Мифология инков
Все еще империя |
---|
![]() |
Общество инков |
История инков |
Эта статья , возможно, должна быть переписана, Википедии чтобы соответствовать стандартам качества . ( Май 2024 г. ) |
Мифология инков является вселенной легенд и коллективной памятью о цивилизации инков , которая проводилась на нынешних территориях Колумбии , Эквадора , Перу , Боливии , Чили и Аргентины , включающих в первую очередь, систематически, территории Центрального высоты Перу . на севере
Мифология инков была успешной из -за политического, коммерческого и военного влияния до завоевания территорий на юге и севере от Куско , что впоследствии породило зарождающуюся империю. Личность народов кечуа в Перу и Боливии ; и Quichuas (kichwa) в Эквадоре ; Они разделяют это пространственное и религиозное восприятие, которое объединяет их через свое наиболее значительное божество: Бога Инти .
Мифология инков была питалась серией легенд и мифов собственных , которые поддерживали пантеистскую религию империи инков , централизованную в Куско . Народ инков поклонялся своим богам , как в других религиях. Некоторые имена богов были повторены или были названы одинаково в разных провинциях народа инков. Позже все эти боги были объединены и сформировали так называемые истинные инков .
То, что применялось космогонией инков в области убеждений, должно рассматриваться как один из наиболее важных инструментов, используемых в процессе формирования империи наряду с экономическими, социальными и административными преобразованием.
В целом, мифология или религия инков включает в себя много историй и легенд, которые пытаются объяснить или символизировать убеждения инков . [ 1 ]
Основные убеждения
[ редактировать ]Научные исследования демонстрируют, что системы убеждений Runa ( докладчики Quechua ) были интегрированы с их взглядом на космос, особенно в отношении того, как Runa наблюдала движения Млечного Пути и Солнечную систему, как видно из Куско , столицы Tawantinsuyu, чья Имя означает «Скала совы». С этой точки зрения, их истории изображают движения созвездий, планет и планетарных форм, которые связаны с их сельскохозяйственными циклами. Это было особенно важно для Runa, так как они полагались на циклические сельскохозяйственные сезоны, которые были связаны не только с годовыми циклами, но и с гораздо более широким циклом времени (каждые 800 лет за раз). Этот способ сохранения времени был развернут, чтобы обеспечить культурную передачу ключевой информации, несмотря на смену режима или социальные катастрофы.
После испанского завоевания Перу Франсиско Писарро колониальные чиновники сожгли записи, хранящиеся в руне. [ Цитация необходима ] В настоящее время существует теория, выдвинутая Гэри Уртоном , что Quipus могла быть бинарной системой, способной записывать фонологические или логографические данные . Тем не менее, до настоящего времени все, что известно, основано на том, что было зарегистрировано священниками, на основе иконографии о керамике и архитектуре инков, а также на мифах и легендах, которые выжили среди коренных народов Анд.
Легенды фонда инков
[ редактировать ]Манко Капак был легендарным основателем династии инков в Перу и династии Куско в Куско . Легенды и история, окружающие его, очень противоречивы, особенно те, которые касаются его правления в Куско и его происхождении. В одной легенде он был сыном Виракочи . В другом он был воспитан из глубины озера Титикака Богом Солнца Инти . Тем не менее, простым людям не было разрешено говорить на имя Виракочи, что, возможно, является объяснением необходимости трех легенд фундамента, а не только одного. [ 2 ]
Было также много мифов о Манко Капаке и его приходе к власти. В одном мифе Манко Капак и его брат Пача Камак были сыновьями Солнца Бога Инти . Манко Капак поклонялся как бог огня и солнца. В другом мифе Манко Капак был отправлен с мамой Окор (другие даже упоминают многочисленные братья и сестры) на озеро Титикака, где они всплыли и обосновались на Исла -дель -Соль. Согласно этой легенде, богом Солнца Манко Капак и его братья и сестры были отправлены на землю на землю и вышли из пещеры Пума Орко в Пакарике Тампу с золотым посохом под названием «Тапак-яури». Им было поручено создать храм Солнца в том месте, где персонал впал в землю, чтобы почтить память о боге Солнца Инти, их отца. Во время путешествия один из братьев Манко ( Аяр Качи ) был обманут, чтобы вернуться в Пума Уркк и запечатан внутри или, альтернативно, был превращен в лед, потому что его безрассудное и жестокое поведение разозлило племен, которые они пытались править. ( Хуака ).
Педро Сармьенто де Гамбоа написал, что там был холм, называемый Тамботоко, примерно в 33 километрах от Куско, где восемь мужчин и женщин стали оригинальными инками. Мужчинами были Манко Капак , Аяр Аука, Аяр Качи и Аяр Учу. Женщинами были мама Оклло , Мама Хуако, Мама Ипакура и Мама Рауа . [ 3 ]
В другой версии этой легенды, вместо того, чтобы выходить из пещеры в Куско, братья и сестры вышли из вод озера Титикака . Поскольку это был более поздний миф о происхождении, чем в Pacaritambo, он, возможно, был создан как уловка, чтобы принести мощные племена Аймара в склад Tawantinsuyo.
В легенде Inca Virachocha Манко Капак был сыном инков Виракоча из Paqariq Tampu, который находится в 25 км (16 миль) к югу от Куско. Он и его братья (Аяр Аука, Аяр Качи и Аяр Учу); и сестры ( мама Оклло , Мама Хуако, Мама Рауа и Мама Кюра ) жили недалеко от Куско в Пакарике Тампу и объединили их народ и десять айллу, с которыми они сталкивались в своих путешествиях, чтобы завоевать племена долины Куско. Эта легенда также включает в себя золотой посох, который, как считается, был отдан Манко Капаку его отцом. Счета варьируются, но, согласно некоторым версиям легенды, молодой Манко ревниво предал своих старших братьев, убил их, а затем стал Куско.
Божества
[ редактировать ]
Как и римляне , инки разрешили культуру, которые они интегрировали в свою империю, сохранить свои индивидуальные религии. Ниже приведены некоторые из различных богов, которым поклоняются народы империи инков, многие из которых имеют перекрывающиеся обязанности и области. Если не указано иное, можно с уверенностью предположить, что им поклонялись различные айллус или поклонялись в частности бывших государств. [ 4 ]
- Апу ( великий Господь ) был Богом или Духом гор. Все важные горы имеют свой собственный APU, и некоторые из них получают жертвы, чтобы выявить определенные аспекты своего существа. Некоторые камни и пещеры также считаются своим собственным APU. [ 5 ]
- Амару ( Священное змее ) был божеством змея или драконов , часто представляемого как гигантский крылатый змей, чаще всего изображенный и описанный с кристаллическими глазами, красноватой морской, ламы головой , рогами таруки и рыбным хвостом. Его символизм очень широкий: вода , штормы , град , мудрость , радуга , Млечный путь и т. Д. В мифологии инков это был символ мудрости; Его образы были размещены в детях домов знаний «Яшай Васикуна». Амару был связан с водами, которые орошают сельскохозяйственные земли, и которые позволили существовать народ Аймара, а также был связан с подземным миром , землей и землетрясениями . Согласно мифу, амарус обладает как защитным, так и разрушительным поведением. Один миф «Амару Аранвей» - это около двух могущественных Амаруса, сражающихся друг против друга, что приводит к разрушению и смерти. В ответ Виракоча послал богов Иллапа ( молния ) и Вейру ( ветер ), чтобы победить их. Амарус пытался сразиться с богами, затем бежал в небо. Уэйра потащила их обратно на землю силой ветра, и Иллапа ударил их. Когда два амаруса умерли, они превратились в цепь гор, которые расположены в МАНТАРО ВАШИНА , ПЕРУ .
- Атагучу (он же Атагуджо, Атагуджу ) был Богом, который появляется в мифе творения . Устал от одиночества и одиночества, он создал божественных существ, чтобы быть его слугами. В то же время он создал Гуамансури и послал его на Землю (точнее, провинцию Хуаманчуко). Провинция WA уже населена этнической группой под названием Guachemines. Гуамансури, как иностранца, был на службе группы. У лидеров Гвахеминов была сестра по имени Каутагуан; Из -за ее красоты она была ограничена. Однако однажды Гуамансури соблазнил и пропитывал каутагуан. Когда лидеры осознали беременность своей сестры, они мгновенно поняли, что Гумансури был виновником. Они захватили и сожгли Гуамансури, а затем разбросали пепел. Пепел Гуамансури поднялся на небо и остался там с Атагучу. Лидеры ставят Каутагуана под строгим наблюдением, пока не родила два яйца и не умерла при родах. Они взяли яйца и положили их в дюнгилл, где из них вышли двое кричащих детей. Слуга позаботился о детях, они назвали их Катхил и Пигерао. В одной версии утверждается, что Пигерао родился со слабым состоянием и, следовательно, вернулся к дедушке Атагучу, когда он умер вскоре после этого. В другой версии он поддерживает своего брата, чтобы победить гухемины. Катхил отправился туда, где умерла его мать, и вернула ее к жизни. Она дала ему Спинки , которые Гуамансури ушел для него, чтобы он мог убить гутемины. Катхил убил много гутеминов и изгнала остальные из страны. Поэтому он попал на небеса и сообщил Атагучу, что земля была свободна от гутеминов, и попросил его создать людей, чтобы обитать и работать на ней. Атагучу сказал ему пойти на холм и на высокие пастбища, называемые Гуакатом, вверх по течению от будущего города Ла -Парилья -де -Санта. Оказавшись там, оба брата вытащили туземцев из земли, используя золотые и серебряные инструменты.
- Аукиз был божествами, которые следили за каждым населенным пунктом.
- Аксомамма ( мать картофеля ) была богиней картофеля .
- Катхил (он же apockequil, apu catequil ) был опекуном бога дня и добра , а также грома и молнии в северных перуанских высокогорье. Катхил и его брат -близнец Пигерао родились из вылупленных яиц. Катхил рассматривался как региональный вариант Бога Иллапы.
- Кавильяс была девственной богиней, которая ела плод, который на самом деле был спермой Конирая, богом Луны и матери Койы , которые воспитывали « Империю ». Когда она родила сына, она потребовала, чтобы отец шагнул вперед. Никто не сделал, поэтому она положила ребенка на землю, и это заползло в сторону Конирая. Ей было стыдно из -за низкого роста Конирая среди богов, и она побежала на побережье Перу, где она превратилась в себя и своего сына на скалы.
- Часка ( утренняя звезда ; ака Чиска Квиллур ) была богиней рассвета , Сумерки и Сумерки , а также богиня красоты , девственные женщины и цветы . Ее считали «звезда Венеры» из -за ее сходства с римской богиней Венерой , а также ее светимость, приравнивая гомологичную планету .
- Chaupiñamca - это божественность, которая считается женственной коллегой Бога Парьякака. Как и в последнем, у Чаупиньямки было пять сестер, она была старшей из всех. Она представлена как жесткий камень с пятью крыльями.
- Chuychu ( радуга ; ака K'uychi ) - это прекрасная радуга , которая была под обеими великими богами ( Punchaw и Ch'ska), и позже была поднята богу дворян, потому что он представлял красоту, которая была зарезервирована для дворян.
- Конирайя был божествами Луны , который вылетел свою сперму в фрукты, который тогда ел Кавиллака.
- Conopa - это небольшой, особенно формированный объект, которым поклоняется на внутреннем уровне в общинах в Андах Перу .
- Копакати была богиней озера .
- Экеко был богом очага и богатства. Древние сделали куклы, которые представляли его, и поместили миниатюрную версию своих желаний на куклу; Считалось, что это заставило пользователя получить то, что он хотел.
- Хуаллалло Кархуинчо ( желтоватая горная хребта ; он же Хуаллалло Кархунчо, Валлалло Карвинчу, Калалу Карванчо ) были Богом огня и главным богом Ванкан , изображенный как человек с собачьими признаками, со злым профилем и пожирателем детей. Изгнанный в джунгли Виракокой, он живет в одиночестве, едет животных, хотя он также питается человеческой плотью. Однажды он встречает мальчика и планирует съесть его. Затем мальчик, раскрывающий себя как Инти , бог солнца, снова наказан Виракокой и послал на остров, привязанную руку и ногу во власти птиц и других животных, которые будут кусать его на вечность.
- Huamancantac (он же Гуманкантан ) был богом Гуано. Из -за этого он также известен как «Властелин гуано». Он представлен как кумира и был связан с птицами гуано. Прибрежные люди сделали много предложений с целью извлечения некоторых гуано для сельскохозяйственных и рыболовных проблем.
- Хуари ( гигант ; он же Гуари ) был главным богом культуры Чавина . Для них Хуари был богом воды , а также был связан с дождем , молнией , сельским хозяйством и войной . Хуари может превратиться в пуму или правильную молнию. Хуари был представлен в Ланзоне , который находится в Чавин -де -Хуантаре . Этому монолиту по -прежнему будет поклоняться этническому Huari (возможно, также культура Вари ) под тем же именем, но с их собственными характеристиками. Для них Хуари был гигантским богом войны и был связан с солнцем , водой и сельским хозяйством. В дополнение к его гигантскому аспекту, Хуари также может превратиться в человека, змею и ветер. Позже, инки приведут его в свой пантеон.
- Huaytapallana ( место, где собираются цветы ) был богом, который играл важную роль в сухие времена В других легендах Хуайтапаллана была женщиной с очаровательной красотой. Она была дочерью Бога Хуаллалло Кархуинчо. Хуайтапаллана влюбился в Амару, сына врага Хуалло Пракака. Их вражда привела к убийству Хуалалло Амару. Приякака, опечаленной потерей его сына, послал мощный наводнение , утонувшее Хуайтаапаллану. После этого у обоих богов была ожесточенная битва, которая уничтожила всех в их зарплате. После того, как битва закончилась, Парьякака победил, Ангалло, возмущенный, превратился в пожирателя людей, обвиняя их в его позоре. Виракоча наблюдал за этими историями, поспешил как Prys, так и Huallallo за их созданные гастроли обоих богов в снежные горы.
- Херкауэй был хтоническим божеством, которое представляло все, что было под землей . -хранителя Она была представлена как змея , которая скрывается в Уку -Паче . Херкауэй также может быть изображен как женщина с серпантинами. Считается, что это существо на самом деле является уркагером, божеством инков металлов и сокровищ.
- Иллапа ( гром и молния ; ака Апу Иллапа, Илиап'а, Чукийлла, Катуилья, Интляпа, Либиак ) был богом грома , молнии , дождя и войны и Господа погоды в целом . Таким образом, HEWAS сильно почитается, особенно во времена паломничества и засухи . Иллапа, как бог войны, был главным защитным Нуменом военных кампаний инков. Они были довольно частыми во время расширения Тахуансинсуо . В результате его вышеупомянутых сил Иллапа считался третьим по величине Богом в пантеоне инков . Только превзошел Wiracocha и Inti . Он изображен как внушительный человек в блестящей одежде золота и драгоценных камней и проживает в верхнем мире . Аналогичным образом, Иллапа нес warak'a, с которой он произвел штормы и золотую макану , которая символизирует его силу и троицу молнии, грома и молнии. По словам летописца Бернабе -Кобо , еще одно представление, которое инки дали Illapa, было воин, сформированное звездами в Небесный мир . Его обряды состоялись в самых высоких горах , потому что они верили, что Иллапа жил в них. Его обряды состояли из танцев, песнопений, фестивалей и жертв животных ; В периоды больших потребностей человеческие предложения также были сделаны . Иллапа проявилась в земном мире в форме пумы или ястреба. Согласно легенде, Иллапа держал воду , которую он нарисовал из Млечного Пути в Урпу, и дал ее своей сестре, маме Киллу , чтобы позаботиться о ней. Когда указал, что Урпу был заполнен, Иллапа бросит снаряд из его Уараки в Урпу, производящий рев, который вызовет гром. Молния была искры, произведенные воздействием, и, наконец, вода выйдет как дождь. Говорят, что инки, чтобы привлечь внимание Бога, чтобы он выдвинул дождь, связал черных собак и оставил их без еды и питья. В конце концов животные будут плакать от боли от голода и жажды, пока Иллапа не взял на себя жалость, отправив дождь, чтобы спасти их. Однако, если бы собаки умерли, Иллапа послал бы мощную молниеносную болт в его гнев, который ударил бы, не оставив следы ответственных. Иллюпа произошел в Кориканча, а также бог Инти и другие дополнительные боги. Церковь Сан -Блас была построена на храме, где поклонялся этому Богу. Считается, что Sacsayhuamán использовался бы как в качестве военной крепости, так и в качестве церемониального храма, посвященного различным божествам, среди которых Иллапа выделялся. Согласно хрониклеру Cristóbal de Molina , у Иллапы был свой собственный храм, который был известен как Pucamarca.
- Inti ( солнце ; ака Apu Inti, Apu Punchaw, Punchaw ) был богом Солнца . Как источник тепла и света, а также защитника народа, Инти считался самым важным Богом; Считалось, что императоры инков были его потомками.
- Ка-Ата-Килла до инков была богиней Луны , которой поклонялись возле озера Титикака .
- Колаш ( человек из гнезда ) был богом птиц и их трели . Колаш родился как птица, а потом стал человеком, похожим на Бога Парьякака. Колаш выражает суть всех вещей.
- Кон (он же Вакон ) был богом дождя и ветра , который пришел с юга. Он был сыном Инти и Мамы Килла. Кон был известен как «бог без костей», потому что он был легким весом, так как ему не хватало костей и мяса, несмотря на это, у него была человеческая форма. Кон был также представлен как существо с кошачьим лицом, хотя считается, что это представляет собой маску. Из -за этих характеристик этот Бог известен как «летающая кошачьи». Он носил трофейные головы и персонал. В некоторых хюако он также изображен как человек с птичьей чертой или кошачьей с выдающимися глазами; Из -за его выдающихся глаз он также известен как «Бога с глазами». Кон может также превратиться в песчаную бури , чтобы перемещаться по обширным перуанским прибрежным пустыням. Кон создал первое поколение людей, пока его поражение и изгнание от Пачакамака .
- Малко был известен как первый Сын Бога Солнца (Виракоча или Инти) в мифе Вичамы. Это основало Малко как брата Вичамы и сводного брата Пачакамака и Кон . Когда Пачакамак разрывает свое тело на куски, чтобы создать пищу, Бог Солнца создает еще одного нового ребенка из остатков пупора Малко и пуповина. Этот новый ребенок будет известен как Вичама. В других представлениях Малко был богом закона инков.
- Малку ( духи гор ) был божеством, которое представляет дух и силу гор. Это принимает форму мощного кондора .
- Мама Аллпа ( Мать Земля ) была богиней плодородия , изображенной с несколькими грудью.
- Мама Кока ( мать листьев коки ) была богиней здоровья и счастья в мифологии инков. Первоначально она была беспорядочной женщиной, которая была разорена пополам несколькими ревнивыми любовниками. После ее смерти одна из ее частей вызовет растение коки , широко употребляемое андскими народами, чтобы даровать здоровье и счастье.
- Мама Нина ( мать огня ) была богиней света , огня и вулканов .
- Мама -квиноа ( мать зерна квиноа ; ака квиноа мама, хинуа мама ) была богиней зерна квиноа . Инки поклонялись ей горячо в начале каждого сезона посадки. Зерно квиноа, или квиноа, было одним из их основных культур, и в течение 6000 лет это была основная пища жителей Антов.
- Мама Qucha ( Морская мать ; ака Мама Коча, Мама Коча ) была богиней моря и рыбы , защитником моряков и рыбаков. В одной легенде она родила Инти и мама Килла с Виракча . Мама Куча считается одной из четырех элементарных матерей, в том числе Мама Нина (Мать Огня), Пачамама (Мать Земля) и Мама Вейра (Мать ветров). Имея в любопытном факте, что она вместе с Пачамамой и Мамой Килла, образуют три фазы Луны

- Мама Пача ( Мать -Природа или Мать -Земля ; Ака Пачамама ) считалась священным существом андской космологией. Она мать холмов и мужчин, так как она заботится не только о материале, но и о духовном. Она защищает природу, обеспечивает воду и пищу, благоприятствует плодородию земли и приживает людей в обмен на помощь и защиту. империи Инки продвигали величайшее почитание по отношению к ней, и поэтому ее культ был важен, потому что от этого зависел успех урожая . Несмотря на то, что она считается добрым духом и сотрудником человеческой деятельности, она также может быть враждебной по отношению к тем, кто не уважает природу; Ее раздражение проявляется через стихийные бедствия и голод. Она была женой Пачакамака, которого считали Богом неба и облаков , хотя в других легендах Пачакамак был богом огня или землетрясения. Союз Пачамамы с Пахакамаком придет, чтобы представлять союз Земли и неба, из этого союза, Инти и Мама Килла будет рождена, и оба были известны как «Вилла», что означает «священные». Ее художественное представление показывает ее как взрослая женщина, которая несет урожай картофеля и листьев коки , еще одно представление об этой богине - это дракон , она также символизируется спиралью.
- Мама Райхуана была богиней Флоры и Фауны, источником энергии и плодовитости, плодородии, под защитой которой были обширные культивируемые территории картофеля , кукурузы , олукоса , машуа и квиноа .
- Мама Килла ( Тотер Мун ) была богиней, фестивалем, фестивалем и Виракча и дочерью и Мамы Куча , а также женой и сестрой Инти луной В одной легенде она была матерью Манква Кхапака , Пача Камак , Кон и Мамы Уклу
- Мама Сара ( мать кукурузы ; он же Сарамама, Зарамама ) была богиней зерна . Она была связана с кукурузой , которая выросла в кратных или была такой же странной. Эти странные растения иногда были одеты как куклы мамы Сары. Она также была связана с ивы. У нее было несколько предметов:
- Кука Манка ( созвездия коки ) была созвездием, которое заботилось о волшебных травах.
- Сара Манка ( созвездие кукурузы ) - созвездие, которое заботилось о растительных продуктах.
- Мама Уэйра ( мать ветра ) была богиней воздуха и ветра , защитником птиц . Она считалась очищающей богиней.
- Мананьямка был злобным женским божеством, партнером Бога Хуаллалло Кархуинчо. Как и последнее, она столкнулась с Богом Парьякакой, но он победил ее и бросил в море.
- Пача Камак ( душа Земли, создатель Земли, Земный Шейкер ; АКА Пачакамак, Пачакамак ) был богом -хтоническим создателем. Это обычно рассматривается как переиздание Бога Виракоча (хотя они были бы разными богами). Pachakamaq также является богом, связанным с облаками , небом , огнем и землетрясениями . Говорят, что древние перуанцы думали, что единственное движение его головы вызовет массовые катаклизмы , и если он будет полностью двигаться, мир придет к концу, так как Пахакамак был богом, связанным с тем, что смог предсказать будущее и контролировать движения земли . Из -за этого Pachakamaq также известен как «Бог землетрясений». Далеко не тот, кто защищает людей от теллурических движений, он был тем, кто спровоцировал их и должен был быть доволен и предлагать, чтобы он не послал упомянутый бед. PachakamaQ был представлен на длинном деревянном идоле . Нижняя часть идола показывает зуморфный, орнитоморфный и антропоморфный дизайн вместе с сельскохозяйственными культурами. , растения и атмосферные явления . Считается, что часть представляет собой творение Земли Пахакамак. Верхняя часть идола показывает Pachakamaq с двумя лицами агрессивного выражения, представляя символ двойственности доиспанинской андской мысли. Его считали Богом Создателя второго поколения людей после ожесточенной и долгой битвы между Пачакамаком и Богом Кон , битва, в которой Кон в конечном итоге победит и изгнан победителем Пачакамак. поклонялась Пахакамаку Ранее Ихма и был очень уважаем, потому что никто не мог посмотреть на него непосредственно к глазу, и даже его священники вошли назад, чтобы увидеть его. Из -за его сильного влияния инки приняли его в свой пантеон как часть мифа о создании инков. Только высокие сановники вошли в великие храмы, но обычные паломники могли наблюдать и приносить свои собственные жертвы на площади.
- Paryaqaqa ( Stone Falcon ) был богом воды в мифологии до инкан, исходящей из этнической группы под названием Yauyos, а затем принятой культурой Huanca , когда Huancas победили Yauyos, когда инки победили обе этнические группы, Paryaqaaqa был позже принят ими в их пантеон. Он был богом шторма и считался Богом Создателя. Он родился как сокол , как его пять братьев на горе Кондоркото, чтобы позже стать колашем (человек из гнезда). Одна легенда говорит, что этот Бог оставил Свою божественную жизнь в небе , когда увидел, как плачет скромного человека, паряка, сразился, спросил его по причине Его грусти, он сказал Богу, что другой Бог по имени Хуаллалло Кархуинчо угрожал народу опечаленного человека, что, если если если если, если, если если если если, если, если если если, если если, если если, если если, если если если если Они не дают ему достаточно человеческих жертв, он сжигал всю деревню, поэтому спустился парьякака, пошел сражаться против злобного Бога, когда битва закончилась, бог Парьякака одержал победу, а затем деревня была освобождена от Тирания Хуаллалло, народ деревни, горячо поклонялся Парьякаке как признак благодарности. То же, что и Catequil, Paryaqaqa рассматривался как региональный вариант Бога Иллапы.
- Парисия была Богом, который послал потоп, чтобы убить людей, которые не уважали его адекватно. Возможно, другое имя для Paryaqaqa.
- Пигерао (он же Пику был опекуном богом ночи и зла )
- Puñuy (он же пунуй) был божественностью, связанной с мечтами и актом сна . Было убежище, посвященное этому божеству в Куско. В нем ритуалы были выполнены с целью получить хороший сон и не умирать во время сна.
- Qhaxra-kamayuq ( тот, кто заботится о посевстве ) был божеством-опекуном, которое приложило усилия, чтобы не допустить попадания воров.
- Qhoa (aka qoa, coa, ccoa, k'oa, khoa, cahua, caua, qowa, quwa ), был большим божеством для кошачьего, которое живет в небе и смогло принести дождь , штормы , радугу и град . QHOA был изображен как большая крылатая летающая кошачья (которая может быть Puma , Jaguar или Oscollo ). Как божество, которое считается привлечением дождя и штормов, которые помогают росту сельскохозяйственных культур и оплодотворения земли ( аналогично Богу Иллапе), инков поклонялся ему горячо. Кхоа был доброжелательным божеством, которому они просили дождь, и это было предоставлено. Но, как и все священные существа, Qhoa также запустила свои наказания через град или штормы. Считается, что это божество перепрыгнуло от облака к облаку, отбрасывая молния , которые выходят из глаза на землю, его громким ревом был гром , ее моча была дождем, а разброс его больших крыльев будет приветствовать. В некоторых андских общинах они все еще говорят, что Qhoa играет на высотах, входя и покидая лагуны .
- Койллур ( звезда ; он же Койллур, Квиллур ) был богиней звезд , а также у Койллура была важная позиция в качестве божества света . Она была спутницей мамы Килла , они всегда были вместе, так как без компании Койллура ночи не было бы одинаковой светимости, звезды были идеальным дополнением.
- Римак и Чаклла были двумя богами брата, которые пожертвовали, чтобы положить конец засухе, которая мешала побережью в древние времена. Римак стал рекой, а Чаклла стал дождем.
- Ранкото был божественностью, связанной с мужским мужеством. Из -за этого люди с коротким вирильским членом пошли, чтобы попросить его о помощи, чтобы вырастить своего члена.
- Соримана (он же Солимана ) была докладом богом вулканов и землетрясений. Солимана также разделяет название вулкана , расположенного в Арекипе , Перу.
- Supay был как богом смерти , так и правителем Уку -Пачи, а также расой демонов . Supay также был олицетворянием всей зла. Тем не менее, он считался амбивалентным Богом, которого можно считать как злом , так и добрым . Supay был представлен как человеческая фигура с сильным сходством с демонами, имеющими длинные рога и уши, фелиновую голову, очень проницательные глаза и острые зубы. Supay также обладает способностью превратиться в красивую женщину инков, а также очень привлекательный мужчина для инков, эти способности превращают его в опасность для тех, кто не проявил уважения или кто пытался высмеивать его. Несмотря на это, были люди, которые верили в его великую силу, тем самым достигая точки поклонения Ему, чтобы он предоставил им одолжение за зло или добро с помощью ритуалов , предложений и создания алтарей . Древние легенды сказали, что Супай вышел за рамки того зла, которое он вызвал, так как они описали его как защитника пути, который будет проходить при смерти, а также инки верили в это после Умирая , душа проходит на задний план. Этот фон для них означал новое начало с богами инков. Несмотря на описание Supay как злого существа, он был хорош в конце дней для тех, кто ждал его смерти, что заставило инки поверить, что с древних времен Божья Супай был существом, которое уравновешивало баланс между добром и зло. В дополнение к тому, чтобы дать им ощущение, что всегда будет зло, но недостаточно.
- Темендуар и Арикут были братами Богами, которые с их столкновениями вызвали наводнение. Это в результате создания легкого скотского обеспечения сотней ног воды. Темендуар и Арикут считаются другими именами для богов Вичама и Малко.
- Tumayricapac и Tumayhanampa были предварительными богами-близнецами из региона под названием Chinchaycocha. Эти двое связаны с молнией и считаются цивилизационными героями. Точно так же оба брата были региональными вариантами Бога Яны Рамана и, следовательно, также Бога Иллапы.
- Тунупа был богом вулканов Аймары, а также молнией и водой. Согласно мифам Collasuyo, Тунупа вложил порядок в мире и часто путает с Виракокой .
- Тулуманя (он же Туруманяй ) была первой радугой (радугой древних), из груди которого Амару рождается приказом Виракочи.
- Urcaguary был божеством инков металлов , драгоценностей и других подземных предметов, имеющих большую ценность. Пол этого божества неоднозначен, поэтому это может быть женственная или мужская божественность. Urcaguary живет под горами, защищая сокровища и драгоценности от амбициозных людей, которые осмеливаются их украсть. Urcaguary был представлен с змеиным телом, а голова таруки , золотые цепи и драгоценные камни были связаны в его хвосте змеи. Считается, что голова Таруки или оленя связана с его мышлением.
- Urquchillay был богом крупного рогатого скота и домашних животных. У Urquchillay поклонялись в основном пастухи инков, потому что он наблюдал за животными, поддерживал благополучие стад и умножал их потомство. Urquchillay был представлен как сильный человек с головой ламы , а также разноцветной ламой или бараном.
- Урпихуахай ( тот, который рожает голубей ; он же Урпиуахак, Урпайхуач, Урпайхуахей ) была богиней Создателя птиц и рыб , которая была первоначально из культуры Чинча , а затем принятая пантеоном инков в качестве жены Пачакама в некоторых легендах. Она изображена как женщина со смешанной рыбой и чертами птиц. В одной легенде говорится, что после того, как Кавиллас и ее сын прыгнули в море и превратились в двух островов перед святилищем Бога Пачакамак, Конирая решила отомстить Пачакамак и искала Урпиуахай и ее дочери с попыткой изнасиловать их, Богини там не было, она посещала Кавильс, уже превратившуюся в остров, Конирая воспользовалась преимуществом и нашла дочерей богини, к счастью, они могли убежать от злающего Бога, превратившись в птиц и вылетав далеко. Конирая все еще разозлилась, бросила все вещи Урпиуахай в море , среди которых только рыбы только Урпиуахай знали, как поднять, они были брошены в пруды возле храма, когда -то в море, рыбы умножались с тех пор, и Урпиухей считался матери Все птицы и рыбы.
- Вичама (он же Вичама, Атипа ) был Сыном Бога Солнца (Виракоча или Инти) в мифе Вичамы. Это основало Вичаму как брата Малко и сводного брата Пачакама и Кон . Он был создан Богом Солнца из остатков пуповины и пупора своего брата Малко, который был разорван на куски гневом Пачакама. В вышеупомянутом мифе Вичама была божественностью, связанной с мести , смертью и, в меньшей степени, с войной .
- Виракоча ( Quechua: Wiraqucha Pachayachachiq ; Pachayachachiq означает на английском языке: «Учитель мира») был Богом всего. Говорят, что он пришел из моря и создал солнце, луну и звезды, чтобы осветить мир, который был включен в тьму . Виракоча также создал время (приказывая солнце двигаться в небе). После творения он создал человечество, дуя на камни, но ему не понравилось то, что он создал, потому что с этой первой попытки создать человечество, они оказались сильными и жестокими гигантами без интеллекта (в других легендах, The Первая попытка была предпринята до того, как создание солнца и человечества оказалось ñawpa machus, что означает «изначальные старые», [ Цитация необходима ] изображен как высокие и худые люди. Несмотря на этот факт, у них была жестокая сила, и они были такими же сильными, как и зло, тогда Виракоча создал солнце, облучая свет, который положил конец им), Гиганты не признали Виракочу своим создателем, и они восстали против него, тогда Виракоча отправил разрушительный потоп , который уничтожил их, и из оставшихся маленьких камней он создал лучшее человечество. Виракоча присутствовал как создатель всего существующего в нескольких древних цивилизациях и культурах вокруг Южной Америки, таких как культура Сечина , цивилизация карал-супа , культура Чавина , культура вари , тиванаку и т. Д. Инки не были исключением; Они считали Виракочу создателем всех космоса, а также веществом, которое порождает все вещи. Вначале он был главным Богом, но когда Пачакути стал императором инков, он изменил значение этого Бога, указывая на то, что самым важным Богом был Инти, это потому, что поддержка инти против Чанки , поворачивая инки Королевство Куско в великую и процветающую империю. Несмотря на этот факт, Виракоче все еще жадно поклонялись, но только инков или императорам Сапы разрешили поклоняться ему, оставляя Инти главным богом народа инков.
- Васикамаюк ( тот, кто заботится о доме ) был опекуном Бога дома. Васикамаюк был поддержан другими божествами, такими как Qhaxra-Kamayuq, они оба обеспечили безопасность в домах инков.
- Янаньямка и Тутаньамка ( Хуака из тьмы и хюака ночи ) были близнечными богами тьмы и ночи . Они управляли миром в начале времени, прежде чем боги позаботились о земле. Виракоча посылает Хуаллалло Кархуинчо, Бога огня, чтобы победить их и в то же время осветить землю, хотя последний остался, используя ее и пожирая своих верных.
- Яна Раман (он же Libiac Cancharco, Libiac ) была богом молнии . Он считается главным Богом и, следовательно, создателем этнической группы под названием Yaros или Llacuaces. Точно так же он считается основой культуры Бога Иллапы, это означает, что, когда инки ассимилировали Ярос в Тауансинсуйо , бог Яна Раман был возобновлен как бог Иллапа.
Важные убеждения
[ редактировать ]- Мама Укллу была сестрой и женой Манку Кхапака . Считалось, что она научила инков искусство вращения.
- Мамакона были похожи на монахини и жили в храмовых заповедниках. Они посвятили свою жизнь Инти и служили инка и священникам. Молодые девушки дворянства или исключительной красоты обучались в течение четырех лет в качестве аклл , а затем имели возможность стать мамаконасом или жениться на дворяне инков. Они сопоставимы с римскими девственницами Вестала , хотя общество инков не ценило девственность как добродетель того, как западные общества сделали на протяжении всей истории. [ Цитация необходима ]
- В одной легенде Уну Пачакути был великим наводнением, посланным Вирахоча, чтобы уничтожить гигантов, которые TWAIT строят
- Вак'а был священным объектом , таким как гора или мумия.
- Поклонение предкам было основным продуктом андского общества до, во время и после империи инков. [ 6 ] Традиционные сообщества Анд известны как айллу , которые являются семейными кланами, которые прослеживают их происхождение до общего предка. Форма поклонения предкам, практикуемой инков, была мумификация и уважение к останкам их умерших родственников. Этим мумиям будет предоставлена еда, напитки, одежда и ценные предметы, они считались связями с семьей и богами и консультировались, когда семья нуждается в духовном совете. [ 7 ] Панака была семьей , сформированной всеми потомками короля, Сапой Ина, и только сын и наследник были исключены из этой семьи. Причиной этого является то, что Ауки, наследный принц , образует свою собственную панаку. Одной из основных функций Panaqa было поддержание мамы и память о покойной Sapa Inca.
Важные места
[ редактировать ]Космология инков была заказана на трех пространственно-временных уровнях или пахах . [ 8 ] Они включают:
- Уку Пача («Нижний мир») находился на поверхности Земли.
- Кей Пача был миром, в котором мы живем.
- Ханан Пача («Высший мир») был миром над нами, где жили Солнце и Луна. [ 9 ]
Окружающая среда и география также были неотъемлемой частью мифологии инков. Многие видные природные особенности в империи инков были связаны с важными мифами и легендами среди инков. [ 10 ] Например, озеро Титикака , важное тело воды на Альтиплано , было включено в мифы инков, как озеро происхождение, с которого начался мир. [ 10 ] Точно так же многие из выдающихся андских пиков играли специальные роли в мифологии инков. Это отражено в мифах о горе Паксил, из которой, как утверждается, люди были созданы из кукурузных ядер , которые были разбросаны богами. [ 10 ] Земная среда была не единственным типом среды, которая была важна для мифологии. Инки часто включали звезды в легенды и мифы. [ 11 ] Например, многим созвездиям было дано имена и были включены в истории, такие как звездные образования великой ламы и лисы. [ 11 ] Хотя, возможно, не связанный с одной физической особенностью как таковой, экологический звук был чрезвычайно важен в мифологии инков. Например, в мифе о создании Виракочи звук Божьего голоса особенно важен. Кроме того, мифы передавались перорально, поэтому акустика и звук места были важны для мифологии инков. [ 12 ] Эти примеры демонстрируют способность, которую окружающая среда, которая придерживалась и испытывает мифы инков.
Самый важный храм в империи инков был известен как Кориканча («Золотой храм» в кечуа ), который был расположен в самом сердце инков Куско и, согласно легенде инков, была построена Манко Капаком как место поклонения для основного божества Инки, солнце, бог инти . Во время правления Pachakutiq Inca этот храм был домом богатства империи инков, жилищного золота, важных религиозных артефактов и позолоченных чучелов важных божеств. [ 13 ] Кориканча, находящаяся в самом сердце Куско, который находится в самом сердце империи инков, является точкой сближения 41 пути, ведущих из Куско в остальную империю с системой, называемой CEQE, которая служила политической религиозной и административная роль в империи инков. Кориканча была местом важных религиозных церемоний, например, во время Инти Рэйми , в которой после процессии через Куско Сапа Ина входила в Кориканчу. В храме вогнутые зеркала сосредоточили бы солнечные лучи, чтобы зажечь огонь за жертву лам и в определенных обстоятельствах, чтобы дети, чтобы угодить и отдать дань уважения богам. [ 14 ] Кориканча также функционировала в качестве обсерватории для инков, так как она выровнялась с солнцем в важные дни года, такие как солнцестояние и равноденствия , разжигая небеса и землю, важную тему в убеждениях и религии инков. Использование Coricancha в качестве обсерватории также было полезно для понимания, когда в этом году были инки, и какая еда будет доступна в течение года. [ 15 ]
Все еще символы
[ редактировать ]- Чакана (или Андский Крест) является предварительным символом, используемым многими андскими культурами и который был принят Инком позже. Существует много разных интерпретаций нового века относительно этого символа, которые не поддерживаются научной литературой.
- Inti - The Inca Sun God , который стал основным божеством империи инков . Символ Inti изображен на флаге Аргентины , герб Эквадора , флага Уругвай и историческом флаге Перу . Солнце имеет явное значение для цивилизации инков, которую даже можно увидеть в архитектуре империи. Ушнус, были зданиями, где ведущие солдаты обещали быть лояльными к руководству руководства инков, и эти здания имеют глубокую связь с солнцем. [ 16 ]
Развертывания
[ редактировать ]Мифология служила многим целям в империи инков. Мифология часто может быть использована для объяснения природных явлений или для того, чтобы дать многим жителям империи способ мышления о мире. Например, существует известный миф о происхождении, который описывает, как империя инков началась в его центре в Куско . В этом мифе о происхождении четыре мужчины и женщины появились из пещеры возле Куско и начали поселиться в долине Куско, к большому огорчению народа Хуаллы, которые уже жили на земле. [ 17 ] Хуалла утихла ростом коки и перца чили , которые инки, связанные с народами Амазонки и которые считались худшими и дикими. [ 17 ] Инки вступили в битву с Хуаллой, сражаясь довольно злобно, и в конечном итоге инки стали победителями. Миф утверждает, что эти первые люди инков посадили кукурузу, опору диеты инков , в том месте, где они злобно победили Хуаллу. [ 17 ] Таким образом, миф продолжается, инки стали править всей долиной Куско, прежде чем в конечном итоге покорить большую часть андского мира. [ 17 ]
Создавая этот миф, инки подтвердили их власть над империей. Во -первых, связывая Хуаллу с растениями из джунглей, миф о происхождении инков, вероятно, заставил бы слушателя думать, что Хуаллу были примитивными по сравнению с превосходными инками. Таким образом, поражение инков в Хуалле и их предполагаемое развитие сельского хозяйства , основанной на кукурузе , подтвердили представление о том, что инки были законными управляющими земли, поскольку они смогли сделать землю продуктивной и ручной. [ 17 ] Эти мифы были подкреплены во многих фестивалях и обрядах, которые отмечались в империи инков. Например, были кукурузные фестивали, которые прославлялись ежегодно во время сбора урожая. Во время этих фестивалей элита инков была отмечена рядом с кукурузой и главным божествами инков, Inti . [ 17 ] Таким образом, миф о посадке оригинальной инков кукурузы был использован для того, чтобы связать правящую элиту инков с богами, а также изобразить их как приводки урожая. Таким образом, мифы о происхождении инков использовались для оправдания элитной позиции инков в их обширной многонациональной империи . В Империи инков инки имела особый статус «инков от крови», который предоставил им значительные привилегии по сравнению с народами. [ 18 ] Способность Inca поддерживать свою элитную позицию была немалым подвигом, учитывая, что менее пятидесяти тысяч инков смогли править миллионами людей, не относящихся к INCA. Мифология была важным способом, которым инки смогли оправдать как легитимность государства инков, так и их привилегированное положение с государством.
Стратегическое развертывание мифологии инков не закончилось после того, как империя инков была колонизирована испанцами . Фактически, мифология инков была использована для того, чтобы противостоять и оспаривать авторитет испанских колониальных властей. Многие мифы инков были использованы для критики бессмысленной жадности европейского империализма . Было широко распространено убийство и изнасилование женщин и детей в Перу европейскими солдатами. Например, есть мифы среди коренных народов бывшей империи инков, которые рассказывают истории иностранцев, которые приходят в Анд и разрушают ценные объекты. [ 19 ] Одним из таких мифов является рассказ об атокуарко среди кечуа , в котором описывается, как женщина из числа коренных народов разрушается в акте восстания против похороненного иностранца, который, в свою очередь, в конечном итоге превращается в хищную лису. [ 19 ] Мощные колониальные институты также подвергаются критике в некоторых из этих мифов, причем католическая церковь часто подвергается критике. Например, история священника и Секстона подчеркивает лицемерие и оскорбительную природу католического священника и его бездушного обращения с его коренными прихожанами. [ 19 ] Таким образом, эти мифы показывают, что мифология инков была стратегически развернута, чтобы подорвать и мятежник против испанского правления в бывшей империи инков.
Мифология инков по -прежнему остается мощной силой в современных андских общинах. После того, как народы, которые когда -то были частью империи инков, получили независимость от Испании, многие из этих наций изо всех сил пытались найти подходящий миф о происхождении, чтобы поддержать легитимность своего государства. [ 20 ] В начале двадцатого века возникало возрождение интереса к коренному наследию этих новых наций. Хотя эти ссылки на мифологию инков могут быть более открытыми, например, присутствие Inti на аргентинском флаге , другие ссылки на мифологию инков могут быть более тонкими. [ 21 ] Например, в конце двадцатого века перуанское революционное правительство ссылалось на мифы о инков о Pachamama , фигуре Mother Earth Inca, чтобы оправдать свои программы распределения земли. [ 20 ] Кроме того, современные правительства продолжают ссылаться на бывшую империю инков, чтобы поддержать их претензии в области легитимности, до такой степени, что существуют финансируемые в муниципальному финансированию ритуалы, ссылающиеся на мифологию инков, особенно в Куско и его окрестностях. [ 20 ] Сила мифологии инков резонирует в современной политике, поскольку такие политики, как Алехандро Толедо, ссылаются на мифологию и образы инков во время их кандидатов и сроков. [ 22 ] В то время как империя инков, возможно, перестала существовать сотни лет назад, ее яркая мифология продолжает влиять на жизнь по всему Перу сегодня.
Животные в религии инков
[ редактировать ]Мифология |
---|
Как и другие культуры коренных американцев, общество инков находилось под сильным влиянием местных популяций животных, как в качестве пищевых, текстильных и транспортных источников, так и на религиозных и культурных краеугольных камней. Многие мифы и легенды об инчах включают или относятся к животному или сочетанию животных и их взаимодействия с богами, людьми и или естественной окружением. Животные также были важны в астрономии инков, с Млечным Путь, символизируемым как река, причем звезды внутри него символизировали как животные, с которыми инки были знакомы в этой реке и вокруг него. [ 23 ]
Ламас
[ редактировать ]Ламы были важны для экономики обширной империи инков, их можно было использовать для шерсти, транспортировки товаров и продуктов питания. Они также сыграли главную роль в религиозной жизни инков, являясь ценной жертвой богов и использовали в важных религиозных церемониях в качестве подношений. [ 24 ] Уркучилл был богом, которым поклонялся инки, в частности, пастухи ламы, считалось, что Уркучилл защищает и следил за ламами земли. Работа лама, созданная инков, показывает дальнейшее почтение к ламам, примером этого является изображение ламы, построенной из чистого золота, чрезвычайно ценного материала для инков из -за его религиозного значения, поскольку оно считалось потом солнца, Самое поклоняемое божество для инков, инти . [ 25 ]
Пумас
[ редактировать ]Инки имели религиозное почтение к Пума , широко известное как Пума в Южной Америке. Инки считали, что Пума представляет силу и силу, а также терпение и мудрость. Первоначальный инков Capital Cusco принял форму Puma, с массивной цитаделью Sacsayhuaman, представляющей главу Puma. [ 26 ] Место Qenko к северу от Куско содержит монолиты и астрономически выровненные структуры, которые в определенные дни создают свет и тени. При рассвете солнцестояния в июне свет проходит через тщательно разработанную трещину, выровненную с Сначала освещайте один из гномонов, а затем другой, с обеими тени, которые создают изображение. Результат известен как «Пробуждение пумы» [ 27 ] PUMA также связана с богатством и процветанием. В рукописи Хуарочири упоминается, как это была практика инков, чтобы носить шкуры Пумы, чтобы показать их богатство. [ 28 ]
Кондоры
[ редактировать ]Для инков, как полагали, кондор связывал земной мир человека, Кей Пача , с верхним миром и богами, Ханан Пача . Считается, что посланники небес для людей, а инки - божеству покровителя , Инти . [ 29 ] Сегодня народ Анд все еще держит кондора как священного. В некоторых городах Андский ритуал «Явар Фиеста» или «Фестиваль крови» все еще отмечается, в этом фестивале «Кондоры» борются с быками, а Кондор представляет инки, в то время как бык представляет испанца. [ 30 ]
Собак
[ редактировать ]Инки разводили собак для охоты и массового удара, но редко для религиозных целей. Люди , однако, были гораздо более религиозными основаниями для их потребления собачьего мяса, как в мифологии инков, пария Кака, их бог, был изображен как кормление исключительно собаке после того, как он победил другого Бога, Хуаллалло Кархуинчо, в стычке. В некоторых частях Южной Америки Хуанка называют «Хуанкой». Такое поведение еды собаки было посмотрело свысока в других частях империи. [ 31 ]
Также существует город по имени Альколлакта, или «городский город», который содержит статуи собак и, как полагают, представляет души, которые умерли. Люди часто спасали кости и оставляли их на статуях, чтобы это дало им лучшее положение в загробной жизни.
Считалось, что собаки могут двигаться между жизнью и смертью, а также видят душу мертвых. Кроме того, инки полагали, что несчастные мертвые души могут посещать людей в форме черных собак. Сообщалось, что народ Аймара из Боливии полагал, что собаки были связаны со смертью и инцестом. Они верили, что те, кто умирает, должны пересечь океан к загробной жизни в ухе или на носу черной собаки. Кроме того, некоторые источники сообщают, что женщины, которые спят в одиночестве ночью, были способны быть пропитанными призраками, которые дадут ребенка с собачьими ногами. [ 31 ]
Медведь
[ редактировать ]Несмотря на то, что в Южной Америке есть только один вид медведей (The Spectacled Bear , Tremarctus Ornatus ), история жены и детей медведя является выдающейся историей среди инков. [ 31 ] Андский народ считал, что медведи представляют сексуальные привычки мужчин и женщин, а девочки были предупреждены о «изнасиловании медведя». Эта история подробно описывает медведя, который маскирует себя как человека, который подчиняет девушку и отвезет ее в свою пещеру, где он кормит ее, и заботится о ней. Вскоре после этого она удет в два половину -наполовину детей. С помощью детей эти трое могут избежать пещеры и вернуться в человеческое общество. Дети медведя дают священнику города, который несколько раз пытается убить новичков (отбросив их со зданий, отправляя их в дикую природу, отправляя их в борьбу с офицерами), но только способна убить молодого ребенка-ребенка. [ 31 ] Старший медведь бьет испытания и отправляется в борьбу с проклятой душой, которую он побеждает и спасает от проклятия. Душа дает медведю его имущество и богатство, а теперь полностью выращенный медведь покидает человеческое общество как белый голубь. Эта история может быть истолкована как положение коренных американцев против латиноамериканского общества, в котором они находят их, что становится более правдоподобным, поскольку этот фольклор становится более заметным после испанского завоевания . [ 31 ]
В дополнение к этой истории, наполовину медведя наполовину людей, называемые Укуку, считаются единственным существом, способным принести лед с вершины гор, поскольку у них есть интеллект людей, но сила медведей. Клоуны Укуку можно увидеть на праздновании Корпус -Кристи в Куско, где они подвергаются паломничеству в ближайший ледник и проводят ночь на льду как посвящение мужественности. [ 32 ]
Лисы
[ редактировать ]Лиса, как правило, не имела хорошей репутации среди инков или людей Анд и считалась предзнаменованием. Жертвы перед богами включали различные товары и животных, в том числе люди, но никогда не было, как никогда не включали лисы. Мифология инков содержит ссылки на то, что богов обманывают лисы. В одной встрече божество Кунирая Виракоча была возмущена лисой и заявила, что «что для вас, даже когда вы дергаетесь на расстоянии, люди полностью презирают вас и скажут:« что лиса - вор! ». Когда они убьют вас Они тоже небрежно выбросят вас, и ваша кожа тоже ». [ 33 ] В других повествованиях, как говорят, лиса пыталась украсть луну, но луна обняла лису, что привело к пятнам на Луне. Наконец, Fox все еще играет роль в нынешнем андском обществе, где вост лисы в августе месяце воспринимается как признак удачи. [ 31 ]
Инки имели коренные названия для созвездий, а также межзвездные облака ( темные туманности ), видимые из южного полушария. Лиса (Atoq in guechua) - это название одной темной туманности в Млечном пути, и андские повествования, включая инков, могут относиться к темным туманным, а не к животному.
Предварительные андские верования
[ редактировать ]До основания империи инков в различных областях Перу было несколько других культур с их собственными убеждениями, включая культуры Чавина , Паракаса , Моче и Наска . Дополнительные убеждения до инков можно найти в рукописи Хуарочири , текста 17-го века, который записывает мифы, культуру и убеждения людей в провинции Хуарочири в Западной Андах. [ 34 ]
Одной из наиболее важных фигур в Andean Views Pre-inca является божество создателя Виракоча , которое даже во времена инков было одним из самых важных божеств в пантеоне инков и считается создателем всех вещей, или вещество, из которого все вещи созданы и тесно связаны с морем. [ 35 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- ^ Справочник по мифологии инков Пол Ричард Стил, Кэтрин Дж. Ален
- , Бауэр Брайан Смит
- ^ Бауэр, Брайан (1996). «Легитимизация государства в мифе Inca и ритуале». Американский антрополог . 98 (2): 332. doi : 10.1525/aa.1996.98.2.02a00090 . ProQuest 198096887 .
- ^ Роза, Грег (2008). Мифология инков и другие мифы о Андах . Rosen Publishing Group, Inc.
- ^ Священная горная экспедиция: апрель 2007 г.
- ^ Гос, Питер (2008). Захватчики как предки: о межкультурном изготовлении и разведке испанского колониализма в Андах . Университет Торонто Пресс. п. 14. ISBN 978-0802096173 .
- ^ Картрайт, Марк. «Инков мумии» . Worlhistory.org .
- ^ Heydt-Coca, Magda Von Der (1999). «Когда миры сталкиваются: включение андского мира в новую мировую экономию в колониальный период». Диалектическая антропология . 24 (1): 1–43.
- ^ Стил, Ричард Джеймс (2004). Справочник по мифологии инков . ABC-Clio.
- ^ Jump up to: а беременный в Тухей, Джейсон (июль -сен. 2013). «Кормление горов: священные пейзажи, поклонение гор и жертва в мирах майя и инков». Отзывы в области антропологии . 42 (3): 161–178. doi : 10.1080/00938157.2013.817870 . S2CID 162295781 .
- ^ Jump up to: а беременный Брайан, Penprase (2017). Сила звезд . Хим: Спрингер. С. 81–84. ISBN 978-3-319-52595-2 .
- ^ Классен, Констанс (ноябрь 1990). «Сладкие цвета, ароматные песни: сенсорные модели Анд и Амазонки». Американский этнолог . 17 (4): 722–735. doi : 10.1525/ae.1990.17.4.02a00070 .
- ^ Фаррингтон, Ян (2018). Развитие имперского капитала . Оксфордский справочник инков. п. 71
- ^ Krupp, Edwin (1994). Эхо древнего неба: астрономия потерянных цивилизаций . Издательство Оксфордского университета. С. 44–47.
- ^ Gullberg, SR (2019). «Астрономия инков: горизонт, свет и тень» . Астрономиши Нахрихтен . 340 (1–3). Астрономические примечания: 23–29. Bibcode : 2019an .... 340 ... 23G . doi : 10.1002/asna.201913553 . S2CID 132251616 .
- ^ Мойано, Рикардо (2014). Астрономические наблюдения на инков USHNUS в южных Андах . Лондон: НАСА. п. 189.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Бауэр, Брайан (июнь 1996 г.). «Легитимизация государства в мифе Inca и ритуале». Американский антрополог . 98 (2): 327–337. doi : 10.1525/aa.1996.98.2.02a00090 .
- ^ Перегрин, Петр Н; Эмбер, Эмбер (2007). Энциклопедия предыстории (7 изд.). Бостон: Спрингер. С. 150–194.
- ^ Jump up to: а беременный в Марин-Дейл, Маргарита (2016). Декодирование андской мифологии Солт -Лейк -Сити: Университет Юты Пресс. ISBN 9781607815099 .
- ^ Jump up to: а беременный в Molinié, Antionette (сентябрь 2004 г.). «Воскресение инков: роль индийских представлений в изобретении перуанской нации». История и антропология . 15 (3): 233. doi : 10.1080/0275720042000257467 . S2CID 162202435 .
- ^ Бусанише, Хосе Луис (1965). Аргентинская история . Буэнос -Айрес: Солнечная.
- ^ Грин, Шейн (февраль 2005 г.). «Инки, индиос и индигенство в Перу». NACLA сообщает об Америке . 38 (4): 34–69. doi : 10.1080/10714839.2005.11724499 . S2CID 157493498 .
- ^ Гуллберг, Стивен. «Сравнение темных созвездий Млечного Пути» .
- ^ Флорес-Бланко, Луис (2022). «Реконструирование последовательности периода инков (1470-1532 гг. С.) . Журнал археологической науки: отчеты . 41 : 103247. Bibcode : 2022Jarsr..41j3247f . doi : 10.1016/j.jasrep.2021.103247 . S2CID 244700830 .
- ^ Лур, Питер (1998). Пот солнца, слезы Луны: хроника сокровища инков . Бизоны книги. ISBN 0803279809 .
- ^ Бранка, Доминсио (2021). Куско: профиль андского города . 113: города.
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Гуллберг, Стивен (2019). «Культурная астрономия для вдохновения». Материалы Международного астрономического союза . 15 : 265–268. doi : 10.1017/s1743921321000612 . HDL : 11244/334969 . S2CID 245386633 .
- ^ Стил, Пол Ричард (2004). Справочник по мифологии инков . ABC-Cilo. п. 164.
- ^ Хайфилд, Джонатан (2004). «Мечтает Quipucamayoq: миф и пейзаж в« Темном шуте »Уилсона Харриса» . Атлантические исследования . 1 (2): 196–209. doi : 10.1080/1478881042000270800 . S2CID 161250701 .
- ^ Аргудас, Хосе Мария (2002). Явар Фиеста . Waveland Press. ISBN 1577662458 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Справочник по мифологии инков . Аллен, Кэтрин (в твердом переплете изд.). Санта -Барбара, Калифорния: ABC Clio. 2004. ISBN 1-57607-354-8 .
{{cite book}}
: Cs1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Де Молина, Кристобал (2011). Отчет о баснях и обрядах инков . Остин, Техас: Университет Техасской прессы.
- ^ Саломан, Фрэнк (1991). Рукопись Хуарочири: свидетельство древней и колониальной андской религии . Остин, Техас: Университет Техасской прессы.
- ^ Миллс, Алиса (2005). Мифология: мифы, легенды и фантазии . Глобальная книжная публикация. С. 494–497. ISBN 1740480910 .
- ^ Довер, Роберт В.Х. (1992). Андские космологии во времени: настойчивость и появление. Карибские и латиноамериканские исследования . Издательство Университета Индианы. п. 274. ISBN 0-253-31815-7 .