Древняя египетская религия
Часть серии о |
Древняя египетская религия |
---|
Портал Древнего Египта |
Часть серии о |
Древняя ближневосточная мифология |
---|
Древнеегипетская религия представляла собой сложную систему политеистических верований и ритуалов, составлявшую неотъемлемую часть древнеегипетской культуры. Он был сосредоточен на взаимодействии египтян со многими божествами, которые , как считалось, присутствовали и контролировали мир. Известно около 1500 божеств. [ 1 ] Ритуалы, такие как молитвы и подношения, проводились богам, чтобы завоевать их благосклонность. Официальная религиозная практика была сосредоточена на фараонах , правителях Египта, которые, как считалось, обладали божественной силой в силу своего положения. Они выступали посредниками между своим народом и богами и были обязаны поддерживать богов посредством ритуалов и подношений, чтобы они могли поддерживать Маат , порядок космоса , и отражать Исфет , который был хаосом. Государство выделяло огромные ресурсы на религиозные ритуалы и строительство храмов .
Люди могли взаимодействовать с богами в своих целях, обращаясь за помощью через молитву или заставляя богов действовать с помощью магии . Эти практики отличались от формальных ритуалов и институтов, но были тесно связаны с ними. Популярная религиозная традиция становилась все более заметной на протяжении истории Египта по мере снижения статуса фараона. Вера египтян в загробную жизнь и важность погребальных практик очевидна в огромных усилиях, прилагаемых для обеспечения выживания их душ после смерти – посредством предоставления гробниц, погребального инвентаря и подношений для сохранения тел и духов умерших.
Религия уходит корнями в доисторическую эпоху Египта и просуществовала 3500 лет. Детали религиозных верований со временем менялись по мере того, как важность отдельных богов возрастала и уменьшалась, а их сложные взаимоотношения менялись. В разное время одни боги становились главенствующими над другими, в том числе бог Солнца Ра , бог-создатель Амон и богиня-мать Исида . На короткий период в богословии , пропагандируемом фараоном Эхнатоном , единый бог, Атон , заменил традиционный пантеон. Древняя египетская религия и мифология оставили после себя множество писаний и памятников, а также оказали значительное влияние на древнюю и современную культуру. Религия пришла в упадок после римского завоевания Египта в 30 г. до н.э., и египтяне начали обращаться в христианство . Кроме того, прекратились такие практики, как мумификация. Считалось, что древнеегипетская религия полностью умерла в 530-х годах. После арабского завоевания Египта под руководством Амра ибн аль-Аса жители были насильственно обращены в ислам - стратегия, использовавшаяся в те времена для захвата чужой земли.
Убеждения
[ редактировать ]Верования и ритуалы, которые сейчас называются «древнеегипетской религией», были неотъемлемой частью каждого аспекта египетской культуры; таким образом, в египетском языке не было ни одного термина, соответствующего понятию религии. Древнеегипетская религия состояла из обширного и разнообразного набора верований и практик, связанных общей направленностью на взаимодействие между миром людей и миром божественного. Характеристики богов, населявших божественное царство, были неразрывно связаны с пониманием египтянами свойств мира, в котором они жили. [ 2 ]
Божества
[ редактировать ]Египтяне верили, что явления природы сами по себе являются божественными силами. [ 3 ] Эти обожествленные силы включали в себя элементы, характеристики животных или абстрактные силы. Египтяне верили в пантеон богов, которые были вовлечены во все аспекты природы и человеческого общества. Их религиозные практики были попыткой поддержать и успокоить эти явления и обратить их на благо человечества. [ 4 ] Эта политеистическая система была очень сложной, поскольку считалось, что некоторые божества существуют во многих различных проявлениях, а некоторые выполняли несколько мифологических ролей. И наоборот, многие природные силы, такие как солнце, были связаны с несколькими божествами. Разнообразный пантеон варьировался от богов, игравших жизненно важную роль во вселенной, до второстепенных божеств или «демонов» с очень ограниченными или локализованными функциями. [ 5 ] Сюда могли входить боги, заимствованные из иностранных культур, а иногда и люди: умершие фараоны считались божественными, а иногда обожествлялись и выдающиеся простолюдины, такие как Имхотеп . [ 6 ]
Изображения богов в искусстве не были буквальным представлением того, как могли бы выглядеть боги, если бы они были видимы, поскольку истинная природа богов считалась загадочной. Вместо этого эти изображения придали узнаваемые формы абстрактным божествам, используя символические образы, чтобы указать роль каждого бога в природе. [ 7 ] Эта иконография не была фиксированной, и многие боги могли быть изображены более чем в одной форме. [ 8 ]
Многие боги были связаны с определенными регионами Египта, где их культы были наиболее важны. Однако эти ассоциации со временем менялись, и они не означали, что бог, связанный с каким-либо местом, зародился именно там. Например, бог Монту был первоначальным покровителем города Фив . Однако в течение Среднего царства его сменил в этой роли Амон , который, возможно, возник в другом месте. Национальная популярность и значение отдельных богов колебались аналогичным образом. [ 9 ]
У божеств были сложные взаимоотношения, которые частично отражали взаимодействие сил, которые они представляли. Египтяне часто группировали богов вместе, чтобы отразить эти отношения. Одной из наиболее распространенных комбинаций была семейная триада, состоящая из отца, матери и ребенка, которым поклонялись вместе. Некоторые группы имели широкое значение. Одна из таких групп, Эннеада , объединила девять божеств в теологическую систему, которая была вовлечена в мифологические области творения, царствования и загробной жизни. [ 10 ]
Отношения между божествами также могли быть выражены в процессе синкретизма , в котором два или более разных бога были связаны, чтобы сформировать составное божество. Этот процесс представлял собой признание присутствия одного бога «в» другом, когда второй бог принимал на себя роль, принадлежащую первому. Эти связи между божествами были подвижными и не представляли собой постоянное слияние двух богов в одного; следовательно, некоторые боги могли развивать множество синкретических связей. [ 11 ] Иногда синкретизм объединял божеств с очень похожими характеристиками. В других случаях оно объединяло богов с совершенно разной природой, например, когда Амон, бог скрытой силы, был связан с Ра , богом Солнца. Возникший в результате бог Амон-Ра объединил силу, лежащую в основе всего сущего, с величайшей и наиболее заметной силой в природе. [ 12 ]
Многим божествам могли быть присвоены эпитеты, которые, кажется, указывали на то, что они были более великими, чем любой другой бог, предполагая некое единство, выходящее за рамки множества природных сил. Это особенно верно в отношении нескольких богов, которые в разное время приобрели высшую важность в египетской религии. В их число входили царский покровитель Гор, бог солнца Ра и богиня-мать Исида. [ 13 ] Во времена Нового царства ( ок. 1550 – ок. 1070 до н. э. ) эту должность занимал Амон. Богословие того периода особенно подробно описывало присутствие Амона и его власть над всем сущим, так что он, больше, чем любое другое божество, олицетворял всеобъемлющую силу божественного. [ 14 ]
Космология
[ редактировать ]Египетская концепция Вселенной основывалась на Маат , слове, которое включает в себя несколько понятий на английском языке, включая «истину», «справедливость» и «порядок». Это был фиксированный, вечный порядок вселенной, как в космосе, так и в человеческом обществе, и его часто персонифицировали как богиню. Оно существовало со дня сотворения мира, и без него мир потерял бы свою целостность. По верованиям египтян, Маат постоянно находился под угрозой со стороны сил беспорядка, поэтому все общество должно было поддерживать его. На человеческом уровне это означало, что все члены общества должны сотрудничать и сосуществовать; на космическом уровне это означало, что все силы природы – боги – должны продолжать функционировать в равновесии. [ 15 ] Эта последняя цель была центральной в египетской религии. Египтяне стремились сохранить Маат в космосе, поддерживая богов посредством подношений и выполнения ритуалов, которые предотвращали беспорядок и увековечивали циклы природы. [ 16 ] [ 17 ]
Самой важной частью египетского взгляда на космос была концепция времени, которая в значительной степени была связана с поддержанием Маат . На протяжении линейного течения времени повторялась циклическая картина, в которой Маат обновлялась периодическими событиями, которые отражали первоначальное творение. Среди этих событий были ежегодный разлив Нила и переход от одного царя к другому, но самым важным было ежедневное путешествие бога Солнца Ра. [ 18 ] [ 19 ]
Размышляя о форме космоса, египтяне видели землю как плоское пространство, олицетворяемое богом Гебом , над которым возвышалась богиня неба Нут . Их разделил Шу , бог воздуха. Под Землей лежал параллельный подземный мир и поднебесье, а за небесами лежало бесконечное пространство Ну , хаос и первозданная водная бездна , существовавшая до сотворения мира. [ 20 ] [ 21 ] Египтяне также верили в место под названием Дуат , загадочную область, связанную со смертью и возрождением, которая могла находиться в подземном мире или на небе. Каждый день Ра путешествовал по земле по нижней части неба, а ночью проходил через Дуат, чтобы возродиться на рассвете. [ 22 ]
По египетским верованиям, этот космос был населен тремя типами разумных существ: одними были боги; другим были духи умерших людей, которые существовали в божественном царстве и обладали многими способностями богов; живые люди были третьей категорией, и самым важным среди них был фараон, который соединял человеческое и божественное царство. [ 23 ]
Царство
[ редактировать ]Египтологи уже давно спорят о том, в какой степени фараон считался богом. Наиболее вероятно, что египтяне рассматривали саму царскую власть как божественную силу. Поэтому, хотя египтяне признавали, что фараон был человеком и подвержен человеческим слабостям, они одновременно считали его богом, поскольку в нем была воплощена божественная сила царства. Поэтому он выступал посредником между народом Египта и богами. [ 24 ] Он сыграл ключевую роль в поддержании Маат , поддерживая справедливость и гармонию в человеческом обществе, а также поддерживая богов храмами и подношениями. По этим причинам он курировал всю государственную религиозную деятельность. [ 25 ] Однако реальное влияние и престиж фараона могли отличаться от его изображения в официальных писаниях и изображениях, и, начиная с позднего Нового царства, его религиозное значение резко снизилось. [ 26 ] [ 27 ]
Король также был связан со многими конкретными божествами. Его напрямую отождествляли с Гором , который олицетворял саму королевскую власть, и считали его сыном Ра, который правил и регулировал природу, как фараон правил и регулировал общество. В Новом Царстве он также был связан с Амоном, высшей силой в космосе. [ 28 ] После его смерти король стал полностью обожествленным. В этом состоянии он напрямую отождествлялся с Ра, а также был связан с Осирисом , богом смерти и возрождения и мифологическим отцом Гора. [ 29 ] Многие погребальные храмы были посвящены поклонению умершим фараонам как богам. [ 17 ]
Загробная жизнь
[ редактировать ]Сложные представления о смерти и загробной жизни усилили богословие египтян о том, что человек обладает ка , или жизненной силой, которая покидает тело в момент смерти. При жизни ка получало питание от еды и питья, поэтому считалось, что для того, чтобы выжить после смерти, ка должно продолжать получать подношения в виде еды, духовную сущность которой она все еще могла поглотить. У каждого человека также был ба — набор духовных характеристик, уникальных для каждого человека. [ 30 ] В отличие от ка , ба после смерти оставалось прикрепленным к телу. Целью египетских погребальных ритуалов было освобождение ба от тела, чтобы оно могло свободно двигаться, и воссоединение его с ка , чтобы оно могло жить дальше как ах . Однако было также важно, чтобы тело умершего было сохранено путем мумификации, поскольку египтяне верили, что ба каждую ночь возвращается в свое тело, чтобы получить новую жизнь, прежде чем появиться утром как ах . [ 31 ]
В древние времена считалось, что умерший фараон поднимается на небо и обитает среди звезд . [ 32 ] Однако в период Древнего царства ( ок. 2686–2181 до н. э.) он стал более тесно ассоциироваться с ежедневным возрождением бога солнца Ра и с правителем подземного мира Осирисом, поскольку эти божества становились все более важными. [ 33 ]
В полностью развитых верованиях Нового царства в загробную жизнь душа должна была избегать множества сверхъестественных опасностей в Дуате, прежде чем подвергнуться окончательному приговору, известному как «Взвешивание сердца», проводимому Осирисом и оценщиками мира. Маат . В этом приговоре боги сравнивали действия умершего при жизни (символизированные сердцем) с пером Маат, чтобы определить, вел ли он или она себя в соответствии с Маат. Если умершего считали достойным, его ка и ба объединялись в ах . [ 34 ] существовало несколько верований аха О месте назначения . Часто говорили, что мертвые обитают в царстве Осириса, пышной и приятной стране в подземном мире. [ 35 ] Солнечное видение загробной жизни, в котором умершая душа путешествовала вместе с Ра в его ежедневном путешествии, по-прежнему в первую очередь ассоциировалось с королевской властью, но могло распространяться и на других людей. На протяжении Среднего и Нового царств представление о том, что ах также могут путешествовать по миру живых и в некоторой степени магически влиять на происходящие там события, становилось все более распространенным. [ 36 ]
Атенизм
[ редактировать ]Во времена Нового царства фараон Эхнатон отменил официальное поклонение другим богам в пользу солнечного диска Атона . Это часто рассматривается как первый пример истинного монотеизма в истории, хотя детали атенистского богословия до сих пор неясны, а предположение о том, что оно было монотеистическим, оспаривается. Исключение из поклонения всем богам, кроме одного, было радикальным отходом от египетской традиции, и некоторые считают Эхнатона практиком монолатрии или генотеизма, а не монотеизма. [ 37 ] [ 38 ] поскольку он не отрицал активно существование других богов; он просто воздерживался от поклонения кому-либо, кроме Атона. При преемниках Эхнатона Египет вернулся к своей традиционной религии, а самого Эхнатона стали называть еретиком. [ 39 ] [ 40 ]
Сочинения
[ редактировать ]Хотя у египтян не было единого религиозного писания, они создали множество религиозных писаний различных типов. Вместе разрозненные тексты дают обширное, но все еще неполное понимание египетских религиозных практик и верований. [ 41 ]
Мифология
[ редактировать ]Египетские мифы представляли собой истории, призванные иллюстрировать и объяснять действия и роль богов в природе. Детали событий, которые они рассказывали, могли меняться, чтобы передать разные символические точки зрения на описанные ими таинственные божественные события, поэтому существует множество мифов в разных и противоречивых версиях. [ 43 ] Мифические повествования редко писались полностью, и чаще всего тексты содержат только эпизоды или намеки на более крупный миф. [ 44 ] Таким образом, знания о египетской мифологии черпаются главным образом из гимнов, подробно описывающих роли конкретных божеств, из ритуальных и магических текстов, описывающих действия, связанные с мифическими событиями, а также из погребальных текстов, в которых упоминаются роли многих божеств в загробной жизни. Некоторую информацию дают и аллюзии в светских текстах. [ 41 ] Наконец, греки и римляне, такие как Плутарх, записали некоторые из дошедших до нас мифов позднего периода египетской истории. [ 45 ]
Среди значительных египетских мифов были мифы о сотворении мира . Согласно этим историям, мир возник как сухое пространство в первозданном океане хаоса. Поскольку Солнце необходимо для жизни на Земле, моментом его появления стал первый восход Ра. Разные формы мифа по-разному описывают процесс творения: превращение первобытного бога Атума в элементы, образующие мир, как творческую речь интеллектуального бога Птаха и как действие скрытой силы Амона. [ 46 ] Независимо от этих вариаций, акт творения представлял собой первоначальное установление Маат и образец последующих циклов времени. [ 17 ]
Самым важным из всех египетских мифов был миф об Осирисе . [ 48 ] В нем рассказывается о божественном правителе Осирисе, который был убит своим ревнивым братом Сетом , богом, который часто ассоциируется с хаосом. [ 49 ] Сестра и жена Осириса Исида воскресила его, чтобы он мог зачать наследника Гора. Затем Осирис вошел в подземный мир и стал повелителем мертвых. Выросший, Гор сразился и победил Сета, чтобы самому стать королем. [ 50 ] Ассоциация Сета с хаосом и идентификация Осириса и Гора как законных правителей послужили обоснованием преемственности фараонов и изображали фараонов как хранителей порядка. В то же время смерть и возрождение Осириса были связаны с египетским сельскохозяйственным циклом, в котором урожай рос после разлива Нила, и послужили образцом для воскрешения человеческих душ после смерти. [ 51 ]
Другим важным мифическим мотивом было путешествие Ра через Дуат каждую ночь. В ходе этого путешествия Ра встретился с Осирисом, который снова выступил агентом регенерации, благодаря чему его жизнь обновилась. Он также каждую ночь сражался с Апепом , змеиным богом, олицетворяющим хаос. Поражение Апепа и встреча с Осирисом обеспечили восход солнца на следующее утро, событие, которое символизировало возрождение и победу порядка над хаосом. [ 52 ]
Ритуальные и магические тексты
[ редактировать ]Процедуры религиозных ритуалов часто записывались на папирусах , которые использовались в качестве инструкций для тех, кто проводил ритуал. Эти ритуальные тексты хранились преимущественно в храмовых библиотеках. Сами храмы также исписаны такими текстами, часто сопровождаемыми иллюстрациями. В отличие от ритуальных папирусов, эти надписи не были инструкциями, а должны были символически увековечить ритуалы, даже если в действительности люди перестали их выполнять. [ 53 ] Магические тексты также описывают ритуалы, хотя эти ритуалы были частью заклинаний, используемых для определенных целей в повседневной жизни. Несмотря на свое мирское назначение, многие из этих текстов также возникли в храмовых библиотеках, а затем стали распространяться среди населения в целом. [ 54 ]
Гимны и молитвы
[ редактировать ]Египтяне создали множество молитв и гимнов, написанных в форме стихов. Гимны и молитвы имеют схожую структуру и различаются главным образом целями, которым они служат. Гимны были написаны в честь определенных божеств. [ 55 ] Как и ритуальные тексты, они были написаны на папирусах и на стенах храмов и, вероятно, декламировались как часть ритуалов, сопровождаемых храмовыми надписями. [ 56 ] Большинство из них структурированы в соответствии с установленной литературной формулой, предназначенной для разъяснения природы, аспектов и мифологических функций данного божества. [ 55 ] В них, как правило, более подробно говорится о фундаментальном богословии, чем в других египетских религиозных писаниях, и они стали особенно важны в Новом царстве, в период особенно активного богословского дискурса. [ 57 ] Молитвы следуют тому же общему образцу, что и гимны, но обращаются к соответствующему богу более личным образом, прося благословения, помощи или прощения за проступки. Такие молитвы редки до Нового царства, что указывает на то, что в более ранние периоды такое прямое личное взаимодействие с божеством не считалось возможным или, по крайней мере, с меньшей вероятностью могло быть выражено в письменной форме. Они известны главным образом по надписям на статуях и стелах, оставленных в священных местах в качестве вотивных приношений . [ 58 ]
Погребальные тексты
[ редактировать ]Среди наиболее значимых и широко сохранившихся египетских писаний — погребальные тексты, призванные обеспечить душам умерших приятную загробную жизнь. [ 59 ] Самыми ранними из них являются « Тексты пирамид» . Они представляют собой обширную коллекцию сотен заклинаний, начертанных на стенах королевских пирамид времен Древнего царства и призванных магическим образом предоставить фараонам возможность присоединиться к компании богов в загробной жизни. [ 60 ] Заклинания появляются в разных расположениях и комбинациях, и лишь немногие из них встречаются во всех пирамидах. [ 61 ]
В конце Древнего царства в гробницах начали появляться новые погребальные заклинания, включавшие материалы из «Текстов пирамид», написанные преимущественно на гробах. Это собрание сочинений известно как « Тексты для гробов» и не предназначалось для членов королевской семьи, а появлялось в гробницах некоролевских чиновников. [ 62 ] В Новом царстве появилось несколько новых погребальных текстов, наиболее известным из которых является Книга Мертвых . В отличие от более ранних книг, она часто содержит обширные иллюстрации или виньетки. [ 63 ] Книгу переписали на папирус и продали простолюдинам для захоронения в их гробницах. [ 64 ]
Тексты гробов включали разделы с подробным описанием подземного мира и инструкциями по преодолению его опасностей. В Новом царстве этот материал дал начало нескольким «книгам преисподней», включая « Книгу Врат» , « Книгу Пещер » и « Амдуат» . [ 65 ] В отличие от разрозненных сборников заклинаний, эти книги потустороннего мира представляют собой структурированные изображения прохождения Ра через Дуат и, по аналогии, путешествия души умершего человека через царство мертвых. Первоначально они использовались только в гробницах фараонов, но в Третий переходный период стали использоваться более широко. [ 66 ]
Практики
[ редактировать ]Храмы
[ редактировать ]Храмы существовали с самого начала истории Египта, а на пике развития цивилизации они присутствовали в большинстве его городов. Они включали как погребальные храмы, предназначенные для служения духам умерших фараонов, так и храмы, посвященные богам-покровителям, хотя различие было размытым, поскольку божественность и королевская власть были очень тесно переплетены. [ 17 ] Храмы не предназначались в первую очередь как места для поклонения широких слоев населения, и у простых людей был сложный набор собственных религиозных практик. Вместо этого государственные храмы служили домами богов, в которых о физических изображениях, служивших их посредниками, заботились и приносили подношения. Считалось, что эта служба необходима для поддержания богов, чтобы они, в свою очередь, могли поддерживать саму вселенную. [ 67 ] Таким образом, храмы играли центральную роль в египетском обществе, и на их содержание выделялись огромные ресурсы, включая как пожертвования монархии, так и собственные крупные поместья. Фараоны часто расширяли их в рамках своей обязанности почитать богов, поэтому многие храмы вырастали до огромных размеров. [ 68 ] Однако не всем богам были посвящены храмы, поскольку многим богам, игравшим важную роль в официальном богословии, поклонялись лишь минимально, а многие домашние боги были объектом народного почитания, а не храмовых ритуалов. [ 69 ]
Самые ранние египетские храмы представляли собой небольшие непостоянные сооружения, но в эпоху Старого и Среднего царств их конструкции стали более сложными, и их все чаще строили из камня. В Новом царстве возникла базовая планировка храма, которая развилась из общих элементов храмов Старого и Среднего Царства. С вариациями этот план использовался для большинства храмов, построенных с тех пор, и большинство из тех, которые сохранились до наших дней, придерживаются его. В этом стандартном плане храм был построен вдоль центральной процессионной дороги, которая вела через ряд дворов и залов к святилищу, в котором находилась статуя храмового бога. Доступ в эту самую священную часть храма был ограничен фараоном и жрецами высшего ранга. Путешествие от входа в храм до святилища рассматривалось как путешествие из человеческого мира в божественное царство, и этот момент подчеркивался сложной мифологической символикой, присутствующей в храмовой архитектуре. [ 70 ] Далеко за самим зданием храма находилась внешняя стена. Между ними располагалось множество вспомогательных построек, в том числе мастерских и складских помещений для нужд храма, а также библиотека, где хранились священные писания храма и мирские записи и которая также служила центром обучения по множеству предметов. [ 71 ]
Теоретически обязанностью фараона было проведение храмовых ритуалов, поскольку он был официальным представителем Египта перед богами. В действительности ритуальные обязанности почти всегда выполняли жрецы. Во времена Старого и Среднего царств не было отдельного класса священников; вместо этого многие правительственные чиновники служили в этом качестве несколько месяцев в году, прежде чем вернуться к своим светским обязанностям. Лишь в Новом царстве профессиональное священство получило широкое распространение, хотя большинство священников более низкого ранга по-прежнему работали неполный рабочий день. Все они по-прежнему работали на государство, и последнее слово при их назначениях оставалось за фараоном. [ 72 ] Однако по мере роста богатства храмов влияние их жрецов возрастало, пока не стало соперничать с влиянием фараона. В период политической раздробленности Третьего промежуточного периода ( ок. 1070–664 гг. до н.э.) первосвященники Амона в Карнаке даже стали эффективными правителями Верхнего Египта . [ 73 ] В штат храма также входили многие люди, помимо священников, например, музыканты и певцы, участвовавшие в храмовых церемониях. За пределами храма находились ремесленники и другие рабочие, которые помогали обеспечивать нужды храма, а также фермеры, работавшие на храмовых поместьях. Всем заплатили часть дохода храма. Поэтому большие храмы были очень важными центрами экономической деятельности, в которых иногда работали тысячи людей. [ 74 ]
Официальные ритуалы и фестивали
[ редактировать ]Государственная религиозная практика включала как храмовые ритуалы, связанные с культом божества, так и церемонии, связанные с божественным царствованием. Среди последних были церемонии коронации и фестиваль Сед — ритуальное возобновление силы фараона, периодически проходившее во время его правления. [ 75 ] Существовали многочисленные храмовые ритуалы, в том числе обряды, проходившие по всей стране, и обряды, ограничивавшиеся отдельными храмами или храмами одного бога. Некоторые проводились ежедневно, другие - ежегодно или в редких случаях. [ 76 ] Самым распространенным храмовым ритуалом была церемония утреннего подношения, ежедневно совершавшаяся в храмах по всему Египту. В нем высокопоставленный жрец, а иногда и фараон, мыл, умащал и тщательно одевал статую бога, прежде чем преподнести ей подношения. После этого, когда бог поглотил духовную сущность подношений, сами предметы раздали жрецам. [ 75 ]
Менее частые храмовые ритуалы или фестивали по-прежнему были многочисленными, и каждый год проводились десятки. Эти фестивали часто включали в себя действия, выходящие за рамки простых подношений богам, например, реконструкцию определенных мифов или символическое уничтожение сил беспорядка. [ 77 ] Большинство этих событий, вероятно, отмечалось только священниками и происходило только внутри храма. [ 76 ] Однако самые важные храмовые фестивали, такие как фестиваль Опет , отмечаемый в Карнаке, обычно включали в себя процессию, выносящую изображение бога из святилища на модельной барке, чтобы посетить другие важные места, такие как храм родственного божества. Простолюдины собирались, чтобы посмотреть на процессию, и иногда получали части необычайно больших подношений, приносимых богам в таких случаях. [ 78 ]
Культы животных
[ редактировать ]Во многих священных местах египтяне поклонялись отдельным животным, которых они считали проявлениями определенных божеств. Эти животные были выбраны на основе особых священных знаков, которые, как считалось, указывали на их пригодность для этой роли. Некоторые из этих культовых животных сохраняли свои позиции на всю оставшуюся жизнь, как, например, бык Апис, которому в Мемфисе поклонялись как проявление Птаха. Остальные животные отбирались на гораздо более короткие сроки. В последующие времена эти культы стали более популярными, и многие храмы начали выращивать поголовье таких животных, из которых можно было выбрать новое божественное проявление. [ 79 ] Отдельная практика возникла во времена Двадцать шестой династии , когда люди начали мумифицировать любого представителя определенного вида животных в качестве подношения богу, которого представлял этот вид. Миллионы мумифицированных кошек , птиц и других существ хоронили в храмах в честь египетских божеств. [ 80 ] [ 81 ] Прихожане платили жрецам определенного божества за получение и мумификацию животного, связанного с этим божеством, а мумию помещали на кладбище недалеко от культового центра бога.
Оракулы
[ редактировать ]Египтяне использовали оракулов , чтобы попросить богов о знаниях или руководстве. Египетские оракулы известны в основном из Нового царства и позже, хотя, вероятно, они появились гораздо раньше. Люди всех сословий, включая короля, задавали вопросы оракулам. [ 82 ] Самым распространенным способом консультации с оракулом было задать вопрос божественному образу, когда его несли в праздничной процессии, и интерпретировать ответ по движениям барки. Другие методы включали интерпретацию поведения культовых животных, жеребьевку или обращение к статуям, через которые, по-видимому, говорил священник. Средства распознавания воли бога оказали большое влияние на жрецов, которые говорили и интерпретировали послание бога. [ 83 ]
Популярная религия
[ редактировать ]В то время как государственные культы были призваны сохранять стабильность египетского мира, у мирян были свои собственные религиозные практики, более непосредственно связанные с повседневной жизнью. [ 84 ] Эта популярная религия оставила меньше свидетельств, чем официальные культы, и поскольку эти свидетельства были в основном созданы самой богатой частью египетского населения, неизвестно, в какой степени они отражают обычаи населения в целом. [ 85 ]
Популярная религиозная практика включала церемонии, отмечающие важные перемены в жизни. К ним относились рождение из-за опасности, связанной с этим процессом, и присвоение имени , поскольку имя считалось важной частью личности человека. Самыми важными из этих церемоний были церемонии, связанные со смертью, поскольку они обеспечивали выживание души после нее. [ 86 ] Другие религиозные практики стремились узнать волю богов или получить их знания. Они включали толкование снов, которые можно было рассматривать как послания из божественного царства, и консультации с оракулами. Люди также стремились повлиять на поведение богов в свою пользу с помощью магических ритуалов. [ 87 ]
Отдельные египтяне также молились богам и делали им частные подношения. До Нового царства свидетельств такого типа личного благочестия мало. Вероятно, это связано с культурными ограничениями на изображение некоролевской религиозной деятельности, которые ослабли во времена Среднего и Нового царств. Личное благочестие стало еще более заметным в позднем Новом царстве, когда считалось, что боги напрямую вмешиваются в жизнь отдельных людей, наказывая преступников и спасая благочестивых от катастрофы. [ 58 ] Официальные храмы были важными местами для частных молитв и жертвоприношений, хотя их основная деятельность была закрыта для мирян. Египтяне часто жертвовали товары для предложения храмовому божеству, а также предметы с написанными молитвами для размещения во дворах храма. Часто они молились лично перед храмовыми статуями или в святилищах, отведенных для их использования. [ 85 ] Однако помимо храмов население также использовало отдельные местные часовни, меньшие по размеру, но более доступные, чем формальные храмы. Эти часовни были очень многочисленными и, вероятно, укомплектованы членами общины. [ 88 ] Домашние хозяйства также часто имели свои небольшие святыни для подношений богам или умершим родственникам. [ 89 ]
Божества, к которым призывали в этих ситуациях, несколько отличались от тех, которые находились в центре государственных культов. Многие важные народные божества, такие как богиня плодородия Таверет и домашний защитник Бес , не имели собственных храмов. Однако многие другие боги, в том числе Амон и Осирис, имели большое значение как в народной, так и в официальной религии. [ 90 ] Некоторые люди могут быть особенно преданы одному богу. Часто они отдавали предпочтение божествам, связанным с их регионом или с их ролью в жизни. Бог Птах , например, играл особенно важную роль в своем культовом центре в Мемфисе , но как покровитель ремесленников он получил общенациональное почитание среди многих представителей этой профессии. [ 91 ]
Магия
[ редактировать ]Слово « магия » обычно используется для перевода египетского термина «хека» , который означает, как выразился Джеймс П. Аллен , «способность совершать события косвенными средствами». [ 92 ]
Считалось, что Гека — это природное явление, сила, которая использовалась для создания вселенной и которую боги использовали для исполнения своей воли. Люди также могли использовать его, а магические практики были тесно переплетены с религией. Фактически даже обычные ритуалы, совершаемые в храмах, считались магическими. [ 93 ] Люди также часто использовали магические техники в личных целях. Хотя эти цели могли нанести вред другим людям, ни одна форма магии сама по себе не считалась враждебной. Вместо этого магия рассматривалась в первую очередь как способ предотвращения или преодоления негативных событий. [ 94 ]
Магия была тесно связана со жречеством. приписывались большие магические знания Поскольку в храмовых библиотеках содержалось множество магических текстов, жрецам-чтецам , изучавшим эти тексты, . Эти жрецы часто работали за пределами своих храмов, сдавая в аренду свои магические услуги мирянам. Другие профессии также обычно использовали магию как часть своей работы, в том числе врачи, заклинатели скорпионов и производители магических амулетов. Также возможно, что крестьянство использовало простую магию в своих целях, но поскольку эти магические знания передавались устно, свидетельств об этом мало. [ 95 ]
Язык был тесно связан с хекой до такой степени, что Тота иногда называли изобретателем хеки , бога письма . [ 96 ] Поэтому магия часто включала письменные или устные заклинания, хотя они обычно сопровождались ритуальными действиями. Часто в этих ритуалах вызывалось подходящее божество для выполнения желаемого действия, используя силу хека, чтобы заставить божество действовать. Иногда это влекло за собой назначение практикующего или субъекта ритуала на роль персонажа мифологии, тем самым побуждая бога действовать по отношению к этому человеку, как это было в мифе.
В ритуалах также использовалась симпатическая магия с использованием предметов, которые, как считалось, имели магически значимое сходство с предметом обряда. Египтяне также широко использовали предметы, которые, как считалось, были пропитаны гекой собственной , например магические защитные амулеты, которые в большом количестве носили обычные египтяне. [ 97 ]
Погребальные практики
[ редактировать ]Поскольку сохранение тела считалось необходимым для выживания души, оно было центральной частью египетской погребальной практики. Первоначально египтяне хоронили своих умерших в пустыне, где в засушливых условиях мумифицировались тела естественным образом . Однако в раннединастический период они начали использовать гробницы для большей защиты, а тело было изолировано от высушивающего воздействия песка и подвергалось естественному разложению. Таким образом, египтяне разработали свою сложную практику бальзамирования , при которой труп искусственно высушивался и заворачивался для помещения в гроб. [ 98 ] Однако качество процесса варьировалось в зависимости от стоимости, а тех, кто не мог себе этого позволить, по-прежнему хоронили в могилах в пустыне. [ 99 ]
После завершения процесса мумификации мумию несли из дома умершего к могиле в составе похоронной процессии, в которую входили его или ее родственники и друзья, а также различные священники. Перед погребением эти жрецы совершали несколько ритуалов, в том числе церемонию открытия уст, призванную вернуть умершему чувства и дать ему или ей возможность принимать подношения. Затем мумию похоронили и гробницу запечатали. [ 100 ] После этого родственники или наемные священники через определенные промежутки времени приносили покойному пищу в ближайшей погребальной часовне. Со временем семьи неизбежно пренебрегали подношениями давно умершим родственникам, поэтому большинство погребальных культов просуществовали всего одно или два поколения. [ 101 ] Однако, пока существовал культ, живые иногда писали письма с просьбой о помощи умершим родственникам, полагая, что мертвые могут влиять на мир живых, как это делали боги. [ 102 ]
Первыми египетскими гробницами были мастабы , прямоугольные кирпичные сооружения, в которых хоронили царей и знать. В каждом из них была подземная погребальная камера и отдельная надземная часовня для погребальных ритуалов. В Древнем царстве мастаба превратилась в пирамиду , которая символизировала первобытный курган египетского мифа. Пирамиды предназначались для королевской семьи и сопровождались большими погребальными храмами, расположенными у их основания. Фараоны Среднего царства продолжали строить пирамиды, но популярность мастаб пошла на убыль. Все чаще простолюдинов с достаточными средствами хоронили в высеченных в скалах гробницах с отдельными погребальными часовнями поблизости, что было менее уязвимо для ограбления гробниц. К началу Нового царства в таких гробницах хоронили даже фараонов, и их продолжали использовать до упадка самой религии. [ 103 ]
Гробницы могли содержать множество других предметов, в том числе статуи умерших, которые служили заменой тела в случае его повреждения. [ 104 ] Поскольку считалось, что умершему придется работать в загробной жизни, как и при жизни, в захоронениях часто включали небольшие модели людей , которые выполняли работу вместо умершего. [ 105 ] Человеческие жертвоприношения , найденные в ранних царских гробницах, вероятно, предназначались для служения фараону в его загробной жизни. [ 106 ]
Гробницы более богатых людей могли также содержать мебель, одежду и другие предметы повседневного обихода, предназначенные для использования в загробной жизни, а также амулеты и другие предметы, предназначенные для обеспечения магической защиты от опасностей духовного мира. [ 107 ] Дополнительную защиту обеспечивали погребальные тексты, включенные в захоронение. На стенах гробницы также были изображены произведения искусства, например, изображения умершего, поедающего пищу, которая, как считалось, позволяла ему или ей волшебным образом получать пищу даже после того, как погребальные подношения прекратились. [ 108 ]
История
[ редактировать ]Додинастический и раннединастический периоды
[ редактировать ]Зарождение египетской религии уходит корнями в доисторическую эпоху, хотя свидетельства о нем можно получить только из скудных и неоднозначных археологических данных. Тщательные захоронения в додинастический период предполагают, что люди того времени верили в ту или иную форму загробной жизни. [ 109 ] В то же время животных ритуально хоронили, и эта практика может отражать развитие зооморфных божеств, подобных тем, которые встречаются в более поздней религии. [ 110 ] Доказательства менее ясны в отношении богов в человеческом облике, и этот тип божеств, возможно, возникал медленнее, чем те, что были в облике животных. В каждом регионе Египта изначально было свое божество-покровитель, но вполне вероятно, что по мере того, как эти небольшие общины завоевали или поглотили друг друга, бог побежденной области либо был включен в мифологию другого бога, либо полностью подчинился ей. Это привело к созданию сложного пантеона, в котором некоторые божества оставались лишь локально важными, в то время как другие приобрели более универсальное значение. [ 111 ] [ 112 ]
Археологические данные позволяют предположить, что египетская религиозная система имела тесную культурную связь с населением Восточной Африки и возникла на африканском субстрате, а не произошла из регионов Месопотамии или Средиземноморья. [ 113 ] [ 114 ] [ 115 ] [ 116 ]
Раннединастический период начался с объединения Египта около 3000 г. до н.э. Это событие изменило египетскую религию, поскольку некоторые божества приобрели национальное значение, а культ божественного фараона стал центральным направлением религиозной деятельности. [ 117 ] Гора отождествляли с царем, а его культовый центр в верхнегипетском городе Нехен был одним из важнейших религиозных объектов того периода. Другим важным центром был Абидос , где ранние правители построили большие погребальные комплексы. [ 118 ]
Старое и Среднее царства
[ редактировать ]Во времена Древнего царства жрецы главных божеств пытались организовать сложный национальный пантеон в группы, связанные их мифологией и поклонявшиеся в едином культовом центре, таком как Эннеада Гелиополя , который связывал таких важных божеств, как Атум , Ра, Осирис. и Установлены в едином мифе о творении. [ 119 ] пирамиды в сопровождении крупных погребальных храмовых комплексов Между тем, на смену мастабам в качестве гробниц фараонов пришли . В отличие от огромных комплексов пирамид, храмы богов оставались сравнительно небольшими, что позволяет предположить, что официальная религия в этот период делала упор на культ божественного царя, а не на прямое поклонение божествам. Погребальные ритуалы и архитектура этого времени сильно повлияли на более сложные храмы и ритуалы, используемые при поклонении богам в более поздние периоды. [ 120 ]
Древние египтяне считали солнце мощной жизненной силой. Богу Солнца Ра поклонялись с раннединастического периода (3100–2686 гг. до н. э.), но только в Древнем царстве (2686–2181 гг. до н. э.), когда Ра стал доминирующей фигурой в египетском пантеоне, Культ Солнца взял верх. власть. [ 121 ] В начале Древнего царства влияние Ра росло, и его культовый центр в Гелиополе стал самым важным религиозным объектом страны. [ 122 ] Ко времени Пятой династии Ра был самым выдающимся богом Египта и установил тесные связи с царской властью и загробной жизнью, которые он сохранял до конца египетской истории. [ 123 ] Примерно в то же время Осирис стал важным божеством загробной жизни. Тексты пирамид , впервые написанные в это время, отражают выдающееся положение солнечных и осирийских концепций загробной жизни, хотя они также содержат остатки гораздо более древних традиций. [ 124 ] Эти тексты являются чрезвычайно важным источником для понимания раннего египетского богословия. [ 125 ]
Такие символы, как «крылатый диск», приобрели новые черты. Первоначально солнечный диск с крыльями ястреба был символом Гора и был связан с его культом в городе Бехдет в Дельте. Священные кобры были добавлены по обе стороны диска во времена Старого Королевства. Крылатый диск имел защитное значение и был найден на потолках храмов и церемониальных входах.
В 22 веке до нашей эры Старое царство рухнуло в беспорядки Первого промежуточного периода . В конце концов, правители Фив воссоединили египетскую нацию в Поднебесной ( ок. 2055–1650 до н. э.). Эти фиванские фараоны первоначально продвинули своего бога-покровителя Монту до национального значения, но во времена Среднего царства его затмила растущая популярность Амона . [ 126 ] В этом новом египетском государстве личное благочестие стало более важным и более свободно выражалось в письменной форме, и эта тенденция продолжилась и в Новом царстве. [ 127 ]
Новое Королевство
[ редактировать ]Среднее царство распалось во Втором промежуточном периоде ( ок. 1650–1550 до н. э.), но страна вновь была воссоединена фиванскими правителями, ставшими первыми фараонами Нового царства . При новом режиме Амон стал верховным государственным богом. Он был синкретизирован с Ра, давним покровителем царской власти, и его храм в Карнаке в Фивах стал самым важным религиозным центром Египта. Возвышение Амона было частично связано с огромным значением Фив, но также и с ростом профессионального жречества. Их сложная теологическая дискуссия привела к подробным описаниям универсальной силы Амона. [ 128 ] [ 129 ]
Увеличение контактов с внешними народами в этот период привело к принятию в пантеон многих ближневосточных божеств. В то же время покоренные нубийцы впитали в себя египетские религиозные верования, в частности, приняли Амона как свои. [ 130 ]
Религиозный порядок Нового царства был нарушен, когда Эхнатон присоединился и заменил Амона Атоном в качестве государственного бога. В конце концов, он отменил официальное поклонение большинству других богов и перенес столицу Египта в новый город Амарну . В честь этого названа эта часть египетской истории, период Амарны . При этом Эхнатон претендовал на беспрецедентный статус: только он мог поклоняться Атону, и население направляло свое поклонение ему. Атенистской системе не хватало хорошо развитой мифологии и верований в загробную жизнь, а Атон казался далеким и безличным, поэтому новый порядок не привлекал простых египтян. [ 131 ] Таким образом, многие, вероятно, продолжали поклоняться традиционным богам в частном порядке. Тем не менее, прекращение государственной поддержки других божеств серьезно разрушило египетское общество. [ 132 ] Преемники Эхнатона восстановили традиционную религиозную систему и, в конечном итоге, демонтировали все атенистские памятники. [ 133 ]
До периода Амарны популярная религия имела тенденцию к более личным отношениям между верующими и их богами. Изменения Эхнатона обратили эту тенденцию вспять, но как только традиционная религия была восстановлена, последовала обратная реакция. Население начало верить, что боги гораздо более непосредственно участвуют в повседневной жизни. Амона, верховного бога, все чаще считали окончательным вершителем человеческой судьбы, истинным правителем Египта. Соответственно, фараон был более человечным и менее божественным. Значение оракулов как средства принятия решений росло, равно как и богатство и влияние толкователей оракулов — жречества. Эти тенденции подорвали традиционную структуру общества и способствовали распаду Нового царства. [ 134 ] [ 135 ]
Более поздние периоды
[ редактировать ]В I тысячелетии до нашей эры Египет был значительно слабее, чем в прежние времена, и в несколько периодов страну захватили иноземцы и заняли положение фараона. Значение фараона продолжало снижаться, а упор на народное благочестие продолжал возрастать. Культы животных, типично египетская форма поклонения, становились все более популярными в этот период, возможно, как ответ на неопределенность и иностранное влияние того времени. [ 136 ] Исида стала более популярной как богиня защиты, магии и личного спасения и стала самой важной богиней в Египте. [ 137 ]
В IV веке до нашей эры Египет стал эллинистическим царством под властью династии Птолемеев (305–30 до н.э.), которая взяла на себя роль фараонов, сохраняя традиционную религию и строя или перестраивая множество храмов. Греческий правящий класс королевства отождествлял египетских божеств со своими собственными. [ 138 ] В результате этого межкультурного синкретизма возник Серапис , бог, который объединил Осириса и Аписа с характеристиками греческих божеств и который стал очень популярным среди греческого населения. Тем не менее, по большей части две системы верований оставались отдельными, а египетские божества оставались египетскими. [ 139 ]
Верования эпохи Птолемеев мало изменились после того, как Египет стал провинцией Римской империи в 30 г. до н. э., когда царей Птолемеев заменили далекие императоры. [ 138 ] Культ Исиды нравился даже грекам и римлянам за пределами Египта и в эллинизированной форме распространился по всей империи. [ 140 ] В самом Египте по мере ослабления империи официальные храмы пришли в упадок, и без их централизующего влияния религиозная практика стала фрагментированной и локализованной. Тем временем христианство распространилось по Египту, и в третьем и четвертом веках нашей эры указы христианских императоров и миссионерская деятельность христиан подорвали традиционные верования.
Тем не менее, традиционная египетская религия сохранялась долгое время. Традиционное богослужение в храмах города Филе , по-видимому, сохранилось как минимум до V века, несмотря на активную христианизацию Египта. Фактически, историк пятого века Приск упоминает договор между римским полководцем Максимином и Блемми и Нобадами в 452 году, который, среди прочего, обеспечивал доступ к культовому изображению Исиды. [ 141 ] [ 142 ] [ 143 ]
По словам историка VI века Прокопия , храмы в Филах были официально закрыты в 537 году нашей эры местным полководцем Нарсесом Персармянином в соответствии с приказом византийского императора Юстиниана I. [ 144 ] Это событие традиционно считается концом древнеегипетской религии. [ 145 ] Однако его важность недавно оказалась под вопросом после крупного исследования Джитсе Дейкстры, который утверждает, что организованное язычество в Филах закончилось в пятом веке, основываясь на том факте, что последние письменные свидетельства активного языческого жречества там датируются 450-ми годами. [ 141 ] [ 143 ] Тем не менее, некоторая приверженность традиционной религии, похоже, сохранилась и в шестом веке, о чем свидетельствует прошение Диоскора Афродиты правителю Фиваиды, датированное 567 годом. [ 146 ] [ 143 ] В письме предупреждается о неназванном человеке (в тексте он назван «едоком сырого мяса»), который, помимо грабежа домов и кражи налоговых поступлений, якобы восстановил язычество в «святилищах», возможно, имея в виду храмы в Филах. . [ 146 ] [ 143 ]
Хотя египетская религия какое-то время сохранялась среди населения, она постепенно угасла. [ 147 ]
-
Германубис на ноябрьской панели римского мозаичного календаря из Суса, Тунис.
-
Исида (сидит справа) приветствует грека Ио в Египте, изображена на южной стене Экклесиастериона.
-
Статуя Германубиса из Рима
-
Римская черно-белая мраморная статуя Исиды
Наследие
[ редактировать ]Египетская религия создала храмы и гробницы, которые являются наиболее долговечными памятниками Древнего Египта, но она также оказала влияние на другие культуры. Во времена фараонов многие из его символов, такие как сфинкс и крылатый солнечный диск , были переняты другими культурами Средиземноморья и Ближнего Востока, как и некоторые из его божеств, таких как Бес . Некоторые из этих связей трудно проследить. Греческая концепция Элизиума , возможно, произошла от египетского видения загробной жизни. [ 148 ] В поздней античности на христианскую концепцию ада , скорее всего, повлияли некоторые образы Дуата. Египетские верования также повлияли или породили несколько эзотерических систем верований, разработанных греками и римлянами, которые считали Египет источником мистической мудрости. Герметизм , например, произошел от традиции тайных магических знаний, связанных с Тотом . [ 149 ]
Новое время
[ редактировать ]Следы древних верований сохранились в египетских народных традициях и в наше время, но их влияние на современное общество значительно возросло после Французской кампании в Египте и Сирии в 1798 году, когда они увидели памятники и изображения. В результате жители Запада начали непосредственно изучать египетские верования, а египетские религиозные мотивы были переняты в западное искусство. [ 150 ] [ 151 ] С тех пор египетская религия оказала значительное влияние на массовую культуру. несколько новых религиозных групп, подпадающих под общий термин кеметизм . Из-за продолжающегося интереса к египетским верованиям в конце 20 века на основе различных реконструкций древнеегипетской религии сформировалось [ 152 ] Кеметизм — неоязыческая религия , возрождение древнеегипетской религии и связанных с ней выражений религии в классической и поздней античности , возникшая в 1970-х годах. Кеметики не считают себя прямыми потомками древнеегипетской религии, но постоянно говорят о ее воссоздании или восстановлении. [ 153 ] [ 154 ]
См. также
[ редактировать ]- Доисторическая религия
- Религии древнего Ближнего Востока
- Очертание Древнего Египта
- Указатель статей по египетской мифологии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кэлин, Оскар (22 ноября 2016 г.). «Боги Древнего Египта» . Оксфордская исследовательская энциклопедия религии . дои : 10.1093/акр/9780199340378.013.244 . ISBN 978-0-19-934037-8 . Проверено 10 апреля 2023 г.
- ^ Ассманн 2001 , стр. 1–5, 80.
- ^ Ассманн 2001 , стр. 63–64, 82.
- ^ Аллен 2000 , стр. 43–44.
- ^ Уилкинсон 2003 , стр. 30, 32, 89.
- ^ Сильверман 1991 , стр. 55–58.
- ^ Дэвид 2002 , с. 53.
- ^ Уилкинсон 2003 , стр. 28.
- ^ Титер 2001 , стр. 340–44.
- ^ Уилкинсон 2003 , стр. 74–79.
- ^ Дюнанд и Зиви-Кош 2005 , стр. 27–28.
- ^ Уилкинсон 2003 , стр. 33–35.
- ^ Уилкинсон 2003 , стр. 36, 67.
- ^ Ассманн 2001 , стр. 189–92, 241–42.
- ^ Аллен 2000 , стр. 115–17.
- ^ Ассманн 2001 , стр. 4–5.
- ^ Jump up to: а б с д Шафер 1997 , стр. 2–4.
- ^ Ассманн 2001 , стр. 68–79.
- ^ Аллен 2000 , стр. 104, 127.
- ^ Леско 1991 , стр. 117–21.
- ^ Дюнанд и Зиви-Кош 2005 , стр. 45–46.
- ^ Аллен, Джеймс П., «Космология текстов пирамид», в Simpson 1989 , стр. 20–26.
- ^ Аллен 2000 , с. 31.
- ^ Уилкинсон 2003 , стр. 54–56.
- ^ Ассманн 2001 , стр. 5–6.
- ^ Уилкинсон 2003 , с. 55.
- ^ Ван Дейк, Якобус, «Период Амарны и позднее Новое царство», в Shaw 2000 , стр. 311–12.
- ^ Дэвид 2002 , стр. 69, 95, 184.
- ^ Уилкинсон 2003 , стр. 60–63.
- ^ Аллен 2000 , стр. 79–80.
- ^ Аллен 2000 , стр. 94–95.
- ^ Тейлор 2001 , с. 25.
- ^ Дэвид 2002 , стр. 90, 94–95.
- ^ Флеминг и Лотиан 1997 , с. 104.
- ^ Дэвид 2002 , стр. 160–61.
- ^ Ассманн 2005 , стр. 209–10, 398–402.
- ^ Монтсеррат, Доминик (2000), Эхнатон: история, фэнтези и Древний Египет , Routledge, стр. 36 и далее, ISBN 0-415-18549-1 .
- ^ Найовиц, Симсон (2003). Египет, ствол дерева . Том. 2. Алгора. стр. 131–44. ISBN 978-0-87586-256-9 .
- ^ Дюнанд и Зиви-Кош 2005 , стр. 35.
- ^ Аллен 2000 , с. 198.
- ^ Jump up to: а б Траунекер 2001 , стр. 1–5.
- ^ Уилкинсон 2003 , стр. 222–223.
- ^ Тобин 2001 , стр. 464–68.
- ^ Пинч 1995 , с. 18.
- ^ Флеминг и Лотиан 1997 , с. 26.
- ^ Аллен 2000 , стр. 143–45, 171–73, 182.
- ^ Микс и Фавард-Микс 1996 , с. 37.
- ^ Ассманн 2001 , с. 124.
- ^ Флеминг и Лотиан 1997 , стр. 76, 78.
- ^ Квирк и Спенсер 1992 , с. 67.
- ^ Флеминг и Лотиан 1997 , стр. 84, 107–108.
- ^ Флеминг и Лотиан 1997 , стр. 33, 38–39.
- ^ Дюнанд и Зиви-Кош 2005 , стр. 93–99.
- ^ Пинч 1995 , с. 63.
- ^ Jump up to: а б Фостер 2001 , том. II, стр. 312–17.
- ^ Дюнанд и Зиви-Кош 2005 , стр. 94.
- ^ Ассманн 2001 , с. 166.
- ^ Jump up to: а б Окинга, Бойо, «Благочестие», в Редфорде, 2001 г. , том. III, стр. 44–46.
- ^ Аллен 2000 , с. 315.
- ^ Хорнунг 1999 , стр. 1–5.
- ^ Дэвид 2002 , с. 93.
- ^ Тейлор 2001 , стр. 194–95.
- ^ Hornung 1999 , стр. xvii, 14.
- ^ Квирк и Спенсер 1992 , с. 98.
- ^ Аллен 2000 , стр. 316–17.
- ^ Хорнунг 1999 , стр. 26–27, 30.
- ^ Уилкинсон 2003 , стр. 42–44.
- ^ Уилкинсон 2000 , стр. 8–9, 50.
- ^ Уилкинсон 2000 , с. 82.
- ^ Дюнанд и Зиви-Кош 2005 , стр. 72–82, 86–89.
- ^ Уилкинсон 2000 , стр. 72–75.
- ^ Шафер 1997 , с. 9.
- ^ Уилкинсон 2000 , стр. 9, 25–26.
- ^ Уилкинсон 2000 , стр. 92–93.
- ^ Jump up to: а б Томпсон, Стивен Э., «Культы: обзор», в Redford 2001, vol. Я, 326–332
- ^ Jump up to: а б Уилкинсон 2000 , с. 95
- ^ Дюнанд и Зиви-Кош 2005 , стр. 93–95; Шаффер 1997 , с. 25
- ^ Шафер 1997 , стр. 27–28.
- ^ Дюнанд и Зиви-Кош 2005 , стр. 21, 83.
- ^ Квирк и Спенсер 1992 , стр. 78, 92–94.
- ^ Оуэн, Джеймс (2004). «Египетские животные были мумифицированы так же, как и люди» . Национальные географические новости . Архивировано из оригинала 17 сентября 2004 года . Проверено 6 августа 2010 г.
- ^ Крухтен, Жан-Мари, «Оракулы», в Редфорде, 2001 г. , стр. 609–611.
- ^ Франкфуртер 1998 , стр. 145–152.
- ^ Садек 1988 , стр. 1–2.
- ^ Jump up to: а б Уилкинсон 2003 , стр. 46.
- ^ Дюнанд и Зиви-Кош 2005 , стр. 128–131.
- ^ Бейнс, в Shafer 1991 , стр. 164–171.
- ^ Леско, Барбара С. «Культы: частные культы», в Redford 2001, vol. Я, стр. 336–339.
- ^ Садек 1988 , стр. 76–78.
- ^ Дэвид 2002 , стр. 273, 276–277.
- ^ Траунекер 2001 , с. 98.
- ^ Аллен 2000 , стр. 156–157.
- ^ Пинч 1995 , стр. 9–17.
- ^ Бейнс, Шафер 1991 , с. 165.
- ^ Пинч 1995 , стр. 51–63.
- ^ Пинч 1995 , стр. 16, 28.
- ^ Пинч 1995 , стр. 73–78.
- ^ Квирк и Спенсер 1992 , стр. 86–90.
- ^ Дэвид 2002 , стр. 300–1.
- ^ Тейлор 2001 , стр. 187–93.
- ^ Тейлор 2001 , с. 95.
- ^ Дэвид 2002 , с. 282.
- ^ Тейлор 2001 , стр. 141–55.
- ^ Флеминг и Лотиан 1997 , стр. 100–1.
- ^ Тейлор 2001 , стр. 99–103.
- ^ Серджио Донадони, Египтяне , (Чикаго: University of Chicago Press , 1997), с. 262
- ^ Тейлор 2001 , стр. 107–10, 200–13.
- ^ Квирк и Спенсер 1992 , стр. 97–98, 112.
- ^ [ нужна ссылка ]
- ^ Уилкинсон 2003 , стр. 12–15.
- ^ Уилкинсон 2003 , с. 31.
- ^ Дэвид 2002 , стр. 50–52.
- ^ Смит, Стюарт Тайсон (1 января 2018 г.). «Дар Нила? Изменение климата, истоки египетской цивилизации и ее взаимодействие в Северо-Восточной Африке» . Через Средиземноморье – вдоль Нила: исследования по египтологии, нубиологии и поздней античности, посвящённые Ласло Тёрёку. Будапешт .
- ^ «Египетская религия» в Macropedia, Vol. 6 Британская энциклопедия (изд. 1984 г.). стр. 506–508.
- ^ Франкфорт, Анри (1978). Царство и боги: исследование древней ближневосточной религии как интеграции общества и природы (изд. Феникса). Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 161–223. ISBN 0226260119 .
- ^ Манзо, Андреа (2022). Древний Египет в его африканском контексте: экономические сети, социальные и культурные взаимодействия . Кембридж. стр. 1–50. ISBN 978-1009074544 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Уилкинсон 2003 , с. 15.
- ^ Уилкинсон 2000 , стр. 17–19.
- ^ Дэвид 2002 , стр. 51, 81–85.
- ^ Дюнанд и Зиви-Кош 2005 , стр. 78–79.
- ^ Струдвик, Хелен (2006). Энциклопедия Древнего Египта . Нью-Йорк: Sterling Publishing Co., Inc., стр. 108–111. ISBN 978-1-4351-4654-9 .
- ^ Малек 2000 , стр. 92–93, 108–9.
- ^ Дэвид 2002 , стр. 90–91, 112.
- ^ Малек 2000 , с. 113.
- ^ Дэвид 2002 , с. 92.
- ^ Дэвид 2002 , с. 154.
- ^ Каллендер, Гэй, «Среднее царство», в Shaw 2000 , стр. 180–81.
- ^ Дэвид 2002 , стр. 181–84, 186.
- ^ Ассманн 2001 , стр. 166, 191–92.
- ^ Дэвид 2002 , стр. 276, 304.
- ^ Дэвид 2002 , стр. 215–18, 238.
- ^ Ван Дейк 2000 , стр. 287, 311.
- ^ Дэвид 2002 , стр. 238–39.
- ^ Ван Дейк 2000 , стр. 289, 310–12.
- ^ Ассманн, Государство и религия в Новом Королевстве , Симпсон, 1989 , стр. 72–79.
- ^ Дэвид 2002 , стр. 312–17.
- ^ Уилкинсон 2003 , стр. 51, 146–49.
- ^ Jump up to: а б Пикок 2000 , стр. 437–38.
- ^ Дэвид 2002 , стр. 325–28.
- ^ Дэвид 2002 , с. 326.
- ^ Jump up to: а б Хольгер, Кокельманн (24 апреля 2012 г.). «Фила» . В Вендрихе, Виллеке; и др. (ред.). Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . Том. 1.
- ^ Ллойд, Алан Б. (2001). «Фила». В Редфорде, Дональд (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 3. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 40–44. ISBN 0-19-513823-6 .
- ^ Jump up to: а б с д Моавад, Самуэль (2013). «Христианство на Филах». В Габре, Гавдат ; Такла, Хани Н. (ред.). Христианство и монашество в Асуане и Нубии . Христианство и монашество в Египте. Каир: Американский университет в Каире Press. стр. 27–38. ISBN 978-977-416-561-0 .
- ^ Прокопий Белл. Перс. 1.19.37
- ^ Джоан Флетчер (2016). Удивительная история Египта (MP3) (подкаст). Исторический журнал BBC. Событие происходит в 53:46 . Проверено 17 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Дейкстра, Джитсе ХФ (2004). «Культ Исиды в Филах после Юстиниана? Переосмысление «П. Каир. Масп». Я 67004". Журнал папирологии и эпиграфики . 146 : 137–154. JSTOR 20191757 .
- ^ Франкфуртер 1998 , стр. 23–30.
- ^ Ассманн 2001 , с. 392.
- ^ Хорнунг 2001 , стр. 1, 9–11, 73–75.
- ^ Хорнунг 2001 , с. 75.
- ^ Флеминг и Лотиан 1997 , стр. 133–36.
- ^ Мелтон 2009 , стр. 841, 847, 851, 855.
- ^ «Международная сеть кеметиков» . Архивировано из оригинала 5 октября 2008 г. Проверено 21 августа 2008 г.
- ^ Ранеб, Джехутиджедеф. «Египет — образ неба» (на чешском языке) . Проверено 26 сентября 2009 г.
Библиография
[ редактировать ]- Аллен, Джеймс П. (2000). Среднеегипетский: введение в язык и культуру иероглифов . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-77483-7 .
- Ассманн, Ян (2001) [1984]. Поиски Бога в Древнем Египте . Лортон, Дэвид пер. Издательство Корнелльского университета . ISBN 0-8014-8729-3 .
- ——— (2005) [2001]. Смерть и спасение в Древнем Египте . Лортон, Дэвид пер. Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-4241-9 .
- Дэвид, Розали (2002). Религия и магия в Древнем Египте . Пингвин. ISBN 0-14-026252-0 .
- Дюнан, Франсуаза ; Зиви-Кош, Кристиана (2005). Боги и люди в Египте: 3000 г. до н.э. – 395 г. н.э. Лортон, Дэвид пер. Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-8853-2 .
- Флеминг, Фергюс; Лотиан, Алан (1997). Путь в вечность: египетский миф . Амстердам: Дункан Бэрд. ISBN 0-7054-3503-2 .
- Фостер, Джон Л. (2001), Lyric in Redford 2001 , vol. II, стр. 312–17.
- Франкфуртер, Дэвид (1998). Религия в римском Египте: ассимиляция и сопротивление . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-07054-7 .
- Хорнунг, Эрик (1999). Древнеегипетские книги о загробной жизни . Лортон, Дэвид пер. Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-8515-0 .
- ——— (2001). Тайные знания Египта: их влияние на Запад . Лортон, Дэвид пер. Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-3847-0 .
- Леско, Леонард Х. (1991), Древнеегипетские космогонии и космология в Шафере, 1991 , стр. 117–21.
- Малек, Яромир (2000), Старое Королевство , в Shaw 2000 , стр. 92–93, 108–9.
- Микс, Дмитрий; Фавар-Микс, Кристина (1996) [французский, 1993]. Повседневная жизнь египетских богов . Перевод Г.М. Гошгаряна. Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-8248-9 .
- Мелтон, Дж. Гордон (2009). Энциклопедия американских религий (8-е изд.). Гейл Сенгедж Обучение. ISBN 978-0-7876-9696-2 .
- Пикок, Дэвид (2000), Римский период , в Shaw 2000 , стр. 437–38.
- Пинч, Джеральдин (1995). Магия в Древнем Египте . Издательство Техасского университета. ISBN 0-292-76559-2 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Квирк, Стивен; Спенсер, Джеффри (1992). Книга Британского музея Древнего Египта . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-27902-0 .
- Редфорд, Дональд Б. , изд. (2001). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-510234-7 .
- Садек, Ашраф Искандер (1988). Популярная религия в Египте во времена Нового царства . Хильдесхайм. ISBN 3-8067-8107-9 .
- Шафер, Байрон Э., изд. (1991). Религия в Древнем Египте: боги, мифы и личная практика . Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-9786-8 .
- Шафер, Байрон Э., изд. (1997). Храмы Древнего Египта . ИБ Таурис. ISBN 1-85043-945-1 .
- Шоу, Ян , изд. (2000). Оксфордская история Древнего Египта . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-815034-2 .
- Сильверман, Дэвид П. (1991), Божественность и божества в Древнем Египте в Шафере, 1991 , стр. 55–58.
- Симпсон, Уильям Келли , изд. (1989). Религия и философия в Древнем Египте . Йельский египтологический семинар. ISBN 0-912532-18-1 .
- Тейлор, Джон (2001). Смерть и загробная жизнь в Древнем Египте . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-79164-5 .
- Титер, Эмили (2001), Культы: Божественные культы в Редфорде, 2001 , том. Я, стр. 340–44.
- Тобин, Винсент Арье (2001), Мифы: Обзор , в Редфорде, 2001 , том. II, стр. 464–68.
- Траунекер, Клод (2001) [1992]. Боги Египта . Лортон, Дэвид пер. Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-3834-9 .
- Ван Дейк, Якобус (2000), Период Амарны и позднее Новое царство в Шоу 2000 , стр. 311–12.
- Уилкинсон, Ричард Х (2000). Полное собрание храмов Древнего Египта . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-05100-3 .
- ——— (2003). Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-05120-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ассманн, Ян; Кучарек, Андреа (2008). Египетская религия: похоронная литература. Переведено с египетского и опубликовано (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Издательство мировых религий. ISBN 978-3-458-70011-1 .
- Ассманн, Ян; Кучарек, Андреа (2018). Египетская религия: литература богов. Переведено с египетского и опубликовано (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Издательство мировых религий. ISBN 978-3-458-70056-2 .
- Кларисса, Вилли; Шорс, Антон; Виллемс, Харко; Квегебер, январь (1998). Египетская религия: последняя тысяча лет: исследования, посвященные памяти Яна Квегебера . Питерс. ISBN 90-429-0669-3 . .
- Харрис, Джеральдин ; Сиббик, Джон; О'Коннор, Дэвид (1992). Боги и фараоны из египетской мифологии . Бедрик. ISBN 0-87226-907-8 . .
- Харт, Джордж (1997). Египетские мифы . Легендарное прошлое. Издательство Техасского университета. ISBN 0-292-72076-9 . .
- Хилл, Марша (2007). Дары богам: изображения из египетских храмов . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 9781588392312 .
- Билоло, Мубабинге (2004) [Киншаса-Мюнхен, 1987]. Философские космо-теологии Гелиополя и Гермополя. Эссе по тематизации и систематизации . Академия африканской мысли (на французском языке). Полет. 2. Мюнхен-Париж. сек И.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - ——— (2003) [Киншаса-Мюнхен, 1986]. Философские космо-теологии Древнего Египта. Проблемные, герменевтические предпосылки и основные проблемы . Академия африканской мысли (на французском языке). Полет. 1. Мюнхен-Париж. сек И.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - ——— (2003) [Киншаса-Мюнхен, 1995]. Метафизика фараонов 3-е тысячелетие до н.э. АД . Академия африканской мысли (на французском языке). Полет. 4. Мюнхен-Париж: CA Diop-Центр египтологических исследований-INADEP. сек я . .
- ——— (2004) [Киншаса-Мюнхен, 1988]. Думали Творец и Творение в Мемфите и Амарне. Синоптический подход к Философскому документу Мемфиса и Великому богословскому гимну Эхнатона . Академия африканской мысли (на французском языке). Полет. 2. Мюнхен-Париж. сек И.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Пинч, Джеральдин (2004). Египетская мифология: Путеводитель по богам, богиням и традициям древнего Египта . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-517024-5 . .
- Шульц, Р; Зайдель, М. (1998). Египет: Мир фараонов . Кёльн: Кенеманн. ISBN 3-89508-913-3 . .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Идеология и вера в Древнем Египте», Digital Egypt , UK : UCL, заархивировано из оригинала 22 октября 2014 г. , получено 21 июля 2018 г.
- «Древний Египет», Интернет-архив священных текстов .
- Религия в жизни древних египтян , Университет Чикаго, заархивировано из оригинала 16 июля 2018 г. , получено 21 июля 2018 г.