Эмерсон Фиттипальди
Эмерсон Фиттипальди | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Fittipaldi в 2020 году | |||||||
Рожденный | Сан -Паулу , Бразилия | 12 декабря 1946 г. ||||||
Чемпионские названия | |||||||
Чемпионат FIA World Drivers ' ( 1972 , 1974 ) CART Championship Car ( 1989 ) Крупные победы Мичиган 500 ( 1985 ) Индианаполис 500 ( 1989 , 1993 ) | |||||||
Формулы -1 Карьера чемпионата мира | |||||||
Национальность | ![]() | ||||||
Активные годы | 1970 – 1980 | ||||||
Команды | Lotus , McLaren , Fittipaldi | ||||||
Записи | 149 (144 старта) | ||||||
Чемпионаты | 2 ( 1972 , 1974 ) | ||||||
Побед | 14 | ||||||
Подиумы | 35 | ||||||
Карьерные очки | 281 | ||||||
Полюсные позиции | 6 | ||||||
Самые быстрые круги | 6 | ||||||
Первая запись | Британский Гран -при 1970 года | ||||||
Первая победа | 1970 Гран При Соединенных Штатов | ||||||
Последняя победа | Британский Гран -при 1975 года | ||||||
Последняя запись | 1980 Гран При Соединенных Штатов | ||||||
автомобиля Champ Карьера | |||||||
195 гонок проходят более 13 лет | |||||||
Лучший финиш | 1 -й ( 1989 ) | ||||||
Первая гонка | 1984 Лонг -Бич Гран При ( Лонг -Бич ) | ||||||
Последняя гонка | 1996 Мичиган 500 ( Мичиган ) | ||||||
Первая победа | 1985 Мичиган 500 ( Мичиган ) | ||||||
Последняя победа | 1995 Bosch Spul Plug Grand Prix ( Nazareth ) | ||||||
| |||||||
Подпись | |||||||
![]() |
Эмерсон Фиттипальди [ 1 ] ( Португальское произношение: [ˈɛmeʁsõ fitʃiˈpawdʒi] ; Родился 12 декабря 1946 года) - бывший бразильский водитель автомобильных гонок , который выиграл как Формулы -1 чемпионат мира , так и в Индианаполис 500 дважды каждый и чемпионат CART один раз.
Переходя из Формулы -2 , Фиттипальди дебютировал в гонке для Team Lotus в качестве третьего водителя на Гран -при Британского Гран -при 1970 года . После того, как Джохен Риндт был убит на Гран -при Италии 1970 года , бразилец стал ведущим водителем Lotus только в своем пятом Гран -при. Он добился значительного успеха с Lotus, выиграв чемпионат мира по водителям в 1972 году в возрасте 25 лет. В то время он был самым молодым чемпионом мира F1, и он держал рекорд в течение 33 лет. Позже он переехал в McLaren на 1974 год , снова выиграв титул и помогая McLaren выиграть чемпионат своих первых конструкторов . Он удивил паддок, переехав в автомобильную команду своего брата Fittipaldi до сезона 1976 года , его заменил Джеймс Хант . Успех ускользал от него в последние годы в Формуле -1, когда автомобили Fittipaldi недостаточно конкурентоспособны, чтобы бороться за победы. Фиттипальди занял еще две финиши по подиуму, прежде чем уйти в отставку в 1980 году .
После его карьеры Формулы -1 Фиттипальди переехал в американскую серию CART , достигнув многочисленных успехов, в том числе титул CART 1989 года и две победы в Индианаполисе 500 в 1989 и 1993 годах . С момента своего выхода на пенсию из Indy Car Racing в 1996 году , Fittipaldi Races только изредка. В 2008 году он стал одним из трех человек в истории, который получил автомобиль Corvette Production, названный в его честь. В возрасте 67 лет он вошел в 2014 6 часов Сан -Паулу .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Эмерсон Фиттипальди родился в Сан -Паулу , Бразилия . Он-младший сын выдающегося итальянского бразильского журналиста и радиокомментатора Уилсона Фиттипальди-старшего [ 2 ] и его жена Йозефа "Джузи" Войчеховска, иммигрант из Санкт -Петербурга из польского и русского происхождения. [ Цитация необходима ]
Он был назван в честь американского автора и философа Ральфа Уолдо Эмерсона . Оба его родителя гоняли на производственных автомобилях вскоре после второй мировой войны , и Уилсон -старший также отвечал за первую гонку Мил Милхас в 1956 году в Сан -Паулу, вдохновленную итальянской Милле Милей 1949 года . Эмерсон вместе со своим братом Уилсоном стал энтузиастами автоспорта как маленькие дети. [ 3 ]
История карьеры
[ редактировать ]
В возрасте 14 лет Фиттипальди участвовал в гонках на мотоциклах , а в 16 лет - гидропланы . Во время гонок однажды его брат Уилсон взорвался со скоростью 70 миль в час (110 км/ч) и приземлился вверх ногами. Уилсон был неповрежден в результате аварии, но побудил оба братьев Фиттипальди прекратить участие в гонках на лодках и сосредоточиться исключительно на гоночных земельных транспортных средствах. [ 4 ] В 1967 году Фиттипальди выиграл 6 часов интерлагосов в Volkswagen Karmann Ghia в возрасте 20 лет, а через год - 12 часов Porto Alegre.
Пара перешла в гоночные формулы и создала компанию со своими родителями. Во втором сезоне в одиночных сериалах Фиттипальди выиграл бразильский титул Формулы Ви в возрасте 21 года. Он уехал в Европу в 1969 году, с амбициями убедить владельцев команд в своем таланте за три месяца. После некоторых подиумов и его первых побед в Формуле Форде , Фитипальди сначала была обучена, а затем впоследствии вовлечена командой управляющей школы Джима Рассела Формулы Три . Он выиграл девять гонок F3 на Джиме Рассел Lotus 59 на чемпионате McD Lombard, чтобы стать чемпионом 1969 года. [ 5 ]
Формула два
[ редактировать ]В 1970 году Fittipaldi переехал в F2, присоединившись к команде Lotus полупроводной команды Bardahl, проводя кампанию Lotus 59b . С шестью финишами в очках и четырьмя на подиуме, он закончил сезон восьми гонок на третьем месте после Клэя Регаццони и Дерека Белла . Хотя этот результат был очень впечатляющим для новичка в серии, в этом году центр внимания был на Fittipaldi из -за его деятельности в Формуле -1.
Формула -1
[ редактировать ]Lotus (1970–1973)
[ редактировать ]Основываясь на успехе автомобилей Cosworth DFV и автомобилей Lotus 49 / 49B в 1968 году, Team Lotus пользовалась репутацией одной из лучших команд F1 с притоком спонсорских денег, а Колин Чепмен использовал третье место в команде для чемпионата гонки в качестве тестирования для молодых водителей. Это противоречило традиции команды использовать не чемпионат F1 для этой цели.
Третье место было передано Алексу Солер-Ройгу в начале 1970 года, а затем для Фиттипальди, начиная с британского врача общей практики в июле, с Джохеном Риндтом и Джоном Майлзом в качестве обычных владельцев места. Fittipaldi занял четвертое место в качестве водителя № 3 на следующем немецком GP , где выиграл № 1 Jochen Rindt, а Джон Майлз вышел на пенсию.
Команда Lotus планирует на сезон резко изменился, когда Джохен Риндт был убит в Монце в сентябре и стал единственным водителем, который посмертно выиграл чемпионат. Джон Майлз также покинул команду, и Фиттипальди был способен быть водителем Lotus № 1 в своей пятой гонке F1 в GP США с Рейне Виселлом и Питом Лавли в качестве товарищей по команде. Fittipaldi оказался до этой задачи и выиграл эту первую гонку после заезда для Lotus.
предыдущего сезона В своем первом полном году в качестве главного водителя Lotus в 1971 году Фиттипальди финишировал шестым в чемпионате драйверов, поскольку команда также разработала Lotus 72 . Фиттипальди, вооруженный тем, что было, возможно, величайшим дизайном Формулы -1 за все время, оказался доминирующим в 1972 году, когда он выиграл пять из 11 гонок и заявил о чемпионате водителей F1.
В 25 лет он был тогда самым молодым чемпионом в истории F1. Оказалось, что он мог сделать это снова в 1973 году. После трех побед в четырех попытках с 72D он начал бороться в новом 72E, который был представлен в середине года. Это привело к обратной стороне предыдущего года, когда Стюарт победил Фиттипальди за чемпионат водителей.
McLaren (1974–1975)
[ редактировать ]Fittipaldi покинул Lotus, чтобы подписать многообещающую команду McLaren . Вождение высокоэффективного McLaren M23 , у него было три победы в 1974 году, достиг подиума четыре раза и выбил Клэй Ригаццони в тесной битве за свой второй чемпионат. В следующем сезоне он одержал еще две победы и четыре других подиума, но был вторым в доминирующей Ники Лауде .
Fittipaldi (1976–1980)
[ редактировать ]Тем не менее, в разгар своего успеха F1, Фитипальди шокировал всех, оставив McLaren, чтобы участвовать в гонках за старшего брата Уилсона Фиттипальди , специализирующейся на команде Fittipaldi, специализирующейся на автомобильной Fittipaldi . [ Цитация необходима ]
Он оставался в команде в течение пяти сезонов, но только лучше всего финишировал. Фиттипальди решил уйти из гонок в конце 1980 года. С тех пор он сказал, что его последние два года в Формуле -1 были очень несчастны: «Я был слишком вовлечен в проблемы попытки заставить команду работать, и я пренебрегал своим браком и моя личная жизнь », [ 6 ] Хотя в то время он назвал смерть многих своих коллег по своей причине. [ 7 ] Ему было всего 33 года, но в Формулу -1 в Формула -1 мчался. В этом году ему не удалось закончить семь из десяти гонок и несколько раз опередили его финский товарищ по команде Кеке Росберг (сам будущий чемпион). Он перешел в управление командой [ 8 ] рядом со своим братом. Команда боролась еще на два года с минимальным спонсорством, вступая в прием в конце 1982 года. [ 9 ]
-
Fittipaldi за рулем Lotus 72d на Гран -при Австрии 1972 года
-
Fittipaldi в Сильверстоуне в 1974 году
-
своего брата Fittipaldi ездит на одноименную команду на Гран -при Бразилии 1976 года на его домашней трассе, Interlagos
-
Fittipaldi Copersucar, Jacarepaguá , 1978
Тележка
[ редактировать ]После ухода с F1 в 1980 году Фиттипальди в течение четырех лет провел время от крупных гонок. В 1984 году 37-летний Фиттипальди дебютировал в серии американской корзины . Он провел свой первый сезон, акклиматизируясь в IndyCars, за рулем двух команд, прежде чем присоединиться к Патрику Racing в качестве замены Чипа Ганасси , который был серьезно ранен в Мичигане 1984 года . Мичиган 500 1985 года отметил первую победу Фиттипальди в корзине. Фитипальди оставался пять лет с Патриком Рак, записывая шесть побед и солидные финиши в общем зачете. [ 10 ]
В 1989 году Фиттипальди имел пять побед, финишировал в пятерке лучших в каждой гонке, которую он закончил, и был чемпионом по корзине. Среди его побед было доминирующее выступление в Индианаполисе 500 1989 года , где он вел 158 из 200 кругов и выиграл двумя кругами, но только после драматической дуэли с Аль -Унзером -младшим на закрытых кругах гонки. Ундер побежал по Фиттипальди после перезапуска в позднем гонке и передал его на лидерство на круге 196. Три круга спустя, Фитипальди использовал лапкий трафик в его пользу, чтобы потянуть вместе с Унзером на первой части. Ни один водитель не уступил бы, и две машины коснулись колеса, когда они прошли через три шага рядом. Автомобиль Unser вышел из -под контроля, чтобы попасть на внешнюю стену, в то время как Fittipaldi смог сохранить достаточный контроль, чтобы его автомобиль движется прямо. Несмотря на ссору, Unser аплодировал Fittipaldi из приусадебного участка, когда Fittipaldi прошел на последнем круге. [ 11 ]

Роджер Пенске нанял Фиттипальди для своей гоночной команды в 1990 году, и он продолжал стать одним из лучших гонщиков в корзине, выигрывая хотя бы одну гонку с Penske в течение шести лет подряд. Но из -за неудачи он, возможно, выиграл три последовательных Индианаполиса 500 -х годов, страдающих от пузырейных шин в 1990 году и сбоя в коробке передач в 1991 году, оба во время руководства. В 1993 году он добавил вторую победу штата Индианаполис 500, взяв лидерство от правящего чемпиона мира Формулы -1 Найджел Манселл на 185 круге и удерживая его до конца. [ 12 ]

Гонка увидела, как он сломал традицию Победы Победы Индианаполиса, когда он выпил праздничную бутылку апельсинового сока перед традиционной бутылкой молока. Он был лишь вторым водителем, который не пил молоко в Индианаполисе с тех пор, как традиция была основана в 1936 году (и прочно основан в 1956 году). Фитипальди владел несколькими апельсиновыми рощи в своей родной Бразилии и хотел продвигать цитрусовую промышленность. Реакция фанатов была отрицательной для перерыва в традиции, несмотря на то, что Фиттипальди выпил молоко вскоре после этого. [ 13 ] В результате выпивки сока Фиттипальди утратил 5000 долларов из кошелька победителя и публично извинилась перед Американской молочной ассоциацией. [ 14 ]
Реакция фанатов на выстрел молока была очень негативной, и через неделю он был освирован в Милуоки , центре американской молочной промышленности. В последующие годы многие фанаты продолжали воздействовать на него. С тех пор Фиттипальди объяснил свои действия и извинился за последующую волну негатива. Fittipaldi вернулся в Индианаполис, чтобы управлять автомобилем Chevrolet Corvette Pace для Indianapolis 500 2008 года . Несмотря на прохождение 15 лет, он снова был освист и забит некоторыми фанатами во время парадов. [ 15 ]

В мае 1994 года Фиттипальди пропустил тренировочную сессию для Индианаполиса 500 после того, как его близкий друг Эйртон Сенна , также уроженец Бразилии и бывшего чемпиона Формулы -1, погиб в аварии . Фиттипальди был одним из носителей -носителей во время похорон Сенны, наряду с Джеки Стюартом , Аленом Простом и несколькими другими чемпионами мира F1. Фиттипальди чуть не выиграл свой третий 500, но обрезал стену 4 -го круга на 15 кругов, чтобы идти, пока он держал почти полное лидерство на круге над товарищем по команде Unser Jr. [ 16 ]
Приближаясь к 50, Фиттипальди все еще ехал в корзине в 1996 году, когда травма на Международном Спидвее Мичигана закончила его карьеру. Fittipaldi не вернулся в серию в качестве водителя после травмы. Фиттипальди закончил карьеру в тележек с 22 победами. В 2003 году он вернулся в корзину в качестве владельца команды. [ 17 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]Фиттипальди был директором исполняющей обязанности бразильской записи A1 GP . [ 18 ] В 2005 году Фиттипальди неожиданно вернулся к соревновательным гонкам на мероприятии «Гран -при Мастерс» , состоявшемся в Кьялами в Южной Африке , заняв второе место после товарища по водителю F1 Найджел Манселл . [ 19 ]
В 2008 году Эмерсон и его брат Уилсон выступили с бразильским чемпионатом GT3 , управляя Porsche 997 GT3 для команды WB Motorsports. [ 20 ] В 2011 году он начал использовать социальные сети и стал председателем Motorsport.com. [ 21 ] В 2013 году он начал писать регулярную ежемесячную колонку в блоге на официальном сайте McLaren .
Награды
[ редактировать ]- В 2001 году он был введен в зал Славы Америки . [ 22 ]
- Fittipaldi был введен в зал славы Motor Speedway Indianapolis в 2004 году.
Гоночная запись
[ редактировать ]Краткое изложение карьеры
[ редактировать ]Полные результаты чемпионата мира Формулы -1
[ редактировать ]( Ключ ) (Рации в жирном жирном шрифте указывают на полюсную позицию, гонки курсивом указывают на самый быстрый круг)
Результаты не чемпионата Формулы-1
[ редактировать ]
( ключ ) (гонки в жирном жирном сайте указывают на полюсное положение) (Гонки в курсивом указывают на самый быстрый круг)
Год | Участник | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1971 | Lotus Team Lotus | Lotus 72 | Ford V8 | Арг Верно |
ЧТО Верно |
Шр 7 |
Рин | Ведущий | Вице 2 | |||
Lotus 56b | P & W Газовая турбина | Рок Верно |
Инт Верно |
|||||||||
1972 | John Player Team Lotus | Lotus 72d | Ford V8 | Рок 1 |
ХОРОШИЙ Верно |
Инт 1 |
Ведущий 2 |
Репутация 1 |
Вице Верно |
|||
1973 | John Player Team Lotus | Lotus 72 | Ford V8 | Рок Верно |
Инт Верно |
|||||||
1974 | Marlboro Team Texaco | McLaren M23 | Ford V8 | Предварительный 1 |
Рок 3 |
Инт |
||||||
1975 | Marlboro Team McLaren | McLaren M23 | Ford V8 | Рок 5 |
Инт 2 |
На Верно |
||||||
1978 | Fittipaldi Automotive | Fittipaldi F5A | Ford V8 | Инт 2 |
||||||||
1980 | Скол Фиттипальди Команда | Fittipaldi F7 | Ford V8 | Особенно 5 |
||||||||
Источник: [ 26 ]
|
USAC
[ редактировать ]( ключ ) (гонки в жирном жирном сайте указывают на полюсное положение)
Год | Команда | 1 | 2 | Классифицировать | Точки | Рефери |
---|---|---|---|---|---|---|
1983-84 | GTS Racing | DQSF | Инди 32 |
37 -й | 5 | [ 27 ] |
Тележка
[ редактировать ]( ключ ) (гонки в жирном жирном сайте указывают на полюсное положение)
Индианаполис 500 результатов
[ редактировать ]
Год | Шасси | Двигатель | Начинать | Заканчивать | Команда |
---|---|---|---|---|---|
1984 | Маршировать | Косворт | 23 -й | 32 -й | Остроумие |
1985 | Маршировать | Косворт | 5 -й | 13 -е | Патрик |
1986 | Маршировать | Косворт | 11 -й | 7 -й | Патрик |
1987 | Маршировать | Chevrolet | 33 -й | 16 -й | Патрик |
1988 | Маршировать | Chevrolet | 8 -й | 2 -й | Патрик |
1989 | Мыло | Chevrolet | 3 -й | 1 -й | Патрик |
1990 | Мыло | Chevrolet | 1 -й | 3 -й | Мыло |
1991 | Мыло | Chevrolet | 15 -й | 11 -й | Мыло |
1992 | Мыло | Chevrolet | 11 -й | 24 -й | Мыло |
1993 | Мыло | Chevrolet | 9 -й | 1 -й | Мыло |
1994 | Мыло | Ильмор - Мерседес | 3 -й | 17 -й | Мыло |
1995 | Лола | Ильмор - Мерседес | Не удалось пройти квалификацию | Мыло |
Завершите 24 часа результатов Daytona
[ редактировать ]Год | Команда | Кольверы | Машина | Сорт | Круги | Поступок | Сорт Поступок |
Рефери |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1985 | ![]() |
![]() ![]() |
Март 85G - Buick | GTP | - | DNS | DNS | [ 41 ] |
Полные результаты Мастера Гран -при
[ редактировать ]( Ключ ) Гонки в жирном жирном шрифте указывают на полюсную позицию, гонки курсивом указывают на самый быстрый круг.
Год | Команда | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2005 | Команда LG | Delta Motorsport GPM | Николсон McLaren 3.5 V8 | RSA 2 |
||||
2006 | Команда LG | Delta Motorsport GPM | Николсон McLaren 3.5 V8 | Блюдца 12 |
ОНА В |
Гбр 8 |
ТОЛЬКО В |
RSA В |
Источник: [ 23 ]
|
Полные результаты чемпионата FIA World Endurance Championship
[ редактировать ]Год | Участник | Сорт | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Классифицировать | Точки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2014 | AF Racing | Lmgte on | Ferrari 458 Италия GT2 | Ferrari 4,5 л v8 | SIL | Спа -салон | LMS | С | Дрожжи | НАПИТОК | Братан | ОНИ ЕСТЬ 6 |
23 -й | 8 |
Источник: [ 24 ]
|
Личная жизнь
[ редактировать ]Семья
[ редактировать ]
Фитипальди - младший брат бывшего водителя Формулы -1 и владельца команды Уилсон Фитипальди . Он - дядя водителя чемпионата Tudor United Sports Car Кристиан Фитипальди . Он был женат на Марии Хелене с 1970 по 1982 год. У них было трое детей. В середине 1980-х он был женат во второй раз за Терезой. У них двое детей. [ 42 ]
В начале декабря 2012 года он женился на экономисте Россана Фануччи в Сан -Паулу после партнерства в одиннадцать лет. У них есть сын Эмерсон -младший , родившийся в 2007 году, и дочь Виттория, родившаяся в начале 2012 года. [ 43 ] Эмерсон -младший соревновался на датском чемпионате F4 2021 года , заняв третье место в общем зачете. [ 44 ]
Его дочь Татьяна вышла замуж за гоночного водителя Макса Паписа . У них двое детей, Марко Папис и Маттео Папис; Эмерсон -внуки. [ 45 ] [ 46 ]
У его дочери Джулиана было два сына и дочь с Карлосом да Круз, Пьетро , Энцо и Валентиной Фиттипальди. [ 47 ] [ 48 ] Пьетро и Энцо также являются гоночными водителями, а Энцо объявили в качестве члена команды Red Bull Junior в ноябре 2022 года. [ 49 ] Пьетро дебютировал в Формуле 1 на 2020 году Гран -при Гран -при Сахира для команды HAAS F1 . [ 50 ] На 2024 год он подписал контракт с полным графиком IndyCar с Rahal Letterman Lanigan Racing .
Жизнь
[ редактировать ]В сентябре 1997 года, восстанавливаясь после травм в аварии на Международном Спидвее Мичигана годом ранее, он летал на своем частном самолете через свою ферму оранжевого дерева в штате Сан -Паулу . Самолет потерял мощность и погрузился на 90 метров (300 футов) на землю, оставив ему серьезные травмы спины. Хотя Фиттипальди обратился к христианству за год, его убеждения были усилены после аварии. Фитипальди является протестантом в пресвитерианской традиции. [ 51 ]
Он был другом Битлз гитариста Джорджа Харрисона и был с ним незадолго до того, как Харрисон умер в ноябре 2001 года. [ 52 ]
В 2016 году Fittipaldi основал Fittipaldi Motors, а также с Pininfarina и Hwa AG создал свой первый проект спортивного автомобиля Fittipaldi EF7 , хотя автомобиль никогда не выходил на производство. [ 53 ]
В августе 2022 года Фиттипальди объявил о своей кандидатуре на Сенат Итальянского , представляющий южноамериканский избирательный округ , который работает в качестве члена Братьев политической партии Италии , [ 54 ] В конечном итоге победил Итало-Аргентин Марио Боргезе через месяц на 2022 году на выборах в итальянские парламенты . [ 55 ]
Смотрите также
[ редактировать ]
- Эйртон Сенна и Нельсон Пикет Формула -1 Чемпионы мира из Бразилии
- Марио Андретти , Найджел Манселл и Жак Вильнюв - Чемпионы Формулы -1 и Корла
- Джим Кларк , Грэм Хилл , Марио Андретти и Жак Вильнюв - чемпионы мира Формулы -1 и победители Индианаполиса 500
- Джоди Шектер , Майкл Шумахер и Джеки Стюарт - чемпионы мира Формулы -1, чьи братья также ехали в серии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «В гараже: Fittipaldi дебютирует в Формуле 1 и закрывает GP Англии в 8 -м - Формула 1» . Гран При . 18 июля 2020 года . Получено 11 апреля 2022 года .
- ^ Муниципалитет Треккины. «Треккина, небольшая история» . Архивировано с оригинала 6 марта 2016 года . Получено 17 марта 2016 года .
- ^ "Эмерсон Фиттипальди" . ESPN . Получено 7 февраля 2018 года .
- ^ «От мотоциклов до Макларен» . McLaren Racing. 14 марта 2013 года . Получено 7 февраля 2018 года .
- ^ "Эмерсон Фиттипальди" . Motor Sport Magazine . Получено 7 февраля 2018 года .
- ^ Ludvigsen, Karl (2002) 'Emerson Fittipaldi' p. ISBN 1-85960-837-X
- ^ «Fittipaldi для ухода на пенсию», The Times , 12 декабря 1980 года, стр. 20
- ^ "Эмерсон Фиттипальди" . 8w.forix.com . Получено 28 февраля 2006 года .
- ^ "Эмерсон Фиттиапальди " Edmonton Journal октября 9 7 2018февраля
- ^ "Эмерсон Фиттипальди" . Получено 7 февраля 2018 года .
- ^ «Fittipaldi выигрывает Indy 500 после столкновения с Unser» . New York Times . 29 мая 1989 года . Получено 7 февраля 2018 года .
- ^ "Это развлечение?" Полем Моторный вид спорта . 1 июля 1993 года. Архивировано с оригинала 28 марта 2019 года . Получено 7 февраля 2018 года .
- ^ «Четыре дня до 100 -го Индианаполиса 500: Эмерсон Фиттипальди и апельсиновый сок» . USA сегодня . 25 мая 2016 года. Архивировано с оригинала 28 марта 2019 года . Получено 7 февраля 2018 года .
- ^ "Автоносийная записная книжка" . UPI Архив . 3 июня 1993 года . Получено 7 февраля 2018 года .
- ^ «Льюис Гамильтон - отличный пример для других водителей F1, говорит Эмерсон Фиттипальди» . Хранитель . 30 октября 2016 года . Получено 7 февраля 2018 года .
- ^ «1994 Indianapolis 500: всеобъемлющая игра окупается» . 31 января 2014 года . Получено 7 февраля 2018 года .
- ^ «Эмерсон Фиттипальди возвращается в корзину в качестве владельца в гоночной команде Fittipaldi-Dingman» . Autoweek . 10 февраля 2003 г. Получено 7 февраля 2018 года .
- ^ Мохапатра, Бикаш (7 октября 2007 г.). «Он все еще A1» , [ежедневные новости и анализ] . Получено 7 сентября 2021 года.
- ^ «Манселл выигрывает Мастера Гран При Гран При» . Mail & Guardian . 14 ноября 2005 г. Получено 7 февраля 2018 года .
- ^ «Эмерсон Фиттипальди будет баллотироваться на GT3 Бразилии» . Globo.com . Получено 30 июля 2008 года .
- ^ «Эмерсон Фиттипальди стал председателем Motorsport.com, всеобъемлющего онлайн -места для Motorsports World» . New York Times . 16 августа 2011 года. Архивировано с оригинала 19 августа 2016 года . Получено 24 августа 2011 года .
- ^ Эмерсон Питтипальди в Зале славы автоспорта Америки
- ^ Jump up to: а беременный "Эмерсон Фиттипальди" . Моторный вид спорта . Получено 26 августа 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Эмерсон Фиттипальди результаты» . Motorsport Stats . Получено 26 августа 2023 года .
- ^ Маленький, Стив (2000). "Эмерсон Фиттипальди". Гран При, кто есть (третье изд.). Чтение, Беркшир: Travel Publishing. С. 203–206. ISBN 978-1-902007-46-5 Полем Получено 7 августа 2023 года - через интернет -архив.
- ^ «Эмерсон Фиттипальди - участие в чемпионате не мира» . STATSF1 . Получено 26 августа 2023 года .
- ^ «Эмерсон Фиттипальди - 1983 г. Результаты серии Gold Crown USAC» . Скачки гонок . NASCAR Digital Media, LLC . Получено 26 августа 2023 года .
- ^ «Эмерсон Фиттипальди - 1984 г. Результаты тележки» . Скачки гонок . NASCAR Digital Media, LLC . Получено 15 августа 2023 года .
- ^ «Эмерсон Фиттипальди - Результаты тележки 1985 года» . Скачки гонок . NASCAR Digital Media, LLC . Получено 15 августа 2023 года .
- ^ «Эмерсон Фиттипальди - 1986 г. Результаты тележки» . Скачки гонок . NASCAR Digital Media, LLC . Получено 15 августа 2023 года .
- ^ «Эмерсон Фиттипальди - 1987 г. Результаты тележки» . Скачки гонок . NASCAR Digital Media, LLC . Получено 15 августа 2023 года .
- ^ «Эмерсон Фиттипальди - Результаты тележки 1988 года» . Скачки гонок . NASCAR Digital Media, LLC . Получено 15 августа 2023 года .
- ^ «Эмерсон Фиттипальди - Результаты тележки 1989 года» . Скачки гонок . NASCAR Digital Media, LLC . Получено 15 августа 2023 года .
- ^ «Эмерсон Фиттипальди - Результаты тележки 1990 года» . Скачки гонок . NASCAR Digital Media, LLC . Получено 15 августа 2023 года .
- ^ «Эмерсон Фиттипальди - 1991 Результаты тележки» . Скачки гонок . NASCAR Digital Media, LLC . Получено 15 августа 2023 года .
- ^ «Эмерсон Фиттипальди - Результаты тележки 1992 года» . Скачки гонок . NASCAR Digital Media, LLC . Получено 15 августа 2023 года .
- ^ «Эмерсон Фиттипальди - 1993 г. Результаты тележки» . Скачки гонок . NASCAR Digital Media, LLC . Получено 15 августа 2023 года .
- ^ «Эмерсон Фиттипальди - 1994 г. Результаты тележки» . Скачки гонок . NASCAR Digital Media, LLC . Получено 15 августа 2023 года .
- ^ «Эмерсон Фиттипальди - Результаты тележки 1995 года» . Скачки гонок . NASCAR Digital Media, LLC . Получено 15 августа 2023 года .
- ^ «Эмерсон Фиттипальди - 1996 г. Результаты тележки» . Скачки гонок . NASCAR Digital Media, LLC . Получено 15 августа 2023 года .
- ^ «Дейтона 24 часа 1985» . Гоночные спортивные машины . Получено 26 августа 2023 года .
- ^ «В шаге с Эмерсоном Фиттипальди» . Гринвилльские новости . 29 мая 1994 года . Получено 7 февраля 2018 года .
- ^ «Эмерсон Фиттипальди официально определяет союз с Россаной Фанукчи в Сан -Паулу» . Globoesporte . 8 декабря 2012 года . Получено 8 февраля 2016 года .
- ^ Захват, Ким (4 октября 2021 г.). «Mads Hoe стал мастером - но Стрёмстед с вниманием бежал» [Mads Hoe стал чемпионом, но Стримстед бежал с вниманием]. Формула 4 (на датском). F4 Датский чемпионат . Архивировано с оригинала 27 ноября 2021 года . Получено 27 ноября 2021 года .
- ^ «Смит: Папис Живя американской мечтой» . ESPN.com . 14 августа 2009 г. Получено 19 октября 2016 года .
- ^ Рейнир Эрхардт (17 августа 2013 г.). «Общенациональная детская больница 200» . Getty Images.
- ^ «Династия Фиттипальди продолжается с Пьетро на пути к F1» . GP сегодня. 2014.
- ^ Деб Уильямс (27 июня 2014 г.). «Энцо Фиттипальди из Дэвидсона продолжает участвовать в гонках семьи» . Шарлотта наблюдатель .
- ^ «Ferrari набирает Enzo Fittipaldi в программу молодой водителя» . Архивировано с оригинала 24 декабря 2016 года . Получено 23 декабря 2016 года .
- ^ «Хаас подтверждает Fittipaldi поехать на Гран -при Сахира» . 30 ноября 2020 года . Получено 30 ноября 2020 года .
- ^ «60 секунд: Эмерсон Фиттипальди» . metro.com.uk . 1 мая 2008 г. Получено 7 февраля 2018 года .
- ^ «Джордж Харрисон в Бразилии и поет Дань Эмерсону Фиттипальди» . Звуки и цвета. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Получено 8 февраля 2016 года .
- ^ «Fittipaldi ef7 Vision Gran Turismo: F1 Champ превращается из гонок к созданию» . https://www.carmagazine.co.uk . 14 апреля 2017 года . Получено 7 февраля 2018 года .
- ^ Купер, Сэм (18 августа 2022 г.). «Эмерсон Фиттипальди делает свои первые шаги в итальянскую политическую систему» . Yahoo! Спорт Получено 6 сентября 2022 года .
- ^ «Эмерсон Фиттипальди теряет спор о Сенате Италии » . G1 (на бразильском португальском). 26 сентября 2022 года . Получено 27 Septamber 2022 .
- Книги
- Ludvigsen, Karl (2002). Эмерсон Фиттипальди Сердце гонщика . Оцеола: Motorbooks International. ISBN 1-85960-837-х .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Эмерсон Фиттипальди в IMDB
- Эмерсон Фиттипальди Краткое изложение карьеры на riverdb.com
- Emerson Fittipaldi Driver Statistics в Racing-Reference
- Величайший 33
- Эмерсон обнимает архив в социальных сетях 19 августа 2016 года на машине Wayback
- 1946 Рождение
- Живые люди
- Обращается в евангельское христианство из римско -католицизма
- Бразильские гоночные водители
- Бразильские водители Формулы -1
- Владельцы команды Формулы -1
- Team Lotus Formula -One
- McLaren Formula -One
- Fittipaldi Formula -One
- Чемпионы водителей Формулы -1 мира
- Победители гонки Формулы -1
- Чемпионы чемпионов
- Водители автомобилей чемпионов
- Индианаполис 500 водителей
- Индианаполис 500 Polesitters
- Индианаполис 500 победителей
- Водители автомобилей Бразильского чемпиона
- Международные призывчики Зала славы автоспорта
- Победители BRDC Gold Star
- Международная гонка водителей чемпионов
- Европейские водители чемпионата Формулы -двух
- Британская Формула Три водители чемпионата
- Бразильские водители серии IndyCar
- Гоночные водители из Сан -Паулу
- Гран -при водители мастеров
- Владельцы команд A1 Grand Prix
- Формула Форд драйверы
- Бразильские пресвитериане
- Люди из Key Biscayne, Флорида
- Бразильский народ итальянского происхождения
- Бразильский народ русского происхождения
- Бразильцы из польского происхождения
- Водители чемпионата мира по спорту
- Спортсмены из округа Майами-Дейд, штат Флорида
- FIA World Endurance Championship
- Семья Фиттипальди
- Командные водители Penske
- BMW M Drivers
- Хоганские гоночные водители
- AF Row Dlivers
- Чемпионы USAC Gold Crown