Jump to content

Ханаанитская религия

(Перенаправлено из ханаанитского божества )

Земля Ханаана , которая включает в себя современные регионы Иордании , Израиля , Палестины , Ливана и Сирии . В то время, когда практиковалась религия ханаанита, Ханаан был разделен на различные городские штаты.

Ханаанитская религия была группой древних семитских религий, практикуемых ханаантами , живущими в древнем леванте, по крайней мере, от раннего бронзового века до первых веков. Ханаанитская религия была политеистической , а в некоторых случаях монолатристикой . На него влияли соседние культуры, особенно древние египетские и мезопотамские религиозные практики. Пантеон возглавлял бог Эль и его супруга Ашеры , с другими значительными божествами, включая Баал , Анат , Астарте и Мот .

Религиозные практики ханаанита включали в себя жертвы животных , почитание мертвых и поклонение божествам через святыни и священные рощи . Религия также показала сложную мифологию , в том числе истории о божественных битвах и циклах смерти и возрождения. Археологические данные, особенно из таких сайтов, как Ugarit , и литературные источники, в том числе угаритные тексты и еврейскую Библию , предоставили большую часть нынешних знаний о ханаанитской религии. Религия оказала значительное влияние на соседние культуры, а затем религиозные традиции, в том числе древнюю израильскую религию и религию финики .

Убеждения

[ редактировать ]

Загробные убеждения и культ мертвых

[ редактировать ]

Ханааниты полагали, что после физической смерти NPШ (обычно переводимый как « душа ») отправился от тела на землю Мот (смерть). Тела были похоронены с могильными товарами , а пожертвования были сделаны погибшим для мертвых, чтобы они не будут беспокоить жизнь. Мертвые родственники были почитаны и иногда их просили о помощи. [ 1 ] [ 2 ]

Космология

[ редактировать ]

Ни одна из записанных таблеток, найденных с 1928 года в городе Хагарита ( уничтожен в C. 1200 г. до н.э. ), не обнаружила космологию . Синтезы практически невозможно без Hierombalus и Philo of Byblos ( ок. 64–141 гг. Н.э. ) через Евсевия , до и после большого греческого и римского влияния в регионе.

Согласно Пантеону, известному в Угарите как «Ильхм ( Элохим ) или дети Эль , предположительно полученные Филоном Библоса из Санчуниатона из Беритуса ( Бейрут ), Создатель был известен как Элион, который был отцом божеств, и в Греческие источники он был женат на Беруте (Бейрут, означающий «город»). Этот брак божественности с городом, казалось бы, также имел библейские параллели с историями связи между Мелкарта и Тира ; Хемош и Моаб ; Танит и Баал Хаммон в Карфагене , Ях и Иерусалиме .

Союз Эль -Элиона и его супруга Ашера будут аналогичны тинам кронуса и реи в греческой мифологии или римском сатурне и операциях .

В ханаанитской мифологии находились горы-близнецы, Таргизизи и Тарумаги, которые удерживают небосворот над земным закрученным океаном, тем самым ограничивая землю. WF Albright Например, говорит, что El Shaddai -это вывод семитского стебля, который появляется в Akkadian Shadû ('Mountain') и Shaddā'û или Shaddû'a ('Mountain Dweller'), одно из имен амурру Полем Филон из Библоса утверждает, что Атлас был одним из Элохима, который явно вписывался в историю Эль Шаддай как «Бога горы (ов)». Гарриет Лацки представила доказательства того, что Шаддай был атрибутом семитской богини, связывающей эпитет с ивритом , «грудью», как «один из груди». Идея о том, что две горы связаны здесь как грудь Земли, довольно хорошо вписывается в кананаанитскую мифологию. Идеи пар гор, кажется, довольно распространены в ханаанитской мифологии. Поздний период этой космологии затрудняет рассказать о том, какое влияние (римский, греческий или иврит), возможно, сообщили о сочинениях Филона.

Мифология

[ редактировать ]

В цикле Баала Баал Хадад бросает вызов и побеждает Ям, используя два волшебных оружия (называемый «водитель» и «преследование»), созданного для него Котаром-ва-хасисом . После этого, с помощью Атирата и Аната, Баал убеждает Эль, чтобы позволить ему дворец. EL утверждается, и дворец построен Kothar-wa-khasis. После того, как дворец построен, Баал выдает громовый рев из окна дворца и бросает вызов. MOT входит в окно и глотает Баала, отправляя его в подземный мир. Никто не дал дождя, в отсутствие Баала есть ужасная засуха. Другие божества, особенно Эль и Анат, расстроены тем, что Баала были доставлены в подземный мир. Анат идет в подземный мир, атакует Мот ножом, размалывает его на куски и рассеивает его повсюду. С победителем MOT, Баал способен вернуться и освежить землю с дождем. [ 3 ]

Список божеств

[ редактировать ]
Баал с поднятой рукой, 14–12 века до н.э., найденный в Рас Шамре (Древний Угарит ), Лувр

Группа божеств в четырехуровневой иерархии, возглавляемой Эль и Ашерной [ А ] [ B ] Поклонялись последователи ханаанитской религии; Это подробный список: [ 6 ]

Практики

[ редактировать ]

Религиозные практики

[ редактировать ]

Археологические исследования на месте рассказывания ES-SAFI обнаружили останки ослов, а также некоторых овец и коз в слоях раннего бронзового века, датируемых 4900 годами назад, которые были импортированы из Египта, чтобы пожертвовать. Один из жертвенных животных, полного осла, был найден под основой здания, что привело к предположениям, что это был «фундамент», помещенный перед строительством жилого дома. [ 29 ]

Считается практически невозможным реконструировать четкую картину ханаанских религиозных практик. Хотя детские жертвы ханаанитами были известны окружающим народам, в древних финикийских или классических текстах нет ссылки. Согласно К.Л. Ноллу, под принуждением военного кризиса, человеческую жертву была принесена божественному покровителю осажденного города, а также жертву военнопленных военному Богу. [ 30 ] Библейское представление о ханаанитской религии всегда негативно. [ 31 ] Рональд Хендель считает, что израильтяне унижают ханаанитскую религию, потому что они хотели отделить себя от своих предков ханаанитов и сформировать новую национальную идентичность. [ 32 ]

Религиозная практика Ханаанита высоко ценила обязанность детей заботиться о своих родителях, причем сыновья были привлечены к ответственности за то, что они погребения и организация поддержания их гробниц. [ 33 ]

Ханаанитские божества, такие как Баал Полюс ашере и стоящие камни или столбы. [ 34 ]

Погребальные обряды

[ редактировать ]

Погребальные обряды сыграли важную роль в ханаанитской религии и включали ритуалы, чтобы почтить память умершего и накормить «npШ» (происхождение ивритского слова ״נפש״ и обычно переводится как душа), когда оно перешло на MOT, земля смерти Полем Ритуалы в честь умершего включали предложения благовоний , воздействий , музыки , пения религиозных песен, а иногда и ритуалов транса, оракулов и некромантии.

Раскопки в Тель -Мегиддо предложили большее представление о похоронных практиках ханаанита. В могилах было обнаружено большое количество винных сосудов, а также сосуды из пчелиного воска, животного жира, оливкового масла, смолы и даже ванили. Эти могильные товары , возможно, использовались как часть погребального застолья, в качестве предложений мертвым, или оба. Кроме того, доказательства употребления опия были обнаружены на «площадке позднего бронзового века на юге Леванта». Наличие могильных товаров может указывать на сходство между практикой ханаанита и древним египетским обычаем предоставления умершим припасами для загробной жизни. [ 35 ]

Ханааниты

[ редактировать ]

В регионе Леванта были населены люди, которые называли землю «Ca-na-na-um» еще в середине второго тысячелетия до н.э. [ 36 ] Существует ряд возможных этимологий для упомянутого слова. Этимология «Ханаан» неизвестна.

В то время как « финикийский » и « ханаан » относятся к той же культуре, археологи и историки обычно относятся к бронзовому веку , до 1200 г. до н.э. левантины, как ханаанцы; и их потомки железного века , особенно те, которые живут на побережье, как феникийцы. Совсем недавно термин Ханаанит использовался для вторичных состояний внутренних веков железного века (включая филистимлян и штаты Израиль и Иуда ) [ E ] [ f ] [ 37 ] Этого не управлялось арамейцы - отдельная и тесно связанная этническая группа. [ 39 ] [ Полная цитата необходима ] ДНК современного арабского и еврейского народа соответствует ДНК древних ханаанцев. [ 40 ]

Ханаанитская религия находилась под сильным влиянием их более могущественных и густонаселенных соседей и демонстрирует явное влияние мезопотамских и египетских религиозных практик. Как и другие люди древних ближневосточных ханаанитских религиозных убеждений были политеистическими : семьи, обычно сосредотачивавшиеся на почитании мертвых в форме семейных богов и богинь, Элохима, одновременно признавая существование других божеств, таких как Баал и Эль, Мот, Мот, Qos, Asherha и Astarte. Короли также сыграли важную религиозную роль, и в некоторых церемониях, таких как Hieros Gamos Нового года , могли быть почитаны как боги. «В центре ханаанитской религии была королевская забота о религиозной и политической легитимности и навязывание божественно рукоположенной юридической структуры, а также крестьянского акцента на рождаемости культур, стада и людей». [ 41 ] [ 42 ]

Роберт Дж. Болинг утверждает, что в Ханаане не было «местного пантеона». Вместо этого ханаанцы избирательно поклонялись «самым важным и интересным божествам» от своих соседей, дали им несколько имен и пропустили их географическое происхождение. Как язык, их боги также различались со временем. Болинг находит это неудивительным, потому что Ханаан был сухопутным мостом между Азией и Африкой, где часто проходил межкультурный обмен. [ 43 ]

Карфаген

[ редактировать ]

Пуническая религия в западном Средиземноморье была прямым продолжением финикийского разнообразия политеистической древней ханаанитской религии. Тем не менее, значительные местные различия развивались на протяжении веков после основания Карфагена и других пунических общин в других местах в Северной Африке , южной Испании, Сардинии , Западной Сицилии и Мальте с 9 -го века до нашей эры. После завоевания этих регионов Римской Республикой в ​​3 -м и 2 -м веках до нашей эры, Пунические религиозные практики продолжались, в некоторых случаях выживая до 4 -го века нашей эры.

Эллинистический период

[ редактировать ]

В течение эллинистического периода , в не еврейских частях Ханаана, греческая религия росла вместе с ранее существовавшими ханаанитскими традициями, а не заменой их. Из древней ханаанитской практики поклонения на открытом воздухе греческий обычай поклонения Зевсу на простом алтаре на вершине горы Ида или Олимпа не мог выглядеть все это странно. Новые мастера давали греческие имена на древние ханаанитские божества. [ 44 ]

Контакт с другими областями

[ редактировать ]

Ханаанитская религия находилась под влиянием его периферической позиции, посредника между Египтом и Месопотамией, чьи религии оказали растущее влияние на ханаанитскую религию. Например, в течение периода Hyksoss установленная на колесницах , когда Мариот, , управляла в Египте, в их столице Авариса египетского Бога , Баал стал ассоциированным с набором (сутья или Сет) и считался идентичным. Иконографически отныне, Баал был показан в короне Нижнего Египта и показан в египетско-подобной позиции, одна нога перед другой. Точно так же Атират (известный ее более поздним ивритовым именем Ашере), Аттарт (известный под ее более поздним греческим именем Астарте) и отныне Анат был изображен в хаторе -подобных египетских париках.

С другой стороны, Джин Ботёро и Джованни Петтинато [ 45 ] утверждали, что Ya of Ebla и более знакомые Yah (или Yahweh ) были связаны с месопотамским богом EA во время Аккадской империи . В середине и позднего бронзового века также оказывают сильное влияние Хурриана и Митаннита на ханаанитскую религию. Хуррианской богине Хебат поклонялась в Иерусалиме , и Баал был тщательно продуман эквивалентным богу Хурриан Шторм Тешуба и богу хеттского шторма, Тархунта . Божества Ханаани, похоже, были почти идентичны по форме и функционированию для соседних арамей на востоке, и Баал Хадад и Эль могут быть различны между более ранними аморитами , которые в конце раннего бронзового века вторглись в Месопотамию .

Внесенный на запад финикийскими моряками, религиозные влияния Ханаани можно увидеть в греческой мифологии , особенно в трехстороннем разделении между олимпийцами Зевсом , Посейдоном и Аидом , отражая разделение между Баалом , Ямсом и Мот , и в истории труд Геркул , отражая истории Тириана Мелкарта , который часто приравнивал к Герацилу. [ 46 ]

Источники

[ редактировать ]

Современные знания о религии ханаани исходят от:

Литературные источники

[ редактировать ]
Руины раскопанного города Рас Шамра, или Угарит

Пока Клод Фа Шефер не начал раскопать в 1929 году в Рас Шамре в северной Сирии (место, исторически известное как Угарит ), и открытие его архива бронзового века глиняных таблеток, написанного в алфавитной клиниформе , [ 48 ] Современные ученые мало знали о каналаанитской религии, так как несколько записей сохранились.

Папирус, по -видимому, был предпочтительной писательской средой, но в то время как в Египте папирус может пережить века в чрезвычайно сухом климате, записи ханаанита просто разлагаются во влажном средиземноморском климате . [ 49 ] В результате счета, содержащиеся в Библии, представляли почти единственные источники информации о древней ханаанской религии. Эта запись была дополнена несколькими второстепенными и третичными греческих источниками: ( Люциан , на сирийской богине фрагменты феникийской истории Филос Библос и писания Дамаскиуса ). Совсем недавно подробное изучение угаритового материала, других надписей из Леванта, а также архива EBLA из Тель-Мардиха, раскопанных в 1960 году совместной итало-сирийской командой, проливает больше света на раннюю религию ханаанитов. [ 49 ] [ 50 ]

Согласно энциклопедии религии , тексты Ugarit представляют собой одну часть более крупной религии, основанной на религиозных учениях Вавилона. Хонаанитские книжники, которые произвели тексты Баала , также были обучены писать в вавилонской клинописи, в том числе шумерские и аккадские тексты каждого жанра. [ 51 ]

Археологические источники

[ редактировать ]

Археологические раскопки в последние несколько десятилетий обнаружили больше о религии древних ханаанитов. [ 39 ] Раскопки города Рас-Шамра текстов глинята (1928 год) и открытие его архива бронзового века алфавитных клинописных обеспечили множество новой информации. Подробное изучение угаритового материала, других надписей из Леванта, а также архива EBLA из Тель-Мардиха, раскопанных в 1960 году совместной итало-сирийской командой, проливает больше света на раннюю религию ханаанита. [ Цитация необходима ]

  1. ^ "Хэнди (1994: 176,177) описывает четыре иерархические уровни в сиропалестинской мифологии. Первый уровень состоит из божества Эль (или его эквивалентов) и ашере. Второй уровень состоит из активных божеств или покровителей, например, Баал. и третий, ремесленные боги, например, Котар-ва-хасис. [ 4 ]
  2. ^ По мнению сиропалестинского восприятия космоса, четырехкратная иерархия божественного царства может быть диаграмма следующим образом: авторитетные божества: el; Активные божества: Баал; Ремесленные божества: Котар; Божества посланника: gpn w ugr [ 5 ]
  3. ^ [Второзаконие 32: 8–9] предполагает, что Яхве , первоначально бог воина из Синай / Паран / Эдом / Тейман, был известен отдельно от ЭЛ в ранней точке раннего Израиля. [ 13 ]
  4. ^ Принимая во внимание, что израильтяне возникли как ханааниты бронзового века, происхождение Яхве является неопределенным (см. Yahweh § Bronze Age Origins ). После введения Яхве (локализованного в Железного века королевствах Израиля (Самария) и Иудеи ) произошел сдвиг в теофорическом именовании, при котором первоначальные и самые древние библейские имена отдают дань Эль (Ишра Эль , Дани Эль , Саму -Эль ,, Миха Эль и т. Д.) Начал быть вытесненным именами, отдающими дань уважения Яхве .
    Марк С. Смит видит в сфере смещения Эль и Яхве как часть процесса, который он описывает как «конвергенцию» в период судей и ранней монархии. Конвергенция видела слияние качеств других божеств и даже самих божеств в Яхве. [ 52 ] Таким образом, Эль стал идентифицированным как имя Яхве, в то время как Ашер перестала быть явной богиней. И атрибуты Эль, Ашера и Баала (в частности, для Баала, его идентификация как бог шторма) ассимилировались в Яхве.
    Некоторые из уникальных аспектов Яхве описаны Смитом как «дифференциацию» в период от 9 -го века до нашей эры до изгнания . Дифференциация выявила и отвергла определенные ханаанитские особенности, то есть баал, детская жертва, ашере, поклонение солнцу и луне, а также культы «высоких мест». [ 53 ]
  5. ^ Древний Израиль и Иудейский не были «общинами веры», отличными от любого из своих соседей, у всех из которых были свои собственные божества. Мы не можем многое знать, каковы были религии этих древних обществ, но книги судей и царей и археологические данные согласны с тем, что большая религиозная практика в этих двух царствах в значительной степени соответствовала местным моделям («Поклоняется балям»). [ 37 ]
  6. ^ Я думаю, Библия не является ни исторической, ни историографической, но и вторичной коллекцией традиций. [ 38 ]
  1. ^ Сегал, Алан Ф. Жизнь после смерти: история загробной жизни в религиях Запада
  2. ^ Аннет Рид (11 февраля 2005 г.). «Жизнь, смерть и загробная жизнь в древнем Израиле и Ханаане» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 мая 2005 года . Получено 1 октября 2014 года .
  3. ^ Уилкинсон, Филип (2009). «Мифы о Угарите» . Мифы и легенды: иллюстрированное руководство по их происхождению и значениям . Дорлинг Киндерсли. С. 158–159. ISBN  978-1405344036 Полем Получено 25 апреля 2024 года .
  4. ^ Эванс, Аннет Х.М. (2007). Монотеизм и Яхве: развитие еврейских идей ангелов: египетские и эллинистические связи, ок. 600 г. до н.э. до ок. 200 до н.э. (докторская диссертация). Университет Стелленбош. п. 291.
  5. ^ Handy, Lowell K. (1994). «Резюме - космическая иерархия» . Среди множества небес: сиропалестинский пантеон как бюрократия . Эйзенбрауны. С. 169–170. ISBN  978-0-931464-84-3 .
  6. ^ Таннен, Труди. «Ханаанитская религия» . Архивировано из оригинала 12 мая 2014 года . Получено 26 декабря 2020 года .
  7. ^ "Атират" . 23 декабря 2020 года . Получено 26 декабря 2020 года .
  8. ^ Гисепи, Роберт. «Ханаанитская культура и религия» . История мира.org . Архивировано из оригинала 8 августа 2017 года . Получено 26 декабря 2020 года . {{cite web}}: Cs1 maint: непредвзятый URL ( ссылка )
  9. ^ "Баал" . Encyclopædia Britannica . Получено 26 декабря 2020 года .
  10. ^ «Экстремисты взорвали храм Баалшамина в Пальмире, на картинках» . Телеграф . 25 августа 2015 года . Получено 26 декабря 2020 года .
  11. ^ Плетение, Хавьер (1979). Пантеон Пальмиры Брилл Архив. п. 1. ISBN  90-04-05987-3 .
  12. ^ Куинн, Бен (1 сентября 2015 г.). «ИГИЛ разрушение Храма Бела Пальмиры раскрыто на спутниковых образах» . Хранитель . Получено 26 декабря 2020 года .
  13. ^ Смит, Марк С. (2002). Ранняя история Бога: Яхве и другие божества в древнем Израиле . Wm. B. Eerdmans Publishing. С. 32f, н. 45. ISBN  978-0-8028-3972-5 .
  14. ^ Горелик, Леонард; Уильямс-Форт, Элизабет; Древние печать и Библия . Международный институт исследований мезопотамского района. п. 32
  15. ^ Дитрих, Манфрид; Лорец, Освальд; Угагатское исследование: Международный ежегодник для античности Сирии-Палестины , том 31. 362
  16. ^ Кан, Са-Мун, Божественная война в Ветхом Завете и на древнем Ближнем Востоке . п. 79
  17. ^ Jump up to: а беременный Джонстон, Сара Айлс (30 ноября 2004 г.). Религии древнего мира: гид . Кембридж: издательство Гарвардского университета. ISBN  0-674-01517-7 .
  18. ^ «предполагаемое, но не надежно засвидетельствовано», согласно [ 17 ] (P335)
  19. ^ Wigins, Steve (2003). Талэй, "Пидрей , Журнал . 29 : 83–1
  20. ^ Botterweck, GJ; Ringgren, H.; Фабри, Х.Дж. (2006). Богословский словарь Ветхого Завета . Тол. 15. Alban Books Limited. п. 24. ISBN  978-0-8028-2339-7 Полем Получено 15 декабря 2014 года .
  21. ^ Уайетт, Ник (19 июля 2005 г.). Там такая божественность заканчивается королем . Эшгейт. п. 104. ISBN  978-0-7546-5330-1 .
  22. ^ «26 религии» . Университет Юты. Архивировано с оригинала 24 февраля 2020 года . Получено 26 декабря 2020 года .
  23. ^ Колер, Кауфманн; Певец, Исидор. "Мелхиседек" . Еврейская энциклопедия . Получено 26 декабря 2020 года .
  24. ^ Гордон, Сайрус Х. (1965). Общий фон греческих и ивритных цивилизаций . Нью -Йорк, Нью -Йорк: библиотека Нортона. п. 171. ISBN  978-0-393-00293-5 .
  25. ^ Ugaritic Text: CTU 1.1 IV 14
  26. ^ «Ракопая сайты, левант на юге» . fas.harvard.edu . Программа Шелби Уайт и Леон Леви. Гарвардский университет. Архивировано с оригинала 29 марта 2014 года . Получено 1 октября 2014 года .
  27. ^ Финкельштейн, Израиль; Silberman, Neil Asher (2001). Библия обнаружила: новое видение археологии древнего Израиля и происхождение его священных текстов . п. 242
  28. ^ Бингер, Тилде. Ашера: Goddeseses в Угарит, Израиле и Ветхом Завете П. 35
  29. ^ Бошстром, Филипп (21 июня 2016 г.). «Археологи, импортированные жертвенные животные из Египта» . Хаарец .
  30. ^ Noll, KL (2007). «Ханаанитская религия». Религия компас. 1: 61-92. https://doi-org.uml.idm.oclc.org/10.1111/j.1749-8171.2006.00010.x
  31. ^ Дэвид Ноэль Фридман; Аллен С. Майерс (31 декабря 2000 г.). Eerdmans Словарь Библии . Амстердамское университетское издательство. п. 214
  32. ^ Хендель, Рональд (2005). Вспоминая Авраама: культура, память и история в еврейской Библии . Издательство Оксфордского университета. С. 3–30. ISBN  978-0-19-978462-2 .
  33. ^ Лоуренс Боадт; Ричард Дж. Клиффорд; Даниэль Дж. Харрингтон (2012). "11". Чтение Ветхого Завета: Введение . Paulist Press.
  34. ^ Брюс С. Берч (1 января 1997 г.). Осия, Джоэл и Амос . Вестминстер Джон Нокс Пресс. С. 33, 56.
  35. ^ Стейнмейер, Натан (9 июня 2023 г.). «Ханаанитские обычаи погребения - первая часть для ушедших» . Библейское археологическое общество . Натан Штейнмейер.
  36. ^ Aubet, Maria E. (1987) [1910]. Феникийцы и Запад . Нью -Йорк, Нью -Йорк: издательство Кембриджского университета. п. 9
  37. ^ Jump up to: а беременный Дэвис, Филипп Р. (1 апреля 2016 г.). «Ранний иудаизм (ы)» . О происхождении иудаизма . Routledge. п. 15. ISBN  978-1-134-94502-3 .
  38. ^ Томпсон, Томас Л. «Взгляд из Копенгагена: Израиль и история Палестины» . Библия и интерпретация . Марк Эллиотт, Патриция Ланди . Получено 15 сентября 2017 года .
  39. ^ Jump up to: а беременный Табб, Джонатан. Ханааниты . Британская музейная пресса.
  40. ^ «ДНК из библейских ханаанцев живет у современных арабов и евреев» . National Geographic . 28 мая 2020 года. Архивировано с оригинала 17 февраля 2021 года . Получено 2 мая 2021 года .
  41. ^ Аннотация, К.Л. Нолл (2007) «Ханаанитская религия», религия компас 1 (1), 61–92 Два : 10.1111/j.1749-8171.2006.00010.x
  42. ^ Москати, Сабатино. Лицо древнего Востока , 2001.
  43. ^ Олбрайт, Уильям Фоксвелл (2018). Яхве и боги Ханаана: исторический анализ двух контрастных верний (1 -е изд.). Эйзенбрауны. ISBN  978-0931464010 .
  44. ^ Halpern-Zylberstein, Marie-Cristine (1990), Finkelstein, Louis; Дэвис, WD (ред.), «Археология эллинистической Палестины» , Кембриджская история иудаизма: Том 2: Эллинистический век , Кембриджская история иудаизма, том. 2, Кембридж: издательство Кембриджского университета, с. 28, ISBN  978-0-521-21929-7 , Получено 19 марта 2023 г.
  45. ^ Петтинато, Джованни (1981). Архивы Эблы: империя, написанная в глине (в Энгите). Гарден Сити, Нью -Йорк: Doubleday. ISBN  0-385-13152-6 . {{cite book}}: Cs1 maint: нераспознанный язык ( ссылка )
  46. ^ Куган, Майкл Д.; Смит, Марк С. (15 марта 2012 г.). Истории из древнего Ханаана, второе издание . Пресвитерианская издательская корпорация ISBN  978-1-61164-162-2 Полем Получено 9 февраля 2017 года .
  47. ^ Ричард, Сюзанна ближневосточная археология: читатель , Eisenbrauns Illustra9ted Edition (1 августа 2004 г.) 978-1-57506–083-5   , с . 343
  48. ^ Шеффер, Клод Ф.А. (1936). «Кьюниформные тексты Рас Шамра ~ Угарит» (PDF) . Лондон: издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала (PDF) 20 сентября 2011 года.
  49. ^ Jump up to: а беременный CDL (CDL)
  50. ^ Hillers DR (1985) «Анализ отвратительного: наше понимание ханаанитской религии» (Еврейский ежеквартальный обзор, 1985)
  51. ^ Энциклопедия религии - библиотека Макмиллана Реф. - Страница 42
  52. ^ Смит, Марк С. Ранняя история Израиля (2 -е изд.). С. 6–13.
  53. ^ Хамфрис, В. Ли (весна 1993). «Обзор ранней истории Бога ». Журнал Американской академии религии . 61 (1): 157–160. JSTOR   1465020 .

Источники

[ редактировать ]
  • Москатти, Сабатино (1968). Мир феникийцев . Феникс / Гигант.
  • Ribichini, Sergio (1997). «Убеждения и религиозная жизнь». В Сабатино, Маоскати (ред.). Феникийцы . Риссоли.
  • Ван дер Тёрн, Карел (1995). Словарь божеств и демонов в Библии . Нью -Йорк, Нью -Йорк: EJ Brill. ISBN  0-8028-2491-9 .
  • Хастоу, Лилина (ред.). «Библиография исследований ханаанита и финики» . Марш
  • Доусон, Тесс (2009). Шепот камня. Натиб Кадиш: современная кананитская религия O Книги. ISBN  978-1-84694-190-0 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f01bb7ee2564484adde7cdce2bb7bb4a__1726794300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/4a/f01bb7ee2564484adde7cdce2bb7bb4a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Canaanite religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)