Niki Lauda
Niki Lauda | |
---|---|
![]() Слава в 1984 году | |
Рожденный | Андреас Николаус Стол 22 февраля 1949 г. Вена , Австрия |
Умер | 20 мая 2019 Цюрих , Швейцария | (в возрасте 70 лет)
Супруги | Марлен Кнаус
Биргит Ветцингер |
Дети | 4 |
Формулы -1 Карьера чемпионата мира | |
Активные годы | 1971 – 1979 , 1982 – 1985 |
Команды | Март , Brm , Ferrari , Brabham , McLaren |
Записи | 177 (171 старт) |
Чемпионаты | 3 ( 1975 , 1977 , 1984 ) |
Побед | 25 |
Подиумы | 54 |
Карьерные очки | 420.5 |
Полюсные позиции | 24 |
Самые быстрые круги | 24 |
Первая запись | 1971 Гран -при Австрии |
Первая победа | 1974 Гран -при испанского языка |
Последняя победа | Гран -при голландцев 1985 года |
Последняя запись | 1985 Гран -при Австралии Гран -при |
Андреас Николаус " Ники " Лауда (22 февраля 1949 - 20 мая 2019 года) была австрийским гоночным водителем и авиационным предпринимателем. Он был трехкратным чемпионом мира по водителям Формулы-1 , победившим в 1975 , 1977 и 1984 годах , и является единственным водителем в истории Формулы-1, который выиграл чемпионат Ferrari и McLaren , двух самых успешных конструкторов Sport.
Лауда была авиационным предпринимателем, который основал и управлял тремя авиакомпаниями: Lauda Air , Niki и Lauda . Он также был консультантом Scuderia Ferrari и менеджером команды Jaguar Racing в течение двух лет. После этого Lauda работала в качестве эксперта для немецкого телевидения во время выходных в Гран-при и служил неисполнительным председателем Mercedes-Amg Petronas Motorsport , которым он владел 10%. [ 1 ]
Lauda стала звездным водителем Формулы -1 среди титула 1975 года , и, возглавляя битву чемпионата 1976 года , Лауда была серьезно ранен в результате крушения на Гран -при Германии 1976 года во время гонок в Нюрбургринге ; Во время аварии его Ferrari 312T2 взорвался пламя, чуть не убив его после того, как он вдыхал горячие токсичные пары и получил сильные ожоги. [ 2 ] Он выздоровел достаточно, чтобы снова участвовать в гонках всего через шесть недель на Гран -при Италии . Несмотря на то, что он проиграл титул в этом году всего на один момент от Джеймса Ханта , он выиграл свой второй чемпионат через год, во время своего последнего сезона в Ferrari. После нескольких лет в Брэбхэме и двухлетнего перерыва, Лоуда вернулся и участвовал в четырех сезонах для McLaren в период с 1982 по 1985 год, в течение которого он выиграл титул 1984 года на пол -очка над своим товарищем по команде Алан Прой .
Ранние годы в гонках
[ редактировать ]
Ники Лауда родилась 22 февраля 1949 года в Вене , Австрия, в богатой семье производства бумаги. [ 3 ] [ 4 ] Его дедушкой по отцовской линии был венский промышленник Ганс Лауда . [ 5 ] [ 6 ]
Лауда стал гоночным водителем, несмотря на неодобрение своей семьи. [ 7 ] После начала с мини - [ 8 ] Лауда перешла в Формулу Ви , [ 9 ] Как и было нормально в Центральной Европе , но быстро поднялся, чтобы ездить на частных спортивных автомобилях Porsche и Chevron . [ 10 ] С его карьерой остановилась, он взял фунтов стерлингов , банковский кредит в размере 30 000 [ 11 ] Обеспеченный полисом страхования жизни, чтобы купить свой путь в команду «молодой марш» в качестве водителя Формулы -двух в 1971 году. [ 12 ] Из -за неодобрения своей семьи у него была постоянная вражда с ними по поводу его гоночных амбиций и отказался от дальнейших контактов. [ 13 ]
Lauda была быстро повышена в команде Формулы -1, но в 1972 году поехала на март в Формуле и Формуле. Хотя последние автомобили были хорошими, а навыки вождения Lauda впечатлили март -директор Робин Херд , сезон Формулы -1 в марте 1972 года был катастрофическим. Возможно, самая низкая точка сезона команды появилась на Гран-при Канады в парке Мосспорт , где оба мартовских автомобиля были дисквалифицированы в трех кругах друг от друга, чуть после трех четвертей от расстояния гонки. Лауда взял еще один банковский кредит, чтобы купить свой путь в команду BRM в 1973 году. Lauda была мгновенно быстрой, но команда снизилась; Хотя BRM P160E был быстрым и простым в вождении, он не был надежным, а его двигатель не имел мощности. Популярность Лауды началась после того, как он занялся третьим на Гран -при Монако в том же году, прежде чем неудача коробки передач закончилась его гонкой преждевременно, что привело к тому, что Энцо Феррари заинтересовался. Когда его товарищ по команде BRM Clay Regazzoni ушел, чтобы вернуться в Ferrari в 1974 году, владелец команды Энцо Феррари спросил его, что он думает о Лауде. Ригаццони так положительно говорил о Лауде, что Феррари быстро подписал его, заплатив ему достаточно, чтобы очистить его долги.
Ferrari (1974–1977)
[ редактировать ]
После неудачного начала 1970 -х годов, кульминационным в катастрофическом начале сезона 1973 года, Ferrari полностью перегруппировался под Лука ди Монтеземоло и возродился в 1974 году . Вера команды в малоизвестную Lauda была быстро вознаграждена вторым местом в его дебютной гонке за команду, открывающемуся сезона Гран-при аргентинца . [ 14 ] Его первая победа Гран -при (GP) - и первая для Ferrari с 1972 года - последующая только три гонки позже в Гран -при Испании . Хотя Lauda стала температурой сезона, достигнув шести последовательных полюсов , смесь неопытности и механической ненадежности означала, что Lauda выиграла только еще одну гонку в этом году, голландский врач . Он занял четвертое место в чемпионате водителей и продемонстрировал огромную приверженность тестированию и улучшению автомобиля.

Сезон Формулы -1 1975 года начался медленно для Lauda; Не лучше, чем пятое место в первых четырех гонках, он выиграл четыре из следующих пяти за рулем новой Ferrari 312T . Его первый чемпионат мира был подтвержден третьим местом на Гран-при Италии в Монце ; Товарищ по команде Lauda Regazzoni выиграл гонку, и Ferrari завоевал чемпионат своих первых конструкторов за 11 лет. Затем Лауда одержала пятую победу на последней гонке года, GP США в Watkins Glen . Он также стал первым водителем, который набрал Nürburgring Nordschleife менее чем за семь минут, который считался огромным подвигом, поскольку раздел Nordschleife в Нюрбургринге был на две мили длиннее, чем сегодня. Лауда не выиграла Гран -при Германии с поул -позиции в этом году; После упорного сражения с Патриком Депайлером за первую половину гонки, Лауда провели первые 9 кругов, но получил прокол в Випперманне, в 9 милях на 10 -м круге и прошел Карлосом Рэйтеманном , Джеймс Хант ; Том Прайс и Жак Лаффит Лауда вернулась к ямам с поврежденным передним крылом и разрушенной левой передней шиной. Яма Ferrari изменила разрушенную шину, и Lauda удалось добраться до подиума на третьем месте после Reutemann и Laffite после того, как Хант вышел на пенсию, и Прайс должен был замедлиться из -за утечки топлива. Лауда была известна тем, что раздавал любые трофеи, которые он выиграл в свой местный гараж в обмен на то, чтобы его машина была вымыта и обслуживаемой. [ 15 ]
В отличие от 1975 года и, несмотря на напряженность между преемником Лауды и Монтеземоло, Даниэле Аветето , Лауда доминировала в начале сезона Формулы -1 1976 года , выиграв четыре из первых шести гонок и финишировав второй в двух других. К моменту своей пятой победы года в британском врате у него было более чем вдвое больше очков своих самых близких претендентов Джоди Шектер и Джеймса Ханта , и второй чемпионат мира подряд показал формальность. Это был подвиг, не достигнутый после Джека Брэбэма побед в 1959 и 1960 годах . Он также выглядел собирался выиграть большинство гонок за сезон, запись покойного Джима Кларка с 1963 года .
1976 Nürburgring Crash
[ редактировать ]За неделю до Гран-при Германии 1976 года в Нюрбургринге , хотя он был самым быстрым водителем в то время в этой трассе, Лоуда призвал своих коллег-водителей бойкотировать гонку, в основном из-за 23-километрового (14 миль), включая оборудование для в безопасности и безопасность, в безопасности и безопасность. Формула -1 была довольно опасной в то время (три из водителей в тот день позже умерли в инцидентах Формулы -1: Том Прайс в 1977 году; Ронни Петерсон в 1978 году; и Патрик Депайлера в 1980 году), но большинство водителей проголосовали против бойкота, и гонка пошла вперед.

1 августа 1976 года, во время второго круга на очень быстрое левом изловании перед Бергверк, Лоуда попал в аварию, когда его Ferrari свергнул с трассы, ударил по набережной, ворвался в огонь и вступил в контакт с Brett Lunger - Surtees Ford Car . В отличие от Lunger, Лауда оказалась в ловушке в обломках. Водители Артуро Мерзарио , Лунджер, Гай Эдвардс и Харальд Эртл прибыли на место происшествия несколько мгновений спустя, но прежде чем Мерзарио смог вытащить его из машины, Лоуда получил сильные ожоги в его голове и руки и вдыхал горячие токсичные газы, которые повредили его легкие и кровь. [ 16 ] В интервью BBC Radio 5 Live, Lauda сказала:
В основном были два или три водителя, которые пытались вытащить меня из машины, но одним из них был Артуро Мерзарио, итальянский парень, которому также пришлось остановиться на месте, потому что я заблокировал дорогу; И он действительно сам вошел в машину, и, запустив мой, мой ремень безопасности, а затем вытащил меня. Это было невероятно, как он мог это сделать, и я встретил его потом, и я сказал: «Как ты мог это сделать?!». Он сказал: «Честно говоря, я не знаю, но открыть ремень безопасности было так сложно, потому что вы так сильно настаивали на нем, и когда он был открыт, я вытащил вас из машины, как перо ...».
- «Я был там - 21 мая 2019 года»; «Ники Лауда говорит в 2015 году» [ 17 ]
Поскольку Лауда была одет в модифицированный шлем, он не подходил ему должным образом; пена сжала, и она сдвинулась с его головы после аварии, оставив лицо воздействовать на огонь. [ 18 ] Хотя Лауда была в сознании и способен встать сразу после аварии, он позже попал в кому. [ 19 ] В то время как в больнице ему дали последние обряды , но он выжил. [ 20 ]
Лауда получил обширные рубцы от ожогов до головы, потеряв большую часть правого уха, а также волосы на правой стороне его головы, бровей и век. Он решил ограничить реконструктивную хирургию на замену век и восстановления их функциональности. После аварии он всегда носил кепку, чтобы покрыть шрамы на голове. Он договорился, чтобы спонсоры использовали кепку для рекламы.
С Lauda из конкурса, Карлос Рейтеманн был принят за его замену. Ferrari бойкотировал Гран -при Австрии в знак протеста против того, что они считали преимущественным обращением, показанным по отношению к McLaren водителю Джеймсу Ханту на испанском и британском Grands Prix.
Вернуться к гонкам
[ редактировать ]Лауда пропустила только две гонки, появившиеся на пресс -конференции Монзы через шесть недель после аварии, когда его свежие ожоги все еще перевязали. Он финишировал четвертым в итальянском терапевтом , несмотря на то, что по его собственному признанию был абсолютно окаменел. Журналист Формулы-1 Найджел Робук вспоминает, как видела Лауду в ямах, очищая пропитанные кровью повязки со своей шрамой кожи головы. Он также должен был носить специально адаптированный аварийный шлем, чтобы не быть слишком дискомфортом. В отсутствие Лауды Хант установил поздний заряд, чтобы уменьшить лидерство Лауды в турнире чемпионата мира. Хант и Лауда были друзьями вдали от трассы, и их личное соперничество на треке, хотя и интенсивное, было чисто оспоренным и справедливым. После побед в канадских и США Grands Prix Хант стоял всего на три очка позади Лауды перед финальной гонкой сезона, Гран -при Японии .
Lauda квалифицировалась на третье место, одно место позади Охота, но в день гонки был проличный дождь, а Лауда ушла на пенсию после двух кругов. Позже он сказал, что чувствовал, что небезопасно продолжаться в этих условиях, особенно после того, как его глаза чрезмерно поливали из-за его поврежденных огнем слезой протоки и неспособности мигать. Хант вел большую часть гонки, прежде чем его шины вспыхнули, и пит -стоп сбросил его по заказу. Он выздоровел на третье место, выиграв титул одним пунктом.
Ранее хорошие отношения Лауды с Ferrari сильно повлияли на его решение выйти из Гран -при Японии, и он пережил трудный сезон 1977 года , несмотря на то, что он легко выиграл чемпионат через последовательность, а не в прямые темпы. Лауда не любил своего нового товарища по команде, Рэйттеманн, который служил его заместителем водителя. Лауда не чувствовал себя комфортно с этим шагом и чувствовал, что Феррари подводил его. «Мы никогда не могли стоять друг с другом, и вместо того, чтобы снимать у меня давление, они надевают еще больше, привлекая Карлоса Рейтеманна в команду». [ 21 ] Объявив о своем решении уйти с Феррари в конце сезона, Лоуда уехал ранее после того, как он выиграл чемпионат водителей на Гран -при Соединенных Штатов из -за решения команды запустить неизвестный Жиль Вильнев в третьей машине на Гран -при Канады .
Брэбхэм и первая отставка (1978–1979)
[ редактировать ]
Присоединившись к Пармалат Брэбэм - Альфа Ромео в 1978 году за зарплату в 1 миллион долларов, Лоуда пережила два безуспешных сезона, запомнившись в основном за свою единственную гонку в Брэбхэме BT46 B, радикальный дизайн, известный как фан -автомобиль: он выиграл свою первую и единственную гонку в шведской GP, но Брэбхэм, известный как Car, One One One; Другие команды энергично протестовали против законности фанатского автомобиля и владельца команды Brabham Берни Экклстоун , который в то время маневрировал за приобретение коммерческих прав Формулы -1, не хотела вести затяжную битву за автомобиль, но победа в Швеции осталась официальной. Brabham BT46 Alfa Romeo Flat-12 начал сезон 1978 года в третьей гонке в Южной Африке. Он страдал от множества неприятностей, которые заставили Lauda уйти в отставку на 9 из 14 гонок. Лучшие результаты Лауды, кроме побед в Швеции и Италии после наказания Марио Андретти и Жиля Вильнева, были вторыми в Монако и Великобритании и третьей в Нидерландах.
Двигатель Alfa Flat-12 был слишком широким для конструкций эффекта наземного эффекта в том смысле, что противоположные банки цилиндров забивали туннелями Venturi, поэтому Alfa разработала V12 на 1979 год. Это был четвертый 12-цилиндровый двигатель, который выдвинул австрийский в Формуле-1 с 1973 года. Формула-сезон Lauda года 1979 . Прикс с Брэмма-Альфа. В однократном чемпионате BMW M1 Procar , в котором участвовал британский командный проект Формулы-двух проекта четыре (во главе с Роном Деннисом ), когда он не на заводе, Lauda выиграла три гонки за P4 Plus сериал. Спустя десятилетия Lauda выиграла выставочную гонку BMW Procar до Гран -при Германии 2008 года .
В сентябре Lauda финишировала четвертым в Монце и выиграла мероприятие IMOLA без WC, все еще с двигателем Alfa V12. После этого Брэбхэм вернулся к знакомому Cosworth V8. В конце сентября, во время практики Гран -при Канады 1979 года , Лауда прервал практическую сессию и быстро проинформировал директора команды Экклстоун, что он хотел немедленно уйти в отставку, так как у него больше не было желания «продолжать глупость вождения в кругах». Лауда, которая тем временем основала Lauda Air, чартерную авиакомпанию, вернулась в Австрию, чтобы управлять компанией на полный рабочий день. [ 22 ]
McLaren Rackback, третий титул мира и вторая отставка (1982–1985))
[ редактировать ]
В 1982 году Лауда вернулась в гонки, за беспрецедентную зарплату в 3 миллиона долларов. [ 22 ] После успешного теста с McLaren единственная проблема состояла в том, чтобы убедить, что спонсор команды Мальборо, в том, что он все еще способен выиграть. Лауда доказал, что когда в своей третьей гонке он выиграл Гран -при Лонг -Бич . Перед первой гонкой сезона на Кьялами гоночной трассе в Южной Африке Лауда была организатором так называемой «удар водителей»; Лауда увидела, что новая суперлицензия потребовала, чтобы водители посвятили себя своим нынешним командам, и поняла, что это может помешать положению водителя. Водители, за исключением Тео Фаби , забаррикадировались в банкетном люксе в отеле Sunnyside Park, пока не выиграли день. [ 23 ]
Сезон 1983 года оказался переходным для команды McLaren, поскольку они вносили изменения от Ford - Cosworth двигателей , чтобы пометить , сбитые с помощью Porsche Turbonings, а Lauda не выиграл гонку в этом году, и его лучший финиш был вторым на Лонг -Бич позади своего товарища по команде Джона Уотсона . Некоторое политическое маневрирование от Lauda заставило взбешенного главного дизайнера Джона Барнарда спроектировать временный автомобиль раньше, чем ожидалось, получит двигатель Tag-Porsche некоторых столь необходимых гоночных испытаний; Лауда чуть не выиграла последнюю гонку сезона в Южной Африке. [ Цитация необходима ]

Lauda выиграла третий чемпионат мира в 1984 году на пол -очка над товарищем по команде Алена Проста , из -за того, что только половина очков была награждена за сокращение Гран -при Монако 1984 года . Его победа Гран -при Австрии в том же году - единственный раз, когда австриец выиграл свой дом Гран -при. [ 24 ] Первоначально Лауда не хотел, чтобы Прост стал его товарищем по команде, поскольку он представил гораздо более быстрый соперник. Однако в течение двух сезонов вместе у них были хорошие отношения, и Lauda позже сказала, что избиение талантливого француза - большой мотиватор для него. [ 25 ] В весь сезон продолжал доминировать Лауда и Прост, которые выиграли 12 из 16 гонок. Лауда выиграла пять гонок, а Прост выиграл семь. Тем не менее, Лауда, который установил рекорд по самым полюсу в течение сезона в сезоне 1975 года, редко соответствовал своему товарищу по команде в квалификации. Несмотря на это, победа в чемпионате Лауды наступила в Португалии , когда ему пришлось начать на одиннадцатом месте на сетке, а прост был отдан в первом ряду. Прост сделал все, что мог, начиная с секунды и выиграв свою седьмую гонку в сезоне, но расчетчик Лауды (который включал в себя установку самых быстрых гоночных кругов), проезжая машину за машиной, увидел, как он финишировал вторым за его товарищем по команде, что дало ему достаточно очков, чтобы выиграть его третий титул. [ 26 ] Его второе место было счастливчиком, хотя Найджел Манселл был вторым на большую часть гонки. Однако, поскольку это была его последняя гонка с Lotus , прежде чем присоединиться к Уильямсу в 1985 году, босс Lotus Питер Уорр отказался дать Манселлу тормоза, которые он хотел для своей машины , а англичанин ушел с провалом торможения на 52 -м круге. Поскольку Лоуда пропустил Толем из новичка Эйртона Сенны на третье место только на несколько кругов ранее, Мэнселл поднял его на второе позади. [ Цитация необходима ]
Lauda подписала первоначальное письмо о намерении покинуть команду McLaren и присоединиться к Renault на сезон 1985 года . [ 27 ] Соглашение не было выполнено, и Lauda оставалась с McLaren в сезоне 1985 года. [ 28 ]
Сезон 1985 года был разочарованием для Lauda, с одиннадцатью отставанием от четырнадцати гонок, которые он начал. Он не запускал Гран-при Бельгии в спа-франканхампсах после разбивки и разрушения запястья во время тренировки, и позже он пропустил европейский Гран-при Гран-при Европы в брендах Хэтч ; Джон Уотсон заменил его на эту гонку. Он справился с четвертым на Гран-при Сан-Марино , 5-м на Гран-при Германии , и победой в гонке на Гран-при Голландского, где он удержал быстро зажигающую проуста в конце гонки. Это оказалось его последней победой Гран -при, так как после объявления о своей предстоящей выходе на пенсию на Гран -при Австрии 1985 года он удалился навсегда в конце этого сезона. [ Цитация необходима ]
Последний Формула -1 Гран -при Драйкс Формулы -1 был первым Гран -при Австралии в Аделаиде , Южная Австралия . После квалификации 16 -го числа, устойчивый поездок увидел, как он вел на 53 -м круге. Однако керамические тормоза McLaren пострадали на уличной трассе , и он вырвался из свинца в конце длинного Брэбхама прямо на 57 -м круге, когда его тормоза наконец провалились. [ 29 ] Он был одним из двух гонщиков в гонке, которые ездили на Гран-при Австралии, не являющемся чемпионатом 1984 года , а другой- 1982 года чемпион мира Кеке Росберг , который выиграл в Аделаиде в 1985 году и занял место Лауды в McLaren в 1986 году. [ Цитация необходима ]

Шлем
[ редактировать ]Шлем Лоуды был первоначально окрашен в RADE с его полным именем, написанным с обеих сторон и логотипом Bank Raiffeisen в области подбородка. В течение нескольких недель после его аварии в Нюрбурггринге он носил модифицированный шлем AGV , поэтому подкладка не усугубляет его сожженную кожу головы. В 1982 году, когда он вернулся в Макларен, его шлем был белым и показал красный логотип «L» Lauda Air вместо его имени с обеих сторон, в комплекте с брендингом от своего личного спонсора Parmalat на вершине. С 1983 по 1985 год красные и белые были изменены, чтобы вызвать воспоминания о его более раннем дизайне шлема. [ Цитация необходима ]
Более поздние управленческие роли
[ редактировать ]В 1993 году Lauda вернулась в Формулу -1 на управленческой должности, когда Лука ди Монтеземоло предложила ему консалтинговую роль в Ferrari . В середине сезона 2001 года Лауда взяла на себя роль директора команды команды Jaguar Formula -One. Команда не смогла улучшить, и Lauda была избыточной, вместе с 70 другими ключевыми фигурами, в конце 2002 года.
В сентябре 2012 года он был назначен неисполнительным председателем Mercedes -Amg Petronas Motorsport . [ 30 ] Он принял участие в переговорах, чтобы подписать Льюиса Гамильтона на трехлетнюю сделку с Mercedes в 2013 году. [ 31 ]
Роли за пределами Формулы -1
[ редактировать ]
Лауда вернулся к управлению своей авиакомпанией, Lauda Air , на своей второй выходе на пенсию Формулы -1 в 1985 году. Во время своего времени в качестве менеджера авиакомпании он был назначен консультантом в Ferrari в рамках усилий Монтеземоло о омоловом команде. [ 32 ] Продав свои акции Lauda Air партнеру для большинства австрийских авиакомпаний в 1999 году, он управлял гоночной командой Jaguar Formula -One с 2001 по 2002 год. В конце 2003 года он основал новую авиакомпанию Niki . Подобно Lauda Air, Niki была объединена со своим крупным партнером Air Berlin в 2011 году. В начале 2016 года Lauda взяла на себя чартерную авиакомпанию Amira Air и переименовала компанию Laudamotion . [ 33 ] В результате несостоятельности Air Berlin в 2017 году Laudamotion взяла на себя бренд и актив Niki после неудачной заявки Lufthansa и IAG. [ 34 ] Лауда провела лицензию пилота авиакомпании, и время от времени выступала в качестве капитана на рейсах своей авиакомпании. [ 35 ]
Он был введен в Международный Зал славы автоспорта в 1993 году, а с 1996 года предоставил комментарии к Grands Prix для австрийского и немецкого телевидения на RTL . Однако он был раскритикован за то, что он назвал Роберта Кубики «Полак» (этнический разрез для польских людей) в эфире в мае 2010 года на Гран -при Монако . [ 36 ] [ 37 ]
Lauda иногда известен под прозвищем «Крыса», «Суперрат» или «Кинг крыс» из -за его выдающихся зубов . [ 38 ] Он был связан как с Пармалатом , так и с Виссманном , спонсируя вездесущую кепку, которую он носил с 1976 года, чтобы скрыть серьезные ожоги, которые он перенес в своей аварии в Нюрбургринге. Лауда сказал, что в интервью немецкой газете в 2009 году Die Zeit, что рекламодатель платит 1,2 миллиона евро за пространство на его красную кепку. [ 39 ]
В 2005 году австрийское почтовое отделение выпустило печать в честь его. [ 40 ] В 2008 году American Sports Television Network ESPN оценила его 22-й в своем списке «Лучшие драйверы всех времен». [ 41 ]
Ники Лауда написал пять книг: искусство и наука о вождении Гран -при (под названием « Формула 1: искусство и технические особенности вождения Гран -при на некоторых рынках») (1975); Мои годы с Ferrari (1978); Новая Формула -1: Турбо -эпоха (1984); Meine Story (под названием «Осажен в аду» на некоторых рынках) (1986); Das (En. Dritte Leben Third Life) (1996). [ 42 ] Лауда приписывала австрийскому журналисту Герберту Волкеру редактировать книги.
Фильм и телевидение
[ редактировать ]
Битва 1976 года между Лаудой и Джеймсом Хантом была драматизирована в фильме «Раш» (2013), где Лауда сыграл Даниэль Брюль - изображение, которое было номинировано на премию Bafta Film Award за лучшую актер. Лауда появилась в камео в конце фильма. Лауда сказала о смерти Ханта: «Когда я услышал, что он умер 45 лет от сердечного приступа, я не удивлен, мне было просто грустно». Он также сказал, что Хант был одним из немногих, которые ему нравились, одним из меньшего числа людей, которых он уважал, и единственного человека, которого он завидовал. [ 43 ]
Lauda появилась в эпизоде Mayday под названием « Niki Lauda: тестирование ограничений » в отношении событий Lauda Air Flight 004 , и описал, что запуск авиакомпании более сложной, чем выиграть три чемпионата Формулы 1. [ 44 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Лауда встречался с Мариеллой фон Рейнингхаусом до 1975 года. В 1976 году он женился на чилийской австрации Марлен Кнаус. Они развелись в 1991 году. У Лауды и Кнауса было два сына, Матиаса , гоночного водителя и Лукаса, которые действовали в качестве менеджера Матиаса. В 1992 году Лауда кратко встречался гоночный водитель Джованна Амати . [ 45 ] В 2008 году он женился на Биргит Ветзингер, стюардессу в своей авиакомпании. В 2005 году Ветзингер пожертвовал почку Лауде после того, как почка, которую он получил от своего брата в 1997 году. [ 46 ] [ 47 ] В сентябре 2009 года Биргит родил близнецов, Макса и Миа. [ 48 ]
Лауда свободно говорила по -немецки , английский и итальянский . [ 49 ]
Лауда пришла из римско -католической семьи. В интервью с Zeit он заявил, что некоторое время покинул церковь, чтобы не платить церковные налоги , но вернулся, когда он крестил своих двух детей. [ 50 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]20 мая 2019 года Лауда умер в своем соном в возрасте 70 лет в университетской больнице Цюриха, где он проходил диализ почек . Он испытал период плохого здоровья, усугубляемого его травмами легких в результате несчастного случая в 1976 году. В предыдущем году у него была двойная пересадка легких и пересадки почек в 1997 и 2015 годах. [ 51 ] [ 52 ]

На Гран-при Монако 2019 года нынешние и бывшие водители и команды отдали дань в социальных сетях и во время пресс-конференции в среду в среду. [ 53 ] Момент молчания был проведен перед гонкой. В течение выходных фанатов и водителей носили красные кепки в его честь, а команда Mercedes рисула свое гало -устройство красным с сообщением «Ники, мы скучаем по тебе» вместо их обычной серебряной схемы. [ 54 ] Покрытие двигателя Shark Fin от Haas VF-19 была окрашена в красное с именем Лауды и годами его рождения и смерти. Льюис Гамильтон и Себастьян Феттель носили шлемы в честь Лауды, [ 55 ] И когда Гамильтон выиграл гонку, он посвятил ее Лауде.
В его похоронах в соборе Святого Стефана в Вене присутствовалось выдающиеся фигуры Формулы -1, в том числе Герхард Бергер , Джеки Стюарт , Ален Прост , Нельсон Пике , Джин Алеси , Себастьян Веттель , Льюис Гамильтон , Дэвид Коултард , Нико Росберг , Валттерия , Рене и Ханс Биндер Боттэса . Арнольд Шварценеггер и австрийские политики, в том числе Александр ван дер Беллен , также присутствовали. [ 56 ] Согласно желаниям Лауды, он был похоронен в Гейлигенштадтере Фридхоф в своем гоночном костюме Ferrari с 1974 по 1977 год. [ 57 ]
Лауда широко считается одним из величайших водителей Формулы -1 всех времен. [ 58 ]
Гоночная запись
[ редактировать ]Краткое изложение карьеры
[ редактировать ]Полный европейский чемпионат Формулы -два
[ редактировать ]( Ключ ) (Рации в жирном жирном сайте указывают на полюсное положение; гонки в курсивом указывают на самый быстрый круг)
Год | Участник | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | Поступок | Пта |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1971 | Мартовская инженерия | Март 712 м | Cosworth FVA | Hoc Верно |
Тр 10 |
Ни 6 |
БАНКА 7 |
PAL DNQ |
Ру 4 |
МУЖЧИНА Верно |
Длина Верно |
БЕЛЫЙ Верно |
Дольдо 7 |
Дольдо | 10 -е место | 8 | |||
1972 | Мартовская инженерия | 722 марта | Ford BDA | ТОЛЬКО 2 |
Тр 3 |
Hoc Верно |
БОЛЬШЕ НИКОГДА Верно |
PAL DNQ |
Hoc Верно |
Ру Верно |
Восток Верно |
ИМО 3 |
МУЖЧИНА Верно |
Перемещение | ДОЛЖЕН 6 |
БЕЛЫЙ | Hoc 9 |
5 -й | 25 |
Источник: [ 59 ]
|
Полные результаты британских формул -два
[ редактировать ]( Ключ ) (Рации в жирном жирном сайте указывают на полюсное положение) (Рации курсивом указывают на самый быстрый круг)
Год | Участник | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Поступок | Пта |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1972 | Мартовская инженерия | 722 марта | Ford BDA | ТОЛЬКО 2 |
Ведущий 1 |
Тр 3 |
ПЛАКАТЬ | Ведущий 2 |
1 -й | 31 |
Полные результаты чемпионата мира Формулы -1
[ редактировать ]( Ключ ) (Рации в жирном жирном шрифте указывают на полюсную позицию, гонки курсивом указывают на самый быстрый круг)
Полные результаты не-чемпионации Формулы-1
[ редактировать ]
( Ключ ) (Рации в жирном жирном сайте указывают на полюсное положение; гонки в курсивом указывают на самый быстрый круг)
Год | Участник | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1972 | STP March Racing Team | марта 721 | Ford Cosworth DFV 3.0 V8 | Рок | ХОРОШИЙ | Инт | Ведущий | Репутация DNS |
Вице |
1973 | Мальборо - Брм | BRM P160D | BRM P142 3.0 V12 | Рок Верно |
Инт 5 |
||||
1974 | Scuderia ferrari Spa sefac | Ferrari 312B3 | Ferrari 001/11 3.0 F12 | Предварительный | Рок 2 |
Инт | |||
1975 | Scuderia ferrari Spa sefac | Ferrari 312t | Ferrari 015 3.0 F12 | Рок | Инт 1 |
На | |||
1976 | Scuderia ferrari Spa sefac | Ferrari 312T2 | Ferrari 015 3.0 F12 | Рок Верно |
Инт | ||||
1978 | Parmalat Racing Team | Brabham Bt45c | Альфа Ромео 115-12 3.0 F12 | Инт DNS |
|||||
1979 | Parmalat Racing Team | Брэбхэм BT48 | Альфа Ромео 1260 3.0 v12 | Рок 5 |
ГНМ | ОТ 1 |
|||
Источник: [ 59 ]
|
Полные результаты чемпионата BMW M1 Procar
[ редактировать ]( Ключ ) (Рации в жирном жирном сайте указывают на полюсное положение; гонки в курсивом указывают на самый быстрый круг)
Год | Участник | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Ток | Пта |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1979 | BMW Motorsport | ZOL Верно |
Мака 1 |
Наоборот 8 |
SIL 1 |
Hoc 1 |
Восток Верно |
Больной Верно |
Мн 2 |
1 -й | 78 |
Другие результаты расы
[ редактировать ]- Нюрбургринг 24 часа : 1 -й, 1973
- 1000 км спа -салона Francorchamps: 1 -е, 1973
- 4 часа Монзы: 1 -й, 1973
- 4 часа Zandvoort: 1 -е, 1974, 3 -й, 1972
- Diepholz srp/gt: 1 -й, 1970
- 6 часов Nurbugring: 2 -й, 1971
- 9 часов кьялами: 3 -й, 1972
- Тауренпокал Зальцбургринг: 1 -й, 1971
Книги
[ редактировать ]- Лауда, Ники. Технология и практика Гран -при спорта (на немецком языке). Штутгарт; Вена: Stuttgart Motorbuch-Verlag; Орак
- Lauda, Niki (1977). Искусство и наука о вождении Гран При (он же Формула 1: Искусство и технические особенности вождения Гран -при ) . Дэвид Ирвинг (транс.). Оцеола, Висконсин: Motorbooks International. ISBN 9780879380496 Полем OCLC 483675371 .
- Lauda, Niki (1977). Протокол: мои годы с Ferrari . Штутгард; Вена: Stuttgart Motorbuch-Verlag; Орак ISBN 9783853688434 Полем OCLC 3869352 .
- Lauda, Niki (1978). Мои годы с Ferrari . Оцеола, Висконсин: Motorbooks International. ISBN 9780879380595 Полем OCLC 3842607 . Aka для записи: мои годы с Ferrari (British Edition).
- Lauda, Niki (1982). Die neue Formel 1 . Stuttgard; Vienna: Stuttgart Motorbuch-Verlag; Orac. ISBN 9783853689103 Полем OCLC 1072406853 .
- Lauda, Niki (1984). Новая Формула -1: турбо -эпохи . Оцеола, Висконсин: Motorbooks International. ISBN 9780879381790 Полем OCLC 10456956 .
- Лауда, Ники; Völker, Herbert (1985). Ники Лауда: Моя история . Штутгард; Вена: Stuttgart Motorbuch-Verlag; Орак ISBN 9783701500253 Полем OCLC 38110109 .
- Лауда, Ники; Völker, Herbert (1986). К черту и обратно: автобиография . EJ Crockett (пер.). Лондон: Стэнли Пол. ISBN 9780091642402 Полем OCLC 476752274 .
- Lauda, Niki (1996). Das dritte Leben . Munich: Heyne. ISBN 9783453115729 Полем OCLC 40286522 .
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Mercedes дает Тото Вольфу и Ники Лауда новые долгосрочные контракты» . Skysports.com . Архивировано из оригинала 29 декабря 2022 года . Получено 22 февраля 2017 года .
- ^ Daily Express стр. 1, 8 и 16 Битва за жизнь Лауды в понедельник 2 августа 1976 года «Герои вытаскивают чемпиона мира из гоночного крушения».
- ^ «Ники Лауда - Факты, биография и авария» . Энциклопедия Британская . Архивировано из оригинала 7 сентября 2015 года . Получено 4 июня 2019 года .
- ^ Мулсон, Гейр. «Трехкратный чемпион F1, авиационный предприниматель Ники Лауда уходит в 70» . Spin.ph. Архивировано из оригинала 4 июня 2019 года . Получено 4 июня 2019 года .
- ^ "Лауда, Ганс" . www.aeiou.at (на немецком языке). Архивировано из оригинала 11 октября 1999 года . Получено 16 мая 2010 года .
- ^ «Sporteport.at - Зал славы - лучший из лучших» . www.die-namenlosen.at (на немецком языке) . Получено 16 мая 2010 года . [ Постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Ники Лауда, к сожалению, скончалась» . Верхняя передача . 21 мая 2019 года. Архивировано с оригинала 21 мая 2019 года . Получено 21 мая 2019 года .
- ^ «Некролог: Ники Лауда, 1949-2019» . Журнал Motorsport . Архивировано из оригинала 3 июня 2019 года . Получено 21 мая 2019 года .
- ^ «Ники Лауда уходит: все, что вам нужно знать о легенде Австрии Формулы -1, которая бросила вызов смерти на следах» . Первый пост . 21 мая 2019 года. Архивировано с оригинала 3 июня 2019 года . Получено 21 мая 2019 года .
- ^ «Некролог: Ники Лауда, трехкратный чемпион мира F1, который оправился от ужасной аварии» . Вестник Шотландия . 21 мая 2019 года. Архивировано с оригинала 24 мая 2019 года . Получено 21 мая 2019 года .
- ^ «Вейл: Ники Лауда» . Автоматическое действие. 21 мая 2019 года. Архивировано с оригинала 3 июня 2019 года . Получено 23 мая 2019 года .
- ^ «Это была сила и убедительность, которую имел Ники Лауда» . Журнал Motorsport . Архивировано из оригинала 28 мая 2019 года . Получено 21 мая 2019 года .
- ^ Что в любом случае друзья? Полем Архивировано 15 июня 2022 года в машине Wayback в: Süddeutsche Zeitung. 9 июля 2010 г.
- ^ Аргентинский Гран -при, Эрик Делла Файл, коллекция фотографий, Институт Revs, Digital Library Revs. Архивировано 28 июля 2021 года на машине Wayback
- ^ Джеральд Дональдсон. «Зал славы водителей Формулы -1 - Никки Лауда» . Веб -сайт Формулы -1 . Архивировано с оригинала 24 февраля 2015 года . Получено 17 марта 2013 года .
- ^ Рубитон, Том (2011). Во имя славы . Уотсон, Джон; Schleglmilch, Rainer. Лондон: Миртл. ISBN 978-0-9565656-9-3 Полем OCLC 757931377 .
- ^ «BBC Radio 5 Live - Короче говоря,« Я был там »: авария Niki Lauda Grand Prix, 1976» . Би -би -си. Архивировано с оригинала 28 ноября 2019 года . Получено 28 ноября 2019 года .
- ^ Том Рубитон (2011) во имя славы - 1976 Myrtle Press, 978-0-9565555656-9-3 , p. 163
- ^ Ланг, Майк (1983). Гран При! Полем Тол. 3. Хейнс. п. 137. ISBN 0-85429-380-9 .
- ^ «Лауда» расстроился со Священником за то, что он дал ему последние обряды » . Би -би -си. 31 июля 2015 года. Архивировано с оригинала 2 апреля 2023 года . Получено 2 апреля 2023 года .
- ^ Том Рубитон: Во имя славы - 1976 Myrtle Press, 2011, 978-0-9565555656-9-3 , p. 187
- ^ Jump up to: а беременный Бенсон, Эндрю (21 мая 2019 г.). «Некролог Ники Лауда:« Замечательная жизнь жила в Technicolor » . Би -би -си . Архивировано из оригинала 21 мая 2019 года . Получено 21 мая 2019 года .
- ^ Малкольм Фоллли: Сенна против проста века, 2009, ISBN 978-1-8460-5540-9 , с. 79
- ^ Австрийский Гран -при, Коллекция фотографий Джона Блейкемор, Институт Revs, Digital Library Revs. Архивировано 28 июля 2021 года на машине Wayback
- ^ Малкольм Фоллли: Сенна против проста века, 2009, 978-1-8460–5540-5540-9 , с. 153
- ^ Португальский Гран -при, Коллекция фотографий Джона Блейкемор, Институт Revs, Digital Digital Library. Архивировано 28 июля 2021 года на машине Wayback
- ^ Niki Lauda & Herbert Volker (1986). К черту и обратно: автобиография Lauda . Стэнли Пол и Ко/Хатчинсон. ISBN 978-0091642402 .
- ^ «Макларен отдает дань Ники Лауде» . www.mclaren.com . Архивировано из оригинала 22 февраля 2024 года . Получено 22 февраля 2024 года .
- ^ Робинсон, Питер (21 мая 2019). «Ники Лауда: уйти» . Какой карман . Архивировано из оригинала 23 июня 2021 года . Получено 5 мая 2023 года .
- ^ «Лауда присоединиться к Мерседесу в консультативной роли» . Gpupdate.net. 28 сентября 2012 года. Архивировано с оригинала 3 октября 2012 года . Получено 7 октября 2012 года .
- ^ «Гамильтон вспоминает первые встречи с Лаудой до перемещения Мерседес» . www.motorsport.com . 20 мая 2020 года. Архивировано с оригинала 26 июня 2020 года . Получено 30 сентября 2020 года .
- ^ Запеллони, Умберто (апрель 2004 г.). Формула Ferrari . Ходдер и Стоутон . п. 17. ISBN 0-340-83471-4 .
- ^ «Ники Лауда переименован в Амиру Air Laudamotion» . Австроингвингс.info . 10 февраля 2016 года. Архивировано с оригинала 24 января 2018 года . Получено 17 марта 2018 года .
- ^ «Авиакомпания Ники идет к основателю Ники Лауде» . DW.com . 23 января 2018 года. Архивировано с оригинала 15 марта 2018 года . Получено 17 марта 2018 года .
- ^ Кларк, Эндрю (6 ноября 2004 г.). «Интервью: Ники Лауда, главный авиационный» . Хранитель . Архивировано с оригинала 4 сентября 2018 года . Получено 4 сентября 2018 года .
- ^ Роберт ( " Полаке www.hold . 16 мая Получено 16 мая
- ^ "Лауда обидел Роберта Кубики!" Полем Sport.wp.pl (в лаке). 16 мая 2010 г. Получено 16 мая 2010 года .
- ^ «Австрийские гонки на автомобиле Великой Ники Лауда, который пережил огненную аварию, умирает» . Рейтер . 21 мая 2019 года. Архивировано с оригинала 23 мая 2019 года . Получено 23 мая 2019 года - через www.reuters.com.
- ^ Чембер -тоны, Бруно (10 июня 2009 г.). «Повезло, что я уже испытал столько несчастья» . Время (на немецком языке). Архивировано из оригинала 12 июня 2009 года . Получено 10 июня 2009 года .
- ^ «Австрия почта с отличием Ники Лауда» . www.stampnews.com . 20 сентября 2005 года. Архивировано с оригинала 22 октября 2012 года . Получено 16 мая 2010 года .
- ^ «Кинсер, Манселл, Гарлитс, Лауда и Малдауни устанавливают высокие стандарты» . ESPN . 17 мая 2008 года. Архивировано с оригинала 5 января 2016 года . Получено 19 мая 2008 года .
- ^ Lauda, Niki (1987). К черту и обратно . Лондон: Корги Книги. ISBN 0-552-99294-1 .
- ^ Ники Лауда на Джеймсе Хант архивировал 28 мая 2019 года на машине Wayback , Грэм Бенсингер, 11 октября 2017 года.
- ^ «Расследование авиаперевозок» Ники Лауда - тестирование ограничений (телевизионный эпизод 2015) , архивированный из оригинала 16 сентября 2021 года , получен 14 февраля 2024 года.
- ^ Брюммер, Элмар (3 апреля 2022 года). «Формула 1: Джованна Амати была последней женщиной 30 лет назад» . Новый Цюрчер Зейтунг .
- ^ «У Лауды пересадка» . New York Times . 25 апреля 1997 года. Архивировано с оригинала 6 августа 2018 года . Получено 7 августа 2018 года .
- ^ «Ники Лауда» в пересадке почки » . Ирландский экзаменатор . 1 июля 2005 года. Архивировано с оригинала 6 августа 2018 года . Получено 7 августа 2018 года .
- ^ «Вдова Ники Лауды вызывает семейные беспорядки после подачи иска о ошеломляющей сумме денег» . 8 апреля 2023 года.
- ^ Пеленовамс (17 мая 2011 г.). "ВВП - Al Telecko con niki ditala " Архивировано декабря из оригинала 11 Получено 3 июня 2019 года - через YouTube.
- ^ Тененбом, Тувия (16 мая 2014 г.). «Жирные, как кроссовки: гоночные водители приходят в ад» . Время . Архивировано с оригинала 7 апреля 2023 года . Получено 4 июня 2019 года .
- ^ «Ники Лауда, трехкратный чемпион мира Формулы-1, умирает в возрасте 70 лет» . Хранитель . 21 мая 2019 года. Архивировано с оригинала 21 мая 2019 года . Получено 21 мая 2019 года .
- ^ «Легенда Формулы -1 Ники Лауда умирает, 70 лет» . Yahoo Sport . 21 мая 2019 года. Архивировано с оригинала 21 мая 2019 года . Получено 21 мая 2019 года .
- ^ « Довольно просто незаменимый» - F1 отдает дань уважения Ники Лауде » . Веб -сайт Формулы -1 . Архивировано из оригинала 31 мая 2019 года . Получено 23 мая 2019 года .
- ^ «Mercedes для запуска Red Halo в качестве дани Lauda» . Архивировано из оригинала 25 мая 2019 года . Получено 24 мая 2019 года .
- ^ F1 отдает дань Ники Лауде в Монако , 26 мая 2019 года, заархивировано из оригинала 11 декабря 2021 года , извлеченной 14 мая 2021 года.
- ^ «Звезды F1 посещают похороны Ники Лауды» . BBC News . 29 мая 2019 года. Архивировано с оригинала 12 апреля 2023 года . Получено 30 мая 2019 года .
- ^ «Ники Лауда будет похоронен в гоночном костюме Ferrari с 1974–77» . Моторы-аддикт. 28 мая 2019 года. Архивировано с оригинала 10 марта 2024 года . Получено 19 июля 2022 года .
- ^ «Величайшие драйверы F1» . f1greatestdrivers.autosport.com . Архивировано с оригинала 27 октября 2022 года . Получено 24 марта 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный в «Ники Лауда - биография» . Motorsportmagazine . Архивировано из оригинала 3 июня 2019 года . Получено 2 февраля 2019 года .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Ники Лауда в Wikimedia Commons
- Ники Лауда в поисках могилы
- 1949 Рождения
- 2019 Смерть
- Владельцы команд A1 Grand Prix
- Австрийские авиаторы
- Австрийские экспатрианты спортсмены в Испании
- Австрийские водители Формулы -1
- Австрийские гоночные водители
- Австрийские римские католики
- Австрийский автоспорт людей
- BBC Sports Personality World Sport Star of the Year Победители
- Водители Брэбхама Формула -1
- Победители BRDC Gold Star
- BRM Formula -One
- Руководители в авиационной отрасли
- Коммерческие авиаторы
- Европейские водители чемпионата Формулы -двух
- Ferrari Formula -One
- Народ Ferrari
- Чемпионы водителей Формулы -1 мира
- Победители гонки Формулы -1
- Директора команды Формулы -1
- Международные призывчики Зала славы автоспорта
- Международная гонка водителей чемпионов
- Получатели пересадки почки
- Март водители Формулы -1
- McLaren Formula -One
- Спортсмены из Вены
- Водители чемпионата мира по спорту
- Семья Лауда
- Основатели авиакомпании
- Ягуар в Формуле -1
- Mercedes-Benz в Формуле-1
- Niki Lauda
- Нюрбургринг 24 часа водителей
- Сжигать выживших