Jump to content

Мифология инков

(Перенаправлено с Мама Рауа )

Мифология инков — это вселенная легенд и коллективной памяти о цивилизации инков , которая имела место на нынешних территориях Колумбии , Эквадора , Перу , Боливии , Чили и Аргентины , включая в первую очередь систематически территории центрального нагорья . Перу . на севере

Мифология инков имела успех благодаря политическому, коммерческому и военному влиянию до завоевания территорий к югу и северу от Куско , что позже привело к возникновению зарождающейся империи. Самобытность народов кечуа в Перу и Боливии ; и кичуа (кичва) в Эквадоре ; они разделяют это пространственное и религиозное восприятие, которое объединяет их через самое значительное божество: бога Инти .

Мифология инков питалась рядом легенд и мифов собственных , которые поддерживали пантеистическую религию Империи инков , сосредоточенной в Куско . Народ инки поклонялся своим богам , как и в других религиях. Некоторые имена богов повторялись или назывались одинаково в разных провинциях народа инков. Позже все эти боги были объединены и образовали то, что называют истинным пантеоном инков .

То, что применялось космогонией инков в области верований, следует рассматривать как один из важнейших инструментов, использовавшихся в процессе формирования империи наряду с экономическими, социальными и административными преобразованиями.

В общем, мифология или религия инков включает в себя множество историй и легенд, которые пытаются объяснить или символизировать верования инков . [1]

Основные убеждения

[ редактировать ]

Научные исследования показывают, что системы верований руна ( носителей языка кечуа ) были интегрированы с их взглядами на космос, особенно в отношении того, как руна наблюдали за движением Млечного Пути и Солнечной системы, как это видно из Куско , столицы Тавантинсуйу, чья название означает «скала совы». С этой точки зрения их истории изображают движения созвездий, планет и планетарных образований, которые связаны с их сельскохозяйственными циклами. Это было особенно важно для руна, поскольку они полагались на циклические сельскохозяйственные сезоны, которые были связаны не только с годовыми циклами, но и с гораздо более широким циклом времени (каждые 800 лет за раз). Этот способ сохранения времени был использован для того, чтобы обеспечить культурную передачу ключевой информации, несмотря на смену режима или социальные катастрофы.

После испанского завоевания Перу Франсиско Писарро колониальные власти сожгли записи, хранившиеся руна. [ нужна ссылка ] В настоящее время существует теория, выдвинутая Гэри Уртоном , что кипу мог быть бинарной системой, способной записывать фонологические или логографические данные . Тем не менее, на сегодняшний день все, что известно, основано на том, что было записано жрецами, на иконографии инковской керамики и архитектуры, а также на мифах и легендах, сохранившихся среди коренных народов Анд.

Легенды об основании инков

[ редактировать ]

Манко Капак был легендарным основателем династии инков в Перу и династии Куско в Куско . Легенды и история, окружающие его, очень противоречивы, особенно те, которые касаются его правления в Куско и его происхождения. По одной легенде, он был сыном Виракочи . В другом — его воспитал из глубин озера Титикака бог солнца Инти . Однако простолюдинам не разрешалось произносить имя Виракоча, что, возможно, объясняет необходимость в трех легендах об основании, а не только в одной. [2]

Было также много мифов о Манко Капаке и его приходе к власти. В одном мифе Манко Капак и его брат Пача Камак были сыновьями бога Солнца Инти . Манко Капаку поклонялись как богу огня и солнца. В другом мифе Манко Капак был отправлен вместе с Мамой Оклло (в других даже упоминаются многочисленные братья и сестры) на озеро Титикака, где они снова всплыли на поверхность и поселились на острове Дель Соль. Согласно этой легенде, Манко Капак и его братья и сестры были посланы на землю богом Солнца и вышли из пещеры Пума Орко в Пакарике Тампу с золотым посохом под названием «тапак-яури». Им было поручено построить Храм Солнца на том месте, где посох погружался в землю, в честь бога Солнца Инти, их отца. Во время путешествия одного из братьев Манко ( Айар Качи ) обманом заставили вернуться в Пума Урку и запечатали внутри или, альтернативно, превратили в лед, потому что его безрассудное и жестокое поведение разозлило племена, которыми они пытались управлять. ( уака ).

Педро Сармьенто де Гамбоа писал, что примерно в 33 километрах от Куско был холм под названием Тамботоко, где восемь мужчин и женщин появились как первые инки. Это были Манко Капак , Аяр Аука, Аяр Качи и Аяр Учу. Этими женщинами были Мама Окло , Мама Уако, Мама Ипакура и Мама Рауа . [3]

По другой версии этой легенды, вместо того, чтобы выйти из пещеры в Куско, братья и сестры вышли из вод озера Титикака . Поскольку это миф о более позднем происхождении, чем миф о Пакаритамбо, возможно, он был создан как уловка с целью привлечь могущественные племена аймара в лоно Тавантинсуйо.

В легенде инков Вирачоча Манко Капак был сыном Инки Виракоча из Пакарика Тампу, который находится в 25 км (16 миль) к югу от Куско. Он и его братья (Аяр Аука, Аяр Качи и Аяр Учу); и сестры ( Мама Окло , Мама Уако, Мама Рауа и Мама Кура ) жили недалеко от Куско в Пакарике Тампу и объединяли свой народ и десять айллу, с которыми они столкнулись в своих путешествиях, чтобы завоевать племена долины Куско. Эта легенда также включает в себя золотой посох, который, как полагают, был подарком Манко Капаку его отцом. Сведения разнятся, но по некоторым версиям легенды молодой Манко из ревности предал своих старших братьев, убил их, а затем стал Куско.

Божества

[ редактировать ]
Супай , бог смерти, в интерпретации карнавала.

Как и римляне , инки позволили культурам, которые они интегрировали в свою империю, сохранить свои индивидуальные религии. Ниже приведены некоторые из различных богов, которым поклонялись народы империи инков, многие из которых имеют пересекающиеся обязанности и сферы деятельности. Если не указано иное, можно с уверенностью предположить, что им поклонялись разные айлусы или поклонялись в определенных бывших государствах. [4]

  • Апу ( Великий господин ) был богом или духом гор. У всех важных гор есть свои Апу, и некоторым из них приносят жертвы, чтобы раскрыть определенные аспекты своего существа. Считается, что в некоторых скалах и пещерах есть свои собственные ВСУ. [5]
  • Амару ( Священный змей ) был змеиным или драконьим божеством, часто изображавшимся в виде гигантского крылатого змея, чаще всего изображавшегося и описываемого с кристальными глазами, красноватой мордой, ламы головой , рогами тарука и рыбьим хвостом. Его символика очень широка: вода , бури , град , мудрость , радуга , Млечный Путь и т. д. В мифологии инков это был символ мудрости; его образы были помещены в детей Дома знаний «Ячай Васикуна». Амару ассоциировался с водами, орошающими сельскохозяйственные угодья и позволявшими существовать народу аймара, а также был связан с подземным миром , землей и землетрясениями . Согласно мифу, Амару обладают как защитным, так и разрушительным поведением. Один миф, «Амару Аранвей», повествует о двух могущественных Амару, сражающихся друг против друга, вызывая разрушения и смерть. В ответ Виракоча послал богов Иллапу ( Молнию ) и Вайру ( Ветер ) победить их. Амару пытались сразиться с богами, но затем скрылись в небесах. Вэйра силой ветра утащил их обратно на землю, а Иллапа сразил их. Когда двое Амару умерли, они превратились в горную цепь, расположенную в Долина Мантаро , Перу .
  • Атагучу (он же Атагудзё, Атагудзю ) был богом, который появляется в мифе о сотворении мира . Устав от одиночества и одиночества, он создал божественных существ в качестве своих слуг. В то же время он создал Гуамансури и отправил его на землю (точнее, в провинцию Уаманчуко). В провинции уже проживала этническая группа гуашемин. Гуамансури, как иностранец, находился на службе у группы. У лидеров гуашеминов была сестра по имени Котагуан; из-за своей красоты она была заключена в тюрьму. Однако однажды Гуамансури соблазнила Котагуана и оплодотворила его. Когда лидеры осознали беременность своей сестры, они сразу же поняли, что виноват Гуамансури. Они захватили и сожгли Гуамансури, а затем развеяли его прах. Прах Гуамансури поднялся в небо и остался там с Атагучу. Лидеры поместили Котагуан под строгий надзор, пока она не родила две яйцеклетки и не умерла при родах. Они взяли яйца и бросили их в навозную кучу, откуда из них вылезли двое кричащих детей. О детях заботилась служанка, они назвали их Катекиль и Пигерао. В одной из версий утверждается, что Пигерао родился слабым и поэтому вернулся к своему деду Атагучу, который вскоре умер. По другой версии, он поддерживает своего брата, чтобы победить гуашминов. Катекил отправился туда, где умерла его мать, и вернул ее к жизни. Она дала ему пращи , которые Гуамансури оставил ему, чтобы он мог убить гуашминцев. Катекиль убил многих гуашминцев, а остальных изгнал из страны. Поэтому он отправился на небеса и сообщил Атагучу, что земля свободна от гуашеминов, и попросил его создать людей, которые будут населять ее и обрабатывать ее. Атагучу посоветовал ему пойти на холм и на высокогорные пастбища под названием Гуакат, вверх по течению от будущего города Ла-Парилья-де-Санта. Оказавшись там, оба брата вытащили туземцев из земли, используя золотые и серебряные инструменты.
  • Ауки были божествами, которые наблюдали за каждым населенным регионом.
  • Аксомамма ( Мать картофеля ) была богиней картофеля .
  • Катекил (также известный как Апокатекиль, Апу Катекиль ) был богом-покровителем дня и добра , а также грома и молний в северных перуанских высокогорьях. Катекил и его брат-близнец Пигерао родились из высиженных яиц. Катеквил считался региональным вариантом бога Иллапы.
  • Кавиллаче была богиней-девственницей, которая ела плод, который на самом деле был спермой Конирайи, бога луны и матери Койи , воспитавшей нуста империи. Когда она родила сына, она потребовала, чтобы отец вышел вперед. Никто этого не сделал, поэтому она положила ребенка на землю, и он пополз к Конирайе. Ей было стыдно за низкое положение Конирайи среди богов, и она побежала к побережью Перу, где превратила себя и своего сына в скалы.
  • Часка ( Утренняя звезда ; она же Часка Квиллур ) была богиней рассвета , сумерек и сумерек , а также богиней красоты , девственных женщин и цветов . Ее считали «звездой Венеры» из-за ее сходства с римской богиней Венерой , а также из-за ее яркости, приравненной к гомологичной планете .
  • Чаупиньямча — божество, считающееся женским аналогом бога Парьякаки. Как и у последнего, у Чаупиньямки было пять сестер, причем она была старшей из всех. Она представлена ​​в виде твердого камня с пятью крыльями.
  • Чуйчу ( Радуга ; также известная как Куйчи ) — прекрасная радуга , которая была ниже обоих великих богов ( Пунчау и Часка) и которая позже была возведена в ранг бога знати, потому что она олицетворяла красоту, предназначенную для знати.
  • Конирайя был лунным божеством, превратившим свою сперму в плод, который затем съел Кавиллака.
  • Конопа — небольшой объект особой формы, которому поклоняются на бытовом уровне в общинах Анд в Перу .
  • Копакати была богиней озера .
  • Экеко был богом домашнего очага и богатства. Древние делали куклы, изображавшие его, и помещали на них миниатюрную версию своих желаний; Считалось, что это позволяет пользователю получить то, что он желает.
  • Уаллалло Каруинчо ( Желтоватый горный массив ; он же Уаллало Каруанчо, Валлалло Карвинчу, Калалу Карванчо ) был богом огня и главным богом ванка , изображавшимся в виде человека с собачьими чертами, со злым профилем и пожирателем детей. Изгнанный Виракочой в джунгли, он живет в одиночестве и питается животными, хотя также питается человеческой плотью. Однажды он встречает мальчика и планирует его съесть. Затем мальчик, представившийся Инти , богом Солнца, снова наказывается Виракочой и отправляется на остров, связанный по рукам и ногам, на милость птиц и других животных, которые будут кусать его навечно.
  • Уаманкантак (он же Гуаманкантак ) был богом гуано. Из-за этого он также известен как «Повелитель гуано». Его представляли как идола и ассоциировали с птицами-гуано. Жители побережья делали ему множество подношений с целью добыть немного гуано для нужд сельского хозяйства и рыболовства.
  • Уари ( Гигант ; он же Гуари ) был главным богом культуры Чавин . Для них Уари был богом воды , а также ассоциировался с дождем , молнией , сельским хозяйством и войной . Хуари может превращаться в пуму или настоящую молнию. Уари был представлен в Лансоне , который расположен в Чавин-де-Уантар . Этому монолиту по-прежнему будет поклоняться этнический народ уари (возможно, также культура вари ) под тем же именем, но со своими особенностями. Для них Уари был гигантским богом войны и ассоциировался с солнцем , водой и сельским хозяйством. Помимо своего гигантского облика, Уари также может превращаться в человека, змею и ветер. Позже инки тоже приняли его в свой пантеон.
  • Уайтапаллана ( Место, где собирают цветы ) был богом, игравшим важную роль в засушливые сезоны . В других легендах Уайтапаллана была женщиной пленительной красоты. Она была дочерью бога Уаллалло Каруинчо. Уайтапаллана влюбился в Амару, сына врага Уаллалло Парьякаки. Их вражда привела к тому, что Уаллалло убил Амару. Парьякака, опечаленный потерей своего сына, наслал мощное наводнение , которое затопило Уайтапаллану. После этого у обоих богов произошла жестокая битва, уничтожившая все на своем пути. После того, как битва закончилась, Парьякака одержал победу, а разгневанный Уаллалло превратился в пожирателя людей, обвиняя их в своем позоре. Виракоча, наблюдая за этими злодеяниями, наказал Парьякаку и Уаллалло за их жестокость, превратив обоих богов в снежные горы.
  • Хуркавей был хтоническим божеством, олицетворявшим все, что было под землей . Ее представляли как змею -хранителя , которая скрывается в Уку Пача . Херкауэй также может быть изображена как женщина со змеиными чертами лица. Считается, что это существо на самом деле Уркагуарий, божество металлов и сокровищ инков.
  • Иллапа ( Гром и молния ; он же Апу Иллапа, Ильяпа, Чукийла, Катуилла, Интиллапа, Либиак ) был богом грома , молнии , дождя и войны , а также повелителем погоды в целом . Как таковой его очень почитали, особенно во времена паломничества и засухи . Иллапа, как бог войны, был главным покровителем военных походов инков. Это было довольно часто во время расширения Тауантинсуйо . Благодаря своим вышеупомянутым способностям Иллапа считался третьим по важности богом в пантеоне инков . Его превосходят только Виракоча и Инти . Он изображен как внушительный мужчина в блестящих одеждах из золота и драгоценных камней, обитавший в верхнем мире . Точно так же Иллапа нес вараку, с помощью которой он вызывал бури, и золотую макану , которая символизирует его силу и троицу молнии, грома и молнии. Согласно летописцу Бернабе Кобо , другое изображение, которое инки дали Иллапе, было изображением воина, созданного звездами в небесный мир . Его обряды проходили в самых высоких горах , поскольку верили, что в них живет Иллапа. Его обряды состояли из танцев, песнопений, празднеств и жертвоприношений животных ; в периоды большой нужды человеческие жертвы приносились и . Иллапа проявил себя в земном мире в образе пумы или ястреба. Согласно легенде, Иллапа хранил воду , которую он черпал из Млечного Пути , в урпу и отдавал ее своей сестре, Маме Квилле , чтобы она заботилась о ней. Когда указанный урпу наполнялся, Иллапа бросал снаряд из своей вараки в урпу, производя рев, вызывающий гром. Молния — это искры, возникающие в результате удара, и, наконец, вода выльется в виде дождя. Говорят, что инки, чтобы привлечь внимание бога и вызвать дождь, связывали черных собак и оставляли их без еды и питья. В конце концов животные начали плакать от боли от голода и жажды, пока Иллапа, сжалившись, не послал дождь, чтобы спасти их. Однако, если бы собаки погибли, Иллапа в гневе послал бы мощную молнию, которая поразила бы их, не оставив и следа виновных. Ильяпа состоялся в Кориканча, а также бог Инти и другие дополнительные боги. Церковь Сан-Блас была построена на месте храма, где поклонялись этому богу. Считается, что Саксайуаман использовался и как военная крепость, и как церемониальный храм, посвященный различным божествам, среди которых выделялся Иллапа. По словам летописца Кристобаля де Молины , в Ильяпе был собственный храм, известный как Пукамарка.
  • Инти ( Солнце ; он же Апу Инти, Апу Панчау, Панчау ) был богом Солнца . Как источник тепла и света, защитник людей Инти считался самым важным богом; Считалось, что императоры инков были его потомками.
  • Ка-ата-килла доинкской эпохи была богиней луны , которой поклонялись возле озера Титикака .
  • Колаш ( Человек из гнезда ) был богом птиц и их трелей . Колаш родился птицей, а позже стал человеком, похожим на бога Парьякаку. Колаш выражает суть всех вещей.
  • Кон (он же Вакон ) был богом дождя и ветра , пришедшим с юга. Он был сыном Инти и Мамы Киллы. Кон был известен как «Бог без костей», потому что он имел легкий вес, так как у него не было костей и мяса, несмотря на это, он имел человеческую форму. Кона также изображали в виде существа с кошачьим лицом, хотя считается, что оно представляет собой маску. Благодаря этим характеристикам этот бог известен как «Летающий кот». Он нес трофейные головы и посох. В некоторых хуако его также изображают как человека с птичьими чертами или кошачьего с выдающимися глазами; из-за его выдающихся глаз он также известен как «Глазчатый бог». Кон также может превращаться в песчаную бурю и перемещаться по обширным прибрежным пустыням Перу. Кон создал первое поколение людей до своего поражения и изгнания Пачакамаком .
  • Малько был известен как первый сын бога солнца (Виракоча или Инти) в мифе Вичамы. Это сделало Малко братом Вичамы и сводным братом Пачакамака и Кона . Когда Пачакамак разрывает свое тело на куски, чтобы создать еду, бог Солнца создает еще одного нового ребенка из остатков пупка и пуповины Малько. Этот новый ребенок будет известен как Вичама. В других представлениях Малко был богом закона инков.
  • Малку ( Духи гор ) был божеством, олицетворяющим дух и силу гор. Он принимает форму могущественного Кондора .
  • Мама Алпа ( Мать-Земля ) была богиней плодородия , изображавшейся с множеством грудей.
  • Мама Кока ( Мать листьев коки ) была богиней здоровья и счастья в мифологии инков. Изначально она была распутной женщиной, которую разорвали пополам несколько ревнивых любовников. После ее смерти из одной из ее частей возникло растение кока , которое широко употреблялось жителями Анд, чтобы даровать здоровье и счастье.
  • Мама Нина ( Мать огня ) была богиней света , огня и вулканов .
  • Мама Киноа ( Мать зерна киноа ; также известная как Киноа мама, Квинуа мама ) была богиней зерна киноа . Инки горячо поклонялись ей в начале каждого посевного сезона. Зерно киноа, или лебеда, было одной из их основных культур и на протяжении 6000 лет являлось основным продуктом питания жителей Анд.
  • Мама Куча ( Мать моря ; она же Мама Коча, Мама Коча ) была богиней моря и рыб , защитницей моряков и рыбаков. В одной легенде она была матерью Инти и Мамы Киллы от Виракучи . Мама Куча считается одной из четырех матерей-элементалей, в том числе Мама Нина (Мать Огня), Пачамама (Мать-Земля) и Мама Вайра (Мать Ветров). Имея в виду любопытный факт, что она вместе с Пачамамой и Мамой Киллой образует три фазы Луны .
Представление космологии инков, согласно Хуану де Санта-Крусу Пачакути Ямки Салкамайуа (1613 г.), по изображению в Храме Солнца Куриканча в Куско , с Инти (Солнцем), Мамой Киллой (Луной), Иллапой (Молнией) ), Пачамама (Мать-Земля), Мама Куча (Мать-Море) и Чакана (Южный Крест) с Сарамама (Мать-Кукуруза) и Кукамама (Мать-Кока).
  • Мама Пача ( Мать-природа или Мать-Земля ; также известная как Пачамама ) считалась священным существом в андской космологии. Она мать холмов и людей, поскольку заботится не только о материальном, но и о духовном. Она защищает природу, обеспечивает водой и пищей, способствует плодородию земли и дает убежище людям в обмен на помощь и защиту. империи успех урожаев Инки пропагандировали к ней величайшее почитание и поэтому ее культ был важен, ведь от этого зависел . Хотя она считается добрым духом и соратницей человеческой деятельности, она также может быть враждебна к тем, кто не уважает природу; ее злоба проявляется в стихийных бедствиях и голоде. Она была женой Пачакамака, которого считали богом неба и облаков , хотя в других легендах Пачакамак был богом огня или землетрясений. Союз Пачамамы с Пачакамаком стал символом союза земли и неба, из этого союза Инти и Мама Килла Родилась , и оба были известны как «Виллкас», что означает «Священные». Ее художественное изображение показывает ее взрослой женщиной, несущей урожай картофеля и листьев коки , другое изображение этой богини - дракон , ее также символизируют спиралью.
  • Мама Райхуана была богиней флоры и фауны, источником энергии и плодородия, плодородия, под защитой которой находились обширные возделываемые территории картофеля , кукурузы , оллукоса , машуа и киноа .
  • Мама Килла ( Мать Луна ) была богиней брака, фестивалей и луны , дочерью Виракуча и Мамы Куча , а также женой и сестрой Инти . По одной из легенд, она была матерью Манку Капака , Пачи Камака , Кона и Мамы Укллу .
  • Мама Сара ( мать Кукурузы ; она же Сарамама, Зарамама ) была богиней зерна . Она ассоциировалась с кукурузой , которая росла во множестве или была такой же странной. Эти странные растения иногда одевали как куклы мамы Сары. Она также ассоциировалась с ивами. У нее было несколько предметов:
    • Кука Манка ( созвездия чаши коки ) было созвездием, которое заботилось о волшебных травах.
    • Сара Манка ( Созвездие кукурузной чаши ) созвездие, которое заботилось о растительной пище.
  • Мама Вайра ( Мать ветра ) была богиней воздуха и ветров , покровительницей птиц . Ее считали очищающей богиней.
  • Мананьамка была злобным женским божеством, партнером бога Уаллалло Каруинчо. Как и последняя, ​​она столкнулась с богом Парьякакой, но он победил ее и бросил в море.
  • Пача Камак ( Душа Земли, Создатель Земли, Сотрясатель Земли ; он же Пачакамак, Пачакамак ) был хтоническим богом-творцом. Обычно его считают переизданием бога Виракочи (хотя это разные боги). Пачакамак также является богом, связанным с облаками , небом , огнем и землетрясениями . Говорят, древние перуанцы думали, что одно движение его головы вызовет масштабные катаклизмы , а если он двинется полностью, миру придет конец, поскольку Пачакамак был богом, который ассоциировался со способностью предсказывать будущее и контролировать движения земли . Благодаря этому Пачакамак также известен как «Бог землетрясений». Далеко не тот, кто защищает людей от теллурических движений, он был тем, кто их провоцировал и кому нужно было угодить и предложить, чтобы он не наслал указанную беду. Пачакамак был изображен на длинном деревянном идоле . В нижней части идола изображены зооморфные, орнитоморфные и антропоморфные рисунки, а также сельскохозяйственные культуры. , растения и атмосферные явления . Считается, что эта часть представляет собой творение Земли Пачакамаком. В верхней части идола изображен Пачакамак с двумя агрессивными лицами, что представляет собой символ двойственности доиспанской андской мысли. Он считался богом-создателем второго поколения людей после жестокой и долгой битвы между Пачакамаком и богом Коном , битвы, в которой Кон был побежден и изгнан победоносным Пачакамаком. Раньше Пачакамаку поклонялись Ичма , и он пользовался большим уважением, потому что никто не мог смотреть ему прямо в глаза, и даже его священники входили задом наперед, чтобы увидеть его. Из-за его мощного влияния инки приняли его в свой пантеон как часть мифа о сотворении мира инков. Только высокопоставленные сановники входили в великие храмы, но обычные паломники могли наблюдать и приносить собственные жертвы на площадях.
  • Парьякака ( Каменный сокол ) был богом воды в мифологии доинков, происходящим из этнической группы Яуйос и позже принятым культурой Уанка , когда Уанка были побеждены Яуйо, когда инки победили обе этнические группы, Парьякака был позже они также приняли их в свой пантеон. Он был богом бури и считался богом-творцом. Он родился соколом, как и его пять братьев, на горе Кондоркото, чтобы позже стать Колашем (человеком из гнезда). Одна легенда гласит, что этот бог оставил свою божественную жизнь в небе , когда увидел плачущего смиренного человека. Парьякака встревожен, спросил его о причине его печали. Он сказал богу, что другой бог по имени Уаллалло Каруинчо угрожал народу опечаленного человека, что если ему не приносят достаточно человеческих жертв, он сжег всю деревню, поэтому Парьякака спустился, пошел сражаться со злобным богом, когда битва закончилась, бог Парьякака одержал победу, и тогда деревня была освобождена от тирании Уаллалло, жители деревни горячо поклонялись Парьякаке в знак благодарности. Как и Катеквил, Парьякака считался региональным вариантом бога Иллапы.
  • Парисия был богом, который послал потоп, чтобы убить людей, которые не уважали его должным образом. Возможно, другое имя Парьякаки.
  • Пигерао (он же Пикиру ) был богом-хранителем ночи и зла .
  • Пунюй (также известный как Пунуи) был божеством, связанным со снами и самим сном . В Куско было святилище, посвященное этому божеству. В нем совершались ритуалы с целью получить хороший сон и не умереть во сне.
  • Кхахра-камаюк ( Тот, кто заботится о посеве ) был божеством-хранителем, которое старалось не допустить проникновения воров в дома.
  • Коа (также известный как Коа, Коа, Коа, Коа, Кхоа, Кауа, Кауа, Кова, Кува ) было большим кошачьим божеством, которое жило в небе и было способно приносить дождь , бури , радугу и град . Коа изображался как большое крылатое летающее животное из семейства кошачьих (это может быть пума , ягуар или околло ). Инки горячо поклонялись ему как божеству , считавшемуся приносящим дождь и бури, способствующим росту урожая и удобрению земли ( подобно богу Иллапе). Коа был доброжелательным божеством, которому они просили о дожде, и он был дарован. Но, как и все священные существа, Коа также подвергал наказаниям град и бури. Считается, что это божество прыгало с облака на облако, роняя молнии на землю , выходящие из его глаз, его громкий рев был громом , его моча была дождем, а взмахи его больших крыльев были градом. В некоторых андских общинах до сих пор говорят, что Коа играет на высоте, входя и выходя из лагун .
  • Койллур ( Звезда ; она же Койллур, Квиллур ) была богиней звезд , а также Койллур занимала важное положение как божество света . Она была спутницей Мамы Киллы , они всегда были вместе, поскольку без компании Койллура ночи не были бы такими яркими, а звезды были идеальным дополнением.
  • Римак и Чакла были двумя братьями-богами, которые пожертвовали собой, чтобы положить конец засухе, поразившей побережье в древние времена. Римак стал рекой, а Чакла стала дождём.
  • Рунакото был божеством, связанным с мужской мужественностью. В связи с этим люди с коротким мужским членом приходили к нему просить помощи в выращивании своего мужественного члена.
  • Соримана (также известный как Солимана ) был богом вулканов и землетрясений до инков. Солимана также носит название вулкана , расположенного в Арекипе , Перу.
  • Супай был одновременно богом смерти и правителем Уку-пачи, а также расы демонов . Супай также был олицетворением всего зла. Однако его считали двойственным богом, которого можно было считать и злым , и добрым . Супай изображался в виде человеческой фигуры, сильно напоминающей демонов, с длинными рогами и ушами, кошачьей головой, очень проницательными глазами и острыми зубами. Супай также обладает способностью превращаться в красивую женщину-инка, а также в очень привлекательного мужчину-инка, эти способности превращают его в опасность для тех, кто не проявил уважения или пытался над ним посмеяться. Несмотря на это, были люди, которые верили в его великую силу, доходя таким образом до того, что поклонялись ему, чтобы он оказывал им благосклонность во зло или добро посредством ритуалов , подношений и создания алтарей . Древние легенды рассказывали, что Супай вышел за пределы того зла, которое он вызвал, поскольку описывали его как защитника пути, который предстоит пройти после смерти, точно так же инки верили, что после умирая , душа уходит на второй план. Для них этот фон означал новое начало с богами инков. Несмотря на описание Супая как злого существа, он был добр в конце дней для тех, кто ждал его смерти, что заставило инков поверить, что с древних времен бог Супай был существом, уравновешивающим баланс между добром и зло. Помимо того, что они дают им ощущение, что зло всегда будет, но его недостаточно.
  • Темендуаре и Арикуте были братьями-богами, которые своими столкновениями вызвали наводнение. Это результат заклинания животного, которому дали сотню ног воды. Считается, что Темендуаре и Арикуте — это другие имена богов Вичама и Маллко.
  • Тумайрикапак и Тумайханампа были богами-близнецами доинкской эпохи из региона Чинчайкоча. Эти двое связаны с молнией и также считаются героями-цивилизаторами. Точно так же оба брата были региональными вариантами бога Яны Рамана и, следовательно, также бога Иллапы.
  • Тунупа был богом вулканов аймара, а также молний и воды. По мифам Колласуйо, Тунупа навел порядок в мире и его часто путают с Виракочой .
  • Тулуманья (она же Туруманьяй ) была первой радугой (радугой древних), из груди которой Амару . по приказу Виракочи рождается
  • Уркагуари был божеством металлов , драгоценностей и других подземных предметов большой ценности у инков. Пол этого божества неоднозначен, поэтому оно может быть женским или мужским божеством. Уркагуарий живет под горами, защищая сокровища и драгоценности от амбициозных людей, которые осмеливаются их украсть. Уркагуарий изображался с телом змеи и головой тарука , в змеином хвосте которого были скреплены золотые цепи и драгоценные камни. Считается, что тарука или голова оленя обусловлена ​​его образом мышления.
  • Уркучиллай был богом крупного рогатого скота и домашних животных. Уркучиллаю поклонялись в основном пастухи инков, потому что он присматривал за животными, поддерживал благополучие стад и умножал их потомство. Уркучиллай изображался как сильный мужчина с головой ламы , а также разноцветной ламой или бараном.
  • Урпиуачай ( Та, что рождает голубей ; также известная как Урпиуачак, Урпайуачак, Урпайуачай ) была богиней-создательницей птиц и рыб , происходящей из культуры Чинча и позже принятой пантеоном инков как жена Пачакамака в некоторых легендах. Она изображена как женщина со смешанными чертами рыбы и птицы. В одной легенде говорится, что после того, как Кавиллаче и ее сын прыгнули в море и превратились в два острова перед святилищем бога Пачакамака, Конирая решила отомстить Пачакамаку и разыскала Урпиуачай и ее дочерей с целью изнасиловать их. богини там не было, она была в гостях, Кавиллаче уже превратился в остров, Конирая воспользовалась этим и нашла дочерей богини, к счастью, они смогли спастись от разгневанного бога, превратившись в птиц и улетев далеко. Конирайя, все еще разгневанная, выбросила все имущество Урпиуачай в море , среди них были рыбы, которых умел выращивать только Урпиуачай, их бросали в пруды возле храма, когда-то в море рыбы с тех пор размножались, и Урпиуачай считалась матерью все птицы и рыбы.
  • Вичама (он же Вичама, Атипа ) был сыном бога Солнца (Виракоча или Инти) в мифе Вичамы. Это сделало Вичаму братом Малко и сводным братом Пачакамака и Кона . Он был создан богом Солнца из остатков пуповины и пупка его брата Малко, которые были разорваны на куски гневом Пачакамака. В вышеупомянутом мифе Вичама был божеством, связанным с местью , смертью и, в меньшей степени, с войной .
  • Виракоча ( кечуа: Wiraqucha Pachayachachiq ; Pachayachachiq означает по-английски: «Учитель мира») был богом всего. Говорят, что он пришел из моря и создал солнце, луну и звезды, чтобы осветить мир, погруженный во тьму . Виракоча также создал время (приказав Солнцу двигаться по небу). После создания он создал человечество, дуя на камни, но ему не понравилось то, что он создал, потому что с этой первой попытки создать человечество они оказались сильными и жестокими гигантами без разума (в других легендах Первая попытка была задумана до сотворения Солнца и человечества. Оказалось, что это Наупа Мачус, что означает «первозданные древние», [ нужна ссылка ] изображены в виде высоких и худых людей. Несмотря на этот факт, они обладали зверской силой и были жестокими, как зло, тогда Виракоча создал солнце, излучающее свет, который положил им конец), гиганты не признали Виракочу своим создателем и восстали против него, тогда Виракоча наслал разрушительный потоп , который уничтожил их, а из оставшихся маленьких камней он создал лучшее человечество. Виракоча присутствовал как создатель всего существующего в нескольких древних цивилизациях и культурах Южной Америки, таких как культура Сечина , цивилизация Карал-Супе , культура Чавин , культура Вари , Тиуанако и т. д. Инки не были исключением; они считали Виракочу творцом всего Космоса, а также субстанцией, порождающей все сущее. Вначале он был главным богом, но когда Пачакути стал императором инков, он изменил значение этого бога, указав, что самым важным богом был Инти, это происходит потому, что поддержка Инти против чанка , превратившая инков в Королевство Куско превратилось в великую и процветающую империю. Несмотря на этот факт, Виракоче по-прежнему горячо поклонялись, но поклоняться ему разрешалось только сапа-инкам или императорам, оставляя Инти главным богом народа инков.
  • Васикамаюк ( Тот, кто заботится о доме ) был богом-хранителем дома. Васикамаюка поддерживали другие божества, такие как Кхашра-камаюк, они оба обеспечивали безопасность в домах инков.
  • Янаньямча и Тутаньамка ( Уака тьмы и Уака ночи ) были богами-близнецами тьмы и ночи . Они правили миром в начале времен, до того, как боги позаботились о земле. Виракоча посылает Уаллалло Каруинчо, бога огня, победить их и в то же время осветить землю, хотя последний остался, воспользовавшись этим и пожирая своих верных.
  • Яна Раман (он же Либиак Канчарко, Либиак ) был доинкским богом молнии . Он считается главным богом и, следовательно, создателем этнической группы Ярос или Льякуас. Точно так же он считается основой культа бога Иллапы, то есть, когда инки ассимилировали Яроса в Тауантинсуйо , бог Яна Раман был обновлен как бог Иллапа.

Важные убеждения

[ редактировать ]
  • Мама Укллу была сестрой и женой Манку Капака . Считалось, что она научила инков искусству прядения.
  • Мамаконы были похожи на монахинь и жили в храмовых святилищах. Они посвятили свою жизнь Инти и служили Инкам и жрецам. Молодые девушки знатного происхождения или исключительной красоты в течение четырех лет обучались аклам , а затем имели возможность стать мамаконами или выйти замуж за дворян инков. Их можно сравнить с римскими весталками , хотя общество инков не ценило девственность как добродетель, как это делали западные общества на протяжении всей истории. [ нужна ссылка ]
  • В одной из легенд Уну Пачакути был великим потопом, посланным Вирачочой, чтобы уничтожить гигантов, построивших Тиуанако .
  • Вака был священным объектом , таким как гора или мумия.
  • Культ предков был основным продуктом андского общества до, во время и после Империи инков. [6] Традиционные общины Анд известны как айллу и представляют собой семейные кланы, ведущие свое происхождение от общего предка. Формой поклонения предкам, практиковавшейся инками, была мумификация и уважение к останкам своих умерших родственников. Этим мумиям давали еду, питье, одежду и ценные предметы. Их считали связующими звеньями с семьей и богами, и к ним обращались, когда семье требовался духовный совет. [7] Панака представляла собой семью , состоящую из всех потомков короля Сапа Инки , из этой семьи были исключены только сын и наследник. Причина этого в том, что наследный принц Ауки формирует свою собственную панаку. Одной из основных функций панаки было сохранение мумии и памяти об умерших Сапа Инках.

Важные места

[ редактировать ]

Космология инков была разделена на три пространственно-временных уровня, или пачас . [8] В их число вошли:

  • Уку Пача («нижний мир») располагался внутри земной поверхности.
  • Кей-Пача был миром, в котором мы живем.
  • Ханан Пача («высший мир») был миром над нами, где жили солнце и луна. [9]

Окружающая среда и география также были неотъемлемой частью мифологии инков. Многие выдающиеся природные объекты Империи инков были связаны с важными мифами и легендами инков. [10] Например, озеро Титикака , важный водоем на Альтиплано , было включено в мифы инков как озеро происхождения, из которого начался мир. [10] Точно так же многие выдающиеся вершины Анд играли особую роль в мифологии инков. Это отражено в мифах о горе Паксил, из которой якобы были созданы люди из кукурузных зерен , разбросанных богами. [10] Земная среда была не единственным типом среды, важным для мифологии. Инки часто включали звезды в легенды и мифы. [11] Например, многим созвездиям были даны имена, и они были включены в истории, например, звездные образования Великой Ламы и Лисы. [11] окружающей среды, возможно, не связанный с какой-либо физической особенностью как таковой, Звук был чрезвычайно важен в мифологии инков. Например, в мифе о сотворении мира Виракоча особенно важен звук голоса бога. Кроме того, мифы передавались устно, поэтому акустика и звук места были важны для мифологии инков. [12] Эти примеры демонстрируют силу, которую окружающая среда имела в создании и переживании мифов инков.

Самый важный храм в Империи инков был известен как Кориканча («Золотой храм» на языке кечуа ), он был расположен в самом сердце инков Куско и, согласно легенде инков, был построен Манко Капаком как место поклонения главному божеству инков. Инка, бог Солнца Инти . Во время правления инков Пачакутика этот храм был хранилищем богатств Империи инков, в нем хранилось золото, важные религиозные артефакты и позолоченные изображения важных божеств инков. [13] Кориканча, находящаяся в самом сердце Куско, то есть в самом сердце Империи инков, является точкой пересечения 41 пути, ведущего из Куско в остальную часть империи, с системой, называемой ceque, которая служила политическим, религиозным и административная роль в Империи инков. Кориканча была местом проведения важных религиозных церемоний, например, во время Инти Райми , когда после шествия через Куско Сапа Инка входили в Кориканчу. В храме вогнутые зеркала фокусировали солнечные лучи, чтобы зажечь огонь для принесения в жертву лам и, при определенных обстоятельствах, детей, чтобы доставить удовольствие и отдать дань уважения богам. [14] Кориканча также служила обсерваторией инков , поскольку в важные дни года, такие как солнцестояния и равноденствия , располагалась на одной линии с солнцем, выравнивая небо и землю, что является важной темой в верованиях и религии инков. Использование Кориканчи в качестве обсерватории также было полезно для понимания того, в какое время года приезжали инки и какая еда будет доступна в течение года. [15]

Больше символов

[ редактировать ]
Чакана на Инке Унку
  • Чакана (или Андский крест) — это доинкский символ, используемый во многих андских культурах и позже перенятый инками. Существует множество различных интерпретаций этого символа в стиле Нью Эйдж, которые не подтверждаются научной литературой.
  • Инти инков — бог Солнца , ставший главным божеством Империи Инков . Символ Инти изображен на флаге Аргентины , гербе Эквадора , флаге Уругвая и историческом флаге Перу . Солнце имеет явное значение для цивилизации инков, что можно увидеть даже в архитектуре империи. Ушну были зданиями, в которых ведущие солдаты клялись быть верными руководству инков, и эти здания имеют глубокую связь с солнцем. [16]

Развертывания

[ редактировать ]

Мифология служила многим целям в Империи инков. Мифологию часто можно было использовать для объяснения природных явлений или для того, чтобы дать многим жителям империи способ мышления о мире. Например, существует хорошо известный миф о происхождении, который описывает, как Империя инков зародилась в ее центре в Куско . В этом мифе о происхождении четверо мужчин и женщин вышли из пещеры недалеко от Куско и начали селиться в долине Куско, к большому огорчению народа Уалла, который уже населял эту землю. [17] Уалла утихла из-за выращивания коки и перца чили , которые инки ассоциировали с народами Амазонки и которые считались низшими и дикими. [17] Инка вступил в битву с Уаллой, сражаясь довольно жестоко, и в конце концов Инка вышел победителем. Миф утверждает, что эти первые инки сажали кукурузу, основу рациона инков , на том месте, где они жестоко победили уалла. [17] Таким образом, продолжает миф, инки стали править всей долиной Куско, а затем в конечном итоге завоевали большую часть Андского мира. [17]

Создавая этот миф, инки укрепили свою власть над империей. Во-первых, миф о происхождении инков, связывающий уаллу с растениями из джунглей, вероятно, заставил бы слушателя думать, что уалла были примитивными по сравнению с высшими инками. Таким образом, поражение инков над уаллой и предполагаемое развитие ими сельского хозяйства , основанного на кукурузе , подтвердило представление о том, что инки были законными распорядителями земли, поскольку они были способны сделать землю продуктивной и прирученной. [17] Эти мифы были подкреплены многочисленными фестивалями и обрядами, которые отмечались по всей Империи инков. Например, существовали праздники кукурузы, которые отмечались ежегодно во время сбора урожая. Во время этих фестивалей элита инков праздновалась вместе с кукурузой и главным божеством инков Инти . [17] Таким образом, миф о посадке урожая кукурузы первоначальными инками использовался для того, чтобы связать правящую элиту инков с богами, а также изображать их приносящими урожай. Таким образом, мифы о происхождении инков использовались для оправдания элитного положения инков в их огромной многоэтнической империи . В Империи инков инки имели особый статус «инков по крови», что давало им значительные привилегии перед народами, не принадлежащими к инкам. [18] Способность инков поддерживать свое элитное положение была немалым достижением, учитывая, что менее пятидесяти тысяч инков могли править миллионами народов, не являющихся инками. Мифология была важным способом, с помощью которого инки могли оправдать как легитимность государства инков, так и свое привилегированное положение в государстве.

Стратегическое развертывание мифологии инков не закончилось после того, как империя инков была колонизирована испанцами . Фактически, мифология инков использовалась для того, чтобы противостоять и бросить вызов власти испанских колониальных властей. Многие мифы инков использовались для критики бессмысленной жадности европейского империализма . В Перу европейскими солдатами были широко распространены убийства и изнасилования женщин и детей. Например, среди коренных жителей бывшей империи инков бытуют мифы, рассказывающие истории об иностранцах, которые приходят в Анды и уничтожают ценные предметы. [19] Одним из таких мифов является рассказ об Атокуарко среди кечуа , в котором описывается, как местная женщина была уничтожена в ходе восстания против похотливого иностранца, который, в свою очередь, в конечном итоге превратился в хищную лису. [19] мощные колониальные институты В некоторых из этих мифов также подвергаются критике , при этом католическая церковь часто подвергается критике. Например, история священника и пономаря подчеркивает лицемерие и жестокий характер католического священника и его бессердечное обращение со своими прихожанами из числа коренного населения. [19] Таким образом, эти мифы показывают, что мифология инков была стратегически использована для подрыва и восстания против испанского правления в бывшей Империи инков.

Мифология инков продолжает оставаться мощной силой в современных сообществах Анд. После того, как нации, которые когда-то были частью Империи инков, обрели независимость от Испании, многие из этих наций изо всех сил пытались найти подходящий миф о происхождении, чтобы поддержать легитимность своего государства. [20] В начале двадцатого века возродился интерес к коренному наследию этих новых наций. Хотя эти ссылки на мифологию инков могут быть более явными, например, присутствие Инти на аргентинском флаге , другие ссылки на мифологию инков могут быть более тонкими. [21] Например, в конце двадцатого века перуанское революционное правительство сослалось на мифы инков о Пачамаме , фигуре инков-Матери-Земли, чтобы оправдать свои программы распределения земли. [20] Кроме того, современные правительства продолжают ссылаться на бывшую Империю инков, чтобы поддержать свои претензии на легитимность, до такой степени, что существуют финансируемые муниципалитетами ритуалы, отсылающие к мифологии инков, особенно в Куско и его окрестностях. [20] Сила мифологии инков находит отклик в современной политике: такие политики, как Алехандро Толедо, ссылаются на мифологию и образы инков во время своего выдвижения кандидатур и пребывания на посту. [22] Хотя Империя инков, возможно, прекратила свое существование сотни лет назад, ее яркая мифология продолжает влиять на жизнь во всем Перу и сегодня.

Животные в религии инков

[ редактировать ]

Как и другие индейские культуры, общество инков находилось под сильным влиянием местных популяций животных, которые служили как источником пищи, текстиля и транспорта, так и религиозными и культурными краеугольными камнями. Многие мифы и легенды инков включают или посвящены исключительно животному или смеси животных и их взаимодействию с богами, людьми и/или окружающей средой. Животные также играли важную роль в астрономии инков: Млечный Путь символизировался рекой, а звезды внутри него символизировались животными, с которыми инки были знакомы в этой реке и вокруг нее. [23]

Ламы были важны для экономики огромной Империи инков, их можно было использовать для производства шерсти, перевозки товаров и продуктов питания. Они также играли важную роль в религиозной жизни инков, являясь ценной жертвой богам и использовавшись в важных религиозных церемониях в качестве подношений. [24] Уркучиллай был богом, которому поклонялись инки, в частности пастухи лам. Считалось, что Уркучиллай защищает и охраняет лам на этой земле. Произведения искусства ламы, созданные инками, демонстрируют дальнейшее почитание лам. Примером этого является изображение ламы, сделанной из чистого золота, чрезвычайно ценного материала для инков из-за его религиозного значения, поскольку оно считалось потом солнца. самое почитаемое божество инков, Инти . [25]

Инки с религиозным почтением относились к пуме , широко известной в Южной Америке как пума. Инки считали, что пума олицетворяет власть и силу, а также терпение и мудрость. Первоначальная столица инков Куско имела форму пумы, а массивная цитадель Саксайуаман представляла собой голову пумы. [26] Сайт Кенко к северу от Куско содержит монолиты и астрономически выровненные конструкции, которые в определенные дни создают эффекты света и тени. В день июньского солнцестояния свет проходит через тщательно спроектированную трещину, расположенную вдоль оси Солнца.осветите сначала один из гномонов, а затем другой, причем оба отбрасывают тени, которые создают изображение. Результат известен как «пробуждение пумы». [27] Пума также ассоциируется с богатством и процветанием. В рукописи Уарочири упоминается, что инки носили шкуры пумы, чтобы продемонстрировать свое богатство. [28]

У инков считалось, что кондор связывает земной мир человека Кей Пача с верхним миром и богами Ханан Пача . Считаются посланниками небес для людей, а инки — для своего божества - покровителя Инти . [29] Сегодня жители Анд по-прежнему считают кондора священным. В некоторых городах до сих пор отмечается андский ритуал «Явар Фиеста», или Фестиваль крови, на этом фестивале кондоры сражаются с быками, причем кондор представляет инков, а бык представляет испанцев. [30]

Инки разводили собак для охоты и сбора мусора, но редко для религиозных целей. У народа уанка , однако, было гораздо более религиозное основание для потребления собачьего мяса, поскольку в мифологии инков Пария Кака, их бог, изображался питающимся исключительно собакой после того, как он победил в стычке другого бога, Уаллалло Каруинчо. В некоторых частях Южной Америки уанка называют «уанка, пожирающим собак». На такое поведение поедания собак смотрели свысока в других частях империи. [31]

Также существует город под названием Альколлакта, или «Собачий город», в котором есть статуи собак, которые, как считается, олицетворяют души умерших собак. Люди часто копили кости и оставляли их у статуй, чтобы улучшить свое положение в загробной жизни.

Иногда считалось, что собаки способны перемещаться между жизнью и смертью, а также видеть души мертвых. Кроме того, инки верили, что несчастные мертвые души могут посещать людей в виде черных собак. Сообщается, что народ аймара в Боливии верит, что собаки связаны со смертью и инцестом. Они считали, что тот, кто умирает, должен пересечь океан в загробную жизнь на ухе или на носу черной собаки. Кроме того, некоторые источники сообщают, что женщины, которые спят по ночам одни, могли забеременеть от призраков, в результате чего родился ребенок с собачьими лапами. [31]

что в Южной Америке существует только один вид медведей ( очковый медведь Несмотря на то , Tremarctus ornatus ), история о жене и детях медведя является известной историей среди инков. [31] Жители Анд считали, что медведи олицетворяют сексуальные привычки мужчин и женщин, а девочек предупреждали об «изнасиловании медведями». В этой истории рассказывается о медведе, который маскируется под мужчину, который подчиняет девушку и ведет ее в свою пещеру, где кормит ее и заботится о ней. Вскоре после этого она рожает двух детей-полумедведей-получеловеков. С помощью детей троим удается выбраться из пещеры и вернуться в человеческое общество. Детей-медведей отдают городскому священнику, который несколько раз пытается убить детенышей (сбрасывая их со зданий, отправляя в дикую природу, отправляя сражаться с офицерами), но способен убить только младшего медвежонка. [31] Старший медведь проходит испытания и отправляется сражаться с проклятой душой, которую он побеждает и спасает от проклятия. Душа отдает медведю его имение и богатство, и взрослый человек-медведь покидает человеческое общество как белый голубь. Эту историю можно интерпретировать как историю тяжелого положения коренных американцев против латиноамериканского общества, в котором они находятся, что становится более правдоподобным по мере того, как этот фольклор становится более заметным после испанского завоевания . [31]

В дополнение к этой истории, полумедведи-полулюди по имени Укуку считаются единственными существами, способными приносить лед с вершин гор, поскольку они обладают интеллектом человека, но силой медведя. Клоунов укуку можно увидеть на праздновании Тела Христова в Куско, где они совершают паломничество к близлежащему леднику и проводят ночь на льду в знак посвящения в мужественность. [32]

Лиса обычно не пользовалась хорошей репутацией среди инков и жителей Анд и считалась предзнаменованием. Жертвоприношения богам включали в себя различные товары и животных, в том числе людей, но никогда не приносились в жертву лисы. В мифологии инков есть упоминания о том, как лисы обманули богов. Во время одной из встреч божество Кунирайя Виракоча было разгневано лисой и заявило: «Что касается вас, даже когда вы прячетесь вокруг, соблюдая дистанцию, люди будут вас полностью презирать и говорить: «Эта лиса — вор!». Когда они убьют вас. они неосторожно выбросят тебя и твою шкуру тоже». [33] В других повествованиях говорится, что лиса пыталась украсть луну, но луна крепко обняла лису, в результате чего на луне появились пятна. Наконец, лиса по-прежнему играет роль в современном андском обществе, где вой лисы в августе воспринимается как знак удачи. [31]

У инков были местные названия созвездий, а также межзвездных облаков ( темных туманностей ), видимых из южного полушария. Лисица (Аток на языке кечуа) — это название одной из темных туманностей на Млечном пути, и в повествованиях Анд, в том числе и инков, могут относиться скорее к темным туманностям, чем к животному.

Доинкские андские верования

[ редактировать ]

До основания Империи инков в различных районах Перу существовало несколько других культур со своими собственными верованиями, включая культуры Чавин , Паракас , Моче и Наска . Дополнительные верования доинков можно найти в Рукописи Уарочири , тексте 17-го века, в котором записаны мифы, культура и верования людей в провинции Уарочири в Западных Андах. [34]

Одной из наиболее важных фигур в доинкских андских верованиях является божество- творец Виракоча , которое даже во времена инков было одним из самых важных божеств в пантеоне инков и считалось создателем всех вещей или субстанцией, из которой все вещи созданы и тесно связаны с морем. [35]

См. также

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  1. ^ Справочник по мифологии инков Пола Ричарда Стила, Кэтрин Дж. Ален
  2. ^ История инков Педро Сармьенто Де Гамбоа, Брайан С. Бауэр, Ваня Смит
  3. ^ Бауэр, Брайан (1996). «Легитимизация государства в мифах и ритуалах инков». Американский антрополог . 98 (2): 332. doi : 10.1525/aa.1996.98.2.02a00090 . ПроКвест   198096887 .
  4. ^ Роза, Грег (2008). Мифология инков и другие мифы Анд . Издательская группа Rosen, Inc.
  5. ^ Экспедиция Священной горы: апрель 2007 г.
  6. ^ Гозе, Питер (2008). Захватчики как предки: о межкультурном создании и разрушении испанского колониализма в Андах . Университет Торонто Пресс. п. 14. ISBN  978-0802096173 .
  7. ^ Картрайт, Марк. «Мумии инков» . Worldhistory.org .
  8. ^ Хейдт-Кока, Магда фон дер (1999). «Когда миры сталкиваются: включение Андского мира в формирующуюся мировую экономику в колониальный период». Диалектическая антропология . 24 (1): 1–43.
  9. ^ Стил, Ричард Джеймс (2004). Справочник по мифологии инков . АВС-КЛИО.
  10. ^ Jump up to: а б с Тухи, Джейсон (июль – сентябрь 2013 г.). «Накормление гор: священные пейзажи, поклонение горам и жертвоприношения в мирах майя и инков». Обзоры в антропологии . 42 (3): 161–178. дои : 10.1080/00938157.2013.817870 . S2CID   162295781 .
  11. ^ Jump up to: а б Брайан, Пенпраз (2017). Сила звезд . Химия: Спрингер. стр. 81–84. ISBN  978-3-319-52595-2 .
  12. ^ Классен, Констанс (ноябрь 1990 г.). «Сладкие цвета, ароматные песни: сенсорные модели Анд и Амазонки». Американский этнолог . 17 (4): 722–735. дои : 10.1525/ae.1990.17.4.02a00070 .
  13. ^ Фаррингтон, Ян (2018). развитие имперской столицы . Оксфордский справочник инков. п. 71.
  14. ^ Крупп, Эдвин (1994). Отголоски древнего неба: астрономия утраченных цивилизаций . Издательство Оксфордского университета. стр. 44–47.
  15. ^ Галлберг, СР (2019). «Астрономия инков: горизонт, свет и тень» . Астрономические Нахрихтен . 340 (1–3). Астрономические примечания: 23–29. Бибкод : 2019AN....340...23G . дои : 10.1002/asna.201913553 . S2CID   132251616 .
  16. ^ Мояно, Рикардо (2014). Астрономические наблюдения за инками Ушнусами в Южных Андах . Лондон: НАСА. п. 189.
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж Бауэр, Брайан (июнь 1996 г.). «Легитимизация государства в мифах и ритуалах инков». Американский антрополог . 98 (2): 327–337. дои : 10.1525/aa.1996.98.2.02a00090 .
  18. ^ Перегрин, Питер Н; Эмбер, Эмбер (2007). Энциклопедия предыстории (7-е изд.). Бостон: Спрингер. стр. 150–194.
  19. ^ Jump up to: а б с Марин-Дейл, Маргарита (2016). Расшифровка андской мифологии . Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты. ISBN  9781607815099 .
  20. ^ Jump up to: а б с Молинье, Антионетта (сентябрь 2004 г.). «Воскрешение инков: роль индийских представлений в создании перуанской нации». История и антропология . 15 (3): 233. дои : 10.1080/0275720042000257467 . S2CID   162202435 .
  21. ^ Бусаниче, Хосе Луис (1965). Аргентинская история . Буэнос-Айрес: Солнечная энергия.
  22. ^ Грин, Шейн (февраль 2005 г.). «Инки, индейцы и коренные народы в Перу». Отчет NACLA по Америке . 38 (4): 34–69. дои : 10.1080/10714839.2005.11724499 . S2CID   157493498 .
  23. ^ Галлберг, Стивен. «Сравнение темных созвездий Млечного Пути» .
  24. ^ Флорес-Бланко, Луис (2022). «Реконструкция последовательности жертвоприношения верблюдов периода инков (1470–1532 гг. Н. Э.) в Эль-Пасифико, Перу» . Журнал археологической науки: отчеты . 41 : 103247. Бибкод : 2022JArSR..41j3247F . дои : 10.1016/j.jasrep.2021.103247 . S2CID   244700830 .
  25. ^ Лурье, Питер (1998). Пот Солнца, Слезы Луны: Хроники сокровищ инков . Книги о бизонах. ISBN  0803279809 .
  26. ^ Бранка, Доменсио (2021). Куско: Профиль города в Андах . 113: Города. {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  27. ^ Галлберг, Стивен (2019). «Культурная астрономия для вдохновения». Труды Международного астрономического союза . 15 : 265–268. дои : 10.1017/S1743921321000612 . hdl : 11244/334969 . S2CID   245386633 .
  28. ^ Стил, Пол Ричард (2004). Справочник по мифологии инков . abc-cilo. п. 164.
  29. ^ Хайфилд, Джонатан (2004). «Спящий кипукамайок: миф и пейзаж в «Темном шуте» Уилсона Харриса» . Атлантические исследования . 1 (2): 196–209. дои : 10.1080/1478881042000270800 . S2CID   161250701 .
  30. ^ Аргедас, Хосе Мария (2002). Явар Фиеста . Уэйвленд Пресс. ISBN  1577662458 .
  31. ^ Jump up to: а б с д и ж Справочник по мифологии инков . Аллен, Кэтрин (изд. в твердом переплете). Санта-Барбара, Калифорния: ABC CLIO. 2004. ISBN  1-57607-354-8 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  32. ^ де Молина, Кристобаль (2011). Отчет о баснях и обрядах инков . Остин, Техас: Издательство Техасского университета.
  33. ^ Саломан, Фрэнк (1991). Рукопись Уарочири: свидетельство древней колониальной религии Анд . Остин, Техас: Издательство Техасского университета.
  34. ^ Миллс, Алиса (2005). Мифология: мифы, легенды и фантазии . Глобальное книжное издательство. стр. 494–497. ISBN  1740480910 .
  35. ^ Довер, Роберт В.Х. (1992). Андские космологии во времени: сохранение и возникновение. Карибские и латиноамериканские исследования . Издательство Университета Индианы. п. 274. ИСБН  0-253-31815-7 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 029471b068d8ba9fdf94a73ba80ed551__1721663760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/02/51/029471b068d8ba9fdf94a73ba80ed551.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Inca mythology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)