Авангард
![]() | этой статьи Фактическая точность оспаривается . ( Август 2023 г. ) |

В искусстве и литературе термин авангард ( французский означает «авангарный» или « авангард ») идентифицирует экспериментальный жанр или произведение искусства , и художник , который его создал, который обычно является эстетически инновационным, в то время как первоначально был идеологически неприемлемым. к художественному установлению того времени. [ 2 ] Военная метафора авангаизации идентифицирует художников и писателей, чьи инновации в стиле, форме и предмете бросают вызов художественной и эстетической валидене установленных форм искусства и литературных традиций их времени; Таким образом, художники, создавшие анти-новел и сюрреализм, опередили свое время. [ 3 ]
Как слои интеллигенции общества , авангардные художники продвигают прогрессивную и радикальную политику и выступают за социальную реформу с произведениями искусства и через них. In the essay "The Artist, the Scientist, and the Industrialist" (1825), Benjamin Olinde Rodrigues 's political usage of vanguard identified the moral obligation of artists to "serve as [the] avant-garde" of the people, because " Сила искусства , действительно, является самым непосредственным и самым быстрым способом »реализовать социальные, политические и экономические реформы. [ 4 ]
В сфере культуры художественные эксперименты авангарда раздвигают эстетические границы социальных норм , такие как разрушения модернизма в поэзии, художественной литературе и драме, живопись, музыке и архитектуры, которые произошли в конце 19-го и В начале 20 веков. [ 5 ] В истории искусства социокультурные функции авангардного искусства трассировки от Дады (1915–1920) через ситуационной международный международный (1957–1972) до постмодернизма американских поэтов языка (1960–1970-е годы). [ 6 ]
История
[ редактировать ]
Французский военный термин Avant-Garde (Advanced Guard) определил разведывательную подразделение , которое поехало на местности перед главной силой армии. В французской политике 19-го века термин «Авангард» (Vanguard) определил левых политических реформистов , которые взволновали радикальные политические изменения во французском обществе. В середине 19-го века, как культурный термин, авангард определил жанр искусства, который защищал искусство как политику, искусство как эстетические и политические средства для реализации социальных изменений в обществе. С 20-го века арт-термин авангард идентифицирует слой интеллигенции , в состав которого входят романисты и писатели, художники и архитекторы и соавт. чьи творческие перспективы, идеи и экспериментальные произведения искусства бросают вызов культурным ценностям современного буржуазного общества . [ 7 ]
В США 1960-х годов изменения в американской культуре и обществе позволили авангардным художникам создавать произведения искусства, которые касались вопросов дня, обычно в политической и социологической оппозиции культурному соответствию, присущим популярной культуре и к потребительству как образу жизни и как мировоззрения . [ 8 ]
Теории
[ редактировать ]В теории авангарда ( Teoria dell'arte d'avanguardia , 1962) академический Renato Poggioli обеспечивает ранний анализ авангарда как искусства и художественного движения. [ 9 ] Показывая исторические и социальные, психологические и философские аспекты художественного авангарда, примеры Poggioli об искусстве, поэзии и музыке, показывают, что авангардные артисты разделяют некоторые ценности и идеалы в качестве современных богемцев . [ 10 ]
В теории авангарда ( Theorie Der Avantgarde , 1974) литературный критик Питер Бюргер рассматривает охваты учреждения социально критических произведений искусства как капиталистической кооперации художников и жанра авангарда-искусства, Потому что «искусство как институт нейтрализует политическое содержание индивидуальной работы [искусства]». [ 11 ]
В индустрии нео -вантгарда и культуры: эссе о европейском и американском искусстве с 1955 по 1975 год (2000) Бенджамин Х.Д. Бухло выступает за диалектический подход к таким политическим позициям авангардных художников и авангардного жанра искусства. [ 12 ]
Общество и авангард
[ редактировать ]
( Альфред Стиглиц )


Социологически, как слой интеллигенции общества , авангардных художников, писателей, архитекторов и др. производить артефакты - произведения искусства, книг, зданий - которые интеллектуально и идеологически выступают против системы конформистской ценности основного общества. [ 13 ] В эссе " Авангард и китч " (1939) Клемент Гринберг сказал, что художественный авангард выступает против высокой культуры и отвергает искусство массовой культуры , потому что авангард функционально противостоят туманию общества -будьте низкой культурой или с высокой культурой . Что в капиталистическом обществе каждое средство массового общения является заводским произведением искусства и не является законным художественным средством; Следовательно, продуктами массовой культуры являются китч , симуляции и симулякра искусства. [ 14 ]
Уолтер Бенджамин в эссе « произведение искусства в эпоху механического размножения » (1939) и Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер в «Диалектике просвещения » (1947) заявили, что искусство массовой культуры аннулирует художественную ценность ( Аура ) произведение искусства. [ 15 ] Что индустрия капиталистической культуры (издательство и музыка, радио и кино и т. Д.) Постоянно производит искусственную культуру для массового потребления, [ 16 ] который облегчается механически производимыми художественными продуктами посредственного качества, вытесняющего искусство качественного мастерства; Таким образом, прибыльность искусства и товара определяет ее художественную ценность. [ 16 ]
В Обществе зрелища (1967) Гай ДеБорд сказал, что финансовая, коммерческая и экономическая кооптация авангарда в товар, созданный капитализмом неолиберальным Их общества за предпочтение получению прибыли культурным изменениям и политическому прогрессу. В теории смерти авангарда (1991) Пол Манн сказал, что авангарды экономически неотъемлемой частью современных институтов учреждения, в частности, как часть индустрии культуры . [ 17 ] Отмечая концептуальный сдвиг, теоретики, такие как Матеи Калинеску , в пяти лицах современности: модернизм, авангард, декаданс, китч, постмодернизм (1987), [ 18 ] и Ганс Бертенс в идее постмодерна: история (1995), [ 19 ] сказал, что западная культура вошла в постмодернистское время, когда модернистские способы мысли и действия и производство искусства стали излишними в капиталистической экономике. [ 20 ]
Распределение от претензий Гринберга в конце 1930-х годов и понимания Poggioli в начале 1960-х годов, в исключении искусства: Action Art to Leartworks (1983), критик Гарольд Розенберг сказал, что с середины 1960-х годов (1983) критик Гарольд Розенберг сказал, что с середины 1960-х годов (1983) сказал, что с середины 1960-х годов (1983) сказал, что с середины 1960-х годов (1983) сказал, что с середины 1960-х годов. Политически прогрессивный авангард перестал быть противниками артистического коммерциализма и посредственности массовой культуры , что политическое отключение превратилось в художник в «Профессия, одним из аспектов которых является предлоговые преобразования [профессии быть художником]». [ 21 ] [ 22 ]
Avant-Garde часто определяется в отличие от Arrière-Garde , который в его первоначальном военном смысле относится к силу арьергарда , которая защищает аванс-защиту. [ 23 ] Термин использовался реже, чем «авангард» в художественной критике 20-го века. [ 24 ] Искусственные историки Натали Адамсон и Тоби Норрис утверждают, что арриер-гард не сводится к стилю китча или реакционной ориентации, но вместо этого может быть использован для обозначения художников, которые взаимодействуют с наследием авангарда, сохраняя при этом осознание этого в некотором смысле анахронично. [ 25 ] Критик Чарльз Алтьери утверждает, что авангарди и арриер взаимозависимы: «Там, где есть авангард, должен быть арриер-сана ». [ 26 ]
Примеры
[ редактировать ]Музыка
[ редактировать ]Авангард в музыке может относиться к любой форме музыки, работающей в традиционных структурах, в то же время стремясь каким-то образом нарушать границы. [ 27 ] Термин используется свободно, чтобы описать работу любых музыкантов, которые полностью отходят от традиции. [ 28 ] По этому определению некоторые авангардные композиторы 20-го века включают Арнольда Шенберга , [ 29 ] Ричард Штраус (в своей самой ранней работе), [ 30 ] Чарльз Айвз , [ 31 ] Игорь Стравинский , [ 29 ] Антон Веберн , [ 32 ] Эдгард Варезе , Албан Берг , [ 32 ] Джордж Антейл (только в его самых ранних работах), Генри Коуэлл (в его самых ранних работах), Гарри Парч , Джон Кейдж , Яннис Ксенакис , [ 29 ] Мортон Фельдман , Карлхайнц Стокхаузен , [ 33 ] Полин Оливерос , [ 34 ] Филипп Гласс , Мередит Монк , [ 34 ] Лори Андерсон , [ 34 ] и Диманда Галас . [ 34 ]
Существует еще одно определение «авангардизма», которое отличает его от «модернизма»: например, Питер Бюргер говорит, что авангардизм отвергает «институт искусства» и бросает вызов социальным и художественным ценностям, и поэтому обязательно связан с политическим, социальным, социальным, социальным, социальным, социальным, социальным, социальным, социальным, социальным, социальным, социальным, социальным и культурные факторы. [ 28 ] По словам композитора и музыколога Ларри Ситски , модернистских композиторов начала 20-го века, которые не квалифицируются в качестве авангардистов, входят Арнольд Шенберг, Антон Веберн и Игорь Стравинский; Позднее модернистские композиторы, которые не попадают в категорию авангардистов, включают Эллиотта Картера , Милтона Баббитта , Гирги Лигети , Витолда Лутославского и Лучано Берио , поскольку «их модернизм не был задуман с целью стремления к аудитории». [ 35 ]
В 1960-х годах была волна свободной и авангардной музыки в джазовом жанре, воплощенной такими артистами, как Орнетт Коулман , Сан Р.А. , Альберт Эйлер , Арчи Шепп , Джон Колтрейн и Майлз Дэвис . [ 36 ] [ 37 ] В рок-музыке 1970-х годов дескриптор «искусства» , как правило, понимал как «агрессивно авангард» или «претенциозно прогрессивный». [ 38 ] Артисты после панка с конца 1970-х годов отвергли традиционные чувствительности к скалам в пользу авангардной эстетики.
Театр
[ редактировать ]Принимая во внимание, что авангард имеет значительную историю в музыке 20-го века, она более выражена в театральном и исполнительном искусстве, и часто в сочетании с инновациями в музыке и звуковом дизайне, а также в разработке дизайна Visual Media. Есть движения в истории театра, которые характеризуются их вкладом в авангардные традиции в Соединенных Штатах и Европе. Среди них Fluxus , события и нео-дада .
Архитектура
[ редактировать ]На жестокую архитектуру сильно повлияла авангардное движение. [ 39 ]
Типовые типы
[ редактировать ]- Абстрактный экспрессионизм
- Разновидность
- Артивизм
- Кобра
- Концептуальное искусство
- Конструктивизм
- Кубизм
- Дадаизм
- Стиль
- Экспрессионизм
- Фаувизм
- Поток
- Футуризм
- Происходит
- Воображение
- Воображение
- Импрессионизм
- Бессвязный
- Земельный арт
- Набис
- Лирическая абстракция
- Минимальное искусство
- Неодада
- Орофизм
- Поп -арт
- Точно
- Примитивизм
- Районизм
- Ситуация
- Превосходный
- Сюрреализм
- Символизм
- Тахисм
- Универсальный конструктивизм
- Венский действие
- Вихрь
- Креационизм
- Надаизм
- Строизм
- Ультраист
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Любовь к ноль на YouTube
- ^ Avant-Garde, Словарь пингвинов литературных терминов и литературной теории Третье издание (1991) JA Cuddon Ed. п. 74
- ^ Avant-Garde, Справочник по литературе (1980) Четвертое изд. (1980) С. Хью Холман, редактор. С. 41–42.
- ^ Калинеску, Матеи. Пять лиц современности: модернизм, авангард, декаданс, китч, постмодернизм архивированы 14 апреля 2022 года на Wayback Machine (Durham: Duke University Press, 1987), стр. 00-00.
- ^ Модернизм, Словарь пингвинов литературных терминов и литературной теории Третье издание (1991) JA Cuddon Ed. PP550–551.
- ^ Avant-Garde, Williams, Raymond. «Политика авангарда», Политика модернизма (Verso 1989) с. 000.
- ^ Портер, Том (2004). Archispeak: иллюстрированное руководство по архитектурным терминам . Лондон: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 0-415-30011-8 Полем OCLC 53144738 .
- ^ Banes, Sally (1993). Greenwich Village 1963: авангардное выступление и шипучий тело . Герцогский издательство Университета Герцога. doi : 10.2307/j.ctv11smn4s . ISBN 978-0-8223-1357-1 Полем JSTOR J.CTV11SMN4S . Архивировано из оригинала 11 октября 2022 года . Получено 11 октября 2022 года .
- ^ Бру, Саша; Мартенс, Гюнтер (2016). Изобретение политики в европейском авангарде (1906-1940) . Брилль п. 21. ISBN 978-94-012-0252-7 .
- ^ Ренато Поггиоли (1968). Теория авангарда . Belknap Press of Harvard University Press . п. 11 ISBN 0-674-88216-4 Полем , переводчик Джеральд Фицджеральд
- ^ Питер Бюргер (1974). Теория авангарда . Suhrkamp Verlag. Английский перевод (Университет Миннесоты Пресс) 1984: 90.
- ^ Бенджамин Бухло, нео -вантганс и культурная индустрия: очерки о европейском и американском искусстве с 1955 по 1975 год (Кембридж: MIT Press, 2001) ISBN 0-262-02454-3 .
- ^ "avant-garde", ^ с.74. Third Edition (1991) J.A. Cuddon, Ed. p.74.
- ^ Гринберг, Клемент (осень 1939). "Авангард и китч" . Партизанский обзор . Тол. 6, нет. 5. С. 34–49. Архивировано из оригинала 4 июля 2018 года . Получено 24 января 2018 года .
- ^ Уолтер Бенджамин, « Работа искусства в эпоху механического воспроизведения » , архивировав 5 декабря 2006 года на машине Wayback [ Полная цитата необходима ]
- ^ Jump up to: а беременный Adorno, Theodor (1991) [1975]. «Индустрия культуры пересмотрела» (PDF) . Индустрия культуры: избранные очерки о массовой культуре . Лондон: Routledge. Архивировано с оригинала 29 сентября 2018 года . Получено 16 марта 2023 года .
- ^ Ричард Шехнер, «Консервативный авангард». Новая литературная история 41.4 (осень 2010): 895–913.
- ^ Ван, Верия (25 декабря 1987 г.). Пять лиц современности: модернизм авангард-декаданс Китч . Герцогский издательство Университета Герцога . ISBN 0-8223-0726-х Полем OCLC 827754153 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 года . Получено 14 сентября 2022 года .
- ^ «Идея постмодерна: история» . Routledge & Crc Press . Архивировано из оригинала 7 июня 2022 года . Получено 14 сентября 2022 года .
- ^ Calinescu 1987, [ страница необходима ] ; Бертенс 1995. [ страница необходима ]
- ^ Розенберг, Гарольд. Отказ от искусства: Action Art to Lear to Gardnworks (Чикаго: Университет Чикагской Прессы, 1983), с. 219 ISBN 0-226-72673-8
- ^ Дики, Джордж. « Симпозиум по марксистской эстетической мысли: комментарии к документам Рудича, Сан -Хуана и Моравски, архивируемых 30 мая 2013 г. на машине Wayback », Arts in Society: Искусство и социальные опыт: наши меняющиеся взгляды на культуру 12, № 2 ( Лето -ФАЛЛАНД 1975 г.): с.
- ^ Адамсон, Натали; Норрис, Тоби (2009). "Введение". В Адамсоне, Натали; Норрис, Тоби (ред.). Академики, Помпиер, официальные художники и арриер-жопа: определение современного и переходного во Франции . Кембриджские ученые издательство. п. 18
- ^ Adamson & Norris 2009 , с. 17–18.
- ^ Adamson & Norris 2009 , с. 18–19, 20.
- ^ Altieri, Charles (1999). «Авангард или арриер в недавней американской поэзии». Поэтика сегодня . 20 (4): 633. JSTOR 1773194 .
- ^ Дэвид Николлс (ред.), Кембриджская история американской музыки (Кембридж и Нью -Йорк: издательство Кембриджского университета , 1998), 122–24. ISBN 0-521-45429-8 ISBN 978-0-521-54554-9
- ^ Jump up to: а беременный Джим Самсон, «Авант Гарде», «Новый словарь музыки и музыкантов» , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers, 2001).
- ^ Jump up to: а беременный в Ларри Ситски, Музыка авангарда двадцатого века: биокритическая книга источников (Westport, Conn: Greenwood Press, 2002), XIV. ISBN 0-313-29689-8 .
- ^ Ларри Ситски, Музыка Авангарда двадцатого века: биокритическая книга источников (Westport, Conn: Greenwood Press, 2002), XIII-XIV. ISBN 0-313-29689-8 .
- ^ Ларри Ситски, Музыка Авангарда двадцатого века: биокритическая книга источников (Westport, Conn: Greenwood Press, 2002), 222. ISBN 0-313-29689-8 .
- ^ Jump up to: а беременный Ларри Ситски, Музыка авангарда двадцатого века: биокритическая книга источников (Westport, Conn: Greenwood Press, 2002), 50. ISBN 0-313-29689-8 .
- ^ Эллиот Шварц, Барни Чайлдс и Джеймс Фокс (ред.), Современные композиторы на современной музыке (Нью -Йорк: Da Capo Press, 1998), 379. ISBN 0-306-80819-6
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Ларри Ситски, Музыка Авангарда двадцатого века: биокритическая книга источников (Westport, Conn: Greenwood Press, 2002), XVII. ISBN 0-313-29689-8 .
- ^ Ларри Ситски, Музыка Авангарда двадцатого века: биокритическая книга источников (Westport, Conn: Greenwood Press, 2002), XV. ISBN 0-313-29689-8 .
- ^ «Обзор жанра джазовой музыки авангарда» . Allmusic . Получено 16 марта 2023 года .
- ^ Майкл Уэст. «В год джаз стал авангардным, Рэмси Льюис пошла в удар» . The Washington Post . Архивировано из оригинала 6 сентября 2020 года . Получено 30 мая 2020 года .
- ^ Мюррей, Ноэль (28 мая 2015 г.). «60 минут музыки, которая подводит итог провода пионеров арт-панк» . AV Club . Архивировано из оригинала 31 октября 2015 года . Получено 30 мая 2020 года .
- ^ Niebrzydowski, Wojciech (июль 2021 г.). «Влияние авангардного искусства на жестокую архитектуру» . Здания . 11 (7): 290. DOI : 10.3390/Buildings11070290 . ISSN 2075-5309 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Роберт Архамбо . «Авангард в Вавилоне. Две или три примечания на четыре или пять слов» , Action-да . 1, выпуск 8, осень 2008 года.
- BäckStröm, per (ed.), Центр-профере. Авангард, а другой -Нордлит. Университет Тромсё, нет. 21, 2007.
- Bäckström, per . «Одна земля, четыре или пять слов. Периферическая концепция« авангарда » » , Action-Yes Vol. 1, выпуск 12, зима 2010.
- BäckStröm, Per & Bodil Focse Bixches (ред.), Норвежский авангард), Осло: Novus,
- Bäckström, Per & Benedikt Hjartarson (Eds.), Decenting The Avant-Garde , Amsterdam & New York: Rodopi, Avantgarde Critical Research, 2014.
- Bäckström, per и Benedikt Hjartarson. «Переосмысление топографии международного авангарда», « Детский авангард» , «Bäckström & Benedikt Hjartarson» (Eds.), Amsterdam & New York: Rodopi, Avantgarde Critical Research, 2014.
- Баррон, Стефани и Морис Тучман. 1980. Авангард в , России . гг 1910–1930 ISBN 0-87587-095-3 (pbk.); Кембридж, Массачусетс : Распределено MIT Press ISBN 0-262-20040-6 (pbk.)
- Базин, Жермен. 1969. Авангард в живописи . Нью -Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 0-671-20422-X
- Берг, Хуберт Ван Ден и Уолтер Фандерс (ред.). 2009. Метцлер Лексикон Авангард . Штутгарт: Метцлер. ISBN 3-476-01866-0 (на немецком языке)
- Крейн, Диана. 1987. Преобразование авангарда: Нью-Йоркский мир искусства, 1940–1985 . Чикаго: Университет Чикагской Прессы . ISBN 0-226-11789-8
- Дейли, Селина и Моника Инсанга (ред.). 2013. Европейский авангард: текст и изображение . Ньюкасл на Тайн: Кембриджские ученые. ISBN 978-1-4438-4054-5 .
- Фернандес-Медина, Николас и Мария Труглио (ред.). Модернизм и авангардное тело в Испании и Италии . Routledge, 2016.
- Фид, Шарлотта; Фид, Питер (2005). Дизайн 20 -го века (25 -летие изд.). Кельн: карманы. стр. 76-77. ISBN 9783822840788 Полем OCLC 809539744 .
- Хардинг, Джеймс М. и Джон Рауз, ред. Не другой авангард: транснациональные основы авангарда . Мичиганский университет, 2006.
- Hjartarson, Benedikt. 2013. Visions of the New. Дискурс исторический анализ раннего авангарда -манифеста . Гейдельберг: зима.
- Костеланец, Ричард и кадр Бриттен. 2000. Словарь авангардов , второе издание. Нью -Йорк: книги Ширмера. ISBN 0-02-865379-3 . Оправка в мягкой обложке 2001, Нью -Йорк: Routledge. ISBN 0-415-93764-7 (pbk.)
- Крамер, Хилтон. 1973. Возраст авангарда; Хроника искусства 1956 - 1972 . Нью -Йорк: Фаррар, Страус и Жиру. ISBN 0-374-10238-4
- Легер, Марк Джеймс (ред.). 2014. Идея авангарда - и что это значит сегодня . Манчестер и Нью -Йорк: издательство Манчестерского университета; Окленд: левая кривая. ISBN 978-0-7190-9691-4 .
- Maerhofer, John W. 2009. Переосмысление Vanguard: эстетические и политические позиции в модернистских дебатах, 1917–1962 . Newcastle On Tyne: Cambridge Scholars Press. ISBN 1-4438-1135-1
- Манн, Пол. Теория смерти авангарда . Издательство Университета Индианы, 1991. ISBN 978-0-253-33672-9
- Новеро, Сесилия. 2010. Антидийты авангарда: от футуристической кулинарии, чтобы поесть искусство. (Университет Миннесоты Пресс) ISBN 978-0-8166-4601-2
- ПРОНКО, Леонард Кабелл. 1962. Avant-Garde: экспериментальный театр во Франции . Беркли: Университет Калифорнийской прессы .
- Робертс, Джон. 2015. Революционное время и авангард . Лондон и Нью -Йорк: Verso. ISBN 978-1-78168-912-7 (ткань); ISBN 978-1-78168-913-4 (PBK).
- Шехнер, Ричард. "Пять авангардов или ... [и] ... или нет?" Читатель производительности двадцатого века , 2-е изд., Изд. Майкл Хаксли и Ноэль Виттс (Нью -Йорк и Лондон: Routledge, 2002).
- Шмидт-Беркхардт, Астрот. 2005. Stammbäume der Kunst: Zur Genealogie der Avantgarde . Берлинская академия Верлаг . ISBN 3-05-004066-1 [Онлайн-версия доступна]
- Продать, Майк. Авангард: раса, религия, война . Seagull Books, 2011.
- Shishanov, V. A. 2007. Vitebskii muzei sovremennogo iskusstva : istoriia sozdaniia i kollektsii (1918–1941) . Minsk: Medisont. ISBN 978-985-6530-68-8 онлайн-издание (по-русски)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Исторические периодические издания авангарда для цифровых исследований, проект Blue Mountain, библиотека Принстонского университета
- Авангардные и модернистские журналы (моноскоп)
- Журналы в библиотеке Кандински, Центр Помпиду, Парижский архив 26 июля 2020 года на машине Wayback
- Периодические издания в цифровой библиотеке Айовы, библиотеки Университета Айовы
- Цифровая библиотека DADA Международного архива DADA, Библиотеки Университета Айовы
- Журналы в цифровых коллекциях Beinecke Редкая книга и библиотека рукописей
- Периодические издания авангарда встречаются с цифровыми архивами, Нью-Йоркской публичной библиотекой
- DADA, SURREALISM и DE Stijl Magazines на Ubuweb Historicals
- Индекс модернистских журналов, Дэвидсон -колледж архивировал 30 августа 2016 года на The Wayback Machine
- Проект Modernist Journal, Университет Брауна и Университет Талсы
- Испанский и итальянский форум модернистских исследований, Университет штата Пенсильвания Архивировал 20 августа 2016 года на машине Wayback
- Коллекция: «Испанский авангард» из Музея искусств Мичиганского университета