Аль-Газали
Аль-Газали | |
---|---|
Аль-Газали | |
Заголовок | Худжат аль-Ислам («Доказательство ислама») [1] |
Персональный | |
Рожденный | в. 1058 |
Умер | 19 декабря 1111 г. Тус, Иран, Империя Сельджуков. | (52–53 года)
Религия | ислам |
Эра | Золотой век ислама |
Область | Империя Сельджуков ( Нишапур ) [2] : 292 Аббасидский халифат ( Багдад ) Фатимидский халифат ( Иерусалим )/( Дамаск ) [2] : 292 |
Номинал | сунниты [3] [4] |
Школа | Шафииты |
Крид | Ашари [5] [6] |
Основной интерес(и) | Суфизм , теология ( калам ), философия , логика , шариат , исламская юриспруденция , принципы исламской юриспруденции |
Известные работы | Возрождение религиозных наук , Цели философов , Непоследовательность философов , Алхимия счастья , Умеренность в вере , Краткое изложение юриспруденции имама Шафии , О правовой теории мусульманской юриспруденции |
Мусульманский лидер | |
Под влиянием | |
Под влиянием |
Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад аль-Тусий аль-Газали ( арабский : Мухаммад ат-Туси ٱلْضَالِزَّى ), широко известный как Аль-Газали ( арабский : ٱلْضَضِالِِ) Абу Хамид Мухаммад ибн Великобритания : / æ l ˈ ɡ ɑː z ɑː l i / , [26] США : / ˌ æ l ɡ ə ˈ z ɑː l i , - z æ l - / ; [27] [28] в. 1058 — 19 декабря 1111), известный в средневековой Европе под именем латинизированного Альгазелуса или Алгазеля , был персидским мусульманским эрудитом-суннитом . [29] [30] [31] [32] [33] Он известен как один из самых выдающихся и влиятельных юристов , теоретиков права , муфтиев , философов , теологов , логиков и мистиков в истории ислама . [34] [35] [36] [37]
Его считают муджаддидом XI века . [38] [39] обновитель веры, который, согласно пророческому хадису , появляется раз в 100 лет для восстановления веры исламского сообщества . [40] [41] [42] Произведения Аль-Газали были настолько высоко оценены современниками, что ему было присвоено почетное звание « Доказательство ислама » ( Худжат аль-Ислам ) . [1] -Газали был видным муджтахидом шафиитской Аль школы права . [43]
Большая часть работы Аль-Газали была связана с его духовным кризисом после его назначения главой Университета Низамия в Багдаде, который в то время был самой престижной академической должностью в мусульманском мире. [44] [45] Это привело к его окончательному исчезновению из мусульманского мира более чем на 10 лет, когда он осознал, что предпочел путь статуса и эго Богу. [46] [47] Именно в этот период были написаны многие из его великих произведений. [46] Он считал, что исламская духовная традиция отмирает и что духовные науки, которым обучало первое поколение мусульман, забыты. [48] Эта вера побудила его написать свой выдающийся опус под названием «Ихья улум ад-дин» (« Возрождение религиозных наук »). [49] Среди других его работ « Тахафут аль-Фаласифа » («Непоследовательность философов») является важной вехой в истории философии , поскольку она развивает критику аристотелевской науки, развитую позже в Европе 14-го века. [37]
Биография
[ редактировать ]Аль-Газали родился в ок. 1058 год в Тусе , тогда входившем в состав империи Сельджуков . [50] Он был мусульманским ученым, специалистом по праву, рационалистом и спиритуалистом персидского происхождения. [51] [52] Он родился в Табаране, городе в округе Тус , Хорасан (ныне часть Ирана ), [50] вскоре после того, как сельджуки вошли в Багдад и положили конец шиитскому буиду Амиру аль-умарасу . Это ознаменовало начало влияния Сельджуков на Халифат. В то время как влияние династии Сельджуков росло, Абу Сулейман Дауд Чагри Бег женился на своей дочери Арслан Хатун Хадидже. [53] халифу аль-Каиму в 1056 году. [54] [55] [8]
Посмертная традиция, подлинность которой подвергается сомнению в недавних исследованиях, гласит, что его отец умер в бедности и оставил молодого аль-Газали и его брата Ахмада на попечение суфия . Современник и первый биограф аль-Газали, Абд аль-Гафир аль-Фариси , сообщает лишь, что аль-Газали начал получать инструкции по фикху (исламской юриспруденции) от Ахмада ар-Радхакани, местного учителя, и Абу Али Фармади , Накшбанди. суфия из Туса. [50] : 26–27 Позже он учился у аль-Джувайни , выдающегося юриста и теолога и «самого выдающегося мусульманского учёного своего времени». [50] в Нишапуре , [2] : 292 возможно, после периода обучения в Гургане . После смерти аль-Джувайни в 1085 году аль-Газали покинул Нишапур и присоединился ко двору Низама аль-Мулька , могущественного визиря империи Сельджуков , центр которой, вероятно, находился в Исфахане . Присвоив ему титулы «Блеск религии» и «Выдающийся среди религиозных лидеров», Низам аль-Мульк в июле 1091 года продвинул аль-Газали на «самую престижную и самую сложную» профессорскую должность того времени: Низамийа . медресе в Багдаде . [50]
В 1095 году он пережил духовный кризис, который, как полагают некоторые, был вызван клинической истерией . [56] [57] [58] отказался от карьеры и покинул Багдад под предлогом совершения паломничества в Мекку . Устроив семью, он распорядился своим богатством и вел аскетический образ жизни. По словам биографа Дункана Б. Макдональда, цель воздержания от научной работы заключалась в том, чтобы противостоять духовному опыту и более обычному пониманию «Слова и Традиций». [59] Через некоторое время в Дамаске и Иерусалиме , с посещением Медины и Мекки в 1096 году он вернулся в Тус, чтобы провести следующие несколько лет в узле (уединении). Затворничество заключалось в воздержании от преподавания в государственных учреждениях, но он продолжал публиковаться, принимать посетителей и преподавать в завии (частное медресе) и ханке построенных им (суфийская ложа).
Фахр аль-Мульк , великий визирь Ахмада Санджара , потребовал от аль-Газали вернуться в Низамию в Нишапуре. Аль-Газали неохотно капитулировал в 1106 году, справедливо опасаясь, что он и его учение встретят сопротивление и разногласия. [50] Позже он вернулся в Тус и в 1110 году отклонил приглашение великого визиря сельджукского султана Мухаммеда I вернуться в Багдад. Он умер 19 декабря 1111 года. По словам Абд аль-Гафира аль-Фариси, у него было несколько дочерей, но не было сыновей. [50]
Школьная принадлежность
[ редактировать ]Часть серии о |
Ашаризм |
---|
Фон |
Аль-Газали внес значительный вклад в развитие систематического взгляда на суфизм , его интеграцию и принятие в основной ислам. Будучи знатоком ислама, [60] [61] он принадлежал к шафиитской школе исламской юриспруденции и ашаритской школе богословия . [62] Аль-Газали получил множество титулов, таких как Зайн ад-Дин ( Зайн ад-Дин ) и Худжат аль-Ислам ( Худжат аль-Ислам ). [1] [40] [41] [42]
Его считают ключевым членом влиятельной ашаритской школы ранней мусульманской философии и самым важным опроверженцем мутазилитов . Однако он избрал несколько иную позицию по сравнению с ашаритами. Его убеждения и мысли в некоторых аспектах отличаются от ортодоксальной ашаритской школы. [62] [5] [63]
Работает
[ редактировать ]Всего аль-Газали можно отнести около 70 произведений. [64] [37] [65] Известно также, что он написал фетву против королей Тайфы Аль-Андалуса, объявив их беспринципными, непригодными для правления и что их следует отстранить от власти. Эту фетву использовал Юсуф ибн Ташфин для оправдания своего завоевания Аль-Андалуса. [66]
Непоследовательность философов
[ редактировать ]Книга Аль-Газали XI века под названием Тахафут аль-Фаласифа («Непоследовательность философов»)ознаменовало крупный поворот в исламской эпистемологии . Столкновение со скептицизмом побудило аль-Газали исследовать форму теологического окказионализма , или веры в то, что все причинные события и взаимодействия являются не продуктом материальных связей, а, скорее, непосредственной и настоящей волей Бога.
В следующем столетии Ибн Рушд (или Аверроэс аль-Газали ) составил пространное опровержение « Непоследовательности» , озаглавленное «Непоследовательность непоследовательности» ; однако эпистемологический курс исламской мысли уже был определен. [67] Аль-Газали привел в качестве примера иллюзии независимых причинно-следственных законов тот факт, что хлопок горит при контакте с огнем. Хотя может показаться, что действует закон природы, это происходило каждый раз только потому, что Бог хотел, чтобы это произошло - событие было «прямым продуктом божественного вмешательства, как и любое другое чудо, привлекающее внимание». Аверроэс , напротив, настаивал, что, хотя Бог создал закон природы, людям «более полезно было бы сказать, что огонь вызывает горение хлопка, потому что творение имело закономерность, которую они могли различить». [68] [69] [70]
« Непоследовательность» также ознаменовала поворотный момент в исламской философии в ее яростном неприятии Аристотеля и Платона . Целью книги была Фаласифа , группа исламских философов с 8-го по 11-й века (наиболее известные среди них Авиценна и аль-Фараби ), которые интеллектуально опирались на древних греков .
Влияние книги Аль-Газали до сих пор обсуждается. Профессор арабской и исламской науки Джордж Салиба в 2007 году утверждал, что упадок науки в 11 веке был преувеличен, указывая на продолжающийся прогресс, особенно в астрономии, даже в 14 веке. [71]
Профессор математики Нух Айдын писал в 2012 году, что одной из наиболее важных причин упадка науки в исламском мире была атака Аль-Газали на философов (ученых, физиков, математиков, логиков). Нападки достигли пика в его книге «Непоследовательность» , центральная идея которой — богословский окказионализм — предполагает, что философы не могут дать рациональные объяснения ни метафизическим, ни физическим вопросам. Идея прижилась и свела на нет критическое мышление в исламском мире. [72]
С другой стороны, писатель и журналист Хасан Хасан в 2012 году утверждал, что, хотя научная мысль в исламе действительно была подавлена в 11 веке, главным виновником является не аль-Газали, а Низам аль-Мульк . [73]
Возрождение религиозных наук (Ихья Улум ад-Дин)
[ редактировать ]Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
Исламский портал |
Еще одна из крупных работ аль-Газали — «Ихья Улум ад-Дин» или «Ихьяу Улумиддин» ( «Возрождение религиозных наук »). [74] Оно охватывает практически все области исламских наук: фикх (исламское правоведение ), калам ( теология ) и суфизм . [ нужна ссылка ]
Он состоит из четырех основных разделов: Акты поклонения ( Руб аль-ибадат ), Нормы повседневной жизни ( Руб аль-ададат ), Пути к погибели ( Руб аль-мухликат ) и Пути спасения ( Руб'). аль-мунджият ). Ихья . стала наиболее часто читаемым исламским текстом после Корана и хадисов Его великим достижением было объединение ортодоксальной суннитской теологии и суфийского мистицизма в полезном и всеобъемлющем руководстве по всем аспектам жизни и смерти мусульман. [75] Книга была хорошо принята исламскими учеными, такими как Навави , которые заявили: «Если бы все книги ислама были утеряны, за исключением только Ихьи, было бы достаточно заменить их все». [76]
Алхимия счастья
[ редактировать ]«Алхимия счастья» — это переписанная версия «Возрождения религиозных наук» . После экзистенциального кризиса, заставившего его полностью пересмотреть свой образ жизни и подход к религии, аль-Газали составил «Алхимию счастья» . [77]
Дисциплинирование души
[ редактировать ]Одним из ключевых разделов книги Газали «Возрождение религиозных наук» является «Дисциплинирование души» , в котором основное внимание уделяется внутренней борьбе, с которой каждый мусульманин сталкивается на протяжении своей жизни. [78] Первая глава в первую очередь посвящена тому, как можно развить себя в личность с положительными качествами и хорошими личностными качествами. Вторая глава имеет более конкретную направленность: сексуальное удовлетворение и обжорство . [78] Здесь Газали утверждает, что действительно у каждого человека есть эти желания и потребности, и что хотеть этих вещей естественно. [78] Однако Пророк прямо заявляет, что для человека должна быть золотая середина, чтобы добросовестно практиковать принципы Ислама. Конечная цель, которую Газали представляет не только в этих двух главах, но и во всей книге « Возрождение религиозных наук» , состоит в том, чтобы во всех аспектах души человека была умеренность, равновесие. Эти две главы были 22-й и 23-й главами соответственно в «Возрождении религиозных наук» Газали . [78]
Вечность мира
[ редактировать ]Аль-Газали выработал свое опровержение аристотелевской точки зрения на сотворение мира в «Вечности мира» . Аль-Газали, по сути, формулирует два основных аргумента в пользу того, что он считает кощунственным мыслительным процессом. Центральным в аристотелевском подходе является концепция, согласно которой движение всегда будет предшествовать движению, или, другими словами, сила всегда будет создавать другую силу, и, следовательно, для создания силы на эту силу должна действовать другая сила. [37] Это означает, что по сути время простирается бесконечно как в будущее, так и в прошлое, что, следовательно, доказывает, что Бог не создал Вселенную в один конкретный момент времени. Аль-Газали возражает против этого, сначала заявляя, что если бы мир был создан с точными границами, то в его нынешнем виде не было бы необходимости во времени до сотворения мира Богом. [37]
Решающий критерий отличия ислама от тайного неверия
[ редактировать ]Аль-Газали излагает в книге « Решающий критерий отличия ислама от тайного неверия» свой подход к мусульманской ортодоксальности. Газали отклоняется от зачастую жесткой позиции многих своих современников в тот период и заявляет, что, пока человек верит в Пророка Мухаммеда и самого Бога, существует множество различных способов практиковать ислам и что любая из многих традиций практикуется во благо. вера верующих не должна рассматриваться другими мусульманами как еретическая. [50] Хотя Газали и заявляет, что любой мусульманин, добросовестно исповедующий ислам, не виновен в отступничестве он подчеркивает , в «Критерии» , что существует один стандарт ислама, который более правильный, чем другие, и что тех, кто исповедует веру неправильно, следует побудить к изменять. [50] По мнению Газали, только сам Пророк мог считать верно соблюдающего мусульманина неверным, и его работа была реакцией на религиозные преследования и распри, которые часто происходили в этот период времени между различными исламскими сектами. [50]
Избавление от ошибки
[ редактировать ]Автобиография аль-Газали , написанная в конце своей жизни, Избавление от ошибки المنقذ من الضلال al-Munqidh min al-Dalal ), считается произведением огромной важности. [29] В нем аль-Газали рассказывает, как однажды кризис эпистемологического скептицизма был разрешен «светом, который Всевышний Бог бросил в мою грудь… ключом к большинству знаний» [79] : 66 он изучил и освоил аргументы калама , исламской философии и исмаилизма . Хотя он и ценил то, что было действительно, по крайней мере, в первых двух из них, он решил, что все три подхода были неадекватными и находил высшую ценность только в мистическом опыте и прозрении, которых он достиг в результате следования суфийским практикам. Уильям Джеймс в книге «Разнообразие религиозного опыта » считал автобиографию важным документом для «чисто литературного студента, который хотел бы познакомиться с внутренней стороной других религий, кроме христианской» из-за нехватки записанных личных религиозных исповеданий и автобиографической литературы из этот период вне христианской традиции. [80] : 307
Работает на персидском языке
[ редактировать ]Аль-Газали написал большую часть своих произведений на персидском и арабском языках . Его самая важная персидская работа — «Кимия-йи саадат» («Алхимия счастья»). Это персидская версия аль-Газали «Ихья улум ад-дин » («Возрождение религиозных наук») на арабском языке, но более короткая работа. Это одно из выдающихся произведений персидской литературы XI века. Книга несколько раз издавалась в Тегеране изданием известного иранского ученого Хусейна Хадев-джама. Он переведен на английский , арабский , турецкий , урду , азербайджанский и другие языки. [77]
Еще одним достоверным произведением аль-Газали является так называемая «первая часть» Насихат аль-мулюк (Совет царей), адресованная салджукидскому правителю Хорасана Ахмаду б. Малик-шах Санджар (годы правления 490-552/1097-1157). [81] Текст был написан после официального приема при его дворе в 503/1109 году и по его просьбе. Аль-Газали был вызван в Санжар из-за интриг его оппонентов и их критики сборника его ученика на арабском языке «аль-Манхуль мин таликат аль-усул» («Просеянные заметки по основам»), а также его отказа продолжать преподавание в Санджаре. Низамия Нишапура. После приема аль-Газали, судя по всему, имел частную аудиенцию у Санджара, во время которой он процитировал аят из Корана 14:24: «Разве вы не видели, как Аллах излагает притчу о красивой фразе (существе), подобном прекрасное дерево, корни которого крепки и ветви которого находятся на небесах». Подлинный текст «Насихат аль-мулюк», который на самом деле является официальным посланием с коротким пояснительным примечанием к аль-Манулу, добавленным на фронтисписе. [82]
Большинство других персидских текстов, приписываемых ему с использованием его славы и авторитета, особенно в жанре «Зеркала для князей», представляют собой либо преднамеренные подделки, сфабрикованные с иными целями, либо ложно приписываемые ему компиляции. Самый известный из них – Ай фарзанд (О дитя!). Это, несомненно, литературная подделка, сфабрикованная на персидском языке через одно или два поколения после смерти аль-Газали. Источниками, использованными для подделки, являются два подлинных письма аль-Газали (номер 4 частично и номер 33 полностью); оба появляются в Фазаил аль-анам . [83] Другим источником является письмо, известное как Айния , написанное младшим братом Мухаммеда Мажд ад-Дином Ахмадом аль-Газали (ум. 520/1126) своему знаменитому ученику Айн аль-Кузат Хамадани (492–526/1098–1131); письмо было опубликовано в « Маджмуа-йи атхар-и фарси-йи Ахмад-и Газали» (Сборник персидских сочинений Ахмада Газали). [84] Другое - это собственное письмо Айн аль-Кузата, опубликованное в « Намаха-йи Айн аль-Кузат Хамадани» («Письма Айн аль-Кузат Хамадани»). [85] Позже Ай фарзанд был переведен на арабский язык и стал известен как Айюха аль-валад , арабский эквивалент персидского титула. Самые ранние рукописи с арабским переводом датируются второй половиной 16 века, а большинство остальных - 17 века. [86] Самый ранний известный вторичный перевод с арабского на османский турецкий язык был сделан в 983/1575 году. [87] В наше время текст был переведен с арабского языка на многие европейские языки и бесчисленное количество раз публиковался в Турции под названием Эйюхель-Велед или Эй Огул. [88]
Менее известная «Панд-нама» («Книга советов»), также написанная в жанре литературы советов, представляет собой очень позднее компиляционное письмо неизвестного автора, формально адресованное какому-то правителю и ложно приписываемое аль-Газали, очевидно, потому, что оно состоит из множества заимствованных фрагментов. в основном из различных частей саадата Кимия-йи. [89]
Влияние
[ редактировать ]За свою жизнь Аль-Газали написал более 70 книг по науке, исламскому мышлению и суфизму. [90] [91] [92] [36] [37] [29] [30] [31] [32] [93] Аль-Газали сыграл важную роль в интеграции суфизма с шариатом . Он также был первым, кто представил в своих работах формальное описание суфизма. Его работы также укрепили статус суннитского ислама по сравнению с другими школами. Батиниты исмаилиты ( Низам ) возникли на персидских территориях и приобретали все большую и большую власть в период правления аль-Газали, поскольку аль-Мульк был убит членами исмаилитов. В своей книге «Фадаих аль-Батинийа» ( «Безчестие эзотериков ») аль-Газали объявил их неверующими, чья кровь может пролиться. [94] Аль-Газали удалось добиться широкого признания суфизма в ущерб философии. [95] В то же время в своем опровержении философов он использовал их философские категории и тем самым способствовал их более широкому распространению. [95]
Основой его религиозной философии было утверждение, что Творец является центром всей человеческой жизни и играет непосредственную роль во всех мировых делах. Влияние Аль-Газали не ограничивалось исламом, его работы широко распространялись среди христианских и еврейских ученых и философов. Некоторые из наиболее известных философов и ученых на Западе включают Дэвида Юма , Данте и Св. Фому Аквинского . Моисей Бен Маймон , еврейский богослов, был глубоко заинтересован и увлечен работами аль-Газали. Одним из наиболее заметных достижений Газали были его сочинения и реформа образования, проложившая путь исламского образования с 12 по 19 века. На работы аль-Газали в значительной степени полагались исламские математики и астрономы, такие как Ат-Туси. [96]
Аль-Газали, судя по всем признакам его сочинений, был настоящим мистиком в персидском смысле слова. Он считал себя более мистическим или религиозным, чем философским, однако некоторые ученые более широко считают его ведущей фигурой исламской философии и мысли. Он описывает свой философский подход как поиск истинного знания, более глубокого понимания философского и научного, а также лучшего понимания мистицизма и познания. [97] Период после Газали «ориентировочно был назван Золотым веком арабской философии», начавшийся с успешной интеграции Газали логики в исламской семинарии учебную программу медресе . [98]
Имам Аль-Газали в основном предпочитал хранить свое наследие в своих книгах, поэтому за свою карьеру он написал более 70 книг. » сказано О его книге « Ихья Улум Уддин: Возрождение религиозных наук , что если у человека нет Шейха, то у него есть Ихья. [99] Своими произведениями он до сих пор оказывает влияние на исламских ученых и сообщество. Выдающиеся ученые, такие как шейх Хамза Юсуф , шейх Ибрагим Оси Эфа, доктор Абдул Хаким Мурад ( Тимоти Винтер ), находятся под сильным влиянием его учения. Люди называют его «доказательством ислама». [100]
Количество работ
[ редактировать ]Аль-Газали упомянул количество своих работ «более 70» в одном из писем султану Санджару в последние годы своей жизни. [ нужна ссылка ] Некоторые «пять дюжин» достоверно идентифицируются, а несколько сотен приписываемых работ, многие из которых дублируются из-за разных названий, сомнительны или поддельны.
Традиция ложного приписывания произведений аль-Газали усилилась в 13 веке, после распространения большого корпуса произведений Ибн Араби . [64]
Библиографии были опубликованы Уильямом Монтгомери Уоттом ( «Работы, приписываемые Аль-Газали» ), Морисом Буижем ( «Опыт хронологии произведений Аль-Газали» ) и другими.
Страницы | Содержание |
---|---|
1–72 | произведения определенно написаны аль-Газали |
73–95 | произведения сомнительного происхождения |
96–127 | произведения, которые почти наверняка не являются произведениями аль-Газали |
128–224 | - это названия глав или разделов книг аль-Газали, которые он ошибочно считает |
225–273 | книги других авторов по произведениям аль-Газали |
274–389 | книги других неизвестных ученых/писателей о жизни и личности аль-Газали |
389–457 | название рукописей произведений аль-Газали в разных библиотеках мира: |
Заголовок | Описание | Тип |
---|---|---|
аль-Мункид мин аль-далал | Спасатель от ошибок | Теология |
Документ аль-Хакк | Доказательство истины | Теология |
аль-Иктисад фи аль-итикад | Умеренность в вере | Теология |
Ильям аль-Аввам и Ильхам аль-Калам | Отвлечение простых людей от науки богословских спекуляций | Теология |
аль-максад аль-асна фи шарах асма Аллаху аль-Хусна | Лучшие средства объяснения прекрасных имен Бога | Теология |
Джавахир аль-Коран ва дурарух | Драгоценности Корана и его жемчужины | Теология |
Фейсал аль-Африка Бейн аль-Ислам и аль-Зандака | Критерий различия между исламом и тайным неверием | Теология |
аль-радд аль-джамиль ли-илахийат 'Иса би-сарих аль-Инджиль | Великолепное опровержение божественности Иисуса посредством текста Евангелия | Теология |
Мишкат аль-Анвар [102] | Ниша для Света, комментарий к Стиху Света. | Теология |
Тафсир аль-Якут ат-Та'вил | Теология | |
Весы благотворительности | Критерий действия | суфизм |
Ихьяэ Улум-эд'Дин | Возрождение религиозных наук | суфизм |
Бидаят аль-Хидая | Начало руководства | суфизм |
Хорошая наука | Алхимия счастья [резюме Ихьяул улума на персидском языке ] | суфизм |
Совет Аль-Мулука | Консультирование королей на персидском языке | суфизм |
аль-Мункид мин аль-далал | Спасатель от ошибок | суфизм |
Минхадж аль-Абидин | Методология для верующих | суфизм |
Фадаих аль-Батинийя | Позоры эзотериков, опровержение эзотерического суфизма в целом и исмаилитских доктрин в частности. | суфизм |
Макасид аль Фаласифа | Цели философов, написанные в начале его жизни, в пользу философии и представления основных теорий философии, в основном под влиянием работ Авиценны. | Философия |
Тахафут аль-Фаласифа | «Непоследовательность философов» ), Книга опровергает греческую философию, направленную на Авиценну и аль-Фараби; и о котором Ибн Рушд написал свое знаменитое опровержение «Тахафут ат-Тахафут» ( «Непоследовательность бессвязности» ). | Философия |
Мияр аль-Ильм фи фан аль-Мантик | Критерий познания в искусстве логики | Философия |
Михак ан-Назар фи аль-мантик | Пробный камень рассуждения в логике | Философия |
аль-Кистас аль-Мустаким | Правильный баланс | Философия |
Фатави аль-Газали | Вердикты аль-Газали | Юриспруденция |
аль-ваджиз фи фикх аль-имам аш-шафии | Сжатое в юриспруденции имама Шафии | Юриспруденция |
Книга Тахзиба аль-Исула | Отказ от теории права | Юриспруденция |
аль-Мустасфа фи 'илм аль-Исул | Разъяснение в теории права | Юриспруденция |
Асас аль-Кияс | Основа аналогичных рассуждений | Юриспруденция |
Иерусалимский тракт [103] | Юриспруденция | |
Источники: [104] [105] : 29 |
Экономическая философия
[ редактировать ]Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( апрель 2023 г. ) |
философию аль-Газали На экономическую в первую очередь повлияли его исламские убеждения. Он утверждал, что важность экономической деятельности заключается как в ее выгоде для общества, так и в ее необходимости для спасения. [106]
Он установил три цели экономической деятельности, которые, по его мнению, были частью религиозного долга человека: «достижение самодостаточности для собственного выживания; обеспечение благополучия своего потомства; и обеспечение помощи тем, кто испытывает экономические нужды». [106] Он утверждал, что натуральный образ жизни или образ жизни, обеспечивающий основные потребности только своей семьи, не будет приемлемой практикой для населения в целом из-за пагубных последствий, которые, по его мнению, нанесут на экономику, но он признал, что некоторые люди могут решить вести натуральный образ жизни по собственному желанию ради своего личного религиозного пути. И наоборот, он отговаривал людей покупать или владеть чрезмерными материальными вещами, предполагая, что любые дополнительные заработанные деньги можно направить на обеспечение бедных. [106]
Аль-Газали считал, что введение равенства доходов в обществе не должно быть необходимостью. Вместо этого он призвал людей руководствоваться «духом исламского братства», призывая их охотно делиться своим богатством. Однако он признал, что этот идеал не практикуется повсеместно. По его словам, заработанное богатство может служить двум потенциальным целям. Первый – для собственного блага, который включает в себя поддержание собственного здоровья и здоровья своей семьи, а также заботу о других и участие в действиях, полезных для исламского сообщества. Другой вариант – это то, что аль-Газали назвал бы злоупотреблением, эгоистично тратя деньги на экстравагантные или ненужные материальные блага. [106]
Что касается торговли, аль-Газали обсудил необходимость обмена товарами между близкими городами, а также более крупными границами, поскольку это позволяет большему количеству товаров, которые могут быть необходимы, но еще недоступны, быть доступными большему количеству людей в различных местах. Он признавал необходимость торговли и ее общее благотворное влияние на экономику, но, по его убеждениям, зарабатывание денег таким способом не могло считаться самым добродетельным. Он не поддерживал людей, получающих «чрезмерную» прибыль от своих торговых продаж. [106]
Прием работы
[ редактировать ]По словам Уильяма Монтгомери Уотта , аль-Газали считался муджаддидом ( «Восстановителем») своего времени. [38] [107] Многие, а возможно и большинство, более поздних мусульман с этим согласились, и, по словам Уотта, некоторые даже считали его величайшим мусульманином после Мухаммеда . [38]
В качестве примера исламский ученый аль-Сафади заявил:
Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Ахмад, Доказательство Ислама, Украшение Веры, Абу Хамид ат-Туси (аль-Газали), шафиитский юрист, в последние годы своей жизни не имел соперников. [108]
и юрист аль-Яфии заявил:
Его называли Доказательством Ислама, и он, несомненно, был достоин этого имени, абсолютно заслуживал доверия (в отношении Веры). Сколько он дал нам обобщений, излагающих основные принципы религии: сколько повторений он резюмировал и олицетворял то, что было длинным. Сколько простых объяснений он дал нам того, что было трудно понять, с краткими пояснениями и ясным решением сложных проблем. Он проявлял умеренность, был тихим, но решительным, чтобы заставить противника замолчать, хотя его слова были подобны острому удару меча, когда он опровергал клеветника и защищал прямой путь руководства. [109]
Шафиитский юрист аль-Субки заявил:
«Если бы после Мухаммеда был пророк, аль-Газали был бы этим человеком». [110] [111]
Также широко известный суннитский ученый аль-Захаби , восхваляя аль-Газали, писал: «Аль-Газзаали, имам и шейх, выдающийся ученый, Худжат аль-Ислам, чудо своего времени, Зайн ад-Дин Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Ахмад аль-Туси аль-Шафаи аль-Газзаали, автор многих книг и человек, обладающий исключительным интеллектом. Он изучал фикх в своем городе, а затем переехал в Нисапур в компании одного человека. Группа студентов Он остался с Имамом аль-Харамайном и за короткий период приобрел глубокие познания в фикхе. Он стал хорошо разбираться в ильм аль-каламе и дебатах, пока не стал лучшим спорщиком». [112]
Ибн Рушд ( Аверроэс ), рационалист, как известно, ответил, что «сказать, что философы бессвязны, — значит сделать бессвязное заявление». [ нужна ссылка ] В книге Рушда «Непоследовательность несогласованности » была предпринята попытка опровергнуть взгляды аль-Газали, но эта работа не была хорошо принята в мусульманском сообществе. [113]
По словам историка Фираса Альхатиба: «Когда кто-то читает работы Имама аль-Газали на очень поверхностном уровне, можно легко неправильно понять то, что он говорит, как антинаучное в целом. Правда, однако, заключается в том, что единственное предупреждение аль-Газали студентам заключается в том, чтобы не полностью принимать все убеждения и идеи ученого только из-за его достижений в области математики и естественных наук. Выпуская такое предупреждение, аль-Газали фактически защищает научное предприятие для будущих поколений, изолируя его от смешения с теоретическими. философия, которая могла бы в конечном итоге разбавить саму науку областью, основанной только на предположениях и рассуждениях». [114]
Ученые-востоковеды считали Аль-Газали причиной упадка научного прогресса в исламе из-за его опровержения новой философии своего времени. Он якобы видел опасность в заявлениях философов о том, что Бог не всезнающ или даже не существует, что сильно противоречило его консервативным исламским убеждениям. [114] Однако эта позиция была оспорена. [115] [116] Следующее заявление аль-Газали было описано как свидетельство того, что он не был против научного прогресса: «Воистину велико преступление против религии, совершенное каждым, кто полагает, что ислам следует защищать путем отрицания математических наук». [66] Это предложение, источник которого в цитируемой книге не указан, взято из книги « Избавление от заблуждения» . [117] Газали не имеет в виду, что пренебрежение изучением математики было бы преступлением против науки или разума, а то, что отказ от нее является преступлением против религии. Его цель не в том, чтобы способствовать изучению математики, а в том, чтобы осудить подход, заключающийся в том, чтобы рассматривать их как соперников религии. По его мнению, религии нечего их бояться, потому что они не занимаются одними и теми же предметами. Осудить изучение математики из опасения, что оно поставит под угрозу религию, значит неправильно определить место каждой из них. Это поясняется следующей фразой: «Ибо явленный Закон нигде не берется отрицать или утверждать эти науки, и последние нигде не обращаются к религиозным вопросам. [117] «Через несколько страниц [118] он пишет, что книги философов должны быть запрещены, - он определяет философию как состоящую из шести ветвей: математической, логической, физической, метафизической, политической и моральной. [119] Аль-Газали оказал заметное влияние на Ибн Рушда . [10] Айн аль-Кузат Хамадани , [11] ан-Навави , [13] Ибн Тумарт , [14] Фахруддин Рази , [16] Суюти , [17] Тан Малакка , [18] Фома Аквинский , [120] [19] Дэвид Хьюм , [21] Сайф ад-Дин аль-Амиди , [22] Асад Майхани , [23] Али аль-Кари , [24] Мухаммад ибн Яхья аль-Джанзи . [25]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Джанин, Хант (2005). Стремление к обучению в исламском мире . МакФарланд. п. 83. ИСБН 0786419547 .
- ^ Перейти обратно: а б с Гриффель, Фрэнк (2006). Мери, Йозеф В. (ред.). Средневековая исламская цивилизация: энциклопедия . Нью-Йорк: Рутледж . ISBN 978-0415966900 .
- ^ Мери, Йозеф В.; Бахарах, Джер Л. (2006). Средневековая исламская цивилизация: АК . Тейлор и Фрэнсис . п. 293. ИСБН 978-0415966917 .
- ^ Бёверинг, Герхард; Кроун, Патрисия (2013). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета . п. 191. ИСБН 978-0691134840 .
Газали (ок. 1058–1111) Абу Хамид Мухаммад б. Мухаммад аль-Газали ат-Туси («Доказательство ислама») — самый известный суннитский богослов периода сельджуков (1038–1194).
- ^ Перейти обратно: а б AC Браун, Джонатан (2009). Хадис: Наследие Мухаммеда в средневековом и современном мире (Основы ислама) . Публикации Oneworld . п. 179. ИСБН 978-1851686636 .
- ^ Лиман, Оливер (2006). Коран: Энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис . стр. 100-1 84 . ISBN 978-0415326391 .
- ^ Смит, Маргарет (1936). «Предтеча Аль-Газали» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 68 (1): 65–78. дои : 10.1017/S0035869X00076358 . JSTOR 25182038 . S2CID 163151146 .
- ^ Перейти обратно: а б «Учителя имама Газали: сайт аль-Газали» . www.ghazali.org .
- ^ https://phm.znu.ac.ir/article_19567.html?lang=en.
- ^ Перейти обратно: а б Гриффель 2009 , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б Гриффель 2009 , с. 81.
- ^ Норман Колдер (22 марта 2010 г.). Исламская юриспруденция в классическую эпоху . Издательство Кембриджского университета . п. 88. ИСБН 9781139485715 .
- ^ Перейти обратно: а б Гриффель 2009 , с. 76.
- ^ Перейти обратно: а б Гриффель 2009 , с. 77.
- ^ Маренбон, Джон (2007). Средневековая философия: историко-философское введение . Рутледж . п. 174 . ISBN 978-0-415-28113-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Гриффель 2009 , с. 75.
- ^ Перейти обратно: а б Эндрю Риппин, «Блэквеллский компаньон Корана», стр. 410. ISBN 1405178442
- ^ Перейти обратно: а б «Влияние исламской мысли на Маймонида» . Стэнфордская энциклопедия философии . 30 июня 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б Генрихс, Карин; Осер, Фриц (12 июня 2013 г.). Теренс Ловат, Справочник по моральной мотивации: теории, модели, приложения . Спрингер. п. 257. ИСБН 978-9462092754 .
- ^ «Мусульманская философия» . Исламский вклад в науку и математику, netmuslims.com . Архивировано из оригинала 29 октября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс Роберт Браун, «Философия науки: ключевые мыслители», с. 159. ISBN 1441142002
- ^ Перейти обратно: а б Сайф Дин аль-Амиди , Стэнфордская энциклопедия философии, 18 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гриффель 2009 , с. 71.
- ^ Перейти обратно: а б Айн аль-Ильм ва Зайн аль-Хильм, Мукадимма, стр. 1
- ^ Перейти обратно: а б Гриффель 2009 , с. 74.
- ^ «Газали» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз . Проверено 29 июня 2019 г.
- ^ «Аль-Газали» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз . Проверено 29 июня 2019 г.
- ^ «Газали, аль-» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 29 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Бёверинг, Герхард. «ШАЗАЛЕ» . Энциклопедия Ираника . Проверено 17 декабря 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дух творчества: основные механизмы творческих достижений «Персидский эрудит Аль-Газали опубликовал несколько трактатов...».
- ^ Перейти обратно: а б http://www.ibe.unesco.org/sites/default/files/ghazalie.pdf « Аль-Газали родился в 1058 году нашей эры (450 г. хиджры) в городе Тус в Хорасане или недалеко от него в персидской семье со скромным достатком. ... »
- ^ Перейти обратно: а б Этика самоубийства: исторические источники «Уроженец Хорасана, персидского происхождения, мусульманский богослов, суфийский мистик и философ Абу Хамид Мухаммад аль-Газали является одной из величайших фигур исламской религиозной мысли...».
- ^ Блох, Эрнст (2019). Авиценна и аристотелевские левые . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . п. 77. ИСБН 9780231175357 .
Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад аль-Газали (ок. 1058–1111) был персидским философом-антирационалистом и теологом.
- ^ Бануазизи, Али; Вайнер, Майрон (март 1994 г.). Политика социальных преобразований в Афганистане, Иране и Пакистане . Издательство Сиракузского университета . п. 108. ИСБН 9780815626091 .
- ^ «Газали, аль-» . Колумбийская энциклопедия . Проверено 17 декабря 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Адамец, Людвиг В. (2009). Исторический словарь ислама . Пугало Пресс . п. 109. ИСБН 978-0810861619 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гриффель, Фрэнк (2016). «Аль-Газали». В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Зима 2016 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета .
- ^ Перейти обратно: а б с Уильям Монтгомери Уотт, Аль-Газали: мусульманский интеллектуал , с. 180. Эдинбург : Издательство Эдинбургского университета , 1963.
- ^ Росмизи, Мохд; Юсель, Салих (2016). «Муджаддид своего времени: Аль-Газали и его внутреннее духовное путешествие» . УМРАН — Международный журнал исламских и цивилизационных исследований . 3 (2): 1–12. дои : 10.11113/umran2016.3n2.56 . ISSN 2289-8204 .
- ^ Перейти обратно: а б Смит, Джейн И. (19 ноября 2009 г.). Ислам в Америке . Издательство Колумбийского университета. п. 36. ISBN 978-0231519991 .
- ^ Перейти обратно: а б Дахаби, Продам, 4.566
- ^ Перейти обратно: а б Окстоби, Уиллард Гердон (1996). Издательство Оксфордского университета . п. 421.
{{cite book}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Аль Бейрави, Абу Исмаил (12 апреля 2016 г.). Очерки иджтихада в XXI веке . Создать пространство . п. 35. ISBN 9781539995036 .
- ^ Джозеф Э.Б. Лумбард, Ислам, фундаментализм и предательство традиций: очерки западных мусульманских ученых, стр. 90. ISBN 0941532607
- ↑ Джордж Макдиси, Рост количества колледжей , стр. 27.
- ^ Перейти обратно: а б Наср, Сейед Хосейн (2014). «Счастье и достижение счастья: исламская перспектива». Журнал права и религии . 29 (1): 76–91 [80]. дои : 10.1017/мл.2013.18. JSTOR 24739088.
- ^ «Поворотный момент Аль-Газали: о сочинениях о его личном кризисе» . www.ghazali.org . Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ Бёверинг, Герхард; Кроун, Патрисия; Мирза, Махан; Кади, Вадад; Заман, Мухаммад Касим; Стюарт, Девин Дж. (2013). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета . п. 191. ИСБН 978-0691134840 – через Google Книги .
- ^ Сонн, Тамара (10 октября 1996 г.). Интерпретация ислама: исламская интеллектуальная история Бандали Джаузи . Издательство Оксфордского университета . стр. 30 . ISBN 9780195356564 .
Газали Возрождение ихья.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Гриффель, Фрэнк (2009). Философское богословие Аль-Газали . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780195331622 .
- ^ Фонд, Энциклопедия Ираника. «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» . iranicaonline.org . Проверено 7 марта 2024 г.
Человек персидского происхождения Хазали (вариант имени Хаззали; средне-латинская форма — Альгазель; почетный титул Ходжат-аль-Ислам («Доказательство ислама») родился в Тусе в Хорасане в 450/1058 году и вырос как сиротой вместе со своим младшим братом Ахмадом Хазали (ум. 520/1126; см.).
- ^ Рахман, Юсель (2016). Муджаддид своего времени .
- ^ Босворт, CE (1968). «Политическая и династическая история иранского мира». В Бойле, Дж. А. (ред.). Кембриджская история Ирана . Том. 5. Издательство Кембриджского университета . п. 48.
- ^ Босворт, CE (1970). «Дайлами в Центральном Иране: Какуиды Джибала и Йезда» . Иран . 8 (1): 73–95 [с. 86]. дои : 10.2307/4299634 . JSTOR 4299634 .
- ^ Смит, Маргарет (1936). «Предтеча Аль-Газали» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 68 (1): 65–78. дои : 10.1017/S0035869X00076358 . JSTOR 25182038 . S2CID 163151146 .
- ^ Абу Хамид б. Мухаммад б. Мухаммад б. Мухаммад аль-Газзали, «аль-Мункид мин аль-Халал» в Маджмуа Расаил аль-Имам аль-Газали . Эд. Ахмад Шамс ад-Дин (Бейрут: Дар аль-Кутуб аль-Ильмийя, 1988), 29, 60
- ^ Жак Лакан, «Некоторые размышления об эго» в Международном журнале психоанализа , 1953, № 34, 13. (презентация, Британское психоаналитическое общество, Лондон, 2 мая 1951 г.)
- ^ Овидио Салазар, Аль-Газали: Алхимик счастья (2004; Лондон: Matmedia Productions, 2006), DVD.
- ^ Николсон, Рейнольд Аллейн. (1966). «Литературная история арабов». Лондон: Издательство Кембриджского университета. п. 382.
- ^ Мери, Йозеф В.; Бахарах, Джер Л. (2006). Средневековая исламская цивилизация: АК . Тейлор и Фрэнсис. п. 293. ИСБН 978-0415966917 .
- ^ Бёверинг, Герхард; Кроун, Патрисия (2013). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета. п. 191. ИСБН 978-0691134840 .
Газали (ок. 1058–1111) Абу Хамид Мухаммад б. Мухаммад аль-Газали ат-Туси («Доказательство ислама») — самый известный суннитский богослов периода сельджуков (1038–1194).
- ^ Перейти обратно: а б Р.М. Франк, Аль-Газали и школа ашаритов , Duke University Press, Лондон, 1994 г.
- ^ Лиман, Оливер (2006). Коран: Энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис . стр. 100-1 84 . ISBN 978-0415326391 .
- ^ Перейти обратно: а б «около пяти десятков подлинных произведений, в дополнение к которым в мусульманской библиографической литературе цитируется около 300 других названий произведений неопределенного, сомнительного или ложного авторства, многие из которых дублируются из-за разных названий. [...] Уже Эбн Тофайл (ум. 581/1185, см.) заметил, что Хазали писал для разной аудитории, простых людей и элиты (стр. 69-72), а сам Хазали завершил довольно умеренный богословский трактат «Эльджам аль-авамман эльм аль-калам» отстранение простых людей от богословия» в последний месяц перед смертью» Энциклопедия Ираника .
- ^ Бёверинг, Герхард; Кроун, Патрисия; Мирза, Махан; Кади, Вадад; Заман, Мухаммад Касим; Стюарт, Девин Дж. (2013). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета . п. 191. ИСБН 978-0691134840 – через Google Книги .
- ^ Перейти обратно: а б Альхатиб, Фирас (15 ноября 2017 г.). Утерянная исламская история: возвращение мусульманской цивилизации из прошлого . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-84904-977-1 – через Google Книги .
- ^ Крейг, Уильям Лейн (2001). Космологический аргумент от Платона до Лейбница . Юджин, Орегон: Wipf and Stock . п. 89. ИСБН 978-1579107871 .
- ^ Кадри, Садакат (2012). Рай на Земле: путешествие по законам шариата из пустынь Древней Аравии. Макмиллан. стр. 118–9. ISBN 9780099523277 – через Google Книги .
- ↑ Аргументы аль-Газали см. в «Непоследовательность философов» . Перевод Майкла Э. Мармуры. 2-е изд., Прово, Юта, 2000, стр. 116–7.
- ^ Ответ Ибн Рушда см. Халид, Мухаммад А., изд. (2005). Средневековые исламские философские сочинения . Кембридж Великобритания. п. 162.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Многие востоковеды утверждают, что «Тахафут» Газали ответственен за эпоху упадка науки в мусульманском мире. Это их ключевой тезис, когда они пытаются объяснить научную и интеллектуальную историю исламского мира. Кажется, это наиболее широко признанный тезис. Взгляд на этот вопрос не только в западном мире, но и в мусульманском мире Джордж Салиба, профессор арабской и исламской науки в Колумбийском университете, специализирующийся на развитии астрономии в исламской цивилизации, называет эту точку зрения «классическим повествованием». (Салиба, 2007)».
- ^ Айдын, Нух. «Уничтожил ли аль-Газали науку в исламе?» . Архивировано из оригинала 30 апреля 2015 г. Проверено 23 февраля 2014 г.
- ^ Хасан, Хасан (9 февраля 2012 г.). «Как до сих пор не дает покоя упадок мусульманской научной мысли» . Национальный .
- ^ Сонн, Тамара (10 октября 1996 г.). Интерпретация ислама: исламская интеллектуальная история Бандали Джаузи . Издательство Оксфордского университета. стр. 30 . ISBN 9780195356564 .
Газали Возрождение ихья.
- ^ Хант Джанин, Стремление к обучению в исламском мире 610-2003, стр. 83. ISBN 0786429046
- ^ Ламбард, Джозеф Э.Б. (2004). Ислам, фундаментализм и предательство традиций: очерки западных мусульманских ученых . Мировая мудрость. п. 291. ИСБН 0941532607 .
- ^ Перейти обратно: а б Переведено на английский Мохаммедом Асимом Билалом и доступно на archive.org.
- ^ Перейти обратно: а б с д Зима, Ти Джей (2016). Аль-Газали о дисциплинировании души и о преодолении двух желаний . Исламское текстовое общество.
- ^ Маккарти, Ричард Джозеф (1980). Свобода и реализация: «Аль-Мункиз мин ад-Далал» и другие соответствующие произведения . Бостон: Туэйн. ISBN 978-0805781670 .
- ^ Джеймс, Уильям (2012). Брэдли, Мэтью (ред.). Разнообразие религиозного опыта . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780199691647 .
- ^ «САНДЖАР, Ахмад б. Малекшах» . 11 августа 2020 г.
- ^ Персидский писатель Газали ба нам-и Фазаил аль-анам мин расил Худжат аль-Ислам, изд. Аббас Икбал Аштияни, Тегеран, 1954, стр. 11-12
- ^ Персидский писатель Газали ба нам-и Фазаил аль-анам мин расил Худжат аль-Ислам, изд. Аббас Икбал Аштияни, Тегеран, 1954, стр. 13–23, 83–85
- ^ Маджмуа-йи Атар-и Перси-йи Ахмад-э Газали, изд. А. Муджахид, Тегеран, 1979, 2-е изд., Тегеран, 1991, стр. 191–238
- ^ Намаха-йи Айн аль-Кузат Хамадани, изд. Али Наки Монзави и Афиф Усайран, 2 тома, Тегеран, 1983, II, стр.103, вып.
- ^ Джордж Генри Шерер, Айюхал-валад Аль-Газали, доктор философии. дисс., Чикагский университет, 1930; Бейрут, 1933, с. 27
- ^ Хилми Зия Юлкен, турецкие переводы некоторых произведений Газали. Les traductions en Turc de somes livres d'al-Ghazali, Журнал теологического факультета Университета Анкары, 9/1, 1961, стр. 61
- ^ Гюнайдин, Переводы Газали: попытка библиографии для периода Османской империи и после 1928 года, Диван: Журнал междисциплинарных исследований 16, 2011, стр. 70-73
- ^ «Кимиа-Йе Саадат» . 29 июня 2021 г.
- ^ Смит, Маргарет (1936). «Предтеча Аль-Газали». Журнал Королевского азиатского общества : 65–78.
- ^ Бануазизи, Али; Вайнер, Майрон (март 1994 г.). Политика социальных преобразований в Афганистане, Иране и Пакистане . Издательство Сиракузского университета . п. 108. ИСБН 9780815626091 .
- ^ «Газали, аль-» . Колумбийская энциклопедия . Проверено 17 декабря 2012 г.
- ^ Блох, Эрнст (2019). Авиценна и аристотелевские левые . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 77. ИСБН 9780231175357 .
Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад аль-Газали (ок. 1058–1111) был персидским философом-антирационалистом и теологом.
- ^ Аданг, Камилла; Ансари, Хасан; Фиерро, Марибель (2015). Обвинения в неверии в ислам: диахронический взгляд на такфир . Брилл . п. 19. ISBN 9789004307834 . Проверено 25 декабря 2020 г. - через Google Книги .
- ^ Перейти обратно: а б Селлс, Майкл Энтони (1996). Ранний исламский мистицизм: суфий, Коран, Мирадж, поэтические и теологические сочинения . Нью-Йорк: Паулист. ISBN 9780809136193 – через Google Книги .
- ^ «АЛЬ-Газали» (PDF) . Ежеквартальный обзор сравнительного образования . 23 : 3–4.
- ^ Лучакова-Шварц, Ольга (2011). «Самость и мир: Веданта, суфизм и досократика с феноменологической точки зрения». Феноменология/онтопоэз, восстанавливая геокосмические горизонты древности . Дордрехт: Springer Нидерланды. стр. 423–438. дои : 10.1007/978-94-007-1691-9_33 . ISBN 9789400716902 .
- ^ «Газали успешно внедрил логику в медресе (хотя она изучалась и в других местах (Endress 2006)). То, что произошло с ней после этого, было результатом деятельности логиков, гораздо более одаренных, чем Газали. Этот период предположительно был назван Золотым веком арабской философии (Гутас 2002). Именно в этот период, и особенно в тринадцатом веке, были внесены основные изменения в охват и структуру логики Авиценны. Трактаты по логике Было замечено, что тринадцатый век был временем, когда «логика на арабском языке была полностью отделена от текстовой экзегезы, возможно, в большей степени, чем когда-либо до или после» (Эль-Руайхеб 2010b: 48–49). Многие из основных учебников по преподаванию логики в последующие века относятся к этому периоду [...] Несмотря на всю его историческую важность в процессе внедрения логики в медресе, логика, которую защищал Газали, была слишком разбавленной, чтобы ее можно было распознать как Фарабианскую или Авиценнановую. ." Стрит, Тони (23 июля 2008 г.). «Арабская и исламская философия языка и логики» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 5 декабря 2008 г.
- ^ История Имама Газали (справа) , получено 29 декабря 2023 г.
- ^ Кто такой Имам Аль-Газали (р) | Доказательство ислама | Шейх Хамза Юсуф , получено 29 декабря 2023 г.
- ^ А. Бадави, Муаллафат аль-Газали , 2 тома. (Каир, 1961).
- ^ Хесова, Зора (2012). «Понятие освещения в перспективе Мишката Аль-Анвара Газали» . Журнал исламской мысли и цивилизации . 2 (2): 65–85. дои : 10.32350/jitc.22.04 . S2CID 188876050 .
- ↑ По настоянию своих учеников в Иерусалиме аль-Газали написал краткое изложение ислама. Халиди, Валид (1984). До их диаспоры: фотографическая история палестинцев, 1876–1948 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Институт палестинских исследований. ISBN 978-0887281433 . Архивировано из оригинала 02 марта 2018 г. Проверено 17 декабря 2012 г.
- ^ «Указатель Мишкат аль-Анвар аль-Газали» . www.ghazali.org .
- ↑ По настоянию своих учеников в Иерусалиме аль-Газали написал краткое изложение ислама. Халиди, Валид (1984). Перед их диаспорой: фотографическая история палестинцев, 1876–1948 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Институт палестинских исследований. ISBN 978-0887281433 . Архивировано из оригинала 02 марта 2018 г. Проверено 17 декабря 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Газанфар, Шейх Мохаммед; Ислахи, Абдул Азим (1997). Экономическая мысль Аль-Газали (PDF) . Серия исследований исламской экономики, Университет короля Абдель Азиза. Джидда, Саудовская Аравия: Научно-издательский центр Университета короля Абдель Азиза. п. 13. ISBN 978-9960-06-574-8 .
- ^ Росмизи, Мохд; Юсель, Салих (2016). «Муджаддид своего времени: Аль-Газали и его внутреннее духовное путешествие» . УМРАН — Международный журнал исламских и цивилизационных исследований . 3 (2): 1–12. дои : 10.11113/umran2016.3n2.56 . ISSN 2289-8204 .
- ^ аль-Вафа бил вафайят, стр. 274 – 277. См. также Табакат аш-Шафия, субки, 4, 101.
- ^ Маргарет Смит, Аль-Газали, Мистик, с. 47
- ^ Табакат аш-Шафия аль-Кубра, Каир, 1324/1906, Том. IV, с. 101
- ^ Маргарет Смит, Аль-Газали, Мистик, с. 48
- ^ ад-Захаби. Сияр А'лям ан-Нубала . Том. 9. Ливан:Дар аль-Хадис. п. 323.
- ^ Менокал, Мария Роза (29 ноября 2009 г.). Украшение мира: как мусульмане, евреи и христиане создали культуру толерантности в средневековой Испании . Маленький, Браун. ISBN 9780316092791 – через Google Книги .
- ^ Перейти обратно: а б «Аль-Газали и возрождение исламской науки» . 22 мая 2013 года. Архивировано из оригинала 30 июня 2017 года . Проверено 27 мая 2013 г.
- ^ Джамиль Рагеп (февраль 2008 г.). «Когда умерла исламская наука (и кого это волнует)?» (PDF) . Точка зрения . № 85 . Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ Салиба, Джордж (2007). Исламская наука и становление европейского Возрождения . МТИ Пресс . ISBN 9780262195577 – через Google Книги .
- ^ Перейти обратно: а б Аль-Газали. Избавление от ошибки [ постоянная мертвая ссылка ] , с. 9, §41.
- ^ Аль-Газали. Избавление от ошибки [ постоянная мертвая ссылка ] , § 59, с. 13.
- ^ Аль-Газали. Избавление от заблуждения , § 36, с. 8.
- ^ Мусульманская философия. Архивировано 29 октября 2013 г. в Wayback Machine , «Исламский вклад в науку и математику», netmuslims.com.
Источники
[ редактировать ]- Хак, Эмбер (2004). «Психология с исламской точки зрения: вклад первых мусульманских ученых и проблемы современных мусульманских психологов». Журнал религии и здоровья . 43 (4): 357–377. дои : 10.1007/s10943-004-4302-z . S2CID 38740431 .
- Сэвидж-Смит, Эмили (1995). «Отношение к вскрытию в средневековом исламе». Журнал истории медицины и смежных наук . 50 (1): 67–110. дои : 10.1093/jhmas/50.1.67 . ПМИД 7876530 .
- Абд Рахман, Мохд Росмизи Бин; Юсель, Салих (2016). «Муджаддид своего времени: Аль-Газали и его внутреннее духовное путешествие» . Умран . 3 (2). дои : 10.11113/umran2016.3n2.56 .
- Саритопрак, Зеки (2018). «Аль-Газали». Исламская духовность: теология и практика для современного мира . дои : 10.5040/9781474297820.0013 . ISBN 978-1-4725-7204-2 .
- Пэрротт, Джастин (2017). «Аль-Газали и золотое правило: этика взаимности в произведениях мусульманского мудреца» . Журнал религиозной и теологической информации . 16 (2): 68–78. дои : 10.1080/10477845.2017.1281067 . S2CID 171854695 .
- Смит, Маргарет (1936). «Предтеча аль-Газали». Журнал Королевского азиатского общества (1): 65–78. JSTOR 25182038 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Макдональд, Дункан Б. (1899). «Жизнь аль-Газали», в журнале Американского восточного общества . 20, с. 122 кв.
- Лауст, Х.: Политика Газали , Париж, 1970 г.
- Кампанини, М.: Аль-Газали , в Сейеде Хоссейне Насре и Оливере Лимане , История исламской философии, 1996 г.
- Кампанини, Массимо, Газали, в книге «Мухаммед в истории, мысли и культуре: Энциклопедия Пророка Божьего» (2 тома), под редакцией К. Фитцпатрика и А. Уокера, Санта-Барбара, ABC-CLIO, 2014. ISBN 1610691776
- Ватт, ВМ: Мусульманский интеллектуал: исследование аль-Газали , Эдинбург, 1963 г.
- Цвемер, С.М. Мусульманин, ищущий Бога , Нью-Йорк, 1920 г.
- Накамура, К. «Аль-Газали», Философская энциклопедия.
- Дуган, А. Взгляд: внутреннее учение « Мишкат аль-Анвар» («Ниша для огней») Абу Хамида Мухаммада аль-Газали. Абдуллы Дугана ISBN 0-9597566-6-3
- Сравнение философии Газали и Копенгагенской интерпретации : Хардинг, Карен (1993). «Причинность тогда и сейчас: аль-Газали и квантовая теория» (PDF) . Американский журнал исламских социальных наук . 1 (2): 165–177. дои : 10.35632/ajis.v10i2.2505 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 июля 2010 г.
- Ватт, В. Монтгомери (1953). Вера и практика Аль-Газали . Лондон: Джордж Аллен и Unwin Ltd.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Перевод «Ихья улум ад-дин» («Возрождение религиозных наук»), Том 1 , Том. 2 , Том. 3 , Том 4
- Гриффель, Фрэнк. «Аль-Газали» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Полный текст книги «Избавление от ошибки», «Презерватив против ошибки» на французском языке
- Сайт Аль-Газали
- Страница серии Газали в Обществе исламских текстов
- Серия книг Газали от некоммерческого издательства Fons Vitae
- Работы Аль-Газали в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Подробная биография Имама Газзали (450–505 гг.) الغزَّالِي. Архивировано 2 сентября 2020 г. на Wayback Machine.
- Работы Аль-Газали или о нем в Internet Archive
- Газали и исламская реформа
- Газали и возрождение исламской науки
- Полный текст книги «Непоследовательность философов» с сайта Аль-Газали.
- Краткий комментарий к книге «Алхимия счастья».
- Алхимия счастья, Мохаммед аль-Газали, мусульманский философ, пер. Генри А. Хоумс (Олбани, Нью-Йорк: Манселл, 1873). Исходный текст см. в Интернет-библиотеке Свободы .
- «Аль-Газали против Аристотеля: непредвиденное открытие науки в Багдаде одиннадцатого века» . Ричард П. Оли. PSCF 45. Март 1994 г., стр. 26–46.
- Абу Хамид аль-Газали в «Интеллектуальных встречах»
- (на французском языке) Profession de Foi de l'Imam Al Ghazali
- Аль-Газали
- 1050-е рождения
- 1111 смертей
- Ашарис
- Шафииты
- сунниты-суфии
- Суннитские имамы
- Автобиографы
- Муджаддид
- Мусульманские богословы XI века
- Мусульманские богословы XII века
- Исламские философы
- Люди из Туса, Иран
- Суфийская психология
- Иранские суфийские религиозные лидеры
- Персидские мусульманские ученые-сунниты ислама
- Иранские религиозные лидеры
- Ученые из империи Сельджуков
- Исламские зеркала для принцев
- Экономисты средневекового исламского мира
- Юристы XI века
- Юристы XII века
- Иранские специалисты по этике
- Иранские логики
- Эпистемологи
- Метафизики
- Психология в средневековом исламском мире
- Похороны в Мешхеде
- Критики атеизма