Древняя греческая религия

Часть серии на |
Древняя греческая религия |
---|
![]() |
Религиозные практики в древней Греции охватывали коллекцию убеждений, ритуалов и мифологии в форме как популярной публичной религии, так и культовой практики . Применение современной концепции «религии» к древним культурам было поставлено под сомнение как анахроничное . [ 1 ] У древних греков не было ни слова для «религии» в современном смысле. Точно так же ни один греческий писатель, известный нам, не классифицирует ни богов, ни культовые практики в отдельные «религии». [ 2 ] Вместо этого, например, Геродот говорит о эллинах как о «общих святынях богов и жертв, и тех же видов обычаев». [ 3 ]
Большинство древних греков узнали двенадцати мажор -олимпийских богов и богинь - Зевс , Гера , Посейдон , Деметра , Афина , Арес , Афродита , , Гефест Аполлон, Артемида Гермес , или Дионис - хотя философии , и либо Хестия , либо Дионис - хотя философии, такие как стойцизм и некоторые формы платонизма такие как стендовый Используемый язык, который, кажется, предполагает одно трансцендентное божество . Поклонение этим божествам и нескольким другим было обнаружено в греческом мире, хотя они часто имеют разные эпитеты , которые отличают аспекты божества и часто отражают поглощение других местных божеств в пан-гельеническую схему.
Религиозные практики греков простирались за пределы материковой Греции, до островов и побережья Ионии в Малой Азии , до Магны Греции ( Сицилия и Южная Италия) и разбросанные греческие колонии в Западном Средиземноморье, таких как Массалия (Марсель). Ранние итальянские религии, такие как этрусская религия, находились под влиянием греческой религии и впоследствии повлияли на большую часть древней римской религии .
Убеждения
«Не было никакой централизации власти в отношении греческих религиозных практик и убеждений; изменения регулировались только на гражданском уровне. Таким образом, явление, которое мы изучаем, на самом деле не является организованной« религией ». Вместо этого мы могли бы подумать о убеждениях и практиках Греки по отношению к богам как группе тесно связанных «религиозных диалектов», которые напоминали друг друга гораздо больше, чем они делали не-Грики ». [ 4 ]
Богословие
Древнее греческое богословие было многобожным , основанным на предположении, что было много богов и богинь, а также ряд меньших сверхъестественных существ из различных типов. Была иерархия божеств с Зевсом , царем богов, имевшим уровень контроля над всеми остальными, хотя он не был Всемогущим. Некоторые божества имели доминирование по сравнению с определенными аспектами природы . Например, Зевс был богом неба, посылав гром и молнию, Посейдон управлял морем и землетрясениями , Аид проецировал свою замечательную силу на протяжении всего сфера смерти и подземного мира , и Гелиос контролировал солнце. Другие божества управляли абстрактными понятиями; Например, афродита контролируется любовью. Все значительные божества были визуализированы как «человеческие» по форме, хотя часто способны превращаться в животных или природные явления. [ 5 ]
Будучи бессмертными, боги, безусловно, не были все хорошими или даже всемогущими . Они должны были подчиняться судьбе , известной греческой мифологии как Moirai , [ 6 ] которые отвергли любую из их божественных способностей или воли. Например, в мифологии была судьба Одиссея , чтобы вернуться домой в Итаку после Троянской войны , и боги могли только удлинить его путешествие и усложнить его, а не остановить его.

Боги имели человеческие пороки , и многие вели себя с меньшей моралью, чем типичный человек. [ 7 ] Они взаимодействовали с людьми, иногда даже порождающие детей - называемые полубоги - с ними. Иногда некоторые боги будут против других, и они пытались превзойти друг друга. В Iliad , Aphrodite , Ares и Apollo поддерживают троянскую сторону в Троянской войне, в то время как Hera , Athena и Poseidon поддерживают греков (см. The Mochy ).
Некоторые боги были специально связаны с определенным городом. Афина была связана с Афинами , Аполлоном с Дельфи и Делосом , Зевсом с Олимпией и Афродитой с Коринфом . Но другим богам также поклонялись в этих городах. Другие божества были связаны со странами за пределами Греции; Посейдон был связан с Эфиопией и Троей , а также с Фракией .
Идентичность имен не была гарантией аналогичного культуры ; Сами греки были прекрасно осознают, что Артемида, которой поклонялись в Спарте , охотничьей месте, была совершенно иным божествами от Артемиды, которая была много взволнованной богиней фертильности в Эфесе . Хотя поклонение крупным божествам распространилось от одного населенного пункта в другую, и хотя большинство крупных городов имели храмы для нескольких крупных богов, идентификация разных богов с разными местами оставалась сильной до конца.

Древние источники для греческой религии много рассказывают о культе, но очень мало о вероисповедании, в немалой степени, потому что греки в целом считали, что один из них считал гораздо меньшим значением, чем то, что сделал. [ 8 ]
Загробная жизнь
Греки верили в подземный мир , населенный духами мертвых. Один из самых распространенных областей этого подземного мира управлял Аид, брат Зевса, а также был известен как Аид (первоначально называемый «Место Айда»). Другими известными сферами являются Tartarus , место мучений для проклятых, и Elysium , место удовольствий для добродетельных. В ранней микенской религии все мертвые отправились в Аид, но рост загадочных культов в архаичный век привел к развитию таких мест, как Тартар и Элизий.
Несколько греков, такие как Ахиллес , Алькмен , Амфиара , Ганимеде , Ино , Мелиберес , Менелаус , Пелеус и большое количество тех, кто сражался в Троянских и Тебальных войнах, считались физически увековеченными и привезены навсегда в любом случае в любом случае в любом случае в любом случае в любом случае, чтобы жить навсегда в любом месте в любом Элизий, острова Блаженных, Небес, океан или под землей. Такие убеждения встречаются в самых древних греческих источниках, таких как Гомер и Гесиод . Эта вера оставалась сильной даже в христианскую эпоху. Однако для большинства людей в момент смерти не было никакой надежды ни на что, кроме продолжения существования как бесплодной души. [ 9 ]
Некоторые греки, такие как философы Пифагор и Платон , также приняли идею реинкарнации , хотя это было принято лишь несколькими. Эпикур учил, что душа была просто атомами, которые были распущены при смерти, поэтому кто -то перестал существовать при смерти.
Мифология


Часть серии на |
Греческая мифология |
---|
![]() |
Божества |
Герои и героизм |
Связанный |
![]() ![]() |
Греческая религия имела обширную мифологию . Он состоял в основном из историй о богах и того, как они взаимодействовали с людьми. Мифы часто вращались вокруг героев и их действий, таких как Гераклс и его двенадцать труд , Одиссей и его дом путешествия, Джейсон и поиски золотого флиса , Тесея и Минотавра .
Многие виды существовали в греческой мифологии. Главными среди них были боги и люди, хотя Титаны (которые предшествовали олимпийским богам) также часто появлялись в греческих мифах. с половиной половины лошадей Меньшие виды включали кентавры , природные нимфы (деревья-нимфы были суйдами , морские нимфы были нереидами ), а полумарнины, полуговые сатиры . Некоторые существа в греческой мифологии были чудовищными, такими как одноглазовые гигантские циклопы , Sea Beast Scylla , Whirlpool Charybdis , Gorgons и полумозденный минотавр .
Там не было не было греческой космогонии или мифа о создании. Различные религиозные группы считали, что мир был создан по -разному. Гесиода Один греческий миф о творении был рассказан в теогонии . В нем говорилось, что сначала было только изначальное божество, называемое хаосом , после чего появились различные другие изначальные боги, такие как Гайя, Тартарус и Эрос, которые затем родили больше богов, Титанов, которые затем родили первых олимпийцев.
Мифология в значительной степени выжила и была расширена, чтобы сформировать более позднюю римскую мифологию . Греки и римляне были грамотными обществами, и много мифологии, хотя изначально разделяемая перорально, была записана в формах эпической поэзии (таких как Илиада , Одиссея и Аргонаутия ) и играют (такие как Еврипиды « Бакха и Аристофан » Лягушки ). Мифология стала популярной в христианской пост- эпохи Европе, где она часто использовалась в качестве основы для таких художников, как Боттичелли , Микеланджело и Рубенс .
Мораль
Одним из наиболее важных моральных концепций для греков было отвращение к горду . Hubris представлял собой много вещей, от изнасилования до осквернения трупа, [ 11 ] и было преступлением в Афинах. Хотя гордость и тщеславие не считались самими грехами, греки подчеркивали умеренность. Гордость стала гордостью только тогда, когда она пошла в крайности, как и любой другой порок. То же самое было думали о есть и пить. Все, что сделано для избытка, не считалось правильным. Древние греки, например, в равной степени стали важными для легкой атлетики и интеллекта. На самом деле многие из их соревнований включали оба. Гордость не была злой, пока она не стала всепоглощающей или обижающей для других.
Священные тексты
У греков не было религиозных текстов, они считали «раскрытыми» Писаниями священного происхождения, но очень старые тексты, включая и Гомера Илиад Одиссея , и гомеровские гимны (считаются сегодня более поздними постановками) теогония и рабочи которые , Оды авторитетными считались [ 12 ] и, возможно, вдохновлен; Обычно они начинаются с вызова в музы для вдохновения. Платон даже хотел исключить мифы из своего идеального государства, описанного в Республике из -за их низкого морального тона.
В то время как некоторые традиции, такие как загадочные культы, оставляли в силе определенные тексты как канонические в рамках своей практики, такие тексты были уважаемыми, но не обязательно приняты как канонические за пределами их круга. В этой области особое значение имеют определенные тексты, относящиеся к орфическим культам : в различных частях греческого мира были обнаружены множественные копии, варьирующиеся от 450 до 250 г. н.э. Даже слова оракулов никогда не стали священным текстом. Другие тексты были специально составлены для религиозных событий, а некоторые выжили в лирической традиции; Хотя у них была культовая функция, они были связаны с производительностью и никогда не превращались в общую, стандартную молитвенную форму, сравнимую с христианской патером . Исключением из этого правила были уже названные орфические и загадочные ритуалы, которые в этом отличаются от остальной греческой религиозной системы. Наконец, некоторые тексты под названием Ieri Logi ( греческий : ιεροί λόγοι ) (священные тексты) древними источниками, возникшие из -за пределов греческого мира или предположительно приняты в отдаленные времена, представляющие еще более разные традиции в системе греческих убеждений.
Практики
Церемонии
Отсутствие унифицированного священнического класса означало, что единая, каноническая форма религиозных текстов или практики никогда не существовала; Так же, как не было единого, общего священного текста для системы греческого убеждения, не было стандартизации практик. Вместо этого религиозные практики были организованы на местном уровне, причем священники обычно были магистратами для города или деревни или получали власть от одного из многих святилищ. Паусания отмечает, что священник Храма Афины Алеа в Тегеа был мальчиком, который занимал должность только до достижения возраста полового созревания . [ 13 ] Некоторые священнические функции, такие как уход за конкретным местным фестивалем, могут быть предоставлены традицией определенной семье. В значительной степени, в отсутствие «Священных» священных текстов, религиозные практики вывели их авторитет от традиций, и «каждое упущение или отклонение вызывают глубокую тревогу и вызывают санкции». [ 14 ]
Греческие церемонии и ритуалы проводились в основном на алтарях , которые никогда не были внутри храмов, но часто снаружи или где -то стояли. Они обычно были посвящены одним или нескольким богам и поддерживали статую конкретного божества. Ведущие месторождения были оставлены на алтаре, таких как еда, напитки, а также драгоценные предметы. Иногда жертвы животных здесь исполнялись , причем большая часть плоти, взятая за есть, и офтал сгорел как подношение богам. Ликвидации , часто вина, также будут предложены богам, не только в святынях, но и в повседневной жизни, например, во время симпозиума .
Одним из обрядов была амфидромия , отмечаемая в пятый или седьмой день после рождения ребенка. Деломи были чрезвычайно важны для афинян, особенно если ребенок был мальчиком. Одной церемонией была Pharmakos , ритуал, включающий изгнание символического козла отпущения , такого как раб или животное, из города или деревни во время трудностей. Был надеялся, что, раздавая ритуальную отпущения отпущения, трудности пойдут с ним.
Жертва

Поклонение в Греции обычно состояло из жертвы домашних животных у алтаря с гимном и молитвой. Алтарь находился за пределами какого -либо здания храма и вообще не может быть связан с храмом. Животное, которое должно быть идеальным в своем роде, было украшено гирляндами и тому подобным, и привело к процессии к алтарю; Девушка с корзиной на голове с скрытым ножом провели путь. После различных ритуалов животное было убито по алтарю. Когда это упало, все женщины присутствуют, «кричали] высокими, пронзительные тона». Его кровь была собрана и вылита на алтарь. Он был убит на месте, а различные внутренние органы, кости и другие несъедобные детали сгорели как часть предложения божества, в то время как мясо было удалено, чтобы быть готовым к употреблению участников; Ведущие фигуры попробовали это на месте. Храм обычно держал кожу, чтобы продавать таннерам. Что люди получили большую пользу от жертв Греческая комедия . [ 15 ]

Используемые животные были, в порядке предпочтения, быков или волов, коров, овец (самая распространенная жертва), козы, свиньи (с поросенками, являющимися самым дешевым млекопитающим) и птица (но редко другие птицы или рыба). [ 16 ] Лошади и задницы видны в некоторых вазах в геометрическом стиле (900–750 гг. До н.э.), но очень редко упоминаются в литературе; Они были относительно поздними вступлениями в Грецию, и было высказано предположение, что греческие предпочтения в этом вопросе были установлены ранее. Грекам нравилось верить, что животное было рад принести в жертву, и интерпретировал различные поведения как показывая это. Гадание , изучая части пожертвованного животного, было гораздо менее важным, чем в римской или этрусской религии , или ближневосточных религиях , но практиковалось , особенно в печени, и как часть культа Аполлона . Как правило, греки больше верят в наблюдение за поведением птиц . [ 17 ]
зерно ладан Для меньшего и более простого предложения, на священном огне можно было бросить [ 18 ] А за пределами городов фермеры сделали простые жертвенные дары растений, поскольку были собраны «первые фрукты». [ 19 ] Ликвидация , ритуал , вливая жидкость, была частью повседневной жизни, а воздействия с молитвой часто делали дома всякий раз, когда вино было пьяным, только часть содержимого чашки, остальные были пьяны. Более формальные могут быть сделаны на алтарях в храмах, а другие жидкости, такие как оливковое масло и мед. Хотя великая форма жертвы, называемой гекатомбом (то есть 100 быков), на практике может участвовать только дюжина или около того, на крупных фестивалях число жертв, жертвующих крупным рогатым скотом, может столкнуться с сотнями, а цифры, зажигающие на них до тысячи.

Доказательства существования таких практик ясны в какой -то древнегреческой литературе, особенно Гомера эпопеи . Во всех стихах использование ритуала очевидно на банкетах, где подается мясо, во времена опасности или перед каким -то важным стремлением получить благосклонность богов. Например, в «Одиссеи Эумае» жертвует свинью с молитвой за его неузнаваемый мастер Одиссей. Но в Илиаде , которая частично отражает очень раннюю греческую цивилизацию, не каждый банкет князей начинается с жертвы. [ 20 ]
Эти жертвенные практики сильно разделяют зарегистрированные формы жертвенных ритуалов, известных из последующего. Кроме того, на протяжении всего стихотворения, специальные банкеты проводится всякий раз, когда боги указывают на свое присутствие каким -то знаком или успехом в войне. Прежде чем отправиться в Трою, этот тип жертвы животных предлагается. Odysseus предлагает Zeus по -настоящему жертвенную оперативную операцию. Показания жертвоприношения в эпических стихах Гомера могут пролить некоторый свет на взгляд богов как членов общества, а не внешних сущностей, что указывает на социальные связи. Жертвные ритуалы сыграли важную роль в формировании отношений между людьми и божественным. [ 21 ]
Было высказано предположение, что божества , предлагают холокост -способ жертв хтонические как правило , отличающиеся от олимпийских божеств, от прото-греков, которые завоевали южную часть Балканского полуострова в конце третьего тысячелетия до н.э. [ 22 ]
Фестивали
Различные религиозные праздники проводились в древней Греции. Многие были конкретны только для конкретного божества или городского государства. Например, фестиваль Ликаия был отмечен в Аркадии в Греции, который был посвящен пастырскому боге . Как и в других панхеллических играх , Древние Олимпийские игры были религиозным фестивалем, проходившим в святилище Зевса в Олимпии . Другие фестивали, сосредоточенные на греческом театре , из которых Дионисия в Афинах была самой важной. Более типичные фестивали включали процессию, большие жертвы и праздник, чтобы поесть предложения, и многие из них включали развлечения и обычаи, такие как посещение друзей, ношение причудливого платья и необычное поведение на улицах, иногда рискованные для свидетелей по -разному. В целом в год в Афинах было около 140 дней, которые были какими -то религиозными фестивалями, хотя они сильно различались.
Святилища и храмы

Основное греческое здание храма сидела в более крупном участке или темносе , обычно окруженном периболоса забором или стеной ; Все обычно называют «святилищем». Акрополь Афин является самым известным примером, хотя это было, по -видимому, было обвековано как цитадель до того, как там был построен храм. Tenemos могут включать в себя множество вспомогательных зданий, священных рощи или источников, животных, посвященных божеству, а иногда и людей, которые принимали убежище из закона, которые предлагали некоторые храмы, например, сбежавших рабов. [ 23 ]
Самым ранним греческим святилищам, вероятно, не хватало зданий храма, хотя наши знания об этом ограничены, и этот предмет является спорным. Типичное раннее убежище, по -видимому, состояло из Tenemos, часто вокруг священной рощи, пещеры, скалы ( баатил ) или весны, и, возможно, определяется только маркерами камнями с интервалами, с алтарем для предложений. Многие сельские заповедники, вероятно, оставались в этом стиле, но более популярные были постепенно способны позволить себе здание для размещения культового имиджа, особенно в городах. Этот процесс, безусловно, начался к 9 -м веку и, вероятно, начался раньше. [ 24 ]
Храмовые интерьеры не служили местами встреч, поскольку жертвы и ритуалы, посвященные соответствующему божеству, происходили вне них, на алтарах в более широком участке святилища, который может быть большой. Поскольку века проходили как внутреннюю часть популярных храмов, так и окружающая область, накапливавшиеся статуи и небольшие святыни или другие здания в качестве подарков, а также военные трофеи, картины и предметы в драгоценных металлах, эффективно превращая их в музей.
Некоторые заповедники предлагали ораки , люди, которые, как полагали, получали божественное вдохновение, отвечая на вопросы, поставленные паломниками. Самым известным из них была женская жрица, называемая Пифией в храме Аполлона в Дельфи , и Сейс в Додоне , но было много других. Некоторые имели дело только с медицинскими, сельскохозяйственными или другими специализированными вопросами, а не все представляли богов, как у героя Трофония в Ливадей .
Культовые изображения

Храм был домом божества, которому он был посвящен, который в некотором смысле проживал на культовом изображении в вилле или в главной комнате внутри, обычно обращаясь к единственной двери. Культовое изображение обычно принимало форму статуи божества, как правило, примерно в натуральную величину, но в некоторых случаях много раз в натуральную величину. В первые дни они были в деревянной, мраморной или терракотовой , или в специально престижной форме хризелефантинской статуи с использованием бляшек из слоновой кости для видимых частей тела и золота для одежды, вокруг деревянной каркасы. Самые известные греческие культовые изображения были такого типа, в том числе Статуя Зевса в Олимпии и Фидия Афина Парфеноса в Парфеноне в Афинах, обе колоссальные статуи, которые теперь полностью потерялись. Фрагменты двух хрисефефантовых статуй из Delphi были раскопаны. Бронзовые культовые изображения были реже, по крайней мере, до эллинистических времен. [ 25 ] Ранние изображения, кажется, часто были одеты в настоящую одежду, и во всех периодах изображения могут носить настоящие ювелирные изделия, пожертвованные преданными.
Акролит . была еще одной композитной формой, на этот раз экономия стоимости с деревянным телом Xoanon был примитивным и символическим деревянным изображением, возможно , сравнимым с индуистским лингамом ; Многие из них были сохранены и почитались за их древность, даже когда новая статуя была основным культовым изображением. У Xoana было преимущество, что им было легко переносить в шествиях на фестивалях. Троянский палладий , известный из мифов о эпическом цикле и предположительно, оказался в Риме, был одним из них. Священный валун или баатил - еще один очень примитивный тип, найденный в Средиземноморье и древнем ближнем Востоке .

Многие из греческих статуй, хорошо известных из римских мраморных копий, изначально были храмовыми культовыми образами, которые в некоторых случаях, такие как « Аполлон Барберини» , могут быть достождены. Очень немногие фактические оригиналы выживают, например, бронзовый Piraeus Athena (высота 2,35 м (7,7 фута), включая шлем). Изображение стояло на основе, с 5 -го века, часто вырезанного с рельефами.
Раньше считалось, что доступ к вилке греческого храма был ограничен священниками, и в него вводились лишь редко другими посетителями, за исключением, возможно, во время важных фестивалей или других особых случаев. В последние десятилетия эта картина изменилась, и ученые теперь подчеркивают разнообразие местных правил доступа. Паусания был джентльменским путешественником 2-го века СР, который заявляет, что особое намерение его путешествий по Греции было увидеть культовые образы и обычно сумел это сделать. [ 26 ]
Обычно было необходимо принести жертву или подарки, а некоторые храмы ограничивали доступ либо к определенным дням года, либо по классу, расе, полу (с ними, либо с запрещенными мужчинами), либо даже более тесно. Чеснок-эмары были запрещены в одном храме, у другой женщины, если только они не были девственницами; Ограничения, как правило, возникли из местных идей ритуальной чистоты или воспринимаемой прихоть божества. В некоторых местах посетителей попросили показать, что они говорили на греческом; В другом месте дорианцам не разрешили въезд. Некоторые храмы могут быть просмотрены только с порога. Говорят, что некоторые храмы никогда не будут открыты вообще. Но, как правило, у греков, включая рабов, имели разумное ожидание от разрешения в виллу . Оказавшись внутри почелы, можно было молиться или до культового изображения, а иногда и прикоснуться к нему; Цицерон увидел бронзовое изображение Геракла с ногой, в значительной степени изношеном оттенком преданных. [ 27 ] Известные культовые изображения, такие как Статуя Зевса в Олимпии, функционировали как значительные достопримечательности посетителей. [ 28 ]
Роль женщин

В дополнение к той роли, которую женщины исполняли в жертвах, единственными публичными ролями, которые греческие женщины, могут исполнять были жыцы ; [ 29 ] Либо HIEREIAI , означающий «священные женщины», либо амфиполис , термин для меньших служителей. Как жрицы, они получили социальное признание и доступ к большему количеству роскоши, чем другие греческие женщины, которые работали или оставались дома. Они были в основном из местных элитных семей; Некоторые роли требовали девственниц, которые обычно служили всего за год или около того до брака, в то время как другие роли стали женатыми женщинами. Женщины, которые добровольно решили стать жрицами, получили увеличение социального и правового статуса для общественности, и после смерти они получили общественный захоронение. Греческие жрицы должны были быть здоровыми и здравого разума, и это аргументирование состоит в том, что те, которые служат богам, должны были быть такими же качественными, как и их подношения. [ 30 ] Это также относилось к греческим священникам мужского пола.
Основлено, были ли были гендерные дивизии, когда дело дошло до служения конкретному Богу или Богине, который был посвящен тому, что Бог, боги и/или богини могли иметь как священников, так и жриц, чтобы служить им. Гендерные специфики вступили в игру, когда дело дошло до того, кто совершил бы определенные акты жертвы или поклонения. Согласно значению роли мужской или женской роли для конкретного Бога или Богини, священник возглавит жрицу или наоборот. [ 31 ] В некоторых греческих свистах священники служили как богам, так и богиням; Пифия , или женская оракула Аполлона в Дельфи , и что в Дидиме были жытами, но оба были надлежали священниками мужского пола. Фестиваль Дионосиса практиковался оба, а Бога служили женщинами и женскими жстами, известными как Герарай или почтенные. [ 32 ]
Были отдельные религиозные фестивали в Древней Греции; TheSmophoria Adonia , Plerosia, Kalamaia, и Skira были фестивалями, которые были только для женщин. Фестиваль тезимофории и многие другие представляли сельскохозяйственную фертильность, которая считалась тесно связанной с женщинами. Это дало женщинам религиозную идентичность и цель в греческой религии, в которой роль женщин в поклонениях богинь Деметры и ее дочери Персефона усилила традиционный образ жизни. Фестивали, относящиеся к сельскохозяйственной плодородии, были оценены Полисом, потому что это то, на что они традиционно работали; Фестивали, ориентированные на женщин, которые связаны с частными вопросами, были менее важными. В Афинах фестивали в честь Деметры были включены в календарь и продвигались Афинами. Они построили храмы и святынь, такие как тезимофорион, где женщины могли совершать свои обряды и поклоняться. [ 32 ]
Таинственные религии
Те, кто не был удовлетворен общественным культом богов, могли обратиться к различным загадочным религиям , которые действовали как культы , в которые должны были быть инициированы члены, чтобы изучить свои секреты. [ 33 ]
Здесь они могли бы найти религиозные утешения, которые традиционная религия не могла предоставить: шанс на мистическое пробуждение, систематическую религиозную доктрину, карту загробной жизни , коммунальное поклонение и группу духовного общения.
Некоторые из этих загадок, как загадки Элевса и Самотрасы , были древними и местными. Другие были распространены с места на место, как загадки Диониса . В эллинистический период и Римская империя экзотические загадочные религии стали широко распространенными не только в Греции, но и по всей империи. Некоторые из них были новыми творениями, такими как Mithras , в то время как другие практиковались в течение сотен лет назад, как египетские загадки Осириса .
История

Происхождение
по-видимому, развивалась из протоироовропейской религии есть наводящие на мысль о том, что некоторые местные элементы возвращаются еще дальше, чем бронзовый век или гонка , и, хотя очень мало известно о самых ранних периодах , Основная греческая религия , Полем Была также явно культурная эволюция из покойной микенской религии микенской цивилизации . Как литературные условия некоторых важных мифов, так и многие важные заповедники связаны с местами, которые были важными гонками, которые в противном случае стали неважными в греческие времена. [ 34 ]
Микенцы, возможно, относились к Посейдону, к ним богу землетрясений, а также моря, как их главное божество, и формы его имени вместе с несколькими другими олимпийцами узнаваемы в записях в линейном B , в то время как Аполлон и Афродита отсутствуют. Только около половины микенского пантеона, кажется, переживает греческие темные века . Археологические данные о непрерывности в религии намного яснее для Крита и Кипра, чем греческий материк. [ 35 ]
Греческие религиозные концепции могли также поглотить убеждения и практики более ранних, близлежащих культур, таких как минойская религия , [ 36 ] и другие влияния пришли с Ближнего Востока, особенно через Кипр [ 35 ] и Финиция . [ 1 ] Геродот , пишущий в 5 -м веке до нашей эры, проследил много греческих религиозных практик в Египте . Роберт Дж. Болинг утверждает, что греческая и угаритная / ханаанитская мифология имеет много параллельных отношений и что исторические тенденции в религии ханаани могут помочь дате, такие Гомера Илиада как и Одиссея . [ 3 ]
Гипотеза великой богини которой доминировала великая богиня, была вытеснена индоевропейской иевропейской иевропейской иевропейской в о том, что религия каменного века , Некоторые десятилетия, хотя этот вопрос остается слишком плохо подтвержденным для четкого заключения; По крайней мере, доказательства минойского искусства показывают больше богинь, чем боги. [ 37 ] Двенадцать олимпийцев , с Зевсом в роли Sky Pather , безусловно, имеют сильный индоевропейский вкус; [ 38 ] К моменту эпических произведений Гомера все хорошо зарекомендовали себя, за исключением Диониса , но несколько гомеровских гимнов , вероятно, составленных немного позже, посвящены ему.
Архаичные и классические периоды

Архаичная и классическая Греция увидела развитие процветающих городов и каменных храмов для богов, которые были довольно последовательны в дизайне в греческом мире. Религия была тесно связана с гражданской жизнью, а священники были в основном извлечены из местной элиты. Религиозные работы возглавляли развитие греческой скульптуры , хотя, по-видимому, не в настоящее время греческой картины. В то время как много религиозной практики, а также личной, была направлена на развитие солидарности в полисе , ряд важных святилищ разработал «панхеленический» статус, привлекая посетителей со всего греческого мира. Они служили важным компонентом в росте и самосознании греческого национализма. [ 39 ]
Основная религия греков не осталась без сомнения в Греции. Поскольку греческая философия развила свои идеи об этике , олимпийцы были найдены желающими. Несколько известных философов критиковали веру в богов. Самым ранним из них были Ксенофан , которые наказывали человеческие пороки богов и их антропоморфное изображение. Платон писал, что был один высший бог, которого он назвал « формой добра », который, как он верил, была эманацией совершенства во вселенной. Ученик Платона Аристотель также не согласился с тем, что существуют политеистические божества, потому что он не мог найти достаточно эмпирических доказательств для этого. Он верил в первичного двигателя , который установил создание, но не был связан или не интересовался вселенной.
Эллинистический период

В эллинистический период между смертью Александра Великого в 323 году до нашей эры и римским завоеванием Греции (146 г. до н.э.) греческая религия развивалась различными способами, включая расширение, по крайней мере, некоторые из завоеваний Александра. Новые династии Диадочи , Королей и Тиранов часто щедро проводили на храмах, часто следуя Александра, пытаясь навязать себя религиозному культу; Это было гораздо проще для династии Птолемея в Египте, где традиционная древняя египетская религия давно разлагала монархи. Огромный приподнятый алтарь пергамона (в настоящее время в Берлине) и алтарь Иерона на Сицилии являются примерами беспрецедентно больших конструкций того периода.
Новые культы импортируемых божеств, таких как ИГИЛ из Египта , Атаргати из Сирии и Кибеле из Анатолии, стали все более важными, а также несколько философских движений, таких как платонизм , стоицизм и эпикуреанство ; Оба, как правило, отвлекали от традиционной религии, хотя многие греки смогли придерживаться убеждений из более чем одной из этих групп. Серапис был, по сути, эллинистическим творением, если не разработано, а затем распространился в Египте по политическим причинам Птолемея I Soter как гибрид греческих и местных стилей божества. Различные философские движения, в том числе орфики и пифагорейцы , начали подвергать сомнению этику жертвы животных, и действительно ли боги оценили это; Из выживших текстов Empedocles и Fehrastus (оба вегетарианца) были заметными критиками. [ 40 ] Эллинистическая астрология развивалась в конце периода, как еще одно отвлечение от традиционных практик. Несмотря на то, что традиционные мифы, фестивали и убеждения продолжались, эти тенденции, вероятно, уменьшили захват воображения традиционного пантеона, особенно среди образованного, но и среди населения в целом.
Римская империя

Когда Римская Республика завоевала Грецию в 146 году до нашей эры, она заняла большую часть греческой религии (наряду со многими другими аспектами греческой культуры , такими как литературные и архитектурные стили) и включила ее в свои собственные. Греческие боги были приравнивались к древним римским божествам; Зевс с Юпитером , Гера с Юноной , Посейдоном с Нептуном , Афродитой с Венерой , Аресом с Марсом , Артемидой с Дианой Афиной с Минервой , , Гермесом с ртутью , Гефестом с Вулканом , Хестия с Вестой, Деметером с Стера , с Плуто, Тайч с Хеса с Вестой , Цера , с Плуто , Тайч с Вестой , Деметра с Цера , Хефест, Тайч. Фортуна и сковорода с фауном . Некоторые из богов, такие как Аполлон и Бакх , ранее были приняты римлянами. Было также много божеств, которые существовали в римской религии до ее взаимодействия с Грецией, которые не были связаны с греческим божеством, включая Януса и Квиринуса .
Римляне, как правило, не тратили много на новые храмы в Греции, кроме храмов для своего имперского культа , которые были помещены во все важные города. Исключения включают Антонинуса Пия (р. 138–161 гг. С.), Чьи комиссии включают Храм Баалбека Бахуса , возможно, самое впечатляющее выживание из имперского периода (хотя храм Юпитер- Баала рядом с ним было больше). Можно было сказать, что к этому времени греческий мир был хорошо оборудован святилищами. Римские губернаторы и императоры часто ворчали известные статуи из святилищ, иногда оставляя на своем месте современные репродукции. Веррес , губернатор Сицилии с 73 до 70 г. до н.э., был ранним примером, который необычайно был привлечен к ответственности после его отъезда.
После огромных римских завоеваний за пределами Греции новые культы из Египта и Азии стали популярными в Греции, а также в Западной империи.
Подавление и снижение
Первоначальное снижение греко-римского многобожира было отчасти связано с его синкретической природой, ассимиляцией убеждений и практики из различных иностранных религиозных традиций по мере расширения Римской империи. [ страница необходима ] Греко-римские философские школы включали элементы иудаизма и раннего христианства , а религии, такие как христианство и митразм, также становятся все более популярными. Константин я стал первым римским императором, который обратился в христианство, и указ Милана в 313 году. Тем не менее, в Греции и в других местах есть доказательства того, что языческие и христианские общины остались по существу отделенными друг от друга, с небольшим взаимным культурным влиянием. [ страница необходима ] Городские язычники продолжали использовать гражданские центры и храмовые комплексы, в то время как христиане создают свои собственные, новые места поклонения в пригородных районах. Вопреки какой -либо старой стипендии, недавно обращенные христиане не просто продолжали поклоняться в обращенных храмах; Скорее, новые христианские общины, сформированные по мере того, как пожилые языческие общины снизились и в конечном итоге были подавлены и расформированы. [ 41 ] [ страница необходима ]
Римский император Джулиан , племянник Константина, инициировал усилия по прекращению вознесения христианства в империи и реорганизации синкретической версии греко-римского политеизма, которую он назвал «эллинизм». Позже известный как «отступник», Джулиан был воспитан христианином, но принял язычество своих предков в раннем взрослом возрасте. Обращая внимание на то, как христианство в конечном итоге процветало при подавлении, Джулиан проводил политику маргинализации, но не разрушения в отношении церкви; терпимый и иногда одобрять государственную поддержку другим выдающимся веру (особенно иудаизма), когда он считает, что это может ослабить христианство. [ 42 ] Христианская подготовка Джулиана повлияла на его решение создать единственную организованную версию различных старых языческих традиций, с централизованным священством и последовательной частью доктрины, ритуала и литургии, основанной на неоплатонизме . [ 43 ] [ 44 ] С другой стороны, Джулиан запретил христианским педагогам использовать многие великие произведения философии и литературы, связанных с греко-римским язычеством. Он считал, что христианство значительно получило выгоду не только доступа к ному влиянию на классическое образование. [ 42 ]
Преемники Джулиана Джовиан , [ 45 ] Валентинец I и Валенс Джулиана продолжили политику религиозной терпимости в империи, получив их обоих похвалы со стороны языческих писателей. [ 46 ] Официальное преследование язычества в Восточной империи началось при Феодосии I в 381 г. н.э. [ 47 ] Феодосий строго соблюдал антипаганские законы, расформировалось священство, разрушали храмы и активно участвовали в христианских действиях против языческих святых мест. [ 48 ] Он принял законы, которые запрещали поклонение языческим богам не только на публике, но и в частных домах. [ 43 ] Последние Олимпийские игры были проведены в 393 г. н.э., и Феодосий, вероятно, подавил любые дальнейшие попытки удержать игры. [ 14 ] Император Западной империи Гратиан под влиянием своего советника Амброуза закончил широко распространенную, неофициальную терпимость, которая существовала в Западной Римской империи со времен правления Джулиана. В 382 г. н.э. Гратиан присвоил доход и имущество оставшихся орденов языческих священников, расформировал девственницы в области, снятые алтари и конфискованные храмы. [ 49 ]
Несмотря на официальное подавление римским правительством, поклонение греко-римским богам сохранялось в некоторых сельских и отдаленных регионах в раннем средневековье . Заявленный храм в Аполлон, с сообществом верующих и связанной священной рощи, выжил в Монте -Кассино до 529 г. н.э., когда он был насильственно превращен в христианскую часовню Святой Бенедиктом Серджией , который уничтожил алтарь и вырубил рощу. [ 50 ] Другие языческие общины, а именно маниоты , сохранялись на полуострове Мани Греции, по крайней мере, до 9 -го века. [ 41 ]
Современные пробуждения

Греческая религия и философия испытали ряд возрождений, во -первых, в искусстве, гуманитарных и духовности неоплатонизма эпохи Возрождения , которые, по мнению многих, оказали последствия в реальном мире. В течение периода (14–17 веков), когда древняя греческая литература и философия получили широкую оценку в Европе, эта новая популярность не распространялась на древнюю греческую религию, особенно оригинальные теистские формы, и большинство новых экзаменов греческой философии были написаны в твердой Христианский контекст. [ 51 ]
Ранние возрожденные , с различной степенью приверженности, были англичане Джон Франшам (1730–1810), заинтересованные в неоплатонизме , и Томас Тейлор (1758–1835), которые создали первые английские переводы многих неоплатонических философских и религиозных текстов.
Совсем недавно возрождение началось с современного эллинизма , как его часто называют. В Греции этот термин - эллинская национальная религия ( ελληνική εθνική θρησκεία ). Современный эллинизм отражает неоплатонические и платонические спекуляции (представленные в Porphyry , Libanius , Proclus и Julian ), а также в классической культовой практике. Но у него гораздо меньше последователей, чем греческое православное христианство . Согласно оценкам, сообщаемым Государственным департаментом США в 2006 году, возможно, 2000 последователей древнегреческой религии из общего греческого населения в 11 миллионов человек. [ 52 ] Но лидеры эллинизма размещают эту цифру на 100 000 человек. [ 53 ]
Смотрите также
Примечания
- ^ Jump up to: а беременный Барбетт Стэнли Спейт (2013). Кембриджский компаньон для древних средиземноморских религий . Нью-Йорк. ISBN 978-0-521-11396-0 Полем OCLC 826075990 .
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ Эстер Эйдинов; Джулия Киндт (2017). Оксфордский справочник древнегреческой религии . Оксфорд, Великобритания. ISBN 978-0-19-881017-9 Полем OCLC 987423652 .
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ Jump up to: а беременный Воин, Валери М. (2009). Греческая религия: сборник источников . Newburyport, MA: Focus. ISBN 978-1-58510-031-6 Полем OCLC 422753768 .
- ^ Барбетт Стэнли Спейт (2013). Кембриджский компаньон для древних средиземноморских религий . Нью-Йорк. ISBN 978-0-521-11396-0 Полем OCLC 826075990 .
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ Burkert (1985), 2: 1: 4
- ^ Burkert, Walter (1985). Греческая религия . Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета. п. 129
- ^ Отто, WF (1954). Гомеровские боги: духовное значение греческой религии . Нью -Йорк: Пантеон. п. 131.
- ^ Розивач, Винсент Дж. (1994). Система публичной жертвы в четвертом веке (BCE) Афинах Атланта, штат Джорджия: Scholars Press. п. 1
- ^ Erwin Rohde Psyche: Культ душ и веры в бессмертие среди греков . Нью -Йорк: Harper & Row 1925 [1921]
- ^ Эймс-Льюис 2000 , с. 194.
- ^ Omitowoju {какая книга?}, С. 36; Cartledge, Millet & Todd, Nomos: эссе в афинском праве, политике и обществе , 1990, Cambridge Up, стр. 126
- ^ Burkert (1985), Введение: 2; Религии древнего мира: гид
- ^ Паусания , описание Греции 8. 47.2
- ^ Jump up to: а беременный Burkert (1985), Введение: 3
- ^ Уолтер Беркерт, Греческая религия (1985), 2: 1: 1, 2: 1: 2. Более экзотические местные формы жертвы см. В Лаприи (Фестиваль) , Ксантику и Ликайя . Высокое разделение животного должно было вернуться к на трюку Прометея Зевсе
- ^ Уолтер Беркерт, Греческая религия (1985): 2: 1: 1; В некоторой степени разные животные считались подходящими для разных божеств, от быков для Зевса и Посейдона до голуби для Афродиты, Беркерт (1985): 2: 1: 4
- ^ Struck, PT (2014). «Животные и гадания», в Кэмпбелле, Г.Л. (ред.), Оксфордский справочник животных в классической мысли и жизни , 2014, издательство Оксфордского университета. Doi: 10.1093/oxfordhb/9780199589425.013.019, онлайн
- ^ Burkert (1985): 2: 1: 2
- ^ Burkert (1985): 2: 1: 4
- ^ Сара Хитч, король жертвы: ритуал и королевская власть в Илиаде , онлайн, в архивировании 2021-01-25 в Центре эллинских исследований в Гарвардском университете.
- ^ Мейли, греческая жертва обычаи , 1946
- ^ Чедвик, Джон (1976). Микенский мир . Нью -Йорк: издательство Кембриджского университета. п. 85 ISBN 978-0-521-29037-1 .
- ^ Майлз, 219-220
- ^ Теории обсуждаются в главе 1 греческих святилищ: новые подходы , ред. Робин Хэгг и Нанно Маринатос , 2002, Routledge, ISBN 113480167X , 9781134801671, Google Books
- ^ Майлз, 213
- ^ Мили, 212-213, 220
- ^ Стивенсон, 48-50; Майлз, 212-213, 220
- ^ Стивенсон, 68-69
- ^ Саймон, Стивен Дж. «Функции жриц в греческом обществе». Классический бюллетень . 67 (2). ProQuest 1296355183 .
- ^ Диллон, Мэтью. «Девочки и женщины в классической греческой религии» . Researchgate .
- ^ Holderman, Элизабет (7 июня 2021 года). Изучение греческой жрицы . Отпечатано Университетом Чикагской Прессы - через Hathitrust.
- ^ Jump up to: а беременный Диллон, Мэтью. «Девочки и женщины в классической греческой религии» . Researchgate .
- ^ Burkert (1985): 4: 1: 1.
- ^ Burkert (1985): 1: 1, 1: 2
- ^ Jump up to: а беременный Burkert (1985): 1: 3: 6
- ^ Burkert (1985): 1: 3: 1
- ^ Burkert (1985): 1: 3: 5
- ^ Burkert (1985): 1: 2
- ^ Burckhardt 1999 , p. 168: «Установление этих панхеллеленных мест, которые еще оставались исключительно эллинскими, было очень важным элементом роста и самосознания эллинского национализма; это было однозначно решающе в разрушении вращения между племенами и оставалось самым мощным препятствием на пути к фрагментация в взаимно враждебный полюс ".
- ^ Burkert (1972), 6-8
- ^ Jump up to: а беременный Грегори Т. (1986). Выживание язычества в христианской Греции: критическое эссе. Американский журнал филологии , 107 (2), 229-242. doi: 10.2307/294605
- ^ Jump up to: а беременный Браун, Питер, мир покойной античности, WW Norton, Нью -Йорк, 1971, с. 93.
- ^ Jump up to: а беременный «История церкви», Филипп Хьюз, Heed & Ward, Rev Ed 1949, Vol I Глава 6. [1]
- ^ ПЛИНИ
- ^ Themistius Oration 5; Фотос, воплощение церковной истории Филосторгия , 8.5
- ^ Ammianus достижения 20.9; Themisitius Oration 12.
- ^ Гриндл, Гилберт (1892). Разрушение язычества в Римской империи , стр. 29-30.
- ^ Рамсей МакМуллан (1984) Христианизация Римской империи AD 100–400 , издательство Йельского университета, с.90.
- ^ Теодосийский код 16.10.20; Отношения Symmachus 1-3; Амброуз послание 17-18.
- ^ Папа Грегори I (2009). "7: 10-11". Жизнь святого Бенедикта . Перевод Терренса Кардонга, OSB. Collegeville, MN: Литургическая пресса. п. 49
- ^ Открытый университет, глядя на Ренессанс: религиозный контекст в эпохи Возрождения (Получено 10 мая 2007 г.)
- ^ Греция . State.gov. Получено на 2013-07-28.
- ^ Эллинская религия сегодня: Политеизм в современной Греции . YouTube (2009-09-22). Получено на 2013-07-28.
Ссылки
- Эймс-Льюис, Фрэнсис (2000), Интеллектуальная жизнь раннего художника эпохи Возрождения , Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета, ISBN 0-300-09295-4
- Burkert, Walter (1972), Homo necans
- Беркерт, Уолтер (1985), Греческая религия: архаичная и классическая , издательство Гарвардского университета, издательство, ISBN 0674362810 . Широко считается стандартной современной учетной записью, онлайн на archive.org .
- Беркхардт, Джейкоб (1999) [1872]. Греки и греческая цивилизация . Нью -Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 978-0-312-24447-7 .
- Майлз, Маргарет Мелани. Компаньон греческой архитектуры . Малден, Массачусетс: Джон Уайли и сыновья, 2016.
- Стивенсон, Грегори, власть и место: храм и идентичность в Книге Откровения , 2012, Уолтер де Грютер, ISBN 3110880393 , 9783110880397, Google Books
Дальнейшее чтение
- Кук, Артур Бернард , Зевс: исследование в древней религии , (3 тома), (1914–1925). Нью -Йорк, Bibilo & Tannen: 1964. Asin b0006bmdna
- Том 1: Зевс, Бог яркого неба , библу-мозер, 1 июня 1964 г., ISBN 0-8196-0148-9 (перепечатка)
- Том 2: Зевс, Бог темного неба (гром и молния) , библу-мозер, 1 июня 1964 г. ISBN 0-8196-0156-X
- Том 3: Зевс, Бог темного неба (землетрясения, облака, ветер, роса, дождь, метеориты)
- Доддс, Эрик Робертсон , греки и иррациональные , 1951.
- Mircea Eliade , Шаманизм: архаичные методы экстази , 1951.
- Льюис Ричард Фарнелл, Культы греческих государств 5 томов. Оксфорд; Кларендон 1896–1909. Все еще стандартная ссылка.
- Льюис Ричард Фарнелл, Греческий герой Культы и идеи бессмертия , 1921.
- Джейн Эллен Харрисон, Themis: изучение социального происхождения греческой религии , 1912.
- Джейн Эллен Харрисон, Epilegomena для изучения греческой религии , 1921.
- Карл Керени , боги греков
- Карл Керени, Дионис: Архетипический образ неразрушимой жизни
- Карл Керени, Элевсис: Архетипический образ матери и дочери. Центральный современный учет элевсиновских загадок .
- Дженнифер Ларсон, древнегреческие культы: гид Нью -Йорк: Routledge, 2007. ISBN 978-0-415-32448-9
- Джон Д. Микалсон, афинская популярная религия. Чапел Хилл: Университет Северной Каролины Пресс, 1983. ISBN 0-8078-4194-3 .
- Мартин П. Нильссон , греческая популярная религия , 1940.
- Марк Уильям Падилья, (редактор), «Обряды прохода в Древней Греции: литература, религия, общество» , издательство Бакнеллского университета , 1999. ISBN 0-8387-5418-X
- Роберт Паркер, Афинская религия: история Оксфорд: Кларендон Пресс, 1996. ISBN 0-19-815240-X .
- Паркер, Роберт (24 ноября 2005 г.). Политеизм и общество в Афинах . УП Оксфорд. ISBN 978-0-19-927483-3 .
- Паркер, Роберт (15 марта 2011 г.). На греческой религии . Издательство Корнелльского университета. ISBN 978-0-8014-6175-0 .
- Андреа Пурвис, единственные посвящения: основатели и новаторы частных культов в классической Греции , 2003.
- Раск, Ка (2023). Личный опыт и материальность в греческой религии . Лондон: Routledge. ISBN 9781032357485 .
- Уильям Риджуэй, драмы и драматические танцы невропейских гонок в особой ссылке на происхождение греческой трагедии, с приложением о происхождении греческой комедии , 1915.
- Уильям Риджуэй, Происхождение трагедии со специальной ссылкой на греческих трагедий , 1910.
- Ксавье Риу, Дионизизм и комедия , Ланхэм: Роуман и Литтлфилд Издатель, 1999. ISBN 0-8476-94442-9 .
- Эрвин Роде , Психика: Культ душ и веры в бессмертие среди греков , 1925 [1921].
- Уильям Смит , Словарь греческой и римской биографии и мифологии , 1870.
- Sourvinou-Inwood, Christiane (1990). «Что такое религия полиса?». В Мюррее, Освин; Прайс, Srf (ред.). Греческий город: от Гомера до Александра . Оксфорд: Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета / Кларендон Пресс. С. 295–322.
- Мартин Личфилд Уэст , Орфические стихи , 1983.
- Мартин Личфилд Уэст, Ранняя греческая философия и Восточная , Оксфорд, Кларендон Пресс, 1971.
- Мартин Личфилд Уэст, Восточное лицо Хеликона: западно -азиатские элементы в греческой поэзии и мифе , Оксфорд [Англия]; Нью -Йорк: Clarendon Press, 1997.
- Уолтер Ф. Отто , Гомерные боги: духовное значение греческой религии , Нью -Йорк: Пантеон, 1954
Внешние ссылки
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Encyclopædia Britannica (11 -е изд.). Издательство Кембриджского университета.