Родная украинская национальная вера
Часть серии о |
Славянская Родная Вера |
---|
The Native Ukrainian National Faith ( Ukrainian : Рі́дна Украї́нська Націона́льна Ві́ра , Rídna Ukrayíns'ka Natsionál'na Víra ; widely known by the acronym РУНВі́ра , RUNVira ), also called Sylenkoism ( Силенкоїзм ) or Sylenkianism ( Силенкіянство ), and institutionally also known as the Church of Ukrainian Native Faith or Church of the Faithful of the Native Ukrainian National Faith , [ 2 ] [ а ] — это ветвь Родноверия (Славянской родной веры), специально связанная с украинцами , которая была основана в середине 1960-х годов Львом Силенко (1921–2008) среди украинской диаспоры в Северной Америке . [ 5 ] и впервые представлен в Украине в 1991 году. [ 6 ] Силенкоитские сообщества присутствуют также в России и Белоруссии , а также в Западной Европе и Океании . [ 7 ] Доктрина этой традиции систематизирована в священной книге, составленной самим Силенко, « Маха Вира» («Великая Вера»). [ 8 ] Силенкоитское богословие характеризуется солнечным монотеизмом . [ 9 ]
Обзор
[ редактировать ]Лев Силенко (1921–2008) был учеником самого раннего идеолога украинского родноверия Владимира Шаяна (1908–1974) и был членом религиозно-политического антисоветского «Ордена рыцарей Бога Солнца» ( Orden). Лыцарив Боха Сонця ), основанный тем же Шаяном в 1940-х годах. [ 10 ] Силенко был посвящен в группу под названием Орлигора («Орлиная гора»). [ 11 ] В 1940-х годах Силенко эмигрировал в Канаду , а затем в США , где в 1960-е годы основал «Родную украинскую национальную веру». [ 12 ] К 1970-м годам Шаян и Силенко расстались и пошли двумя разными путями, поскольку Силенко начал разрабатывать систематизированную доктрину Родноверия, которая была отвергнута Шаяном. [ 10 ] После путешествий по Европе и Азии Силенко составил « Маха Вира» , священную книгу своего учения, и опубликовал ее в 1979 году. [ 13 ] Маха Вире предшествовало в 1969 году стихотворение «Врата мага» , в котором Силенко в двух словах изложил основы учения. [ 14 ]
Ученый Адриан Ивахив определил силенкоизм как «реформированное» родноверие, «всестороннюю и систематическую попытку создать интеллектуально целостную синтетическую новую религию», основанную на славянском наследии с элементами теософии , деизма и мессианизма . [ 15 ] Ученый Виктор Шнирельман определил силенкоизм как монотеизм, основанный на славянском наследии , и как таковой он сравнил его с более поздней « русской религией », разработанной в России Виктором М. Кандыбой. [ 16 ] Из-за своего монотеизма и раннего акцента на харизматической фигуре основателя силенкоизм считался другими украинскими родноверскими движениями не совсем «родной» религией. [ 17 ] Однако члены силенкоитских церквей считают себя родноверами во всех отношениях. [ 17 ] Галина Лозко , лидер Федерации украинских родноверов, которая продолжает ортодоксальность Владимира Шаяна, выступила с резкой критикой силенкоизма, назвав Льва Силенко «лжепророком» и обвинив его в попытке завести украинцев в « авраамических религий трясину ». космополитический монотеизм». [ 18 ] Лозко раскритиковал Силенко за «отмену богов-предков, провозглашение абсолютного монотеизма и [...] придание своих характеристик [...] Богу». [ 19 ] Несмотря на это, сам Лев Силенко отвергал авраамизмы, и христианство в частности, считая последнее «кочевым иудаизмом ». [ 20 ]
Убеждения
[ редактировать ]Историософия Маха Вира
[ редактировать ]Маха Вира (буквально «Великая Вера») — священное писание, используемое в организациях силенкоитского движения. [ 21 ] опубликовано в 1979 году и состоит из 1427 страниц. [ 22 ] В его названии сочетаются санскритский термин «маха» («великий») и украинский термин «вира » («вера»). [ 23 ] Она была составлена самим Львом Силенко как синтез философских идей на основе исторических и археологических источников. [ 24 ] представляющий историософский отчет об одиннадцати тысячах лет, переплетенный с богословскими и космологическими доктринами, и пророческое послание на будущее. [ 25 ] В книгу включен сопоставительный словарь санскрита, украинского и английского языков . [ 24 ]
В книге рассказывается история «Орианы» или «Орании», идентифицированной как культура Кукутени-Триполье (3000–5000 гг. До н.э.), которая, как предполагается, была эпицентром индоевропейцев или арийцев , которых в книге называют «орийцами». вызывая связь с украинским словом «пахота», ораторство . [ 24 ] Прародителями орианцев, а значит и украинцев, являются Отец Ор (Орь) и Мать Лель (Лель), которые часто изображаются в святилищах и храмах РУНВира. [ 26 ] Или также называется Орий (Орій) или Арий (Арій), Оря (Оря) и Яри или Юрий и отождествляется с солнечным божеством Ярило , тогда как Лель также известен как Лелии (Лелій) и Леля (Леля). [ 27 ] [ 28 ]
Согласно книге, орианцы являются первоначальными прародителями белой расы и самой ранней европейской цивилизацией, соответствующей или предшествовавшей Кукутенско-трипольскому комплексу, развивавшейся вдоль берегов Днепра . [ 24 ] От орианцев произошли скифы , русские и украинцы . [ 24 ] Украинцы считаются наиболее прямыми потомками орианцев и, следовательно, превосходят всех европейцев. [ 23 ] Киев называют «самым древним городом» белой расы. [ 23 ] Орианцы описаны в книге как носители философии, позже записанной в Ведах , развивавшейся по мере миграции орианцев в разных направлениях, включая север Индийского субконтинента . [ 24 ]
Махавира . описывается Ивахивом как «систематическая интеллектуальная конструкция», основанная на предпосылках украинского этнокультурного примордиализма или эссенциализма [ 29 ] В книге объясняется, что в ходе своей эволюции человеческий вид разделился на множество различных этнокультурных групп, ethne или ethnoi (единственное число ethnos , греческое слово, означающее «этнос»), каждая из которых проходит свой жизненный цикл, процветая и исчезая в зависимости от своей собственное развитие. [ 29 ] Силенко утверждает, что без такого разделения человеческий вид был бы слишком хрупким, поскольку разделение позволяет проводить разнообразные эксперименты, некоторые успешные, а некоторые нет, что позволяет продолжить эволюцию. [ 29 ] Образование этноса всегда сопровождается систематизацией первоначально неорганизованных верований в целостное религиозное учение, представляющее собой общую систему идей, объединяющую этнос ; Махавира . намерена представлять для украинцев такую систематизацию [ 29 ]
Теология и космология
[ редактировать ]По определению, данному самим Силенко, его учение — это учение солнечного «абсолютного монотеизма ». [ 30 ] Силенко провозгласил себя пророком , принесшим славянам новое понимание Бога, соответствующее, по его мнению, их собственному и оригинальному пониманию Бога. [ 31 ] Силенковцы полагают, что эти знания он приобрел через «дыхание предков» в своей душе, соединившись с ними «божественной святостью». [ 31 ] [ б ] По словам самого Силенко: [ 31 ]
Я родился из их [предков] любви. И поэтому я люблю все свое так преданно и нежно, как любили они. Их кровь течет в моей крови. Их души живут в моей душе. Они моя любовь. [...] Благодать Божия сошла на меня, и, следуя воле Божией, я провозгласил новое понимание Бога.
- Лев Силенко, Мудрость украинской правды: Катехизис
Силенкоитское богословие можно далее определить как пантеистическое или панентеистическое . [ 33 ] В Маха Вире верховный Бог называет себя Дажбохом (Дажбог), что означает «Дающий Бог» или «Бог Солнца» в древней славянской традиции. [ 34 ] — провозглашает через своего пророка Льва Силенко: [ 33 ]
Я Дажбох, я во всем и все во мне.
Дажбох описывается как животворящая энергия космоса; по словам Силенко, это «свет, бесконечность, гравитация, вечность, движение, действие, энергия бессознательного и сознательного бытия». [ 35 ] Силенкоитская космология рассматривает Дажбо как содержащий три мира: Правь , Явь и Навь . [ 1 ] Как и в более широком Родноверии, Правь считается правильным законом природы, Явь — видимым, проявленным миром, а Навь — невидимым, духовным миром. [ 1 ]
Его последователи считают, что Силенко проделал ту же операцию, которую проделали мыслители осевого века в других частях мира и среди других народов, отойдя от многобожия и утвердив концепцию единого Бога. [ 36 ] [ с ] Силенкоитское учение подчеркивает в эволюционном плане, что монотеизм есть более высокий уровень духовного развития, чем политеизм , и последний следует отвергнуть, поскольку, по словам сочинений Силенко: «Дажбох [...] не нуждается ни в каких послах в форме высших или низших божеств». [ 36 ] Силенко находился под глубоким влиянием дискурса о европейском превосходстве, передаваемом через концепцию монотеизма, и он представлял украинцев как высший народ, который распространит на всех европейцев свою операцию духовного прогресса, распространяя «европейское понимание Бога», подразумевая переформулирование местных европейских этнических политеистических религий в силенкоитский монотеизм. [ 37 ] По словам Силенко: [ 37 ]
Человечество томится во тьме: его мозг совершенно необходимо кормить новой пищей. Украина призвана Небесами показать Европе новый путь [духовного развития].
— Лев Силенко, Гость из Храма Предков
Несмотря на свой монотеизм, некоторые силенкоиты принимают участие в инициативах родноверов-несиленкоитов, связанных с политеистическим поклонением, [ 38 ] или послушать музыку Живосила Лютого, посвященную множеству божеств. [ 39 ]
Практики
[ редактировать ]Священство
[ редактировать ]Силенкоитские общины возглавляют священники мужского и женского пола, которых называют соответственно RUNtato («Коренные украинские национальные отцы») и RUNmama («Коренные украинские национальные матери»). [ 23 ] Не все ветви силенкоизма используют термины тато и мама для обозначения духовенства; в частности, ОСИД РУНВира, ветвь первоначальной церкви РУНВира, которая в дальнейшем переработала оригинальное учение Силенко, использует просто термин «священники». [ 1 ] Священники-мужчины значительно превосходят своих коллег-женщин. [ 23 ] При жизни Льва Силенко, до 2008 года, рукоположения совершал он сам, поскольку кандидат должен был подать к нему заявление, подкрепленное рекомендательными письмами от религиозной общины того же кандидата. [ 40 ]
Ожидается, что священники-силенкоиты будут учить прихожан тому, как применять принципы религии в повседневной жизни, а также давать советы членам общины по различным вопросам, касающимся личной и общественной жизни. [ 41 ] От хорошего священника требуется проявлять лояльность к религиозным учениям и обладать определенными личностными качествами: он должен владеть собой, говорить мягко, вести себя благородно; он никогда не должен никого судить, обвинять или запугивать и никогда не должен проявлять гнев. [ 41 ] Священники отличаются тем, что носят свиадану , то есть длинную узкую ленту из синей и желтой ткани с черными и красными горизонтальными полосами, накинутую на шею. [ 42 ] Священники-мужчины носят вышитые рубахи, обычно сочетающиеся с европейскими костюмами . [ 43 ]
Обряды и праздники
[ редактировать ]Маха Вира содержит описания ритуалов и праздников, а также календарь, хронология которого начинается одиннадцать тысяч лет назад, когда палеолитическая культура Мезина достигла своего апогея. [ 23 ] Многие обряды и праздники, описанные в книге, заимствованы из украинского деревенского фольклора, интерпретированы и скорректированы самим Силенко, а другие созданы заново. [ 23 ] Подробное описание практик силенкоитов также дано в «Священной книге ритуалов» Силенко , впервые опубликованной в США. [ 41 ]
В число праздников входит Великий день Дажбогового света 14 апреля, соответствующий празднованию Пасхи в украинских селах. [ 41 ] Другие праздники посвящены важным деятелям украинской истории, в том числе Святославу I (935–972), последнему традиционному религиозному князю Киевской Руси и великому воину, расширившему границы своей страны, и Тарасу Шевченко (1814–1861). которого Силенко считал критиком христианства и пропагандистом веры предков. [ 41 ] Другие силенкоитские праздники посвящены современным социальным и экологическим проблемам, в том числе День защиты животных 28 апреля и День народного гнева 5 ноября - день, посвященный негодованию по отношению к захватчикам и угнетателям украинской нации. [ 41 ] 27 сентября – День Святой Махавиры и день рождения «Родного Пророка» Льва Силенко. [ 41 ]
Ритуалы жизненного цикла силенкоитов включают благословение новорожденного ребенка, свадьбы, похороны и поминовение умерших. [ 41 ] Каждый новообращенный в религию также обязан выбрать родное славянское имя и пройти ритуал именования или переименования. [ 45 ] Последнее особенно необходимо, когда новообращенный имеет «иностранное» имя, и тем более, когда такое имя связано с христианством. [ 45 ] Еженедельная церемония поклонения, проводимая в воскресенье и называемая «Святой час саморефлексии», представляет собой основное место проведения большинства обрядов. [ 41 ] Хотя Силенко допускает некоторую гибкость в ритуальной практике, он настаивает на том, что Маха Вира должна быть основным источником для их приготовления. [ 1 ] Священник должен выбирать лекции из Маха Вира , относящиеся к теме еженедельного Святого Часа; например, в День Тараса Шевченко священник читает отрывки из книги, посвященные жизни и наследию Шевченко, а в народные праздники священник читает те отрывки книги, которые описывают, как отмечался тот или иной праздник в прошлом и как он отмечался. следует соблюдать сегодня. [ 1 ]
Несмотря на усилия Силенко по созданию единой литургии, более поздние лидеры и отделения движения подходили к его учению избирательно. [ 1 ] Например, ОСИД РУНВира практикует Службу почитания Бога ( Набоженство ), разработанную Богданом Островским, которая лишь отдаленно напоминает Святой Час Саморефлексии, не содержит большого количества чтения из Маха Вира и вместо этого фокусируется на красочных ритуальных действиях и пении. [ 1 ] ОСИД РУНВира также признает праздник Купальской ночи частью силенкоитского календаря и отмечает его посредством сложного ритуала, воссозданного тем же Островским. [ 46 ] На трехгодичном совете РУНВира в 2008 году, проходившем в Богоявленском, Николаев , одним из основных вопросов, затронутых делегатами, была растущая диверсификация и непоследовательность среди ритуалов, совершаемых различными силенкоитскими общинами по всей Украине, поскольку разные лидеры вводили слишком много новшеств в свои общины. литургия; большинство делегатов согласились с тем, что стандартизация важна, и призвали к более строгому соблюдению литургической книги Силенко. [ 47 ]
Как и другие родноверы, особенно казачьи волхвы, многие силенкоиты занимаются боевыми искусствами . [ 48 ] Самым известным деятелем украинских боевых искусств 2010-х годов является силенковец Владимир Пилат, основатель и преподаватель «Бойового гопака» — боевой формы традиционного казачьего танца гопака в сочетании с философским мировоззрением. [ 49 ] Прежде чем обратиться к славянским боевым искусствам, Пилат был сенсеем в Киокушин каратэ и изучал другие восточные стили боевых искусств. [ 50 ] Его школа находится во Львове , а его творчество ценят как силенковаты, так и другие родноверы. [ 48 ] Основные философские положения практики выражены самим Пилатом в следующих терминах: [ 48 ]
Борьба за правду и против сил Тьмы и Зла во имя победы Света, Добра и Любви — положительных созидательных сил, способствующих развитию Вселенной, созданию наиболее совершенных форм жизни и превращению физического в духовное.
Храмы и алтари
[ редактировать ]Силенкоитские церемонии обычно проводятся внутри храмов и перед алтарями. [ 51 ] Два важных храма включают Храм Рождества Льва Силенко, расположенный в Богоявленском районе Николаева, селе на юге Украины, где родился Лев Силенко. [ 52 ] и Храм Орианы в Спринг-Глене, Нью-Йорк , в США. [ 53 ] Стационарные жертвенники располагаются в храмах или домах людей как домашние жертвенники. [ 51 ] Они расположены на столе, покрытом четырьмя различными вышитыми скатертями, верхняя и нижняя части которых украшены извилистыми узорами, связанными с культурой Мезина . [ 51 ] В середине алтаря расположен переносной символ Дажбоха – обязательный атрибут всех силенкоитских служб. [ 51 ] Также имеются две статуэтки, изображающие Ора и Лель , две свечи в подсвечниках, свиадана , цветы, емкость для святой земли, [ 54 ] и еще один для святой воды. [ 55 ] По указанию Силенко, на жертвенник следует положить колосья пшеницы, чтобы символизировать земледельческое происхождение украинцев, святая земля должна быть с полей Триполья , а святая вода — из Днепра . [ 55 ]
Алтари ОСИД РУНВира, отделения движения, которое развило идеи Силенко и не признает его окончательным пророком, а главным идеологом религии, не содержат большого количества упоминаний о самом Силенко, кроме Маха Вира и Священного Писания. Книга Ритуалов . [ 56 ] Напротив, на алтарях ОСИДУ РУНВира, отделения движения, признающего Силенко последним пророком, помимо выставления книг, всегда также выставлен портрет самого Силенко, который является объектом поклонения. [ 56 ]
Организации
[ редактировать ]Ранняя церковь Коренной Украинской Национальной Веры была основана Львом Силенко в 1966 году в США среди украинской диаспоры. [ 57 ] Первая община была основана в Чикаго , а позже общины были основаны в Канаде , Англии , Германии , Австралии и Новой Зеландии . [ 58 ] Штаб-квартира церкви располагалась в храме Орианы, расположенном в Спринг-Глене, штат Нью-Йорк, в районе гор Катскилл . [ 6 ] Силенкоитское движение возникло в Украине в начале 1990-х годов. [ 53 ] Первая община была зарегистрирована правительством в Киеве в 1991 году, менее чем через месяц после распада Советского Союза . [ 53 ] К концу десятилетия число зарегистрированных сообществ выросло до пятидесяти, а еще десятки действовали по всей стране без официальной регистрации. [ 25 ] Движение распространилось также на Россию и Белоруссию . [ 14 ]
В 1980-е годы силенкоизм раскололся как минимум на четыре основные ветви: [ 59 ] и многие другие сообщества, возглавляемые несколькими отдельными тато , или духовными лидерами-мужчинами. [ 60 ] Сегодня четырьмя отдельными силенкоитскими церквями, которые управляют более чем ста приходами, разбросанными по всей Украине, являются: «Ассоциация сыновей и дочерей коренной украинской национальной веры» (ОСИД РУНВира), «Ассоциация сыновей и дочерей Украины «Родная украинская национальная вера» (ОСИДУ РУНВира), львовское «западное отделение» ОСИДУ РУНВира Владимира Черного и «Союз коренной украинской веры» (СРУВ). [ 61 ]
ОКСИД РУНВира
[ редактировать ]Среди силенкоитских организаций «Объединения сыновей и дочерей Украины коренной украинской национальной веры» (ОСІДУ РУНВіра, ОСИДУ РУНВира ) сохранили прямые отношения с Силенко, полностью приняв его как пророка. [ 53 ] По состоянию на середину 2000-х годов лидером организации был Богдан Савченко. [ 25 ] Силенкоиты ОСИДУ считают себя преобразованными и завершенными Родноверами, ориентирующимися на монотеистическую веру в безличный Дажбох, энергию космоса. [ 33 ]
Члены OSIDU RUNVira еженедельно проводят Священный час саморефлексии, который включает в себя чтение Маха Вира , проповеди, комментарии, поклонение предкам, молитвы и гимны и заканчивается пением государственного гимна Украины. [ 63 ] Литургические элементы церемонии включают символ Дажбоха, кувшин с водой из священной реки , ящик с землей из святой земли, две свечи, колосья пшеницы, цветы (маки и васильки), свиадану , копии Маха Виры. и Священная Книга Ритуалов , и портрет Льва Силенко. [ 64 ] Силенкоиты ОСИДУ открыты к празднованию праздников вместе с родноверами-несиленкоитами, с традиционным народным пением, прыжками с костра, танцами по кругу и спирали, сжиганием или топлением чучел божеств Купало и Марены, а также встречей первых лучей Солнца на следующее утро. . [ 65 ] Некоторые силенкоитские общины OSIDU также организуют проекты для широкой общественности; община харьковская , например, создает рай-сады («райские сады») и организует регулярные фестивали, посвященные экологии и духовности. [ 65 ]
ОСИД РУНВира
[ редактировать ]«Объединение сыновей и дочерей коренной украинской национальной веры» (ОСИД РУНВіра, ОСИД РУНВира ) — крупнейшая среди силенкоитских организаций. [ 27 ] Признавая его основателем движения, ОСИД РУНВира отверг высшую власть Льва Силенко и стремился к «более многостороннему подходу» к Родноверию, оставаясь открытым для дальнейшего развития, независимого от Силенко. [ 66 ] ОСИД РУНВира в настоящее время возглавляет Священный Собор под председательством народного музыканта Богдана Островского в Киеве. [ 67 ] Островский был основателем первой общины силенкоистов в Украине в 1991 году. [ 67 ] ОСИД РУНВира является владельцем Храма Орианы в Спринг-Глене, который организация перешла во владение юридическим путем в конце 1990-х годов, после спора о праве собственности с ОСИДУ РУНВира и особенно с секретарем и доверенным лицом Льва Силенко Татьяной Лысенко (Свитославой). [ 68 ]
Как и силенкоиты ОСИДУ, силенкоиты ОСИД тоже еженедельно отмечают Святые часы, но ритуал ОСИД эклектичен и включает в себя несиленкоитские элементы, такие как чтение Книги Велеса или поэзии Тараса Шевченко . [ 67 ] В качестве альтернативы Святому Часу Островский также разработал Службу почитания Бога ( Набоженство ), в которой меньше внимания уделяется Маха Вире и вместо этого делается упор на ритуальные действия и пение. [ 1 ] Литургия ОСИД включает в себя такие предметы, как дидух , то есть сплетенный сноп пшеницы, и объект, олицетворяющий огонь, помимо воды и земли. [ 67 ] и, помимо всех других элементов, присутствующих в общей силенкоитской литургии, таких как символ Дажбо, две свечи, свиадана и копии Маха Вира и Священной Книги Обрядов . [ 54 ] Поклонение предкам также занимает центральное место в силенкоизме ОСИДа, особенно в прославлении героев украинской и славянской истории, в том числе верховного праотца орианцев Ора и современных украинских героев, таких как Тарас Шевченко, Иван Франко , Богдан Хмельницкий и Григорий Сковорода . [ 67 ] Однако, по сравнению с ОСИДУ РУНВира, ОСИД Силенкоизм больше внимания уделяет традиционным славянским сезонным праздникам в честь богов Купалы, Перуна , Лады и Даны. [ 67 ] ОСИД РУНВира также использует дехристианизированные названия для некоторых своих праздников, таких как «Рождество света Дажбоха» и «Пасха Вечного Воскресения». [ 67 ]
Союз коренной украинской веры
[ редактировать ]«Собор Родной Украинской Веры» (Собор Рідної Української Віри, Собор Ридной Украинской Виры ; СРУВ) — еще одна организация силенкоитского движения, более независимая, чем другие, от исходной традиции и более эклектичная в интерпретации религии. . [ 67 ] Он был основан в 1994 году под руководством Олега Безверхого, автора нескольких полунаучных брошюр об украинском родноверии, мистике, расе и смежных темах. [ 69 ] Штаб-квартира СРУВ Силенкоизма находится в Виннице . [ 67 ] СРУВ была более открыта, чем другие силенкоитские организации, для экуменического движения примирения между силенкоитами и несиленкоитами-родноверами, принимая участие в организации некоторых панродноверских вишей . [ 70 ]
Помимо Махавиры Льва Силенко, СРУВ-силенкоизм опирается также на сочинения Шаяна, Шкавритко, Кокриацкого, Ориона, Лисового и других. [ 67 ] Сохраняя силенкоитский монотеизм, СРУВ продвигает то, что он считает более аутентичным украинским богословием с акцентом на мистицизм . [ 71 ] Силенковцы СРУВ считают Подолье сердцем древней орийской цивилизации, местом, где были найдены остатки большого скифского храма и Збручского идола, олицетворяющего Световида , а также местом, где древняя славянская религия наиболее долго и усиленно защищалась Болоховские князья, якобы еще в 1620 году. [ 71 ]
Символизм
[ редактировать ]Силенкоитская символика во многом опирается на историческую и современную украинскую национальную символику. [ 1 ] Главный символ силенкоизма имеет синий и желтый цвета и включает тризуб ( укр . тризуб ), один из исторических символов Рюриковичей , который изображен на современном гербе Украины . [ 1 ] Последний в силенкоизме называется трисуттиа и считается символом трех миров Правь , Явь и Навь . [ 1 ] Трезубец окружен стилизованным Солнцем, символом Дажбоха . [ 1 ] Силенкоизм также черпает вдохновение из палеолитической культуры Мезина , и одним из наиболее важных символов в религии является меандр (извилистый орнамент), который считается связанным с Мезином и воспринимается как наиболее архаичная форма духовного выражения предков. . [ 72 ]
Социология
[ редактировать ]Демография
[ редактировать ]В своей статье в 2005 году ученый Адриан Ивахив заметил, что, по сравнению с более широким родноверием, силенкоизм имел тенденцию привлекать более зрелый сегмент общества, а именно людей примерно 40 лет и старше, хотя иногда более молодые члены брали на себя руководящие функции. [ 65 ] Сторонники движения пересекались с группами возрождения народной и традиционной музыки, группами традиционных боевых искусств, с националистическими и ультранационалистическими политическими группами, такими как Организация украинских националистов и Украинское национальное собрание - Украинская народная самооборона (УНА-УНСО). , с другими культурными группами, такими как Национальный союз писателей Украины и Традиционная ассоциация украинских казаков, организация, основанная в 2001 году и имеющая членов в девятнадцати украинских областях. [ 73 ] По словам ученого Алексея Гайдукова, в 1990-е годы силенкоитская доктрина изучалась в университетских программах, и к ней присоединился «цвет интеллигенции страны [украинской]», в том числе писатели (Сергей Плачинда, Анатолий Качан, Николай Луговик) и художники. церковь. [ 14 ] Владимир Пилат, лидер ОСИДУ РУНВира, участвовал в возрождении на Западной Украине боевой версии гопака , традиционного казачьего танца. [ 74 ]
Несмотря на изначальную враждебность между силенкоитами и несиленкоитами украинских родноверов, с начала 2000-х годов наблюдается усиление движения экуменического сотрудничества между двумя фракциями. [ 75 ] В 2003 году сорок один делегат от общин со всей Украины и тридцать восемь зарегистрированных гостей собрались в Киеве на Первом форуме украинских родноверов под председательством Юрия Шилова, Олега Безверхого из СРУВ Силенкоизм и Петра Рубана. [ 75 ] Десять месяцев спустя последовал Второй Форум украинских родноверов, на котором присутствовал пятьдесят один делегат, сорок шесть участников и двадцать шесть других гостей. [ 75 ] СРУВ Силенкоизм оказался более открытым, чем ОСИДУ РУНВира и ОСИД РУНВира, к этому экуменическому движению украинского Родноверия. [ 70 ] Многие группы Родноверов в современной Украине опираются на учение Шаяна и Силенко. [ 76 ]
Политические идеи
[ редактировать ]Ученый Мария Лесив отметила, что силенкоизм является «самым политически заряженным» среди украинских родноверских течений. [ 77 ] и что, в отличие от других родноверов, которые уделяют больше внимания общей идентичности славянских народов , силенкоисты склонны подчеркивать уникальные характеристики украинцев и особенно их отличие от русских. [ 78 ] Некоторые силенкоиты считают украинцев истинными потомками раннесредневековых русов и Киевской Руси, тогда как современные русские - это по большей части обрусевшие татары позднесредневековой Московии (москали). [ 14 ] Последние изображены в Махавире как исторические политические враги украинцев, а разработанный Львом Силенко религиозный календарь включает День народного гнева, призванный вызвать негодование по поводу угнетения, которому в прошлом подвергался украинский народ. [ 79 ] Отвечая как на историческое иностранное притеснение, так и на современные социально-политические проблемы Украины, некоторые силенковцы предложили проекты по укреплению идентичности украинцев; например, силенковец Богдан Климчак из Львова , политзаключенный во времена Советского Союза , предложил проект Оаза-Горы , массивного многослойного, террасного, похожего на гору храма национального самосознания, посвященного украинским историческим героям и политическим заключенным советский режим. [ 80 ]
Ивахив заметил, что многие силенкоиты, как и другие родноверы, поддерживают политические идеи, очень похожие на идеи европейских новых правых , с акцентом на «образ жизни, семью, сообщество и ритуальную практику», а также «выраженную этику чести, преемственность с и ответственность перед своими предками, и трудовая этика, основанная на земле», и оппозиция западному миру, возглавляемому Соединенными Штатами , и их либеральным ценностям. [ 81 ] Многие силенкоисты считают, что украинцам угрожают современные влияния, которые, разрушая традиционную мораль, будут означать «уничтожение белого населения». [ 82 ] В 2001 году, к десятой годовщине независимости Украины, журнал «РУНВира» «Слово Ориев » заявил: «Сегодня мы просто поделили нашу [прежнюю] тотальную зависимость от Москвы между Москвой, Вашингтоном, Израилем, Европой и Богом». знает кто еще». [ 81 ] Силенкоизм нашел поддержку у различных политических партий Украины, в том числе у Народно-демократической партии . [ 14 ]
Отношения с христианством
[ редактировать ]Лев Силенко описал христианство как «кочевой иудаизм », насильственно навязанный Киевской Руси Владимиром Великим (ок. 958–1015). [ 83 ] Одной из целей силенкоитского движения является именно «изгнание [из Украины] хищнической Московской Христианской Церкви» ( Русской Православной Церкви ). [ 14 ] По поводу христианизации Киевской Руси Силенко прокомментировал: [ 83 ]
Надо было отречься от своего, от того, что было священно; отрекаться от святынь своих предков, «со страхом и трепетом» преклонять колени и поклоняться чужеродным идолам — иконам с изображением чужеродных богов, привезенных из Греции.
- Лев Силенко, Мудрость украинской правды: Катехизис
Христианство рассматривается как внешняя иностранная сила, которая пытается разрушить местные культуры, смешав их в глобальную культурную модель, чтобы преуменьшить этнические различия и внушить своим последователям космополитический подход. [ 83 ] По мнению Силенко, христианство приводит к развитию у людей ложного сознания: [ 83 ]
Украинские дети ходят в школу [и] открывают свои учебники по азбуке, где Назарету, а не Киеву, уделяется больше места и внимания. Воспитатель представляет им первые понятия: «Когда на небе появится Вифлеемская звезда, маленький Иисус придет в гости к детям [...] и в каждом доме будет Святая Вечеря и колядование». «Я маленькая украинская девочка» и «Я маленький украинский мальчик» — мы прославляем Назарет, Вифлеем и реку Иордан. Первые впечатления детских чувств, мыслей и переживаний посвящены неукраинским святыням. Украинские дети счастливы, что родился маленький Иисус; им становится грустно, что его распяли, [и] затем снова радуют, что он воскрес.
— Лев Силенко, Маха Вира: День 50
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Название «Церковь украинской родной веры» разделяют как РУНВира, так и несиленкоитская родноверская организация, созданная последователями Владимира Шаяна в Канаде в 1981 году под руководством ученика Шаяна Мирослава Сытника, которая позже дала начало в Украине Галине Лозко. Российская Федерация Родноверов Украины. [ 3 ] Сытник изначально тоже был связан с RUNVira. [ 4 ]
- ↑ Ученый Мария Лесив отметила сходство основополагающих повествований силенкоизма и христианства, в то же время подчеркнув разницу в том, что, хотя Иисус родился от Святого Духа, Силенко родился от любви своих предков. [ 32 ]
- ^ В религии Льва Силенко сравнивают с философами, пророками и религиозными реформаторами Осевого века : Заратустрой , Конфуцием , Буддой и Мухаммедом . [ 36 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Прачечная 2013б , с. 47.
- ^ «Украинская Церковь Родной Веры» . Вашингтон, округ Колумбия, США: Библиотека Конгресса .
- ^ Прачечная 2009 , с. 202; Прачечная 2013б , стр. 50–51.
- ^ Прачечная 2013b , с. 177, примечание 8.
- ^ Гайдуков 2000 , с. 27; Ивахов 2005а , с. 12; Лесив 2013б , с. 44.
- ^ Перейти обратно: а б Гайдуков 2000 , с. 27; Ивахов 2005а , с. 17; Лесив 2013б , с. 44.
- ^ Гайдуков 2000 , с. 27; Ивахов 2005а , с. 17; Ивахов 2005б , с. 224; Прачечная 2009 , с. 202; Прачечная 2013а , с. 130; Прачечная 2013б , с. 44.
- ^ Гайдуков 2000 , с. 27; Ивахов 2005а , с. 12.
- ^ Ивахов 2005а , с. 16; Прачечная 2013а , с. 130.
- ^ Перейти обратно: а б Ивахов 2005а , с. 11; Лесив 2013б , с. 41.
- ^ Ивахов 2005а , с. 11.
- ^ Гайдуков 2000 , с. 27; Ивахов 2005а , с. 12; Лесив 2013б , с. 42.
- ^ Ивахов 2005а , с. 12; Ивахов 2005б , с. 217.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гайдуков 2000 , с. 27.
- ^ Ивахов 2005а , стр. 16, 18, 22.
- ^ Шнирельман 2002 , с. 208.
- ^ Перейти обратно: а б Ивахов 2005а , с. 16.
- ^ Ивахов 2005а , с. 22.
- ^ Прачечная 2009 , с. 213.
- ^ Прачечная 2009 , с. 209.
- ^ Ивахов 2005а , с. 12; Лесив 2013б , с. 45.
- ^ Ивахов 2005а , с. 17, 32, примечание 15; Лесив 2013б , с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Прачечная 2013б , с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ивахов 2005а , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б с Ивахов 2005а , с. 17.
- ^ Прачечная 2013b , стр. 47, 153.
- ^ Перейти обратно: а б Ивахов 2005а , стр. 19–20.
- ^ Ивахов 2005а , с. 19–20; Лесив 2013б , с. 47, 153.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ивахов 2005а , с. 18; Лесив 2013б , с. 45.
- ^ Прачечная 2013a , с. 130; Прачечная 2013б , с. 91.
- ^ Перейти обратно: а б с Прачечная 2013а , с. 134; Прачечная 2013б , с. 129.
- ^ Прачечная 2013b , с. 130.
- ^ Перейти обратно: а б с Ивахов 2005а , с. 18.
- ^ Ивахов 2005а , с. 18; Лесив 2013б , с. 3, 5, 41.
- ^ Ивахов 2005б , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б с Прачечная 2009 , с. 210; Прачечная 2013б , с. 91.
- ^ Перейти обратно: а б Прачечная 2013б , с. 95.
- ^ Прачечная 2013b , с. 105.
- ^ Прачечная 2013b , с. 157.
- ^ Прачечная 2013b , стр. 45–46.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Прачечная 2013б , с. 46.
- ^ Прачечная 2013b , стр. 147–149.
- ^ Прачечная 2013b , с. 149.
- ^ Прачечная 2013b , с. 158.
- ^ Перейти обратно: а б Прачечная 2013б , стр. 47, 49.
- ^ Прачечная 2013b , с. 137.
- ^ Прачечная 2013b , с. 155.
- ^ Перейти обратно: а б с Прачечная 2013б , с. 80.
- ^ Ивахов 2005б , с. 234; Лесив 2013б , с. 80.
- ^ Прачечная 2013b , с. 81.
- ^ Перейти обратно: а б с д Прачечная 2013б , с. 152.
- ^ Перейти обратно: а б Прачечная 2009 , с. 211.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ивахов 2005а , с. 17; Лесив 2013б , с. 44.
- ^ Перейти обратно: а б Прачечная 2013б , стр. 152–153.
- ^ Перейти обратно: а б Прачечная 2013б , с. 154.
- ^ Перейти обратно: а б Прачечная 2013б , с. 153.
- ^ Ивахов 2015а , с. Ошибка 12 ; Лесив 2013б , с. 44.
- ^ Ивахов 2005а , с. 17; Ивахов 2005б , с. 224; Лесив 2009 , с. 202; Лесив 2013а , с. 130; Лесив 2013б , с. 44.
- ^ Ивахов 2005а , стр. 17–18.
- ^ Прачечная 2009 , с. 208.
- ^ Ивахов 2005а , стр. 17–18, 24.
- ^ Прачечная 2013b , с. 159.
- ^ Ивахов 2005а , с. 19; Лесив 2013б , с. 46.
- ^ Ивахов 2005а , с. 19; Лесив 2013б , с. 153–154.
- ^ Перейти обратно: а б с Ивахов 2005а , с. 19.
- ^ Ивахов 2005а , с. 20; Лесив 2013б , с. 44.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Ивахов 2005а , с. 20.
- ^ Ивахов 2005а , с. 20; Лесив 2013б , с. 45.
- ^ Ивахов 2005а , стр. 20–21.
- ^ Перейти обратно: а б Ивахов 2005а , с. 24.
- ^ Перейти обратно: а б Ивахов 2005а , с. 21.
- ^ Прачечная 2013b , стр. 30, 47.
- ^ Ивахов 2005а , с. 19; Ивахов 2005б , с. 234.
- ^ Ивахов 2005б , с. 234.
- ^ Перейти обратно: а б с Ивахов 2005б , с. 232.
- ^ Прачечная 2013b , с. 42.
- ^ Прачечная 2009 , с. 203, примечание 13; Прачечная 2013б , с. 49.
- ^ Прачечная 2009 , с. 206.
- ^ Прачечная 2017 , с. 139.
- ^ Прачечная 2013b , стр. 74–76.
- ^ Перейти обратно: а б Ивахов 2005б , с. 235.
- ^ Прачечная 2013b , с. 74.
- ^ Перейти обратно: а б с д Прачечная 2013б , с. 68.
Источники
[ редактировать ]- Gaidukov, Alexey V. (2000). Идеология и практика славянского неоязычества [ Ideology and practice of Slavic Neopaganism ] (PDF) (Thesis) (in Russian). Saint Petersburg: Herzen University . Archived from the original (PDF) on 22 October 2021.
- Ивахив, Адриан (2005а). «В поисках более глубокой идентичности: неоязычество и «родная вера» в современной Украине» (PDF) . Nova Religio: Журнал альтернативных и новых религий . 8 (3): 7–38. дои : 10.1525/номер.2005.8.3.7 . JSTOR 10.1525/№2005.8.3.7 . Архивировано из оригинала (PDF) 14 февраля 2020 года.
- ——— (2005б). «Возрождение украинской родной веры» . В Майкле Ф. Стрмиске (ред.). Современное язычество в мировых культурах: сравнительные перспективы . Санта-Барбара: ABC-Clio. стр. 209–39. ISBN 9781851096084 .
- Лесив, Мария (2009). «Слава Дажбогу (богу-Солнцу) или всем родным богам?: Монотеизм и политеизм в современном украинском язычестве» (PDF) . Гранат: Международный журнал языческих исследований . 11 (2). дои : 10.1558/pome.v11i2.197 . Архивировано из оригинала (PDF) 19 января 2019 года.
- ——— (2013а). «Украинское язычество и синкретизм: «Это действительно наше!» ". В Каарине Айтамурто; Скотт Симпсон (ред.). Современные языческие и туземные религиозные движения в Центральной и Восточной Европе . Дарем: Проницательность. стр. 128–145. ISBN 9781844656622 .
- ——— (2013б). Возвращение богов-предков: современное украинское язычество как альтернативное видение нации . Монреаль и Кингстон: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN 9780773542624 .
- ——— (2017). «Братья по крови или кровные враги: верования украинских язычников и реакция на украинско-российский кризис». В Кэтрин Раунтри (ред.). Космополитизм, национализм и современное язычество . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 133–156. ISBN 9781137570406 .
- Шнирельман, Виктор А. (2002). « Христиане! Идите домой»: возрождение неоязычества между Балтийским морем и Закавказьем (обзор)» . Журнал современной религии . 17 (2): 197–211. дои : 10.1080/13537900220125181 . S2CID 51303383 .