Восточной Азии, 1985. ISBN 978-9971988142 (Примечание: в обзоре книги есть опечатка в ISBN)
- ^ Jump up to: а б Винсент Гуссерт, Дэвид Палмер. Религиозный вопрос в современном Китае . Издательство Чикагского университета, 2011. ISBN 0226304167 с. 108
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Энг, Куах-Пирс Кхун (2009), «Изобретение китайской синкретической религии: шенизм» , Государство, общество и религиозная инженерия: на пути к реформистскому буддизму в Сингапуре , ISEAS – Институт Юсофа Исхака, стр. 21–55, ISBN 9789812309136
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Деизм малазийских китайцев
- Путь Чжэнконг - Религия Чжэнконг. Архивировано 27 декабря 2014 г. в Wayback Machine.