Кубизм
Кубизм начала 20-го века, — это авангардное художественное движение зародившееся в Париже , которое произвело революцию в живописи и изобразительном искусстве и повлияло на художественные инновации в музыке , балете , литературе и архитектуре . Кубистические предметы анализируются, разбиваются и снова собираются в абстрактной форме — вместо того, чтобы изображать объекты с одной точки зрения, художник изображает предмет с нескольких точек зрения, чтобы представить предмет в более широком контексте. [ 1 ] Кубизм считается самым влиятельным художественным движением 20 века. [ 2 ] [ 3 ] Термин кубизм широко ассоциируется с различными произведениями искусства, созданными в Париже ( Монмартр и Монпарнас ) или недалеко от Парижа ( Пюто ) в 1910-х и на протяжении 1920-х годов.
Движение было инициировано в партнерстве Пабло Пикассо и Жоржа Брака , к нему присоединились Жан Метцингер , Альберт Глейз , Робер Делоне , Анри Ле Фоконье , Хуан Грис и Фернан Леже . [ 4 ] Одним из основных факторов, которые привели к кубизму, было изображение трехмерной формы в поздних работах Поля Сезанна . [ 2 ] Ретроспектива картин Сезанна прошла в Осеннем салоне 1904 года, текущие работы были показаны на Осеннем салоне 1905 и 1906 годов , после чего последовали две памятные ретроспективы после его смерти в 1907 году. [ 5 ]
Во Франции развивались ответвления кубизма, включая орфизм , абстрактное искусство и более поздний пуризм . [ 6 ] [ 7 ] Влияние кубизма было далеко идущим и широкомасштабным в искусстве и массовой культуре. Кубизм представил коллаж как вид современного искусства. Во Франции и других странах футуризм , супрематизм , дадаизм , конструктивизм , де стиль и ар-деко . в ответ на кубизм развились [ 4 ] Ранние футуристические картины имеют общее с кубизмом сочетание прошлого и настоящего, представление различных взглядов на предмет, изображенный одновременно или последовательно, что также называется множественной перспективой, одновременностью или множественностью. [ 8 ] в то время как конструктивизм находился под влиянием техники Пикассо построения скульптуры из отдельных элементов. [ 9 ] Другие общие нити между этими разрозненными движениями включают огранку или упрощение геометрических форм, а также связь механизации и современной жизни.
История
[ редактировать ]Ученые разделили историю кубизма на этапы. В одной схеме первая фаза кубизма, известная как аналитический кубизм , фраза, придуманная Грисом апостериори Хуаном , [ 10 ] было одновременно радикальным и влиятельным как короткое, но весьма значимое художественное движение, существовавшее между 1910 и 1912 годами во Франции. Вторая фаза, синтетический кубизм , оставалась актуальной примерно до 1919 года, когда сюрреалистическое движение приобрело популярность. Английский искусствовед Дуглас Купер предложил другую схему, описывающую три фазы кубизма в своей книге «Эпоха кубизма» . По словам Купера, существовал «Ранний кубизм» (с 1906 по 1908 год), когда это движение первоначально разрабатывалось в студиях Пикассо и Брака; вторая фаза называлась «Высоким кубизмом» (с 1909 по 1914 год), во время которой Хуан Грис стал важным представителем (после 1911 года); и, наконец, Купер назвал «Поздний кубизм» (с 1914 по 1921 год) последней фазой кубизма как радикального авангардного движения. [ 11 ] Ограничительное использование этих терминов Дугласом Купером для различения работ Брака, Пикассо, Гри (с 1911 года) и Леже (в меньшей степени) подразумевало преднамеренное оценочное суждение. [ 12 ]
Протокубизм: 1907–1908 гг.
[ редактировать ]Кубизм процветал между 1907 и 1911 годами. Картина Пабло Пикассо 1907 года «Авиньонские девицы» часто считалась протокубистской работой.
В 1908 году в рецензии на Жоржа Брака выставку в галерее Канвейлера критик Луи Воксель назвал Брака смелым человеком, презирающим форму, «сводящим все, места, фигуры и дома, к геометрическим схемам, к кубам». [ 14 ] [ 15 ]
Воксель рассказал, как Матисс тогда сказал ему: «Брак только что прислал [на Осенний салон 1908 года ] картину, сделанную из маленьких кубиков». [ 15 ] Критик Шарль Морис передал слова Матисса и рассказал о кубиках Брака. Мотив виадука в Эстаке вдохновил Брака на создание трех картин, отмеченных упрощением формы и деконструкцией перспективы. [ 16 ]
Жоржа Брака 1908 года «Дома в Л'Эстаке» (и связанные с ним работы) побудили Воселя в «Жиль Блас» от 25 марта 1909 года обратиться к bizarreries cubiques (кубическим странностям). [ 17 ] Гертруда Стайн называла пейзажи Пикассо 1909 года, такие как «Водохранилище в Орта-де-Эбро» , первыми картинами кубизма. Первая организованная групповая выставка кубистов состоялась в Салоне Независимых в Париже весной 1911 года в зале под названием «Зал 41»; в него вошли работы Жана Метцингера , Альберта Глейза , Фернана Леже , Робера Делоне и Анри Ле Фоконье , но работ Пикассо или Брака выставлено не было. [ 12 ]
К 1911 году Пикассо был признан изобретателем кубизма, а важность и приоритет Брака обсуждались позже в отношении его трактовки пространства, объема и массы в пейзажах Л'Эстака. Но «этот взгляд на кубизм связан с явно ограничительным определением того, каких художников следует называть кубистами», — писал историк искусства Кристофер Грин: «Маргинализация вклада художников, выставившихся в Салоне Независимых в 1911 году [.. .]" [ 12 ]
Утверждение о том, что кубистское изображение пространства, массы, времени и объема поддерживает (а не противоречит) плоскостности холста, было сделано Даниэлем -Генри Канвейлером еще в 1920 году. [ 18 ] но он подвергался критике в 1950-х и 1960-х годах, особенно со стороны Клемента Гринберга . [ 19 ]
Современные взгляды на кубизм сложны и сформированы в некоторой степени в ответ на кубистов «Зала 41», чьи методы слишком отличались от методов Пикассо и Брака, чтобы их можно было считать просто второстепенными по отношению к ним. Поэтому возникли альтернативные интерпретации кубизма. Более широкие взгляды на кубизм включают художников, которые позже были связаны с художниками «Зала 41», например, Фрэнсис Пикабиа ; братья Жак Вийон , Раймон Дюшан-Вийон и Марсель Дюшан , которые, начиная с конца 1911 года, сформировали ядро Золотой секции (или Группы Пюто ); скульпторы Александр Архипенко , Жозеф Цаки и Осип Цадкин, а также Жак Липшиц и Анри Лоран ; и такие художники, как Луи Маркусси , Роже де ла Френе , Франтишек Купка , Диего Ривера , Леопольд Сюрваж , Огюст Эрбен , Андре Лот , Джино Северини (после 1916 года), Мария Бланшар (после 1916 года) и Жорж Вальмье (после 1918 года). Более того, Кристофер Грин утверждает, что термины Дугласа Купера «позже были подорваны интерпретациями работ Пикассо, Брака, Гри и Леже, в которых упор делается на иконографические и идеологические вопросы, а не на методы репрезентации». [ 12 ]
Джон Бергер определяет сущность кубизма с помощью механической диаграммы. «Метафорическая модель кубизма — это диаграмма: диаграмма представляет собой видимое символическое представление невидимых процессов, сил, структур. Диаграмма не обязательно должна избегать определенных аспектов внешнего вида, но они тоже будут рассматриваться как знаки, а не как имитации или воссоздания». [ 20 ]
Ранний кубизм: 1909–1914 гг.
[ редактировать ]Между кубистами Канвейлера и салонными кубистами существовала явная разница. До 1914 года Пикассо, Брак, Грис и Леже (в меньшей степени) заручились поддержкой одного преданного арт-дилера в Париже, Даниэля-Анри Канвейлера, который гарантировал им годовой доход за исключительное право покупать их работы. Канвейлер продавался лишь узкому кругу ценителей. Его поддержка дала художникам свободу экспериментировать в относительной конфиденциальности. Пикассо работал на Монмартре до 1912 года, а Брак и Грис оставались там до окончания Первой мировой войны. Леже жил на Монпарнасе. [ 12 ]
Напротив, салонные кубисты заработали свою репутацию в первую очередь за счет регулярных выставок в Осеннем салоне и Салоне независимых, крупных неакадемических салонах в Париже. Они неизбежно были лучше осведомлены о реакции общественности и необходимости общения. [ 12 ] Уже в 1910 году начала формироваться группа, в которую входили Метцингер, Глейз, Делоне и Леже. Они регулярно встречались в студии Анри ле Фоконье недалеко от бульвара Монпарнас . На этих вечерах часто присутствовали такие писатели, как Гийом Аполлинер и Андре Сальмон . Вместе с другими молодыми художниками группа хотела сделать акцент на исследовании формы, в отличие от неоимпрессионистского акцента на цвете. [ 21 ]
Луи Воксель в своей рецензии на 26-й Салон Независимых (1910) мимоходом и неточно упомянул Метцингера, Глейза, Делоне, Леже и Ле Фоконье как «невежественных геометров, сводящих человеческое тело, место, к бледным кубам». " [ 22 ] [ 23 ] на Осеннем салоне Несколько месяцев спустя 1910 года Метцингер выставил сильно раздробленную картину Nu à la cheminee (Обнаженная) , которая впоследствии была воспроизведена как в Du «Cubisme» (1912), так и в Les Peintres Cubistes (1913). [ 24 ]
Первый публичный спор, вызванный кубизмом, возник во время показов Салона Indépendants весной 1911 года. Этот показ Метцингера, Глейза, Делоне, ле Фоконье и Леже впервые привлек внимание широкой публики к кубизму. Среди представленных кубистских работ Робер Делоне выставил свою Эйфелеву башню «Эйфелеву башню» (Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк). [ 25 ]
На Осеннем салоне того же года, помимо группы Indépendants Зала 41 , были выставлены работы Андре Лота , Марселя Дюшана , Жака Вийона, Роже де Ла Френе , Андре Дюнуайе де Сегонзака и Франтишека Купки . Рецензия на выставку была опубликована в номере The New York Times от 8 октября 1911 года . Эта статья была опубликована через год после книги Гелетта Берджесса « Дикие люди из Парижа» . [ 26 ] и за два года до Оружейной выставки , которая познакомила изумленных американцев, привыкших к реалистическому искусству, с экспериментальными стилями европейского авангарда, включая фовизм, кубизм и футуризм. 1911 года В статье New York Times были описаны работы Пикассо, Матисса, Дерена, Метцингера и других, датированные до 1909 года; не выставлялся в Салоне 1911 года. Статья называлась «Кубисты» доминируют в осеннем салоне Парижа и озаглавлена «Эксцентричная школа живописи повышает свою популярность на нынешней художественной выставке – что пытаются сделать ее последователи». [ 27 ] [ 28 ]
Среди всех картин, выставленных в Парижском осеннем салоне, ни одна не привлекает столько внимания, как выдающиеся произведения так называемой «кубистской» школы. Фактически, депеши из Парижа позволяют предположить, что эти работы являются главным экспонатом выставки. [...]
Несмотря на безумный характер «кубистских» теорий, число их исповедующих довольно прилично. Жорж Брак, Андре Дерен, Пикассо, Чобель, Отон Фриш, Эрбен, Метцингер — вот некоторые из имен, подписанных на полотнах, перед которыми Париж стоял и теперь снова стоит в полном изумлении.
Что они означают? Неужели ответственные за них сошли с ума? Это искусство или безумие? Кто знает? [ 27 ] [ 28 ]
Ярмарка независимых
[ редактировать ]Последующий Салон Независимых 1912 года, расположенный в Париже (с 20 марта по 16 мая 1912 года), был отмечен презентацией картины Марселя Дюшана «Обнаженная, спускающаяся по лестнице, № 2» , которая сама по себе вызвала скандал даже среди кубистов. Фактически оно было отклонено комитетом по подвешиванию, в который входили его братья и другие кубисты. Хотя работа была показана в Салоне «Золотая секция» в октябре 1912 года и на Оружейной выставке 1913 года в Нью-Йорке, Дюшан так и не простил своим братьям и бывшим коллегам цензуру его работ. [ 21 ] [ 29 ] Хуан Грис, новое дополнение к сцене Салона, выставил свой «Портрет Пикассо» (Институт искусств Чикаго), а две выставки Метцингера включали «La Femme au Cheval» ( «Женщина с лошадью» , 1911–1912, Национальная галерея Дании ). [ 30 ] Делоне Также были выставлены монументальные «La Ville de Paris» (Музей современного искусства города Парижа) и «Свадьба » Леже ( «Свадьба» , Национальный музей современного искусства, Париж).
Галереи Далмау
[ редактировать ]В 1912 году галерея Далмау представила первую в мире объявленную групповую выставку кубизма ( Exposició d'Art Cubista ). [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] со скандальным выступлением Жана Метцингера, Альберта Глейза, Хуана Гриса, Мари Лорансена и Марселя Дюшана (Барселона, 20 апреля — 10 мая 1912 г.). На выставке Далмау было представлено 83 работы 26 художников. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] Связь Жака Нейраля с Глейзом побудила его написать предисловие к выставке кубистов. [ 31 ] который был полностью переведен и воспроизведен в газете La Veu de Catalunya . [ 37 ] [ 38 ] Картина Дюшана «Обнаженная, спускающаяся по лестнице № 2» экспонировалась впервые. [ 39 ]
Широкое освещение в средствах массовой информации (в газетах и журналах) до, во время и после выставки сделало Галерею Далмау силой в развитии и распространении модернизма в Европе. [ 39 ] Хотя освещение в прессе было обширным, оно не всегда было положительным. Статьи были опубликованы в газетах Esquella de La Torratxa. [ 40 ] и El Noticiero Universal [ 41 ] атаковать кубистов серией карикатур с уничижительным текстом. [ 41 ] Историк искусства Хайме Бриуэга пишет о выставке в Далмау: «Несомненно, выставка вызвала сильное волнение среди публики, которая встретила ее с большим подозрением. [ 42 ]
Основное развитие кубизма произошло в 1912 году, когда Брак и Пикассо представили коллаж в модернистском смысле. Пикассо приписывают создание первого кубистического коллажа « Натюрморт со стулом» , в мае 1912 года. [ 43 ] в то время как Брак предшествовал Пикассо в создании кубистских картонных скульптур и папье-колле . [ 44 ] Папье-колле часто состояли из кусочков повседневных бумажных артефактов, таких как газеты, скатерти, обои и ноты, тогда как кубистские коллажи сочетали в себе разрозненные материалы - в случае с « Натюрмортом со стулом» , свободно нанесенную кистью масляную краску и клеенку с коммерческой печатью. на холсте. [ 43 ]
Осенний салон
[ редактировать ]Вклад кубистов в Осенний салон 1912 года вызвал скандал, связанный с использованием государственных зданий, таких как Гран-Пале , для демонстрации таких произведений искусства. Возмущение политика Жана Пьера Филиппа Лампюэ вышло на первую полосу газеты Le Journal от 5 октября 1912 года. [ 45 ] Споры распространились на Муниципальный совет Парижа, что привело к дебатам в Палате депутатов об использовании государственных средств для предоставления места для такого искусства. [ 46 ] Кубистов защищал депутат-социалист Марсель Самба . [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ]
Именно на этом фоне общественного гнева Жан Метцингер и Альбер Глез написали «Кубизм» (опубликовано Эженом Фигьером в 1912 году, переведено на английский и русский языки в 1913 году). [ 49 ] Среди выставленных работ были Ле Фоконье обширная композиция Les Montagnards attaqués par des Ours («Альпинисты, атакованные медведями»), которая сейчас находится в Музее школы дизайна Род-Айленда, » Джозефа Чаки «Две женщины , две женщины (скульптура ныне утеряна), а также до крайне абстрактных картин Купки, «Аморфы» (Национальная галерея, Прага) и Пикабиа , «Источник» («Весна») (Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Абстракция и реди-мейд
[ редактировать ]Самые крайние формы кубизма не были теми, которые практиковали Пикассо и Брак, которые сопротивлялись полной абстракции. Другие кубисты, напротив, особенно Франтишек Купка и те, кого Аполлинер считал ( орфистами Делоне, Леже, Пикабиа и Дюшан), приняли абстракцию, полностью удалив видимый предмет. Две работы Купки на Осеннем Салоне 1912 года, «Amorpha-Fugue à deux couleurs» и «Amorpha chromaique chaude» , были в высшей степени абстрактными (или нерепрезентативными) и метафизическими по своей направленности. И Дюшан в 1912 году, и Пикабиа с 1912 по 1914 год разработали экспрессивную и намекающую абстракцию, посвященную сложным эмоциональным и сексуальным темам. Начиная с 1912 года Делоне написал серию картин под названием «Одновременные окна» , за которой последовала серия под названием «Круглые формы» , в которых он сочетал плоские структуры с яркими призматическими оттенками; по оптическим характеристикам сопоставленных цветов его отход от действительности в изображении образов был квазиполным. В 1913–14 Леже выпустил серию под названием Контрасты форм , придающие одинаковый акцент цвету, линии и форме. Его кубизм, несмотря на свою абстрактность, был связан с темами механизации и современной жизни. Аполлинер поддержал эти ранние разработки абстрактного кубизма в «Les Peintres cubistes» (1913). [ 24 ] написание новой «чистой» картины, в которой тема освободилась. Но, несмотря на то, что он использовал термин «орфизм», эти работы были настолько разными, что не поддаются попыткам объединить их в одну категорию. [ 12 ]
Марсель Дюшан, также названный Аполлинером «орфистом», был ответственным за еще одно экстремальное развитие, вдохновленное кубизмом. Реди -мейд возник из совместного рассмотрения того, что произведение само по себе считается объектом (так же, как картина) и что оно использует материальные обломки мира (как коллаж и папье-колле в кубистской конструкции и ассамбляже). Следующим логическим шагом для Дюшана было представить обычный предмет как самодостаточное произведение искусства, представляющее только самого себя. В 1913 году он прикрепил велосипедное колесо к кухонному табурету, а в 1914 году выбрал сушилку для бутылок в качестве самостоятельной скульптуры. [ 12 ]
Секция д'Ор
[ редактировать ]» «Золотая секция , также известная как Groupe de Puteaux , основанная некоторыми из наиболее выдающихся кубистов, представляла собой коллектив художников, скульпторов и критиков, связанных с кубизмом и орфизмом, действовавший с 1911 по 1914 год и получивший известность после этого. об их скандальном показе на Салоне Независимых в 1911 году . Салон «Золотая секция» в галерее La Boétie в Париже в октябре 1912 года был, пожалуй, самой важной выставкой кубистов перед Первой мировой войной; знакомя кубизм с широкой публикой. Было представлено более 200 работ, а тот факт, что многие художники представили произведения своего развития с 1909 по 1912 год, придал выставке очарование кубистской ретроспективы. [ 50 ]
Группа, кажется, приняла название «Золотая секция», чтобы отличить себя от более узкого определения кубизма, разработанного параллельно Пабло Пикассо и Жоржем Браком в квартале Монмартр в Париже, и чтобы показать, что кубизм, а не изолированное искусство. Форма представляла собой продолжение великой традиции (действительно, золотое сечение очаровывало западных интеллектуалов с самыми разными интересами в течение как минимум 2400 лет). [ 51 ]
Идея «Золотой секции» возникла в ходе бесед Метцингера, Глейза и Жака Вийона. Название группы было предложено Вийоном после прочтения перевода Леонардо да Винчи » « Траттато делла Питтура Жозефина Пеладана в 1910 году .
В конце 19-го и начале 20-го веков европейцы открыли для себя искусство Африки , Полинезии, Микронезии и коренных американцев . Такие художники, как Поль Гоген , Анри Матисс и Пабло Пикассо, были заинтригованы и вдохновлены суровой силой и простотой стилей этих иностранных культур. Примерно в 1906 году Пикассо познакомился с Матиссом через Гертруду Стайн , в то время, когда оба художника недавно приобрели интерес к примитивизму , иберийской скульптуре, африканскому искусству и маскам африканских племен . Они стали дружескими соперниками и конкурировали друг с другом на протяжении всей своей карьеры, что, возможно, привело к тому, что к 1907 году Пикассо вступил в новый период в своем творчестве, отмеченный влиянием греческого, иберийского и африканского искусства. Картины Пикассо 1907 года были охарактеризованы как протокубизм , что особенно заметно в «Авиньонских девицах» , предшественнике кубизма. [ 13 ]
Историк искусства Дуглас Купер говорит, что Поль Гоген и Поль Сезанн «оказали особое влияние на формирование кубизма и особенно важны для картин Пикассо в 1906 и 1907 годах». [ 52 ] Купер продолжает: « Красавиц обычно называют первой кубистической картиной. Это преувеличение, поскольку, хотя это и был важный первый шаг к кубизму, это еще не кубизм. Подрывной, экспрессионистский элемент в ней даже противоречит к духу кубизма, который смотрел на мир в отстраненном, реалистическом духе. Тем не менее, « Девуазель» является логичной картиной, которую следует взять за отправную точку для кубизма, потому что она знаменует рождение нового изобразительного языка, потому что в нем Пикассо. яростно отменил устоявшиеся условности, и потому что все, что последовало за этим, выросло из этого». [ 13 ]
Самое серьезное возражение против того, чтобы считать « Красавок» источником кубизма с его очевидным влиянием примитивного искусства, заключается в том, что «такие выводы неисторичны», писал историк искусства Дэниел Роббинс . Это знакомое объяснение «не в состоянии адекватно учесть сложности процветающего искусства, существовавшего незадолго до и в тот период, когда развивалась новая живопись Пикассо». [ 53 ] Между 1905 и 1908 годами сознательный поиск нового стиля вызвал быстрые изменения в искусстве Франции, Германии, Нидерландов, Италии и России. Импрессионисты использовали двойную точку зрения, а «Наби» и символисты (которые также восхищались Сезанна) сглаживали плоскость изображения, сводя свои сюжеты к простым геометрическим формам. Неоимпрессионистская структура и тематика, особенно заметные в работах Жоржа Сёра (например, Parade de Cirque , Le Chahut и Le Cirque ), оказали еще одно важное влияние. Были также параллели в развитии литературы и общественной мысли. [ 53 ]
Помимо Сёра, корни кубизма можно найти в двух различных тенденциях более позднего творчества Сезанна: во-первых, в его разбиении окрашенной поверхности на небольшие многогранные участки краски, тем самым подчеркивая множественную точку зрения, даваемую бинокулярным зрением , и, во-вторых, в его интерес к упрощению природных форм до цилиндров, сфер и конусов. Однако кубисты исследовали эту концепцию дальше, чем Сезанн. Они представляли все поверхности изображаемых предметов в одной картинной плоскости, как если бы у предметов были видны все лица одновременно. Этот новый вид изображения произвел революцию в способах визуализации объектов в живописи и искусстве.
Историческое изучение кубизма началось в конце 1920-х годов, опираясь сначала на источники ограниченных данных, а именно на мнения Гийома Аполлинера . Он стал во многом опираться на Даниэля-Анри Канвейлера книгу Der Weg zum Kubismus (опубликованную в 1920 году), в которой основное внимание уделялось разработкам Пикассо, Брака, Леже и Гри. Появившиеся впоследствии термины «аналитический» и «синтетический» получили широкое распространение с середины 1930-х годов. Оба термина представляют собой исторические навязывания, возникшие после фактов, которые они идентифицируют. Ни одна фаза не была обозначена как таковая на момент создания соответствующих работ. «Если Канвейлер считает кубизм Пикассо и Брака, — писал Дэниел Роббинс, — наша единственная вина состоит в том, что мы подвергаем работы других кубистов строгости этого ограниченного определения». [ 53 ]
Традиционная интерпретация «кубизма», сформулированная постфактум как средство понимания работ Брака и Пикассо, повлияла на наше понимание других художников двадцатого века. Трудно применить это к таким художникам, как Жан Метцингер , Альберт Глейз, Робер Делоне и Анри Ле Фоконье , чьи фундаментальные отличия от традиционного кубизма заставили Канвейлера задуматься, стоит ли вообще называть их кубистами. По словам Дэниела Роббинса , «предполагать, что просто потому, что эти художники развивались иначе или отличались от традиционного образца, они заслуживали того, чтобы им отводилась второстепенная или сопутствующая роль в кубизме, является глубокой ошибкой». [ 53 ]
В истории термина «кубизм» обычно подчеркивается тот факт, что Матисс упомянул «кубы» в связи с картиной Брака в 1908 году и что этот термин был дважды опубликован критиком Луи Вокселем в аналогичном контексте. Однако слово «куб» было использовано в 1906 году другим критиком, Луи Шасвеном, в отношении не Пикассо или Брака, а, скорее, Метцингера и Делоне:
Критическое использование слова «куб» восходит, по крайней мере, к маю 1901 года, когда Жан Бераль, рецензируя работы Анри-Эдмона Кросса в журнале Indépendants in Art et Littérature , заметил, что он «использует большой и квадратный пуантилизм, создавая впечатление мозаики даже удивляешься, почему художник не использовал разноцветные кубики твердого вещества: из них получились бы красивые облицовки». (Роберт Герберт, 1968, стр. 221) [ 55 ]
Термин «кубизм» не вошел в широкое употребление до 1911 года, в основном в отношении Метцингера, Глейза, Делоне и Леже. [ 53 ] В 1911 году поэт и критик Гийом Аполлинер принял этот термин от имени группы художников, приглашенных на выставку в Брюссельской выставке Indépendants. В следующем году, готовясь к Салону « Золотая секция» , Метцингер и Глейз написали и опубликовали «Кубизм». [ 56 ] в попытке развеять путаницу, бушующую вокруг этого слова, и в качестве основной защиты кубизма (который вызвал публичный скандал после Салона Независимых 1911 года и Осеннего салона 1912 года в Париже). [ 57 ] Разъясняя свои цели как художников, эта работа явилась первым теоретическим трактатом о кубизме и до сих пор остается самым ясным и понятным. Результат, а не только сотрудничество между двумя авторами, отразил дискуссии в кругу художников, встретившихся в Пюто и Курбевуа . Он отражал взгляды «художников Пасси», в том числе Пикабиа и братьев Дюшан, которым перед публикацией были зачитаны отдельные его части. [ 12 ] [ 53 ] Концепция, развитая в Дю «Кубизме», заключается в наблюдении предмета одновременно из разных точек пространства и времени, т. е. в акте перемещения вокруг объекта с целью захвата его с нескольких последовательных ракурсов, слитых в единое изображение (множественные точки зрения, подвижная перспектива, одновременность). или множественность), — общепризнанный прием, используемый кубистами. [ 58 ]
За манифестом Du «Cubisme» 1912 года Метцингера и Глейза в 1913 году последовал Les Peintres Cubistes , сборник размышлений и комментариев Гийома Аполлинера. [ 24 ] Аполлинер был тесно связан с Пикассо, начиная с 1905 года, и с Браком, начиная с 1907 года, но уделял не меньше внимания таким художникам, как Метцингер, Глейз, Делоне, Пикабиа и Дюшан. [ 12 ]
Тот факт, что выставка 1912 года была организована так, чтобы показать последовательные этапы, через которые прошел кубизм, и что по этому случаю была опубликована книга «Дюбизм» , указывает на намерение художников сделать свои работы понятными широкой аудитории (искусствоведы коллекционеры произведений искусства, арт-дилеры и широкая публика). Несомненно, благодаря большому успеху выставки кубизм стал авангардным движением, признанным как жанр или стиль в искусстве, имеющий определенную общую философию или цель. [ 50 ]
Хрустальный кубизм: 1914–1918 гг.
[ редактировать ]О значительной модификации кубизма между 1914 и 1916 годами свидетельствует сдвиг в сторону сильного акцента на больших перекрывающихся геометрических плоскостях и активности плоских поверхностей. Эту группировку стилей живописи и скульптуры, особенно значительную в период с 1917 по 1920 годы, практиковали несколько художников; особенно те, кто заключил контракт с арт-дилером и коллекционером Леонсом Розенбергом . Уплотнение композиций, ясность и чувство порядка, отраженные в этих работах, привели к тому, что критик Морис Рейналь назвал их «хрустальным» кубизмом. Соображения, высказанные кубистами до начала Первой мировой войны , такие как четвертое измерение , динамизм современной жизни, оккультизм и Анри Бергсона концепция продолжительности , теперь были освобождены, заменены чисто формальной системой координат. [ 59 ]
Хрустальный кубизм и его ассоциативный спуск к порядку были связаны со склонностью — тех, кто служил в вооруженных силах, и тех, кто остался в гражданском секторе — избегать реалий Великой войны как во время, так и непосредственно после нее. конфликт. Очищение кубизма с 1914 по середину 1920-х годов, с его сплоченным единством и добровольными ограничениями, было связано с гораздо более широкой идеологической трансформацией в сторону консерватизма как во французском обществе, так и во французской культуре . [ 12 ]
Кубизм после 1918 года.
[ редактировать ]Самый новаторский период кубизма был до 1914 года. [ нужна ссылка ] После Первой мировой войны, при поддержке дилера Леонса Розенберга , кубизм вернулся в качестве центральной проблемы для художников и оставался таковым до середины 1920-х годов, когда его авангардный статус оказался под вопросом из-за появления геометрической абстракции и сюрреализма. в Париже . Многие кубисты, в том числе Пикассо, Брак, Грис, Леже, Глейз, Метцингер и Эмилио Петторути , развивая другие стили, периодически возвращались к кубизму даже после 1925 года. Кубизм вновь возник в 1920-х и 1930-х годах в работах американца Стюарта Дэвиса и англичанин Бен Николсон . Однако во Франции кубизм пережил упадок, начавшийся примерно в 1925 году. Леонс Розенберг выставлял не только художников, оказавшихся в изгнании Канвейлера, но и других, включая Лоренса, Липшица, Метцингера, Глейза, Чаки, Эрбина и Северини. В 1918 году Розенберг представил серию выставок кубизма в своей Галерее современного искусства в Париже. Луи Воксель пытался доказать, что кубизм мертв, но эти выставки, а также хорошо организованная выставка кубистов в Салоне Независимых 1920 года и возрождение Салона Золотой секции в том же году продемонстрировали это. был еще жив. [ 12 ]
Возрождение кубизма совпало с появлением примерно с 1917 по 1924 год последовательного корпуса теоретических сочинений Пьера Реверди, Мориса Рейналя и Даниэля-Анри Канвейлера, а также, среди художников, Гриса, Леже и Глейза. Периодическое возвращение к классицизму — фигуративным работам либо исключительно, либо параллельно с работами кубистов — переживаемое многими художниками в этот период (так называемый неоклассицизм ), было связано с тенденцией уклоняться от реалий войны, а также с культурным доминированием классического или латинского искусства. образ Франции во время и сразу после войны. Кубизм после 1918 года можно рассматривать как часть широкого идеологического сдвига в сторону консерватизма как во французском обществе, так и в культуре. Тем не менее, сам кубизм оставался эволюционным как в творчестве отдельных художников, таких как Грис и Метцингер, так и в творчестве столь разных художников, как Брак, Леже и Глейз. Кубизм как публично обсуждаемое движение стал относительно единым и открытым для определения. Его теоретическая чистота сделала его мерилом, по которому можно было сравнить такие разнообразные тенденции, как реализм или натурализм , дадаизм , сюрреализм и абстракцию. Можно сравнить [ 12 ]
Влияние в Азии
[ редактировать ]Япония и Китай были одними из первых стран Азии, подвергшихся влиянию кубизма. Впервые контакт произошел через европейские тексты, переведенные и опубликованные в японских художественных журналах в 1910-х годах. В 1920-х годах японские и китайские художники, учившиеся в Париже, например, поступившие в Высшую национальную школу изящных искусств , привезли с собой понимание современных художественных движений, включая кубизм. Известными работами, демонстрирующими качества кубизма, были Тэцугоро Ёродзу » «Автопортрет с красными глазами (1912) и Фан Ганмина ( «Осенняя мелодия» 1934). [ 61 ] [ 62 ]
Интерпретация
[ редактировать ]Намерения и критика
[ редактировать ]Кубизм Пикассо и Брака имел нечто большее, чем просто техническое или формальное значение, а различные взгляды и намерения салонных кубистов создали различные виды кубизма, а не производные от их работ. «Во всяком случае, неясно, — писал Кристофер Грин, — до какой степени эти другие кубисты зависели от Пикассо и Брака в разработке таких техник, как огранка, «переход» и множественная перспектива; они вполне могли прийти к на таких практиках с небольшим знанием «истинного» кубизма на его ранних стадиях, руководствуясь прежде всего собственным пониманием Сезанна». Работы, выставленные этими кубистами в Салонах 1911 и 1912 годов, выходили за рамки традиционных сезанновских сюжетов — постановочной модели, натюрморта и пейзажа — которые предпочитали Пикассо и Брак, и включали крупномасштабные сюжеты современной жизни. Эти работы, ориентированные на широкую публику, подчеркивали использование множественной перспективы и сложных плоских граней для достижения выразительного эффекта, сохраняя при этом красноречие предметов, наделенных литературным и философским подтекстом. [ 12 ]
В «Кубизме» Метцингер и Глейз явно связали чувство времени с множественной перспективой, дав символическое выражение понятию «длительности», предложенному философом Анри Бергсоном, согласно которому жизнь субъективно переживается как континуум, в котором прошлое перетекает в настоящее и настоящее сливаются в будущее. Салонные кубисты использовали многогранную трактовку твердого тела и пространства, а также эффекты множества точек зрения, чтобы передать физическое и психологическое ощущение текучести сознания, стирая различия между прошлым, настоящим и будущим. Одним из главных теоретических новшеств, сделанных салонными кубистами независимо от Пикассо и Брака, была одновременность . [ 12 ] опираясь в большей или меньшей степени на теории Анри Пуанкаре , Эрнста Маха , Шарля Анри , Мориса Принсета и Анри Бергсона. В условиях одновременности концепция отдельных пространственных и временных измерений была подвергнута всестороннему сомнению. Линейная перспектива, разработанная в эпоху Возрождения, была упразднена. Предмет больше не рассматривался с определенной точки зрения в определенный момент времени, а строился после выбора последовательных точек зрения, т. е. как если бы он рассматривался одновременно с множества углов (и в нескольких измерениях), при этом глаз мог свободно перемещаться от одного к другому. один к другому. [ 58 ]
Эта техника изображения одновременности, множественных точек зрения (или относительного движения ) доведена до высокой степени сложности в картине Метцингера «Nu à la cheminée» , выставленной на Осеннем салоне 1910 года; Монументальная картина Глейза «Le Dépiquage des Moissons» («Обмолот урожая») , выставленная в 1912 году в Салоне «Золотая секция»; Ле Фоконье «Изобилие» , представленное на выставке Indépendants в 1911 году; » Делоне и «Город Париж , выставленный на выставке Indépendants в 1912 году. Эти амбициозные работы являются одними из крупнейших картин в истории кубизма. Леже «Свадьба» , также показанная в Салоне Независимых в 1912 году, придала форму понятию одновременности, представляя различные мотивы как происходящие в едином временном фрейме, где реакции на прошлое и настоящее взаимопроникают с коллективной силой. Соединение такого предмета с одновременностью объединяет салонный кубизм с ранними футуристическими картинами Умберто Боччони , Джино Северини и Карло Карра ; сами сделаны в ответ на ранний кубизм. [ 8 ]
Кубизм и современное европейское искусство были представлены Соединенным Штатам на ставшей легендарной Оружейной выставке 1913 года в Нью-Йорке , которая затем побывала в Чикаго и Бостоне . На выставке Оружейной палаты Пабло Пикассо выставил «Женщину в горшочке де мутард» (1910), скульптуру «Голова женщины» (Фернанда) (1909–10), «Лес Арбр» (1907) среди других работ кубизма. Жак Вийон выставил семь важных и крупных сухих точек, а его брат Марсель Дюшан шокировал американскую публику своей картиной «Обнаженная, спускающаяся по лестнице, № 2» (1912). Франсис Пикабиа выставил свои абстракции «Танец а-ля источник» и «Процессия в Севилье» (обе 1912 года). Альберт Глейз выставил «Женщину с флоксами» (1910) и «Человек на балконе» (1912), две сильно стилизованные и граненые кубистические работы. Жорж Брак , Фернан Леже , Раймон Дюшан-Вийон , Роже де ла Френе и Александр Архипенко также представили образцы своих кубистических работ.
Кубистическая скульптура
[ редактировать ]Как и в живописи, кубистская скульптура уходит корнями в разложение нарисованных объектов Полем Сезанна на составляющие плоскости и геометрические тела (кубы, сферы, цилиндры и конусы). И так же, как и в живописи, оно оказало повсеместное влияние и внесло фундаментальный вклад в конструктивизм и футуризм .
Кубистическая скульптура развивалась параллельно кубистской живописи. Осенью 1909 года Пикассо создал скульптуру «Голова женщины» (Фернанды), в которой положительные черты изображены отрицательным пространством, и наоборот. Пикассо По словам Дугласа Купера: «Первой настоящей кубистской скульптурой была впечатляющая женская голова , созданная в 1909–1910 годах, которая в трех измерениях представляла собой аналог многих подобных аналитических и граненых голов на его картинах того времени». [ 11 ] Эти положительные/негативные инверсии были амбициозно использованы Александром Архипенко в 1912–1913 годах, например, в «Идущей женщине» . [ 12 ] Джозеф Чаки , после Архипенко, был первым скульптором в Париже, присоединившимся к кубистам, с которыми он выставлялся с 1911 года. За ними последовал Раймон Дюшан-Вийон , а затем в 1914 году Жак Липшиц , Анри Лоран и Осип Цадкин . [ 65 ] [ 66 ]
Действительно, кубистское строительство имело такое же влияние, как и любое изобразительное кубистское нововведение. Это было стимулом протоконструктивистского творчества Наума Габо и Владимира Татлина и, таким образом, отправной точкой для всей конструктивной тенденции в модернистской скульптуре ХХ века. [ 12 ]
Архитектура
[ редактировать ]Кубизм стал важным связующим звеном между искусством и архитектурой начала 20-го века. [ 67 ] Исторические, теоретические и социально-политические отношения между авангардными практиками в живописи, скульптуре и архитектуре имели ранние разветвления во Франции, Германии, Нидерландах и Чехословакии . Хотя существует много точек пересечения кубизма и архитектуры, между ними можно провести лишь несколько прямых связей. Чаще всего связи осуществляются посредством ссылки на общие формальные характеристики: ограненность формы, пространственная двусмысленность, прозрачность и множественность. [ 67 ]
Архитектурный интерес к кубизму был сосредоточен на растворении и восстановлении трехмерных форм с использованием простых геометрических форм, сопоставленных без иллюзий классической перспективы. Различные элементы можно было накладывать друг на друга, делать прозрачными или проникать друг в друга, сохраняя при этом свои пространственные отношения. Кубизм стал влиятельным фактором в развитии современной архитектуры с 1912 года ( La Maison Cubiste , Раймон Дюшан-Вийон и Андре Маре ) и далее, развиваясь параллельно с такими архитекторами, как Питер Беренс и Вальтер Гропиус , с упрощением конструкции здания, использование материалов, подходящих для промышленного производства, и более широкое использование стекла. [ 68 ]
Кубизм имел отношение к архитектуре, ищущей стиль, который не должен был отсылать к прошлому. Таким образом, то, что стало революцией как в живописи, так и в скульптуре, было применено как часть «глубокой переориентации на изменившийся мир». [ 68 ] [ 69 ] Кубофутуристические идеи Филиппо Томмазо Маринетти повлияли на взгляды в авангардной архитектуре. Влиятельное движение Де Стиль охватило эстетические принципы неопластицизма, разработанные Питом Мондрианом под влиянием кубизма в Париже. также связал Де Стиль Джино Северини с теорией кубизма через труды Альберта Глейзеса. Однако соединение основных геометрических форм с природной красотой и простотой промышленного применения, которое было прообразом Марселя Дюшана с 1914 года, было оставлено основателям пуризма и Амеде Озенфану Шарлю-Эдуару Жаннере (более известному как Ле Корбюзье ). которые вместе выставляли картины в Париже и опубликовали « После кубизма» в 1918 году. [ 68 ] Целью Ле Корбюзье было перенести свойства его собственного стиля кубизма в архитектуру. Между 1918 и 1922 годами Ле Корбюзье сосредоточил свои усилия на пуристской теории и живописи. В 1922 году Ле Корбюзье и его двоюродный брат Жаннере открыли студию в Париже на улице Севр, 35. Его теоретические исследования вскоре переросли во множество различных архитектурных проектов. [ 70 ]
Кубистический дом
[ редактировать ]На Осеннем салоне 1912 года была выставлена архитектурная инсталляция, которая быстро стала известна как Maison Cubiste (Дом кубизма), с архитектурой Раймона Дюшана-Вийона и внутренним декором Андре Маре вместе с группой сотрудников. Метцингер и Глейз в «Кубизме» , написанном во время сборки «Maison Cubiste», писали об автономной природе искусства, подчеркивая, что декоративные соображения не должны управлять духом искусства. Для них декоративная работа была «антитезой картине». «Истинная картина, — писали Метцингер и Глейз, — несет в себе смысл своего существования . Ее можно перенести из церкви в гостиную , из музея в кабинет. удовлетворять ум: напротив, он должен мало-помалу вести его к воображаемым глубинам, в которых пребывает сочинительный свет. Он не гармонирует с тем или иным ансамблем, он гармонирует с вещами вообще, со вселенной: он гармонирует. это организм...». [ 71 ]
La Maison Cubiste представлял собой полностью меблированный типовой дом с фасадом, лестницей, коваными перилами и двумя комнатами: гостиной — Буржуазным салоном , где были представлены картины Марселя Дюшана, Метцингера ( «Женщина с веером »), Глейза, Лорансена. и Леже были повешены, и спальня. Это был пример L'art Decoratif , дома, в котором кубистское искусство могло быть представлено в комфорте и стиле современной буржуазной жизни. Зрители Осеннего салона проходили через оштукатуренный фасад, спроектированный Дюшаном-Вийоном, в два меблированных зала. [ 72 ] Эта архитектурная инсталляция впоследствии была выставлена на Оружейной выставке 1913 года в Нью-Йорке, Чикаго и Бостоне. [ 73 ] числится в каталоге нью-йоркской выставки под номером 609 под номером Раймона Дюшана-Вийона и под названием «Фасад архитектурный, штукатурка» ( Façade Architecturale ). [ 74 ] [ 75 ]
Мебель, обои, обивка и ковры в интерьере были разработаны Андре Маре и были ранними примерами влияния кубизма на то, что впоследствии стало ар-деко . Они состояли из очень ярких роз и других цветочных узоров в стилизованных геометрических формах.
Маре называл гостиную, в которой висели картины кубистов, Салоном Буржуа . Леже назвал это имя «идеальным». В письме Маре перед выставкой Леже писал: «Ваша идея для нас абсолютно великолепна, действительно великолепна. Люди увидят кубизм в его домашней обстановке, что очень важно. [ 2 ]
«Ансамбли Маре были приняты в качестве обрамлений для произведений кубизма, потому что они позволяли картинам и скульптурам обрести независимость», - писал Кристофер Грин, - «создавая игру контрастов, отсюда участие не только самих Глейза и Метцингера, но и Мари Лорансен, братьев Дюшан». (Раймон Дюшан-Вийон спроектировал фасад) и старые друзья Маре Леже и Роже Ла Френе». [ 76 ]
В 1927 году кубисты Жозеф Чаки , Жак Липшиц , Луи Маркусси , Анри Лоран , скульптор Гюстав Миклош и другие сотрудничали в оформлении Дома-студии на улице Сен-Джеймс в Нейи-сюр-Сен , спроектированного архитектором Полем Руо и принадлежит французскому модельеру Жаку Дусе , также коллекционеру картин постимпрессионистов и кубистов (в том числе «Авиньонских девиц» , которые он купил непосредственно в студии Пикассо). Лоуренс спроектировал фонтан, Чаки спроектировал лестницу Дусе, [ 77 ] Липшиц сделал каминную полку, а Маркусси — кубистический ковер. [ 78 ] [ 79 ] [ 80 ]
Чешская кубистическая архитектура
[ редактировать ]Оригинальная кубистская архитектура очень редка. Кубизм применялся в архитектуре только в Богемии (ныне Чехия ) и особенно в ее столице Праге . [ 81 ] [ 82 ] Чешские архитекторы были первыми и единственными, кто когда-либо проектировал оригинальные кубистические здания. [ 83 ] Кубистская архитектура процветала по большей части между 1910 и 1914 годами, но здания под влиянием кубизма или кубизма были построены и после Первой мировой войны . После войны в Праге получил развитие архитектурный стиль рондо-кубизм, сочетающий кубистскую архитектуру с круглыми формами. [ 84 ]
В своих теоретических правилах зодчие-кубисты выражали требование динамизма, который преодолел бы материю и содержащееся в ней спокойствие посредством творческой идеи, чтобы результат вызывал у зрителя чувства динамичности и выразительной пластичности. Это должно достигаться формами, производными от пирамид, кубов и призм, расположением и композицией наклонных поверхностей, главным образом треугольных, скульптурных фасадов в выступающих кристаллоподобных блоках, напоминающих так называемую ромбовидную огранку , или даже кавернозных, напоминающих поздней архитектура готики . Таким образом лепятся все поверхности фасадов, включая даже фронтоны и мансардные окна. Решетки, как и другие архитектурные украшения, приобретают объемную форму. Таким образом, были также созданы новые формы окон и дверей, например, шестиугольные окна . [ 84 ] Чешские архитекторы-кубисты также проектировали кубистскую мебель.
Ведущими архитекторами-кубистами были Павел Янак , Йозеф Гочар , Властислав Хофман , Эмиль Краличек и Йозеф Хохол . [ 84 ] Они работали в основном в Праге, но также и в других чешских городах. Самым известным кубистским зданием является Дом Черной Мадонны в Старом городе Праги, построенный в 1912 году Йозефом Гочаром с единственным в мире кубистским кафе Grand Café Orient. [ 81 ] Властислав Гофман построил входные павильоны Дяблицкого кладбища в 1912–1914 годах, Йозеф Хохол спроектировал несколько жилых домов под Вышеградом . также сохранился кубистический уличный фонарь Рядом с Вацлавской площадью , спроектированный Эмилем Краличеком в 1912 году, который также построил Алмазный дом в Новом городе Праги около 1913 года.
Кубизм в других областях
[ редактировать ]Влияние кубизма распространилось и на другие области искусства, помимо живописи и скульптуры. В литературе письменные произведения Гертруды Стайн используют повторение и повторяющиеся фразы в качестве строительных блоков как в отрывках, так и в целых главах. Этот метод использован в большинстве важных работ Штейна, включая роман «Становление американцев» (1906–08). Они не только были первыми важными покровителями кубизма, Гертруда Стайн и ее брат Лео также оказали большое влияние на кубизм. В свою очередь, Пикассо оказал большое влияние на творчество Штейна. В области американской художественной литературы роман Уильяма Фолкнера 1930 года «Когда я умирал» можно рассматривать как взаимодействие с кубистической модой. В романе рассказывается о разнообразных переживаниях 15 персонажей, которые, собранные вместе, образуют единое целое.
Поэтами, обычно связанными с кубизмом, являются Гийом Аполлинер , Блез Сендрар , Жан Кокто , Макс Жакоб , Андре Сальмон и Пьер Реверди . Как объясняет американский поэт Кеннет Рексрот , кубизм в поэзии «является сознательным, преднамеренным разъединением и рекомбинацией элементов в новую художественную единицу, ставшую самодостаточной благодаря своей строгой архитектуре. Это сильно отличается от свободной ассоциации сюрреалистов и комбинации бессознательное высказывание и политический нигилизм дадаизма». [ 85 ] Тем не менее, влияние поэтов-кубистов как на кубизм, так и на более поздние течения дадаизма и сюрреализма было глубоким; Луи Арагон , один из основателей сюрреализма, сказал, что для Бретона, Супо, Элюара и его самого Реверди был «нашим непосредственным старейшиной, образцовым поэтом». [ 86 ] Хотя этих поэтов не так хорошо помнят, как художников-кубистов, они продолжают влиять и вдохновлять; Американские поэты Джон Эшбери и Рон Пэджетт недавно выпустили новые переводы произведений Реверди . Уоллеса Стивенса « Тринадцать способов взглянуть на черного дрозда » демонстрирует, как многочисленные перспективы кубизма могут быть переведены в поэзию. Говорят, что книга [ 87 ] Первые кубистические декорации и костюмы балета были созданы Пикассо в 1917 году для Сергея Дягилева «Парада» . [ 88 ] Этому предшествовало еще шесть балетов, в которых Пикассо «оставил след в балетном мире, оказав влияние на поколения дизайнеров и хореографов». [ 89 ] Брак последовал этому примеру, поставив четыре собственных балета, начиная с « Les Fâcheux» Дяглиева 1924 года . [ 90 ] [ 91 ] Грис также разработал декорации и костюмы для « Русского балета» Дягилева . [ 92 ] [ 93 ] Такие художники, как плодовитый дизайнер плакатов А. М. Кассандр. [ 94 ] и Эдвард Макнайт Кауффер популяризировали кубизм в области коммерческого графического дизайна и типографики . [ 95 ] Поль Пуаре и Калло Сёр были среди кутюрье, которые привнесли в мир дизайна моды элементы кубизма, такие как перекрывающиеся слои и плоские плоскости, скрывающие объемы тела. [ 96 ]
Джон Бергер сказал: «Почти невозможно преувеличить важность кубизма. Это была революция в изобразительном искусстве, столь же великая, как и та, которая произошла в раннем Возрождении . Ее влияние на более позднее искусство, на кино и на архитектуру уже заметно. настолько многочисленны, что мы их почти не замечаем». [ 97 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Жорж Брак , 1909–10, Гитара (Мандора, Ла Мандор) , холст, масло, 71,1 х 55,9 см, Галерея Тейт Модерн , Лондон
-
Альберт Глейз , 1910, La Femme aux Phlox (Женщина с флоксами) , холст, масло, 81 х 100 см, Музей изящных искусств, Хьюстон . Выставлено в зале 41, Салона Независимых , 1911 г., Оружейной выставки, 1913 г.
-
Жорж Брак , 1910, Скрипка и подсвечник , холст, масло, 60,96 х 50,17 см, Музей современного искусства Сан-Франциско.
-
Жан Метцингер , 1910–11, Deux Nus ( Две обнаженные , две женщины ), холст, масло, 92 х 66 см, Художественный музей Гетеборга , Швеция. Выставлен на первой кубистской манифестации в зале 41 Салона Независимых 1911 года , Париж.
-
Робер Делоне , 1910–11, Город №. 2 , холст, масло, 146 х 114 см, Национальный музей современного искусства , Париж
-
Анри Ле Фоконье , 1910–11, L'Abondance (Изобилие) , холст, масло, 191 х 123 см, Gemeentemuseum Den Haag
-
Марсель Дюшан , 1911, Соната (Соната) , холст, масло, 145,1 х 113,3 см, Художественный музей Филадельфии
-
Пабло Пикассо, 1911, «Женщина на скрипке» , холст, масло, частная коллекция, передана в долгосрочную аренду Баварским государственным собраниям живописи , Пинакотека современности , Мюнхен
-
Фернан Леже , 1911–1912, Les Fumeurs (Курильщики) , холст, масло, 129,2 x 96,5 см, Музей Соломона Р. Гуггенхайма , Нью-Йорк
-
Жорж Брак , 1911–12, «Мужчина с гитарой» , холст, масло, 116,2 х 80,9 см, Музей современного искусства.
-
Жак Вийон , 1912, Девушка за фортепиано (Fillette au Piano) , холст, масло, 129,2 х 96,4 см, овал, Музей современного искусства , Нью-Йорк. Экспонировался на Оружейной выставке 1913 года.
-
Фрэнсис Пикабиа , 1912, La Source ( Весна ), холст, масло, 249,6 х 249,3 см, Музей современного искусства , Нью-Йорк
-
Фернан Леже , 1912–13, Обнаженная модель в студии (Le modèle nu dans l'atelier) , мешковина, масло, 128,6 x 95,9 см, Музей Соломона Р. Гуггенхайма , Нью-Йорк
-
Альберт Глейз , 1912–13, Les Joueurs de Football (Футболисты) , холст, масло, 225,4 x 183 см, Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия
-
Жан Метцингер , 1912–1913, L'Oiseau bleu (Синяя птица) , холст, масло, 230 x 196 см, Musée d'Art Moderne de la Ville de Paris . Выставлен в Салоне Независимых, 1913 г.
-
Пабло Пикассо , 1913–14, Женщина, сидящая в кресле (Ева), Женщина в кресле , холст, масло, 149,9 x 99,4 см, Коллекция кубистов Леонарда А. Лаудера
-
Хуан Грис , 1915, Nature morte à la nappe à carreaux (Натюрморт с клетчатой скатертью) , холст, масло и графит, 116,5 x 89,2 см, Метрополитен-музей , Леонарда А. Лаудера коллекция
-
Диего Ривера , 1915, Портрет Рамона Гомеса де ла Серны , 109,6 × 90,2 см. Музей латиноамериканского искусства Буэнос-Айреса
-
Жан Метцингер , апрель 1916, Женщина с зеркалом (Женщина за туалетом, Дама за туалетным столиком) , холст, масло, 92,4 х 65,1 см, частное собрание
-
Хуан Грис , октябрь 1916 г., Портрет Жозетты , холст, масло, 116 х 73 см, Музей королевы Софии , Мадрид
-
Пабло Пикассо, 1918, Арлекин на скрипке (Арлекин со скрипкой) , холст, масло, 142 х 100,3 см, Художественный музей Кливленда , Огайо
-
Джино Северини , 1919, Bohémien Jouant de L'Accordéon (Аккордеонист) , Museo del Novecento, Милан
-
Альберт Глейзес , 1920, Femme au gant noir (Женщина в черной перчатке) , холст, масло, 126 x 100 см, Национальная галерея Австралии
Статьи и обзоры в прессе
[ редактировать ]-
Картины Альберта Глейзеса , 1910–11, «Пейзаж», «Пейзаж» ; Хуан Грис (рисунок); Жан Метцингер , ок. 1911 , Натюрморт, Компотье и кувшин, украшенный оленями . Опубликовано на первой странице El Correo Catalán 25 апреля 1912 года.
-
(в центре) Жан Метцингер , ок. 1913 , Le Fumeur (Человек с трубкой) , Художественный музей Карнеги, Питтсбург; (слева) Александр Архипенко , 1914, Танец Медрано (Медрано II) , (справа) Архипенко, 1913, Пьеро-Карусель , Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк. Опубликовано в Le Petit Comtois 13 марта 1914 г.
-
Картины Фернана Леже , 1912, «Женщина в синем», «Женщина в голубом» , Художественный музей Базеля; Жан Метцингер , 1912, Танцовщица в кафе , Художественная галерея Олбрайт-Нокс; и скульптура Александра Архипенко , 1912, «Семейная жизнь», «Семейная жизнь» (уничтожена). Опубликовано в «Политических и литературных анналах» , н. 1529, 13 октября 1912 г.
-
Картины Джино Северини , 1911, «Танец Пан-Пана» , и Северини, 1913, «Автобус» . Опубликовано в «Политических и литературных анналах», «Кубистический парадокс» , 14 марта 1920 г.
-
Картины Джино Северини , 1911, «Воспоминания о путешествиях» ; Альберт Глейз , 1912, «Человек на балконе», «Человек на балконе» ; Северини, 1912–13, Портрет мисс Жанны Поль-Форт ; Луиджи Руссоло , 1911–12, Восстание . Опубликовано в «Политических и литературных анналах», «Кубистический парадокс » (продолжение), н. 1916, 14 марта 1920 г.
-
Картины Анри Ле Фоконье , 1910–11, L'Abondance , Муниципальный музей Гааги; Жан Метцингер , 1911, Le goûter (Время чая) , Художественный музей Филадельфии; Робер Делоне , 1910–11, Эйфелева башня . Опубликовано в La Veu de Catalunya 1 февраля 1912 г.
-
Жан Метцингер , 1910–11, Пейзаж (местонахождение неизвестно); Джино Северини , 1911, «Одержимый танцор» ; Альбер Глейз , 1912, «Человек на балконе», «Человек на балконе» (Портрет доктора Тео Морино) . Опубликовано в «Политических и литературных летописях», Краткое содержание н. 1536, декабрь 1912 г.
-
Жан Метцингер , ок. 1911 , Натюрморт, Компотье и кувшин, украшенный оленями ; Хуан Грис , 1911, Этюд для мужчины в кафе ; Мари Лорансен , ок. 1911 , Теста аб плехс ; Август Агеро, скульптура, Бюст ; Хуан Грис , 1912, Гитара и очки , или Банджо и очки . Опубликовано в Veu de Catalunya , 25 апреля 1912 г.
-
Жан Метцингер , 1911, «Время чая» , Художественный музей Филадельфии. Опубликовано в Le Journal 30 сентября 1911 г.
-
Картины Хуана Гриса , Бодегон ; Август Агеро (скульптура); Жан Метцингер , 1910–11, Deux Nus, Две обнаженные , Художественный музей Гетеборга; Мари Лорансен (акрил); Альберт Глейзес , 1911, Пейзаж, Пейзаж . Опубликовано в La Publicidad 26 апреля 1912 г.
-
Умберто Боччони , 1911, Улица входит в дом ; Луиджи Руссоло , 1911, Память ночи . Опубликовано в «Политических и литературных анналах» от 1 декабря 1912 года.
-
Фрэнсис Пикабиа , картины опубликованы в газете New York Tribune , 9 марта 1913 года. Пикабиа провел свою первую персональную выставку в Нью-Йорке, Выставку нью-йоркских исследований Фрэнсиса Пикабиа , в художественной галерее 291 (ранее называвшейся «Маленькие галереи фото-сецессиона »). , 17 марта - 5 апреля 1913 г.
-
Джозеф Чаки , руководитель , 1913 г., гипс потерян; Робер Делоне , Посвящение Блерио , 1914 (Художественный музей Базеля); Анри Оттманн , «Продавец шляп» , опубликовано в The Sun , Нью-Йорк, 15 марта 1914 г.
-
Альберт Глейзес (слева) перед своей картиной «Джаз» ; Жан Кротти (в центре) изучает свою книгу «Женщина в красном колпаке» ; Марсель Дюшан (справа) за чертежной доской перед « Жака Вийона , Портретом художника MJB» The Sun , Нью-Йорк, 2 января 1916 года.
-
Альберт Глейзес (совместно с Чэлом Постом , 1915); Марсель Дюшан (с его брата Жака Вийона « Портретом художника MJB» (Жак Бон) , 1914); Жан Кротти ; Хьюго Робус; Стэнтон Макдональд-Райт ; и Фрэнсис Симпсон Стивенс (в центре), Every Week , Vol. 4, № 14, 2 апреля 1917 г., с. 14
-
Жан Метцингер , апрель 1916 года, Женщина с зеркалом (Женщина за туалетом, Дама за туалетным столиком) , The Sun , Нью-Йорк, воскресенье, 28 апреля 1918 года.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Жан Метцингер, Заметки о живописи , Пан (Париж), октябрь – ноябрь 1910 г.
- ^ Jump up to: а б с «Коллекция | МоМА» . Музей современного искусства . Архивировано из оригинала 13 августа 2014 года.
- ^ Кубизм: Коллекция Леонарда А. Лаудера , Метрополитен-музей, Нью-Йорк, 2014. Архивировано 17 мая 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б «Коллекция | МоМА» . Музей современного искусства . Архивировано из оригинала 13 июня 2014 года.
- ^ Джоанн Мозер, Жан Метцингер в ретроспективе, Работы докубизма, 1904–1909 , Художественный музей Университета Айовы, J. Paul Getty Trust, University of Washington Press 1985, стр. 34–42
- ^ «Коллекция | МоМА» . Музей современного искусства .
- ^ Магдалена Дабровски, Геометрическая абстракция , Хронология истории искусств Хайльбрунна, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, 2000
- ^ Jump up to: а б «Коллекция | МоМА» . Музей современного искусства . Архивировано из оригинала 2 июля 2015 года.
- ^ «Коллекция | МоМА» . Музей современного искусства . Архивировано из оригинала 24 октября 2008 года.
- ^ Хонор, Х. и Дж. Флеминг, (2009) Всемирная история искусства . 7-е изд. Лондон: Издательство Лоуренса Кинга, стр. 784. ISBN 9781856695848
- ^ Jump up to: а б Дуглас Купер, «Эпоха кубизма» , стр. 11–221, 232, Phaidon Press Limited, 1970, совместно с Художественным музеем округа Лос-Анджелес и Художественным музеем Метрополитен . ISBN 0-87587-041-4
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Кристофер Грин, 2009, Кубизм , МоМА, Grove Art Online, Oxford University Press. Архивировано 13 августа 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с Купер, 24 года
- ↑ Луи Воксель, Exposition Braques , Жиль Блас, 14 ноября 1908 г. , Галлика (BnF)
- ^ Jump up to: а б Данчев, Алекс (29 марта 2007 г.). Жорж Брак: Жизнь . Пингвин Букс Лимитед. ISBN 9780141905006 – через Google Книги.
- ^ Футуризм в Париже - Взрыв авангарда , Центр Помпиду, Париж, 2008 г.
- ↑ Луи Воксель, Салон независимых , Жиль Блас, 25 марта 1909 г. , Галлика (BnF)
- ^ Д.-Х. Канвейлер. Дорога к кубизму (Мюнхен, 1920; англ. пер., Нью-Йорк, 1949)
- ^ К. Гринберг. Революция наклеенной бумаги , ARTnews, 57 (1958), стр. 46–49, 60–61 ( Интернет-архив ); представитель как «Коллаж» в искусстве и культуре (Бостон, 1961), стр. 70–83.
- ^ Бергер, Джон (1969). Момент кубизма . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пантеон. ISBN 9780297177098 .
- ^ Jump up to: а б «Fondation Gleizes, Chronologie (на французском языке)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 ноября 2008 г.
- ^ «Жиль Блас / реж. А. Дюмон» . Галлика . 18 марта 1910 года.
- ^ Дэниел Роббинс, Жан Метцингер: В центре кубизма , 1985, Джин Метцингер в ретроспективе , Художественный музей Университета Айовы, J. Paul Getty Trust, University of Washington Press
- ^ Jump up to: а б с Гийом Аполлинер, Художники-кубисты: эстетические размышления (Париж, 1913)
- ^ «Эйфелева башня» . Музеи и фонд Гуггенхайма . Архивировано из оригинала 28 февраля 2014 года.
- ^ «Дикие люди Парижа» . www.architecturalrecord.com . Архивировано из оригинала 24 апреля 2016 года.
- ^ Jump up to: а б «Эксцентричная школа живописи повышает свою популярность на нынешней художественной выставке - что пытаются сделать ее последователи» . 8 октября 1911 года. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года на сайте NYTimes.com.
- ^ Jump up to: а б « Кубисты» доминируют в осеннем салоне Парижа , The New York Times , 8 октября 1911 года (PDF с высоким разрешением)» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
- ^ «Обнаженная, спускающаяся по лестнице (№ 2)» . philamuseum.org . Архивировано из оригинала 18 сентября 2017 года.
- ^ «Статенский музей искусства, Национальная галерея Дании, Жан Метцингер, 1911–12, Женщина с лошадью , холст, масло, 162 × 130 см» . Архивировано из оригинала 15 января 2012 года.
- ^ Jump up to: а б Марк Антлифф и Патрисия Лейтен, Читатель кубизма, Документы и критика, 1906–1914 гг ., University of Chicago Press, 2008, стр. 293–295.
- ^ Кэрол А. Хесс, Мануэль де Фалья и модернизм в Испании, 1898–1936 , University of Chicago Press, 2001, стр. 76, ISBN 0226330389
- ^ Празднование столетия кубизма в Барселоне. 1912–2012 , Каталонская ассоциация искусствоведов – ACCA.
- ^ Мерсе Видаль, Выставка кубистического искусства в галерее Далмау, 1912 г. , Edicions Universitat Barcelona, 1996 г., ISBN 8447513831
- ^ Дэвид Коттингтон, Кубизм в тени войны: авангард и политика в Париже 1905–1914 гг. , Издательство Йельского университета, 1998, ISBN 0300075294
- ^ «Выставка кубистического искусства» . Галереи Далмау .
- ^ Хоаким Фольх и Торрес, Els Cubists a kan Dalmau , Pàgin artística de La Veu de Catalunya. Архивировано 22 апреля 2018 г. в Wayback Machine (Барселона), 18 апреля 1912 г., Any 22, no. 4637–4652 (16–30 апреля 1912 г.)
- ↑ Хоаким Фольх-и-Торрес, «Эль кубизм», Pàgin Artística de La Veu, La Veu de Catalunya. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , 25 апреля 1912 г. (включает многочисленные статьи о художниках и выставке).
- ^ Jump up to: а б Уильям Х. Робинсон, Хорди Фальгас, Кармен Белен Лорд, Барселона и современность: Пикассо, Гауди, Миро, Дали , Художественный музей Кливленда, Метрополитен-музей (Нью-Йорк), издательство Йельского университета, 2006, ISBN 0300121067
- ↑ Кубистская карикатура, Esquella de La Torratxa , № 1740 (3 мая 1912 г.)
- ^ Jump up to: а б «[Выставка кубистического искусства – Noticiero Universal]» . Галереи Далмау .
- ^ Хайме Бриуэга, Художественный авангард в Испании 1909–1936 , Мадрид. Перешеек.1981
- ^ Jump up to: а б Рубин, Уильям, Пабло Пикассо, Жорж Брак и Музей современного искусства (1989). Пикассо и Брак: новаторский кубизм . Нью-Йорк, Бостон: Музей современного искусства. п. 36. ISBN 9780870706752
- ^ Рубин, Уильям, Пабло Пикассо, Жорж Брак и Музей современного искусства (1989). Пикассо и Брак: новаторский кубизм . Нью-Йорк, Бостон: Музей современного искусства. п. 30. ISBN 9780870706752
- ^ «Ле Журнал» . Галлика . 5 октября 1912 года. Архивировано из оригинала 4 сентября 2015 года.
- ^ Jump up to: а б Официальный журнал Французской Республики. Парламентские дебаты. Палата депутатов, 3 декабря 1912 г., стр. 2924–2929. Библиотека и архивы Национального собрания, 2012–7516 гг. Архивировано 4 сентября 2015 г. в Wayback Machine . ISSN 1270-5942
- ^ Патрик Ф. Баррер: Когда искусство 20-го века было создано неизвестным , стр. 93–101, дает отчет о дискуссии.
- ^ «биография» . www.peterbrooke.org.uk . Архивировано из оригинала 22 мая 2013 года.
- ^ «Альбер-Глейз-Тевре» . 18 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 18 сентября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б «История и хронология кубизма, стр. 5» . Архивировано из оригинала 14 марта 2013 года.
- ^ «Золотая секция, специальный выпуск, 9 октября 1912 г.» . Архивировано из оригинала 3 апреля 2017 года.
- ^ Купер, 20–27.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Роббинс, Дэниел (19 апреля 1964 г.). «Альберт Глейз, 1881–1953: ретроспективная выставка» . [Нью-Йорк: Фонд Соломона Р. Гуггенхайма] – через Интернет-архив.
- ^ Луи Шасвен, Les Artistes Indépendants, 1906 , Некоторые небольшие салоны. Париж, 1908 год. Шассеван обсуждал Делоне и Метцинже с точки зрения влияния Синьяка, ссылаясь на «точность резки кубиков Метцингера…»
- ^ Jump up to: а б Роберт Герберт, неоимпрессионизм, Фонд Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, 1968 г.
- ^ А. Глейз и Дж. Метцингер. Du "Cubisme", Edition Figuère, Париж, 1912 г. (англ. пер., Лондон, 1913 г.)
- ^ «Меркюр де Франс: современный сериал / режиссёр Альфред Валлетт» . Галлика . 1 декабря 1912 года. Архивировано из оригинала 4 сентября 2015 года.
- ^ Jump up to: а б Коттингтон, Дэвид (19 апреля 2004 г.). Кубизм и его история . Издательство Манчестерского университета. ISBN 9780719050046 . Архивировано из оригинала 1 января 2016 года в Google Книгах.
- ^ Кристофер Грин, Кубизм и его враги: современные движения и реакция во французском искусстве, 1916–1928. Архивировано 1 января 2016 г. в Wayback Machine , Yale University Press, Нью-Хейвен и Лондон, 1987, ISBN 0300034687
- ^ «Музей современного искусства» . Мома.орг . Проверено 11 июня 2011 г.
- ^ Колокита, Чара; Хаммонд, Дж. М.; Влчкова, Люси. «Кубизм» . Энциклопедия модернизма Рутледжа .
- ^ Архив, Азия Арт. «Кубизм в Азии: неограниченные диалоги - отчет» . aaa.org.hk. Проверено 22 декабря 2018 г.
- ^ Грис, Хуан. «Портрет Пабло Пикассо» . Институт искусств Чикаго . Проверено 7 июня 2021 г.
- ^ Пабло Пикассо, 1909–10, Голова женщины , бронза, опубликовано в Umělecký Mĕsíčník , 1913. Архивировано 3 марта 2014 г. в Wayback Machine , Проект Blue Mountain, Принстонский университет.
- ^ Роберт Розенблюм, «Кубизм», Чтения по истории искусства 2 (1976), Сеуфор, Скульптура этого века
- ^ Балас, Эдит (19 апреля 1998 г.). Йозеф Чаки: пионер современной скульптуры . Американское философское общество. ISBN 9780871692306 . Архивировано из оригинала 1 января 2016 года в Google Книгах.
- ^ Jump up to: а б Архитектура и кубизм . Канадский центр архитектуры / Канадский центр архитектуры: MIT Press. 19 апреля 2002 г. OCLC 915987228 – через Open WorldCat.
- ^ Jump up to: а б с «Коллекция | МоМА» . Музей современного искусства . Архивировано из оригинала 5 апреля 2012 года.
- ^ PR Бэнхэм. Теория и проектирование в первый век машин (Лондон, 1960), с. 203
- ^ Шоа, Франсуаза, Ле Корбюзье (1960), стр. 10–11. Джордж Бразиллер, Инк. ISBN 0-8076-0104-7
- ^ «Альбер Глез и Жан Метцинж, кроме «Дю Кубизма », 1912» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 июня 2013 г.
- ^ Дом кубистов, 1912 г. Архивировано 13 марта 2013 г. в Wayback Machine.
- ↑ Работы кубистов на Armory Show. Архивировано 13 марта 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ «Деталь архитектурного фасада Дюшана-Вийона, 1913 год, из документов семьи Уолта Куна и записей Оружейной выставки, 1859–1984 годы, объем 1900–1949 годов» . www.aaa.si.edu . Архивировано из оригинала 14 марта 2013 года.
- ^ «Каталог международной выставки современного искусства: в Оружейной палате Шестьдесят девятого пехотного полка» . Ассоциация американских художников и скульпторов. 19 апреля 1913 г. - из Интернет-архива.
- ^ Грин, Кристофер (1 января 2000 г.). Искусство во Франции, 1900–1940 . Издательство Йельского университета. ISBN 0300099088 . Архивировано из оригинала 30 ноября 2016 г. - через Google Книги.
- ^ Грин, Кристофер (2000). Лестница Жозефа Чаки в доме Жака Дусе . Издательство Йельского университета. ISBN 0300099088 . Архивировано из оригинала 30 апреля 2016 года . Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ Рекс, Эстетик (14 апреля 2011 г.). «Студия Жака Дусе Сент-Джеймс в Нейи-сюр-Сен» . Aestheticusrex.blogspot.com.es. Архивировано из оригинала 27 марта 2013 года . Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ Имбер, Доротея (1993). Модернистский сад во Франции , Дороти Имбер, 1993, издательство Йельского университета . Издательство Йельского университета. ISBN 0300047169 . Архивировано из оригинала 30 апреля 2016 года . Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ Балас, Эдит (1998). Йозеф Чаки: пионер современной скульптуры, Эдит Балас, 1998, с. 5 . Американское философское общество. ISBN 9780871692306 . Архивировано из оригинала 30 апреля 2016 года . Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Бонек, Ян (2014). Кубистическая Прага . Прага: Выдающийся. п. 9. ISBN 978-80-7281-469-5 .
- ^ «Кубизм» . www.czechtourism.com . Чешский туризм. Архивировано из оригинала 16 октября 2015 года . Проверено 1 сентября 2015 г.
- ^ «Кубистическая архитектура» . www.radio.cz . Радио Прага. Архивировано из оригинала 11 сентября 2015 года . Проверено 1 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Чешский кубизм» . www.kubista.cz . Кубиста. Архивировано из оригинала 8 октября 2015 года . Проверено 1 сентября 2015 г.
- ^ Рексрот, Кеннет. «Кубистическая поэзия Пьера Реверди (Рексрота)» . Bopsecrets.org. Архивировано из оригинала 19 мая 2011 г. Проверено 11 июня 2011 г.
- ^ Реверди, Пьер. «Титульный лист > Пьер Реверди: Избранные стихи» . Книги Кровавого Топора. Архивировано из оригинала 27 мая 2011 г. Проверено 11 июня 2011 г.
- ^ «Документ без названия» . Архивировано из оригинала 13 августа 2007 г. Проверено 7 апреля 2008 г.
- ^ Крамер, Хилтон (24 марта 1973 г.). «Кубистические изображения Пикассо по-прежнему доминируют в «Параде» » . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 мая 2024 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: статус URL ( ссылка ) - ^ де Соуза, Изабелла. «Подготовка сцены: набег Пабло Пикассо в балет» . Myartbroker.com .
- ^ Неизвестный. «Балеты» .
- ^ Миллиард, Колин (13 июня 2014 г.). «Выходит ли Брак наконец из тени Пикассо?» .
- ^ «Хуан Грис» .
- ^ Лессо, Рози (11 июля 2021 г.). «Роскошная снисходительность: Дягилев и Хуан Грис» .
- ^ Хеллер С. и Фили Л. (1994). Голландский модерн: графический дизайн от Де Стиджа до Деко . Книги летописи. п. 104. ISBN 0811803031 .
- ^ Хеллер С. и Фили Л. (1998). Британский модерн: графический дизайн между войнами . Книги летописи. п. 18. ISBN 0811813118 .
- ^ Мартин Р. и Метрополитен-музей (Нью-Йорк, Нью-Йорк). (1998). Кубизм и мода . Метрополитен-музей: Распространено Х.Н. Абрамсом. стр. 15–17, 42, 47. ISBN 9780870998881 .
- ^ Бергер, Джон. (1965). Успех и неудача Пикассо. Penguin Books, Ltd. с. 73. ISBN 978-0-679-73725-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Альфред Х. Барр-младший, Кубизм и абстрактное искусство, Нью-Йорк: Музей современного искусства, 1936.
- Кауман, Джон (2001). Наследование кубизма: влияние кубизма на американское искусство, 1909–1936 гг . Нью-Йорк: Галереи Холлиса Таггарта. ISBN 0-9705723-4-4 .
- Купер, Дуглас (1970). Кубистическая эпоха . Лондон: Phaidon совместно с Художественным музеем округа Лос-Анджелес и Художественным музеем Метрополитен. ISBN 0-87587-041-4 .
- Паоло Винченцо Дженовезе, Кубизм в архитектуре , Mancosu Editore, Рим, 2010. На итальянском языке.
- Джон Голдинг, Кубизм: история и анализ, 1907–1914, Нью-Йорк: Виттенборн, 1959.
- Ричардсон, Джон . Жизнь Пикассо, бунтаря-кубиста 1907–1916. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф , 1991. ISBN 978-0-307-26665-1
- Марк Антлифф и Патрисия Лейтен, читатель кубизма, документы и критика, 1906–1914 гг. , The University of Chicago Press, 2008 г.
- Кристофер Грин, Кубизм и его враги, современные движения и реакция во французском искусстве, 1916–28 , издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон, 1987
- Михаил Лифшиц, Кризис уродства: от кубизма к поп-арту . Перевод и введение Дэвида Риффа. Лейден: БРИЛЛ, 2018 (первоначально опубликовано на русском языке издательством «Искусство», 1968 г.)
- Дэниел Роббинс, Источники кубизма и футуризма , Art Journal, Vol. 41, № 4 (зима 1981 г.)
- Сесиль Дебре, Франсуаза Любер, Золотая секция, 1912-1920-1925 , Музеи Шатору, Музей Фабра, каталог выставки, Éditions Cercle d'art, Париж, 2000
- Ян Джонстон, Предварительные заметки о кубистской архитектуре в Праге , 2004 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кубизм, Хронология истории искусств Хайльбрунна, Метрополитен-музей
- Пионер кубизма Диего Ривера.
- Кубизм , Фотоагентство Реюньона национальных музеев и Большого дворца Елисейских полей (RMN)
- Чешская кубистическая архитектура
- Кубизм, Коллекция Гуггенхайма онлайн
- Указатель исторических коллекционеров и продавцов кубизма, Исследовательский центр современного искусства Леонарда А. Лаудера, Музей искусств Метрополитен.
- Элизабет Карлсон, Кубистская мода: внедрение модернизма после Оружейной палаты , Портфолио Винтертура, Том. 48, № 1 (весна 2014 г.), стр. 1–28. дои : 10.1086/675687