мандеизм
мандеизм | |
---|---|
ࡌࡀࡍࡃࡀࡉࡉࡀ Мандейский ( арабский ) | |
![]() Копия Гинза Рабба в арабском переводе. | |
Тип | Этническая религия [ 1 ] |
Классификация | Гностицизм [ 1 ] |
Писание | Гинза Рабба , Куласта , Мандейская книга Иоанна ( подробнее ) |
Теология | Монотеизм |
Ришма | Саттар Джаббар Хило [ 2 ] |
Область | Ирак , Иран и диаспоры |
Язык | мандайский [ 3 ] |
Источник | 1 век н.э. Иудея , Римская империя [ 4 ] [ 5 ] |
Отдельно от | Иудаизм Второго Храма [ 6 ] [ 7 ] |
Количество подписчиков | в. 60 000–100 000 [ 8 ] [ 9 ] |
Другое имя (а) | Насореанство, сабианство [ а ] |
Часть серии о |
мандеизм |
---|
![]() |
Religion portal |

![]() |
Мандеизм ( классический мандейский язык : мандайя мандайя ; арабский : al-Manda'iyya , латинизированный : al-Mandā'iyya ), иногда известный как насораанство или сабианство , [ а ] — гностическая , монотеистическая и этническая религия с греческим , иранским и еврейским влиянием. [ 10 ] [ 1 ] : 4 [ 11 ] : 1 Ее приверженцы, мандеи , почитают Адама , Авеля , Сифа , Еноса , Ноя , Сима , Арама и особенно Иоанна Крестителя . Мандеи считают Адама, Сифа, Ноя, Сима и Иоанна Крестителя пророками, причем Адам является основателем религии, а Иоанн — величайшим и последним пророком . [ 12 ] : 45 [ 13 ]
Мандеи говорят на восточно-арамейском языке, известном как мандейский . Название «Мандей» происходит от арамейского «манда» , что означает «знание». [ 14 ] [ 15 ] На Ближнем Востоке, но за пределами своего сообщества, мандеи более широко известны как صُبَّة Ṣubba ( единственное число: Ṣubbī ) или как сабии ( الصابئة , al-Ṣābiʾa ). Термин Шубба происходит от арамейского корня, связанного с крещением . [ 16 ] Термин «сабеи» происходит от загадочной религиозной группы, трижды упомянутой в Коране . На название этой неопознанной группы, которая в Коране подразумевается как принадлежащая к « Людям Книги » ( ахл аль-китаб ), исторически претендовали мандеи, а также несколько других религиозных групп, чтобы получить юридическую защиту. ( зимма ), как это предусмотрено исламским правом . [ 17 ] Иногда мандеев также называют «христианами Святого Иоанна», полагая, что они были прямым потомком учеников Крестителя. Однако дальнейшие исследования показывают, что это неверное название. [ 18 ]
Основная доктрина веры известна как Нашерута (также пишется Наширута и означает Насорейский гнозис или божественную мудрость). [ 19 ] : xvi [ 12 ] : 31 (Назорейство или Назоренизм) с приверженцами, называемыми насораи ( Назореанцы или Назореи). Эти насорайцы делятся на тармидута (священство) и мандаюта (миряне), причем последнее происходит от их термина, обозначающего знание манда . [ 20 ] : IX [ 19 ] Знание ( манда ) также является источником термина мандеизм, который охватывает всю их культуру, ритуалы, верования и веру, связанные с доктриной Насеруты . Последователей мандеизма называют мандеями, но их также можно назвать назореями (назореями), гностиками (используя греческое слово «гносис» для обозначения знания) или сабианами. [ 20 ] : IX [ 19 ]
Религия в основном практиковалась вокруг нижнего Каруна , Евфрата и Тигра , а также рек, окружающих водный путь Шатт-эль-Араб , части южного Ирака и провинции Хузестан в Иране. Считается, что во всем мире насчитывается от 60 000 до 70 000 мандеев. [ 8 ] До войны в Ираке почти все они жили в Ираке. [ 21 ] Многие иракцы-мандеи с тех пор покинули свою страну из-за беспорядков, вызванных вторжением в Ирак в 2003 году и последующей оккупацией вооруженными силами США, а также связанным с этим ростом межконфессионального насилия со стороны экстремистов. [22] By 2007, the population of Mandaeans in Iraq had fallen to approximately 5,000.[21]
The Mandaeans have remained separate and intensely private. Reports of them and of their religion have come primarily from outsiders: particularly from Julius Heinrich Petermann, an Orientalist;[23] as well as from Nicolas Siouffi, a Syrian Christian who was the French vice-consul in Mosul in 1887,[24]: 12 [25] and British cultural anthropologist Lady E. S. Drower. There is an early if highly prejudiced account by the French traveller Jean-Baptiste Tavernier[26] from the 1650s.
Etymology
[edit]The term Mandaic or Mandaeism comes from Mandaic Mandaiia and appears in Neo-Mandaic as Mandeyānā. On the basis of cognates in other Aramaic dialects, semiticists such as Mark Lidzbarski and Rudolf Macúch have translated the term manda, from which Mandaiia derives, as "knowledge" (cf. Imperial Aramaic: מַנְדַּע mandaʿ in Daniel 2:21, 4:31, 33, 5:12; cf. Hebrew: מַדַּע madda', with characteristic assimilation of /n/ to the following consonant, medial -nd- hence becoming -dd-).[27] This etymology suggests that the Mandaeans may well be the only sect surviving from late antiquity to identify themselves explicitly as Gnostics.[28]
Origins
[edit]According to the Mandaean text which recounts their early history, the Haran Gawaita (the Scroll of Great Revelation) which was authored between the 4th–6th centuries, the Nasoraean Mandaeans who were disciples of John the Baptist, left Jerusalem and migrated to Media in the first century CE, reportedly due to persecution.[5][29]: vi, ix The emigrants first went to Haran (possibly Harran in modern-day Turkey) or Hauran, and then to the Median hills in Iran before finally settling in southern Mesopotamia (modern day Iraq).[7] According to Richard Horsley, 'inner Hawran' is mostly likely Wadi Hauran in present-day Syria which the Nabataeans controlled. Earlier, the Nabataeans were at war with Herod Antipas, who had been sharply condemned by the prophet John, eventually executing him, and were thus positively predisposed toward a group loyal to John.[30]
Many scholars who specialize in Mandaeism, including Jorunn Jacobsen Buckley, agree with the historical account.[4][7][31] Others, however, argue for a southwestern Mesopotamian origin of the group.[5] Some scholars take the view that Mandaeism is older and dates back to pre-Christian times.[32] Mandaeans claim that their religion predates Judaism, Christianity and Islam,[33] and believe that they are the direct descendants of Shem, Noah's son.[34]: 186 They also believe that they are the direct descendants of John the Baptist's original Nasoraean Mandaean disciples in Jerusalem.[29]: vi, ix
History
[edit]
During Parthian rule, Mandaeans flourished under royal protection. This protection, however, did not last with the Sasanian emperor Bahram I ascending to the throne and his high priest Kartir, who persecuted all non-Zoroastrians.[7]: 4
At the beginning of the Muslim conquest of Mesopotamia in c. 640, the leader of the Mandaeans, Anush bar Danqa, is said to have appeared before the Muslim authorities, showing them a copy of the Ginza Rabba, the Mandaean holy book, and proclaiming the chief Mandaean prophet to be John the Baptist, who is also mentioned in the Quran as Yahya ibn Zakariya. This identified Mandaeans as among the ahl al-kitāb (People of the Book). Hence, Mandaeism was recognized as a legal minority religion within the Muslim Empire.[1]: 5 However, this account is likely apocryphal: since it mentions that Anush bar Danqa traveled to Baghdad, it must have occurred after the founding of Baghdad in 762, if it took place at all.[35]
Nevertheless, at some point the Mandaeans were identified as the Sabians mentioned along with the Jews, the Christians and the Zoroastrians in the Quran as People of the Book.[36] The earliest source to unambiguously do so was Ḥasan bar Bahlul (fl. 950–1000) citing the Abbasid vizier ibn Muqla (c. 885–940),[37] though it is not clear whether the Mandaeans of this period already identified themselves as Sabians or whether the claim originated with Ibn Muqla.[38] Mandaeans continue to be called Sabians to this day.[1]: 5
Around 1290, a Catholic Dominican friar from Tuscany, Riccoldo da Monte di Croce, or Ricoldo Pennini, was in Mesopotamia where he met the Mandaeans. He described them as believing in a secret law of God recorded in alluring texts, despising circumcision, venerating John the Baptist above all and washing repeatedly to avoid condemnation by God.[24]: 65
Mandaeans were called "Christians of Saint John" by members of the Discalced Carmelite mission in Basra during the 16th and 17th centuries, based on reports from missionaries such as Ignatius of Jesus.[18] Some Portuguese Jesuits had also met some "Saint John Christians" around the Strait of Hormuz in 1559, when the Portuguese fleet fought with the Ottoman army in Bahrain.[24]: 69, 87
Beliefs
[edit]Mandaeism, as the religion of the Mandaean people, is based on a set of religious creeds and doctrines. The corpus of Mandaean literature is quite large, and covers topics such as eschatology, the knowledge of God, and the afterlife.[39]
According to Brikha Nasoraia:
The Mandaeans see themselves as healers of the "Worlds and Generations" (Almia u-Daria), and practitioners of the religion of Mind (Mana), Light (Nhura), Truth (Kušța), Love (Rahma/Ruhma) and Enlightenment or Knowledge (Manda).[12]: 28
Principal beliefs
[edit]- Recognition of one God known as Hayyi Rabbi, meaning The Great Life or The Great Living (God), whose symbol is Living Water (Yardena). It is therefore necessary for Mandaeans to live near rivers. God personifies the sustaining and creative force of the universe.[40]
- Power of Light, which is vivifying and personified by Malka d-Nhura ('King of Light'), another name for Hayyi Rabbi, and the uthras (angels or guardians) that provide health, strength, virtue and justice. The Drabsha is viewed as the symbol of Light.[40]
- Immortality of the soul; the fate of the soul is the main concern with the belief in the next life, where there is reward and punishment. There is no eternal punishment since God is merciful.[40]
Fundamental tenets
[edit]According to E. S. Drower, the Mandaean Gnosis is characterized by nine features, which appear in various forms in other gnostic sects:[19]: xvi
- A supreme formless Entity, the expression of which in time and space is a creation of spiritual, etheric, and material worlds and beings. Production of these is delegated by It to a creator or creators who originated It. The cosmos is created by Archetypal Man, who produces it in similitude to his own shape.
- Dualism: a cosmic Mother and Father, Light and Darkness, Left and Right, syzygy in cosmic and microcosmic form.
- As a feature of this dualism, counter-types (dmuta) that exist in a world of ideas (Mshunia Kushta).
- The soul is portrayed as an exile, a captive; his home and origin being the supreme Entity to which he eventually returns.
- Planets and stars influence fate and human beings, and are also the places of detention after death.
- A savior spirit or savior spirits which assist the soul on his journey through life and after it to 'worlds of light'.
- A cult-language of symbol and metaphor. Ideas and qualities are personified.
- 'Mysteries', i.e. sacraments to aid and purify the soul, to ensure its rebirth into a spiritual body, and its ascent from the world of matter. These are often adaptations of existing seasonal and traditional rites to which an esoteric interpretation is attached. In the case of the Naṣoraeans, this interpretation is based on the Creation story (see 1 and 2), especially on the Divine Man, Adam, as crowned and anointed King-priest.
- Great secrecy is enjoined upon initiates; full explanation of 1, 2, and 8 being reserved for those considered able to understand and preserve the gnosis.
Cosmology
[edit]
The religion extolls an intricate, multifaceted, esoteric, mythological, ritualistic, and exegetical tradition with the emanation model of creation being the predominant interpretation.[1]: 7, 8
The most common name for God in Mandaeism is Hayyi Rabbi ('The Great Life' or 'The Great Living God').[41] Other names used are Mare d'Rabuta ('Lord of Greatness'), Mana Rabba ('The Great Mind'), Malka d-Nhura ('King of Light') and Hayyi Qadmaiyi ('The First Life').[34][42] Mandaeans recognize God to be the eternal, creator of all, the one and only in domination who has no partner.[43]
There are numerous uthras (angels or guardians),[1]: 8 manifested from the light, that surround and perform acts of worship to praise and honor God. Prominent amongst them include Manda d-Hayyi, who brings manda (knowledge or gnosis) to Earth,[1] and Hibil Ziwa, who conquers the World of Darkness.[11]: 206–213 Some uthras are commonly referred to as emanations and are subservient beings to 'The First Life'; their names include Second, Third, and Fourth Life (i.e. Yushamin, Abatur, and Ptahil).[44][1]: 8
Ptahil (ࡐࡕࡀࡄࡉࡋ), the 'Fourth Life', alone does not constitute the demiurge, but only fills that role insofar as he is seen as the creator of the material world with the help of the evil spirit Ruha. Ruha is viewed negatively as the personification of the lower, emotional, and feminine elements of the human psyche.[45]: 188 Therefore, the material world is a mixture of 'light' and 'dark'.[34][1] Ptahil is the lowest of a group of three emanations, the other two being Yushamin (ࡉࡅࡔࡀࡌࡉࡍ, the 'Second Life' (also spelled Joshamin)) and Abatur (ࡀࡁࡀࡕࡅࡓ), the 'Third Life'. Abatur's demiurgic role consists of weighing the souls of the dead to determine their fate. The role of Yushamin, the first emanation, is more obscure; wanting to create a world of his own, he was punished for opposing the King of Light ('The First Life'), but was ultimately forgiven.[24]: 39–40, 43 [20]
As is also the case among the Essenes, it is forbidden for a Mandaean to reveal the names of the angels to a gentile.[34]: 94
Chief prophets
[edit]
Mandaeans recognize several prophets. Yahia-Yohanna also known as Yuhana Maṣbana (ࡉࡅࡄࡀࡍࡀ ࡌࡀࡑࡁࡀࡍࡀ Iuhana Maṣbana)[46] and Yuhana bar Zakria (John, son of Zechariah)[47] known in Christianity as John the Baptist, is accorded a special status, higher than his role in either Christianity or Islam. Mandaeans do not consider John to be the founder of their religion but they revere him as their greatest teacher who renews and reforms their ancient faith,[7]: 101 [1]: 24 tracing their beliefs back to Adam. John is believed to be a messenger of Light (nhura) and Truth (kushta) who possessed the power of healing and full Gnosis (manda).[12]: 48
Mandaeism does not consider Abraham, Moses or Jesus to be Mandaean prophets. However, it teaches the belief that Abraham and Jesus were originally Mandaean priests.[29][7][24]: 116 They recognize other prophetic figures from the Abrahamic religions, such as Adam, his sons Hibil (Abel) and Sheetil (Seth), and his grandson Anush (Enosh), as well as Nuh (Noah), Sam (Shem), and Ram (Aram), whom they consider to be their direct ancestors. Mandaeans consider Adam, Seth, Noah, Shem and John the Baptist to be prophets with Adam the founder and John the greatest and final prophet.[12]: 45 [13]
Scriptures and literature
[edit]
The Mandaeans have a large corpus of religious scriptures, the most important of which is the Ginza Rabba or Ginza, a collection of history, theology, and prayers.[48] The Ginza Rabba is divided into two halves—the Genzā Smālā or Left Ginza, and the Genzā Yeminā or Right Ginza. By consulting the colophons in the Left Ginza, Jorunn J. Buckley has identified an uninterrupted chain of copyists to the late second or early third century.[49] The colophons attest to the existence of the Mandaeans during the late Parthian Empire.
The oldest texts are lead amulets from about the third century CE, followed by incantation bowls from about 600 CE. The important religious texts survived in manuscripts that are not older than the sixteenth century, with most coming from the eighteenth and nineteenth centuries.[50]
Mandaean religious texts may have been originally orally transmitted before being written down by scribes, making dating and authorship difficult.[34]: 20
Another important text is the Haran Gawaita, which tells the history of the Mandaeans. According to this text, a group of Nasoraeans (Mandean priests) left Judea before the destruction of Jerusalem in the first century CE, and settled within the Parthian Empire.[7]
Other important books include the Qulasta, the canonical prayerbook of the Mandaeans, which was translated by E. S. Drower.[51] One of the chief works of Mandaean scripture, accessible to laymen and initiates alike, is the Mandaean Book of John, which includes a dialogue between John and Jesus. In addition to the Ginza, Qulasta, and Draša d-Yahya, there is the Diwan Abatur, which contains a description of the 'regions' the soul ascends through, and the Book of the Zodiac (Asfar Malwāshē). Finally, there are some pre-Muslim artifacts that contain Mandaean writings and inscriptions, such as some Aramaic incantation bowls.
Mandaean ritual commentaries (esoteric exegetical literature), which are typically written in scrolls rather than codices, include:[1]

- The Thousand and Twelve Questions (Alf Trisar Šuialia)
- The Coronation of the Great Šišlam
- The Great "First World"
- The Lesser "First World"
- The Scroll of Exalted Kingship
- The Baptism of Hibil Ziwa
The language in which the Mandaean religious literature was originally composed is known as Mandaic, a member of the Aramaic group of dialects. It is written in the Mandaic script, a cursive variant of the Parthian chancellery script. Many Mandaean laypeople do not speak this language, although some members of the Mandaean community resident in Iran and Iraq continue to speak Neo-Mandaic, a modern version of this language.
If you see anyone hungry, feed him; if you see anyone thirsty, give him a drink.
— Right Ginza I.105
Give alms to the poor. When you give do not attest it. If you give with your right hand do not tell your left hand. If you give with your left hand do not tell your right hand.
Ye the chosen ones ... Do not wear iron and weapons; let your weapons be knowledge and faith in the God of the World of Light. Do not commit the crime of killing any human being.
Ye the chosen ones ... Do not rely on kings and rulers of this world, do not use soldiers and weapons or wars; do not rely on gold or silver, for they all will forsake your soul. Your souls will be nurtured by patience, love, goodness and love for Life.
— Right Ginza II.i.34[52]
Worship and rituals
[edit]
The two most important ceremonies in Mandaean worship are baptism (Masbuta) and 'the ascent' (Masiqta – a mass for the dead or ascent of the soul ceremony). Unlike in Christianity, baptism is not a one-off event but is performed every Sunday, the Mandaean holy day, as a ritual of purification. Baptism usually involves full immersion in flowing water, and all rivers considered fit for baptism are called Yardena (after the River Jordan). After emerging from the water, the worshipper is anointed with holy sesame oil and partakes in a communion of sacramental bread and water. The ascent of the soul ceremony, called the masiqta, can take various forms, but usually involves a ritual meal in memory of the dead. The ceremony is believed to help the souls of the departed on their journey through purgatory to the World of Light.[53][34]
Other rituals for purification include the Rishama and the Tamasha which, unlike Masbuta, can be performed without a priest.[34] The Rishama (signing) is performed before prayers and involves washing the face and limbs while reciting specific prayers. It is performed daily, before sunrise, with hair covered and after defecation or before religious ceremonies[40] (see wudu). The Tamasha is a triple immersion in the river without a requirement for a priest. It is performed by women after menstruation or childbirth, men and women after sexual activity or nocturnal emission, touching a corpse or any other type of defilement[40] (see tevilah). Ritual purification also applies to fruits, vegetables, pots, pans, utensils, animals for consumption and ceremonial garments (rasta).[40] Purification for a dying person is also performed. It includes bathing involving a threefold sprinkling of river water over the person from head to feet.[40]

A Mandaean's grave must be in the north–south direction so that if the dead Mandaean were stood upright, they would face north.[34]: 184 Similarly, Essene graves are also oriented north–south.[54] Mandaeans must face north during prayers, which are performed three times a day.[55][56][34] Daily prayer in Mandaeism is called brakha.
Zidqa (almsgiving) is also practiced in Mandaeism with Mandaean laypeople regularly offering alms to priests.
A mandī (Arabic: مندى) (beth manda) or mashkhanna[57] is a place of worship for followers of Mandaeism. A mandī must be built beside a river in order to perform maṣbuta (baptism) because water is an essential element in the Mandaean faith. Modern mandīs sometimes have a bath inside a building instead. Each mandi is adorned with a drabsha, which is a banner in the shape of a cross, made of olive wood half covered with a piece of white pure silk cloth and seven branches of myrtle. The drabsha is not identified with the Christian cross. Instead, the four arms of the drabsha symbolize the four corners of the universe, while the pure silk cloth represents the Light of God.[58] The seven branches of myrtle represent the seven days of creation.[59][60]
Mandaeans believe in marriage (qabin) and procreation, placing a high priority upon family life and in the importance of leading an ethical and moral lifestyle. Polygyny is accepted, though it is uncommon.[61][62] They are pacifist and egalitarian, with the earliest attested Mandaean scribe being a woman, Shlama Beth Qidra, who copied the Left Ginza sometime in the second century CE.[1]: 4 There is evidence for women priests, especially in the pre-Islamic era.[63] God created the human body complete, so no part of it should be removed or cut off, hence circumcision is considered bodily mutilation for Mandaeans and therefore forbidden.[40][34] Mandaeans abstain from strong drink and most red meat, however meat consumed by Mandaeans must be slaughtered according to the proper rituals. The approach to the slaughter of animals for consumption is always apologetic.[40] On some days, they refrain from eating meat.[45] Fasting in Mandaeism is called sauma. Mandaeans have an oral tradition that some were originally vegetarian.[19]: 32
Priests
[edit]

There is a strict division between Mandaean laity and the priests. According to E. S. Drower (The Secret Adam, p. ix):
[T]hose amongst the community who possess secret knowledge are called Naṣuraiia—Naṣoraeans (or, if the emphatic ‹ṣ› is written as ‹z›, Nazorenes). At the same time the ignorant or semi-ignorant laity are called 'Mandaeans', Mandaiia—'gnostics.' When a man becomes a priest he leaves 'Mandaeanism' and enters tarmiduta, 'priesthood.' Even then he has not attained to true enlightenment, for this, called 'Naṣiruta', is reserved for a very few. Those possessed of its secrets may call themselves Naṣoraeans, and 'Naṣoraean' today indicates not only one who observes strictly all rules of ritual purity, but one who understands the secret doctrine.[64]
There are three grades of priesthood in Mandaeism: the tarmidia (ࡕࡀࡓࡌࡉࡃࡉࡀ) "disciples" (Neo-Mandaic tarmidānā), the ganzibria (ࡂࡀࡍࡆࡉࡁࡓࡉࡀ) "treasurers" (from Old Persian ganza-bara "id.", Neo-Mandaic ganzeḇrānā) and the rišama (ࡓࡉࡔࡀࡌࡀ) "leader of the people". Ganzeḇrā, a title which appears first in a religious context in the Aramaic ritual texts from Persepolis (c. third century BCE), and which may be related to the kamnaskires (Elamite <qa-ap-nu-iš-ki-ra> kapnuskir "treasurer"), title of the rulers of Elymais (modern Khuzestan) during the Hellenistic age. Traditionally, any ganzeḇrā who baptizes seven or more ganzeḇrānā may qualify for the office of rišama. The current rišama of the Mandaean community in Iraq is Sattar Jabbar Hilo al-Zahrony. In Australia, the Mandaean rišama is Salah Chohaili.[2][65][66]
The contemporary priesthood can trace its immediate origins to the first half of the nineteenth century. In 1831, an outbreak of cholera in Shushtar, Iran devastated the region and eliminated most, if not all, of the Mandaean religious authorities there. Two of the surviving acolytes (šgandia), Yahia Bihram and Ram Zihrun, reestablished the priesthood in Suq al-Shuyukh on the basis of their own training and the texts that were available to them.[67]
In 2009, there were two dozen Mandaean priests in the world.[68] However, according to the Mandaean Society in America, the number of priests has been growing in recent years.
Scholarship
[edit]
According to Edmondo Lupieri, as stated in his article in Encyclopædia Iranica, "The possible historical connection with John the Baptist, as seen in the newly translated Mandaean texts, convinced many (notably R. Bultmann) that it was possible, through the Mandaean traditions, to shed some new light on the history of John and on the origins of Christianity. This brought around a revival of the otherwise almost fully abandoned idea of their origins in Israel. As the archeological discovery of Mandaean incantation bowls and lead amulets proved a pre-Islamic Mandaean presence in the southern Mesopotamia, scholars were obliged to hypothesize otherwise unknown persecutions by Jews or by Christians to explain the reason for Mandaeans' departure from Israel." Lupieri believes Mandaeism is a post-Christian southern Mesopotamian Gnostic off-shoot and claims that Zazai d-Gawazta to be the founder of Mandaeism in the second century. Jorunn J. Buckley refutes this by confirming scribes that predate Zazai who copied the Ginza Rabba.[49][31] In addition to Edmondo Lupieri, Christa Müller-Kessler argues against the Israelite origin theory of the Mandaeans claiming that the Mandaeans are Mesopotamian.[69] Edwin Yamauchi believes Mandaeism's origin lies in the Transjordan, where a group of 'non-Jews' migrated to Mesopotamia and combined their Gnostic beliefs with indigenous Mesopotamian beliefs at the end of the second century CE.[70]: 78 [71] Kevin van Bladel claims that Mandaeism originated no earlier than fifth century Sassanid Mesopotamia, a thesis which has been criticized by James F. McGrath.[72]
Brikha Nasoraia, a Mandaean priest and scholar, accepts a two-origin theory in which he considers the contemporary Mandaeans to have descended from both a line of Mandaeans who had originated from the Jordan valley of Israel, as well as another group of Mandaeans (or Gnostics) who were indigenous to southern Mesopotamia. Thus, the historical merging of the two groups gave rise to the Mandaeans of today.[73]: 55
Scholars specializing in Mandaeism such as Kurt Rudolph, Mark Lidzbarski, Rudolf Macúch, Ethel S. Drower, Eric Segelberg, James F. McGrath, Charles G. Häberl, Jorunn Jacobsen Buckley, and Şinasi Gündüz argue for an Israelite origin. The majority of these scholars believe that the Mandaeans likely have a historical connection with John the Baptist's inner circle of disciples.[19]: xiv [74][75]: vii, 256 [1][76][48][77][78][79] Charles Häberl, who is also a linguist specializing in Mandaic, finds Jewish Aramaic, Samaritan Aramaic, Hebrew, Greek and Latin influence on Mandaic and accepts Mandaeans having a "shared Israelite history with Jews".[80][81] In addition, scholars such as Richard August Reitzenstein, Rudolf Bultmann, G. R. S. Mead, Samuel Zinner, Richard Thomas, J. C. Reeves, Gilles Quispel, and K. Beyer also argue for a Judea/Palestine or Jordan Valley origin for the Mandaeans.[70]: 78 [82][83][84][85][86][87] James McGrath and Richard Thomas believe there is a direct connection between Mandaeism and pre-exilic traditional Israelite religion.[88][84] Lady Ethel S. Drower "sees early Christianity as a Mandaean heresy"[89] and adds "heterodox Judaism in Galilee and Samaria appears to have taken shape in the form we now call gnostic, and it may well have existed some time before the Christian era."[19]: xv Barbara Thiering questions the dating of the Dead Sea Scrolls and suggests that the Teacher of Righteousness (leader of the Essenes) was John the Baptist.[90] Jorunn J. Buckley accepts Mandaeism's Israelite or Judean origins[7]: 97 and adds:
[T]he Mandaeans may well have become the inventors of – or at least contributors to the development of – Gnosticism ... and they produced the most voluminous Gnostic literature we know, in one language... influenc[ing] the development of Gnostic and other religious groups in late antiquity [e.g. Manichaeism, Valentianism].[7]: 109
Other names
[edit]Sabians
[edit]During the 9th and 10th centuries several religious groups came to be identified with the mysterious Sabians (sometimes also spelled 'Sabaeans' or 'Sabeans', but not to be confused with the Sabaeans of South Arabia) mentioned alongside the Jews, the Christians, and the Zoroastrians in the Quran. It is implied in the Quran that the Sabians belonged to the 'People of the Book' (ahl al-kitāb).[91] The religious groups who purported to be the Sabians mentioned in the Quran included the Mandaeans, but also various pagan groups in Harran (Upper Mesopotamia) and the marshlands of southern Iraq. They claimed the name in order to be recognized by the Muslim authorities as a people of the book deserving of legal protection (dhimma).[36] The earliest source to unambiguously apply the term 'Sabian' to the Mandaeans was al-Hasan ibn Bahlul (fl. 950–1000) citing the Abbasid vizier Abu Ali Muhammad ibn Muqla (c. 885–940).[37] However, it is not clear whether the Mandaeans of this period identified themselves as Sabians or whether the claim originated with Ibn Muqla.[38]
Some modern scholars have identified the Sabians mentioned in the Quran as Mandaeans,[92] although many other possible identifications have been proposed.[93] Some scholars believe it is impossible to establish their original identity with any degree of certainty.[94] Mandaeans continue to be called Sabians to this day.[95]
Nasoraeans
[edit]« Харан Гавайта» использует имя насораи для мандеев, прибывших из Иерусалима, что означает хранителей или обладателей тайных обрядов и знаний. [96] Такие ученые, как Курт Рудольф , Рудольф Макух , Марк Лидзбарски , Этель С. Дроуэр и Джеймс Ф. МакГрат, связывают мандеев с насареями, описанными Епифанием , группой внутри ессеев , согласно Джозефу Лайтфуту . [ 97 ] [ 98 ] [ 19 ] : xiv [ 74 ] [ 99 ] [ 77 ] [ 78 ] [ 100 ] Епифаний говорит (29:6), что они существовали до Христа. Некоторые ставят это под сомнение, но другие признают дохристианское происхождение насареев. [ 19 ] : xiv [ 101 ]
Насареи – по национальности они были евреи – родом из Гилеадита, Васанитиса и Трансиордании… Они признавали Моисея и верили, что он получил законы – не этот закон, правда, а какой-то другой. Итак, они были евреями, которые соблюдали все еврейские обряды, но не приносили жертвы и не ели мяса. Они считали противозаконным есть мясо или приносить с его помощью жертвы. Они утверждают, что эти Книги — выдумка и что ни один из этих обычаев не был установлен отцами. В этом заключалась разница между насараянами и остальными.
- Панарий Епифания 1:18.
Отношения с другими группами
[ редактировать ]Элькесайты
[ редактировать ]Элкесаиты — иудео-христианская секта крещения, зародившаяся в Трансиордании и действовавшая между 100 и 400 годами нашей эры. [ 102 ] Члены этой секты, как и мандеи, часто совершали крещение для очищения и имели гностический характер. [ 102 ] [ 34 ] : 123 Секта названа в честь своего лидера Элкесай . [ 103 ]
Отец Церкви Епифаний (писавший в четвертом веке нашей эры), похоже, проводит различие между двумя основными группами ессеев: [ 100 ] «Из тех, кто был до его [Элксай (Элкесай), оссейского пророка] времени и во время него, оссеи и насареи ». [ 104 ]
Епифаний описывает оссеев следующим образом:
За этой насарейской сектой, в свою очередь, следует другая, тесно связанная с ними, называемая оссеями. Эти евреи, как и первые... первоначально прибыли из Набатеи, Итуреи, Моавитиса и Ариелиса, земель за пределами бассейна того, что священное писание называет «Солёным морем». Это то, что называется «Мертвым морем»... Человек по имени Элксай присоединился к ним позже, в царствование императора Траяна, после воплощения Спасителя, и он был лжепророком. Он написал книгу, предположительно по пророчеству или как бы по вдохновенной мудрости. Говорят также, что был еще один человек, Иексей, брат Элксая... Как уже было сказано ранее, Эльксай был связан с упомянутой мною сектой, называемой Оссейской. Остатки его еще сохранились и сегодня в Набатее, называемой также Переей, близ Моавиты; этот народ теперь известен как сампсеи... Ибо он [Элксай] запрещает молиться лицом на восток. Он утверждает, что не следует смотреть в эту сторону, а следует смотреть на Иерусалим со всех сторон. Некоторые должны быть обращены к Иерусалиму с востока на запад, некоторые с запада на восток, некоторые с севера на юг и с юга на север, так что Иерусалим обращен со всех сторон... Хотя он и отличается от остальных шести из этих семи сект, он вызывает раскол, только запрещая книги Моисея, подобные книгам Насареев.
- Панарий Епифания 1:19.
Оссеи отказались от иудаизма и перешли в секту сампсеев, которые уже не являются ни евреями, ни христианами.
- Панарий Епифания 1:20
Ессеи
[ редактировать ]Ессеи , были мистической еврейской сектой периода Второго Храма которая процветала со второго века до нашей эры до первого века нашей эры. [ 105 ]
Ранние мандейские религиозные концепции и терминологии повторяются в свитках Мертвого моря , а Ярдена (Иордания) была названием каждой крещенской воды в мандеизме. [ 106 ] Одно из имен мандейского бога Хайи Рабби , Мара д-Рабута (Господь величия), встречается в Апокрифе Бытия II, 4. [ 107 ] : 552–553 Раннее мандейское самоназвание — бхири зидка, что означает «избранный праведностью» или «избранный праведник», термин, встречающийся в Книге Еноха и Апокрифе Бытия II, 4. [ 107 ] : 552–553 [ 96 ] [ 45 ] : 18 [ 108 ] : 52 Как насореи, мандеи верят, что они составляют истинную общину бнаи нхура, что означает «Сыны света» - термин, используемый ессеями. [ 12 ] : 50 [ 109 ] Мандейское писание подтверждает, что мандеи происходят непосредственно от первых насорейских учеников Иоанна Крестителя -мандеев в Иерусалиме, и существует множество сходств между движением Иоанна и ессеями. [ 29 ] : vi, ix [ 110 ] Подобно ессеям, мандеям запрещено раскрывать имена ангелов язычникам. [ 34 ] : 94 Могилы ессеев ориентированы с севера на юг. [ 54 ] и могила мандея также должна быть расположена в направлении север-юг, чтобы, если бы мертвого мандея стояли вертикально, они смотрели бы лицом на север. [ 34 ] : 184 У мандеев есть устная традиция, согласно которой некоторые из них изначально были вегетарианцами. [ 19 ] : 32 а также, подобно ессеям, они пацифисты . [ 111 ] : 47 [ 21 ]
Бейт манда ( бет манда ) описывается как биниана раб ḏ-срара («Великое здание Истины») и бит тушлима («дом совершенства») в мандейских текстах, таких как Куласта , Гинза Рабба и Мандейская книга Джон . Единственные известные литературные параллели находятся в ессейских текстах из Кумрана , таких как Правило сообщества , в котором есть подобные фразы, такие как «дом Совершенства и Истины в Израиле» ( Правило сообщества 1QS VIII 9) и «дом Истины в Израиле». [ 112 ]
я Бана
[ редактировать ]Банаимы были небольшой еврейской сектой и ответвлением ессеев, живших во втором веке в Израиле . [ 113 ] [ 114 ] Банаимы уделяют большое внимание чистоте одежды, поскольку они считали, что на одежде не может быть даже небольшого пятна грязи до того, как ее окунут в очищающую воду. Вокруг их деятельности в Израиле и значения названия ведутся серьезные споры; некоторые полагают, что они уделяли большое внимание изучению сотворения мира, в то время как некоторые полагают, что банаимы были ессейским орденом, применявшим топор. и лопата. Вместо этого другие ученые предположили, что название банаим происходит от греческого слова, означающего «ванна». В этом случае секта будет подобна Хемеробаптистам или Товелей Шахарит . [ 115 ] [ нужен лучший источник ]
гемеробаптист
[ редактировать ]Гемеробаптисты (евр. Товелей Шахарит ; «Утренние купальщики») были древней религиозной сектой, практиковавшей ежедневное крещение. Вероятно, это было подразделение ессеев. [ 115 ] В «Проповедях Клементина» (II, 23) Иоанн Креститель и его ученики упоминаются как гемеробаптисты. Мандеи были связаны с гемеробаптистами как из-за того, что они часто крестились, так и из-за того, что мандеи считали себя учениками Иоанна. [ 116 ] [ 29 ] [ 117 ]
Магария
[ редактировать ]Магарии были небольшой еврейской сектой, появившейся в первом веке до нашей эры. Их особой практикой было хранение всей своей литературы в пещерах на окружающих холмах Израиля. Они сделали свои собственные комментарии к Библии и закону. Магарии считали, что Бог слишком возвышен, чтобы смешиваться с материей, поэтому они не верили, что Бог непосредственно создал мир, а верили, что ангел, который представляет Бога, создал землю, похожую на мандейского демиурга Птахила . Некоторые ученые отождествляли магариев с ессеями или терапевтами . [ 115 ] [ 114 ] [ 118 ]
Насареанцы
[ редактировать ]увидеть насорийцев
Оссейцы
[ редактировать ]Каббала
[ редактировать ]Натаниэль Дойч пишет:
Первоначально эти взаимодействия [между мандеями и еврейскими мистиками в Вавилонии от поздней античности до средневековья] привели к возникновению общих магических и ангелологических традиций. параллели, существующие между мандеизмом и мистицизмом Хейхалот На этом этапе должны были развиться . В какой-то момент и мандеи, и евреи, жившие в Вавилонии, начали развивать сходные космогонические и теософские традиции, включающие аналогичный набор терминов, понятий и образов. В настоящее время невозможно сказать, являются ли эти параллели результатом прежде всего еврейского влияния на мандеев, мандейского влияния на евреев или перекрестного оплодотворения. Каким бы ни был их первоначальный источник, эти традиции в конечном итоге проникли в жреческие, то есть эзотерические, мандейские тексты... и в Каббалу. [ 119 ] : 222
Р. Дж. Цви Вербловски предполагает, что мандеизм имеет больше общего с каббалой, чем с мистикой Меркабы, такой как космогония и сексуальные образы. «Тысяча и двенадцать вопросов» , «Свиток возвышенного царства » и «Алма Ришайа Рба» связывают алфавит с сотворением мира — концепцией, найденной в «Сефер Йецира» и « Бахир» . [ 119 ] : 217 Мандейские названия утр были найдены в еврейских магических текстах. Абатур , похоже, написан внутри еврейской магической чаши в искаженной форме как «Абитур». Птахил встречается в Сефер ха-Разим среди других ангелов, стоящих на девятой ступени второго небосвода. [ 120 ] : 210–211
манихеи
[ редактировать ]Согласно Фихристу ибн ан-Надима , месопотамский пророк Мани , основатель манихейства , воспитывался в рамках секты элькесаитов ( элькесаитов или эльчасаитов ), что подтверждено совсем недавно Кёльнским кодексом Мани . Ни одно из манихейских писаний не сохранилось целиком, и, похоже, оставшиеся фрагменты не сравниваются с Гиндза Рабба . Позже Мани покинул элкасаитов, чтобы основать свою собственную религию. В сравнительном анализе шведский египтолог Торгни Сэве-Сёдерберг указал, что «Псалмы Фомы» Мани тесно связаны с мандейскими текстами. [ 121 ] По мнению Э.С. Дроуэра , «некоторые из самых древних манихейских псалмов, коптские псалмы Фомы, были парафразами и даже дословными переводами мандейских оригиналов; просодия и фразы доказывали, что манихей был заимствователем, а не наоборот. ." [ 29 ] : IX
Подробное обсуждение взаимоотношений между мандеизмом и манихейством можно найти в Бэнсилэ (2018). [ 122 ]
Самаритянские баптистские секты
[ редактировать ]По мнению Магриса, самаритянские баптистские секты были ответвлением Иоанна Крестителя . [ 123 ] Одно ответвление поочередно возглавляли Досифей , Симон Волхв и Менандр . Именно в этой среде возникла идея, что мир создан невежественными ангелами. Их ритуал крещения устранил последствия греха и привел к возрождению, посредством которого была преодолена естественная смерть, вызванная этими ангелами. [ 123 ] Самаритянских лидеров считали «воплощением Божьей силы, духа и мудрости, а также искупителем и открывателем «истинного знания » ». [ 123 ]
Симониане были сосредоточены на Симоне Волхве, волхве, крещенном Филиппом и осужденном Петром в Деяниях 8, который стал в раннем христианстве архетипическим лжеучителем. Приписывание Иустином Мученику, Иринеем и другими связи между школами того времени и человеком в Деяниях 8 может быть столь же легендарным, как и истории, связанные с ним в различных апокрифических книгах. Юстин Мученик идентифицирует Менандра Антиохийского как ученика Симона Волхва. По мнению Ипполита, симонианство — ранняя форма валентинианства . [ 124 ]
Сифианцы
[ редактировать ]Курт Рудольф заметил множество параллелей между мандейскими текстами и сифианскими гностическими текстами из библиотеки Наг-Хаммади . [ 125 ] Биргер А. Пирсон также сравнивает « Пять печатей » сифианства, которые, по его мнению, являются отсылкой к пятикратному ритуальному погружению в воду, с мандейской масбутой . [ 126 ] По словам Бакли (2010), «ситианская гностическая литература… связана, возможно, как младший брат, с идеологией мандейского крещения». [ 127 ]
Валентинианцы
[ редактировать ]Мандейская формула крещения была принята валентинианскими гностиками в Риме и Александрии во втором веке нашей эры. [ 7 ] : 109
Демография
[ редактировать ]
По оценкам, во всем мире насчитывается 60 000–100 000 мандеев . [ 60 ] Их доля на родных землях резко сократилась из-за войны в Ираке, и большая часть общины переселилась в соседние Иран, Сирию и Иорданию. проживает около 2500 мандеев В Иордании . [ 128 ]
В 2011 году «Аль-Арабия» сообщила, что число спрятавшихся и пропавших без вести иранских мандеев в Иране достигло 60 000. [ 129 ] Согласно статье в The Holland Sentinel , опубликованной в 2009 году , община мандеев в Иране также сокращается, насчитывая от 5000 до максимум 10 000 человек.
Многие мандеи сформировали диаспоры за пределами Ближнего Востока в Швеции , Нидерландах , Германии , США, Канаде , Новой Зеландии , Великобритании и особенно в Австралии , где в настоящее время проживают около 10 000 человек, в основном вокруг Сиднея , что составляет 15% от общей численности населения мандеев мира. [ 130 ]
Около 1000 иранских мандеев эмигрировали в Соединенные Штаты после того, как Государственный департамент США в 2002 году предоставил им статус защитного беженца, который позже был предоставлен иракским мандеям в 2007 году. [ 131 ] Сообщество, насчитывающее 2500 членов, проживает в Вустере, штат Массачусетс , где они начали селиться в 2008 году. Большинство эмигрировало из Ирака. [ 132 ]
Мандеизм не допускает обращения, а религиозный статус мандеев, вступающих в брак вне веры, и их детей оспаривается. [ 68 ]
См. также
[ редактировать ]- арамейский язык
- Авраамические религии
- Христианство в I веке
- Мандейские исследования
- Очерк мандеизма
- Иудаизм Второго Храма
- Езидизм
Религиозный портал
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Термин «насореянин» ( букв. « из Назарета » ) используется для обозначения посвященных среди мандеев. Чтобы узнать о других религиозных группах с похожим названием, см. Назарянин (секта) .
Термин «сабианство» происходит от загадочных сабианцев, упомянутых в Коране , названия, которое исторически претендовали на несколько религиозных групп. О других религиях, которые иногда называют «сабианством», см. Sabians#Pagan Sabians .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Бакли 2002 .
- ^ Перейти обратно: а б «Его Святейшество Саттар Джаббар Хило» . Глобальный совет имамов . 20 ноября 2021 года. Архивировано из оригинала 4 февраля 2022 года . Проверено 30 января 2023 г.
Его Святейшество Ганзевра Саттар Джаббар Хило аз-Захрони, глава организации «Сабианские мандеи» по всему миру, является членом Межконфессиональной сети Всемирного совета имамов. [ не удалось пройти проверку ] - ^ ES Drower , Мандеи Ирака и Ирана (Лейден: Брилл, 1937; переиздание 1962); Курт Рудольф, Die Mandäer II. Der Kult (Ванденхук и Рупрехт; Геттинген, 1961; Курт Рудольф, Мандеи (Лейден: Брилл, 1967); Криста Мюллер-Кесслер, «Священные трапезы и ритуалы мандеев», в книге Дэвида Хеллхольма, Дитера Сенгера (ред.), Sacred Трапеза, совместная трапеза, общение за столом и Евхаристия: поздняя античность, ранний иудаизм и раннее христианство , Том 3 (Тюбинген: Мор, 2017), стр. 1715–1726, пожалуйста.
- ^ Перейти обратно: а б Портер, Том (22 декабря 2021 г.). «Религиовед Джорунн Бакли удостоен награды Библиотеки Конгресса» . Боудуин . Проверено 10 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Мандейство | религия» . Британская энциклопедия . Проверено 4 ноября 2021 г.
- ^ «И шестьдесят тысяч насорийцев покинули Знак Семи и вошли в Срединные холмы, место, где мы были свободны от господства всех других рас». Карен Л. Кинг, Что такое гностицизм? , 2005, стр. 140
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Бакли, Йорунн Якобсен (2010). «4. Изменение ролей против Иисуса: взгляд мандеев». В Хорсли, Ричард (ред.). Христианское происхождение . Народная история христианства. Миннеаполис: Фортресс Пресс. стр. 94–111. ISBN 978-1-4514-1664-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Талер, Кай (9 марта 2007 г.). «Иракское меньшинство нуждается во внимании США» . Йель Дейли Ньюс . Проверено 4 ноября 2021 г.
- ^ «Мандеи - кто такие мандеи?» . Миры мандейских жрецов . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Рудольф, Курт; Дулинг, Деннис К.; Модшидлер, Джон (1969). «Проблемы истории развития мандейской религии» . История религий . 8 (3): 210–235. дои : 10.1086/462585 . ISSN 0018-2710 . JSTOR 1061760 . S2CID 162362180 .
[Вильгельм] Брандт утверждает, что самый древний слой мандейской традиции является дохристианским. Он называет это «политеистическим материалом», питаемым прежде всего «семитской природной религией» (которой он также относит крещение и водные обряды) и «халдейской философией». К нему были добавлены и ассимилированы гностические, греческие, персидские и еврейские концепции. [...] Новое направление мандейского богословия впервые смогло вызвать реформацию, присоединившись к персидским моделям; это школа так называемого «учения короля света» (Lichtkonigslehre), как назвал ее Брандт. [...] Оба центральных принципа мандеизма, Свет и Жизнь, были связаны с иранскими и семитскими концепциями.
- ^ Перейти обратно: а б Аль-Саади, Кайс; Аль-Саади, Хамед (2019). Гинза Рабба (2-е изд.). Германия: Драбша.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бриха С. Насораия (2012). «Священный текст и эзотерические практики в сабийской мандейской религии» (PDF) .
- ^ Перейти обратно: а б мандейские сабийские мандеи (21 ноября 2019 г.). «Узнайте о мандейской религии за три минуты » . Ютуб . Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ Рудольф 1977 , с. 15.
- ^ Фонтейн, Петрус Франциск Мария (январь 1990 г.). Дуализм в древнем Иране, Индии и Китае . Свет и Тьма. Том. 5. Брилл. ISBN 9789050630511 .
- ^ Хэберль 2009 , стр. 1.
- ^ Де Блуа 1960–2007 ; ван Бладель 2017 , с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б Эдмондо, Лупьери (2004). «Монах Игнатия Иисуса (Карло Леонелли) и первая «научная» книга о мандеизме (1652 г.)». Периодическое издание АРАМ . 16 (мандеи и манихеи): 25–46. ISSN 0959-4213 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Дроуэр, Этель Стефана (1960). Тайный Адам, исследование насорийского гнозиса (PDF) . Лондон, Великобритания: Clarendon Press. Архивировано из оригинала (PDF) 6 марта 2014 года . Проверено 19 февраля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хеберль и МакГрат 2019
- ^ Перейти обратно: а б с Дойч, Натаниэль (6 октября 2007 г.). «Спасите гностиков» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Кроуфорд, Ангус (4 марта 2007 г.). «Иракским мандеям грозит исчезновение » . Новости Би-би-си . Проверено 13 декабря 2021 г.
- ^ Ферстер, Вернер (1974). Гнозис: Подборка гностических текстов . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. п. 126. ИСБН 9780198264347 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Лупьери, Эдмундо (2001). Мандеи: последние гностики . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 9780802833501 .
- ^ Хэберль 2009 , с. 18: «В 1873 году французский вице-консул в Мосуле, сирийский христианин по имени Николас Сиуффи, безуспешно искал мандейских информаторов в Багдаде».
- ^ Тавернье, Ж.-Б. (1678). Шесть путешествий Иоанна Баптисты Тавернье . Перевод Филлипса Дж., стр. 90–93 .
- ^ Анхель Саенс-Бадильос, История иврита. Издательство Кембриджского университета, 1993 ( ISBN 978-0521556347 ), с. 36 и здесь и там.
- ^ МакГрат, Джеймс (23 января 2015 г.), «Первые баптисты, последние гностики: мандеи» , YouTube — беседа доктора Джеймса Ф. МакГрата о мандеях во время обеда в Университете Батлера , получено 7 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дроуэр, Этель Стивен (1953). Харан-Гавайта и крещение Хибил- Зивы Апостольская библиотека Ватикана.
- ^ Хорсли, Ричард (2010). Христианское происхождение . Крепость Пресс. ISBN 9781451416640 .
- ^ Перейти обратно: а б Лупьери, Эдмондо Ф. (7 апреля 2008 г.). «Мандеи и. История» . Энциклопедия Ираника . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ Дюшен-Гиймен, Жак (1978). Митраистские исследования . Тегеран: Библиотека Пехлеви. п. 545.
- ^ «Люди Книги и иерархия дискриминации» . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 1 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Дроуэр, Этель Стефана (1937). Мандеи Ирака и Ирана . Оксфорд в Clarendon Press.
- ^ ван Бладель 2017 , стр. 14, см. 7–15.
- ^ Перейти обратно: а б ван Бладель 2017 , с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б ван Бладель 2017 , с. 47; об идентификации источника аль-Хасана ибн Бахлула (названного просто «Абу Али») как Абу Али Мухаммада ибн Муклы, см. стр. 58.
- ^ Перейти обратно: а б ван Бладель 2017 , с. 54. О возможных мотивах применения Ибн Муклой коранического эпитета к мандеям, а не к харранским чаще называли «сабеями» язычникам (которых в Багдаде его времени ), см. стр. 54. 66.
- ^ Сегельберг, Эрик (1958). Машбута. Исследования ритуала мандейского крещения . Уппсала, Швеция: Альмквист и Викселлс.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Мандейский совет по информированию и руководству (28 мая 2014 г.). «Мандейские верования и мандейские практики» . Союз мандейских ассоциаций . Проверено 26 ноября 2021 г.
- ^ Нашми, Юхана (24 апреля 2013 г.), «Современные проблемы мандейской веры» , Союз мандейских ассоциаций , получено 1 ноября 2021 г.
- ^ Рудольф 1977 .
- ^ Шак, Ханиш (2018). «Мандеи в Ираке». В Роу, Пол С. (ред.). Справочник Рутледжа по меньшинствам на Ближнем Востоке . Рутледж. п. 163. ИСБН 978-1-317-23378-7 .
- ^ Рудольф 2001 .
- ^ Перейти обратно: а б с Алдихиси, Сабах (2013). История творения в мандейской священной книге Гиндза Рба (PDF) . ООО ПроКвест. OCLC 1063456888 .
- ^ Гельберт, Карлос (2011). Гинза Рба . Сидней: Книги о живой воде. ISBN 9780958034630 .
- ^ Гельберт, Карлос (2017). Учение мандея Иоанна Крестителя . Фэрфилд, Новый Южный Уэльс, Австралия: Книги о живой воде. ISBN 9780958034678 . OCLC 1000148487 .
- ^ Перейти обратно: а б Лидзбарский, Марк (1925). Гиндза, сокровище или великая книга мандеев . Геттинген Ванденгук и Рупрехт.
- ^ Перейти обратно: а б Бакли, Йорунн Якобсен (1 декабря 2010 г.). Великий ствол души: реконструкция мандейской истории . ООО «Горгиас Пр.»
- ^ Эдвин Ямаути (1982). «Мандеи: выжившие гностики». Справочник Эрдмана по мировым религиям , Lion Publishing, Herts., Англия, стр. 110.
- ^ «Гинза Рба - Мандейские писания» . Библиотека Гностического общества . Проверено 17 декабря 2011 г.
- ^ «Добро пожаловать на Мандейский Синод Австралии» . Мандейский синод Австралии . Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ История , Мандейский союз, заархивировано из оригинала 17 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хачлили, Рэйчел (1988). Древнее еврейское искусство и археология на Земле Израиля . Лейден, Нидерланды: Э. Дж. Брилл. п. 101. ИСБН 9004081151 .
- ^ Гельберт, Карлос (2005). Мандеи и евреи . Эденсор Парк, Новый Южный Уэльс: Книги о живой воде. ISBN 0-9580346-2-1 . OCLC 68208613 .
- ^ Дроуэр, ES (1959). Канонический молитвенник мандеев . Лейден: Э. Дж. Брилл.
- ^ Во-вторых, Шай; Прекрасно, Стивен (2012). Шошаннат Яаков . Брилл. п. 345. ИСБН 978-90-04-23544-1 .
- ^ Клещ, Валентинас (14 июля 2004 г.). «Ирак: Старая сабейско-мандейская община гордится своей древней верой» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 4 ноября 2021 г.
- ^ Касликский университет Святого Духа - USEK (27 ноября 2017 г.). «Открытая дискуссия с сабеянами-мандеями» . Ютуб . Архивировано из оригинала 10 ноября 2021 года . Проверено 9 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Слай, Лиз (16 ноября 2008 г.). « Это одна из старейших религий мира, и она скоро умрет». " . Чикаго Трибьюн . Проверено 9 ноября 2021 г.
- ^ Собхани, Рауф (2009). Мандейская Сабия в Иране . Дар Альбура. п. 128.
- ^ Дроуэр, ES (2020). Тайный Адам: исследование насорийского гнозиса . Издатели Wipf & Stock. п. 73. ИСБН 978-1532697630 .
- ^ Бакли, Йорунн Якобсен. Свидетельства существования женщин-священников в мандеизме. Апрель 2000 г. Журнал ближневосточных исследований 59 (2).
- ^ Эрик Сегельберг , «Хиротония мандейской тармиды и ее связь с еврейскими и раннехристианскими обрядами рукоположения», (Studia Patristica 10, 1970).
- ^ «Ар-Решма Саттар, Джаббар Хелу, глава сабианско-мандейской религии » . Мандейская библиотека Библиотека энциклопедии глаз (на арабском языке) . Проверено 21 сентября 2021 г.
- ^ «День гармонии – Ливерпуль подписывает декларацию о культурной и религиозной гармонии» . Чемпион Ливерпуля Сити . 25 марта 2019 г. Архивировано из оригинала 5 ноября 2021 г. Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Бакли, Йорунн Якобсен (1999). «Взгляд на жизнь: Яхья Бихрам, мандейский священник» . История религий . 39 : 32–49. дои : 10.1086/463572 . S2CID 162137462 .
- ^ Перейти обратно: а б Контрера, Рассел (8 августа 2009 г.). «Спасая людей, убивая веру» . Голландский Сентинел . Архивировано из оригинала 17 октября 2015 года.
- ^ Мюллер-Кесслер, Криста (2004). «Мандеи и вопрос их происхождения». Периодическое издание АРАМ . 16 (16): 47–60. дои : 10.2143/ARAM.16.0.504671 .
- ^ Перейти обратно: а б Дойч, Натаниэль (1998). Стражи ворот-ангельского наместничества в поздней античности . Брилл.
- ^ Ямаути, Эдвин (2004). Гностическая этика и происхождение мандеев . Горгиас Пресс. дои : 10.31826/9781463209476 . ISBN 9781463209476 .
- ^ ван Блейдел, 2017 ; МакГрат 2019 .
- ^ Насорая, Бриха Х.С. (2021). Мандейская гностическая религия: практика поклонения и глубокая мысль . Нью-Дели: Стерлинг. ISBN 978-81-950824-1-4 . OCLC 1272858968 .
- ^ Перейти обратно: а б Рудольф 1977 , с. 4.
- ^ Гундуз 1994 .
- ^ МакГрат, Джеймс Ф., «Чтение истории Мириай на двух уровнях: свидетельства мандейской антиеврейской полемики о происхождении и распространении раннего мандеизма» . Периодическое издание АРАМ / (2010): 583–592.
- ^ Перейти обратно: а б Мачух, Рудольф Мандейский словарь (совместно с Э.С. Дроуэром). Оксфорд: Clarendon Press 1963.
- ^ Перейти обратно: а б Р. Макуч, «Начала мандеев. Попытка исторической картины до раннего исламского периода», гл. 6 Ф. Альтхайма и Р. Штиля, Арабы в Старом Свете II: До разделения Рейха , Берлин, 1965.
- ^ Сегельберг, Эрик (1969). «Персонажи Ветхого и Нового Завета в мандейской версии» . Труды Доннеровского института абоенсиса 3 : 228–239. дои : 10.30674/scripta.67040 .
- ^ Хеберль, Чарльз (3 марта 2021 г.), «Hebraisms in Mandaic» , YouTube , заархивировано из оригинала 10 ноября 2021 г. , получено 3 ноября 2021 г.
- ^ Хеберль, Чарльз (2021). «Мандаик и палестинский вопрос» . Журнал Американского восточного общества . 141 (1): 171–184. дои : 10.7817/jameroriesoci.141.1.0171 . S2CID 234204741 .
- ^ Мид, GRS, Гностический Иоанн Креститель: Отрывки из Мандейской книги Иоанна, Дамфрис и Галлоуэй, Великобритания, Anodos Books (2020)
- ^ Зиннер, Сэмюэл (2019). Лозы радости: сравнительные исследования мандейской истории и теологии .
- ^ Перейти обратно: а б Томас, Ричард (29 января 2016 г.). «Израильское происхождение мандейского народа» . Студия Антиква . 5 (2). ISSN 1540-8787 .
- ^ Ривз, Дж. К., Вестники этого доброго царства: сиро-месопотамские гностические и еврейские традиции, Лейден, Нью-Йорк, Кельн (1996).
- ^ Квиспель, Г., Гностицизм и Новый Завет, Vigiliae Christianae, vol. 19, № 2. (январь 1965 г.), стр. 65–85.
- ^ Бейер, К., Арамейский язык; Его распространение и подразделения, перевод с немецкого Джона Ф. Хили, Геттинген (1986).
- ^ МакГрат, Джеймс (19 июня 2020 г.). «Общие истоки монотеизма, зла и гностицизма» . Ютуб . Архивировано из оригинала 17 ноября 2021 года . Проверено 15 ноября 2021 г.
- ^ Бакли, Йорунн (2012). Научная переписка леди Э.С. Дроуэр . Брилл. п. 210. ИСБН 9789004222472 .
- ^ «Загадка свитков Мертвого моря» . YouTube — документальный фильм канала Discovery . 1990 . Проверено 10 марта 2022 г.
- ^ ван Блейдель, 2017 , с. 5. О сабианах в целом см. De Blois 1960–2007 ; Де Блуа 2004 ; Фахд 1960–2007 ; Ван Бладель 2009 .
- ^ В частности, Chwolsohn 1856 и Gündüz 1994 , оба цитируются ван Бладелем 2009 , стр. 67.
- ^ Как отметил ван Бладел 2009 , стр. 67–68, современные ученые по-разному идентифицировали сабианцев Корана как мандеев, манихеев , сабеев , эльчасаитов , архонтиков , хунафа (либо как тип гностиков , либо как «сектантов»), как приверженцы астральной религии Харрана . или Эти различные научные идентификации также обсуждаются Green 1992 , стр. 101–120.
- ^ Грин 1992 , стр. 119–120; Струмса 2004 , стр. 335–341; Хямеен-Анттила 2006 , с. 50; ван Бладель 2009 , с. 68.
- ^ Бакли 2002 , с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б Рудольф, Курт (7 апреля 2008 г.). «Мандеи 2. Мандейская религия» . Энциклопедия Ираника . Проверено 3 января 2022 г.
- ^ МакГрат 2019
- ^ Лидзбарский, Марк, Гиндза, Сокровище, или Большая книга Мандаера, Лейпциг, 1925 год
- ^ Томас, Ричард (29 января 2016 г.). «Израильское происхождение мандейского народа» . Студия Антиква . 5 (2).
- ^ Перейти обратно: а б Лайтфут, Джозеф Барбер (1875). «О некоторых моментах, связанных с ессеями». Послания Святого Павла к Колоссянам и Филимону: исправленный текст с введениями, примечаниями и рассуждениями . Лондон: Издательство Macmillan . OCLC 6150927 .
- ↑ Панарий Епифания Саламинского, Книга I (разделы 1–46) Фрэнк Уильямс, переводчик, 1987 (Э. Дж. Брилл, Лейден) ISBN 90-04-07926-2
- ^ Перейти обратно: а б Колер, Кауфманн; Гинзберг, Луис. «Элькесаиты» . Еврейская энциклопедия . Проверено 14 февраля 2022 г.
- ^ «Элкесайте | Еврейская секта» . Британника . Проверено 14 февраля 2022 г.
- ^ Епифаний Саламинский (1987–2009) [ок. 378]. «18. Епифаний против насареев» . Панарион . Том. 1. Перевод Фрэнка Уильямса. Архивировано из оригинала 6 сентября 2015 года . Проверено 30 января 2023 г.
- ^ Святитель Епифаний (епископ Констанция Кипрская) (2009 г.). Панарий Епифания Саламинского: Книга I (разделы 1–46) . БРИЛЛ. п. 32. ISBN 978-90-04-17017-9 .
- ^ Рудольф 1977 , с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б Рудольф, Курт (апрель 1964 г.). «Был ли автор «Од Соломона» «кумранским христианином»? Вклад в дискуссию о зарождении гностицизма». Ревю Кумрана . 4 (16). Питерс: 523-555.
- ^ Кугенур, Роберт А. (декабрь 1982 г.). «Мудрость редактора Еноха». Журнал изучения иудаизма в персидский, эллинистический и римский период . 13 (1/2). Брилл: 47–55. дои : 10.1163/157006382X00035 .
- ^ «Война Сынов Света против Сынов Тьмы» . Британника . Проверено 4 марта 2022 г.
- ^ «Св. Иоанн Креститель – Возможные отношения с ессеями | Британника» . www.britanica.com . Проверено 12 апреля 2022 г.
- ^ Ньюман, Гилель (2006). Близость к власти и еврейские сектантские группы древнего периода . Конинклийке Брилл Н.В. ISBN 9789047408352 .
- ^ Хамидович, Давид (2010). «О связи свитков Мертвого моря с мандейской литургией» . Периодическое издание АРАМ . 22 : 441–451. дои : 10.2143/ARAM.22.0.2131048 .
- ^ Дорфф, Эллиот Н.; Россетт, Артур (1 февраля 2012 г.). Живое дерево, А: корни и рост еврейского закона . СУНИ Пресс. ISBN 978-1-4384-0142-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Штукенбрюк, Лорен Т.; Гуртнер, Дэниел М. (26 декабря 2019 г.). Энциклопедия иудаизма Второго Храма T&T Кларка, том второй . Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-567-66095-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Маленькие секты» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 12 апреля 2022 г.
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 13 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 257.
- ^ Колер, Кауфман. «Гемеробаптисты» . Еврейская энциклопедия . Проверено 9 ноября 2021 г.
- ^ Гастингс, Джеймс (1957). Энциклопедия религии и этики . Скрибнер.
- ^ Перейти обратно: а б Дойч, Натаниэль (1999–2000). «Финиковая пальма и источник: мандеизм и еврейский мистицизм» (PDF) . АРАМ . 11 (2): 209–223. дои : 10.2143/ARAM.11.2.504462 .
- ^ Винлат, Марек (январь 2012 г.). «Еврейские элементы в мандейской письменной магии» . Бирно, Д. – Блажек, Дж. – Веверкова, К. (ред.), «Шалом: дань уважения 70-летию со дня рождения Бедржиха Носка» (Deus et Gentes, Том 37), Хомутов: Л. Марек, 2012. Isbn 978- 80-87127-56-8 . Проверено 10 февраля 2022 г.
- ^ Торгни Сэве-Сёдерберг , Исследования коптского манихейского сборника псалмов , Уппсала, 1949 г.
- ^ Бэнцилэ, Ионуц (2018). Мандейская религия и арамейская подоплека манихейства: история исследования, сравнение текстов, историко-географическое положение (на немецком языке). Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 978-3-447-11002-0 . OCLC 1043707818 .
- ^ Перейти обратно: а б с Магрис 2005 , с. 3515.
- ^ Ипполит, Философумена , iv. 51, в. 20
- ^ Курт Рудольф, «Коптика-Мандаика, О некоторых соответствиях между коптско-гностическими и мандейскими текстами», в «Очерках текстов Наг-Хаммади в честь Пахора Лабиба» , изд. М. Краузе, Лейден: Брилл, 1975, 191–216. (переиздано в журнале «Гнозис и поздняя античная история религии: Сборник очерков» , Лейден; Брилл, 1996. [433–457]).
- ^ Пирсон, Биргер А. (14 июля 2011 г.). «Крещение в сифианских гностических текстах». Омовение, Посвящение и Крещение . Де Грютер. стр. 119–144. дои : 10.1515/9783110247534.119 . ISBN 978-3-11-024751-0 .
- ^ Бакли, Йорунн Якобсен (2010). «Мандейско-сетианские связи». Периодическое издание АРАМ . Том. 22. Интернет-журналы Питерса. стр. 495–507. дои : 10.2143/ARAM.22.0.2131051 .
- ^ Эрсан, Мохаммед (2 февраля 2018 г.). «Иракским мандеям лучше жить в Иордании?» . Аль-Монитор . Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ Аль-Шати, Ахмед (6 декабря 2011 г.). «Иранские мандеи в изгнании после преследований» . Новости Аль-Арабии . Архивировано из оригинала 31 июля 2016 года . Проверено 17 декабря 2011 г.
- ^ Хегарти, Шивон (21 июля 2017 г.). «Знакомьтесь с мандеями: австралийские последователи Иоанна Крестителя отмечают Новый год» . Новости АВС . Проверено 4 ноября 2021 г.
- ^ «Мандейская вера живёт на юге Ирана» . Европейская информационная сеть о странах происхождения – IWPR – Институт освещения войны и мира . 30 июля 2010 г. Проверено 4 ноября 2021 г.
- ^ МакКуорри, Брайан (13 августа 2016 г.). «Охваченные Вустером, преследуемые иракские беженцы-мандеи теперь ищут «якорь» — свой собственный храм» . Бостон Глобус . Проверено 19 августа 2016 г.
Библиография
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Бакли, Йорунн Дж. (1993). Свиток возвышенного царствования: Диван Малкута 'Лайта (Мандийский манускрипт № 34 в коллекции Дроуэра, Бодлианская библиотека, Оксфорд) . Нью-Хейвен: Американское восточное общество.
- Дроуэр, ES (1950a). Диван Абатур, или Прогресс через чистилища: текст с примечаниями к переводу и приложениями . Город Ватикано: Апостольская библиотека Ватикана.
- Дроуэр, ES (1950b). Шарх ḏ Кабин ḏ Шишлам Рба (DC 38). Пояснительный комментарий к свадебной церемонии великого Шишлама . Рома: Pontificio Istituto Biblico.
- Дроуэр, ES (1960a). Тысяча и двенадцать вопросов (Alf trisar šuialia) . Берлин: Академия-Верлаг.
- Дроуэр, ES (1962). Коронация Великого Шишлама, являющаяся описанием обряда коронации мандейского жреца по Древнему канону . Лейден: Брилл.
- Дроуэр, ES (1963). Пара насорских комментариев (два священнических документа): Великий Первый мир и Малый Первый мир . Лейден: Брилл.
- Хеберль, Чарльз Г. (2022). Книга царей и объяснения этого мира: универсальная история позднесасанидской империи . Переводные тексты для историков. Том. 80. Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. ISBN 978-1-800-85627-1 .
- Хеберль, Чарльз Г .; МакГрат, Джеймс Ф. , ред. (2019). Мандейская книга Иоанна. Критическое издание, перевод и комментарии . Берлин и Бостон: Де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110487862 . ISBN 9783110487862 . S2CID 226656912 .
- Хеберль, Чарльз Г .; МакГрат, Джеймс Ф. , ред. (2020). Мандейская книга Иоанна: текст и перевод . Берлин: Де Грюйтер. стр. VII–222. дои : 10.1515/9783110487862 . ISBN 9783110487862 . S2CID 226656912 . ( в открытом доступе версия текста и перевода , взято из Häberl & McGrath 2019 )
Вторичные источники
[ редактировать ]- Бакли, Йорунн Дж. (2002). Мандеи: древние тексты и современные люди . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Бакли, Йорунн Дж. (2005). Великий ствол души: реконструкция мандейской истории . Пискатауэй: Gorgias Press.
- Хвольсон, Дэниел (1856). Ссабии и ссабизм . Том. 1-2. СПб.: Императорская Академия наук. OCLC 64850836 .
- Дойч, Натаниэль (1995). Гностическое воображение: гностицизм, мандеизм и мистицизм Меркавы . Брилл. ISBN 9789004672505 .
- Дойч, Натаниэль (1999). Стражи врат: ангельское наместничество в поздней античности . Брилл. ISBN 9789004679245 .
- Дроуэр, ES (1937). Мандеи Ирака и Ирана: их культы, обычаи, магические легенды и фольклор . Оксфорд: Кларендон Пресс. (перепечатка: Пискатауэй: Gorgias Press, 2002)
- Дроуэр, Э.С. (1960b). Тайный Адам: исследование насорийского гнозиса . Оксфорд: Кларендон Пресс. OCLC 654318531 .
- Грин, Тамара М. (1992). Город бога Луны: религиозные традиции Харрана . Религии в греко-римском мире. Том. 114. Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-09513-7 .
- Гюндюз, Шинаси [на турецком языке] (1994). Знание жизни: происхождение и ранняя история мандеев и их связь с сабеями Корана и харранцами . Приложение к журналу семитских исследований. Том. 3. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199221936 .
- Хямеен-Анттила, Яакко (2006). Последние язычники Ирака: Ибн Вахшия и его набатейское земледелие . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-15010-2 .
- Лупьери, Эдмондо (2002). Мандеи: последние гностики . Гранд-Рапидс: Эрдманс.
- Петерманн, Дж. Генрих (2007). Великое сокровище мандеев . Пискатауэй: Gorgias Press. (перепечатка Thesaurus s. Liber Magni )
- Рудольф, Курт (1977). «Мандаеизм» . В Мур, Альберт К. (ред.). Иконография религий: Введение . Том. 21. Крис Робертсон. ISBN 9780800604882 .
- Рудольф, Курт (2001). Гнозис: природа и история гностицизма . А&С Черный. стр. 343–366. ISBN 9780567086402 .
- Сегельберг, Эрик (1958). Машбута. Исследования ритуала мандейского крещения . Уппсала: Альмквист и Викселс.
- Сегельберг, Эрик (1970). «Хиротония мандейской тармиды и ее связь с еврейскими и раннехристианскими обрядами рукоположения». Студия Патристика . 10 .
- Сегельберг, Эрик (1976). Через гору Рабба. Исследования обряда коронации Шишлама Раббы. в: О языке и литературе народов . Исследование Мандайки. Том. 1. Берлин и Нью-Йорк: В. де Грюйтер.
- Сегельберг, Эрик (1977). « Зидка Брика и проблема Мандея». В Виденгрене, География; Хеллхольм, Дэвид (ред.). Материалы Международного коллоквиума по гностицизму . Стокгольм: Альмквист и Викселл.
- Сегельберг, Эрик (1978). « Молитвы пихта и мамбуха . К вопросу о литургическом развитии мандеев». Гнозис. Фестиваль Ганса Йонаса . Геттинген: Ванденхук и Рупрехт.
- Сегельберг, Эрик (1990). «Мандейский – еврейский – христианский. Как мандейская традиция связана с еврейской и христианской традицией?» Литургический мадаический гностицизм . Труды Упсальского университета. История религии. Том. 11. Уппсала: Альмквист и Викселл.
- Струмса, Сара (2004). «Сабины Харрана и Сабины Маймонида». В Леви, Тони ; Рашед, Рошди (ред.). Маймонид: Философ и ученый (1138–1204) . Левен: Питерс. стр. 335–352. ISBN 9789042914582 .
- ван Блейдел, Кевин (2009). «Гермес и сабы Харрана» . Арабский Гермес: от языческого мудреца до пророка науки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 64–118. doi : 10.1093/acprof:oso/9780195376135.003.0003 . ISBN 978-0-19-537613-5 .
- ван Блейдел, Кевин (2017). От сасанидских мандеев до болотных сабийцев . Лейден: Брилл. дои : 10.1163/9789004339460 . ISBN 978-90-04-33943-9 .
- Обзор: МакГрат, Джеймс Ф. (2019). «Обзоры Джеймса Ф. МакГрата от сасанидских мандеев до сабианцев (ван Блейдель)» . Онлайн-семинар Еноха . Архивировано из оригинала 9 декабря 2023 года . Проверено 31 мая 2022 г.
- Ямаути, Эдвин М. (2005) [1967]. Мандейские тексты заклинаний . Пискатауэй: Gorgias Press.
- Ямаути, Эдвин М. (2004) [1970]. Гностическая этика и происхождение мандеев . Пискатауэй: Gorgias Press.
- Хеберль, Чарльз Г. (2009), Неомандайский диалект Хорремшахра , Издательство Отто Харрассовица, ISBN 978-3-447-05874-2
Третичные источники
[ редактировать ]- Бакли, Йорунн Дж. (2012). «Мандеи iv. Община в Иране» . Энциклопедия Ираника, интернет-издание .
- Де Блуа, ФК (1960–2007). «Саби». В Бирмане, П .; Бьянкис, Th . Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, WP (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0952 .
- Де Блуа, Франсуа (2004). «Сабии». В Маколиффе, Джейн Даммен (ред.). Энциклопедия Корана . дои : 10.1163/1875-3922_q3_EQSIM_00362 .
- Фахд, Туфик (1960–2007). "Сабиха" В Бирмане, П .; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, WP (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0953 .
- Магрис, Альдо (2005). «Гностицизм: Гностицизм от его истоков до средневековья (дальнейшие соображения)». В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии Макмиллана (2-е изд.). Нью-Йорк : Macmillan Inc., стр. 3515–3516. ISBN 978-0028657332 . OCLC 56057973 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]![]() | в этой статье Использование внешних ссылок может не соответствовать политике и рекомендациям Википедии . ( февраль 2024 г. ) |


- Союз мандейских ассоциаций . Союз мандейских ассоциаций — это международная федерация, которая стремится к объединению мандеев по всему миру. Информация на английском и арабском языках.
- BBC: Хаос в Ираке угрожает древней вере
- BBC: Мандеи – религия под угрозой
- Шахаб Мирзаи, Омовение мандеев ( Ghosl-e Sabe'in ), на персидском языке, Jadid Online , 18 декабря
- Аудио слайд-шоу (показ иранских мандеев, совершающих омовение на берегу реки Карун в Ахвазе ): (4 мин 25 сек)
- Миры мандейских жрецов , Эксетерский университет.
Мандейские писания
[ редактировать ]- Мандейские писания : тексты и фрагменты Коласты и Харан Гавайты (обратите внимание, что книга под названием Гинза Рабба - это не Гинза Рабба , а Коласта , «Канонический молитвенник мандеев» в переводе Э. С. Дроуэра).
- Гинза Рабба (немецкий перевод Марка Лидзбарского, 1925 г.) в Интернет-архиве
- Книга Иоанна ( Draša D-Iahia ) - полный текст на мандейском и немецком языках (1905 г.) Марка Лидзбарского в Интернет-архиве.
- Мандейские литургии - мандейский текст (в транслитерации на иврите) и немецкий перевод (1925 г.) Марка Лидзбарского в Интернет-архиве
- Мандейские писания на сайте Mandaean Network
Книги о мандеизме доступны в Интернете
[ редактировать ]- Выдержки из книги Э.С. Дроуэра, Мандеи Ирака и Ирана, Лейден, 1962 г.
- Леди Дроуэр, «Мандеи Ирака и Ирана» , 1937 г. - вся книга