Самсара
Самсара ( деванагари : संसार) — палийское и санскритское слово, означающее «блуждание». [1] [2] а также «мир», где этот термин означает «циклические изменения». [3] или, менее формально, «бегать кругами». Сансара упоминается с помощью таких терминов или фраз, как переселение/реинкарнация , кармический цикл или Пунарджанман , а также «цикл бесцельного дрейфа, блуждания или мирского существования». [1] [4] [5] В контексте теории кармы это цикл смерти и возрождения . [1] [4] [6]
«Цикличность всей жизни, материи и существования» — фундаментальное убеждение большинства индийских религий . [4] [7] [8] Концепция сансары уходит корнями в постведическую литературу ; эта теория не обсуждается в самих Ведах . [9] [10] В развернутой форме, но без механистических подробностей, оно появляется в ранних Упанишадах . [4] [11] [12] Полное изложение доктрины сансары можно найти в раннем буддизме и джайнизме , а также в различных школах индуистской философии . [4] [12] [13] Доктрина сансары связана с кармы теорией индуизма , и освобождение от сансары лежит в основе духовных поисков индийских традиций, а также их внутренних разногласий. [4] [14] [15] Освобождение от сансары называется Мокша , Нирвана , Мукти или Кайвалья . [4] [5] [16] [17]
Этимология и терминология
[ редактировать ]Самсара ( Деванагари : संसार) означает «странствующий», [1] [2] а также «мир», где этот термин означает «циклические изменения». [3] Сансара и относится к вере в то , , фундаментальная концепция всех индийских религий , связана с теорией кармы что все живые существа циклически переживают рождения и перерождения. Этот термин связан с такими фразами, как «цикл последовательного существования», «переселение», «кармический цикл», «колесо жизни» и «цикличность всей жизни, материи, существования». [1] [6] [18] Во многих научных текстах самсару называют самсарой . [6] [19]
По мнению Монье-Вильямса, сансара уходит корнями в термин самсри (संसृ), который означает «ходить по кругу, вращаться, проходить через последовательность состояний, идти к или достигать, двигаясь по кругу». [20] Концептуальная форма от этого корня фигурирует в древних текстах как самсарана , что означает «обхождение через череду состояний, рождение, перерождение живых существ и мира», беспрепятственно. [20] Этот термин сокращается до сансары , относясь к той же концепции, как «прохождение через последовательные состояния мирского существования», переселение, метемпсихоз , цикл жизни, в котором человек повторяет предыдущие состояния, от одного тела к другому, мирская жизнь постоянного изменение, то есть возрождение, рост, распад и повторная смерть. [5] [20] [21] Затем эта концепция противопоставляется концепции мокши , также известной как мукти , нирвана , ниббана или кайвалья , которая относится к освобождению от этого цикла бесцельного блуждания. [5] [20]
Концепция сансары развилась в постведические времена и прослеживается в слоях Самхиты , таких как разделы 1.164, 4.55, 6.70 и 10.14 Ригведы . [11] [22] [23] Хотя эта идея упоминается в самхитских слоях Вед, там отсутствует четкое изложение, и идея полностью развивается в ранних Упанишадах . [24] [25] Дэмиен Киоун утверждает, что понятие «циклическое рождение и смерть» появилось около 800 г. до н.э. [26] Слово сансара появляется вместе с мокшей в нескольких основных упанишадах, например, в стихе 1.3.7 Катха -упанишады : [27] стих 6.16 Шветашватара Упанишады , [28] стихи 1.4 и 6.34 Майтри Упанишады . [29] [30]
Слово самсара связано с самсрити , причем последнее относится к «ходу мирского существования, переселения, потока, кругооборота или потока». [20]
Определение и обоснование
[ редактировать ]Это слово буквально означает «блуждать, течь», утверждает Стивен Дж. Лаумакис, в смысле «бесцельного и бесцельного блуждания». [31] Концепция сансары тесно связана с верой в то, что человек продолжает рождаться и перерождаться в различных сферах и формах. [32]
Самые ранние слои ведического текста включают концепцию жизни, за которой следует загробная жизнь на небесах и в аду, основанная на совокупных добродетелях (заслугах) или пороках (недостатках). [33] Однако древние ведические риши оспаривали эту идею загробной жизни как упрощенную, поскольку люди не живут одинаково моральной или аморальной жизнью. Среди в целом добродетельных жизней есть и более добродетельные; было бы несправедливо в то время как зло тоже имеет степени, и в текстах утверждается, что со стороны бога Ямы судить и награждать людей с различной степенью добродетели или пороков, непропорционально по принципу «или-или». [34] [35] [36] Они ввели идею загробной жизни на небесах или в аду в зависимости от заслуг человека, и когда они иссякают, человек возвращается и возрождается. [34] [13] [37] Эта идея появляется в древних и средневековых текстах как цикл жизни, смерти, возрождения и повторной смерти, таких как раздел 6:31 Махабхараты и раздел 6.10 Деви Бхагавата Пураны . [34] [18] [22]
История
[ редактировать ]Историческое происхождение концепции цикла повторных реинкарнаций , или Пунарджанмана , неясно, но эта идея появляется в текстах как Индии, так и Древней Греции в первом тысячелетии до нашей эры. [38] [39]
Идея сансары намекается в поздних ведических текстах, таких как Ригведа , но теория отсутствует. [11] [40] По мнению Сэйерса, самые ранние слои ведической литературы демонстрируют поклонение предкам и такие обряды, как шраддха (предложение еды предкам). Более поздние ведические тексты, такие как Араньяки и Упанишады, демонстрируют иную сотериологию, основанную на реинкарнации, они мало интересуются обрядами предков и начинают философски интерпретировать более ранние ритуалы, хотя идея еще не полностью развита. [24] Более полно эти идеи развиты именно в ранних Упанишадах, но и там обсуждение не дает конкретных механистических подробностей. [24] Подробные доктрины расцветают с уникальными характеристиками, начиная примерно с середины 1-го тысячелетия до нашей эры, в различных традициях, таких как буддизм, джайнизм и различные школы индуистской философии . [12]
[41] [42] [43] Доказательства того, кто на кого влиял в древние времена, невелики и спекулятивны, и есть вероятность, что историческое развитие теорий сансары, вероятно, происходило параллельно с взаимными влияниями. [44]
Пунармритью: повторная смерть
[ редактировать ]В то время как сансару обычно описывают как возрождение и реинкарнацию ( Пунарджанман ) живых существ ( Джива ), хронологическое развитие идеи на протяжении ее истории началось с вопросов о том, какова истинная природа человеческого существования и умирают ли люди только один раз. Сначала это привело к появлению концепций Пунармритью («пересмерть») и Пунаравритти («возвращение»). [21] [45] [46] Эти ранние теории утверждали, что природа человеческого существования включает в себя две реальности: одну неизменную абсолютную Атман (Я), которая каким-то образом связана с высшей неизменной бессмертной реальностью и блаженством, называемым Брахманом . [47] [48] и что все остальное — это постоянно меняющийся субъект (тело) в феноменальном мире ( Майя ). [49] [50] [51] Повторная смерть, в ведических теософских рассуждениях, отражала конец «блаженных лет, проведенных в сварге или раю», и за ней следовало перерождение обратно в феноменальный мир. [52] Сансара превратилась в основополагающую теорию природы существования, разделяемую всеми индийскими религиями. [53]
Перерождение человеческим существом, как утверждает Джон Боукер, тогда было представлено как «редкая возможность прервать последовательность перерождений и таким образом достичь мокши, освобождения». [48] Каждая индийская духовная традиция разработала свои собственные предположения и пути ( марга или йога ) для этого духовного освобождения. [48] некоторые развивают идеи Дживанмукти (освобождения и свободы в этой жизни), [54] [55] [56] в то время как другие довольствуются Видехамукти (освобождением и свободой в загробной жизни). [57] [58]
Первая истина
Первая истина, страдание (пали: дуккха; санскрит: дуккха),
характерно для существования в сфере перерождения,
называется самсарой (буквально «блуждание»).
— Четыре благородные истины , Дональд Лопес [59] [60]
Традиции шраманов (буддизм и джайнизм) добавили новые идеи, начиная примерно с VI века до нашей эры. [61] Они подчеркивали человеческие страдания в более широком контексте, ставя возрождение, повторную смерть и истину боли в центр и начало религиозной жизни. [62] Шраманы рассматривают сансару как безначальный циклический процесс, в котором каждое рождение и смерть являются точками в этом процессе. [62] и духовное освобождение как свобода от возрождения и повторной смерти. [63] Идеи сансарного возрождения и повторной смерти обсуждаются в этих религиях с использованием различных терминов, таких как Агатигати во многих ранних палийских суттах буддизма. [64]
Эволюция идей
[ редактировать ]В разных религиях разная сотериология подчеркивалась по мере развития теорий сансары в соответствующих индийских традициях. [15] Например, в своих теориях сансары , утверждает Обейсекере, индуистские традиции признавали существование Атмана , или «Я» , и утверждали, что это неизменная сущность каждого живого существа, в то время как буддийские традиции отрицали существование такой души и развивали концепцию Анатты . [53] [15] [65] Спасение ( мокша , мукти) в индуистских традициях описывалось с помощью концепций Атмана (самости) и Брахмана (универсальной реальности), [66] в то время как в буддизме она (нирвана, ниббана) описывалась через концепцию Анатты (отсутствия «я») и Шуньяты (пустоты). [67] [68] [69]
Традиция адживика сочетала сансару с предпосылкой отсутствия свободной воли, в то время как традиция джайнизма принимала концепцию души (называя ее «дживой» ) со свободной волей, но подчеркивала аскетизм и прекращение действия как средства освобождения от сансары . называет рабством. [70] [71] Различные субтрадиции индуизма и буддизма признавали свободу воли, избегали аскетизма, принимали отречение и монашескую жизнь и развивали свои собственные идеи освобождения через осознание истинной природы существования. [72]
В индуизме
[ редактировать ]В индуизме сансара – это путешествие Атмана . [73] Тело умирает, утверждают индуистские традиции, но не Атман , который считается вечной реальностью, нерушимой и блаженной. [73] Все и все существование связано, циклично и состоит из двух вещей: Я, или Атмана , и тела, или материи . [19] Это вечное Я, называемое Атманом , никогда не перевоплощается, оно не меняется и не может измениться в индуистской вере. [19] Напротив, тело и личность могут меняться, постоянно изменяются, рождаются и умирают. [19] Текущая карма влияет на будущие обстоятельства этой жизни, а также на будущие формы и сферы жизни. [74] [75] Согласно индуистскому взгляду на жизнь, добрые намерения и действия ведут к хорошему будущему, плохие намерения и действия ведут к плохому будущему. [76] Путешествие в сансару дает атману возможность совершать положительную или отрицательную карму на протяжении каждого рождения и предпринимать духовные усилия для достижения мокши . [77]
Индусы верят, что добродетельная жизнь и действия, соответствующие дхарме, способствуют лучшему будущему, будь то в этой жизни или в будущих жизнях. [78] Целью духовных поисков, будь то путь бхакти (преданности), кармы (работы), гьяны (знания) или раджи (медитации), является самоосвобождение (мокша) от сансары . [78] [79]
Упанишады , часть писаний индуистских традиций, в первую очередь сосредоточены на самоосвобождении от сансары . [80] [81] [82] В Бхагавад-Гите обсуждаются различные пути к освобождению. [73] Упанишады, как утверждает Гарольд Кауард, предлагают «очень оптимистичный взгляд на совершенствование человеческой природы», и целью человеческих усилий в этих текстах является непрерывное путешествие к самосовершенствованию и самопознанию, чтобы положить конец сансаре . [83] Целью духовных поисков в традициях Упанишад является найти истинное «я» внутри и познать свое «Я», состояние, которое, по мнению авторов, ведет к блаженному состоянию свободы, мокше . [84]
Различия внутри индуистских традиций
[ редактировать ]Все индуистские традиции и даршаны разделяют концепцию сансары , но они различаются в деталях и в том, каким должно быть состояние освобождения от сансары . [85] Сансара рассматривается как цикл перерождений во временном мире постоянно меняющейся реальности или Майи (видимости, иллюзорности), Брахман определяется как то, что никогда не меняется, или Сат (вечная истина, реальность), а мокша – как реализация Брахмана и свобода от сансары . [66] [86] [87]
Дуалистические традиции преданности, такие как , теистические предпосылки индуистская традиция Двайта Веданты Мадхвачарьи, отстаивают утверждают , что индивидуальное человеческое Я и Брахман ( Вишну , Кришна ) являются двумя разными реальностями. Любовная преданность Вишну является средством освобождения от сансары . милость Вишну, ведущая к мокше и духовному освобождению, достижима только в загробной жизни ( видехамукти ). [88] Недуалистические традиции, такие как Шанкары Ади Адвайта Веданты индуистская традиция , отстаивают монистические предпосылки, утверждая, что индивидуальный Атман и Брахман идентичны, и только невежество, импульсивность и инерция приводят к страданиям через самсару . На самом деле это не двойственность, медитация и самопознание — это путь к освобождению, осознание того, что свой Атман тождествен Брахману, — это мокша , а духовное освобождение достижимо в этой жизни ( дживанмукти ). [69] [89]
В джайнизме
[ редактировать ]В джайнизме доктрина сансары и кармы занимает центральное место в его богословских основах, о чем свидетельствует обширная литература по ней в основных сектах джайнизма, а также их новаторские идеи о карме и сансаре с самых ранних времен джайнской традиции. [90] [91] Сансара в джайнизме представляет собой мирскую жизнь, характеризующуюся непрерывными перерождениями и страданиями в различных сферах существования. [92] [91] [93]
Концептуальная основа доктрины сансары различается в традициях джайнизма и других индийских религиях. Например, в джайнских традициях душа ( джива ) принимается как истина, как это предполагается в индуистских традициях, но не предполагается в буддийских традициях. Однако в джайнизме самсара, или цикл перерождений, имеет определенное начало и конец. [94]
Души начинают свое путешествие в изначальном состоянии и существуют в континууме состояний сознания, которое постоянно развивается через сансару . [95] Некоторые развиваются до более высокого состояния, а некоторые регрессируют, и это движение движимо кармой. [96] Кроме того, джайнские традиции полагают, что существует Абхавья (неспособный) или класс душ, которые никогда не смогут достичь мокши (освобождения). [94] [97] Состояние души Абхавьи достигается после преднамеренного и шокирующе злого поступка. [98] Джайнизм рассматривает души как плюралистические, каждую в цикле карма- сансары , и не поддерживает Адвайты в стиле недуализм в индуизме или недуализм в стиле Адвая в буддизме. [97]
Теософия джайнов, как и древняя адживика , но в отличие от индуистской и буддийской теософии, утверждает, что каждая душа проходит через 8 400 000 ситуаций рождения, проходя через сансару . [99] [100] По словам Падманабха Джайни, в ходе цикла души душа проходит через пять типов тел: земные тела, водные тела, огненные тела, воздушные тела и растительные жизни. [101] При всей человеческой и нечеловеческой деятельности, такой как выпадение осадков, сельское хозяйство, еда и даже дыхание, мельчайшие живые существа рождаются или умирают; считается, что их души постоянно меняют тела. Беспокойство, причинение вреда или убийство любой формы жизни, включая любого человека, в джайнизме считается грехом, имеющим негативные кармические последствия. [102] [93]
Освобожденная душа в джайнизме — это тот, кто вышел за пределы сансары , находится на вершине, всеведущ, остается там вечно и известен как сиддха . [103] Мужчина мужского пола считается наиболее близким к вершине и обладает потенциалом достижения освобождения, особенно посредством аскетизма. Женщины должны обрести кармические заслуги, чтобы переродиться мужчиной, и только тогда они смогут достичь духовного освобождения в джайнизме, особенно в секте дигамбара в джайнизме; [104] [105] однако эта точка зрения исторически обсуждалась в джайнизме, и различные секты джайнов выражали разные взгляды, особенно секта Шветамбара, которая считает, что женщины тоже могут достичь освобождения от сансары . [105] [106]
В отличие от буддийских текстов, которые прямо или недвусмысленно не осуждают причинение вреда или уничтожение растений и второстепенных форм жизни, джайнские тексты это делают. души Джайнизм считает плохой кармой причинение вреда растениям и второстепенным формам жизни, оказывающее негативное влияние на сансару . [107] Однако некоторые тексты буддизма и индуизма предостерегают человека от нанесения вреда всем формам жизни, включая растения и семена. [107] [108] [109]
В буддизме
[ редактировать ]Сансара в буддизме, как утверждает Джефф Уилсон, представляет собой «полный страданий цикл жизни, смерти и возрождения без начала и конца». [111] Также называемое колесом существования ( Бхавачакра ), оно часто упоминается в буддийских текстах под термином пунарбхава (возрождение, новое становление); освобождение от этого цикла существования, нирваны , является основой и важнейшей целью буддизма. [111] [112] [113]
Сансара считается постоянной в буддизме, как и в других индийских религиях. Карма управляет этой постоянной сансарой в буддийской мысли, утверждает Пол Уильямс, и «если не достичь просветления, в каждом перерождении человек рождается и умирает, чтобы переродиться в другом месте в соответствии с совершенно безличной причинной природой своей собственной кармы; этот бесконечный цикл рождение, возрождение и повторная смерть — это самсара ». [114] Четыре Благородные Истины , принятые всеми буддийскими традициями, направлены на прекращение этого связанного с сансарой перестановка (перерождения) и связанных с ним циклов страданий. [115] [116] [117]
Как и джайнизм, буддизм разработал свою собственную теорию сансары , которая со временем развила механистические детали того, как колесо мирского существования работает в бесконечных циклах возрождения и повторной смерти. [118] [119] В ранних буддийских традициях космология сансары состояла из пяти миров, через которые вращалось колесо существования. [111] Сюда входили ад ( нирайя ), голодные духи ( преты ), животные ( тирьяк ), люди ( манушья ) и боги ( дэвы , небесные). [111] [118] [120] В более поздних традициях этот список расширился до списка из шести сфер перерождения, добавив полубогов ( асуров ), которые были включены в царство богов в более ранних традициях. [111] [121] «Голодные призраки, райские и адские царства» соответственно формулируют ритуальную, литературную и моральную сферы многих современных буддийских традиций. [111] [118]
Концепция сансары в буддизме предполагает, что эти шесть миров взаимосвязаны, и каждый циклически повторяет жизнь за жизнью, а смерть — это просто состояние загробной жизни через эти миры из-за сочетания невежества, желаний и целенаправленной кармы, или этических норм. и неэтичные действия. [111] [118] Нирвана в буддизме обычно описывается как свобода от перерождения и единственная альтернатива страданиям сансары . [122] [123] Однако, как утверждает Стивен Коллинз, в буддийских текстах разработана более всеобъемлющая теория перерождения, основанная на страхе перед повторной смертью, называемая амата (бессмертное), состояние, которое считается синонимом нирваны . [122] [124]
В сикхизме
[ редактировать ]Сикхизм включает в себя концепции сансары (иногда называемой сансарой в сикхских текстах), кармы и циклической природы времени и существования. [125] [126] Основанная в 15 веке, ее основатель Гуру Нанак вобрал в себя циклическую концепцию древних индийских религий и циклическую концепцию времени, состояния Коула и Самбхи. [126] [127] Однако, утверждает Арвинд-Пал Сингх Мандаир, существуют важные различия между концепцией сансары в сикхизме и концепцией сансары во многих традициях индуизма. [125] Разница в том, что сикхизм твердо верит в милость Бога как средство спасения, и его заповеди поощряют бхакти Единого Господа ради мукти (спасения). [125] [128]
Сикхизм, как и три древние индийские традиции, верит, что тело тленно, существует цикл перерождений и что каждый цикл перерождения сопровождается страданием. [125] [129] Эти черты сикхизма, наряду с его верой в сансару и милость Бога, подобны некоторым субтрадициям индуизма, ориентированным на бхакти, например, тем, которые встречаются в вайшнавизме . [130] [131] Сикхизм не верит, что аскетическая жизнь, рекомендованная джайнизмом, является путем к освобождению. Скорее, он ценит социальную активность и жизнь домохозяина в сочетании с преданностью Единому Богу как Гуру, чтобы стать путем освобождения от сансары . [132]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Марк Юргенсмейер и Уэйд Кларк Руф, 2011 , стр. 271–72.
- ^ Перейти обратно: а б Лохтефельд 2002 , с. 589.
- ^ Перейти обратно: а б Клаус Клостермайер 2010 , с. 604.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бодевиц, Хенк (2019). «Глава 1 - Индуистская доктрина переселения: ее происхождение и предпосылки». В Хейлигерсе, Дори Х.; Хубен, Ян Э.М.; ван Коой, Карел (ред.). Ведическая космология и этика: избранные исследования . Гонда Индологические исследования. Том. 19. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 3–19. дои : 10.1163/9789004400139_002 . ISBN 978-90-04-40013-9 . ISSN 1382-3442 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Ширли Ферт (1997). Умирание, смерть и утрата в британской индуистской общине . Издательство Питерс. стр. 106, 29–43. ISBN 978-90-6831-976-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с Рита М. Гросс (1993). Буддизм после патриархата: феминистская история, анализ и реконструкция буддизма . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 148 . ISBN 978-1-4384-0513-1 .
- ^ Ядав, Гарима (2018), «Аборт (индуизм)», Индуизм и племенные религии , Энциклопедия индийских религий, Springer Нидерланды, стр. 1–3, doi : 10.1007/978-94-024-1036-5_484-1 , ISBN 978-9402410365
- ↑ Флуд, Гэвин Д. (1996), Введение в индуизм , издательство Кембриджского университета.
- ^ А. М. Бойер: Исследование происхождения учения о сансаре. Журнал Asiatique, (1901), том 9, выпуск 18, S. 451–53, 459–68.
- ^ Юврадж Кришан:. Бхаратия Видья Бхаван, 1997 г., ISBN 978-81-208-1233-8
- ^ Перейти обратно: а б с А. М. Бойер (1901), Исследование происхождения учения о сансаре, Journal Asiatique, том 9, выпуск 18, стр. 451–53, 459–68
- ^ Перейти обратно: а б с Стивен Дж. Лаумакис, 2008 г. , стр. 90–99.
- ^ Перейти обратно: а б Юврадж Кришан (1997). Учение о карме: ее происхождение и развитие в брахманической, буддийской и джайнской традициях . Бхаратия Видья Бхаван. стр. 17–27. ISBN 978-81-208-1233-8 .
- ^ Обейсекере 2005 , стр. 1–2, 108, 126–28.
- ^ Перейти обратно: а б с Марк Юргенсмейер и Уэйд Кларк Руф, 2011 , стр. 272–73.
- ^ Майкл Майерс 2013 , с. 36.
- ^ Гарольд Кауард 2008 , с. 103.
- ^ Перейти обратно: а б Юврадж Кришан (1988), Эволюционна ли карма?, Журнал Индийского совета философских исследований, том 6, стр. 24–26.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джинин Д. Фаулер 1997 , с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Монье Монье-Вильямс (1923). Санскритско-английский словарь . Издательство Оксфордского университета. стр. 1040–41.
- ^ Перейти обратно: а б Венди Донигер (1980). Карма и перерождение в классической индийской традиции . Издательство Калифорнийского университета. стр. 268–69 . ISBN 978-0-520-03923-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Луи де ла Валле-Пуссен (1917). Путь к Нирване: шесть лекций о древнем буддизме как дисциплине спасения . Издательство Кембриджского университета. стр. 24–29.
- ^ Юврадж Кришан (1997). Учение о карме: ее происхождение и развитие в брахманической, буддийской и джайнской традициях . Бхаратия Видья Бхаван. стр. 11–15. ISBN 978-81-208-1233-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с Стивен Дж. Лаумакис 2008 , с. 90.
- ^ Далал 2010 , стр. 344, 356–57.
- ^ Дэмиен Киоун 2004 , стр. 248.
- ↑ Катха Упанишада, глава 1/Долина 3. Архивировано 8 августа 2020 г. в Wayback Machine . Wikisource
- ^ Шветашватара Упанишада, глава шестая. Архивировано 26 октября 2020 г. в Wayback Machine . Wikisource
- ↑ Майтри Упанишад. Архивировано 21 ноября 2020 г. в Wikisource Wayback Machine , Цитата: 3. Сам ум мир этими усилиями. должен очистить
- ^ Г. А. Джейкоб (1963), Согласие с Основными Упанишадами и Бхагавад-Гитой , Мотилал Банарсидасс, стр. 947–48
- ^ Стивен Дж. Лаумакис 2008 , с. 97.
- ^ Гоа, Дэвид Дж.; Кауард, Гарольд Г. (21 августа 2014 г.). «Индуизм» . Канадская энциклопедия . Архивировано из оригинала 27 февраля 2014 года . Проверено 31 июля 2015 г.
- ^ Джеймс Гастингс; Джон Александр Селби; Луи Герберт Грей (1922). Энциклопедия религии и этики . Т. и Т. Кларк. стр. 616–18. ISBN 9780567065124 .
- ^ Перейти обратно: а б с Джессика Фрейзер и Гэвин Флуд, 2011 г. , стр. 84–86.
- ^ Кусум П. Мерх (1996). Яма, Славный Владыка Иного Мира . Пингвин. стр. 213–15. ISBN 978-81-246-0066-5 .
- ^ Анита Райна Тапан (2006). Читатель Пингвина Свами Чинмьянанды . Книги о пингвинах. стр. 84–90. ISBN 978-0-14-400062-3 .
- ^ Патрул Ринпоче; Далай-лама (1998). Слова моего идеального учителя: полный перевод классического введения в тибетский буддизм . Роуман Альтамира. стр. 95–96. ISBN 978-0-7619-9027-7 .
- ^ Норман К. Макклелланд (2010). Энциклопедия реинкарнации и кармы . МакФарланд. стр. 102–03. ISBN 978-0-7864-5675-8 .
- ^ Клифтон Д. Брайант; Деннис Л. Пек (2009). Энциклопедия смерти и человеческого опыта . Публикации SAGE. стр. 841–46. ISBN 978-1-4522-6616-9 .
- ^ Валле Пуссен (1917). Путь к Нирване: шесть лекций о древнем буддизме как дисциплине спасения . Издательство Кембриджского университета. стр. 24–25.
- ^ Гэвин Д. Флуд (1996), Введение в индуизм, Cambridge University Press, ISBN 978-0521438780 , с. 86, Цитата : «Происхождение и доктрина кармы и самсары неясны. Эти концепции, несомненно, циркулировали среди шраманов, а джайнизм и буддизм развили конкретные и сложные идеи о процессе переселения людей. Вполне возможно, что кармы и реинкарнации вошли в основная брахманическая мысль, исходящая из традиций шрамана или отречения. Однако, с другой стороны, хотя в ведических гимнах нет четкой доктрины переселения людей, существует идея повторной смерти, что человек, умерший в этом мире, может еще умереть. еще раз в следующем».
- ^ Падманабх С. Джайни, 2001 «Сборник статей по буддийским исследованиям», Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-1776-1 , с. 51, Цитата : «Нежелание Яджнавалкьи публично обсуждать учение о карме (...) возможно, можно объяснить предположением, что оно, как и переселение Атмана, имело небрахманическое происхождение. Учитывая тот факт, что поскольку это учение изображено почти на каждой странице писаний шрамана, весьма вероятно, что оно заимствовано из них».
- ^ Говинд Чандра Панде, (1994) Жизнь и мысли Шанкарачарьи, Мотилал Банарсидасс ISBN 81-208-1104-6 , с. 135, Цитата : (...) Они, шраманы, могли быть связаны с Хараппской цивилизацией, которая сама по себе загадочна. Похоже, что некоторые мыслители Упанишад, такие как Яджнавалкья, были знакомы с такого рода [шраманическим] мышлением (...) и пытались включить эти идеи кармы, самсары и мокши в традиционную ведическую мысль.
- ^ Венди Донигер (1980). Карма и перерождение в классической индийской традиции . Издательство Калифорнийского университета. стр. XVIII – XVIII. ISBN 978-0-520-03923-0 . ; Цитата : «Между ведизмом и буддизмом в ранний период существовало такое постоянное взаимодействие, что бесполезно пытаться разобраться в более раннем источнике многих доктрин, они жили в карманах друг друга, как Пикассо и Брак (которые в последующие годы были , неспособный сказать, кто из них написал определенные картины из их более раннего, общего периода)».
- ^ Буитенен 1957 , стр. 34–35.
- ^ Мирча Элиаде 1987 , стр. 56–57.
- ^ Джессика Фрейзер и Гэвин Флад 2011 , стр. 18.
- ^ Перейти обратно: а б с Джон Боукер, 2014 , стр. 84–85.
- ^ Джессика Фрейзер и Гэвин Флад 2011 , стр. 18–19, 24–25.
- ^ Гарольд Кауард 2012 , стр. 29–31.
- ^ Джон Гивергезе Арапура 1986 , стр. 85–88.
- ^ Роберт С. Эллвуд; Грегори Д. Аллес (2007). Энциклопедия мировых религий . Издательство информационной базы. стр. 406–07. ISBN 978-1-4381-1038-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Обейсекере 1980 , стр. 139–40.
- ^ Клаус Клостермайер, Мокша и критическая теория, Философия Востока и Запада, Том. 35, № 1 (январь 1985 г.), стр. 61–71.
- ^ Норман Э. Томас (апрель 1988 г.), Освобождение для жизни: индуистская философия освобождения, Миссиология, Том 16, номер 2, стр. 149–60
- ^ Герхард Оберхаммер (1994), Избавление от этой жизни: Дживанмукти, Коллеж де Франс, Публикации Института индийской цивилизации. Серия -8°, Fasc. 61, Издание – Распространение Боккара (Париж), ISBN 978-2868030610 , стр. 1–9
- ^ М. фон Брюк (1986), Имитация или идентификация?, Индийские богословские исследования, Том. 23, выпуск 2, стр. 95–105.
- ^ Пол Деуссен , Философия Упанишад , стр. 356, в Google Книгах , стр. 356–57.
- ↑ Четыре благородные истины, буддийская философия. Архивировано 22 апреля 2016 года в Wayback Machine , Дональд Лопес, Британская энциклопедия.
- ^ Роберт Э. Басуэлл младший; Дональд С. Лопес мл. (2013). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. стр. 100-1 304–05. ISBN 978-1-4008-4805-8 .
- ^ Майкл Майерс 2013 , с. 79.
- ^ Перейти обратно: а б Майкл Майерс, 2013 , стр. 79–80.
- ^ Пол Уильямс; Энтони Трайб (2000). Буддийская мысль: полное введение в индийскую традицию . Рутледж. стр. 18–19, глава 1. ISBN. 0-415207002 .
- ^ Томас Уильям Рис Дэвидс; Уильям Стед (1921). Палийско-английский словарь . Мотилал Банарсидасс. стр. 94–95, Запись для Агати . ISBN 978-81-208-1144-7 .
- ^ [a] Анатта . Архивировано 10 декабря 2015 года в Wayback Machine , Британская энциклопедия (2013), Цитата: «Анатта в буддизме, учение о том, что у людей нет постоянной, лежащей в основе души. Концепция анатты, или анатмана, представляет собой отход от индуистской веры в атман («самость»);»; [b] Стивен Коллинз (1994), Религия и практический разум (редакторы: Фрэнк Рейнольдс, Дэвид Трейси), State Univ of New York Press, ISBN 978-0791422175 , с. 64; «Центральным в буддийской сотериологии является учение о не-я (пали: анатта, санскрит: анатман, противоположная доктрина атмана занимает центральное место в брахманической мысли). Если очень кратко, это [буддийское] учение о том, что у людей нет души. , нет себя, нет неизменной сущности."; [c] Эдвард Роер (переводчик), «Введение Шанкары» , с. 2, в Google Книгах к Брихад Араньяка Упанишадам , стр. 2–4; [d] Кэти Джавоно (2013), Совместима ли буддийская доктрина «отсутствия самости» со стремлением к нирване? Архивировано 6 февраля 2015 года в Wayback Machine , Philosophy Now; [e] Дэвид Лой (1982), Просветление в буддизме и Адвайта Веданта: Нирвана и мокша — одно и то же?, International Philosophical Quarterly, Volume 23, Issue 1, стр. 65–74; [f] К.Н. Джаятиллеке (2010), Ранняя буддийская теория познания, ISBN 978-8120806191 , стр. 246–49, начиная с примечания 385;
- ^ Перейти обратно: а б Мокша. Архивировано 25 октября 2020 года в Wayback Machine , Джорджтаунский университет.
- ^ Стивен Дж. Лаумакис 2008 , стр. 68–70, 125–28, 149–53, 168–76.
- ^ Масао Абэ; Стивен Хейн (1995). Буддизм и межрелигиозный диалог . Издательство Гавайского университета. стр. 100-1 7–8 , 73–7 ISBN 978-0-8248-1752-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Лой, Дэвид (1982). «Просветление в буддизме и Адвайта Веданта: Нирвана и Мокша — одно и то же?». Международный философский ежеквартальный журнал . 22 (1): 65–74. дои : 10.5840/ipq19822217 .
- ^ Падманаб С. Джайни, Джордж Л. Джарт III (1980). Венди Донигер (ред.). Карма и перерождение в классической индийской традиции . Издательство Калифорнийского университета. стр. 131–33 , 228–29. ISBN 978-0-520-03923-0 .
- ^ Кристофер Партридж (2013). Введение в мировые религии . Крепость Пресс. стр. 245–46. ISBN 978-0-8006-9970-3 .
- ^ Джордж Л. Жарт III (1980). Венди Донигер (ред.). Карма и перерождение в классической индийской традиции . Издательство Калифорнийского университета. стр. 131–33 . ISBN 978-0-520-03923-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с Марк Юргенсмейер и Уэйд Кларк Руф, 2011 , с. 272.
- ^ Мукул Гоэл (2008). Преданный индуизм: создание впечатлений для Бога . iUniverse. п. 6. ISBN 978-0-595-50524-1 .
- ^ Кристофер Чаппл (1986), Карма и творчество, State University of New York Press, ISBN 0-88706-251-2 , стр. 60–64
- ^ Джинин Д. Фаулер 1997 , с. 11.
- ^ Мишра, RC (2013). Мокша и индуистское мировоззрение . Публикации SAGE. стр. 22–24.
- ^ Перейти обратно: а б Флад, Гэвин (24 августа 2009 г.). «Индуистские концепции» . Би-би-си онлайн . Би-би-си . Архивировано из оригинала 11 апреля 2014 года . Проверено 31 июля 2015 г.
- ^ Джордж Д. Криссайдс; Бенджамин Э. Зеллер (2014). Блумсберийский спутник новых религиозных движений . Академик Блумсбери. п. 333. ИСБН 978-1-4411-9829-7 .
- ^ Джинин Д. Фаулер 1997 , стр. 111–12.
- ^ Ён Чун Ким; Дэвид Х. Фриман (1981). Восточная мысль: введение в философскую и религиозную мысль Азии . Роуман и Литтлфилд. стр. 15–17. ISBN 978-0-8226-0365-8 .
- ^ Джек Сикора (2002). Религии Индии: удобное и краткое введение в индуизм, буддизм, сикхизм и джайнов . iUniverse. стр. 17–19. ISBN 978-1-4697-1731-9 .
- ^ Гарольд Кауард 2008 , с. 129.
- ^ Гарольд Кауард 2008 , стр. 129, 130–55.
- ^ Джинин Д. Фаулер 1997 , стр. 10–12, 132–37.
- ^ Х. Чаудхури (1954), Концепция Брахмана в индуистской философии, Философия Востока и Запада, 4 (1), стр. 47–66.
- ^ М. Дружба (1995). Основы индийской философии . Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 24–25, 160–66. ISBN 978-81-208-1330-4 .
- ^ Джинин Д. Фаулер 2002 , стр. 340–47, 373–75.
- ^ Джинин Д. Фаулер, 2002 , стр. 238–40, 243–45, 249–50, 261–63, 279–84.
- ^ Джайни 1980 , стр. 217–36.
- ^ Перейти обратно: а б Пол Дандас (2003). Джайны . Рутледж. стр. 14–16, 102–05. ISBN 978-0415266055 .
- ^ Джайни 1980 , стр. 226–28.
- ^ Перейти обратно: а б Тара Сетия (2004). Ахимса, Анеканта и джайнизм . Мотилал Банарсидасс. стр. 30–31. ISBN 978-81-208-2036-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Джайни 1980 , с. 226.
- ^ Джайни 1980 , с. 227.
- ^ Джайни 1980 , стр. 227–28.
- ^ Перейти обратно: а б Пол Дандас (2003). Джайны . Рутледж. стр. 104–05. ISBN 978-0415266055 .
- ^ Джайни 1980 , с. 225.
- ^ Джайни 1980 , с. 228.
- ^ Падманабх С. Джайни (2000). Сборник статей по джайнским исследованиям . Мотилал Банарсидасс. стр. 130–31. ISBN 978-81-208-1691-6 .
- ^ Джайни 1980 , стр. 223–24.
- ^ Джайни 1980 , стр. 224–25.
- ^ Джайни 1980 , стр. 222–23.
- ^ Джеффри Д. Лонг (2013). Джайнизм: Введение . ИБ Таурис. стр. 36–37. ISBN 978-0-85773-656-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Грэм Харви (2016). Религии в фокусе: новые подходы к традициям и современным практикам . Рутледж. стр. 182–83. ISBN 978-1-134-93690-8 .
- ^ Пол Дандас (2003). Джайны . Рутледж. стр. 55–59. ISBN 978-0415266055 .
- ^ Перейти обратно: а б Ламберт Шмитхаузен (1991), Буддизм и природа , Studia Philologica Buddhica, Международный институт буддийских исследований, Токио, Япония, стр. 6–7.
- ^ Род Прис (1999), Животные и природа: культурные мифы, культурные реалии, ISBN 978-0-7748-0725-8 , University of British Columbia Press, стр. 212–17.
- ^ Кристофер Чаппл (1990), Экологическое ненасилие и индуистская традиция, в «Перспективах ненасилия» , Спрингер, ISBN 978-1-4612-4458-5 , стр. 168–77;
Л. Альсдорф (1962), Вклад в историю вегетарианства и поклонения скоту в Индии, Академия наук и литературы , Ф. Штайнер Висбаден, стр. 592–93. - ^ Патрул Ринпоче; Далай-лама (1998). Слова моего идеального учителя: полный перевод классического введения в тибетский буддизм . Роуман Альтамира. стр. 61–99. ISBN 978-0-7619-9027-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Джефф Уилсон (2010). Сансара и возрождение в буддизме . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/обо/9780195393521-0141 . ISBN 978-0195393521 .
- ^ Эдвард Конзе (2013). Буддийская мысль в Индии: три фазы буддийской философии . Рутледж. п. 71. ИСБН 978-1-134-54231-4 . , Цитата: «Нирвана — это смысл существования буддизма и его окончательное оправдание».
- ^ Гетин 1998 , с. 119.
- ^ Уильямс 2002 , стр. 74–75.
- ^ Пол Уильямс, Энтони Трайб и Александр Винн, 2012 , стр. 30–42.
- ^ Роберт Басвелл младший. и Дональд Лопес мл. 2013 , стр. 101-1. 304–05.
- ^ Питер Харви (2015). Стивен М. Эммануэль (ред.). Спутник буддийской философии . Джон Уайли и сыновья. стр. 26–44. ISBN 978-1-119-14466-3 . Цитата: «Первые черты, описанные как болезненные [дуккха] в приведенной выше цитате ДХПС [Дхамма-чакка-паватана Сутта в Виная Питаке ], представляют собой базовые биологические аспекты жизни, каждый из которых может быть травматичным. Дуккха из них усугубляется перспектива возрождения в буддизме, поскольку она включает в себя повторяющиеся перерождения, повторное старение, повторную болезнь и повторную смерть».
- ^ Перейти обратно: а б с д Кевин Трейнор (2004). Буддизм: Иллюстрированное руководство . Издательство Оксфордского университета. стр. 62–63. ISBN 978-0-19-517398-7 . ; Цитата: «Буддийская доктрина утверждает, что до тех пор, пока они не реализуют нирвану, существа обречены пережить перерождение и повторную смерть из-за того, что они действовали из-за невежества и желания, тем самым производя семена кармы».
- ^ Далай-лама 1992 , с. X–II, стр. 5–16.
- ^ Роберт ДеКароли (2004). Призраки Будды: популярные религии Индии и формирование буддизма . Издательство Оксфордского университета. стр. 94–103. ISBN 978-0-19-803765-1 .
- ^ Акира Садаката (1997) Буддийская космология: философия и происхождение Токио, стр. 68–70. Kōsei Publishing , 978-4-333-01682-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Стивен Коллинз (2010). Нирвана: концепция, образы, повествование . Издательство Кембриджского университета. п. 38. ISBN 978-0-521-88198-2 .
- ^ Карл Б. Беккер (1993). Разрыв круга: смерть и загробная жизнь в буддизме . Издательство Университета Южного Иллинойса. стр. VIII, 57–59. ISBN 978-0-8093-1932-9 .
- ^ Фрэнк Дж. Хоффман (2002). Рациональность и разум в раннем буддизме . Мотилал Банарсидасс. стр. 103–06. ISBN 978-81-208-1927-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Арвинд-Пал Сингх Мандаир (2013). Сикхизм: Путеводитель для растерянных . Академик Блумсбери. стр. 145–46, 181, 220. ISBN. 978-1-4411-5366-1 .
- ^ Перейти обратно: а б В. О. Коул; Пиара Сингх Самбхи (2016). Сикхизм и христианство: сравнительное исследование . Спрингер. стр. 13–14. ISBN 978-1-349-23049-5 .
- ^ Арвинд-Пал Сингх Мандаир (2013). Сикхизм: Путеводитель для растерянных . Академик Блумсбери. п. 176. ИСБН 978-1-4411-5366-1 .
- ^ Х.С. Сингха (2000). Энциклопедия сикхизма . Хемкунт Пресс. стр. 68, 80. ISBN. 978-81-7010-301-1 .
- ^ Пашаура Сингх; Луи Э. Фенек (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. стр. 231, 607. ISBN. 978-0-19-100411-7 .
- ^ Джеймс Троуэр (1999). Религия: Классические теории . Издательство Джорджтаунского университета. п. 40. ИСБН 978-0-87840-751-4 .
- ^ Дж. С. Гревал (2006). Религиозные движения и институты в средневековой Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. 394–95. ISBN 978-0-19-567703-4 .
- ^ Пашаура Сингх; Луи Э. Фенек (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. стр. 230–31. ISBN 978-0-19-100411-7 .
Общие и цитируемые источники
[ редактировать ]- Джон Гивергезе Арапура (1986). Герменевтические очерки на ведантические темы . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0183-7 .
- Бьютенен, ДЖАБ Ван (1957). «Дхарма и Мокша». Философия Востока и Запада . 7 (1/2): 33–40. дои : 10.2307/1396832 . JSTOR 1396832 .
- Джон Боукер (2014). Бог: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-870895-7 .
- Роберт Басвелл младший; Дональд Лопес-младший (2013). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-4805-8 .
- Гарольд Кауард (2008). Совершенство человеческой природы в восточной и западной мысли: основная история . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-7336-8 .
- Гарольд Кауард (2012). Религиозные представления о хорошей смерти в хосписной паллиативной помощи . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-1-4384-4275-4 .
- Далал, Рошен (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги о пингвинах. ISBN 978-0-14-341421-6 .
- Дандас, Пол (2002) [1992]. Джайны (Второе изд.). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-26605-5 .
- Мирча Элиаде (1987). Энциклопедия религии . Макмиллан. ISBN 978-0-02-909480-8 .
- Джинин Д. Фаулер (1997). Индуизм: верования и практики . Сассекс Академик Пресс. ISBN 978-1-898723-60-8 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Джинин Д. Фаулер (2002). Перспективы реальности: введение в философию индуизма . Сассекс Академик Пресс. ISBN 978-1-898723-93-6 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Джессика Фрейзер; Гэвин Флад (2011). Спутник континуума индуистских исследований . Академик Блумсбери. ISBN 978-0-8264-9966-0 .
- Гетин, Руперт (1998). Основы буддизма . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0192892232 .
- Джайни, Падманабх (1980). Донигер, Венди (ред.). Карма и перерождение в классической индийской традиции . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-03923-0 .
- Джайни, Падманаб С., изд. (2000). Сборник статей по джайнским исследованиям (первое изд.). Дели: Мотилал Банарсидасс . ISBN 978-81-208-1691-6 .
- Марк Юргенсмейер; Уэйд Кларк Руф (2011). Энциклопедия мировой религии . Публикации SAGE. ISBN 978-1-4522-6656-5 .
- Дэмиен Киоун (2004). Словарь буддизма . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-157917-2 .
- Клаус Клостермайер (2010). Обзор индуизма: третье издание . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-8011-3 .
- Далай-лама (1992). Смысл жизни, переведенный и отредактированный Джеффри Хопкинсом . Мудрость. ISBN 978-1459614505 .
- Стивен Дж. Лаумакис (2008). Введение в буддийскую философию . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-46966-1 .
- Лохтефельд, Джеймс (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма, Vol. 2: Новая Зеландия . Розен Паблишинг. ISBN 978-0-8239-2287-1 .
- Майкл Майерс (2013). Брахман: Сравнительная теология . Рутледж. ISBN 978-1-136-83565-0 .
- Обейсекере, Гананатх (1980). Венди Донигер (ред.). Карма и перерождение в классической индийской традиции . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-03923-0 .
- Обейсекере, Гананатх (2005). Венди Донигер (ред.). Карма и возрождение: межкультурное исследование . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-8120826090 .
- Сетия, Тара (2004), Ахимса, Анеканта и джайнизм , Мотилал Банарсидасс , ISBN 978-81-208-2036-4
- Уильямс, Пол (2002). Буддийская мысль . Рутледж. ISBN 0-415207010 .
- Пол Уильямс; Энтони Трайб; Александр Винн (2012). Буддийская мысль . Рутледж. ISBN 978-1-136-52088-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Реинкарнация: простое объяснение
- Колесо жизни , К. Джордж Бори, Шиппенсбургский университет.
- Разница между Самсарой и Нирваной , Университет штата Миннесота, Манкато
- Сансара и возрождение , буддизм, Оксфордская библиография