Орфизм (религия)
Орфизм (реже орфизм ; древнегреческий : Ὀρφικά , латинизированный : Orphiká ) — название, данное набору религиозных верований и практик. [ 1 ] зародившийся в древнегреческом и эллинистическом мире, [ 2 ] связан с литературой, приписываемой мифическому поэту Орфею , который спустился в греческий подземный мир и вернулся. Этот тип путешествия называется катабасисом и является основой нескольких поклонений героям и путешествий. Орфики почитали Диониса (который однажды спустился в Подземный мир и вернулся) и Персефону (который ежегодно спускался в Подземный мир на время года, а затем возвращался). Орфизм был описан как реформа ранней дионисийской религии , включающая переинтерпретацию или перечитывание мифа о Дионисе и переупорядочение , Теогонии Гесиода частично основанное на досократической философии . [ 3 ]
Страдания и смерть бога Диониса от рук титанов считались центральным мифом орфизма. Согласно этому мифу, младенец Дионис убит, разорван на части и съеден титанами. В отместку Зевс поражает титанов молнией, обращая их в пепел. Из этого пепла рождается человечество. В орфических верованиях этот миф описывает человечество как имеющее двойственную природу: тело ( древнегреческий : σῶμα , латинизированное : sôma ), унаследованное от Титанов, и божественную искру или душу ( древнегреческий : ψυχή , латинизированный : psukhḗ ), унаследованную от Дионис. [ 4 ] Чтобы достичь спасения от Титаника, материального существования, нужно было быть посвященным в дионисийские мистерии и пройти телете — ритуальное очищение и повторное переживание страданий и смерти бога. [ 5 ] Орфики верили, что после смерти проведут вечность рядом с Орфеем и другими героями. Непосвященные ( древнегреческий : ἀμύητος , латинизированный : amúētos ), как они полагали, будут перевоплощаться на неопределенный срок. [ 6 ]
История
[ редактировать ]Орфизм назван в честь легендарного поэта-героя Орфея , который, как говорят, создал мистерии Диониса . [ 7 ] Однако Орфей был более тесно связан с Аполлоном, в самых ранних источниках и иконографии чем с Дионисом. По некоторым версиям его мифов, он был сыном Аполлона и в свои последние дни избегал поклонения другим богам и посвятил себя одному Аполлону. [ 8 ]
Происхождение
[ редактировать ]Поэзия, содержащая отчетливо орфические верования, восходит к VI веку до нашей эры. [ 9 ] или, по крайней мере, V век до нашей эры, а граффити V века до нашей эры, по-видимому, относятся к «орфикам». [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] позволяет Папирус Дервени датировать орфическую мифологию концом V века до нашей эры. [ 13 ] и, вероятно, он еще старше. [ 14 ] Орфические взгляды и практики засвидетельствованы Геродотом , Еврипидом и Платоном . Платон ссылается на «Орфеев-инициаторов» ( Ὀρφεοτελεσταί ) и связанные с ними обряды, хотя неясно, насколько «орфическая» литература вообще связана с этими обрядами. [ 15 ]
Связь с пифагореизмом
[ редактировать ]Орфические взгляды и практики имеют параллели с элементами пифагорейства , и различные традиции утверждают, что пифагорейцы или сам Пифагор были авторами ранних орфических произведений; с другой стороны, более поздние философы считали, что Пифагор был посвященным в орфизм. Степень, в которой одно движение могло повлиять на другое, остается спорным. [ 16 ] Некоторые ученые утверждают, что орфизм и пифагореизм возникли как отдельные традиции, которые позже были перепутаны и объединены из-за некоторых сходств. Другие утверждают, что эти две традиции имеют общее происхождение и могут даже рассматриваться как единое целое, называемое « орфико-пифагорейством ». [ 17 ]
Вера в то, что пифагорейство является разновидностью или прямым потомком орфической религии, существовала еще в поздней античности, когда философы-неоплатоники принимали орфическое происхождение пифагорейских учений за чистую монету. Прокл писал:
- все, что Орфей передавал посредством тайных бесед, связанных с мистериями, Пифагор усвоил досконально, когда завершил посвящение в Либетре во Фракии, и Аглаофам, посвященный, открыл ему мудрость о богах, которую Орфей унаследовал от своей матери Каллиопы. [ 18 ]
В пятнадцатом веке греческий ученый-неоплатоник Константин Ласкарис (который нашел поэму Argonautica Orphica ) считал пифагорейского Орфея. [ 19 ] Бертран Рассел (1947) отмечал:
- Орфики были аскетической сектой; вино для них было лишь символом, как позднее и в христианском таинстве. Опьянение, которого они искали, было опьянением « энтузиазма », единения с богом. Они считали, что таким образом приобретают мистические знания, которые невозможно получить обычными средствами. Этот мистический элемент вошел в греческую философию вместе с Пифагором, который был реформатором орфизма, как Орфей был реформатором религии Диониса. От Пифагора орфические элементы вошли в философию Платона, а от Платона — в самую позднюю философию, которая была в той или иной степени религиозной. [ 20 ]
Однако изучение ранних орфических и пифагорейских источников более двусмысленно в отношении их взаимосвязи, и авторы, писавшие ближе к жизни Пифагора, никогда не упоминали о его предполагаемом посвящении в орфизм и в целом считали самого Орфея мифологической фигурой. [ 17 ] Несмотря на это, даже эти авторы V и IV веков до нашей эры отмечали сильное сходство двух учений. Фактически, некоторые утверждали, что Пифагор не был посвященным в орфизм, а был на самом деле первоначальным автором первых орфических текстов. В частности, Ион Хиосский утверждал, что Пифагор был автором стихов, которые он приписывал мифическому Орфею, а Эпиген в своей книге «О произведениях, приписываемых Орфею » приписал авторство нескольких влиятельных орфических поэм известным ранним пифагорейцам, включая Церкопа. [ 17 ] Согласно Цицерону , Аристотель также утверждал, что Орфея никогда не существовало, и что пифагорейцы приписывали Церкону некоторые орфические поэмы (см. Церкопс ). [ 21 ]
Вера в метемпсихоз была общей для обоих течений, хотя, похоже, имела и различия. В то время как орфики учили о цикле тяжких воплощений, от которых можно было избавиться с помощью их ритуалов, Пифагор, казалось, учил о вечном, нейтральном метемпсихозе, против которого личные действия были бы неуместны. [ 22 ]
Неоплатоники считали теологию Орфея, развитую через пифагорейство, ядром первоначальной греческой религиозной традиции. Прокл , влиятельный философ-неоплатоник, один из последних крупных философов-классиков поздней античности, говорит:
- «Ибо вся греческая теология является потомком мистической традиции Орфея; Пифагор, прежде всего, научился у Аглаофема обрядам богов, а Платон, во вторую очередь, получил всесовершенную науку о божествах из пифагорейских и орфических сочинений. ."
(перевод Томаса Тейлора, 1816 г.) [ 23 ]
Орфическая литература
[ редактировать ]Ряд греческих религиозных поэм в гекзаметрах приписывался Орфею, как и подобным чудотворцам, таким как Бакис , Мусей , Абарис , Аристей , Эпименид и Сивилла . Из этой обширной литературы только два произведения сохранились целиком: « Орфические гимны» , набор из 87 стихотворений, возможно, написанных в какой-то момент во втором или третьем веке, и эпос «Орфическая аргонавтика» , составленный где-то между четвертым и шестым веками. Более ранняя орфическая литература, которая, возможно, датируется шестым веком до нашей эры, сохранилась только в виде фрагментов папируса или цитат. [ 24 ]
Орфические гимны
[ редактировать ]Орфические гимны — это 87 гексаметрических стихотворений меньшей длины, написанных в эпоху Римской империи .
Орфическая Аргонавтика
[ редактировать ]Орфическая аргонавтика ( греч . Ὀρφεως Ἀργοναυτικά ) — греческая эпическая поэма неизвестного автора, датируемая IV веком нашей эры. [ 25 ] Оно повествуется от первого лица от имени Орфея и повествует о Ясоне и аргонавтах . Повествование в основном похоже на повествование в других версиях истории, таких как « Аргонавтика» Аполлония Родия , на которой оно, вероятно, основано. Основные отличия — акцент на роли Орфея и более мифологичная, менее реалистическая техника повествования. В «Аргонавтике Орфика» , в отличие от «Аполлония Родия», утверждается, что « Арго» был первым когда-либо построенным кораблем.
Дервенский папирус
[ редактировать ]Папирус Дервени, найденный в Дервени , Македония (Греция) в 1962 году, содержит философский трактат, который представляет собой аллегорический комментарий к орфической поэме в гекзаметрах, теогонии о рождении богов, созданной в кругу философа Анаксагора , написанной во второй половине пятого века до нашей эры. Цитируются фрагменты стихотворения, что делает его «самым важным новым свидетельством о греческой философии и религии, обнаруженным со времен Возрождения». [ 26 ] Папирус датируется примерно 340 годом до нашей эры, во время правления Филиппа II Македонского , что делает его старейшей сохранившейся рукописью в Европе.
Теогонии
[ редактировать ]Орфические теогонии — это произведения, в которых рассказывается о происхождении богов, во многом похожие на « Теогонию Гесиода » . Эти теогонии символически подобны ближневосточным моделям.
Основная история гласит, что Загрей , предыдущее воплощение Диониса, является сыном Зевса и Персефоны . Зевс называет ребенка своим преемником, чем злит его жену Геру . Она подстрекает Титанов убить ребенка. Затем Титаны обманули Загреуса с помощью зеркала и детских игрушек, которые разорвали его на куски и поглотили. Афина спасает сердце и рассказывает о преступлении Зевсу, который, в свою очередь, бросает в Титанов молнию . Образовавшаяся сажа, из которой рождается грешное человечество, содержит тела Титанов и Загрея. Поэтому душа человека (часть Диониса) божественна, но тело (часть Титана) удерживает душу в рабстве. Таким образом, было объявлено, что душа возвращается к хозяину десять раз, привязанная к колесу перерождения . После наказания расчлененные конечности Загрея были осторожно собраны Аполлоном и похоронены в своей священной земле Дельфы .
Орфическое яйцо
[ редактировать ]В орфических теогониях Орфическое Яйцо — это космическое яйцо , из которого вылупилось изначальное -гермафродит божество Фанес/Протогон (по-разному отождествляемый также с Зевсом , Паном , Метисом , Эротом , Эрикепаем и Бромием ), которое, в свою очередь, создало других богов. [ 27 ] Яйцо часто изображается со змееподобным существом Ананке , обвивающим его. Фанес — золотокрылое первобытное существо, вылупившееся из сияющего космического яйца , которое было источником вселенной. Названный Протогоном (Первенец) и Эросом (Любовь), древний орфический гимн обращается к нему так:
Неизреченный, скрытый, блестящий отпрыск, чье движение жужжит, ты рассеял темный туман, лежавший перед твоими глазами, и, взмахнув крыльями, ты кружился, и через этот мир ты принес чистый свет. [ 28 ]
Вариации
[ редактировать ]Есть две орфические истории о возрождении Диониса : в одной — сердце Диониса, имплантированное в бедро Зевса ; в другом Зевс оплодотворил смертную женщину Семелу , что привело к буквальному возрождению Диониса. Многие из этих деталей отличаются от описаний классических авторов. Дамасций говорит, что Аполлон «собирает его (Диониса) вместе и возвращает его обратно».
Основное различие, по-видимому, заключается в изначальной преемственности: [ 29 ]
- В Евдемовой Теогонии (V век до н. э.) [ 30 ] Первое существующее существо — Ночь ( Никс ). [ 31 ]
- В «Рапсодической теогонии» все начинается с Хроноса («Нестареющее время», в отличие от Кроноса, отца Зевса), который рождает Эфир и Хаос , а затем откладывает яйцо, из которого возникает Фанес/Протогон .
- В «Теогонии Иеронимана» яйцо возникает из почвы (точнее, «материи, из которой сгустилась земля») и воды, и из него возникает «Нестареющее Время» Кронос, рождающее Эфир, Хаос и Эреб. Затем Кронос откладывает в Хаос новое яйцо, из которого возникает Протогон.
- В «Теогонии Дервени» Ночь откладывает яйцо, из которого возникает Протогон, затем он рождает Урана и Гею, которые рождают Кроноса, отца Зевса, который в конечном итоге проглатывает изначальное яйцо Протогона и в процессе воссоздает Вселенную. .
Но есть и другие различия, особенно в обращении с Дионисом: [ 29 ]
- В «Рапсодической теогонии» Диониса расчленяют и готовят титаны, прежде чем Зевс поразил их молнией (человечество тогда возникает из сажи, а Дионис воскресает из своего сохранившегося сердца).
- Поскольку папирус Дервени фрагментарен, история заканчивается без упоминания о нем.
- В «Теогонии Иеронимана» не упоминается поедание Диониса титанами, поскольку оба источника произведения (Дамасий и Афинагор) не упоминают об этом, несмотря на то, что последний описывает войну с титанами.
В последующие века эти версии получили развитие, когда акт захоронения Аполлона стал ответственным за реинкарнацию Диониса, что дало Аполлону титул Дионисиодот (даритель Диониса). [ 32 ] Аполлон играет важную роль в мифе о расчленении, поскольку он символизирует возвращение Всекосмической Души обратно к объединению. [ 33 ] [ 34 ]
Золотые таблетки
[ редактировать ]Сохранившиеся письменные фрагменты демонстрируют ряд представлений о загробной жизни, аналогичных представлениям «орфической» мифологии о смерти и воскресении Диониса . Костяные таблички, найденные в Ольвии (V в. до н.э.), содержат короткие и загадочные надписи вроде: «Жизнь. Смерть. Жизнь. Истина. Дио(нис). Орфики». Функция этих костных таблеток неизвестна. [ 36 ]
Таблички с сусальным золотом, найденные в могилах Фурии , Гиппония , Фессалии и Крита (4 век до н. э. и позже), дают указания умершим . Хотя эти тонкие таблички зачастую весьма фрагментарны, в совокупности они представляют собой общий сценарий перехода в загробную жизнь. Когда умерший прибывает в подземный мир, ему предстоит столкнуться с препятствиями. Он должен позаботиться о том, чтобы пить не Лету («Забывчивость»), а купель Мнемозины («Память»). Ему предоставлены шаблонные выражения, с помощью которых он может представить себя стражам загробной жизни. Как сказано в табличке Петелии :
Я сын Земли и звездного неба. Я истомлен жаждой и умираю; но скорее дай мне напиться холодной воды из Озера Памяти. [ 37 ]
Другие золотые листы содержат инструкции по обращению к правителям подземного мира:
Теперь ты умер и теперь ты появился на свет, о трижды счастливый, в этот же день. Скажи Персефоне , что тебя освободил сам Вакхический. [ 38 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сексуальность в греческой и римской культуре Мэрилин Б. Скиннер, 2005, стр. 135, «[…] в жизни не было последовательного религиозного движения, правильно называемого «орфизмом» (Dodds 1957: 147–9; West 1983: 2–3). ). Даже если бы они были, […]"
- ^ Три лика Бога Дэвида Л. Миллера, 2005, Back Matter: «[…] предположил, что это было христианское тринитарное влияние на поздний эллинистический орфизм, но, возможно, старые неоплатоники были ближе […]»
- ^ А. Хенрикс, «Hieroi Logoi» и «Hierai Bibloi»: (не)письменные поля священного в Древней Греции», Гарвардские исследования по классической филологии 101 (2003): 213-216.
- ^ Сэндис, Джон, Пиндар. Оды Пиндара, включая основные фрагменты. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd, 1937 год.
- ^ Ана Исабель Хименес Сан-Кристобаль, Орфические ритуалы (Мадрид: Мадридский университет Комплутенсе, 2006);
- ^ Прокл, Комментарий к Республике Платона, II, 338, 17 Керн 224.
- ^ Аполлодор ( Псевдо Аполлодор ), Библиотека и воплощение , 1.3.2 . «Орфей также изобрел мистерии Диониса , и, растерзанный менадами, он похоронен в Пиерии».
- ^ Альберто Бернабе, Мигель Эрреро де Хауреги, Ана Исабель Хименес Сан Кристобаль, Ракель Мартин Эрнандес, Новое определение Диониса
- ^ «История раннего христианства», Эверетт Фергюсон, 2003, стр. 162, «Орфизм зародился в шестом веке до нашей эры»
- ^ Гатри 1955 , с. 322.
- ^ Кирк, Рэйвен и Шофилд 1983 , стр. 21, 30–31.
- ^ Паркер 1995 , стр. 485, 497.
- ^ «Папирус Дервени: междисциплинарный исследовательский проект» . Гарвардский университет, Центр греческих исследований . 2 ноября 2020 года. Архивировано из оригинала 30 июля 2017 года . Проверено 24 мая 2015 г.
- ^ Кирк, Рэйвен и Шофилд 1983 , стр. 30–31.
- ^ Паркер 1995 , с. 484 487.
- ^ Паркер 1995 , с. 501.
- ^ Перейти обратно: а б с Пациент 2014г .
- ^ Прокл, Тим . 3.168.8
- ^ Руссо, Аттилио (2004). «Константино Ласкарис между славой и забвением в Мессине шестнадцатого века», в Мессинском историческом архиве , стр. 53-54.
- ^ Бертран Рассел (1947). История западной философии . Джордж Аллен и Анвин. п. 37 .
- ^ Аристотель (1908). Работы Аристотеля . Перевод Росса, WD, с. 80 .
- ^ Леонид Жмудь (2012). Пифагор и ранние пифагорейцы . ОУП Оксфорд. стр. 232–233. ISBN 978-0-19-928931-8 .
- ^ «Прокл, в теологе Платонисе I.5 (I.25-26, Саффри-Вестеринк) = Орф. 507 IV Бернабе - Живые поэты» .
- ^ Фриман, Кэтлин. Помощник философов-досократиков , издательство Гарвардского университета (1948), стр. 1.
- ^ Мейснер, с. 4 . Вест, с. 37 утверждает, что «вряд ли это может быть раньше, а вполне может быть и позже четвертого века нашей эры».
- ^ Янко, Ричард (2006). Цантаноглу, К.; Парассоглу, генеральный директор; Куременос, Т. (ред.). «Дервенский папирус» . Классический обзор Брин Мора . Исследования и тексты для «Корпуса греческих и латинских философских папирусов» 13 . Флоренция: Ольшки.
- ^ Вест 1983 , с. 205.
- ^ Орфические гимны 5, Протогону
- ^ Перейти обратно: а б Ричардсон 1985 , стр. 87–90.
- ^ Мейснер 2018 , с. 1.
- ^ Пациент 2007 , с. 146.
- ^ Альберто Бернабе, Мигель Эрреро де Хауреги, Ана Исабель Хименес Сан-Кристобаль, Ракель Мартин Эрнандес. (2013), Новое определение Диониса
- ^ Прокл в комментарии к Кратилу утверждает, что Аполлон означает причину единства и то, что собирает многих в одно.
- ^ Мейснер 2018 .
- ^ Коллекция Британского музея
- ^ Сайдер и Оббинк 2013 , с. 160.
- ^ Многочисленные таблетки содержат эту важную формулу с небольшими вариациями; греческие тексты и переводы см. Graf & Johnston 2007, стр. 4–5 (Гиппонион, 400 г. до н. э.), 6–7 (Петелия, 4 век до н. э.), стр. 16–17 (Энтелла, возможно, 3 век до н. э.), стр. 20–25 (пять табличек из Элеутерны, Крит, 2 или 1 век до н. э.), стр. 26–27 (Милопотамос, 2 век до н. э.), стр. 28–29 (Ретимно, 2 или 1 век до н. э.), стр. 34. –35 (Фарсал, Фессалия, 350–300 до н. э.) и стр. 40–41 (Фессалия, середина IV века до н. э.)
- ^ Табличка из Пелинны, конец 4 века до н.э., в Graf & Johnston 2007 , стр. 36–37.
Библиография
[ редактировать ]Редакции и переводы
[ редактировать ]- Атанассакис, Апостол Н. Орфические гимны: текст, перевод и примечания . Миссула: Scholars Press Общества библейской литературы, 1977. ISBN 978-0-89130-119-6
- Бернабе, Альберт (редактор), Орфики и орфикоподобные свидетельства и фрагменты. Греческие эпические поэты. Часть II Фаск. 1. Bibliotheca Teubneriana , Мюнхен/Лейпциг: К.Г. Саур, 2004. ISBN 3-598-71707-5
- Керн, Отто Орфические фрагменты , Берлин у Вайдманов, 1922 год.
- Граф, Фриц; Джонстон, Сара (2007). Ритуальные тексты для загробной жизни: Орфей и вакхические золотые таблички . Рутледж. ISBN 978-0-415-41550-7 . Проверено 10 августа 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бетех, Габор (19 ноября 2007 г.). Папирус Дервени: космология, теология и интерпретация . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-04739-5 . Проверено 10 августа 2023 г.
- Бетех, Габор (24 апреля 2014 г.). «Пифагорейцы, орфизм и греческая религия» . В Хаффмане, Карл А. (ред.). История пифагореизма . Издательство Кембриджского университета. стр. 149–66. ISBN 978-1-139-91598-4 .
- Гатри, Уильям Кейт Чемберс (1935). Орфей и греческая религия: исследование орфического движения . Метуэн и Компания, Лимитед.
- Гатри, Уильям Кейт Чемберс (1955). Греки и их боги. автор: WKC Гатри . Маяк Пресс . Проверено 10 августа 2023 г.
- Кирк, Г.С.; Рэйвен, Дж. Э.; Шофилд, М. (29 декабря 1983 г.). Досократические философы: критическая история с подборкой текстов . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-27455-5 .
- Мейснер, Дуэйн А. (2018). Орфическая традиция и рождение богов . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-066352-0 . Проверено 10 августа 2023 г.
- Сайдер, Дэвид; Оббинк, Дирк (30 октября 2013 г.). Доктрина и доксография . ISBN 978-3-11-033137-0 .
- Ричардсон, Нью-Джерси (1985). «Орфические стихи». Классический обзор . 35 (1): 87–90. дои : 10.1017/S0009840X00107474 . JSTOR 3063696 . S2CID 162276006 .
- Паркер, Роберт (1995). «Ранний орфизм» . Пауэлл, Антон (ред.). Греческий мир . Психология Пресс. стр. 483–510. ISBN 978-0-415-06031-8 . Проверено 10 августа 2023 г.
- Уэст, Мартин Личфилд (1983). Орфические стихи . Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-814854-8 . Проверено 10 августа 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Статьи об орфизме
[ редактировать ]- Бернабе, Альберто. «Некоторые мысли о «новой» золотой табличке от Ферая». Журнал папирологии и эпиграфики 166 (2008): 53–58.
- Бреммер, Ян. «Орфизм, Пифагор и возникновение бессмертной души». Взлет и падение загробной жизни: лекции Рида-Таквелла 1995 года в Бристольском университете . Нью-Йорк: Рутледж , 2002. 11–26. ISBN 978-0-415-14147-5
- Бреммер, Ян. «Рационализация и разочарование в Древней Греции: Макс Вебер среди пифагорейцев и орфиков?» От мифа к разуму: исследования развития греческой мысли . Эд. Ричард Бакстон. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1999. 71–83.
- Бреммер, Ян Н. (2013). «Божества в орфических золотых листьях: Евклес, Евбулей, Бримо, Кибела, Кора и Персефона». Журнал папирологии и эпиграфики . 187 :35-48. JSTOR 23850747 .
- Компаретти, Доменико и Сесил Смит. «Золотая табличка Петелии». Журнал эллинистических исследований 3 (1882): 111–18.
- Эдмундс, Рэдклифф. «Разрыв мифа о Загрее: несколько пренебрежительных замечаний об орфизме и первородном грехе». Классическая античность 18.1 (1999): 35–73.
- Финкельберг, Арье. «О единстве орфической и милетской мысли». Гарвардское теологическое обозрение 79 (1986): 321–35. ISSN 0017-8160
- Граф, Фриц. «Дионисийская и орфическая эсхатология: новые тексты и старые вопросы». Маски Диониса . Эд. Т. Карпентер и К. Фараоне. Итака: Корнеллский университет, 1993. 239–58, ISSN 0012-9356.
- Фулинская, Агнешка (1 января 1970 г.). «Дионис, Орфей и Аргеад Македония: обзор и перспективы» . Классика Краковьенсия . 17 : 43–67. дои : 10.12797/CC.17.2014.17.03 .
- Робертсон, Ноэль. «Орфические мистерии и дионисийский ритуал». Греческие тайны: археология и ритуалы древнегреческих тайных культов . Эд. Майкл Б. Космопулос. Нью-Йорк: Рутледж, 2004. 218–40, ISBN 978-0-415-24872-3 .
- Торьюссен, Стиан (сентябрь 2005 г.). «Фанес и Дионис в Дервенской теогонии». Символы Ослоенсес . 80 (1): 7–22. дои : 10.1080/00397670600684691 . S2CID 170976252 .
- Уэст, Мартин Л. «Греко-восточный орфизм в III веке до нашей эры». Ассимиляция и сопротивление греко-римской культуре в древнем мире: Труды VI Международного конгресса классиков . Эд.ДМ Пиппиди. Париж: Belles Lettres, 1976. 221–26.
Книги по орфизму
[ редактировать ]- Олдеринк, Ларри Дж. (1981). Сотворение и спасение в древнем орфизме . Американская филологическая ассоциация. ISBN 978-0-89130-502-6 . Проверено 10 августа 2023 г.
- Бернабе, Альберто; Кристобаль, Ана Исабель Хименес Сан (30 января 2008 г.). Инструкция для преисподней: Орфические золотые таблички . БРИЛЛ. ISBN 978-90-474-2374-4 . Проверено 10 августа 2023 г.
- Бриссон, Люк (1995). Орфей и орфизм в греко-римской древности . Вариорум. ISBN 978-0-86078-453-1 . Проверено 10 августа 2023 г.
- Буркерт, Уолтер . «Ремесло против секты: проблема орфиков и пифагорейцев». Еврейское и христианское самоопределение: Том третий - Самоопределение в греко-римском мире . Эд. Б. Мейер и Э. П. Сандерс. Филадельфия: Крепость, 1982.
- Каррателли, Джованни Пульезе (2001). Орфические золотые пластины: инструкции по потустороннему путешествию греческих посвященных (на итальянском языке). Адельфи. ISBN 978-88-459-1663-2 . Проверено 10 августа 2023 г.
- Хрисанту, Анти (20 апреля 2020 г.). Определение орфизма: верования, «телеты» и писания . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 978-3-11-067845-1 . Проверено 10 августа 2023 г.
- Эдмондс, Рэдклифф Г. (20 сентября 2004 г.). Мифы о путешествии в подземный мир: Платон, Аристофан и «орфические» золотые скрижали . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-83434-6 . Проверено 10 августа 2023 г.
- Эдмондс, Рэдклифф Г. (7 ноября 2013 г.). Переосмысление древнего орфизма: исследование греческой религии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-03821-9 . Проверено 10 августа 2023 г.
- Граф, Фриц (1974). Элевсин и орфическая поэзия Афин в доэллинистический период (на немецком языке). Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-004498-0 . Проверено 10 августа 2023 г.
- От Жоре, Майкла Блэксмита (26 марта 2010 г.). Орфизм и христианство в поздней античности . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-021660-8 . Проверено 10 августа 2023 г.
- Хауреги, Мигель Эрреро де; Кристобаль, Ана Исабель Хименес Сан; Мартинес, Эухенио Р. Лухан; Эрнандес, Ракель Мартин; Альварес, Марко Антонио Сантамария; Товар, София Торальяс (8 декабря 2011 г.). По следам Орфея: исследования орфических фрагментов . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-026053-3 .
- Линфорт, Иван Мортимер (1973). Искусство Орфея . Арно Пресс. ISBN 978-0-405-04847-0 . Проверено 10 августа 2023 г.
Общие исследования
[ редактировать ]- Альбинус, Л. (2000). Дом Аида: Исследования по древнегреческой эсхатологии . Орхус [Дания: Издательство Орхусского университета. ISBN 978-87-7288-833-0
- Буркерт, Уолтер (2004). Вавилон, Мемфис, Персеполь: восточные контексты греческой культуры . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-01489-3 . Проверено 10 августа 2023 г.
- Мартин, Лютер Х. Эллинистические религии: введение 1987, 102, ISBN 978-0-19-504390-7 .
- Руссо, Аттилио (2004). «Константино Ласкарис между славой и забвением в Мессине шестнадцатого века», Мессинский исторический архив , Мессина 2003–2004, LXXXIV-LXXXV, 5–87, особенно 53–54.
- Ален улыбнулся. Глава. «Восточная мудрость и западная философия: осевой период» в книге «Основы дикой философии». Знания и умения, 2012, 300 с., ISBN 978-2-7539-0187-2 .
- Цунц, Гюнтер . Персефона: три очерка о религии и мысли в Великой Греции . Оксфорд: Clarendon Press, 1971, ISBN 978-0-19-814286-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Текст в Интернете: Орфические гимны в переводе Томаса Тейлора.
- Орфические гимны в переводе Томаса Тейлора - альтернативная версия
- Александр Фоль, Orphica Magica I, София, 2004 г.
- Розенкрейцерский дайджест, том. 87 полностью посвящены орфизму.
- Эдмондс, Рэдклифф. «Разрыв мифа о Загрее: несколько пренебрежительных замечаний об орфизме и первородном грехе». Классическая античность 18.1 (1999): 35–73.
- Генеалогия философского просвещения в классической Греции
- Орфизм в современном мире