Генри Сусо
Благословенный Генри Сусо | |
---|---|
![]() | |
Религиозный, священник и мистик | |
Рожденный | 21 марта 1295 г. Вольный имперский город , Юберлинген Священная Римская империя |
Умер | 25 января 1366 г. Вольный имперский город Ульм , Священная Римская империя | (70 лет)
Почитается в | Костел ( Доминиканский Орден ) |
Беатифицированный | 22 апреля 1831 года, базилика Святого Петра , Папская область, Папа Григорий XVI. |
Праздник | 25 января (ранее 2 марта) |
Влияния | Мастер Экхарт |
Часть серии о |
Христианский мистицизм |
---|
![]() |
Генри Сусо , ОП (также называемый Амандусом , имя, принятое в его трудах, и Генрих Сьюз или Генрих фон Берг [1] на немецком языке ; 21 марта 1295 — 25 января 1366) — немецкий монах-доминиканец и самый популярный народный писатель четырнадцатого века (с учетом количества сохранившихся рукописей). Считается, что Сусо родился 21 марта 1295 года. Будучи важным автором как на латыни, так и на средневерхненемецком языке, он также известен тем, что защищал Мейстера Экхарта после того, как Экхарт был посмертно осужден за ересь в 1329 году. наследие [2] Он умер в Ульме 25 января 1366 года и был беатифицирован католической церковью в 1831 году.
Биография
[ редактировать ]Сузо родился Генрих фон Берг , член правящей семьи Бергов . Он родился либо в свободном имперском городе Юберлинген 21 марта 1295 года (или, возможно , на Боденском озере , либо в соседнем с Констанце в этот день до 1297–1299 годов). [3] Позже, из смирения и преданности своей матери, он взял ее фамилию Сус (или Сюс, что означает «милый»). В 13 лет он был принят в новициат Доминиканского ордена в их монастыре в Констанце . После завершения года испытательного срока он продолжил там свои подготовительные, философские и теологические исследования.
В прологе к своему «Житию » Сусо рассказывает, как примерно через пять лет пребывания в монастыре (другими словами, когда ему было около 18 лет) он пережил обращение к более глубокой форме религиозной жизни посредством вмешательства Божественной Мудрости. Он сделал себя «Слугой Вечной Мудрости», которую он отождествлял с божественной сущностью и, говоря более конкретно, с божественной Вечной Мудростью, ставшей человеком во Христе. С этого момента в его рассказе о своей духовной жизни горячая любовь к Вечной Мудрости доминировала в его мыслях и управляла его действиями; его духовный путь завершился мистическим браком со Христом в образе Вечной Мудрости , [4] аллегорическая Богиня в еврейской Библии, связанная с Христом в средневековом поклонении. [5] [6]
Карьера
[ редактировать ]Затем Сусо был отправлен для дальнейшего изучения философии и теологии, вероятно, сначала в доминиканском монастыре в Страсбурге , возможно, между 1319 и 1321 годами, а затем с 1324 по 1327 год он прошел дополнительный курс теологии в Dominican Studium Generale в Кельне , где он бы вошел в контакт с Мейстером Экхартом и, вероятно, также с Иоганнесом Таулером , оба знаменитые мистики. [7]
Вернувшись в свой родной монастырь в Констанце примерно в 1327 году, Сусо был назначен на должность чтеца (лектора). Однако его учение вызвало критику – скорее всего, из-за его связи с Экхартом после суда и осуждения последнего в 1326–1329 гг. Сусо «Маленькая книга истины» , краткая защита учения Экхарта, вероятно, датируется этим временем, возможно, 1329 годом. В 1330 году этот и еще один трактаты были объявлены еретическими врагами Ордена. доминиканцев, Сусо отправился на Генеральный капитул проходивший в Маастрихте в 1330 году, чтобы защитить себя. Последствия до конца неизвестны: в какой-то момент между 1329 и 1334 годами он был отстранен от должности ректора в Констанце, хотя лично он не был осужден. [7]
Сведения о деятельности Сусо в последующие годы несколько отрывочны. Известно, что он служил настоятелем Констанцского монастыря – скорее всего, между 1330 и 1334 годами, хотя, возможно, и в 1340-х годах. [7] Также известно, что у него было множество преданных учеников, включавших как мужчин, так и женщин, особенно тех, кто был связан с движением «Друзья Бога» . Его влияние было особенно сильным во многих религиозных общинах женщин, особенно в доминиканском монастыре Св. Катариненталя в Тургау , известном рассаднике мистицизма в 13 и 14 веках. В середине 1330-х годов во время посещения различных общин доминиканских монахинь и бегинцев Сусо познакомился с Эльсбет Стагель , настоятельницей монастыря доминиканских монахинь в Тёссе . Эти двое стали близкими друзьями. Она перевела некоторые из его латинских сочинений на немецкий язык, собрала и сохранила большую часть его дошедших до нас писем и в какой-то момент начала собирать материалы, которые Сусо в конечном итоге собрал воедино в свою « Жизнь слуги» .
Сусо участвовал в изгнании доминиканской общины из Констанции между 1339 и 1346 годами, в самые жаркие годы ссоры первоначально между Папой Иоанном XXII и императором Священной Римской империи , продолженной Папой Бенедиктом XII . Его перевели в монастырь в Ульме примерно в 1348 году. Похоже, он оставался там до конца своей жизни. Здесь, в последние годы своей жизни (вероятно, 1361–1363 гг.), он отредактировал свои четыре народных произведения в «Образец» .
Сусо умер в Ульме 25 января 1366 года.
Унижения
[ редактировать ]В начале своей жизни Сусо подвергал себя крайним формам унижения; позже он сообщил, что Бог сказал ему, что в них нет необходимости. В этот период Сусо изобрел для себя несколько болезненных приемов. Вот некоторые из них: нижнее белье, усыпанное ста пятьюдесятью медными гвоздями, очень неудобная дверь для сна и крест с тридцатью торчащими иглами и гвоздями под его телом, когда он спал. Однако в автобиографическом тексте, в котором он сообщает об этом, он в конечном итоге приходит к выводу, что это ненужное отвлечение от любви Божией. [8]
Сочинения
[ редактировать ]
Первой работой Сусо была « Büchlein der Wahrheit» ( «Маленькая книга истины »), написанная между 1328 и 1334 годами в Констанце . Это была короткая защита учения Мейстера Экхарта, осужденного за ересь и осужденного в 1328–1329 гг. В 1330 году этот трактат и другой (возможно, « Маленькая книга вечной мудрости ») были объявлены еретическими противниками-доминиканцами, что побудило Сусо отправиться на Генеральный капитул доминиканцев, состоявшийся в Маастрихте в 1330 году, чтобы защитить себя. [7]
Следующая книга Сусо, , написанная « Маленькая книга вечной мудрости» около 1328–1330 гг., [7] менее спекулятивен и более практичен. В какой-то момент между 1334 и 1337 годами Сусо перевел этот труд на латынь, но при этом значительно расширил его содержание и составил из него почти совершенно новую книгу, которую назвал Horologium Sapientiae ( «Часы мудрости »). Эта книга была посвящена новому генерал-мастеру Доминиканской Республики Восменскому Хью , который, судя по всему, был его сторонником. [7]
В какой-то момент в последующие десятилетия Стагель сформировал коллекцию из 28 писем Сусо в Grosses Briefbuch ( «Великая книга писем »), которая сохранилась до наших дней. Сусо также написал длинный текст, рассказывающий историю своей духовной жизни и аскетических практик (называемых по-разному «Жизнь Слуги» , «Жизнь , Вита » или «Leben Seuses » ), и отредактировал « Büchlein der Wahrheit» и «Büchlein der ewigen Weisheit». . В какой-то момент своей жизни, возможно, в 1361–1363 годах, он собрал эти произведения вместе с 11 своими письмами ( Briefbüchlein , или Маленькая книга писем , подборка писем из Grosses Briefbuch ), и написал пролог к составил одну книгу, которую он назвал «Образец» . [9]
Сусо также приписывают различные проповеди, но только две из них кажутся подлинными. [9] Трактат, известный как « Миннебюхляйн» ( «Маленькая книга любви »), иногда, но, вероятно, ошибочно, приписывают Сусо. [9]
Сусо очень широко читали в позднем Средневековье. Сохранилось 232 рукописи Средневерхненемецкой « Маленькой книги вечной мудрости» . [10] Еще большей популярностью пользовались «Латинские часы мудрости» : более четырехсот рукописей на латыни и более двухсот рукописей в различных средневековых переводах (они были переведены на восемь языков, включая голландский, французский, итальянский, шведский, чешский и английский). [11] Многие ранние издания также сохранились. Таким образом, « Часы» уступали только « Подражанию Христу» . по популярности среди духовных сочинений позднего Средневековья [12] Среди его многочисленных читателей и поклонников были Томас Кемпис и Джон Фишер . [13]
Вольфганг Вакернагель и другие называли Сузо « миннезингером в прозе и в духовном плане» или «миннезингером любви к Богу» как за использование образов и тем из светской, куртуазной, романтической поэзии, так и за его богатый музыкальный словарь. [14] Взаимная любовь Бога и человека, являющаяся его основной темой, придает теплоту и окраску его стилю. Он с редким мастерством использовал полную и гибкую алеманскую идиому и внес большой вклад в формирование хорошей немецкой прозы, особенно придавая новые оттенки значения словам, употребляемым для описания внутренних ощущений. [15]
Наследие и почитание
[ редактировать ]В мире Сусо почитался как проповедник, и его слышали в городах и поселках Швабии , Швейцарии, Эльзаса и Нидерландов. Его апостольство, однако, было направлено не на массы, а скорее на людей всех классов, которых привлекала к нему его необычайно привлекательная личность и для которых он стал личным наставником в духовной жизни.
Сообщается, что Сусо основал среди Друзей Бога общество, которое он назвал Братством Вечной Мудрости. Так называемый «Устав Братства Вечной Мудрости» представляет собой всего лишь вольный перевод главы его « Часов Разумных» и появился только в пятнадцатом веке.
Сусо был беатифицирован в 1831 году Папой Григорием XVI , который назначил 2 марта своим праздником , отмечаемым в Доминиканском Ордене . Доминиканцы теперь отмечают его праздник 23 января, в ферию , или «свободный» день, ближайший к дню его смерти.
слова рождественской песни « In dulci jubilo ». Сусо приписывают [16]
Редакции и переводы
[ редактировать ]Образец ( средневерхненемецкий ):
- Генри Сузо, Жизнь слуги , изд. К. Бильмейер, Генрих Сьюз. Немецкие сочинения , 1907 год.
(перевод Фрэнка Тобина, в «Образце» с двумя немецкими проповедями , Нью-Йорк: Paulist Press, 1989, стр. 61–204)
- Маленькая книга вечной мудрости , изд. К. Бильмейер, там же.
(пер. по Ф. Тобину, там же, стр. 204–304)
- Маленькая книга истины , изд. К. Бильмейер, там же.
(пер. по Ф. Тобину, там же, стр. 305–332)
- Das Briefbüchlein (Маленькая книга писем) , изд. К. Бильмейер, там же, стр. 360–393.
(пер. по Ф. Тобину, там же, стр. 333–360)
- «Образцовая жизнь и сочинения блаженного Генри Сусо , полное издание на основе рукописей, с критическим предисловием и пояснительными примечаниями Николаса Хеллера».
(перевод с немецкого сестры М. Энн Эдвард (Сестра Мэри Непорочного Сердца). 2 т. (c) Priory Press; 15 апреля 1962 г.) [17]
- Образец: полный и иллюстрированный (двуязычный) голландский перевод. Seusewerken.freens.eu
(перевод со средневерхненемецкого Питера Фринса; с иллюстрациями Анны Рюйтерс).
Проповедь и письма (средневерхненемецкий):
- Генри Сузо, Большая книга писем , изд. К. Бильмейер, Генрих Зьюз. Немецкие сочинения , 1907, стр. 405–494.
- Проповеди 1 и 4 (теперь признанные подлинными) опубликованы в английском переводе в журнале The Exemplar вместе с двумя немецкими проповедями.
(перевод Ф. Тобина, (Нью-Йорк: Paulist Press, 1989), стр. 361–376)
Латинский:
- Генри Сусо, Часы мудрости , изд. П. Кюнцле, Heinrich Seuses Horologium sapientiae , Фрайбург: Universitatsverlag, 1977.
(перевод Эдмунда Колледжа, «Дозор мудрости в часы» , издательство Католического университета Америки [1994])
- Генрих Зейзе, Де Клок ван де Вейшайд (Horologium Sapientiae). Полный (двуязычный) голландский перевод (перевод со средневековой латыни Питера Фринса, 2023 г.). SeuseWerken.freens.eu
Память
[ редактировать ]Хорватская писательница Сида Кошутич роман в форме жития написала посвященный ему « Слуга Вечне Мудрости» («Слуга вечной мудрости», 1930), в котором она изображает его как Слугу, Поэта и Страдальца. [18]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Генрих Зейзе - Ökumenisches Heiligenlexikon» . www.heiligenlexikon.de (на немецком языке) . Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ Ретуччи, Фиорелла (2012). «На опасном пути: Генри Сузо и осуждения Мейстера Экхарта». В Хакетте, Иеремия (ред.). Спутник Мейстера Экхарта . Брилл. стр. 587–606. ISBN 9789004183476 . Проверено 22 октября 2015 г.
- ^ Бернард Макгинн, Жатва мистицизма , (2005), с. 197.
- ^ Барбара Ньюман , Бог и богини (2003), стр. 12–14.
- ^ Розенски, Стивен. Энциклопедия Библии и ее восприятие в Интернете . Берлин: Де Грюйтер . Проверено 10 декабря 2020 г.
- ^ Розенски, Стивен (1 ноября 2010 г.). «Horologium Sapientiae Генри Сузо во Франции пятнадцатого века: изображения чтения и письма в Королевской библиотеке Брюсселя MS IV 111» . Слово и изображение . 26 (4): 364–380. дои : 10.1080/02666281003603146 . ISSN 0266-6286 . S2CID 192205877 . Проверено 10 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бернард Макгинн, Жатва мистицизма , (2005), с. 198.
- ^ http://www.philosophy. Архивировано 10 августа 2013 г. в Wayback Machine , Ро (2004). «Внутренние страдания и христианство». доступен из «Внутренние страдания и христианство» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г. Проверено 8 июня 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Бернард Макгинн, Жатва мистицизма , (2005), с. 204.
- ^ «Полный список авторов/произведений Сьюз, Генрих: 'Маленькая книга вечной мудрости' » . Перепись рукописей. Опись рукописной традиции немецкоязычных текстов средневековья . Проверено 22 октября 2015 г.
- ^ Розенски, Стивен (15 июля 2022 г.). Путешествие мудрости: континентальный мистицизм и народная преданность в Англии, 1350–1650 гг . Университет Нотр-Дам Пес. ISBN 978-0-268-20275-0 . Проверено 19 декабря 2023 г.
- ^ Бернард Макгинн, Жатва мистицизма , (2005), стр. 199, 201.
- ^ Дебонгни, Пьер (1940). «Анри Сузо и подражание Иисусу Христу». Аскетическое и мистическое обозрение . 21 :242–68.
- ^ Розенски, Стивен (2008), «Визуальное, текстовое и слуховое в « Жизни или жизни слуги » Генри Сусо», Mystics Quarterly , 34 (1/2): 35–72, JSTOR 20722446
- ^ МакМахон 1913 .
- ^ «В Дульчи Джубило – Заметки о гимне» . www.hymnsandcarolsofchristmas.com . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ Каталог записей об авторских правах, третья серия: книги и брошюры, том 16, часть 1, № 1, январь – июнь 1962 г., стр. 756; Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия; 1963 год
- ^ Катинич Плейч, М. (2023) Как Сида Кошутич сказала невыразимое? [Как Сида Кошутич говорила невыразимое?]. Голос Совета , LXII (2544), 21–21.
Атрибуция:
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : МакМахон, Артур Лоуренс (1913). « Бл. Генри Сусо ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 7. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . энциклопедия Британская Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 162–163.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Английский:
- ван Алст, Хосе (2013). «Визуализация духовного: образы из жизни и учения Генри Сусо (ок. 1295–1366)». В де Эмптинн, Тереза; Фрэтерс, Верле; Гонгора, Мария Евгения (ред.). Разговор с глазами: взгляд и понимание через текст и изображение (1150–1650) . Бреполи.
- Брида, Грегори (2023). Деревья креста: дерево как предмет и среда в позднесредневековой Германии . Издательство Йельского университета, стр. 52–87.
- Хаас, Алоис (1994). «Читая Генри Сусо». Слушаю . 29 : 199–215.
- Гамбургер, Джеффри (1998). Визуальное и визионерское: искусство и женская духовность в позднесредневековой Германии .
- Джеймс, Сара (2012). «Перечитывая Генри Сусо и евхаристическое богословие в Англии пятнадцатого века» . Обзор исследований английского языка . 63 (262): 732–42. дои : 10.1093/res/hgs053 .
- Кикхефер, Ричард (1984). Беспокойные души: Святые четырнадцатого века и их религиозная среда , Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета.
- Макгинн, Бернард (2005). Жатва мистицизма , стр. 191–239.
- Ньюман, Барбара (2003). Бог и богини: видение, поэзия и вера в средние века . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0812202915 .
- Розенски, Стивен (2010). Генри Сузо « Horologium Sapientiae во Франции пятнадцатого века: изображения чтения и письма в Королевской библиотеке Брюсселя MS IV 111». Слово и изображение . 26 (4): 364–80. дои : 10.1080/02666281003603146 . S2CID 192205877 .
- Шульце, Дирк (2005). Семь пунктов истинной любви и вечной мудрости: среднеанглийский перевод «Horologium Sapientiae» Генри Сусо под редакцией Аберистуита, Национальная библиотека Уэльса, Брогинтин II.5 .
- Уильямс-Крапп, Вернер (2004). Генри Сузо « Жизнеописание между мистагогикой и агиографией». В Малдер-Баккер, Аннеке (ред.). Видеть и знать: женщины и обучение в средневековой Европе, 1200–1550 гг . Бреполи. стр. 35–48 .
Немецкий:
- Филтаут, Э.М., изд. Исследования Сейзе: Генрих Зейзе. Этюды к 600-летию со дня его смерти, 1366–1966 , Кёльн: Альбертус Магнус Верлаг.
- Хаас, Алоис. (1971). Все было то же самое. Исследования доктрины самопознания с Мейстером Экхартом, Йоханнесом Таулером и Генрихом Зейзе , Фрайбург: Universitatsverlag.
- Келлер, Хильдегард Элизабет и Гамбургер, Джеффри, ред. (2011). «Час собаки» Генри Сусо — по копии .
- Ларжье, Никлаус (1999). «Тело письма: изображение и текст на примере рукописи Сьюза XV века». Средний возраст. Новые пути через старый континент : 241–71.
Итальянский:
- Оцифрованная рукопись (ок. 1500–1525 гг.) Horologio di sapienza (итальянский перевод Horologium Sapientiae ): Оцифрованный кодекс в Сомни .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Цитаты, связанные с Генри Сусо, в Wikiquote
медиафайлы по теме: Генри Сусо Викискладе есть
- Генри Сусо в Индексе святых покровителей
- Генри Сусо в Эфирной библиотеке христианской классики
- Исследовательская группа ОПВС Резюме текущей работы по Сусо
- 1295 рождений
- 1366 смертей
- Христианские мистики XIV века
- Немецкие писатели XIV века.
- Почитаемые христиане XIV века
- Похороны в Баден-Вюртемберге
- Доминиканские блаженные люди
- Доминиканские мистики
- Немецкий беатифицированный народ
- Немецкие доминиканцы
- Немецкие латинисты
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Немецкие христианские мистики
- Немецкие римско-католические священники XIV века
- Немецкие переводчики
- Дом Берга
- Средневековые христианские религиозные писатели
- Люди из Юберлингена
- Рейнландские мистики
- Переводчики на латынь
- Писатели XIV века на латыни