Бог
В монотеистических системах верований Бог обычно рассматривается как высшее существо, творец и главный объект веры . [1] В политеистических системах верований бог - это «дух или существо, которое, как полагают, создало или контролирует некоторую часть вселенной или жизни, ради чего такому божеству часто поклоняются». [2] [3] Вера в существование хотя бы одного бога называется теизмом . [4] [5]
Представления о Боге значительно различаются. Многие известные теологи и философы выдвинули аргументы за и против существования Бога . [6] Атеизм отвергает веру в какое-либо божество. Агностицизм – это вера в то, что существование Бога неизвестно или непознаваемо . Некоторые теисты считают, что знание о Боге происходит от веры. Бога часто воспринимают как величайшую сущность из существующих. [1] Часто полагают, что Бог является причиной всего сущего и поэтому рассматривается как создатель, хранитель и правитель вселенной. Бога часто считают бестелесным и независимым от материального творения. [1][7][8] в то время как пантеизм утверждает, что Бог — это сама Вселенная. Бог иногда рассматривается как всеблагой , в то время как деизм утверждает, что Бог не участвует в жизни человечества, кроме творения.
Some traditions attach spiritual significance to maintaining some form of relationship with God, often involving acts such as worship and prayer, and see God as the source of all moral obligation.[1] God is sometimes described without reference to gender, while others use terminology that is gender-specific. God is referred to by different names depending on the language and cultural tradition, sometimes with different titles of God used in reference to God's various attributes.
Etymology and usage
The earliest written form of the Germanic word God comes from the 6th-century Christian Codex Argenteus. The English word itself is derived from the Proto-Germanic *ǥuđan. The reconstructed Proto-Indo-European form *ǵhu-tó-m was likely based on the root *ǵhau(ə)-, which meant either "to call" or "to invoke".[9] The Germanic words for God were originally neuter, but during the process of the Christianization of the Germanic peoples from their indigenous Germanic paganism, the words became a masculine syntactic form.[10] In the English language, capitalization is used when the word is used as a proper noun, as well as for other names by which a god is known.[11] Consequently, the capitalized form of god is not used for multiple gods or when used to refer to the generic idea of a deity.[12][13]
The English word God and its counterparts in other languages are normally used for any and all conceptions and, in spite of significant differences between religions, the term remains an English translation common to all.
El means God in Hebrew, but in Judaism and in Christianity, God is also given a personal name, the tetragrammaton YHWH, in origin possibly the name of an Edomite or Midianite deity, Yahweh.[14] In many English translations of the Bible, when the word LORD is in all capitals, it signifies that the word represents the tetragrammaton.[15] Jah or Yah is an abbreviation of Jahweh/Yahweh, and often sees usage by Jews and Christians in the interjection "Hallelujah", meaning "Praise Jah", which is used to give God glory.[16] In Judaism some of the Hebrew titles of God are considered holy names.
Allāh (Arabic: الله) is the Arabic term with no plural used by Muslims and Arabic-speaking Christians and Jews meaning "The God", while ʾilāh (Arabic: إِلَٰه plural `āliha آلِهَة) is the term used for a deity or a god in general.[17][18][19] Muslims also use a multitude of other titles for God.
In Hinduism, Brahman is often considered a monistic concept of God.[20] God may also be given a proper name in monotheistic currents of Hinduism which emphasize the personal nature of God, with early references to his name as Krishna-Vasudeva in Bhagavata or later Vishnu and Hari.[21] Sang Hyang Widhi Wasa is the term used in Balinese Hinduism.[22]
In Chinese religion, Shangdi is conceived as the progenitor (first ancestor) of the universe, intrinsic to it and constantly bringing order to it.
Ahura Mazda is the name for God used in Zoroastrianism. "Mazda", or rather the Avestan stem-form Mazdā-, nominative Mazdå, reflects Proto-Iranian *Mazdāh (female). It is generally taken to be the proper name of the spirit, and like its Sanskrit cognate medhā, means "intelligence" or "wisdom". Both the Avestan and Sanskrit words reflect Proto-Indo-Iranian *mazdhā-, from Proto-Indo-European mn̩sdʰeh1, literally meaning "placing (dʰeh1) one's mind (*mn̩-s)", hence "wise".[23] Meanwhile 101 other names are also in use.[24]
Waheguru (Punjabi: vāhigurū) is a term most often used in Sikhism to refer to God.[25] It means "Wonderful Teacher" in the Punjabi language. Vāhi (a Middle Persian borrowing) means "wonderful" and guru (Sanskrit: guru) is a term denoting "teacher". Waheguru is also described by some as an experience of ecstasy which is beyond all description. The most common usage of the word "Waheguru" is in the greeting Sikhs use with each other – Waheguru Ji Ka Khalsa, Waheguru Ji Ki Fateh "Wonderful Lord's Khalsa, Victory is to the Wonderful Lord."
Baha, the "greatest" name for God in the Baháʼí Faith, is Arabic for "All-Glorious".[26]
Other names for God include Aten[27] in ancient Egyptian Atenism where Aten was proclaimed to be the one "true" supreme being and creator of the universe,[28] Chukwu in Igbo,[29] and Hayyi Rabbi in Mandaeism.[30][31]
General conceptions
Existence
The existence of God is a subject of debate in theology, philosophy of religion and popular culture.[32] In philosophical terms, the question of the existence of God involves the disciplines of epistemology (the nature and scope of knowledge) and ontology (study of the nature of being or existence) and the theory of value (since some definitions of God include "perfection").
Ontological arguments refer to any argument for the existence of God that is based on a priori reasoning.[33] Notable ontological arguments were formulated by Anselm and René Descartes.[34] Cosmological arguments, such as those described below, use concepts around the origin of the universe to argue for the existence of God.
The Teleological argument, also called the ‘’argument from design’’, uses the complexity within the universe as a proof of the existence of God.[35] It is countered that the fine tuning required for a stable universe with life on earth is illusionary, as humans are only able to observe the small part of this universe that succeeded in making such observation possible, called the anthropic principle, and so would not learn of, for example, life on other planets or of universes that did not occur because of different laws of physics.[36] Non-theists have argued that complex processes that have natural explanations yet to be discovered are referred to the supernatural, called god of the gaps. Other theists, such as John Henry Newman who believed theistic evolution was acceptable, have also argued against versions of the teleological argument and held that it is limiting of God to view him having to only intervene specially in some instances rather than having complex processes designed to create order.[37]
The Argument from beauty states that this universe happens to contain special beauty in it and that there would be no particular reason for this over aesthetic neutrality other than God.[38] This has been countered by pointing to the existence of ugliness in the universe.[39] This has also been countered by arguing that beauty has no objective reality and so the universe could be seen as ugly or that humans have made what is more beautiful than nature.[40]
The Argument from morality argues for the existence of God given the assumption of the objective existence of morals.[41] While prominent non-theistic philosophers such as the atheist J. L. Mackie agreed that the argument is valid, they disagreed with its premises. David Hume argued that there is no basis to believe in objective moral truths while biologist E. O. Wilson theorized that the feelings of morality are a by-product of natural selection in humans and would not exist independent of the mind.[42] Philosopher Michael Lou Martin argued that a subjective account for morality can be acceptable. Similar to the argument from morality is the argument from conscience which argues for the existence of God given the existence of a conscience that informs of right and wrong, even against prevailing moral codes. Philosopher John Locke instead argued that conscience is a social construct and thus could lead to contradicting morals.[43]
Atheism is, in a broad sense, the rejection of belief in the existence of deities.[44][45] Agnosticism is the view that the truth values of certain claims—especially metaphysical and religious claims such as whether God, the divine or the supernatural exist—are unknown and perhaps unknowable.[46][47][48][49] Theism generally holds that God exists objectively and independently of human thought and is sometimes used to refer to any belief in God or gods.[50][51]
Some view the existence of God as an empirical question. Richard Dawkins states that "a universe with a god would be a completely different kind of universe from one without, and it would be a scientific difference."[52] Carl Sagan argued that the doctrine of a Creator of the Universe was difficult to prove or disprove and that the only conceivable scientific discovery that could disprove the existence of a Creator (not necessarily a God) would be the discovery that the universe is infinitely old.[53] Some theologians, such as Alister McGrath, argue that the existence of God is not a question that can be answered using the scientific method.[54][55]
Agnostic Stephen Jay Gould argued that science and religion are not in conflict and proposed an approach dividing the world of philosophy into what he called "non-overlapping magisteria" (NOMA).[56] In this view, questions of the supernatural, such as those relating to the existence and nature of God, are non-empirical and are the proper domain of theology. The methods of science should then be used to answer any empirical question about the natural world, and theology should be used to answer questions about ultimate meaning and moral value. In this view, the perceived lack of any empirical footprint from the magisterium of the supernatural onto natural events makes science the sole player in the natural world.[57] Stephen Hawking and co-author Leonard Mlodinow state in their 2010 book, The Grand Design, that it is reasonable to ask who or what created the universe, but if the answer is God, then the question has merely been deflected to that of who created God. Both authors claim, however, that it is possible to answer these questions purely within the realm of science and without invoking divine beings.[58][59]
Oneness
A deity, or "god" (with lowercase g), refers to a supernatural being.[60] Monotheism is the belief that there is only one deity, referred to as ‘’God’’ (with uppercase g). Comparing or equating other entities to God is viewed as idolatry in monotheism, and is often strongly condemned. Judaism is one of the oldest monotheistic traditions in the world.[61] Islam's most fundamental concept is tawhid meaning "oneness" or "uniqueness".[62] The first pillar of Islam is an oath that forms the basis of the religion and which non-Muslims wishing to convert must recite, declaring that "I testify that there is no deity except God."[63]
In Christianity, the doctrine of the Trinity describes God as one God in Father, Son (Jesus), and Holy Spirit.[64] In past centuries, this fundamental mystery of the Christian faith was also summarized by the Latin formula Sancta Trinitas, Unus Deus (Holy Trinity, Unique God), reported in the Litanias Lauretanas.
God in Hinduism is viewed differently by diverse strands of the religion, with most Hindus having faith in a supreme reality (Brahman) who can be manifested in numerous chosen deities. Thus, the religion is sometimes characterized as Polymorphic Monotheism.[65] Henotheism is the belief and worship of a single god at a time while accepting the validity of worshiping other deities.[66] Monolatry is the belief in a single deity worthy of worship while accepting the existence of other deities.[67]
Transcendence
Transcendence is the aspect of God's nature that is completely independent of the material universe and its physical laws. Many supposed characteristics of God are described in human terms. Anselm thought that God did not feel emotions such as anger or love, but appeared to do so through our imperfect understanding. The incongruity of judging "being" against something that might not exist, led many medieval philosophers approach to knowledge of God through negative attributes, called Negative theology. For example, one should not say that God is wise, but can say that God is not ignorant (i.e. in some way God has some properties of knowledge). Christian theologian Alister McGrath writes that one has to understand a "personal god" as an analogy. "To say that God is like a person is to affirm the divine ability and willingness to relate to others. This does not imply that God is human, or located at a specific point in the universe."[68]
Pantheism holds that God is the universe and the universe is God and denies that God transcends the Universe.[69] For pantheist philosopher Baruch Spinoza, the whole of the natural universe is made of one substance, God, or its equivalent, Nature.[70][71] Pantheism is sometimes objected to as not providing any meaningful explanation of God with the German philosopher Schopenhauer stating “Pantheism is only a euphemism for atheism”.[72] Pandeism holds that God was a separate entity but then became the Universe.[73][74] Panentheism holds that God contains, but is not identical to, the Universe.[75][76]
Creator
God is often viewed as the cause of all that exists. For Pythagoreans, Monad variously referred to divinity, the first being or an indivisible origin.[77] The philosophy of Plato and Plotinus refers to “The One” which is the first principle of reality that is ‘’beyond’’ being[78] and is both the source of the Universe and the teleological purpose of all things.[79] Aristotle theorized a first uncaused cause for all motion in the universe and viewed it as perfectly beautiful, immaterial, unchanging and indivisible. Aseity is the property of not depending on any cause other than itself for its existence. Avicenna held that there must be a necessarily existent guaranteed to exist by its essence – it cannot ‘’not’’ exist – and that humans identify this as God.[80] Secondary causation refers to God creating the laws of the Universe which then can change themselves within the framework of those laws. In addition to the initial creation, occasionalism refers to the idea that the Universe would not by default continue to exist from one instant to the next and so would need to rely on God as a sustainer. While divine providence refers to any intervention by God, it is usually used to refer to "special providence" where there is an extraordinary intervention by God, such as miracles.[81][82]
Benevolence
Deism holds that God exists but does not intervene in the world beyond what was necessary to create it,[83] such as answering prayers or producing miracles. Deists sometimes attribute this to God having no interest in or not being aware of humanity. Pandeists would hold that God does not intervene because God is the Universe.[84]
Of those theists who hold that God has an interest in humanity, most hold that God is omnipotent, omniscient, and benevolent. This belief raises questions about God's responsibility for evil and suffering in the world. Dystheism, which is related to theodicy, is a form of theism which holds that God is either not wholly good or is fully malevolent as a consequence of the problem of evil.
Omniscience and omnipotence
Omnipotence (all-powerful) is an attribute often ascribed to God. The omnipotence paradox is most often framed with the example "Could God create a stone so heavy that even he could not lift it?" as God could either be unable to create that stone or lift that stone and so could not be omnipotent. This is often countered with variations of the argument that omnipotence, like any other attribute ascribed to God, only applies as far as it is noble enough to befit God and thus God cannot lie, or do what is contradictory as that would entail opposing himself.[85]
Omniscience (all-knowing) is an attribute often ascribed to God. This implies that God knows how free agents will choose to act. If God does know this, either their free will might be illusory or foreknowledge does not imply predestination, and if God does not know it, God may not be omniscient.[86] Open Theism limits God's omniscience by contending that, due to the nature of time, God's omniscience does not mean the deity can predict the future and process theology holds that God does not have immutability, so is affected by his creation.
Other concepts
Theologians of theistic personalism (the view held by René Descartes, Isaac Newton, Alvin Plantinga, Richard Swinburne, William Lane Craig, and most modern evangelicals) argue that God is most generally the ground of all being, immanent in and transcendent over the whole world of reality, with immanence and transcendence being the contrapletes of personality.[87]
God has also been conceived as being incorporeal (immaterial), a personal being, the source of all moral obligation, and the "greatest conceivable existent".[1] These attributes were all supported to varying degrees by the early Jewish, Christian and Muslim theologian philosophers, including Maimonides,[88] Augustine of Hippo,[88] and Al-Ghazali,[6] respectively.
Non-theistic views
Religious traditions
Jainism has generally rejected creationism, holding that soul substances (Jīva) are uncreated and that time is beginningless.[89]
Some interpretations and traditions of Buddhism can be conceived as being non-theistic. Buddhism has generally rejected the specific monotheistic view of a Creator God. The Buddha criticizes the theory of creationism in the early Buddhist texts.[90][91] Also, major Indian Buddhist philosophers, such as Nagarjuna, Vasubandhu, Dharmakirti and Buddhaghosa, consistently critiqued Creator God views put forth by Hindu thinkers.[92][93][94] However, as a non-theistic religion, Buddhism leaves the existence of a supreme deity ambiguous. There are significant numbers of Buddhists who believe in God, and there are equally large numbers who deny God's existence or are unsure.[95][96]
Taoic religions such as Confucianism and Taoism are silent on the existence of creator gods. However, keeping with the tradition of ancestor veneration in China, adherents worship the spirits of people such as Confucius and Lao Tzu in a similar manner to God.[97][98]
Anthropology
Some atheists have argued that a single, omniscient God who is imagined to have created the universe and is particularly attentive to the lives of humans has been imagined and embellished over generations.[99]
Паскаль Бойер утверждает, что, хотя в мире существует множество концепций сверхъестественного, в целом сверхъестественные существа склонны вести себя во многом как люди. Построение богов и духов как людей — одна из самых известных черт религии. Он приводит примеры из греческой мифологии , которая, по его мнению, больше похожа на современную мыльную оперу, чем на другие религиозные системы. [100]
Бертран дю Кастель и Тимоти Юргенсен посредством формализации демонстрируют, что объяснительная модель Бойера соответствует эпистемологии физики , постулируя, что не наблюдаемые непосредственно объекты являются посредниками. [101]
Антрополог Стюарт Гатри утверждает, что люди проецируют человеческие черты на нечеловеческие аспекты мира, потому что это делает эти аспекты более знакомыми. Зигмунд Фрейд также предположил, что концепции бога - это проекции отца. [102]
Точно так же Эмиль Дюркгейм был одним из первых, кто предположил, что боги представляют собой расширение человеческой социальной жизни, включающее в себя сверхъестественные существа. В соответствии с этим рассуждением психолог Мэтт Россано утверждает, что, когда люди начали жить большими группами, они, возможно, создали богов как средство обеспечения соблюдения морали. В небольших группах мораль может поддерживаться социальными силами, такими как сплетни или репутация. Однако гораздо труднее обеспечить соблюдение морали, используя социальные силы в гораздо более крупных группах. Россано указывает, что, включив в процесс постоянно бдительных богов и духов, люди открыли эффективную стратегию сдерживания эгоизма и создания групп, готовых к сотрудничеству. [103]
Нейронаука и психология
Сэм Харрис интерпретировал некоторые открытия нейробиологии , утверждая, что Бог — это всего лишь воображаемая сущность, не имеющая под собой реальной основы. [104]
Исследователи Университета Джона Хопкинса, изучающие эффекты «молекулы духа» ДМТ , которая является одновременно эндогенной молекулой в человеческом мозге и активной молекулой психоделического аяуаски , обнаружили, что подавляющее большинство респондентов заявили, что ДМТ привел их в контакт с «сознательным человеком». «умное, доброжелательное и священное существо» и описывают взаимодействия, которые источают радость, доверие, любовь и доброту. Более половины из тех, кто ранее считал себя атеистами, после этого опыта описали ту или иную веру в высшие силы или Бога. [105]
Около четверти тех, кто страдает от приступов височной доли, испытывают то, что называют религиозным опытом. [106] и может стать озабоченным мыслями о Боге, даже если раньше этого не было. Нейробиолог В.С. Рамачандран выдвигает гипотезу, что судороги в височной доле, которая тесно связана с эмоциональным центром мозга, лимбической системой , могут привести к тому, что больные будут видеть даже банальные объекты с повышенным смыслом. [107]
Психологи, изучающие чувство трепета, обнаружили, что участники, испытывающие трепет после просмотра сцен чудес природы, с большей вероятностью верят в сверхъестественное существо и видят события как результат замысла, даже если им даны случайно сгенерированные числа. [108]
Отношения с человечеством
Поклонение
Теистические религиозные традиции часто требуют поклонения Богу, а иногда утверждают, что цель существования — поклонение Богу. [109] [110] Чтобы решить проблему всемогущего существа, требующего, чтобы ему поклонялись, считается, что Бог не нуждается в поклонении и не получает от него никакой выгоды, но что поклонение предназначено для блага поклоняющегося. [111] Ганди выразил мнение, что Богу не нужны его мольбы и что «Молитва - это не просьба. Это стремление души. Это ежедневное признание своей слабости». [112] Обращение к Богу в молитве играет важную роль среди многих верующих. В зависимости от традиции Бога можно рассматривать как личного Бога, к которому можно обращаться только напрямую, в то время как другие традиции позволяют молиться посредникам, таким как святые , чтобы они ходатайствовали за них. Молитва часто также включает в себя просьбу, например, прошение о прощении . Часто полагают, что Бог прощает. Например, в хадисе говорится, что Бог заменит безгрешных людей на тех, кто согрешил, но все же попросил покаяния. [113] Жертвоприношение ради Бога – это еще один акт преданности, включающий пост и милостыню . Памятование о Боге в повседневной жизни включает в себя упоминание междометий с благодарностью Богу при чувстве благодарности или фраз обожания , например, повторение песнопений во время выполнения других действий.
Спасение
Транстеистические религиозные традиции могут верить в существование божеств, но отрицать их какое-либо духовное значение. Этот термин использовался для описания определенных направлений буддизма. [114] Джайнизм и стоицизм . [115]
Среди религий, которые придают духовность отношениям с Богом, существуют разногласия относительно того, как лучше всего поклоняться Богу и каков Божий план для человечества. Существуют разные подходы к примирению противоречивых утверждений монотеистических религий. Одну точку зрения придерживаются эксклюзивисты, которые верят, что они являются избранными людьми или имеют исключительный доступ к абсолютной истине, как правило, через откровение или встречу с Божественным, чего не делают приверженцы других религий. Другая точка зрения – религиозный плюрализм . Плюралист обычно считает, что его религия правильная, но не отрицает частичную истинность других религий. Мнение о том, что все теисты на самом деле поклоняются одному и тому же богу, знают они об этом или нет, особенно подчеркивается в Вере Бахаи, Индуизме. [116] и сикхизм. [117] проповедует Вера Бахаи , что божественные проявления включают великих пророков и учителей многих основных религиозных традиций, таких как Кришна, Будда, Иисус, Зороастр, Мухаммед, Бахаулла, а также проповедует единство всех религий и фокусируется на этих многочисленных прозрениях. как необходимо для удовлетворения потребностей человечества в разные моменты истории и для разных культур, а также как часть схемы прогрессивного откровения и образования человечества. Примером плюралистического взгляда в христианстве является суперсессионизм , то есть вера в то, что религия является продолжением предыдущих религий. Третий подход — релятивистский инклюзивизм , при котором все считаются одинаково правыми; примером является универсализм : доктрина о том, что спасение в конечном итоге доступно каждому. Четвертый подход — синкретизм , смешивающий различные элементы разных религий. Примером синкретизма является движение Нью Эйдж .
Эпистемология
Вера
Фидеизм — это позиция, согласно которой в некоторых темах, особенно в теологии, например в реформированной эпистемологии , вера превосходит разум в достижении истин. Некоторые теисты утверждают, что риск, связанный с верой, имеет ценность и что, если бы аргументы в пользу существования Бога были такими же рациональными, как законы физики, тогда не было бы никакого риска. Такие теисты часто утверждают, что сердце привлекает красота, истина и добро, и поэтому оно лучше всего подходит для того, чтобы диктовать вопросы о Боге, как это показано Блезом Паскалем , который сказал: «У сердца есть свои причины, которых разум не знает». [118] Хадис приписывает цитату Богу как «Я то, что думает обо мне мой раб». [119] Присущая интуиция относительно Бога называется в исламе фитрой , или «врожденной природой». [120] В конфуцианской традиции Конфуций и Мэн-цзы утверждали, что единственное оправдание правильного поведения, называемого Путем, — это то, что продиктовано Небесами, более или менее антропоморфной высшей силой, и внедрено в людей, и, таким образом, существует только одна универсальная основа для Способ. [121]
Откровение
Откровение относится к некоторой форме послания, переданного Богом. Обычно предполагается, что это произойдет с помощью пророков или ангелов . Аль-Матуриди приводил доводы в пользу необходимости откровения, потому что, хотя люди интеллектуально способны осознать Бога, человеческое желание может отвлечь интеллект, и потому что определенные знания не могут быть познаны, кроме тех случаев, когда они специально даны пророкам, например, описания актов поклонения. [122] Утверждается, что существует также то, что пересекается между тем, что раскрывается, и тем, что может быть получено. Согласно исламу, одним из самых ранних откровений, когда-либо открытых, было: «Если ты не чувствуешь стыда, то делай, что хочешь». [123] Термин «Общее откровение» используется для обозначения знаний о Боге, открытых за пределами прямого или специального откровения, такого как Священные Писания. Примечательно, что это включает в себя изучение природы, которую иногда называют « Книгой природы» . [124] Идиома на арабском языке гласит: «Коран — это говорящая Вселенная. Вселенная — это безмолвный Коран». [125]
Причина
В вопросах богословия некоторые, такие как Ричард Суинберн , занимают эвиденциалистскую позицию, согласно которой убеждение оправдано только в том случае, если оно имеет под собой причину, а не считает его основополагающим убеждением . [126] Традиционалистская теология утверждает, что не следует высказывать свое мнение за пределами откровения, чтобы понять природу Бога, и не одобрять такие рационализации, как спекулятивное богословие . [127] Примечательно, что для антропоморфных описаний, таких как «Рука Бога» и атрибутов Бога , они не аннулируют такие тексты и не принимают буквальную руку, но оставляют Богу любую двусмысленность, называемую тафвид , не задаваясь вопросом, как это сделать . [128] [129] Физико-теология предоставляет аргументы по богословским темам, основанные на разуме. [130]
Специфические характеристики
Титулы
В иудео-христианской традиции «Библия была основным источником представлений о Боге». Тот факт, что Библия «включает в себя множество различных образов, концепций и способов мышления о Боге», привел к постоянным «разногласиям в том, как следует понимать и понимать Бога». [131] В еврейской и христианской Библии встречаются титулы Бога, который раскрыл свое личное имя как ЯХВЕ (часто произносимое как Яхве или Иегова ). [14] Один из них — Элохим . Другой — Эль-Шаддай , что переводится как «Бог Всемогущий». [132] Третий известный титул — Эль Элион , что означает «Высший Бог». [133] В еврейской и христианской Библии также упоминается имя « Я есмь то, что я есмь ». [134] [14]
Бог описывается и упоминается в Коране и хадисах под определенными именами или атрибутами , наиболее распространенными из которых являются Ар-Рахман , что означает «Самый Милосердный», и Ар-Рахим , что означает «Самый Милосердный». [135] Многие из этих имен также используются в писаниях Веры Бахаи .
Вайшнавизм , традиция в индуизме, имеет список титулов и имен Кришны .
Пол
Пол Бога можно рассматривать как буквальный или аллегорический аспект божества , которое, согласно классической западной философии, превосходит телесную форму. [136] [137] Политеистические религии обычно приписывают каждому из богов пол, позволяя каждому взаимодействовать сексуально с любым другим и, возможно, с людьми. В большинстве монотеистических религий у Бога нет двойника, с которым можно было бы вступить в сексуальные отношения. Таким образом, в классической западной философии пол этого единственного божества, скорее всего, является аналогичным утверждением того, как люди и Бог обращаются и относятся друг к другу. А именно, Бог рассматривается как создатель мира и откровения, что соответствует активной (в отличие от рецептивной) роли в половом акте. [138]
Библейские источники обычно относятся к Богу, используя мужские или отцовские слова и символы, за исключением Бытия 1:26–27 . [139] [140] Псалом 122:2–3 и Луки 15:8–10 (женщина); Осия 11:3–4 , Второзаконие 32:18 , Исаия 66:13 , Исаия 49:15 , Исайя 42:14 , Псалом 130:2 (мать); Второзаконие 32:11–12 (мать-орел); и Матфея 23:37 и Луки 13:34 (курица).
В сикхизме — это «Аджуни» (Без воплощений), что означает , Бог что Бог не связан ни с какими физическими формами. Отсюда делается вывод, что Всепроникающий Господь бесполый. [141] Однако Гуру Грантх Сахиб постоянно обращается к Богу как «Он» и «Отец» (за некоторыми исключениями), обычно потому, что Гуру Грантх Сахиб был написан на индоарийских языках Северной Индии (смесь пенджаби и сант-бхаша , санскрита с влиянием языка персидского ), которые не имеют нейтрального рода. Из дальнейшего понимания сикхской философии можно сделать вывод, что Бога иногда называют Мужем Души-невесты, чтобы дать патриархальному обществу понять, каковы отношения с Богом. Кроме того, Бог считается Отцом, Матерью и Спутником. [142]
Описание
В зороастризме во времена ранней империи Парфянской Ахура Мазда визуально изображался для поклонения. Эта практика закончилась в начале Сасанидской империи . Зороастрийское иконоборчество , которое можно проследить до конца парфянского периода и начала Сасанидов, со временем положило конец использованию всех изображений Ахура Мазды в поклонении. Однако Ахура Мазда по-прежнему символизировалась достойной мужской фигурой, стоящей или верхом на лошади, которая встречается в сасанидских инвеститурах. [143]
О божествах ближневосточных культур часто думают как об антропоморфных существах, имеющих человеческое тело, которое, однако, не равно человеческому телу. Такие тела часто считались сияющими или огненными, сверхчеловеческими размерами или чрезвычайной красотой. Древнее божество израильтян ( Яхве ) тоже представлялось как трансцендентное, но все же антропоморфное божество. [144] Люди не могли видеть его из-за своей нечистоты, в отличие от святости Яхве, поскольку Яхве описывался как излучающий огонь и свет, которые могли убить человека, если бы он посмотрел на него. Кроме того, более религиозные или духовные люди, как правило, имеют менее антропоморфные изображения Бога. [145] В иудаизме Тора часто приписывает Богу человеческие черты, однако многие другие отрывки описывают Бога как бесформенного и потустороннего. Иудаизм является аниконическим , то есть в нем слишком мало материальных, физических представлений как естественного, так и сверхъестественного миров. Кроме того, поклонение идолам строго запрещено. Традиционная точка зрения, развитая такими фигурами, как Маймонид , считает, что Бог совершенно непостижим и, следовательно, его невозможно представить, что приводит к возникновению исторической традиции «божественной бестелесности». Таким образом, попытка описать «внешность» Бога в практических терминах считается неуважением к божеству и, следовательно, является табу и, возможно, еретической. [ нужна ссылка ]
Гностическая космогония часто изображает бога-творца Ветхого Завета как злое меньшее божество или Демиурга , в то время как высший доброжелательный бог или Монада мыслится как нечто за пределами понимания, имеющее неизмеримый свет и не во времени или среди вещей, которые существуют, а, скорее, нечто большее. чем они в каком-то смысле. Говорят, что во всех людях есть частица Бога или божественная искра , которая упала из нематериального мира в испорченный материальный мир и попадает в ловушку, пока не будет гнозис . достигнут [146] [147] [148]
Ранние христиане считали, что слова Евангелия от Иоанна 1:18: «Никто Бога не видел никогда» и многие другие утверждения предназначались для применения не только к Богу, но и ко всем попыткам изображения Бога. [149] Однако встречаются и более поздние изображения Бога. Некоторые из них, например « Рука Бога» , представляют собой изображения, заимствованные из еврейского искусства. До 10-го века не было предпринято никаких попыток использовать человека в качестве символа Бога-Отца в западном искусстве . [149] Тем не менее, западному искусству в конечном итоге потребовался какой-то способ проиллюстрировать присутствие Отца, поэтому благодаря последовательным изображениям примерно в 10 веке нашей эры постепенно появился набор художественных стилей, символизирующих Отца с использованием человека. Обоснованием использования человека является вера в то, что Бог создал душу человека по образу своей собственной (таким образом позволяя людям превосходить других животных). Похоже, что когда первые художники создавали изображения Бога-Отца, страх и трепет удерживали их от использования всей человеческой фигуры. Обычно в качестве изображения используется лишь небольшая часть, обычно рука, иногда лицо, но редко весь человек. Во многих изображениях фигура Сына вытесняет Отца, поэтому изображается меньшая часть личности Отца. [150] К XII веку изображения Бога-Отца начали появляться во французских иллюминированных рукописях , которые, как менее публичная форма, часто могли быть более смелыми в своей иконографии, а также в витражах церковных окон в Англии. Первоначально голова или бюст обычно изображались в какой-то рамке из облаков в верхней части картинного пространства, где раньше появлялась Рука Бога; Крещение Христа на знаменитой крестильной купели в Льеже Райнера де Уи — образец 1118 года (Рука Бога используется в другой сцене). Постепенно количество изображенного человеческого символа может увеличиться до фигуры в пояс, затем в полный рост, обычно восседающей на троне, как на ок Джотто фреске . 1305 год в Падуе . [151] В 14 веке Неаполитанская Библия содержала изображение Бога-Отца в Неопалимом кусте . К началу 15 века в « Très Riches Heures du Duc de Berry» было значительное количество символов, в том числе пожилая, но высокая и элегантная фигура в полный рост, идущая в Эдемском саду , которые демонстрируют значительное разнообразие видимых возрастов и одежд. В «Вратах рая» Флорентийского баптистерия работы Лоренцо Гиберти , начатых в 1425 году, используется аналогичный высокий символ Отца в полный рост. Часослов Рохана около 1430 года также включал изображения Бога-Отца в поясной человеческой форме, которые теперь становились стандартными, а Рука Бога становилась все более редкой. В тот же период другие работы, такие как большой алтарь Бытия гамбургского художника Мейстера Бертрама , продолжали использовать старое изображение Христа как Логоса в сценах Бытия. В XV веке существовала краткая мода изображать все три лица Троицы как одинаковые или тождественные фигуры с обычным обликом Христа. . В Тринитарной Пьете Бог-Отец часто изображается в виде человека в папском одеянии и папской короне, поддерживающего мертвого Христа на руках. [152] В 1667 году 43-я глава Великого Московского Собора специально включила запрет на ряд символических изображений Бога-Отца и Святого Духа, что привело затем к внесению в запрещенный список и ряда других икон: [153] [154] в основном это затронуло изображения в западном стиле, получившие распространение в православных иконах. Собор также объявил, что личностью Троицы, которая была «Ветхим днями», был Христос как Логос , а не Бог-Отец. Однако некоторые иконы продолжали производиться в России, а также в Греции , Румынии и других православных странах.
В исламе мусульмане верят, что Бог ( Аллах ) находится за пределами всякого понимания и ничем не похож ни на одно из своих творений. Мусульмане склонны использовать меньше всего антропоморфизма среди монотеистов. [145] Они не иконопочитатели и вместо изображений имеют религиозную каллиграфию с титулами Бога. [155]
См. также
Ссылки
Сноски
Цитаты
- ^ Перейти обратно: а б с д и Суинберн, Р.Г. (1995). "Бог". В Хондерихе, Тед (ред.). Оксфордский справочник по философии . Издательство Оксфордского университета.
- ^ "бог" . Кембриджский словарь .
- ^ «Определение БОГА» . www.merriam-webster.com . Архивировано из оригинала 20 февраля 2023 года . Проверено 27 февраля 2023 г.
- ^ «Определение ТЕИЗМА и примеры использования» . Словарь.com . Архивировано из оригинала 2 декабря 2023 года . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ «Определение ТЕИЗМА» . www.merriam-webster.com . Архивировано из оригинала 14 мая 2011 года . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Плантинга, Элвин . «Бог, аргументы в пользу существования», Энциклопедия философии Рутледжа , Рутледж, 2000.
- ^ Бордвелл, Дэвид (2002). Катехизис Католической Церкви . Континуум. п. 84. ИСБН 978-0-860-12324-8 .
- ^ «Катехизис Католической Церкви» . Архивировано из оригинала 3 марта 2013 года . Проверено 30 декабря 2016 г. - через IntraText.
- ^ Скрытая этимология оспаривается. Помимо маловероятной гипотезы заимствования из иностранного языка, OTeut. "ghuba" в качестве претеутского типа подразумевает либо "*ghodho-m", либо "*ghodto-m". Первое, по-видимому, не допускает объяснения; но последний будет представлять нейтральное число. ппл. корня «геу-». Есть два арийских корня требуемой формы («*g,heu-» с небным придыханием), один со значением «призывать» (санскр. «ху»), другой — «лить, приносить жертву» (санскр. «ху» , гр. χεηi;ν, др.-анг. «геотан» Йете v). Оксфордский словарь английского языка, компактное издание, G, стр. 267 .
- ^ Барнхарт, Роберт К. (1995). Краткий этимологический словарь Барнхарта: происхождение американских английских слов , стр. 323. ХарперКоллинз . ISBN 0062700847 .
- ^ « Бог» в Мерриам-Вебстере (онлайн)» . Merriam-Webster, Inc. Архивировано из оригинала 14 сентября 2012 года . Проверено 19 июля 2012 г.
- ^ Словарь Нового Света Вебстера ; "Бог сущ. ME [Среднеанглийский] < др.-анг. [древнеанглийский], родственный Ger gott, Goth guth, проб. <IE база *ĝhau-, взывать, призывать > Sans havaté, (он) призывает; 1 . любое из различных существ, рассматриваемых как сверхъестественные, бессмертные и обладающие особой властью над жизнью и делами людей и ходом природы, особенно мужское божество: обычно считается объектом поклонения; идол 3. человек или вещь, обожествляемая или чрезмерно почитаемая и вызывающая восхищение 4. [G-] в монотеистических религиях создатель и правитель вселенной, считающийся вечным, бесконечным, всемогущим и всезнающим; ; Всемогущий»
- ^ Dictionary.com. Архивировано 19 апреля 2009 г. в Wayback Machine ; «Бог /gɒd/ существительное: 1. единое Верховное Существо, создатель и правитель вселенной. 2. Верховное Существо, рассматриваемое в отношении определенного атрибута. 3. (строчные буквы) одно из нескольких божеств, особенно мужское божество. , руководящий некоторой частью мирских дел. 4. (часто строчные буквы) верховное существо по какой-то конкретной концепции: Бог милосердия. 5. Христианская Наука, Высшее Существо, понимаемое как Жизнь, Истина, Любовь, Разум, Душа. Дух, Принцип. 6. (строчная) образ божества 7. (строчная) любое обожествленное лицо или предмет 8. (часто строчная) Боги, Театр 8а. зрители в этой части балкона».
- ^ Перейти обратно: а б с Парк-Тейлор, GH (1 января 2006 г.). Яхве: Божественное Имя в Библии . Издательство Университета Уилфрида Лорье . п. 4. ISBN 978-0889206526 .
В Ветхом Завете содержатся различные титулы и суррогаты Бога, такие как Эль-Шаддай, Эль-Элион, Хаккадош (Святой) и Адонай. В третьей главе будут рассмотрены имена, приписываемые Богу в патриархальный период. Герхард фон Рад напоминает нам, что эти имена стали второстепенными после того, как имя ЯХВЕ стало известно Израилю, поскольку «эти рудиментарные имена, которые происходят из старых традиций, и из самых старых из них, никогда не имели функции расширения имени, чтобы оно стало устойчивым». наряду с именем Яхве, чтобы служить более полной формой обращения, они иногда использовались вместо имени Яхве». В этом отношении ЯХВЕ контрастирует с главными божествами вавилонян и египтян. «У Яхве было только одно имя; у Мардука было пятьдесят, под которыми в гимнах воспевались его хвалы как победителю над Тиамат. Точно так же египетский бог Ра — бог со многими именами.
- ^ Бартон, Джорджия (2006). Очерк семитского происхождения: социальное и религиозное . Издательство Кессинджер. ISBN 978-1428615755 .
- ^ Лоуэн, Джейкоб А. (1 июня 2020 г.). Библия в межкультурной перспективе (пересмотренная ред.). Издательство Уильяма Кэри. п. 182. ИСБН 978-1645083047 .
Более короткие формы имени Яхве: имя Яхве также появляется в сокращенной форме, транслитерированной «Иа» (произносится «Ях») в исправленной версии и стандартной американской версии, либо в тексте, либо в сноске: «Песнь моя — Джа» (Исх 15:2). ; «Иахом, именем Его» (Пс 68:4); «Я не увижу Иа в земле Иа (Ис 38:11). Это часто встречается в таких часто непереводимых сложных словах, как аллилуйя «хвалите Иа» (Пс 135:3; 146:10, 148:14), а также в именах собственных. как Илия: «Мой Бог — Иа», Адония — «Мой Господь — Иа», Исайя — «Ях спас».
- ^ "Бог" . Ислам: Империя веры . ПБС. Архивировано из оригинала 27 марта 2014 года . Проверено 18 декабря 2010 г.
- ^ «Ислам и христианство», Энциклопедия христианства (2001): Арабоязычные христиане и евреи также называют Бога Аллахом .
- ^ Гарде, Л. «Бог». Энциклопедия ислама онлайн .
- ^ Левин, Майкл П. (2002). Пантеизм: нетеистическая концепция божества, с. 136.
- ^ Гастингс 1925–2003 , с. 540.
- ^ Макдэниел, июнь (2013 г.), Современный индуистский монотеизм: индонезийские индуисты как «люди Книги». Журнал индуистских исследований, издательство Оксфордского университета, дои : 10.1093/jhs/hit030 .
- ^ Бойс 1983 , с. 685.
- ^ Киддер, Дэвид С.; Оппенгейм, Ной Д. Интеллектуальная преданность: оживите свой разум, завершите свое образование и уверенно бродите среди культурного класса, с. 364.
- ^ Дуггал, Картар Сингх (1988). Философия и вера сикхизма , с. ix.
- ^ Бахаулла, Джойс Ватанабе (2006). Праздник души: размышления об атрибутах Бога : ... px
- ^ Ассманн, Январь. Религия и культурная память: десять исследований , Stanford University Press, 2005, стр. 59.
- ^ Лихтейм, М. (1980). Древнеегипетская литература , Том. 2, с. 96.
- ^ Афигбо, А.Е.; Фалола, Тойин (2006). Миф, история и общество: собрание сочинений Адиэль Афигбо . Трентон, Нью-Джерси: Africa World Press. ISBN 978-1592214198 . OCLC 61361536 . Архивировано из оригинала 23 мая 2024 года . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ Бакли, Йорунн Якобсен (2002). Мандеи: древние тексты и современные люди . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0195153855 . OCLC 65198443 .
- ^ Нашми, Юхана (24 апреля 2013 г.), «Современные проблемы мандейской веры» , Союз мандейских ассоциаций , заархивировано из оригинала 31 октября 2021 г. , получено 28 декабря 2021 г.
- ^ См., например, «Рациональность теизма» с цитатой Квентина Смита: «Бог не «мертв» в академических кругах; он вернулся к жизни в конце 1960-х годов». Они ссылаются на «переход от враждебности к теизму в «Энциклопедии философии» Пола Эдвардса (1967) к симпатии к теизму в более поздней «Энциклопедии философии Рутледжа» .
- ^ «Онтологические аргументы» . Стэнфордская энциклопедия философии. Архивировано из оригинала 25 мая 2023 года . Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ Аквинский, Фома (1990). Крифт, Питер (ред.). Сумма суммы Игнатиус Пресс. стр. 100-1 65–69.
- ^ Ратч, Дель; Коперски, Джеффри (10 июня 2005 г.) [2005]. «Телеологические аргументы в пользу существования Бога». Телеологические аргументы в пользу существования Бога . Стэнфордская энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 7 октября 2019 года . Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ "Тонкая настройка" . Стэнфордская энциклопедия философии . Центр изучения языка и информации (CSLI), Стэнфордский университет. 22 августа 2017 года. Архивировано из оригинала 10 октября 2023 года . Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Чаппелл, Джонатан (2015). «Грамматика происхождения: Джон Генри Ньюман и совместимость эволюции с христианской доктриной». Наука и христианская вера . 27 (2): 180–206.
- ^ Суинберн, Ричард (2004). Существование Бога (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. стр. 190–91. ISBN 978-0199271689 .
- ^ Существование Бога (1-е изд.). Уоттс и Ко. с. 75.
- ^ Отчет меньшинства , Записные книжки Х. Л. Менкена, Кнопф, 1956.
- ^ Мартин, Майкл (1992). Атеизм: философское оправдание . Издательство Университета Темпл. стр. 213–214. ISBN 978-0877229438 .
- ^ Крейг, Уильям Лейн; Морленд, JP (2011). Блэквеллский спутник естественного богословия . Джон Уайли и сыновья. п. 393. ИСБН 978-1444350852 .
- ^ Паркинсон, GHR (1988). Энциклопедия философии . Тейлор и Фрэнсис. стр. 344–345. ISBN 978-0415003230 .
- ^ Нильсен 2013: «Вместо того, чтобы говорить, что атеист — это тот, кто верит в ложность или, возможно, ложность существования Бога, более адекватная характеристика атеизма состоит в более сложном утверждении, что быть атеистом — значит быть кем-то, кто отвергает веру в Бога по следующим причинам...: в отношении антропоморфного Бога атеист отвергает веру в Бога, потому что ложно или, вероятно, неверно, что существует Бог для неантропоморфного Бога... потому что концепция такого Бога; является либо бессмысленным, непонятным, противоречивым, непостижимым или непоследовательным для Бога, изображаемого некоторыми современными или современными теологами или философами ... потому что рассматриваемая концепция Бога такова, что она просто маскирует атеистическую субстанцию - например, «Бог»; это просто другое название любви или... символический термин для моральных идеалов».
- ^ Эдвардс 2005: «По нашему определению, «атеист» — это человек, который отвергает веру в Бога, независимо от того, является ли его причиной отказа утверждение о том, что «Бог существует» выражает ложное утверждение. Люди часто принимают такую позицию. Отвержение какой-либо позиции по причинам, отличным от того, что она является ложным утверждением. Среди современных философов распространено, да и в прежние века нередко было отвергать позиции на том основании, что они бессмысленны. Иногда также и теория. отвергается на таких основаниях, как бесплодность, избыточность или капризность, а также существует множество других соображений, которые в определенных контекстах обычно считаются вескими основаниями для отклонения утверждения».
- ^ Томас Генри Хаксли , английский биолог, был первым, кто придумал слово агностик в 1869 году. Диксон, Томас (2008). Наука и религия: очень краткое введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 63. ИСБН 978-0199295517 . Однако более ранние авторы и опубликованные работы продвигали агностическую точку зрения. Среди них Протагор , греческий философ V века до нашей эры . «Интернет-энциклопедия философии - Протагор (ок. 490 – ок. 420 до н. э.)» . Архивировано из оригинала 14 октября 2008 года . Проверено 6 октября 2008 г.
В то время как благочестивые, возможно, хотели бы обратиться к богам за абсолютным моральным руководством в релятивистской вселенной софистического Просвещения, эта уверенность также была поставлена под сомнение философскими и софистическими мыслителями, которые указывали на абсурдность и аморальность традиционных эпических повествований о боги. Прозаический трактат Протагора о богах начинался так: «Что касается богов, у меня нет возможности узнать, существуют они или нет и какого рода они могут быть. Многие вещи мешают познанию, включая неясность предмета и краткость человеческой жизни».
- ^ Хепберн, Рональд В. (2005) [1967]. "Агностицизм". В Борхерте, Дональд М. (ред.). Энциклопедия философии . Том. 1 (2-е изд.). Справочник Макмиллана США (Гейл). п. 92. ИСБН 978-0028657806 .
В самом общем использовании этого термина агностицизм — это точка зрения, согласно которой мы не знаем, есть Бог или нет.
(стр. 56 в издании 1967 г.). - ^ Роу, Уильям Л. (1998). «Агностицизм» . У Эдварда Крейга (ред.). Философская энциклопедия Рутледжа . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0415073103 . Архивировано из оригинала 23 мая 2024 года . Проверено 11 ноября 2020 г.
В популярном смысле слова агностик — это тот, кто ни верит, ни не верит в Бога, тогда как атеист не верит в Бога. Однако в строгом смысле агностицизм — это точка зрения, согласно которой человеческий разум неспособен предоставить достаточные рациональные основания для оправдания ни веры в существование Бога, ни веры в то, что Бога не существует. Поскольку кто-то считает, что наши убеждения рациональны только в том случае, если они в достаточной степени подкреплены человеческим разумом, человек, принимающий философскую позицию агностицизма, будет считать, что ни вера в то, что Бог существует, ни вера в то, что Бога не существует, не являются рациональными.
- ^ «агностик, агностицизм». Оксфордский онлайн-словарь английского языка (3-е изд.). Издательство Оксфордского университета. 2012.
агностик . : А. существительное]. :# Человек, который считает, что ничего не известно или не может быть известно о нематериальных вещах, особенно о существовании или природе Бога. :# В расширенном использовании: человек, который не убежден и не привержен определенной точке зрения; скептик. Также: человек неопределенного мировоззрения или убеждений; двусмысленный. : Б. [прилагательное]. :# Относящийся к вере в то, что существование чего-либо за пределами материальных явлений неизвестно и (насколько можно судить) непознаваемо. А еще: придерживаюсь этой веры. :#а. В расширенном использовании: не привержен определенной точке зрения и не убежден ею; скептически. Также: политически или идеологически несогласные; беспартийный, двусмысленный. агностицизм н. Доктрина или принципы агностиков относительно существования чего-либо за пределами материальных явлений или познания Первопричины или Бога.
- ^ «Философия религии.info – Глоссарий – Теизм, атеизм и агонистизм» . Философия религии.info. Архивировано из оригинала 24 апреля 2008 года . Проверено 16 июля 2008 г.
- ^ «Теизм - определение теизма в бесплатном онлайн-словаре, тезаурусе и энциклопедии» . TheFreeDictionary.com . Архивировано из оригинала 16 августа 2023 года . Проверено 16 июля 2008 г.
- ^ Докинз, Ричард (23 октября 2006 г.). «Почему Бога почти наверняка нет» . Хаффингтон Пост . Архивировано из оригинала 6 октября 2018 года . Проверено 10 января 2007 г.
- ^ Саган, Карл (1996). Мир, населенный демонами . Нью-Йорк: Ballantine Books. п. 278. ИСБН 978-0345409461 .
- ^ МакГрат, Алистер Э. (2005). Бог Докинза: гены, мемы и смысл жизни . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1405125390 .
- ^ Баракман, Флойд Х. (2001). Практическая христианская теология: исследование великих доктрин веры . Крегель академик. ISBN 978-0825423802 .
- ^ Гулд, Стивен Дж. (1998). Гора моллюсков Леонардо и рацион червей . Джонатан Кейп. п. 274. ИСБН 978-0224050432 .
- ^ Докинз, Ричард (2006). Бог-обман . Великобритания: Bantam Press. ISBN 978-0618680009 .
- ^ Хокинг, Стивен; Млодинов, Леонард (2010). Великий Дизайн . Бантамские книги. п. 172 . ISBN 978-0553805376 .
- ^ Краусс, Л. Вселенная из ничего . Свободная пресса, Нью-Йорк. 2012. ISBN 978-1451624458 .
- ^ О'Брайен, Джоди (2009). Энциклопедия гендера и общества . Лос-Анджелес, Калифорния: Сейдж. п. 191. ИСБН 978-1412909167 . Архивировано из оригинала 13 января 2023 года . Проверено 28 июня 2017 г.
- ^ «BBC – Религия: иудаизм» . www.bbc.co.uk. Архивировано из оригинала 5 августа 2022 года . Проверено 31 августа 2022 г.
- ^ Гимарет, Д. «Аллах, Таухид». Британская онлайн-энциклопедия .
- ^ Мохаммад, Н. 1985. «Доктрина джихада: Введение». Журнал права и религии 3 (2): 381–397.
- ^ «Что такое Троица?» . Архивировано из оригинала 19 февраля 2014 года.
- ^ Липнер, Юлиус. «Индуистские божества» . Архивировано из оригинала 7 сентября 2022 года . Проверено 6 сентября 2022 г.
- ^ Мюллер, Макс. (1878) Лекции о происхождении и развитии религии: на примере религий Индии. Лондон, Англия: Лонгманс, Грин и компания.
- ^ Макконки, Брюс Р. (1979), Доктрина мормонов (2-е изд.), Солт-Лейк-Сити, Юта: Bookcraft, стр. 351 .
- ^ МакГрат, Алистер (2006). Христианское богословие: Введение . Издательство Блэквелл. п. 205. ИСБН 978-1405153607 .
- ^ «Пантеизм» . Стэнфордская энциклопедия философии. 17 мая 2007 г. Архивировано из оригинала 11 сентября 2022 г. Проверено 11 сентября 2022 г.
- ^ Керли, Эдвин М. (1985). Собрание сочинений Спинозы . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691072227 .
- ^ Надлер, Стивен (21 августа 2012 г.) [2001]. «Барух Спиноза». Барух Спиноза . Стэнфордская энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 13 ноября 2022 года . Проверено 6 декабря 2012 г.
- ^ «Пантеизм» . Стэнфордская энциклопедия философии. 1 октября 2012 г. Архивировано из оригинала 15 сентября 2018 г. Проверено 18 ноября 2022 г.
- ^ Доу, Алан Х. (2011). Франшиза Бога: теория всего . Алан Х. Доу. п. 48. ИСБН 978-0473201142 .
Пандеизм: это вера в то, что Бог создал вселенную, теперь един с ней и поэтому больше не является отдельной сознательной сущностью. Это сочетание пантеизма (Бог тождествен вселенной) и деизма (Бог создал вселенную, а затем удалил Себя).
- ^ Брэдли, Пол (2011). Эта странная, насыщенная событиями история: философия смысла . Алгора. п. 156. ИСБН 978-0875868769 .
Пандеизм сочетает в себе концепции деизма и пантеизма с богом, который создает вселенную, а затем становится ею.
- ^ Калп, Джон (2013). «Панентеизм», Архивировано 16 октября 2015 года в Wayback Machine Стэнфордской энциклопедии философии , Spring.
- ^ Роджерс, Питер К. (2009). Высшая истина, Книга 1 . АвторДом. п. 121. ИСБН 978-1438979687 .
Как и панентеизм , пантеизм происходит от греческого: «пан» = все и «теос» = Бог, это буквально означает «Бог есть все» и «Все есть Бог». Пантеист утверждает, что все является частью всеобъемлющего, внутреннего и неосязаемого Бога; или что Вселенная, или природа, и Бог — одно и то же. Дальнейший обзор помогает подчеркнуть идею о том, что естественный закон, существование и Вселенная, которая представляет собой сумму всего того, что есть, было и будет, представлены в теологическом принципе абстрактного «бога», а не индивидуального, творческого человека. Божественное Существо или Существа любого рода. Это ключевой элемент, отличающий их от панентеистов и пандеистов. Таким образом, хотя многие религии могут утверждать, что содержат элементы пантеизма , чаще всего они носят панентеистический или пандеистический характер.
- ^ Фэрбенкс, Артур, Эд., «Первые философы Греции». К. Пол, Тренч, Трубнер. Лондон, Англия, 1898 г., с. 145.
- ^ Доддс, Э.Р. «Парменид Платона и происхождение неоплатонического «единого»». The Classical Quarterly , июль – октябрь 1928 г., том. 22, с. 136.
- ^ Бренк, Фредерик (январь 2016 г.). «Языческий монотеизм и языческий культ» . «Теизм» и родственные ему категории в изучении древних религий . Том. 75. Филадельфия : Общество классических исследований ( Пенсильванский университет ). Архивировано из оригинала 6 мая 2017 года . Проверено 5 ноября 2022 г.
Исторические авторы обычно называют «божественным» ( теионом ) или «сверхъестественным» ( даймонионом ), а не просто «Богом». [...] Стоики верили в Бога, отождествляемого с логосом или гегемониконом (разумом или ведущим принципом) вселенной, и принижали традиционных богов , которые даже исчезают во время пожара ( экпироз ). Однако стоики, очевидно, не практиковали культа этого Бога. Средние и поздние платоники, которые говорили о верховном Боге, в философском дискурсе обычно говорят об этом Боге, а не о богах, как ответственном за сотворение и провидение вселенной. Однако они, похоже, также не практиковали непосредственно религиозный культ своего Бога.
Ежегодное собрание SCS/AIA в архиве 3 марта 2022 г. в Wayback Machine - ^ Адамсон, Питер (2013). «От необходимого сущего к Богу» . Адамсон, Питер (ред.). Интерпретация Авиценны: критические очерки . Издательство Кембриджского университета . п. 170. ИСБН 978-0521190732 .
- ^ «Провиденс» . Краткий Оксфордский словарь мировых религий . Энциклопедия.com . Архивировано из оригинала 17 апреля 2011 года . Проверено 17 июля 2014 г.
- ^ «Творение, провидение и чудо» . Разумная вера . Архивировано из оригинала 13 мая 2017 года . Проверено 20 мая 2014 г.
- ^ Лемос, Рамон М. (2001). Неосредневековый очерк философского богословия . Лексингтонские книги. п. 34. ISBN 978-0739102503 .
- ^ Фуллер, Аллан Р. (2010). Мысль: Единственная Реальность . Собачье ухо. п. 79. ИСБН 978-1608445905 .
Пандеизм — еще одно убеждение, утверждающее, что Бог идентичен Вселенной, но Бог больше не существует таким образом, чтобы с Ним можно было связаться; следовательно, существование этой теории можно доказать только разумом. Пандеизм рассматривает всю вселенную как созданную Богом, и теперь вселенная представляет собой целостность Бога, но в какой-то момент вселенная снова превратится в одно единое существо, которым является Сам Бог, создавший все. Пандеизм поднимает вопрос: почему Бог создал вселенную, а затем покинул ее? Что касается пантеизма, то возникает вопрос: как возникла Вселенная, какова ее цель и предназначение?
- ^ Перри, М.; Шуон, Ф.; Лафуж, Дж. (2008). Христианство/ислам: взгляды на эзотерический экуменизм: новый перевод с избранными буквами . Великобритания: Мировая мудрость. п. 135. ИСБН 978-1933316499 .
- ^ Виеренга, Эдвард Р. «Божественное предвидение» в Audi, Роберт . Кембриджский спутник философии . Издательство Кембриджского университета , 2001.
- ^ «www.ditext.com» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2018 года . Проверено 7 февраля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эдвардс, Пол . «Бог и философы» в Хондерихе, Теде . (ред) Оксфордский компаньон по философии , Oxford University Press , 1995. ISBN 978-1615924462 .
- ^ Наянар, проф. А. Чакраварти (2005). Самаясара Ачарьи Кундакунды Гатха 10.310, Нью-Дели, Индия: принтер и издатель сегодня и завтра. п. 190.
- ^ Тхера, Нарада (2006) «Будда и его учение», Издательство Jaico. стр. 268–269.
- ^ Хейс, Ричард П., «Принципиальный атеизм в буддийской научной традиции», Журнал индийской философии , 16:1 (1988: март) стр. 2.
- ^ Ченг, Сюэ-Ли. «Подход Нагарджуны к проблеме существования Бога» в религиоведении, Vol. 12, № 2 (июнь 1976 г.), Cambridge University Press, стр. 207–216.
- ^ Хейс, Ричард П., «Принципиальный атеизм в буддийской научной традиции», Журнал индийской философии , 16:1 (1988: март).
- ^ Харви, Питер (2019). «Буддизм и монотеизм», Издательство Кембриджского университета. п. 1.
- ^ Хан, Разиб (23 июня 2008 г.). «Буддисты верят в Бога» . Обнаружить . Издательство Калмбах. Архивировано из оригинала 26 апреля 2023 года . Проверено 26 апреля 2023 г.
- ^ «Буддисты» . Исследовательский центр Пью . Благотворительные фонды Пью. Архивировано из оригинала 26 апреля 2023 года . Проверено 26 апреля 2023 г.
- ^ «Конфуцианство» . Нэшнл Географик . Национальное географическое общество. Архивировано из оригинала 26 апреля 2023 года . Проверено 26 апреля 2023 г.
- ^ «Даосизм» . Нэшнл Географик . Национальное географическое общество. Архивировано из оригинала 26 апреля 2023 года . Проверено 26 апреля 2023 г.
- ^ Кулотта, Э. (2009). «Истоки религии». Наука . 326 (5954): 784–787. Бибкод : 2009Sci...326..784C . дои : 10.1126/science.326_784 . ISSN 0036-8075 . ПМИД 19892955 .
- ^ Бойер, Паскаль (2001). Объяснение религии . Нью-Йорк: Основные книги. стр. 142–243 . ISBN 978-0465006960 .
Следует признать, что греческие боги были чрезвычайно антропоморфными, а греческая мифология действительно похожа на современную мыльную оперу, гораздо больше, чем другие религиозные системы.
- ^ дю Кастель, Бертран ; Юргенсен, Тимоти М. (2008). Компьютерная теология . Остин, Техас: Midori Press. стр. 221–222. ISBN 978-0980182118 .
- ^ Барретт, Джастин (1996). «Концептуализация неестественной сущности: антропоморфизм в концепциях Бога» (PDF) . Когнитивная психология . 31 (3): 219–47. дои : 10.1006/cogp.1996.0017 . ПМИД 8975683 . S2CID 7646340 . Архивировано (PDF) из оригинала 19 марта 2015 года . Проверено 20 ноября 2015 г.
- ^ Россано, Мэтт (2007). «Сверхъестественная социальная жизнь: религия и эволюция человеческого сотрудничества» (PDF) . Человеческая природа . 18 (3). Хоторн, Нью-Йорк: 272–294. дои : 10.1007/s12110-007-9002-4 . ПМИД 26181064 . S2CID 1585551 . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2012 года . Проверено 25 июня 2009 г.
- ^ Харрис, Сэм. Конец веры . WW Norton and Company, Нью-Йорк. 2005. ISBN 0393035158 .
- ^ «Духовный опыт» . 17 сентября 2020 года. Архивировано из оригинала 19 октября 2022 года . Проверено 11 октября 2022 г.
- ^ Сэмпл, Ян (23 февраля 2005 г.). «Испытания веры» . Хранитель . Архивировано из оригинала 23 мая 2024 года . Проверено 15 октября 2022 г.
- ^ Рамачандран, Вилаянур; Блейксли, Сандра (1998). Фантомы в мозгу . Нью-Йорк: ХарперКоллинз. стр. 174–187. ISBN 0688152473 .
- ^ Клюгер, Джеффри (27 ноября 2013 г.). «Почему в Гранд-Каньоне нет атеистов» . Время . Архивировано из оригинала 19 октября 2022 года . Проверено 12 октября 2022 г.
- ^ «Человеческая природа и цель существования» . Патеос.com. Архивировано из оригинала 29 августа 2011 года . Проверено 29 января 2011 г.
- ^ Коран 51:56 .
- ^ «Салат: ежедневные молитвы» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 22 марта 2022 года . Проверено 12 апреля 2022 г.
- ^ Ричардс, Глин (2005). Философия Ганди: исследование его основных идей . Рутледж. ISBN 1135799342 .
- ^ «Аллах заменит вас людьми, которые грешат» . islamtoday.net. Архивировано из оригинала 14 октября 2013 года . Проверено 13 октября 2013 г.
- ^ Ригопулос, Энтони. Жизнь и учение Саи Бабы из Ширди (1993), с. 372; Хоулден, Дж.Л. (ред.), Иисус: Полное руководство (2005), стр. 390.
- ^ де Грюйтер, Уолтер (1988), Сочинения о религии , стр. 145.
- ^ См. Свами Бхаскарананда, Основы индуизма (Viveka Press, 2002). ISBN 1884852041 .
- ^ «Шри Гуру Грантх Сахиб» . Шри Грантх. Архивировано из оригинала 28 июля 2011 года . Проверено 30 июня 2011 г.
- ^ Д'Антуоно, Мэтт (1 августа 2022 г.). «У сердца есть свои причины, которых разум не знает» . Национальный католический реестр. Архивировано из оригинала 8 июня 2023 года . Проверено 1 июня 2023 г.
- ^ Ибн Дакик аль-Ид (2014). Сокровищница хадисов: комментарий к избранным Навави пророческим традициям . Куб Паблишинг Лимитед. п. 199. ИСБН 978-1847740694 .
- ^ Гувер, Джон (2 марта 2016 г.), «Фитра» , Энциклопедия ислама, ТРИ , Брилл, doi : 10.1163/1573-3912_ei3_com_27155 , заархивировано из оригинала 28 декабря 2022 г. , получено 13 ноября 2023 г.
- ^ «Второй мудрец» . Эон. Архивировано из оригинала 24 марта 2023 года . Проверено 24 марта 2023 г.
- ^ Чакмак, Ченап. Ислам: Всемирная энциклопедия [4 тома] ABC-CLIO 2017, ISBN 978-1610692175 , с. 1014.
- ^ Сиддики, Арканзас (2015). Ключевые слова Корана: Справочное руководство . Кубе Паблишинг Лимитед. п. 53. ИСБН 9780860376767 .
- ^ Хатчинсон, Ян (14 января 1996 г.). «Майкл Фарадей: учёный и нонконформист» . Архивировано из оригинала 1 декабря 2022 года . Проверено 30 ноября 2022 г.
Фарадей считал, что в своих научных исследованиях он читает книгу природы, указывающую на своего создателя, и наслаждался этим: «ибо книга природы, которую нам предстоит читать, написана перстом Бога».
- ^ Хофманн, Мурад (2007). Ислам и Коран . Публикации Амана. п. 121. ИСБН 978-1590080474 .
- ^ Бити, Майкл (1991). «Бог среди философов» . Христианский век . Архивировано из оригинала 9 января 2007 года . Проверено 20 февраля 2007 г.
- ^ Халверсон (2010 , стр. 36 ).
- ^ Гувер, Джон (2020). «Ранний мамлюкский ашаризм против Ибн Таймийи по поводу небуквальной интерпретации ( тавиль ) атрибутов Бога» . В Шихаде, Айман; Тиле, Ян (ред.). Философская теология в исламе: поздний ашаризм Востока и Запада . Исламизировать интеллектуальную историю. Том. 5. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 195–230. дои : 10.1163/9789004426610_009 . ISBN 978-9004426610 . ISSN 2212-8662 . LCCN 2020008682 . S2CID 219026357 . Архивировано из оригинала 6 апреля 2023 года . Проверено 13 ноября 2022 г.
- ^ Халверсон (2010 , стр. 36–37 ).
- ^ Чигнелл, Эндрю; Перебум, Дерк (2020), «Естественная теология и естественная религия» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осенью 2020 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет, заархивировано с оригинала на 18 февраля 2022 г. , дата обращения 9 октября 2020 г.
- ^ Фиоренца, Фрэнсис Шюсслер и Кауфман, Гордон Д., «Бог», глава 6, в книге Тейлор, Марк К., изд., « Критические термины для религиоведения » (Чикагский университет, 1998/2008), стр. 136–140.
- ^ Быт. 17:1; 28:3; 35:11; Бывший. 6:31; Пс. 91:1, 2.
- ^ Ген. 14:19; Пс. 9:2; И. 7:18, 22, 25.
- ^ Исход 3: 13–15.
- ^ Бентли, Дэвид (1999). 99 прекрасных имен Бога для всех людей Книги . Библиотека Уильяма Кэри. ISBN 978-0878082995 .
- ^ Аквинский, Фома. «Первая часть: Вопрос 3: Простота Бога: Статья 1: Является ли Бог телом?». Сумма теологии . Новый Адвент. Архивировано из оригинала 9 ноября 2011 года . Проверено 22 июня 2012 г.
- ^ Шедд, Уильям GT, изд. (1885). «Глава 7». Исповедь Августина . Уоррен Ф. Дрейпер.
- ^ Ланг, Дэвид; Крифт, Питер (2002). «Почему священники-мужчины?». Почему важно: философские и библейские размышления о таинствах . Наш воскресный гость. ISBN 978-1931709347 .
- ^ Пейджелс, Элейн Х. «Что случилось с Богом-Матерью? Противоречивые образы Бога в раннем христианстве». Архивировано 23 ноября 2010 г. в Wayback Machine Signs, Vol. 2, № 2 (зима 1976 г.), стр. 293–303.
- ^ Куган, Майкл (2010). «6. Огонь в божественных чреслах: жены Бога в мифах и метафорах» . Бог и секс. Что на самом деле говорит Библия (1-е изд.). Нью-Йорк; Бостон, Массачусетс: Двенадцать. Книжная группа Хачетт. п. 175 . ISBN 978-0446545259 . Проверено 5 мая 2011 г.
люди созданы по образцу элохимов , особенно в их половых различиях.
- ^ «Пол Бога» . www.sikhwomen.com . Архивировано из оригинала 5 декабря 2023 года . Проверено 5 декабря 2023 г.
- ^ «БОГ МУЖЧИНА ИЛИ ЖЕНЩИНА?» . www.gurbani.org . Архивировано из оригинала 5 декабря 2023 года . Проверено 5 декабря 2023 г.
- ^ Бойс 1983 , с. 686.
- ^ Уильямс, Уэсли. «Тело в отличие от тел: трансцендентный антропоморфизм в древней семитской традиции и раннем исламе». Журнал Американского восточного общества, том. 129, нет. 1, 2009, стр. 19–44. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/40593866 . Архивировано 18 ноября 2022 г. на Wayback Machine . По состоянию на 18 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шаман, Николас Дж.; Саиде, Анонда Р.; и Ришерт, Ребекка А. «Пространственная структура и вариации антропоморфных концепций Бога». Границы психологии 9 (2018): 1425.
- ^ Батай, Жорж (1930). «Базовый материализм и гностицизм». Видения избытка: Избранные сочинения, 1927–1939 : 47.
- ^ Марвин Мейер ; Уиллис Барнстон (30 июня 2009 г.). «Тайная книга Иоанна». Гностическая Библия . Шамбала . Архивировано из оригинала 23 апреля 2021 года . Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ Денова, Ребекка (9 апреля 2021 г.). «Гностицизм» . Энциклопедия всемирной истории . Архивировано из оригинала 22 февраля 2022 года . Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Корнуэлл, Джеймс (2009) Святые, знаки и символы: символический язык христианского искусства, ISBN 081922345X . п. 2.
- ^ Дидрон, Адольф Наполеон (2003), Христианская иконография: или История христианского искусства в средние века, ISBN 0-7661-4075-X , стр. 169.
- ^ Часовня Арены , на вершине триумфальной арки, Бог посылает ангела Благовещения . См. Шиллер, I, рисунок 15.
- ^ Эрлз, Ирен (1987). Искусство эпохи Возрождения: актуальный словарь. ISBN 0313246580 , стр. 8, 283.
- ^ Тарасов, Олег (2004). Икона и преданность: сакральные места в Царской России. ISBN 1861891180 . п. 185.
- ^ «Московский собор – 1666–1667» . Архивировано из оригинала 13 февраля 2021 года . Проверено 30 декабря 2016 г.
- ^ Леброн, Робин (2012). В поисках духовного единства... Могут ли быть точки соприкосновения? . Кроссбуки. п. 117. ИСБН 978-1462712625 .
Библиография
- Бойс, Мэри (1983), «Ахура Мазда», Энциклопедия Ираника , том. 1, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, стр. 684–687.
- Буннин, Николас; Ю, Цзиюань (2008). Словарь западной философии Блэквелла . Блэквеллс. ISBN 978-0470997215 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 года . Проверено 14 октября 2020 г. .
- Пиковер, Клифф , Парадокс Бога и наука всеведения , Palgrave/St Martin's Press, 2001. ISBN 1403964572
- Коллинз, Фрэнсис , Язык Бога: ученый представляет доказательства веры , Free Press, 2006. ISBN 0743286391
- Майлз, Джек , Бог: Биография , Винтаж, 1996. ISBN 0679743685
- Армстронг, Карен , История Бога: 4000-летние поиски иудаизма, христианства и ислама , Ballantine Books, 1994. ISBN 0434024562
- Пауль Тиллих , «Систематическая теология» , Vol. 1 (Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета, 1951). ISBN 0226803376
- Халверсон, Дж. (2010). Теология и вера в суннитском исламе: Братья-мусульмане, ашаризм и политический суннизм . Спрингер. ISBN 978-0230106581 . Архивировано из оригинала 23 мая 2024 года . Проверено 28 мая 2023 г.
- Гастингс, Джеймс Родни (1925–2003) [1908–1926]. Энциклопедия религии и этики . Джон А. Селби (Том 4 из 24 (Бехистун (продолжение) Беньяну.) Изд.). Эдинбург, Шотландия: Kessinger Publishing, LLC. п. 476. ИСБН 978-0766136731 .
Энциклопедия будет содержать статьи обо всех религиях мира и обо всех великих этических системах. Целью его будет содержание статей о всех религиозных верованиях и обычаях, а также о каждом этическом движении, каждой философской идее, каждой моральной практике.
Внешние ссылки
- Концепция Бога в христианстве
- Концепция Бога в исламе. Архивировано 21 апреля 2019 года в Wayback Machine.
- Бог, христианский взгляд
- Индуистская концепция Бога
- Еврейская грамотность. Архивировано 19 декабря 2010 г. в Wayback Machine. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Кто такой Бог
Архивировано 19 декабря 2010 года в Wayback Machine.