ариец
Часть серии о |
Индоевропейские темы |
---|
Часть серии о |
индуизм |
---|
Ариец или Арья ( / ˈ ɛər i ə n / ; [ 1 ] Индоиранский * arya ) — термин, первоначально использовавшийся как этнокультурное самоназвание индоиранцев в древности, в отличие от близлежащих аутсайдеров, известных как «неарийцы» ( * an-arya ). [ 2 ] [ 3 ] В Древней Индии термин арья использовался индоарийскими носителями ведического периода как эндоним (самоназвание) и в отношении региона, известного как Арьяварта («Земля ариев»), где индоарийцы появилась культура. [ 4 ] В священных писаниях Авесты древние иранские народы аналогичным образом использовали термин айрия для обозначения себя как этнической группы , а также в отношении своей мифической родины, Айрианам Ваджо («пространство ариев» или «пространство ариев»). [ 5 ] [ 6 ] Основа Алания также образует этимологический источник таких географических названий, как ( * Aryāna- ) и Иран ( * Aryānām ). [ 7 ]
Хотя основа * arya может иметь протоиндоевропейское (PIE) происхождение, [ 8 ] его использование в качестве этнокультурного самоназвания засвидетельствовано только среди индоиранских народов, и нет никаких свидетельств его использования в качестве этнонима среди «протоиндоевропейцев». В любом случае ученые отмечают, что даже в древние времена представление о том, чтобы быть арийцем, было религиозным, культурным и языковым, а не расовым. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
В 1850-х годах термин « ариец » был принят в качестве расовой категории французским писателем-аристократом Артюром де Гобино , который через более поздние произведения своих последователей, таких как Хьюстон Стюарт Чемберлен , оказал влияние на нацистскую расовую идеологию . [ 12 ] При нацистском правлении (1933–1945) этот термин официально применялся к большинству жителей Германии, за исключением евреев , цыган и славян (в основном словаков , чехов , поляков и русских ). [ 13 ] [ 14 ] Те, кого относят к «неарийцам», особенно евреи, [ 15 ] подвергались дискриминации до того, как подверглись систематическим массовым убийствам, известным как Холокост. [ 13 ] и Пораймос . Зверства, совершенные во имя идеологии арийского превосходства, привели к тому, что ученые вообще избегали использования слова «арийский» как самостоятельного этнолингвистического термина, который в большинстве случаев был заменен на « индоиранский », хотя индийская ветвь все еще известна как «арийский». « Индоарийский ». [ 16 ]
Этимология
[ редактировать ]Термин «Арья» был впервые переведен на современный европейский язык в 1771 году как «Ариенс» французским индологом Авраамом-Гиацинтом Анкетилем-Дюперроном , который справедливо сравнил греческое «ариои» с авестийским «айрия» и названием страны «Иран» . Немецкий перевод работы Анкетиля-Дюперрона привел к введению термина Арье в 1776 году. [ 18 ] Санскритское « слово ā́rya переводится как «благородный» в переводе Уильяма Джонса Индийские законы Ману» в 1794 году . [ 18 ] а английское слово «ариец» (первоначально писалось как «ариан» ) появилось несколько десятилетий спустя, сначала как прилагательное в 1839 году, затем как существительное в 1851 году. [ 19 ]
Индо-иранский
[ редактировать ]Санскритское на слово а́рия ( आर्य ) изначально было этнокультурным термином, обозначавшим тех, кто говорил ведическом санскрите и придерживался ведических культурных норм (включая религиозные ритуалы и поэзию), в отличие от аутсайдера, или ан-а́рия («не-Арья»). [ 20 ] [ 4 ] Ко времени Будды ( V–IV века до н.э.) оно приобрело значение «благородный». [ 21 ] В древнеиранских языках авестийский ) также термин аирья ( древнеперсидская ария использовался как этнокультурное самоназвание древнеиранских народов в отличие от ан -айрьи («неарья»). Он обозначал тех, кто принадлежал к «арийскому» (иранскому) этническому происхождению, говорил на языке и следовал религии «ариев». [ 5 ] [ 6 ]
Эти два термина происходят от реконструированной протоиндоиранской основы * arya - или * āryo -, [ 22 ] вероятно, это было название, которое использовали доисторические индоиранские народы для обозначения себя как этнокультурной группы. [ 2 ] [ 23 ] [ 24 ] Этот термин не имел никакого расового подтекста, который появился лишь позднее в произведениях западных писателей XIX века. [ 9 ] [ 10 ] [ 25 ] По словам Дэвида В. Энтони , « Ригведа и Авеста согласились, что суть их общей родительской индоиранской идентичности была лингвистической и ритуальной, а не расовой. Если человек приносил жертвы правильным богам правильным способом, используя правильные формы традиционных гимнов и стихов, этот человек был арийцем». [ 25 ]
Протоиндоевропейский
[ редактировать ]Начиная с Адольфа Пикте (1799–1875), ряд ученых предлагали вывести индоиранскую основу arya — от реконструированного протоиндоевропейского (PIE) термина * h₂erós или * h₂eryós , по-разному переводимого как «член своего собственного». группа, сверстник, свободный человек»; как «хозяин, гость»; родственник; или как «господин, правитель». [ 8 ] Однако предлагаемые анатолийские, кельтские и германские родственники не являются общепринятыми. [ 26 ] [ 27 ] Во всяком случае, индоиранский этнический оттенок отсутствует в других индоевропейских языках, которые скорее воспринимали возможные родственные слова * arya - как социальный статус (свободный или дворянин), и нет никаких свидетельств того, что праиндоевропейские языки - У европейцев был термин, обозначающий себя « протоиндоевропейцами ». [ 28 ] [ 29 ]
- Ранний ПИРОГ: * h₂erós , [ 30 ]
- Анатолийский : * ʔor-o- , 'равный, свободный человек', [ 31 ]
- Поздний ПИРОГ: * h₂eryós , [ 30 ]
- Индоиранский : * arya- , 'ариец, индоиранский' , [ 20 ] [ 30 ]
- Древнеиндоарийский : arya- , «ариец, верный ведической религии»; арья- , 'добрый, благосклонный, верный, преданный'; ари- , 'верный; преданный человек, ± родственник; [ 20 ] [ 30 ]
- Иранский : * arya- , 'ариец, иранец', [ 32 ]
- Авестийский : airya — ( мн. aire ), «ариец, иранец», [ 20 ] [ 33 ] [ 30 ]
- Древнеперсидское : ariya- , «ариец, иранец», [ 20 ] [ 32 ] [ 28 ]
- Кельтский : * aryo- , свободный человек; благородный'; или, возможно, от * prio- («первый> выдающийся, выдающийся»), [ 34 ] [ 26 ] [ 27 ]
- Германское * arjaz , 'благородный, выдающийся, уважаемый', [ 37 ]
- Древнескандинавское : arjosteʀ , «первейший, наиболее выдающийся». [ 35 ] [ 37 ] [ 38 ]
- Индоиранский : * arya- , 'ариец, индоиранский' , [ 20 ] [ 30 ]
Термин * h₂er(y)ós PIE может происходить от глагольного корня * h₂er- , что означает «собирать вместе». [ 39 ] [ 28 ] Освальд Семереньи также утверждал, что основа могла быть ближневосточным заимствованием от угаритского ary («родственники»), [ 40 ] хотя Дж. П. Мэллори и Дуглас К. Адамс находят это предложение «едва ли убедительным». [ 28 ] По их мнению, первоначальное значение PIE делало явный акцент на внутригрупповом статусе «свободных людей» в отличие от статуса аутсайдеров, особенно тех, кто был захвачен и включен в группу в качестве рабов. В Анатолии базовое слово стало подчеркивать личные отношения, тогда как у индоиранцев оно приняло более этническое значение , предположительно потому, что большинство несвободных ( * анарья ) были пленниками из других этнических групп. живших среди них [ 28 ]
Историческое использование
[ редактировать ]Протоиндоиранцы
[ редактировать ]Термин * арий использовался протоиндоиранцами для обозначения себя как этнокультурной группы, охватывающей тех, кто говорил на этом языке и следовал религии ариев ( индоиранцев ) , в отличие от близлежащих чужаков, известных как * арийцы. Анарья («не-Арья»). [ 3 ] [ 25 ] [ 24 ] Индоиранцы ( арии ) обычно связаны с синташтинской культурой (2100–1800 гг. до н. э.), названной в честь археологического памятника Синташта в Челябинской области , Россия. [ 25 ] [ 41 ] Лингвистические данные показывают, что протоиндоиранские (протоарийские) носители языка жили в евразийской степи , к югу от ранних уральских племен ; основа * arya - была, в частности, заимствована в пресаамский язык как * orja -, от слов oarji («юго-запад») и årjel («южанин»). Заимствованное слово приняло значение «раб» в других финно-пермских языках , что указывает на конфликтные отношения между индоиранскими и уральскими народами в доисторические времена. [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ]
Основа также встречается у индоиранского бога Арьямана ; , что переводится как «Арийский», «Арийство» или «Арийство» на ведическом санскрите он был известен как Арьяман , а на авестийском — как Айрьяман . [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] Божество отвечало за благосостояние и общество, а также было связано с институтом брака. [ 48 ] [ 47 ] Одной из функций Арьямана посредством брачных церемоний была ассимиляция женщин из других племен принимающей общине. [ 49 ] Если ирландские герои Эримон и Айрем и галльское личное имя Ариоманус также являются родственниками божества протоиндоевропейского происхождения по имени * h₂eryo-men . (т.е. лингвистическими братьями и сестрами, имеющими общее происхождение), то можно также предположить существование [ 48 ] [ 35 ] [ 47 ]
Древняя Индия
[ редактировать ]Носители ведического санскрита рассматривали термин арья как религиозно-лингвистическую категорию, относящуюся к тем, кто говорил на санскрите и придерживался ведических культурных норм, особенно к тем, кто поклонялся ведическим богам ( Индре и Агни в частности, ), принимал участие в ягьях и фестивали и практиковали искусство поэзии. [ 52 ]
«Неарийцами» обозначались прежде всего те, кто не мог правильно говорить на языке арьев , млечче или мридхраваче. [ 53 ] Однако слово «арья» используется только один раз в Ведах для обозначения языка текстов, причем ведическая область определяется в «Каушитаки Араньяка» как территория, где на арья вач («речь арья»). говорят [ 54 ] Около 35 имен ведических племен, вождей и поэтов, упомянутых в Ригведе, имели «неарийское» происхождение, демонстрируя, что культурная ассимиляция с сообществом арьев была возможна и/или что некоторые «арийские» семьи предпочли дать «неарийскому» происхождению. имена своим новорожденным. [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] По словам индолога Майкла Витцеля , термин арья «означает не конкретный народ или даже конкретную «расовую» группу, а всех тех, кто присоединился к племенам, говорящим на ведическом санскрите и придерживающимся их культурных норм (таких как ритуалы, поэзия, и т. д.)". [ 58 ]
В более поздних индийских текстах и буддийских источниках слово «арья» имело значение «благородный», например, в терминах «Арьядеса » («благородная земля») для Индии, «Арья-бхаша » («благородный язык») для санскрита или арьяка – ( 'заслуженный человек'), что дало палийскому айяка - ("дедушка"). [ 59 ] Этот термин стал включать в себя идею высокого социального статуса, но также использовался как почетное обращение к брахманам или буддийским монахам. Параллельно млечча приобрела дополнительные значения, относящиеся к людям низших каст или инопланетянам. [ 53 ]
Древний Иран
[ редактировать ]По словам ученого Герардо Гноли , древнеиранские айрия ( авестийский ) и ария ( древнеперсидский ) были собирательными терминами, обозначавшими «народы, которые осознавали свою принадлежность к одному этническому происхождению, говорили на одном языке и имели религиозную традицию, которая сосредоточен на культе Ахура Мазды », в отличие от «неариев», которых называют анаирья по- авестийски , анарьян по- парфянски и анеран на среднеперсидском языке . [ 59 ] [ 33 ]
Жители Авесты использовали термин аирья ( авестийский : 𐬀𐬌𐬭𐬌𐬌𐬀 , айрия ) исключительно для обозначения себя. [ 60 ] Его можно найти в ряде географических терминов, таких как « пространство айрьев » ( airiianəm vaēϰō ), « место обитания айрьев » ( airiio.shaiianem ) или «белый лес айрьев» ( vīspe.aire. Разурая ). Этот термин также можно встретить в поэтических выражениях, таких как « слава айрьев » ( airiianąm xᵛarənō ), « самая быстрая стрела из айрьев » ( xšviwi išvatəmō airiianąm ) или « герой айрьев » ( arša airiianąm ). [ 59 ] Хотя Авеста не содержит каких-либо датируемых событий, современные ученые предполагают, что авестийский период в основном предшествует ахеменидскому периоду иранской истории. [ 61 ] [ 62 ]
К концу VI – началу V веков до нашей эры Ахеменидов царь Дарий Великий и его сын Ксеркс I называли себя ариями («Арья») и ариями чича («арийского происхождения»). В Бехистунской надписи , автором которой был Дарий во время его правления (522–486 гг. до н. э.), древнеперсидский язык называется ария , а эламская версия надписи изображает зороастрийское божество Ахура Мазда как «бога ариев» ( ура- масда наап Харрия-наум ). [ 59 ] [ 33 ]
Самоидентификатор был унаследован в этнических именах, таких как парфянский арий ( мн. арийский ), среднеперсидский эр ( мн. Ēran ) или новоперсидский ирани ( мн. иранийан ). [ 63 ] [ 32 ] Скифская Alanorsoi ветвь включает Alān или * Allān (от * Aryāna ; современный Аллон ), Rhoxolāni («Яркие аланы»), ( «Белые аланы») и, возможно, современное осетинское Ir ( прил. Железо ), написанное Ира или Эря в диалект дигорийский . [ 63 ] [ 7 ] [ 64 ] В надписи Рабатак , написанной на бактрийском языке во II веке нашей эры, также используется термин «ариао» , обозначающий «иранский». [ 33 ]
Название Аризантой , указанное греческим историком Геродотом как одно из шести племен, составляющих иранскую Мидию , происходит от древнеиранского * arya-zantu — («имеющие арийское происхождение»). [ 65 ] Геродот также упоминает, что мидяне когда-то называли себя Ариоями , [ 66 ] а Страбон помещает землю Арианы между Персией и Индией. [ 67 ] Другие случаи включают греческое áreion ( Damascius ), Arianoi ( Diodorus Siculus ) и arian ( мн. ч. arianōn ; сасанидский период ), а также армянское выражение ari ( Agathangelos ), означающее «иранец». [ 59 ] [ 33 ]
До распада Парфянской империи (247 г. до н. э. – 224 г. н. э.) иранская идентичность по существу определялась как культурная и религиозная. Однако после конфликтов между манихейским универсализмом и зороастрийским национализмом в III веке нашей эры традиционалистские и националистические движения в конечном итоге взяли верх в сасанидский период , и иранская идентичность ( Эрих ) приобрела определенную политическую ценность. Среди иранцев ( Эран ) одна этническая группа, в частности, персы , находилась в центре Эран-шахра («Королевства иранцев»), которым правил шахан-шах Эран уд Анеран («Царь царей иранцев»). и неиранцы»). [ 33 ]
Этические и этнические значения также могут переплетаться, например, при использовании слова anēr («неиранский») как синонима слова «зло» в anērīh ī hrōmāyīkān («злое поведение римлян, то есть византийцев») или в ассоциация ēr («иранца») с хорошим рождением ( hutōhmaktom ēr martōm , «лучший по рождению арийский человек») и использование слова ērīh («иранство») для обозначения «благородства» против «труда и бремени бедности» в Денкарде 10-го века . [ 59 ] Однако индийская оппозиция между арья («благородный») и даса («чужой, раб, враг») отсутствует в иранской традиции. [ 59 ] По мнению лингвиста Эмиля Бенвениста , корень * das-, возможно, использовался исключительно как собирательное имя иранскими народами: «Если слово относилось сначала к иранскому обществу, то имя, которым этот враждебный народ называл себя коллективно, принимало враждебный оттенок и стал для ариев Индии термином для обозначения низшего и варварского народа». [ 68 ]
Названия мест
[ редактировать ]В древней санскритской литературе термин Арьяварта (आर्यावर्त, «обитель ариев») был названием колыбели индоарийской культуры на севере Индии. Манусмрити в « помещает Арьяварту участок между Гималаями и хребтами Виндхья , от Восточного ( Бенгальский залив ) до Западного моря ( Аравийское море )». [ 69 ]
Основа airya- также появляется в Airyanəm Waēٰō («пространство ариев» или «арийская равнина»), которая описывается в Авесте как мифическая родина первых иранцев, которая, как говорят, была создана как «первая и лучшее из мест и жилищ» бога Ахура Мазды . он упоминался На манихейском согдийском языке как ryʾn wyžn ( арийский Wēžan ), а на древнеперсидском как * Aryānām Waiٰah , что дало среднеперсидскому Ērān-wēž , который, как говорят, был регионом, где был выведен первый крупный рогатый скот и где Заратуштра впервые обнаружил Хорошая религия. [ 59 ] [ 70 ] Сасанидская империя , официально называвшаяся Эран-Шахр («Царство иранцев»; от древнеперсидского * Aryānām Xšaθram ), [ 71 ] также может называться сокращенной формой Ērān , в отличие от римского Запада, известного как Anerān. Западный вариант Īrān , сокращенный от Īrān-shahr , является источником английского названия страны Иран . [ 20 ] [ 59 ] [ 72 ]
Алания , название средневекового царства алан , происходит от диалектного варианта древнеиранской основы * Aryāna- , которая также связана с мифическим Airyanem Waēٰō . [ 73 ] [ 7 ] [ 64 ] Помимо ала -развития, * аир-у- , возможно, превратилась в основу ир-у- посредством i-мутации в современных осетинских языках , как в топониме Ирыстон ( Осетия ), присоединенном здесь к иранскому суффиксу * -стан . [ 59 ] [ 74 ]
Другие топонимы, упомянутые в Авесте, включают airyō šayana , подвижный термин, соответствующий «территории ариев», airyanąm dahyunąm , «земли ариев», Airyō-xšuθa , гору в восточном Иране, связанную с Ǝrəxša , и vispe. aire razuraya, лес, где Кави Хаосраво убил бога Ваю . [ 59 ] [ 70 ]
Личные имена
[ редактировать ]Древнеперсидские имена, производные от основы * arya - включают Арьябинес ( * arya-bigna , «Дар арийцев»), Ариарат ( * Arya-wratha- , «имеющий арийскую радость»), Ариобарзанес ( * arya-brzāna -, «возвышающий ариев), Ариайос ( * arya-ai- , вероятно, используется как лицемерие прецедентных имен) или Ариярамна (значение которого остается неясным). [ 75 ] Английский Алан и французский Ален (от латинского Alanus ), возможно, были завезены аланскими поселенцами в Западную Европу в первом тысячелетии нашей эры. [ 76 ]
Имя Ариан (включая производные, такие как Аарий, Арья , Ариян или Ария ) до сих пор используется как имя или фамилия в современной Южной Азии и Иране. На Западе также наблюдается рост имен, связанных с арийцами , которые стали популяризироваться благодаря поп-культуре. По данным Управления социального обеспечения США, в 2012 году имя Арья было самым быстрорастущим по популярности женским именем в США, поднявшись с 711-го на 413-е место. [ 77 ] В 2017 году это имя вошло в топ-200 наиболее часто используемых имен для девочек, родившихся в Англии и Уэльсе. [ 78 ]
В латинской литературе
[ редактировать ]Слово Арианус использовалось для обозначения Арианы , [ 79 ] территория, включающая Афганистан, Иран, северо-западную Индию и Пакистан. [ 80 ] В 1601 году Филимон Холланд использовал слово Arianes в своем переводе латинского Arianus для обозначения жителей Арианы. Это было первое дословное использование формы Arian в английском языке. [ 81 ] [ 82 ] [ 83 ]
Современный персидский национализм
[ редактировать ]После исламского завоевания Ирана расистская риторика стала литературной идиомой в VII веке, то есть, когда арабы стали главными « Другими » – аниранами – и антитезой всего иранского (то есть арийского) и зороастрийского . Но «предшественники [современного] иранского ультранационализма можно проследить до сочинений таких деятелей конца девятнадцатого века, как Мирза Фатали Ахундов и Мирза Ака Хан Кермани . Демонстрируя близость к ориенталистским взглядам на превосходство арийских народов» . и посредственностью семитских народов , иранский националистический дискурс идеализировал доисламских Ахеменидов и Империи Сасанидов , одновременно отрицая «исламизацию» Персии мусульманскими силами». [ 84 ] В 20 веке различные аспекты этой идеализации далекого прошлого были использованы как монархией Пехлеви (в 1967 году иранская Пехлеви династия [свергнутая в результате иранской революции 1979 года ] добавила титул Арьямер «Свет ариев» к другим стилям иранский монарх , шах Ирана уже был известен в то время как Шаханшах ( Царь царей )), и Исламской республикой последовавшей за ним ; Пехлеви использовали его как основу для антиклерикального монархизма, а священнослужители использовали его для превознесения иранских ценностей по сравнению с вестернизацией. [ 85 ]
Современное религиозное использование
[ редактировать ]Слово арья часто встречается в индуистских, буддийских и джайнских текстах. В индийском духовном контексте его можно применять к риши или к тому, кто овладел четырьмя благородными истинами и вступил на духовный путь. По словам индийского лидера Джавахарлала Неру , религии Индии можно назвать в совокупности арья дхармой, термином, который включает в себя религии, зародившиеся на индийском субконтиненте (например, индуизм , буддизм , джайнизм и сикхизм ). [ 86 ]
Слово арья также часто используется в джайнизме , в джайнских текстах, таких как Паннаванасутта. персонаж по имени Арья Мангу . В Авашьяканирюкти, раннем джайнском тексте, дважды упоминается [ 87 ]
Стипендия
[ редактировать ]19 и начало 20 века
[ редактировать ]Термин «арий» первоначально был введен в английский язык в работах по сравнительной филологии как современный перевод санскритского слова ā́rya . Впервые переведенный как «благородный» в Уильяма Джонса переводе «Законов Ману» в 1794 году , ученые начала XIX века позже заметили, что этот термин использовался в самых ранних Ведах как этнокультурное самоназвание, «включающее поклонников богов Брахманы». [ 83 ] [ 18 ] На эту интерпретацию одновременно повлияло наличие в классических текстах слова Ἀριάνης (древнегреческий) ~ Arianes в 1771 году справедливо сравнил (латиница), которое Анкетиль-Дюперрон с иранским airya ( авестийским ) ~ ariya ( древнеперсидским ), самоидентификатор, используемый носителями иранских языков с древних времен. Соответственно, термин «арийский» стал в науке относиться к индоиранским языкам и, как следствие, к носителям протоиндоиранского языка , доисторическим индоиранским народам . [ 88 ]
В XIX веке в работах Фридриха Шлегеля (1772–1829), Кристиана Лассена (1800–1876), Адольфа Пикте (1799–1875) и Макса Мюллера (1823–1900) появились термины «арийцы» , «арийцы» и «арийцы» . был принят рядом западных ученых как синоним слова « (Прото-)индоевропейцы ». [ 89 ] Многие из них действительно считали, что арийский язык был также первоначальным самоназванием, использовавшимся доисторическими носителями протоиндоевропейского языка , основываясь на ошибочном предположении, что санскрит был древнейшим индоевропейским языком , и на лингвистически несостоятельной позиции, которую утверждал Эриу. (Ирландия) был родственником Арьи . [ 90 ] С тех пор от этой гипотезы отказались в науке из-за отсутствия доказательств использования слова «арий» в качестве этнокультурного самоназвания за пределами индоиранского мира. [ 29 ]
Современная стипендия
[ редактировать ]В современной науке термины «арийцы» и «протоарийцы» до сих пор иногда используются для обозначения доисторических индоиранских народов и их протоязыка . Однако использование слова «арийский» для обозначения «протоиндоевропейского» теперь рассматривается как «отклонение, которого следует избегать». [ 91 ] Подсемейство « Индоиранских » языков, которое включает в себя индоарийскую , иранскую и нуристанскую ветви, также можно назвать «арийскими языками». [ 92 ] [ 43 ] [ 29 ]
Однако зверства, совершенные во имя арийских расовых идеологий в первой половине 20-го века, заставили ученых вообще избегать термина «ариец», который в большинстве случаев был заменен на «индоиранский», хотя его индийская ветвь до сих пор называется «индоарийским». [ 93 ] [ 94 ] [ 16 ] Название «иранец», происходящее от древнеперсидского * Aryānām , также продолжает использоваться для обозначения конкретных этнолингвистических групп . [ 20 ]
- Индоарийцы относятся к населению, говорящему на индоарийском языке или идентифицирующему себя как индоарийец ; они составляют преобладающую группу на Северном Индийском субконтиненте. [ 95 ] этнолингвистическими группами являются хинди - урду , бенгали , пенджабцы , маратхи , гуджарати , раджастхани , бходжпури , майтхили , одиа и синдхи. Крупнейшими индоарийскими Насчитывается более 900 миллионов носителей индоарийского языка. [ 96 ]
- Иранский (или иранский) используется для обозначения носителей иранских языков или народов, которые идентифицируют себя как «иранцы», особенно в Большом Иране . Современные иранские этнолингвистические группы включают персов , пуштунов , курдов , таджиков , белуджей , лурсов , памирцев , заза и осетин . По оценкам, от 150 до 200 миллионов человек являются носителями иранского языка. [ 97 ]
Некоторые авторы, пишущие для массового потребления, продолжали использовать слово «арий» для всех индоевропейцев в традиции Герберта Уэллса . [ 98 ] [ 99 ] например, писатель-фантаст Пол Андерсон , [ 100 ] и ученые, пишущие для популярных средств массовой информации, такие как Колин Ренфрю . [ 101 ] По мнению FBJ Kuiper , отголоски «предрассудков XIX века о «северных» арийцах, столкнувшихся на индийской земле с черными варварами [...] все еще можно услышать в некоторых современных исследованиях». [ 102 ]
Арианство и расизм
[ редактировать ]Изобретение «арийской расы»
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Расово-ориентированные интерпретации ведических ариев как «светлокожих иностранных захватчиков», пришедших с Севера, привели к принятию термина «арийцы» на Западе как расовой категории , связанной с идеологией превосходства, известной как арийство , которая рассматривала арийскую расу как « высшая раса », ответственная за большинство достижений древних цивилизаций. [ 9 ] В 1888 году Макс Мюллер , который сам положил начало расовым интерпретациям Ригведы , [ 103 ] осудил разговоры об «арийской расе, арийской крови, арийских глазах и волосах» как абсурд, сравнимый с высказываниями лингвиста о «долихоцефальном словаре или брахицефальной грамматике». [ 104 ] Но все большее число западных писателей, особенно антропологов и неспециалистов, находящихся под влиянием дарвинистских теорий, стали рассматривать арийцев как «физико-генетический вид», контрастирующий с другими человеческими расами, а не как этнолингвистическую категорию. [ 105 ] [ 106 ] В конце 19-го и начале 20-го веков известные антропологи Теодор Поше и Томас Хаксли цитировали Ригведу , предполагая, что арийцы были высокими блондинами, с голубыми глазами и долихоцефальными черепами. [ 107 ] [ 108 ] Западные антропологи продолжали совершенствовать эту идею с 20-го века, хотя некоторые с этим не согласились. [ 109 ] Ганс Генрих Хок подверг сомнению, что арийцы были светлокожими или светлокожими, поскольку, по его мнению, «большинство [ведических] отрывков могут относиться не к темнокожим или светлокожим людям, а к темным и светлым мирам». [ 110 ] Однако, по мнению Елены Кузьминой имеется множество свидетельств , в Авесте и Ригведе того, что у ариев действительно были светлые глаза, светлая кожа и светлые волосы. [ 111 ]
Теории расового превосходства
[ редактировать ]Артюр де Гобино, автор влиятельного «Опыта о неравенстве человеческих рас» (1853 г.), рассматривал белую, или арийскую, расу как единственную цивилизованную расу и считал, что культурный упадок и смешанные браки тесно переплетены. По его словам, северные европейцы мигрировали по всему миру и основали основные цивилизации, прежде чем были растворены в результате расового смешения с коренным населением, которое описывалось как расово неполноценное, что привело к постепенному упадку древних арийских цивилизаций. [ 112 ] В 1878 году немецко-американский антрополог Теодор Пеше опубликовал обзор исторических ссылок, пытаясь продемонстрировать, что арийцы были светлокожими голубоглазыми блондинами. [ 113 ] Использование слова «ариер» в значении «нееврей», по-видимому, впервые произошло в 1887 году, когда Венское общество физической подготовки решило принимать в качестве членов только «немцев арийского происхождения» ( Deutsche arischer Abkunft ). [ 89 ] В «Основах девятнадцатого века» (1899 г.), которые, как отмечает Стефан Арвидссон , определены как «один из самых важных протонацистских текстов», [ 114 ] Британско-немецкий писатель Хьюстон Чемберлен выдвинул теорию экзистенциальной борьбы насмерть между высшей немецко-арийской расой и разрушительной еврейско-семитской расой. [ 115 ] Бестселлер «Уход великой расы », опубликованный американской писательницей Мэдисон Грант в 1916 году, предупреждает об опасности смешения иммигрантов с «низшими расами», включая носителей индоевропейских языков (таких как славяне, итальянцы и идиш). -говорящие евреи) – предположительно, с которыми сталкиваются «расово превосходящие» германские арийцы (то есть: американцы английского , немецкого и скандинавского происхождения). [ 12 ]
Под руководством Гвидо фон Листа (1848–1919) и Йорга Ланца фон Либенфельса (1874–1954) ариософы основали идеологическую систему, сочетающую фолькишский национализм с эзотеризмом . Предсказывая наступающую эпоху немецкого (арийского) мирового господства, они утверждали, что заговор против немцев, который, как утверждается, был спровоцирован неарийскими расами, евреями или ранней церковью , «стремился разрушить этот идеальный германский мир». мир путем эмансипации негерманских низших слоев населения во имя ложного эгалитаризма». [ 116 ]
Североевропейская гипотеза
[ редактировать ]Тем временем идея о том, что индоевропейские языки произошли из Южной Азии, постепенно теряла поддержку среди ученых. После конца 1860-х годов альтернативные модели индоевропейских миграций начали появляться , некоторые из которых устанавливали прародину в Северной Европе. [ 113 ] [ 117 ] Карл Пенка , которого считают «переходной фигурой между арийством и нордизмом», [ 118 ] утверждал в 1883 году, что арийцы произошли из южной Скандинавии . [ 113 ] [ нужна цитата для проверки ] В начале 20-го века немецкий ученый Густав Косинна (1858-1931), пытаясь связать доисторическую материальную культуру с реконструированным протоиндоевропейским языком «индогерманские» ( Indogermanische , на археологических основаниях утверждал, что возникли ) миграции. с родины, расположенной в северной Европе. [ 12 ] До конца Второй мировой войны исследования индоевропейской прародины в целом разделились на два лагеря: последователей Коссинны и тех, первоначально возглавляемых Отто Шредером (1855–1919), которые поддерживали степную родину в Евразии, которая стала наиболее распространенной. гипотеза среди ученых. [ 104 ]
Британский Радж
[ редактировать ]В Индии британское колониальное правительство последовало аргументам де Гобино в другом направлении и выдвинуло идею высшей «арийской расы», которая кооптировала индийскую кастовую систему в пользу имперских интересов. [ 119 ] [ 120 ] В своей полностью развитой форме интерпретация, осуществленная при посредничестве Великобритании, предусматривала сегрегацию арийцев и неарийцев по кастовому признаку, при этом высшие касты были «арийцами», а низшие - «неарийцами». Европейские события не только позволили британцам идентифицировать себя как высшую касту, но и позволили браминам считать себя равными британцам. Более того, это спровоцировало переосмысление индийской истории в расистских и, напротив, индийских националистических терминах. [ 119 ] [ 120 ]
Нацизм и превосходство белой расы
[ редактировать ]Через работы Хьюстона Стюарта Чемберлена идеи Гобино повлияли на нацистскую расовую идеологию , которая считала « арийскую расу » изначально превосходящей другие предполагаемые расовые группы. [ 12 ] Нацистский чиновник Альфред Розенберг выступал за новую « религию крови », основанную на предполагаемых врожденных побуждениях нордической души защищать свой «благородный» характер от расового и культурного вырождения. Розенберг считал, что нордическая раса произошла от протоариев , гипотетического доисторического народа, жившего на Северо-Германской равнине и в конечном итоге произошедшего с затерянного континента Атлантиды . [ примечание 1 ] Под руководством Розенберга теории Артура де Гобино , Жоржа Ваше де Лапужа , Блаватской, Хьюстона Стюарта Чемберлена , Мэдисона Гранта и теории Гитлера , [ 121 ] Кульминацией всего этого стала расовая политика нацистской Германии и декреты об « арианизации » 1920-х, 1930-х и начала 1940-х годов. В своей «ужасающей медицинской модели» уничтожение «расово неполноценных» унтерменшенов было освящено как удаление больного органа из здорового тела. [ 122 ] что привело к Холокосту .
По мнению нацистских расовых теоретиков , термин «арийцы» ( Arier ) описывал германские народы , [ 123 ] и они считали самыми чистыми арийцами тех, кто принадлежал к физическому идеалу « нордической расы », которую они называли « расой господ ». [ примечание 2 ] Однако удовлетворительное определение понятия «арийец» оставалось проблематичным во времена нацистской Германии . [ 125 ] Хотя физическим идеалом нацистских расовых теоретиков обычно был высокий, светловолосый и светлоглазый нордический человек, такие теоретики признавали тот факт, что внутри признаваемых ими расовых категорий существовало значительное разнообразие цвета волос и глаз. Например, Адольф Гитлер и многие нацистские чиновники имели темные волосы и по-прежнему считались членами арийской расы согласно нацистской расовой доктрине, поскольку определение расового типа человека зависело от преобладания многих характеристик человека, а не только от одного определяющего. особенность. [ 126 ] В сентябре 1935 года нацисты приняли Нюрнбергские законы . Все граждане Арийского Рейха должны были доказать свое арийское происхождение; Один из способов заключался в том, чтобы получить Аненпасс («пропуск предка»), предоставив свидетельства о крещении доказательством того, что все четверо бабушек и дедушек имели арийское происхождение. [ 127 ] В декабре того же года нацисты основали «Лебенсборн» («Источник жизни»), чтобы противодействовать падению уровня рождаемости арийцев в Германии и продвигать нацистскую евгенику . [ 128 ]
Многие американские группы и тюремные банды, выступающие за превосходство белой расы неонацистские , называют себя «арийцами», включая Арийское Братство , Арийские Нации , Арийскую Республиканскую Армию , Белое Арийское Сопротивление или Арийский Круг . [ 129 ] [ 130 ] Современные националистические политические группы и неоязыческие движения в России заявляют о прямой связи между собой как славянами и древними «арийцами». [ 12 ] а в некоторых индийских националистических кругах термин «арийец» также может использоваться по отношению к предполагаемой арийской «расе». [ 21 ]
«Теория арийского вторжения»
[ редактировать ]Переводя священные индийские тексты Ригведы в 1840-х годах, немецкий лингвист Фридрих Макс Мюллер нашел, по его мнению, свидетельства древнего вторжения в Индию индуистских брахманов, группы, которую он назвал «Арьями». В своих более поздних работах Мюллер осторожно отмечал, что, по его мнению, арийцы - это лингвистическая, а не расовая категория. Тем не менее, ученые использовали теорию вторжения Мюллера, чтобы предложить свои собственные концепции расового завоевания Южной Азии и Индийского океана . В 1885 году новозеландский эрудит Эдвард Трегир утверждал, что «арийская приливная волна» захлестнула Индию и продолжала продвигаться на юг, через острова Ост-Индского архипелага, достигая далеких берегов Новой Зеландии. Такие ученые, как Джон Бэтчелор , Арманд де Катрефаж и Дэниел Бринтон , распространили эту теорию вторжения на Филиппины, Гавайи и Японию, выявив коренные народы, которые, по их мнению, были потомками ранних арийских завоевателей. [ 131 ] После открытия цивилизации долины Инда археолог середины 20-го века Мортимер Уиллер утверждал, что крупная городская цивилизация была уничтожена арийцами. [ 132 ] Позднее эта позиция была дискредитирована, поскольку засушливость климата стала вероятной причиной краха цивилизации долины Инда. [ 133 ] Термин «вторжение», хотя когда-то он широко использовался в отношении индоарийской миграции, теперь обычно используется только противниками теории индоарийской миграции. [ 134 ] Термин «вторжение» больше не отражает научное понимание индоарийских миграций. [ 134 ] и теперь обычно считается полемическим, отвлекающим и ненаучным.
В последние десятилетия идея арийской миграции в Индию оспаривалась в основном индийскими учеными, которые утверждают, что различные альтернативные сценарии коренных арийцев противоречат устоявшейся курганской модели . Однако эти альтернативные сценарии коренятся в традиционных и религиозных взглядах на историю и идентичность Индии и повсеместно отвергаются основной наукой. [ 135 ] [ примечание 3 ] По словам Майкла Витцеля, позиция «коренных арийцев» - это не наука в обычном смысле, а «извиняющееся, в конечном итоге религиозное предприятие». [ 138 ] Был предложен ряд других альтернативных теорий, включая анатолийскую гипотезу , армянскую гипотезу , теорию непрерывности палеолита , но они не получили широкого признания и не вызвали особого интереса в основной науке. [ 139 ] [ 140 ]
См. также
[ редактировать ]- Арьяварта , древнее название северного Индийского субконтинента, населенного индоарийцами . Это означает «Обитель арийцев».
- Айрианем Ваеджа , мифологическая родина ранних иранцев, означает «пространство ариев».
- Аланы — иранский народ и предки осетин, их название происходит от слова арий.
- Ария , провинция Ахеменидов , Селевкидов и Парфянской империи.
- Ариана — греко-римский географический термин, синоним Ирана.
- Арья Самадж , считающаяся монотеистическим индийским индуистским реформаторским движением , их имя означает «Благородное, то есть арийское общество».
- Греко-арийский
- Индоарийские народы , носители индоарийских языков, исторически называли себя арийцами.
- Иран буквально означает «Земля ариев».
- Эраншахр , официальное название Сасанидской империи , буквально означает «Земля/Империя иранцев».
- Иранские народы , говорящие на иранских языках, исторически называли себя арийцами.
- Ямная культура
Примечания
[ редактировать ]- ^ Розенберг, Альфред , « Миф 20-го века ». Термин «Атлантида» упоминается во всей книге два раза, термин «Атлантида-гипотеза» упоминается только один раз. Розенберг (стр. 24): « Вроде не совсем невозможно, что в тех местах, где сегодня шумят волны Атлантического океана и движутся айсберги, когда-то в воде возвышалась цветущая земля, на которой творческая раса основала великую культуру и отправил своих детей в качестве мореплавателей и воинов в мир, но если эта гипотеза об Атлантиде окажется несостоятельной, нам все равно придется предполагать существование доисторического нордического культурного центра » Розенберг (стр. 26): « высмеиваемая гипотеза о нордическом творческом центре, который мы можем назвать Атлантидой – не имея в виду затонувший остров – откуда когда-то волны воинов мигрировали во все стороны как первые свидетели нордического стремления к завоеванию и созиданию далеких земель, сегодня становится вероятной » . : Es erscheint als nicht ganz ausgeschlossen, dass an Stellen, über die heute die Wellen des Atlantischen Ozeans rauschen und riesige Eisgebirge herziehen, einst ein blühendes Festland aus den Fluten ragte, auf dem eine schöpferische Rasse rasse, weitausgreifende Kultur erzeugte und ihre Kinder als Seefahrer und Krieger hinaussandte in die Welt; aber selbst wenn sich diese Atlantishypothese als nichthaltbar erweisen sollte, wird ein nordisches vorgeschichtliches Kulturzentrum angenommen werden müssen. ... Und deshalb wird die alte verlachte Hypothese heute Wahrscheinlichkeit, dass von einem nordischen Mittelpunkt der Schöpfung, nennen wir ihn, ohne uns auf die Annahme eines versunkenen atlantischen Erdteils festzulegen, die Atlantis, einst Kriegerschwärme Strahlenförmig ausgewandert sind als erste Zeugen des immer wieder sich erneut verkörpernden nordischen Fernwehs, um zu erobern, zu gestalten».
- ↑ В словаре английского языка «Американское наследие» в начале определения говорится: «[это] одна из ироний истории, что «арийский» (слово, которое в настоящее время относится к светловолосому и голубоглазому физическому идеалу нацистской Германии ) Первоначально оно относилось к народу, который выглядел совершенно по-другому. Его история начинается с древних индоиранцев , народов, населявших части территории, которая сейчас является Ираном , Афганистаном , Пакистаном и Индией». [ 124 ]
- ^ Нет поддержки в основной стипендии:
- Ромила Тапар (2006): «В настоящее время нет ни одного ученого, серьезно отстаивающего коренное происхождение арийцев». [ 136 ]
- Венди Донигер (2017): «Противоположный аргумент о том, что носители индоевропейских языков были коренными жителями Индийского субконтинента, не подкреплен никакими надежными научными исследованиями. Сейчас его отстаивают в первую очередь индуистские националисты, чьи религиозные чувства заставили их относиться теорию арийской миграции с некоторой резкостью». [ сеть 1 ]
- Гириш Шахане (14 сентября 2019 г.), в ответ Нарасимхану и др. (2019): «Активисты индуизма, однако, сохранили теорию арийского вторжения живой, потому что она предлагает им идеальный подставной план, «намеренно искажённое утверждение, которое выдвигается потому, что его легче победить, чем реальный аргумент оппонента»… Гипотеза «Из Индии» — это отчаянная попытка примирить лингвистические, археологические и генетические данные с хиндутвскими настроениями и националистической гордостью, но она не может повернуть вспять стрелу времени… Доказательства продолжают сокрушать хиндутвские идеи истории». [ сеть 2 ]
- Коенраад Эльст (10 мая 2016 г.): «Конечно, это маргинальная теория, по крайней мере на международном уровне, где Теория арийского вторжения (AIT) по-прежнему является официальной парадигмой. Однако в Индии она пользуется поддержкой большинства археологов, которые не сумеем найти следов этого арийского притока и вместо этого обнаружим культурную преемственность». [ 137 ]
Интернет
- ^ Венди Донигер (2017), «Еще одна великая история» , обзор книги Аско Парполы «Корни индуизма» ; в: Inference, International Review of Science , Volume 3, Issue 2.
- ↑ Гириш Шахане (14 сентября 2019 г.), Почему сторонники хиндутвы любят ненавидеть дискредитированную теорию арийского вторжения , Scroll.in
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Арий" . Полный словарь Random House Webster .
- ^ Jump up to: а б Бенвенист 1973 , с. 295: « Арья … это общепринятое древнее обозначение «индоиранцев»».
- ^ Jump up to: а б Шмитт 1987 : «Название ариец — это самоназвание народов Древней Индии и Древнего Ирана, говоривших на арийских языках, в отличие от «неарийских» народов этих «арийских» стран».
- ^ Jump up to: а б Витцель 2001 , стр. 4, 24.
- ^ Jump up to: а б Bailey 1987 : «Он используется в Авесте членами этнической группы и контрастирует с другими названными группами (Туирья, Сайрима, Даха, Саину или Саини), а также с внешним миром Ан -айрьи , «не-Арья». "
- ^ Jump up to: а б Gnoli 2006 , : «Среднеперс. ēr (мн.ч. ērān ), так же, как древнеперс. ariya и ав. airya , имеет очевидную этническую ценность, которая также присутствует в абстрактном термине ērīh , 'иранский характер, иранскость'. "
- ^ Jump up to: а б с Мэллори и Адамс 1997 , с. 213: "Иранские алани (<* aryana ) (название иранской группы, потомками которой являются осетины, одним из подразделений которых является железная [<* aryana -)), * aryanam (мн.) 'ариев' ( > депутаты Ирана )".
- ^ Jump up to: а б Уоткинс 1985 , с. 3; Гамкрелидзе и Иванов 1995 , стр. 657–658; Мэллори и Адамс 1997 , с. 213; Энтони 2007 , стр. 92, 303.
- ^ Jump up to: а б с Брайант, 2001 , стр. 60–63.
- ^ Jump up to: а б Витцель 2001 , с. 24: « Арья / арьья не означает конкретный народ или даже конкретную «расовую» группу, а всех тех, кто присоединился к племенам, говорящим на ведическом санскрите и придерживающимся их культурных норм (таких как ритуалы, поэзия и т. д.)»
- ^ Энтони 2007 , с. 408: « Ригведа и Авеста согласились, что суть их общей родительской индоиранской идентичности была лингвистической и ритуальной, а не расовой. Если человек приносил жертвы правильным богам правильным способом, используя правильные формы традиционных гимнов и стихов, этот человек был арийцем».
- ^ Jump up to: а б с д и Энтони 2007 , стр. 9–11.
- ^ Jump up to: а б Гордон, Сара Энн (1984). Гитлер, немцы и «еврейский вопрос» . Мазал Коллекция Холокоста. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 96. ИСБН 0-691-05412-6 . OCLC 9946459 .
- ^ Лонгерих, Питер (2010). Холокост: преследование и убийство евреев нацистами . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 83, 241. ISBN. 978-0-19-280436-5 . OCLC 610166248 .
- ^ «Ариец | Ариан, прил. и н.» Оксфордский словарь английского языка . 2020.
При нацистском режиме (1933–45) применялось к жителям Германии нееврейского происхождения. ср. 1933 тр. Гитлера «Майн кампф» в «Таймс» 25, 15/6 июля: «Точная противоположность арийцу – это еврей». 1933 г. Образование, 1 сентября 170/2: «Основная идея нового закона состоит в том, что неарийцы, то есть в основном евреи...»
- ^ Jump up to: а б Витцель 2001 , с. 3: «Лингвисты использовали термин Арья с начала XIX века для обозначения носителей большинства североиндийских, а также всех иранских языков и для обозначения реконструированного языка, лежащего в основе как древнеиранского, так и ведического санскрита. В настоящее время этот хорошо реконструированный язык обычно называют индоиранским (IIр.), а его индийскую ветвь называют (древне)индоарийским (IA)».
- ^ ср. Гершевич, Илья (1968). «Старая иранская литература». Справочник востоковедения, литература I. Лейден: Брилл. стр. 1–31. , с. 2.
- ^ Jump up to: а б с Арвидссон 2006 , с. 20.
- ^ «Определение арийца» . Мерриам-Вебстер . 12 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Шмитт 1987 .
- ^ Jump up to: а б Витцель 2001 , с. 4.
- ^ Семереньи 1977 , стр. 125–146; Уоткинс 1985 , с. 3; Мэллори и Адамс 1997 , с. 304; Фортсон 2011 , с. 209
- ^ Jump up to: а б Гамкрелидзе и Иванов 1995 , стр. 657–658.
- ^ Jump up to: а б Kuzmina 2007 , p. 456.
- ^ Jump up to: а б с д Энтони 2007 , с. 408.
- ^ Jump up to: а б Деламар 2003 , с. 55: "Это уравнение, однако, весьма спорно и предпринимались многочисленные попытки независимо объяснить кельтские и индо-иранские образования: предлагалось, среди прочего, вывести кельтское ario - от * prio - [* prhio -, корень * per (h) - 'впереди, впереди', отсюда и производное значение 'кто впереди, выдающийся', тогда мы могли бы объяснить Н. П. Арио-уиста как «Тот, кто знает (/ известен) заранее ", <* ario-wid-to- , LG 60. Отсутствие бесспорных коррелятов в других языках т.е. ari- , eri- , hitt. arawa , рунический arjosteR и т.д.) делает уравнение неопределенным. Мифологический факт, сравнение между ирландским Эремоном и индийским Арьяманом , фигурами, наделенными сходными социальными функциями, однако подкрепило бы обоснованность сравнения (* Арио-мен -), ср. Г. Дюмезиль Третий государь и Ж. Пухвель Аналекта 322–330. "
- ^ Jump up to: а б Матасович 2009 , с. 43: «Другая этимология (например, у Meid 2005: 146) соотносит эти кельтские слова с PIE * prh₃ — «первый» (санскр. pūrvá — и т. д.), но это менее убедительно, поскольку в предполагаемые кельтские рефлексы (* prh₃yo - вероятно, дало бы PCelt. * frāyo -)».
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мэллори и Адамс 1997 , с. 213.
- ^ Jump up to: а б с Фортсон 2011 , с. 209.
- ^ Jump up to: а б с д и Мэллори и Адамс 2006 , с. 266.
- ^ Jump up to: а б с Клоекхорст 2008 , с. 198.
- ^ Jump up to: а б с Майрхофер 1992 , стр. 174–175.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гноли 2006 .
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 213: «OIr aire 'свободный человек (будь то простолюдин или благородный), благородный (в отличие от простолюдина)' (последнее значение может быть скорее от * pṛios , производного от слова «первый»)».
- ^ Jump up to: а б с д Деламар 2003 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б Матасович 2009 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б Orel 2003 , p. 23.
- ^ Антонсен, Элмер Х. (2002). Руны и германская лингвистика . Вальтер де Грютер. стр. 127. ISBN 978-3-11-017462-5 .
- ^ Дюшен-Гиймен 1979 , с. 337.
- ^ Семереньи 1977 , стр. 125–146.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 451.
- ^ Редеи 1986 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б Энтони 2007 , с. 385.
- ^ Койвулехто, Йорма (2001). «Самые ранние контакты между индоевропейцами и уральцами». В Карпелане, Кристиан (ред.). Ранние контакты между уральцами и индоевропейцами . Воспоминания Финно-угорского общества. п. 248. ИСБН 978-9525150599 .
- ^ Бенвенист 1973 , с. 303.
- ^ Мэллори 1989 , с. 130.
- ^ Jump up to: а б с Вест 2007 , стр. 142–143.
- ^ Jump up to: а б Мэллори и Адамс 1997 , с. 375.
- ^ Бенвенист 1973 , с. 72.
- ^ Бронкхорст 2007 .
- ^ Самуэль 2010 .
- ^ Койпер 1991 , с. 96; Витцель 2001 , стр. 4, 24; Брайант 2001 , с. 61; Энтони 2007 , с. 11
- ^ Jump up to: а б Тапар 2019 , с. VII.
- ^ Тапар 2019 , с. 2.
- ^ Койпер 1991 , стр. 6–8, 96.
- ^ Энтони 2007 , с. 11.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 453.
- ^ Витцель 2001 , с. 24.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Бэйли, 1987 год .
- ^ Келленс 2005 .
- ^ Грене, Франц (2005). «Подход археолога к авестийской географии». В Кертисе, Веста Сархош; Стюарт, Сара (ред.). Рождение Персидской империи, том I. ИБТаурис. п. 44. ИСБН 978-0-7556-2459-1 .
Трудно представить, чтобы текст был составлен где-либо кроме Южного Афганистана и позднее середины VI века до н. э.
- ^ Фогельсанг, Виллем (2000). «Шестнадцать земель Видевдата – Айрианем Ваеджа и родина иранцев». Персика . 16:62 . дои : 10.2143/ПЕРС.16.0.511 .
Все приведенные выше наблюдения указывают на дату составления списка Видевдата, которая на значительное время предшествует приходу в Восточный Иран персидских Ахеаменидов (около 550 г. до н.э.).
- ^ Jump up to: а б Bailey 1987 , : "В надписи Шапура I на Кааба-йе Зардоште (ШКЗ), парф. ʾryʾn Wʾnʾryʾn ( aryān ut anaryān ), серед. перс. ʾyrʾn Wʾnyrān ( ērān ut anērān ; армянский eran eut aneran жителей всех известных земель... В единственном , . ʾry перс . ) ср числе включает Парф .ШКЗ 19) ; mzdysn , ( Средн . . . ) вариант греч 24 перс MLKʾ nrsḥy , Железный иристон (и-умлаут изменяя гласную a- , но оставляя -r- нетронутой ), [и] предкового Alān ».
- ^ Jump up to: а б Alemany 2000 , стр. 3–4, 8: «Однако в настоящее время допускаются только две возможности относительно [этимологии Алана ], обе тесно связанные: (а) прилагательное * aryāna - и (б) мн. * aryānām ; в обоих случаях встречается лежащее в основе иранское прилагательное * arya — «ариец». Стоит отметить, что, хотя дать однозначный вариант невозможно, поскольку обе формы дают один и тот же фонетический результат, большинство исследователей склонны отдавать предпочтение производному. * aryāna -, поскольку имеет более подходящее смысловое значение... Этническое название * aryā -, лежащее в основе названия алан, было связано с ав. Airiianəm Vaēٰō 'арийская равнина'».
- ^ Бруннер, CJ (1986). «Аризантой» . Энциклопедия Ираника . Том. 2. Рутледж и Кеган Пол.
- ^ Геродот. Истории, Книга 7, Глава 62 . perseus.tufts.edu.
- ^ Роллер, Дуэйн (29 мая 2014 г.). География Страбона: английский перевод с введением и примечаниями . Издательство Кембриджского университета. п. 947. ИСБН 978-1-139-95249-1 .
- ^ Бенвенист 1973 , стр. 259–260.
- ^ Кук, Майкл (2016). Древние религии, современная политика: случай ислама в сравнительной перспективе . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-17334-4 .
Арьяварта... определяется Ману как простирающаяся от Гималаев на севере до Виндхьев Центральной Индии на юге и от моря на западе до моря на востоке.
- ^ Jump up to: а б Маккензи 1998b .
- ^ Немецкий 2000 , с. 3.
- ^ Маккензи 1998a .
- ^ Бенвенист 1973 , с. 300: «Имя Алани восходит к * Арьяна- , что является еще одной формой древнего арья ».
- ^ Харматта 1970 , стр. 78–81.
- ^ Шахбази, А.Ш. (1986). «Ариярамна » Энциклопедия Ираника Том. 2. Рутледж и Кеган Пол. , 1999 . Шахбази, А.Ш. (1986). «Ариабинь» . Энциклопедия Ираника . Том. 2. Рутледж и Кеган Пол. , Бруннер, CJ (1986). «Ариарат» . Энциклопедия Ираника . Том. 2. Рутледж и Кеган Пол. , Лекок, П. (1986). «Ариобарзан» . Энциклопедия Ираника . Том. 2. Рутледж и Кеган Пол. , Шахбази, А.Ш. (1986). «Арией» . Энциклопедия Ираника . Том. 2. Рутледж и Кеган Пол.
- ^ Немецкий 2000 , с. 5.
- ^ Карлсон, Адам (10 мая 2013 г.). «Имена детей из «Игры престолов» на марше» . Развлекательный еженедельник.
- ^ Мзимба, Лизо (20 сентября 2017 г.). «Арья из «Игры престолов» среди 200 самых популярных имен» . Новости Би-би-си.
- ^ Анналы и журнал естественной истории: включая зоологию, ботанику и геологию . Тейлор и Фрэнсис, Лимитед. 1881. с. 162.
- ^ Арора, Удай (2007). Удаяна . Анамика Паб и дистрибьюторы. ISBN 9788179751688 .
вся Ариана (Северо-Западная Индия, Пакистан, Афганистан и Иран)
- ^ Интернет-словарь этимологии
- ^ Роберт К. Барнхарт, Этимологический словарь Чемберса, стр. 54
- ^ Jump up to: а б Симпсон, Джон Эндрю; Вайнер, Эдмунд С.К., ред. (1989), «Арианец, арианец» , Оксфордский словарь английского языка , т. I (2-е изд.), Oxford University Press , стр. 672 , ISBN 0-19-861213-3
- ^ Адиб-Могаддам, Аршин (2006), «Размышления об арабском и иранском ультранационализме» , журнал Monthly Review Magazine , 11/06
- ^ Кедди, Никки Р.; Ричард, Янн (2006), Современный Иран: корни и результаты революции , издательство Йельского университета , стр. 178f. , ISBN 0-300-12105-9
- ^ Кумар, Прия (2012). «За пределами терпимости и гостеприимства: мусульмане как чужаки и второстепенные субъекты в индуистском националистическом и индийском националистическом дискурсе» . В Элизабет Вебер (ред.). Жить вместе: Сообщества насилия и мира Жака Деррида . Издательство Фордхэмского университета. стр. 95–96. ISBN 9780823249923 .
- ^ К.Л. Чанкрик; Махеш Джайн (2003). Джайнизм: от Ришабхи Дева до Махавиры . Shree Издатели и дистрибьюторы. п. 276. ИСБН 978-81-88658-01-5 .
- ^ Зигерт, Ганс (1941–1942), «К истории терминов «ариец» и «арийец» », «Слова и вещи» , новая серия, 4 : 84–99.
- ^ Jump up to: а б Арвидссон 2006 , с. 21.
- ^ Schmitt 1987 : «Использование названия «арийский», модного, особенно в 19 веке, для обозначения всей индоевропейской языковой семьи, было основано на ошибочном предположении, что санскрит был старейшим языком IE. несостоятельное мнение (в первую очередь распространяемое Адольфом Пикте) о том, что названия Ирландии и ирландцев этимологически связаны с словом «арийец».
- ^ Витцель 2001
- ^ Schmitt 1987 : « Арийский праязык . Общий предок исторических арийских или индоиранских языков, называемый арийским праязыком или протоарийским, может быть реконструирован методами исторической сравнительной лингвистики».
- ^ Арвидссон 2006 , стр. 22.
- ^ Энтони 2007 , с. 10.
- ^ Витцель 2001 , с. 3.
- ^ Брайант и Паттон 2005 , стр. 246–247.
- ^ Виндфур, Гернот Л. (2013). Иранские языки . Рутледж. п. 1. ISBN 978-1-135-79703-4 .
- ^ Уэллс, Х.Г. Очерк истории Нью-Йорк: 1920 Doubleday & Co. Глава 19 Арийскоязычные народы в доисторические времена [имеются в виду протоиндоевропейцы] Страницы 271–285
- ^ Герберт Уэллс описывает происхождение арийцев (протоиндоевропейцев):
- ↑ См. рассказы Пола Андерсона в сборнике « Время и звезды» 1964 года и рассказы Полесотехнической лиги с участием Николаса ван Рейна .
- ^ Ренфрю, Колин. (1989). Происхождение индоевропейских языков. /Scientific American/, 261(4), 82–90. При объяснении анатолийской гипотезы термин «арийцы» используется для обозначения «всех индоевропейцев».
- ^ Койпер 1991 .
- ^ Брайант 2001 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б Мэллори 1989 , с. 269.
- ^ Гудрик-Кларк 1985 , с. 5.
- ^ Арвидссон 2006 , стр. 61.
- ^ Мэллори 1989 , с. 268-269 .
- ^ Арвидссон 2006 , стр. 43 .
- ^ Брайант 2001 , стр. 60–63.
- ^ Брайант и Паттон 2005 , с. 8
- ^ Арвидссон 2006 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б с Мэллори 1989 , с. 268.
- ^ Арвидссон 2006 , стр. 153.
- ^ Арвидссон 2006 , с. 155.
- ^ Гудрик-Кларк 1985 , с. 2.
- ^ Арвидссон 2006 , с. 52.
- ^ Хаттон, Кристофер М. (2005). Раса и Третий Рейх: лингвистика, расовая антропология и генетика в диалектике народа . Политика. п. 108. ИСБН 978-0-7456-3177-6 .
- ^ Jump up to: а б Леопольд 1974 .
- ^ Jump up to: а б Тапар 1996 .
- ^ Майн Кампф, тр. в «Таймс» от 25 июля 1933 г., стр. 15/6
- ^ Гловер, Джонатан (1998), «Евгеника: некоторые уроки из нацистского опыта», в Харрисе, Джоне; Холм, Сорен (ред.), Будущее воспроизводства человека: этика, выбор и регулирование , Оксфорд: Clarendon Press, стр. 57–65.
- ^ Дэвис, Норман (2006). Европа в войне: 1939–1945: непростая победа , с. 167
- ^ Уоткинс, Калверт (2000), «Арийский», Словарь английского языка американского наследия (4-е изд.), Нью-Йорк: Houghton Mifflin, ISBN 0-395-82517-2 ,
...когда Фридрих Шлегель , немецкий ученый, который был важным ранним индоевропейистом , выдвинул теорию, которая связала индоиранские слова с немецким словом Ehre , «честь», и более старыми германскими именами, содержащими элемент ario. - , такие как швейцарский [ sic ] воин Ариовист , о котором писал Юлий Цезарь . было далеко не просто обозначением индоиранцев, а Шлегель предположил, что слово *arya- на самом деле было тем, как индоевропейцы называли себя, означая [согласно Шлегелю] что-то вроде «благородных людей». (С тех пор эта теория была поставлена под сомнение.)
- ^ Эренрайх, Эрик (2007). Доказательство нацистских предков: генеалогия, расовая наука и окончательное решение , стр. 9–11.
- ^ «Диапазон светлых волос у чистых нордических народов варьируется от льняного и рыжего до оттенков каштанового и коричневого... Необходимо четко понимать, что блондинка волос и глаз не является окончательным испытанием нордической расы. К нордикам относятся все блондины, а также люди с более темными волосами или глазами, если у них преобладают другие нордические характеры. В этом смысле слово «блондинка» означает более светлые оттенки волос или цвета глаз в отличие от очень темных или черных оттенков. Поэтому значение слова «блондинка» в его нынешнем значении не ограничивается более светлыми или льняными оттенками, как в разговорной речи. В Англии среди нордического населения есть большое количество людей с карими глазами, сочетающимися со светло-коричневыми или каштановыми. волосы, которые являются типичным оттенком волос англичан и американцев. Это сочетание также распространено в Голландии и Вестфалии и часто ассоциируется с очень светлой кожей. представители нордической расы». Цитируется по Гранту, 1922, с. 26.
- ^ Эренрайх, Эрик (2007). Доказательство нацистских предков: генеалогия, расовая наука и окончательное решение , с. 68
- ^ Бисселл, Кейт (13 июня 2005 г.). «Фонтан Жизни» . Радио Би-би-си 4 . Проверено 30 сентября 2011 г.
- ^ Гудрик-Кларк 2002 , стр. 232–233.
- ^ Блазак, Рэнди (2009). «Тюремная машина ненависти». Криминология и государственная политика . 8 (3): 633–640. дои : 10.1111/j.1745-9133.2009.00579.x . ISSN 1745-9133 .
- ^ Робинсон, Майкл (2016). Затерянное белое племя: исследователи, ученые и теория, изменившая континент . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 147–161. ISBN 9780199978489 .
- ^ Грегори Л. Поссель (2002), Цивилизация Инда: современная перспектива , Роуман Альтамира, с. 238, ISBN 9780759101722
- ^ Малик, Нишант (2020). «Обнаружение переходов во временных рядах палеоклимата и климатической гибели древней цивилизации» . Хаос: междисциплинарный журнал нелинейной науки . Нишант Малик, Хаос (2020). 30 (8):083108. Бибкод : 2020Хаос..30х3108М . дои : 10.1063/5.0012059 . ПМИД 32872795 . S2CID 221468124 .
- ^ Jump up to: а б Витцель 2005 , с. 348.
- ^ Брайант 2001 ; Брайант и Паттон, 2005 г .; Сингх 2008 , с. 186; Витцель 2001 .
- ^ Тапар 2006 .
- ↑ Коенраад Эльст (10 мая 2016 г.), Коенраад Эльст: «Мне не известно о каком-либо правительственном интересе в исправлении искаженной истории», журнал Swarajya Magazine
- ^ Витцель 2001 , с. 95.
- ^ Алиней, Марио (2002). «К обобщенной модели преемственности уральских и индоевропейских языков». В Джулку, Берег (ред.). Корни народов и языков Северной Евразии IV, Оулу 18.8–20.8.2000 . Оулу, Финляндия: Fenno-Ugricae Historiae Societas. CiteSeerX 10.1.1.370.8351 .
- ^ Дэвид В. Энтони. Лошадь, колесо и язык: как всадники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир . стр. 300–400.
Библиография
[ редактировать ]- Алемани, Агусти (2000). Источники об аланах: Критический сборник . Брилл. ISBN 978-90-04-11442-5 .
- Энтони, Дэвид В. (2007). Лошадь, колесо и язык: как всадники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691058870 .
- Арвидссон, Стефан (2006). Арийские идолы: индоевропейская мифология как идеология и наука . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-02860-6 .
- Бейли, HW (1987). «Арья» . Энциклопедия Ираника . Том. 2. Фонд Ираника.
- Бенвенист, Эмиль (1973). Индоевропейский язык и общество . Университет Майами Пресс. ISBN 978-0870242502 .
- Бронкхорст, Йоханнес (2007). Большая Магадха: исследования культуры ранней Индии . БРИЛЛ. ISBN 9789004157194 .
- Брайант, Эдвин (2001). Поиски истоков ведической культуры: дебаты об индоарийской миграции . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-516947-8 .
- Брайант, Эдвин ; Паттон, Лори Л. (2005). Индоарийский спор: доказательства и выводы из истории Индии . Рутледж. ISBN 978-0-7007-1463-6 .
- Деламар, Ксавье (2003). Словарь галльского языка: лингвистический подход к континентальному древнекельтскому языку . Блуждание. ISBN 9782877723695 .
- Дюшен-Гиймен, Жак (1979). Акта Ираника . Брилл. ISBN 978-90-04-05941-2 .
- Фортсон, Бенджамин В. (2011). Индоевропейский язык и культура (2-е изд.). Издательство Блэквелл. ISBN 978-1-4051-0316-9 .
- Гамкрелидзе Тамаз В. ; Иванов, Вячеслав В. (1995). Индоевропейцы и индоевропейцы: реконструкция и исторический анализ протоязыка и протокультуры . Мутон де Грюйтер. ISBN 978-3-11-014728-5 .
- Ньоли, Герардо (2006). «Иранская идентичность ii. Доисламский период» . Энциклопедия Ираника . Том 13. Фонд Ираника.
- Гудрик-Кларк, Николас (1985). Оккультные корни нацизма: ариософы Австрии и Германии 1890–1935 . Водолей Пресс. ISBN 0-85030-402-4 .
- Гудрик-Кларк, Николас (2002). Черное солнце: арийские культы, эзотерический нацизм и политика идентичности . Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 978-0-8147-3155-0 .
- Харматта, Янош (1970). Исследования по истории и языку сарматов . Сл
- Клоекхорст, Элвин (2008). Этимологический словарь хеттской наследственной лексики . Брилл. ISBN 978-90-04-16092-7 .
- Койпер, FBJ (1991). Арии в Ригведе . Родопи. ISBN 90-5183-307-5 . ОСЛК 26608387 .
- Кузьмина, Елена Евгеньевна (2007). Происхождение индоиранцев . Брилл. ISBN 978-90-04-16054-5 .
- Леопольд, Джоан (1974). «Британское применение арийской теории расы в Индии, 1850–1870». Английский исторический обзор . 89 (352): 578–603. doi : 10.1093/ehr/LXXXIX.CCCLII.578 . ISSN 0013-8266 . JSTOR 567427 .
- Келленс, Джин (2005). «Айрии – уже не арии: они уже иранцы». Арии, арийцы и иранцы в Средней Азии . Ассоциация Боккара.
- Маккензи, DN (1998a). «Эран, Эраншар» . Энциклопедия Ираника . Том. 8. Иранский фонд.
- Маккензи, Д.Н. (1998b). «Эран-Вез» . Энциклопедия Ираника . Том. 8. Фонд Ираника.
- Мэллори, JP (1989). В поисках индоевропейцев: язык, археология и миф . Темза и Гудзон. ISBN 9780500050521 .
- Мэллори, Япония ; Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Фицрой Дирборн. ISBN 978-1-884964-98-5 .
- Мэллори, Япония ; Адамс, Дуглас К. (2006). Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929668-2 .
- Матасович, Ранко (2009). Этимологический словарь протокельтского языка . Брилл. ISBN 9789004173361 .
- Майрхофер, Манфред (1992). Этимологический словарь древнеиндоарийского языка . Карл Винтер. ISBN 3-533-03826-2 . OCLC 14693324 .
- Орел, Владимир Евгеньевич (2003). Справочник по германской этимологии . Брилл. ISBN 1-4175-3642-Х . OCLC 56727400 .
- Поляков, Леон (1974). Арийский миф: история расистских и националистических идей в Европе . Основные книги. ISBN 0-465-00452-0 . ОСЛК 1011605 .
- Редей, Кароли (1986). Об индоевропейско-уральских языковых контактах . Издательство Австрийской академии наук. ISBN 978-3-7001-0768-2 .
- Сэмюэл, Джеффри (2010). Истоки йоги и тантры . Издательство Кембриджского университета.
- Шмитт, Рюдигер (1987). «Арийцы» . Энциклопедия Ираника . Том. 2. Фонд Ираника.
- Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. ISBN 978-81-317-1677-9 .
- Семереньи, Освальд (1977). Исследования по родственной терминологии индоевропейских языков . Брилл. OCLC 470049907 .
- Тапар, Ромила (1996). «Теория арийской расы и Индии: история и политика». Социолог . 24 (1/3): 3–29. дои : 10.2307/3520116 . ISSN 0970-0293 . JSTOR 3520116 .
- Тапар, Ромила (2006). Индия: историческое начало и концепция арийца . Национальный книжный фонд. ISBN 9788123747798 .
- Тапар, Ромила (2019). Кто из нас арийцы?: Переосмысление концепции нашего происхождения . Алеф. ISBN 978-93-88292-38-2 .
- Уоткинс, Калверт (1985). Словарь индоевропейских корней американского наследия . Хоутон Миффлин. ISBN 0-395-37888-5 . OCLC 11533475 .
- Уэст, Мартин Л. (2007). Индоевропейская поэзия и миф . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-928075-9 .
- Витцель, Майкл (2000). «Дом ариев». Ин Хинце, А.; Тичи, Э. (ред.). Фестиваль Йоханны Нартен к ее 70-летию . Дж. Х. Роэлл.
- Витцель, Майкл (2001). «Автохтонные арийцы? Свидетельства древнеиндийских и иранских текстов». Электронный журнал ведических исследований . 7 (3): 1–115. дои : 10.11588/ejvs.2001.3.830 .
- Витцель, Майкл (2005). «Индоцентризм: автохтонные видения древней Индии» . В Брайанте, Эдвин; Паттон, Лори (ред.). Индоарийский спор: доказательства и выводы из истории Индии . Рутледж. ISBN 978-1-135-79102-5 . Проверено 25 марта 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- А. Каммпьер. «Слово, обозначающее арийскую оригинальность» .
- Бронкхорст, Дж.; Дешпанде, ММ, ред. (1999). Арийцы и неарийцы в Южной Азии: доказательства, интерпретации и идеология . Кафедра санскрита и индийских исследований Гарвардского университета. ISBN 1-888789-04-2 .
- Эдельман, Дзой (Радость) И. (1999). К истории недесятичных систем и их элементов в числительных арийских языков. В: Ядранка Гвозданович (редактор), «Типы чисел и изменения во всем мире» . Вальтер де Грютер.
- Фуссманн, Г.; Франкфурт, HP; Келленс, Дж.; Трамбле, X. (2005). Арии, арийцы и иранцы в Средней Азии . Институт индийской цивилизации. ISBN 2-86803-072-6 .
- Иванов Вячеслав В.; Гамкрелидзе, Томас (1990). «Ранняя история индоевропейских языков». Научный американец . 262 (3): 110–116. doi : 10.1038/scientificamerican0390-110 .
- Линкольн, Брюс (1999). Теоретизирование мифа: повествование, идеология и наука . Издательство Чикагского университета.
- Мори, Питер; Тикелл, Алекс (2005). Альтернативная Индия: письменность, нация и коммунализм . Родопи. ISBN 90-420-1927-1 .
- Сугиртараджа, Шарада (2003). Представление об индуизме: постколониальная перспектива . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-203-63411-0 .
- Тикелл, А. (2005). «Открытие Арьяварты: индуистский национализм и ранняя индийская художественная литература на английском языке». В Питере Мори; Алекс Тикелл (ред.). Альтернативная Индия: письменность, нация и коммунализм . стр. 25–53.