Шумерская религия
Часть серии на |
Древний Месопотамская религия |
---|
![]() |
|
Часть серии на |
Древняя мифология Ближнего Востока |
---|
Шумерская религия была религией, практикуемая народом Шумера , первой грамотной цивилизацией, найденной в записанной истории и основанной на древней Месопотамии , и что такое современный Ирак . Шумерцы широко рассматривали свои божества как ответственные за все вопросы, касающиеся естественных и социальных порядков их общества. [ 3 ] : 3–4
Обзор
[ редактировать ]До начала царствования в Шумере городские государства фактически управляли теократическими священниками и религиозными чиновниками. Позже эта роль была вытеснена королями, но священники продолжали оказывать большое влияние на шумерское общество. В ранние времена шумерские храмы были простыми, однокомнатными структурами, иногда построенными на повышенных платформах. К концу шумерской цивилизации эти храмы превратились в зиггураты - пирамидальные структуры с заповедниками на вершинах.
Шумерцы полагали, что вселенная возникла через серию космических рождений, таких как боги. Во -первых, Намму , первобытные воды, родили Ки (Землю) и ( небо ), который объединился и создал сына по имени Энлил . Энлил отделил небеса от земли и претендовал на землю как свою область. Считалось, что люди были созданы Анки или Энки , сыном Ан и Ки.
Небеса были зарезервированы исключительно для божеств, и, после их смерти, все духи смертных, независимо от их поведения, в то время как жив, как полагают, ходили в Кур , холодную, темную пещеру глубоко под землей, которой управляла богиня Эрешкагал и где Единственной доступной пищей была сухая пыль. В более поздние времена, как полагали, Эрешкагал правят рядом со своим мужем Нергалом , Богом смерти.
Основные божества в шумерском пантеоне включали в себя, Бога Небес, Энлил, бог ветра и шторма, Анки Энки, Бога воды и человеческой культуры, Нинхурсага , богиня плодородия и Земли, Уту , Бога Бога Солнца и справедливости и его отца Нанны , бога Луны. Во время Аккадской империи , Инанна богиня секса, красоты и войны, была широко почитана по всему Шумеру и появилась во многих мифах, включая знаменитую историю ее спуска в подземный мир .
Шумерская религия сильно повлияла на религиозные убеждения более поздних месопотамских народов ; Элементы этого хранятся в мифологиях и религиях ура , аккадцев , вавилонян , ассирийцев и других ближневосточных культурных групп. Ученые сравнительной мифологии заметили параллели между историями древних шумеров и тех, которые были записаны позже в ранних частях еврейской Библии . [ Цитация необходима ]
Поклонение
[ редактировать ]Письменная клинопись
[ редактировать ]
Шумерские мифы были переданы через устную традицию до изобретения письма (самый ранний миф, обнаруженный до сих пор, эпос Гильгамеш , является шумером [ сомнительно - обсудить ] и написан на серии сломанных глиняных таблеток). Ранняя шумерская клинопись использовалась в основном в качестве инструмента для ведения записей; Только в конце раннего династического периода религиозные сочинения впервые стали распространенными в качестве Хразня [ 5 ] и в качестве формы «заклинания» называется Nam-ushub (префикс + «к отмену»). [ 6 ] Эти таблетки также были сделаны из каменной глины или камня, и они использовали небольшой выбор, чтобы сделать символы.
Архитектура
[ редактировать ]
В шумерских городских государствах храмовые комплексы изначально были небольшими, возвышенными однокомнатными сооружениями. В раннем династическом периоде храмы разработали поднятые террасы и несколько комнат. К концу шумерской цивилизации Зигураты стали предпочтительным храмовым структурой для мезопотамских религиозных центров. [ 9 ] Храмы служили культурным, религиозным и политическим штаб-квартирой примерно до 2500 г. до н.э., с ростом военных королей, известных как Лу-Галс («Человек» + «Большой») [ 6 ] После этого политическое и военное руководство часто размещалось в отдельных комплексах «дворца».
Священство
[ редактировать ]До появления Лугала ( «Король»), шумерские городские государства находились под практически теократическим правительством, контролируемым различными EN или ENSZY , которые служили первосвященниками культов городских богов. (Их женские эквиваленты были известны как NIN .) Священники были ответственны за продолжение культурных и религиозных традиций своего города-государства и рассматривались как посредники между людьми и космическими и наземными силами. Священство проживало полный рабочий день в храмовых комплексах и вводило государственные вопросы, включая большие процессы орошения, необходимые для выживания цивилизации.
Defified Kings
[ редактировать ]В некоторых городах в Шумере были периоды, когда их царям поклонялись как богам, и иногда эти времена распространились ко всем городам региона. [ 10 ]
Церемония
[ редактировать ]Во время третьей династии Ур , шумерского городского государства Лагаша , как говорили, было шестьдесят два «священников-оплакивания», которых сопровождали 180 вокалистов и инструменталистов. [ 11 ]
Космология
[ редактировать ]Шумерцы представляли вселенную как закрытый купол, окруженный изначальным морским морем. [ 12 ] Под наземной землей, которая сформировала основание купола, существовал подземный мир и пресноводный океан, называемый Абзу . божество в форме купола Божественное было названо An ; Это из Земли было названо Ки . Сначала считается, что подземный мир является продолжением богини Ки, но позже превратился в концепцию Кура . Изначальное морское море соленой водой было названо Намму , который стал известен как Тиамат во время и после периода UR III . Некоторые древние шумерцы полагали, что соль и другие минералы были живы и даже могли думать о независимых мыслях. [ 13 ]
История творения
[ редактировать ]Основным источником информации о шумерской мифологии создания является пролог эпического стихотворения Гильгамеша, Энкиду и Нетерворда , [ 15 ] : 30–33 который кратко описывает процесс творения: изначально было только Намму , первобытное море. [ 15 ] : 37–40 Затем Намму без отца родился в Уту , затем продолжил создавать небо, и Ки , Землю. [ 15 ] : 37–40 И Ki сочетались друг с другом, заставляя Ки родить Энлилю , богу ветра, дождя и шторма. [ 15 ] : 37–40 Энлил отделил от Ки и унес землю в качестве своего домена, в то время как с неба унесла небо. [ 15 ] : 37–41
Небеса
[ редактировать ]Древние мезопотамцы рассматривали небо как серию куполов (обычно три, но иногда семь), покрывающих плоскую землю [ 16 ] : 180 и место, где проживали святые звезды . [ 17 ] Каждый купол был изготовлен из другого вида драгоценного камня. [ 16 ] : 203 Самый низкий купол небес был сделан из Джаспера и был домом звезд . [ 18 ] Средний купол небес был сделан из камня саггильмута и был обителью Игиги . [ 18 ] Самый высокий и самый внешний купол небес был сделан из камня Лулуданиту и олицетворялся как бог неба. [ 19 ] [ 18 ] Небесные тела также были приравнивались к конкретным божествам. [ 16 ] : 203 Считалось, что планета Венера была Иманна , богиня любви, секса и войны. [ 20 ] : 108–109 [ 16 ] : 203 Солнце , было ее братом Уту , богом справедливости [ 16 ] : 203 И Луна была их отцом Нанной . [ 16 ] : 203 Обычные смертные не могли попасть на небеса, потому что это была обитель только богов. [ 21 ] Вместо этого, после того, как человек умер, его или ее душа отправилась в Кур (позже известный как Ирмалла ), темный темный подземный мир , расположенный глубоко под поверхностью земли. [ 21 ] [ 22 ]
Загробная жизнь
[ редактировать ]

Шумерская загробная жизнь была темной, тоскливой пещерой , расположенной глубоко под землей, [ 22 ] [ 23 ] где, как считалось, жители продолжают «темная версия жизни на земле». [ 22 ] Этот мрачный домен был известен как Кур , [ 20 ] : 114 и считалось, что управляется богиней Эрешкагал . [ 22 ] [ 16 ] : 184 Все души отправились в ту же загробную жизнь, [ 22 ] И действия человека в течение жизни не повлияли на то, как человек будет обращаться в мире. [ 22 ]
души в Куре Считалось, что не едят ничего, кроме сухой пыли [ 20 ] : 58 и члены семьи покойного ритуально вкладывают ликвидации в могилу мертвого человека через глиняную трубку, что позволило бы мертвым пить. [ 20 ] : 58 Тем не менее, существуют предположения в соответствии с тем, какие сокровища в богатых могилах были предназначены как предложения для UTU и Anunnaki , так что покойный получал специальные услуги в подземном мире. [ 23 ] Во время третьей династии Ура считалось, что обращение с человеком в загробной жизни зависело от того, как он или она был похоронен; [ 20 ] : 58 Те, с которым дали роскошные захоронения, будут хорошо обращаться, [ 20 ] : 58 Но те, кому дали плохие захоронения, были бы плохо, и, как полагают, преследовали жизнь. [ 20 ] : 58
Считалось, что вход в Кур расположен в горах Загрос на Дальнем Востоке. [ 20 ] : 114 У него было семь ворот, через которые должна была пройти душе. [ 22 ] Бог Нети был привратником. [ 16 ] : 184 [ 20 ] : 86 Эрешкигала Суккал , или посланник, был богом Намтар . [ 20 ] : 134 [ 16 ] : 184 Галла были классом демонов, которые, как считалось, проживали в подземном мире; [ 20 ] : 85 Похоже, что их основная цель состояла в том, чтобы перетащить неудачные смертные обратно в Кур. [ 20 ] : 85 Они часто упоминаются в магических текстах, [ 20 ] : 85–86 И некоторые тексты описывают их как семь. [ 20 ] : 85–86 Несколько существующих стихов описывают галла, тянущую бог думузида в подземный мир. [ 20 ] : 86 Более поздние мезопотамцы знали этот подземный мир по его восточному семенному названию: Irkalla . В течение Аккадского периода роль Эрешкигала как правителя подземного мира была назначена Нергалу , богу смерти. [ 22 ] [ 16 ] : 184 Аккадцы попытались гармонизировать это двойное управление подземным миром, создав мужа Нергала Эрешкигала. [ 22 ]
Пантеон
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]
В целом согласовано, что шумерская цивилизация началась в какой -то момент между c. 4500 и 4000 г. до н.э., но самые ранние исторические записи датируются около 2900 г. до н.э. [ 24 ] Судемерцы первоначально практиковали политеистическую религию, когда антропоморфные божества представляли космические и наземные силы в своем мире. [ 16 ] : 178–179 Самая ранняя шумерская литература третьего тысячелетия до н.э. идентифицирует четыре первичных божества: An , Enlil , Ninhursag и Enki . Считалось, что эти ранние божества иногда ведут себя осторожно друг к другу, но, как правило, рассматривались как вовлеченные в кооперативный творческий заказ. [ 25 ]
В середине третьего тысячелетия до н.э. шумерское общество стало более урбанизированным. [ 16 ] : 178–179 В результате этого шумерские божества начали терять свои первоначальные ассоциации с природой и стали покровителями разных городов. [ 16 ] : 179 У каждого шумерского городского государства был свой специфический божество покровителей, [ 16 ] : 179 который, как полагал, защищал город и защищает его интересы. [ 16 ] : 179 Списки большого количества шумерских божеств были найдены. Их порядок важности и взаимосвязь между божествами были изучены во время изучения клинописных таблеток. [ 26 ]
В конце 2000 -х годов до н.э. шумеры были завоеваны аккадцами . [ 16 ] : 179 Аккадцы синкрелизировали своих собственных богов с шумерскими, [ 16 ] : 179 заставляя шумерскую религию принять семитскую окраску. [ 16 ] : 179 Мужские божества стали доминирующими [ 16 ] : 179 и боги полностью потеряли свои первоначальные ассоциации с природными явлениями. [ 16 ] : 179–180 Люди начали рассматривать богов как живущие в феодальном обществе с классовой структурой . [ 16 ] : 179–181 Такие могущественные божества, как Энки и Инанна, стали восприняты как получение своей власти от вождя Бога Энлила . [ 16 ] : 179–180
Крупные божества
[ редактировать ]
Большинство шумерских божества принадлежали к классификации, называемой Анунной («[потомство] « ) », тогда как семь божеств, включая Энлила и Инанна, принадлежали к группе« судей в подземном мире », известных как Ануннаки (« Потомство] An " + ki ). Во время третьей династии Ур , шумерский пантеон, как сообщалось, включал в себя шестьдесят раз шестьдесят (3600) божеств. [ 16 ] : 182
Энлил был богом воздуха, ветра и шторма. [ 27 ] : 108 Он также был главным богом шумерского пантеона [ 27 ] : 108 [ 28 ] : 115–121 и божество покровителя города Ниппур . [ 29 ] : 58 [ 30 ] : 231–234 Его основным консортом была Нинлил , богиня Южного ветра, [ 31 ] : 106 который был одним из покровителей Ниппура и, как полагают, проживал в том же храме, что и Энлил. [ 32 ] Нинурта был сыном Энлила и Нинлила. Ему поклонялись как богу войны, сельского хозяйства и одного из шумерских богов ветра. Он был божеством покровителя Гирсу и одним из божеств -покровителей Лагаш . «У каждая шумерские города имели свои свои боги, но признали превосходство ... Энлил». [ 33 ]
Энки был богом пресной воды, мужской фертильности и знаний. [ 20 ] : 75 Его самым важным культовым центром был храм Э-Абзу в городе Эриду . [ 20 ] : 75 Он был покровителем и создателем человечества [ 20 ] : 75 и спонсор человеческой культуры. [ 20 ] : 75 Его основным консортом была Нинхурсаг , шумерская богиня земли. [ 20 ] : 140 Нинхурсусгу поклонялись в городах Кеш и Адаб . [ 20 ] : 140

Инанна была шумерской богиней любви, сексуальности, проституции и войны. [ 20 ] : 109 Она была божественной персонификацией планеты Венера , утренней и вечерней звезды. [ 20 ] : 108–109 Ее основным культовым центром был храм Энны в Уруке , который первоначально был посвящен. [ 35 ] Defified Kings, возможно, воссоздали брак Инанны и Думузида с жрицами. [ 20 ] : 151, 157–158 Отчеты о ее происхождении различаются; [ 20 ] : 108 В большинстве мифов она обычно представляется как дочь Нанны и Нингала, [ 34 ] : ix - xi, xvi Но в других историях она дочь Энки или вместе с неизвестной матерью. [ 20 ] : 108 У шумеров было больше мифов о ней, чем любое другое божество. [ 34 ] : XV, XV [ 15 ] : 101 Многие из мифов, связанных с ее вращением вокруг ее попыток узурпировать контроль над областями других божеств. [ 36 ]
Уту был Богом Солнца, основным центром поклонения которого был Храм Э-Баббара в Сипар . [ 37 ] UTU был в основном считается дозатором правосудия; [ 16 ] : 184 Считалось, что он защищает праведников и наказывает нечестивых. [ 16 ] : 184 Нанна была Богом Луны и мудрости. Он был отцом Уту и одним из покровителей Ур . [ 38 ] Возможно, он также был отцом Инанны и Эрешкигала. Нингал был женой Нанны, [ 39 ] а также мать Уту, Инанна и Эрешкигала.
Эрешкигал была богиней шумерского подземного мира , который был известен как Кур . [ 16 ] : 184 Она была старшей сестрой Инанны. [ 40 ] В более позднем мифе ее муж был Богом Нергалом . [ 16 ] : 184 Привратником подземного мира был Бог Нети . [ 16 ] : 184
Намму была богиней, представляющей первобытные воды (Энгер), которая родила (небеса) и ки (земля) и первых божеств; Хотя она редко засвидетельствована как объект культуры, она, вероятно, сыграла центральную роль в ранней космогонии Эриду, и в более поздние периоды продолжали появляться в текстах, связанных с экзорцизмом. [ 41 ] Был древний шумерский бог небес. Он был предком всех других крупных божеств [ 42 ] и первоначальное божество покровителей Урука .
У большинства крупных богов был так называемый Суккал , незначительное божество, служащее их визирем, посланником или привратником. [ 43 ]
Наследие
[ редактировать ]Аккадцы
[ редактировать ]
Шумерцы имели постоянный лингвистический и культурный обмен с семитскими аккадскими народами в северной Месопотамии в течение нескольких поколений до узурпации их территорий Саргоном Аккад в 2340 году до нашей эры. Шумерская мифология и религиозные практики были быстро интегрированы в аккадскую культуру, [ 44 ] Предположительно, смешиваясь с оригинальными системами верований в Аккадии, которые были в основном потеряны для истории. Шумерские божества разработали Аккадские коллеги. Некоторые оставались практически одинаковыми до более позднего вавилонского и ассирийского правления. Например, шумерский бог разработал аккадский коллега Ану; Шумерский бог Энки стал ea . Боги Ninurta и Enlil сохранили свои первоначальные шумерские имена. [ Цитация необходима ]
Вавилоняне
[ редактировать ]Вавилоняне аморита получили доминирование над южной мезопотамией к середине 17-го века до нашей эры. Во время старого вавилонского периода шумерские и аккадские языки были сохранены в религиозных целях; Большинство шумерской мифологической литературы, известной историкам, сегодня приходит из старого вавилонского периода, [ 5 ] Либо в виде транскрибированных шумерских текстов (в частности, вавилонской версии эпоса Гильгамеша ), либо в форме шумерского и аккадского влияния в вавилонской мифологической литературе (в частности, энмама -элайш ). Шумеряско-аккадский пантеон был изменен, особенно с введением нового Верховного Божества, Мардука . Шумерская богиня Инанна также разработала коллегу Иштар во время старого вавилонского периода.
Хуриан
[ редактировать ]Хуррицы усыновили Аккадский бог Ану в их пантеон, когда -то не позднее 1200 г. до н.э. Другие шумерские и аккадские божества, адаптированные к пантеону Хурриана, включают Айас, коллеги из Хурриана в ЕА; Шаушка, коллега из Хурриана в Иштар; и богиня Нинлил , [ 45 ] чьи мифы были радикально расширены вавилонянами. [ Цитация необходима ]
Параллели
[ редактировать ]Некоторые истории, записанные в старших частях еврейской Библии, имеют сильное сходство с историями в шумерской мифологии. Например, библейский отчет о Ное и Большом наводнении имеет поразительное сходство с мифом шумеров , зарегистрированный в шумерском планшете, обнаруженном в Нипуре . [ 46 ] : 97–101 Иудейский подземный мир Шеол очень похож в описании с шумерским Куром , которым управляет богиня Эрешкагал , а также вавилонский подземный мир Иркалла . Шумерский ученый Сэмюэль Ноа Крамер также отметил сходство между многими шумеровскими и аккадскими «пословицами» и более поздними ивритными пословицами, многие из которых представлены в книге Притчей . [ 47 ] : 133–135
Генеалогия шумерских божеств
[ редактировать ]Анонца | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ninḫ ресурс | Энки Родился в Намме | ты Сайкурга. Родился в Намме | Покидать Родился в Ураш | Ḫaya | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нин | Нинейль | Энлил | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поощрять | Видеть Может быть, дочь Энлила | Нанна | Нергал Может, сын Энки | Ноз Может быть, рожден в Нинорса | Баба Родился в Ураш | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Увлечение | Инанна возможно также дочь Энки, из Энлила, или | Думузид Может, сын Энки | Цена | Нипент женился на Нергале | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мескиашер | Lugalbanda | Раздавить | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Enmmermar | Гильгамш | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Урнунгал | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Смотрите также
[ редактировать ]- Древняя семитская религия
- Вавилонская религия - религиозная практика Вавилонии
- MES - шумерское имя, данное законам богов
- Месопотамские мифы
- Религии древнего Ближнего Востока
- Шумерская литература - 18–17 века до н.э.
- Zuism - исландское современное языческое новое религиозное движение
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Для лучшего изображения: [1] Архивировано 2021-03-07 на машине Wayback
- ^ Искусство первых городов: третье тысячелетие до н.э. от Средиземного моря до Инда . Метрополитен Музей искусств. 2003. с. 74 ISBN 978-1-58839-043-1 .
- ^ Крамер, Сэмюэль Ноа (1963). Шумерцы: их история, культура и характер . Univ. Чикагской прессы. ISBN 0-226-45238-7 .
- ^ Budge, Ea Wallis (Эрнст Альфред Уоллис) (1922). Руководство по вавилонским и ассирийским древностям . Британский музей. п. 22
- ^ Jump up to: а беременный «Шумерская литература» . Электронный текстовый корпус шумерской литературы. Архивировано с оригинала 2019-07-14 . Получено 2009-06-22 .
- ^ Jump up to: а беременный «Шумерный лексикон» (PDF) . Джон А. Халлоран. Архивировано (PDF) из оригинала 2012-07-17 . Получено 2009-06-23 .
- ^ Искусство первых городов: третье тысячелетие до н.э. от Средиземного моря до Инда . Метрополитен Музей искусств. 2003. с. 75 ISBN 978-1-58839-043-1 .
- ^ Найдено свободно в почве на кладбище Холл, HR (Гарри Реджинальд); Вулли, Леонард; Легрейн, Леон (1900). Ур раскопки . Попечители двух музеев с помощью гранта от Корпорации Карнеги в Нью -Йорке. п. 525.
- ^ «Внутри шумерского храма» . Нил А. Максвелл Институт религиозной стипендии в Университете Бригама Янга. Архивировано из оригинала на 2009-11-07 . Получено 2009-06-22 .
- ^ Вулли, С. Леонард . Шумерцы . Нью -Йорк: WW Norton . п. 132. ISBN 0-393-00292-6 .
- ^ Гелб, LJ (1975). «Homo Ludens в ранней мезопотамии». Studia Orientalia . 46 : 43–76-через Северную Голландию, американский Elsevier.
- ^ «Неподобный и вода выше» (PDF) . Вестминстерский богословский журнал 53 (1991), 232-233. Архивировано (PDF) из оригинала на 2009-03-05 . Получено 2010-02-20 .
- ^ Субин, Анна Делла. «Зачарованные миры Маршалла Сахлинса» .
- ^ «Официальный сайт музея Лувра» . cartelen.louvre.fr . Архивировано из оригинала 2020-06-27 . Получено 2020-03-25 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Крамер, Сэмюэл Ной (1961), изучение духовных и литературных достижений в третьем тысячелетии до Шумерская мифология : н.э. 0-8122-1047-6 , архивировано с оригинала на 2020-08-08 , извлечен 2017-06-17
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. ведущий с Т в v В х и С аа Аб Nemet-nejat, Karen Rhea (1998), повседневная жизнь в древней Месопотамии , Daily Life, Greenwood, ISBN 978-0313294976
- ^ Ceram, CW (1967). Боги, могилы и ученые: история археологии . Перевод Garside, EB; Уилкинс, Софи (2 -е изд.). Нью -Йорк: Альфред А. Кнопф . п. 317
- ^ Jump up to: а беременный в Ламберт, WG (2016). Джордж, Ар; Oshima, TM (Eds.). Древняя мезопотамская религия и мифология: избранные очерки . Восточные религии в древности. Vol. п. 118. ISBN 978-3-16-153674-8 Полем Архивировано из оригинала 2023-01-11 . Получено 2020-10-06 .
- ^ Стивенс, Кэтрин (2013), «Ан/Ану (Бог): мезопотамский бог неба, один из высших божеств; известные как в шумеровском и ану на Аккадиане» , Древние мезопотамские боги и богини , Музей Университета Пенсильвании, архивированы от мезопотамских богов Оригинал 2021-07-02 , извлечен 2017-10-14
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. ведущий с Т в v В х и С аа Блэк, Джереми; Грин, Энтони (1992), Боги, Демоны и Символы Древней Месопотамии: иллюстрированный словарь , Британская музейная пресса, ISBN 0-7141-1705-6
- ^ Jump up to: а беременный Райт, Дж. Эдвард (2000). Ранняя история небес . Оксфорд, Англия: издательство Оксфордского университета. п. 29. ISBN 0-19-513009-X Полем Архивировано из оригинала 2023-01-11 . Получено 2020-10-06 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Чокси, М. (2014), «Древние мезопотамские убеждения в загробной жизни» , энциклопедия Всемирной истории , архивировав из оригинала 2021-07-13 , полученная 2021-04-23
- ^ Jump up to: а беременный Баррет, CE (2007). «Была ли пыль их еда и глиняла их хлеб?: Могильные товары, мезопотамская загробная жизнь и лиминальная роль Инаны/Иштара» . Журнал древних ближневосточных религий . 7 (1). Лейден, Нидерланды: Брилл: 7–65. doi : 10.1163/156921207781375123 . ISSN 1569-2116 . Архивировано с оригинала 2018-10-05 . Получено 2017-10-27 .
- ^ Бертман, Стивен (2003). Справочник по жизни в древней Месопотамии . Факты в файле. п. 143 . ISBN 978-0-8160-4346-0 .
- ^ Источники Ветхого Завета: руководство по религиозной мысли о Ветхом Завете в контексте . Continuum International Publishing Group. 18 мая 2004 г. с. 29-. ISBN 978-0-567-08463-7 Полем Архивировано из оригинала 11 января 2023 года . Получено 7 мая 2013 года .
- ^ Бог в переводе: божества в межкультурном дискурсе в библейском мире . Wm. B. Eerdmans Publishing. 2010. С. 42–. ISBN 978-0-8028-6433-8 Полем Архивировано из оригинала 11 января 2023 года . Получено 7 мая 2013 года .
- ^ Jump up to: а беременный Коулман, JA; Дэвидсон, Джордж (2015), Словарь мифологии: AZ тем, Legends и Heroes , Лондон, Англия: Arcturus Publishing Limited, p. 108, ISBN 978-1-78404-478-7
- ^ Крамер, Сэмюэл Ной (1983), «Сумеровский миф о потоке: обзор и пересмотренный», Анатолийские исследования , 33 , Британский институт в Анкаре: 115–121, doi : 10.2307/3642699 , JSTOR 3642699
- ^ Schneider, Tammi J. (2011), введение в древнюю мезопотамскую религию , Гранд -Рапидс, Мичиган: издательская компания Уильяма Б. Эердмана, ISBN 978-0-8028-2959-7 , архивировано из оригинала в 2023-01-11 , извлечен 2017-08-27
- ^ Hallo, William W. (1996), «Обзор: Энки и богословие Эриду», журнал Американского восточного общества , Vol. 116
- ^ Блэк, Джереми А.; Каннингем, Грэм; Робсон, Элеонора (2006), Литература древнего Шумера , издательство Оксфордского университета, ISBN 978-0-19-929633-0 , архивировано с оригинала в 2023-01-11 , извлечен 2017-09-20
- ^ «Адаб в Нинлил (Нинлил а)» . Электронный текстовый корпус шумерской литературы. Архивировано с оригинала 2012-05-03 . Получено 2010-02-20 .
- ^ Макинтош, Джейн ; Хрисп, Питер ; Паркер, Филипп; Гибсон, Кэрри; Грант, RG; Риган, Салли (октябрь 2014 г.). История мира в 1000 объектах . Нью -Йорк: DK и Смитсоновский институт . п. 21. ISBN 978-1-4654-2289-7 .
- ^ Jump up to: а беременный в Волькштейн, Дайан; Крамер, Сэмюэл Ной (1983), Инанна: Королева Небес и Земли: ее истории и гимны из Шумера , Нью -Йорк, Нью -Йорк: Харпер и Роуда, ИСБН 0-06-090854-8
- ^ Харрис, Ривка (февраль 1991 г.). «Иннана-Иштар как парадокс и совпадение противоположностей». История религий . 30 (3): 261–278. doi : 10.1086/463228 . JSTOR 1062957 .
- ^ Vanstiphout, HL (1984). «Инанна/Иштар как фигура противоречий» . Борьба богов: статьи рабочей группы Гронингена за изучение истории религий . 31 Берлин: Mouton Publishers: 225–228. ISBN 90-279-3460-6 Полем Архивировано из оригинала 2023-01-11 . Получено 2020-10-06 .
- ^ «Гимн для utu (utu b)» . Электронный текстовый корпус шумерской литературы. Архивировано из оригинала 2012-05-15 . Получено 2010-02-20 .
- ^ «Балбале Суен (Нанна а)» . Электронный текстовый корпус шумерской литературы. Архивировано из оригинала 2012-05-15 . Получено 2010-02-20 .
- ^ «Балбале для Нанны (Нанна б)» . Электронный текстовый корпус шумерской литературы. Архивировано из оригинала 2012-05-15 . Получено 2010-02-20 .
- ^ «Спуск Инаны к миру в нижней части» . Электронный текстовый корпус шумерской литературы . Оксфордский университет. Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 года . Получено 17 июня 2017 года .
- ^ F. Wiggermann, Nammu Archived 2021-06-05 на машине Wayback [в] Reallexicon of Assyriology and Blesest Archeology Vol 9, 1998, p. 135-140
- ^ Бриш, Николь. «Анунна (Ануннаку, Ануннаки) (группа богов)» . Древние мезопотамские боги и богини . Музей Университета Пенсильвании. Архивировано с оригинала 3 сентября 2019 года . Получено 17 июня 2017 года .
- ^ F. Wiggermann, персонал Ninsubura Archived 2021-06-06 на The Wayback Machine , Jeol 29
- ^ «Месопотамия: шумеры» . Вашингтонский государственный университет. Архивировано из оригинала на 2009-03-03 . Получено 2009-06-22 .
- ^ «Мифология Хурриана Ссылка 1.2» . Кристофер Б. Сирен. Архивировано из оригинала 2004-07-06 . Получено 2009-06-23 .
- ^ Крамер, Сэмюэль Ноа (1972). Шумерская мифология: изучение духовных и литературных достижений в третьем тысячелетии до н.э. (Rev. ed.). Филадельфия: Университет Пенсильвании Пресс. ISBN 0812210476 .
- ^ Крамер, Сэмюэль Ноа (1956). От таблеток Шумера . Пресс для крыла сокола. ASIN B000S97EZ2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Древние мезопотамские боги и богини , на Oracc
- Шумерские гимны из Cuneiform Texts в Британском музее в Project Gutenberg (транскрипция книги 1908 года)
- Экур: шумерская реконструкционистская церемониальная магия