Неверный
Неверный нерелигиозные (буквально «неверный») — это человек, обвиняемый в неверии в основные положения своей религии , например, представители другой религии или люди . [ 1 ] [ 2 ]
Неверный — это церковный термин в христианстве, вокруг которого Церковь разработала корпус богословия, посвященный понятию неверности, которое проводит четкое различие между теми, кто был крещен и следовал учению Церкви, и теми, кто находится вне веры . [ 3 ] Христиане использовали термин «неверный» для описания тех, кого считали врагами христианства.
После древнего мира концепция инаковости, исключающее понятие внешнего со стороны обществ с более или менее последовательными культурными границами, стала ассоциироваться с развитием монотеистических и пророческих религий иудаизма , христианства и ислама (ср. язычество ). [ 3 ]
В современной литературе термин неверный включает в себя атеистов , [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] многобожники , [ 7 ] анимисты , [ 8 ] язычники и язычники . [ 9 ]
религиозных людей как неверных соответствует предпочтению ортодоксальности плюрализму Готовность идентифицировать других . [ 10 ]
Этимология
[ редактировать ]Истоки слова infidel относятся к концу 15 века и происходят от французского infidèle или латинского īnfidēlis , от in- «не» + fidēlis «верный» (от fidēs «вера», связанного с fīdere «доверять»). Первоначально это слово обозначало человека иной религии, чем собственная, особенно христианина по отношению к мусульманину, мусульманина по отношению к христианину или язычника по отношению к еврею. [ 2 ] Более поздние значения в 15 веке включают «неверующий», «нехристианин» и «тот, кто не верит в религию» (1527 г.).
Использование
[ редактировать ]Христиане исторически использовали термин «неверный» для обозначения людей, которые активно выступали против христианства. Этот термин прочно утвердился в английском языке где-то в начале шестнадцатого века, когда евреи или мусульмане (мусульмане; ранее называвшиеся сарацинами ) презрительно описывались как активные противники христианства. В католической догме неверный — это тот, кто вообще не верит в это учение и, таким образом, отличается от еретика , который отпал от истинного учения, то есть отрицая божественность Иисуса . Точно так же этот церковный термин использовался и Методистской церковью . [ 11 ] [ 12 ] по отношению к тем, кто «без веры». [ 13 ]
Сегодня использование термина «неверный» сократилось; [ 14 ] в настоящее время предпочтение отдается терминам «нехристиане» и «неверующие» (лица без религиозной принадлежности или убеждений), что отражает стремление основных христианских конфессий участвовать в диалоге с лицами других вероисповеданий. [ 15 ] Тем не менее, некоторые апологеты выступают в пользу этого термина, заявляя, что он исходит не из неуважительной точки зрения, а аналогичен использованию термина «ортодоксальный» для набожных верующих. [ 16 ]
Более того, в некоторых переводах Библии , в том числе в версии короля Иакова , которая до сих пор в моде, используется слово «неверующий» , в то время как в других этот термин заменен словом «неверующий» . Этот термин встречается в двух местах:
И какое согласие у Христа с Велиаром ? Или какая часть верующего с неверным? — 2 Коринфянам 6:15 KJV
Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. — 1 Тимофею 5:8 KJV
Неверные согласно католическому каноническому праву
[ редактировать ]Право на власть
[ редактировать ]В Quod super his Иннокентий IV задал вопрос: «Разрешено ли вторгаться в землю, которой владеют неверные или которая принадлежит им?» и считал, что, хотя неверные имели право на господство (право управлять собой и выбирать свое собственное правительство), папа , как наместник Христа если , де-юре обладал заботой об их душах и имел право политически вмешиваться в их дела, их правитель нарушал или позволял своим подданным нарушать христианскую и евроцентристскую нормативную концепцию естественного закона , такую как сексуальные извращения или идолопоклонство. [ 17 ] Он также считал, что он обязан посылать миссионеров в неверные земли, и что если им не позволят въехать или проповедовать, то Папа имел право направить христианские силы в сопровождении миссионеров для вторжения в эти земли, как просто заявил Иннокентий: «Если неверные не подчиняются, их следует принуждать светской рукой, и войну может объявить им папа, и никто другой». [ 18 ] Однако это не было взаимным правом, и нехристианским миссионерам, таким как мусульмане, не могло быть разрешено проповедовать в Европе, «потому что они заблуждаются, а мы идем праведным путем». [ 17 ]
Длинная череда папских иерократических канонистов, в первую очередь тех, кто придерживался влиятельных аргументов Алана Англикуса эпохи крестовых походов, отрицала господство неверных и утверждала универсальную юрисдикционную власть Рима над землей, а также право санкционировать исключительно языческие завоевания. на почве неверия из-за неприятия ими христианского Бога. [ 19 ] В крайнем случае, иерократический канонический дискурс середины XII века, такой как тот, который поддерживал Бернар Клервоский, мистический лидер цизерцианцев, узаконил немецкую колониальную экспансию и практику насильственной христианизации на славянских территориях как священную войну против Вендз , утверждая, что неверных следует убивать везде, где они представляют угрозу христианам. Когда Фридрих II в одностороннем порядке присвоил себе папскую власть, он взял на себя мантию «уничтожить новообращенных и поработить все варварские народы» - власть в папской доктрине, закрепленная за папой. Хостиенсис, ученик Иннокентия, согласно Алану, также утверждал, что «...по закону неверные должны подчиняться правоверным». Джон Уиклиф , считающийся праотцом английской Реформации , также считал, что действительное господство основывается на состоянии благодати . [ 20 ]
Тевтонские рыцари были одним из побочных продуктов папского иерократического и немецкого дискурса. После крестовых походов в Леванте они перешли к крестовой деятельности в неверных Прибалтике . Однако их крестовые походы против литовцев и поляков ускорили литовскую полемику, и Констанцский собор , после осуждения Виклифа, счел взгляды Хостиенсиса более неприемлемыми и вынес решение против рыцарей. Доктрина будущей церкви тогда была твердо согласована с позицией Иннокентия IV. [ 21 ]
Более позднее развитие контраргументов о действительности папской власти, правах неверных и примате естественного права привело к появлению различных трактатов, например, Гуго Гроция , Джона Локка , Иммануила Канта и Томаса Гоббса .
Колонизация Америки
[ редактировать ]В эпоху географических открытий Великих папские буллы , такие как Romanus Pontifex и, что более важно, inter caetera (1493 г.), неявно лишили доминиума неверных и передали их Испанской империи и Португалии с хартией, гарантирующей безопасность миссионеров. Последующие отклонения буллы протестантскими державами отвергли право Папы исключать других христианских князей. Будучи независимыми властями, они разработали уставы для своих собственных колониальных миссий, основанные на временном праве на попечение о душах неверных, на языке, перекликающемся с inter caetera . Хартии и папские буллы сформировали правовую основу будущих переговоров и рассмотрения претензий как документов, подтверждающих право собственности, в новом национальном праве в период европейской колонизации . [ 22 ]
Права, предоставленные Romanus Pontifex и inter caetera, никогда не выходили из употребления, служа основой для юридических аргументов на протяжении веков. Верховный суд США постановил в деле Джонсон против Макинтоша 1823 года , что в результате открытия европейцами и установления окончательного владычества коренные американцы имели только право на занятие родных земель, но не право титула. В деле 1831 года «Нация чероки против Джорджии» индейские племена классно описывались как «внутренне зависимые нации». В деле Вустер против Джорджии суд постановил, что коренные племена являются суверенными образованиями в той степени, в которой федеральное правительство США , а не отдельные штаты , имеет власть над их делами.
Группы коренных американцев, в том числе таино и онондага, призвали Ватикан отменить буллы 1452, 1453 и 1493 годов. [ нужна ссылка ]
Свадьба
[ редактировать ]Согласно Католической энциклопедии , Католическая церковь рассматривает брак как запрещенный и недействительный, если он заключается между верующими (христианами) и неверными, если только не разрешение было предоставлено . Это потому, что брак — это таинство католической церкви , которое неверные считаются неспособными принять. [ 23 ]
Как философская традиция
[ редактировать ]Некоторые философы, такие как Томас Пейн , Дэвид Юм , Джордж Холиок , Чарльз Брэдло , Вольтер и Руссо, заслужили ярлык неверных или вольнодумцев как лично, так и за свои соответствующие традиции мысли, из-за их нападок на религию и оппозиции Церкви. Они основали и участвовали в четко обозначенном неверном движении или традиции мысли, стремившемся реформировать свои общества, пропитанные христианской мыслью, практикой, законами и культурой. Традиция неверных отличалась от параллельных антихристианских, скептических или деистических движений тем, что она была антитеистической, а также синонимом атеизма. Эти традиции также стремились создать различные независимые модельные сообщества, а также общества, традиции которых затем дали начало различным другим социально-политическим движениям, таким как секуляризм в 1851 году, а также развитию тесных философских связей с некоторыми современными политическими движениями, такими как социализм. и Французская революция . [ 24 ]
К началу двадцатого века эти движения стремились отойти от ярлыка «неверный» из-за связанного с ним негативного значения в христианской мысли, и Джорджу Холиоку приписывают введение термина «секуляризм» в попытке преодолеть этот разрыв. с другими теистическими и христианскими либеральными реформаторскими движениями. [ 24 ]
В 1793 году книга Иммануила Канта « Религия в границах простого разума » отразила философское развитие эпохи Просвещения , которое проводило различие между моральным и рациональным и заменяло исходное различие между истинно верующим и неверным рациональным и иррациональным. [ 3 ]
Последствия для средневекового гражданского права
[ редактировать ]Законы, принятые католической церковью, регулировали не только законы между христианами и неверными в вопросах религии, но и гражданские дела. Им было запрещено участвовать или помогать в неверных религиозных обрядах, таких как обрезание или ношение изображений нехристианского религиозного значения. [ 23 ]
В раннем средневековье , основанные на идее превосходства христиан над неверными, появились правила, запрещающие евреям владеть христианскими рабами ; законы декреталей далее запрещали христианам поступать на службу к евреям, а женщины-христианки выступали в качестве их медсестер или акушерок; запрет христианам нанимать еврейских врачей во время болезни; ограничение евреев определенными кварталами городов, в которые их допускали, и ношение одежды, по которой их можно было узнать. [ 23 ]
Позже, в викторианскую эпоху, показания самопровозглашенных или обвиняемых в неверии или атеистах не принимались в суде , поскольку считалось, что у них нет морального долга не лгать под присягой, потому что они не верили. в Боге, или в раю и аду . [ 24 ]
Эти правила теперь уступили место современному законодательству , и католики в гражданской жизни больше не руководствуются церковным законом. [ 23 ]
Аналогичные термины в других религиях
[ редактировать ]ислам
[ редактировать ]Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( февраль 2017 г. ) |
Одним из » в арабском языке аналогов слова «неверный , относящимся к немусульманам, является «кафир» (иногда «кафир», «куфр» или «кафир») от корня «KFR» , который означает прикрытие или сокрытие. [ 25 ] [ 26 ] Термин KFR может также относиться к неверию во что-либо, неблагодарности за что-то предоставленное или осуждению определенного вопроса или образа жизни. [ 27 ] Другой термин, иногда используемый как синоним, — мушрик , « многобожник » или «заговорщик», который более непосредственно означает поклонение другим богам, кроме Аллаха. [ 28 ] [ 29 ]
В Коране термин «кафир» впервые применяется к неверующим мекканцам и их попыткам опровергнуть и оскорбить Мухаммеда. Позже мусульманам приказано держаться от них подальше и защищаться от их нападений. [ 30 ] [ 31 ]
В Коране термин « люди книги » ( Ахль аль-Китаб ) относится к евреям , христианам и сабеянам . [ 32 ] Таким образом, ислам рассматривает евреев и христиан как последователей писаний, посланных Богом ранее. [ 33 ] [ 34 ] Позднее термин «люди» в книге был расширен и теперь включает приверженцев зороастризма и индуизма исламскими правителями Персии и Индии. [ 35 ]
В некоторых стихах Корана, особенно в тех, которые читались после хиджры в 622 году нашей эры, концепция кафира была расширена: евреи за неверие в Божий знак и убийство пророков, таких как Иисус, и христиане за веру в троицу и в то, что Иисус был сыном Бога. Бога, что Коран считает идолопоклонством. [ 30 ] [ 36 ] [ нужна страница ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ нужна страница ]
Некоторые хадисы запрещают объявлять мусульманина кафиром, но, тем не менее, этот термин довольно часто встречался во внутренней религиозной полемике того времени. [ 31 ] Например, некоторые тексты суннитской секты ислама включают другие секты ислама, такие как шииты, как неверных. [ 40 ] Некоторые секты ислама, такие как ваххабизм , включают в число кафиров тех мусульман, которые совершают паломничество к суфийским святыням и следуют шиитским учениям об имамах . [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ нужна страница ] Точно так же в Африке и Южной Азии некоторые секты ислама, такие как хаусасы, ахмади , ахбари, неоднократно объявлялись куфирами или неверными другими сектами мусульман. [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ]
К классу кафиров также относится категория муртаддов , по-разному переводимых как отступники или ренегаты , которым классическая юриспруденция предписывает смерть, если они откажутся вернуться в ислам. [ 31 ] По вопросу ритуальной нечистоты неверующих в классической юриспруденции можно встретить самые разные мнения «от самых строгих до самых толерантных». [ 31 ]
Исторически отношение к неверующим в исламе определялось скорее социально-политическими условиями, чем религиозной доктриной. Терпимость к неверующим преобладала даже во времена крестовых походов , особенно в отношении Людей Книги. Однако враждебность подпитывалась неоднократными войнами с неверующими, а война между Сефевидской Персией и Османской Турцией привела к применению термина «кафир» даже к персам в турецких фетвах . [ 31 ]
В суфизме этот термин получил особое развитие, как, например, в известном стихе Абу Саида : «Пока вера и неверие не являются совершенно равными, ни один человек не может быть истинным мусульманином», что вызвало различные объяснения. [ 31 ]
иудаизм
[ редактировать ]В иудаизме есть представление о язычниках, которых называют עכו״ם ' акум , аббревиатура от Овдей Кохавим у-Маззалот или, буквально, «поклонники звезд и созвездий». [ 3 ] [ 47 ] [ 48 ]
Еврейский кафир термин « кофер» , родственный арабскому слову « » , предназначен только для евреев-отступников . [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]- Агностицизм
- Антитеизм
- Отступничество
- Атеизм
- Богохульство
- Деизм
- Свободомыслие
- Неверный: Моя жизнь (автобиография)
- Неверный
- Язычество
Примечания
[ редактировать ]- ^ См.:
- Джеймс Гинтер (2009), Вестминстерский справочник по средневековому богословию, Вестминстер, ISBN 978-0664223977 , Цитата = «Неверный» буквально означает «неверный»;
- «Неверный», Словарь английского языка американского наследия, четвертое издание, Houghton Mifflin Company. «Неверующий в отношении определенной религии, особенно христианства или ислама»;
- Infidel , Оксфордские словари, США (2011); Цитата = «Человек, который не верит в религию или придерживается другой религии, кроме своей»
- ^ Jump up to: а б «неверный» . Оксфордский карманный словарь современного английского языка . Издательство Оксфордского университета . 2009 . Проверено 20 июня 2010 г.
человек, который не верит в религию или придерживается другой религии, кроме своей собственной.
- ^ Jump up to: а б с д и « Неверные». Международная энциклопедия социальных наук. 2008 » . Справочник библиотеки Макмиллана . Проверено 20 июня 2010 г.
- ^ Работы Томаса Джексона, Том IV . Издательство Оксфордского университета . 1844. с. 5 . Проверено 8 апреля 2011 г.
Атеизм и безбожие — болезни гораздо более опасные, чем неверность или идолопоклонство, как неверность — чем ересь. Каждый еретик отчасти является неверным, но не каждый неверный является еретиком целиком или частично; каждый атеист является неверным, поэтому не каждый неверный является атеистом.
- ^ Бенгальский ежегодник . Сэмюэл Смит и компания 1830. с. 209 . Проверено 8 апреля 2011 г.
Кафир означает неверный, но, точнее, атеист.
- ^ Катехизис Католической Церкви . Бернс и Оутс . 23 июня 2002 г. ISBN. 9780860123248 . Проверено 8 апреля 2011 г.
2123 «Многие... наши современники либо вообще не осознают, либо явно отвергают эту интимную и жизненно важную связь человека с Богом. Поэтому атеизм следует рассматривать как одну из самых серьезных проблем нашего времени». 2125 Поскольку атеизм отвергает или отрицает существование Бога, он является грехом против добродетели религии.
- ^ См.:
- Кен Уорд (2008), «Выражение ислама: религиозная жизнь и политика в Индонезии», редакторы: Грег Фили, Салли Уайт, ISBN 978-9812308511 , Глава 12;
- Александр Игнатенко, Слова и дела, Россия в глобальной политике, Vol. 7, № 2, апрель – июнь 2009 г., с. 145
- ^ Whitlark & Aycock (редакторы) (1992), Литература эмиграции и изгнания, Texas Tech University Press, ISBN 978-0896722637 , стр. 3–28
- ^ См.:
- Тиби, Басам (2007). Политический ислам, мировая политика и Европа . Тейлор и Фрэнсис. п. 47. ИСБН 978-0415437806 .
- Миньоло В. (2000), Многоликий космополис: пограничное мышление и критический космополитизм. Общественная культура, 12 (3), стр. 721–48.
- ^ См.:
- Коул и Хаммонд (1974), Религиозный плюрализм, правовое развитие и сложность общества: рудиментарные формы гражданской религии, Журнал научного изучения религии, Vol. 13, № 2, стр. 177–89;
- Салливан К.М. (1992), Религия и либеральная демократия, Обзор права Чикагского университета, Vol. 59, № 1, стр. 195–223.
- ^ Журнал Wesleyan-Methodist: Диалог между верующим и неверным . Оксфордский университет . 1812 год . Проверено 25 марта 2007 г.
- ^ Методистский обзор, том 89 . Филлипс и Хант. 1907 год . Проверено 25 марта 2007 г.
Возможно ли, чтобы Дух, невидимый, невесомый и неосязаемый, но являющийся вместилищем физических и моральных сил, действительно занимал вселенную? Неверный насмехается над этой идеей. Мы видим, однако, что тот же самый неверный безоговорочно верит в существование всепроникающего светоносного эфира, который невидим, невесом и неосязаем, и, тем не менее, считается более компактным и более эластичным, чем любая материальная субстанция, которую мы можем видеть. и ручка.
- ^ Журнал «Примитивные методисты» . Уильям Листер. 1867 год . Проверено 25 марта 2007 г.
Иногда это переводят как неверные, потому что неверный без веры; но также правильно переводится как неверующие в строгом евангельском смысле этого слова.
- ^ Неверные . Случайный дом . 2005. с. 197 . ISBN 9780812972399 . Проверено 25 марта 2007 г.
Точно так же слово «неверный», которое все еще использовалось в начале девятнадцатого века, впало в немилость у авторов гимнов.
- ^ Рассел Б. Шоу, Питер М. Дж. Стравинскас, Католическая энциклопедия нашего воскресного посетителя , Издательство Our Sunday Visitor , 1998, ISBN 0-87973-669-0 стр. 535.
- ^ Свидетельство неверного . Дж. Э. Диксон. 1835. с. 188 . Проверено 25 марта 2007 г.
Когда мы используем слово «неверный» , мы не подразумеваем ничего неуважительного, как и когда мы используем слово «ортодоксальный» .
- ^ Jump up to: а б Уильямс, стр.48
- ^ Уильямс, с. 14
- ^ Уильямс, стр. 41, 61–64.
- ^ Уильямс, стр. 61–64.
- ^ Уильямс, стр. 64–67.
- ^ Кристофер 31-40
- ^ Jump up to: а б с д «Католическая энциклопедия: Неверные» . Ньюадвент.орг. 1 октября 1910 года . Проверено 22 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Ройл, Эдвардс, «Викторианские неверные: истоки британского секуляристского движения 1791–1866», Manchester University Press, ISBN 0-7190-0557-4
- ^ Рутвен М. (2002), Международные отношения, Vol. 78, № 2, стр. 339–51.
- ^ «Каффир», Словарь английского языка американского наследия, четвертое издание, Houghton Mifflin Company, 2006. « Ислам неверный»; Также: «Каффир» - арабский кафир «неверующий, неверный», Encarta World English Dictionary [Североамериканское издание], Microsoft Corporation, 2007.
- ^ «Викисловарь» . викисловарь.com.
- ^ «Британская энциклопедия» . Britannica.com . Проверено 22 августа 2014 г.
- ^ Университет исламских наук Малайзии, доктор Абдулла аль-Факих, Значение слов «куфр» и «ширк».
- ^ Jump up to: а б Филд, Джон Эдвард (2009). Энциклопедия ислама. Издательство «Информационная база», Нью-Йорк, ISBN 978-0-8160-5454-1 , см. стр. 421.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бьоркман В., «Кафир». Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936, том 4, ISBN 9789004097902 ; стр. 619–20
- ^ Вайда, Г (2012). «Ахль аль-Китаб». У П. Бирмана; Т.е. Бьянкис; CE Босворт; Э. ван Донзель; В. П. Генрихс (ред.). Энциклопедия ислама . Том. 1 (2-е изд.). Брилл. п. 264. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_0383 .
- ^ «Неверный» во Вводном словаре теологии и религиоведения , стр. 630
- ^ «Кафир» во Вводном словаре теологии и религиоведения с. 702
- ^ Ногель, Скотт Б.; Уилер, Брэннон М. (2010). Пророки от А до Я в исламе и иудаизме . Пугало Пресс. п. 249. ИСБН 9781461718956 .
Люди Книги. Термин, используемый в Коране и мусульманских источниках для обозначения евреев и христиан, но также распространен и на сабиев, зороастрийцев, индуистов и других.
- ^ Льюис, Бернард. Политический язык ислама. Издательство Чикагского университета, 1991.
- ^ Уолдман, Мэрилин Робинсон. «Развитие концепции куфра в Коране». Журнал Американского восточного общества 88.3 (1968): 442–55.
- ^ «Ай/Аят» . Оксфордские исламские исследования . Оксфордский университет. Архивировано из оригинала 19 февраля 2013 года . Проверено 9 января 2019 г.
- ^ Шиммель, Аннемари и Абдолджавад Фалатури. Мы верим в единого Бога: опыт Бога в христианстве и исламе. Сибери Пресс, 1979.
- ^ Уилфред Маделунг (1970), Раннее суннитское учение о вере, отраженное в «Китаб аль-Иман», StudiaИсламика, № 32, стр. 233–54.
- ^ Уильямс, Брайан Глин. «Джихад и этническая принадлежность в посткоммунистической Евразии. По следам транснациональных исламских святых воинов в Кашмире, Афганистане, Центральной Азии, Чечне и Косово». Глобальный обзор этнополитики 2.3–4 (2003): 3–24.
- ^ Унгуряну, Дэниел. «Ваххабизм, салафизм и распространение исламской фундаменталистской идеологии». Журнал семинара дискурсивной логики, теории аргументации и риторики. 2011.
- ^ Маршалл, Пол А., изд. Правила радикального ислама: всемирное распространение крайних законов шариата. Роуман и Литтлфилд, 2005.
- ^ Марк Юргенсмейер (2011), Оксфордский справочник глобальных религий, Oxford University Press, ISBN 978-0199767649 , стр. 451, 519–23
- ^ Патрик Дж. Райан, Ариадна на Наксосе: ислам и политика в религиозно плюралистическом африканском обществе, Журнал религии в Африке, Vol. 26, Фаск. 3 (август 1996 г.), стр. 308–29.
- ^ HR Палмер, Ранняя концепция ислама фулани, Журнал Королевского африканского общества, Vol. 13, № 52, стр. 407–14.
- ^ Уолтер Зангер, « Еврейское поклонение, языческие символы: мозаика зодиака в древних синагогах », «Bible History Daily » ; впервые опубликовано 24 августа 2012 г., обновлено 24 августа 2014 г.
- ^ Шей Цукер, « Еврейские названия планет », Роль астрономии в обществе и культуре, Труды Международного астрономического союза , Симпозиум МАС, Том 260; п. 302.
Ссылки
[ редактировать ]- Уильямс, Роберт А. Американские индейцы в западной правовой мысли: дискурсы завоевания , 1990, Oxford University Press , ISBN 0-19-508002-5
- Томлинс, Кристофер Л.; Манн, Брюс Х. Многие законности ранней Америки , 2001, UNC Press , ISBN 0-8078-4964-2
- Векман, Джордж. Язык изучения религии: Справочник , 2001, Xlibris Corporation. ISBN 0-7388-5105-1 [ самостоятельный источник ]
- Словарь синонимов Merriam-Webster , Merriam-Webster Inc. , 1984, ISBN 0-87779-341-7
- Эспин, Орландо О.; Николофф, Джеймс Б. Вводный словарь теологии и религиоведения , Liturgical Press , 2007, ISBN 0-8146-5856-3
- Атрибуция
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Неверные ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Молитва святого Франциска Ксаверия об обращении неверных: молитва, написанная Франциском Ксавьером , Учителем Церкви
- Определение слова «неверный» по Мерриам-Вебстера словарю
- Определение слова «неверующий» по Мерриама-Вебстера словарю
- Неверные: история конфликта между христианским миром и исламом, Эндрю Уиткрофт, Random house, 2005 г.