Душа мира

Концепция anima mundi ( латынь ), мировой души ( греч . ψυχὴ κόσμου , psychḕ kósmou ) или души мира ( ψυχὴ τοῦ κόσμου , psychḕ toû kósmou ) предполагает внутреннюю связь между всеми живыми существами, предполагая, что мир оживляется душой, очень похожей на человеческое тело. Идея , основанная на древнегреческой и римской философии , гласит, что мировая душа наполняет космос жизнью и разумом. Это понятие оказало влияние на различные системы мысли, включая стоицизм , гностицизм , неоплатонизм и герметизм , формируя метафизические и космологические основы на протяжении всей истории.
В древней философии « диалог Платона Тимей» представляет вселенную как живое существо, наделенное душой и разумом, построенное демиургом по рациональному образцу, выраженному через математические принципы. Платон описывает мировую душу как смесь сходства и различия, образующую единую гармоничную сущность, пронизывающую космос. Эта душа оживляет вселенную, обеспечивая ее рациональную структуру и функционирование в соответствии с божественным замыслом, при этом движения семи классических планет отражают глубокую связь между математикой и реальностью в платоновской мысли.
Стоицизм и гностицизм — две важные философские системы, развившие эту концепцию. Стоицизм, основанный Зеноном из Китиума в начале III века до нашей эры, утверждал, что Вселенная — это единое живое существо, пронизанное божественным рациональным принципом, известным как логос, который организует и оживляет космос, действуя как его душа. Гностицизм, возникший в первые века нашей эры, часто связывает мировую душу с Софией , олицетворяющей божественную мудрость и нисхождение в материальный мир. Гностики верили, что эзотерические знания могут выйти за пределы материального мира и воссоединиться с божественным.
Неоплатонизм и герметизм также включили в свою космологию концепцию мировой души. Неоплатонизм, процветавший в III веке нашей эры благодаря таким философам, как Плотин и Прокл , предлагал иерархическую структуру существования, в которой Мировая Душа выступала в качестве посредника между умопостигаемой сферой и материальным миром, оживляя и организуя космос. Герметизм, основанный на трудах, приписываемых Гермесу Трисмегисту , рассматривает мировую душу как жизненную силу, объединяющую космос. Герметические тексты описывают космос как живое существо, проникнутое божественным духом, подчеркивая единство и взаимосвязь всех вещей. Присоединение себя к мировой душе рассматривается как путь к духовному просветлению и союзу с божественным, вера, которая возродилась в эпоху Возрождения , когда герметизм был возрожден и интегрирован в мысль Возрождения, оказав влияние на различные интеллектуальные и духовные движения того времени.
Древняя философия
[ редактировать ]Платон
[ редактировать ]Часть серии о |
Древнегреческая религия |
---|
![]() |
Платон описал вселенную как живое существо в своем диалоге «Тимей» (30b – d):
Таким образом, тогда, в соответствии с вероятным объяснением, мы должны заявить, что этот Космос воистину возник как Живое Существо, наделенное душой и разумом [...] Живое Существо, единое и видимое, содержащее в себе все живое существа, которые по своей природе подобны самому себе. [ 1 ]
Платоновский «Тимей» описывает этот живой космос как построенный демиургом . [ 2 ] построен так, чтобы быть тождественным самому себе и понятным разуму, [ 3 ] согласно рациональному образцу, выраженному в математических принципах и пифагорейских соотношениях, описывающих структуру космоса и, в частности, движение семи классических планет . [ 4 ] Живая вселенная — это также бог по имени Уран и Космос . [ 5 ] это показывает, как утверждают ученые, что Платон выступает посредником между поэтической и досократической традициями. [ 6 ]
В «Тимее» Платон представляет космос как единый живой организм, обладающий душой и разумом. [ 7 ] Демиург, божественный мастер, создает вселенную, наводя порядок в ранее существовавшую хаотическую материю. Это творение не является ex nihilo, а, скорее, процессом организации космоса в соответствии с вечными Формами, которые являются совершенными, неизменными архетипами всех вещей. [ 8 ]
Платон объясняет, что мировая душа представляет собой смесь одного и того же, сплетенных вместе, чтобы сформировать единое, гармоничное целое. [ 9 ] Эта душа пронизывает весь космос, оживляя его и наделяя жизнью и разумом. Мировая душа отвечает за разумное устройство вселенной, обеспечивая, чтобы все функционировало по божественному плану. [ 10 ]
Рациональная модель космоса выражается через математические принципы и пифагорейские соотношения, отражающие глубокую связь математики и структуры реальности в платоновской мысли. [ 10 ] Движения семи классических планет (Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн) особенно важны, поскольку они воплощают гармонию и порядок Вселенной. [ 11 ]
Идентификация Платоном космоса как бога, названного Ураном и Космосом, раскрывает его синтез различных философских традиций. Имя Уран связывает мировую душу с древнегреческим олицетворением неба, а Космос означает порядок и красоту. [ 12 ] Посредничая между поэтическими и досократическими традициями, Платон объединяет мифологические и философские элементы в последовательное космологическое видение. [ 13 ]
Стоицизм
[ редактировать ]Стоическая школа философии , основанная Зеноном Китийским в начале III века до нашей эры, внесла значительный вклад в развитие концепции мировой души. Стоицизм утверждает, что Вселенная — это единое живое существо, пронизанное божественным рациональным принципом, известным как логос . Этот принцип организует и оживляет космос, действуя как его душа. [ 14 ]
Центральное место в стоической космологии занимает вера в то, что логос действует как рациональная структура, лежащая в основе всего существования. Этот рациональный принцип приравнивается к Богу, природе и душе Вселенной, что делает космос живым, разумным организмом. Стоики отождествляли мировую душу с концепцией пневмы , животворящей силы, которая пронизывает и поддерживает все сущее. Пневма — это смесь воздуха и огня, элементов, считающихся активными и способных даровать жизнь и движение. [ 15 ]
Философ-стоик Клеант описал мировую душу в своем «Гимне Зевсу», где восхваляет Зевса (олицетворение логоса ) за гармонизацию космоса и обеспечение его разумного порядка. [ 16 ] Хрисипп , другой видный стоик, далее развил идею мировой души, утверждая, что именно оживляющее начало обеспечивает связность и единство космоса. [ 17 ]
Стоический взгляд на мировую душу отличается от платоновского тем, что подчеркивает материальность пневмы . Для стоиков душа вселенной — это не абстрактная, отдельная сущность, а физическое присутствие, которое пронизывает космос, придавая ему структуру и цель. Эта физикалистская интерпретация отражает приверженность стоиков идее, что только тела могут действовать и подвергаться воздействию. [ 15 ]
Стоическая концепция мировой души также имеет этическое значение. Поскольку логос рационально управляет космосом, жить в соответствии с природой означает привести свою жизнь в соответствие с этим рациональным порядком. Стоики верили, что, поняв и приняв рациональную структуру мира, люди могут достичь состояния спокойствия и добродетели. [ 18 ]
Гностицизм и неоплатонизм
[ редактировать ]Гностицизм
[ редактировать ]![]() |
Гностицизм , разнообразное и синкретическое религиозное движение, возникшее в первые века нашей эры, также включило концепцию мировой души в свои космологические и теологические рамки. Гностические системы обычно постулировали дуалистическое мировоззрение, противопоставляя материальный мир высшей, духовной реальности. В этом контексте мировая душа часто играла решающую роль в соединении божественного и материального миров. [ 19 ]
В гностической мысли мировая душа часто ассоциируется с фигурой Софии (Мудрости) , которая воплощает в себе как божественную мудрость, так и трагическое нисхождение в материальный мир. Падение Софии и последующее искупление являются центральными темами многих гностических текстов. Согласно Апокрифу Иоанна , ключевому гностическому писанию, эманация Софии привела к созданию материального мира, который рассматривается как ущербный и далекий от божественной плеромы (полноты). [ 20 ]
В гностических системах концепция мировой души часто несет в себе важные этические и сотериологические последствия. Гностики верили, что, приобретя эзотерические знания и поняв свое божественное происхождение, люди могут выйти за пределы материального мира и воссоединиться с божественным. Этот процесс гнозиса включал признание ловушки мировой души в материальном мире и работу над ее освобождением. [ 19 ]
манихейство
[ редактировать ]В манихействе , основной гностической религии, основанной пророком Мани в III веке нашей эры, мировую душу также называли Светлой Душой и Живой Душой ( среднеперсидский : grīw zīndag ), противопоставляя ее материи, которая ассоциировалась с безжизненностью и безжизненностью. смерть и внутри которого была заточена мировая душа. [ 21 ] Мировая душа олицетворялась Страдающим Иисусом ( Jesus patibilis ), который, как и исторический Иисус , изображался распятым в мире. [ 22 ] [ 23 ] Эта mystica cruxificio присутствовала во всех частях света, включая небо, почву и деревья, как это выражено в коптских манихейских псалмах . [ 24 ]
мандеизм
[ редактировать ]Мандеизм , еще одна гностическая традиция, сохранившаяся до наших дней, также включает в себя концепцию, родственную мировой душе. В мандейской космологии путешествие души через материальный мир и ее возможное возвращение в Мир Света является центральным повествованием. Очищению и восхождению души способствуют эзотерические знания и ритуальные практики. [ 25 ]
неоплатонизм
[ редактировать ]Часть серии о |
неоплатонизм |
---|
![]() |
![]() |
Представление о мировой душе продолжало оказывать влияние на позднюю философскую мысль, особенно в развитии неоплатонизма . Неоплатоники, такие как Плотин и Прокл, расширили идеи Платона, подчеркнув единство и божественность космоса и его связь с Единым , высшим источником всего существования. [ 26 ]
Неоплатонизм, процветавший в III веке нашей эры, представляет собой философскую систему, основанную на учении Платона и включающую метафизические элементы. Плотин, основатель неоплатонизма, сформулировал видение реальности, основанное на иерархической структуре существования. На вершине этой иерархии находится Единое, невыразимый и трансцендентный принцип, из которого исходит вся реальность. Единое порождает Ум (Божественный Разум), который, в свою очередь, порождает Мировую Душу . [ 27 ]
Мировая Душа в неоплатонизме выступает посредником между умопостигаемым царством (царством Форм) и чувственным миром (материальной вселенной). Плотин описывает Мировую Душу как жизненную силу, которая оживляет и организует космос, наполняя его жизнью и разумом. Он одновременно один и многие, сохраняя единство и одновременно порождая отдельные души и сущности в космосе. [ 28 ]
Прокл, выдающийся позднее неоплатоник, развил эти идеи. Он предложил более сложную структуру, в которой Мировая Душа разделена на высший, более божественный аспект и низший, более материальный аспект. Эта двойственная природа позволяет Мировой Душе выступать посредником между чисто интеллектуальным и физическим мирами, обеспечивая согласованность и порядок вселенной. [ 29 ]
Неоплатоники рассматривали Мировую Душу не только как метафизический принцип, но и как средство достижения личной и космической гармонии. Выровняв свою душу с Мировой Душой, люди могли достичь более высокого состояния бытия и участвовать в божественном порядке космоса. Этот процесс включает в себя философское созерцание, этическую жизнь и развитие добродетелей, отражающих гармоничную природу Мировой Души. [ 30 ]
Влияние неоплатонизма вышло за рамки классического периода, существенно повлияв на раннехристианскую, исламскую и ренессансную мысль. Интеграция платонических и неоплатонических идей в христианское богословие, особенно посредством работ Августина и Псевдо-Дионисия , демонстрирует непреходящее наследие концепции Мировой Души. [ 31 ]
Средневековая и ренессансная мысль
[ редактировать ]Схоластика
[ редактировать ]В эпоху XII веке в Возрождения Средневековья Платона, анализ «Тимея» проведенный членами Шартрской школы, такими как Вильгельм Коншский и Бернард Сильвестрис, привел их к истолкованию мировой души как возможно или определенно того же самого, что и христианский Святой Дух под властью Средних веков. покров ( integumentum ) другого названия. [ 32 ] Сразу после того, как Пьера Абеляра осудили Бернар Клервоский и Сенский совет 1141 года за доктрины, столь же близкие к пантеизму , Вильгельм осудил свои собственные сочинения на эту тему и отредактировал свою « De Philosophia Mundi» , чтобы избежать ее обсуждения. [ нужна ссылка ]
Герметизм
[ редактировать ]Часть серии о |
Герметизм |
---|
![]() |
Герметизм , духовная, философская и эзотерическая традиция, основанная главным образом на трудах, приписываемых Гермесу Трисмегисту , интегрирует концепцию мировой души в свои космологические рамки. Герметическая традиция, которая процветала в эллинистический период и возродилась в эпоху Возрождения , рассматривает мировую душу как жизненную, оживляющую силу, которая пронизывает и объединяет космос.
Герметические писания, особенно Corpus Hermeticum и Asclepius , подчеркивают единство и взаимосвязь всех вещей во вселенной. Эти тексты описывают космос как живое существо, наделенное божественным духом или душой. Мировая душа рассматривается как посредник между божественным разумом ( Нус ) и материальным миром, обеспечивающий гармоничное функционирование космоса. [ 33 ]
В Corpus Hermeticum мировая душа часто изображается как эманация божественного, поддерживающая все творение. Эта душа отвечает за жизнь, порядок и движение во Вселенной, действуя в соответствии с божественной волей. Герметическое мировоззрение глубоко укоренено в идее, что понимание и соединение себя с мировой душой может привести к духовному просветлению и союзу с божественным. [ 34 ]
Парацельс
[ редактировать ]Алхимик и врач эпохи Возрождения Парацельс внес значительный вклад в герметическую традицию, интегрировав концепцию мировой души в свои медицинские и алхимические теории. Парацельс считал, что мировая душа, которую он называл Археем , была жизненной силой, управляющей процессами природы и человеческого тела. Он утверждал, что на здоровье и болезни влияет баланс и взаимодействие этой жизненной силы внутри человека. [ 35 ]
Взгляд Парацельса на мировую душу расширился до его понимания макрокосма и микрокосма , где человеческое тело (микрокосм) является отражением большей вселенной (макрокосм). Изучая проявления мировой души в природе, Парацельс считал, что алхимики и врачи смогут раскрыть тайны здоровья и преображения. [ 36 ]
Джордано Бруно
[ редактировать ]Джордано Бруно , итальянский философ, теолог и оккультист XVI века, внес значительный вклад в возрождение герметической традиции в эпоху Возрождения. Его работа известна смелой интеграцией герметизма, коперниканского гелиоцентризма и теории бесконечной вселенной, которая привнесла концепцию мировой души в новый, обширный контекст.
Космология Бруно была новаторской, поскольку она предлагала бесконечную Вселенную, населенную бесчисленными мирами. Центральным элементом этого видения была идея мировой души, или anima mundi , которую Бруно описывал как имманентную и оживляющую силу, пронизывающую весь космос. Он утверждал, что мировая душа является источником всего движения, жизни и разума во вселенной, связывая все части космоса в единое живое существо. [ 37 ]
В своей работе De la causa, principio et uno ( «О причине, принципе и единстве ») Бруно сформулировал свою веру в единство Вселенной и наличие единого вселенского духа. Этот дух, родственный мировой душе, обеспечивает сплоченность и гармонию космоса, отражая герметический принцип взаимосвязи всех вещей. [ 38 ]
На Бруно глубокое влияние оказали герметические тексты, особенно Corpus Hermeticum , который, по его мнению, содержал глубокие истины о природе Вселенной и божественного. Его философия объединила герметическую концепцию мировой души с революционными научными идеями своего времени, что привело к видению космоса, которое было одновременно мистическим и рациональным. [ 34 ]
Акцент Бруно на мировой душе также можно увидеть в его метафизической поэзии и диалогах, где он часто изображал вселенную как божественный живой организм, оживляемый внутренним духом. Эта точка зрения была революционной, бросая вызов аристотелевскому взгляду на конечный иерархический космос и более тесно согласуясь с герметическими и неоплатоническими традициями. [ 37 ]
Радикальные идеи Бруно, включая его поддержку модели Коперника и его концепции бесконечной вселенной с всепроникающей мировой душой, привели к его преследованиям со стороны Римско-католической церкви . Его судили за ересь и в конечном итоге сожгли на костре в 1600 году. Несмотря на трагический конец, идеи Бруно существенно повлияли на более поздних мыслителей и способствовали развитию современной космологии и метафизики. [ 39 ]
Роберт Фладд
[ редактировать ]Другая ключевая фигура герметизма, Роберт Фладд , разработал концепцию мировой души в своих обширных трудах по космологии и метафизике. Работы Фладда изображают мировую душу как божественную anima mundi , соединяющую все уровни существования, от высших духовных сфер до материального мира. Он подчеркивал идею космической гармонии, где мировая душа оркеструет симфонию творения, сохраняя баланс и порядок. [ 40 ]
Иллюстрации и сочинения Фладда подчеркивают герметическую веру во взаимосвязь всех вещей, в которую мировая душа является связующим принципом, обеспечивающим единство космоса. Его работа отражает герметическое убеждение, что, настраиваясь на мировую душу, можно достичь более глубокого познания и духовного просветления. [ 37 ]
Поздние европейские философы
[ редактировать ]![]() | Этот раздел включает список использованной литературы , связанной литературы или внешних ссылок , но его источники остаются неясными, поскольку в нем отсутствуют встроенные цитаты . ( Август 2024 г. ) |
Хотя концепция мировой души зародилась в классической античности , сходные идеи можно найти в мыслях более поздних европейских философов, таких как Барух Спиноза , Готфрид Лейбниц , Иммануил Кант , Фридрих Шеллинг и Георг В. Ф. Гегель (особенно в его концепции Вельтгейст ).
Современная актуальность
[ редактировать ]Концепция Anima Mundi, или Мировой Души, продолжает находить отклик в современном философском, экологическом и духовном дискурсе. Современные интерпретации часто исследуют взаимосвязь жизни и Вселенной, отражая древние представления через новые линзы.
Экологические перспективы
[ редактировать ]В современной экологической философии идея Anima Mundi часто используется, чтобы подчеркнуть внутреннюю ценность природы и взаимосвязь всех живых существ. Экологи и экологи проводят параллели между древней концепцией и современными целостными подходами к экологии. Джеймса Лавлока утверждает Гипотеза Геи , что Земля функционирует как саморегулирующаяся система, перекликаясь с идеей о Мировой Душе, оживляющей и организующей космос. [ 41 ] Этот целостный взгляд предполагает, что признание Земли как живого существа может способствовать более глубокой экологической этике и чувству управления планетой. [ 42 ]
Философский и научный дискурс
[ редактировать ]Такие философы, как Дэвид Абрам, исследовали феноменологические аспекты Anima Mundi в контексте чувственного опыта и восприятия. Работа Абрама подчеркивает живые качества природного мира, предполагая, что признание разума Земли может способствовать более глубокому экологическому осознанию и чувству родства со всеми формами жизни. [ 43 ] Кроме того, системное мышление и теория сложности в науке отражают возобновившийся интерес к целостным и интегративным подходам, которые перекликаются с концепцией Мировой Души, подчеркивая взаимосвязь и взаимозависимость различных компонентов экологических и социальных систем. [ 44 ]
Духовные движения и движения Нью Эйдж
[ редактировать ]Anima Mundi также находит актуальность в современных духовных движениях и движениях Нью-Эйдж , где она часто ассоциируется с идеей живой, сознательной Земли. Такие практики, как духовность, ориентированная на Землю, анимизм и некоторые направления неоязычества, охватывают идею Мировой Души как руководящий принцип жизни в гармонии с природой. Эти движения делают упор на ритуалы, медитации и практики, направленные на соединение с духом Земли и признание священности всей жизни. [ 45 ]
Литература и искусство
[ редактировать ]Влияние Anima Mundi распространяется на современную литературу и искусство, служа метафорой для исследования тем единства, взаимосвязи и тайны существования. Авторы и художники используют символику Мировой Души, чтобы передать ощущение чуда и благоговения перед миром природы. Это очевидно в произведениях таких поэтов, как Мэри Оливер , которые часто вспоминают в своих произведениях живую сущность природы. [ 46 ] и в изобразительном искусстве, где взаимодействие жизни и космоса является постоянной темой. [ 47 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Платон (1925) , Тимей 30b – d.
- ^ Платон (1925) , Тимей 30а.
- ^ Платон (1925) , Тимей 29а.
- ^ Платон (1925) , Тимей 34c–36e; Гатри (1986) ; Грегори (2000) .
- ^ Платон (1925) , Тимей 28b2–7.
- ^ Ллойд (1987) ; Бриссон (1998) ; Бартнинкас (2023) .
- ^ Гатри (1986) .
- ^ Чернисс (1945) ; Бриссон (1998) .
- ^ Диллон (1996) .
- ^ Jump up to: а б Сорабджи (1983) .
- ^ Баркер (2000) .
- ^ Доддс (1951) .
- ^ Лахтерман (1989) .
- ^ Лонг и Седли (1987) ; Селларс (2006) .
- ^ Jump up to: а б Мир (2011) .
- ^ Инвуд и Герсон (1997) .
- ^ Лонг (2001) .
- ^ Селларс (2006) .
- ^ Jump up to: а б Йонас (2015) .
- ^ Барнстон и Мейер (2003) .
- ^ Сундерманн (2011) .
- ^ Сундерманн (2009) .
- ^ Местоположение (1992) , с. 20.
- ^ Местоположение (1992) , с. 127.
- ^ Бакли (2002) .
- ^ Диллон (1996) ; Бриссон (1998) .
- ^ Плотин, Эннеады .
- ^ Plotinus, Enneads , IV.3.1; V.1.2.
- ^ Прокл, Элементы теологии .
- ^ Сорабджи (1983) ; Диллон (1996) .
- ^ Доддс (1951) ; Сорабджи (1983) .
- ^ Адамсон (2019) , стр. 96–97.
- ^ Копенхавер (1992) .
- ^ Jump up to: а б Фауден (1986) .
- ^ Парацельс (1988) .
- ^ Дебус (2002) .
- ^ Jump up to: а б с Йейтс (1991) .
- ^ Бруно (1962) .
- ^ Роуленд (2008) .
- ^ Фладд (1617) .
- ^ Лавлок (2000) ; Купец (2004) .
- ^ Купец (2004) .
- ^ Абрам (1997) .
- ^ Капра (1997) .
- ^ Грир (2006) ; Боневиц (2006) .
- ^ Оливер (2017) .
- ^ Корен (2008) .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Абрам, Дэвид (1997). Заклинание чувственности . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-0-679-77639-0 .
- Адамсон, Питер (2019). Средневековая философия . История философии без пробелов. Том. 4. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-884240-8 .
- Барнстон, Уиллис; Мейер, Марвин, ред. (2003). Гностическая Библия . Шамбала. ISBN 978-1-57062-242-7 .
- Баркер, Эндрю (2000). Научный метод в гармониках Птолемея . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-55372-8 .
- Бартнинкас, Вилюс (2023). Традиционные и космические боги у позднего Платона и ранней академии . Издательство Кембриджского университета. стр. 37–43. дои : 10.1017/9781009322638 . ISBN 978-1-009-32263-8 .
- Боневиц, Исаак (2006). Основное руководство Боневица по друидизму . Кенсингтон Паблишинг. ISBN 978-0-8065-2710-9 .
- Бриссон, Люк (1998). Платон – мифотворец . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-07518-1 .
- Бруно, Джордано (1962). Причина, принцип и единство: пять диалогов . Перевод Джека Линдси. Даймон Пресс.
- Бакли, Йорунн Якобсен (2002). Мандеи: древние тексты и современные люди . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-803500-8 .
- Капра, Фритьоф (1997). Сеть жизни: новое научное понимание живых систем . Якорные книги. ISBN 978-0-385-47675-1 .
- Чернисс, Гарольд (1945). Загадка ранней Академии . Издательство Калифорнийского университета.
- Копенхейвер, Брайан П. (1992). Герметика: греческий Corpus Hermeticum и латинский Asclepius в новом английском переводе с примечаниями и введением . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-36144-6 .
- Дебус, Аллен Г. (2002). Химическая философия: парацельсовская наука и медицина в шестнадцатом и семнадцатом веках . Дуврские публикации. ISBN 978-0-486-42175-9 .
- Диллон, Джон М. (1996). Средние платоники, 80 г. до н. э. — 220 г. н. э . Итака: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-8316-5 .
- Доддс, ER (1951). Греки и иррациональное . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-00327-9 .
- Фауден, Гарт (1986). Египетский Гермес: исторический подход к позднему языческому разуму . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-32583-7 .
- Фладд, Роберт (1617). История обоих космосов (на латыни).
- Фреде, Майкл (2011). Свободная воля: истоки понятия в древней мысли . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-26848-7 .
- Грир, Джон Майкл (2006). Справочник друидизма: духовная практика, основанная на живой земле . Книги Вайзера. ISBN 978-1-57863-354-8 .
- Грегори, Эндрю (2000). Платоновская философия науки . Лондон: Bloomsbury Academic. ISBN 978-0-7156-2987-1 .
- Гатри, WKC (1986). История греческой философии: Поздний Платон и Академия . Том. 5. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-31102-1 .
- Инвуд, Брэд; Герсон, Ллойд П., ред. (1997). Эллинистическая философия: вводное чтение . Издательская компания Хакетт. ISBN 978-0-87220-378-5 .
- Йонас, Ганс (2015) [1958]. Гностическая религия: послание инопланетного Бога и начало христианства . Маяк Пресс. ISBN 978-0-8070-5800-8 .
- Корен, Леонард (2008). Ваби-саби для художников, дизайнеров, поэтов и философов . Несовершенное издательство. ISBN 978-0-9814846-0-0 .
- Лахтерман, Дэвид (1989). Этика геометрии: генеалогия современности . Рутледж. ISBN 978-0-415-90141-3 .
- Лью, Сэмюэл, Северная Каролина (1992). Манихейство в поздней Римской империи и средневековом Китае (2-е изд.). Тюбинген: Мор Зибек . ISBN 978-3-16-145820-0 .
- Ллойд, Германия (1987). Революции мудрости: исследования утверждений и практики древнегреческой науки . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-05832-3 .
- Лонг, А.А.; Седли, Д.Н. (1987). Эллинистические философы: переводы основных источников с философскими комментариями . Том. 1. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-64289-7 .
- Лонг, А.А. (2001). Стоические исследования . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-22974-7 .
- Лавлок, Джеймс (2000). Гипотеза Геи . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-6-61-329668-9 .
- Торговец, Кэролайн (2004). Новое изобретение Эдема: судьба природы в западной культуре . Рутледж. ISBN 978-0-415-93165-6 .
- Оливер, Мэри (2017). Посвящения: Избранные стихи Мэри Оливер . Пингвин Пресс. ISBN 978-0-399-56325-6 .
- Парацельс (1988). Парацельс: Избранные сочинения . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-01876-8 .
- Платон (1925). Платон в двенадцати томах . Том. 9. Перевод Ламба, WRM Кембридж, Массачусетс/Лондон: Harvard University Press/William Heinemann Ltd. – через Perseus Project .
- Роуленд, Ингрид Д. (2008). Джордано Бруно: философ/еретик . Фаррар, Штраус и Жиру.
- Селларс, Дж. (2006). Стоицизм . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-24908-0 .
- Сорабджи, Ричард (1983). Время, Творение и Континуум . Итака: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-1593-7 .
- Сундерманн, Вернер (2009). Манихейство: общий обзор (онлайн-изд.). Энциклопедия Ираника.
- Сундерманн, Вернер (2011). Космогония и космология: в манихействе (онлайн-изд.). Энциклопедия Ираника.
- Йейтс, Фрэнсис А. (1991). Джордано Бруно и герметическая традиция . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-95007-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хельмиг, Кристоф, изд. (2020). Мировая душа – Anima Mundi: О происхождении и судьбе фундаментальной идеи . Берлин и Бостон: Вальтер де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110628609 . ISBN 978-3110628609 . S2CID 243535471 .
- Юнг, К.Г. (1968). Психология и алхимия . Том. 12. Лондон: Рутледж. ISBN 0691018316 .
- Росзак, Теодор (2001) [1992]. Голос Земли: исследование экопсихологии . Фанес Пресс. ISBN 1890482803 .
- Южный, RW (2001). Схоластический гуманизм и объединение Европы, Том II: Героический век . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-0-631-22079-4 .
- Власаньи, М. (2011). Anima Mundi: Возникновение теории мировой души в современной немецкой философии . Спрингер Нидерланды. ISBN 978-90-481-8796-6 .
- Уилбердинг, Джеймс, изд. (2021). Мировая душа: История . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-091344-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Словарное определение anima mundi в Викисловаре