Jump to content

Niki Lauda

(Перенаправлен из Лукаса Лауда )

Niki Lauda
Слава в 1984 году
Рожденный
Андреас Николаус Стол

( 1949-02-22 ) 22 февраля 1949 г.
Вена , Австрия
Умер 20 мая 2019 (2019-05-20) (в возрасте 70 лет)
Цюрих , Швейцария
Супруги
Марлен Кнаус
( M. 1976; Div. 1991)
Биргит Ветцингер
( м. 2008)
Дети 4
Формулы -1 Карьера чемпионата мира
Активные годы 1971 1979 , 1982 1985
Команды Март , Brm , Ferrari , Brabham , McLaren
Записи 177 (171 старт)
Чемпионаты 3 ( 1975 , 1977 , 1984 )
Побед 25
Подиумы 54
Карьерные очки 420.5
Полюсные позиции 24
Самые быстрые круги 24
Первая запись 1971 Гран -при Австрии
Первая победа 1974 Гран -при испанского языка
Последняя победа Гран -при голландцев 1985 года
Последняя запись 1985 Гран -при Австралии Гран -при

Андреас Николаус " Ники " Лауда (22 февраля 1949 - 20 мая 2019 года) была австрийским гоночным водителем и авиационным предпринимателем. Он был трехкратным чемпионом мира по водителям Формулы-1 , победившим в 1975 , 1977 и 1984 годах , и является единственным водителем в истории Формулы-1, который выиграл чемпионат Ferrari и McLaren , двух самых успешных конструкторов Sport.

Лауда была авиационным предпринимателем, который основал и управлял тремя авиакомпаниями: Lauda Air , Niki и Lauda . Он также был консультантом Scuderia Ferrari и менеджером команды Jaguar Racing в течение двух лет. После этого Lauda работала в качестве эксперта для немецкого телевидения во время выходных в Гран-при и служил неисполнительным председателем Mercedes-Amg Petronas Motorsport , которым он владел 10%. [ 1 ]

Lauda стала звездным водителем Формулы -1 среди титула 1975 года , и, возглавляя битву чемпионата 1976 года , Лауда была серьезно ранен в результате крушения на Гран -при Германии 1976 года во время гонок в Нюрбургринге ; Во время аварии его Ferrari 312T2 взорвался пламя, чуть не убив его после того, как он вдыхал горячие токсичные пары и получил сильные ожоги. [ 2 ] Он выздоровел достаточно, чтобы снова участвовать в гонках всего через шесть недель на Гран -при Италии . Несмотря на то, что он проиграл титул в этом году всего на один момент от Джеймса Ханта , он выиграл свой второй чемпионат через год, во время своего последнего сезона в Ferrari. После нескольких лет в Брэбхэме и двухлетнего перерыва, Лоуда вернулся и участвовал в четырех сезонах для McLaren в период с 1982 по 1985 год, в течение которого он выиграл титул 1984 года на пол -очка над своим товарищем по команде Алан Прой .

Ранние годы в гонках

[ редактировать ]
Лауда в Нюрбургринге в 1973 году , за три года до его аварии

Ники Лауда родилась 22 февраля 1949 года в Вене , Австрия, в богатой семье производства бумаги. [ 3 ] [ 4 ] Его дедушкой по отцовской линии был венский промышленник Ганс Лауда . [ 5 ] [ 6 ]

Лауда стал гоночным водителем, несмотря на неодобрение своей семьи. [ 7 ] После начала с мини - [ 8 ] Лауда перешла в Формулу Ви , [ 9 ] Как и было нормально в Центральной Европе , но быстро поднялся, чтобы ездить на частных спортивных автомобилях Porsche и Chevron . [ 10 ] С его карьерой остановилась, он взял фунтов стерлингов , банковский кредит в размере 30 000 [ 11 ] Обеспеченный полисом страхования жизни, чтобы купить свой путь в команду «молодой марш» в качестве водителя Формулы -двух в 1971 году. [ 12 ] Из -за неодобрения своей семьи у него была постоянная вражда с ними по поводу его гоночных амбиций и отказался от дальнейших контактов. [ 13 ]

Lauda была быстро повышена в команде Формулы -1, но в 1972 году поехала на март в Формуле и Формуле. Хотя последние автомобили были хорошими, а навыки вождения Lauda впечатлили март -директор Робин Херд , сезон Формулы -1 в марте 1972 года был катастрофическим. Возможно, самая низкая точка сезона команды появилась на Гран-при Канады в парке Мосспорт , где оба мартовских автомобиля были дисквалифицированы в трех кругах друг от друга, чуть после трех четвертей от расстояния гонки. Лауда взял еще один банковский кредит, чтобы купить свой путь в команду BRM в 1973 году. Lauda была мгновенно быстрой, но команда снизилась; Хотя BRM P160E был быстрым и простым в вождении, он не был надежным, а его двигатель не имел мощности. Популярность Лауды началась после того, как он занялся третьим на Гран -при Монако в том же году, прежде чем неудача коробки передач закончилась его гонкой преждевременно, что привело к тому, что Энцо Феррари заинтересовался. Когда его товарищ по команде BRM Clay Regazzoni ушел, чтобы вернуться в Ferrari в 1974 году, владелец команды Энцо Феррари спросил его, что он думает о Лауде. Ригаццони так положительно говорил о Лауде, что Феррари быстро подписал его, заплатив ему достаточно, чтобы очистить его долги.

Ferrari (1974–1977)

[ редактировать ]
Lauda практикует в Нюрбургринге во время Гран -при Германии 1976 года.

После неудачного начала 1970 -х годов, кульминационным в катастрофическом начале сезона 1973 года, Ferrari полностью перегруппировался под Лука ди Монтеземоло и возродился в 1974 году . Вера команды в малоизвестную Lauda была быстро вознаграждена вторым местом в его дебютной гонке за команду, открывающемуся сезона Гран-при аргентинца . [ 14 ] Его первая победа Гран -при (GP) - и первая для Ferrari с 1972 года - последующая только три гонки позже в Гран -при Испании . Хотя Lauda стала температурой сезона, достигнув шести последовательных полюсов , смесь неопытности и механической ненадежности означала, что Lauda выиграла только еще одну гонку в этом году, голландский врач . Он занял четвертое место в чемпионате водителей и продемонстрировал огромную приверженность тестированию и улучшению автомобиля.

Слава в 1975 году

Сезон Формулы -1 1975 года начался медленно для Lauda; Не лучше, чем пятое место в первых четырех гонках, он выиграл четыре из следующих пяти за рулем новой Ferrari 312T . Его первый чемпионат мира был подтвержден третьим местом на Гран-при Италии в Монце ; Товарищ по команде Lauda Regazzoni выиграл гонку, и Ferrari завоевал чемпионат своих первых конструкторов за 11 лет. Затем Лауда одержала пятую победу на последней гонке года, GP США в Watkins Glen . Он также стал первым водителем, который набрал Nürburgring Nordschleife менее чем за семь минут, который считался огромным подвигом, поскольку раздел Nordschleife в Нюрбургринге был на две мили длиннее, чем сегодня. Лауда не выиграла Гран -при Германии с поул -позиции в этом году; После упорного сражения с Патриком Депайлером за первую половину гонки, Лауда провели первые 9 кругов, но получил прокол в Випперманне, в 9 милях на 10 -м круге и прошел Карлосом Рэйтеманном , Джеймс Хант ; Том Прайс и Жак Лаффит Лауда вернулась к ямам с поврежденным передним крылом и разрушенной левой передней шиной. Яма Ferrari изменила разрушенную шину, и Lauda удалось добраться до подиума на третьем месте после Reutemann и Laffite после того, как Хант вышел на пенсию, и Прайс должен был замедлиться из -за утечки топлива. Лауда была известна тем, что раздавал любые трофеи, которые он выиграл в свой местный гараж в обмен на то, чтобы его машина была вымыта и обслуживаемой. [ 15 ]

В отличие от 1975 года и, несмотря на напряженность между преемником Лауды и Монтеземоло, Даниэле Аветето , Лауда доминировала в начале сезона Формулы -1 1976 года , выиграв четыре из первых шести гонок и финишировав второй в двух других. К моменту своей пятой победы года в британском врате у него было более чем вдвое больше очков своих самых близких претендентов Джоди Шектер и Джеймса Ханта , и второй чемпионат мира подряд показал формальность. Это был подвиг, не достигнутый после Джека Брэбэма побед в 1959 и 1960 годах . Он также выглядел собирался выиграть большинство гонок за сезон, запись покойного Джима Кларка с 1963 года .

1976 Nürburgring Crash

[ редактировать ]

За неделю до Гран-при Германии 1976 года в Нюрбургринге , хотя он был самым быстрым водителем в то время в этой трассе, Лоуда призвал своих коллег-водителей бойкотировать гонку, в основном из-за 23-километрового (14 миль), включая оборудование для в безопасности и безопасность, в безопасности и безопасность. Формула -1 была довольно опасной в то время (три из водителей в тот день позже умерли в инцидентах Формулы -1: Том Прайс в 1977 году; Ронни Петерсон в 1978 году; и Патрик Депайлера в 1980 году), но большинство водителей проголосовали против бойкота, и гонка пошла вперед.

Машина Лауды в огне

1 августа 1976 года, во время второго круга на очень быстрое левом изловании перед Бергверк, Лоуда попал в аварию, когда его Ferrari свергнул с трассы, ударил по набережной, ворвался в огонь и вступил в контакт с Brett Lunger - Surtees Ford Car . В отличие от Lunger, Лауда оказалась в ловушке в обломках. Водители Артуро Мерзарио , Лунджер, Гай Эдвардс и Харальд Эртл прибыли на место происшествия несколько мгновений спустя, но прежде чем Мерзарио смог вытащить его из машины, Лоуда получил сильные ожоги в его голове и руки и вдыхал горячие токсичные газы, которые повредили его легкие и кровь. [ 16 ] В интервью BBC Radio 5 Live, Lauda сказала:

В основном были два или три водителя, которые пытались вытащить меня из машины, но одним из них был Артуро Мерзарио, итальянский парень, которому также пришлось остановиться на месте, потому что я заблокировал дорогу; И он действительно сам вошел в машину, и, запустив мой, мой ремень безопасности, а затем вытащил меня. Это было невероятно, как он мог это сделать, и я встретил его потом, и я сказал: «Как ты мог это сделать?!». Он сказал: «Честно говоря, я не знаю, но открыть ремень безопасности было так сложно, потому что вы так сильно настаивали на нем, и когда он был открыт, я вытащил вас из машины, как перо ...».

- «Я был там - 21 мая 2019 года»; «Ники Лауда говорит в 2015 году» [ 17 ]

Поскольку Лауда была одет в модифицированный шлем, он не подходил ему должным образом; пена сжала, и она сдвинулась с его головы после аварии, оставив лицо воздействовать на огонь. [ 18 ] Хотя Лауда была в сознании и способен встать сразу после аварии, он позже попал в кому. [ 19 ] В то время как в больнице ему дали последние обряды , но он выжил. [ 20 ]

Лауда получил обширные рубцы от ожогов до головы, потеряв большую часть правого уха, а также волосы на правой стороне его головы, бровей и век. Он решил ограничить реконструктивную хирургию на замену век и восстановления их функциональности. После аварии он всегда носил кепку, чтобы покрыть шрамы на голове. Он договорился, чтобы спонсоры использовали кепку для рекламы.

С Lauda из конкурса, Карлос Рейтеманн был принят за его замену. Ferrari бойкотировал Гран -при Австрии в знак протеста против того, что они считали преимущественным обращением, показанным по отношению к McLaren водителю Джеймсу Ханту на испанском и британском Grands Prix.

Вернуться к гонкам

[ редактировать ]

Лауда пропустила только две гонки, появившиеся на пресс -конференции Монзы через шесть недель после аварии, когда его свежие ожоги все еще перевязали. Он финишировал четвертым в итальянском терапевтом , несмотря на то, что по его собственному признанию был абсолютно окаменел. Журналист Формулы-1 Найджел Робук вспоминает, как видела Лауду в ямах, очищая пропитанные кровью повязки со своей шрамой кожи головы. Он также должен был носить специально адаптированный аварийный шлем, чтобы не быть слишком дискомфортом. В отсутствие Лауды Хант установил поздний заряд, чтобы уменьшить лидерство Лауды в турнире чемпионата мира. Хант и Лауда были друзьями вдали от трассы, и их личное соперничество на треке, хотя и интенсивное, было чисто оспоренным и справедливым. После побед в канадских и США Grands Prix Хант стоял всего на три очка позади Лауды перед финальной гонкой сезона, Гран -при Японии .

Lauda квалифицировалась на третье место, одно место позади Охота, но в день гонки был проличный дождь, а Лауда ушла на пенсию после двух кругов. Позже он сказал, что чувствовал, что небезопасно продолжаться в этих условиях, особенно после того, как его глаза чрезмерно поливали из-за его поврежденных огнем слезой протоки и неспособности мигать. Хант вел большую часть гонки, прежде чем его шины вспыхнули, и пит -стоп сбросил его по заказу. Он выздоровел на третье место, выиграв титул одним пунктом.

Ранее хорошие отношения Лауды с Ferrari сильно повлияли на его решение выйти из Гран -при Японии, и он пережил трудный сезон 1977 года , несмотря на то, что он легко выиграл чемпионат через последовательность, а не в прямые темпы. Лауда не любил своего нового товарища по команде, Рэйттеманн, который служил его заместителем водителя. Лауда не чувствовал себя комфортно с этим шагом и чувствовал, что Феррари подводил его. «Мы никогда не могли стоять друг с другом, и вместо того, чтобы снимать у меня давление, они надевают еще больше, привлекая Карлоса Рейтеманна в команду». [ 21 ] Объявив о своем решении уйти с Феррари в конце сезона, Лоуда уехал ранее после того, как он выиграл чемпионат водителей на Гран -при Соединенных Штатов из -за решения команды запустить неизвестный Жиль Вильнев в третьей машине на Гран -при Канады .

Брэбхэм и первая отставка (1978–1979)

[ редактировать ]
Lauda in the Brabham - Alfa Romeo в Zandvoort (1978)

Присоединившись к Пармалат Брэбэм - Альфа Ромео в 1978 году за зарплату в 1 миллион долларов, Лоуда пережила два безуспешных сезона, запомнившись в основном за свою единственную гонку в Брэбхэме BT46 B, радикальный дизайн, известный как фан -автомобиль: он выиграл свою первую и единственную гонку в шведской GP, но Брэбхэм, известный как Car, One One One; Другие команды энергично протестовали против законности фанатского автомобиля и владельца команды Brabham Берни Экклстоун , который в то время маневрировал за приобретение коммерческих прав Формулы -1, не хотела вести затяжную битву за автомобиль, но победа в Швеции осталась официальной. Brabham BT46 Alfa Romeo Flat-12 начал сезон 1978 года в третьей гонке в Южной Африке. Он страдал от множества неприятностей, которые заставили Lauda уйти в отставку на 9 из 14 гонок. Лучшие результаты Лауды, кроме побед в Швеции и Италии после наказания Марио Андретти и Жиля Вильнева, были вторыми в Монако и Великобритании и третьей в Нидерландах.

Двигатель Alfa Flat-12 был слишком широким для конструкций эффекта наземного эффекта в том смысле, что противоположные банки цилиндров забивали туннелями Venturi, поэтому Alfa разработала V12 на 1979 год. Это был четвертый 12-цилиндровый двигатель, который выдвинул австрийский в Формуле-1 с 1973 года. Формула-сезон Lauda года 1979 . Прикс с Брэмма-Альфа. В однократном чемпионате BMW M1 Procar , в котором участвовал британский командный проект Формулы-двух проекта четыре (во главе с Роном Деннисом ), когда он не на заводе, Lauda выиграла три гонки за P4 Plus сериал. Спустя десятилетия Lauda выиграла выставочную гонку BMW Procar до Гран -при Германии 2008 года .

В сентябре Lauda финишировала четвертым в Монце и выиграла мероприятие IMOLA без WC, все еще с двигателем Alfa V12. После этого Брэбхэм вернулся к знакомому Cosworth V8. В конце сентября, во время практики Гран -при Канады 1979 года , Лауда прервал практическую сессию и быстро проинформировал директора команды Экклстоун, что он хотел немедленно уйти в отставку, так как у него больше не было желания «продолжать глупость вождения в кругах». Лауда, которая тем временем основала Lauda Air, чартерную авиакомпанию, вернулась в Австрию, чтобы управлять компанией на полный рабочий день. [ 22 ]

McLaren Rackback, третий титул мира и вторая отставка (1982–1985))

[ редактировать ]
Lauda на Гран -при Голландского 1982 года

В 1982 году Лауда вернулась в гонки, за беспрецедентную зарплату в 3 миллиона долларов. [ 22 ] После успешного теста с McLaren единственная проблема состояла в том, чтобы убедить, что спонсор команды Мальборо, в том, что он все еще способен выиграть. Лауда доказал, что когда в своей третьей гонке он выиграл Гран -при Лонг -Бич . Перед первой гонкой сезона на Кьялами гоночной трассе в Южной Африке Лауда была организатором так называемой «удар водителей»; Лауда увидела, что новая суперлицензия потребовала, чтобы водители посвятили себя своим нынешним командам, и поняла, что это может помешать положению водителя. Водители, за исключением Тео Фаби , забаррикадировались в банкетном люксе в отеле Sunnyside Park, пока не выиграли день. [ 23 ]

Сезон 1983 года оказался переходным для команды McLaren, поскольку они вносили изменения от Ford - Cosworth двигателей , чтобы пометить , сбитые с помощью Porsche Turbonings, а Lauda не выиграл гонку в этом году, и его лучший финиш был вторым на Лонг -Бич позади своего товарища по команде Джона Уотсона . Некоторое политическое маневрирование от Lauda заставило взбешенного главного дизайнера Джона Барнарда спроектировать временный автомобиль раньше, чем ожидалось, получит двигатель Tag-Porsche некоторых столь необходимых гоночных испытаний; Лауда чуть не выиграла последнюю гонку сезона в Южной Африке. [ Цитация необходима ]

Через пять лет после своей первой выхода на пенсию Лауда выиграл свой третий титул, за рулем McLaren MP4/2 .

Lauda выиграла третий чемпионат мира в 1984 году на пол -очка над товарищем по команде Алена Проста , из -за того, что только половина очков была награждена за сокращение Гран -при Монако 1984 года . Его победа Гран -при Австрии в том же году - единственный раз, когда австриец выиграл свой дом Гран -при. [ 24 ] Первоначально Лауда не хотел, чтобы Прост стал его товарищем по команде, поскольку он представил гораздо более быстрый соперник. Однако в течение двух сезонов вместе у них были хорошие отношения, и Lauda позже сказала, что избиение талантливого француза - большой мотиватор для него. [ 25 ] В весь сезон продолжал доминировать Лауда и Прост, которые выиграли 12 из 16 гонок. Лауда выиграла пять гонок, а Прост выиграл семь. Тем не менее, Лауда, который установил рекорд по самым полюсу в течение сезона в сезоне 1975 года, редко соответствовал своему товарищу по команде в квалификации. Несмотря на это, победа в чемпионате Лауды наступила в Португалии , когда ему пришлось начать на одиннадцатом месте на сетке, а прост был отдан в первом ряду. Прост сделал все, что мог, начиная с секунды и выиграв свою седьмую гонку в сезоне, но расчетчик Лауды (который включал в себя установку самых быстрых гоночных кругов), проезжая машину за машиной, увидел, как он финишировал вторым за его товарищем по команде, что дало ему достаточно очков, чтобы выиграть его третий титул. [ 26 ] Его второе место было счастливчиком, хотя Найджел Манселл был вторым на большую часть гонки. Однако, поскольку это была его последняя гонка с Lotus , прежде чем присоединиться к Уильямсу в 1985 году, босс Lotus Питер Уорр отказался дать Манселлу тормоза, которые он хотел для своей машины , а англичанин ушел с провалом торможения на 52 -м круге. Поскольку Лоуда пропустил Толем из новичка Эйртона Сенны на третье место только на несколько кругов ранее, Мэнселл поднял его на второе позади. [ Цитация необходима ]

Lauda подписала первоначальное письмо о намерении покинуть команду McLaren и присоединиться к Renault на сезон 1985 года . [ 27 ] Соглашение не было выполнено, и Lauda оставалась с McLaren в сезоне 1985 года. [ 28 ]

Сезон 1985 года был разочарованием для Lauda, ​​с одиннадцатью отставанием от четырнадцати гонок, которые он начал. Он не запускал Гран-при Бельгии в спа-франканхампсах после разбивки и разрушения запястья во время тренировки, и позже он пропустил европейский Гран-при Гран-при Европы в брендах Хэтч ; Джон Уотсон заменил его на эту гонку. Он справился с четвертым на Гран-при Сан-Марино , 5-м на Гран-при Германии , и победой в гонке на Гран-при Голландского, где он удержал быстро зажигающую проуста в конце гонки. Это оказалось его последней победой Гран -при, так как после объявления о своей предстоящей выходе на пенсию на Гран -при Австрии 1985 года он удалился навсегда в конце этого сезона. [ Цитация необходима ]

Последний Формула -1 Гран -при Драйкс Формулы -1 был первым Гран -при Австралии в Аделаиде , Южная Австралия . После квалификации 16 -го числа, устойчивый поездок увидел, как он вел на 53 -м круге. Однако керамические тормоза McLaren пострадали на уличной трассе , и он вырвался из свинца в конце длинного Брэбхама прямо на 57 -м круге, когда его тормоза наконец провалились. [ 29 ] Он был одним из двух гонщиков в гонке, которые ездили на Гран-при Австралии, не являющемся чемпионатом 1984 года , а другой- 1982 года чемпион мира Кеке Росберг , который выиграл в Аделаиде в 1985 году и занял место Лауды в McLaren в 1986 году. [ Цитация необходима ]

Шлем Lauda 1970 -х годов в Museo Ferrari в Маранелло

Шлем Лоуды был первоначально окрашен в RADE с его полным именем, написанным с обеих сторон и логотипом Bank Raiffeisen в области подбородка. В течение нескольких недель после его аварии в Нюрбурггринге он носил модифицированный шлем AGV , поэтому подкладка не усугубляет его сожженную кожу головы. В 1982 году, когда он вернулся в Макларен, его шлем был белым и показал красный логотип «L» Lauda Air вместо его имени с обеих сторон, в комплекте с брендингом от своего личного спонсора Parmalat на вершине. С 1983 по 1985 год красные и белые были изменены, чтобы вызвать воспоминания о его более раннем дизайне шлема. [ Цитация необходима ]

Более поздние управленческие роли

[ редактировать ]

В 1993 году Lauda вернулась в Формулу -1 на управленческой должности, когда Лука ди Монтеземоло предложила ему консалтинговую роль в Ferrari . В середине сезона 2001 года Лауда взяла на себя роль директора команды команды Jaguar Formula -One. Команда не смогла улучшить, и Lauda была избыточной, вместе с 70 другими ключевыми фигурами, в конце 2002 года.

В сентябре 2012 года он был назначен неисполнительным председателем Mercedes -Amg Petronas Motorsport . [ 30 ] Он принял участие в переговорах, чтобы подписать Льюиса Гамильтона на трехлетнюю сделку с Mercedes в 2013 году. [ 31 ]

Роли за пределами Формулы -1

[ редактировать ]
Слава в 2011 году

Лауда вернулся к управлению своей авиакомпанией, Lauda Air , на своей второй выходе на пенсию Формулы -1 в 1985 году. Во время своего времени в качестве менеджера авиакомпании он был назначен консультантом в Ferrari в рамках усилий Монтеземоло о омоловом команде. [ 32 ] Продав свои акции Lauda Air партнеру для большинства австрийских авиакомпаний в 1999 году, он управлял гоночной командой Jaguar Formula -One с 2001 по 2002 год. В конце 2003 года он основал новую авиакомпанию Niki . Подобно Lauda Air, Niki была объединена со своим крупным партнером Air Berlin в 2011 году. В начале 2016 года Lauda взяла на себя чартерную авиакомпанию Amira Air и переименовала компанию Laudamotion . [ 33 ] В результате несостоятельности Air Berlin в 2017 году Laudamotion взяла на себя бренд и актив Niki после неудачной заявки Lufthansa и IAG. [ 34 ] Лауда провела лицензию пилота авиакомпании, и время от времени выступала в качестве капитана на рейсах своей авиакомпании. [ 35 ]

Он был введен в Международный Зал славы автоспорта в 1993 году, а с 1996 года предоставил комментарии к Grands Prix для австрийского и немецкого телевидения на RTL . Однако он был раскритикован за то, что он назвал Роберта Кубики «Полак» (этнический разрез для польских людей) в эфире в мае 2010 года на Гран -при Монако . [ 36 ] [ 37 ]

Lauda иногда известен под прозвищем «Крыса», «Суперрат» или «Кинг крыс» из -за его выдающихся зубов . [ 38 ] Он был связан как с Пармалатом , так и с Виссманном , спонсируя вездесущую кепку, которую он носил с 1976 года, чтобы скрыть серьезные ожоги, которые он перенес в своей аварии в Нюрбургринге. Лауда сказал, что в интервью немецкой газете в 2009 году Die Zeit, что рекламодатель платит 1,2 миллиона евро за пространство на его красную кепку. [ 39 ]

В 2005 году австрийское почтовое отделение выпустило печать в честь его. [ 40 ] В 2008 году American Sports Television Network ESPN оценила его 22-й в своем списке «Лучшие драйверы всех времен». [ 41 ]

Ники Лауда написал пять книг: искусство и наука о вождении Гран -при (под названием « Формула 1: искусство и технические особенности вождения Гран -при на некоторых рынках») (1975); Мои годы с Ferrari (1978); Новая Формула -1: Турбо -эпоха (1984); Meine Story (под названием «Осажен в аду» на некоторых рынках) (1986); Das (En. Dritte Leben Third Life) (1996). [ 42 ] Лауда приписывала австрийскому журналисту Герберту Волкеру редактировать книги.

Фильм и телевидение

[ редактировать ]
Даниэль Брюль, Лауда и Питер Морган на премьере Rush в Вене, Австрия, в 2013 году

Битва 1976 года между Лаудой и Джеймсом Хантом была драматизирована в фильме «Раш» (2013), где Лауда сыграл Даниэль Брюль - изображение, которое было номинировано на премию Bafta Film Award за лучшую актер. Лауда появилась в камео в конце фильма. Лауда сказала о смерти Ханта: «Когда я услышал, что он умер 45 лет от сердечного приступа, я не удивлен, мне было просто грустно». Он также сказал, что Хант был одним из немногих, которые ему нравились, одним из меньшего числа людей, которых он уважал, и единственного человека, которого он завидовал. [ 43 ]

Lauda появилась в эпизоде ​​Mayday под названием « Niki Lauda: тестирование ограничений » в отношении событий Lauda Air Flight 004 , и описал, что запуск авиакомпании более сложной, чем выиграть три чемпионата Формулы 1. [ 44 ]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Лауда встречался с Мариеллой фон Рейнингхаусом до 1975 года. В 1976 году он женился на чилийской австрации Марлен Кнаус. Они развелись в 1991 году. У Лауды и Кнауса было два сына, Матиаса , гоночного водителя и Лукаса, которые действовали в качестве менеджера Матиаса. В 1992 году Лауда кратко встречался гоночный водитель Джованна Амати . [ 45 ] В 2008 году он женился на Биргит Ветзингер, стюардессу в своей авиакомпании. В 2005 году Ветзингер пожертвовал почку Лауде после того, как почка, которую он получил от своего брата в 1997 году. [ 46 ] [ 47 ] В сентябре 2009 года Биргит родил близнецов, Макса и Миа. [ 48 ]

Лауда свободно говорила по -немецки , английский и итальянский . [ 49 ]

Лауда пришла из римско -католической семьи. В интервью с Zeit он заявил, что некоторое время покинул церковь, чтобы не платить церковные налоги , но вернулся, когда он крестил своих двух детей. [ 50 ]

Смерть и наследие

[ редактировать ]

20 мая 2019 года Лауда умер в своем соном в возрасте 70 лет в университетской больнице Цюриха, где он проходил диализ почек . Он испытал период плохого здоровья, усугубляемого его травмами легких в результате несчастного случая в 1976 году. В предыдущем году у него была двойная пересадка легких и пересадки почек в 1997 и 2015 годах. [ 51 ] [ 52 ]

Могила Лауды в Вене

На Гран-при Монако 2019 года нынешние и бывшие водители и команды отдали дань в социальных сетях и во время пресс-конференции в среду в среду. [ 53 ] Момент молчания был проведен перед гонкой. В течение выходных фанатов и водителей носили красные кепки в его честь, а команда Mercedes рисула свое гало -устройство красным с сообщением «Ники, мы скучаем по тебе» вместо их обычной серебряной схемы. [ 54 ] Покрытие двигателя Shark Fin от Haas VF-19 была окрашена в красное с именем Лауды и годами его рождения и смерти. Льюис Гамильтон и Себастьян Феттель носили шлемы в честь Лауды, [ 55 ] И когда Гамильтон выиграл гонку, он посвятил ее Лауде.

В его похоронах в соборе Святого Стефана в Вене присутствовалось выдающиеся фигуры Формулы -1, в том числе Герхард Бергер , Джеки Стюарт , Ален Прост , Нельсон Пике , Джин Алеси , Себастьян Веттель , Льюис Гамильтон , Дэвид Коултард , Нико Росберг , Валттерия , Рене и Ханс Биндер Боттэса . Арнольд Шварценеггер и австрийские политики, в том числе Александр ван дер Беллен , также присутствовали. [ 56 ] Согласно желаниям Лауды, он был похоронен в Гейлигенштадтере Фридхоф в своем гоночном костюме Ferrari с 1974 по 1977 год. [ 57 ]

Лауда широко считается одним из величайших водителей Формулы -1 всех времен. [ 58 ]

Гоночная запись

[ редактировать ]

Краткое изложение карьеры

[ редактировать ]
Сезон Ряд Команда Гонки Побед Поляки F/круги Подиумы Точки Позиция
1970 Мировой чемпионат по спортивному конкурсу Бош Вена 1 0 0 0 0 1 Северо -запад
Межсерзето Bosch Racing Team 4 0 0 0 0 6 15 -й
1971 Европейская формула -два Мартовская инженерия 9 0 0 0 0 8 10 -е место
Формула -1 STP March Racing Team 1 0 0 0 0 0 Северо -запад
1972 Европейская формула -два Мартовская инженерия 11 0 2 0 3 25 5 -й
Формула -1 STP March Racing Team 12 0 0 0 0 0 Северо -запад
Британская формула -два Мартовская инженерия 4 1 0 1 4 31 1 -й
1973 Формула -1 Мальборо - Брм 14 0 0 0 0 2 18 -е
Европейский чемпионат по туристическим автомобилям BMW Альпина 1 1 1 0 1 32 7 -й
Мировой чемпионат по спортивному конкурсу 1 0 0 0 0 0 Северо -запад
1974 Формула -1 Scuderia ferrari 15 2 9 3 5 38 4 -й
Мировой чемпионат по спортивному конкурсу Форд Кельн 1 0 0 0 0 0 Северо -запад
1975 Формула -1 Scuderia ferrari 14 5 9 2 8 64.5 1 -й
1976 Формула -1 Scuderia ferrari 14 5 3 4 9 68 2 -й
1977 Формула -1 Scuderia ferrari 14 3 2 3 10 72 1 -й
1978 Формула -1 Parmalat Racing Team 16 2 1 4 7 44 4 -й
1979 Формула -1 Parmalat Racing Team 13 0 0 0 0 4 14 -е
Чемпионат BMW M1 Procar Проект Четыре гонки 8 3 1 3 4 78 1 -й
1982 Формула -1 Мальборо Макларен Международный 14 2 0 1 3 30 5 -й
1983 Формула -1 Мальборо Макларен Международный 15 0 0 1 2 12 10 -е место
1984 Формула -1 Мальборо Макларен Международный 16 5 0 5 9 72 1 -й
1985 Формула -1 Мальборо Макларен Международный 14 1 0 1 1 14 10 -е место

Полный европейский чемпионат Формулы -два

[ редактировать ]

( Ключ ) (Рации в жирном жирном сайте указывают на полюсное положение; гонки в курсивом указывают на самый быстрый круг)

Год Участник Шасси Двигатель 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Поступок Пта
1971 Мартовская инженерия Март 712 м Cosworth FVA Hoc
Верно
Тр
10
Ни
6
БАНКА
7
PAL
DNQ
Ру
4
МУЖЧИНА
Верно
Длина
Верно
БЕЛЫЙ
Верно
Дольдо
7
Дольдо 10 -е место 8
1972 Мартовская инженерия 722 марта Ford BDA ТОЛЬКО
2
Тр
3
Hoc
Верно
БОЛЬШЕ НИКОГДА
Верно
PAL
DNQ
Hoc
Верно
Ру
Верно
Восток
Верно
ИМО
3
МУЖЧИНА
Верно
Перемещение ДОЛЖЕН
6
БЕЛЫЙ Hoc
9
5 -й 25
Источник: [ 59 ]

Полные результаты британских формул -два

[ редактировать ]

( Ключ ) (Рации в жирном жирном сайте указывают на полюсное положение) (Рации курсивом указывают на самый быстрый круг)

Год Участник Шасси Двигатель 1 2 3 4 5 Поступок Пта
1972 Мартовская инженерия 722 марта Ford BDA ТОЛЬКО
2
Ведущий
1
Тр
3
ПЛАКАТЬ Ведущий
2
1 -й 31

Полные результаты чемпионата мира Формулы -1

[ редактировать ]

( Ключ ) (Рации в жирном жирном шрифте указывают на полюсную позицию, гонки курсивом указывают на самый быстрый круг)

Год Участник Шасси Двигатель 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Wdc Пта
1971 STP March Racing Team Март 711 Ford Cosworth DFV 3.0 V8 RSA Особенно МОЙ ВНИЗ ОТ Гбр Герм Или
Верно
ОНА МОЖЕТ олень Северо -запад 0
1972 STP March Racing Team марта 721 Ford Cosworth DFV 3.0 V8 Арг
11
RSA
7
Северо -запад 0
721x Особенно
Верно
МОЙ
16
Бель
12
г 721 ОТ
Верно
Гбр
9
Герм
Верно
Или
10
ОНА
13
МОЖЕТ
DSQ
олень
Северо -запад
1973 Мальборо - Брм BRM P160C BRM P142 3.0 V12 Арг
Верно
ХОРОШИЙ
8
18 -е 2
BRM P160D RSA
Верно
BRM P160E Особенно
Верно
Бель
5
МОЙ
Верно
Swe
13
ОТ
9
Гбр
12
ВНИЗ
Верно
Герм
Верно
Или
DNS
ОНА
Верно
МОЖЕТ
Верно
олень
Верно
1974 Scuderia ferrari Spa sefac Ferrari 312B3 Ferrari 001/11 3.0 F12 Арг
2
ХОРОШИЙ
Верно
RSA
16
Особенно
1
Бель
2
МОЙ
Верно
Swe
Верно
ВНИЗ
1
ОТ
2
Гбр
5
Герм
Верно
Или
Верно
ОНА
Верно
МОЖЕТ
Верно
олень
Верно
4 -й 38
1975 Scuderia ferrari Spa sefac Ferrari 312B3 Ferrari 001/11 3.0 F12 Арг
6
ХОРОШИЙ
5
1 -й 64.5
Ferrari 312t Ferrari 015 3.0 F12 RSA
5
Особенно
Верно
МОЙ
1
Бель
1
Swe
1
ВНИЗ
2
ОТ
1
Гбр
8
Герм
3
Или
6
ОНА
3
олень
1
1976 Scuderia ferrari Spa sefac Ferrari 312t Ferrari 015 3.0 F12 ХОРОШИЙ
1
RSA
1
И Т. Д
2
2 -й 68
Ferrari 312T2 Особенно
2
Бель
1
МОЙ
1
Swe
3
ОТ
Верно
Гбр
1
Герм
Верно
Или ВНИЗ ОНА
4
МОЖЕТ
8
олень
3
JPN
Верно
1977 Scuderia ferrari Spa sefac Ferrari 312T2 Ferrari 015 3.0 F12 Арг
Верно
ХОРОШИЙ
3
RSA
1
И Т. Д
2
Особенно
DNS
МОЙ
2
Бель
2
Swe
Верно
ОТ
5
Гбр
2
Герм
1
Или
2
ВНИЗ
1
ОНА
2
олень
4
МОЖЕТ JPN 1 -й 72
1978 Parmalat Racing Team Brabham Bt45c Альфа Ромео 115-12 3.0 F12 Арг
2
ХОРОШИЙ
3
4 -й 44
Брэбхэм BT46 RSA
Верно
И Т. Д
Верно
МОЙ
2
Бель
Верно
Особенно
Верно
ОТ
Верно
Гбр
2
Герм
Верно
Или
Верно
ВНИЗ
3
ОНА
1
олень
Верно
МОЖЕТ
Верно
Brabham Bt46b Swe
1
1979 Parmalat Racing Team Брэбхэм BT48 Альфа Ромео 1260 3.0 v12 Арг
Верно
ХОРОШИЙ
Верно
RSA
6
И Т. Д
Верно
Особенно
Верно
Бель
Верно
МОЙ
Верно
ОТ
Верно
Гбр
Верно
Герм
Верно
Или
Верно
ВНИЗ
Верно
ОНА
4
14 -е 4
Брэбхэм BT49 Ford Cosworth DFV 3.0 V8 МОЖЕТ
Wd.
олень
1982 Мальборо Макларен Международный McLaren MP4B Ford Cosworth DFV 3.0 V8 RSA
4
ХОРОШИЙ
Верно
И Т. Д
1
СМР Бель
DSQ
МОЙ
Верно
А
Верно
МОЖЕТ
Верно
ВНИЗ
4
Гбр
1
ОТ
8
Герм
DNS
Или
5
На
3
ОНА
Верно
Капрал
Верно
5 -й 30
1983 Мальборо Макларен Международный McLaren MP4/1C Ford Cosworth DFV 3.0 V8 ХОРОШИЙ
3
И Т. Д
2
10 -е место 12
Ford Cosworth DFY 3.0 V8 ОТ
Верно
СМР
Верно
МОЙ
DNQ
Бель
Верно
А
Верно
МОЖЕТ
Верно
Гбр
6
Герм
DSQ
Или
6
McLaren MP4/1E День TTE PO1 1,5 V6 T ВНИЗ
Верно
ОНА
Верно
Евро
Верно
RSA
11
1984 Мальборо Макларен Международный McLaren MP4/2 День TTE PO1 1,5 V6 T ХОРОШИЙ
Верно
RSA
1
Бель
Верно
СМР
Верно
ОТ
1
МОЙ
Верно
МОЖЕТ
2
А
Верно
Из
Верно
Гбр
1
Герм
2
Или
1
ВНИЗ
2
ОНА
1
Евро
4
К
2
1 -й 72
1985 Мальборо Макларен Международный McLaren MP4/2B День TTE PO1 1,5 V6 T ХОРОШИЙ
Верно
К
Верно
СМР
4
МОЙ
Верно
МОЖЕТ
Верно
А
Верно
ОТ
Верно
Гбр
Верно
Герм
5
Или
Верно
ВНИЗ
1
ОНА
Верно
Бель
DNS
Евро RSA
Верно
ИЗ
Верно
10 -е место 14
Источник: [ 59 ]

Полные результаты не-чемпионации Формулы-1

[ редактировать ]
Lauda на гонке чемпионов 1974 года

( Ключ ) (Рации в жирном жирном сайте указывают на полюсное положение; гонки в курсивом указывают на самый быстрый круг)

Год Участник Шасси Двигатель 1 2 3 4 5 6
1972 STP March Racing Team марта 721 Ford Cosworth DFV 3.0 V8 Рок ХОРОШИЙ Инт Ведущий Репутация
DNS
Вице
1973 Мальборо - Брм BRM P160D BRM P142 3.0 V12 Рок
Верно
Инт
5
1974 Scuderia ferrari Spa sefac Ferrari 312B3 Ferrari 001/11 3.0 F12 Предварительный Рок
2
Инт
1975 Scuderia ferrari Spa sefac Ferrari 312t Ferrari 015 3.0 F12 Рок Инт
1
На
1976 Scuderia ferrari Spa sefac Ferrari 312T2 Ferrari 015 3.0 F12 Рок
Верно
Инт
1978 Parmalat Racing Team Brabham Bt45c Альфа Ромео 115-12 3.0 F12 Инт
DNS
1979 Parmalat Racing Team Брэбхэм BT48 Альфа Ромео 1260 3.0 v12 Рок
5
ГНМ ОТ
1
Источник: [ 59 ]

Полные результаты чемпионата BMW M1 Procar

[ редактировать ]

( Ключ ) (Рации в жирном жирном сайте указывают на полюсное положение; гонки в курсивом указывают на самый быстрый круг)

Год Участник 1 2 3 4 5 6 7 8 Ток Пта
1979 BMW Motorsport ZOL
Верно
Мака
1
Наоборот
8
SIL
1
Hoc
1
Восток
Верно
Больной
Верно
Мн
2
1 -й 78

Другие результаты расы

[ редактировать ]
  • Нюрбургринг 24 часа : 1 -й, 1973
  • 1000 км спа -салона Francorchamps: 1 -е, 1973
  • 4 часа Монзы: 1 -й, 1973
  • 4 часа Zandvoort: 1 -е, 1974, 3 -й, 1972
  • Diepholz srp/gt: 1 -й, 1970
  • 6 часов Nurbugring: 2 -й, 1971
  • 9 часов кьялами: 3 -й, 1972
  • Тауренпокал Зальцбургринг: 1 -й, 1971
  • Лауда, Ники. Технология и практика Гран -при спорта (на немецком языке). Штутгарт; Вена: Stuttgart Motorbuch-Verlag; Орак
    • Lauda, ​​Niki (1977). Искусство и наука о вождении Гран При (он же Формула 1: Искусство и технические особенности вождения Гран -при ) . Дэвид Ирвинг (транс.). Оцеола, Висконсин: Motorbooks International. ISBN  9780879380496 Полем OCLC   483675371 .
  • Lauda, ​​Niki (1977). Протокол: мои годы с Ferrari . Штутгард; Вена: Stuttgart Motorbuch-Verlag; Орак ISBN  9783853688434 Полем OCLC   3869352 .
  • Lauda, Niki (1982). Die neue Formel 1 . Stuttgard; Vienna: Stuttgart Motorbuch-Verlag; Orac. ISBN  9783853689103 Полем OCLC   1072406853 .
    • Lauda, ​​Niki (1984). Новая Формула -1: турбо -эпохи . Оцеола, Висконсин: Motorbooks International. ISBN  9780879381790 Полем OCLC   10456956 .
  • Лауда, Ники; Völker, Herbert (1985). Ники Лауда: Моя история . Штутгард; Вена: Stuttgart Motorbuch-Verlag; Орак ISBN  9783701500253 Полем OCLC   38110109 .
    • Лауда, Ники; Völker, Herbert (1986). К черту и обратно: автобиография . EJ Crockett (пер.). Лондон: Стэнли Пол. ISBN  9780091642402 Полем OCLC   476752274 .
  • Lauda, Niki (1996). Das dritte Leben . Munich: Heyne. ISBN  9783453115729 Полем OCLC   40286522 .

Смотрите также

[ редактировать ]
  1. ^ «Mercedes дает Тото Вольфу и Ники Лауда новые долгосрочные контракты» . Skysports.com . Архивировано из оригинала 29 декабря 2022 года . Получено 22 февраля 2017 года .
  2. ^ Daily Express стр. 1, 8 и 16 Битва за жизнь Лауды в понедельник 2 августа 1976 года «Герои вытаскивают чемпиона мира из гоночного крушения».
  3. ^ «Ники Лауда - Факты, биография и авария» . Энциклопедия Британская . Архивировано из оригинала 7 сентября 2015 года . Получено 4 июня 2019 года .
  4. ^ Мулсон, Гейр. «Трехкратный чемпион F1, авиационный предприниматель Ники Лауда уходит в 70» . Spin.ph. ​Архивировано из оригинала 4 июня 2019 года . Получено 4 июня 2019 года .
  5. ^ "Лауда, Ганс" . www.aeiou.at (на немецком языке). Архивировано из оригинала 11 октября 1999 года . Получено 16 мая 2010 года .
  6. ^ «Sporteport.at - Зал славы - лучший из лучших» . www.die-namenlosen.at (на немецком языке) . Получено 16 мая 2010 года . [ Постоянная мертвая ссылка ]
  7. ^ «Ники Лауда, к сожалению, скончалась» . Верхняя передача . 21 мая 2019 года. Архивировано с оригинала 21 мая 2019 года . Получено 21 мая 2019 года .
  8. ^ «Некролог: Ники Лауда, 1949-2019» . Журнал Motorsport . Архивировано из оригинала 3 июня 2019 года . Получено 21 мая 2019 года .
  9. ^ «Ники Лауда уходит: все, что вам нужно знать о легенде Австрии Формулы -1, которая бросила вызов смерти на следах» . Первый пост . 21 мая 2019 года. Архивировано с оригинала 3 июня 2019 года . Получено 21 мая 2019 года .
  10. ^ «Некролог: Ники Лауда, трехкратный чемпион мира F1, который оправился от ужасной аварии» . Вестник Шотландия . 21 мая 2019 года. Архивировано с оригинала 24 мая 2019 года . Получено 21 мая 2019 года .
  11. ^ «Вейл: Ники Лауда» . Автоматическое действие. 21 мая 2019 года. Архивировано с оригинала 3 июня 2019 года . Получено 23 мая 2019 года .
  12. ^ «Это была сила и убедительность, которую имел Ники Лауда» . Журнал Motorsport . Архивировано из оригинала 28 мая 2019 года . Получено 21 мая 2019 года .
  13. ^ Что в любом случае друзья? Полем Архивировано 15 июня 2022 года в машине Wayback в: Süddeutsche Zeitung. 9 июля 2010 г.
  14. ^ Аргентинский Гран -при, Эрик Делла Файл, коллекция фотографий, Институт Revs, Digital Library Revs. Архивировано 28 июля 2021 года на машине Wayback
  15. ^ Джеральд Дональдсон. «Зал славы водителей Формулы -1 - Никки Лауда» . Веб -сайт Формулы -1 . Архивировано с оригинала 24 февраля 2015 года . Получено 17 марта 2013 года .
  16. ^ Рубитон, Том (2011). Во имя славы . Уотсон, Джон; Schleglmilch, Rainer. Лондон: Миртл. ISBN  978-0-9565656-9-3 Полем OCLC   757931377 .
  17. ^ «BBC Radio 5 Live - Короче говоря,« Я был там »: авария Niki Lauda Grand Prix, 1976» . Би -би -си. Архивировано с оригинала 28 ноября 2019 года . Получено 28 ноября 2019 года .
  18. ^ Том Рубитон (2011) во имя славы - 1976 Myrtle Press, 978-0-9565555656-9-3   , p. 163
  19. ^ Ланг, Майк (1983). Гран При! Полем Тол. 3. Хейнс. п. 137. ISBN  0-85429-380-9 .
  20. ^ «Лауда» расстроился со Священником за то, что он дал ему последние обряды » . Би -би -си. 31 июля 2015 года. Архивировано с оригинала 2 апреля 2023 года . Получено 2 апреля 2023 года .
  21. ^ Том Рубитон: Во имя славы - 1976 Myrtle Press, 2011, 978-0-9565555656-9-3   , p. 187
  22. ^ Jump up to: а беременный Бенсон, Эндрю (21 мая 2019 г.). «Некролог Ники Лауда:« Замечательная жизнь жила в Technicolor » . Би -би -си . Архивировано из оригинала 21 мая 2019 года . Получено 21 мая 2019 года .
  23. ^ Малкольм Фоллли: Сенна против проста века, 2009, ISBN   978-1-8460-5540-9 , с. 79
  24. ^ Австрийский Гран -при, Коллекция фотографий Джона Блейкемор, Институт Revs, Digital Library Revs. Архивировано 28 июля 2021 года на машине Wayback
  25. ^ Малкольм Фоллли: Сенна против проста века, 2009, 978-1-8460–5540-5540-9   , с. 153
  26. ^ Португальский Гран -при, Коллекция фотографий Джона Блейкемор, Институт Revs, Digital Digital Library. Архивировано 28 июля 2021 года на машине Wayback
  27. ^ Niki Lauda & Herbert Volker (1986). К черту и обратно: автобиография Lauda . Стэнли Пол и Ко/Хатчинсон. ISBN  978-0091642402 .
  28. ^ «Макларен отдает дань Ники Лауде» . www.mclaren.com . Архивировано из оригинала 22 февраля 2024 года . Получено 22 февраля 2024 года .
  29. ^ Робинсон, Питер (21 мая 2019). «Ники Лауда: уйти» . Какой карман . Архивировано из оригинала 23 июня 2021 года . Получено 5 мая 2023 года .
  30. ^ «Лауда присоединиться к Мерседесу в консультативной роли» . Gpupdate.net. 28 сентября 2012 года. Архивировано с оригинала 3 октября 2012 года . Получено 7 октября 2012 года .
  31. ^ «Гамильтон вспоминает первые встречи с Лаудой до перемещения Мерседес» . www.motorsport.com . 20 мая 2020 года. Архивировано с оригинала 26 июня 2020 года . Получено 30 сентября 2020 года .
  32. ^ Запеллони, Умберто (апрель 2004 г.). Формула Ferrari . Ходдер и Стоутон . п. 17. ISBN  0-340-83471-4 .
  33. ^ «Ники Лауда переименован в Амиру Air Laudamotion» . Австроингвингс.info . 10 февраля 2016 года. Архивировано с оригинала 24 января 2018 года . Получено 17 марта 2018 года .
  34. ^ «Авиакомпания Ники идет к основателю Ники Лауде» . DW.com . 23 января 2018 года. Архивировано с оригинала 15 марта 2018 года . Получено 17 марта 2018 года .
  35. ^ Кларк, Эндрю (6 ноября 2004 г.). «Интервью: Ники Лауда, главный авиационный» . Хранитель . Архивировано с оригинала 4 сентября 2018 года . Получено 4 сентября 2018 года .
  36. ^ Роберт ( " Полаке www.hold . 16 мая Получено 16 мая
  37. ^ "Лауда обидел Роберта Кубики!" Полем Sport.wp.pl (в лаке). 16 мая 2010 г. Получено 16 мая 2010 года .
  38. ^ «Австрийские гонки на автомобиле Великой Ники Лауда, который пережил огненную аварию, умирает» . Рейтер . 21 мая 2019 года. Архивировано с оригинала 23 мая 2019 года . Получено 23 мая 2019 года - через www.reuters.com.
  39. ^ Чембер -тоны, Бруно (10 июня 2009 г.). «Повезло, что я уже испытал столько несчастья» . Время (на немецком языке). Архивировано из оригинала 12 июня 2009 года . Получено 10 июня 2009 года .
  40. ^ «Австрия почта с отличием Ники Лауда» . www.stampnews.com . 20 сентября 2005 года. Архивировано с оригинала 22 октября 2012 года . Получено 16 мая 2010 года .
  41. ^ «Кинсер, Манселл, Гарлитс, Лауда и Малдауни устанавливают высокие стандарты» . ESPN . 17 мая 2008 года. Архивировано с оригинала 5 января 2016 года . Получено 19 мая 2008 года .
  42. ^ Lauda, ​​Niki (1987). К черту и обратно . Лондон: Корги Книги. ISBN  0-552-99294-1 .
  43. ^ Ники Лауда на Джеймсе Хант архивировал 28 мая 2019 года на машине Wayback , Грэм Бенсингер, 11 октября 2017 года.
  44. ^ «Расследование авиаперевозок» Ники Лауда - тестирование ограничений (телевизионный эпизод 2015) , архивированный из оригинала 16 сентября 2021 года , получен 14 февраля 2024 года.
  45. ^ Брюммер, Элмар (3 апреля 2022 года). «Формула 1: Джованна Амати была последней женщиной 30 лет назад» . Новый Цюрчер Зейтунг .
  46. ^ «У Лауды пересадка» . New York Times . 25 апреля 1997 года. Архивировано с оригинала 6 августа 2018 года . Получено 7 августа 2018 года .
  47. ^ «Ники Лауда» в пересадке почки » . Ирландский экзаменатор . 1 июля 2005 года. Архивировано с оригинала 6 августа 2018 года . Получено 7 августа 2018 года .
  48. ^ «Вдова Ники Лауды вызывает семейные беспорядки после подачи иска о ошеломляющей сумме денег» . 8 апреля 2023 года.
  49. ^ Пеленовамс (17 мая 2011 г.). "ВВП - Al Telecko con niki ditala " Архивировано декабря из оригинала 11 Получено 3 июня 2019 года - через YouTube.
  50. ^ Тененбом, Тувия (16 мая 2014 г.). «Жирные, как кроссовки: гоночные водители приходят в ад» . Время . Архивировано с оригинала 7 апреля 2023 года . Получено 4 июня 2019 года .
  51. ^ «Ники Лауда, трехкратный чемпион мира Формулы-1, умирает в возрасте 70 лет» . Хранитель . 21 мая 2019 года. Архивировано с оригинала 21 мая 2019 года . Получено 21 мая 2019 года .
  52. ^ «Легенда Формулы -1 Ники Лауда умирает, 70 лет» . Yahoo Sport . 21 мая 2019 года. Архивировано с оригинала 21 мая 2019 года . Получено 21 мая 2019 года .
  53. ^ « Довольно просто незаменимый» - F1 отдает дань уважения Ники Лауде » . Веб -сайт Формулы -1 . Архивировано из оригинала 31 мая 2019 года . Получено 23 мая 2019 года .
  54. ^ «Mercedes для запуска Red Halo в качестве дани Lauda» . Архивировано из оригинала 25 мая 2019 года . Получено 24 мая 2019 года .
  55. ^ F1 отдает дань Ники Лауде в Монако , 26 мая 2019 года, заархивировано из оригинала 11 декабря 2021 года , извлеченной 14 мая 2021 года.
  56. ^ «Звезды F1 посещают похороны Ники Лауды» . BBC News . 29 мая 2019 года. Архивировано с оригинала 12 апреля 2023 года . Получено 30 мая 2019 года .
  57. ^ «Ники Лауда будет похоронен в гоночном костюме Ferrari с 1974–77» . Моторы-аддикт. 28 мая 2019 года. Архивировано с оригинала 10 марта 2024 года . Получено 19 июля 2022 года .
  58. ^ «Величайшие драйверы F1» . f1greatestdrivers.autosport.com . Архивировано с оригинала 27 октября 2022 года . Получено 24 марта 2019 года .
  59. ^ Jump up to: а беременный в «Ники Лауда - биография» . Motorsportmagazine . Архивировано из оригинала 3 июня 2019 года . Получено 2 февраля 2019 года .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e2e2f6428fb5484f0f8c437db0f12999__1726397040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e2/99/e2e2f6428fb5484f0f8c437db0f12999.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Niki Lauda - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)