Jump to content

Постмодернизм

(Перенаправлено из Постмодернизма )

Neue Staatsgalerie (1977–84), Штутгарт , Германия, спроектированный архитекторами Джеймсом Стирлингом и Майклом Уилфордом , демонстрирующий эклектичное, постмодернистское сочетание классической архитектуры и красочных ироничных деталей.

Постмодернизм — это интеллектуальная позиция или способ дискурса. [1] [2] характеризуется скептицизмом по отношению к научному рационализму и концепции объективной реальности (в отличие от реальности субъективной ). Он подвергает сомнению « великие нарративы » современности , отвергает достоверность знаний и устойчивый смысл и признает влияние идеологии на поддержание политической власти. [3] [4] Объективные утверждения отвергаются как наивный реализм . [5] подчеркивая условный характер знания . [4] Постмодернизм охватывает самореференцию , эпистемологический релятивизм , моральный релятивизм , плюрализм , иронию , непочтительность и эклектизм . [4] Он выступает против «универсальной значимости» бинарных оппозиций , стабильной идентичности , иерархии и категоризации . [6] [7]

Возникший в середине двадцатого века как реакция на модернизм, [8] [9] [10] постмодернизм проник в различные дисциплины [11] и связано с критической теорией , деконструкцией и постструктурализмом . [4]

Критики утверждают, что постмодернизм пропагандирует мракобесие , отказывается от рационализма и научной строгости Просвещения и мало способствует аналитическому или эмпирическому знанию. [12]

Проблема определения [ править ]

«Постмодернизм» — «весьма спорный термин», [13] имея в виду «особенно нестабильную концепцию», [14] который «по-разному называет множество различных видов культурных объектов и явлений». [15] Критики назвали его «раздражающим термином». [16] и утверждать, что его неопределимость является «трюизмом». [17] Другими словами, постмодернизм — это «несколько вещей одновременно». [16] У него нет единого определения, и этот термин называет не какое-то одно единое явление, а скорее множество разнообразных явлений: «постмодернизмы, а не один постмодернизм». [18] [19] [20]

Хотя постмодернизм обычно един в своем стремлении выйти за пределы воспринимаемых ограничений модернизма, «модернизм» также означает разные вещи для разных критиков в разных искусствах. [21] Более того, даже в этой базовой позиции есть отклонения; например, литературный критик Уильям Спанос понимает постмодернизм не в терминах периода, а в терминах определенного типа литературного воображения, так что досовременные тексты, такие как Еврипида » « Орест или Сервантеса, » «Дон Кихот считаются постмодернистскими. [22]

Тем не менее, пытаясь обобщить, ученый Ганс Бертенс предлагает следующее:

Если у всех этих постмодернизмов есть общий знаменатель, то это кризис репрезентации: глубоко ощущаемая потеря веры в нашу способность представлять реальность в самом широком смысле. Независимо от того, носят ли они эстетическую [sic], эпистемологическую, моральную или политическую природу, представления, на которые мы привыкли полагаться, больше не могут восприниматься как нечто само собой разумеющееся. [23]

Это приняло множество форм.

Исторический обзор [ править ]

Этот термин впервые появился в печати в 1870 году. [24] [25] но входить в обращение в нынешнем диапазоне значений оно начало только в 1950-60-х годах. [26] [13] [27]

Ранние выступления [ править ]

Термин «постмодерн» впервые был использован в 1870 году художником Джоном Уоткинсом Чепменом, который описал «постмодернистский стиль живописи» как отход от французского импрессионизма . [24] [28] Точно так же первая цитата в Оксфордском словаре английского языка датируется 1916 годом и описывает Гаса Мэгера как «одного из немногих современных художников пост-современности, чей стиль убедителен». [29]

Епископальный священник и культурный комментатор Дж. М. Томпсон в статье 1914 года использует этот термин для описания изменений в отношениях и убеждениях в критике религии, написав: «Смысл существования постмодернизма состоит в том, чтобы уйти от двоедушия модернизм , будучи тщательным в своей критике, распространяя ее как на религию, так и на теологию, на католические чувства, а также на католическую традицию». [30] В 1926 году Бернард Иддингс Белл , президент колледжа Св. Стефана , а также епископальный священник, опубликовал «Постмодернизм и другие эссе» , что знаменует собой первое использование этого термина для описания исторического периода, следующего за современностью. [31] [32] В эссе критикуются сохраняющиеся социокультурные нормы, взгляды и практики Просвещения . Он также критикует предполагаемый культурный отход от традиционных христианских верований. [33] [34] [35]

Термин «постмодерн» впервые был использован в академическом историческом контексте как общая концепция движения Арнольдом Дж. Тойнби в эссе 1939 года, в котором говорится, что «наша собственная эпоха постмодерна началась с всеобщей войны 1914–1914 годов». 1918 год». [36]

В 1942 году литературный критик и писатель Х.Р. Хейс описал постмодернизм как новую литературную форму. [37] Также в искусстве этот термин был впервые использован в 1949 году для описания недовольства модернистским архитектурным движением, известным как международный стиль . [38]

Хотя эти ранние варианты использования предвосхищают некоторые проблемы, возникшие в дебатах во второй половине 20-го века, прямой преемственности в дискуссии мало. [39] Однако вопрос о том, когда начнется новая дискуссия, также является предметом споров. Различные авторы относят его начало к 1950-м, 1960-м, 1970-м и 1980-м годам. [40]

разработка Теоретическая

В середине 1970-х годов американский социолог Дэниел Белл представил общую картину постмодерна как фактически нигилистического ответа на предполагаемое нападение модернизма на протестантскую трудовую этику и отказ от того, что он считал традиционными ценностями. [41] Идеалы современности, по его диагнозу, деградировали до уровня потребительского выбора. [42] Однако этот исследовательский проект не получил широкого распространения до середины 1980-х годов, когда работы Жана Бодрийяра и Фредрика Джеймсона , основанные на художественной и литературной критике, вновь ввели этот термин в социологию. [43]

Дискуссия о постмодерне во второй половине 20-го века была наиболее четко сформулирована в областях с большим количеством критических дискуссий вокруг модернистского движения . Однако даже здесь продолжали существовать разногласия по таким основным вопросам, как, например, является ли постмодернизм разрывом с модернизмом, обновлением и усилением модернизма, [15] или даже, и то и другое одновременно, неприятие и радикализация своего исторического предшественника. [21]

По словам ученого Стивена Коннора , в дискуссиях 1970-х годов доминировала литературная критика, которую в 1980-х вытеснила архитектурная теория. [44] В некоторых из этих разговоров использовалась французская постструктуралистская мысль, но только после этих инноваций и критического дискурса в искусстве постмодернизм стал самостоятельным философским термином.

В теории литературы и архитектуры [ править ]

Поэт Роберт Крили в 1972 году

По словам ученого Яна Бьюкенена , поэты Черной горы Чарльз Олсон и Роберт Крили впервые ввели термин «постмодерн» в его нынешнем смысле в 1950-х годах. [13] ориентация Олсона Их позиция против модернистской поэзии – и хайдеггеровская – сыграли важную роль в идентификации постмодернизма как полемической позиции, противостоящей рационалистическим ценностям, отстаиваемым проектом Просвещения . [39]

В 1960-е годы это утвердительное употребление уступило место уничижительному использованию со стороны « Новых левых» , которые использовали его для описания ослабевающей приверженности молодежи политическим идеалам социализма и коммунизма . [13] Литературный критик Ирвинг Хоу , например, осуждал постмодернистскую литературу за то, что она довольствуется лишь отражением, а не активными попытками изменить то, что он считал «все более бесформенным» характером современного общества. [45] [13]

В 1970-х годах ситуация снова изменилась, во многом под влиянием литературного критика Ихаба Хасана масштабного обзора произведений , которые, по его словам, больше нельзя назвать современными. Считая поэтов Черной горы образцовым примером нового постмодернистского типа, Хасан воспевает его ницшеанскую игривость и жизнерадостный анархический дух, которые он противопоставляет высокой серьезности модернизма. [13] [46]

(Тем не менее, с другой точки зрения, Фридриха Ницше нападки Мартином Хайдеггером на западную философию и критика метафизики поставили глубокие теоретические проблемы, не обязательно повод для эстетического торжества. Однако их дальнейшее влияние на разговор о постмодернизме будет в значительной степени опосредованным. Французский постструктурализм . [47] )

Если в 1970-е годы в центре дискуссий была литература, то в 1980-е — архитектура. [44] Теоретик архитектуры Чарльз Дженкс , в частности, связывает художественный авангард с социальными изменениями таким образом, что привлекает внимание за пределами академических кругов. [13] Дженкес, находившийся под сильным влиянием американского архитектора Роберта Вентури , [48] отмечает множественность форм и поощряет участие и активное взаимодействие с местным контекстом искусственной среды. [49] Он представляет это как противоположность «авторитарному стилю» международного модернизма. [15]

Влияние постструктурализма [ править ]

В 1970-х годах постмодернистская критика все чаще включала в себя постструктуралистскую теорию, особенно деконструктивный подход к текстам, наиболее тесно связанным с Жаком Деррида . [50] Деррида пытался продемонстрировать, что весь фундаменталистский подход к языку и знаниям несостоятелен и ошибочен. Он также критически относился к тому, что, как он утверждал, разоблачал как искусственные бинарные оппозиции (например, субъект/объект, речь/письмо), которые, по его утверждению, лежат в основе западной культуры и философии. [51] Именно в этот период постмодернизм начинает особенно приравниваться к своего рода антирепрезентативной саморефлексии. [52]

В 1980-е годы некоторые критики начинают интересоваться творчеством Мишеля Фуко . Это привносит политическую озабоченность по поводу отношений социальной власти в дискуссии о постмодернизме. [53] Большая часть проекта Фуко, вопреки традиции Просвещения , состоит в том, чтобы разоблачить современные социальные институты и формы знания как исторически обусловленные силы господства. [51] Он стремится детализировать или децентрализовать исторические нарративы, чтобы отобразить современное сознание, составленное из конкретных дискурсов и институтов, которые превращают людей в послушных субъектов социальных систем. [54]

Это также начало соединения постмодернизма с феминизмом и мультикультурализмом . [55] Художественный критик Крейг Оуэнс , в частности, не только явно продемонстрировал связь с феминизмом, но и зашел так далеко, что объявил феминизм постмодернизмом в целом. [56] этому широкому утверждению сопротивляются даже многие сочувствующие феминистки, такие как Нэнси Фрейзер и Линда Николсон. [57]

В социальной теории [ править ]

Хотя постмодернистская критика и мысль с самого начала опирались на философские идеи, «постмодернизм» был введен в явно философский лексикон только Жаном-Франсуа Лиотаром в его книге 1979 года. [а] Состояние постмодерна: отчет о знаниях . [58] [13] В этой влиятельной работе Лиотар предлагает следующее определение: «Упрощая до крайности, я определяю постмодерн как недоверие к метанарративам [таким как прогресс Просвещения или марксистская революция». [13] ]". [59] В обществе, где нет объединяющего нарратива, утверждает он, мы остаемся с разнородными, специфичными для группы нарративами (или « языковыми играми », как это заимствовано у Людвига Витгенштейна). [13] ) без универсальной точки зрения, с которой можно было бы выносить решения. [60]

Жан-Франсуа Лиотар, фото Брахи Л. Эттингера , 1995 год.

По мнению Лиотара, это приводит к общему кризису легитимности — теме, которую он заимствует у философа Юргена Хабермаса , чью теорию коммуникативной рациональности Лиотар отвергает. [61] [62] Хотя его особенно беспокоило то, как это понимание подрывает претензии на научную объективность, аргумент Лиотара подрывает весь принцип трансцендентной легитимации. [63] [64] Вместо этого сторонники языковой игры должны обосновать ее легитимность, ссылаясь на такие соображения, как эффективность или практичность. [13] Однако Лиотар не только не прославлял явно релятивистские последствия этого аргумента, но и сосредоточил большую часть своей последующей работы на том, как можно установить связи, особенно в отношении этики и политики. [65]

Тем не менее, появление лингвистического релятивизма вызвало обширное опровержение со стороны марксистского критика Фредрика Джеймсона . [66] Опираясь на теоретические основы, заложенные экономистом-марксистом Эрнстом Манделем. [13] и наблюдения в ранних работах французского социолога Жана Бодрийяра , [67] Джеймсон развивает свою собственную концепцию постмодерна как «культурной логики позднего капитализма» в форме огромной культурной экспансии в экономику зрелища и стиля, а не в производство товаров. [68] [13]

Бодрийяр порвал с марксизмом, но продолжал теоретизировать постмодерн как состояние, при котором область реальности стала настолько сильно опосредованной знаками, что стала недоступной сама по себе, оставив нас полностью в области симулякра , образа, который не имеет никакого отношения к чему-либо вне себя. [69] Ученые расходятся во мнениях относительно того, являются ли его более поздние работы научной фантастикой или правдивыми теоретическими утверждениями. [70]

В 1990-е годы постмодернизм все чаще стал отождествляться с критическим и философским дискурсом непосредственно о постмодернизме или самой постмодернистской идиоме. [71] Оно больше не сосредоточено на каком-либо конкретном искусстве или даже на искусстве в целом, а вместо этого обращается к решению более общих проблем, возникающих перед обществом в целом в результате нового распространения культур и форм. [44] Именно в этот период оно также начинает ассоциироваться с постколониализмом и политикой идентичности . [42]

Примерно в это же время постмодернизм также начинает восприниматься в массовой культуре как общая «философская установка», связанная с расплывчатым видом релятивизма . В этом смысле этот термин также начинает использоваться как «случайное оскорбление» в неакадемическом контексте. [42] Другие идентифицируют его как эстетический «образ жизни», основанный на эклектике и игривой самоиронии. [40]

В различных видах искусства [ править ]

Архитектура [ править ]

Центр Рэя и Марии Стата (2004 г.), спроектированный канадско-американским архитектором Фрэнком Гери для Массачусетского технологического института (MIT), Кембридж, Массачусетс.

Исследования в области постмодернизма и архитектуры тесно связаны с работами Чарльза Дженкса, ставшего критиком и архитектором , начиная с лекций в начале 1970-х годов и его эссе «Расцвет постмодернистской архитектуры» 1975 года. [72] Однако его выдающимся произведением является книга «Язык постмодернистской архитектуры» , впервые опубликованная в 1977 году и с тех пор выдержавшая семь изданий. [73]

Дженкс подчеркивает, что постмодернизм (как и модернизм) варьируется в каждой области искусства и что для архитектуры это не просто реакция на модернизм, а то, что он называет двойным кодированием : «Двойное кодирование: сочетание современных техник с чем-то другим (обычно традиционное здание), чтобы архитектура могла общаться с общественностью и заинтересованным меньшинством, обычно другими архитекторами». [74]

В своей книге «Возвращение к постмодернизму» Терри Фаррелл и Адам Фурман утверждают, что постмодернизм принес культуре, особенно в архитектуре, более радостный и чувственный опыт. [75] Например, в ответ на модернистский лозунг Людвига Миса ван дер Роэ о том, что «меньше значит больше», постмодернист Роберт Вентури возразил, что «меньше — это скука». [76]

Графический дизайн [ править ]

Раннее упоминание постмодернизма как элемента графического дизайна появилось в британском журнале «Дизайн». [77] Характерной чертой постмодернистского графического дизайна является то, что «ретро, ​​техно, панк, гранж, пляж, пародия и стилизация были заметными тенденциями. У каждого были свои сайты и площадки, недоброжелатели и защитники». [78]

Литература [ править ]

В 1971 году американский ученый Ихаб Хасан опубликовал «Расчленение Орфея: на пути к постмодернистской литературе», раннюю работу литературной критики с постмодернистской точки зрения, в которой прослеживается развитие того, что он называет «литературой молчания», через маркиза де Сада , Франца Кафку , Эрнест Хемингуэй , Сэмюэл Беккет и многие другие, включая такие разработки, как Театр абсурда и модерн-римляне .

В «Постмодернистской фантастике» (1987) Брайан Макхейл подробно описывает переход от модернизма к постмодернизму, утверждая, что первый характеризуется эпистемологической доминантой и что постмодернистские произведения развились из модернизма и в первую очередь касаются вопросов онтологии. [79] Вторая книга Макхейла, «Построение постмодернизма» (1992), представляет собой прочтение постмодернистской художественной литературы и некоторых современных писателей, которые выступают под ярлыком киберпанка . Макхейла «Что такое постмодернизм?» (2007) [80] следует примеру Раймонда Федермана , который теперь использует прошедшее время при обсуждении постмодернизма.

Музыка [ править ]

Американская певица и автор песен Мадонна

Композитор Джонатан Крамер написал, что авангардные музыкальные композиции (которые некоторые считают модернистскими, а не постмодернистскими) «не только бросают вызов, но и соблазняют слушателя, и они расширяют потенциально тревожащими средствами само представление о том, что такое музыка». [81] [ нужна страница ] В 1960-х годах такие композиторы, как Терри Райли , Хенрик Гурецкий , Брэдли Джозеф , Джон Адамс , Стив Райх , Филип Гласс , Майкл Найман и Лу Харрисон, отреагировали на воспринимаемый элитизм и диссонансное звучание атонального академического модернизма, создавая музыку с простыми текстурами и относительно созвучные гармонии, в то время как другие, в первую очередь Джон Кейдж, бросили вызов преобладающим представлениям о красоте и объективности, характерных для модернизма. [ нужна ссылка ]

Автор постмодернизма Доминик Стринати отметил, что также важно «включить в эту категорию так называемые « арт-рок » музыкальные инновации и смешение стилей, связанных с такими группами, как Talking Heads , и такими исполнителями, как Лори Андерсон , вместе с застенчивое «переосмысление диско » от Pet Shop Boys ». [82]

В конце 20-го века ученые-авангардисты назвали американскую певицу Мадонну «олицетворением постмодерна». [83] христианский писатель Грэм Крей сказал, что «Мадонна, пожалуй, самый наглядный пример того, что называется постмодернизмом», [84] а Мартин Эмис описал ее как «возможно, самого постмодернистского персонажа на планете». [84] Литературный критик Оливье Секардин также предложил ей олицетворять постмодернизм. [85]

Теоретически [ править ]

В 1970-х годах разрозненная группа постструктуралистов во Франции разработала критику современной философии, корни которой можно увидеть у Фридриха Ницше , Сёрена Кьеркегора и Мартина Хайдеггера . [86] Хотя немногие сами полагались на этот термин, многие они стали известны как теоретики постмодерна. [87] Известные фигуры включают Жака Деррида , Мишеля Фуко , Жана-Франсуа Лиотара , Жана Бодрийяра и других. К 1980-м годам это распространилось на Америку благодаря работам Ричарда Рорти и других. [86]

Постструктурализм [ править ]

Структурализм — философское движение, которое было разработано французскими учёными в 1950-х годах, отчасти в ответ на французский экзистенциализм , и часто интерпретировалось в отношении модернизма и высокого модернизма . Среди мыслителей — антрополог Клод Леви-Стросс , лингвист Фердинанд де Соссюр , философ-марксист Луи Альтюссер , семиотик Альгирдас Греймас , психоаналитик Жак Лакан и теоретик литературы Ролан Барт . [88]

Подобно структуралистам, постструктуралисты исходят из предположения, что идентичности, ценности и экономические условия людей определяют друг друга, а не обладают внутренними свойствами, которые можно понять изолированно. [89] В то время как структурализм исследует, как значение создается набором существенных отношений во всеобъемлющей квазилингвистической системе, постструктурализм принимает эту предпосылку, но отвергает предположение о том, что такие системы когда-либо могут быть фиксированными или центрированными. [90]

Деконструкция [ править ]

Деконструкция — это практика философии, литературной критики и текстового анализа, разработанная Жаком Деррида . [91] Считается, что работа Деррида коренится в утверждении, найденном в «Грамматологии» : « Il n'y a pas de hors-texte » («нет внешнего текста»). Это утверждение является частью критики метафор «внутри» и «вне» применительно к тексту, а также является следствием наблюдения о том, что «внутри» текста также не существует. [92] Такое внимание к непризнанной зависимости текста от метафор и фигур, встроенных в его дискурс, характерно для подхода Деррида. Метод Деррида иногда предполагает демонстрацию того, что данный философский дискурс зависит от бинарных оппозиций, или исключение терминов, которые сам дискурс объявил нерелевантными или неприменимыми. Философия Деррида вдохновила среди архитекторов постмодернистское движение, называемое деконструктивизмом , характеризующееся дизайном, который отвергает структурные «центры» и поощряет децентрализованную игру между его элементами. Деррида прекратил свое участие в движении после публикации своего совместного проекта с архитектором Питером Эйзенманом в Chora L Works: Jacques Derrida and Peter Eisenman . [93]

Состояние постмодерна [ править ]

Жан-Франсуа Лиотар считается первым, кто использовал термин «постмодерн» в философском контексте в своей работе 1979 года « Состояние постмодерна: отчет о знаниях» . Витгенштейна В ней он следует модели языковых игр и теории речевых актов , противопоставляя две разные языковые игры: игру эксперта и игру философа. Он говорит о преобразовании знаний в информацию в эпоху компьютеров и сравнивает передачу или получение закодированных сообщений (информации) с положением в языковой игре. [3]

Лиотар определил философский постмодернизм в «Состоянии постмодерна» , написав: «Упрощая до крайности, я определяю постмодернизм как недоверие к метанарративам...». [94] где то, что он подразумевает под метанарративом (по-французски grands recits ), представляет собой нечто вроде единой, полной, универсальной и эпистемически достоверной истории обо всем, что есть. Против тотализирующих метанарративов Лиотар и другие постмодернистские философы утверждают, что истина всегда зависит от исторического и социального контекста, а не является абсолютной и универсальной, и что истина всегда частична и «спорна», а не полна и определенна. [94]

В обществе [ править ]

Городское планирование [ править ]

Модернизм стремился проектировать и планировать города, которые следовали логике новой модели промышленного массового производства ; возврат к масштабным решениям, эстетической стандартизации и готовым проектным решениям. [95] Модернизм разрушил городскую жизнь из-за своей неспособности признать различия и стремиться к созданию однородных ландшафтов (Simonsen 1990, 57). Книга Джейн Джейкобс 1961 года «Смерть и жизнь великих американских городов» [96] представлял собой последовательную критику городского планирования в том виде, в каком оно развивалось в рамках модернизма, и ознаменовал переход от современности к постмодерну в мышлении о городском планировании. [97]

Часто говорят, что переход от модернизма к постмодернизму произошел в 15:32 15 июля 1972 года, когда Прюитт-Иго , жилищный комплекс для людей с низкими доходами в Сент-Луисе, спроектированный архитектором Минору Ямасаки , представлял собой получившая премию версия «машины для современной жизни» Ле Корбюзье, была признана непригодной для проживания и снесена. [98] С тех пор постмодернизм включил в себя теории, которые охватывают разнообразие и стремятся создать его. Он превозносит неопределенность, гибкость и перемены и отвергает утопизм, принимая при этом утопический образ мышления и действий. [99] Постмодерн «сопротивления» стремится деконструировать модернизм и представляет собой критику его истоков, не обязательно возвращаясь к ним. [100] В результате постмодернизма проектировщики гораздо менее склонны заявлять о существовании единственного «правильного способа» городского планирования и более открыты для различных стилей и идей о том, «как планировать». [101]

Постмодернистский подход к пониманию города был впервые использован в 1980-х годах так называемой «Лос-Анджелесской школой урбанизма», основанной в 1980-х годах на базе Департамента городского планирования Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, где современный Лос-Анджелес считался стандартом постмодернистского города. совершенству, в отличие от того, что было доминирующими идеями Чикагской школы, сформированной в 1920-х годах в Чикагском университете , с ее структурой городской экологии и акцентом на функциональные области использования в городе, а также концентрическими кругами для понимания сортировки различных групп населения. [102] Эдвард Соджа из Лос-Анджелесской школы объединил марксистские и постмодернистские взгляды и сосредоточил внимание на экономических и социальных изменениях (глобализация, специализация, индустриализация/деиндустриализация, неолиберализм, массовая миграция), которые приводят к созданию крупных городов-регионов с их лоскутным одеялом. группы населения и экономическое использование. [102] [103]

Наследие [ править ]

С конца 1990-х годов в популярной культуре и научных кругах растет мнение, что постмодернизм «вышел из моды». [104] Другие утверждают, что постмодернизм мертв в контексте современного культурного производства. [105] [106] [107]

Пост-постмодернизм [ править ]

Связь между постмодернизмом, постгуманизмом и киборгизмом привела к вызову постмодернизму, для которого термины «пост-постмодернизм» и «постпостструктурализм» были впервые придуманы в 2003 году: [108] [109]

В каком-то смысле мы можем рассматривать постмодернизм, постгуманизм, постструктурализм и т. д. как проявления «эпохи киборгов», когда разум преобладает над телом. Деконференция была исследованием посткиборгизма (то есть того, что происходит после посттелесной эпохи) и, таким образом, исследовала проблемы постпостмодернизма, постпостструктурализма и тому подобного. Чтобы понять этот переход от «помо» (киборгизма) к «попо» (посткиборгизму), мы должны сначала понять саму эпоху киборгов. [110]

Совсем недавно метамодернизм , пост-постмодернизм и «смерть постмодернизма» стали широко обсуждаться: в 2007 году Эндрю Хоберек во введении к специальному выпуску журнала « Литература двадцатого века» , озаглавленному «После постмодернизма», отметил, что «заявления о кончине постмодернизма стать критическим общим местом». Небольшая группа критиков выдвинула ряд теорий, которые направлены на описание культуры или общества в предполагаемых последствиях постмодернизма, в первую очередь Рауль Эшельман (перформатизм), Жиль Липовецкий ( гипермодерн ), Николя Буррио ( альтермодерн ) и Алан Кирби ( дигимодернизм, ранее называвшийся псевдомодернизм). Ни одна из этих новых теорий или ярлыков до сих пор не получила широкого признания. Социокультурный антрополог Нина Мюллер-Шварце предлагает неоструктурализм как возможное направление. [111] Выставка «Постмодернизм – стиль и подрывная деятельность 1970–1990» в Музее Виктории и Альберта (Лондон, 24 сентября 2011 г. – 15 января 2012 г.) была объявлена ​​первой выставкой, документирующей постмодернизм как историческое движение.

Критика [ править ]

Критика постмодернизма интеллектуально разнообразна. Поскольку постмодернизм критикует как консервативные , так и модернистские ценности, а также универсалистские концепции, такие как объективная реальность , мораль , истина , разум и социальный прогресс , критики постмодернизма часто защищают такие концепции с разных точек зрения.

Теоретик СМИ Дик Хебдидж раскритиковал расплывчатость этого термина, перечислив длинный список несвязанных друг с другом концепций, которые люди называют постмодернизмом, от «декора комнаты» или «видео с царапинами» до страха перед ядерным Армагеддоном и «имплозия смысла» и заявил, что все, что могло означать все эти вещи, было «модным словечком». [112] Философ-аналитик Дэниел Деннет раскритиковал его влияние на гуманитарные науки, охарактеризовав его как создание « разговоров», в которых никто не ошибается и ничего нельзя подтвердить, а лишь утверждают в том стиле, который вы можете создать. [113]

Критика постмодернистских движений в искусстве включает возражения против отклонения от красоты, опору на язык, чтобы искусство имело смысл, отсутствие связности или понятности, отклонение от четкой структуры и последовательное использование темных и негативных тем. [114] [115]

См. также [ править ]

Теория
Культура и политика
  • Дефамилиаризация - Художественный прием представления обычных вещей незнакомым или странным способом.
Религия
История
  • Вторая современность – Индустриальное общество трансформируется в более рефлексивное сетевое общество или информационное общество.
Противник
  • Альтермодерн - термин для обозначения искусства, которое выступает против стандартизации и коммерциализации.
  • Ремодернизм - современное модернистское философское движение.


Примечания [ править ]

  1. ^ Английский перевод, 1984.

Цитаты [ править ]

  1. ^ Нуйен, AT (1992). «Роль риторических приемов в постмодернистском дискурсе». Философия и риторика . 25 (2). Издательство Пенсильванского государственного университета : 183–194. JSTOR   40237717 .
  2. ^ Торфинг, Джейкоб (1999). Новые теории дискурса: Лакло, Муфф и Зижек . Оксфорд, Великобритания Малден, Массачусетс: Blackwell Publishers . ISBN  0-631-19557-2 .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эйлсворт 2015 .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Дуиньян, Брайан. «Постмодернизм» . Британика.com . Проверено 24 апреля 2016 г.
  5. ^ Брайант, Ян; Джонстон, Ренни; Ашер, Робин (2004). Образование взрослых и вызов постмодерна: обучение за пределами ограничений . Рутледж . п. 203.
  6. ^ «постмодернизм» . Словарь американского наследия . Хоутон Миффлин Харкорт . 2019. Архивировано из оригинала 15 июня 2018 года . Проверено 5 мая 2019 г. - через AHDictionary.com. Относящийся к интеллектуальной позиции, часто отмеченной эклектизмом и иронией и склонной отвергать универсальную значимость таких принципов, как иерархия, бинарная оппозиция, категоризация и стабильная идентичность.
  7. ^ Бауман, Зигмунт (1992). Намек на постмодерн . Лондон Нью-Йорк: Рутледж . п. 26 . ISBN  978-0-415-06750-8 .
  8. ^ Лиотар 1989 ; Мура 2012 , стр. 68–87.
  9. ^ «постмодернизм» . Оксфордский словарь (американский английский) . Архивировано из оригинала 17 января 2013 года — на сайте oxforddictionaries.com.
  10. ^ «постмодерн» . Словарь американского наследия английского языка (4-е изд.). 2000. Архивировано из оригинала 9 декабря 2008 года – через Bartleby.com.
  11. ^ Хатчон 2002 .
  12. ^ Хикс 2011 ; Браун 2013 ; Брунер 1994 , стр. 397–415; Каллиникос 1989 ; Девинь, 1994 г .; Сокаль и Брикмонт, 1999 г.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Бьюкенен 2018 .
  14. ^ Бертенс 1995 , с. 11.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Коннор 2013 , с. 567.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бертенс 1995 , с. 3.
  17. ^ Эйлсворт 2015 , Введение.
  18. ^ Брукер 2003 , с. 204.
  19. ^ Ванхузер 2003 , с. 3.
  20. ^ Коннор 2004 , с. 17.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бертенс 1995 , стр. 4–5.
  22. ^ Бертенс 1995 , с. 46.
  23. ^ Бертенс 1995 , с. 10.
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уэлш и Сандбот 1997 , с. 76.
  25. ^ Хасан 1987 , стр. 12 и далее.
  26. ^ Брукер 2003 , с. 202.
  27. ^ Бертенс 1995 , с. 4.
  28. ^ Хасан 1987 , стр. 12 и далее..
  29. ^ «постмодерн (прилагательное и существительное)» . Оксфордский словарь английского языка . 2006 год . Проверено 9 февраля 2024 г.
  30. ^ Томпсон 1914 , стр. 733.
  31. ^ Университетский словарь Мерриама Вебстера . 2004.
  32. ^ Мэдсен 1995 .
  33. ^ Белл 1926 .
  34. ^ Рассел Кирк: американский консерватор . Университетское издательство Кентукки . 9 ноября 2015 г. ISBN  9780813166209 – через Google Книги .
  35. ^ Расселло 2007 .
  36. ^ Тойнби 1961 , с. 43.
  37. ^ «постмодернизм (сущ.)» . ОЭД . 2006 год . Проверено 8 февраля 2024 г.
  38. ^ Британская энциклопедия , 2004 г.
  39. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бертенс 1995 , с. 19.
  40. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брукер 2003 , с. 203.
  41. ^ Бертенс 1995 , с. 30.
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Коннор 2004 , с. 5.
  43. ^ Бертенс 1995 , с. 201.
  44. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Коннор 2004 , с. 12.
  45. ^ Бертенс 1995 , с. 21.
  46. ^ Бертенс 1995 , с. 24.
  47. ^ Бест и Келлнер 1991 , стр. 22–23.
  48. ^ Бертенс 1995 , с. 55.
  49. ^ Бертенс 1995 , стр. 59–60.
  50. ^ Бертенс 1995 , с. 5.
  51. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бест и Келлнер 1991 , с. 21.
  52. ^ Бертенс 1995 , с. 70.
  53. ^ Бертенс 1995 , стр. 7, 79.
  54. ^ Бест и Келлнер 1991 , стр. 39, 47.
  55. ^ Бертенс 1995 , стр. 8, 70.
  56. ^ Бертенс 1995 , с. 92.
  57. ^ Бертенс 1995 , стр. 190–96.
  58. ^ Эйлсворт 2015 , Введение и §2.
  59. ^ Лиотар 1984 , с. XXIV.
  60. ^ Эйлсворт 2015 , §2 Состояние постмодерна.
  61. ^ Бертенс 1995 , с. 111.
  62. ^ Лиотар 1984 , стр. 65–66.
  63. ^ Бертенс 1995 , стр. 119–121.
  64. ^ Лиотар 1984 , стр. xxiii–xxv.
  65. ^ Граттон 2018 , §§3.2–3.4.
  66. ^ Бертенс 1995 , с. 108.
  67. ^ Коннор 2004 , с. 3.
  68. ^ Коннор 2004 , стр. 3–4.
  69. ^ Коннор 2004 , стр. 568–69.
  70. ^ Келлнер 2020 , §6. Заключительная оценка.
  71. ^ Коннор 2004 , с. 4.
  72. ^ Дженкс, Чарльз (1975). «Расцвет постмодернистской архитектуры» . Ежеквартальный журнал Архитектурной ассоциации . 7 (4): 3–14 – через Google Книги .
  73. ^ Дженкс, Чарльз (1977). Язык постмодернистской архитектуры . Нью-Йорк: Риццоли. ISBN  0-8478-0167-5 .
  74. ^ Дженкс, Чарльз (1974). Язык постмодернистской архитектуры . Лондон: Издания Академии.
  75. ^ Фаррелл, Терри (2017). Возвращаясь к постмодернизму . Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство RIBA . ISBN  978-1-85946-632-2 .
  76. ^ Шудель, Мэтт (28 сентября 2018 г.). «Вспоминая Роберта Вентури, американского архитектора, который сказал: «Меньше — это скучно» » . Независимый . Архивировано из оригинала 16 октября 2022 года . Проверено 24 декабря 2023 г.
  77. ^ Пойнор, Рик (2003). Никаких больше правил: графический дизайн и постмодернизм . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета . п. 18 . ISBN  0-300-10034-5 .
  78. ^ Друкер, Джоанна; Маквариш, Эмили (2008). История графического дизайна . Пирсон. стр. 305–306. ISBN  978-0-13-241075-5 .
  79. ^ Макхейл, Б. (2003). Постмодернистская фантастика . Абингдон-он-Темз : Рутледж . ISBN  1134949162 – через Google Книги .
  80. ^ Макхейл, Брайан (20 декабря 2007 г.). «Что такое постмодернизм?» . Электронное книжное обозрение . Проверено 4 апреля 2013 г.
  81. ^ Крамер, Джонатан (2016). Постмодернистская музыка, постмодернистское слушание . Нью-Йорк: Bloomsbury Academic . ISBN  978-1-5013-0602-0 .
  82. ^ Стринати, Доминик (1995). Введение в теории массовой культуры . Лондон: Рутледж . п. 234.
  83. ^ Браун, Стивен (2003). «Об амбициях Мадонны к бренду: стенограмма презентации» . Ассоциация исследований потребителей. стр. 119–201. Архивировано из оригинала 19 апреля 2017 года . Проверено 1 апреля 2021 г.
  84. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б МакГрегор, Джок (2008). «Мадонна: икона постмодерна» (PDF) . Л'Абри . стр. 1–8. Архивировано из оригинала (PDF) 7 декабря 2010 года . Проверено 29 марта 2021 г.
  85. ^ Река, Канаван; Маккамли, Клэр (февраль 2020 г.). «Прохождение постмодерна в поп-музыке? Эпохальное потребление и маркетинг от Мадонны через Гагу до Тейлор» . Журнал бизнес-исследований . 107 : 222–230. дои : 10.1016/j.jbusres.2018.12.005 .
  86. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лучший, Стивен; Келлнер, Дуглас (2 ноября 2001 г.). «Постмодернистский поворот в философии: теоретические провокации и нормативные дефициты» . Высшая школа образования и информационных исследований Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе . Проверено 12 мая 2019 г.
  87. ^ Бернштейн, Ричард Дж. (1992). Новое созвездие: этико-политические горизонты современности/Постмодерн . Политика. п. 11. ISBN  978-0745609201 .
  88. ^ Курцвейл, Эдит (2017). Эпоха структурализма: от Леви-Стросса до Фуко . Лондон: Рутледж . ISBN  978-1-351-30584-6 .
  89. ^ Леви-Стросс, Клод (1963). Структурная антропология (я изд.). Нью-Йорк: Основные книги . п. 324. ИСБН  0-465-09516-Х . Цитируя Д'Арси Вестворта Томпсона, он заявляет: «Тем, кто сомневается в возможности определения взаимосвязей между сущностями, природа которых до конца не понята, я отвечу следующим комментарием великого натуралиста: В очень значительной части морфологии наши существенные задача заключается в сравнении родственных форм, а не в точном определении каждой из них, и деформация сложной фигуры может быть явлением, легким для понимания, хотя саму фигуру приходится оставлять неанализированной и неопределенной».
  90. ^ Брукер 2003 , с. 205.
  91. ^ Каллер, Джонатан (2008). О деконструкции: теория и критика после структурализма . Лондон: Рутледж . ISBN  978-0-415-46151-1 .
  92. ^ Деррида, Жак (8 января 1998 г.). «Непомерный вопрос метода» (PDF) . Из грамматологии . Перевод Спивака, Гаятри Чакраворти (исправленная ред.). Балтимор и Лондон: Издательство Университета Джонса Хопкинса . стр. 158–59, 163. ISBN.  0-8018-5830-5 .
  93. ^ Петерс, Бенуа (2013). Деррида: Биография . Перевод Брауна, Эндрю. Политическая пресса . стр. 377–78. ISBN  978-0-7456-5615-1 .
  94. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лиотар, Ж.-Ф. (1979). Состояние постмодерна: отчет о знаниях . Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты . ISBN  978-0-944624-06-7 . OCLC   232943026 .
  95. ^ Гудчайлд 1990 , стр. 119–137.
  96. ^ Джейкобс, Джейн (1993). Смерть и жизнь великих американских городов . Нью-Йорк: Современная библиотека. ISBN  0-679-64433-4 .
  97. ^ Ирвинг 1993 , с. 479.
  98. ^ Ирвинг 1993 , с. 480.
  99. ^ Хатука и д'Хог 2007 , стр. 100-1. 20–27.
  100. ^ Ирвинг 1993 , с. 460.
  101. ^ Гудчайлд 1990 , стр. 119–137; Хатука и д'Хог 2007 , стр. 20–27; Ирвинг 1993 , стр. 474–487; Симонсен 1990 , стр. 51–62
  102. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Соджа, Эдвард В. (14 марта 2014 г.). Мой Лос-Анджелес: от городской реструктуризации к региональной урбанизации . Издательство Калифорнийского университета . ISBN  978-0-520-95763-3 – через Google Книги .
  103. ^ Шил, Марк (30 октября 2017 г.). «Эдвард Соджа» . Медиаполис . Проверено 1 февраля 2020 г.
  104. ^ Поттер, Гарри; Лопес, Хосе, ред. (2001). После постмодернизма: введение в критический реализм . Лондон: Атлон Пресс. п. 4.
  105. ^ Фьеллестад, Данута; Энгберг, Мария (2013). «К концепции пост-постмодернизма или реконфигурации Мадонны Леди Гагой» . Реконструкция: исследования современной культуры . 12 (4). Архивировано из оригинала 23 февраля 2013 года. DiVA 833886 .
  106. ^ Кирби, Алан (2006). «Смерть постмодернизма и не только» . Философия сейчас . 58 : 34–37.
  107. ^ Гиббонс, Элисон (2017). «Постмодернизм мертв. Что будет дальше?» . ТЛС . Проверено 17 февраля 2020 г.
  108. ^ Манн, Стив (2003). "Декон 2 (Decon Squared: Deconstructing Decontamination» (PDF) . Леонардо . 36 (4): 285–290. : 10.1162 /002409403322258691 . JSTOR   1577323. . S2CID   57559253 doi
  109. ^ Кэмпбелл, Хайди А. (2006). «Посткиборгская этика: новый способ говорить о технологиях» . Исследования в области медиаэкологии . 5 (4): 279–296. дои : 10.1386/eme.5.4.279_1 .
  110. ^ Манн, Стив; Фунг, Джеймс; Федерман, Марк; Бакканико, Джанлука (2002). «PanopDecon: Деконструкция, дезактивация и деконтекстуализация паноптики в эпоху посткиборгов» . Наблюдение и общество . 1 (3): 375–398. дои : 10.24908/ss.v1i3.3346 .
  111. ^ Мюллер Шварце, Нина (2015). Кровь Викториано Лоренцо: Этнография чоло провинции Северная Кокле . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland Press .
  112. ^ Хебдиге, Дик (2006). «Постмодернизм и «обратная сторона» ». В Стори, Джон (ред.). Теория культуры и массовая культура: Читатель . Лондон: Pearson Education .
  113. ^ «ДЕННЕТ О ВИЗЕЛЬТИРЕ В. ПИНКЕРЕ В НОВОЙ РЕСПУБЛИКЕ» . Архивировано из оригинала 5 августа 2018 года.
  114. ^ «Арт-чушь» . Ipod.org.uk. 5 мая 1990 года. Архивировано из оригинала 31 января 2015 года. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  115. ^ де Кастро, Элиана (12 декабря 2015 г.). «Камиль Палья: «Постмодернизм — это чума ума и сердца» » . ФАУСТО - Философия, культура и классическая литература . Постмодернизм — это чума разума и сердца.

Библиография [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bd34b8f9ba8beedd895f5887ac695fdf__1718979900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/df/bd34b8f9ba8beedd895f5887ac695fdf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Postmodernism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)