Ирландская мифология
![]() | Эта статья имеет несколько вопросов. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудить эти вопросы на странице разговоров . ( Узнайте, как и когда удалить эти сообщения )
|


Часть серии на |
Кельтские мифологии |
---|
![]() |
Ирландская мифология - это тело мифов, коренных на острове Ирландия . Первоначально он был перенесен перорально в доисторическую эпоху . В раннюю средневековую эпоху некоторые мифы были расшифрованы христианскими монахами , которые сильно изменили и христианизировали мифы. Ирландская мифология-наиболее сохранившаяся ветвь кельтской мифологии .
Мифы традиционно сгруппированы в « циклы ». Мифологический цикл состоит из сказок и стихов о богоподобном богоподобном туата-де Дананне , основанных на языческих божествах Ирландии и других мифических рас, таких как фоморийцы . [ 1 ] Важными работами в цикле являются Lebor Gabála Erenn («Книга вторжений»), легендарная история Ирландии, Кэт -Майг -Туирд («Битва за Мойтуру») и посвященная Члейн Лир (« Дети Лир »). Цикл Ольстера состоит из героических легенд, касающихся улайда , наиболее важным из которых является эпический Тайн Бо -Куайлнг («Рейд скота Кули»). [ 2 ] Цикл Фениан посвящен подвигам мифического героя Финна и его воина « Фианна» , в том числе длинный акаллам на Сенорхрах («Сказки о старейшинах»). Циклы царей состоит из легенд об исторических и полуисторических царей Ирландии (таких как Буйл Шуибн , «Безумие короля Суини»), и рассказы о происхождении династий и народов. [ 2 ]
Есть также мифические тексты, которые не вписываются ни в один из циклов; К ним относятся «Рассказы о путешествиях » в «Потусторонний мир» (например, «Путешествие Бран ») и Диндсенчы («Знательные места»). Некоторые письменные материалы не выжили, и гораздо больше мифов, вероятно, никогда не было записано.
Фигуры
[ редактировать ]Туата де Дананн
[ редактировать ]Основными сверхъестественными существами в ирландской мифологии являются Туата де Дананн («народ богини Дану»), также известный под более ранним именем Туат де («Божий народ» или «племя богов»). [ 3 ] Ранние средневековые ирландские писатели также называли их ельз (Божьими-люди) и Сенела де (Божьи-Киндреды), возможно, чтобы не называть их просто «богами». [ 4 ] Их часто изображаются как короли, королевы, барды, воины, герои, целители и ремесленники, которые обладают сверхъестественными способностями и бессмертны. Видимые члены включают Дагду («Великий Бог»); Морриган («Великая королева» или «Призрачная королева»); Луг ; Нуада ; Aengus ; Бригид ; Manannán ; Дайан Сечт целитель; И Гобню Смит. Говорят, что они контролируют плодородие земли; Сказка де Габаил в Т-Сиде говорит, что первые Гаэльс должен был установить дружбу с Туат-де-делом, прежде чем они смогут выращивать урожай и стада. [ 3 ]
Они живут в потустороннем мире, но взаимодействуют с людьми и человеческим миром. Многие из них связаны с конкретными местами в ландшафте, особенно с Сидхе : выдающиеся древние захоронения , такие как Бру На Боинн , которые являются входами в сферы потустороннего мира. [ 3 ] [ 5 ] . ) «Магический туман» [ 5 ] Говорят, что они путешествовали с севера мира, но затем были вынуждены жить под землей в Сиде после пришествия ирландцев. [ 6 ]
В некоторых рассказах, таких как Бэйл в Скале , короли получают подтверждение своей легитимности от одного из туат -де, или право царя на управление подтверждается встречей с потусторонней женщиной (см. Богиню суверенитета ). [ 3 ] Tuath Dé также может принести гибель в непрерывных царей. [ 3 ]
Средневековые писатели, которые писали о Tuath Dé, были христианами. Иногда они объясняли Tuath Dé как падшие ангелы ; Нейтральные ангелы, которые не настали ни с Богом, ни Люцифером и были наказаны тем, что их вынуждены остановиться на земле; или древние люди, которые стали высококвалифицированными в магии. [ 3 ] Однако несколько писателей признали, что, по крайней мере, некоторые из них были богами. [ 3 ]
Существуют убедительные доказательства того, что многие из Dé Tuath представляют богов ирландского язычества. [ 3 ] [ 5 ] Само имя означает «племя богов», а Скёл Туин Мейк Кайлл (Сказ о Туан Мак-Кейрилл ) говорит о Туат-де-Окусе Анде , «Племени богов и не богов». [ 3 ] Goibniu, Creerne и Luchta называют Tri De déno , «Три бога ремесла». [ 3 ] В Санас Кормаик ( Глоссарий Кормака ) Ану называют «Мать ирландских богов», « Бог войны» и Бригид «богиней поэтов». [ 3 ] Письмо в седьмом веке, Тиречан объяснил сидх народ как «земных богов» (латинский деи Терени ), [ 3 ] Святой Патрик sídh before the coming of Saint Patrick. [ 3 ] Некоторые из туат -де -дэ являются родственными с древними кельтскими божествами: Луг с Лугусом , Бригид с бригантией , нуада с узлами и Огмой с Огмиосом . [ 3 ]
Тем не менее, Джон Кэри отмечает, что не совсем точно описывать их всех как богов в самой средневековой литературе. Он утверждает, что литературно -туат -де -дженеринг и предполагает, что «Бессмертные» могут быть более нейтральным термином. [ 3 ]
Многие из Tuath Dé не определены необычными качествами, но являются скорее природой всесторонних людей, у которых есть области особых интересов или навыков, таких как друидское искусство, которое они выучили перед поездкой в Ирландию. [ 6 ] Таким образом, они не соответствуют непосредственно другим пантеонам, таким как у греков или римлян . [ 7 ]
Ирландские богини или потусторонние женщины обычно связаны с землей, водами и суверенитетом и часто рассматриваются как самые старые предки народа в регионе или нации. Они являются материнскими фигурами, заботящимися как о самой земле, а также за их потомками, а также жестокими защитниками, учителями и воинами. Богиня Бригид связана с поэзией, исцелением и ударом. [ 8 ] Другой - это Cailleach , который, как говорят, прожил много жизней, которые начинаются и заканчиваются с ней в формировании камня. Она до сих пор празднуется в Ballycrovane Ogham Stone с подношениями и пересказом историй ее жизни. Рассказы о Cailleach соединяют ее с землей и морем. [ 9 ] Несколько потусторонних женщин связаны со священными местами, где проводятся сезонные фестивали. Они включают Мача из Имхайна Мхача , Кармана и Такту , среди прочих. [ 7 ]
Богини воинов часто изображаются как триада и связаны с суверенитетом и священными животными. Они охраняют поле битвы и тех, кто сражается, и, согласно историям в Таине Бо -Куайлнге , некоторые из них могут сами спровоцировать и направить войну. [ 10 ] Основными богинями битвы являются Морриган, Мача и Бадб . [ 11 ] Другие женщины -воины видны в роли тренировочных воинов в группах Fianna, таких как Лиаф Луачра , одна из женщин, которые обучали героя Фионна Мак -Керхалла . [ 12 ] [ страница необходима ] Зуоморфизм - важная особенность. Badb Catha, например, «ворон битвы», [ 13 ] и в Таин Бойайлнге , Морриган Шаперифт в угря, волк и корову. [ 10 ]
Ирландские боги разделены на четыре основных группа. [ 14 ] Первая группа охватывает пожилых богов Галлии и Великобритании. Вторая группа - основной центр большей части мифологии и окружает местных ирландских богов своими домами в захоронениях. Третья группа - это боги, которые живут в море, а четвертая группа включает в себя истории о потом. [ 11 ] Боги, которые чаще всего появляются, - это дагда и Луг. Некоторые ученые утверждают, что истории этих богов совпадают с греческими историями и богами. [ 11 ]
Фоморийцы
[ редактировать ]
Фоморцы Фомоар или фомори ( Старый : Ирландский ) [ 15 ] это сверхъестественная раса, которую часто изображают как враждебные и чудовищные существа. Первоначально они говорили, что они пришли из -под моря или земли. [ 15 ] Позже они были изображены как морские рейдеры, на которые, вероятно, повлияли набеги викингов на Ирландию . [ 15 ] Позже они были изображены как гиганты. Они враги первых поселенцев и противников Ирландии Туата -де Дананна, [ 16 ] Хотя у некоторых членов двух гонок есть потомство. Фоморцы рассматривались как альтер-эго в туат-де- [ 6 ] [ необходима цитата для проверки ] Tuath Dé побеждает фоморийцев в битве при Маг -Туириде . [ 6 ] Это было сравнено с другими индоевропейскими мифами о войне между богами, такими как æsir и vanir в скандинавской мифологии , олимпийцы и титаны в греческой мифологии . [ 17 ]
Герои
[ редактировать ]Героев в ирландской мифологии можно найти в двух отдельных группах. Есть законный герой, который существует в границах сообщества, защищая своих людей от посторонних. [ 12 ] Внутри группы или туата герои являются людьми, а боги-нет. [ 7 ]
Группы Fianna Warrior считаются посторонними, связанными с дикой природой, молодежью и лиминными государствами. [ 12 ] Их лидера называли Фионн Мак -Керхалл, и первые истории о нем рассказаны в четвертом веке. Они считаются аристократами и посторонними, которые защищают сообщество от других посторонних; Хотя они могут зимовать с усеянным сообществом, они проводят лето, живя диким, обучая подростков и предоставляя пространство для поврежденных войной ветеранов. Время бродяги для этих молодых людей обозначено как переход в жизни после полового созревания, но до того, как до мужчин. Мужественность идентифицируется как владение или унаследование имущества. Они живут под властью своих собственных лидеров или могут быть несколько анархическими и могут следовать за другими божествами или духами, чем уселенные общины. [ 12 ] [ 7 ]
Церковь отказалась признать эту группу как институт и назвала их «сыновьями смерти». [ 4 ]
Легендарные существа
[ редактировать ]Oillipheist . -это монстр, похожий на морскую зерно, в ирландской мифологии и фольклоре Считалось, что эти монстры обитают во многих озерах и реках в Ирландии, и есть легенды святых, особенно св. Патрика, и героев, сражающихся с ними. [ 18 ] [ 19 ]
Источники
[ редактировать ]
Три основных источника рукописей для ирландской мифологии - это конец 11/начале 12 -го века Лебор На Хуидре (Книга Коровь Дун), которая находится в библиотеке Королевской ирландской академии , и является старейшей выжившей рукописью, полностью написанной на ирландском языке ; начала 12-го века Книга Ленстера , которая находится в библиотеке Тринити -колледжа Дублин ; и библиотека Бодлея, MS Rawlinson B 502 ( Rawl. ), которая находится в библиотеке Бодлея в Оксфордском университете . Несмотря на даты этих источников, большая часть материала, который они содержат, предшествует их составу. [ 20 ]
Другие важные источники включают в себя группу рукописей, возникших на западе Ирландии в конце 14 -го века или начале 15 -го века: Желтая книга Лекана , великая книга Лекан и Книга Баллимота . Первый из них находится в библиотеке Тринити -колледжа, а другие находятся в Королевской ирландской академии. Желтая книга Лекана состоит из шестнадцати частей и включает в себя Legends of Fionn Mac Cumhail, выборы легенд ирландских святых и самую раннюю известную версию Táin Bó Cúailnge («Рейд скота Кули»). Это одно из старейших эпосов Европы, написанных на местном языке. [ 20 ] Другие рукописи 15-го века, такие как Книга Фермуя , также содержат интересные материалы, как и такие более поздние синкретические произведения, такие как ( FORAS FEASA ARSA ARSA The Ipreship of Ирландии ) ( ок. 1640 ). Эти более поздние компиляторы и писатели вполне могли иметь доступ к источникам рукописей, которые с тех пор исчезли.
Большинство из этих рукописей были созданы христианскими монахами , которые вполне могли быть разрывались между желанием записать свою родную культуру и враждебность к языческим убеждениям, в результате чего некоторые боги были представлены . Многие из более поздних источников могли также сформировать части пропагандистского усилия, предназначенного для создания истории для жителей Ирландии, которые могли бы сравниться с мифологическим спусками их британских захватчиков из основателей Рима, как обнародован Джеффри из Монмута и других Полем Была также тенденция переделать ирландские генеалогии, чтобы вписать их в схемы греческой или библейской генеалогии.
Предоставляет ли средневековая ирландская литература надежные доказательства устной традиции, остается вопросом для дебатов. Кеннет Джексон описал цикл Ольстера как «окно в железном веке», и Гаррет Олмстед попытался провести параллели между Таин Бойайлнг , эпос цикл Ольстера и иконографией Гандестара . [ 21 ] Тем не менее, эти «нативистские» утверждения были оспорены «ревизионистскими» учеными, которые считают, что большая часть литературы была создана, а не просто записана в христианские времена, более или менее подражание эпосам классической литературы , которые пришли с латинским обучением Полем Ревизионисты указывают на отрывки, по -видимому, под влиянием Илиады в Тайн Бойайлнг , и на Togail Troí , ирландской адаптации Phrygius Dare De Excidio Troiae Historia , найденной в книге Ленстера. Они также утверждают, что материальная культура, изображенная в историях, в целом ближе к времени их композиции, чем к далекому прошлому. [ Цитация необходима ]
Мифологический цикл
[ редактировать ]
Мифологический цикл , включающий истории бывших богов и происхождения ирландцев, является наименее хорошо сохранившимся из четырех циклов. Речь идет о главных народах, которые вторглись и населяли остров. Люди включают в себя Сессайр и ее последователей, формами, партолильянцам, нематианцев, фирболг, туатха -де Дананна и милийцев. [ 20 ] Наиболее важными источниками являются метрические диндшененчы или знания мест , а также Лебор Габала Эренн или Книга вторжений . Другие рукописи сохраняют такие мифологические сказки, как мечта об Аенгусе , ухаживание за Этан и Кэт -Майге Туиред , (вторая) битва при Маге Туриде . Одна из самых известных из всех ирландских историй, Ойдхедх Клайнн Лир , или трагедия детей Лира , также является частью этого цикла.
Лебор Габала Эренн -псевдоистория Ирландии, отслеживая происхождение ирландцев до Ноя . Он рассказывает о серии вторжений или «взятия» Ирландии в результате последовательности народов, пятой из которых был народ, известный как Туата де Дананн («Народы богини Дану»), которые, как полагали, населяли остров до прибытия Гэльса или Майлерийцев . Они столкнулись с оппозицией со стороны своих врагов, фоморийцев , возглавляемых Балором глаз. Балор был в конечном счете убит Лугом Ламфадой (Луг длинной руки) во второй битве при Маг -Туриде. С прибытием Гаэльса Туата -де Дананн вышел на пенсию под землей, чтобы стать феей более позднего мифа и легенды.
Метрические диндшенчы - это великая работа на моментах ранней Ирландии, которая дает именованию легенды о значительных местах в последовательности стихов. Он включает в себя много важной информации о фигурах и историях мифологических циклов, в том числе битве за Ханттиу, в которой Туата -де Дананн был побежден милийцами.
К средние века туата-де Дананн не рассматривался так сильно, как боги, как изменяющееся магическое население более раннего золотого века Ирландии. Такие тексты, как Лебор Габала Эренн и Кэт-Майдж Туридх, представляют их как королей и героев далекого прошлого, в комплекте со смертью. Тем не менее, существуют значительные доказательства, как в текстах, так и из более широкого кельтского мира, что они когда -то считались божествами .
Даже после того, как они перемещены в качестве правителей Ирландии, такие персонажи, как Луг , Морриган , Аенгус и Мананнан Мак Лир, появляются в рассказах, наложенных столетиями, предавая их бессмертие. Стихотворение в книге Ленстера перечисляет многие из туатха -де, но заканчивается «хотя [автор] перечисляет их, он не поклоняется им». Goibniu , Creidhne и Luchta называются Trí dé Dána («Три бога мастерства»), и имя Дагды интерпретируется в средневековых текстах как «добрый Бог». Нуада связана с британским богом кивенами ; Луг является рефлексом паналического божества Лугуса , имя которого может указывать «свет»; Tuireann может быть связан с галльским таранисом ; Огма в Огмиос ; BADB в Катубодуа .
Цикл Ольстера
[ редактировать ]
Цикл Ольстера традиционно устанавливается вокруг первого века нашей эры, и большая часть действий происходит в провинциях Ольстер и Коннахт . Он состоит из группы героических сказок, посвященных жизни Конхобара Мак Несса , короля Ольстера, великого героя Ку Чулайнна , который был сыном Lug ( Луг ), а также их друзей, любовников и врагов. Это улайд , или жители северо-восточного угла Ирландии и действия историй центров вокруг Королевского двора в Эмейн Мача (известный на английском языке как форт Наван), недалеко от современного города Арм . Улайд имел тесные связи с ирландской колонией в Шотландии , и часть обучения Ку Чуланна происходит в этой колонии.
Цикл состоит из историй о рождении, ранней жизни и обучении, ухаживании, битвах, праздниках и смерти героев. Он также отражает общество воинов, в котором война состоит в основном из отдельных боев, а богатство измеряется главным образом у крупного рогатого скота. Эти истории написаны в основном в прозе. Центральным элементом цикла Ольстера является Таин Бойайлндж . Другие важные циклы Ольстера включают трагическую смерть единственного сына Эйф , праздник Брикриу и разрушение общежития Да Дерги . Изгнание сыновей Уснаха , более известных как трагедия Дейрдре и источник пьес Джона Миллингтона Синджа , Уильяма Батлера Йейтса и Винсента Вудса , также является частью этого цикла.
Этот цикл, в некоторых отношениях, близок к мифологическому циклу. Некоторые из персонажей из последнего появляются, и такая же тип магии, изменяющую форму, очень свидетельствует о бок с мрачным, почти молтисным реализмом. Хотя мы можем подозревать несколько персонажей, таких как Medb или Cú Roí , из -за того, что это божества, и Cú Chulainn, в частности, демонстрирует сверхчеловеческое мастерство, персонажи смертельны и связаны с определенным временем и местом. Ирландии Если мифологический цикл представляет собой золотой век, цикл Ольстера - героический век .
Цикл Фианны
[ редактировать ]
Как и цикл Ольстера, цикл Фианны или фенианский цикл, также называемый оссианским циклом, связан с поступками ирландских героев. Истории цикла, по -видимому, разложены вокруг 3 -го века и в основном в провинциях Ленстера и Мюнстера . [ 20 ] Они отличаются от других циклов в силе своих связей с гэльскоязычным сообществом в Шотландии, и есть много существующих текстов из этой страны. Они также отличаются от цикла Ольстера тем, что истории рассказываются в основном в стихах и что в тоне они ближе к традиции романтики, чем традиция эпического. Истории касаются дел Фионна Мак -Керхайла и его группы солдат, Фианны .
Единственным наиболее важным источником для цикла Фянны является Акаллам на Сенорхрах ( коллоквис стариков ), который встречается в двух рукописях 15 -го века, Книга Лисморе и Лауд 610, а также рукопись 17 -го века из Киллини , графство. Дублин . Текст датируется лингвистическими доказательствами до 12 века. Текст записывает разговоры между Caílte Mac Rónáin и Oisín , последними выжившими членами Fianna и Saint Patrick , и состоит из примерно 8000 строк. Поздние даты рукописей могут отражать более длинную устную традицию для фенианских историй.
Фьянна истории разделена на Клэнн Байсни, во главе с Фионном Мак -Ххайлом (часто выступающим как «Финн МакКул», сын Черхалла), и Кланн Морна, возглавляемый его врагом, Голл Мак Морной . Голл убил отца Фионна, Керхал , в битве, и мальчик Фионн был воспитан в секретности. Будучи юношей, будучи обученным искусству поэзии, он случайно сжег свой большой палец, готовя лосося знаний, что позволило ему сосать или укусить большой палец, чтобы получить взрывы колоссальной мудрости. Он занял свое место в качестве лидера своей группы, и многочисленные рассказы рассказывают об их приключениях. Два величайших из ирландских сказок, Tóraigheacht dhiarmada agus ghráinne ( стремление к Диармуиду и Грайнн ) и Оин в Тир На -ног - часть цикла. История Diarmuid и Grainne, которая является одной из немногих прозаированных рассказов цикла, является вероятным источником Tristan и Iseult .
Мир цикла Фианны - это тот, в котором профессиональные воины тратят время на охоту, борьбу и участвуя в приключениях в духовном мире. Ожидается, что новые участники в группе будут осведомлены в поэзии, а также пройдут ряд физических испытаний или испытаний. Большинство стихов приписываются составленным Oisín . Этот цикл создает мост между дохристианским и христианским временем. [ 20 ]
Цикл королей
[ редактировать ]Это было частью обязанности средневековых ирландских бардов или поэтов суда , чтобы записать историю семьи и генеалогию короля, которого они служили. Это они сделали в стихах, которые в большей или меньшей степени смешали мифологические и исторические. Полученные истории из того, что стало известно как цикл королей или более правильно, циклы, поскольку существует ряд независимых групп. Этот термин является более недавним дополнением к циклам, причем его придумал в 1946 году ирландским литературным критиком Майлсом Диллоном .
Короли, которые включены, варьируются от почти полностью мифологического ЛаБрад Лорингеч , который якобы стал высоким королем Ирландии около 431 г. до н.э. до совершенно исторического Брайана Бору . Тем не менее, величайшей славой цикла королей является буйный Шуибн ( безумие Суини ), рассказываемая в стихах и прозе 12 -го века. Суйбхне, король Даля Нарайди , был проклят Св. Ронаном и стал своего рода наполовину, наполовину птицей, осужденным, чтобы жить в лесу, бежав от своих человеческих спутников. История запечатлела воображение современных ирландских поэтов и была переведена Тревором Джойсом и Симусом Хини .
Другие сказки
[ редактировать ]
Приключения
[ редактировать ]Приключения, или Echtrae , представляют собой группу историй о посещениях ирландского другого мира (которые могут быть на запад через море, под землей или просто невидимые для смертных). Самый известный, Oisin в Тир-на-Ног принадлежит к фенианскому циклу, но выживают несколько отдельно стоящих приключений, в том числе приключения Конла , путешествие Бран Мак Фербаил и приключения Логарера .
Имрама
[ редактировать ]Путешествия, или иммарма , являются рассказами о морских поездках и чудесах, которые видели на них, которые могли возникнуть в результате сочетания опыта рыбаков, комбинированных и других мировых элементов, которые информируют приключения. Из семи Иммама, упомянутых в рукописях, выжили только три: путешествие Маэля Дуина , путешествие в Чорру Уи и путешествие Снедгуса и Мак -Риагла . Путешествие Mael Duin является предшественником более позднего путешествия св. Брендана . Хотя это не так древние, более поздние работы в 8 -м веке, которые влияли на европейскую литературу, включают в себя видение Адамнана .
На людях говорят
[ редактировать ]Хотя нет письменных источников ирландской мифологии, много историй передается устно через традиционное рассказывание историй. Некоторые из этих историй были потеряны, но некоторые кельтские регионы продолжают рассказывать народные сказки современному. Народные сказки и истории были в основном сохранены монастырскими писцами из бардов дворянских . Как только благородные дома начали отказываться, эта традиция была внезапно повернуть. Барды передали истории своим семьям, и семьи приобретают устную традицию рассказывания историй.
В течение первых нескольких лет 20 -го века Герминия Темплтон Каванах записала много ирландских народных сказок, которые она опубликовала в журналах и в двух книгах. Через двадцать шесть лет после ее смерти рассказы о ее двух книгах, Дарби О'Гилл и хороших людей и пепел старых желаний, были сделаны в фильме Дарби О'Гилл и маленьких людей . Отмеченная ирландская драматурга Леди Грегори также собрала народные истории для сохранения ирландской истории. Ирландская фольклорная комиссия собрала народные сказки из общего ирландского населения с 1935 года.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Кох, Джон (2006). Кельтская культура: историческая энциклопедия . ABC-Clio. п. 1326.
- ^ Jump up to: а беременный Кох, Джон (2006). Кельтская культура: историческая энциклопедия . ABC-Clio . п. 995.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а Кэри, Джон (2006). "Туат де". В Джоне Т. Кох (ред.). Кельтская культура: историческая энциклопедия . ABC-Clio. С. 1693–1697.
- ^ Jump up to: а беременный Уильямс, Массачусетс (2016). Бессмертные Ирландии: история богов ирландского мифа . Принстон, Нью -Джерси. п. 82. ISBN 978-0-691-15731-3 Полем OCLC 951724639 .
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ Jump up to: а беременный в Ó Hógáin, Dáithí (1991). Миф, Легенда и Романтика: энциклопедия ирландской народной традиции . Prentice Hall Press. стр. 312–315, 407–409.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Retzlaff, Kay (1998). Ирландия: это мифы и легенды Нью -Йорк: счетчики счетчиков. ISBN 1-56799-564-0 Полем OCLC 37457923 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый HGT (1949). «Рассматриваемая работа: боги и герои кельтов Мари-Луиза Сьестиестт и Мул Диллон». Журнал округа Лаут -археологический общество (книжный обзор). 12 (1): 85. doi : 10.2307/27728728 . ISSN 1393-2195 . JSTOR 27728728 .
- ^ Монаган, Патриция (2004). Энциклопедия кельтской мифологии и фольклора . Факты в файле. ISBN 0816045240 Полем OCLC 51886379 .
- ^ Уайет, Адам (2013). Скрытый мир поэзии: раскрытие кельтской мифологии в современной ирландской поэзии . Лосось поэзия. ISBN 978-1-908836-56-4 Полем OCLC 857525147 .
- ^ Jump up to: а беременный Кинселла, Томас (1970). Тейн [ рейд ]. Оксфорд, Великобритания: издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-281090-1 .
- ^ Jump up to: а беременный в Диллон, Майлз; Чедвик, Нора Кершоу (1972). Кельтские царства (2 -е изд.). Лондон, Великобритания: Вайденфельд и Николсон. ISBN 0297995804 Полем OCLC 813540156 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый
Надь, Джозеф Фалаки (1985). Мудрость вне закона: детства поступок Финна в гэльской повествовательной традиции . Беркли и Лос -Анджелес, Калифорния: Университет Калифорнии Пресс. - ^ Пауэлл, TGE (1989). Кельты . Темза и Хадсон. ISBN 0500272751 Полем OCLC 472847240 .
- ^ Или 97219, за рубежом и за пределами кампуса Programslewis & Clark615 S. Palatine Hill Road MSC 11portland. «Когда -то давно, курс краха ирландской мифологии» . College.lclark.edu . Получено 12 марта 2024 года .
{{cite web}}
: CS1 Maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а беременный в Ó Hógáin, Dáithí (1991). Миф, Легенда и Романтика: энциклопедия ирландской народной традиции . Prentice Hall Press. стр. 232–233.
- ^ Кэри, Джон (2006). «Фомоари». В Джоне Т. Кох (ред.). Кельтская культура: историческая энциклопедия . ABC-Clio. п. 762.
- ^ Ó Hógáin, Dáithí (1991). Миф, Легенда и Романтика: энциклопедия ирландской народной традиции . Prentice Hall Press. стр. 312–315.
- ^ "Oillipheist" .
- ^ «Великие вирмы Ирландии | фольклорные и сказки с Изумрудного острова» .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Frehan, Pádraic (2012). Образование и кельтский миф: национальный самооценка и школьные книги в Ирландии 20-го века . Родопи. ISBN 9789042035904 Полем OCLC 819379953 .
- ^ Джексон, Кеннет Херлстоун (1964). Самая старая ирландская традиция: окно в железном веке . Кембридж, Великобритания: издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-05393-8 Полем OCLC 246461036 .
- ^ Carey 2000 , с. 113, 116.
Источники
[ редактировать ]Основные источники в английском переводе
- Крест, Том Пит и Кларк Харрис Словер. Древние ирландские сказки . Barnes and Noble Books, Totowa, Нью -Джерси, 1936 г. 1988. ISBN 1-56619-889-5 .
- Диллон, Майлз. Циклы королей . Издательство Оксфордского университета, 1946; Перепечатано четыре суда пресса: Дублин и Портленд, Орегон, 1994. ISBN 1-85182-178-3 .
- Диллон, Майлз. Ранняя ирландская литература . Чикаго: Университет Чикагской Прессы, 1948; Перепечатано: Four Courts Press, Dublin and Portland, или, 1994. ISBN 0-7858-1676-3 .
- Иосиф Данн: древний ирландский эпический сказка Кюлнг (1914)
- WINIFRED FARADAY: крупный рогатый скот Cualng . Лондон, 1904 год. Это частичный перевод текста в Желтой книге Лекана, частично цензура Фарадеем.
- Ганц, Джеффри. Ранние ирландские мифы и саги . Лондон: Пингвин книги, 1981. ISBN 0-14-044397-5 .
- Грегори, леди Августа. Кухулен из Мюртема . Впервые опубликовано в 1902 году.
- Кинселла, Томас. Тейн . Оксфорд: издательство Оксфордского университета, 1970. ISBN 0-19-281090-1 .
- Маккиллоп, Джеймс. Словарь кельтской мифологии , Oxford University Press, 1990.
- Цена, Билл. Селтские мифы , Oldcastle Books, 2011.
Первичные источники в средневековом ирландском языке
- Кэт -Майдж Туирид: Вторая битва за Маг Туил . Элизабет А. Грей, изд. Дублин: Ирландское общество текстов, 1982. Серия: Ирландское общество текстов (серия); ст. 52. Ирландский текст, английский перевод и филологические заметки.
- Таин Бо Кайлнге из книги Ленстера . Сесиль О'Рахилли , изд. Дублинский институт передовых исследований , 1984.
- Táin Bo Cuailnge Recession i . Сесиль О'Рахилли, изд. Дублинский институт передовых исследований 1976.
Вторичные источники
- Кэри, Джон (2000). «Расположение потустороннего мира в ирландской традиции» (PDF) . В лесу, Джонатан М. (ред.). Потустороннее путешествие в ранней ирландской литературе: антология критики . Дублин: Четыре суда пресса . С. 113–119. ISBN 9781851822461 Полем OCLC 1302630617 .
- Coghlan, Ronan Pocket Dictionary of Irish Myth и Legend . Белфаст: Appletree, 1985.
- Мэллори, JP Ed. Аспекты Тейна . Белфаст: декабрьские публикации, 1992. ISBN 0-9517068-29 .
- O Хогин, Дайти "Миф, легенда и романтика: энциклопедия ирландской народной традиции" Prentice Hall Press, (1991): ISBN 0-13-275959-4 (единственный словарь/энциклопедия со ссылками на источники для каждой записи)
- О'Рахилли, TF Ранняя Ирландская История и Мифология (1946)
- Рис, Бринли и Алвин Рис . Кельтское наследие: древняя традиция в Ирландии и Уэльсе . Нью -Йорк: Темза и Хадсон, 1961; реп. 1989. ISBN 0-500-27039-2 .
- Sjoesttt, ML Боги и герои кельтов . 1949; Перевод Майлза Диллона. реп. Беркли, Калифорния: Turtle Press, 1990. ISBN 1-85182-179-1 .
- Уильямс, JF Caerwyn. Ирландская литературная история . Транс. Патрик К. Форд. Университет Уэльса Пресс, Кардифф, Уэльс и Форд и Бейли, Белмонт, Массачусетс. Уэльский издание 1958, английский перевод 1992. ISBN 0-926689-03-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Армао, Фредерик (2022). Uisneach или центр Ирландии . Нью -Йорк: Routledge. ISBN 978-0367697709 .
- Кларк, Розалинда (1991) Великие королевы: ирландские богини от Морригана до Кэтлин Ни Хулихан . Savage, MD, Barnes и Noble Books. ISBN 0-389-20928-7
- Данахер, Кевин (1972) Год в Ирландии . Дублин, Мерсье. ISBN 1-85635-093-2
- Паттерсон, Нерис Томас (1994) Лорды крупного рогатого скота и клане: социальная структура ранней Ирландии . Нотр -Дам, Индиана, Университет Нотр -Дам Пресс (2 -е издание) ISBN 0-268-00800-0
- Пауэр, Патрик С. (1976) Пол и брак в древней Ирландии . Дублин, Мерсье
- Смит, Дараг (1988, 1996) Руководство по ирландской мифологии . Дублин, ирландская академическая пресса
Адаптации, коллекции и пересказы
[ редактировать ]- Джеймс Бонвик , Ирландские друиды и старые ирландские религии (1894)
- Грегори Фрост : Тейн (1986) и Ремсила (1988)
- Леди Августа Грегори : Кухулен из Muirthemne (1902), и богов и боевых людей (1904)
- Ленихан, Эдди и Кэролин Ева Грин. Встреча с другой толпой: сказочные истории скрытой Ирландии . Нью-Йорк. Джереми П. Тарчер/Пингвин. 2004. ISBN 1-58542-307-6
- Morgan Llywelyn : Red Branch (1989), Finn Maccool (1994) и Bard: Odyssey of the Irish (1984)
- Джульетта Мариллиер : дочь леса , сын теней и ребенок пророчества (Trilogy Sevenwaters, 1999–2001).
- Джеймс Стивенс : Ирландские сказки (1920)
- Леди Франческа Сперанса Уайльд , Древние легенды, мистические чары и суеверия Ирландии (1887)
Внешние ссылки
[ редактировать ]